История становления и развития системы профессионального музыкального образования в Республике Бурятия
Этапы развития музыкальной культуры и искусства в советский период освещены в таких трудах, как «История русской советской музыки» (М., 1956), «История музыки народов СССР» (М., 1970), «Музыкальная культура автономных республик РСФСР» (М., 1957), «Музыка Сибири и Дальнего Вое тока» (М., 1982), «Музыкальная культура РСФСР» М. Тараканова (М., 1987) и др. Особый интерес представляет фундаментальное… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Становление системы профессионального музыкального образования в Бурят-Монгольской АССР (1923−1945 гг.)
- 1. 1. Традиции народной музыкальной культуры бурят как основа формирования профессионального музыкального искусства и образования
- 1. 2. Формирование профессиональной музыкальной культуры в Бурят-Монгольской АССР
- 1. 3. Становление системы профессионального музыкального образования в Бурят-Монгольской АССР
- Глава 2. Развитие системы профессионального музыкального образования в Бурятской АССР (1946−1991 гг.)
- 2. 1. Организация сети учреждений начального профессионального музыкального образования в Бурятской АССР
- 2. 2. Развитие среднего профессионального музыкального образования в Бурятской АССР
- 2. 3. Формирование высшего профессионального музыкального образования в Бурятской АССР
История становления и развития системы профессионального музыкального образования в Республике Бурятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Актуальность изучения истории профессионального музыкального образования в Республике Бурятия обусловлена потребностью в научном осмыслении различных аспектов развития национальной культуры и образования с учетом новой социокультурной ситуации региона, создания инновационных учреждений в сфере музыкального образования. Их актуализация вызвана обострением многих духовных и нравственных проблем общества, современным состоянием музыкальной жизни в условиях кардинальных перемен.
Система образования является той социокультурной ценностью, которая позволяет сохранить национальные традиции республики, формирует духовность и определяет национальные ценности образования. Уровень развития и содержание различных видов образования дает возможность судить о базовых гуманитарных ценностях государства, о путях совершенствования социокультурной системы страны. В этой связи представляется актуальной проблема изучения и обобщения исторического опыта становления и развития системы профессионального музыкального образования в Бурятии с 1923 по 1991 гг. для того, чтобы представить целостную картину ее функционирования в исследуемый период.
С изменением социально-экономических отношений в стране, переходом к рынку, демократизацией начались изменения и в системе образования, которые отражены в законе РФ «Об образовании» (1992 г.). В законе названы принципы государственной политики в области образования, в том числе «единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства"1. Данный документ закрепил вариативность, многообразие типов и видов образовательных учреждений, государственных образовательных программ.
С целью выработки единой государственной политики в области сохранения и развития системы профессионального образования в сфере культуры и искусств была разработана «Концепция развития образования в л сфере культуры и искусства в РФ на 2008;2015 гг.». В Концепции поставлена цель — обеспечение условий для эффективного развития отечественной системы образования в соответствии с приоритетами государственной политики в области культуры и искусства, в данном документе отражены стратегические задачи социально-экономического развития России, направленные на сохранение лучших отечественных традиций образования в сфере культуры и искусства в процессе адаптации высшего профессионального образования к международным тенденциям, в том числе в рамках Болонского процесса.
Социально-экономическая и общественно-политическая обстановка, коренной переход к демократическим основам в жизни страны и ее субъектов актуализируют проблему подготовки квалифицированных кадров в сфере культуры и образования. В этих условиях проблема, связанная с качеством подготовки специалистов для учреждений культуры и образования, представляет социальную значимость.
Научное исследование феномена исторического развития профессионального музыкального образования в Бурятии (1923;1991 гг.) в контексте музыкально-художественной жизни существенно дополнит и расширит общую картину истории развития культуры и системы образования республики. Всё это обусловливает актуальность обращения к заявленной теме.
Степень научной разработанности проблемы. Историография исследуемой проблемы включает работы по теории и истории музыкальной культуры и искусства, методологические и историко-педагогические исследования проблем музыкального образования.
Вопросы культуры и искусства наиболее полно освещены в трудах выдающихся деятелей, таких как Д. С. Лихачев, М. С. Каган. Характеристика явлений, относящихся к функционированию учреждений образования и культуры, высказана в музыковедческих трудах социологической ориентации А.Н. Сохора4. Учёный подчеркивал важность обращения исследователей к анализу процессов реального функционирования художественной культуры в определенных социально-исторических условиях каждого конкретного периода.
Этапы развития музыкальной культуры и искусства в советский период освещены в таких трудах, как «История русской советской музыки» (М., 1956), «История музыки народов СССР» (М., 1970), «Музыкальная культура автономных республик РСФСР» (М., 1957), «Музыка Сибири и Дальнего Вое тока» (М., 1982), «Музыкальная культура РСФСР» М. Тараканова (М., 1987) и др. Особый интерес представляет фундаментальное исследование «Музыкальная культура Сибири» (Новосибирск, 1997). Коллективом авторов рассмотрено многообразие процессов, протекавших в области музыкальной культуры в Сибирском регионе, исследована традиционная музыка коренных народов, становление и развитие профессиональных композиторских школ в автономных образованиях, проанализировано творчество известных национальных композиторов, подготовлено аудиоприложение. Данное исследование кратко знакомит и с историей музыкального образования в областях и республиках Сибири.
Локальные особенности развития музыкальной культуры представлены в исследованиях И .Я. Харкеевича «Музыкальная культура Иркутска» (Иркутск, 1987), Н. И. Головневой «Становление и развитие якутской профессиональной музыкальной культуры (1920;1985 гг.)» (Новосибирск, 1994), В. Ю. Сузукей «Музыкальная культура Тувы в XX столетии» (М., 2007). В данных трудах освещены истоки становления и этапы развития музыкальной культуры и образования в исследуемых регионах.
В диссертационных исследованиях И. В. Белоносовой, М. С. Кряжева, М. И. Литвин, Е. В. Прыгун рассмотрена история становления и развития музыкальной культуры и образования городов Сибири5.
Анализ вышеперечисленных исследований показал, что в исследуемый период музыкальное образование во многих регионах развивалось в соответствии с задачами государственной политики, одним из основных направлений которой было формирование социалистической культуры, национальной по содержанию. Исследователи единодушны во мнении о значимости вклада педагогов-музыкантов, направленных из центральных городов страны, в становлении и развитии профессионального музыкального образования автономных республик, краев и областей Сибири.
Профессиональное музыкальное образование органично связано с изучением художественной культуры бурят. Изучению традиционной бурятской музыкальной культуры посвящены работы искусствоведов Д. С. Дугарова, Б. В. Олзоева, Л. Д. Дашиевой. В работах Б. В. Олзоева, одного из первых исследователей бурятского музыкального фольклора, дана жанровая характеристика бурятских народных песен, их особенности6. Д. С. Дугаров впервые представил бурятские народные песни в локальных исполнительских традициях7. Л. Д. Дашиева рассматривает жанры традиционной музыкальной культуры бурят во взаимосвязи с обрядовым фольклором8. Перечисленные работы представляют искусствоведческий характер в области изучения музыкального фольклора бурят.
Кроме вышеназванных работ, устное народное творчество бурят освещено в работах филологов А. И. Уланова, М. И. Тулохонова, Г. Д. Фроловой и др9. Работа А. И. Уланова «Бурятский героический эпос» посвящена характеристике древних основ эпических произведений бурят в контексте их этнической истории и культурно-хозяйственной традиции. В монографии М. И. Тулохонова проанализированы исторические песни бурят в историко-филологическом аспекте. В работе Г. Д. Фроловой рассмотрены локальные особенности бурятских народных песен этнической группы бурят Предбайкалья — хонгодоров.
Изучению музыкального инструментария бурят посвящена работа Ю. А. Банеева «Современные бурятские народные инструменты» (Улан-Удэ, 1993), где дана общая характеристика национальных инструментов и описаны их разновидности. В монографии В. В. Китова «Оркестр бурятских народных инструментов» (Улан-Удэ, 2001) всесторонне исследована история развития исполнительства на бурятских народных инструментах и процесс формирования музыкально-образовательных структур в данной профессиональной ветви.
Проблемы становления бурятского профессионального музыкального искусства и образования изложены в трудах П.М. Берлинского10. Среди них особый интерес представляет его работа «Перспективы музыковедческой работы и музыкального строительства в Бурятии» (Верхнеудинск, 1931). где рассматриваются проблема становления и перспективы развития профессионального музыкального образования в Бурятии, в частности детской музыкальной школы и техникума искусств.
Большой интерес вызвал опубликованный в 1940;м году сборник статей «Р1скусство Бурятской АССР», изданный в связи с проведением первой декады бурят-монгольского искусства в Москве11. Он включает ценный фактический материал по содержанию музыкальной культуры республики в 1920;1930;е гг.: статьи об искусстве и литературе Бурятии, о состоянии Бурят-Монгольского театрально-музыкального училища им. П. И. Чайковского, бурятских народных инструментах, композиторах и актерах республики.
Проблеме развитию жанров профессиональной бурятской музыки, их особенностям, а также творческим портретам мастеров искусств Бурятии посвящены работы искусствоведа О.И. Куницына12, которые носят музыковедческий характер и освещают историю музыкального образования фрагментарно. Работы Т. М. Матхановой, И. Ф. Козулиной, Н. Ю. Мадуева,.
1 1.
Э.В. Бурусвой и С. Б. Самбуевой и др. посвящены творческой деятельности композиторов и певцов Бурятиив них вопросы истории системы профессионального музыкального образования не рассматривались.
В работах «Русские в Бурятии: история и современность» (Улан-Удэ, 2002), Н. Ц. Цибудеевой «Тропинка первая моя, лети от школьного порога» (Улан-Удэ, 2003) раскрыта творческая деятельность русских музыкантов-педагогов Б. П. Сальмонта, П. М. Берлинского, В. И. Морошкина, В. Обыденной и др., сыгравших большую роль в становлении и развитии музыкального образования в Бурятии. Следует отметить, что имеющиеся труды о театре, искусстве, музыкальной жизни Улан-Удэ и республики14, освещали историю профессионального музыкального образования лишь фрагментарно.
В контексте изученности проблемы следует назвать ряд исследований, в которых рассмотрены различные аспекты истории становления и развития системы профессионального музыкального образования в стране. В период создания первых российских музыкальных учебных заведений в дореволюционной России вопросы истории музыкального образования были рассмотрены в трудах Г. А. Лароша, H.A. Римского-Корсакова, А. Г. Рубинштейна, А. Н. Серова, В.В. Стасова13. Проблемы музыкального образования нашли отражение в историко-теоретических работах послеоктябрьского периода, главной задачей которого было музыкальное просвещение народных масс, подъём их художественного уровня (Н.Я. Брюсова, A.B. Луначарского, Б.Л. Яворского)16. Особую ценность среди исследований этого периода представляют работы Б.В. Асафьева17. Его музыкально-теоретическая концепция и методические рекомендации явились фундаментом научной разработки, практической постановки музыкального образования и воспитания: интонационное учение, динамическое исследование музыкальной формы, трактовка взаимосвязи процессов восприятия и логической организации музыкального произведения.
Среди российских исследований советского периода необходимо отметить фундаментальные по вопросам изучения проблем теории и истории музыкального образования в стране, таких ученых как Л. А. Баренбойм, Д. Б. Кабалевский, В. Г. Каратыгин, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая и др.18 Основные этапы становления музыкального образования в СССР получили освещение в работе Е. Ф. Бронфин «Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия» (М., 1984), а также в сборнике «Методические записки по вопросам музыкального образования» (М., 1966).
Труды, посвященные ведущим учебным заведениям страны: «Московская консерватория (1866−1966)» (М., 1966), «История музыкальных учебных заведений им. Гнесиных» (М., 1981), «Ленинградская консерватория в воспоминаниях» (Л., 1987), содержат фактологический материал по истории музыкального образования, в них представлены биографические сведения о преподавателях и выпускниках этих учебных заведений. Перечисленные работы освещают события в столичных городах, дают представление о формировании политики советского государства в области профессионального музыкального образования.
В последнее 10-летие отмечается значительно возросший интерес к изучению музыкального образования в республике. Среди них необходимо отметить работу С. Б. Самбуевой, Т. Б. Дугаровой «Из истории музыкального образования Республики Бурятия». (Улан-Удэ, 2006). Авторами кратко изложена история возникновения и развития музыкальных учебных заведений республики — детские музыкальные школы, средние специальные учебные заведения, вузы. В работе отсутствует комплексный анализ истории становления и развития системы профессионального музыкального образования в Бурятии в рассматриваемый нами период.
В сборнике статей «Музыкальное образование в Бурятии: проблемы и перспективы» (Улан-Удэ, 2005) рассмотрены вопросы теории и методики музыкального образования, а также история становления отдельных образовательных учреждений музыкального образования, в частности, детских музыкальных школ г. Улан-Удэ и музыкального училища им. П. И. Чайковского. Между тем в сборнике нет работы, характеризирующей в целом систему профессионального музыкального образования в Бурятии.
История становления и развития Восточно-Сибирского государственного института культуры, крупнейшего вуза региона, являющегося научным и учебно-методическим центром Восточной Сибири в области подготовки кадров в сфере культуры и искусства исследуется в работах С. И. Никифорова. Так, в работе «Виват, академия! История вуза 1960;2000 гг.» (Улан-Удэ, 2002) описано становление вуза и превращение его в образовательный научный центр многоуровневой системы подготовки кадров. В другой работе — «Гордость академии» (Улан-Удэ, 2005) — С. И. Никифоровым представлены справочно-библиографические данные о выпускниках вуза, достигших высоких творческих успехов в профессиональной деятельности.
Следует отметить, что работы, касающихся средних специальных музыкальных учебных заведений Бурятии, появились в связи с юбилейными датами со дня их образования. Так, в сборнике статей, посвященном 75-летию среднего специального образования Республики Бурятия19, кратко освещена история создания средних специальных учебных заведений республики, включая музыкальное училище им. П. И. Чайковского, училище культуры и искусств, музыкальное отделение Бурятского республиканского педагогического училища.
Этапы жизнедеятельности одного из старейших специальных учебных заведений республики — музыкального училища им. П. И. Чайковского, рассмотрены в работе Т. Б. Дугаровой, С. Б. Самбуевой, М. Д. Рантаровой «70 лет Улан-Удэнскому музыкальному колледжу» (Улан-Удэ, 2002). К 75-летию данного заведения была выпушена серия сборников, посвященных отделениям учебного заведения и творческим портретам педагогов20.
В связи с юбилейными датами Бурятского республиканского училища культуры и искусств были изданы «Культпросвет, мы все твои бойцы. «,.
Мы факел культуры несем в народ"21, в которых отражена история культурно-просветительного училища, включены воспоминания преподавателей.
Процесс становления и развития первого в республике среднего специального учебного заведения по подготовке музыкально-педагогических кадров среднего звена — учителей музыки и музыкальных руководителей, прослеживается в работах Н. Ц. Бальжинимаева, Г. Б. Баировой «Бурятский республиканский педагогический колледж: прошлое и настоящее» (Улан-Удэ, 1999), Хальбаевой A.A., Содбоева З. С., Содбоевой М. С. «Искусство жить и работать ради будущего» (Улан-Удэ, 2004).
История развития культуры Бурятии исследована в фундаментальных трудах, как «История Бурят-Монгольской АССР», «Очерки истории культуры Бурятии» и др. «В них отражены общие положения национальной культурной политики государства, преобразования культурных учреждений в советский период. Обобщающий характер носят труды Б. С. Санжиева, Е. Г. Санжиевой, Б. В. Базарова, З. Е. Цыреновой, В. В. Номогоевой, где анализируются проблемы национально-культурной политики XX BeKa2j. Но в данных исследованиях профессиональное музыкальное образование не являлось объектом исследования.
Особый интерес вызывают диссертационные работы региональных исследователей: М. С. Антоновой, А. О. Дагдановой, Я. О. Жабаевой и др. Так, М. С. Антоновой исследованы особенности становления и развития художественной самодеятельности в Бурятии (1923 — конец 1950;х гг.), истоки которой тесно связаны с формированием профессионального музыкального образования в республике в 1920;1930;е гг." .
А.О. Дагдановой рассмотрена история становления и развития средних специальных учебных заведений Республики Бурятия в 1923;1991 гг., в том числе Улан-Удэнского музыкального училища им. П. И. Чайковского, Бурятского республиканского культурно-просветительного училища, Кяхтинского культурно-просветительного училища25.
В своем исследовании Я. О. Жабаева раскрывает вопросы истории становления и развития профессиональной музыкальной культуры Бурятии с 1923 по 1945 г.- один из разделов посвящен становлению музыкального образования26.
Анализ показывает, что в научных исследованиях по теории и истории музыки, фольклора, музыкальной педагогики, проблемам развития бурятского национального музыкального искусства и отдельным вопросам истории профессионального музыкального образования нет цельной и объективной работы, раскрывающей в полном объеме все этапы и аспекты истории становления и развития системы профессионального музыкального образования в Бурятии.
Целью исследования является проведение комплексного анализа истории становления и развития системы профессионального музыкального образования в Бурятии с 1923;1991 гг.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
• рассмотреть особенности традиций народной музыки бурят как основу формирования профессионального музыкального искусства и образования;
• выявить и проанализировать факторы, повлиявшие на процесс формирования и функционирования учреждений профессионального музыкального образования в республике;
• определить основные периоды истории становления и развития срютемы профессионального музыкального образования в Республике Бурятии;
• показать значение исследуемого исторического процесса в развитии системы профессионального музыкального образования в Республике Бурятия на современном этапе.
Объектом исследования является система профессионального музыкального образования в Республике Бурятия в период с 1923 по 1991 г.
Предметом исследования является история становления и развития системы профессионального музыкального образования в Республике Бурятия.
Хронологические рамки охватывают период с 1923 по 1991 г. Исходная дата исследования* связана с образованием Бурят-Монгольской АССРконечная дата — с началом реформирования образования, вызванного кардинальными изменениями в социально-экономической и политической жизни общества.
Территориальные рамки исследования определяются современными границами Республики Бурятия, являющейся крупным национальным образованием России, с учетом изменений ее административного устройства и переименований: с 1923 г. — Бурят-Монгольская АССР, с 1958 г. -Бурятская АССР.
Источниковедческую базу исследования составили как опубликованные, так и неопубликованные ранее документы и материалы, которые разделены на несколько групп.
I группу представляют неопубликованные источники — архивные материалы фондов Национального архива Республики Бурятия: ф. Р-60 -Министерства народного просвещения Бурят-Монгольской АССР, ф. Р-61 -Министерства народного просвещения Бурят-Монгольской автономной области Дальне-Восточной республики, ф. Р-248 — Совета Министров Бурятской АССР, ф. Р-475 — Президиума Верховного Совета Бурятской АССР, ф. Р-955 — Министерства культуры Бурятской АССР, ф. Р-1512 — Улан-Удэнского музыкального училища им. П. И. Чайковского, ф. Р-755, 3006 -Восточно-Сибирского государственного института культуры, ф. Р-666 -Бурятского государственного педагогического института им. Д. Банзарова, ф. Р-941 — личного фонда народного артиста СССР Г. Ц. Цыдынжапова. Это материалы, касающиеся деятельности музыкальных учебных заведений: планы, годовые отчеты, справки, различные постановления и докладные записки. К этой группе источников относятся приказы и постановления.
Совета Министров СССР, РСФСР, правительства Бурят-Монгольской АССР (с 1958 г. — Бурятской АССР), составившие нормативную, законодательную и организационную основу профессионального музыкального образования в исследуемый период.
II группу составляют опубликованные документы и материалы, изданные в разные годы. К изучению процессов становления и развития музыкального образования были привлечены публикации документов и материалов: «Из истории советского музыкального образования: сб. материалов и документов. 1917;1927». (Л., 1969), «Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября (1917;1920): Хроника. Документы. Материалы. Октябрь. 1917;1920» (М., 1972), которые освещают события в столичных городах в послереволюционное десятилетие, дают представление о формировании политики молодого советского государства в области музыкального образования.
В сборнике «Культурное строительство в Бурятской АССР (1917;1981 гг.)» (Улан-Удэ, 1983) представлены документы и материалы, касающиеся создания системы музыкального образования в Бурятии.
III группу источников составили статьи, письма, дневники, мемуары выдающихся мастеров культуры Бурятии изучаемого периода, в том числе неопубликованные материалы из личных архивов. К числу последних относятся личные архивы Д. Д. Артемьевой, В. А. Останина, в которых представлен интересный материал, касающийся истории профессионального музыкального образования и позволяющий более полно и объективно представить духовный колорит эпохи.
IV группу составляют материалы периодической печати, содержащие информацию о различных сторонах музыкальной жизни Бурятии и в целом России. В диссертации использованы статьи российских изданий «Советская музыка», «Искусство и образование», «Балет», рассматривающие вопросы истории, теории и методики художественного образования, в том числе музыкального.
В исследовании музыкальной культуры и образования Бурятии были использованы материалы республиканских журналов «Культура Бурятии», «Вершины», «Свет над Байкалом» (с 1961 г. выходит под названием «Байкал» на 2-х яз.) и газет «Бурят-Монгольская правда», «Бурят-Монгольский комсомолец», «Правда Бурятии», «Буряад унэн», «Бурятия», «Молодежь Бурятии», «ТВ — Прайм», посвященные тем или иным вопросам культурных преобразований, музыкального образования, деятельности образовательных учреждений. Сопоставление разных публикаций способствовало установлению объективной точки зрения на противоречивые сведения и правильной оценки событий.
Таким образом, источнртковая база представлена значительным по объему и разнообразным по содержанию кругом источников, достаточным для объективного освещения основных вопросов диссертационного исследования. Комплексный анализ документов и материалов позволил подробно рассмотреть историю становления и развития системы профессионального музыкального образования в Бурятии, тем самым разрешить поставленные цели и задачи.
Методологическая база исследования. Проблема становления и развития профессионального музыкального образования в Бурятии рассматривается сквозь призму цивилизационного подхода. Цивилизационный подход позволяет оценить особенности функционирования системы профессионального музыкального образования в Бурятии в общероссийской системе образования.
Исследование базируется на фундаментальных принципах исторической науки — историзма и объективности. Принцип историзма заключается в соблюдении хронологической последовательности событий и явлений, оценка фактов, исходя из реалий конкретного периода и устанавливающем связи каждого момента исторического процесса с его прошлым и будущим. Принцип объективности требует всестороннего анализа исторических фактов, процессов в совокупности его положительных и отрицательных сторон. Наряду с системным подходом в ходе исследования использовались как общие, так и специальные методы научного познания. Общенаучные методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция и другие методологические инструменты использовались в совокупности, что обеспечивал комплексный подход к изучению избранной темы.
Из специальных методов были применены хронологический, сравнительный, описательный. Хронологический метод применялся в определении качественных изменений процессов музыкального образования в соответствии с течением исторического времени. С помощью сравнительного метода прослеживалась динамика развития системы музыкального образования в Бурятии в сравнении с развитием музыкального образования в СССР в целом. Описательный метод позволил проследить проблему на протяжении с 1923 по 1991 г. в событийно-историческом плане.
Особенностью исследования истории системы профессионального музыкального образования в Бурятии является то, что в компетенцию автора входило использование искусствоведческой и обширной литературы по вопросам культуры в целом. Это позволило на достаточно длительном хронологическом фоне проследить пути и особенности развития профессионального музыкального образования в национальной республике.
Применение вышеперечисленных методов позволило разрешить оставленные цели и задачи.
Научная новизна исследования состоит в том, что предложена периодизация исторических процессов становления и развития системы профессионального музыкального образования в Республике Бурятия и выявлены особенности каждого периодадана целостная картина становления и развития системы профессионального музыкального образования в Республике Бурятия в 1923;1991 г. в контексте конкретно-исторических условий советского обществапоказано влияние политики государства на формирования и развития профессионального музыкального образования в республикевведены в научный оборот архивные материалы, содержащие информацию о деятельности учреждений профессионального музыкального образования в Бурятии.
Теоретическая и практическая значимость диссертации.
Материалы и результаты, отраженные в исследовании, могут быть использованы при создании обобщающих трудов, учебных и методических пособий по истории музыкальной культуры России и Бурятии в советский период, по краеведению, проблемам культуры и искусства, в преподавании учебных курсов по истории культуры и музыкального образования в учреждениях среднего и высшего профессионального образованияна семинарах, курсах повышения квалификации работников культуры, искусства, образования.
Результаты данного исследования могут стать основой для дальнейшего изучения музыкального образования в Бурятии и Сибирском регионе, существенно дополнят имеющиеся сведения об исторических путях развития музыкальной культуры Сибири и России в целом, а также имеют прогностическое значение для развития системы музыкального образования на перспективу: для подготовки проекта Концепции развития образования и культуры, организации социального партнерства в сфере культуры и образования, в совершенствовании культурно-образовательного пространства Республики Бурятия.
Основные положения, выносимые на защиту:
• профессиональное музыкальное искусство Бурятии, как и в других национальных республиках страны, создавалось в первой половине XX в. на основе синтеза двух культур — национальной и европейской. В области профессионального музыкального образования отмечается переход от устной трансляция традиции музыкального фольклора к классическому (европейскому) типу образования;
• становление и развитие профессионального музыкального образования в Бурятии осуществлялось адекватно общегосударственной политике, изменениям в области музыкального образования в целом по стране. В то же время политические и социально-экономические предпосылки обусловили специфику процесса становления и развития системы профессионального музыкального образования в республике;
• в рассматриваемый период (1923;1991 гг.) в Республике Бурятии была создана многоступенчатая система профессионального музыкального образования: школа — училище — вуз, предусматривающая непрерывность и преемственность образования. Наличие целостной и эффективной системы профессионального музыкального образования позволяет утверждать, что в обозначенный период в Бурятии была обеспечена целенаправленная деятельность органов культуры и образования, созданы надлежащие условия для развития музыкального искусства и образования;
• история становления и развития системы профессионального музыкального образования в Республике Бурятия включает два исторических периода: первый (1923;1945 гг.) — период становления, второй (1946;1991 гг.) — развитие системы профессионального музыкального образования, которые обусловлены социокультурными преобразованиями в республике, востребованностью обеспечения квалифицированными кадрами в сфере культуры и образования;
• изучение исторического опыта становления и развития системы профессионального музыкального образования имеет важное значение для формирования современного опыта решения проблем национально-регионального развития образования в сфере культуры и искусства.
Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертации опубликованы в научных статьях, изложены в докладах и выступлениях на международных, региональных научно-практических конференциях: Региональная научно-практическая конференция «Егуновские чтения» (Улан-Удэ, 2005) — IV Международная научная конференция «Егуновские чтения» (Улан-Удэ, 2008);
Международная научно-практическая конференция «Культурный потенциал Байкальского региона» (Улан-Удэ, 2009) — Международная научная конференция «Глобализация и монгольский мир» (Улан-Удэ, 2010) — Ежегодная научно-практическая конференция Бурятского государственного университета (2008;2011).
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений, состоящих из архивных материалов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Система профессионального музыкального образования в советский период прошла сложный исторический путь, накопила богатейший опыт и славные традиции. Ее история — неотъемлемая-часть национальной культуры народа, давшей миру высокие образцы творчества и признанных мастеров сцены. За время своего существования сфера искусства и образования подвергалась многим изменениям и преобразованиям. Их последствия для будущего музыкального искусства и образования были всегда значительны. Оправданным является использование исторического опыта, учет значимых выводов для современной практики музыкальных образовательных учреждений.
Первые годы советской власти явились сложным этапом становления «социалистической» музыкальной культуры. Однако, несмотря на разруху и голод, одной из первоочередных, задач правительства явилось проведение в стране культурной, революции. В результате была создана единая государственная система народного образования. Одним из важнейших задач культурной революции состояла в необходимости создания новой интеллигенции и специалистах в разных областях народного хозяйства, в том числе и в области музыкального искусства. Для реализации этой важнейшей задачи культурного строительства были изданы ряд декретов, указов и постановлений, направленных на становление и развитие музыкального образования.
Формирование системы музыкального образования в стране на рубеже 20-х годов XX века происходило в условиях ломки прежних структур, сложившихся в России в XIX — начала XX вв., отторжения задействованных в них высококвалифицированных кадров. 1920;1930;е годы — время революционных свершений в СССР в области культуры. В эти годы была выдвинута и осуществлена задача подготовки квалифицированных музыкантов-специалистов широкого профиля, способных принять на себя обязанности преподавателей и организаторов новых, в том числе массово-просветительских учреждений. В это время музыкальное образование, как и другие виды образования, приобретает стройную государственную систему.
За годы советской, власти была создана в стране государственная система профессионального музыкального образования, предусматривающая непрерывное образование:
• начальное музыкальное образование (детские музыкальные школы, детские школы искусств);
• средние специальные музыкальные заведения (музыкальные училища, училища культуры и искусств, музыкально-педагогические училища);
• ' высшие учебные заведения (консерватории, институты искусств, музыкально-педагогические институты). К ним примыкают институты культуры, которые возникли в связи с интенсивным развитием самодеятельного искусства и возросшей потребностью в ее организаторах и руководителях. Музыкальный профиль имеют и педагогические вузы, где на музыкально-педагогических факультетах готовят учителей общеобразовательных школ и преподавателей музыкальных дисциплин для педагогических училищ и институтов.
В ходе исследования истории становления и развития системы профессионального музыкального образования в Бурятии были выявлены следующие особенности.
1. Новая власть в стране осуществляла комплекс радикальных мер, направленных на перестройку в соответствии с новыми идеологическими ориентирами всей культурно-образовательной сферы страны. В комплексе задач культурного, в том числе музыкального, строительства наиболее актуальной стала проблема музыкального просвещения широких масс. В национальных республиках они конкретизировались в планах подготовки музыкантов-педагогов, композиторов и исполнительных кадров из представителейкоренных народов. Это. способствовало переходу многих национальных музыкальных культур, в том числе Бурятии, к принципиально новому этапу своей истории — развитию композиторского творчестваориентированного на освоениитрадиций европейской классики, формирование профессионального, концертногоисполнительствасоздание: разветвленнойсистемымузыкального образования!' Несмотря на известные, сложности и издержкина пути создания- «национальногопо форме, социалистического по содержанию» советского искусства, основанного на жесткой регламентации идеологических и художественных принципов, в итоге были достигнуты значительные результаты на пути прогрессивного развития музыкального искусства народов СССР.
2. Особенность строительства профессиональной музыкальной культуры Бурятии, в том числе образования, заключается в том, что оно осуществлялось в сложных условиях, при отсутствии практического опыта, необходимой материальной базы, научного и профессионального кадрового обеспечения.
3. Окончательное закрепление советской власти в Бурятии, определение региона политического статуса как автономной республики обозначило начало первого этапа в культурном строительстве. Основные формы театрально-концертной жизни, носили самодеятельный или полупрофессиональный характер. Это было связано с отсутствием возможностей у населения получения профессионального музыкального образования. Первым шагом на пути формирования зачатков профессиональной культуры, и искусства стало открытие музыкальной школы (1920 г.) и техникума искусств (1931 г.) в г. Верхнеудинск (с 1958 г. -г. Улан-Удэ).
4. На основе анализа архивных, документальных и научных источников выявлена, специфика процесса становления и развития профессионального музыкального образования в Бурятии.
Нами установлено, что история становления и развития профессионального музыкального образования в Бурятии включает два периода. Первый период (1923;1945 гг.) — это период становления системы, профессионального музыкального образования, второй (1946;1991 гг.) характеризируется созданием целой сети 'детских музыкальных школ, средних специальных учебных заведений, организацией вузов в республике, то есть трехзвеньевая система подготовки кадров. Второй период отмечается не столько в увеличении количества учебных заведений, а, в первую очередь, разрешением проблемы обеспечения специалистами в сфере культуры и образования. Повышение профессиональной подготовки кадров разных уровней положительно отразилось на развитие музыкальной культуры.
5. В исследуемый период в Бурятии была создана трехступенчатая модель подготовки кадров в сфере культуры и образования, предусматривающая непрерывное образование: школа — училище — вуз.
На основании исследовательских работ нами установлено, что начальное профессиональное музыкальное образование в Бурятии имеет глубокие корни и крепкие традиции. В рассматриваемый период была создана целая сеть учреждений детского музыкального образования. Детские музыкальные школы и школы искусств в 1990;е гг. постепенно трансформировались в учреждения дополнительного образования. В настоящее время отмечается кризис детской музыкальной школы как социального института, определенная часть причин которого лежит в области финансов и экономики, но основная причина связана с особенностями этого уникального типа образования.
В ходе исследования нами выявлено, что подготовка кадров в области культуры и искусства осуществлялся в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях республики в рассматриваемый период: Улан-Удэнское музыкальное училище им. П. И. Чайковского, Бурятское Республиканское культурно-просветительное училище, филиал культурно-просветительного училища в г. Кяхта, преобразованного затем в музыкальное училище, музыкально-педагогическое отделение Бурятского Республиканского педагогического училища, Восточно-Сибирский' Государственный институт культуры и музыкальное отделение Бурятского-Государственного педагогического института имени Д. Банзарова.
Исследование показалочто проблема1 подготовки" специалистов-средней и высшейквалификации, в области музыкального образования" в Бурятии на протяжении многих лет остается актуальной. По мере роста материальной базы учреждений культуры, по мере повышения уровня образования населения, потребность в кадрах увеличивалась. Наличие в Бурятии национального театра песни и танца «Байкал», единственного оперного театра в регионе от Байкала до Дальнего Востока подразумевает функционирование хорошо отлаженной системы подготовки национальных кадров непосредственно в республике.
Новая социокультурная ситуация, сложившаяся в начале 90-х годов в России, оказала свое влияние на регионы. В Бурятии наблюдается усиление интеграционных процессов и повышение интереса к национальной культуре. Данное обстоятельство побуждает музыкальную общественность республики к поиску таких форм и методов образования, которые обеспечивали бы ретрансляцию молодому поколению национальной культуры и ее духовного потенциала.
Российская образовательная система, балансируя между глобализацией и регионализацией, пребывает в поиске адекватной модели, которая коррелирует отечественные национальные традиции с апробированным зарубежным опытом. Во многом это обусловлено стремлением России занять достойное место в системе образования, обеспечить конкурентоспособность человеческого потенциала страны. Реализация основных направлений современной политики Российского государства и планируемые масштабные изменения в образовательной системе требуют внимательного анализа исторической практики и современных тенденций развития профессионального музыкального образования, определения его места и роли в новой парадигме национального образования.
Современная парадигма образования направлена на непрерывный рост нравственного и интеллектуального потенциала общества на основе разностороннего и гармоничного развития личности. Музыкальное образование, как и эстетическое воспитание в целом, воздействуя средствами искусства, способствует становлению в человеке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирования духовных потребностей общества.
На современном этапе реформирования системы образования необходимо опираться на опыт прошлого, которое позволяет видеть, что новое качество системы образования и новые типы образовательных учреждений формируются в результате запросов и активности гражданского общества, заинтересованного в становлении новых видов, целей и средств деятельности, поскольку они открывают новые перспективы экономического и социокультурного развития региона.
Список литературы
- Личный архив Д. Д. Артемьевой.
- Личный архив В. А. Останина.1. Опубликованные документы
- Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992.-56 с.
- Из истории советского музыкального образования: сб. материалов и документов. 1917−1927 / ред. Л. А. Баренбойм, П. А. Вульфиус и др. -Л.: Музыка, 1969.-306 с.
- Искусство Бурят-Монголии и очередные задачи: тезисы, принятые облпартсовещанием от 10−14 ноября 1930 г. по культурному строительству // Культура Бурятии. 1932. — № 1. — С. 38−41.
- Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008−2015 гг.: одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 окт. 2008 г. № 1244-р // Балет.-2009.-С. 4- 10.
- Культурное строительство в Бурятской АССР (1917−1981): документы и материалы / сост. Г. Л. Санжиев, Т. М. Семина, Д. М. Цыренов, Ю. Г. Шерементьева. — Улан-Удэ: Бурят, книжн. изд-во, 1983. 568 с.
- Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября (1917−1920). Хроника. Документы. Материалы. / автор-сост. С. Р. Степанова. М.: Советский композитор, 1972. — 334 с. 1.I. Периодические издания
- Асинцев Б. От русского фольклора / Б. Асинцев // Правда Бурятии: Студгородок. 2003. — 16 апреля.
- Белокрыс М. Музыка в Забайкалье / М. Белокрыс // Байкал. 1985. — № 5.-С. 126−130.
- Берлинский П. М. Важное звено художественно-массовой работы / П. М. Берлинский // Культура Бурятии. 1932. — № 2. — С. 41−42.
- Берлинский П.М. Против ламайщины в музыкальном строительстве / П. М. Берлинский // Культура Бурятии. 1932. — № 2. — С. 22−23.
- Боржонова Т. А. О пой, моя-струна степная, . / Т. А. Боржонова // Правда Бурятии. 1995. — 4 мая.
- Бройтман М. Первые шаги музыкального образования в г. Улан-Удэ / М. Бройтман // Байкал. 1975. — № 3. — С. 148−150.
- Буланов В. За тридцать лет отделению / В. Буланов // Правда Бурятии. -1994. 4 ноября.
- Воскобойников В. Пионеры бурятской музыки / В. Воскобойников // «Байкал. 1963. — № 6. — С. 148−151.
- Голубев Е. Его жизненное кредо жить, творя / Е. Голубев // Бурятия. — 2006. — 28 января.
- Ю.Гомбоева Э. А музыка звучит / Э. Гомбоева // ТВ Прайм. — 2006. — 18 января.
- П.Гончикова Н. Народные артисты СССР и России гордость земли бурятской / Н. Гончикова // Буряад унэн: Духэриг. — 2008. — 31 января.
- Дашинимаева В. Творческий очаг народа / В. Дашинимаева // Вершины. 2006. — № 2. — С. 213−227.
- Дорже Г. Дамару тайного ритуала чод (исследования в области символики музыкальных инструментов) / Г. Дорже, Т. Эллингстон — пер. с англ. М. Савчука // Гаруда. 1996. — № 1. — С. 51−55.
- Ешеева О. Звезда по имени ВСГАКИ / О. Ешеева // Бурятия. 2005. — 23 сентября.
- Жанцанноров Н. Шестьдесят лет монгольской музыки / Н. Жанцанноров // Советская музыка. 1984. — № 12 — С. 95−103.16.3асорин М. К юбилею училища / М. Засорин // Бурят-Монгольская правда. 1956. — 19 декабря.
- Куницын О., Гончикова Н. Пой, пой, моя струна степная, пой так, как только ты умеешь. / О. И. Куницын. // Бурятия. — 1995. — 4 мая.
- Куницын О. Путь столетий за считанные годы . (Об истории музыкальной культуры) / О. И. Куницын // Бурятия. 1997. — 11 ноября.
- Куницын О. Терпеливый, милый Павел Михайлович! / О. И. Куницын // Бурятия. — 2000 г. 12 июля.
- Маймескул В. Поговорим о наших задачах / В. Маймескул // Бурят-Монгольский комсомолец. 1956. — 19 декабря.21.0лзоев Б. В. Забота друзей / Б. В. Олзоев // Молодежь Бурятии. 1963 г.- 12 июля.
- Олзоев Б. В. Кузница музыкальных кадров / Б. В. Олзоев // Правда Бурятии. 1969. — 25 июня.
- Сагалаев M. М. Ударные инструменты в ритуалах ламаизма и южносибирского шаманства / M. М. Сагалаев // Советская этнография.- 1981. № 5.-С. 117−124.
- Салитова Ф. Ш. От древних музыкально-образовательных традиций к Восточной консерватории (из истории музыкального образования в Татарстане) / Ф. Ш. Салитова // Искусство и образование. 2007. — № 6. -С. 41−51.
- Сергеева Е. 40 лет кафедре хорового дирижирования ВСГАКИ / Е. Сергеева // Бурятия: Студгородок. — 2003 г. -31 октября.
- Угрюмов Н. От хура к опере: О развитии бурятского музыкального искусства / Н. Угрюмов // Свет над Байкалом. 1959. — № 5. — С. 133 -140.
- Филиппов А. Нести людям радость: Кяхтинскому музыкальному училищу 10 лет / А. Филиппов // Правда Бурятии. — 1984. — 6 июня.
- Халбаева Г. Музыкальных дел мастер / Г. Халбаева // Бурятия. 2000 г.- 31 марта.
- Цибудеева Н. Ц. О некоторых предпосылках становления бурятской вокальной школы / Н. Ц. Цибудеева // Вестник Бурят, гос. ун-та. — Улан-Удэ, 1997. Вып. 10. — С. 56−60.1. Монографии, брошюры, статьи
- Актуальные проблемы музыкального образования: сб. ст. / сосг. И. А. Котляревский, Ю. А. Полянский. Киев: Музична Украша, 1986. — 125 е., нот. ил.
- Анганов С. Управление культурно-просветительной работой на уровень новых задач / С. Анганов, А. Герштейн. М.: Сов. Россия, 1986. — 136 с.
- Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев — ред. и вступ. слово Е. М. Орловой. 2-е изд. — Л.: Музыка, 1973.- 144 с.
- Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. Л., 1971.-Книга 1,2.
- Базарова В. В. Формирование нового курса культурно-национальной политики в Бурятии в сер. 1920-х гг. / В. В Базарова // Актуальные проблемы истории и культуры народов Азии. Улан-Удэ: ИГЖ ВСГАКИ, 2005. — С. 312−316.
- Балдано С. В. Формирование и развитие художественной интеллигенции Бурятии (1923−1991 гг.) / С. В. Балдано. Улан-Удэ: Бурят, гос. ун-т, 2007. — 194 с.
- Бальжинимаев Н. Ц. Бурятский республиканский педагогический колледж: прошлое и настоящее / Н. Ц. Бальжинимаев, Г. Б. Баирова. -Улан-Удэ: Бэлиг, 1999. 60 е., илл.
- Ю.Бальхаева И. X. Формирование кадрового потенциала республики вузами Бурятии (1932−1996) / И. X. Бальхаева. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2001. — 172 с.
- П.Банеев Ю. А. Современные бурятские народные инструменты: учебное пособие / Ю. А. Банеев. Улан-Удэ, 1993. — 45 с.
- Баренбойм JI. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / JI. А. Баренбойм. JI.: Музыка, 1974. — 336 е., илл.
- Берлинский П. М. Перспективы музыковедческой работы и музыкального строительства в Бурятии / П. М. Берлинский. — Верхнеудинск: Бур Госиздат, 1931.
- Берлинский П. М. Монгольский певец и музыкант Ульдзуй-Лубсан-Хурчи / П. М. Берлинский. М.: Музгиз, 1933. — 128 е., ил.
- Бронфин Е. Ф. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия / Е. Ф. Бронфин. М.: Советский композитор, 1984. — 216 е., ил.
- Брюсова Н.Я. Музыка в школе / Н. Я. Брюсова // Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе / сост. О. А. Апраксина. -М.: Просвещение, 1987. С. 15−18.
- Буруева Э. В. Владимир Буруев. Годы и роли / Э. В. Буруева, С. Б. Самбуева. Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республик, типография», 2006. -116 с., ил.
- Великий Октябрь и развитие бурятского народа / сост. Т. М. Михайлов, Г. Л. Санжиев. Улан-Удэ: Бурят, книжн. изд-во, 1987. — 184 с.
- Взгляд сквозь годы: сб. воспоминаний / сост. С. А. Езова. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2000. — 116 с.
- Герштейн A.M. Культурно-просветительная работа в Бурятии в условиях развитого социализма (1959−1970 гг.): очерк истории / А. М. Герштейн. Улан-Удэ: Бурят, книжн. изд-во, 1977. — 284 с.
- Головнева H. И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920−1985) / Н. И. Головнева. Новосибирск: Изд-во НТК, 1994. — 383 с.
- Гуревич П. С. Оперный театр Бурятии : очерки / П. С. Гуревич. Улан-Удэ: Бурят, книжн. изд-во, 1964. — 190 с.
- Гэсэр: Бурятский народный героический эпос: в 2-х т. Улан-Удэ: Бурят, книжн. изд-во, 1986.
- Гэсэриада: прошлое и настоящее: сб. ст. и материалов о бурятском народном улигере (эпосе) / сост. Ю. И. Будаев, Б. С. Дугаров- науч. ред С. Ш. Чагдуров. Улан-Удэ: Бурят, отделение ВФК, 1990. — 120 с.
- Данилова 3. А. Общественные организации Бурятии в 1923 1928 гг. 3. А. Данилова. — Улан-Удэ: Бурят, книжн. изд-во, 1989. — 154 с.
- Дашиева Л. Д. Традиционная музыкальная культура бурят / Л. Д, Дашиева. Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республик, типография», 2006. -188 е., илл., ноты.
- Доржиев Б. Ш. Бурятия в средневековую эпоху / Б. Ш. Доржиев. -Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1998. 48 с.
- Достижения национальной культуры Республики Бурятия / сост. Л. В. Сахаровская- отв. ред. В. Б. Прокофьев. Улан-Удэ: Изд. ОАО «Респ. типография», 2007. — 416 е., илл.
- Дугаров Д. С. Бурятские народные песни (песни хоринских бурят) / Д. С. Дугаров. Улан-Удэ: БКНИИ СО АН СССР, 1964.
- Дугаров Д. С. Бурятские народные песни (песни селенгинских бурят) / Д. С. Дугаров. Улан-Удэ: Бурят, книжн. изд., 1969. — 342 е.-
- Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства / Д. С. Дугаров. -М. :Наука, 1991 г.-298 с.
- Дугарова Т. Б 70 лет музыкальному колледжу / Т. Б. Дугарова, С. Б. Самбуева, М. Д. Рантарова — под ред. Т. Б. Дугаровой. Улан-Удэ: ГЖК «Бурятия», 2002. — 100 е., фотоил.
- Дугаржап Дашиев. Голос как судьба / сост. Б. Дабаин. Улан-Удэ: Новапринт, 2009. — 80 с.
- Дульбинов И. JI. Развитие бурят-монгольского искусства в годы III пятилетки // Ученые записки БГПИ им. Д. Банзарова Улан-Удэ, 1957. Вып. XI.-С. 109−131.
- Довнарович JI. Г. Из истории зарождения музыкального образования в Бурятии / JI. Г. Довнарович // Исследования молодых ученых: межвуз. сб. ст. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2006. — Вып. IX.- С. 298−302.
- Из истории фортепианного отделения: сб. материалов / сост. JI. А. Алтаева. Улан-Удэ, 2007. — Вып. 1.-52 е., фото.
- Из истории отделения духовых и ударных инструментов: сб. материалов / сост. В. К. Лазарева, Л. Г. Прошутина. Улан-Удэ, 2007. -Вып. 3.-48 е., фото.
- Из истории отделения русских народных инструментов: сб. материалов / сост. Т. И. Красикова. Улан-Удэ, 2007. — Вып. 4. — 48 е., фото.
- Из истории отделения бурятских народных инструментов: сб. материалов / сост. В. Н. Шамбеева. Улан-Удэ, 2007. — Вып. 5. — 48 с.
- Из истории вокального отделения: сб. материалов / сост. М. Д. Рантарова. Улан-Удэ, 2007. — Вып. 6. — 48 с.
- Из истории дирижерско-хорового отделения: сб. материалов / сост. О. Н. Полякова. Улан-Удэ, 2007. — Вып. 7. — 48 с.
- Из истории теоретико-композиторского отделения: сб. материалов / сост. В. К. Лазарева. — Улан-Удэ, 2007. Вып. 8. — 52 е., фото.
- Искусство Бурятской АССР. / ред. Н. Зограф. М.: Искусство, 1940. -102 с.
- Искусство Бурятской АССР / редкол.: И. Е. Тугутов и др. Улан-Удэ: Бурят, книжн. изд-во, 1959. — 240 с.
- История и культура бурятского народа: учебное пособие / Т. М. Михайлов, Д. Д. Нимаев, К. Д. Басаева, В. Т. Михайлова- под ред. Т. М. Михайлова. Улан-Удэ: Бэлиг, 1999. — 248 с.
- История музыкальных учебных заведений им. Гнесиных / К. Виноградов, О. Скребкова, М. Риттих. -М.: Музыка, 1981.-221 е., ил.
- История музыки народов СССР: в 5-ти т. / отв. ред. Ю. В. Келдыш -М.: Советский композитор, 1970−1974.51 .История Бурят-Монгольской АССР: в 2-х т. Улан-Удэ: Бурят, книжн. изд-во, 1959.
- История русской советской музыки: в 4-х т. / ред.: А. Д. Алексеев и др. -М.: Госмузиздат, 1956.
- История современной отечественной музыки / ред. М. Тараканов. М.: Музыка, 1995. — Вып. 1.-480 е., нот.
- Каган М. С. Морфология искусства / М. С. Каган.- Л.: Искусство, 1972. -450 с.
- Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца / Д. Б. Кабалевский — сост. И. В. Викторов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1984. — 206 е., ил.
- Каратыгин В. Г. Избранные статьи / Сост. О. Л. Данскер. М. — Л.: Музыка (Ленингр. отделение), 1965. — 352 с.
- Кафедре хорового дирижирования 40 лет. — Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2005. — 22 е., илл.
- Китов В. В. Оркестр бурятских народных инструментов: история оркестрового исполнительства на бурятских народных инструментов / В. В. Китов — под общ. редакцией О. И. Куницына). Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2001. — 312 е., илл.
- Козулина И. Ф. Иван Батурин: очерк жизни и творчества / И. Ф. Козулина. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2000. — 15 с.
- Культпросвет, мы все твои бойцы. (К юбилею училища 1936−1996 гг.). Улан-Удэ, 1996. — 48 с.
- Культура в условиях развитого социализма (в процессе взаимодействия с культурами других народов) // С. А. Максанов и др. Новосибирск: Наука, 1983. -222 с.
- Культура и культурология: словарь / сост. А. И. Кравченко. — М.: Академ. Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 928 с.
- Куницын О. Бурятская опера / О. И. Куницын. — Улан-Удэ: Бурят, книжн. изд-во, 1984. 200 с.
- Куницын О. Бау Ямпилов / О. И. Куницын. 2-е изд., перераб и доп. -М.: Советский композитор, 1986. — 134 с.
- Куницын О. Музыкальный театр Бурятии / О. И. Куницын. Улан-Удэ: Бурят, книжн. изд-во, 1988. -256 е., ил.
- Куницын О. Музыка Советской Бурятии / О. И. Куницын. М.: Советский композитор, 1990. — 126 с.
- Куницын О. Лхасаран Линховоин: очерк жизни и творчества / О. И. Куницын. Улан-Удэ: Бурят, книжн. изд-во, 1991. — 128 е., ил.
- Куницын О- Бадма Балдаков: очерки жизни и творчества / О. И. Куницын. Улан-Удэ: Соел, 1994. — 40 с.
- Куницын О. Ж. Батуев: очерк жизни и творчества / О. И. Куницын. -Улан-Удэ, 1995.- 114 с.
- Куницын О. Выразительные средства бурятской профессиональной музыки / О. И. Куницын. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1999. — 142 с.
- Ларош Г. А. Избранные статьи: в 5-ти вып. / редколл.: А. А. Гозенпуд и др. Л.: Музыка (Ленингр. отд-ние), 1974−1978.73 .Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. / ред. Г. Г. Тигранов- 2-е изд., доп. Л.: Музыка, 1987.
- Ливащук-Полякова О. Н. Бурятская хоровая музыка / О. Н. Ливащук-Полякова. Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006. — 247 е., ноты.
- Лихачев Д. С. Русская культура / Д. С. Лихачев. -М.: Искусство, 2000. 440 е.: ил., портр.
- Лихачев Д. С. Избранные мысли о жизни, истории, культуре / Д. С. Лихачев- сост., подг. текста и вступ. слово Д. Н. Бакуна. М.: Росс. Фонд Культуры, 2006. — 336 с.
- Луначарский А. В. О музыке и музыкальном театре: в 3-х т. / сост., текстолог, ред. М. Хлебникова — вступ. ст. и науч. ред. В. Кисунько. -М.: Музыка, 1981 Т. I. — 431 с.
- Мадуев Н. Ю. Народные таланты Бурятии / Н. Ю. Мадуев. Улан-Удэ: Бурят, книжн. изд-во, 1976. — 174 с.
- Мастера искусства Бурятии: альбом. Улан-Удэ: Республик, типография, 1998. — 70 с.
- Матханова Т. М. Композитор Сергей Манжигеев: очерк жизни и творчества / Т. М. Матханова. — Улан-Удэ: Нова-Принт, 2005. — 32 е., ил.
- Методические записки по вопросам музыкального образования / ред. -сост. Н. Л. Фишман. М.: Музыка, 1966. — 353 с.
- Митупов К. Б-М. Становление социалистической социальной структуры Бурятии в 1938—1960 гг. / К. Б.-М. Митупов- отв. ред. В. Б. Тельпуховской. — Новосибирск, 1986. — 135 с.
- Молонов Г. Ц. О системе-образования Бурятии на рубеже веков / Г. Ц. Молонов, Н. Ж. Санжиев. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2001. — 314 с.
- Московская консерватория (1866−1966) / ред. Л. С. Гинзбург и др. М.: Музыка, 1966. — 726 с.
- Музыка Сибири и Дальнего Востока: сб. ст. / сост. И. Ромащук. М.: Советский композитор, 1982. — 204 с.
- Музыкальная культура Сибири: в 3-х т. / ред. Б. А. Шиндин. -Новосибирск, 1997.
- Музыкальная культура автономных республик РСФСР / ред. Г. И. Литинский. М.: Музгиз, 1957. — 407 с.
- Музыкальное образование в Бурятии: проблемы и перспективы: сб. ст. / ред. В. К. Лазарева. Улан-Удэ: Бурят, книжн. изд-во, 2005. — 108 с.
- Мы факел культуры несем в народ: к 70-летию Бурятского республиканского училища культуры и искусств / сост. Л. В. Лоскутникова, Т. А. Соболева. Улан-Удэ: Бурят, книжное изд-во, 2006. — 148 е., ил.
- Народные артисты СССР и России гордость земли бурятской: альбом-буклет. / сост. Н. Гончикова. — Улан-Удэ: Республик, типография, 2007. — 28 е., фото.
- Найдакова В. Ц. Театральные портреты / В. Ц. Найдакова.- Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1984. 192 е., ил.
- Найдакова В. Ц. Бурятский академический театр драмы им. X. Намсараева: последняя четверть XX в. (1975−2002 гг.) / В. Ц. Найдакова. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2002. — 310 с.
- Номогоева В. В. Социально-культурное строительство в Бурятии в 1920—1930-е годы / В. В. Номогоева — отв. ред. Б. В. Базаров. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 1999. — 148 е.-
- Никифоров С. И. Виват, академия! История вуза 1960−2000 гг. / С. И. Никифоров. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2002. — 163 с.
- Никифоров С.И. Гордость академии / С. И. Никифоров. Улан-Удэ: ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2005. — 238 с.
- Николаев П. Н. Монолог перед занавесом / П. Н. Николаев. Улан-Удэ: Бурят, книжное изд-во, 1984. — 112 е., ил.
- Николаев А. Е. Ф. Гнесина педагог / А. Е. Николаев // Вопросы музыкальной педагогики: сб. ст. / ред-сост. В. А. Натансон. — М.: Музыка, 1979. — Вып. 1.- С. 145−157.
- Очерки истории культуры Бурятии: в 2-х т. / редкол.: Д. Д. Лубсанов и др. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1972−1974.
- Петрова Н.К. Мой 90 лет . / Н. К. Петрова- сост. Л. А. Алтаева. -Улан-Удэ: Домино, 2009. — 72 е., фото.
- Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи отношениями сего последнего к народу / А. М. Позднеев — изд. репринтное. Элиста: Калмыцкое книжн. изд-во, 1993. — 496 с. (Серия «Наше наследие»)
- Поляновский Г. А. 70 лет в мире музыки / Поляновский Г. А. М.: Музыка, 1981. — 367 е., ил.
- Республике Бурятия 70 лет / Верховный Совет и Совет министров Республики Бурятия / сост. Г. Л. Санжиев. — Улан-Удэ, 1993. — 104 с.
- Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни / Н. А. Римский-Корсаков. 9-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 440 е., нот. ил.
- Русские в Бурятии: история и современность / отв. ред. В. И. Затеев. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2002. 578., ил.
- Самбуева С. Б. Из истории становления музыкального образования Республики Бурятия / С. Б. Самбуева, Т. Б. Дугарова. Улан-Удэ: Бурят, книжн. изд-во, 2006. — 132 е., ил.
- Самойлович П. Бурят-Монгольская АССР / П. Самойлович- ред. С. Диманштейн. М.: Власть Советов, 1933. — 119 с.
- Санжнев Б. С. Общественно-политическая жизнь и национально -культурное строительство Советской Бурятии в канун и годы Великой отечественной войны: (Странички воспоминаний: люди и события) / Б. С. Санжиев. Иркутск: ОНЦ «Сибирь», 1995. — 176 е., ил.
- Санжиева Е. Г. Национально-культурное строительство в Бурятии в 1920—1930 гг.. / Е. Г. Санжиева // Проблемы истории и культурно-национального строительства в Республике Бурятия. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998.-С. 108−111.
- Санжиева Е.Г. Формирование и развитие культуры Бурятии в советский период / Е. Г. Санжиева — науч. ред. Б. В. Базаров. Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСКАГИ, 2008. — 214 с.
- Серов А. Н. Статьи о музыке : в 7-ми вып. / сост., ред. и коммент. В. Протопопова. М.: Музыка, 1984. — Вып. 1. — 414 с.
- Смирнов Б. Ф. Монгольская народная музыка / Б. Ф. Смирнов. М.: Советский композитор, 1970. — 365 с.
- Средние специальные учебные заведения Республики Бурятия / Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН — под общ. ред. С. Д. Намсараева, Б. В. Базарова. Улан-Удэ, 2000. — 248 с.
- Стасов В.В. Статьи о музыке: в 5-ти вып. / В. В. Стасов — сост. Н. Симакова.-М.: Музыка, 1974−1980.
- Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: в 3-х т. М.: Сов. композитор, 1980−1983.
- Союз композиторов Республики Бурятия: к 60 летию со дня основания (1940−2000) / сост. О. И. Куницын. — Улан-Удэ: ОАО «Республик, типография», 2000. — .135 е., ил.
- Сузукей В. Ю. Музыкальная культура Тувы в XX столетии / В. Ю. Сузукей. — М.: Советский композитор, 2007. 407 с.
- Тараканов М. Музыкальная культура РСФСР / М. Тараканов. М.: Музыка, 1987. — 365 с.
- Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. / Б. М. Теплов. М.: Музыка, 1985.
- Тулохонов М. И. Бурятские исторические песни / М. И. Тулохонов. — Улан-Удэ: Бурят, книжн. изд-во, 1973. 246 с.
- Уланов А. И. Бурятский героический эпос / А. И. Уланов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. — 220 с.
- Фролова Г. Д. Музыка : Бурятское профессиональное музыкальное искусство / Г. Д. Фролова // Буряты — отв. ред. Л. Л. Абаева, Н. Л. Жуковская. М.: Наука, 2004. — С. 551−553.
- Фролова Г. Д. Бурятские народные песни. Песни хонгодоров / Г. Д. Фролова. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. — 114 с.
- Хальбаева А. А. Искусство жить и работать ради будущего : к 80-летию Бурятского республиканского педагогического колледжа / А. А. Хальбаева, 3. С. Содбоев, М. С. Содбоева. Улан-Удэ: Бэлиг, 2004. -152 с.
- Харкеевич И .Ю. Музыкальная культура Иркутска / И. Ю. Харкеевич. -Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 1987. 280 с.
- Ходорковская Л. С. Бурят Монгольский театр (очерк истории) / Л. С. Ходорковская — ред. Г. Гоян. — М.: Искусство, 1954. — 234 с.
- Цыдынжапов Г. Ц. Материалы и воспоминания: сб. ст. / сост. В. Ц. Найдакова. Улан-Удэ: Бурят, книжн. изд-во, 1990. — 96 с.
- Цыренова 3. Е. Сохранение и развитие традиционной культуры коренных народов Восточной Сибири (1920-конец 1980-х гг.) / 3. Е. Цыренова. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2004. 155 с.
- Цибудеева Н. Ц. Тропинка первая моя, лети от школьного порога / Н. Ц. Цибудеева — ред. Т. П. Черкашина. Улан-Удэ: Улзы, 2003. — 41 е., фотоил.
- Цивинская Н. П. Проблемы высшего музыкального образования в разработках Б. Яворского / Н. П. Цивинская // Психо лого-педагогические проблемы высшего музыкального образования: сб. тр. (межвуз.). / ГМПИ им. Гнесиных: М., 1979. — Вып. 43. — С. 170−199.
- Шацкая В. Н. Музыка в школе / В. Н. Шацкая М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963.- 168 е., ил.
- Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая — вст. ст. Н. А. Ветлугина. — М.: Педагогика, 1975.-200 е., ил.
- НО.Ширапов Ю. С. Бурятская интеллигенция и общественно-политическая мысль Бурятии в начале XX в. / Ю. С. Ширапов. Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Сибирь», 1993. — 47 с.
- Яворский Б. JI. Воспоминания. Статьи. Переписка: в 2-х т. / Б. Л. Яворский — ред.-сост. И. С. Рабинович. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Советский композитор, 1972. — T.I. — 711 с.
- V. Диссертации и авторефераты
- Алешина Э. С. Историко-педагогические аспекты национально-регионального компонента в музыкально-эстетическом образовании (на материале Республики Бурятия): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Э. С. Алешина. М., 2007. — 26 с.
- Антонова М. С. История становления и развития художественной самодеятельности в Республике Бурятия (1923 — конец 1950- х гг.): дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / М. С. Антонова — Бурят, гос. ун-т. -Улан-Удэ, 2000. 160 с.
- Базаров Б. Д. История создания и развития системы профессионально -технического образования в Республике Бурятия (1923−1991): дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / Б. Д. Базаров — Бурят, гос. ун-т. Улан-Удэ, 1999. — 190 с.
- Белоносова И. В. Музыкальная культура Читы : автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02.-17. / И. В. Белоносова. Новосибирск, 2005.-22 с.
- Будожапова Л.Б. Буддийские термины в современном бурятском языке : автореф. дис.. канд. филолог, наук / Л. Б. Будожапова — Бурят, гос. ун-т. Улан-Удэ, 2000. — 18 е.-
- Дагданова А. О. История становления и развития средних специальных учебных заведений в Республике Бурятия (1923−1991): дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / А. О. Дагданова — Бурят, гос. ун-т. Улан-Удэ, 2003. — 229 с.
- Дондокова Р. Б. Влияние просветительской и педагогической деятельности декабристов на развитие просвещения народов Бурятии (1830−1860 гг.): дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Р. Б. Дондокова. -М., 1998.- 164 с.
- ЖабаеваЯ. О. Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии (1923 1945гг.): автореф. дис.. канд. ист. наук: 24.00.01 / Я. О. Жабаева — Вост.-Сиб. гос. технол. ун-т. — Улан-Удэ, 2006.-24 с.
- Замула И. Ю. Культурная жизнь Верхнеудинска (1875−1923): дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / И. Ю. Замула — Бурят, гос. ун-т. Улан — Удэ, 1997.-236 с.
- Ю.Кряжев М. С. Становление и развитие музыкального образования в учебных заведениях Аги (1801−1941 гг.) (на материале Агинского Бурятского автономного округа): автореф. дис.. канд. пед. наук: 07.00.02 / М. С. Кряжев. Чита, 2007. — 23 с.
- Литвин М. И. Развитие профессиональной культуры города Иркутска в 1946—1985 гг..: автореф. дис.. канд. ист. наук: 24.00.02 /М. И. Литвин. -Улан-Удэ, 2002.-30 с.
- Прыгун Е.В. Становление и развитие музыкального образования в Красноярска от истоков до начала XX века : автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02−17 / Е. В. Прыгун. — Новосибирск, 2008. — 29 с. Iтотточтт м