Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Заключение. 
Модель государственной службы в России XVIII века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, формирование модели государственной службы — процесс сложный и противоречивый. Модель надо понять, усвоить, испытать на практике, придать ей авторитет в глазах людей, обучить ее специалистов, выверить ее эффективность. Все это с успехом было проделано на протяжении XVIII в., когда в России зарождалась и закреплялась государственноадминистративная модель государственной службы, основанная… Читать ещё >

Заключение. Модель государственной службы в России XVIII века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Табель о рангах создавала целый переворот не только в служебной иерархии, но и в основах самого дворянства. «Петр поставил основанием службы личную выслугу вместо старого основания — родовитости. Но это не было новостью, личная выслуга признавалась уже в XVII в.; Петр дал ей только окончательный перевес…» Табель упраздняла совершенно старинное деление на основе родовитости и происхождения и искореняла всякое значение аристократизма в русском государственном строе. Теперь всякий, достигнув личными заслугами известного чина, становился в соответствующую должность, и, не пройдя служебной лестницы с нижних чинов, никто не мог достичь высших[1].

На смену старому делению дворян на чины думные (бояре, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки), столичные (стольники, спальники и т. д., вплоть до дворян московских) и провинциальные (дворяне и дети боярские по «городам», т. е. по уездам) пришло новое чиновное деление, которое, по представлению Петра, должно было исходить из принципа служебной выслуги, годности. «Аристократическое происхождение утрачивает значение при назначении на руководящие государственные посты.

Петровская «Табель о рангах», обнародованная 24 января 1722 года, окончательно зафиксировала принцип бюрократической выслуги, но дворянское достоинство можно было получить и по воле государя. Вся масса служилых дворян была поставлена в прямое подчинение Сенату вместо прежнего Разрядного приказа, и Сенат «ведал дворянство через особого чиновника «герольдмейстера».

В первую очередь пострадали от этого новшества люди родовитые, те, кто издавна составляли избранный круг родословной знати при дворе и в правительстве. Теперь они стали на один уровень с рядовым дворянством. Новые люди, выходившие из среды не только низших и захудалых служилых чинов, но и из людей пониже, не исключая холопов, проникают при Петре на высшие государственные должности.

Новая система расширила Количественно ряды шляхетства российского — прочной опоры феодального государства, власти самого императора. Новые дворяне получали земельные владения и крепостных крестьян, патенты на чины и награды, благословляя службу и счастливый случай. Виднейшие деятели второй половины царствования Петра I все люди незнатного происхождения: генерал-прокурор П. И. Ягужинский, правая рука Петра, вице-канцлер барон Шафиров, генерал-полицмейстер Девиер — все они были «иноземцы и инородцы очень низкого происхождения». Инспектор ратуши, вице-губернатор Архангельска Курбатов был из холопов, управлявший Московской губернией Ершов — тоже. Из старинной знати высокое положение сохранили при Петре князья Долгорукие, князь Куракин, князья Голицыны и фельдмаршал граф Б. П. Шереметьев.

Земельная собственность оставалась экономической основой существования дворянского сословия. Землевладение наряду с государственной службой было его важнейшей социальной функцией.

Народные сословия искони разделялись у нас на четыре разряда: духовенство, дворянство, средний класс и нижний класс. Находясь вообще в благоприятных отношениях между собой и к верховной власти, образуя одно целое, они не требовали значительно преобразования. Петр действительно не изменил основных начал, определявших права их и обязанности, но яснее указал цель, к которой каждое из них должно стремиться, скрепил внутренний состав их, усилил значение[1].

Дворянство до времен Петра состояло из благородных фамилий, из поместных владельцев, служивших государю и отечеству умом и оружием. Слово дворянин, означавшее прежде известный сан между стольником и жильцами, теперь стало знаменовать каждого члена благородного сословия, приобретшего право на известные преимущества или собственными заслугами или службою предков. Если в дворянство можно будет поступать из других сословий, как из чина в чин, не по исключительной воле государя, а по порядку службы, то вскоре дворянство не будет существовать или (что все равно) все будут дворянством[1].

Итак, формирование модели государственной службы — процесс сложный и противоречивый. Модель надо понять, усвоить, испытать на практике, придать ей авторитет в глазах людей, обучить ее специалистов, выверить ее эффективность. Все это с успехом было проделано на протяжении XVIII в., когда в России зарождалась и закреплялась государственноадминистративная модель государственной службы, основанная на принципах: коллегиальности, иерархичности и чинопочитания, законности, привилегированности, прямых денежных выплат, мобилизации дворянства, верности государству и монарху, приоритета личной выслуги и профессиональных качеств.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой