Особенности адаптации к новым социальным условиям у детей с нарушениями речи
Теоретические референты: теории адаптации (Георгиевский А.Б., Дичев Т. Г., Казначеев В. П., Медведев В.И.) — концепции возрастной периодизации психического (Выготский JI.C., Эльконин Д. Б., Э. Эриксон) и нервно-психического развития ребенка (Бадалян JI.O., Ковалев В. В., Ушаков Г. К.) — концепции социально-психологической (Коновалова H. JL, Кузнецов В. П., Налчаджян А. А., Тонкова-Ямпольская… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ подходов к изучению проблемы адаптации
- 1. 1. Проблема определения понятия «адаптация» в разных науках
- 1. 2. Социально-психологическая адаптация
- 1. 3. Взаимосвязь социальной адаптации и возраста ребенка
- 1. 4. Дезадаптация
- 1. 5. Причины дезадаптации
- 1. 6. Особенности социальной адаптации у детей с нарушениями в развитии
Особенности адаптации к новым социальным условиям у детей с нарушениями речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Большинство исследователей (Коробейников И.А. 107], Тонкова-Ямпольская Р.В. [191]и др.) рассматривают адаптацию как процесс вхождения индивида в новые социальные условия и принятия новой социальной роли. Адаптация к изменившимся социальным условиям протекает подчас довольно сложно. Вхождение в коллектив часто сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, иногда нарушениями здоровья. Нередко человек не может адаптироваться к новым социальным условиям, что ведет к асоциальному поведению, невротическим реакциям и другим проявлениям состояния дезадаптации.
В последнее время в ряде работ (Захаров А. И [80], Исаев Д. Н. [84] и др.) отмечается увеличение числа детей с дезадаптивным поведением. По данным Э. М. Александровской [6], И. А. Коробейникова [63], Н. Г. Лускановой [63] трудности адаптации к новым социальным условиям испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, что свидетельствует о том, что проблема адаптации детей к новым социальным условиям является актуальной для педагогической науки и практики.
Имеющиеся в психологии исследования по этой проблеме позволяют предположить, что особенности предшествующей адаптации оказывают влияние на последующую. Особенно остро это может проявляться, когда условия адаптации похожи. Такими периодами являются младший дошкольный (Згода) и младший школьный (6−7 лет) возраст. В 3 года и 6−7 лет происходит не только смена условий жизни ребенка, но и качественные изменения в их психическом и физиологическом развитии: развитие ЦНС, формирование новообразований личности (самосознание и единство личности), качественные изменения в развитии ВПФ, в том числе и речи.
Возрастные периоды 3-х и 6−7-ми лет являются кризисными не только для развития личности (Выготский JI.C. [38], Эльконин Д. Б [232].), центральной нервной системы (Бадалян J1.0 [13]., Ковалев В. В. 95]), адаптационных механизмов (Захаров А.И. 80]), но и сензитивными периодами для развития речи (Белякова Л. И [19]., Дьякова Е. А [19]. Мастюкова Е. М [127]). В связи с этим одной из актуальных научных проблем, в рамках которой проведено данное исследование, является изучение влияния особенностей речевого развития ребенка на успешность его адаптации к меняющимся социальным условиям.
Актуальность, практическая значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность указанной проблемы обусловили выбор темы данного исследования.
Цель: изучение взаимосвязи между особенностями социально-психологической адаптации и уровнем речевого развития детей в младшем дошкольном и младшем школьном возрастах.
Объект исследования — психологические условия и процесс адаптации ребенка к детскому саду и школе.
Предмет исследования — особенности адаптации к новым социальным условиям у детей 3-х и 6−7-ми лет с нарушениями речи и нормальным речевым развитием.
Гипотезы исследования.
1. Механизмы социально-психологической адаптации формируются на протяжении всего детства, проходят несколько этапов со сменой социальной роли и социальной ситуации развития. Два этапа, связанных с принятием новой социальной роли и вхождением в новую социальную ситуацию, соответствуют возрастам: 3 года при поступлении в детский сад и от 6 до 7 лет при поступлении в школу. Мы предполагаем, что между этими этапами есть преемственность, которая выражается в сходстве структуры адаптационных механизмов.
2. Структура механизмов социально-психологической адаптации заключается во взаимосвязанности физиологических и психических компонентов адаптации. В качестве психических компонентов в механизмы адаптации входят: эмоциональная и коммуникативная сферы и высшие психические функции, одной из которых является речь.
3. В структуре адаптационных механизмов речь является одной из ведущих психических функций. Поскольку возрастные периоды 3 года и 6−7 лет являются сензитивными периодами для развития речи и одновременно важнейшими социально-значимыми периодами для развития адаптационных механизмов, можно предполагать, что уровень развития речи может служить в качестве одного из критериев успешности адаптации.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ представлений об адаптации как о развивающемся процессе.
2. Изучение компонентов социально-психологической адаптации у детей 3-х и 6−7 лет.
3. Изучение влияния результата адаптации к детскому саду на особенности процесса адаптации к школе.
4. Изучение взаимосвязи между особенностями социально-психологической адаптации и уровнем речевого развития.
Научная новизна исследования. В работе впервые описаны структура и компоненты адаптации в младшем дошкольном и младшем школьном возрастах. Установлено влияние предшествующей адаптации к детскому саду на последующую — к школе, что позволяет рассматривать адаптацию как процесс развивающийся на протяжении всего детства.
Теоретическая значимость исследования. Выявлена одинаковая структура адаптации в младшем дошкольном и младшем школьном возрастах, показана возрастная специфика взаимодействия компонентов этой структуры в разные возрастные периоды (3 года и 6−7 лет). Выявлены типы проявления дезадаптации и формы дезадаптационного поведения, что позволяет раскрыть механизмы адаптационного процесса, компоненты которого находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.
Практическая значимость исследования заключается: в выделении критериев адаптации и разработке методик ее диагностикиотнесении уровня речевого развития к одному из критериев адаптацииустановлении взаимосвязи особенностей вербального развития и адаптацииописании типов адаптации и дезадаптации. Результаты исследования позволяют разработать пути профилактической работы и расширить возможности диагностики социальной адаптации.
Методологическими основами исследования являются: культурно-историческая теория J1. C Выготскоготеории психического развития ребенка А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.
Теоретические референты: теории адаптации (Георгиевский А.Б., Дичев Т. Г., Казначеев В. П., Медведев В.И.) — концепции возрастной периодизации психического (Выготский JI.C., Эльконин Д. Б., Э. Эриксон) и нервно-психического развития ребенка (Бадалян JI.O., Ковалев В. В., Ушаков Г. К.) — концепции социально-психологической (Коновалова H. JL, Кузнецов В. П., Налчаджян А. А., Тонкова-Ямпольская Р.В.), психической (Ю.А. Александровский) и психофизиологической (Березин Ф.Б.) адаптацииконцепции дезадаптации (Исаев Д.Н., Коробейников И. А., Лусканова Н.Г.) — учение об онтогенезе речевого развития и выделение его сенизитивных и гиперсензитивных периодов (Белякова Л.И., Мастюкова Е.М.).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования.
2. Метод срезов — исследование особенностей адаптации к новым социальным условиям у детей младшего дошкольного и младшего школьного возраста (выборочное наблюдениепроективные методикисоциометриябеседасбор анамнестических сведений, диагностика речевого развития).
3. Метод сравнения — сопоставление данных, полученных в ходе изучения особенностей адаптации в двух возрастных группах (3 года и 6−7 лет) у детей с нарушениями речи и нормальным речевым развитием.
4. Метод статистического анализа полученных данных (корреляционный анализ, статистический критерий различий).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в 2-х младших группах ГОУ д/с 394 компенсирующего вида, 1-й младшей, группе ГОУ д/с № 577 и 2-х первых классах прогимназии № 1801 ЮЗ АО г. Москвы. Всего в исследование было задействовано 94 респондента (51 реб. 3-х лет, 43 реб. 6−7-ми лет).
Положения, выносимые на защиту:
1. Адаптация — это системное образование, которое имеет структуру, состоящую из компонентов: ЦНС, здоровье, коммуникативная сфера, эмоциональная сфера, ВПФ. Эта структура имеет возрастную специфику, выражающуюся, во-первых, в роли каждого компонента в адаптационном процессе, во-вторых, в особенностях взаимосвязей между компонентами адаптационных механизмов.
2. Процесс адаптации развивается на протяжении жизни и имеет этапы развития. Между этими этапами существует преемственность как нормального хода адаптации, так и его нарушений. Результат предыдущей адаптации влияет на особенности процесса последующего вхождения в новые социальные условия.
3. Адаптационные механизмы в младшем дошкольном возрасте идентичны по компонентам, входящим в структуру данного механизма в младшем школьном возрасте. Влияние предыдущего этапа адаптации на последующий проявляется в качественном изменении компонентов адаптационных механизмов в результате предыдущей адаптации. Изменение компонентов адаптации проявляется в формировании новых способов реагирования на происходящие изменения и в построении новых взаимоотношений индивида со средой.
4. Критериями оценки адаптации служат особенности функционирования компонентов адаптационных механизмов (особенности психофизиологических процессов, состояние здоровья, особенности коммуникативной и эмоциональной сфер, уровень речевого развития).
5. Речь является одним из компонентов механизма адаптации в младшем дошкольном и младшем школьном возрастах, а уровень речевого развития является одним из критериев успешности адаптации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и экспериментальные результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях лаборатории развития эмоционально-мотивационной сферы Института развития дошкольного образования РАОзаседаниях секции перинатальной психологии и психологии родительства московского отделения Российского психологического обществана конференции, посвященной 120-летию московского психологического общества, Москва, 2005; Всероссийской конференции «Психологические проблемы современной семьи — 2005», Москва, 2005; отражены в 5-ти публикациях автора.
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется: методологическими положениями, выступившими основой исследованияприменением комплексов научных методов и диагностических методик, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследованиярепрезентативностью выборокстатистической достоверностью результатов и личным участием автора в организации и проведении психологического исследования.
Во введении раскрыты актуальность, гипотеза исследования, научная и практическая значимость и новизна проблемы. В первой главе раскрывается история вопроса, различные подходы к проблеме «социальная адаптация», причины и проявления дезадаптации, особенности привыкания к новым социальным условиям у детей с различной патологией развития. Во второй главе описано изучение адаптации к новым социальным условиям детей 3-х и 6−7-ми лет с расстройствами и нормальным речевым развитием. В третьей главе проведено сопоставление особенностей адаптации к новым социальным условиям у детей 3-х и 6−7-ми лет с разным уровнем речевого развития. В заключении представлены результаты исследования и их анализ.
Результаты исследования показали, что трудности адаптации к новым социальным условиям испытывает достаточно большой процент детей младшего дошкольного и младшего школьного возраста. Таким образом, возрастает важность профилактической работы по предупреждению проблем адаптации. Необходимо большое внимание уделять детям группы риска по возникновению трудностей вхождения в новые социальные условия. Это дети с отягощенным анамнезом, различными отклонениями, в том числе с речевыми нарушениями, и имеющие предыдущий отрицательный опыт адаптации.
Заключение
.
В психологической литературе социальная адаптация рассматривается с двух основных позиций: 1) как процесс (Коновалова J1.H. [103], Тонкова-Ямпольская Р.В. [191] и др.) — 2) как функция развития личности (Кузнецов П.С. 113]).
Адаптация, как процесс понимается в широком и узком смысле. Одни авторы понимают под адаптацией преодоление любых проблемных ситуаций (Коновалова J1.H. [113], Налчаджян А. А. [146] и др.), другие — принятие новой социальной роли и вхождение в новые социальные условия (Аксарина Н.М. [3], Захаров А. И. [80], Тонкова-Ямпольская Р.В. [191]).
В представленной работе рассматривалась адаптация к новым социальным условиям у детей 3-х и 6−7-ми лет. Данные возрастные периоды являются переломными для развития личности, центральной нервной системы и одновременно сензитивными периодами для развития речи и адаптационных механизмов. В связи с этим были выдвинуты следующие предположения: 1) наличие одинаковой структуры адаптационных механизмов в младшем дошкольном и младшем школьном возрасте- 2) влияние результата адаптации к детскому саду на особенности адаптации к школе- 3) речь является одним из компонентов адаптационных механизмов, а уровень речевого развития — одним из критериев успешности адаптации к новым социальным условиям в младшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Для решения поставленных задач было проведено: изучение особенностей адаптации к новым социальным условиям у детей 3-х и 6−7-ми лет с нормальным речевым развитием и нарушениями речисопоставление полученных результатов исследования особенностей адаптации с уровнем речевого развития. Также было проведено сопоставление данных об особенностях адаптации младшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Проведенное исследование выявило схожую структуру адаптации в 3 года и 6−7 лет. Структура социально-психологической адаптации состоит из одинаковых компонентов, между которым существует взаимовлияние: эмоциональная сфера, коммуникативная сфера, речь, здоровье, церебральная система. Отличия структуры адаптации в младшем дошкольном и младшем школьном возрасте заключаются в разной силе влияния компонентов механизмов адаптации в 3 года и 6−7 лет на ход адаптационного процесса. У детей 3-х лет большое влияние оказывают биологические составляющие (состояние здоровья, функционирование ЦНС), а у первоклассниковсоциальные (эмоциональная и коммуникативная сфера).
Отталкиваясь от структуры социально-психологической адаптации, были выделены критерии оценки адаптации: особенности эмоциональной и коммуникативной сфер, уровень речевого развития, особенности психофизиологических процессов, состояние здоровья, динамика адаптации. Выделенные критерии успешности адаптации позволяют оценивать состояние и работу компонентов адаптационных механизмов. В данной работе не оценивался уровень развития всех психических процессов, а только уровень речевого развития. Мы выбрали именно этот компонент, т.к. данные возрастные периоды являются сензитивными для развития речи, и речь наиболее тесно связана с другими компонентами адаптации (отражает эмоциональное состояние, служит средством общения, зависит от социального окружения и созревания ЦНС).
У детей младшего дошкольного и младшего школьного возраста выявлены одинаковые типы адаптации и дезадаптации. Типология нормального хода адаптации опиралась на выделенные выше критерии. Описание видов дезадаптации опиралось не только на критерии адаптации, но и на силу проявлений выявленных нарушений.
По степени тяжести были выделено два типа дезадаптации: тяжелой степени тяжести и средней. Описанные виды нарушения адаптации можно соотнести с двумя стилями дезадаптационного поведения: конфликтное, подчиненное. У детей с нарушением адаптации была выявлена положительная зависимость между тяжестью дезадаптации, ее типом и уровнем речевого развития. Наиболее тяжело дезадаптация проявлялась у детей 3-х с грубыми системными нарушениями речи и первоклассников с осложненными речевыми расстройствами.
У детей с различной речевой патологией наблюдались и отличия динамики адаптации. Не было выявлено положительной динамики у детей с тяжелыми нарушениями речи и патологией со стороны неврологии, в отличие от детей с нормальным речевым развитием и легкими расстройствами речи, не имеющих неврологической отягощенности.
То есть, в ходе исследования подтвердилось предположение о том, что речь является одним из компонентов адаптации, а уровень речевого развития одним из критериев успешности адаптации в младшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Таким образом, наше исследование подтвердило основную гипотезу: у детей 3-х и 6−7-ми лет выявлена одинаковая структура адаптационных механизмов. Выявлены близкие по содержанию типы адаптации и дезадаптации у младших дошкольников и первоклассников. Данное обстоятельство позволяет утверждать о влиянии результата адаптации к дошкольному учреждению на успешность адаптации к школе. Зависимость последующей адаптации от предыдущей подтвердилось полученными результатами в ходе изучения адаптации к детскому саду и школе у одних и тех же детей.
Список литературы
- Адаптация детей раннего возраста в детском дошкольном учреждении/ Сост. Адамович Т. Н. Минск, 1981.
- Аксарина Н.М. Организация жизни детей при поступлении в детское учреждение. М.: Просвещение, 1970.
- Аксарина Н.М. Адаптация детей при поступлении в детское учреждение // В кн.: Вопросы развития и воспитания детей первых 3 лет жизни. М.: Просвещение, 1972.
- Александровская Э.М. Типологические варианты формирования личности младших школьников. М.: Фолиум, 1993.
- Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников. М.: Академия 2002.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). М.: Медицина, 1976
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1993.
- Алешин Б.В. Изменения гипоталамо-гипофизарных соотношений в эволюции и онтогенезе // В кн.: Ведущие факторы онтогенеза. Под ред. В. Н. Никитина. Киев, 1972.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
- Анцыферова А.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994, № 1, с 3−16.
- Аршавский И.А., Розанова В. Д. Физиологические механизмы адаптации у детей в различные возрастные периоды // В кн.: Тезисы конф. -Петрозаводск, 1974.
- Бадалян JI.O. Невропатология. 2-е изд., исправленное. — М.: Academia, 2001.
- Баевский P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997.
- Бардышевская М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 3−6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома // Автореф. на соис. уч. ст. канд. психол. наук. М., 1995.
- Безруких М.М. Проблемные дети. М.: УРАО, 2000.
- Белобрыкина О.А. Проявления дезадаптации в образовательном пространстве школы: причины, типы, возможности профилактики // Психология и школа. 2005, № 2, с. 3−11.
- Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // В кн.: Нарушение речи у дошкольников. -М.: Просвещение, 1972.
- Белякова Л.И., Дьякова Е. А. Заикание: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». М.: В. Секачев, 1998.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.
- Бертынь Г. П., Дунаева З. М. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982.
- Биология в системе наук о человеке // Сборник АН СССР под ред. Р. С. Карпинской. М.: ИФАН, 1984.
- Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М.: Академический проект, 1996.
- Боголепова И.Н., Малафеев Л. И. Структурная асимметрия корковых функций мозга человека. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2003.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна 3-е изд-е. — М.:
- Московский психолого-социальный институт, Воронеж НПО «МОДЭК», 2001.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и патология. М.: Педагогика, 1990.
- Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников: книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1992.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001.
- Венгер A. JL Психологические рисуночные тесты. М.: Владос-Пресс, 2003.
- Венгер A. JL, Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2001.
- Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1987.
- Волкова Г. А. Речевые особенности детей, страдающих психической депривацией // Инновации в российском образовании. М.: МГУП, 2001.
- Вопросы первичной профилактики заболеваний у детей // Сб. науч. тр. Мин. Гос. мед. ин-т под. ред. Н. Т. Лебедевой. Минск: МГМИ, 1986.
- Воробьев В. М. Коновалова Н.Л. Клинико-патологическое исследование учебной дезадаптации // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков». М, 1995.
- Воронков Б.В. Эндогенные психические заболевания у подростков: Лекции. СПб.: ППМИ, 1996.
- Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995.
- Выготский J1.C. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1999.
- Выготский JT.C. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Гаврилушкина О.П. Психологические аспекты новых коррекционных программ и технологий // Инновации в российском образовании. М.: МГУП, 2001.
- Галигузова JI. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду//Дошкольное воспитание. 1988. № 6.
- Галигузова JT.H. Проблемы социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 1996, № 3, с. 101−116.
- Ганжа С.Ю. Социально-психологическая адаптация школьников с нарушениями соматического и нервно-психического здоровья // Автрореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Ставрополь, 2000.
- Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Просвещение, 1961.
- Георгиевский А.Б., Петленко В. П., Сохно А. В., Царегородцев Г. И. Философские проблемы теории адаптации. Л.: Наука, 1975.
- Георгиевский А.Б. Эволюция адаптаций. Историко-методическое исследование. Л.: Наука, 1989.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием. М.: АРКТИ, 2002.
- Глушкова Е.К. Гигиенические принципы организации режима групп продленного дня в школе. М.: ЦНИИСП, 1986.
- Голубева Л.Г. О заболеваемости детей в периоде привыкания к яслям // В кн.: Вопросы развития и воспитания детей первых 3 лет жизни. М.: Просвещение, 1972.
- Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. В. В. Слободчикова. -Томск: Пеленг, 1992.
- Готовность к школе. Руководство практического психолога // Методическое пособие для дет. практ. Психологов учреждений образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Междунар. пед акад., 1995.
- Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста. // Сб. науч. тр. АПН СССР, НИ дефектологии // Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Ципыной. М.: АПН СССР, 1989.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.
- Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л.: Просвещение, 1977.
- Дашевская Н.Д. Оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста и их адаптация к школе // Автореф. Дис. на соиск. уч. ст. канд. мед. наук. Екатеринбург, 1998.
- Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971.
- Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. М.: Просвещение, 1989.
- Дети с отклонениями в развитии (отграничение олигофрении от сходных состояний) / Под ред. М. С. Певзнер. М.: Просвещение, 1966.
- Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Стребелевой Е. А. М.: Полиграф сервиз, 1998.
- Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания // Сб. тез. статей юбилейной конференции / Под ред. Е. С. Иванова. СПб.: Образование, 1994.
- Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов / Под ред. С. А. Беличевой, И. А Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. М.: Ред. изд. Центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.
- Дичев Т.Г. Теория адаптации и здоровья человека. М., Новый Центр, 2004.
- Дичев Т.Г. Социально-философские проблемы выживания человека и современная экология // Автореф. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук: 09.00.08. Моск. Пед. ин-т. М., 1990.
- Дорожевец Т.В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада // Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1994.
- Егорова Т.В. Педагогическая поддержка социальной интеграции детей с ограниченными возможностями // Дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2000.
- Ермаков В.П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М.: Просвещение, 1990.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Флинта, 2002.
- Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. М., 2002 г.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М.: Просвещение, 1973.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АР Д ЛТД, 1998.
- Жукова П.С. Возрастные особенности адаптации детей к условиям жизни в детском дошкольном учреждении // Вопр. охр. мат. .1969, т.14, № 4.
- Заваденко Н.Н., Петрухин А. С., Манелис Н. Г. и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. 1999, № 4, с. 21−28.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа-Пресс, 2000.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. -М.:Педагогика, 1986.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., Союз, 1998.
- Захаров А.И. Ребенок до рождения. СПб.: Союз, 1998.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. -СПб.: Союз, Лениздат, 2000.
- Иванова И.В. Особенности течения адаптационного процесса у детей школьного возраста в зависимости от морфо-функционального состояния организма и под влиянием средовых воздействий // Афтореф. Дис. .кад биол наук. Ярославль, 2005 г.
- Изард Кэррол Е. Эмоции человека. М., МГУ, 1980.
- Ильина И. Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте // Автореф. дис. на сосик. уч. ст. канд. психол. наук. -М., 1996.
- Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л.: Медицина, 1984.
- Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб.: ПИТЕР, 2000.
- Каган В.Е. Аутизм у детей. Л.: Медицина, 1981.
- Каган В. Е Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания у детей // Неврозы у детей и подростков. М.: Знание, 1986.
- Казначеев В.П. Биосистема и адаптация. Новосибирск: Наука, 1973.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980.
- Калайков И. Д. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984.
- Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка: Структура, динамика, принципы коррекции // Автореф. дис. на соиск. уч. ст. до-ра психол. наук. М., 2002.
- Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985.
- Кобазева Ю.А. Динамика процесса социализации при переходе от младшего к старшему подростковому возрасту // Психология и школа. 2003, № 3, с.62−72.
- Кобазева Ю.А. Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и его роль в процессе формирования личности ребенка // Психолог в детском саду. 2003, № 3, с.73−88.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995.
- Ковшиков В.А., Элькин Ю. А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией / В кн.: Психические и речевые нарушения у детей. JL: Просвещение, 1979.
- Ковшиков В.А. О некоторых особенностях речевой коммуникации у детей с экспрессивной алалией / В кн.: Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция. СПб.: Союз, 1991.
- Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. М.: Институт общегуманитарных исследований. В. .Секачев, 2001.
- Козлов М.Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология. Л.: Медицина: Ленингр. отд-ние, 1989.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск: Ушверсиэцкае, 2000.
- Комплексная психолого-педагогическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников образования / Под ред. Мастюковой Е. М. М.: АРКТИ, 2002.
- Коновалова H.JI. Социально-психическая адаптация учащихся специальных образовательных учреждений // Дефектология. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1994.
- Коновалова H.JI. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000.
- Корнев А.Н. О возрастной динамике дислексии у детей и прогнозе ее компенсации // Изучение и коррекция речевых расстройств. Л.: ЛГПИ, 1986.
- Корнев А.Н. Нарушения поведения и возрастные кризы у детей и подростков с речевыми нарушениями // Психопатические расстройства у подростков. Л.: Ленингр. н.-и. психоневрол. ин-т, 1987.
- Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб.: Гиппократ, 1995.
- Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. -М.: Perse, 2002.
- Кошелева А. Д. Перегуда В.И., Шаграева OA. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов фак. дошк. образования высш пед учеб. заведений / Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. М.: Academia, 2003.
- Кошелева А.Н., Алексеева Л. С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. Научно-методическое пособие. М.: Б.и., 1997.
- Кошелева А.Д., Алексеева А. С. Диагностика и коррекция материнского отношения. М.: НИИ семьи, 1997.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе // НИИ дошк. воспитания АПН СССР. М.: Педагогика, 1991.
- Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991 г.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет / Изд. 5-е. М.: УРАО, 1999.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998.
- Лалаева Р.И., Н.В. Серебрякова. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Союз, 1999.
- Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага:Авиценум 1984.
- Лебединская К. С. Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991.
- Лебединская К.С. Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема // Дисс. на соиск. уч. ст. д-ра психол наук в форме научного доклада. М.: НИИ дефектологии РАО, 1992.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.
- Лекявичус Э. Элементы общей теории адаптации. Вильнюс: Мокслас, 1986.
- Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во МГУ, 1984.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: АПН РСФСР, 1986 г.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А. Г. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
- Личко А. Е. Подростковая психиатрия // Руководство для врачей. -Л.: Медицина, 1979 г.
- Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. Л. С. Волковой. 2-е из-ние. В 2-х книгах. — М.: Просвещение, 1995.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Просвещение, 1989.
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 3-е изд-е. — М.: Академический Проект, 2000.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихлогии: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся на направлению и специальностям психологии. М.: Academia, 2002.
- Лусканова Н.Г. Социально-психологические факторы риска школьной дезадаптации у учащихся начальных классов // Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков. М.: МЗ СССР, 1987.
- Лусканова Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации // Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. М.: Ред.-изд. центр консорциума «Социал. здоровье России», 1995.
- Мамайчук И.И. Психическое развитие аномального ребенка СПб.: Союз, 1995 г.
- Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Союз, 2000.
- Манова-Томова B.C., Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте / Пер. с болгар. София: Медицина и физкультура, 1981.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза// Автореф. дис. канд. психол. наук. JL, 1982.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. -М.:Владос, 1997.
- Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. М.: Медицина, 1987.
- Махова В.М. Психическая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к условиям школьного обучения // Автореф. дис. на соик. уч. ст. канд. психол. наук. М., 2000.
- Медведев В.И. Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984.
- Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. М.: Ассоциация «Профессиональное образование». Заочный университет профессионального обучения, 1993.
- Морозова Е.И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 1999.
- Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. -Ереван: Айастан, 1988.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: Владос, 2001.
- Никитина Г. М. Формирование целостной деятельности органика в онтогенезе. М.: Медицина, 1971.
- Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000.
- Никольская О.С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 1997.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. 2-е изд. — М.: Педагогическое общество России, 1999.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, 2001.
- Основы и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М.: «Просвещение», 1968.
- Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой- Науч.-исслед. ин-т дефектологии акад. пед. наук России. -М.: Педагогика, 1985.
- Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. М.: Просвещение, 1988.
- Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. Вып. 3. М.: Просвещение, 1967.
- Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. Новосибирск: Наука СПб. отд-ние, 1983.
- Пантюхина Г. В., Печорина К. Л., Фрухт Э. Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М.: Просвещение, 1979.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры: Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2001.
- Петрова В.Г. Развитие речи и познавательной деятельности умственно отсталых школьников // Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1975.
- Петровский А.В. Развитие личности. Возрастная периодизации // Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987.
- Печора К.Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1986.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психол. труды. М.: «Просвещение», 1969.
- Понятийно-терминологический словарь логопеда./Под ред. Селиверстова В. И. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.
- Попова Н.М. Экология и ее проблемы (Метод, пособие). Алама-Ата: Наука, 1984.
- Пройкова С.Н. Системный анализ комплекса поведенческих реакций детей раннего возраста при адаптации к дошкольному учреждению // Дис. на соиск. учн. ст. канд. биол. наук. М., 1986.
- Психолог в детском саду / Под ред. Венгер Л. А., Агаевой Е. Л., Бардиной Р. И., Брофман В. В. М.: Российская академия образования. Исследовательский центр семьи и детства. Детский центр Венгера, 1995.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Яровшевского. М.: Политиздат, 1990.
- Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. М.: Педагогика, 1987 г.
- Психология социальных ситуаций / Сост. Гришина Н. В. СПб.: Питер, 2001.
- Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1995 г. Вып. 3 (№ 1).
- Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.: Московский социально-психологический институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
- Романова Е.С., Гребенников JI.P. Механизмы психологической защиты. Мытищи: «Талант», 1996.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. -М.:Владос, 1997.
- Самсонова Е.В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками // Психолог в детском саду. 2003, № 3, с. 89−109.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Наука, 1960.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982.
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2001.
- Семенович А.В. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития // «Таврический журнал психиатрии». Т.№ 1999г., № 3.
- Семичев С.Б. Преболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1985.
- Скворцов И.А. Детство нервной системы. М.: Тривола, 1995.
- Славина Л.С. Трудные дети. Москва-Воронеж: ин- т практ. психологии, 1998.
- Слоним А.Д. О физиологических механизмах природных адаптаций животных и человека. Л.: Наука: Ленингр. отд-е, 1964.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
- Смирнов Н.К. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья. М.: Чистые пруды, 2005.
- Соколова Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SyR-Аргус, 1995.
- Солнцева Л.И., Хорош С. М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М.: УПП ВОС 1988
- Социальная адаптация у детей в дошкольных учреждениях / Под. ред. Тонковой-Ямпольской Р. В., Шмидт-Кольмер Е., Атанасовой-Вуковой А. М.: Медицина, 1980.
- Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. М.: МГУ, 1980.
- Спиваковская А.С. Психопрофилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция. М., МГУ, 1988.
- Стреляу Я. Методика диагностики темперамента (формально динамических характеристик поведения): учебно-методическое пособие. -М.: Смысл, 2005
- Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1974.
- Тарасов К.Е., Беликов В. К., Фролова А. И. Логика и семиотика диагноза (Мет. пробл.). М.: Медицина, 1989.
- Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2006, № 3, с.29−35.
- Тинголе-Михаэлис К. Дети с недостатками развития. М.: Педагогика, 1988.
- Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т. Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1987.
- Уварова Л.Н. Психологическая подготовка дошкольников как фактор адаптации к школе // Автореф. Дис. на соиск. Уч. ст. канд. психол. наук. Самара, 2000.
- Ушаков Г. К. Детская психиатрия: Учебник для педиатр, мед. ин-тов. М.: Медицина, 1973.
- Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1987.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психиатрии, Института дошкольного воспитания и семейного образования РАО, 2001.
- Филиппова Г. Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва, т.2, вып. З, М., 1996.
- Филиппова Г. Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ): Док. дис. М., 2001.
- Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М.: Московский Государственный Заочный Педагогический Институт, 1991.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1993.
- Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста // Дис. д-ра пед. наук в форме науч. докл. М., 2000.
- Философия. Современные проблемы мира и человека: Учеб. пособие. Сост. Баженов Л. Б. и др. М.: МИРЭА, 1995.
- Фирсанова Е.Ю. Исследование мотивов учения у детей 6−7 лет с нарушениями речи // Психология и школа. 2003, № 3, с.73−83.
- Фирсанова Е.Ю. Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Психолог в детском саду. 2005, № 1, с. 75−93.
- Фирсанова Е.Ю. Влияние родительско-детских отношений на успешность адаптации к школе // Психология и школа. 2005, № 2, с.45−64.
- Фирсанова Е.Ю. Изучение родительско-детских отношений у детей с дезадаптацией. 2006, № 4, С.112−119.
- Фирсанова Е.Ю. Изучение особенностей социальной адаптации у детей младшего дошкольного и младшего школьного возраста // Журнал прикладной психологии // Журнал прикладной психологии. 2006, № 5, С. 111 119.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя детского сада. 4-е изд., М.: «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: «Педагогика-Пресс», 1993.
- Фрейд 3. Психология бессознательного, М.: ЭКСМО-Пресс- Харьков- «Фолио», 1990.
- Хейссерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка. М.: Просвещение, 1964.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. // Пер. с англ. В. В. Старовойтовой, под ред. Г. В. Бурменской. М.- Прогресс, 2000.
- Хочачка П., Сомеро Дж. Стратегия биохимической адаптации. М.: Медицина 1977.
- Цветкова JI.C. Мозг и интеллект. М.: Просвещение, 1995.
- Цветкова Л.С., Семенович А. В., Костягина С. Н. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2001.
- Цветовой тест отношений. Методические рекомендации. Ленингр. н.-и. психоневрол. ин.-т им. В. М. Бехтерева. Сост. Е. Ф. Бажин, A.M. Эдкинд,-Л.: Ленигр. н.-и. психоневрол. ин-т, 1985.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. СПб.: Дом «МиМ», 1997.
- Чуткина Г. М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школ // Автореф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Мин. гос. пед. унт. им. Горького. Минск, 1987.
- Шибаева JI.B. Программы психологической реабилитации школьников. М.: Российское педагогическое агентство, 1996
- Шкорбатов Г. Л. К построению общей теории адаптации // Журн. общ. биологии. 1982 Т.43, № 6.
- Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию. // Избр. психол. тр. М.: Просвещение, 1989.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Избр. психол. тр. М.: Просвещение, 1989.
- Эриксон Э. Детство и общество. 2-е изд. — СПб.: ЗАО ИТД «Летний сад», 2000.
- Эткинд A.M. Цветовой тест отношений. Общая психодиагностика. -М.: изд-во МГУ, 1987.
- Юртайкин В.В., Жиянова П. Л. Адаптация детей с отклонениями в развитии к дошкольным образовательным учреждениям // Дошкольное воспитание. 2001, № 1, с. 37−43- 2001, № 3, с.43−52.
- Ainsworth M.D., Bell S. Attachment exploration and separation. Child Dev., 1970.
- Ainsworth M.D. The development of infant-mother attachment. In: B. Caldwell, H. Riciuti (Hrscg.): review of child development research. — Chicago, 1973.
- Argyle M., Furnhem A., Graham J. Social situations. Cambridge, 1981.
- Bowlby J. Maternal care and mental health. Geneva World Health Organization. 1951.
- Bowlby J. Childhood Mourning and Its Implications for Psychiatry // Am. J. ofPsychiat, 1961. i
- Carlson G. Children with hemiplegie cerebral palsy: neuropsychological consequences of early unilateral brain lesions. Goterbord, 1994. л
- Fogel A. Two principles of communication. Co-regulation and framing // New perspectives in early communicative development. Ed. By J. Nade and L. Camaioni., 1993.
- Fox В., Routh K. Pronemic analysis and severe reading disability in children // J. Sycholind. Res, 1980.
- Gullemard G.E. School Psychology in France // International Perspectives on Psychology in the School. New Jersey, 1989.
- Hargrove Patricia M. Communication disorder. New York, 1994.
- Jaklewicz H. Emotional and psychosomatic disorders in children in relation to family functioning // Dyn. Psychiatr. 1988. Vol.21, № 3−4.
- Kirk S., Kirk W. Psycholinguistic learning disabilieties: Diagnosis and remediation. Urbana, 1971.
- Leahy M. Disorders of communication. Dublin, 1995.
- Litt I., Guskey W., Rosenberg A. Intellectual and emotional problems of children with rheumathic// Pediatrics. 1982.
- Lovell K. Malagdjusted and Delinqent Children. In: Educational psychology and children. Ljndon: Univ. of Lindon Press, 1973.
- McGrew W.C. Aspects of social development in nursery school children with emphasis on introduction to the group. In: Nr. 3 Jones (Br.): Ethological studies of child behaviour. Cambridgem, 1972.
- Naremore R.C., Hopper R. Children learning language: A practical introduction to communication. Singular Publishing Group, Inc. San Diego -London, 1977.
- Taylor R.L., Warren S.A. Educational and Psychological Assessment of Children with Learning Disorders I I Pediatr. Clin. N. Amtr. 1984,31, № 2.
- Piaget J. The psychology of intelligens. London, 1967.
- Plutchik R. A general psychoevolutionary theory of emotion/ In R. Plutchik, H. Kellerman (Eds.), Emotion: Theory, research and experience: Vol. 1. N. Y., Academic Press.- 1980.- P. 3−33.
- Plutchik R, Kellerman H., Conte H.R. A structural theory of ego defenses and emotion / In C.E. Izard (Ed.) Emotions in personality and psychopathology. N.-Y., Plenum, 1979.
- Tec L. Dyslexia // Acta Paedopsych., 1971.