Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности адаптации к новым социальным условиям у детей с нарушениями речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретические референты: теории адаптации (Георгиевский А.Б., Дичев Т. Г., Казначеев В. П., Медведев В.И.) — концепции возрастной периодизации психического (Выготский JI.C., Эльконин Д. Б., Э. Эриксон) и нервно-психического развития ребенка (Бадалян JI.O., Ковалев В. В., Ушаков Г. К.) — концепции социально-психологической (Коновалова H. JL, Кузнецов В. П., Налчаджян А. А., Тонкова-Ямпольская… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ подходов к изучению проблемы адаптации
    • 1. 1. Проблема определения понятия «адаптация» в разных науках
    • 1. 2. Социально-психологическая адаптация
    • 1. 3. Взаимосвязь социальной адаптации и возраста ребенка
    • 1. 4. Дезадаптация
    • 1. 5. Причины дезадаптации
    • 1. 6. Особенности социальной адаптации у детей с нарушениями в развитии

Особенности адаптации к новым социальным условиям у детей с нарушениями речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Большинство исследователей (Коробейников И.А. 107], Тонкова-Ямпольская Р.В. [191]и др.) рассматривают адаптацию как процесс вхождения индивида в новые социальные условия и принятия новой социальной роли. Адаптация к изменившимся социальным условиям протекает подчас довольно сложно. Вхождение в коллектив часто сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, иногда нарушениями здоровья. Нередко человек не может адаптироваться к новым социальным условиям, что ведет к асоциальному поведению, невротическим реакциям и другим проявлениям состояния дезадаптации.

В последнее время в ряде работ (Захаров А. И [80], Исаев Д. Н. [84] и др.) отмечается увеличение числа детей с дезадаптивным поведением. По данным Э. М. Александровской [6], И. А. Коробейникова [63], Н. Г. Лускановой [63] трудности адаптации к новым социальным условиям испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, что свидетельствует о том, что проблема адаптации детей к новым социальным условиям является актуальной для педагогической науки и практики.

Имеющиеся в психологии исследования по этой проблеме позволяют предположить, что особенности предшествующей адаптации оказывают влияние на последующую. Особенно остро это может проявляться, когда условия адаптации похожи. Такими периодами являются младший дошкольный (Згода) и младший школьный (6−7 лет) возраст. В 3 года и 6−7 лет происходит не только смена условий жизни ребенка, но и качественные изменения в их психическом и физиологическом развитии: развитие ЦНС, формирование новообразований личности (самосознание и единство личности), качественные изменения в развитии ВПФ, в том числе и речи.

Возрастные периоды 3-х и 6−7-ми лет являются кризисными не только для развития личности (Выготский JI.C. [38], Эльконин Д. Б [232].), центральной нервной системы (Бадалян J1.0 [13]., Ковалев В. В. 95]), адаптационных механизмов (Захаров А.И. 80]), но и сензитивными периодами для развития речи (Белякова Л. И [19]., Дьякова Е. А [19]. Мастюкова Е. М [127]). В связи с этим одной из актуальных научных проблем, в рамках которой проведено данное исследование, является изучение влияния особенностей речевого развития ребенка на успешность его адаптации к меняющимся социальным условиям.

Актуальность, практическая значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность указанной проблемы обусловили выбор темы данного исследования.

Цель: изучение взаимосвязи между особенностями социально-психологической адаптации и уровнем речевого развития детей в младшем дошкольном и младшем школьном возрастах.

Объект исследования — психологические условия и процесс адаптации ребенка к детскому саду и школе.

Предмет исследования — особенности адаптации к новым социальным условиям у детей 3-х и 6−7-ми лет с нарушениями речи и нормальным речевым развитием.

Гипотезы исследования.

1. Механизмы социально-психологической адаптации формируются на протяжении всего детства, проходят несколько этапов со сменой социальной роли и социальной ситуации развития. Два этапа, связанных с принятием новой социальной роли и вхождением в новую социальную ситуацию, соответствуют возрастам: 3 года при поступлении в детский сад и от 6 до 7 лет при поступлении в школу. Мы предполагаем, что между этими этапами есть преемственность, которая выражается в сходстве структуры адаптационных механизмов.

2. Структура механизмов социально-психологической адаптации заключается во взаимосвязанности физиологических и психических компонентов адаптации. В качестве психических компонентов в механизмы адаптации входят: эмоциональная и коммуникативная сферы и высшие психические функции, одной из которых является речь.

3. В структуре адаптационных механизмов речь является одной из ведущих психических функций. Поскольку возрастные периоды 3 года и 6−7 лет являются сензитивными периодами для развития речи и одновременно важнейшими социально-значимыми периодами для развития адаптационных механизмов, можно предполагать, что уровень развития речи может служить в качестве одного из критериев успешности адаптации.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ представлений об адаптации как о развивающемся процессе.

2. Изучение компонентов социально-психологической адаптации у детей 3-х и 6−7 лет.

3. Изучение влияния результата адаптации к детскому саду на особенности процесса адаптации к школе.

4. Изучение взаимосвязи между особенностями социально-психологической адаптации и уровнем речевого развития.

Научная новизна исследования. В работе впервые описаны структура и компоненты адаптации в младшем дошкольном и младшем школьном возрастах. Установлено влияние предшествующей адаптации к детскому саду на последующую — к школе, что позволяет рассматривать адаптацию как процесс развивающийся на протяжении всего детства.

Теоретическая значимость исследования. Выявлена одинаковая структура адаптации в младшем дошкольном и младшем школьном возрастах, показана возрастная специфика взаимодействия компонентов этой структуры в разные возрастные периоды (3 года и 6−7 лет). Выявлены типы проявления дезадаптации и формы дезадаптационного поведения, что позволяет раскрыть механизмы адаптационного процесса, компоненты которого находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

Практическая значимость исследования заключается: в выделении критериев адаптации и разработке методик ее диагностикиотнесении уровня речевого развития к одному из критериев адаптацииустановлении взаимосвязи особенностей вербального развития и адаптацииописании типов адаптации и дезадаптации. Результаты исследования позволяют разработать пути профилактической работы и расширить возможности диагностики социальной адаптации.

Методологическими основами исследования являются: культурно-историческая теория J1. C Выготскоготеории психического развития ребенка А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.

Теоретические референты: теории адаптации (Георгиевский А.Б., Дичев Т. Г., Казначеев В. П., Медведев В.И.) — концепции возрастной периодизации психического (Выготский JI.C., Эльконин Д. Б., Э. Эриксон) и нервно-психического развития ребенка (Бадалян JI.O., Ковалев В. В., Ушаков Г. К.) — концепции социально-психологической (Коновалова H. JL, Кузнецов В. П., Налчаджян А. А., Тонкова-Ямпольская Р.В.), психической (Ю.А. Александровский) и психофизиологической (Березин Ф.Б.) адаптацииконцепции дезадаптации (Исаев Д.Н., Коробейников И. А., Лусканова Н.Г.) — учение об онтогенезе речевого развития и выделение его сенизитивных и гиперсензитивных периодов (Белякова Л.И., Мастюкова Е.М.).

Методы исследования:

1. Теоретический анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования.

2. Метод срезов — исследование особенностей адаптации к новым социальным условиям у детей младшего дошкольного и младшего школьного возраста (выборочное наблюдениепроективные методикисоциометриябеседасбор анамнестических сведений, диагностика речевого развития).

3. Метод сравнения — сопоставление данных, полученных в ходе изучения особенностей адаптации в двух возрастных группах (3 года и 6−7 лет) у детей с нарушениями речи и нормальным речевым развитием.

4. Метод статистического анализа полученных данных (корреляционный анализ, статистический критерий различий).

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в 2-х младших группах ГОУ д/с 394 компенсирующего вида, 1-й младшей, группе ГОУ д/с № 577 и 2-х первых классах прогимназии № 1801 ЮЗ АО г. Москвы. Всего в исследование было задействовано 94 респондента (51 реб. 3-х лет, 43 реб. 6−7-ми лет).

Положения, выносимые на защиту:

1. Адаптация — это системное образование, которое имеет структуру, состоящую из компонентов: ЦНС, здоровье, коммуникативная сфера, эмоциональная сфера, ВПФ. Эта структура имеет возрастную специфику, выражающуюся, во-первых, в роли каждого компонента в адаптационном процессе, во-вторых, в особенностях взаимосвязей между компонентами адаптационных механизмов.

2. Процесс адаптации развивается на протяжении жизни и имеет этапы развития. Между этими этапами существует преемственность как нормального хода адаптации, так и его нарушений. Результат предыдущей адаптации влияет на особенности процесса последующего вхождения в новые социальные условия.

3. Адаптационные механизмы в младшем дошкольном возрасте идентичны по компонентам, входящим в структуру данного механизма в младшем школьном возрасте. Влияние предыдущего этапа адаптации на последующий проявляется в качественном изменении компонентов адаптационных механизмов в результате предыдущей адаптации. Изменение компонентов адаптации проявляется в формировании новых способов реагирования на происходящие изменения и в построении новых взаимоотношений индивида со средой.

4. Критериями оценки адаптации служат особенности функционирования компонентов адаптационных механизмов (особенности психофизиологических процессов, состояние здоровья, особенности коммуникативной и эмоциональной сфер, уровень речевого развития).

5. Речь является одним из компонентов механизма адаптации в младшем дошкольном и младшем школьном возрастах, а уровень речевого развития является одним из критериев успешности адаптации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и экспериментальные результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях лаборатории развития эмоционально-мотивационной сферы Института развития дошкольного образования РАОзаседаниях секции перинатальной психологии и психологии родительства московского отделения Российского психологического обществана конференции, посвященной 120-летию московского психологического общества, Москва, 2005; Всероссийской конференции «Психологические проблемы современной семьи — 2005», Москва, 2005; отражены в 5-ти публикациях автора.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется: методологическими положениями, выступившими основой исследованияприменением комплексов научных методов и диагностических методик, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследованиярепрезентативностью выборокстатистической достоверностью результатов и личным участием автора в организации и проведении психологического исследования.

Во введении раскрыты актуальность, гипотеза исследования, научная и практическая значимость и новизна проблемы. В первой главе раскрывается история вопроса, различные подходы к проблеме «социальная адаптация», причины и проявления дезадаптации, особенности привыкания к новым социальным условиям у детей с различной патологией развития. Во второй главе описано изучение адаптации к новым социальным условиям детей 3-х и 6−7-ми лет с расстройствами и нормальным речевым развитием. В третьей главе проведено сопоставление особенностей адаптации к новым социальным условиям у детей 3-х и 6−7-ми лет с разным уровнем речевого развития. В заключении представлены результаты исследования и их анализ.

Результаты исследования показали, что трудности адаптации к новым социальным условиям испытывает достаточно большой процент детей младшего дошкольного и младшего школьного возраста. Таким образом, возрастает важность профилактической работы по предупреждению проблем адаптации. Необходимо большое внимание уделять детям группы риска по возникновению трудностей вхождения в новые социальные условия. Это дети с отягощенным анамнезом, различными отклонениями, в том числе с речевыми нарушениями, и имеющие предыдущий отрицательный опыт адаптации.

Заключение

.

В психологической литературе социальная адаптация рассматривается с двух основных позиций: 1) как процесс (Коновалова J1.H. [103], Тонкова-Ямпольская Р.В. [191] и др.) — 2) как функция развития личности (Кузнецов П.С. 113]).

Адаптация, как процесс понимается в широком и узком смысле. Одни авторы понимают под адаптацией преодоление любых проблемных ситуаций (Коновалова J1.H. [113], Налчаджян А. А. [146] и др.), другие — принятие новой социальной роли и вхождение в новые социальные условия (Аксарина Н.М. [3], Захаров А. И. [80], Тонкова-Ямпольская Р.В. [191]).

В представленной работе рассматривалась адаптация к новым социальным условиям у детей 3-х и 6−7-ми лет. Данные возрастные периоды являются переломными для развития личности, центральной нервной системы и одновременно сензитивными периодами для развития речи и адаптационных механизмов. В связи с этим были выдвинуты следующие предположения: 1) наличие одинаковой структуры адаптационных механизмов в младшем дошкольном и младшем школьном возрасте- 2) влияние результата адаптации к детскому саду на особенности адаптации к школе- 3) речь является одним из компонентов адаптационных механизмов, а уровень речевого развития — одним из критериев успешности адаптации к новым социальным условиям в младшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Для решения поставленных задач было проведено: изучение особенностей адаптации к новым социальным условиям у детей 3-х и 6−7-ми лет с нормальным речевым развитием и нарушениями речисопоставление полученных результатов исследования особенностей адаптации с уровнем речевого развития. Также было проведено сопоставление данных об особенностях адаптации младшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Проведенное исследование выявило схожую структуру адаптации в 3 года и 6−7 лет. Структура социально-психологической адаптации состоит из одинаковых компонентов, между которым существует взаимовлияние: эмоциональная сфера, коммуникативная сфера, речь, здоровье, церебральная система. Отличия структуры адаптации в младшем дошкольном и младшем школьном возрасте заключаются в разной силе влияния компонентов механизмов адаптации в 3 года и 6−7 лет на ход адаптационного процесса. У детей 3-х лет большое влияние оказывают биологические составляющие (состояние здоровья, функционирование ЦНС), а у первоклассниковсоциальные (эмоциональная и коммуникативная сфера).

Отталкиваясь от структуры социально-психологической адаптации, были выделены критерии оценки адаптации: особенности эмоциональной и коммуникативной сфер, уровень речевого развития, особенности психофизиологических процессов, состояние здоровья, динамика адаптации. Выделенные критерии успешности адаптации позволяют оценивать состояние и работу компонентов адаптационных механизмов. В данной работе не оценивался уровень развития всех психических процессов, а только уровень речевого развития. Мы выбрали именно этот компонент, т.к. данные возрастные периоды являются сензитивными для развития речи, и речь наиболее тесно связана с другими компонентами адаптации (отражает эмоциональное состояние, служит средством общения, зависит от социального окружения и созревания ЦНС).

У детей младшего дошкольного и младшего школьного возраста выявлены одинаковые типы адаптации и дезадаптации. Типология нормального хода адаптации опиралась на выделенные выше критерии. Описание видов дезадаптации опиралось не только на критерии адаптации, но и на силу проявлений выявленных нарушений.

По степени тяжести были выделено два типа дезадаптации: тяжелой степени тяжести и средней. Описанные виды нарушения адаптации можно соотнести с двумя стилями дезадаптационного поведения: конфликтное, подчиненное. У детей с нарушением адаптации была выявлена положительная зависимость между тяжестью дезадаптации, ее типом и уровнем речевого развития. Наиболее тяжело дезадаптация проявлялась у детей 3-х с грубыми системными нарушениями речи и первоклассников с осложненными речевыми расстройствами.

У детей с различной речевой патологией наблюдались и отличия динамики адаптации. Не было выявлено положительной динамики у детей с тяжелыми нарушениями речи и патологией со стороны неврологии, в отличие от детей с нормальным речевым развитием и легкими расстройствами речи, не имеющих неврологической отягощенности.

То есть, в ходе исследования подтвердилось предположение о том, что речь является одним из компонентов адаптации, а уровень речевого развития одним из критериев успешности адаптации в младшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Таким образом, наше исследование подтвердило основную гипотезу: у детей 3-х и 6−7-ми лет выявлена одинаковая структура адаптационных механизмов. Выявлены близкие по содержанию типы адаптации и дезадаптации у младших дошкольников и первоклассников. Данное обстоятельство позволяет утверждать о влиянии результата адаптации к дошкольному учреждению на успешность адаптации к школе. Зависимость последующей адаптации от предыдущей подтвердилось полученными результатами в ходе изучения адаптации к детскому саду и школе у одних и тех же детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адаптация детей раннего возраста в детском дошкольном учреждении/ Сост. Адамович Т. Н. Минск, 1981.
  2. Н.М. Организация жизни детей при поступлении в детское учреждение. М.: Просвещение, 1970.
  3. Н.М. Адаптация детей при поступлении в детское учреждение // В кн.: Вопросы развития и воспитания детей первых 3 лет жизни. М.: Просвещение, 1972.
  4. Э.М. Типологические варианты формирования личности младших школьников. М.: Фолиум, 1993.
  5. Э.М. Психологическое сопровождение школьников. М.: Академия 2002.
  6. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). М.: Медицина, 1976
  7. Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1993.
  8. .В. Изменения гипоталамо-гипофизарных соотношений в эволюции и онтогенезе // В кн.: Ведущие факторы онтогенеза. Под ред. В. Н. Никитина. Киев, 1972.
  9. .Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000.
  10. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
  11. А.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994, № 1, с 3−16.
  12. И.А., Розанова В. Д. Физиологические механизмы адаптации у детей в различные возрастные периоды // В кн.: Тезисы конф. -Петрозаводск, 1974.
  13. JI.O. Невропатология. 2-е изд., исправленное. — М.: Academia, 2001.
  14. P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997.
  15. М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 3−6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома // Автореф. на соис. уч. ст. канд. психол. наук. М., 1995.
  16. М.М. Проблемные дети. М.: УРАО, 2000.
  17. О.А. Проявления дезадаптации в образовательном пространстве школы: причины, типы, возможности профилактики // Психология и школа. 2005, № 2, с. 3−11.
  18. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // В кн.: Нарушение речи у дошкольников. -М.: Просвещение, 1972.
  19. Л.И., Дьякова Е. А. Заикание: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». М.: В. Секачев, 1998.
  20. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.
  21. Г. П., Дунаева З. М. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982.
  22. Биология в системе наук о человеке // Сборник АН СССР под ред. Р. С. Карпинской. М.: ИФАН, 1984.
  23. Г. Психоаналитические теории личности. М.: Академический проект, 1996.
  24. И.Н., Малафеев Л. И. Структурная асимметрия корковых функций мозга человека. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2003.
  25. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна 3-е изд-е. — М.:
  26. Московский психолого-социальный институт, Воронеж НПО «МОДЭК», 2001.
  27. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и патология. М.: Педагогика, 1990.
  28. И.П. Беседы о здоровье школьников: книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1992.
  29. А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001.
  30. Венгер A. JL Психологические рисуночные тесты. М.: Владос-Пресс, 2003.
  31. Венгер A. JL, Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2001.
  32. Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1987.
  33. Г. А. Речевые особенности детей, страдающих психической депривацией // Инновации в российском образовании. М.: МГУП, 2001.
  34. Вопросы первичной профилактики заболеваний у детей // Сб. науч. тр. Мин. Гос. мед. ин-т под. ред. Н. Т. Лебедевой. Минск: МГМИ, 1986.
  35. В. М. Коновалова Н.Л. Клинико-патологическое исследование учебной дезадаптации // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков». М, 1995.
  36. .В. Эндогенные психические заболевания у подростков: Лекции. СПб.: ППМИ, 1996.
  37. Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М., 1995.
  38. Выготский J1.C. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1999.
  39. JT.C. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
  40. О.П. Психологические аспекты новых коррекционных программ и технологий // Инновации в российском образовании. М.: МГУП, 2001.
  41. JI. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться в детском саду//Дошкольное воспитание. 1988. № 6.
  42. JT.H. Проблемы социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 1996, № 3, с. 101−116.
  43. С.Ю. Социально-психологическая адаптация школьников с нарушениями соматического и нервно-психического здоровья // Автрореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Ставрополь, 2000.
  44. В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990.
  45. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Просвещение, 1961.
  46. А.Б., Петленко В. П., Сохно А. В., Царегородцев Г. И. Философские проблемы теории адаптации. Л.: Наука, 1975.
  47. А.Б. Эволюция адаптаций. Историко-методическое исследование. Л.: Наука, 1989.
  48. В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием. М.: АРКТИ, 2002.
  49. Е.К. Гигиенические принципы организации режима групп продленного дня в школе. М.: ЦНИИСП, 1986.
  50. Л.Г. О заболеваемости детей в периоде привыкания к яслям // В кн.: Вопросы развития и воспитания детей первых 3 лет жизни. М.: Просвещение, 1972.
  51. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Под ред. В. В. Слободчикова. -Томск: Пеленг, 1992.
  52. Готовность к школе. Руководство практического психолога // Методическое пособие для дет. практ. Психологов учреждений образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Междунар. пед акад., 1995.
  53. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста. // Сб. науч. тр. АПН СССР, НИ дефектологии // Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Ципыной. М.: АПН СССР, 1989.
  54. Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.
  55. Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л.: Просвещение, 1977.
  56. Н.Д. Оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста и их адаптация к школе // Автореф. Дис. на соиск. уч. ст. канд. мед. наук. Екатеринбург, 1998.
  57. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Педагогика, 1971.
  58. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм / Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. М.: Просвещение, 1989.
  59. Дети с отклонениями в развитии (отграничение олигофрении от сходных состояний) / Под ред. М. С. Певзнер. М.: Просвещение, 1966.
  60. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Стребелевой Е. А. М.: Полиграф сервиз, 1998.
  61. Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания // Сб. тез. статей юбилейной конференции / Под ред. Е. С. Иванова. СПб.: Образование, 1994.
  62. Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов / Под ред. С. А. Беличевой, И. А Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. М.: Ред. изд. Центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.
  63. Т.Г. Теория адаптации и здоровья человека. М., Новый Центр, 2004.
  64. Т.Г. Социально-философские проблемы выживания человека и современная экология // Автореф. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук: 09.00.08. Моск. Пед. ин-т. М., 1990.
  65. Т.В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада // Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1994.
  66. Т.В. Педагогическая поддержка социальной интеграции детей с ограниченными возможностями // Дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2000.
  67. В.П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М.: Просвещение, 1990.
  68. О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Флинта, 2002.
  69. П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. М., 2002 г.
  70. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М.: Просвещение, 1973.
  71. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АР Д ЛТД, 1998.
  72. П.С. Возрастные особенности адаптации детей к условиям жизни в детском дошкольном учреждении // Вопр. охр. мат. .1969, т.14, № 4.
  73. Н.Н., Петрухин А. С., Манелис Н. Г. и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. 1999, № 4, с. 21−28.
  74. Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа-Пресс, 2000.
  75. А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. -М.:Педагогика, 1986.
  76. А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., Союз, 1998.
  77. А.И. Ребенок до рождения. СПб.: Союз, 1998.
  78. А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. -СПб.: Союз, Лениздат, 2000.
  79. И.В. Особенности течения адаптационного процесса у детей школьного возраста в зависимости от морфо-функционального состояния организма и под влиянием средовых воздействий // Афтореф. Дис. .кад биол наук. Ярославль, 2005 г.
  80. Изард Кэррол Е. Эмоции человека. М., МГУ, 1980.
  81. И. Ю. Аффективное поведение и его коррекция в младшем дошкольном возрасте // Автореф. дис. на сосик. уч. ст. канд. психол. наук. -М., 1996.
  82. Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л.: Медицина, 1984.
  83. Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб.: ПИТЕР, 2000.
  84. В.Е. Аутизм у детей. Л.: Медицина, 1981.
  85. Каган В. Е Внутренняя картина здоровья и соматические заболевания у детей // Неврозы у детей и подростков. М.: Знание, 1986.
  86. В.П. Биосистема и адаптация. Новосибирск: Наука, 1973.
  87. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980.
  88. И. Д. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984.
  89. О.А. Социальная ситуация развития ребенка: Структура, динамика, принципы коррекции // Автореф. дис. на соиск. уч. ст. до-ра психол. наук. М., 2002.
  90. Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985.
  91. Ю.А. Динамика процесса социализации при переходе от младшего к старшему подростковому возрасту // Психология и школа. 2003, № 3, с.62−72.
  92. Ю.А. Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и его роль в процессе формирования личности ребенка // Психолог в детском саду. 2003, № 3, с.73−88.
  93. В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995.
  94. В.А., Элькин Ю. А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией / В кн.: Психические и речевые нарушения у детей. JL: Просвещение, 1979.
  95. В.А. О некоторых особенностях речевой коммуникации у детей с экспрессивной алалией / В кн.: Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция. СПб.: Союз, 1991.
  96. В. А. Экспрессивная алалия. М.: Институт общегуманитарных исследований. В. .Секачев, 2001.
  97. М.Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология. Л.: Медицина: Ленингр. отд-ние, 1989.
  98. Я.Л., Панько Е. А. Психология детей шестилетнего возраста. Минск: Ушверсиэцкае, 2000.
  99. Комплексная психолого-педагогическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников образования / Под ред. Мастюковой Е. М. М.: АРКТИ, 2002.
  100. H.JI. Социально-психическая адаптация учащихся специальных образовательных учреждений // Дефектология. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1994.
  101. H.JI. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000.
  102. А.Н. О возрастной динамике дислексии у детей и прогнозе ее компенсации // Изучение и коррекция речевых расстройств. Л.: ЛГПИ, 1986.
  103. А.Н. Нарушения поведения и возрастные кризы у детей и подростков с речевыми нарушениями // Психопатические расстройства у подростков. Л.: Ленингр. н.-и. психоневрол. ин-т, 1987.
  104. А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб.: Гиппократ, 1995.
  105. И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. -М.: Perse, 2002.
  106. А. Д. Перегуда В.И., Шаграева OA. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов фак. дошк. образования высш пед учеб. заведений / Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. М.: Academia, 2003.
  107. А.Н., Алексеева Л. С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. Научно-методическое пособие. М.: Б.и., 1997.
  108. А.Д., Алексеева А. С. Диагностика и коррекция материнского отношения. М.: НИИ семьи, 1997.
  109. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе // НИИ дошк. воспитания АПН СССР. М.: Педагогика, 1991.
  110. П.С. Адаптация как функция развития личности. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991 г.
  111. И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет / Изд. 5-е. М.: УРАО, 1999.
  112. Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998.
  113. Р.И., Н.В. Серебрякова. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Союз, 1999.
  114. И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. -Прага:Авиценум 1984.
  115. К. С. Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991.
  116. К.С. Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема // Дисс. на соиск. уч. ст. д-ра психол наук в форме научного доклада. М.: НИИ дефектологии РАО, 1992.
  117. В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.
  118. Э. Элементы общей теории адаптации. Вильнюс: Мокслас, 1986.
  119. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  120. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: АПН РСФСР, 1986 г.
  121. М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А. Г. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  122. А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
  123. А. Е. Подростковая психиатрия // Руководство для врачей. -Л.: Медицина, 1979 г.
  124. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. Л. С. Волковой. 2-е из-ние. В 2-х книгах. — М.: Просвещение, 1995.
  125. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Просвещение, 1989.
  126. А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 3-е изд-е. — М.: Академический Проект, 2000.
  127. А.Р. Основы нейропсихлогии: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся на направлению и специальностям психологии. М.: Academia, 2002.
  128. Н.Г. Социально-психологические факторы риска школьной дезадаптации у учащихся начальных классов // Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков. М.: МЗ СССР, 1987.
  129. Н.Г. Диагностика школьной дезадаптации // Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. М.: Ред.-изд. центр консорциума «Социал. здоровье России», 1995.
  130. И.И. Психическое развитие аномального ребенка СПб.: Союз, 1995 г.
  131. И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Союз, 2000.
  132. Манова-Томова B.C., Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте / Пер. с болгар. София: Медицина и физкультура, 1981.
  133. И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза// Автореф. дис. канд. психол. наук. JL, 1982.
  134. Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.
  135. Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. -М.:Владос, 1997.
  136. В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. М.: Медицина, 1987.
  137. В.М. Психическая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к условиям школьного обучения // Автореф. дис. на соик. уч. ст. канд. психол. наук. М., 2000.
  138. В.И. Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984.
  139. С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. М.: Ассоциация «Профессиональное образование». Заочный университет профессионального обучения, 1993.
  140. Е.И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 1999.
  141. А.А. Социально-психическая адаптация личности. -Ереван: Айастан, 1988.
  142. Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М.: Владос, 2001.
  143. Г. М. Формирование целостной деятельности органика в онтогенезе. М.: Медицина, 1971.
  144. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000.
  145. О.С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 1997.
  146. Л.Ф. Возрастная психология. 2-е изд. — М.: Педагогическое общество России, 1999.
  147. Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  148. Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, 2001.
  149. Основы и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М.: «Просвещение», 1968.
  150. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой- Науч.-исслед. ин-т дефектологии акад. пед. наук России. -М.: Педагогика, 1985.
  151. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. М.: Просвещение, 1988.
  152. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. Вып. 3. М.: Просвещение, 1967.
  153. Л.Е. Биохимические механизмы стресса. Новосибирск: Наука СПб. отд-ние, 1983.
  154. Г. В., Печорина К. Л., Фрухт Э. Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М.: Просвещение, 1979.
  155. М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры: Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2001.
  156. В.Г. Развитие речи и познавательной деятельности умственно отсталых школьников // Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1975.
  157. А.В. Развитие личности. Возрастная периодизации // Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987.
  158. К.Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1986.
  159. . Психология интеллекта // Избр. психол. труды. М.: «Просвещение», 1969.
  160. Понятийно-терминологический словарь логопеда./Под ред. Селиверстова В. И. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.
  161. Н.М. Экология и ее проблемы (Метод, пособие). Алама-Ата: Наука, 1984.
  162. С.Н. Системный анализ комплекса поведенческих реакций детей раннего возраста при адаптации к дошкольному учреждению // Дис. на соиск. учн. ст. канд. биол. наук. М., 1986.
  163. Психолог в детском саду / Под ред. Венгер Л. А., Агаевой Е. Л., Бардиной Р. И., Брофман В. В. М.: Российская академия образования. Исследовательский центр семьи и детства. Детский центр Венгера, 1995.
  164. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Яровшевского. М.: Политиздат, 1990.
  165. Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. М.: Педагогика, 1987 г.
  166. Психология социальных ситуаций / Сост. Гришина Н. В. СПб.: Питер, 2001.
  167. А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1995 г. Вып. 3 (№ 1).
  168. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.: Московский социально-психологический институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
  169. Е.С., Гребенников JI.P. Механизмы психологической защиты. Мытищи: «Талант», 1996.
  170. И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. -М.:Владос, 1997.
  171. Е.В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками // Психолог в детском саду. 2003, № 3, с. 89−109.
  172. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Наука, 1960.
  173. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982.
  174. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2001.
  175. А.В. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития // «Таврический журнал психиатрии». Т.№ 1999г., № 3.
  176. С.Б. Преболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987.
  177. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
  178. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1985.
  179. И.А. Детство нервной системы. М.: Тривола, 1995.
  180. Л.С. Трудные дети. Москва-Воронеж: ин- т практ. психологии, 1998.
  181. А.Д. О физиологических механизмах природных адаптаций животных и человека. Л.: Наука: Ленингр. отд-е, 1964.
  182. Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
  183. Н.К. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья. М.: Чистые пруды, 2005.
  184. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SyR-Аргус, 1995.
  185. Л.И., Хорош С. М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М.: УПП ВОС 1988
  186. Социальная адаптация у детей в дошкольных учреждениях / Под. ред. Тонковой-Ямпольской Р. В., Шмидт-Кольмер Е., Атанасовой-Вуковой А. М.: Медицина, 1980.
  187. А.С. Нарушения игровой деятельности. М.: МГУ, 1980.
  188. А.С. Психопрофилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция. М., МГУ, 1988.
  189. Я. Методика диагностики темперамента (формально динамических характеристик поведения): учебно-методическое пособие. -М.: Смысл, 2005
  190. Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1974.
  191. К.Е., Беликов В. К., Фролова А. И. Логика и семиотика диагноза (Мет. пробл.). М.: Медицина, 1989.
  192. С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2006, № 3, с.29−35.
  193. Тинголе-Михаэлис К. Дети с недостатками развития. М.: Педагогика, 1988.
  194. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т. Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1987.
  195. Л.Н. Психологическая подготовка дошкольников как фактор адаптации к школе // Автореф. Дис. на соиск. Уч. ст. канд. психол. наук. Самара, 2000.
  196. Г. К. Детская психиатрия: Учебник для педиатр, мед. ин-тов. М.: Медицина, 1973.
  197. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1987.
  198. О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психиатрии, Института дошкольного воспитания и семейного образования РАО, 2001.
  199. Г. Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва, т.2, вып. З, М., 1996.
  200. Г. Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ): Док. дис. М., 2001.
  201. Г. Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
  202. Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989.
  203. Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М.: Московский Государственный Заочный Педагогический Институт, 1991.
  204. Т.Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1993.
  205. Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста // Дис. д-ра пед. наук в форме науч. докл. М., 2000.
  206. Философия. Современные проблемы мира и человека: Учеб. пособие. Сост. Баженов Л. Б. и др. М.: МИРЭА, 1995.
  207. Е.Ю. Исследование мотивов учения у детей 6−7 лет с нарушениями речи // Психология и школа. 2003, № 3, с.73−83.
  208. Е.Ю. Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Психолог в детском саду. 2005, № 1, с. 75−93.
  209. Е.Ю. Влияние родительско-детских отношений на успешность адаптации к школе // Психология и школа. 2005, № 2, с.45−64.
  210. Е.Ю. Изучение родительско-детских отношений у детей с дезадаптацией. 2006, № 4, С.112−119.
  211. Е.Ю. Изучение особенностей социальной адаптации у детей младшего дошкольного и младшего школьного возраста // Журнал прикладной психологии // Журнал прикладной психологии. 2006, № 5, С. 111 119.
  212. М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя детского сада. 4-е изд., М.: «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.
  213. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: «Педагогика-Пресс», 1993.
  214. Фрейд 3. Психология бессознательного, М.: ЭКСМО-Пресс- Харьков- «Фолио», 1990.
  215. Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка. М.: Просвещение, 1964.
  216. К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. // Пер. с англ. В. В. Старовойтовой, под ред. Г. В. Бурменской. М.- Прогресс, 2000.
  217. П., Сомеро Дж. Стратегия биохимической адаптации. М.: Медицина 1977.
  218. JI.C. Мозг и интеллект. М.: Просвещение, 1995.
  219. Л.С., Семенович А. В., Костягина С. Н. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2001.
  220. Цветовой тест отношений. Методические рекомендации. Ленингр. н.-и. психоневрол. ин.-т им. В. М. Бехтерева. Сост. Е. Ф. Бажин, A.M. Эдкинд,-Л.: Ленигр. н.-и. психоневрол. ин-т, 1985.
  221. С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. СПб.: Дом «МиМ», 1997.
  222. Г. М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школ // Автореф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Мин. гос. пед. унт. им. Горького. Минск, 1987.
  223. JI.B. Программы психологической реабилитации школьников. М.: Российское педагогическое агентство, 1996
  224. Г. Л. К построению общей теории адаптации // Журн. общ. биологии. 1982 Т.43, № 6.
  225. Д.Б. Введение в детскую психологию. // Избр. психол. тр. М.: Просвещение, 1989.
  226. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Избр. психол. тр. М.: Просвещение, 1989.
  227. Э. Детство и общество. 2-е изд. — СПб.: ЗАО ИТД «Летний сад», 2000.
  228. A.M. Цветовой тест отношений. Общая психодиагностика. -М.: изд-во МГУ, 1987.
  229. В.В., Жиянова П. Л. Адаптация детей с отклонениями в развитии к дошкольным образовательным учреждениям // Дошкольное воспитание. 2001, № 1, с. 37−43- 2001, № 3, с.43−52.
  230. Ainsworth M.D., Bell S. Attachment exploration and separation. Child Dev., 1970.
  231. Ainsworth M.D. The development of infant-mother attachment. In: B. Caldwell, H. Riciuti (Hrscg.): review of child development research. — Chicago, 1973.
  232. Argyle M., Furnhem A., Graham J. Social situations. Cambridge, 1981.
  233. Bowlby J. Maternal care and mental health. Geneva World Health Organization. 1951.
  234. Bowlby J. Childhood Mourning and Its Implications for Psychiatry // Am. J. ofPsychiat, 1961. i
  235. Carlson G. Children with hemiplegie cerebral palsy: neuropsychological consequences of early unilateral brain lesions. Goterbord, 1994. л
  236. Fogel A. Two principles of communication. Co-regulation and framing // New perspectives in early communicative development. Ed. By J. Nade and L. Camaioni., 1993.
  237. Fox В., Routh K. Pronemic analysis and severe reading disability in children // J. Sycholind. Res, 1980.
  238. Gullemard G.E. School Psychology in France // International Perspectives on Psychology in the School. New Jersey, 1989.
  239. Hargrove Patricia M. Communication disorder. New York, 1994.
  240. Jaklewicz H. Emotional and psychosomatic disorders in children in relation to family functioning // Dyn. Psychiatr. 1988. Vol.21, № 3−4.
  241. Kirk S., Kirk W. Psycholinguistic learning disabilieties: Diagnosis and remediation. Urbana, 1971.
  242. Leahy M. Disorders of communication. Dublin, 1995.
  243. Litt I., Guskey W., Rosenberg A. Intellectual and emotional problems of children with rheumathic// Pediatrics. 1982.
  244. Lovell K. Malagdjusted and Delinqent Children. In: Educational psychology and children. Ljndon: Univ. of Lindon Press, 1973.
  245. McGrew W.C. Aspects of social development in nursery school children with emphasis on introduction to the group. In: Nr. 3 Jones (Br.): Ethological studies of child behaviour. Cambridgem, 1972.
  246. Naremore R.C., Hopper R. Children learning language: A practical introduction to communication. Singular Publishing Group, Inc. San Diego -London, 1977.
  247. Taylor R.L., Warren S.A. Educational and Psychological Assessment of Children with Learning Disorders I I Pediatr. Clin. N. Amtr. 1984,31, № 2.
  248. Piaget J. The psychology of intelligens. London, 1967.
  249. Plutchik R. A general psychoevolutionary theory of emotion/ In R. Plutchik, H. Kellerman (Eds.), Emotion: Theory, research and experience: Vol. 1. N. Y., Academic Press.- 1980.- P. 3−33.
  250. Plutchik R, Kellerman H., Conte H.R. A structural theory of ego defenses and emotion / In C.E. Izard (Ed.) Emotions in personality and psychopathology. N.-Y., Plenum, 1979.
  251. Tec L. Dyslexia // Acta Paedopsych., 1971.
Заполнить форму текущей работой