Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальное партнерство учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями в подготовке специалистов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Усилиями педагогов, социологов, экономистов идет накопление научного и практического материала в виде монографий, диссертационных исследований для глубоких теоретических обобщений по актуальным проблемам открытого образования (Л.С.ОнокоЩЮО], Л. Г. Соломко, В. И. Солдаткин и др.), модернизации профессионального образования, рынка труда выпускников профессиональных учебных заведений (И.В. Кузнецова… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы проектирования модели системы социального партнерства учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями
    • 1. 1. Анализ современного состояния разработки проблемы социального партнерства в сфере профессионального образования
    • 1. 2. Теоретико-методологические основы проектирования системы социального партнерства в сфере профессионального образования
    • 1. 3. Концепция и модель системы социального партнерства учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями
    • 1. 4. Новый подход к целеполаганию в системе социального партнерства учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями

Социальное партнерство учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями в подготовке специалистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения качества подготовки специалистов в новых социально-экономических условиях рынка труда на основе формирования и развития системы социального партнерства в сфере профессионального образования.

В «Концепции становления и развития социального партнерства в России» социальное партнерство в сфере труда определяется как особый тип социально-трудовых отношений, присущих рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов.

Основной целью социального партнерства в сфере труда является разработка, принятие и реализация социально-экономической и трудовой политики, основанной на сбалансированности интересов общества, наемных работников и работодателей.

Социальное партнерство в сфере труда тесно связано с социальным партнерством в сфере профессионального образования, которое понимается как «взаимодействие с субъектами экономической жизни и сферы труда для повышения эффективности профессионального образования и удовлетворения спроса на умения и компетенции рабочей силы на рынке труда» [94,сЗ].

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сформулирована задача опережающего развития начального и среднего профессионального образования, организации социального партнерства, как системы договорных отношений учреждений профессионального образования с работодателями, создание условий для обеспечения использования базы предприятий всех форм собственности для организации практического обучения учащихся системы непрерывного профессионального образования.

Между тем, в новых социально-экономических условиях большинство предприятий нарушило существовавшее в прежние времена взаимовыгодное сотрудничество с учреждениями профессионального образования.

Эти изменения явились следствием отказа от обязательного распределения выпускников учреждений профессионального образования, появления свободного рынка труда, развития конкуренции, появлением безработицы. В этих условиях работодатели рассчитывали на то, что они всегда смогут пополнять подразделения своих предприятий необходимыми кадрами из числа свободно выпускаемых молодых специалистов.

Однако на практике оказалось, что в условиях, когда конкурентоспособность производимых фирмами и акционерными объединениями товаров все в большей степени зависит от квалификации рабочей силы, от компетенций рабочих и инженерно-технического персонала, надежды на стихийный подбор кадров, обладающих необходимыми для конкретного предприятия качествами, себя не оправдали [171].

Работодатели оказались вынуждены затрачивать более значительные средства на переподготовку специалистов к условиям своих предприятий по сравнению с финансированием целевого обучения молодежи на конкретное рабочее место.

Изучение современного состояния этого вопроса в существующей теории и практике, педагогических диссертационных исследованиях последних лет показывает, «что прежняя система взаимодействия промышленных предприятий с учреждениями профессионального образования (УПО) практически утрачена. Необходимо восстановление и развитие подобной системы взаимодействия, однако, на новых основаниях, вытекающих из условий рыночной экономики» [122с.5]. Важнейшим из них ведущие исследователи этой проблемы считают «создание механизма социального партнерства, как системы договорных отношений учреждений профессионального образования с работодателями, службами занятости, профсоюзами, родителями и т. п., позволяющих отслеживать и адекватно реагировать на динамику развития рынка труда, объемы и структуру востребуемых профессий, а также диктуемые предприятиями профессиональные, а обществом — социально — культурные приоритеты» [122,с.З].

Из этого определения следует, что основой формирования и развития системы социального партнерства в сфере профессионального образования является организация взаимовыгодного сотрудничества коллективов учреждений профессионального образования и предприятий.

Усилиями педагогов, социологов, экономистов идет накопление научного и практического материала в виде монографий, диссертационных исследований для глубоких теоретических обобщений по актуальным проблемам открытого образования (Л.С.ОнокоЩЮО], Л.Г.Соломко[126], В.И.Солдаткин[102] и др.), модернизации профессионального образования, рынка труда выпускников профессиональных учебных заведений (И.В. Кузнецова[72], Г. И. Стасенков[130], И. В. Савельев [112] и др.), трансформации профессиональных учебных заведений в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям (Е.И. Кулябина [75], С. Н. Фазульянова [139] и др.), интеграции профессиональных учебных заведений в многоуровневые комплексы для отраслей промышленного производства (Е.В. Янзина [157], Н. П. Бахарев [17], В. А. Гусев [40], Ю. А. Кустов [80] и др.), формирование инновационной стратегии развития профессиональных образовательных учреждений в системе «наука — образование — производство» (Н.И.Калаков[63], Н. Р. Кильчевская [65], Ю. Ф. Шуберт [153], A.B. Козлов [66] и др.), повышения качества и конкурентноспособности профессионального образования (Е.Л.Осоргин, Ю. К. Чернова, В. В. Щипанов [103] и др). Среди работ, рассматривающих проблему создания системы социального партнерства следует назвать И. П. Смирнова [121](2000г.), Е. В. Ткаченко [122](2004г.), В. А. Полякова [123](2004г.), пособия для работников профессионального образования под редакцией Г. В. Борисовой и С. А. Иванова [124](2000г.), учебно-методическое пособие Ю. Ф. Шеберта «Социальное партнерство технического колледжа ВАЗа и ОАО «АВТОВАЗ" — необходимое условие повышения качества подготовки кадров"(2006г.). Известны диссертационные исследования по проблеме социального партнерства в сфере профессионального образования Н. С. Игнатьева [60](2005г.), С. Г. Марфина «Современная концепция проектирования и реализации системы социального партнерства на основе программноцелевого педагогического менеджмента"(2006г.) и др. Формированию и развитию системы социального партнерства в комплексе многоуровневого профессионально-педагогического образования посвящен один из разделов докторской диссертации В. А. Гусева [40](2004г.).

Рядом других учреждений начального и среднего профессионального образования г. Тольятти накоплен опыт социального партнерства с ОАО «АВТОВАЗ» по подготовке квалифицированных рабочих и техников. Среди них: профессиональное училище № 45, профессиональный лицей № 51, Тольяттинский техникум городского хозяйства и строительных технологий, Индустриально-педагогический колледж и др.

Однако, при всей несомненной теоретической и практической значимости этих работ, следует заметить, что разработка научных основ проектирования и реализации системы социального партнерства учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями требует специальных исследований.

Изучение педагогической литературы, существующего положения в работе среднего профессиональных образовательных учреждений и специально проведенные исследования позволили выявить ряд недостатков в теории и практике создания современного механизма социального партнерства на уровне взаимовыгодного сотрудничества коллективов учреждений начального и среднего профессионального образования и работодателей:

— недооценка некоторыми педагогами и производственниками необходимости восстановления и развития системы взаимодействия промышленных предприятий с учреждениями профессионального образования «на новых основаниях, вытекающих из условий рыночной экономики» [122,с.5].

— хаотичность, бессистемность, неустойчивость взаимосвязей учреждений среднего профессионального образования с различными заказчиками на их выпускников;

— нарушение в ряде случаев требований принципа преемственности в передаче учащимся достижений науки, техники, теоретических знаний и практических умений;

— слабая заинтересованность руководителей предприятий в укреплении отношений социального партнерства с учреждениями среднего профессионального образования;

— недостаточная разработанность нормативно-договорной и правовой базы системы социального партнерства в сфере профессионального образования;

— отчужденность работодателей от решения вопроса о том чему учить будущих специалистов, от оценки качества подготовки выпускников;

— ослабление внимания к целевой подготовке специалистов по заказам предприятий;

— стихийный процесс трудоустройства выпускников;

— низкий уровень мотивации педагогических коллективов учреждений среднего профессионального образования по обеспечению востребованности их выпускников на рынке труда и их трудоустройству.

Устранению указанных выше недостатков мешают возникшие в новых социально-экономических условиях противоречия между:

— растущими требованиями работодателей к качеству подготовки рабочих и техников и их самоустранением от определения содержания профессионального образования специалистов;

— объективной необходимостью формирования и развития системы социального партнерства в учреждениях начального и среднего профессионального образования и недостаточной разработанностью научных и практических основ ее проектирования и реализации;

— стремлением руководителей предприятий повысить конкурентоспособность производимых товаров и их недостаточным участием в повышении качества подготовки рабочей силы;

— реформированием экономики на основе рыночных отношений и недостаточным их переносом на социальный диалог в области профессионального образования;

— объективной необходимостью усиления связи подготовки будущих рабочих и техников с производством и нарушением требований принципа преемственности содержательной и процессуальной сторон их теоретического и производственного обучения;

— необходимостью трудоустройства выпускников, их достойного материального обеспечения и гарантией высокого уровня их профессиональной компетенции.

Указанные выше недостатки и противоречия определили проблему исследования: «Каковы теоретические и практические предпосылки, концептуальные положения и организационно-педагогические условия проектирования и реализации системы социального партнерства учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями?».

Необходимость устранения отмеченных недостатков и противоречий, недостаточная теоретическая разработанность сформулированной проблемы и большая практическая значимость ее решения побудили нас избрать следующую тему диссертационного исследования: «Социальное партнерство учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями в подготовке специалистов».

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью:

— разработки научно-методологических основ, целей, содержания и механизма социального партнерства в сфере профессионального образования;

— теоретического обобщения накопленного практического опыта регионального и локального уровней социального партнерства, представленного различными институализированными и гражданско-правовыми формами взаимодействия учреждений среднего профессионального образования с работодателями и их отраслевыми объединениями.

— восстановления и развития системы взаимовыгодного сотрудничества промышленных предприятий с учреждениями среднего профессионального образования на новых основаниях, вытекающих из условий рыночной экономики;

— придания взаимодействию учреждений профессионального образования с промышленными предприятиями упорядоченного, системного характера, отвечающего требованиям синергетического подхода;

— выявления приоритетных направлений, форм и организационно-педагогических условий взаимодействия коллективов учреждений среднего профессионального образования с субъектами рынка труда.

Объект исследования: процесс подготовки квалифицированных рабочих и техников в учреждениях среднего профессионального образования.

Предмет исследования: система социального партнерства учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями по совместной подготовке квалифицированных специалистов.

Цель исследования: повысить качество подготовки квалифицированных рабочих и техников путем проектирования и реализации системы социального партнерства учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями. Качество подготовки специалиста характеризуется совокупностью свойств и результатов учебно-воспитательного процесса, обуславливающих его способность и стремление выполнять профессиональную деятельность в соответствии с установленными работодателями требованиями.

Гипотеза исследования: система социального партнерства учреждений среднего профессионального образования с предприятиями промышленного производства позволит повысить качество подготовки квалифицированных рабочих и техников, если ее проектирование и реализацию вести на основе:

— системного и компетентностно-ориентированного подходов, обеспечивающих упорядоченный, устойчивый характер процесса социального партнерства;

— принципа преемственности, как системообразующего фактора проектируемого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями;

— рассмотрения учреждений профессионального образования и предприятий как взаимодействующих педагогических систем [77].

— договорных отношений учреждений среднего профессионального образования с работодателями;

— более активного привлечения работодателей к решению вопроса о том, «Чему учить?» будущих рабочих и техников;

— мотивации педагогических коллективов учреждений среднего профессионального образования на изучение рынка труда, учета конкретных интересов социальных партнеров, повышения их конкурентоспособности путем увеличения объема и качества образовательных услуг;

— координации между компонентами взаимодействующих педагогических систем по целям, содержанию, методам обучения, деятельности преподавателей, мастеров производственного обучения учащихся и студентов;

— нацеленности коллективов учреждений среднего профессионального образования и промышленных предприятий на конечный результат — обеспечение высокого качества подготовки выпускников и их востребованности на рынке труда;

— создания и реализации вокруг учреждений среднего профессионального образования среды социального партнерства с заказчиками — потребителями его выпускников;

— выявления и реализации приоритетных форм, методов и средств взаимодействия коллективов учреждений среднего профессионального образования с социальными партнерами.

Задачи исследования.

1. Определить теоретико-методологические основы проектирования системы социального партнерства учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями.

2. Обосновать концептуальные положения и спроектировать теоретическую модель системы социального партнерства в сфере профессионального образования на примере комплекса «техникум — промышленное предприятие».

3. Установить и реализовать основные направления координации целей, содержания, технологии обучения, деятельности педагогов и мастеров производственного обучения в условиях социального партнерства учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями в соответствии с требованиями системообразующего фактора — принципа преемственности.

4. Разработать технологию реализации и провести опытно-экспериментальную проверку эффективности спроектированной системы социального партнерства учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями в повышении качества подготовки квалифицированных рабочих и техников на примере Тольяттинского машиностроительного техникума и ОАО «АВТОВАЗа».

Теоретико-методологическими основами исследования являются:

— методологическая сущность системного подхода к анализу педагогических процессов и явлений (С.И.Архангельский [9], А.И.Бочкарев[27], В.Г.Буданов[28], В.Г.Виненко[30], Ф.Ф.Королев[70], Н.В.Кузьмина[23], Н. М. Таланчук [133], Г. Хакен [141] и др.);

— идеи педагогического моделирования, проектирования и конструирования (В.С.Безрукова[23], В.В.Давыдов[45], Т.М.Коровина[71], Ю.К.Чернова[143] и др.);

— исследования, раскрывающие значение социального партнерства в повышении качества подготовки специалистов (С.Г.Марфин, Н.С.Игнатьев[60],.

B.А.Поляков, И. П. Смирнов, Е.В.Ткаченко[122], [123] и др.);

— диалектическое сочетание социоцентрической и антропоцентрической моделей воспитания (Л.А.Беляева [22], С. В. Дрокина [48], Л. Л. Султанова [131] и др-);

— фундаментальные идеи основоположников отечественной психологической науки (Б.Г.Ананьев [3], Л. С. Выготский [31], А. Н. Леонтьев [83],.

C.Л.Рубинштейн [109] и др.);

— теоретические основы многоуровневого непрерывного профессионального образования (А.П.Беляева [20], Х. Беднарчик [18], Б. С. Гершунский [36], КХА. Кустов [76] и др.);

— идеи дидактики развивающего обучения, творческого саморазвития, личност-но-деятельностного подхода, личностно-ориентированного профессионального образования (В.И.Андреев [6], Н. В. Бордовская и А. А. Реан [26], В. В. Давыдов [45], М. А. Данилов, Б. П. Есипов [47], Л. В. Занков [54], Э. Ф. Зеер [58], М. И. Махмутов [90], М. Н. Скаткин [119] и др.);

— научные и методические разработки в области социальной педагогики и психологии (Ю.В.Васильева, Е. С. Комракова [129], A.B. Мудрик [93] и др.);

— материалы к решению коллегии Министерства образования и науки Самарской области «О системе социального партнерства в сфере профессионального образования [61]», методические рекомендации Центра профессионального образования Самарской области «Формирование и развитие системы социального партнерства в учреждениях профессионального образования» [25] и ряд учебных пособий по этой проблеме [124,128,92];

— отчеты по результатам социологических исследований департамента образования мэрии г. Тольятти [106].

Методы исследования основаны на диалектическом сочетании теоретических и практических подходов. К теоретическим методам, использованным в исследовании, относятся: изучение философской, психолого-педагогической и социологической литературы, системно-синергетический подход, анализ и синтез, педагогическое проектирование, моделирование, прогнозирование.

Эмпирические методы: изучение состояния разработки проблемы в существующей практике, создание и обобщение передового педагогического опыта, организация опытно-экспериментальной и методической работы, беседы, опросы, анкетирование и тестирование преподавателей ССУЗОВ, учащихся, молодых специалистов, работников предприятий и т. п.

Опытно-экспериментальная база исследования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе учебно-научно-производственного комплекса по непрерывному многоуровневому образованию «Школа — профессиональный лицей — техникумколледжвуз — производство», созданного при Тольяттинском государственном университете.

В экспериментальный комплекс входят школы Автозаводского района г. Тольятти, профессиональные лицеи № 36, 47, 51, 65, Тольяттинский машиностроительный техникум, Тольяттинский технический колледж ВАЗа, Самарский профессионально-педагогический колледж, Тольяттинский государственный университет, Волжский автомобильный завод.

Тема исследования входит в план важнейших научных исследований Поволжского отделения Российской Академии образования по проблеме «Управление качеством подготовки специалистов в региональной системе непрерывного образования» (научный руководитель — д.п.н., профессор Ю.А.Кустов).

Этапы исследования.

Исследование велось в течение десяти лет и состояло из трех этапов:

На первом (аналитико-организационном) этапе (1996;2000гг.) выявлялись недостатки в подготовке квалифицированных рабочих и техников для машиностроительных предприятий, изучалась в теории и на практике роль взаимовыгодного сотрудничества учреждений среднего профессионального образования и предприятий, организовывалась региональная опытно-экспериментальная площадка по разработке и апробации целевой подготовки специалистов для производств Волжского автомобильного завода (Приложения 17,18).

На втором (теоретико-проектировочном) этапе (2000;2003гг.) анализировались и теоретически обобщались результаты опытной деятельности профессионального лицея № 36 и подразделений Волжского автомобильного завода по совместной подготовке квалифицированных рабочих, определялись теоретические предпосылки и велось обоснование концептуальных положений, проектаровалась теоретическая модель системы социального партнерства учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями.

На третьем (экспериментально-обобщающем) этапе (2003;2007) полученные результаты предшествующих этапов исследования переносились на выявление приоритетных направлений реализации системы социального партнерства двух взаимодействующих педагогических систем «Техникума» и «Промышленного предприятия» по их структурным компонентам: целям, содержанию подготовки, технологиям обучения, деятельности преподавателей, руководителей техникума и работников предприятия, самих обучаемых. Одновременно проводилась опытно-экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы исследования и эффективности реализации спроектированной системы социального партнерства учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями, на примере Тольяттинского машиностроительного техникума и ВАЗа, публиковались материалы результатов исследования, велось оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования.

Полученные научные результаты содержат в совокупности решение актуальной проблемы — теоретическое обоснование, проектирование и реализация системы социального партнерства учреждений среднего профессионального образования с крупными машиностроительными предприятиями на примере Тольяттинского машиностроительного техникума и Волжского автомобильного завода:

— определены научные и практические предпосылки проектирования модели системы социального партнерства и взаимовыгодного сотрудничества учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями;

— обоснована концепция и спроектирована модель системы социального партнерства в сфере профессионального образования;

— на основе системного подхода и принципа преемственности определены основные направления координации между структурными компонентами учреждения среднего профессионального образования и промышленного предприятии как педагогических систем (целей, содержания, методов обучения, деятельности обучающих и обучаемых), отвечающих требованиям развития социального партнерства;

— выявлены и апробированы на практике организационнопедагогические условия, разработана технология эффективной реализации системы социального партнерства, в комплексе «техникум-предприятие» направленного на повышение качества подготовки и формирование профессионально значимых личностных качеств квалифицированных рабочих и техников для крупных машиностроительных предприятий.

Теоретическая значимость исследования состоит:

— в реализации системного подхода к научному обоснованию проектирования теоретической модели социального партнерства учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями как взаимодействующих педагогических систем на основе принципа преемственности.

— в уточнении функции цели и содержание подготовки специалистов в системе социального партнерства в сфере профессионального образования;

— в характеристике особенностей среды социального партнерства;

— в обосновании необходимости использования дифференцированных форм повышения квалификации и педагогического мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения в системе социального партнерства;

— в реализации идеи о включении работодателей не только в производственное обучение учащихся и студентов, но и в их воспитание.

Практическая значимость исследования состоит в том, что использование сформулированных в нем теоретических выводов и практических рекомендаций раскрывает перед руководителями, маркетологами, специалистами учреждений профессионального образования и производства новые возможности по повышению качества подготовки квалифицированных специалистов путем формирования и развития системы социального партнерства в сфере профессионального образования. Этому способствуют разработанные в процессе исследования методические рекомендации для преподавателей и мастеров производственного обучения «Создание системы социального партнерства в сфере профессионального образования», авторская программа повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения «Основы социального партнерства в сфере профессионального образования».

Двадцать одно приложение к диссертации призваны оказать практическую помощь тем работникам учреждений профессионального образования и промышленных предприятий, которые решат организовать взаимовыгодное сотрудничество на основе изложенных в работе положений социального партнерства.

Представленный в работе теоретический и практический материал может быть также использован при обучении будущих педагогов профессионального обучения, а также в процессе повышения квалификации работников системы непрерывного образования, руководителей промышленных предприятий и сельского хозяйства.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались анализом теоретических и опытных работ по проблеме исследованиявыявлением методологических, психологических, социологических и дидактических предпосылок выполненного педагогического проектированияадекватностью методов исследования его целям и задачамрепрезентативностью выборкиинтеграцией научного поиска с практической деятельностью и ориентацией на неереализацией системно-синергетического подходарешением поставленных в исследовании задачвнесением корректив в гипотезу и организацию опытно-экспериментальной работыразнообразием подходов к опытно-экспериментальной проверке эффективности разработанной системы.

Апробация основных выводов и рекомендаций диссертации проходила на научно-практических конференциях и семинарах городского, областного, республиканского и международного уровней по проблемам совершенствования качества профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в новых социально-экономических условиях реформы российского образования и рынка труда.

Основные положения диссертации докладывались на Международных научных конференциях «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» (Тольятти, 2004;2006, 2007 г.г.)'- Всероссийских научных конференциях: «Проектирование, обеспечение и контроль качества продукции и образовательных услуг» (Москва-Тольятти-Сызрань, 2003 г.), «Предметно-методическая подготовка будущего учителя математики, информатики и физики (Тольятти, 2003 г.) «Актуальные проблемы многоуровневого профессионального и профессионально-педагогического образования» (Самара, 2003 г.), «Проблемы и перспективы современного социального партнерства в России» (Пенза, 2006 г.) — «Качество и конкурентоспособность среднего профессионального образования. Опыт, проблемы, пути решения"(Самара, 2007 г.) — региональных межвузовских научно-практических конференциях: «Инновационные педагогические технологии в условиях модернизации образования в России» (Тольятти, 2003 г.), «Си-нергетизм в управлении социальными и экономическими системами» (Тольятти, 2003 г.).

Результаты исследования докладывались на заседании кафедры педагогики и методик обучения Тольяттинского Государственного университета, где получили одобрение и поддержку.

Материалы исследования, программы, методические рекомендации авто-. ра внедрены в практику работы Тольяттинского машиностроительного техникума, Самарского профессионально-педагогического колледжа, Профессионального лицея № 47 г. Тольятти, подразделений Волжского автомобильного завода.

На защиту выносятся:

1. Концепция и модель системы социального партнерства учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями.

2. Основные направления координации между структурными компонентами взаимодействующих учреждений комплекса «техникум-предприятие» как педагогических систем (целей, содержания, методов обучения, деятельности обучаемых, преподавателей и мастеров) под требования системообразующего фактора социального партнерства — принципа преемственности.

3. Организационно — педагогические условия эффективной реализации спроектированной системы социального партнерства в сфере профессионального образования: создание социально-партнерской среды, заключение договоров о взаимовыгодном сотрудничестве, повышение качества методической работы в комплексе «техникум-предприятие», создание службы маркетинга, Попечительского совета, определение ответственных за развитие социального партнерства в техникуме и на предприятии, перенесение опыта социального партнерства на другие объекты социума: вузы, службу занятости, администрацию района и т. д.

4. Технология реализации системы социального партнерства учреждений среднего профессионального образования с промышленными предприятиями на примере Тольяттинского машиностроительного техникума и ОАО «АВТОВАЗ» по повышению качества подготовки квалифицированных рабочих и техников.

Выводы и рекомендации.

1.В процессе исследования предложен конструкт реализации системы социального партнерства в комплексе «техникум — предприятие» на примере совместной подготовки специалистов коллективами Тольяттинского машиностроительного техникума и Волжского автомобильного завода. Конструкт представляет собой многоуровневую поэтапную подготовку рабочих и техников на основе чередования теоретического и практического обучения молодежи в техникуме и производственного обучения в подразделениях ВАЗа.

2. Исследованием определены основные направления совместной деятельности социальных партнеров по воспитанию и профессионально-личностному развитию учащихся и студентов в комплексе «техникум-производство»:

— теоретическая учебно-производственная деятельность обучаемых;

— практическая подготовка молодежи в кабинетах и лабораториях техникума;

— широкое использование информационных технологий и вычислительной техники при обучении;

— поэтапно усложняющееся производственное обучение в подразделениях Волжского автомобильного завода;

— совместная работа социальных партнеров по социализации учащейся молодежи;

— деятельность социальных партнеров по формированию профессионально значимых личностных качеств будущих рабочих и техников;

— совместная поддержка партнерами организации деятельности студенческого профсоюза.

3. Результаты многолетних исследований позволили сделать вывод о том, что наиболее эффективным подходом к методике организации проведения опытно-экспериментальной работы по проблеме социального партнерства является мониторинг, заключающийся в отслеживании состояния системы социального партнерства путем периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей и их анализ. При этом результаты анализа используются для постоянного совершенствования процесса социального партнерства.

4. В процессе опытно-экспериментальной работы установлен оптимальный состав видов педагогического мониторинга: текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

5. Приоритетными направлениями мониторинга являются:

— выполнение организационно-педагогических мер по совершенствованию профессионального образования молодежи, намеченных вышестоящими организациями и Уставом техникума;

— качество выполнения государственных образовательных стандартов и программ;

— качество обученности студентов;

— качество внеучебной воспитательной работы;

— качество педагогических кадров;

— эффективность совместной деятельности социальных партнеров (коллективов техникума и производства, учреждений окружающего социума, родителей);

— уровень результатов учебной деятельности студентов.

6. Выполненные и проанализированные в процессе исследования десять мониторинговых срезов по различным показателям позволили сделать вывод о высокой эффективности разработанной и реализованной системы социального партнерства коллективов учреждений профессионального образования и промышленных предприятий.

7. Методические рекомендации по технологическому этапу реализации системы социального партнерства:

— социальным партнерам разработать структуру совместной подготовки специалистов на весь период обучения, предусмотрев оптимальное сочетание теоретической, практической подготовки в учреждении профессионального образования и производственного обучения на предприятии;

— разработать комплект документов для работников учреждения профессионального образования и производства, определяющих их должностные обязанности по реализации системы социального партнерства;

— наметить перспективный план совместной деятельности социальных партнеров по формированию профессионально значимых личностных качеств учащихся и студентов, разнообразные виды деятельности по их творческому саморазвитию;

— для отслеживания процесса и результатов социального партнерства организовать службу мониторинга;

— на основе анализа результатов мониторинга оперативно вносить изменения и дополнения в технологию реализации системы социального партнерства коллективов учреждений профессионального образования и производства.

Заключение

.

Дадим характеристику результатов решения поставленных в исследовании задач, установленных в нем новых положений и рекомендаций.

1. Повышение качества подготовки специалистов в новых социально-экономических условиях рынка труда в значительной степени зависит от состояния и развития системы социального партнерства в сфере профессионального образования.

2. Основой формирования и развития системы социального партнерства в сфере профессионального образования является организация взаимовыгодного сотрудничества учреждений профессионального образования и предприятий.

3. Теоретико-методологическими основами проектирования и реализации системы социального партнерства учреждений среднего профессионального образования с предприятиями являются: механизм гармонизации бинарных оппозиций, взаимного дополнения, продуктивного преобразования, опосредования, продуктивно-творческой интеграциисочетание антропоцентрической и социоцентрической моделей воспитания будущих специалистов, оптимальное сочетание теорий поэтапного формирования умственный действий, ассоциативно-рефлекторного механизма овладения знаниями, идей бихевиористской или поведенческой теорииидеи личностно-ориентированного профессионального образования и творческого саморазвития будущего специалиста.

4. Концептуальными положениями проектирования модели системы социального партнерства учреждений среднего профессионального образования и предприятий являются: системный и компетентностно-ориентированный подходы, согласование между структурными и функциональными компонентами взаимосвязываемых педагогических систем, целевая подготовка специалистов на конкретное рабочее место предприятия-партнера, принцип преемственности как системообразующий фактор в комплексе «техникум-предприятие», связь принципа преемственности с другими специфическими для профессионального образования принципами (профессиональной направленности, политехнизма, связи теории с практикой, единства обучения и воспитания, мотивации учения и труда, индивидуализации и интеграции), ориентация системы на целостное становление и творческое саморазвитие личности как активного субъекта учебной и предстоящей профессиональной деятельности.

5. Приоритетными и глубинными направлениями реализации модели системы социального партнерства учреждений среднего профессионального профессионального образования и предприятий является реализация преемственных взаимосвязей между структурными и функциональными компонентами этих учреждений как педагогических систем.

Цели профессионального образования в этой интегративной системе должны быть направлены на применимость получаемых знаний и умений в сфере предстоящей производственной деятельности выпускников. В проектировании содержания подготовки специалистов в системе социального партнерства должна быть повышена роль работодателей в решении вопроса о том «Чему учить?».

Основу технологии реализации системы социального партнерства учреждений среднего профессионального образования с предприятиями должна составлять поэтапно усложняющаяся подготовка рабочих и техников путем чередования теоретического и практического обучения в техникуме и производственного обучения на предприятии.

Деятельность преподавателей техникума и мастеров производственного обучения должна быть направлена на совершенствование методической работы, повышения педагогического и профессионального мастерства, изучение особенностей техники базового предприятия и инноваций в области педагогической технологии.

Совместная деятельность преподавателей техникума, студентов и сотрудников базового предприятия должна быть подчинена цели формирования у будущих рабочих и техников профессиональной компетенции путем усиления их фундаментальной и практической подготовки в техникуме, совершенствования поэтапно усложняющегося производственного обучения на конкретном рабочем месте предприятия, широкого использования информационных технологий в обучении, усиления социальной поддержки, формирования профессионально значимых личностных качеств, организации разнообразной внеаудиторной общественно значимой деятельности будущих специалистов.

Многочисленные экспериментальные мониторинговые срезы показали высокую эффективность спроектированной и реализованной системы социального партнерства на примере сотрудничества Тольяттинского машиностроительного техникума с Волжским автомобильным заводом по подготовке квалифицированных рабочих и техников.

Таким образом, сформулированная гипотеза исследования получила экспериментальное подтверждение, задачи исследования решены, основные его положения внедрены в педагогическую практику. Продолжение своих дальнейших исследований автор видит в определении возможностей переноса полученных результатов на другие субъекты социального партнерства учреждений среднего профессионального образования: администрацию города, департамент образования, профориентационный центр, службу трудоустройства, общеобразовательные школы, профучилища, лицеи, колледжи, вузы, учреждения дополнительного образования, родителей обучающихся и т. п.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. Мониторинг качества профессиональной подготовки //Высшее образование в России 1988. № 3, с.35−39.
  2. .Г. Избранные психологические труды в 2т. -М: Педагогика, 1980. т. 1−230с, т.2−280с.
  3. Е.А., Данилочкин C.B., Данилочкина Н. Г. и др. Контролинг -как инструмент управления предприятием. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999.-297с.
  4. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2 Издательство Казанского университета. 1998 г. 318с.
  5. В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е издание Казань. Центр инновационных технологий. 2000 г. — 608с.
  6. П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функционирования систем. М., 1978 г.
  7. О.С. Методическая культура педагогической деятельности и мышления / ИНОАН СССР, Всесоюзный методический центр. М.: Экономика, 1991 г. -416с.
  8. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980 г. — 368с.
  9. Ю.Атутов П. Р. Политехническое образование в современных условиях. М. 1985 г.
  10. П.Атутов П. Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук. М., 1983 г.
  11. В.Г. Функции социальных систем. //Социологические исследования. 1980 г. — № 2. с. 40−44.
  12. Ю.К., Рыжков В. А. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма. М.: Высшая школа, 1987 г. — 175с.
  13. A.B. Теория и практика преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе: Автореферат диссертации. .доктора педагогических наук/ Институт профтехобразования РАО. СПб, 1992 г.-36с.
  14. В.И., Оскарссон Б. Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002 г.
  15. Н.П. Теория и практика реализации многоуровневой системы профессионального образования: Монография. Тольятти: Центр медиаобразования, 2000 г. — 205с.
  16. Н.П. Теория и практика реализации системы многоуровневого профессионального-технического образования: Диссертация. доктора педагогических наук. Тольятти, 2001 г. 422с.
  17. X. Теоретические основы модульной модели профессионального образования механиков// Методолого-теоретические проблемы развития профессионального образования: СПб. Институт профтехобразования, 1995 г. 116с.-С.89−103.
  18. А.П. Методолого-теоретические основы развития профессионального образования в современных условиях.// Методолого-теоретические проблемы развития профессионального образования. Институт профтехобразования, 1995 г. 120с.
  19. БеляеваА.П. Политеоретические основы многоуровневой профессиональной подготовки. СПб. Институт профтехобразования, 1995 г. С. 3−17.
  20. БеляеваА.П. Перспективные направления развития профессионального образования в России// Методолого-теоретического проблемы развития профессионального образования. Под ред. X. Беднарчика Институт профтехобразования^. Петербург. 1995 г. 186с.
  21. Беляева J1.A. Философский образ человека и модели воспитания. Методические указания. Уральский государственный университет. Екатеринбург, 1994 г.-32с.
  22. B.C. Педагогика: учебник для инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург, 1994 г. — 340с.
  23. B.C., Бажутин В. В., Лысцов H.A. Инженерно-педагогическая подготовка: современные тенденции // Советская педагогика. 1982 г. № 7. -83с.
  24. Е.В. Формирование и развитие системы социального партнерства в учреждении профессионального образования. Методические рекомендации / Под ред. Т. Ю. Дубовицких. Самара, 2004 г. 22с.
  25. Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Издательство «Питер», 2000 г. 304с. (серия «Учебник нового века»).
  26. А.И. Синергетика современного социального управления: Учебное пособие. Тольятти ОАО «Современник», ПТИС МГУС, 2002 г. 205с.
  27. В.Г. Синергетические стратегии в образовании //Философские проблемы образования. М.: Издательство РАГС, 1996 г. 146 — 155с.
  28. Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы,— М.: Педагогика, 1978 г. 176с.
  29. В.Г. Построение содержания непрерывного образования педагога. Системно -синергетический подход- Саратов: Издательство Саратовского университета, 1999 г. 244с.
  30. Л.С. Собрания сочинений в 6-ти томах. Том 3. Проблема развития психики./ Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983 г. — 368с.
  31. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Издательство АПН РСФСР, 1965 г. — 519с.
  32. Л. А. Социальное партнерство важнейшее средство функционирования и развития колледжа // Среднее профессиональное образование. № 3,2003 г. — 44−47с.
  33. П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976 г. -150с.
  34. Гапонов- Грехов A.B., Рабинович И. И. Нелинейная физика. Стохастичность и структуры // Физика XX века. Развитие и перспективы. М.: Наука, 1984 г. 219−280с.
  35. B.C. Педагогические аспекты непрерывного образования. Вестник высшей школы. 1987 г. № 8. — С.22−29с.
  36. О.С. Проблема формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ. Дидактический аспект. М.: 1985 г.
  37. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж: Издательство Воронеж. Государственного университета, 1981 г. 208с.
  38. М.В., Сухинин В. П., Чернова Ю. К. Проектирование и управление образовательными системами.: Учебное пособие. Самарский государственный технический университет, Самара, 2004. 178с.
  39. В.А. Профессионально-педагогическое образование в многоуровневых комплексах. Диссертация. доктора педагогических наук. Тольятти, 2004 г. -312с.
  40. В.А., Садыкова Е. М. Личностное развитие педагога профессионального обучения: Монография.- Самара: Издательство СГПУ, 2003. 214с.
  41. В.А., Гусева С. И., Щербакова О. Ю. Профессиональное становление педагога. Тольятти: Издательство Тольяттинского государственного университета, 2004 г. — 220с.
  42. В.А. Обеспечение качества профессионально-педагогического образования в многоуровневых комплексах: Монография. Самара: Издательство СНЦ РАН, 2004 г. — 352с.
  43. B.B. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986 г. -299с.
  44. В.В. Теория развивающего обучения. -М.: ИНТОР, 1996 г. 541с.
  45. В.А. Методика организации производственной практики студентов экономических специальностей средствами имитационного моделирования: автореферат диссертации. кандидата педагогических наук. Тольятти, 1999. -26с.
  46. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. -М., 1957. 518с.
  47. C.B. Развитие навыков межличностного общения в процессе профессиональной подготовки студентов технических вузов: Автореферат диссертации. кандидата педагогических наук. Тольятти, 1996 г. — 16с.
  48. Единство обучения и воспитания: Сборник научно-методических работ / Научный редактор Ю. А. Кустов. -Самара, 1998 г.
  49. И.А., Панина Т. С., Вашлаева Л. П. Социальное партнерство как условие воспитания учащихся УНПО // Профессиональное образование. № 10, 2005 г.-С.31−33.
  50. Н.С. Социальное партнерство как условие повышения качества подготовки специалистов в колледже. Автореферат диссертация кандидата. педагогических наук. Казань, 2005 г. 30с.
  51. А.Г. (ред.) Вопросы политехнического обучения в школе. Издательство АПН РСФСР, 1953 г.
  52. Н.И. Концепция комплексного прогнозирования в стратегии развития образования в России: В 2 т. М.-Ульяновск: УЛГУ, 2004 Т. II — 372 с.
  53. .И. Педагогический анализ результата образовательного процесса: практико-ориентированная монография. Москва — Тольятти: ИИО РАО, 2003. — 272 с.
  54. Н.Г. Формирование инновационной стратегии развития образовательных учреждений в системе «вуз-предприятие» Автореферат диссертации .доктораэкономических наук. Екатеринбург, 2004−54 с.
  55. A.B. Проектирование и реализация системы научно-исследовательской деятельности студентов технических колледжей на основеучебно-научно-производственной интеграции. Автореферат диссертация. доктора педагогических наук. Тольятти, 2004 г. -38 с.
  56. И.В. Организация строительства Куйбышевского гидроузла-Производственный бюллетень, Куйбышевгидрострой, 1958, — № 10, С.12.
  57. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1989. — 254 с.
  58. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. //Профессиональное образование, 2002, № 5, С. 17−20.
  59. И.В. Прогнозирование и мониторинг рынка образовательных услуг (на примере рынка образовательных услуг Ростовской обл.) Автореферат диссертации. кандидата экономических наук, Рост. гос. эконом, ун-та. 2004 г. 26 с.
  60. Н.В. Методы системного педагогического исследования. ЛЛГУ, 1980 г.-179 с.
  61. Л.Ф., Морозов В. Н., Кудин B.C. По системе «вуз-производство».// Вестник высшей школы, -№ 6,1978 г.
  62. Ю.А. Преемственность в системе подготовки технических специалистов. Издательство Саратовского ун-та, 1982 г. 274 с.
  63. Ю.А. Теоретические основы преемственности профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и технических вузах: диссертация. .доктора педагогических наук. Казань, 1989 г. 367 с.
  64. Ю.А., Переверзев И. И., Пасмор М. А. Связь профессионального образования молодежи с производительным трудом. Учебное пособие. Самара, 1996 г. 200с.
  65. Ю.А., Бахарев Н. П., Воронин В. Н. Преемственность в системе непрерывного образования: Учебное пособие. Тольятти: ТолПИ, Волжский ун-т им. В. Н. Татищева, 1999 г. — 220 с.
  66. Ю.А., Осоргин E.JL, Гусев В. А. Преемственность в системе «школа -профучилище колледж — вуз — производство»: Учебное пособие. Самара. Изд-во СГПУ, 2000 г. — 258 с.
  67. Ю.А., Саксонова Л. П., Шинкаренко В. П., Теймуразян А. Л. Личностные качества будущего специалиста: Монография. Самарский Гос. техн. ун-т. Самара, 2004 г. 214 с.
  68. Ю.А., Петрова В. В., Егорова И. П. Интегративная подготовка специалиста: Монография. Самарский Гос.техн. ун-т. Самара, 2005 г. 229 с.
  69. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г. — 304 с.
  70. П.Я. Процесс обучения и его закономерности М., 1980 г. — 86 с.
  71. A.C. Пед. Соч.: В 7 т.,-М., 1958 г.
  72. Л.К. Основные подходы к разработке системы непрерывного профессионального образования.// Проблемы непрерывной подготовки инженерно-педагогических кадров: тез.докл. Самара, 2−6декабря1991г. Свердл. Инж-пед. ин-т. Екатеринбург, 1991 г. — 48 с.
  73. Материалы института Маркса Энгельса — Ленина. Из неопубликованных рукописей К. Маркса./ Большевик, 1939 г. № 11−12.
  74. М.И. Принцип профессиональной направленности обучения.// Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: Межвузовский сб-к научн. тр. Челябинск: 4 ГПИ, 1985 г. — 112 с.
  75. М.И. Принцип проблемности в обучении. //Вопросы психологии. -1984 г.-№ 5.-С. 30−31.
  76. М.И. Рынок и профессиональное образование.// Сов. педагогика. 1991 г.-№ 5.-С. 85−93.
  77. Е.Ю. Требования работодателей к квалификации кадров. //Профессиональное образование.- № 10, 2005 г. С. 34−35.
  78. В.И. Социальное партнерство: Учебно- методической пособие. -М. 1998.-251 с.
  79. A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов./ Под ред. В.А. Сластенина-М.: Изд-й центр «Академия», 1999 г. 184 с.
  80. A.A. Современное состояние вопроса социального партнерства.// Среднее профессиональное образование. № 7,2004 г. С. 3−10.
  81. Научно-технический прогресс и система образования (Великобритания, США, ФРГ, Франция, Швеция) /Ред. кол. A.M. Кулькин (гл. ред.), Г. Я. Волков, В. Н. Садовский и др. -М.: АН СССР, 1985 г. С. 5−11.
  82. НестеренкоВ.М. Проектирование учебно-технической среды профессионально-личностного саморазвития студентов технических вузов: дисс. д-ра пед. наук Тольятти, 2000 г. — 569 с.
  83. A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. М., 2000 г.- 272 с.
  84. A.M. Профессиональное образование в России. М., 1997 г. 99.0бразцов И.Ф. XXV съезд КПСС и новые проблемы образования.// Вопросыфилософии, 1976, № 4, с. 18−32.
  85. Л.С. Открытое образование в современной России: социологическая концепция и модель развития. Автореф. дисс. д-ра социол. Наук. М., 2004 г.-35 с.
  86. В.И. Вопросы дидактики: качественная характеристика обучения и его результата. М., 1998 г. — 136 с.
  87. Основы открытого образования. /Отв. ред. В. И. Солдаткин Т.1 -Российский гос. ун-т открытого образования. — М.: НИИЦ РАО, 2002 г. — 676 с.
  88. Е.Л., Чернова Ю. К., Щипанов В. В. Качество и конкурентоспособность среднего профессионального образования. Самара: Издательство СГПУ, 2003 г. 244 с.
  89. И.П. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. М., 1950 г.
  90. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей./ Под редакцией П. И. Пидкасистого М.: Педагогическое общество России, 1998 г. — 640 с.
  91. Проблемы адаптации молодых педагогов. (Отчет по материалам социологического исследования) Тольятти: Издательство фонда «Развитие через образование», 1999 г. — 90 с.
  92. C.B. Методика обучения физике студентов технических вузов наоснове поведенческой теории. Дисс.канд. пед. наук. Тольятти, 2000 г. 187 с.
  93. Е. Синергетический подход к системе высшего образования. //Высшее образование в России. № 2.- С. 41−45.
  94. С.Л. Принцип творческой самостоятельности.// Вопросы философии. № 4,1989 г.
  95. В.Д. Социология переходного периода. //Социологические исследования. 1994 г.- № 6, С. 25−32.
  96. Руководитель современного образовательного учреждения: слагаемые эффективной работы. (Отчет по итогам социологического исследования) -Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование,» 2001 г. 149с.
  97. К.В. Условия повышения конкурентоспособности выпускника образовательного учреждения начального профессионального образования. Автореферат дисс. к.п.н. Самара, 2004 г. 28 с.
  98. А.П. Содержание и технологии повышения профессионализма сотрудников предприятия (на примере ОАО «АВТОВАЗ») Дисс.к.п.н., Тольятти, 2002 г. 191 с.
  99. А.П., Юнина Е. А. Мониторинг качества преподавания в школе: Учебное пособие. М, Пед. об-во России, 2004 г. — 144 с.
  100. В.В. Личностно ориентированное образование. // Педагогика. 1994 г. № 5. — С. 17.
  101. В.В. Личностный подход в образовании. Концепция и технология. Волгоград, 1994 г.
  102. А.П. Пути формирования личности будущего молодого рабочего. М., 1982 г.
  103. Советсткий энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987.-1600 с.
  104. М.Н. Проблемы современной дидактики.-М.: Педагогика, 1980. -96 с.
  105. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М., 1986 г.
  106. И.П. Формирование механизма социального партнерства.// Профессиональное образование, -№ 2,2000. С. 30−31.
  107. И.П., Ткаченко Е. В. Социальное партнерство: что ждет работодатель (итоги пилотного Всероссийского социологического исследования).- М.: ООО «Аспект», 2004. 32 с.
  108. И.П., Поляков В. А., Ткаченко Е. В. Новые принципы организации начального профессионального образования. -М.: ООО «Аспект», 2004 г. -32с.
  109. .А. Инженерно-педагогическое образование и рыночная экономика //Вестник УМНО вузов России по инженерно-педагогическому образованию. Екатеринбург: Издательство Свердл. Инж-пед. института, 1993.
  110. Л.Г. Формирование социально открытой системы профессионального образования как условие ее саморазвития. Автореферат. .доктора педагогических наук. М., 2004. — 44 с.
  111. Г. М. Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя: социально-педагогический тренинг: Учебное пособие для преподавателей проф. школы. Екатеринбург: Изд-во Урал гос. проф. — пед. у-та. -119 с.
  112. Социально-педагогическая среда как условие становления и развития региональных сфер образования // Под ред. Ю. В. Васильева, Е. С. Копранова. М.: Издательство ИПК и ПРНО МО, 1994 г. — 136 с.
  113. Г. И. Рынок труда выпускников профессиональных учебных заведений. Автореферат дисс. кандидата экономических наук. М. 2004 г. -28 с.
  114. В.А. Разговор с молодым директором школы. -М., 1982 г.
  115. Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса. Казань: НИИ ССО РАО, 1993 г.
  116. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975 г.
  117. A.JI. Личностное становление специалиста: Монография. -Тольятти: Волжский институт им. В. Н. Татищева, 2006. 212 с.
  118. Теоретические основы непрерывного образования. / Под ред. В. Г. Онушкина. М.- Педагогика, 1987. -С. 87.
  119. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2002 г.
  120. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие Под ред. М. М. Поташника — М.: Пед. об-во России, 2004. — 448 с.
  121. С.Н. Социально-организационная адаптация высшей технической школы в современной России. Автореф дисс.канд. социол. наук, Пенза, 2004. 24 с.
  122. Г. Моя жизнь. Мои достижения. М.: Финансы и статистика, 1989. -206 с.
  123. Г. Синергетика: Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. — 423 с.
  124. Ю.Н., Сарычев А. П. Пути повышения уровня профессионализма в условиях производства /Под науч. ред. В. В. Щипанова. Тольятти: Тип. ДИС АО «АВТОВАЗ», 2000. — 122 с.
  125. Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе.- Тольятти, ТолПИ, 1992 г. 121 с.
  126. Ю.В. О взаимосвязи между общим, политехническим и профессиональным образованием. // Советская педагогика, -№ 12,1959 г.
  127. Т.И. Школьный учебник и проблемы активного учения. // Советская педагогика, 1976.
  128. С.А. Основные вопросы изучения промышленного производства на базе местных предприятий // Политехническое обучение, 1958.-№ 7.
  129. С.Г. Связь изучения основ наук с жизнью и производительным трудом учащихся. М., 1961 г.
  130. С.Т. Избранные педагогические произведение произведения. Т.1. и Т.2. М: Педагогика, 1980 г.
  131. А.А. Взаимосвязь преподавания естествознания и производственного обучения. М: JI11H РСФСР, 1962 г.
  132. А.Х. Непрерывное профессиональное образование в интегративных структурах профессиональной школы (теория и практика) -М: НМ Центр, 1995 г. 136 с.
  133. С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. -№ 2.
  134. Ю.Ф. Профессиональная подготовка молодежи в системе технический колледж производство (на примере Волжского автомобильного завода) Диссертация. кандидата педагогических наук Тольятти, 1996 г. -148 с.
  135. Ю.Ф. Интеграция средней профессиональной школы и современного наукоемкого автомобильного производства в системе «наукаобразование производство». Автореф. дисс.д.п.н.-Тольятти, 2003 г. — 35с.
  136. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 350 с.
  137. Н.Е. Педагогическая технология. М. Педагогическое общество России, 2002 г. — 224 с.
  138. Д.С. Теоретические основы преемственности подготовки сельского учителя в школе и педагогическом вузе: Автореф. дисс. д.п.н. -Казань, 1991 г.-23с.
  139. Е.В. Интеграция систем профессионального образования в подготовке специалистов высшей квалификации для отраслейпромышленного комплекса. Автореф. дисс.к.п.н. -Ульяновск, 2004 г. -37с.
  140. С.А. Философия качества основа корпоративной культуры // Материалы семинара «Миссия, имидж, корпоративная культура». — Тольятти, ВАЗ, 1999 г.-С. 8−15.
  141. С.А. Проектирование содержания и технологии формирования культуры качества у сотрудников предприятий (на примере АО «АВТОВАЗ») Автореферат дисс.к.п.н., Тольятти, 2000 г. — 23 с.
  142. В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / Европейский институт экспертов. СПб: Издательство Михайлова В. А.: Издательство «Полиус», 1998 г.-639с.
  143. Mertens D. Schlusselgalifikationon. Thesen Zur Schulung fur eine mederne Jesselschaft // Mitteilungen aus der Arbeitsmark und Berufsforachung. 1974. H.4.
  144. Baker E.L. Choppin B.H. Minimum Competensy Testing // International Encyclopedia of Education, Research and Studies. Oxford, 1985.
  145. Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory.-Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.-1986.
  146. Blank W.E. Hand book for developing Competency .-Based Training Programs.-New-Jersey: Prentice Hall, 1982.-378 p.
  147. S.P. «Quality assurance in an education system», Total Quality Management. Vol. 6. & 6,1995.-P571−578.
  148. Oakland G. Total Quality Management-Oxford: 1994.-465 p.
  149. Rabbit G., Berch J. A ISO 9000 Book.-New-York: 1993.-166 p.
  150. Schelten A. Einfurung in die Berufspadogogik.-Stuttgart: Steinier, 1991,
  151. Taguchi G. The evaluation of guality // ASI News. Special Symposium edition, winter, 1985.-P.7−9.
  152. The counsel of Europe: activities and achievements. // Education, 1998.-47−52 p
  153. W. Edwards Deming. The Economics (Cambridge, MA: Mil Press, 1993,-200p.200
Заполнить форму текущей работой