Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Акмеологические механизмы социально-перцептивного развития руководителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Проблема социальной перцепции актуальна в любом социуме на каждом этапе его развития, так как развитие и функционирование социальной перцепции зависит от конкретной практики общения. Социальная перцепция как одна из центральных проблем общения чаще всего изучается в плане формирования и развития социально-перцептивных способностей, компетентности. Сформулирован ряд принципиальных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКаМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХМЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО РАЗВИТИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
    • 1. 1. Состояние проблемы исследования
    • 12. Сущностная характеристика акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя
      • 1. 3. Моделирование акмеологаческих механизмов социал ы ю-перцептивного развития руководителя
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО РАЗВИТИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
    • 2. 1. Особенности акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя
    • 2. 2. Влияние развивающей акмеологаческой программы на использование акмеологаческих механизмов социально-перцептивного развития руковод ителя
    • 2. 3. Пути оптимизации акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя
  • Выводы по П главе 1
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы
  • Приложение

Акмеологические механизмы социально-перцептивного развития руководителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема социальной перцепции актуальна в любом социуме на каждом этапе его развития, так как развитие и функционирование социальной перцепции зависит от конкретной практики общения. Социальная перцепция как одна из центральных проблем общения чаще всего изучается в плане формирования и развития социально-перцептивных способностей, компетентности. Сформулирован ряд принципиальных положений, важных для целей нашего исследования. Это положение о том, что социальная перцепция возникает в процессе взаимодействия с другими людьми и обеспечивает адекватное отражение психических состояний человека, его свойств, качеств и отношений, что оказывает позитивное или негативное влияние на совместную деятельность. Несмотря на наличие обширного эмпирического материала, раскрывающего индикативные и регулятивные функции как вербального, так и невербального поведения в общении, еще недостаточно работ, относящихся к исследованию социально-перцептивного развития.

Практика позволила выявить противоречия между:

— социальной потребностью в высоком уровне социально-перцептивного развития руководителя и недостаточным уровнем' сформированности социально-перцептивного сферы руководителей;

— потребностью самого руководителя в социально-перцептивном развитии и недостаточным использованием в системе подготовки и переподготовки руководителей акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя:

— необходимостью повышения уровня сформированности акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителей и неразработанностью методов и средств этого процесса.

Это позволяет обосновать востребованность и актуальность исследуемой проблемы и показать важность изучения с позиций акмеологии сущности и содержания акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя, возможностей их формирования в системе совершенствования профессионализма руководителей.

Состояние разработанности, проблемы исследования. Проблема1 акмеологических механизмов социально-перцептивного развития" руководителя является междисциплинарной и межпарадигмальной. Исследованию психологических и акмеологических механизмов стимулирования и обогащения профессиональной деятельности посвящены работы В. Н. Абрамовой, B.C. Агеева, Л. И. Анцыферовой, В. И. Ковалевой, Н.П. Фети-скинавысших профессиональных достижений — Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, А. П. Чернышевамотивации достижения успеха в профессиональной деятельности — В. Г. Асеева, В. К. Вилюнаса, манипулятивного воздействия E. JL Доценко, защитных механизмов (3. Фрейд), акмеологи-ческого воздействия (A.B. Кириченко), профессионального самосознания (О.В. Москаленко), личностно-профессионального потенциала (В.Н. Марков), функционирования имиджа (J1.H. Перелыгина), продуктивного развития аутопсихологической компетентности госслужащих (J1.A. Степнова), — акмеологической культуры (E.Bt Селезнева). і.

Проблема межличностного взаимодействия ¦ рассматривается в трудах отечественных психологов (B.C. Агеев, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, A.A. Бодалев, КГ. Круглова, Б. Ф. Ломов, В.Н. Мясшцев). В. работах данных авторов межличностное взаимодействие воспринимается в качестве составной части общения. В зарубежной психологической науке (Р. Адлер, М. Аргайл, Р. Вердербер, К. Вердер-бер) основное внимание уделяется поведенческим аспектам феномена «интеракция», его структурным компонентам и механизмам. Е. И. Головаха, И. А. Иванова, Н. В. Казаринова, В. Н Куницына, Н. В. Панина и другие авторы выделяют критерии или условия успешного межличностного общения. Наряду с этим недостаточно изучена и требует рассмотрения проблема социально-перцептивного развития личности.

В отечественной психологии эта проблема разрабатывалась Б. Г. Ананьевым, Г. М. Андреевой, A.A. Бодалевым, Р. Р. Гарифушшным, Г. В. Грачевым, Д.И.

Дубровским, Ю. М. Жуковым, В. Г. Зазыкиным, В. В. Знаковым, В. А. Лабунской, В. Н. Мясищевым, JI.A. Петровской. При изучении социально-перцептивной компетентности (A.A. Бодалев, И. Э. Вегерчук, H.H. Ершова, В. Г. Зазыкин, О.Г. Куко-сян, И.В. Кулькова), проницательности (В.Г. Зазыкин, В.И. Лебедев) были рассмотрены вопросы понимания человека человеком в рамках субъект-субъектного общения.

Результаты исследований отечественных и зарубежных психологов (A.A. Бодалева, Г. М. Андреевой, B.C. Агеева, В. Н. Кунициной, С. Л. Рубинштейна, О. Г. Кукосяна, В. Витграйха и К. Готппальда, Я. Рейковски, Л. И. Божович, В. Н. Мясищева, ПМ. Якобсона, Д. У. Макдэвида, Г. Харари) показали обусловленность восприятия от различных условий и факторов воздействия и демонстрируют особую и сложную его специфику.

Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости была определена тема исследования, сформулированы ее цель, задачи, обоснованы объект и" предмет исследования.

Цель исследования — выявить акмеологические механизмы в социально-перцептивном развитии руководителя.

Объект исследования — процесс социально-перцептивного развития руководителя.

Предмет исследования — акмеологические механизмы социально-перцептивного развития руководителя.

Гипотезы исследования.

Акмеологические механизмы представляют собой механизмы развития и саморазвития личности на ступенях ранней, средней и позд ней взрослости, которые обеспечивают руководителю достижение полноценного акме. Предполагалось, что акмеолошческий механизм — это гармоничное интегративное образование, использование которого обеспечивает стратегии, тактики и техники, помогающие людям в реализации своего индивидного, личностного и субъектно-деятельностного потенциала.

Использование акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя позволяет повысить уровень социально-перцептивного развития как самих руководителей, так и их подчиненных. Ведущими акмеоло-гическими механизмами социально-перцептивного развития руководителя являются механизмы мотивационного, когнитивного, саморазвивающегося и дея-тельностного типов.

Исходя из цели, с учетом особенностей объекта и предмета, в рамках выдвигаемых гипотез определены задачи исследования:

1. Обобщить современное состояние разработанности проблемы психологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя и выявить сущностную характеристику акмеологических механизмов этого развития.

2. Определить возможности моделирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя.

3. Выявить особенности социально-перцептивного развития руководителя.

4. Эмпирически обосновать влияние акмеологических детерминант на процесс формирования, акмеологических механизмов социально-перцептивного развития i руководителя:

5. Разработать и внедрить развивающие программы формирования социально-перцептивного развития руководителя, включая акмеологические механизмы.

Теоретическую базу исследования составляют общенаучные принципы познания, системный подходфилософские категории субъекта деятельности, личностиобщепсихологические принципы развития, единства сознания и деятельности, социальной обусловленности психических процессов, сознания, личностиисследования, связанные с разработкой проблем мотивации деятельности и личности (Г.М. Андреева, В. Г. Асеев, Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, И.А. Джи-дарьян, В. А. Иванников, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясшцев, A.B. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон), принципов акмеолого-психологического познания (Б.Г. Ананьев), самосознания и профессионального самосознания личности (К.А. Абульханова-Славская, O.A. Конопкин,.

О.В. Москаленко, И.И. Чеснокова), психологических концепций ценностных ориентации отечественных (А.Г. Асмолов, Б. С. Братусь, С. С. Бубнова, Б.В. Зейгарник) и зарубежных ученых (Л. Гордон, Г. Линдсей, М. Рокич, Дж. Холанд, У. Хольц-ман), акмеологического развития и профессионального образования личности (АА. Деркач, В. Г. Зазыкин, A.B. Кириченко, Л. Э. Орбан, И. Н. Семенов, А.П. Фе-доркина).

При разработке проблемы социально-перцептивного развития необходимо использовать систему методологических подходов и принципов акмеологии (К.А. Абульханова-Славская, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин и др.): комплексный, системный, субъектный, а также общеметодологические принципы: детерминизма, развития, гуманизма (A.A. Деркач).

В теоретико-методологическом плане имеют большое значение положении и выводы по проблемам: профессионализма (A.A. Бодалев, A.A. Деркач, A.A. Ре-ан, B.C. Агапов, С. А. Анисимов, О. С. Анисимов, В. Г. Асеев, А. К. Маркова, О. В. Москаленко, Е.В. Селезнева) — профессионализма личности (B.F. Зазыкин, A.C. Карпенко, Н. В. Кузьмина, Ю. В. Синягин, Л.А. Степнова) — объективных и субъективных условий и факторов развития профессионала (В.Г. Михайловский, А. Ю. Панасюк, Р. Л. Кричевский, A.C. Огнев, М. Ф. Секач, В.А. Сластенин).

Эмпирическая база исследования: В исследовании использованы данные государственной и ведомственной статистики, а также материалы конкретных акмеолого-психологических исследований.

Выборочную совокупность исследования (2005;2010 г. г.) составили данные обследований 142 человек — слушателей Российской академии государственной службы при Президенте РФ в возрасте от 25 до 50 лет, имеющих стаж управленческой деятельности не менее 3 лет. В качестве экспертов (п=34) выступили другие руководители, не принимающие участия в эмпирической части исследования.

Методы исследования: В соответствии с поставленными задачами был применен комплекс методов исследования, направленный на выявление социально-перцептивного развития руководителя и уровней сформированности акмеологпческих механизмов социально-перцептивного развития, который включал в себя: метод экспертных оценокметодики: «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (A.A. Реан, X. Хекхаузен), «Потребность в поисках ощущений» (М. Цукерман), исследование влияния установки на способ решения задач, диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения, уровня притязаний (Ф.Хоппе), методику исследования трсвожносш (Спилбергер), средних оценок (по 10-балльной шкале) — тесты: тематической апперцепции (М.Ш. Магомед-Эминов, Б.Г. Ребзуев) — вербальной креативности (RAT) С. Медника (адаптация А. Н. Воронина, взрослый вариант) — тесг-опросник для выявления «противоречий» внутриличностного и профессионального характераопросники: личностных проявлений тревоги (ТА. Немчин) — межличностных отношений (ОМО) — анкеты, выявляющие устойчивость, адекватность, качество и осознанность знаний по социальной перцепции и эффективность тренинговкарта социально-перцептивной компетентности руководителя.

При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались методы статистической, обработки данных с применением, статистических пакетов «EXCEL» и «Statistic for Windows». Все переменные были проверены на нормальность распределения признака. Для сопоставления’эмпирических распределений признаков был проведен корреляционный анализ (критерий Пирсона, t-критерий Стьюдента).

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Показано, что социально-перцептивное развитие представляет собой необратимое, направленное, закономерное изменение феноменов социальной перцепции, понимания человека человеком, взаимного восприятия и познания как основы установления взаимопонимания партнеров, включая механизмы межличностного восприятия: идентификации, рефлексииэмпатии, стереотипизации, эффекты межличностного восприятия по типу «ореола», «первичности и новизны», влияния социальной установки при формировании первого впечатления о человеке, каузальной атрибуции, аттракции.

Доказательно представлено, что при социально-перцептивном развитии личности происходит усложнение социально-перцептивной системы, ее дифференциация, появление новых объектов социальной перцепции или их элементов, что способствует расширению управленческих возможностей руководителя. Акмеологические механизмы, классифицированные в соответствии с особенностями управленческой деятельности, могут сориентировать руководителя в его социально-перцептивном развитии и помочь подняться на новый, более высокий уровень этого развития.

Выявлены возможности моделирования социально-перцептивного развития с учетом акмеолошческих механизмов, разработана модель, которая представляется как образ формирования изучаемого процесса, результат внедрения которой приведет не только к повышению уровня социально-перцептивного развития руководителя, но й оптимизации всей управленческой деятельности, повышению конкурентоспособности организации в целом. Данная модель, включает в себя совокупность сущностных характеристик механизмовакмеологические механизмы социально-перцептивного развштшфуководителя позволяют сформировать социально-перцептивную компетентность как самого руководителя, так и его подчиненныхоптимизировать профессиональную’деятельность руководителя и возглавляемого им коллективаспособствуют личностно-профессиональному развитию руководителя и коллектива.

Выявлены критерии и показатели социально-перцептивного развития руководителя. По мотивационному критерию: наличие удовлетворения/неудовлетворения, устойчивость, адекватность, качество и осознанность актуальной мотивации социальной перцепции у руководителяпо критерию саморазвития: существование, устойчивость, адекватность, качество и осознанность личностного конструкта «Я-профессионал-руководитель" — по интеллектуальному критерию: устойчивость, адекватность, качество и осознанность знаний по социальной перцепции, непрерывное овладение социально-перцептивными знаниями, в том числе и знаниями об акмеолошческих механизмах социальноперцептивного развития руководителя, признание ценности профессионального творчества и собственных творческих возможностейспособности к работе в ситуации неопределенности, дефицита информацииактивность в достижении акме и профессиональной зрелостипо организационному критерию: устойчивость, успешность, адекватность, степень рассогласования, качество и осознанность применения умений и навыков социальной перцепции, степень сформированности социально-перцептивного опыта руководителя.

Эмпирически обосновано влияние детерминант на процесс формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя. Доказано, что акмеологическими условиями данного процесса выступают: внешние (комплексность в социально-перцептивном образовании и формировании1 социально-перцептивной компетенции у руководителей, ориентированность учебно-воспитательного процесса подготовки и переподготовки руководителей на формирование акмеологических механизмов социально-перцептивного развития, личностно-ориентированный и субъектный подход в процессе их обучения в вузе и в условиях непрерывного образования, .в том* числе наличие акмеологического сопровождения руководителейв процессе их: профессиональной ПОДГОТОВКИ' и деятельности) — внутренние (готовностьруководителя к использованию акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителясформи-рованность у руководителей общечеловеческих ценностейвысокой мотивации на достижение результатов, творческого отношения к делу, ответственного отношения к делу).

Показано, что учет данных условий в использовании акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя приводит к росту показателей критериев социально-перцептивного развития почти в 2 раза.

Разработана и внедрена развивающая программа актуализации акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя, которая может быть использована при контроле результатов деятельности как главного элемента управления персоналомпри оценке персоналадля самоменеджмента (собственный РЯ) — для выбора техник общения с использованием сформированных акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования существенно дополняют и углубляют знания об акмеологических механизмах социально-перцептивного развития руководителя, их формировании, обогащая пространство их понимания в психологии и акмеоло-гаипсихологически обосновывают критериальный аппарат изучения акмеолога-ческих механизмов социально-перцептивного развития руководителя и особенностей социально-перцептивного развития руководителя. Разработанная модель актуализации акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя вносит вклад в изучение оптимизации социально-перцептивного развития руководителя.

Практическая значимость исследования связана с разработкой научно-практических рекомендаций по оптимизации процесса формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя, профессионального консультирования слушателей в системе дополнительной подготовки и переподготовки руководителей^ в высших учебных заведениях посредством использования результатов исследования на специальных курсах по саморазвитию личности.

Надежность недостоверность результатов, исследования обеспечена его теоретико-методологической основой, комплексностью, выбором диагностических методик, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, проверкой на практике, а также применением современных математических методов обработки и анализа результатов исследования.

Расчетная надежность эмпирической части исследования составляет 95,2%. Использованные в диссертации опросники и диагностические тестовые методики адаптированы для решения задач исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемных групп и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ. Они апроби.

11 рованы автором на психолого-акмеолошческих чтениях Международной академии акмеологических наук. Материалы диссертации и выводы доложены на международных научных конференциях: «Акмеология: личностное и профессиональное развитие» (Москва, 2007, 2009), аспирантской конференции «Россия: ключевые проблемы и решения» (Москва, 2008), «Актуальные вопросы современного образования» (Ульяновск, 2009), «Психология славянской нравственности» (Тамбов, 2009), в публикациях тезисов и статей. Полученные данные апробированы автором при проведении практических занятий «Акмеологические механизмы социально-перцептивного развития руководителя» в курсе преподавания дисциплины «Социальная психология».

Положения, выносимые на защиту.

С акмеологических позиций для социально-перцептивного развития, как любого развития личностных образований, характерны: качественное изменение, необратимость развития, стабильность регулярных явлений, сохранение индивидуальных различий, специфичность субъекта развития. Социально-перцептивному развитию присуши следующие закономерности: неравномерность и геперохронносгь развития отдельных элементовнеустойчивость, сензитивность (период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям), кумулятивносгь (результат развития предшествующей стадии включается в последующую) — дивер-гентносгь-конвергентносгь (повышение разнообразия в процессе психического развития-и его свёртывание, усиление избирательности).

Социально-перцептивное развитие руководителя может быть осуществлено с помощью следующей классификации акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя, выделенных по деятельностному принципу: мотивационный механизм удовлетворения/неудовлетворения актуальной мотивации социальной перцепциимеханизм саморазвития через взаимосвязи индивидных, личностных и деятельностных характеристик руководителя и формирования личностного конструкта «Я-профессионал-руководитель" — креативнокогнитивный и деятельностный механизмы социально-перцептивного развития руководителя.

Разработанная1 модель учета акмеологических механизмов в социально-перцептивном развития руководителя выступает как средство изучения этого процесса с актуальных и перспективных позиций. Процесс формирования акмеологических механизмов обеспечивается с помощью критериев, показателей и уровней формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя. В перспективе можно оптимизировать данный процесс с помощью учета акмеологических детерминант и сопровождения данного процесса.

Влияние акмеологических детерминант на процесс формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя проявилось в том, что данный процесс выражается разными уровнями: высокоэффективным, при котором выражены на совершенном уровне все показатели критериев, свидетельствующие обоптимальном, высоком уровне социально-перцептивного развития? руководителясложилась готовность и стремление руководителя к более продуктивной профессиональнойдеятельности, максимальному личностно-профессиональному развитию не только самого — себя, но и своих подчиненныхэффективным, при котором выражены-показатели критериев на среднем уровне, то есть достаточном для среднего социально-перцептивного уровня развития и продуктивной работы, но не оптимальнынеэффективным, при котором показатели критериев выражены на низком уровне, недостаточном для социально-перцептивного развития и продуктивной деятельности руководителя.

В среднем по веем экспериментальным данным только около-трети всей выборки (как контрольной, так и экспериментальной) демонстрировали высокоэффективный и эффективный уровни формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя до проведения развивающих программ. После проведения развивающих программ оказалось, что в экспериментальной группе была отмечена тенденция к росту высокоэффективного и эффективного уровней и, наоборот, к падению неэффективного, а в контрольной группе показатели остались в основном те же.

В акмеологические детерминанты процесса формирования акмеологиче-ских механизмов социально-перцептивного развития руководителя входят и акмеологические факторы — объективные — совершенствование акмеологическош содержания социально-перцептивной деятельности руководителя, разработка структуры социально-перцептивной сферы руководителя, закономерностей её функционированиявозможность технологизировать этот процесс и представить в виде показателей, операций, процедуробъективно-субъективные — особенности организации руководителем профессиональной среды в плане социально-перцептивного развития, особое психическое состояние коллектива, которое можно охарактеризовать как творческую готовность к социально-перцептивному развитию и саморазвитиюнацеленность каждого члена коллектива на конечный результат — высокий уровень социально-перцептивного развитияи субъективные (профессиональная^ мотивация, социально-перцептивные способности и рефлексия, активность руководителя как субъекта социально-перцептивного развития, ценностно-смысловое отношение к процессу социально-перцептивного развития," осознание этого процесса, формирование способности к самораскрытиювыработка эффективных способов саморегуляции, преобразования внутреннего мира и поиск новых социально-перцептивных возможностей самоосуществленияв управленческой деятельности руководителя.

Развивающая акмеологическая программа использования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя может быть реализована руководителем при контроле результатов деятельности как собственной, так и для управления персоналомпри оценке персоналадля самоменеджмента (собственный РЯ) — для выбора техник общения с использованием сформированных акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя.

Эта программа содержит методы, технологии и формы использования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя. Реализация программы состояла из нескольких этапов: первый — диагностико-организационный, который строился на основе результатов исследования социально-перцептивного развития руководителейвторой — психолого-педагогический, на котором руководителям были предложены развивающие задания по четырем направлениям — моти-вационному, саморазвивающему, креативно-когнитивному и деятельно-стному, были разработаны и использованы акмеологические тренинги формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя: развития мотивации, саморазвития, креативно-когнитивного и деятельностного развитиятретий этап — контрольно-оценочный, на котором была зафиксирована эффективность данной программы.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Выводы по П главе.

В этой главе проведенное исследование подтвфдило^верность, точность и правильность разработанных теоретически структуры, критериев, показателей и уровней? формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развитияруководителя.

В ходе исследования были получены следующие результаты.

Исследование мотивационного критерия социально-перцептивного развития руководителя показали, что необходимо разработать мотивационный механизм удов-летворения/неудолетворения актуальной мотивации социальной перцепции и внедрить его в психолого-акмеологическую работу с. руководителями: в форме развивающих программ формирования удовлетворения актуальной мотивации социальной перцепции руководителя.

Исследования саморазвивающегося критерия показали, что у руководителей не сформированы механизмы саморазвития, которые могли бы помочь руководителям в социальной перцепции подчиненных. Поэтому так важно необходимо разработать механизм саморазвития через взаимосвязи индивидных, личностных и деятельностных характеристик руководителя и формирования личностного конструкта «Я-прсфессионал-руководитель» и внедрить его в психолого-акмеологическую работу с руководителями в форме развивающей программы формирования устойчивого, адекватного, качественного и осознанного личностного конструкта «Я-профессионал-руководитель».

При исследовании интеллектуального критерия, мы получили низкое знаний по социальной перцепции, их неустойчивость, неадекватность, низкое качество и неосознанностьнизкий уровень развития как самой социально-перцептивной компетентности руководителя, так и ее компонентовнизкие показатели по исследованию влияния установки на способ решения задачнизкую вербальную креативность.

Это доказывает нам, что необходимо разработать креативно-когнитивный механизм социально-перцептивного развития руководителя и внедрить его в психолого-акмеологическую работу с руководителями в форме развивающих программ формирования устойчивых, адекватных, качественных и осознанных знаний по социальной перцепции, непрерывного овладения социально-перцептивньгми знаниями, в том числе и знаниями об акмеологических механизмах социально-пфцепгивного развития руководителя, признания ценности профессионального творчества и собственных творческих возможностейспособности к работе в ситуации неопределенности, недостаточности информации, активности в достижении акме и профессиональной зрелости.

Около трети руководителей выборки устойчиво, успешно, адекватно, с низкой степенью рассогласования, качественно и осознанно применять умения и навыки социальной перцепции, у них высокая степень сформированное&tradeсоциально-перцептивного опыта руководителя. Остальные же руководители неустойчиво, неуспешно, неадекватно, с высокой степенью рассогласования, некачественно и неосознанно применяют умения и навыки социальной перцепции, у них низкая степень сформированное&tradeсоциально-перцептивного опыта руководителя.

Это доказывает нам, что необходимо разработать деятельностный механизм социально-перцептивного развития руководителя и внедрить его в психолого! акмеологическую работу с руководителями в форме развивающих программ формирования устойчивого, успешного, адекватного, с низкой степенью рассогласования, качественного и осознанного применения умений и навыков социальной перцепции, высокой степенью сформированности социально-перцегггавного опьгга руководителя.

Формирование акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителей детерминированы акмеологическими условиями и факторами.

Учитывая акмеологические условия и факторы формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руковод ителя была разработана развивающая программа, учитывающая каждый акмеологический механизм социально-перцептивного развития руководителя.

Первая часть программы направлена на развитие мотивационного механизма удовлетворения актуальной мотивации социальной перцепции руководителя. Втораяна развитие механизма саморазвития через взаимосвязи индивидных, личностных и деятельностных характеристик руководителя и формирования личностного конструкта «Я-профессионал-руководщель». Третья — на развитие креативно-когнитивного механизма социально-перцептивного развития руководителя. Четвертая — на развитие дея-тельносшого механизма социально-перцептивного развития руководителя.

Программа состояла из нескольких этапов.

Первый этап—это диагностико-органгосарюнный, который строился на осно ве результатов исследования социально-пфцегтшвного развития руководителей. Все руководители экспфиментальной группы (п=74)быш разбиты на фуппы по уровням 1 развития социально-пфцегпивного развития. С руководителями контрольной фуппы п=68) работа по развивающей профамме не проводилась. Для доказательства вфноI сти и значимости выбранной стратегии исследования была выбрана следующая процедура: мы фавнили две фупп: экспфиментальной и контрольной. w }.

Второй этап — психолого-педагогический, на котором руководителям были предложена развивающая программа по четырем направлениям — могивационному, саморазвивающему, креативно-когнитивному и деятельностному. Были разработаны и внедрены акмеологические тренинга формирования акмеологических механизмовсоциально-перцептивного развития руководителя: развития мотивации, саморазвития, креативно-когнитивного и деятельностного развития. В ходе тренинга и консультационной работы с участниками тренинга максимально учитывались условия и факторы акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя.

Третий этап — контрольно-оценочный, на котором была изучена эффективность тренингов с помощью средних оценок (по 10-балльной шкале). Оказалось, что в ходе тренинга повысились оценки по всем показателям как личностным, так и групповым, что опосредованно говорит об эффективности тренингов формирования акмеоло-гических механизмов социально-перцептивного развития руководителя.

Формирование акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителям может быть выражено разными уровнями: высокоэффекгавньгм, эффективным и неэффективным. В среднем, если судить по всем экспериментальным данным только около трети всей выборки (как контрольной, так и экспериментальной) — демонслрироваш вы<�х)коэф (|зектшнь1Й и э4)4)ектшнь1Й уровни формирования акмео логических механизмов социально-перцептивного развития руководителя.

После проведения развивающей программы акмеологических механизмов социально-перцептивного развития рукоюдителя с экспериментальной группой оказалось, что среди экспериментальной и контрольной фупп руководителей были, обнаружены различные показатели уровней формирования акмеологических механизмов ^ циально-перцептивного развития руководителя. Оказалось, что в контрольной группе показатели остались в основном те же, а в экспериментальной группе нами была отмечена тенденция к росту высокоэффективного и эффективного, а уровней и, наоборот, к падению неэффективного (почти в 2 раза).

Этот факт опосредованно доказывает, что факторы и условия акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя значимы й достоверны в нашем исследовании, а их учет и внедрение развивающей программы акмеологических механизмов социально-перцептивного развитая руководителя приводит к тому, что у руковод ителей формируются знания об акмеологических механизмах социально-перцептивного развития руководителяпричинах и условиях возникновения негативных социально-перцептивных ситуаций, личностно-профессиональное развития, в том числе и социально-перцептивного развитая руководителя, самосовершенствованиесоздается потребность в организации развивающей среды в своей организации как основы процесса формирования акмеологических механизмов социально-перцептивною развития руководителя и его подчиненныхтем самым происходит совершенствование и оптимизация профессиональной деятельности руковод ителя и т. д. и т. п.

В исследовании рассмотрены подробные изменения критериев социально-перцептивного развития руководителей в экспериментальной группе после проведения развивающей программы. При этом изменения затронули все критерии социально-перцептивного развития руководителя: мотивационныйсаморазвивающийся, интеллектуальный, организационный.

Результаты внедрения развивающей программы акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя позволили сформулировать пути оптимизации в виде рекомендаций для использования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя при контроле результатов деятельности как главного элемента управления персоналомдля использованию акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя при оценке персоналадля самоменеджмента (собсгвенныйРЯ) — для выбора техник общения сиспользо-ванием сформированных акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя.

Заключение

.

Проведенное исследование подтвердило первоначальную гипотезу, правильность постановки задач исследования и положений, выносимых на защиту.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Основные выводы связаны с теоретико-методологическим и экспериментально-практическим подтверждением изложенных в гипотезах положений, касающихся сущности и процесса формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя. Исследование представляет интерес в плане реализации социально-психологи-ческого подхода к личности в системе «Человек — человек».

Основным результатом данного исследования является реализация психолого-акмеологического подхода в изучении формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развитая руководителя, которая позволила обнаружить, изучить концептуальную общность акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя и доказать правомерность выбранной стратегии исследования.

Исследование условий и факторов формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя как детерминант этого процесса является важной составляющей в общей разработке проблемы социальной перцепции личности, трудность решения которого определена неод нозначностью научных подходов к разработке теории и методологии, сложностью предмета изучения, недостаточностью разработанности методов эмпирического исследования формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя.

Сложившие знания о сущности формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя указывают на недостаточную изученность данного процесса и объективную потребность его всестороннего познания. Проведенный анализ исследований отечественных и зарубежных ученых позволяет сделать вывод, что усиление знаний социальной перцепции, субъективного статуса личности актуализирует проблему саморазвития и самореализации, опирающегося на опыт самопознания личности, на оценку ею своих возможностей, потребностей и способностей, на знание наиболее эффективных и адекватных способов самосовершенствования.

Своеобразие и особенность психологического и акмеологического подхода состоят в раскрытии работы акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя с целью достижения им вершин профессионализма путем развития социально-перцептивной системы. Необходимо максимально учитывать ориентации на своеобразие развития социальной перцепции личности в процессе профессионального роста, а также раскрытие индивидуальных особенностей социально-перцептивного развития руководителя в профессиональной деятельности.

В исследовании социально-перцептивное развитие — это необратимое, направленное, закономерное изменение феноменов социальной перцепции, понимания человека человеком, взаимного восприятия и познания как основы установления взаимопонимания партнеров (в том числе механизмов межличностного восприятия (идентификация, рефлексия) — роли эмпатии в этих процессахэффектов межличностного восприятия: «ореола», «первичности и новизны" — содержания и значения сгереотипизациироли социальной установки при формировании первого впечатления о человекефеноменов каузальной атрибуции и аттракции и др.).

При социально-перцептивном развитии личности происходит увеличение сложности социально-перцептивной системы, улучшения приспособления руководителя к внешним условиям, увеличение социально-перцептивной сферы.

В качестве вариантов социально-перцептивного развития могут быть либо появление новых объектов социальной перцепции, либо их элементов, либо дифференциации всей социально-перцептивной сферы личности.

Социально-перцептивному развитию, как любому развитию личности, характерно: качественное изменение, необратимость развития, стабильность (абсолютное постоянство, стабильность регулярных явлений, сохранение индивидуальных различий), специфичность субъекта развития (человек в системе его социальных отношений).

Социально-перцептивному развитию присуши следующие закономерности: I неравномерность и гетерохронность (асинхронносгь фаз развития отдельных элеменtob) — неустойчивость, сензитивность (период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям) кумулятивность (результат развития предшествующей стадии включается в последующую) — дивергеншосгь-конвергентность (дивергенцияповышение разнообразия в процессе психического развития, конвергенция—его свёртывание, усиление избирательности.

Если механизм понимается как совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо явление, то под акмеологическим механизмом понимается такой процесс, в результате которого действия самого человека или под руководством психолога или акмеолога приводит к достижению им наиболее высокого уровня в своем развитии. Акмеологические механизмы создают и внедряют стратегии, тактики и техники, помогающие люд ям в реализации своего индивидного, личностного и субьекгао-деягельносшого потенциала.

Исходя из этого в исследовании акмеологические механизмы социально-перцептивного развития руководителя классифицированы по деятельному принципуведущим в деятельности является мотивация, поэтому главным механизмом установлен мотивационный. Затем управленческая деятельность связана с саморазвитием, через взаимосвязи индивидных, личностных и деятельносгных характеристик руководителя и формирования личностного конструкта <<�Я-профессионал-руководшель>>, поэтому второй механизм — саморазвития. Управленческая деятельность связана с обширным потом информации и знаний, творческим подходом к ним. Вследствие этого следующим механизмом был выбран креативно-когнитивный. Любые знания должны быть закреплены в навыках, способах деятельности, поэтому следующий механизм — деятельносшый. Опишем подробно эти механизмы.

Акмеологические механизмы должны быть изучены и внедрены как механизмы развития и саморазвития личности на ступенях ранней, средней и поздней взрослости, чтобы полноценное акме было достигнуто руководителем и действительно со-сгоялосьВнедрение акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руковод ителя позволяет повысить уровень социально-перцептивного развития как самих руководителей, так и их подчиненных.

Раскрыты следующие акмеологические механизмы социально-перцептивного развития руководителя: мотивационный механизм удовлетворения/неудолетворения актуальной мотивации социальной перцепции, механизм саморазвития через взаимосвязи индивидных, личностных и деягепьносгаых характеристик руководителя и формирования личностного конструкта «Я-прск])ессионал-рукоюдитель>>, креативно-когнитивный механизм социально-перцептивного развития руководителя и деятельно-стньгй механизм социально-перцептивного развития руководителя.

Выделены сущностные характеристики акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя. Во-первых, акмеологические механизмы социально-перцептивного развития руководителя позволяют сформировать социально-перцептивную компетентность гак самого руководителя, так и его подчиненных. Во-вторых, акмеологические механизмы социально-перцептивного развития руководителя позволяют оптимизировать профессиональную деятельность руководителя и возглавляемого его коллектива. И, в-третьих, акмеологические механизмы социально-перцептивного развития руководителя способствуют личносгно-профессиональному развитию руководителя и возглавляемого им коллективом. В этом мы видим сущностную характеристику акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя.

Теоретические основы изучения проблемы формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя позволяют сделать вывод о том, что данный процесс имеет разноуровневую характеристику. Кроме того, данный процесс может быть смоделирован и оптимизирован с помощью условий и факторов, что позволяет выявить особенности формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя не только в актуальном состоянии, но и в перспективе.

Исход я из этого, была построена модель учета акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя. Для выявления особенностей формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя выбраны критерии социально-перцептивного развития руководителя: мотивационный, саморазвивающийся, интеллектуальный, организационный. ПО каждолму критерию были разработаы показатели.

В ходе исследования были получены следующие результаты: исследование м критериев социально-перцептивного развития руководителя показали, что необходимо разработать акмеологические механизмы, которые могут позволить повысить уровень социально-перцептивного развития руководителя.

Формирование акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителям может быть выражено разными уровнямивысокоэффективным, «эффективным и неэффективным.

Формирование акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителей детерминированы акмеологическими условиями (внешнгие и внутренние) и факторами (объетивные, субъективные, объетивнснсубъетивные).

Учитывая акмеологические условия и факторы формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя была разработана развивающая программа, учитывающая каждый механизм социально-перцептивного развития руководителя.

Первая часть программы направлена на развитие мотивационного механизма «удовлетворения актуальной мотивации социальной перцепции руководителя. Вторая— на развитие механизма саморазвития через взаимосвязи индивидных, личностных и деятельносгаых характеристик руководителя и формирования личностного конструкта <<�Я-профессионал-руководитеяь>>. Третья — на развитие креативно-когнитивного механизма социально-перцептивного развития рукоюдителя. Четвертая — на развитие дея-тельностного механизма социально-перцептивного развития рукоюдителя.

Программа состояла из нескольких этапов.

Первый этап—это дыагносптшо-оргаг^пвшАЮнньш, который строился на основе результатов исследования социально-перцептивного развития руководителей. Все 'руководители экспериментальной группы (п=74) были разбиты на группы по уровням развития социально-перцептивного развития. С руководителями контрольной группы (п=68) работа по развивающей программе не проводилась. Для доказательства верности и значимости выбранной стратегии исследования была выбрана следующая процедура: мы сравнили две групп: экспериментальной и контрольной.

Второй этап — нсихолого-педагогический, на котором руководителям были предложена развивающая программа по четырем направлениям — мотивационному, саморазвивающему, креативно-когнитивному и деятельностному. Были разработаны и внедрены акмеологические тренинги формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя: развития мотивации, саморазвития, креативно-когнитивного и деятельностного развития. В ходе тренинга и консультационной работы с участниками тренинга максимально учитывались акмеологические условия и факторы оптимизации процесса формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя.

Третий этап — контрольно-оценочный, на котором была изучена эффективность развивающей программы и тренингов с помощью средних оценок (по 10 балльной шкале). Оказалось, что в ходе тренинга повысились оценки по всем показателям как личностным, так и групповым, что опосредованно говорит об эффективности!: развивающей программы и тренинговформирования — акмеологических механизмов^ социально-перцептивного развитая руководителя.

Формирование акмеологическихмеханизмов социально-перцептивного развития руководителямможет быть выражено разными уровнями: высокоэффективным, эффективньгм и неэффективным. Всреднем, если судить по всем экспериментальным данным только около трети всей выборки (как контрольной, так и экспериментальной) демонстрировали высокоэффективный и эффективный уровни формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руковод ителя.

После проведения развивающей программы акмеологических механизмов со-циально-пфцептивного развития руководителя с экспфиментальной фуппой оказалось, что среди экспериментальной и контрольной групп руководителей мы обнаружили различные показатели уровней формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя. Оказалось, что в контрольной группе показатели остались в основном те же, а в экспериментальной группе нами была спмечена тенденция к росту выгокоэффективного и эффективного, а уровней и, наоборот, к падению неэффективного (почти в 2 раза).

Этот факт опосредованно доказывает, что акмеологические факторы и условия акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя значимы и достоверны в нашем исследовании, а их учет и внедрение развивающей программы акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя приводит к тому, что у руководителей формируются знания об акмеологических механизмах социально-перцептивного развития руководителяпричинах и условиях возникновения негативных социально-перцептивных ситуаций, личностно-профессиональное развития, в том числе и социально-перцептивного развития руководителя, самосовершенствованиесоздается потребность в организации развивающей среды в своей организации как основы процесса формирования акмеологических механизмов социально-перцептивного развития руководителя и его подчиненныхтем самым происходит совершенствование и оптимизация профессиональной деятельности руководителя и т. д. и т. п.

В исследовании рассмотрены подробные изменения критериев социально-перцептивного развития руководителей в экспериментальной горуппе после проведения развивающих программ. При этом изменения затронули все критерии социально-перцептивного развития руководителя: мотивационньгйсаморазвивающейся, интеллектуальный, организационный.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении пред полагают разработку проблемы социально-перцептивного развития руководителя и его механизмов в связи с внедрением информационных технологий в процесс диагностики, для повышения ее оперативности, а также с использованием диалогового взаимодействия «человек-компьютер» как средства построения индивидуальной траектории социально-перцептивного развития не только кадров управления, но и представителей других профессиональных социумов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.В. Опыт совершенствования педагогического профессионализм. Воронеж: ВГПУ, 2006. 80 с.
  2. Абульханова КА Психологические проблемы социального мышления. //Психол. журн. 1995. № 1. С.73−79.
  3. Абульханова-Спавская КА Деятельность и психология личности- М.: Наука, 1980.- 320с.
  4. B.C. Методика составления социально-психологи-ческой характери-сгики для аттестации кадров. М.: Изд-во МГУ, 1966.-С.104−106.
  5. B.C. Межгрупповое взаимодействие. М: Просвещение, 1990. -256с.
  6. Акмеологический словарь/Под общ ред. АА ДеркачаМ: РАГСД004.-161с.
  7. Акмеологические аспекты профессионала /Под общ. ред. АА Деркача М.: РАГС, 1993.- 223 с.
  8. Акмеология: УчебникУПод общ. ред. АА Деркача М: РАГС, 2002.-650с.
  9. Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века. /Под общ. ред. АА Деркача М: РАГС, 2001.-460с.
  10. БГ. О проблемах современного человекознадая. М: Педагогика, 1977.-380с.
  11. Ананьев Б Р. Избранные психологические труды. М: Педагогика, 1980. Т. 1.-365с.
  12. Андреева ГМ Социальная психология. М: Аспект Пресс. 2000. -225с.
  13. Андреева, ГМ К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции. //Вопр. Психол. 1977. № 2, С. 3—14.
  14. Андреева ГМ, Богомолова НН., Петровская JIA Зарубежная социальная психология в XXстолетии. М: МГУ. 2001.-380 с.
  15. О.С. Игровое моделирование социально-перцешивньгх взаимодействий. //Развитие социально-перцептивной компетентности личности. Под общ. ред. АА Деркача. М: Луч, 1998.- С. 25−32.
  16. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности//Психол. журн. 1981. Т2. № 2. С.12−25.
  17. ИЗ. Проблемы социальной перцепции в контексте имиджа политического лидера //Развитие социально-перцептивной компетентности личности/ Под общ. ред. АА Деркача. М: Луч, 1998.- С.59−67.
  18. Богданов ЕЛ, Зазыкин ВГ. Введение в акмеологию. Калуга: Калужский ГПУ им. КЗ. Циалковского, 2001. -145 с.
  19. АА. Формирование понятия о другом человеке как личности.1. Л: ЛГУ, 1970.-160с.
  20. Бодалев АА Восприятие и понимание человека человеком. Л: ЛГУ, 1982.—220с.
  21. Бодалев, А А Психология общения. М.- Воронеж: Изд-во МПСИ-Изд-во НПО «МОДЕК». 1996.- 380с.
  22. Бодалев АА Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. -М: Флинта: Наука, 1998. -176с.
  23. Бодалев АА Личность и общение. Избранные психологические труды. М: Международная педагогическая академия, 1995.-326с.
  24. Бодалев АА Психология межличностного общения. Рязань: РВШ МВД РФ, 1994.-90 с.
  25. Бодалев АА, Ковалев ГА О познавательных процессах в общении. //Когнитивная психология (Материалы финско-советского симпозиума). М: МГУ, 1986. С. 196—205.
  26. Бодалев АА Социально-перцептивная компетентность профессионала как один из факторов эффективности его работы // Развитие социально-перцептивной компетентности личности/Под общ. ред. АА. Деркача М.: Луч, 1998.-С.3−19.
  27. Борисова Е. М, Логинова Г. П, Мдивани МО. Д иагностика некоторых профессиональных способностей управленческих кадров. /Мир психологии. 1997. № 3 (12). С. 165−172.I
  28. Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. -412с.
  29. АБ., Полкарпов В, А Мышление и общение. Минск: БГУ, 1990.-375с.I
  30. Вачков ИВ. Основы технологии группового тренинга. М: Изд-во «Ось-89″, 1999−176 с.
  31. И.Э., Снегирёв М. Е. Место самооценки в совершенствовании социально-перцептивной компетентности рукоюдителей. // Развитие социально-перцептивной компетентности личности/ Под общ. ред. АА Деркача. М: Луч, 1998.-С .59−66.
  32. АС. Феномен профессионализма как объект социальной перцепции //Развитие социально-перцептивной компетентности! личности/ Под общ. ред. АА Деркача М: Луч, 1998.- С.66−79.
  33. ДафгР: Организация. М.: Ника-Центр, 2001.-290с.
  34. Деркач АА Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М: Изд-во РАГС, 1999.- 392 с.
  35. Дергач АА Акмеология: личностное и профессиональное развития человека: в 5 кн. Кн.2. Акмеолошческие основы управленческой деятельности. М.: Изд-ш РАГС, 2000. -336с.
  36. Деркач АА Акмеология: личностное и профессиональное развития человека: в 5 кн. Кн.5. Акмеолошческие технологии диагностики и актуализации личносгао-профессионального роста М: Изд-во РАГС, 2001. -376с.
  37. Деркач АА Акмеология: личностное и профессиональное развития человека: в 5 кн. Кн.1. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: Изд-во РАГС, 1999.-392с.
  38. Деркач АА Акмеолошческие резервы развития творческого потенциала личности. М: Изд-ш РАГС, 2000−280с.
  39. Деркач АА, ЗазыкинВГ. Акмеология. СПб.: Питер, 2003.-256с.
  40. Деркач АА, Зазыкин ВГ. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров госслужбы. //Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. /Под ред. АА Деркача. М: РАГС, 1997. -235с.
  41. Деркач АА, Евсеев А. В., Мусатов МИ. Модель социально-перцептивной компетентности современного руководителя. // Развитие социально-перцептивной компетентности личности/Под общ. ред. АА. Деркача. М: Луч, 1998.- С.77−82.
  42. Деркач АА, Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. -123 с.
  43. Деркач АА, Маркова АК. Профессиограмма государственного служащего. М: РАГС, 1999.-65с.
  44. Деркач АА, Сайко Э. В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза //Мир психологии. 2007. № 2(50). С.43−54.
  45. Деркач АА, Сайко ЭВ. Субьектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосущесгвления. //Мир психологии. 2008. № 3(55) С.205−219.
  46. Деркач АА, Сайко ЭВ. Деятельность как основание акмеологического развития субъекта и надситуативная активность субъекта как действенный фактор ее раз-вишяУ/Мир психологии.2008. № 2 (54).-С.193−205.
  47. АА., Сайко ЭВ. Потребность в самореализации как феномен социального мира и основание акмеологического развития. //Мир психологии. 2008№ 1(53) С.218−229.
  48. Деркач АА, Москаленко ОБ., Селезнева ЕВ, Степнова ЛА Акмеологиче-ские методы и методики определения компетентности руководителей. М: РАГС, 2006.-280с.
  49. Деркач АА, Маркова А. К. Акмеологические особенности развития персо-налаУ Ежегодник Российского психологического общества: Мат-лы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25−28 июня 2003 г. В 8-ми т. СПб.: Изд-во С.-Пегерб. ун-та-2003. Т. З, С.61−64.
  50. Деркач АА, Сайко ЭВ. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза//Мир психологии. 2007.№ 2(50) С.43−54.
  51. ЕЛ. Психология манипуляций. М: Че Ро, 1997.—344с.
  52. Емельянов ЮЛ Активное социально-психологическое обучение. J1: ЛГУ, 1985.-230с.
  53. ЮМ. Ценности как детерминанты принятия решения // Психологические проблемы социальной регуляц ии поведения. / Под ред ЮМ Жукова. M МГУ, 1976.- С.254−278.
  54. Журавлев АЛ Социальная психология личности и малых групп: Некоторые итоги исследования. //Психол. жури. 1993. Т.14. № 4.-С.4−15.
  55. В.Г. Психология проницательности. М.: РАГС, 1997. -235с.
  56. ВВ. Понимание в познании и общении. М: Наука, 1994. 290 с.
  57. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб, Питер, 2000. -458с.
  58. ЕЛ. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. —552с.
  59. И.А. Сущность и структура социально-перцептивных способностейУ/Вестник СевКавГТУ Серия „Гуманитарные науки“,. 2004. № 1 (11). С. 25−37.
  60. Т.С. Методы психологического воздействия. М.: МГУ, 2000.267с.
  61. Кириченко AJB. Акмеолошческое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технология. М: Соль, 1998 -394с.
  62. ЕА. Психология профессионального самоопределения. М.- Воронеж: Изд-во МПСИ-Изд-во НПО"МОДЕК», 1996.-368 с.
  63. Климов ЕА Социальная перцепция: объяснение и понимание. // Развитие социально-перцептивной компетентности личности/ Под общ. ред. АА Деркача. М: Луч, 1998.-С.134−145.
  64. Ковалев ГА Теория социально-психологического воздействия // Основы социально-психологической теории. /Под. Ред. ГМ Андреевой. M МГУ, 1995. С. 352−374.
  65. СВ. Психолого-педашгические проблемы понимания людьми друг друга // Психология межличностного познания / Под ред. А, А Бодалева М: Наука, 1981. С. 158—174.
  66. М.Ю. Продуктивность решения социально-перцептивных и коммуникативных задач в условиях неискреннего делового общения. М: МГЛУ, 2004.-61 с.
  67. ТЮ. Влияние стиля управления на морально-психологический климат в коллективе //Психологическое обеспечение воспитательного процесса в органах внутренних дел. /Под ред. Т. Ю. Коноваловой. Ижевск: ИГЛУ, 1998. С.46−49.
  68. Н.В. Психолого-акмеологические закономерности и механизмы становления иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов в неязыковых вузах. М.: Институт развития профессионального образования, 2004, -420с.
  69. АР. Зарубежные исследования группового принятия решений, связанных с рискомУ/Вопр.психол. 1976. № 5. С. 171−178.
  70. Р.Л. Если Вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М: Дело, 1995. — 381 с
  71. Крупнов АЛ Диагностика свойств личности и индивидуальности. М: Изд. РУДН, 1993.-222с.
  72. Кузин ФА Культура делового общения. М.: Дело, 1996. 168с.
  73. Н.В., Реан АА Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: Питер, 1993. 353 с.
  74. Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М: ШГУ, 2001. -225с.
  75. ОГ. Профессия и познание людей. Ростов-на/Д: РГУ, 1981. -278с.
  76. В.Н. Прикладное исследование социально-психолошческого воздействия // Прикладные проблемы социальной психологии. /Под ред. Б. Ф. Ломова М.: Наука, 1983.-С. 158−172.
  77. Куницына В. Н, Казарнова НВ., Погалыпа ВМ Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.- 360с.
  78. Лабунская, В, А Экспрессия человека: общение и межличностное познание-Росгов-на/Д. РГУ. 1999. -290с.
  79. Лабунская, В А, Менджерицкая Ю А, Бреус Е. Д. Психология утрудненного общения. М.: Луч, 2001. -386с.
  80. Леонтьев, А А Общение как объект психологического исследования. // Методологические проблемы социальной психологии. /Под ред. ГМ. Андреевой. МЕ Наука, 1975.-С. 45−62.
  81. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М, Наука, 1999.-280с.
  82. .Ф. О системном подходе в психологии //Вопросы психологии. 1975. № 2.0.31−45.
  83. Логова ИЛ Развитие профессиональной карьеры кадров государственной службы. -М.: РАГС, 2004 480с.
  84. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / АФ. Кудряшов и др. Петрозаводск: Петроком, 1992. 318с.
  85. , М. О некоторых видах тестов, применяемых Дж. Гилфордом. /М. Маджелат, О. Муканов. //Генетические и социальные проблемы интеллектуальной деятельности. / Под ред. О. Муканова Алма-Ата: КГ У, 1975.-С. 59−71.
  86. Майерс Д Дж. Социальная психолошя. СПб.: Питер, 2009. 800с.
  87. Манеров ВХ Психод иагностика личности по голосу и речи. СПб.: Питер, 1997.-364с.
  88. ВН. Личностно-профессиональноый потенциал кадров управления: психолого-акмеолошческая оценка и оптимизация. М.: РАГС, 2004 389с.
  89. М. Технология и эффективность социального управления. М.: Прогресс, 1982.-267с.92: Маркова АК Психология профессионализма М: Знание, 1996.-З08с.
  90. Марпгьшова В, А Социально-пфцеггшвное значениекомпетентносги и ее воздействие на жизнедеятельность человека //Вестник Университета.. Серия социология и управление персоналом. № 7 (23) /Под ред. АБ. Фипиппова -М: ГУУ, 2006.-С21−28:
  91. Межличностное восприятие в группе/Под ред. ГМ Андреевой, АИ. Донцова М.: МГУ, 1981.—295 с.
  92. Межличностное общение: Хрестоматия. /Под ред. Н. ВКазариновой, ВМПогольши. СПб. Питер, 2001. -512 с.
  93. Мицич, П Аргументация: цели, условия, приемы. // Психология влияния. /Под ред. АВ. Морозова СПб.: Питер, 2000. С. 367−396
  94. О.В., АЛ. Деркач Развитие профессиональною самосознания рукоюдителей образовательных учреждений. М.: РАГС, 1999. 690с.
  95. О.И. Психология самопознания личности. М: Треугольник, 1993.156с.
  96. Мясишев В Л Психология отношений. М.- Воронеж: Изд-во МПСИ-Изд-во НПО «МОДЕК». 1995. 155с.
  97. Мясшцев В Л Социальная психология и психология отношений // Проблемы общественной психологии. /Под ред. Б. Ф. Ломова М: Наука, 1965 С274−283.
  98. Никифоров Г. СПрактикум о психологии менеджмента и профессиональной деятельности /Под ред. Г. С. Никифорова, МА Дмитриевой, ВМ Снеткова СПб.: Речь, 2001.-448 с.
  99. Дж.В., Д эвисК. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2000.-126с.
  100. Ю5.0бозов К Н Психология межличностных отношений. К.: Лыбидь, 1990.192с.106.0жешв СИ. Словарь русскою языка М: Русский язык, 1987.-921с. Ю7.0сновы социально-психологической теории. /Парыган БД и др. М: Мысль, 1971.-351 с.
  101. Ю8.Пайнс Э., Маслач К Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000.—528с.
  102. .Д. Социальная психология. Проблемы методологии и теории. СПб.: Питер, 2001.-206с.
  103. ДО.Перелыгина ЕБ. Совдально-психологическая концепция имиджа как ин-терсубъекшого взаимодействия. М: РАГС, 2004.-580с.111 .Петров КБ. Акмеологическая концепция развития творческого потенциала учащихся. М: РАГС, 2006. -550с.
  104. ЛА. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1989. 226с.
  105. В.А. Личность в психологии. Росгов-на/Д.: Феникс, 1996.-580с. И4. Платонов КК. Структура и развитие личности. М: Просвещение, 1984. —254с.
  106. ЛТ. Орисгизациоштая социальная психология. СПб.: Речь, 2000.298с.
  107. Пракгикум по психодиагностике /Б.Ф. Ломов и др. М: МГУ-1990:-225с.
  108. Практикум по психодиап гостике: Психодиапгосшчесгше материальг. Л Год ред. А. А. Бодалева, В. В. Столинаи др. М: МГУ, 1988.-280с.
  109. Проблема общения в психологии /Под ред. Б. Ф. Ломова М.:Иаука, 1981.275с.
  110. В.А. Язык мимики и жестов. / В. А. Пронников, ИД' Ладанов. М: Дело, 1998.-220с.
  111. Црохоров АА Русская модель управления. М: ЗАО «Журнал Эксперт», 2002.-383 с.
  112. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.-ВоронежМПСИ, 1996.-296с.
  113. Психолошческие исследования общения. /Отв. ред. Б.ФЛомов. М: Высшая школа, 1985.-289с.
  114. Психология. Словарь. / А. В Петровский, МГ. Ярошевский. М: Политиздат, 1990.-480с.
  115. Психология человека от рождения от смерти. /Под ред. АА Реана СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. -656с.
  116. Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы/АА. Деркач идр. М: РАГС, 1996.-180с.
  117. Психологический словарь /ВЛ. Зинченко и др. М: Советская энциклопедия, 1983.-390с.
  118. Психологический словарь АВ. Петровский, МГ. Ярошевский. М: Феникс, 1990.-241с.
  119. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровина. М: Меж-дунар. пед. академия. 1995 -174 с.
  120. Ратанова ТА, Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М- Моск. Псих.-гоц.Инсгитут, Флинта, 2003. -389с.
  121. Реан АА Социальная педагогическая психология. СПб.:Пиюр, 1999. -416с.
  122. АТ. Формирование профессиональной пригодности. М: Высшая школа, 1984,-176с.
  123. Рубинштейн С-Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М: Педагогика, 1989.
  124. В.С. Акмеолошческие механизмы принятия управленческих решений руковод ителем в экстремальных условиях. // Акмеология, 2008, № 3. С.45−49.
  125. Ш.Селезнева ЕВ., Деркач АА Развитие акмеологической культуры личности. М: РАГС, 2004. -240с.
  126. Ш. Семёнов ИЛ, Болдина ТГ. Социально-перцептивная компетентность как компонента психолого-акмеолошческой культуры рефлексивного правления. //Развитие социально-перцептивной компетентности личности. /Под общ. ред. АА ДеркачаМ.: Луч, 1998.- С.199−207.
  127. Ю.В. Психология внугриорганизационных отношений. М.: РАГС, 1995.-156с.
  128. НЮ. Социальная перцепция и профессиональная компетентность педагога // Развитие социально-перцептивной компетентности личности/ Под общ ред. A.A. Деркача. М: Луч, 1998.- С.215−220.
  129. Ситников АЛ Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехники. М: Технол. шк. бизнеса, 1995. 429 с.
  130. Словарь иностранных слов / Е. В. Иванов и др. М: Советская энциклопедия, 1984.- 659с.
  131. Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. М.:Речь, 2003. -96с.
  132. Совегский энциклопедический словарь. / Гл. ред. AM Прохоров. 4-е изд., испр. и дотМ: Сов. Энцикл., 1988. 1632с.
  133. Совместная деятельность / АЛ. Журавлев и др. М.: Наука, 1988. 229с.
  134. Социальная психология. /Под ред. АЛЖуравлева. М.:Инфра-М, 2008.-416с.
  135. Социальная психология. / Под ред. ЕС. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л: ЛГУ, 1979.-280с.
  136. Социальная психология в трудах отечественных психологов. /Сост. АЛ Свенцицкий. СПб.: Питер, 2001.-512 с.
  137. Социальная психология. /Под ред. АЛ Сухова, АА Деркача М: Издател. центр «Академия», 2001 600 с.
  138. Степнова ЛА Развитие аутопсихологаческой компетентности государственных служащих. М.: РАГС, 2002- 263с.
  139. Сгепнова ЛА, Шадрина В. Ф. Социальный и семантический интеллект и их роль в социально-перцептивной компетентности руководителя. // Развитие социально-перцептивной компетентности личности/Под общ. ред. АА Деркача М.: Луч, 1998-С226−231.
  140. Су слова Е.А., Ершова Н. Н. Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения. // Развитие социально-перцептивной компетентности личности/Под общ. ред. АА Деркача М.: Луч, 1998.- С.231−237.
  141. Е.С. Толерантность: психологическое содержание и личностные факторы//Человек. Сообщество. Управление. Краснодар: КГУ. 2005. № 4. С. 66−77.
  142. Технологии развития профессионального самосознания личности: психоло-го-акмеологический практикум. /Деркач АА., Москаленко ОБ., Пятин В А, Селезнева ЕБ. Астрахань: АТУ, 2000.- 289с.
  143. НБ. Духовный потенциал старшего школьника: структурно-содержательные компоненты и уровни реализации. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. ГР. Державина, 2009. 216с.
  144. ДИ. Психология развивающейся личности. М.-Воронеж: МПСИ, 1996.-460с.
  145. Философский словарь/Под ред. ПТ. Фролов. М: Политиздат, 1980.-485с.
  146. СБ. Модель изучения особенностей социально-перцептивных качеств персонала предприятий малого бизнеса М.: Издательство МААН, 2008.—34с.
  147. АЛ. Руководитель, его личность и деятельносгьМ.МГУ, 1981.145с.
  148. Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1999.-272с.
  149. Чаркова М. Н Психотехнологии когнитивного развития личности. Абакан.:
  150. Изд-во Хабар, инсг-та бизнеса, 2001. -185с.
  151. МБ. Риск-менеджмент. Управление финансовыми рисками. М: Алышна, 2002. 344 с.
  152. Шадриков ВД Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М: НаукаД982. -180 с.
  153. К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. -360с.
  154. Юсупов С, А Развитие коммуникативной компетентности государственных служащих в работе со средствами массовой информации: автореф. дис. канд. психол. наук. М 2002.-25с.
  155. Buss DM, Gomes М., Higgins D., Lauterbach К. Tactics of manipulation //Journal ofPersonality and Social Psychology. 1987, Vol. 52. P,' 1219−1229.
  156. Charles E. Osgood & Oliver Tzeng (eds), Language, Meaning, and Culture: The Selected Papers of С. E. Osgood Praeger Publishers, 1990. P. 345.
  157. HustonTL, Levmger G. Interpersonal attraction and relationships// Annual Rev. Psychology. 1978.Р.П5−156,
  158. Jams I. Victims of group think.—N. Y., 1972. —276 p.
  159. Williams E., Clark R Shift toward risk and heterogeneity of groups.—J. Exp. and Soc. Psychol., 1971, v.7,p.304—312.
  160. Zander A, Forward J. Positions in group, achievement motivation and group aspirations. —J. Pers. and Soc. Psychol., 1968, v. 8, p. 282—288.
Заполнить форму текущей работой