Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Содержание структурных компонентов этнической идентичности студенческой молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подводя итог сказанному, хочется подчеркнуть, что необходимость и значимость этой работы обусловлены не только логикой развития психологического знания, но и требованиями реальной ситуации, в первую очередь вопросами, связанными с возможностью и условиями формирования толерантного отношения к иноэтничным представителям, не зависимо от проживания в нативной или иноэтничной среде, а так же… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 19.00.05 — «Социальная психология» (психологические науки)
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
  • Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор Мостовая Ирина Владимировна
  • Ростов-на-Дону
  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
    • 1. 1. Этническая идентичность: история становления понятия
    • 1. 2. Структурные компоненты этнической идентичности. 30″
      • 1. 2. 1. '. Этнические стереотипы в структуре этнической идентичности
      • 1. 2. 2. Этноаффилиативные потребности в структуре этнической идентичности
    • 1. 3. Влияние социального контекста на этническую идентичность
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
    • 2. 1. Цель, гипотезы, задачи, методы, техника, выборка, статистическая обработка (обоснование выборки, методов и техники исследования)
    • 2. 2. Анализ содержания* структурных компонентов этнической идентичности студенческой молодежи в условиях нативной и иноэтничной среды
      • 2. 2. 1. Содержание структурных компонентов этнической идентичности студенческой молодежи в условиях нативной среды (русские ростовчане, адыги)
      • 2. 2. 2. Содержание структурных компонентов этнической идентичности русской студенческой молодежи в условиях иноэтничной среды
      • 2. 2. 3. Сравнительный анализ содержания структурных компонентов этнической идентичности русской студенческой молодежи в условиях нативной и иноэтничной среды
      • 2. 2. 4. Сравнительный анализ содержания структурных компонентов этнической идентичности адыгской студенческой молодежи в разных социокультурных условиях (аул — город)
    • 2. 3. Сравнительный анализ содержания структурных компонентов этнической идентичности юношей и девушек в условиях нативной и иноэт-ничной среды (русские ростовчане, русские майкопчане, адыги)
    • 2. 4. Сравнительный анализ содержания структурных компонентов студенческой молодежи 1-го и 5-го курсов (русские майкопчане, адыги)

Содержание структурных компонентов этнической идентичности студенческой молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В России в конце 20 начале 21 века происходят системные изменения, сопровождающиеся сменой сложившихся отношений, традиций, норм, правил поведения, оснований социального причисления. Ломка социальных идентичностей в российском обществе представляет собой уникальную экспериментальную лабораторию для изучения общих механизмов социальной идентификации личности [Балагова JI.X., 1996; Здраво-мыслов А.Г., 1998; Лебедева Н. М., 1999; Сикевич З. В. 1999; Ядов В. А., 2000].

В 90-х гг. 20 столетия в нашей стране обозначились процессы, вызванные всплеском осознания этнической идентичности. Возрастание роли этнич-ности обусловлено психологической реакцией на социальную неопределенность. При разрушении метагрупповой идентичности, скрепляющей общество, на первый план выходят более устойчивые формы мезои микрогруппового структурирования, в том числе этническая. Деление по национальному признаку становится одним из основных атрибутов социального причисления, а этноидентичность актуализируется в числе центральных компонентов самосознания индивида [Велик А.А., 2001; Гришина Е. А., 1999; Данилова Е. Н., 1994; Дробижева Л. М. 1994, 1996; Лебедева Н. М., 1997, 1999; Коростылев А. Д., 2002; Павленко В. Н., Корж Н. Н., 1998; Солдатова Г. У, 2001; Стефаненко Т. Г., 1999; Ядов В. А., 2000].

У этого процесса есть генерационная (поколенная) специфика. Поэтому анализ этнической идентичности молодежи обретает самостоятельную значимость и требует целенаправленного исследования на материале историко-культурных регионов, что связано с решением важнейших задач общественной практики [Кадиева Р.И., 2002; Карпухин О. И., 1998; Лебедева Н. М. 2002; Панеш Э. Х., 1996].

Обращение к данной проблематике обусловлено не только вопросами российской социальной модернизации, поскольку уже во второй половине XX века в мировом масштабе наметились процессы, характеризовавшиеся всплеском осознания этнической идентичности [Болотоков В.Х., 1997; Ю.В. Бром-лей, 1987, 1990; Козлова М., 2001, Соснин В. А., 1997, Т. Г. Стефаненко, 2003; Черныш М. Ф., 1994J. В США в 2002 г. американской ассоциацией психологов был издан документ «Guidelines on Multicultural Education, Training, Research, Practice, and Organizational Change for Psychologists», посвященный вопросам этнической идентичности. В основу которого положены многочисленные исследования ведущих психологов [Levin К., 1995; Phinney Dj., 1996; Brewer М., 1999; Hornsey К. and Hogg M., 2000 и др.].

Анализ этнической идентичности осложнен неоднозначностью понятия «этнос». В данной работе оно используется для обозначения любых этнических общностей, в том числе национальных сообществ (поскольку ряд этнологов определяет русских как постэтническое образование). С точки зрения психологической науки, по мнению Т. Г. Стефаненко, этнос можно определить как группу людей, осознающих себя ее членами, на основе любых признаков, воспринимаемых как естественные и устойчивые этнодифференцирующие характеристики. [Бромлей Ю.В., 1993; Кон И. С., 1988; Лебедева Н. М., 1999; Шпет Г. Г., 1996; Стефаненко Т. Г., 1999, 2003].

Степень разработанности проблемы. Термин «этническая идентичность» в отечественную психологическую науку пришел из зарубежной социальной психологии. В российской психологии чаще пользовались термином «этническое самосознание», которое определяло предметность этносоциологии [Арутюнян Ю.В., 1972, 1984, 1990; Дробижева JI.M., 1985, 1991, 1994; Порш-нев Б.Ф., 1966, 1973; Сикевич З. В., 1996; Снежкова И. А., 1992]. В этнопсихологии термин «этническое самосознание» утверждается с середины 1980;х гг. [Агеев B.C., 1990; АсмоловА.Г., Шлягина Е. И., 1984; Вяткин Б. А., 1996; Кцоева Г. У., 1985; Лебедева Н. М., 1993; Петренко В. Ф., 1987; Татарко А. Н., 2002; Хотинец В. Ю., 2000; Чеснокова И. И., 1977].

В отечественной социальной психологии исследования, связанные с проблемой этнической идентичности, актуализировались во второй половине 90-х гг. XX в., постфактум активизации этнических процессов, породивших и стремление к культурному суверенитету, и национальный сепаратизм.

В потоке научных публикаций, посвященных этнической идентичности, можно выделить следующие направления: исследование стадий становления этнической идентичности [Романова O.JI., 1994; Стефаненко Т. Г., 1998, 1999Jтрансформация этнической идентичности в постсоветский период [Лебедева Н.М., 1996, 1999, 2002; Мендяева А. Б., 1997; Павленко В. Н., 1997, 1998; Сол-датова Г. У., 1998, 2001; Стефаненко Т. Г., 1998]- особенности формирования этнической идентичности [Кауненко И.И., 2000; Хотинец В. Ю., 2001; Улым-жиева Е.А., 2003]- соотношение этнической' идентичности и установок толерантности — интолерантности [Лебедева Н.М., Татарко А. Н., 2003; Молхозова Ф. М., 1999; Мольденгауэр Н. В., 2001]. В данных трудах были разработаны отдельные теоретико-методологические подходы и решены многие важные проблемы исследования этнической идентичности, дан глубокий анализ работ зарубежных авторов [Дево Г., 1982; ТэджфелаГ., 1971, 1972, 1982; Тернера Дж., 1978, 1985, 1986; Финней Дж., 1993, 1997; Ягоды Г., 1966 и др.], связанных с изучением идентичности.

Проведенные научные изыскания позволили на междисциплинарном уровне обобщить и систематизировать основные положения отечественных и зарубежных исследований этнической идентичности. Однако при определении понятия «этническая идентичность» возникла проблема ее соотношения с содержанием таких понятий, как «этническое самосознание» и «этничность». В данной работе понятие этнической идентичности рассматривается как один из уровней этнического самосознания (относительно устойчивой системы осознанных представлений и оценок реально существующих этнодифференци-рующих и этноинтегрирующих компонентов жизнедеятельности этноса), составляющую социальной идентичности, а именно — осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. При этом разводятся понятия «идентификация» (процесс формирования идентичности) и «идентичность» результат этого процесса) [Баранова Т.С., 1993; Качанов Ю. Л., 1993; Хотинец Ю. В., 2000; Ядов В. А., 1995].

Этническая идентичность как один из индикаторов межэтнической напряженности рассматривается Г. У. Солдатовой [1998, 2001]. О. Л. Романова [1994] разводит понятия «этническая идентичность» и «осознание принадлежности к собственной этнической группе». Специальным исследованием, поt священным этнической идентичности, является докторская диссертация Т. Г. Стефаненко [1999], где последняя изучается с позиции конструктивистской социальной, психологии как самостоятельная феноменологическая область, один из элементов конструирования индивидом образа окружающего мира и своего места в нем.

В научной литературе выделены. стадии становления этнической идентичности и особенности ее формирования на разных возрастных этапах. Этническое причисление рассматривается как процесс, при помощи которого люди конструируют свою идентичность. Сложность заключается в том, что этническая идентичность конструируется индивидом на основе аскриптивной идентичности, но может и не совпадать с ней. Развитие этнической > идентичности проходит ряд этапов: от диффузной до реализованной, которая достигается обычно в подростковом возрасте.

При разработке методических приемов изучения этнической идентичности были выделены характеристики социальной среды, влияющие на ее формирование и проявление: реальные социально-политические условия, статусные отношения контактирующих этносов, соотносительная численность этнических групп, ориентации этнической группы на тот или иной тигт общественного развития (традиционный — современный, коллективистский — индивидуалистский), этноконтактные условия (моноили полиэтническая среда села или города) [Романова О.Л., 1994; Солдатова Г. У., 1998, 2001; Стефаненко Т. Г., 1999, 2002; Тимофеева Е. П., 2001; Хотинец Ю. В., 2000, 2001].

Несмотря на существование разнообразных исследований в области проблемы этнической идентичности, в российской науке остается множество белых пятен, связанных с ее исследованием [Романова О.Л., 1994; Солдато-ваГ.У., 1998; Стефаненко Т. Г., 2002; Хотинец В. Ю-, 2000]. Так, в научной литературе не существует единого подхода к определению этнической идентичности, ее структурных компонентов. Исследования старшего подросткового возраста показали, что этническая идентичность не статичное, а динамичное образование: процесс ее становления не завершен. За рамками проведенных исследований осталось выявление тендерных особенностей формирования этнической идентичности. Изучаемые характеристики социальной среды не всегда дают исчерпывающую основу для интерпретации проявлений этноиден-тичности и дифференциации индивидов на подгруппы в зависимости от этно-контактной ситуации, что связано с психологической трактовкой понятия «этнос» и фактора этничности в сознании индивидов.

Целью данного исследования является изучение содержания структурных компонентов этнической идентичности студенческой молодежи.

В качестве предмета исследования выступает этническая идентичность студенческой молодежи.

Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах:

Теоретические задачи:

1. Осуществить теоретический анализ философских, психологических, социально-психологических источников, предметом исследования которых являются этническое самосознание и этническая идентичность.

2. Провести социально-психологический анализ понятия этнической идентичности, на основе которого уточнить содержание изучаемого понятия.

3. Обосновать выбор структурных компонентов этнической идентичности.

4. Сформулировать подходы к определению психологической границы этноса и этнического самопричисления, обосновав понятие нативной среды.

Методические задачи:

5. Подобрать методический инструментарий, позволяющий изучить содержание структурных компонентов этнической идентичности.

6. Разработать программу эмпирического исследования содержания структурных компонентов этнической идентичности.

Эмпирические задачи:

7. Проанализировать параметры (степень эмоциональной определенности, направленность) аффективного компонента этнической идентичности студенческой молодежи различных этнических групп (русские в Майкопе, русские в Ростове, адыги).

8. Осуществить сравнительный анализ содержания аффективного компонента этнической идентичности студенческой молодежи в условиях натив-ной и иноэтничной среды (русские в Майкопе, русские в Ростове), адыгской студенческой молодежи в условиях сельской и городской среды.

9. Выявить и сравнить уровень этнической* идентификации и этнических предпочтений молодежи в условиях нативной и иноэтничной среды (русские в Майкопе, русские в Ростове), адыгской студенческой молодежи в условиях сельской и городской среды.

10. Рассмотреть содержание когнитивного компонента этнической идентичности студенческой молодежи различных этнических групп- (русские в Майкопе, русские в Ростове, адыги).

П. Выполнить сравнительный анализ содержания когнитивного компонента этнической идентичности студенческой молодежи в зависимости от условий нативной и иноэтничной среды (русские в Майкопе, русские в Ростове), адыгской студенческой молодежи в условиях сельской и городской среды.

12. Изучить этноаффилиативные тенденции молодежи различных этнических групп (адыги, русские — майкопчане, русские — ростовчане).

13. Провести сравнительный анализ этноаффилиативных тенденций молодежи в условиях нативной и иноэтничной среды (русские в Майкопе, русские в Ростове), адыгской студенческой молодежи в условиях сельской и городской среды.

14. Изучить и осуществить сравнительный анализ содержания компонентов этнической идентичности студенческой молодежи по критерию «пол» с выявлением тендерных аспектов.

15. Изучить и осуществить сравнительный анализ содержания компонентов этнической идентичности студенческой молодежи по критерию «курс», выявляя особенности влияния начального и завершающего этапов профессиональной социализации.

Гипотеза исследования: различия в содержании структурных компонентов этнической идентичности студенческой молодежи обусловлены социокультурным характером среды — нативной или иноэтничной, зависят от половой принадлежности и этапа социализации.

Объектом исследования выступила студенческая молодежь г. Майкопа и г. Ростова-на-Донув возрасте от 17 до 22 лет. Общая* выборка составила 310 человек. Она была разделена на следующие подгруппы: студенческая молодежь, проживающая в условиях нативной среды — русские в Ростове, адыги в Майкопемолодежь, проживающая в условиях иноэтничной среды — русские майкопчанереспонденты 1 курса (русские майкопчане, адыги), респонденты 5 курса (русские майкопчане, адыги) — подгруппа «юноши» (русские майкопчане, русские ростовчане, адыги), подгруппа «девушки» (русские майкопчанки, русские ростовчанки, адыги).

Наш выбор обусловлен тем, что молодежь — это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших общеобразовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. Молодая генерация выступает носителем новых противоречий и объективных изменений, происходящих в обществе, а также выразителем определенных свойств, которые передаются от поколения к поколению.

В основу теоретико-методологической базы исследования положены следующие подходы: положения о сущности человека и особенностях его развития в этнокультурной парадигме (JI.B. Выготский, А. Н. Леонтьев, В.Ю. Хотинец) — информационная теория этноса, рассматривающая факторы неопределенности и хаотичности в социокультурной трансляции и связанные с этим проблемы адаптации сознания (О. Тоффлер) — положения теории социальной идентичности (Г. Тэджфел), положения теории самокатегоризации (Дж. Тернер) — представление об этническом самосознании (Б.Ф. Поршнев, Ю.В. Хотинец).

В целях сбора информации и анализа результатов был использован комплекс методов: изучение и теоретический анализ философских, психологических, социально-психологических, этнопсихологических, этносоциологиче-ских источников по проблемеанализ документов, метод тестирования, метод статистической обработки данных.

Методический инструментарий был представлен следующими методиками: «Диагностический тест отношения», «Этническаяаффилиация», «Культурно-ценностный дифференциал» (автор — Г. У. Солдатова) — процедурой частотного анализа, критериями «(р* - угловое преобразование Фишера», «А. -Колмогорова-Смирнова» — технологиями, компьютерной обработки данных (Microsoft Excel, SPSS 11.0 for Windows).

Достоверность полученных результатов обеспечивалась методологическим обоснованием исходных положений, используемых методов и методического инструментария, адекватных целям, задачам и логике исследованияприменением методов математической статистики и стандартного программного пакета статистической обработки данных.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Нативная среда — определённый социальный ареал, ограниченный «психологической границей», в пределах которого доминируют культурно-языковые и нормативно-ценностные стандарты конкретного этноса, его традиции и обычаи — выступает важнейшим фактором актуализации этнической идентичности индивида.

2. В результате сравнительного анализа содержания структурных компонентов этнической идентичности выявлено, что эмоциональный образ собственного этноса имеет положительную направленность в группе русских респондентов в условиях иноэтничной среды и отрицательную в условиях натив-ной средыв содержании когнитивного компонента этнической идентичности наиболее выраженными критериями в условиях нативной среды являются «подчинение», «ориентация) на группу», в условиях иноэтничной — «самостоятельность», «осторожность», «миролюбие», «направленность на взаимодействие» — в условиях нативной среды наиболее выражены этноаффилиативные тенденции, в условиях иноэтничной — антиэтноаффилиативные.

3. В условиях нативной среды эмоциональный образ собственного этноса у русской студенческой молодежи является нечетко структурированным на фоне отрицательной идентификации с нимвыраженности этноаффилиа-тивных тенденции и осознания своей культуры как открытой переменам и направленной на взаимодействие. В условиях иноэтничной среды русскими эмоциональная оценка образа своей этнической группы имеет низкую степень определенности на фоне преобладания отрицательных показателей коэффициентов «этнические предпочтения» и коэффициентов «этнической идентификации» и одновременного осознания своей культуры как открытой переменам и направленной на взаимодействие.

4. Сравнительный анализ содержания структурных компонентов этнической идентичности адыгской студенческой молодежи, проведенный в исследовании, показал, что в условиях нативной среды эмоциональный образ собственной группы является нечетко структурированным на фоне выраженной положительной направленности и отрицательной идентификации с адыгским этносом, проявления этноаффилиативных тенденций и осознания, что для своего этноса наиболее характерна ориентация на группу, открытость переменам и направленность на взаимодействие.

Научная новизна исследования определяется тем, что в ходе его проведения:

1. Обосновано понятие нативной среды как фактора, обусловливающего характер формирования и особенности проявления этнической идентичности, эвристическое значение которого состоит в возможности более четко обозначить психологические границы между этническими группами.

2. На основе результатов эмпирического исследования осуществлен сравнительный анализ содержания структурных компонентов этнической идентичности адыгской и русской=студенческой молодежи в условиях нативной и иноэтничной среды.

3. Получены и проинтерпретированы данные о содержанииструктурных компонентов этнической идентичности студенческой молодежи в зависимости от моно/полиэтничной среды (селяне/горожане), половой принадлежности (девушки/юноши) и этапа профессиональной социализации (младшекурсники/старшекурсники).

Практическая значимость исследования-заключается в том, что полученные результаты и выводы диссертации могут быть использованы в работе комитетов по молодежной политике, выступать научным обоснованием практической деятельности институциональных организаций, реализующих национальную политику. Материалы диссертационного исследования могут использоваться в учебных курсах по этнологии, этнопсихологии, социологии, политологии и истории.

Апробация результатов исследования. Данные диссертационного исследования докладывались и получили позитивную оценку на Международной конференции «Психология общения: социокультурный анализ» (г. Ростов-на-Дону, 2003), на конференциях аспирантов и соискателей Ростовского государственного университета (г. Ростов-на-Дону, 2002, 2003). По материалам диссертационной работы проведен научно-методический семинар. Теоретический и эмпирический материал диссертационной работы апробированы в авторском семестровом курсе лекций в Таганрогском государственном радиотехническом университете. Данные исследования используются в курсе политической психологии для студентов факультета психологии РГУ.

Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора, включая 6 тезисов и 1 статью общим объемом 1,6 усл. п. л.

Структура и объем работы отражают логику, содержание и результаты проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, включающего выводы, рекомендации и перспективы исследованиясписка литературы, состоящего из 141 источников, из них — 4 на*английском языке- 6 приложений. Основное содержание диссертации изложено на 152 страницах машинописного текста. Работа содержит 10 таблиц, 115 рисунков, из них 49 рисунков в тексте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В итоге анализа истории становления понятия «этническая идентичность» было уточнено, что оно проявляется в осознании своей тождественности с определенным этносом, которая формируется в результате представления ингруппы об индивиде как члене этноса и представлении аут-группы о данном индивидууме. В последствии происходит причисление к определенному этносу, не только по формальным признакам (по праву рождения), но и в результате идентификации «себя» с этносом, а так же идентификации индивида членами ингруппы и членами аутгруппы. Так как, идентичность переживается как чувство тождественности собственной личности при восприятии ее другими людьми, которые признают существование индивидуума. Например, у человека сформируется моноэтническая идентичность, если его принимают члены одной этнической группы, а другие подтверждают аутгрупповую идентификацию. У человека сформируется биэт-ническая идентичность, если он осознает тождественность с двумя этносами и его идентифицируют как «своего» члены этих двух этносов.

Этническая идентичность имеет свою структуру, которая состоит из аффективного, когнитивного и мотивационного компонентов. Каждый компонент имеет свое содержание, которое не только отражает целостное представление об этнической идентичности, но и позволяет определить, что значит для индивида идентификация с определенной группой, каково эмоциональное наполнение этнической идентичности, когнитивное содержание и значимость группового членства. Тем самым, содержание компонентов этнической идентичности является индикатором данного явления. Так, аффективный и когнитивный компоненты этнической идентичности находят свое отражение в автостереотипах (знание и оценка образа своей этнической группы). Мотивационный компонент, как промежуточное место между образами и реальностью, находит свое отражение в потребностях и мотивах, связанных с потребностями в этнической принадлежности, в позитивной этнической идентичности, в этнической безопасности (в данной работе были рассмотрены этноаффилиативные потребности как проявление групповой солидарности).

В России исследования, посвященные изучению этноидентичности, чаще всего ведутся на материале национальных республик, где деление индивидов по их этнической принадлежности является закономерным. Сравнительному анализу подвергаются этногруппы в зависимости от их статуса: «титульность — нетитульность», «меньшинство — большинство» (в политическом плане), «меньшинство — большинство» (в социально-демографическом соотношении), и в разном соотношении русский этнос и этнос, проживающий на территории, где происходит исследование. В результате, на основе разделения по данным категориям делаются выводы о проявлении особенностей этнической идентичности.

Интерпретация этнической идентичности русского этноса не всегда укладывается в выше описанные рамки, так как он находится в ином положении, чем большинство этнических групп, проживающих на территории Российской Федерации. Это связано, во-первых, с численностью этноса и протяжённостью этнической территории.

Во-вторых, неоднородностью этнического состава населения, смешанностью этнических территорий (на современном этапе общественного развития — республик, автономных округов). В итоге, территория проживания русского этноса раздроблена.

В-третьих, в результате исторического развития представители русского этноса живут как в своей этнической среде, так и в иноэтничной среде. Конечно же, данные характеристики являются в большей степени внешними по отношению к психологическим причинам осознания этнической идентичности. Тем более, что проблема территориальных границ между этническим группами является очень острой, особенно в Северо-Кавказском регионе. В свою очередь, понятие «территории» (места) очень значимо для возникновения этноса, как социальной группы, так и для психологического оформления любой общности.

При исследовании этнической идентичности русской молодёжи в Южном Федеральном округе была выявлена проблема дифференциации респондентов на подгруппы. Как было отмечено ранее, одним из ключевых моментов такого распределения — обычно является территориальное деление (в частности, республика), но русский этнос является титульным на всей территории Российской Федерации, а в республике Адыгея составляет большую численность населения, но не является титульным.

В связи с выше описанными положениями и в результате анализа понятий «среда», «этноконтактная ситуация», «этническая граница» было найдено социально — психологическое понятие, которое позволяет более чётко дифференцировать индивидов в зависимости от их нахождения в той или иной этнической среде. Это понятие нативной среды — определённого социального ареала, ограниченного «психологической границей», в пределах которого доминируют культурно-языковые и нормативно-ценностные стандарты конкретного этноса, его традиции и обычаи — это поле социального взаимодействия на котором поддерживаются и охраняются этноинтегри-рующие признаки, являющиеся не только психологическими универсалиями, но и основополагающими принципами жизнеустройства любой социальной группы, независимо от этнонима. В его контексте четко определяются понятия «Мы» — «Они», «свой — чужой», «хозяин — гость» и т. д.

Данное положение нашло свое отражение в результатах эмпирического исследования структурных компонентов этнической идентичности молодежи в условиях нативной и иноэтничной среды. Итоги которого подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Содержание структурных компонентов этнической идентичности у студенческой молодежи в условиях нативной и иноэтничной среды имеют как одинаковые, так и отличительные черты. Это выражается в том, что эмоциональный образ в структуре этнической идентичности собственного этноса носит размытый неструктурированный характер. Одновременно, различия выражаются в оценках образа своей этнической группы: положительный образ присутствует у респондентов в условиях иноэтничной среды, отрицательный — в условиях нативной.

2. В отличие от русских респондентов, адыги в условиях нативной (сельской) среды отдают более чёткое предпочтение позитивному или негативному полюсу оценки, при оценивании качеств автостереотипа, чем адыги в условиях иноэтничной (городской) среды. Различия были найдены в распределении показателей коэффициентов направленности.

3. На основании показателей диагностического коэффициента найдены показатели «этнических предпочтений» и «коэффициента этнической идентификации», которые проявились в следующих особенностях:

4. Эмпирически установлено, что для русских, проживающих в нативной среде, выявлены различия в распределении коэффициента «этнические предпочтения — русский», «коэффициент этнической идентификации — русский», с проявлением отрицательной тенденции последнего. Высокая доля коэффициента идентификации с русским этносом, выражена в группе девушек — «русские ростовчанки», на фоне преобладания отрицательных показателей. У юношей, отрицательная идентификация со своим этносом больше, чем с кавказским. Значимых различий в подгруппе «пол» по исследуемому критерию, в данной группе респондентов не выявлено.

5. В группе «русских майкопчан» коэффициент идентификации по отношению к русскому этносу выражен у всех подгрупп. Найдено различие между подгруппами юношей и девушек, которое отражается в том, что «коэффициент идентификации — русский» выражен у девушек в большей степени, чем у юношей. В общем, в условиях иноэтничной среды у юношей и девушек преобладает отрицательный коэффициент этнической идентификации по отношению к русскому этносу. Различий в подгруппе «курс» в содержании данных показателях выявлено не было.

6. При сравнении средних показателей в группах адыгов в сельских и городских социокультурных условиях «коэффициент идентификации» выше у респондентов, проживающих в селе.

7. Различия в содержании когнитивного компонента этнической идентичности в группах русской студенческой молодежи заключается в следующем: наиболее выраженными критериями в условиях нативной среды являются «подчинение» (р<0,001), «ориентация на группу» (р<0,02) — в условиях иноэтничной — «самостоятельность» (р<0,001), «осторожность» (р<0,01), «миролюбие» (р<0,05), «направленность на взаимодействие» (р<0,001). Так же были выявлены межполовые различия в группах респондентов как в условиях нативной, так и иноэтничной среды. Между группами респондентов «юноши», «девушки» в условиях различных этнических сред, также найдены различия в содержании структурных компонентов этнической идентичности.

8. Этноаффилиативные потребности имеют: значимые различия в соотношении этноаффилиативных и антиэтноаффилиативных тенденций в условиях нативной и иноэтничной средымежполовые различия в группах респондентов русской студенческой молодежи как внутри группы, так и в различных социокультурных условиях (нативной или иноэтничной среде). Л так же в группе русской студенческой молодежи по критерию «курс» .

9. У адыгской студенческой молодежи в условиях нативной среды выражены этноаффилиативные тенденции на фоне осознания, что для адыгского этноса характерна «ориентация на группу» (р<0,001), «открытость переменам» (р<0,001) и «направленность на взаимодействие» (р<0,001). При исследовании данной группы респондентов по критериям «курс» и «пол», различий в содержании аффективного компонента этнической идентичности и этноаффилиативных тенденциях не выявлено. Значимые расхождения наблюдаются в содержании когнитивного компонента у девушек и юношейс выраженной тенденцией изменения в подгруппах первокурсников и пятикурсников.

Таким образом, можно сделать общий вывод, что содержание структурных компонентов этнической идентичности обусловлено условиями нативной или иноэтничной среды. Одновременно, в результате сравнительного анализа структурных компонентов этнической идентичности русской, адыгской студенческой молодежи по подгруппам «пол» были выявлены значимые различия между юношами и девушками как внутри группы, так и на межгрупповом (межэтническом) уровне. Так же, между подгруппами респондентов, находящихся на разных уровнях профессиональной социализации выявлены значимые различия в содержании структурных компонентов этнической идентичности.

Подводя итог сделанной работе, хочется отметить, что многие вопросы, затронутые в диссертации, требуют специального изучения и составляют, на наш взгляд, перспективу исследований этнической идентичности. К их числу относятся, например, вопросы, связанные с изучением содержательных характеристик этнической идентичности представителей различных этнических групп в зависимости от социокультурного окружения. Изучения причин (психологических, социально-психологических) различий в содержании компонентов этнической' идентичности как в условиях нативной, иноэтничной сред, так и межпоколенных и тендерных. Соотношение типов этнической идентичности, установок толерантного отношения к представителям различных этнических групп в зависимости от условий нативной или иноэтничной среды.

Подводя итог сказанному, хочется подчеркнуть, что необходимость и значимость этой работы обусловлены не только логикой развития психологического знания, но и требованиями реальной ситуации, в первую очередь вопросами, связанными с возможностью и условиями формирования толерантного отношения к иноэтничным представителям, не зависимо от проживания в нативной или иноэтничной среде, а так же необходимостью осмысления, на современном этапе развития общества, многих этнических феноменов. Решение этнических проблем зависит от профессиональных психологов, работников образования, СМИ, комитетов по молодежной политике. Разработанные в диссертации подходы, полученные новые данные и их теоретическое обобщение создают основу для дальнейшего развития сравнительных этнопсихологических исследований, дают инструментальную возможность проведения социально-психологического мониторинга, корректировки национальной политики в региональном масштабе на научной основе. Помимо этого, материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебных курсах по этнологии, этнопсихологии, социологии, политологии и истории.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.П. Принадлежность к группе и самовосприятие личности // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 144−150.
  2. Автопортрет славянина. М.: Издательство «Индрик», 1999. 258 с.
  3. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 240 с.
  4. Г. М. Психология социального познания: Учеб пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
  5. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. 376 с.
  6. Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 23−30.
  7. Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 129−134.
  8. Н.С. Об определении и типах идентичности // Мир психологии. 2004. № 2. С. 48−53.
  9. Арутюнян Ю. В Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследованияя. М.: Изд-во «Наука», 1984. 256 с.
  10. Ю.В. Этносоциология. М.: Аспект Пресс, 1999. 271 с.
  11. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
  12. В.В. Культурные традиции и самоидентификация личности: Автореф. дис. .канд. филос. наук. М., 1994. 19 с.
  13. Л.Х. Формирование миротворческого сознания адыгских детей нач. школьного образования на основе этнической идентификации: Дис.. канд. пед. наук. М, 1996. 160 с.
  14. С.И. Этнические стереотипы как социально- перцептивные феномены этнического самосознания эзрян и мокшан: Дис.. канд. психологии. наук. Самара, 1999. 144 с.
  15. Е. П. Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.
  16. Ф.Б. и др Методика многостороннего исследования личности. М.: «Фолиум», 1994.
  17. Бодалев А. А Социальная психология личности // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 1. С.64−73.
  18. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982. 200 с.
  19. А.А. О характеристиках идентификации и идентичности взрослого человека // Мир психологии. 2004. № 2. С. 93−98.
  20. В.Х., Сушнев З. Ш. Этнопсихологические теории России. Нальчик, 1997. 158 с.
  21. Бромлей Ю. В Очерки теории этноса. М.: Изд-во «Наука», 1993. 412 с.
  22. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: из-во «Наука», 1987. 334 с.
  23. Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Изд-во «Наука», 1983. 232 с.
  24. Р.Ф. Охота за информацией. М., 1973.
  25. Вопросы психологической адаптации. Новосибирск, 1974. 240 с.
  26. Вопросы социальной и этнической психологии. Сборник научных трудов / Под ред. Докт. филол. наук, проф. Ю. В. Красикова: Сев.-Осет. гос. унт, Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001. 138 с.
  27. .А., Хотинец В. Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 69−75.
  28. Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара: Изд-ий Дом «БАХРАХ -М», 2000. 248 с.
  29. Е.А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности. М., 1999. 133 с.
  30. JI.H. Этногенез и биосфера земли. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 506 с.
  31. Г. С., Родовель М. Р. Этносоциология: Учебное пособие для студентов ун-тов и пед. вузов. Ростов-на/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. 280 с.
  32. У. Психология / Под ред. JT.A. Петровской. М.: Педагогика, 1991.368 с.
  33. А.И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж.Т-. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 75−86.
  34. JT.M. и др. Демократизация и образы национализма в РФ 90-х гг. М., 1996. 273 с.
  35. JI.M. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе // Национальное самосознание и национализм в РФ начала 1990-х гг: Сб. статей / Отв. ред проф. JI.M. Дробижева. М., 1994. С. 16−47
  36. JI.M. Ценности и символы в контексте новых концепций этничности // Национальное самосознание и национализм в РФ начала 1990-х гг: Сб. статей / Отв. ред проф. JI.M. Дробижева. М., 1994. С. 8−25
  37. М.Б. Перед историческим выбором: к вопросу о толерантном этносознании и преодолении злой этноисторической памяти // Мир психологии. 2001. № 4. С. 127
  38. М.В. Идентичность человека. Социально- философские аспекты. Ростов- на/Д: Изд-во Северо — Кавказского научного центра высшей школы, 1999. 200 с.
  39. А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания //Журнал социологические исследования. 1998. № 12. С. 23−32.
  40. .В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ., 1982. 128 с.
  41. Н.И. Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов // Идентичность и толерантность: Сб. статей / Отв. ред. Н. М. Лебедева. М., 2002. С. 134−152.
  42. Идентичность и толерантность: Сб. статей / Отв. ред. Н. М. Лебедева.-М., 2002.416 с.
  43. Р.И. Межнациональное общение в научных заведениях многонационального региона (психологический и педагогический аспекты). М., 2002. 133 с.
  44. О.И. Самооценка молодежи’как индикатор ее социокультурной идентификации //Журнал социологические исследования. 1998. № 12. С. 89.
  45. И.И. К проблеме формирования этнической идентичности в юношеском возрасте // Журнал прикладной психологии. 2000. № 1. С 58−60.
  46. В.О. Сочинения: В 9 т. Т. IV. Специальные курсы / Под ред. B.JI. Янина. М.: Мысль. 1989. 476 с.
  47. А.И., Реут М. Н. Социализация неслышащей молодежи. М., 2000. 222 с.
  48. М. Влияние этнического фактора на становление психосоциальной идентичности // Ж. прикладной психологии. 2001. № 3. С. 32−36.
  49. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  50. Кон И. С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М., 1988. 270 с.
  51. Кон И. С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж- Изд-во НПО «МОДЕК», 1999. 560 с.
  52. А.Д. Парадоксы этнической идентичности / Идентичность и толерантность: Сб. статей / Отв. ред. Н. М. Лебедева. М., 2002. С. 86-Ш.
  53. А.Г. Феномен идентичности как структурирующий фактор // Мир психологии. № 1. 2003. С. 186−198.
  54. В.В. Психология межкультурных различий. Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1998. 268 с.
  55. Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. М.: «Ось-89», 2000. 320 с.
  56. В.Н. и другие. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002. 544 с.
  57. Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психологический журнал. 1986. № 2.
  58. Г. У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отно- ' шений: Дис.. канд. психологич. наук. М., 1985. 236 с.
  59. Н.М. Введение в этническую и кросс — культурную психологию: Учебное пособие. М.: «Ключ-С», 1999. 224 с.
  60. Н.М. Новая русская диаспора. Социально психологический анализ.- М., 1997. 325 с.
  61. Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 32−42.
  62. Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал. 1999. № 3. С. 48 57.
  63. Н.М. Теоретико-методологические основы исследования < этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность: Сб. статей / Отв. ред. Н. М. Лебедева. М., 2002. С. 10−35.
  64. Н.М., Манхозова Ф. М. Социально-психологическое исследование на Северном Кавказе // Идентичность и толерантность: Сб. статей / Отв. ред. Н. М. Лебедева. М., 2002. С. 152−169.
  65. Н.М., Татарко А. Н. Социально-психологические факторы этнической толерантности и стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России // Психологический журнал. 2003. № 5. С. 3144.
  66. Личность. Культура. Этнос. / Под общ.ред. А. А. Велика. М.: Смысл, 2001.550 с.
  67. Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Дис.. канд. психологич. наук. М., 1998. 172 с.
  68. Н.Ф. Социализация индивида: сущность, всеобщий механизм, основные факторы. Днепропетровск, 1983.
  69. Ф.М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регион: Дис. .канд. психологич. наук. М., 1999. 166 с.
  70. А. Теория человеческой мотивации // Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С. 77−105. http:// flogiston.ru/ library.
  71. А.Б. Этническая идентичность калмыков: Дис. .канд. психологич. наук. М., 1997. 167 с.
  72. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Изд-я группа «Форум» «ИНФРА — М», 1998. 296 с.
  73. Н.В. Межэтническая толерантность учащихся многонациональной школы: Дис. .канд. психологич. наук. М., 2001. 169 с.
  74. Национальная культура и общение: Материалы конференции М, 1977. 96 с.
  75. Национальные процессы в СССР. М.: Наука, 1991. 264 с.
  76. Ю.Г. К проблеме кризиса идентичности / Вестник МГУ, Психология. 2000. № 2.
  77. А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. Пермь: Издательско-полиграфический комплекс «Звоз-да», 1999. 406 с.
  78. А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Дис. .доктора психологич. наук. Якутск, 1998. 569 с.
  79. В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Журнал вопросы психологии. 2000. № 1. С. 135−141.
  80. В.Н., Корж Н. Н. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе // Психологический журнал. 1998. № 1. С. 75−88.
  81. О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности. М.: 2001.
  82. А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурных коммуникаций // Вестник МГУ, Лингвистика и межкультурная коммуникация. 1998. № i.e. 94−105.
  83. Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции (на примере Западного Кавказа). СПб.: Европейский дом, 1996. 304 с.
  84. В.Ф. Психосемантический подход к этнопсихологическим исследованиям // Советская этнография. 1987. № 4. С. 22−38.
  85. .Ф. Социальная психология и история. М.: Изд-во «Наука», 1979. 232 с.
  86. Проблемы национальной идентичности и принципы межкультурной коммуникации: Материалы школы семинара / Воронеж, 25 — 30 июня, 2001 г.). Т.1. Воронеж, 2001. 147 с.
  87. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия / Сост. Ю. В. Чернявская. М.: Харвест, 1998. 560 с.
  88. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ М». М., 2000. 672 с.
  89. Д.С. Информационная революция // Информационная революция: наука, экономика, технология: Реферативный сб. / ИНИОН РАН. М., 1993. С. 17−26.
  90. Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 69−76.
  91. К.М. Психология межличностного познания. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1993. 148 с.
  92. Романова O. JL Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Дис. .канд. психологич. наук, 1994. 170 с.
  93. В.И. Полная самоидентификация личности как идеал соц. Бытия / Красноярский ун-т. Красноярск, 200. 31 с.
  94. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2002. 350 с.
  95. З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 240 с.
  96. Г. У. Психология межэтнических отношений в системе соц. нестабильности: Дис. .доктора психологич. наук. М., 2001. 431 с.
  97. Г. У. Психология межэтнической напряженности М.: «Смысл», 1998. 389 с.
  98. В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации // Психологический журнал. № 1. 1997. С. 50−61.
  99. Социальная идентификация личности. Годичный отчет за 1993 г. по разделу подпрограммы «Человек в кризисном обществе» общеинститутской программы «Альтернативы социальных преобразований в российском обществе» / Под ред. В. А. Ядова. М., 1993. 168 с.
  100. Stat Soft, Inc. (1999), Электронный учебник по статистике. Москва, Stat Soft, http://www.statsoft.ru/home/textbook/default.htm.
  101. O.K. Особенности этнических стереотипов студентов Бурятии: Дис. .канд. психологич. наук. М., 1999. 186 с.
  102. Т.Г. Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности // Идентичность и толерантность: Сб. статей / Отв. ред. Н. М. Лебедева. М., 2002. С. 35−49.
  103. Т.Г. Социальная психология этнической идентичности: Дис. .доктора психологич. наук. М., 1999. 529 с.
  104. Т.Г. Социально психологические аспекты изучения этнической идентичности, http://flogiston.ru/ library.
  105. Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко 3-е изд., испр. доп. М.: АспектПресс, 2003. 368 с.
  106. Т.Г., Шлягина Е. И., Еникопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1993. 80 с.
  107. И.Р. Самокатегоризационная теория и групповые феномены И Психологический журнал. № 1. 1994. С. 158 — 167.
  108. И.Р. Социально-психологическая теория Дж. Тернера // Психологический журнал, № 3, 1993. С. 115 125.
  109. Татар ко А. Н. Категориальная структура этнического сознания и межэтнического взаимодействия башкир, русских и татар в Республике Башкортостан // Идентичность и толерантность: Сб. статей / Отв. ред. Н. М. Лебедева. М., 2002. С. 169−191.
  110. Е.П. Особенности межэтнических отношений подростков в Республике Саха (Якутия). СПб: «Лицей», 2001. 172 с.
  111. Е. С. Соборная сила многонациональной России. Ассоциация по комплексному изучению русской нации и др. М.: Б.И., 1995. 36 с.
  112. Ю.Н., Макаров А. А. Анализ данных на компьютере / Под ред. В. Э. Фигурнова.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. 544 с.
  113. Л. Теория когнитивного диссонанса.- СПб: «Ювента», 1999.318 с.
  114. Ю.В. Эмоционально-образная составляющая этнической идентичности и формирования русского этнонационального сознания // Мир психологии. 2003. № 1. С. 200 205.
  115. X. Мотив аффилиации // X. Хекхаузен Мотивация и деятельность. T.l. М.: «Педагогика», 1986. http:// flogiston.ru/ library.
  116. В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека// Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 60 — 73.
  117. В.Ю. Этничность и интегральная индивидуальность // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. 1997.
  118. Ю.В. К вопросу об основных подходах к изучению эт-ничности в зарубежной и отечественной науке. // Мир психологии. 2001. № 4. С. 135−146.
  119. Ю.В. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. 235 с.
  120. Человек и общество: сб. статей. Проблема социализации индивида. JI-д: Изд-во л-го ун-та, 1971.
  121. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Издательство «Наука», 1977. 144 с.
  122. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.- М.: ВЛАДОС, 1998. 512 с.
  123. П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН- КСП± Академический проект, 1999. 448 с.
  124. Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996. 155 с.
  125. Г. Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. 602 с.
  126. Х.Э. Влияние городской среды на поведение человека (средовая психология): Учебное пособие. СПб.: Петербургский гос. Университет путей собщения, 1997. 25 с.
  127. Этническая психология (этнические процессы и образ жизни людей). Сб. научных трудов / Под ред. Н. Н. Андреевой. М., 1984. 77 с.
  128. Ядов В, А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2000. 596 с.
  129. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3−4. С. 158−180.
  130. Terner J.C. Social identification and psychological group formation // The Social Dimension: European Developments in Social Psychology. Cambridge- Paris- 1984. Vol. 2.
  131. Margaret Shin, Todd L. Pittinsky, and Natali Ambady Stereotype susceptibility: Identity Salience and shifts in Quantitative performance. PS of J of APS. P. 80−81.
  132. Steinberg Laurence, Adolescence. 2ed. New York: Ve Grow. Hill Publishing Company, 1989. 466 p.
Заполнить форму текущей работой