Развитие внутреннего контроля в коммерческих банках: На примере банков Западно-Уральского региона
Одной из главных проблем в деятельности современного коммерческого банка является необходимость решения комплексных вопросов формирования структуры информационного массива и защиты информации от несанкционированного доступа. Функционирование системы внутреннего контроля в банках предусматривает качественную организацию информационных потоков внутри банка, разработку специальных массивов и наличие… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА. МЕТОДОЛОГИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
- 1. Формирование концепции внутреннего контроля в коммерческих банках
- 2. Классификации видов внутреннего контроля в коммерческих банках
- 3. Подходы к организации внутреннего контроля в коммерческих банках
- ГЛАВА. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ ЗАПАДНО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА
- 1. Анализ организации внутреннего контроля в коммерческих банках
- 2. Информационное обеспечение внутреннего контроля в коммерческих банках и его влияние на принятие управленческих решений
- 3. Особенности технологии внутреннего контроля расчетных операций в условиях автоматизации банковской деятельности
- ГЛАВА. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БАНКАХ И ЕЕ ОЦЕНКИ
- 1. Качественные и количественные методы оценки системы внутреннего контроля
- 2. Стандартизация как способ экспертной оценки внутреннего контроля
Развитие внутреннего контроля в коммерческих банках: На примере банков Западно-Уральского региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Отсутствие надлежащим образом организованного внутреннего контроля явилось одной из причин кризиса российской банковской системы в конце 90-х гг., в результате которого стали банкротами сотни отечественных коммерческих банков, в том числе крупные системообразующие банки.
В настоящее время внутрихозяйственный контроль в российских банках приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления, и обеспечивает оптимальное развитие процесса управления на всех его стадиях.
Стратегия развития банковского сектора, разработанная ЦБ России совместно с Правительством РФ в 2001 г., определяет важнейший инструмент реформирования банковской деятельности на ближайшую перспективувнедрение в полном объеме международно признанных подходов к методике и организации банковского учета, контроля и внешнего аудита.
С позиции органов банковского надзора и регулирования, система внутреннего контроля является важнейшей частью управления банком и служит основой бесперебойной работы кредитной организации: способствует выполнению ее целей и задач, достижению долгосрочных ориентиров в части прибыльности, обеспечивает соблюдение банком действующего законодательства и проведение им учетной политики, а также снижает риск непредвиденных потерь или нанесения ущерба его репутации.
В развитых странах банковская система формировалась на протяжении длительного времени и только после серии банковских крахов начинала создаваться система регулирования и контроля. Особенностью развития банковской системы России является то, что процессы реформирования и становление системы ее регулирования и контроля происходят одновременно. У российских банков имеется реальная возможность избежать многих ошибок, воспользовавшись собственным дореформенным и зарубежным опытом организации внутреннего контроля. При этом механическое перенесение международных правил учета и контроля в современную отечественную практику невозможно без соответствующей адаптации к российским условиям. Очевидна настоятельная необходимость построения новых систем корпоративного управления в банках и пересмотра действующих форм контроля.
Таким образом, вопросы развития внутреннего контроля в банках представляют значительный теоретический и практический интерес, что предопределяет актуальность темы исследования.
Состояние изученности проблемы. В настоящее время проблема создания эффективно функционирующего внутреннего контроля в коммерческих банках, несмотря на всю ее актуальность, не только далека до окончательного решения, но и остается не в полной мере осмысленной как в научном отношении, так и в плане практической реализации.
Роль, место, задачи и принципы построения системы внутреннего контроля в коммерческих банках стали сегодня предметом особенно пристального внимания. Информации о способах организации и формах осуществления внутреннего контроля в экономической литературе явно недостаточно. Что же касается методов определения надежности систем внутреннего контроля и критериев оценки эффективности работы внутренних аудиторов, то и в иностранных источниках они не приводятся. Аудиторские стандарты также требуют оценки систем внутреннего контроля, а методики такой оценки не предусмотрено.
В своем исследовании автор опирается на теоретические положения ряда видных зарубежных и российских ученых в области бухгалтерского учета, ревизии и аудита, разработавших основы теории контроля. Среди них — Р. Адаме, Э. А. Арене, Н. Т. Белуха, В. В. Бурцев, Ю. А. Данилевский, Ф. Л. Дефлиз, Г. Р. Дженик, Л. М. Крамаровский, В. И. Лакис, А. И. Малыхина, И. С. Мацкевичус, В. Ф. Палий, В. И. Подольский, В. В. Скобара, Я. В. Соколов, В. П. Суйц, A.A. Терехов, А. Д. Шеремет, Т. Г. Шешукова и др.
Наиболее интересными в плане рассмотрения проблем внутреннего контроля в коммерческом банке являются работы A.B. Гордиенко, Ж. В. Закарая, А. Ю. Тихомирова, Г. В. Чая, В. В. Щербакова. Вместе с тем ни в одной из них не содержится представления целостной, логически стройной системы внутреннего контроля в коммерческом банке, а исследуются лишь ее отдельные фрагменты. Научно обоснованных методологических и практических рекомендаций, учитывающих действующую нормативную базу и направленных на повышение эффективности внутреннего контроля в банках, также недостаточно.
Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка концепции совершенствования внутреннего контроля в коммерческом банке, обеспечивающей эффективное управление им, а также разработка комплекса практических рекомендаций, направленных на ее внедрение.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
• уточнения понятия и содержания внутрибанковского контроля и формирования концепции внутреннего контроля в коммерческих банках;
• разработки вариантов организационных форм внутреннего контроля с учетом масштабов банков, их специализации, организационной структуры;
• определения структуры информационной базы службы внутреннего контроля, учитывающей специфику и многоуровневый характер нормативного регулирования банковской деятельности, а также обеспечивающей удобство представления данных;
• разработки способов предотвращения наиболее распространенных форм угрозы безопасности автоматизированных банковских систем (далее — АБС) на основе выявления и дифференцирования нарушений, совер-. шаемых при осуществлении основных банковских операций;
• определения целей, задач внутреннего контроля расчетных операций и средств, используемых для их достижения, позволяющих установить целостный подход к формированию процедур внутреннего контроля любых направлений банковской деятельности;
• разработки методов оценки качества систем внутреннего контроля коммерческих банков, а также мероприятий, направленных на развитие внутреннего контроля;
• разработки положения о внутреннем контроле с использованием унифицированного теоретического подхода к организации внутреннего контроля в банках.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических аспектов внутреннего контроля в коммерческих банках.
Объектом исследования выступают процессы функционирования и развития внутреннего контроля в коммерческих банках.
Методология и методика исследования. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области бухгалтерского учета и экономического анализа, аудита и менеджмента, нормативные акты Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, отечественные и международные стандарты бухгалтерского учета и аудита, аналитические и информационные материалы, опубликованные в российской периодической печати и представленные в компьютерной сети Интернет. Эмпирическую базу исследования составили данные оперативного, бухгалтерского и статистического учета и отчетности, внутренние методические материалы банков, используемые при проведении проверок, заключения по результатам проведения внутрибанковского аудита, данные бухгалтерской (финансовой) отчетности банков Западно-Уральского региона, а также информация, полученная автором в результате непосредственного исследования состояния внутреннего контроля в коммерческих банках.
В качестве инструментария исследования применялись общенаучные методы познания: экстраполяция и логический анализ, наблюдение, конкретизация и абстрагирование, дедукция и индукция. В процессе исследования использовались системный, комплексный и процессный подходы, методы сравнительного анализа, группировки данных, обобщения теоретического и практического материала.
Тема и содержание диссертации относятся к области исследований научной специальности 08.00.12 — Бухгалтерский учет, статистика, разд. 2 «Контроль и аудит финансово-хозяйственной деятельности», паспорта номенклатуры специальностей ВАК (экономические науки).
Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в разработке теоретических подходов и методических положений по развитию внутреннего контроля как функции управления и как системы. Научные результаты, содержащие новизну, полученные лично автором и вынесенные на защиту, заключаются в следующем:
1. Дано уточнение понятия и содержания внутрибанковского контроля, в результате чего сформирована концепция внутреннего контроля в банках, которая предусматривает его изучение с двух позиций: во-первых, как непрерывный процесс, интегрированный в деятельность по управлению банком, осуществляемый на каждой стадии процесса управленияво-вторых, как самостоятельную систему, состоящую из совокупности элементов.
2. Разработаны организационные формы внутреннего контроля с учетом масштабов банков, их специализации, организационной структуры, характеризующиеся вариативностью построения и особенностями взаимодействия банковских служб.
3. Определена структура информационной базы службы внутреннего контроля, учитывающая специфику и многоуровневый характер нормативного регулирования банковской деятельности и обеспечивающая удобство представления данных.
4. Разработаны способы предотвращения наиболее распространенных форм угрозы безопасности АБС на основе выявления и дифференцирования нарушений, совершаемых при осуществлении основных банковских операций.
5. Определены цели, задачи внутреннего контроля расчетных операций и средства, используемые для их достижения, позволяющие установить целостный подход к формированию процедур внутреннего контроля любых направлений банковской деятельности.
6. Разработаны методы оценки качества систем внутреннего контроля коммерческих банков, основанные на тестировании различных уровней банковского менеджмента и применении частного показателя результативности деятельности службы внутреннего контроля.
7. На основе использования унифицированного теоретического подхода к организации внутреннего контроля в банках разработано положение о внутреннем контроле.
Практическая значимость работы. Разработанные в диссертации формы организации внутреннего контроля, структура информационного обеспечения, способы предотвращения форм угрозы безопасности АБС, методы оценки качества системы внутреннего контроля, положение о внутреннем контроле могут быть использованы банками в процессе формирования эффективной системы внутреннего контроля.
Теоретические подходы и методические разработки, представленные в работе, могут служить базовой информационной основой для деятельности работников банковских структур, а также преподавателей вузов, студентов, аспирантов, т.к. отражают достаточно широкий круг вопросов, связанных с развитием внутреннего контроля в деятельности коммерческих банков.
Результаты проведенного в работе исследования могут быть полезны высшему менеджменту банков, руководителям и специалистам контролирующих звеньев банка и подразделений внутреннего контроля при формировании системы внутреннего контроля, его проведении и оценке. Результаты исследования могут также представлять интерес для сотрудников всех уровней банка применительно к конкретным участкам работы.
Апробация и реализация результатов исследования. Разработанные в диссертации положения и рекомендации используются в деятельности коммерческих банков Западно-Уральского региона.
Материал исследования включен в лекционные курсы и служит предметом для обсуждения на практических занятиях по дисциплинам «Бухгалтерский учет в банках, инвестиционных и пенсионных фондах, страховых организациях», «Ревизия финансово-хозяйственной деятельности», «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» для студентов специальности 60 500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в Пермском государственном университете.
Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на российских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы учета, экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности коммерческой организации» (г. Воронеж, 2003 г.), «Бухгалтерский учет, налогообложение, анализ, аудит: теория и практика» (г. Пермь, 2001 г.), «Бухгалтерский учет, анализ, аудит, налогообложение и коммерческий расчет: теория и практика» (г. Пермь, 2002 г.), а также на конференции молодых специалистов, проводимой в ОПЕРУ ЗУБ СБ РФ (г. Пермь, 2003 г.).
Публикации результатов исследования. По проблеме кандидатской диссертации опубликовано 10 научных работ общим объемом 13,88 печ.л., в том числе одна монография (объемом 10,23 печ.л.), статьи в сборниках научных трудов.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (194 источника) и 15 приложений. Основное содержание изложено на 182 страницах. Работа иллюстрирована 16 таблицами и 5 рисунками.
Выводы по главе.
В настоящей главе рассмотрены методические аспекты совершенствования организации системы внутреннего контроля в банках. Предложены качественные и количественные методы оценки системы внутреннего контроля:
• Компьютерный аудит (проверка правильности функционирования и достоверности результатов работы автоматизированных банковских систем). Основной его задачей является контроль за совершением автоматизированных банковских операций в строгом соответствии с действующими нормативными документами с целью выявления и предотвращения хищений и злоупотреблений со стороны работников коммерческого банка, в котором установлены АБС. Основными мероприятиями компьютерного аудита являются: проверка правильности организации электронной обработки данныхпроверка санкционированное&tradeдоступапроверка достаточности контроля за вводимыми даннымипроверка полноты и правильности реализации в АБС требований действующих инструкций и банковских технологийконтроль вносимых изменений в программное обеспечение и настройки системыревизия операций, совершаемых с помощью АБС.
• Определение частного коэффициента результативности деятельности службы внутреннего контроля, одним из преимуществ которого (по сравнению с существующими методами) является исключение субъективизма в оценках, полученных экспертным путем. Приводится методика его расчета, которая отличается простотой и минимальной трудоемкостью. Для определения суммы затрат на содержание службы внутреннего контроля предлагается открыть дополнительный аналитический счет третьего порядка к счету 70 209 «Другие расходы», на котором аккумулировать расходы, связанные с деятельностью службы в разрезе элементов затрат.
• Предлагается проведение перманентного тестирования всех уровней иерархической структуры банка на предмет соблюдения условий эффективного функционирования внутрибанковского контроля.
• Разработано Положение о внутреннем контроле, определяющее унифицированный методологический подход к организации внутреннего контроля в коммерческих банках. Положение включает следующие разделы: общие положения, которые содержат основные понятия внутреннего контроля;
— цель, задачи и функции внутреннего контроля в банкахпринципы формирования и элементы системы внутреннего контроля в банках;
— описание организационной структуры внутреннего контроля, службы внутреннего контроля и определение ее места в системе внутреннего контроляинформационное обеспечение внутреннего контролявиды, методы и технологии осуществления внутреннего контроляобязанности и ответственность субъектов внутреннего контролязаключительные положения.
В заключение сделан вывод о том, что при оценке систем внутреннего контроля должны учитываться, во-первых, действия руководства и владельцев банка, направленные на «встраивание» внутреннего контроля во все банковские процессы, своевременную оценку рисков и мер контроля, применяемых для смягчения их воздействия, а во-вторых, конкретные формы, методы и технологии контроля, проведенные проверки и выявленные ошибки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Реформирование системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами обусловило изменение механизма системы контроля как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях и затронуло все сферы экономической деятельности. На первый план выходит такая необходимая составляющая процесса управления банками, как внутренний контроль, поскольку в характерных для банков условиях повышенного риска любая управленческая ошибка неизбежно ведет к потерям.
В процессе выполнения диссертационного исследования решена научно-практическая проблема организации системы внутреннего контроля в банках.
В первой главе «Методология внутреннего контроля в коммерческих банках» рассмотрены теоретические основы внутреннего контроля в коммерческих банках в отечественной и зарубежной практике. В заключении главы сделаны следующие выводы:
• Уточнена сущность внутрибанковкого контроля. Внутренний контроль в коммерческих банках следует рассматривать с двух позиций. Во-первых, как непрерывный процесс, интегрированный в деятельность по управлению банком, осуществляемый на каждой стадии процесса управления. Во-вторых, как самостоятельную систему, состоящую из совокупности элементов.
• Предложены варианты организационных форм внутреннего контроля, с учетом масштабов банков, их специализации и организационной структуры. Организационная форма существования внутреннего контроля в каждом банке индивидуальна и определяется особыми целями и задачами, поставленными руководством банка. Выбор формы организации внутреннего контроля зависит также от ступени развития банка. Поэтому возможны различные формы организации внутреннего контроля в коммерческих банках: центрапизованная, децентрализованная, смешанная, характеризующиеся вариативностью построения и характером взаимодействия банковских служб.
Во второй главе изучены практические аспекты организации внутреннего контроля в коммерческих банках Западно-Уральского региона, выявлены особенности процесса и технологии внутреннего контроля на примере расчетных операций. В процессе анализа практических аспектов организации внутреннего контроля в коммерческих банках Западно-Уральского региона удалось установить:
• Организация внутреннего контроля в банках соответствует законодательству РФ, нормативным актам Банка России и внутренним документам банка. Форму организации внутреннего контроля определяют размеры банка и его организационная структура.
• Процесс внутреннего контроля осуществляется силами структурных подразделений банка. Функции внутреннего контроля являются для них либо основными (отдел инкассации, безопасности и защиты информации, административный отдел, контрольно-ревизионная служба, отдел рисков и др.), либо дополнительными (кредитный отдел, отдел расчетно-кассового обслуживания, валютный, юридический отделы и т. д.). Должностными инструкциями ответственных исполнителей, руководителей подразделений и другими внутренними инструкциями выполнение контроля предусмотрено, но не в достаточной степени разработаны технологии контроля по совершаемым операциям.
• Одной из главных проблем в деятельности современного коммерческого банка является необходимость решения комплексных вопросов формирования структуры информационного массива и защиты информации от несанкционированного доступа. Функционирование системы внутреннего контроля в банках предусматривает качественную организацию информационных потоков внутри банка, разработку специальных массивов и наличие соответствующей информационно-аналитической документации. На основе международных подходов к учету информации определены требования к качеству информации, произведена систематизация источников их поступления в условиях автоматизированных банковских систем и предложена структура информационной базы службы внутреннего контроля. Она позволит методологически правильно организовать деятельность банка, объединить все документы, регламентирующие совершение операций, осуществлять текущий и перспективный анализ работы банка в целом и каждого из его подразделений в отдельности, выполнять необходимые прогнозные исследования.
• Информационная безопасность банковской деятельности в значительной степени определяется надежностью программно-технического уровня. Решением проблемы защиты банковской информации от несанкционированного доступа, в первую очередь информации о клиентах банка, является использование современных средств аутентификации и идентификации: от наиболее доступных (пароли, коды и т. п.) до более дорогих (смарт-карты, биометрические системы), но эффективных.
В третьей главе разработаны качественные и количественные методы оценки системы внутреннего контроля и ее отдельных элементов:
• Одним из качественных методов оценки функционирования автоматизированных банковских систем является компьютерный аудит (проверка правильности функционирования и достоверности результатов работы АБС). Основной его задачей является контроль за совершением автоматизированных банковских операций в строгом соответствии с действующими нормативными документами с целью выявления и предотвращения хищений и злоупотреблений со стороны работников коммерческого банка, в которых установлены АБС. Основными мероприятиями компьютерного аудита являются: проверка правильности организации электронной обработки данныхпроверка санкционированности доступапроверка достаточности контроля за вводимыми даннымипроверка полноты и правильности реализации в АБС требований действующих инструкций и банковских технологийконтроль вносимых изменений в программное обеспечение и настройки системыревизия операций, совершаемых с помощью АБС.
Мониторинг системы внутреннего контроля в банках целесообразно проводить с помощью перманентного тестирования всех уровней иерархической структуры банка на предмет соблюдения условий эффективного функционирования внутрибанковского контроля, которое является качественным методом оценки системы внутреннего контроля. В целях формирования объективного представления об организации внутрибанковского контроля тестирование предполагается проводить периодически (ежеквартально) с тем, чтобы выявить тенденцию происходящих изменений. В международной практике принято использовать для проведения такого рода проверки опросные листы, содержащие тесты. Предлагается распределить процедуры и тесты по уровням управления коммерческого банка:
1-й уровень: управляющий (председатель правления), его заместители;
2-й уровень: руководители структурных подразделений коммерческого банка;
3-й уровень: остальные работники коммерческого банка.
Количество и содержание процедур зависит от специфических особенностей банков. Поэтому в данном исследовании изложены общие направления формирования тестов.
Количественным методом оценки, но уже деятельности службы внутреннего контроля, является частный коэффициент результативности деятельности службы внутреннего контроля, одно из преимуществ которого (по сравнению с существующими методами) — исключение субъективизма в оценках, полученных экспертным путем.
• Разработано положение о внутреннем контроле, с использованием унифицированного теоретического подхода к организации внутреннего контроля в коммерческих банкахоно включает следующие разделы: общие положения, которые содержат основные понятия внутреннего контроляцель, задачи и функции внутреннего контроля в банкахпринципы формирования и элементы системы внутреннего контроля в банкахописание организационной структуры внутреннего контроля, службы внутреннего контроля и определение ее места в системе внутреннего контроляинформационное обеспечение внутреннего контролявиды, методы и технологии осуществления внутреннего контроляобязанности и ответственность субъектов внутреннего контролязаключительные положения.
Реализация предложенных в работе мероприятий, направленных на совершенствование внутреннего контроля, обеспечит повышение эффективности функционирования системы внутреннего контроля в целом, а значит, достижение целей и увеличение финансового результата деятельности банка. •.
Список литературы
- Нормативные документы
- Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью. Консультативное письмо Базельского комитета по банковскому регулированию. Базель, апрель, 1997 // Бизнес и банки. 1997. № 21(343) С. 2−8.
- Гражданский кодекс РФ. 4.1 от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. 10.01.2003 г.).
- Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (в ред.07.07.2003 г.)
- Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ.
- Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1996 г. № 17-ФЗ.
- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ.
- Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ.
- Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.11.1992 г. № 3615−1 (в ред. ФЗ от 27.02.2003 г. № 28-ФЗ).
- Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ.
- Положение Банка России «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» от 05.12.2002 г. № 205-П.
- Приказ Банка России «О введении в действие Положения № 509 „Об организации внутреннего контроля в банках“» от 28.08.1997 г. № 02−372 (с изм. от 30.11.1999 г.).
- Указания Банка России «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» от 07.07.1999 г. № 603-У.
- Инструкция Банка России № 49 «О порядке регистрации кредитных организаций и лицензировании банковской деятельности»: Приказ Банка России от 27.09.1996 г. № 02−368.
- Инструкция по организации последующего контроля за операциями по вкладам (депозитам) физических лиц и ценным бумагам, принятым на хранение по договорам хранения от 06.11.2001 г. № 7−2-р.
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» от 06.03.1998 г. № 283.
- Письмо Правительства РФ и ЦБР от 30 декабря 2001 г. «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации» // Бухгалтерский учет в кредитных организациях. 2002. № 2. С. 15−36.
- Методические указания по проведению компьютерного аудита в учреждениях Сбербанка от 06.04.1997 г. № 191-р.
- Правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом». Утв. Постановлением Правительства от 4 июля 2003 г. № 405.
- Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита». Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 27.04.1999 г. Протокол № 3.
- Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита». Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 г. Протокол № 6.
- Порядок формирования организационной структуры отделений Западно-Уральского банка Сбербанка России № 06-р/01, утвержденный постановлением Правления Западно-Уральского банка Сбербанка России, протокол № 2 (п.2) от 26.01.2001 г.
- Инструкция по проведению документальных ревизий и проверок деятельности филиалов Сбербанка России от 12.09.2002 г. № 67−2-р.
- Положение о Контрольно-ревизионной службе Сбербанка России от 25.01.2001 г. № 685-р.
- Концептуальные основы развития банковской системы России (одобрены X Съездом АРБ 23.05.2000 г.) (сайт АРБ).
- Письмо ЦБ РФ от 10.07.2001 г. № 87-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору».2. Монографии:
- Адаме Р. Основы аудита: Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. М.: Аудит- ЮНИТИ, 1997.
- Арене Э.А., Лоббек Дж. К. Аудит: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1995.
- Апенько Л.М. Организация как функция управления. Краснодар: Кн. изд-во, 1976.
- Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учеб. 4-е изд. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Банковский контроль и аудит / Под ред. Н. В. Фадейкиной. М.: Финансы и статистика, 2002.
- Банковский надзор и аудит: Учеб. пособие / Под ред. проф. И. Д. Мамоновой. М.: Инфра-М, 1995.
- Бекренев В. Философия и кибернетика, информация и аналитика, знания и опыт. М.: Каталог, 2000.
- Белобжецкий М.А. Финансово-хозяйственный контроль в управлении экономикой. М.: Финансы, 1979.
- Белуха Н.Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 1992.
- Богомолов A.M., Голощапов H.A. Внутренний аудит: организация и проведение. М.: Экзамен, 1999.
- Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. М.: Экзамен, 2000.
- Брусиловский Б.Я. Теория систем и система теорий. Киев: Высш. шк., 1997.
- Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. М.: Юрид. лит., 1973.
- Дефлиз Ф.Л., Дженик Г. Р., О’Рейли В.М.О., Хирш М. Б. Аудит Монтгомери: Пер с англ. /Под ред. Я. В. Соколова. М.: Аудит- ЮНИТИ, 1997.
- Данилевский Ю.А., Шапигузов С. М. Аудит: Учеб. пособие. М., 1999.
- Закарая Ж.В. Внутренний контроль в коммерческом банке: Дис. .канд. экон. наук. М., 1998.
- Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М.: Аудит, 1997.
- Козлова Е. П. Галанина E.H. Бухгалтерский учет в коммерческих банках. М.: Финансы и статистика, 1999.
- Кац Е. Б. Рейтинговая оценка финансового состояния коммерческих банков: Автореф. дис. канд. экон. наук. Пермь, 2001.
- Компьютеризация банковской деятельности / Под ред. Г. А. Титоренко. М.: Финстатинформ, 1997.
- Ковалева О.В., Константинов Ю. П. Аудит. М.: Финансы и статистика, 2002.
- Кочерин Е.А. Контроль в системе управления социалистическим производством. Вопросы теории и практики. М.: Экономика, 1982.
- Крамаровский Л.M. Ревизия и контроль: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. «Бух. учет и анализ хозяйственной деятельности». М.: Финансы и статистика, 1998.
- Красавина Е.М., Лапуилкин A.C., Рябков В. И. Информационные системы в российских коммерческих банках. М.: МАКС Пресс, 2003.
- Криницкий Р.И. Контроль и ревизия в условиях автоматизации бухгалтерского учета / Под ред. проф. И. А. Белобжецкого М.: Финансы и статистика, 1990.
- Мацкевичус И.С., Лакис В. И. Ревизия в системе экономического контроля: М.: Финансы и статистика, 1988.
- Международные стандарты аудита. Кодекс этики Международной федерации бухгалтеров: Пер. с англ. IFAC / Международная федерация бухгалтеров. М.: МЦРСБУ, 2001.
- Мескон М, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1996.
- Наринский A.C., Гаджиев Н. Г. Контроль в условиях рыночной экономики. М.: Финансы и статистика, 1994.
- Образцов М.В. Внутренний контроль в российских банках участниках финансовых рынков. СПб.: Бизнес-пресса, 1998.
- Островская О.М. Банковское дело: Толковый словарь. М.: Гелиос АРР, 2001.
- Панкова C.B. Развитие качественно-ориентированной системы регулирования аудита: теория и практика: Автореф. дис.. д-ра экон. наук. Пермь, 2003.
- Подольский В.И. Аудит: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002.
- Садовский В.И. Основания общей теории систем. М., 1986.
- Смирнова Л.Р. Банковский учет / Под ред. М. И. Баканова. М: Финансы и статистика, 2001.
- Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит: Учеб. М.: Финстатин-форм, 2000.
- Сущ В.П., Смирнов Н. Б. Основы российского аудита. М., 1997.
- Сущ В. П. Аудит: общий, страховой, банковский: Учеб. М., 2002.
- Терехов A.A. Аудит. М.: Финансы и статистика, 1999.
- Терехов A.A., Терехов М. А. Контроль и аудит. Основные методические приемы и технология. М.: Финансы и статистика, 1998.
- УемовА.И. Системный подход и общая теория систем М.: Мысль, 1978.
- Франчук В.И. Основы построения организационных систем. М.: Экономика, 1991.
- Шешукова Т.Г., Городилов М. А. Аудит: теория и практика применения международных стандартов: Учеб. пособие. Пермь: Изд-во Перм. унта, 2002.
- Шешукова Т.Г., Гуляева E.JI. Теория и практика контроллинга (на примере организаций нефтяной отрасли) / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2003.
- Шешукова Т.Г., Севрюгип Б. В. Производительность, себестоимость, эффективность. Пермь: Перм. кн. изд-во, 1984.
- Шешукова Т.Г. Хозяйственный расчет основного цеха (в условиях АСУП). М.: Машиностроение, 1978.
- Шешукова Т.Г., Котова К. Ю. Организация внутреннего контроля в коммерческих банках. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2003.
- Щербаков В.В. Система информационного обеспечения внутреннего контроля в коммерческом банке. М., 2000.
- Чая Г. В. Внутренний контроль в коммерческом банке: Дис. .канд. экон. наук. М., 1998.3. Статьи:
- Арсланбеков-Федоров A.A. Служба внутреннего контроля банка: организация и функционирование // Банковское дело. 2002. № 2. С. 17−20.
- Барнгольц С.Б., Мельник М. В. Банковский аудит и его место в системе банковского надзора // Бухгалтерия и банки. 2001. № 3. С. 4−8.
- Бекренев В. Пути создания банковской информационно-аналитической системы // Банковские технологии. 2002. № 3. С. 22−24.
- Белов В.А. Гражданско-правовое регулирование безналичных расчетов в РФ // Бизнес и банки. 2001. № 28. С. 7.
- Березина М.П. Концептуальные вопросы организации безналичных расчетов//Там же. № 12. С. 25−32.
- Богданов А. Операционный риск и его влияние на устойчивую работу финансовой организации // Банковские технологии. 2003. № 1. С. 20−23.
- Болдырева И. Защита информации в системах компьютерного учета // Бухгалтерский учет. 2000. № 10. С. 45−46.
- Булатов М.А. Внедрение международных стандартов бухгалтерского учета в банках // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческих банках. 2001. № 4. С. 65−69.
- Бурцев В.В. Основные аспекты организации внутрихозяйственного контроля в акционерном обществе // Аудитор. 2002. № 4. С. 38−42.
- Бурцев В.В. Использование внутреннего контроля коммерческой организации в государственном и управленческом аудите //Аудит и налогообложение. 2001. № 2. С. 30−34.
- Бурцев В.В. Классификация внутреннего аудита // Бухгалтерский учет. 1998. № 7. С. 64−65.
- Бурцев В.В. Принципы внутреннего аудита//Бухгалтерский учет. 1998. № 2. С. 80−85.
- Бухмюллер П. Учет операционных рисков в новом Базельском соглашении о достаточности капитала: состояние и оценка // Бизнес и банки. 2003. № 1.С. 6−8.
- Быкова С. Построение службы внутреннего контроля в банке // Банковское дело. 2002. № 9. С. 33−35.
- Бычкова С.М. Методы оценки аудиторских рисков // Аудитор. 2002. № 6. С. 32−35.
- Вартанян A.A. Комплексная автоматизация управления: задачи, подходы, преимущества // Бухгалтер и компьютер. 2000. № 6. С. 21−23.
- Васильева Н.Е. Стандарты и методы внутреннего аудита // Деньги и кредит. 2001. № 4. С. 38−42.
- Веренков А.И. Использование внутреннего аудита для целей внешнего аудита // Аудиторские ведомости. 2001. № 8. С. 20−24.
- Веренкова A.A. Организация службы внутреннего аудита в холдинговых компаниях // Аудитор. 2002. № 10. С. 38−40.
- Верхоробин В.И., Лелекова О. С. Современные методы управления персоналом // Деньги и кредит. 2003. № 8. С. 39−43.
- Виноградов О.В., Мизиковский Е. А. Оценка аудиторами качества внутреннего контроля // Бухгалтерский учет. 1996. № 2. С. 54−57.
- Воронцов И. Страхование криминальных рисков как часть риск-менеджмента банков // Банковское дело. 2002. № 12. С. 16−20.
- Воропаев Ю.Н. Оценка внутреннего контроля // Бухгалтерский учет. 1996. № 2. С. 43−46.
- Газарян A.B. Аудиторская оценка и проверка системы внутреннего контроля. //Там же. 1999. № 1. С. 68−70.
- Газарян A.B., Михайлова О. П. Система внутреннего контроля организации // Там же. № 9. С. 47−51.
- Геррит Ян ван ден Бринк В поиске слабых мест // Бизнес и банки. 2000. № 44. С. 6.
- Гордиенко A.B. К вопросу о формировании службы внутреннего контроля // Деньги и кредит. 2001. № 7. С. 62−64.
- Гордиенко A.B. Внутренний контроль в банках // Там же. 2000. № 7. С. 23−26.
- Гордиенко A.B. К вопросу о формировании службы внутреннего контроля // Там же. 2001. № 7. С. 62−64.
- Гордиенко A.B. Внутренний контроль: минимизация операционных (технологических) рисков // Бизнес и банки. 2001. № 10. С. 4−5.
- Городилов М.А., Чурин Е. А. Организация и функционирование подразделения внутреннего аудита на предприятии // Бухгалтерский учет, налогообложение, анализ, аудит: теория и практика: Сб. науч. тр. Пермь, 2002. С. 102−106.
- Греков Д.Б. Автоматизация без проблем? // Бухгалтер и компьютер. 2000. № 6(15). С. 51−55.
- Груздев C.JI. Системы аутентификации на пороге 21 века // Там же. 2000. № 5(14). С. 50−53.
- Грязнова AT., Барнгольц С. Б. Банковский аудит и его роль в снижении банковских рисков // Деньги и кредит. 1997. № 10. С. 20−28.
- Данилевский Ю.А. Внутренний контроль на предприятии // Финансовая газета. 1997. № 19. С. 4.
- Дюпина J1.A. Служба внутреннего контроля в региональном банке // Деньги и кредит. 2002. № 9. С. 38−41.
- Иванов A.A. Внешний аудит как элемент банковского надзора // Бухгалтерия и банки. 2000. № 5. С. 44−50.
- Иванов A.A. Планирование аудиторской проверки кредитной организации // Там же. 2001. № 2. С. 24−30.
- Казьмин А.И. Сбербанк России сегодня // 2002. № 7. С. 12−24.
- Каменнова М., Шматалюк А. Влияние IT на эффективность бизнес-процессов банка: обработка платежей II Банковское дело. 2001. № 6. С. 18−22.
- Карчевский С.П. О некоторых вопросах приема банком к исполнению расчетных документов // Там же. 2002. № 4. С. 8.
- Кац Е. Б. Концепции построения внутреннего контроля в банке // Совершенствование бухгалтерского учета, анализа, аудита, налогообложения и коммерческого расчета: теория и практика: Сб. ст./ Перм. ун-т. Пермь, 2002. С. 100−105.
- Кац Е.Б. К вопросу о качестве внутреннего контроля в банках // Бухгалтерский учет, анализ, аудит, налогообложение и коммерческий расчет: теория и практика: Сб. ст./ Перм. ун-т.Пермь, 2002. С. 111−115.
- Крюков Г. Новый подход к процессу автоматизации ввода платежных поручений // Банковские технологии. 2002. № 7−8. С. 44−45.
- Кузьмин О. «Банк-клиент» и программа распознавания отсканированных платежных поручений // Банковское дело в Москве. 2000. № 4. С. 8.
- Козлов A.A., Хмелев А. О. Качество кредитной организации // Деньги и кредит. 2002. № 12. С. 25−36.
- Концепция развития Сбербанка России до 2005 года // Там же. 2001. № 9. С. 5−25.
- Копылова М. Внутренний аудит в системе управления организацией // Финансовая газета. 1999. № 20. С. 11- № 21. С. 11.
- Котова О.В. Проблемы организации службы внутреннего контроля в коммерческом банке // Банковское дело. 1998. № 4. С. 21.
- Кочанова Е.Р., Гобарева Я. Л. Особенности банковских информационных технологий // Бухгалтерия и банки. 2001. № 3. С. 42−45.
- Кремецкая И. Тестирование персонала минимизация рисков банка // Аудит и налогообложение. 2001. № U.C. 38−40.
- Лавинская Т. Организация отдела внутреннего аудита // www. Iia-ru.divo.ru.
- Латабаева Г. Г., Сидоренко С. Ю. Проблема организации системы внутреннего контроля российской кредитной организации // Бухгалтерский учет в кредитных организациях. 2002. № 4. С. 79−82.
- Латабаева Г. Г., Сидоренко С. Ю. Классификация видов внутреннего контроля в кредитной организации // Там же. 2002. № 10. С. 82−91.
- Львов Б. Операционный аудит // Банковские технологии. 2002. № 8. С. 16−17.
- Макаренко Н.В., Рябов A.C. Кассовые операции в кредитных организациях // Бухгалтерия и банки. 2000. № 9. С. 12−15.
- Макаренко H.B., Рябов A.C. Кассовые операции в кредитных организациях // Там же. 2001. № 3. С. 38−41.
- Маховой А., Даниловский И. Комплексный подход к обслуживанию пластиковых карточек в коммерческом банке // Банковские технологии. 2002. № 2. С. 52−59.
- Москвин В.А. Принципы организации системы внутреннего контроля в коммерческом банке // Банковское дело. 1998. № 12. С. 26−29.
- Новикова Г. Н. Система внутреннего контроля и внутреннего аудита: понятие и взаимосвязь // Бухгалтерский учет, налогообложение, анализ, аудит: теория и практика: Сб. ст./ Перм. ун-т. Пермь, 2000. С. 40−45.
- Овинов В.И. Внутренний контроль: проблема — в непонимании // Бухгалтерия и банки. 2002. № 4. С. 47−50.
- Овчаров А.О. Организация управления рисками в коммерческом банке // Банковское дело. 1998. № 5. С. 15−16.
- Петров М.В. Вопросы формирования системы внутреннего контроля в кредитных организациях // Деньги и кредит. 2000. № 1. С. 28−32.
- Петрова A.B. Система внутреннего контроля предприятия в условиях предпринимательских рисков // Аудиторские ведомости. 1998. № 1. С. 25−27.
- Пимкин Д. Рынок внутреннего аудита в Российской Федерации // Управление компанией. 2002. № 8. С. 67−70.
- Плотников A.B. Мошенничество с пластиковыми картами. Как застраховаться? // Бухгалтерия и банки. 2002. № 8. С. 43−45.
- Потоцкая Е.Г. Организация системы управления рисками в банке // Бухгалтерия и банки. 2001. № 3. С. 17−26.
- Потоцкая Е.Г. Организация и функционирование банковского контроллинга в системе внутреннего контроля // Там же. № 5. С. 12−22.
- Потоцкая Е.Г. Организация деятельности службы внутреннего аудита банка // Там же. № 4. С. 12−23.
- Романов А.Н., Подольский В. И., Сотникова JI.B. Изучение курса «Внутренний контроль и аудит» // Бухгалтерский учет. 2000. № 3. С. 70−74.
- Саенко К.С., Козлов И. В. Американский опыт внутреннего аудита в банках // Аудиторские ведомости. 1999. № 3. С. 31−33.
- Седин А.И. Операционные риски: классификация и некоторые практические аспекты // Бухгалтерия и банки. 2002. № 3. С. 21−24.
- Сидоренко С.Ю. Организация и порядок учета расчетных операций // Бухгалтерский учет в кредитных организациях. 1999. № 6. С. 40−42.
- Сперанский А.Е. Чужой среди своих, свой среди чужих, или Почему я ушел из внутренних контролеров // Бухгалтерия и банки. 2002. № 1. С. 52−57.
- Суворов A.B. Управление банковскими рисками // Финансы и кредит. 2002. № 13. С. 53−57.
- Суворов A.B. Международные принципы бухгалтерского учета и их отражение в финансовой отчетности банков // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческих банках. 2001. № 4. С. 69−76.
- Сущ В. П. Первичный контроль и управление производством // Бухгалтерский учет. 1996. № 1. С. 37−42.
- Супрунович Е. Управление банковскими рисками // Банковское дело. 2002. № 12. С. 13−16.
- Суханов М.С. Об организации комплаенс в коммерческом банке// Бухгалтерия и банки. 2001. № 10. С. 5−6.
- Суханов М.С. Организация внутреннего аудита в коммерческом банке // Бухгалтерия и банки. 2001. № 9. С. 28−31.
- Тимофеева З.А. Системы надзора за деятельностью коммерческих банков // Деньги и кредит. 2002. № 4. С. 53−58.
- Тихомиров А.Ю. О системе внутреннего контроля в банках // Там же. 2003. № 4. С. 32−34.
- Тихомиров А.Ю. О системе внутреннего контроля в банках // Там же.2002. № з. с. 56−62.
- Третьяковская Т. SOS! Информация нуждается в защите // Бухгалтерия и банки. 2002. № 3. С. 8−11.
- Турбанов A.B. О внутреннем контроле в российских банках // Деньги и кредит. 1997. № 9. С. 30−33.
- Тютюнник A.B. Банковские информационные технологии // Банковское дело. 2002. № 3. С. 2−8.
- Устинов И.Е. Распределение рабочего времени службы внутреннего контроля банка // Бухгалтерия и банки. 2000. № 12. С. 13−15.
- Устинов И.Е., Болеев В. Н. Концепция формирования системы внутреннего контроля коммерческого банка // Бухгалтерия и банки. 2001. № 3.С. 9−13.
- Филиппова Е.В. Внутренний контроль в кредитной организации: взгляд аудитора // Банковское дело. 1998. № 7. С. 6−8.
- Фирсов A.A. От кого независима служба внутреннего контроля? // Бухгалтерия и банки. 2003. № 4. С. 44−46.
- Фирсов A.A. Внутренний контроль в банках: вопросы оценки // Банковское дело. 2003. № 4. С. 32−34.
- Шмырина (Котова) К. Ю. Проблемы организации внутрибанковского контроля // Бухгалтерский учет, анализ, аудит, налогообложение и коммерческий расчет: теория и практика: Сб. ст./ Перм. ун-т. Пермь, 2003. С. 70−86.
- Шмырина (Котова) К. Ю. Соотношение системы внутреннего контроля и внутреннего аудита // Бухгалтерский учет, налогообложение, анализ, аудит: теория и практика: Материалы росс, науч.-практ. конф. / Перм. ун-т. Пермь, 2001. С. 154−157.
- Шульгин A.B. Внутренний контроль и управление рисками в коммерческом банке // Финансы и кредит. 2001. № 13. С. 15−32- № 14. С. 12−28- № 15. С. 25−49.
- Щербаков В.В. Внутренний контроль в коммерческом банке // Аудит и налогообложение. 2000. № 10(58). С. 25−30.
- Щербаков В.В. О нормативно-правовом регулировании внутреннего контроля в коммерческих банках // Бухгалтерия и банки. 2001. № 1. С. 11−18.
- Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд. доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1999.
- Словарь иностранных слов. Изд. 13-е стереот. М., 1986.
- Философский энциклопедический словарь / Е. Ф. Губский, Г. В. Коровлев, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 2003.
- Словарь синонимов русского языка (практический справочник) / З. Е. Александрова. 6-е изд. М.: Рус. яз., 1989.
- Советский энциклопедический словарь / A.M. Прохоров. 3-е изд. Сов. энциклопедия, 1984.
- Оксфордский толковый словарь. М.: Изд-во РГТУ, 1995.