Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование финансовых ресурсов муниципальных образований в условиях рыночной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самостоятельность органов местного самоуправления обязательно предполагает также и их финансовую самостоятельность. Местные органы власти должны располагать финансовыми средствами для осуществления предоставленных им законодательством полномочий, иметь право влияния на уровень и размеры финансовых ресурсов, необходимых для выполнения возложенных на них функций. На практике реализовать данный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы финансовых ресурсов муниципальных образований в условиях рыночной экономики
    • 1. 1. Содержание, состав и структура финансовых ресурсов муниципальных образований
    • 1. 2. Местные бюджеты как основная форма функционирования финансовых ресурсов муниципальных образований
    • 1. 3. Зарубежный опыт формирования финансовых ресурсов муниципальных образований
  • Глава 2. Основные направления совершенствования формирования финансовых ресурсов муниципальных образований в условиях рыночной экономики
    • 2. 1. Совершенствование формирования финансовых ресурсов муниципальных образований
    • 2. 2. Развитие налоговых доходов муниципальных образований
    • 2. 3. Муниципальный заем как источник формирования доходной базы местных органов власти

Формирование финансовых ресурсов муниципальных образований в условиях рыночной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью поиска средств и методов обеспечения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. Недостаток финансовых ресурсов муниципальных образований продолжает оставаться болезненной и до сих пор нерешенной проблемой бюджетной политики страны.

Становление рыночных отношений в России положило начало развитию децентрализации системы управления экономики, переходу на федеративное бюджетное устройство. Конституцией РФ (1993 г.) местное самоуправление определено как институт, не входящий в систему государственной власти. С другой стороны, на этот институт возложены важнейшие и весьма дорогостоящие полномочия по жизнеобеспечению населения. Для успешного развития местного самоуправления в Российской Федерации каждое муниципальное образование должно иметь соответствующую экономическую базу, в том числе и, прежде всего, финансовые ресурсы.

Обстоятельством, резко осложнившим отношения между государственным и муниципальным уровнями управления, стало то, что, сама государственная власть разделена также на два уровня: федеральный — с достаточно ясно очерченными полномочиями и субъектов федерации (региональный), чьи полномочия до сих пор полностью не определены в законодательном плане.

Несмотря на внешние признаки оживления в российской экономике в последние годы положение с наполняемостью доходной части местных бюджетов еще более осложнилось. Продолжается централизация устойчивых и наиболее легко контролируемых налогов в федеральном и региональном бюджетах, отсутствует заинтересованность местных органов власти в увеличении налогооблагаемой базы. Большинство местных бюджетов свою доходную часть формирует не за счет собственных доходов, а за счет отчислений от регулирующих налогов и финансовой помощи из региональных бюджетов.

В результате местные власти, как правило, не имеют представления о том, на какую финансовую базу они могут рассчитывать не только в отдаленном, но и в самом ближайшем будущем. На местном уровне отсутствует финансовая стабильность — важнейшее условие социально-экономического развития территорий. Множество российских муниципалитетов сегодня располагает достаточным и средним экономическим потенциалом, но не в силах реализовать его, поскольку, до предела урезанные в финансовых правах, они не имеют возможности планировать свое социально-экономическое развитие, осуществлять даже самые минимальные инвестиции, и вынуждены надеяться только на финансовую помощь региональных бюджетов. Несмотря на определенный прогресс в методах регулирования местных бюджетов, теперь их состояние создает искаженные стимулы для проведения эффективной экономической политики местных органов управления. Действующие правила не способствуют повышению заинтересованности муниципалитетов в увеличении налогооблагаемой базы, им проще получать трансферты из вышестоящих бюджетов.

Проблема поиска оптимального финансово-бюджетного взаимодействия является актуальной не только для России, но и практически для всех федеративных государств. При этом мировой опыт не дает универсальных решенийгосударственное устройство, распределение налоговых и бюджетных полномочий, методы межбюджетного взаимодействия в каждой стране индивидуализированы. Вместе с тем, целый ряд отдельных проблем, охватываемых избранной темой исследования, имеет решение в мировой практике, поэтому учет ее достижений и уроков представляется необходимым и обязательнымпозволяет определить те направления, по которым стоит двигаться для формирования справедливых финансовых отношений между всеми органами власти.

Степень разработанности проблемы. Рассмотрение различных аспектов проблем функционирования государственных и муниципальных финансов, их роль в социально-экономическом развитии общества исследовались в разные годы многими экономистами. Этой проблеме посвятили свои труды такие отечественные ученые, как А. М. Александров, Д. А. Аллахвердян, С. В. Андреев,

JI. Г. Баранова, В. Т. Баринов, С. И. Берлин, А. М. Бирман, В. Е. Боголепов, Д. Н. Бобрышев, А. Я. Быстряков, Э. А. Вознесенский., А. Г. Воронин, О. В. Вруб-левский, В. П. Горегляд, В. В. Глущенко, J1. А. Дробозина, А. А. Замотаев, А. Г. Куликов, В. Н. Лексин, Ю. И Любимцев, И. Д Мацкуляк, Д. С. Моляков, Я. М. Музыченко, И. X. Озеров, Л. П. Павлова, В. Г Пансков, И. В. Подпорина, А. М. Поздняков., Г. Б. Поляк, Б. Е. Пеньков, В. М. Родионова, Б. М. Сабанти, В. К Сенчагов, М. А. Смирнов, В. Н. Сумароков., Н. Г. Сычев, В. В. Таболин, К. И. Таксир, В. Н. Твердохлебов, Г. М. Точильников, Б. И. Филимонов, В. Б. Христенко, Н. А. Ширкевич, В. И. Шувалов, М. И. Яндиев и др.

Большой интерес представляет диссертационные исследования, посвященные бюджетно-налоговой проблематике: 3. С. Андиевой, Т. В. Дорониной, А. Н. Постригань, В. В. Сильченко, В. А. Рубана, О. А. Поляковой, И. А. Львова и др. авторов.

В то же время материалы выполненных научных исследований по проблемам формирования и укрепления финансовых ресурсов муниципальных образований не дают окончательных и бесспорных рекомендаций. Изменяющееся законодательство, практический опыт вызывают необходимость продолжения исследований по рассматриваемой проблематике для научного обоснования механизмов укрепления муниципальных финансов, и в первую очередь местного бюджета. Поэтому актуальность отмеченных выше проблем, их недостаточная изученность и обусловила выбор темы, цели, задач, объекта и предмета настоящей работы.

Цель диссертационного исследования состоит в теоретическом обосновании формирования состава финансовых ресурсов муниципальных образований и выработке практических рекомендаций по совершенствованию их использования через соответствующие фонды.

Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:

— уточнить экономическое содержание финансовых ресурсов муниципальных образований;

— раскрыть особенности формирования финансовых ресурсов муниципальных образований;

— конкретизировать источники и способы укрепления доходной базы местных бюджетов;

— разработать основные направления совершенствования использования финансовых ресурсов муниципальных образований;

— обосновать роль отдельных видов налогов в формировании доходной части местных бюджетов;

— обобщить опыт функционирования местных налогово-бюджетных систем в странах с развитой рыночной экономикой;

— предложить реализацию возможности увеличения доходной базы местных бюджетов за счет выпуска муниципальных займов.

Объектом исследования являются финансовые ресурсы муниципальных образований России, особое внимание при этом отведено их формированию и использованию в Брянской области.

Предметом исследования выступают финансово-бюджетные отношения между муниципальными образованиями и субъектами рыночного хозяйствования, которые складываются в ходе формирования фондов финансовых ресурсов соответствующих структур.

Методология исследования основана на принципах диалектической логики. В диссертации использованы современные методы логического, статистического, системного и экономического анализа, методы экспертных оценок и прогнозирования. Статистические данные приводятся с применением методов группировки, выборки, сравнения и обобщения.

Теоретическую основу диссертации составили исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых и практических работников в области формирования и использования муниципальных финансов. В работе использованы законодательные акты России, правовые документы по бюджету, налогам и внебюджетным фондам субъектов федерации, инструкции и методические рекомендации Министерства финансов РФ, а также материалы научных конференций и периодические издания.

Информационно-статистическую базу исследования составили материалы Государственного комитета по статистике РФ и регионального уровня, материалы органов местного самоуправления на территории России.

Научная новизна, полученная лично автором в ходе исследования, заключается в следующих результатах:

1. Уточнено содержание понятия «финансовых ресурсов муниципальных образований» как формы функционирования муниципальных финансов. Денежные средства, принимающие форму доходов, отчислений и поступлений, которыми распоряжается орган местного самоуправления, в своей совокупности образуют финансовые ресурсы, являющиеся материальными носителями финансовых отношений. Функционируют они в виде фондов денежных средств, формируемых в результате перераспределительных отношенийк таким фондам относят местный бюджет, внебюджетные фонды, другие фонды, находящиеся в муниципальной собственности.

2. Конкретизированы источники формирования финансовых ресурсов муниципальных образований, а именно: средства федерального и регионального бюджетов, финансовые ресурсы действующих предприятий и организаций, а также населения, проживающего на той или иной территории. По характеру зачисления средств финансовые ресурсы могут быть обязательными (законодательно установленные налоги и сборы) и добровольными (добровольные пожертвования и муниципальные займы).

3. Выявлены различные типы муниципальных образований, раскрыты особенности формирования их финансовой базы и на данной основе доказана законодательная необходимость введения второго уровня местных бюджетов, для функционирования которых необходимо провести разграничение основных расходных полномочий, источников доходов и объектов собственности между типами муниципальных образований.

4. Обосновано положение о местном бюджете как основе финансовой базы муниципального образования. Большая часть финансовых ресурсов последнего аккумулируется в главном финансовом фонде — местном бюджете. Он позволяет местным органам самоуправления проводить единую финансовую политику, финансировать производственную и социальную инфраструктуру, реализовы-вать местные программы развития и функционирования экономики, поддерживать уровень жизни населения и отдельных его групп на территории муниципального образования. С местным бюджетом связаны физические и юридические лица, расположенные на данной территории, с его участием осуществляются взаимоотношения по изъятию доходов и выделению бюджетных средств.

5. Обобщен опыт организации финансов муниципальных образований в экономически развитых странах, который с учетом местных особенностей может быть использован в России: приоритетность формирования доходов местных бюджетов за счет собственных источниковразвитие системы местного налогообложенияраспределение налогов между уровнями бюджетной системы по принципу «один налогодин бюджет» и совместного использования базы налогообложениягосударственный контроль над финансовой деятельностью муниципальных образований и привлечение свободных средств населения и предприятий в виде муниципальных заимствований.

6. Предложено в собственные доходы местных бюджетов включать: местные налоги, закрепленные на постоянной основе федеральным налоговым законодательством доли федеральных и региональных налогов, а также доходы от использования муниципальной собственности и доходы, полученные муниципальным образованием на финансовом рынке. Финансовую помощь из вышестоящих бюджетов и доли налогов, передаваемых местным бюджетам по ежегодно устанавливаемым нормативам отчислений, целесообразно относить к регулирующим доходам.

7. Аргументирована целесообразность усиления в формировании доходов местных бюджетов роли отдельных видов налогов, которые имеют «территориальную привязанность» (налог на имущество и земельный налог), и налогов, которые влияют на развитие предпринимательской активности населения муниципального образования и его занятости в производственной сфере деятельности (налоги, уплачиваемые по специальным налоговым режимам).

Основные положения диссертации, которые выносятся на защиту:

• Обоснование нового подхода к совершенствованию местной бюджетной системы, который выражается в возможности введения на её основе двух уровней или четвертого уровня всей бюджетной системы. Местные бюджеты муниципальных образований, созданные по территориальному принципу, можно отнести к третьему, а местные бюджеты муниципальных образований поселенческого типа — к четвертому уровню бюджетной системы. С учётом различий каждого региона страны, целесообразно этот вопрос оставить предметом ведения субъектов федерации, но при федеральной гарантии населению на местное самоуправление и его адекватную финансовую базу.

• Обоснование условий, в которых реализуется принцип самостоятельности местных бюджетов путем увеличения в их структуре доли собственных доходов. При этом укрепление финансовой базы муниципальных образований возможно в виде двух вариантов: один строится преимущество на расширении налоговых полномочий местных органов самоуправлениявторой — на делегировании им устойчивой доли широкого круга «крупных» налогов, расщепляемых по всей вертикали бюджетной системы страны.

• Доказательство того, что централизация налоговых доходов в федеральном и региональном бюджетах представлена с одновременной децентрализацией расходов в местных бюджетах. Это приводит к сосредоточению бюджетного дефицита на уровне муниципального образования.

• Утверждение, что на территориальном уровне отечественной экономики, еще нельзя говорить о высокой мобильности капиталов и рабочей силы, которая в развитых странах выступает фактором ограничения налогового бремени и надежным «щитом» от налогового усердия местных администраторов. Одновременно «соучастие» бюджетов местного самоуправления в ряде важнейших налоговых инструментов создает ситуацию реальной заинтересованности низовых структур в расширении налоговой базы за счет роста производства, инвестиций и занятости.

• Аргументацию возможности использования муниципальных заимствований как дополнительного источника финансовых ресурсов муниципальных образований. Через рынок муниципальных займов можно привлекать инвестиции в регионы для модернизации и реконструкции объектов муниципального хозяйства, реализации региональных социальных программ. Муниципальные образования могут проводить эмиссию ценных муниципальных бумаг и выступать гарантом реализации региональных проектов, для чего необходимо развитие нормативной правовой базы на уровне муниципалитета, открытость и доступность коммерческих проектов, осуществляемых муниципалитетами, стимулирование инвестиционной активности муниципальных образований, реализация комплекса мер, направленного на защиту инвестиций и вкладов населения.

Практическая значимость работы заключается в том, что реализация обозначенных рекомендаций и вьюодов позволит повысить действенность и результативность проводимой в настоящее время реформы местного самоуправления в отношении укрепления его финансовой базы.

Отдельные положения диссертационного исследования могут быть использованы в качестве ориентиров для дальнейшего совершенствования нормативных актов, регулирующих межбюджетные отношения субъекта федерации и местных органов управления.

Предложения на субфедеральном и местном уровнях могут применяться при проведении анализа самообеспеченности и поиске путей повышения доходной части местных бюджетов.

Основные теоретические положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе вузов по специальности «финансы и кредит» при изучении «Государственных и муниципальных финансов», «Бюджетной системы

РФ", «Доходов бюджета», в программе повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, а также в научно-исследовательской работе по указанным проблемам.

Апробация результатов исследования осуществлена на двух научно-практических конференциях: «Эффективная налоговая система — основа развития экономики» (Барнаул, 2003) и «Социально-экономические проблемы российских регионов: осмысление, формирование подходов и механизмов решения проблем в условиях ориентации на экономическое созидание» (Липецк, 2003), проблемной группе кафедры конкретной экономики и финансов РАГС.

Ряд положений диссертации, выводов соискателя использован финансовым управлением администрации Брянской области и областного центра.

По теме диссертации опубликовано 6 работ общим объемом 1,2 п.л.

Структура диссертационной работы обусловлена поставленными целями, задачами и логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников литературы, а также приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам проведенного исследования можно заключить, что направленность преобразований российской финансовой системы соответствует общемировой тенденции. Ее формирование обусловлено необходимостью повышения эффективности управления в государстве путем передачи на нижние уровни власти определенных полномочий, укрепления демократических институтов местного самоуправления и их финансовой основы с целью обеспечения потребностей населения в местных услугах и повышения качества жизни.

Самостоятельность органов местного самоуправления обязательно предполагает также и их финансовую самостоятельность. Местные органы власти должны располагать финансовыми средствами для осуществления предоставленных им законодательством полномочий, иметь право влияния на уровень и размеры финансовых ресурсов, необходимых для выполнения возложенных на них функций. На практике реализовать данный принцип оказалось достаточно сложно. Не способствовала этому и правовая база, несовершенство которой выразилось в наличии противоречий между актами федерального законодательства, несоответствием в ряде случаев федеральных и региональных законов, а также неразработанностью правовых основ на уровне самих муниципальных образований в области местного самоуправления.

Исследование показало, что в стране существуют проблемы дальнейшего развития муниципальных финансов. К ним следует отнести: определение территориальных основ местного самоуправления и статуса муниципального образования, разграничение доходных и расходных полномочий по уровням бюджетной системы, обеспечение финансовой основы местного самоуправления за счет увеличения собственных доходов, реформирование межбюджетных отношений, способствующее стимулированию муниципалитетов к развитию местной налоговой базы.

В работе приведены два подхода в понимании содержания понятия «финансовые ресурсы муниципальных образований». Первый основан на традиционных схемах административного управления. Он сводится к тому, что муниципальные финансы — это средства, находящиеся в прямой управляемости либо на уровне административной подчиненности, либо в рамках полной имущественной зависимости. Второй — исходит из необходимости управления процессами на местном уровне в целях обеспечения финансового благополучия граждан, проживающих на данной территорииработающих здесь на местных предприятиях и самого муниципального образования как хозяйствующего субъекта, исполняющего ряд социальных функций.

Несмотря на то, что муниципальные также, как и государственные финансы, относятся к централизованным финансам, между ними имеются отличия по способу образования и по субъекту управления. Кроме того, цели и задачи, стоящие перед государством и местным самоуправлением в финансовой сфере, часто не совпадают. Государство, как правило, заинтересовано в максимальном привлечении финансовых ресурсов для решения общегосударственных проблем, тогда как муниципальные образования стремятся как можно больше средств оставить в местных бюджетах для решения собственных проблем.

При организации распределения и использования финансовых ресурсов муниципальных образований используются как фонды многоцелевого назначения (местный бюджет), так и узкоцелевые финансовые фонды (муниципальные внебюджетные и бюджетные целевые фонды).

Бюджет является главной финансовой базой деятельности государства в целом, субъектов федерации и отдельных муниципальных образований, в особенности. Большая часть финансовых ресурсов муниципальных образований аккумулируется в главном финансовом фонде — местном бюджете, что позволяет местным органам самоуправления проводить единую финансовую политику, финансировать производственную и социальную инфраструктуру на территории муниципального образования.

Местный бюджет законодательно является атрибутом каждого муниципального образования. На практике же только половина действующих муниципальных образований имеет свой бюджет. Вопрос о том, какая структура местных финансов (бюджетов) в наибольшей мере соответствует российским условиям, не имеет однозначного решения. Потенциальная возможность введения четвертого уровня бюджетной системы предусмотрена Программой развития бюджетного федерализма на период до 2005 г. Новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вводит четвертый уровень бюджетный системы РФ. Вместе с тем, переход на четырехуровневую бюджетную систему может привести к еще большему сокращению финансово-бюджетной базы местного самоуправления, к дублированию функций, распылению ресурсов, к еще большей неравномерности в их бюджетной обеспеченности. Учитывая различия в развитии регионов России, целесообразным было бы оставить этот вопрос предметом ведения субъектов федерации, что требует принятия федеральных законодательных актов по вопросам распределения расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней, формирования межбюджетных отношений на принципе равенства и справедливости.

Вопросы развития муниципальных финансов напрямую связаны с проблемами финансовой самостоятельности и финансовой устойчивости муниципальных образований. Гарантиями самостоятельности бюджетов местных органов управления являются: право самостоятельного формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов, установления местных налогов и сборовправо на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации.

Самостоятельность местных бюджетов тем выше, чем больший удельный вес в структуре их доходов составляют собственные поступления. Однако законодательные акты федерального, регионального и местного уровней не дают однообразной трактовки собственных доходов. Между тем, учитывая принятое в международной практике определение, более обоснованно относить к собственным доходам закрепленные на постоянной или долгосрочной основе источники. К ним, прежде всего, относятся местные налоги и сборы, доходы от использования и реализации муниципальной собственности и доли федеральных или региональных налогов по нормативам, установленным федеральным законодательством на срок не менее 3-х лет.

В настоящее время доля собственных доходов в структуре местных бюджетов занимает незначительный удельный вес и ежегодно возрастает зависимость местных бюджетов от выделяемой финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. Это приводит к снижению заинтересованности муниципалитетов в расширении и укреплении налогооблагаемой базы территорий и росту иждивенческого настроения муниципальных органов власти.

Использование того или иного метода регулирования доходов по уровням бюджетов зависит от налогово-бюджетной политики государства. Но при применении любого из них доходы и расходы местных бюджетов должны быть сбалансированы, органы местного самоуправления заинтересованы в соблюдении государственных финансовых интересов и минимизированы встречные финансовые потоки в бюджетной системе. Новые подходы в формировании местных бюджетов в России предполагают их построение с учетом мирового опыта и отечественной специфики на основе единой методологии, обеспечивающей гарантию низовым бюджетам не минимально необходимых расходов, а определенного уровня доходов. При распределении доходных источников между уровнями бюджетной системы важно учитывать приведенные выше принципы.

В работе проведен анализ порядка формирования доходов местных бюджетов, проанализирована роль отдельных видов налогов в ее укреплении.

К перспективным для местных бюджетов доходам можно отнести имущественные налоги с граждан и налоги, уплачиваемые по специальным режимам. Местные органы власти заинтересованы в увеличении поступлений тех налогов, которые имеют «территориальную привязку» или по которым они имеют возможность определять размер поступлений в свой бюджет. В целях повышения заинтересованности местных органов власти в расширении налогооблагаемой базы, в том числе за счет увеличения количества населения, занятого предпринимательской деятельностью, целесообразно было бы законодательно предоставить право местным органам власти влиять на размер этих налогов, закрепить их за местным бюджетом на постоянной основе в размере 70% от общей суммы поступлений.

Одним из направлений решения проблемы нехватки финансовых ресурсов, укрепления финансовой основы местного самоуправления является выпуск и размещение муниципальных займов. Это позволяет решать задачи финансирования текущего дефицита бюджета, привлечения свободных средств населения для реализации инвестиционных проектов без увеличения налогового давления, сглаживания сезонных колебаний при поступлении налогов в бюджет. Полезно использовать опыт государств с развитой экономикой по применению различных форм и методов муниципального заимствования. Представляет интерес зарубежная практика перераспределения на уровне муниципального образования определенного объема финансовых ресурсов через внебюджетные фонды. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды создаются для финансирования мероприятий и программ производственного и социального назначения, расходы на которые не предусмотрены бюджетом.

Следовательно, приведенные в настоящем диссертационном исследовании предложения и рекомендации позволят улучшить механизм формирования муниципальных финансов и укрепления финансовой базы органов местного самоуправления в Российской Федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Тандем, 1998. -128 с.
  2. Конституция Российской Федерации. // Российская газета 2003.25 декабря.
  3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. М.: Элит-2000,2003,400 с.
  4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154 ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17.
  5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 ФЗ. //Российская газета. 2003. 8 октября.
  6. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136 ФЗ. // Российская газета. 1998. 6 августа.
  7. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222 ФЗ. // Российская газета. 1996.11 января.
  8. О бюджетной классификации Российской Федерации: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115- ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 34.
  9. О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери: Федеральный закон от 20 июля 1997 г. № 110 ФЗ. //Российская газета. 1997.24 июля.
  10. О федеральном бюджете на 2003 год: Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. № 176- ФЗ // Российская газета 2002.28 декабря.
  11. О финансовых основах местного самоуправления: Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126 ФЗ. // Российская газета. 1997.30 сентября.
  12. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию «России надо быть сильной и конкурентоспособной». // Российская газета. 2002. 19 апреля.
  13. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2004 году». // Российская газета. 2003. 17 мая.
  14. Постановление Правительства Российской Федерации «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» от 15 августа 2001 г. № 584. // Российская газета. 2001. 21 августа.
  15. Н.Монографии, коллективные книги, учебники
  16. JI. И. Курс переходной экономики. М.: Финстатинформ, 1997. -637 с.
  17. Ю. Г. Переходная экономика: российская версия. М.: ИВРАН, 1999.-399 с.
  18. Д. А. Финансовое планирование в СССР. М.: Финансы, 1966. -180с.
  19. С. В. Муниципальный долг за и против. — М.: Экономическая жизнь, 1997.-282 с.
  20. Г. В. Муниципальные органы современного капиталистического государства. М.: Наука, 1971. — 172 с.
  21. К. К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. -М.: Изд-во Дело и сервис. 2000. 240 с.
  22. О. Г. Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования. М.: Экзамен, 2001. — 128 с.
  23. С. И. Теория финансов. М.: Эксперт бюро ПРИОР, 2000. — 251 с.
  24. JI. М. Очерки теории советских финансов (сущность и функции). М.: Финансы, 1968. — 31 с.
  25. Д. Н. Доходы и расходы бюджета. М.: Мэрия Москвы. 1998. -134 с.
  26. Д. Н. Финансовая система города в современных условиях.- М.: Мэрия Москвы. 1998. -142 с.
  27. Т. В. Государственные финансы: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2001.-279 с.
  28. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М.: Юрайт, 1999. — 621 с.
  29. Бюджетная система России. Учебник. / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: Юнити-Дана, 2000. — 550 с.
  30. Бюджет и бюджетное финансирование: сборник нормативных документов. М.: Финансы, 1994. — 208 с.
  31. Бюджетно-налоговая сфера: эффективность, проблемы дальнейшего развития: Учебное пособие. / Под ред. Б. Е. Пенькова М: РАГС, 1996. -160 с.
  32. Бюджетные резервы региона / В. Ф. Воля, В. В. Голосов, А. Г. Куликов, Б. Е. Пеньков / Под ред. В. Ф. Воли. М.: РАГС, 1997.- 175 с.
  33. А. Финансовая наука, извлечения.- СПб., 1893. -174 с.
  34. Н. М. Сводный финансовый план. М.: Финансы, 1970. — 183 с.
  35. А. Ю., Узденов Ш. Ш. Финансово-экономический словарь законодательно определенных терминов. М.: Дело, 2002. 199 с.
  36. С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных Его императорскому Высочеству Великому князю Михаилу Александровичу в 1900—1902 гг.. СПб, 1912.- 568 с.
  37. А. М. Перспективное планирование финансовых ресурсов. М.: Финансы, 1976.- 128с.
  38. А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление.- М.: Финансы и статистика, 2002. 176с.
  39. С. Ю., Кара Мурза С. Г., Батчиков С. А. Белая книга. Экономические реформы в России 1991 — 2001 гг. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. — 368 с.
  40. В. В., Глущенко И. И. Финансы, финансовая политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск менеджмент. Ценные бумаги. Страхование. — г. Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ Крылья, 1998. — 416 с.
  41. А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Издательский дом Дашков и К, 2001. — 276 с.
  42. А. Н. Переходная экономика: реалии России и мировой опыт. М.: Анкил, 2000. — 128 с.
  43. Государственные и муниципальные финансы. Учебник / Под общ. ред. И. Д. Мацкуляка. М.: Изд-во РАГС, 2003.- 680 с.
  44. А. 3., Черник Д. Г. Финансовая система России: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 1997. 248 с.
  45. Л. А. Финансы. Учебник М.: ЮНИТИ, 2001. — 527 с.
  46. Л. А. Общая теория финансов. Учебник. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1995.-255 с.
  47. В. П. История финансов СССР (1917−1950 гг.). М.: Наука, 1978.494 с.
  48. В. Б., Старцев Л. Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовой аспект. М.: Спарк, 2001. -251.
  49. Н. А. Местное самоуправление в РФ конституционно правовой и институциональный анализ. М.: РАГС, 1998.- 492 с.
  50. А. А. Местное самоуправление. Основные понятия и термины. -М.: Муниципальная власть, 1999. 396 с.
  51. Н. Г., Канкулова М. И. Межбюджетные взаимоотношения в Российской Федерации: анализ, перспективы, зарубежный опыт: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во С-Петербургского ун-та экономики и финансов, 1995.- 103 с.
  52. Я., Князев В. Г. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник.1. М.: ЮНИТИ, 1997.- 191 с.
  53. М. В. Финансовое право Российской Федерации. Учебник. М.: Юристь, 2002. — 576 с.
  54. С. В., Тарачев В. А. Ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. М.: Рейтинг, 1996. — с. 304.
  55. А. А., Чалдаева JI. А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. М.: Юристь, 2002. — 704 с.
  56. А. А., Чалдаева Л. А. Рынок ценных бумаг. М.: Юристь, 2003. -391 с.
  57. Г. Я., Тимофеева О. Ф. Налоги в рыночной экономике. М.: Финансы и система, 1993. — 64 с.
  58. В. В. Финансы М.: Финансы и статистика, 2003. -512 с.
  59. В. И., Рожков Ю. В., Михайлова Е. В. Финансово-кредитный механизм в системе хозрасчета города Л.: ЛФЭИ, 1990. — % с.
  60. Г. М. Финансы, денежное обращение, кредит. М.: Финансы и статистика, 2001. — 367 с.
  61. Н. В. Финансы предприятий .Учебник. М.: ЮНИТИ, 2003. — 446 с.
  62. Коссе Лунджи. Основы финансовой науки. — М.: перевод О.А.С., 1990. -185 с.
  63. В. Н. История экономических учений. Курс лекций. М.: Центр, 1998.-224 с.
  64. И.Г. Управление финансами. М.: Юристь, 2001. — 267 с.
  65. А. М. Мифы и рифы бюджетного федерализма. М.: Изд-во Магистр, 1997.-48 с.
  66. С. В., Филина Ф. В.: Учебное пособие. Основы теории государственных финансов. М.: Юристь, 2001. — 107 с.
  67. В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного территориального развития. М.: УРСС, 2002. — 366 с.
  68. В. Н., Швецов А. Н. Новые проблемы Российских городов: муниципализация социальных объектов. М.: УРСС, 2000. — 254 с.
  69. В. Н., Швецов А. Н. Проблемы федерализма, местного самоуправления и территориального развития в России. М.: УРСС, 2000. — 581 с.
  70. Местные бюджеты и система местного налогообложения в странах Запада. Обзор РАН. М.: ИНИОН, 1993. 153 с.
  71. Местные коллективы во Франции: расходы и бюджетная практика. 2-е изд. — М.: Французская организация технического сотрудничества, 1993. — 100 с.
  72. Местное самоуправление в современной России. / Под ред. А. А Захарова М.: Фонд развития парламентаризма в России- Изд-во Весь мир, 1999. — 80 с.
  73. Местные финансы капиталистических стран (обзор современного положения) / Под ред. К. Я. Чихова М.: Госфиниздат, 1958. -126 с.
  74. Местные финансы СССР / Под ред. Н. Н. Ровинского. М.: Политиздат, 1936.484 с.
  75. Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 2002. — 199 с.
  76. Налоги.: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника. 2-е изд., — М.: Финансы и статистика, 1996. — 688 с.
  77. Налоговая система зарубежных стран. Учебник. / Под ред. В. Г, Князева, Д. Г. Черника. 2-е изд. — М.: ЮНИТИ, 1997. — 191 с.
  78. Общая теория финансов. Учебник. / Под ред. Л. А. Дробозиной М: ЮНИТИ, 1995.- 256 с.
  79. И. X. Основы финансовой науки. Бюджет. Формы взимания. Местные финансы. Государственный кредит. М.: Московский университет. 2-е Издательство, 1910. — 352 с.
  80. В. С. Финансовые планы и балансы в системе экономического планирования М.: Финансы, 1978. — 185 с.
  81. Л. П. Местные бюджеты капиталистических государств. М.: Финансы, 1972. — 150 с.
  82. Л. П. Финансы местных органов управления капиталистических стран. -М.: Финансы, 1977. 126 с.
  83. В. Г. Сводный финансовый баланс государства. М.: Финансы и статистика, 1987. -160 с.
  84. Г. Б. Бюджет города. Проблемы и перспективы развития. М.: Финансы, 1978. -126 с.
  85. Г. Б. Финансы местных Советов. М.: Финансы и статистика, 1991. -152 с.
  86. Н. Л. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: Научно-практическое пособие. М: Формула права, 2000. — 448с.
  87. Е.В. Финансы общественного сектора России. М.: Экономика, 2001.- 191 с.
  88. Н. В. Муниципальное право России. Учебник 2-е изд. — М.: Юриспруденция, 2000. — 352 с.
  89. В. М. Финансы. Учебник. -М.: Финансы и статистика, 1992. с.
  90. В. М. Государственный бюджет СССР и его роль в сбалансированном развитии экономики. М.: Финансы и статистика, 1985. -143 с.
  91. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М.: Финансы и статистика, 1996.-400 с.
  92. Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма / Под общ. ред. Валлих. М.: Известия, 1993. — 207 с.
  93. . Т. Основы статистики финансов: Учебное пособие. М.: Финста-тинформ, 1997.-80 с.
  94. П. Экономика. Учебник, т. 1. М.: Наука, 1992. — 150 с.
  95. В.К. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Финансы и статистика, 2002. — 496 е.
  96. М. А. Местные финансы. М-Л.: Госиздат, 1926. — 216 с.
  97. Смит, Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Наука, 1993. 50 с.
  98. Современные экономические теории Запада: Учебное пособие / Под ред. А. Н. Марковой. М.: Финстатинформ, 1996 — 93 с.
  99. С. П. Бюджеты территорий. М.: Финансы и статистика, 1993.-с. 96.
  100. В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. М.: Финансы и статистика, 1996. — 224 с.
  101. Н. Г., Таксир К. И. Финансово экономические проблемы муниципальных образований. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 703 с.
  102. В. В., Корнеев А. В. Муниципальное городское право. М.: Формула права, 2000. — 296 с.
  103. В. Н. Местные финансы. М.: Госфиниздат, 1928. -120 с.
  104. Финансовое право. Учебник / Под ред. О. Н Горбуновой. М.: Юристь, 2002.-495 с.
  105. Финансовая система России: Учебное пособие / Под ред. А. 3. Дадашева, Д. Г. Черника. М.: Инфра — М, 1997. — 244 с.
  106. Финансово-кредитный словарь. В 3-х т. / Под ред. Н. В. Гаретовского. М.: Финансы и статистика, 1988. — 511 с.
  107. Финансы, налоги и кредит: Учебник. / Под ред. В.А. Емельянцева
  108. Финансы: Учебное пособие. / Под ред. А. М. Ковалевой М.: Финансы и статистика, 1998. — 380 с.
  109. Финансы: Учебное пособие. / Под ред. В. М. Родионовой М.: Финансы и статистика, 1982. — 396 с.
  110. Финансы. Учебник. / Под ред. М. В, Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти. М.: Изд-во Юрайт, 2000. 520 с.
  111. Ю. В. Основы развития местного хозяйства. Учебник. М.: Дело, 2000. -263 с.
  112. Н. А. Местные бюджеты. М.: Финансы и статистика, 1991. — 218 с.
  113. В. Ф. Российские реформы и федерализм. М.: Славянский диалог, 1995.-207 е.
  114. Н. И. Финансовое право. Учебник. М.: Юристь, 2003. — 600 с.
  115. М. И. Налоги с граждан. М.: Финстатинформ, 1996. — 128 с.
  116. В. Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами. М.: Дело, 2002. — 607 с.
  117. Экономика и организация рыночного хозяйства. Учебник. / Под редакцией Б. К. Злобина. М.: Экономика, 2000. — 450 с.
  118. М. И. Теория финансов. Трансформация финансов органов власти: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2002. — 239 с.
  119. Авторефераты диссертаций, материалы конференций, совещаний
  120. В. Н. Анализ и регулирования доходов и уровня жизни населения: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1995. — 21 с.
  121. Т. В. Финансово экономическое обеспечение устойчивости региональных бюджетов: Автореф. дис. канд. экон. наук. — М., 1999. — 20 с.
  122. В. А. Государственное правовое регулирование местного самоуправления: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1998. — 23 с.
  123. Я. М. Использование экономических методов в муниципальном управлении при переходе к рынку: Автореф. дис. канд.экон. наук. М., 1998. — 23 с.
  124. С. С. Трансформация налоговых систем в переходный период: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2001. 23 с.
  125. Паренкина J1. А. Финансовые ресурсы города в условиях самоуправления: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1990. — 23 с.
  126. А.Н. Доходность территории и ее влияние на сбалансированность местного бюджета: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2000. — 18 с.
  127. В. А Укрепление бюджетов органов местного самоуправления в условиях реформирования межбюджетных отношений: Автореф. дис. канд. экон. наук. -М., 1999.-21 с.
  128. В. В. Развитие отношений бюджетного федерализма в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. экон. наук. -М., 2000. 21 с.
  129. X. Бюджетная политика в период реформирования экономики: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1999. — 21 с.
  130. С. И. Муниципальные займы в системе государственного кредита: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 1997. — 23 с.
  131. Финансовые основы местного самоуправления. Материалы круглого стола. Орел, 2000. — 205 с.
  132. В. М. Совершенствование системой управления бюджетными ресурсами региона: Автореф. дис. канд. экон. наук. М.: РАГС, 1998. — 23 с.
  133. В. И. Формирование и реализация местной экономической политик: Автореф. дис. канд. экон. наук. М.: РАГС, 1998. — 23 с.
  134. Эффективное управление муниципальными финансами Практические рекомендации./ Под ред. С. И. Рыженкова М.: Изд-во ИГПИ, 1999.- 49 с. 1. Периодические издания
  135. С. С. Реформирование межбюджетных отношений в регионе. // Финансы. 2002. № 3. с. 15 -17.
  136. О. В. Совершенствование взаимодействия государства и местного самоуправления в России. // Экономический журнал ВША. Том 7, № 2. с. 17 21.
  137. А. В., Китова Е. Н. Некоторые особенности межбюджетных отношений на субфедеральном и местном уровнях. // Финансы. 2000. № 5. с. 12 -15.
  138. Д. Д. Местные бюджеты и межбюджетные отношения в странах Восточной Европы. // Финансы. 2001. № 1. с. 21 22.
  139. Е. Роль и место бюджетных процедур в системе государственных финансов. // Вопросы экономики. 2003. № 5. с. 42 49.
  140. С. Муниципальные финансы и хозяйство: итоги 1999, задачи 2000. // Муниципальная экономика. 2000. № 2. с. 2 21.
  141. Ю. Приоритеты бюджетной политики. // Экономист. 2002. № 6. с. 52 64.
  142. А., Абанкина И., Абанкина Т. Доходы муниципальных образований. // Финансы. 1998. № 2. с. 17−21.
  143. JI. Л. Принципы организации муниципальных финансов. // Финансы. 2003. № 8. с. 15−19.
  144. А.Г. Использование совместных налогов для межбюджетного регулирования. // Финансы. 2003. № 3. с. 17 20.
  145. А.Г. Некоторые проблемы межбюджетных отношений. // Финансы.2003.№ 5. с. 8−11.
  146. П., Синельников Мурмылев С., Трунин И., Четвериков С. Перераспределение региональных доходов в рамках межбюджетных отношений в России. // Вопросы экономики. 2003. № 9. с. 7 — 93.
  147. В.Ф. Финансовые и правовые проблемы местного самоуправления. // Финансы. 2003. № 9. с. 11 -15.
  148. А. С. Бюджет и межбюджетные отношения в 2003. // Финансы.2002. № 10. с. 3−14.
  149. А. С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования. // Финансы. 2002. № 2. с. 3 7.
  150. М. Г. Экономика общественного сектора: государственные расходы. // Экономический журнал ВША. Том 7, № 2. с. 231 257.
  151. С. П. Местное самоуправление: новый этап становления. // Финансы.2003.№ I.e. 13−16
  152. С. П. О некоторых проблемах местных бюджетов. // Финансы. 2002. № 8. с. 25
  153. С., Кузьмин Д. К становлению местного самоуправления: экономика и социальное развитие населения. // Экономист. 2003. № 3.с. 55−64.
  154. И. Н. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации и пути их решения. // Финансы. М.- 2002. № 5. с. 6 — 8.
  155. В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. // РЭЖ. 2003. № 3. с. 25−47.
  156. Г. Без этого закона обречены на грабеж. //Российская Федерация сегодня. 2001. № 5. с. 39−40.
  157. С. Актуальные проблемы бюджета. // Экономист. 2002. № 7. с. 63−71.
  158. В., Глазырин М. Новая экономическая самоорганизация муниципальных образований. // Экономист. 2003. № 4. с. 53 -60.
  159. А. В. Развитие управления финансовой системой муниципального образования. // Финансы. 2003. № 9. с. 22.
  160. Н. Деньги, законы, власть и ответственность перед народом. // Российская Федерация сегодня. 2001. № 1. с. 29 34.
  161. May В. Экономико-политические итоги 2002 г. и особенности экономической политики в преддверии выборов. // Вопросы экономики. 2003.2. с. 4−25.
  162. Е. М. Субфедеральные и муниципальные ценные бумаги. // Финансы и кредит. 2001. № 16. с. 23 25.
  163. В. Г. Межбюджетное распределения налоговых доходов. // Финансы.2002. № 8. с. 21−25.
  164. . Экономическое развитие и чрезвычайные ситуации: мир и современная Россия. // РЭЖ. 2003. № 5 6. с. 44 — 55.
  165. Приоритеты бюджетной и налоговой политики: материалы расширенного заседания коллегии МФ РФ. // Финансы. 2003. № 3. с. 3 14.
  166. JI. И. Совершенствование межбюджетных отношений гарантия укрепления местного самоуправления. // Финансы. 2000. № 5.с. 16−21.
  167. JI. И. Местное самоуправление и межбюджетные отношения. // Финансы. 2003. № 8. с. 10−14.
  168. Ю. Правовая защита доходов местного бюджета. // Финансы. 2002. № 6. с. 15 -17.
  169. С. Н. О налоге на имущество физических лиц. // Финансы. 2002. № 3. с. 38−40.
  170. Ю. Актуальные проблемы развития российского фондового рынка. // Вопросы экономики. 2003. № 7. с. 26−43.
  171. Совершенствование межбюджетных отношений как основы развития местного самоуправления. Мат-лы парламентских слушаний 16 ноября 2000 г. М.: Издание Госдумы. 2001.-144 с.
  172. А. В. Налоговые реформы С.Ю. Витте. // Финансы. 2002. № 9. с. 11 -14.
  173. А. В. Новые возможности для региона, для всей страны. // ЭКО.2003. № 3. с 96 99.
  174. Н. К. Проблемы межбюджетных отношений при перераспределении полномочий. // Финансы. 2003. № 11. с. 12 16.
  175. Н. К. Финансовая стабилизация регионов основа бюджетного федерализма. // Финансы. 2002. № 9. с. 22 — 25.
  176. Е. Государственное регулирование выпуска муниципальных ценных бумаг. // Рынок ценных бумаг. 2002. № 23. с. 71 74.
  177. А., Вартапетов К. Финансовая децентрализация и местное самоуправление в период реформ. // Вопросы экономики. 2003. № 7.с. 94−107.
  178. Ю. Г. Методологические принципы бюджетного регулирования в РФ. // Финансы. 2002. № 11. с. 6 8.
  179. Ю. Г. Системные преобразования местных бюджетов. // Вопросы Экономики. 2001. № 8. с. 6 8.
  180. В. Б. Модели межбюджетных отношений конкретных стран: общее и особенности. // Финансы. 2003. № 10. с. 62 64.
Заполнить форму текущей работой