Синергетика в методологии гуманитарных наук
При определении условий и теоретических контекстов синергетического моделирования в методологии образования следует учесть, что использование системно-деятельностного, культурологического, этнопедагогиче-ского и антропологического подходов не допускает применения синергетических принципов в силу невозможности рассматривать соответствующие им системы как самоорганизующиеся. При изучении… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Гуманитарные и естественные науки: философскометодологические аспекты взаимосвязи
- 1. 1. Гуманитарные науки в системе научного знания
- 1. 2. Основные тенденции системного взаимодействия гуманитарных и естественных наук
- 1. 3. Синергетический подход как методологическая основа сближения гуманитарных и естественных наук
- Глава 2. Эвристические возможности и границы применимости синергетики в методологии гуманитарных наук
- 2. 1. Возможности и границы применения синергетики в методологии истории
- 2. 2. Синергетика и философско-методологические исследования в психологии
- 2. 3. Синергетическое моделирование в методологии образования
Синергетика в методологии гуманитарных наук (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Последние десятилетия в российском научном сообществе являются временем интенсивного поиска новых методологических стратегий, совместимых с теоретическими традициями отечественной гуманитарной науки. Одним из наиболее отчётливых и продуктивных направлений такого поиска следует признать синергетическое, обнадеживающее своей познавательной перспективой как в методологии истории, где решается проблема методологического наследия макросоциальной историографии, так и в методологии психологии и общих проблем образования, где существенной оказывается проблема идеологических конструктов, решение которой осложнено многолетним теоретико-систематическим усвоением последних.
На рубеже XXI века происходит своеобразная «встреча», когерентное взаимодействие тех наработок, которые созданы в синергетике с результатами исследований в отдельных гуманитарных науках, которые до открытий Г. Хакена и И. Пригожина или параллельно с ними пришли к сходным идеям, глубоким обобщениям и принципам. В последние годы стали появляться работы по гуманитарной тематике, включающие в свой эпистемологический аппарат основные представления, термины и методы, заимствованные из синергетики. Многим исследователям представляется спорным возможность применения методологических установок, разработанных в рамках естественных наук к явлениям социальной природы. Однако, возможность синерге-тической разработки методологических проблем гуманитарных наук обеспечивается общенаучным контекстом — конвергенцией естественнонаучного и гуманитарного знания, миграцией научных парадигм из одной отрасли научного знания в другую.
Необходимо спокойно и взвешенно воздать должное как действительным методологическим достижениям синергетики, так и ее необоснованным притязаниям. Это предполагает определение границ и возможностей функ3 ционирования фундаментальных принципов синергетики. Требуется содержательный философско-методологический анализ того, как осуществляется использование синергетических принципов в современном гуманитарном знании.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время в философии науки наблюдается тенденция, направленная на создание единой методологической основы как для естественных, так и для гуманитарных наук. В первую очередь это связано с тем, что наука вышла на такие рубежи междисциплинарного исследования, когда объекты исследования можно рассматривать и как естественные, и как гуманитарные. Само определение гуманитарных наук связывается с «человекомерными» явлениями. Вместе с тем естественные науки все больше гуманитаризируются.
В конце XIX — начале XX века проблема соотношения гуманитарных и естественных наук была поставлена В. Дильтеем, представителями баден-ской школы неокантианства Г. Риккертом, В. Виндельбандом, и она остается значимой и для нашего времени. Сегодня становится очевидным, что «науки о культуре» должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент, отличный от фундамента естествознания. В качестве новой формы взаимодействия естествознания и гуманитаристики выступает проблема соотношения синергетики и гуманитарных наук.
Теоретико-методологическая актуализация современных гуманитарных наук содержится в работах Н. С. Автономовой, З. С. Алябьевой, Г. А. Антипо-ва, М. М. Бахтина, Е. А. Бельцевой, А. Г. Бермуса, В. Г. Борзенкова, А.А. Бруд-нова, О. Г. Дробницкого, В. В. Ильина, И. Т. Касавина, Н. И. Киященко, В. Г. Кузнецова, С. А. Лебедева, Е. А. Мамчур, JI.A. Марковой, Л.А. Микеши-ной, В. В. Миронова, С. И. Митиной, А. А. Михайлова, В. И. Омельянчикова, М. А. Розова, Г. И. Рузавина, В. Г. Федотовой, В. П. Филатова, Б. Г. Юдина и др. При этом проблемные аспекты системного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, детерминации научного знания в исследовательской литературе освещались И. Т. Касавиным, Б. М. Кедровым, В. Е. Кемеровым, 4.
Т.Х. Керимовым, В. А. Лекторским, С. А. Никитиным, В. Н. Порусом, Н. М. Смирновой, ЕЛ. Чертковой, B.C. Швырёвым и др.
Предтечей синергетического подхода можно рассматривать исследования по диалектике самоорганизующихся систем И. В. Лупандина, Т.П. Ма-тяш, А. А. Печенкина, Е. Я. Режабека и др.
Базовые идеи синергетики изложены в трудах Р. Келера, Г. Николиса, И. Р. Пригожина, И. Стенгерс, Г. Хакена, Э. Янча, а также в исследованиях отечественных ученых В. И. Аршинова, В. Г. Буданова, Ю. А. Данилова, К. Х. Делокарова, С. П. Капицы, С. П. Курдюмова, Г. Г. Малинецкого, Н. В. Поддубного, B.C. Ратникова, А. П. Руденко, Я. И. Свирского и др.
Возможности использования синергетического подхода в социально-гуманитарных науках в целом нашли отражение в исследованиях Е. А. Антонова, В. Т. Волова, B.C. Егорова, Д. Ф. Китаева, А. В. Кокина, Е. Н. Князевой, B.C. Лутая, B.C. Степина, Н. М. Таланчука, М. И. Штеренберга и др. Отдельные аспекты методологических проблем применения синергетики в гуманитарных отраслях науки изучали Л. В. Бараусова, В. Э. Войцехович, И. С. Добронравова, Э. Ласло. Использование синергетики в культурологических исследованиях рассматривается у О. Н. Астафьевой, В. В. Васильковой, И. А. Евина, А. В. Зубковой, М. С. Кагана, Л. П. Киященко, Э. А. Орловой, В. М. Петрова, Н. А. Хренова и др.
В этой связи следует обратить особое внимание на формирование особого слоя синергетических исследований, связанных с проблематикой социально-гуманитарного знания. Среди представителей вновь возникшей социальной синергетики — как своего рода специального контекста, содействующего распространению синергетических идей в философии истории, психологии и общих проблем образования, можно выделить А. А. Борзых, В. П. Бранского, И. А. Ильяеву, B.C. Капустина, О. Н. Козлову, А. А. Колесникова, Г. А. Котельникова, О. А. Музыку, С. Д. Пожарского, Н. Г. Савичеву и Др.
Проблематика теоретической синергетики, разрабатываемая собственно в методологии гуманитарных наук, может быть представлена в нескольких дисциплинарных группах.
Возможности применения синергетики в макросоциальных методологических подходах, применяемых при изучении истории, а также при описании частных исторических явлений рассматривали отечественные ученые A.M. Аматов, Л. И. Бородкин, С. Г. Гомаюнов, И. Д. Коноваленко, А.П. Наза-ретян, В. П. Римский, М. В. Сапронов, К. В. Хвостова и др., а также зарубежные: А. Байхерен, В. А. Пироженко, Е. Топольский, Д. Мак-Клоски, Н. Хайес, М. Шермер и др.
Использование синергетики в философско-методологических исследованиях в психологии представлено К.А. Абульхановой-Славской, С. С. Бубновой, О. А. Власовой, В. Е. Клочко, В. Ю. Крыловым, А. О. Прохоровым, Д. В. Сочивко, В. Б. Тарабаевой, И. Н. Трофимовой, JI.P. Фахрутдиновой и др. Существенный вклад в разработку данного аспекта внесла И.В. Ершова-Бабенко, которая полагает возможным исследование психики как синергети-ческой реальности.
Использование синергетического подхода в педагогических исследованиях, в том числе в педагогике высшей школы и философии образования нашло отражение в работах Р. Г. Баранцева, Н. В. Лежневой, П. Е. Решетникова, А. П. Усольцева, М. А. Фёдоровой, В. А. Харитоновой и др.
Степень разработанности общих и специальных проблем синергетики позволяет заключить, что интенсивное восприятие синергетических идей и принципов в методологии гуманитарных наук требует философско-методологической рефлексии «среднего уровня» (термин Р. Мёртона) — исследования возможностей применения синергетических принципов в истории (макросоциальных исследованиях), теоретико-методологических установках, распространённых в современных психологических исследованиях и актуальной философии образования.
Объектом исследования выступают методологические разработки синергетической теории в современных гуманитарных науках.
Предметом исследования являются конкретно-методологические процедуры ассимиляции и применения базовых синергетических идей и принципов в методологии гуманитарных наук.
Цель исследования — выявить и обосновать возможности и пределы методологического восприятия синергетики в гуманитарных науках — в истории, психологии, педагогике и философии образования.
Для решения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
— выявить основания сближения методологических подходов гуманитарных и естественных наук;
— определить основные тенденции системного взаимодействия гуманитарных и естественных наук и охарактеризовать методологические условия их сближения в теоретико-синергетической познавательной среде;
— уточнить точки взаимопроникновения методологии синергетики с методологиями конкретных гуманитарных наук и возможности её использования в анализе гуманитарных процессов;
— установить возможности и границы применения синергетики в современных философско-теоретических и конкретно-научных исторических исследованиях;
— выявить основные способы преобразования синергетических идей и принципов в полипарадигмальной среде современных философско-психологических исследований;
— раскрыть условия и теоретические контексты синергетического моделирования в методологии образования.
Теоретико-методологические основы исследования. В соответствии с предметом и целью исследования были выбраны средства и методы исследования.
В основу диссертации положен диалектический метод как совокупность принципов развития, всеобщей связи, единства исторического и логического. Использовались общенаучные подходы и принципы: системный, си-нергетический, исторический, эволюционный подходы, принцип дополнительности.
В процессе работы над диссертацией интерпретировались также методологические программы, известные в методологии макроистории (форма-ционный, цивилизационный, культурологический подходы), в теоретико-психологических исследованиях (бихевиористская, психоаналитическая, гуманистическая и системно-деятельностная парадигмы), в методологии образования (системно-деятельностный, личностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический и антропологический подходы).
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что: в современной методологии гуманитарных наук выявлены черты, присущие естественным наукам, и, напротив, в современном естествознании обнаружены черты гуманитарных наук, что дает основание предполагать возможность выработки таких методологических подходов, которые в едином контексте будут описывать как природные, так и «человекомерные» явленияопределены основные тенденции системного взаимодействия гуманитарных и естественных наук и охарактеризовано средовое (контекстуальное) значение этих тенденций для восприятия синергетических идей и принципов в методологии гуманитарных наук, что связано с решением терминологической и параметральной методологических проблемна основе анализа соответствия гуманитарных явлений процессам, происходящим в самоорганизующихся системах, уточнены точки взаимопроникновения методологии синергетики с методологиями конкретных гуманитарных наук и намечены пути её использования в анализе гуманитарных процессов;
— установлены возможности и основные границы применения синергетики в современных философско-теоретических исследованиях при описании исторических макропроцессов, а также конкретно-научных исторических фактов и событий, показаны возможности использования синергетических принципов в формационном, цивилизационном и культурологическом подходах;
— выявлены основные способы преобразования синергетических идей и принципов в полипарадигмальной среде современных философско-методологических исследований в психологии, проанализированы возможности описания психических феноменов синергетическим языком;
— раскрыты условия и теоретические контексты синергетического моделирования в методологии образования на уровне конкретных языков теоретико-методологического моделирования, а также при описании формирования качеств отдельной личности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В современной методологии гуманитарных наук выявлены черты, присущие естественным наукам, и, напротив, в современном естествознании обнаружены черты гуманитарных наук. В первую очередь это связано с группой парадигм, которые исследуют социальные явления в контексте целостности и развития, а также с эволюционными парадигмами. Это дает основание предполагать возможность выработки таких методологических подходов, которые в едином контексте будут описывать как природные, так и «челове-комерные» явления.
2. Синергетическая концепция взаимосвязи системного взаимодействия гуманитарных и естественных наук предполагает решение терминологической и параметральной методологических проблем: применение синерге-тической методологии избыточно при описании простых систем, однако при установлении параметров порядка появляется возможность моделировать процессы в самоорганизующихся системах. Целесообразно при этом выявить показатели, по которым можно оценить степень связности и взаимного влияния этих переменных друг на друга.
3. При уточнении точек взаимопроникновения методологии синергетики с методологиями конкретных гуманитарных наук необходимо: во-первых, установить, существуют ли такие системы в изучаемом явлении, или хотя бы условия для их возникновенияво-вторых, важно выявить и исследовать, насколько возможно рассматривать основные структурные элементы этих систем в качестве параметров порядка системыв-третьих, проанализировать, насколько выполняются при синергетическом рассмотрении основные научные функции: описание, объяснение, предсказаниев-четвертых, рассмотреть, как отдельные синергетические принципы проявляются в том или ином изучаемом явлении.
4. При изучении исторических макропроцессов их непредсказуемость будет определяться не только объективными, но и субъективными факторами, что в большой степени осложняет поиск адекватных им синергетических терминов и параметров порядка. Оправданным представляется применение синергетического подхода к изучению повторяющихся кратковременных исторических явлений (предсказательными значениями при этом можно пренебречь).
5. В психологии выявлена методологическая эффективность синергетического представления личности как самоорганизующейся системыеё параметры порядка в этом случае оказываются связаны с внешними проявлениями психики, а не с внутренней личностной структуройсинергетическое описание личности в этих случаях содержит в себе риски терминологической редукции. При построении синергетических моделей психических явлений следует, прежде всего, иметь в виду поведенческую конкретность последних.
6. В методологии образования восполнение синергетических идей и принципов ограничивается переописанием конкретных статических систем в конкретный момент времени — синергетика применяется здесь на уровне конкретных языков теоретико-методологического моделирования, что, однако, не позволяет описывать процесс формирования того или иного воспитуемого качества личности с приемлемой полнотой и выявлять условия, при которых это воспитание возможно.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в реализации конкретно-методологического подхода к изучению возможностей и пределов применения синергетики в гуманитарных науках, что позволяет разрабатывать проблематику синергетического анализа в философии конкретных гуманитарных наук. Практическая значимость исследования заключается в выявлении границ и пределов применения синергетики в методологии истории, фило-софско-методологических исследованиях в психологии и методологии образования. Определены принципы синергетики, которые принимают эвристические значения в методологии гуманитарных наук.
Материалы диссертации могут быть использованы исследователями в области философии науки и философии гуманитарных наук, в образовательных курсах «Философия», «Концепции современного естествознания», в специальных курсах по философии синергетики в гуманитарных науках.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, излагались в ряде публикаций автора, а также обсуждались на Международной научной конференции «Перспективы синергетики в XXI веке» (Белгород, 2003) — Всероссийской научной конференции «Человек в изменяющейся России: философская и междисциплинарная парадигма» (Белгород, октябрь 2006 г.) — Всероссийской научной конференции «Философия и наука поверх барьеров: человек и культурно-исторические типы глобализации» (Белгород, 2007) — Всероссийской научной конференции «Философия и наука поверх барьеров: философское и социально-гуманитарное знание в начале нового столетия (Белгород, апрель 2008) — III Всероссийской научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, сентябрь 2008) — Международной научной конференции Н. Н. Страхов и русская культура XIX-XX:
11 к 180-летию со дня рождения" (Белгород, октябрь 2008) — V Всероссийской научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, март 2009) — IV Всероссийской научной конференции «Философия и наука поверх барьеров: культурно-цивилизационные и антропологические кризисы идентичности в современном мире» (Белгород, апрель 2009) — IV Всероссийской научной конференции «Проблемы российского самосознания: архаическое, традиционное и инновационное начала» (Белгород, май 2009) — VII Всероссийской научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, июль 2009).
Результаты диссертационного исследования использованы автором в ходе чтения лекций и проведения семинарских занятий по дисциплине «Концепции современного естествознания», при чтении спецкурсов «Синергетика в социально-гуманитарных науках», «Человек и ноосфера».
Диссертация обсуждалась на кафедре философии Белгородского государственного университета и рекомендована к защите.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа, заключения и списка литературы.
Заключение
.
Проведенное исследование позволило выявить возможности и границы теоретико-методологического применения синергетического знания в гуманитарных наукахпри этом особое внимание было уделено конкретно-методологическим условиям восприятия и развития синергетических идей в отечественном научном сообществе (учитывалась междисциплинарная миграция системно-кибернетических теорий, устойчивый интерес исследователей к математико-синергетической доктрине Г. Хакена и т. д.).
1. Начиная со второй половины XX века, синергетика получила достаточно широкое распространение во многих областях научного знаниявозможность синергетической разработки методологических проблем гуманитарных наук обеспечивалась общенаучными процессами конвергенции естественнонаучного и гуманитарного знания. Между тем, увлечение синергетикой как некоторой научной идеологией давало себя знать в неправомерных рисках её прикладного восприятия. В этой связи в диссертации предпринят анализ возможностей применения и установления границ применимости теоретической синергетики в методологии гуманитарных наук — в истории, психологии, педагогике и философии образования. Тем самым выявляются основные тенденции системного взаимодействия гуманитарных и естественных наук и устанавливается средовое значение этих тенденций для восприятия синергетических идей и принципов в методологии гуманитарных наук.
2. Обращение к синергетическим идеям и принципам в гуманитарных исследованиях не может ограничиваться выявлением общих параметров порядка гуманитарных («человекомерных») систем. Степень разработанности общих и специальных проблем синергетики позволяет заключить, что интенсивное восприятие синергетических идей и принципов в методологии гуманитарных наук требует философско-методологической рефлексии «среднего уровня" — таким образом, устанавливаются конкретно-методологические процедуры ассимиляции и применения синергетических идей и принципов в теоретической среде гуманитарных исследований.
3.В частности, уточняются возможности и основные границы применения синергетики в современных философско-теоретических и конкретно-научных исторических исследованияхвыявляется, что при изучении исторических макропроцессов их непредсказуемость будет определяться не только объективными, но и субъективными факторами, что в большой степени осложняет поиск адекватных им синергетических терминов и параметров порядка. Отсюда, применение синергетического подхода является наиболее эффективным для изучения повторяющихся кратковременных исторических явлений.
4. Устанавливается, что в полипарадигмальной среде современных фи-лософско-методологических исследований в психологии возможно синергетическое представление личности как самоорганизующейся системыеё параметры порядка в этом случае оказываются связаны с внешними проявлениями психики, а не с внутренней личностной структуройсинергетическое описание личности в этих случаях содержит в себе риски терминологической редукции. Поведенческую конкретность психических явлений следует, прежде всего, учитывать при построении психосинергетических методологических моделей. В бихевиористской парадигме синергетический подход можно рассматривать как один из случаев редукционизма, поскольку ее сторонники пытаются описывать личность человека через его взаимодействие с окружающей средой, что не всегда соответствует объективной картине. В психоаналитической парадигме синергетический подход мало эффективен, поскольку ограничивается констатацией того факта, что система является самоорганизующейся. В гуманистической и системно-деятельностной парадигмах применение синергетики ограничено ситуациями и индивидуумами. При построении синергетических моделей конкретных психических явлений следует иметь в виду, что здесь, как и в конкретно-исторических исследованиях построенная модель будет работать только в некотором конкретном случае, поскольку параметры системы являются индивидуальными. Поведение личности или коллектива остается неоднозначным, и заранее предположить, как будут развиваться события, не представляется возможным, поскольку нельзя дать однозначные предсказания развития данных нелинейных систем.
5. При определении условий и теоретических контекстов синергетического моделирования в методологии образования следует учесть, что использование системно-деятельностного, культурологического, этнопедагогиче-ского и антропологического подходов не допускает применения синергетических принципов в силу невозможности рассматривать соответствующие им системы как самоорганизующиеся. При изучении педагогических явлений с использованием личностного, или полисубъектного подходов применение синергетики ограничивается описанием конкретных статических систем в конкретный момент времени — синергетика применяется на уровне конкретных моделей, что не позволяет описывать процесс формирования того или иного качества личности и выявлять условия, при которых это формирование возможно.
Таким образом, в диссертации реализован конкретно-методологический подход к изучению возможностей и пределов применения синергетики в методологии гуманитарных наук, что позволяет разрабатывать проблематику синергетического анализа в конкретных гуманитарных науках с учётом установленных эвристических значений синергетических идей и принципов.
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Идея системности в современной психологии: монография Текст. / К.А. Абульханова-Славская. Под ред. В.А. Ба-рабанщикова. -М.: Институт психологии РАН, 2005. — 495 с.
- Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы Текст. / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
- Автономова, Н. С. Эпистемологическая концепция М. Фуко и ее эволюция Текст. / Н. С. Автономова // Французская социология сегодня: анализ немарксистских концепций. М.: Наука, 1989. — С. 45−64.
- Акоф, Р. Общая теория систем и исследование систем как противоположные концепции науки о системах Текст. / Р. Акоф // Общая теория систем. -М, 1966.-С. 77−78.
- Алексеев, П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма Текст. / П. В. Алексеев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 336 с.
- Алтухов, B.JI. Смена парадигм и формирование новой методологии Текст. / В. Л. Алтухов // Общественные науки и современность. 1993. — № 1. — С. 88−100.
- Алябьева, З.С. Практическое значение гуманитарного знания Текст. / З. С. Алябьева, С. П. Щавелев // Гуманитарное знание: сущность и функции. СПб, 1991. — С. 56−69.
- Аманжолулы, A.M. Методологические проблемы применения естественнонаучных методов в историческом исследовании: история и синергетика Текст.: Автореф. дисс.. докт. исторических наук / A.M. Аманжолулы. -Караганда, 2007. 44 с.
- Аматов, A.M. Философско-методологические основания междисциплинарных исследований техногенной цивилизации Текст.: Дисс.. канд. филос. наук. / А. М. Аматов. Белгород, 2008. — 169 с.
- Анищенко, B.C. Динамические системы Текст. / B.C. Анищенко // Соро-совский образовательный журнал. 1997. — № 11. — С. 77−84.
- Антипов, Г. А. Историческое прошлое и пути его познания Текст. / Г. А. Антипов. М.: Наука, 1987. — 242 с.
- Антонов, Е.А. От многофакторного к синергетическому видению истории Текст. / Е. А. Антонов // Синергетика в современном мире: Сб. докл. Международной научной конф. Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 2000. -С. 6−7.
- Антонов, Е.А. Философия и синергетика Текст. / Е. А. Антонов // Дух и время: Философско-культурологический альманах. Выпуск I. 1997 год. -Белгород: Изд-во Белгородского госуниверситета, 1998. С. 6−11.
- Антонов, Е.А. Философский метод познания в контексте современной культуры (Опыт рефлексивного осмысления) монография Текст. / Е.А. Антонов- отв. ред. В. Н. Шилов. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. -208 с.
- Аршинов, В.И. Гражданское общество в контексте синергетического подхода Текст. / В. И. Аршинов, Н. Г. Савичева // Общественные науки и современность. 1999. — № 3. — С.131−138.
- Аршинов, В.И. Синергетическое знание: между сетью и принципами Текст. / В. И. Аршинов, В. Э. Войцехович // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс — Традиция, 2000-С. 107−120.
- Астафьева, О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы Текст. / О. Н. Астафьева М.: МГИДА, 2002. — 295 с.
- Афанасьев, А.И. Специфика парадигм гуманитарного знания Текст. / А. И. Афанасьев // Перспективи. 2005. — № 3 (31). — С. 118−122.
- Бак, Д. П. Границы интерпретации в гуманитарном и естественнонаучном знании Текст. / Д. П. Бак, Н. И. Кузнецова, В. П. Филатов // Вопросы философии. 1998. — № 5 — С. 144−150.
- Баксанский, О.Е. Когнитивно-синергетическая парадигма НЛП: от познания к действию Текст. / О. Е. Баксанский, Е. Н. Кучер. М.: ЛКИ, 2007. -184 с.
- Баранцев, Р.Г. Универсальная семантика триадических структур в науке-искусстве-религии Текст. / Р. Г. Баранцев // Языки науки языки искусства. — Прогресс-Традиция, 2000. — С. 61−65.
- Бараусова, Л.В. Формирование личности нового типа как фактор реализации идей коэволюции Текст. / Л. В. Бараусова // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-Традиция, 2003. — С. 280−293.
- Барулин, B.C. Социальная философия Текст. / B.C. Барулин. М.: ФА-ИР-ПРЕСС, 2000.-560 с.
- Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности Текст. / Л. М. Баткин. -М.: Наука, 1989. 270, [2] с.
- Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук Текст. / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е. М., 1986. — С. 381−393.
- Бахтин, М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук Текст. / М. М. Бахтин. Спб.: Азбука, 2000. — 332 с.130
- Бельцева, Е.А. Гуманитарное знание и проблема понимания: монография Текст. / Е. А. Бельцева. Киров: ВСЭИ, 2005. — 108 с.
- Библер, B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения) Текст. /
- B.C. Библер // Вопросы философии. -1989. № 6. — С. 31−42.
- Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
- Блауберг, И.В. Системный подход как современное общенаучное направление Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1986. — 270 с.
- Борзенков, В.Г. Естественнонаучные основания современных социально-гуманитарных наук Текст. / В. Г. Борзенков // Философия социальных и гуманитарных наук. / Под общ. ред. проф. С. А. Лебедева. М.: Академический Проект, 2006. — С. 152−193.
- Борзых, А.А. Принципы стратегического и структурного моделирования явлений и управляющих процессов Текст. / А. А. Борзых. Курск, КИСО МГСУ, 2002.-188 с.
- Бородкин, Л.И. «Порядок из хаоса»: концепции синергетики в методологии исторических исследований // Новая и новейшая история. М., 2003. — № 2 Электронный ресурс. / Л. И. Бородкин http://www. hist.msu.ru/Labs/ HisLab/ html/chaos.htm. (9 января 2009).
- Борщов, А.С. Возможности и пределы синергетических оснований культуры Текст. / А. С. Борщов // Синергия культуры: Труды Всероссийской конференции / Под ред. проф. А. В. Волошина. Саратов. СГТУ, 2002.1. C. 46−51.
- Бочаров, А.В. Проблема альтернативности исторического развития: историографические и методологические аспекты Текст.: Автореф. дисс. канд. ист. наук / А. В. Бочаров. Томск, 2002. — 26 с.
- Бранский, В.П. Глобализация и синергетический историзм Текст. / В. П. Бранский, С. Д. Пожарский. СПб.: Политехника, 2004. — 400 с.
- Бранский, В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории Текст. / В. П. Бранский // Общественные науки и современность. 1999. — № 6. — С. 117−127.
- Бубнова, С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система Текст. / С. С. Бубнова // Психологический журнал. — 1999.-т. 20.-№ 5.- С. 38−44.
- Буданов, В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. Текст.: Автореф. дисс. докт. филос. наук / В. Г. Буданов. -М., 2007.-35 с.
- Буданов, В.Г. Синергетика: история, принципы, современность. Электронный ресурс. / В. Г. Буданов. http://spkurdyumov.narod.ru/SinBud.htm. (9 января 2009).
- Буданов, В.Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики Текст. / В. Г. Буданов // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс — Традиция, 2000. — С. 285 304.
- Бычков, В.В. Эстетика отцов церкви. Электронный ресурс. / В. В. Бычков. http://www.krotov .info/librmin/b/bulgakovs/pagel0.htm. (3 января 2009).
- Валлерстайн, И. Конец знакомого мира. Социология XXI в. Текст. / И. Валлерстайн. М.: Логос, 2003. — 355 с.
- Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (синергетика и теория социальной самоорганизации) Текст. / В. В. Василькова. -СПб.: Лань, 1999.-480 с.
- Виненко, В.Г. Системно-синергетическое моделирование в непрерывном образовании педагога. Текст.: Дисс. доктора пед. наук. / В. Г. Виненко. -Саратов, 2001.-322 с.
- Власова, В.Б. Исторический факт в потоке парадигмальных сдвигов Текст. / В. Б. Власова // История методологии социального познания. Конец XIX—XX вв.ек. М., 2001. — С. 3−17.
- Войцехович, В.Э. Синергетическая концепция фракталов (социальные и философские основания) Текст. / В. Э. Войцехович // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-Традиция, 2003. — С. 141−156.
- Волов, В.Т. Синергетика как базовая методология гуманитариев XXI века Текст. / В. Т. Волов, Д. Ф. Китаев. Самара, 2005. — 276 с.
- Воробьева, К.Н. К. Э. Циолковский об антропологическом подходе к воспитанию Электронный ресурс. / К.Н. Воробьева. http://readings.gmik.ru /lecture/2006. (6 мая 2009).
- Воронов, В.В. Педагогика высшей школы в двух словах Электронный ресурс. /В.В. Воронов. http://pedagogik.mgou.ru/indexphp?page=r691f2d5 &directory=6. (23 апреля 2009).
- Габдуллин, И.Р. Категория предпонимания в философской герменевтике Электронный ресурс. / И. Р. Габдуллин. http://www.bimbad.ru/biblioteka/ articlefull. php?aid=1031&binnrubrikplarticles=69. (30 марта 2009).
- Глобальный эволюционизм: (Философский анализ) Текст. / РАН. Институт философии- Отв. ред. JI.B. Фесенкова. -М.: 1994. 150 с.
- Гобозов, И.А. Куда катится философия. От поиска истины к постмодернистскому трепу. (Философский очерк). / И. А. Гобозов. М: Изд-во Савин С. А., 2005.-200 с.
- Гомаюнов, С.А. От истории синергетики к синергетике истории Текст. / С. А. Гомаюнов // Общественные науки и современность. 1994.- № 2 — С. 99−106.
- Горфункель, А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения Текст. / А. Х. Горфункель. -М.: Мысль, 1977. 359 с.
- Гребнев, А.Н. Методология и методы педагогических исследований. Электронный ресурс. / А. Н. Гребнев, Т. А. Шевелева. http://stunix.uni. udm.ru/~col lor/semhtm/mett.shtml. (15 мая 2009).
- Гречко, П.К. Социально-гуманитарное познание: онтологическая перспектива Текст. / П. К. Гречко // XI международная конференция «Логика, методология, философия науки». Секция 10. Основания гуманитарных наук. -Москва-Обнинск, 1995. С. 74−78.
- Гример, X. Теория научных революций Томаса Куна Текст. / X. Гример // Теория и методы в социальных науках / Под. ред. С. Ларсена. Пер с англ. -МГИМО- Российская политическая энциклопедия, 2004. С. 39−57.
- Грицанов, А.А. Энциклопедия «История философии». Электронный ресурс. / А. А. Грицанов. http://slovari.yandex.ru/dict/hystoi-yofphilosophy /article/if /if-0376.htm. (13 января 2009).
- Губин, В.Б. Синергетика как новый пирог для «постнеклассических учёных» или отзыв на автореферат докторской диссертации Текст. / В. Б. Губин // Философские науки. 2003. -№ 3. — С.121−155.
- Губин, В.Б. Синергетика как опора астрологии Текст. / В. Б. Губин // О методологии лженауки. М.: ПАИМС, 2004. — С. 56−66.
- Гуманитарная наука как предмет философско-методологического анализа (материалы «круглого стола») Текст. // Вопросы философии. 2007. -№ 6. — С. 57−82.
- Гуревич, А .Я. Одиссей. Человек в истории: Слово и образ в средневековой культуре Текст. / А. Я. Гуревич. М.: Наука, 2002. — 426 с.
- Гутов, Е.В. Культурно-исторических типов теория Текст. / Е. В. Гутов // Современный философский словарь / По общей ред. В. Е. Кемерова. — 2-е изд., испр. и доп. — Лондон, Франкурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: «ПАНПРИНТ», 1998. 1064 с.
- Данилов, Ю.А. Роль и место синергетики в современной науке Текст. / Ю. А. Данилов // Онтология и эпистемология синергетики. М.: Платформа, 1997.-С. 5−11.
- Делокаров, К.Х. Синергетика и познание социальных трансформаций Текст. / К. Х. Делокаров // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-Традиция, 2003. — С. 1835.
- Дильтей, В. Описательная психология Текст. / В. Дильтей.- М.: Современный гуманитарный университет: ООО «МБА-Сервис», 2001. 138 с.
- Дильтей, В. Сущность философии Текст. / В. Дильтей. М.: Интрада, 2001.- 160 с.
- Добронравова, И.С. Причинность и целостность в синергетических образах мира Текст. / И. С. Добронравова // Практична философ1я. 2003. -№ 1 .-С. 6−10.
- Дробницкий, О.Г. Проблема совести в моральной философии Текст. / О. Г. Дробницкий // Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. -С. 164−182.
- Евин, И.А. Принципы функционирования мозга и синергетика искусства Текст. / И. А. Евин // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — С. 307−321.
- Ершова-Бабенко, И. В. Методология исследования психики как синергетического объекта. Монография. Электронный ресурс. / И.В. Ершова-Бабенко. Одесса, ОДЭКОМ, 1992. http://philopsy.wallst.ru/monoOhtml. (8 мая 2009).
- Ершова-Бабенко, И. В. Психосинергетика в контексте истории развития синергетики Текст. / И. В. Ершова-Бабенко // Практична философ1я. -2003.-№ 1. С. 161−173.
- Зинченко, Ю.П., Философские и методологические проблемы психологии Текст. / Ю. П. Зинченко, А. Ш. Тхостов, Р. С. Шалко // Философия социальных и гуманитарных наук. / Под общ. ред. проф. С. А. Лебедева. М.: Академический Проект, 2008. — С. 608−652.
- Зубкова, А.В. Синергетические эффекты культурной глобализации: фило-софско-методологические аспекты Текст.: Дисс.. канд. филос. наук. /
- A.В. Зубкова. Белгород, 2008. — 145 с.
- Ивакин, А.А. Скептические заметки по поводу философских интерпретаций некоторых выводов синергетики Текст. / А. А. Ивакин. // Наукове шзнання. — 2004. № 1 (13).-С. 47−51.
- Ильин, В.В. Методология социально-гуманитарных наук Текст. /
- B.В. Ильин // Философия социальных и гуманитарных наук / Под общ. ред. проф. С. А. Лебедева. М.: Академический Проект, 2006. — С. 69−151.
- Ильин, В.В. Природа науки: Гносеологический анализ. Текст. / В. В. Ильин, А. Т. Калинкин. М., Высшая школа, 1985. — 290 с.
- Ильяева, И.А. Культура общения. Опыт философско-методологического анализа Текст. / И. А. Ильяева. Воронеж, Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. -167, [2] с.
- Ионов, И.Н. Теория цивилизаций и неклассическое знание Текст. / И. Н. Ионов // Общественные науки и современность. 2004. — № 5.1. C. 141−156.
- Ионов, И.Н. Теория цивилизаций и эволюция научного знания Текст. / И. Н. Ионов // Общественные науки и современность. 1997. — № 6. -С. 118−135.
- Йегер, В. Пайдейя. Воспитание античного грека Текст. / В. Йегер. Пер. с нем. М. Н. Ботвинника. -М.: Греко-латинский кабинет, 1997. — 336 с.
- Каган, М.С. Формирование личности как синергетический процесс Текст. / М. С. Каган // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-Традиция, 2003. — С. 212−227.
- Капица, С.П. Синергетика и прогнозы будущего Текст. / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. Изд. 2-ое. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-288 с.
- Капустин, B.C. Синергетика социальных инновационных процессов Электронный ресурс. / B.C. Капустин. http://nonlin.ru/node/lll. (9 июня 2009).
- Кассирер, Э. Философия Просвещения Текст. / Э. Кассирер. М.: Республика, — 2004. — 400 с.
- Катасонов, В.Н. Лестница на небо (генезис теории множеств Г. Кантора и проблема границ науки) Текст. / В. Н. Катасонов // Границы науки. М., 2000.-С. 8−78.
- Кедров, Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. Текст. / Б. М. Кедров. Изд. 2-е стереотипное. — М.: КомКнига, 2006. — 296 с.
- Кемеров, В.Е. Концепция радикальной социальности Текст. / В. Е. Кемеров // Вопросы философии. 1999. — № 7. — С. 3−13.
- Кемеров, В.Е. Метафизика-динамика Текст. / В. Е. Кемеров // Вопросы философии. 1998. — № 8. — С.59−61.
- Кемеров, В.Е. О философской моде в России Текст. / В. Е. Кемеров // Вопросы философии. 2000. -№ 11. — С. 3−11.
- Кемеров, В.Е. Меняющаяся роль социальной философии и антиредукционистские стратегии Текст. / В. Е. Кемеров // Вопросы философии. 2006. -№ 2.-С. 61−78.
- Кинелев, В.Г. Контуры системы образования XXI века Текст. / В.Г. Ки-нелев // Информатика и образование. 2000. — № 5. — С. 2−7.
- Климова, С.М. Философия текста и возможные интерпретации реальности Текст. / С. М. Климова // Философия науки: актуальные историко-научные и методологические проблемы: монография / под ред. проф.
- B.П. Римского. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. — С. 213−237. Ю4. Клочко, В. В. Психосинергетика: настоящее и будущее психологии Текст.
- В. В. Клочко // Человек в психологии: ориентиры, исследования в новом столетии: Материалы конф. Караганда, 20 апреля 2000. КарГУ, 2001.1. C. 99−106.
- Князева, Е.Н. Синергетический вызов культуре Текст. / Е. Н. Князева // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. — М.: Прогресс Традиция, 2000. — С.243−261.
- Князева, Е.Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожи-ным Текст. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. 1992. -№ 12.-С. 3−20.
- Князева, Е.Н. Синергетика: начала нелинейного мышления Текст. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Общественные науки и современность. -1993.-№ 2.-С. 41.
- Князева, Е.Н. Трансдисциплинарность синергетики: следствия для образования Текст. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 341−357.
- Ковалева, О.И. Основные тенденции развития университетского образования на современном этапе в процессе модернизации образования Электронный ресурс. / О. И. Ковалева. http://conf.stavsu.ru/conf.asp7ReportId =272. (6 мая 2009).
- Козлова, О.Н. О методах анализа социокультурных явлений Текст. / О. Н. Козлова // Социологические исследования. 1993. — № 11. — С. 138 146.
- Кокин, А.В. Культурологические исследования цивилизации: перспективы и границы применимости синергетического подхода Текст.: Автореф. дисс. .канд. философских наук / А. В. Кокин. Великий Новгород., 1999. -26 с.
- Колесников, А.А. Синергетические методы управления сложными системами: Теория системного синтеза Текст. / А. А. Колесников. М.: КОМ-КНИГА, 2006. — 240 с.
- Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе: сборник статей Текст. -М.: Наука, 1994.-239 с.
- Коршунов, A.M. Гуманитарное знание и понимание Текст. / A.M. Коршунов, В. В. Мантатов // Философские науки. 1986. — № 5. — С. 36−45.
- Котельников, Г. А. Социальная синергетика Текст. / Г. А. Котельников // Дух и время: Философско-культурологический альманах. Выпуск I. 1997 год. Белгород: Изд-во Белгородского госуниверситета, 1998. — С. 11−18.
- Крылов, В.Ю. Методологические и теоретические проблемы математической психологии Текст. / В. Ю. Крылов. М.: «Янус-К», 2000. — 376 с.
- Кузьмичева, О.А. И. Пригожин о социальности науки Текст. / О.А. Кузь-мичева // Наукове шзнання. 2004. — № 1 (13). — С. 51−56.
- Кузнецов, В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание Текст. / В. Г. Кузнецов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 192 с.
- Кузнецов, В.Г. Становление герменевтического обоснования гуманитарных наук Текст. / В. Г. Кузнецов // Проблемы логики и методы научного познания. М, 1988. — С. 80−96.
- Ласло, Э. Основания трансдисциплинарной единой теории Текст. / Э. Ласло // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс — Традиция, 2000. — С. 326−333.
- Лебедев, С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) Текст. / С. А. Лебедев. М.: Академический проект, 2008. — 692 с.
- Лежнева, Н.В. Учитель в системе личностно-ориентированного обучения (из опыта работы начальной школы) Текст. / Н. В. Лежнева // Директор школы. 2000. — № 9. — С.109−117.
- Лекторский, В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? Текст. / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 2004. — № 3. — С. 44−49.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 302 с.
- Лефевр, В.А. Формальный метод исследования рефлексивных процессов Текст. / В. А. Лефевр. // Вопросы философии. 1971. — № 9. — С. 103−115.
- Лихачёв, Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Текст. / Д. С. Лихачев.-Л., 1985.-575 с.
- Лихтенберг, Г. К. Деградация философии. Электронный ресурс. / Г. К. Лихтенберг. http://www.portalus.ru/modules/philosophy/rusreadme. php? subaction=showfull&id= 110 806 253 0&archive=0215&startfrom=&ucat =1&. (6 мая 2009).
- Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1982.-623 с.
- Лотман, Ю.М. Исторические закономерности и структура текста Текст. / Ю. М. Лотман // Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М.: Языки русской культуры, — 1996. — С. 319−327.
- Лутай, B.C. Синергетическая парадигма как философско-методологичес-кая основа решения главных проблем XXI века Текст. / B.C. Лутай // Практична философ1я. 2003. — № 1. — С. 10−38.
- Майнцер, К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже века Текст. / К. Майнцер // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс — Традиция, 2000. — С. 56−79.
- Мак-Клоски Д. Полезно ли прошлое для экономической науки? Текст. / Д. Мак-Клоски // Теория и история экономических и социальных институтов и систем.— Зима, 1993.— Том 1.— Вып. 1.— С. 107−136.
- Малинецкий, Г. Г. Развитие и рубежи синергетики Текст. / Г. Г. Малинец-кий // Грани познания: наука, философия, культура в XXI в.: В 2 кн. М.: Наука, 2007.-Кн. 2.-С. 131−157.
- Маркова, JI.A. Наука на своих границах с религией и хозяйством (по работам С.Н. Булгакова) Текст. / JI.A. Маркова // Границы науки. М., 2000. -С. 228−275.
- Матяш, Т.П. Сознание как целостность и рефлексия Текст. / Т.П. Ма-тяш. Ростов-на Дону, Издательство Ростовского университета, 1988. -184 с.
- Махлин, B.JI. Второе сознание. Подступы к гуманитарной эпистемологии Текст. / B.JI. Махлин. М.: «Знак», 2009. — 632 с.
- Микешина, JI.A. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания Текст. / JI.A. Микешина. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. — 560 с.
- Микешина, JI.A. Эпистемология ценностей Текст. / JI.A. Микешина. -М.: РОССПЭН, 2007.-439 с.
- Миронов, В.В. Философия и метаморфозы культуры Текст. / В. В. Миронов. — М.: Современные тетради, 2005. 424 с.
- Митина, С. И. Философский эго-текст в культуре: репрезентативная модель Текст. / С. И. Митина. Саранск, Мордов. гос. пед. ин-т. 2008. -130 с.
- Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера Текст. / Н. Н. Моисеев. М.: Молодая гвардия, 1990.-351 с.
- Мосионжик, Л. А. Синергетика для гуманитариев Текст. / Л.А. Мосион-жик. СПб.- Кишинёв: ИИ РАН «Нестор-История" — Изд-во «Высшая Антропологическая Школа», 2003. — 155 с.
- Музыка, О.А. Аксиологическая компонента социальной синергетики в системе развития общества Текст.: Автореф. дисс. докт. филос. наук / О. А. Музыка. Таганрог, 2007. — 54 с.
- Назаретян, А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги Текст. / А. П. Назаретян // Общественные науки и современность. -1997.-№ 2.-С. 91−98.
- Назарова, Т.С. Парадигма нелинейности как основа синергетического подхода в обучении Текст. / Т. С. Назарова, B.C. Шаповаленко // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 1. — С. 9−15.
- Насырова, М.Б. Этнопедагогический подход в воспитании культуры межнационального общения студента Текст.: Автореф.. дисс. докт. педагог. наук. / М. Б. Насырова. Оренбург, 2008. — 43 с.
- Наука: возможности и границы Текст. / Отв. ред. Е. А. Мамчур. М.: Наука, 2003.-293 с.
- Наука и ценности: Проблемы интеграции естественнонаучного и социо-гуманитарного знания. Текст. / Под ред. М. С. Кагана, Б. В. Маркова. Л.: ЛГУ, 1990.-184 с.
- Носов, Д.М. Предисловие Текст. / Д. М. Носов // Смит Р. История гуманитарных наук. 2-е изд. — М.: Изд. Дом ГУ ВМЭ, 2008. — 392 с.
- Олпорт, Г. Становление: основные положения психологии личности Текст. / Г. Олпорт // Становление личности. Избранные труды. М.: «Смысл», 2002. — С. 166−216.
- Орлова, Э.А. Современная городская культура и человек Текст. / Э. А. Орлова. -М.: Наука, 1987. 191 с.
- Петров, В.М. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования Текст. / В. М. Петров, Л. Г. Бояджиева. М.: Русский мир. — 158 с.
- Петрученко, О. Латино-русский словарь Текст. / О. Петрученко. М.: Греко-латинский кабинет Шичалина. — 1994. — 810 с.
- Пироженко, В.А. Синергетика в обществознании: непреодолимые трудности и сомнительные перспективы Текст. / В. А. Пироженко // Наукове шзнання. 2004. — № 1 (13). — С. 65−73.
- Платонова, С.И. Структура социологического знания Текст. / С. И. Платонова // Философия в XXI веке: международный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О. Н. Кирикова. Выпуск 17. — Воронеж: ВГПУ, 2008.-С. 103−115.
- Плигин, А.А. Личностно ориентированный подход к обучению физике Текст. / А. А. Плигин, О. Е. Баксанский, Е. Н. Кучер // Физика в школе. -2003.-№ 4. -С. 59−70.
- Поддубный, Н.В. Методологические и онтологические аспекты самоорганизующихся систем Текст. / Н. В. Поддубный // Синергетические исследования в области гуманитарных и естественных наук / Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2003. С. 151−181.
- Поддубный, Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем Текст. / Н. В. Поддубный. Белгород: Изд-во Белгор. госуниверситета. -1999.-352 с.
- Поддубный, Н.В. Системные парадоксы психологии Текст. / Н. В. Поддубный // Процессы самоорганизации в Универсальной истории: Материалы Междунар. симпоз. Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. — С. 113−115.
- Подкорытов, Г. А. От гуманитарного знания к гуманистическому сознанию Текст. / Г. А. Подкорытов // Гуманитарное знание: сущность и функции.-СПб., 1991.-С. 105−115.
- Пригожин, И.Р. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени: пер. с англ. Текст. / И: Р. Пригожин, И. Стенгерс. 5-е изд., испр. — М.: Едито-риалУРСС, 2003.-240 с.
- Пригожин, И. Р. Порядок из хаоса (Новый диалог человека с природой) Текст. / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986 — 431 с.
- Пригожин, И. Философия нестабильности Текст. / И. Пригожин // Вопросы философии. 1991. — № 6. — С. 46−52.
- Прохоров, А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности Текст. / А. О. Прохоров // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — 1996. — С. 32−43.
- Прытков, В.П. Оправдание синергетики Текст. / В. П. Прытков //Вопросы философии. 2001. -№ 4. — С. 146−149.
- Ракитов, А.И. Философские проблемы науки. Системный подход Текст. / А. И. Ракитов. М.: Мысль, 1977. — 268 с.
- Ракитов, А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход Текст. / А. И. Ракитов. М: Политиздат, 1982. — 303 с.
- Ратников, B.C. Синергетический подход в контексте проблемы научной рациональности Текст. / B.C. Ратников // Практична философ1я. 2003. — № 1. — С. 49−62.
- Режабек, Е.Я. Капитализм: проблема самоорганизации Текст. / Е.Я. Ре-жабек. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2004. — 320 с.
- Решетников, П.Е. О синергетическом подходе к организации дополнительного образования школьников и студентов / П. Е. Решетников // Дополнительное Образование: история, опыт, перспективы. Белгород: БРИПКиППС, 2003. — С.24−27.
- Решетников, П.Е. Системно-синергетический подход Текст. / П. Е. Решетников, Н. С. Сердюкова // Исследовательские подходы: хрестоматия по методологии педагогического исследования. Белгород, 2007. — Вып. 2. -С. 6−17.
- Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре Текст. / Г. Риккерт. М.: Республика, 1998.-413 с.
- Римский, В.П. Вместо введения / Текст. В. П. Римский // Философия науки: актуальные историко-научные и методологические проблемы: монография / под ред. проф. В. П. Римского. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. -С. 4−6.
- Розин, В.М. О синергетике и природе современного мышления Текст. / В. М. Розин // Философские науки. 2004. — № 4. — С. 85−102.
- Романовская, Т.Б. Границы физики в конце XX века Текст. / Т. Б. Романовская // Границы науки. М., 2000. — С. 79−103.
- Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явления Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., 1957. — 328 с.
- Рузавин, Г. И. Теория рационального выбора и границы ее применения в социально-гуманитарном познании Текст. / Г. И. Рузавин // Вопросы философии. 2003. — № 5. — С. 57−70.
- Садовский, В.Н. Основания общей теории систем Текст. / В. Н. Садовский. М.: Наука, 1974. — 296 с.
- Сапронов, М.В. Концепции самоорганизации в обществознании: мода или необходимость? (Размышления о будущем исторической науки) Текст. / М. В. Сапронов // Общественные науки и современность. 2001. — № 1. — С. 155−156.
- Свирский, Я.И. Самоорганизация смысла: Опыт синергетической онтологии Текст. / Я. И. Свирский. М.: ИФ РАН, 2001. — 181 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Текст. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 225 с.
- Синергетика: перспективы, проблемы, трудности (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2006. — № 9. — С. 3−33.
- Синергетике 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном. Проведено Е. Н. Князевой / Текст. // Вопросы философии. 2000. — № 3. — С. 53−61.
- Синергетическая философия истории / под ред. В. П. Бранского, С. Д. Пожарского. Рязань: «Копи-Принт», 2009. — 314 с.
- Сметанин, В.А. Развитие антропологического подхода в нравственном воспитании Текст. / В. А. Сметанин // Вестник удмуртского университета. -2007.-№ 9.-С. 185−188.
- Соловьев, B.C. Вера как основание науки Электронный ресурс. / B.C. Соловьев http://www. rodon.org/svs/vkon.htm. (10 июля 2009).
- Сочивко, Д.В. Психодинамика Текст. / Д. В. Сочивко. М.: МПСИ, 2007. -432 с.
- Степин, B.C. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологические аспекты) Текст. / B.C. Степин // Вопросы философии. — 2004.-№ 3.-С. 37−43.
- Степин, B.C. Саморазвивающиеся системы и перспективы техногенной цивилизации Текст. / B.C. Степин // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс — Традиция, 2000. — С. 12−27.
- Степин, B.C. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность. Электронный ресурс. / B.C. Степин. http://filosof.historic.ru/ bo oks/item/f00/s00/z0000249/. (4 января 2009).
- Степин, B.C. Теоретическое знание Текст. / B.C. Степин. -М.: Прогресс-традиция. 2000. — 744 с.
- Стерледев, Р.К. Философский анализ конфликта естественнонаучных и эзотерических концепций XX—XXI вв.. Текст.: Автореф.. дисс. докт. филос. наук. / Р. К. Стерледев. Киров, 2009. — 47 с.
- Страхов, Н.Н. Мир как целое. Текст. / Н. Н. Страхов. М.: Айрис-пресс: Айрис-Дидактика, 2007. — 576 с.
- Страхов, Н.Н. О методе естественных наук и значении их в общем образовании Текст. / Н. Н. Страхов. СПб., 1865. — XII. — 186 с.
- Суворов, В.В. Методологические проблемы синергетики. Электронный ресурс. / В. В. Суворов. http://www.5ballov .ru/referats/preview/34 783/3. (4 января 2009).
- Таланчук, Н.М. Сто новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма. Эвристический тезаурус / Н. М. Таланчук. Казань: Институт среднего специального образования РАО, 1993.- 106 с.
- Тарабаева, В.Б. Синергетическая парадигма в психологии Текст. / В. Б. Тарабаева // Процессы самоорганизации в Универсальной истории:
- Материалы Междунар. симпоз. Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. — С. 128 130.
- Тойнби, А.Дж. Постижение истории Текст. / А. Дж. Тойнби. Сб./пер. с англ. Е. Д. Жаркова. — М., 2006. — 640 с.
- Топольский, Е. Методология истории и исторический материализм Текст. / Е. Топольский // Вопросы истории. 1990. — № 5. — С.3−14.
- Трофимова, И.Н. Индивидуальные различия с точки зрения эволюционно-синергетического подхода Текст. / И. Н. Трофимова // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 72−84.
- Тугаринов, В.П. Природа, цивилизация, человек Текст. / В. П. Тугаринов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 128 с.
- Тюхтин, B.C. Отражение, системы, кибернетика. Теория отражения в свете кибернетики и системного подхода Текст. / B.C. Тюхтин. М.: Наука, 1972.-255 с.
- Тюхтин, B.C. Диалектика познания сложных систем Текст. / B.C. Тюхтин, В. В. Бородкин, A.M. Дорожкин. -М.: Мысль, 1988. 316, 1. с.
- Уотсон, Д. Психология с точки зрения бихевиоризма Текст. / Д. Уотсон // История психологии: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. 2-е изд. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 79−96.
- Усольцев, А.П. Синергетика педагогических систем Текст.: монография / А. П. Усольцев, Уральский госпединститут. Екатеренбург, 2005. — 263 с.
- Федорова, М.А. Педагогическая синергетика как основа моделирования и реализации деятельности преподавателя высшей школы Текст.: Дисс.. канд. пед. наук. / М. А. Фёдорова. Ставрополь, 2004. — 169 с.
- Философия и интеграция современного естественно-гуманитарного знания (материалы «круглого стола») Текст. // Вопросы философии. — 2004. -№ 7. -С. 3−39.
- Философия истории Электронный ресурс. // http://www.nuru.ru/philos/02 7.htm. (9 января 2009).
- Философия современного естествознания: Учебное пособие для вузов Текст. / Под общ. ред. проф. С. А. Лебедева. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. -304 с.
- Франк, С. Л. Личность и вещь (Философское обоснование витализма) Текст. / С. Л. Франк // Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры. СПб.: Издание Д. Е. Жуковского (тип. т-ва «Общественная польза»), 1910.-С. 164−217.
- Франк, С. Л. Предмет знания. Текст. / С. Л. Франк // Предмет знания. Душа человека. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000 — С. 12−630.
- Франкл, В. Человек в поисках смысла: Текст. / В. Франкл. Сборник. Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990.-368 с.
- Фрейд, 3. Будущее одной иллюзии Текст. / 3. Фрейд // Сумерки богов. -М., 1989.-С. 112−132.
- Фуко, М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук Текст. / М. Фуко.-М., 1977.-488 с.
- Фюнфштюк, К. Синергетика как новая познавательная модель в гуманитарных науках. Текст.: Автореф. дисс. .канд. философских наук / К. Фюнфштюк. М., 1998. — 25 с.
- Хакен, Г. Информация и самоорганизация. (Макроскопический подход к сложным системам) Текст. / Г. Хакен. М.: Мир, 1991. — 240 с.
- Хакен, Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке? Текст. / Г. Хакен // Синергетика и психология. Тексты. Вып. 2. Социальные процессы. — М., 2000. — С. 11−25.
- Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности Текст. / Г. Хакен.-М., 2001.-350, 1. с.
- Хакен, Г. Синергетика Текст. / Г. Хакен. М.: Мир, 1980. — 404 с.
- Хакен, Г. Синергетика и некоторые ее применения в психологии Текст. / Г. Хакен // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — С. 296−306.
- Хакен, Г. Синергетика как мост между естественным и социальными науками Текст. / Г. Хакен // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. -М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 106−122.
- Харитонова, В.А. Образование: стратегия развития и синергетика Электронный ресурс. / В. А. Харитонова, О. В. Санникова, И. В. Меньшиков. -http://www.labore.ru/resru/0hfllel87l.doc. (4 августа 2009).
- Харченко, М.А. К вопросу о психической деятельности в свете синергети-ческой парадигмы Текст. / М. А. Харченко // Процессы самоорганизации в Универсальной истории: Материалы Междунар. симпоз. Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. — С. 134−136.
- Хвостова, К.В. Постмодернизм, синергетика и современная историческая наука Текст. / К. В. Хвостова // Новая и новейшая история. 2006. — № 2. -С. 22−33.
- Шевчук, Е.Н. Синергетика: новый подход к старым дилеммам Текст. / Е. Н. Шевчук // Наукове шзнання. 2004. — № 1 (13). — С. 86−92.
- Шпенглер, О. Закат Европы. Текст. / О. Шпенглер. Т.1. — Новосибирск: Наука, 1993.-584, [9] с.
- Штеренберг, М.И. Синергетика: наука? философия? псевдорелигия? Текст. / М. И. Штеренберг. -М.: Академия, 2007. 176 с.152
- Штеренберг, М.И. Является ли синергетика наукой? Текст. / М.И. Ште-ренберг // Философские науки. 2004. — № 6. — С. 130−138.
- Щетинин, В.И. Философия синергетики научного знания Текст. / В. И. Щетинин. Белгород: Институт социологии и права, 2009. — 311 с.
- Экзистенциальная и гуманистическая психология (авторы) Гордон Олпорт Электронный ресурс. http://hpsy.ru/authors/x078.htm. (8 мая 2009).
- Эксле, О.Г. Натурализм, историзм и сегодняшнее состояние вопроса о единстве наук Текст. / О. Г. Эксле // Теоретические проблемы исторических исследований. М.: МГУ, 2002. — 166 с.
- Юдин, Б.Г. Многомерный образ человека. На пути к созданию единой науки о человеке Текст. / Б. Г. Юдин. М.: Наука, 2001, — 368 с.
- Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX века. Электронный ресурс. / М. Г. Ярошевский. http://psylib.kiev.ua/. (6 мая 2009).
- Янч, Э. Самоорганизующаяся Вселенная Текст. / Э. Янч // Общественные науки и современность. 1999. — № 1. — С. 143−158.
- K6hler, R. System Theoretical Linguistics Text. / R. Kohler // Theoretical Linguistics. 1987. — Vol. 14, 2−3. — P. 241−257.
- Ward, L.F. Pure Sociology A Treatise on the origin and spontaneous development of society Text. / L.F. Ward. — 1903. — 594 p.