Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Синергетика в методологии гуманитарных наук

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При определении условий и теоретических контекстов синергетического моделирования в методологии образования следует учесть, что использование системно-деятельностного, культурологического, этнопедагогиче-ского и антропологического подходов не допускает применения синергетических принципов в силу невозможности рассматривать соответствующие им системы как самоорганизующиеся. При изучении… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Гуманитарные и естественные науки: философскометодологические аспекты взаимосвязи
    • 1. 1. Гуманитарные науки в системе научного знания
    • 1. 2. Основные тенденции системного взаимодействия гуманитарных и естественных наук
    • 1. 3. Синергетический подход как методологическая основа сближения гуманитарных и естественных наук
  • Глава 2. Эвристические возможности и границы применимости синергетики в методологии гуманитарных наук
    • 2. 1. Возможности и границы применения синергетики в методологии истории
    • 2. 2. Синергетика и философско-методологические исследования в психологии
    • 2. 3. Синергетическое моделирование в методологии образования

Синергетика в методологии гуманитарных наук (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Последние десятилетия в российском научном сообществе являются временем интенсивного поиска новых методологических стратегий, совместимых с теоретическими традициями отечественной гуманитарной науки. Одним из наиболее отчётливых и продуктивных направлений такого поиска следует признать синергетическое, обнадеживающее своей познавательной перспективой как в методологии истории, где решается проблема методологического наследия макросоциальной историографии, так и в методологии психологии и общих проблем образования, где существенной оказывается проблема идеологических конструктов, решение которой осложнено многолетним теоретико-систематическим усвоением последних.

На рубеже XXI века происходит своеобразная «встреча», когерентное взаимодействие тех наработок, которые созданы в синергетике с результатами исследований в отдельных гуманитарных науках, которые до открытий Г. Хакена и И. Пригожина или параллельно с ними пришли к сходным идеям, глубоким обобщениям и принципам. В последние годы стали появляться работы по гуманитарной тематике, включающие в свой эпистемологический аппарат основные представления, термины и методы, заимствованные из синергетики. Многим исследователям представляется спорным возможность применения методологических установок, разработанных в рамках естественных наук к явлениям социальной природы. Однако, возможность синерге-тической разработки методологических проблем гуманитарных наук обеспечивается общенаучным контекстом — конвергенцией естественнонаучного и гуманитарного знания, миграцией научных парадигм из одной отрасли научного знания в другую.

Необходимо спокойно и взвешенно воздать должное как действительным методологическим достижениям синергетики, так и ее необоснованным притязаниям. Это предполагает определение границ и возможностей функ3 ционирования фундаментальных принципов синергетики. Требуется содержательный философско-методологический анализ того, как осуществляется использование синергетических принципов в современном гуманитарном знании.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время в философии науки наблюдается тенденция, направленная на создание единой методологической основы как для естественных, так и для гуманитарных наук. В первую очередь это связано с тем, что наука вышла на такие рубежи междисциплинарного исследования, когда объекты исследования можно рассматривать и как естественные, и как гуманитарные. Само определение гуманитарных наук связывается с «человекомерными» явлениями. Вместе с тем естественные науки все больше гуманитаризируются.

В конце XIX — начале XX века проблема соотношения гуманитарных и естественных наук была поставлена В. Дильтеем, представителями баден-ской школы неокантианства Г. Риккертом, В. Виндельбандом, и она остается значимой и для нашего времени. Сегодня становится очевидным, что «науки о культуре» должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент, отличный от фундамента естествознания. В качестве новой формы взаимодействия естествознания и гуманитаристики выступает проблема соотношения синергетики и гуманитарных наук.

Теоретико-методологическая актуализация современных гуманитарных наук содержится в работах Н. С. Автономовой, З. С. Алябьевой, Г. А. Антипо-ва, М. М. Бахтина, Е. А. Бельцевой, А. Г. Бермуса, В. Г. Борзенкова, А.А. Бруд-нова, О. Г. Дробницкого, В. В. Ильина, И. Т. Касавина, Н. И. Киященко, В. Г. Кузнецова, С. А. Лебедева, Е. А. Мамчур, JI.A. Марковой, Л.А. Микеши-ной, В. В. Миронова, С. И. Митиной, А. А. Михайлова, В. И. Омельянчикова, М. А. Розова, Г. И. Рузавина, В. Г. Федотовой, В. П. Филатова, Б. Г. Юдина и др. При этом проблемные аспекты системного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, детерминации научного знания в исследовательской литературе освещались И. Т. Касавиным, Б. М. Кедровым, В. Е. Кемеровым, 4.

Т.Х. Керимовым, В. А. Лекторским, С. А. Никитиным, В. Н. Порусом, Н. М. Смирновой, ЕЛ. Чертковой, B.C. Швырёвым и др.

Предтечей синергетического подхода можно рассматривать исследования по диалектике самоорганизующихся систем И. В. Лупандина, Т.П. Ма-тяш, А. А. Печенкина, Е. Я. Режабека и др.

Базовые идеи синергетики изложены в трудах Р. Келера, Г. Николиса, И. Р. Пригожина, И. Стенгерс, Г. Хакена, Э. Янча, а также в исследованиях отечественных ученых В. И. Аршинова, В. Г. Буданова, Ю. А. Данилова, К. Х. Делокарова, С. П. Капицы, С. П. Курдюмова, Г. Г. Малинецкого, Н. В. Поддубного, B.C. Ратникова, А. П. Руденко, Я. И. Свирского и др.

Возможности использования синергетического подхода в социально-гуманитарных науках в целом нашли отражение в исследованиях Е. А. Антонова, В. Т. Волова, B.C. Егорова, Д. Ф. Китаева, А. В. Кокина, Е. Н. Князевой, B.C. Лутая, B.C. Степина, Н. М. Таланчука, М. И. Штеренберга и др. Отдельные аспекты методологических проблем применения синергетики в гуманитарных отраслях науки изучали Л. В. Бараусова, В. Э. Войцехович, И. С. Добронравова, Э. Ласло. Использование синергетики в культурологических исследованиях рассматривается у О. Н. Астафьевой, В. В. Васильковой, И. А. Евина, А. В. Зубковой, М. С. Кагана, Л. П. Киященко, Э. А. Орловой, В. М. Петрова, Н. А. Хренова и др.

В этой связи следует обратить особое внимание на формирование особого слоя синергетических исследований, связанных с проблематикой социально-гуманитарного знания. Среди представителей вновь возникшей социальной синергетики — как своего рода специального контекста, содействующего распространению синергетических идей в философии истории, психологии и общих проблем образования, можно выделить А. А. Борзых, В. П. Бранского, И. А. Ильяеву, B.C. Капустина, О. Н. Козлову, А. А. Колесникова, Г. А. Котельникова, О. А. Музыку, С. Д. Пожарского, Н. Г. Савичеву и Др.

Проблематика теоретической синергетики, разрабатываемая собственно в методологии гуманитарных наук, может быть представлена в нескольких дисциплинарных группах.

Возможности применения синергетики в макросоциальных методологических подходах, применяемых при изучении истории, а также при описании частных исторических явлений рассматривали отечественные ученые A.M. Аматов, Л. И. Бородкин, С. Г. Гомаюнов, И. Д. Коноваленко, А.П. Наза-ретян, В. П. Римский, М. В. Сапронов, К. В. Хвостова и др., а также зарубежные: А. Байхерен, В. А. Пироженко, Е. Топольский, Д. Мак-Клоски, Н. Хайес, М. Шермер и др.

Использование синергетики в философско-методологических исследованиях в психологии представлено К.А. Абульхановой-Славской, С. С. Бубновой, О. А. Власовой, В. Е. Клочко, В. Ю. Крыловым, А. О. Прохоровым, Д. В. Сочивко, В. Б. Тарабаевой, И. Н. Трофимовой, JI.P. Фахрутдиновой и др. Существенный вклад в разработку данного аспекта внесла И.В. Ершова-Бабенко, которая полагает возможным исследование психики как синергети-ческой реальности.

Использование синергетического подхода в педагогических исследованиях, в том числе в педагогике высшей школы и философии образования нашло отражение в работах Р. Г. Баранцева, Н. В. Лежневой, П. Е. Решетникова, А. П. Усольцева, М. А. Фёдоровой, В. А. Харитоновой и др.

Степень разработанности общих и специальных проблем синергетики позволяет заключить, что интенсивное восприятие синергетических идей и принципов в методологии гуманитарных наук требует философско-методологической рефлексии «среднего уровня» (термин Р. Мёртона) — исследования возможностей применения синергетических принципов в истории (макросоциальных исследованиях), теоретико-методологических установках, распространённых в современных психологических исследованиях и актуальной философии образования.

Объектом исследования выступают методологические разработки синергетической теории в современных гуманитарных науках.

Предметом исследования являются конкретно-методологические процедуры ассимиляции и применения базовых синергетических идей и принципов в методологии гуманитарных наук.

Цель исследования — выявить и обосновать возможности и пределы методологического восприятия синергетики в гуманитарных науках — в истории, психологии, педагогике и философии образования.

Для решения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

— выявить основания сближения методологических подходов гуманитарных и естественных наук;

— определить основные тенденции системного взаимодействия гуманитарных и естественных наук и охарактеризовать методологические условия их сближения в теоретико-синергетической познавательной среде;

— уточнить точки взаимопроникновения методологии синергетики с методологиями конкретных гуманитарных наук и возможности её использования в анализе гуманитарных процессов;

— установить возможности и границы применения синергетики в современных философско-теоретических и конкретно-научных исторических исследованиях;

— выявить основные способы преобразования синергетических идей и принципов в полипарадигмальной среде современных философско-психологических исследований;

— раскрыть условия и теоретические контексты синергетического моделирования в методологии образования.

Теоретико-методологические основы исследования. В соответствии с предметом и целью исследования были выбраны средства и методы исследования.

В основу диссертации положен диалектический метод как совокупность принципов развития, всеобщей связи, единства исторического и логического. Использовались общенаучные подходы и принципы: системный, си-нергетический, исторический, эволюционный подходы, принцип дополнительности.

В процессе работы над диссертацией интерпретировались также методологические программы, известные в методологии макроистории (форма-ционный, цивилизационный, культурологический подходы), в теоретико-психологических исследованиях (бихевиористская, психоаналитическая, гуманистическая и системно-деятельностная парадигмы), в методологии образования (системно-деятельностный, личностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический и антропологический подходы).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что: в современной методологии гуманитарных наук выявлены черты, присущие естественным наукам, и, напротив, в современном естествознании обнаружены черты гуманитарных наук, что дает основание предполагать возможность выработки таких методологических подходов, которые в едином контексте будут описывать как природные, так и «человекомерные» явленияопределены основные тенденции системного взаимодействия гуманитарных и естественных наук и охарактеризовано средовое (контекстуальное) значение этих тенденций для восприятия синергетических идей и принципов в методологии гуманитарных наук, что связано с решением терминологической и параметральной методологических проблемна основе анализа соответствия гуманитарных явлений процессам, происходящим в самоорганизующихся системах, уточнены точки взаимопроникновения методологии синергетики с методологиями конкретных гуманитарных наук и намечены пути её использования в анализе гуманитарных процессов;

— установлены возможности и основные границы применения синергетики в современных философско-теоретических исследованиях при описании исторических макропроцессов, а также конкретно-научных исторических фактов и событий, показаны возможности использования синергетических принципов в формационном, цивилизационном и культурологическом подходах;

— выявлены основные способы преобразования синергетических идей и принципов в полипарадигмальной среде современных философско-методологических исследований в психологии, проанализированы возможности описания психических феноменов синергетическим языком;

— раскрыты условия и теоретические контексты синергетического моделирования в методологии образования на уровне конкретных языков теоретико-методологического моделирования, а также при описании формирования качеств отдельной личности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В современной методологии гуманитарных наук выявлены черты, присущие естественным наукам, и, напротив, в современном естествознании обнаружены черты гуманитарных наук. В первую очередь это связано с группой парадигм, которые исследуют социальные явления в контексте целостности и развития, а также с эволюционными парадигмами. Это дает основание предполагать возможность выработки таких методологических подходов, которые в едином контексте будут описывать как природные, так и «челове-комерные» явления.

2. Синергетическая концепция взаимосвязи системного взаимодействия гуманитарных и естественных наук предполагает решение терминологической и параметральной методологических проблем: применение синерге-тической методологии избыточно при описании простых систем, однако при установлении параметров порядка появляется возможность моделировать процессы в самоорганизующихся системах. Целесообразно при этом выявить показатели, по которым можно оценить степень связности и взаимного влияния этих переменных друг на друга.

3. При уточнении точек взаимопроникновения методологии синергетики с методологиями конкретных гуманитарных наук необходимо: во-первых, установить, существуют ли такие системы в изучаемом явлении, или хотя бы условия для их возникновенияво-вторых, важно выявить и исследовать, насколько возможно рассматривать основные структурные элементы этих систем в качестве параметров порядка системыв-третьих, проанализировать, насколько выполняются при синергетическом рассмотрении основные научные функции: описание, объяснение, предсказаниев-четвертых, рассмотреть, как отдельные синергетические принципы проявляются в том или ином изучаемом явлении.

4. При изучении исторических макропроцессов их непредсказуемость будет определяться не только объективными, но и субъективными факторами, что в большой степени осложняет поиск адекватных им синергетических терминов и параметров порядка. Оправданным представляется применение синергетического подхода к изучению повторяющихся кратковременных исторических явлений (предсказательными значениями при этом можно пренебречь).

5. В психологии выявлена методологическая эффективность синергетического представления личности как самоорганизующейся системыеё параметры порядка в этом случае оказываются связаны с внешними проявлениями психики, а не с внутренней личностной структуройсинергетическое описание личности в этих случаях содержит в себе риски терминологической редукции. При построении синергетических моделей психических явлений следует, прежде всего, иметь в виду поведенческую конкретность последних.

6. В методологии образования восполнение синергетических идей и принципов ограничивается переописанием конкретных статических систем в конкретный момент времени — синергетика применяется здесь на уровне конкретных языков теоретико-методологического моделирования, что, однако, не позволяет описывать процесс формирования того или иного воспитуемого качества личности с приемлемой полнотой и выявлять условия, при которых это воспитание возможно.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в реализации конкретно-методологического подхода к изучению возможностей и пределов применения синергетики в гуманитарных науках, что позволяет разрабатывать проблематику синергетического анализа в философии конкретных гуманитарных наук. Практическая значимость исследования заключается в выявлении границ и пределов применения синергетики в методологии истории, фило-софско-методологических исследованиях в психологии и методологии образования. Определены принципы синергетики, которые принимают эвристические значения в методологии гуманитарных наук.

Материалы диссертации могут быть использованы исследователями в области философии науки и философии гуманитарных наук, в образовательных курсах «Философия», «Концепции современного естествознания», в специальных курсах по философии синергетики в гуманитарных науках.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы, полученные в ходе диссертационного исследования, излагались в ряде публикаций автора, а также обсуждались на Международной научной конференции «Перспективы синергетики в XXI веке» (Белгород, 2003) — Всероссийской научной конференции «Человек в изменяющейся России: философская и междисциплинарная парадигма» (Белгород, октябрь 2006 г.) — Всероссийской научной конференции «Философия и наука поверх барьеров: человек и культурно-исторические типы глобализации» (Белгород, 2007) — Всероссийской научной конференции «Философия и наука поверх барьеров: философское и социально-гуманитарное знание в начале нового столетия (Белгород, апрель 2008) — III Всероссийской научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, сентябрь 2008) — Международной научной конференции Н. Н. Страхов и русская культура XIX-XX:

11 к 180-летию со дня рождения" (Белгород, октябрь 2008) — V Всероссийской научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, март 2009) — IV Всероссийской научной конференции «Философия и наука поверх барьеров: культурно-цивилизационные и антропологические кризисы идентичности в современном мире» (Белгород, апрель 2009) — IV Всероссийской научной конференции «Проблемы российского самосознания: архаическое, традиционное и инновационное начала» (Белгород, май 2009) — VII Всероссийской научно-практической конференции «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, июль 2009).

Результаты диссертационного исследования использованы автором в ходе чтения лекций и проведения семинарских занятий по дисциплине «Концепции современного естествознания», при чтении спецкурсов «Синергетика в социально-гуманитарных науках», «Человек и ноосфера».

Диссертация обсуждалась на кафедре философии Белгородского государственного университета и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило выявить возможности и границы теоретико-методологического применения синергетического знания в гуманитарных наукахпри этом особое внимание было уделено конкретно-методологическим условиям восприятия и развития синергетических идей в отечественном научном сообществе (учитывалась междисциплинарная миграция системно-кибернетических теорий, устойчивый интерес исследователей к математико-синергетической доктрине Г. Хакена и т. д.).

1. Начиная со второй половины XX века, синергетика получила достаточно широкое распространение во многих областях научного знаниявозможность синергетической разработки методологических проблем гуманитарных наук обеспечивалась общенаучными процессами конвергенции естественнонаучного и гуманитарного знания. Между тем, увлечение синергетикой как некоторой научной идеологией давало себя знать в неправомерных рисках её прикладного восприятия. В этой связи в диссертации предпринят анализ возможностей применения и установления границ применимости теоретической синергетики в методологии гуманитарных наук — в истории, психологии, педагогике и философии образования. Тем самым выявляются основные тенденции системного взаимодействия гуманитарных и естественных наук и устанавливается средовое значение этих тенденций для восприятия синергетических идей и принципов в методологии гуманитарных наук.

2. Обращение к синергетическим идеям и принципам в гуманитарных исследованиях не может ограничиваться выявлением общих параметров порядка гуманитарных («человекомерных») систем. Степень разработанности общих и специальных проблем синергетики позволяет заключить, что интенсивное восприятие синергетических идей и принципов в методологии гуманитарных наук требует философско-методологической рефлексии «среднего уровня" — таким образом, устанавливаются конкретно-методологические процедуры ассимиляции и применения синергетических идей и принципов в теоретической среде гуманитарных исследований.

3.В частности, уточняются возможности и основные границы применения синергетики в современных философско-теоретических и конкретно-научных исторических исследованияхвыявляется, что при изучении исторических макропроцессов их непредсказуемость будет определяться не только объективными, но и субъективными факторами, что в большой степени осложняет поиск адекватных им синергетических терминов и параметров порядка. Отсюда, применение синергетического подхода является наиболее эффективным для изучения повторяющихся кратковременных исторических явлений.

4. Устанавливается, что в полипарадигмальной среде современных фи-лософско-методологических исследований в психологии возможно синергетическое представление личности как самоорганизующейся системыеё параметры порядка в этом случае оказываются связаны с внешними проявлениями психики, а не с внутренней личностной структуройсинергетическое описание личности в этих случаях содержит в себе риски терминологической редукции. Поведенческую конкретность психических явлений следует, прежде всего, учитывать при построении психосинергетических методологических моделей. В бихевиористской парадигме синергетический подход можно рассматривать как один из случаев редукционизма, поскольку ее сторонники пытаются описывать личность человека через его взаимодействие с окружающей средой, что не всегда соответствует объективной картине. В психоаналитической парадигме синергетический подход мало эффективен, поскольку ограничивается констатацией того факта, что система является самоорганизующейся. В гуманистической и системно-деятельностной парадигмах применение синергетики ограничено ситуациями и индивидуумами. При построении синергетических моделей конкретных психических явлений следует иметь в виду, что здесь, как и в конкретно-исторических исследованиях построенная модель будет работать только в некотором конкретном случае, поскольку параметры системы являются индивидуальными. Поведение личности или коллектива остается неоднозначным, и заранее предположить, как будут развиваться события, не представляется возможным, поскольку нельзя дать однозначные предсказания развития данных нелинейных систем.

5. При определении условий и теоретических контекстов синергетического моделирования в методологии образования следует учесть, что использование системно-деятельностного, культурологического, этнопедагогиче-ского и антропологического подходов не допускает применения синергетических принципов в силу невозможности рассматривать соответствующие им системы как самоорганизующиеся. При изучении педагогических явлений с использованием личностного, или полисубъектного подходов применение синергетики ограничивается описанием конкретных статических систем в конкретный момент времени — синергетика применяется на уровне конкретных моделей, что не позволяет описывать процесс формирования того или иного качества личности и выявлять условия, при которых это формирование возможно.

Таким образом, в диссертации реализован конкретно-методологический подход к изучению возможностей и пределов применения синергетики в методологии гуманитарных наук, что позволяет разрабатывать проблематику синергетического анализа в конкретных гуманитарных науках с учётом установленных эвристических значений синергетических идей и принципов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Идея системности в современной психологии: монография Текст. / К.А. Абульханова-Славская. Под ред. В.А. Ба-рабанщикова. -М.: Институт психологии РАН, 2005. — 495 с.
  2. , А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы Текст. / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  3. , Н. С. Эпистемологическая концепция М. Фуко и ее эволюция Текст. / Н. С. Автономова // Французская социология сегодня: анализ немарксистских концепций. М.: Наука, 1989. — С. 45−64.
  4. , Р. Общая теория систем и исследование систем как противоположные концепции науки о системах Текст. / Р. Акоф // Общая теория систем. -М, 1966.-С. 77−78.
  5. , П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма Текст. / П. В. Алексеев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 336 с.
  6. , B.JI. Смена парадигм и формирование новой методологии Текст. / В. Л. Алтухов // Общественные науки и современность. 1993. — № 1. — С. 88−100.
  7. , З.С. Практическое значение гуманитарного знания Текст. / З. С. Алябьева, С. П. Щавелев // Гуманитарное знание: сущность и функции. СПб, 1991. — С. 56−69.
  8. , A.M. Методологические проблемы применения естественнонаучных методов в историческом исследовании: история и синергетика Текст.: Автореф. дисс.. докт. исторических наук / A.M. Аманжолулы. -Караганда, 2007. 44 с.
  9. , A.M. Философско-методологические основания междисциплинарных исследований техногенной цивилизации Текст.: Дисс.. канд. филос. наук. / А. М. Аматов. Белгород, 2008. — 169 с.
  10. , B.C. Динамические системы Текст. / B.C. Анищенко // Соро-совский образовательный журнал. 1997. — № 11. — С. 77−84.
  11. , Г. А. Историческое прошлое и пути его познания Текст. / Г. А. Антипов. М.: Наука, 1987. — 242 с.
  12. , Е.А. От многофакторного к синергетическому видению истории Текст. / Е. А. Антонов // Синергетика в современном мире: Сб. докл. Международной научной конф. Белгород: Изд-во БелГТАСМ, 2000. -С. 6−7.
  13. , Е.А. Философия и синергетика Текст. / Е. А. Антонов // Дух и время: Философско-культурологический альманах. Выпуск I. 1997 год. -Белгород: Изд-во Белгородского госуниверситета, 1998. С. 6−11.
  14. , Е.А. Философский метод познания в контексте современной культуры (Опыт рефлексивного осмысления) монография Текст. / Е.А. Антонов- отв. ред. В. Н. Шилов. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. -208 с.
  15. , В.И. Гражданское общество в контексте синергетического подхода Текст. / В. И. Аршинов, Н. Г. Савичева // Общественные науки и современность. 1999. — № 3. — С.131−138.
  16. , В.И. Синергетическое знание: между сетью и принципами Текст. / В. И. Аршинов, В. Э. Войцехович // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс — Традиция, 2000-С. 107−120.
  17. , О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы Текст. / О. Н. Астафьева М.: МГИДА, 2002. — 295 с.
  18. , А.И. Специфика парадигм гуманитарного знания Текст. / А. И. Афанасьев // Перспективи. 2005. — № 3 (31). — С. 118−122.
  19. Бак, Д. П. Границы интерпретации в гуманитарном и естественнонаучном знании Текст. / Д. П. Бак, Н. И. Кузнецова, В. П. Филатов // Вопросы философии. 1998. — № 5 — С. 144−150.
  20. , О.Е. Когнитивно-синергетическая парадигма НЛП: от познания к действию Текст. / О. Е. Баксанский, Е. Н. Кучер. М.: ЛКИ, 2007. -184 с.
  21. , Р.Г. Универсальная семантика триадических структур в науке-искусстве-религии Текст. / Р. Г. Баранцев // Языки науки языки искусства. — Прогресс-Традиция, 2000. — С. 61−65.
  22. , Л.В. Формирование личности нового типа как фактор реализации идей коэволюции Текст. / Л. В. Бараусова // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-Традиция, 2003. — С. 280−293.
  23. , B.C. Социальная философия Текст. / B.C. Барулин. М.: ФА-ИР-ПРЕСС, 2000.-560 с.
  24. , Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности Текст. / Л. М. Баткин. -М.: Наука, 1989. 270, [2] с.
  25. , М.М. К методологии гуманитарных наук Текст. / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е. М., 1986. — С. 381−393.
  26. , М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук Текст. / М. М. Бахтин. Спб.: Азбука, 2000. — 332 с.130
  27. , Е.А. Гуманитарное знание и проблема понимания: монография Текст. / Е. А. Бельцева. Киров: ВСЭИ, 2005. — 108 с.
  28. , B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения) Текст. /
  29. B.C. Библер // Вопросы философии. -1989. № 6. — С. 31−42.
  30. , И.В. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  31. , И.В. Системный подход как современное общенаучное направление Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1986. — 270 с.
  32. , В.Г. Естественнонаучные основания современных социально-гуманитарных наук Текст. / В. Г. Борзенков // Философия социальных и гуманитарных наук. / Под общ. ред. проф. С. А. Лебедева. М.: Академический Проект, 2006. — С. 152−193.
  33. , А.А. Принципы стратегического и структурного моделирования явлений и управляющих процессов Текст. / А. А. Борзых. Курск, КИСО МГСУ, 2002.-188 с.
  34. , Л.И. «Порядок из хаоса»: концепции синергетики в методологии исторических исследований // Новая и новейшая история. М., 2003. — № 2 Электронный ресурс. / Л. И. Бородкин http://www. hist.msu.ru/Labs/ HisLab/ html/chaos.htm. (9 января 2009).
  35. , А.С. Возможности и пределы синергетических оснований культуры Текст. / А. С. Борщов // Синергия культуры: Труды Всероссийской конференции / Под ред. проф. А. В. Волошина. Саратов. СГТУ, 2002.1. C. 46−51.
  36. , А.В. Проблема альтернативности исторического развития: историографические и методологические аспекты Текст.: Автореф. дисс. канд. ист. наук / А. В. Бочаров. Томск, 2002. — 26 с.
  37. , В.П. Глобализация и синергетический историзм Текст. / В. П. Бранский, С. Д. Пожарский. СПб.: Политехника, 2004. — 400 с.
  38. , В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории Текст. / В. П. Бранский // Общественные науки и современность. 1999. — № 6. — С. 117−127.
  39. , С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система Текст. / С. С. Бубнова // Психологический журнал. — 1999.-т. 20.-№ 5.- С. 38−44.
  40. , В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. Текст.: Автореф. дисс. докт. филос. наук / В. Г. Буданов. -М., 2007.-35 с.
  41. , В.Г. Синергетика: история, принципы, современность. Электронный ресурс. / В. Г. Буданов. http://spkurdyumov.narod.ru/SinBud.htm. (9 января 2009).
  42. , В.Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики Текст. / В. Г. Буданов // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс — Традиция, 2000. — С. 285 304.
  43. , В.В. Эстетика отцов церкви. Электронный ресурс. / В. В. Бычков. http://www.krotov .info/librmin/b/bulgakovs/pagel0.htm. (3 января 2009).
  44. , И. Конец знакомого мира. Социология XXI в. Текст. / И. Валлерстайн. М.: Логос, 2003. — 355 с.
  45. , В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (синергетика и теория социальной самоорганизации) Текст. / В. В. Василькова. -СПб.: Лань, 1999.-480 с.
  46. , В.Г. Системно-синергетическое моделирование в непрерывном образовании педагога. Текст.: Дисс. доктора пед. наук. / В. Г. Виненко. -Саратов, 2001.-322 с.
  47. , В.Б. Исторический факт в потоке парадигмальных сдвигов Текст. / В. Б. Власова // История методологии социального познания. Конец XIX—XX вв.ек. М., 2001. — С. 3−17.
  48. , В.Э. Синергетическая концепция фракталов (социальные и философские основания) Текст. / В. Э. Войцехович // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-Традиция, 2003. — С. 141−156.
  49. , В.Т. Синергетика как базовая методология гуманитариев XXI века Текст. / В. Т. Волов, Д. Ф. Китаев. Самара, 2005. — 276 с.
  50. , К.Н. К. Э. Циолковский об антропологическом подходе к воспитанию Электронный ресурс. / К.Н. Воробьева. http://readings.gmik.ru /lecture/2006. (6 мая 2009).
  51. , В.В. Педагогика высшей школы в двух словах Электронный ресурс. /В.В. Воронов. http://pedagogik.mgou.ru/indexphp?page=r691f2d5 &directory=6. (23 апреля 2009).
  52. , И.Р. Категория предпонимания в философской герменевтике Электронный ресурс. / И. Р. Габдуллин. http://www.bimbad.ru/biblioteka/ articlefull. php?aid=1031&binnrubrikplarticles=69. (30 марта 2009).
  53. Глобальный эволюционизм: (Философский анализ) Текст. / РАН. Институт философии- Отв. ред. JI.B. Фесенкова. -М.: 1994. 150 с.
  54. , И.А. Куда катится философия. От поиска истины к постмодернистскому трепу. (Философский очерк). / И. А. Гобозов. М: Изд-во Савин С. А., 2005.-200 с.
  55. , С.А. От истории синергетики к синергетике истории Текст. / С. А. Гомаюнов // Общественные науки и современность. 1994.- № 2 — С. 99−106.
  56. , А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения Текст. / А. Х. Горфункель. -М.: Мысль, 1977. 359 с.
  57. , А.Н. Методология и методы педагогических исследований. Электронный ресурс. / А. Н. Гребнев, Т. А. Шевелева. http://stunix.uni. udm.ru/~col lor/semhtm/mett.shtml. (15 мая 2009).
  58. , П.К. Социально-гуманитарное познание: онтологическая перспектива Текст. / П. К. Гречко // XI международная конференция «Логика, методология, философия науки». Секция 10. Основания гуманитарных наук. -Москва-Обнинск, 1995. С. 74−78.
  59. , X. Теория научных революций Томаса Куна Текст. / X. Гример // Теория и методы в социальных науках / Под. ред. С. Ларсена. Пер с англ. -МГИМО- Российская политическая энциклопедия, 2004. С. 39−57.
  60. , А.А. Энциклопедия «История философии». Электронный ресурс. / А. А. Грицанов. http://slovari.yandex.ru/dict/hystoi-yofphilosophy /article/if /if-0376.htm. (13 января 2009).
  61. , В.Б. Синергетика как новый пирог для «постнеклассических учёных» или отзыв на автореферат докторской диссертации Текст. / В. Б. Губин // Философские науки. 2003. -№ 3. — С.121−155.
  62. , В.Б. Синергетика как опора астрологии Текст. / В. Б. Губин // О методологии лженауки. М.: ПАИМС, 2004. — С. 56−66.
  63. Гуманитарная наука как предмет философско-методологического анализа (материалы «круглого стола») Текст. // Вопросы философии. 2007. -№ 6. — С. 57−82.
  64. , А .Я. Одиссей. Человек в истории: Слово и образ в средневековой культуре Текст. / А. Я. Гуревич. М.: Наука, 2002. — 426 с.
  65. , Е.В. Культурно-исторических типов теория Текст. / Е. В. Гутов // Современный философский словарь / По общей ред. В. Е. Кемерова. — 2-е изд., испр. и доп. — Лондон, Франкурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: «ПАНПРИНТ», 1998. 1064 с.
  66. , Ю.А. Роль и место синергетики в современной науке Текст. / Ю. А. Данилов // Онтология и эпистемология синергетики. М.: Платформа, 1997.-С. 5−11.
  67. , К.Х. Синергетика и познание социальных трансформаций Текст. / К. Х. Делокаров // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-Традиция, 2003. — С. 1835.
  68. , В. Описательная психология Текст. / В. Дильтей.- М.: Современный гуманитарный университет: ООО «МБА-Сервис», 2001. 138 с.
  69. , В. Сущность философии Текст. / В. Дильтей. М.: Интрада, 2001.- 160 с.
  70. , И.С. Причинность и целостность в синергетических образах мира Текст. / И. С. Добронравова // Практична философ1я. 2003. -№ 1 .-С. 6−10.
  71. , О.Г. Проблема совести в моральной философии Текст. / О. Г. Дробницкий // Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. -С. 164−182.
  72. , И.А. Принципы функционирования мозга и синергетика искусства Текст. / И. А. Евин // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — С. 307−321.
  73. Ершова-Бабенко, И. В. Методология исследования психики как синергетического объекта. Монография. Электронный ресурс. / И.В. Ершова-Бабенко. Одесса, ОДЭКОМ, 1992. http://philopsy.wallst.ru/monoOhtml. (8 мая 2009).
  74. Ершова-Бабенко, И. В. Психосинергетика в контексте истории развития синергетики Текст. / И. В. Ершова-Бабенко // Практична философ1я. -2003.-№ 1. С. 161−173.
  75. , Ю.П., Философские и методологические проблемы психологии Текст. / Ю. П. Зинченко, А. Ш. Тхостов, Р. С. Шалко // Философия социальных и гуманитарных наук. / Под общ. ред. проф. С. А. Лебедева. М.: Академический Проект, 2008. — С. 608−652.
  76. , А.В. Синергетические эффекты культурной глобализации: фило-софско-методологические аспекты Текст.: Дисс.. канд. филос. наук. /
  77. A.В. Зубкова. Белгород, 2008. — 145 с.
  78. , А.А. Скептические заметки по поводу философских интерпретаций некоторых выводов синергетики Текст. / А. А. Ивакин. // Наукове шзнання. — 2004. № 1 (13).-С. 47−51.
  79. , В.В. Методология социально-гуманитарных наук Текст. /
  80. B.В. Ильин // Философия социальных и гуманитарных наук / Под общ. ред. проф. С. А. Лебедева. М.: Академический Проект, 2006. — С. 69−151.
  81. , В.В. Природа науки: Гносеологический анализ. Текст. / В. В. Ильин, А. Т. Калинкин. М., Высшая школа, 1985. — 290 с.
  82. , И.А. Культура общения. Опыт философско-методологического анализа Текст. / И. А. Ильяева. Воронеж, Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. -167, [2] с.
  83. , И.Н. Теория цивилизаций и неклассическое знание Текст. / И. Н. Ионов // Общественные науки и современность. 2004. — № 5.1. C. 141−156.
  84. , И.Н. Теория цивилизаций и эволюция научного знания Текст. / И. Н. Ионов // Общественные науки и современность. 1997. — № 6. -С. 118−135.
  85. , В. Пайдейя. Воспитание античного грека Текст. / В. Йегер. Пер. с нем. М. Н. Ботвинника. -М.: Греко-латинский кабинет, 1997. — 336 с.
  86. , М.С. Формирование личности как синергетический процесс Текст. / М. С. Каган // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-Традиция, 2003. — С. 212−227.
  87. , С.П. Синергетика и прогнозы будущего Текст. / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. Изд. 2-ое. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-288 с.
  88. , B.C. Синергетика социальных инновационных процессов Электронный ресурс. / B.C. Капустин. http://nonlin.ru/node/lll. (9 июня 2009).
  89. , Э. Философия Просвещения Текст. / Э. Кассирер. М.: Республика, — 2004. — 400 с.
  90. , В.Н. Лестница на небо (генезис теории множеств Г. Кантора и проблема границ науки) Текст. / В. Н. Катасонов // Границы науки. М., 2000.-С. 8−78.
  91. , Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. Текст. / Б. М. Кедров. Изд. 2-е стереотипное. — М.: КомКнига, 2006. — 296 с.
  92. , В.Е. Концепция радикальной социальности Текст. / В. Е. Кемеров // Вопросы философии. 1999. — № 7. — С. 3−13.
  93. , В.Е. Метафизика-динамика Текст. / В. Е. Кемеров // Вопросы философии. 1998. — № 8. — С.59−61.
  94. , В.Е. О философской моде в России Текст. / В. Е. Кемеров // Вопросы философии. 2000. -№ 11. — С. 3−11.
  95. , В.Е. Меняющаяся роль социальной философии и антиредукционистские стратегии Текст. / В. Е. Кемеров // Вопросы философии. 2006. -№ 2.-С. 61−78.
  96. , В.Г. Контуры системы образования XXI века Текст. / В.Г. Ки-нелев // Информатика и образование. 2000. — № 5. — С. 2−7.
  97. , С.М. Философия текста и возможные интерпретации реальности Текст. / С. М. Климова // Философия науки: актуальные историко-научные и методологические проблемы: монография / под ред. проф.
  98. B.П. Римского. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. — С. 213−237. Ю4. Клочко, В. В. Психосинергетика: настоящее и будущее психологии Текст.
  99. В. В. Клочко // Человек в психологии: ориентиры, исследования в новом столетии: Материалы конф. Караганда, 20 апреля 2000. КарГУ, 2001.1. C. 99−106.
  100. , Е.Н. Синергетический вызов культуре Текст. / Е. Н. Князева // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. — М.: Прогресс Традиция, 2000. — С.243−261.
  101. , Е.Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожи-ным Текст. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии. 1992. -№ 12.-С. 3−20.
  102. , Е.Н. Синергетика: начала нелинейного мышления Текст. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Общественные науки и современность. -1993.-№ 2.-С. 41.
  103. , Е.Н. Трансдисциплинарность синергетики: следствия для образования Текст. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 341−357.
  104. , О.И. Основные тенденции развития университетского образования на современном этапе в процессе модернизации образования Электронный ресурс. / О. И. Ковалева. http://conf.stavsu.ru/conf.asp7ReportId =272. (6 мая 2009).
  105. , О.Н. О методах анализа социокультурных явлений Текст. / О. Н. Козлова // Социологические исследования. 1993. — № 11. — С. 138 146.
  106. , А.В. Культурологические исследования цивилизации: перспективы и границы применимости синергетического подхода Текст.: Автореф. дисс. .канд. философских наук / А. В. Кокин. Великий Новгород., 1999. -26 с.
  107. , А.А. Синергетические методы управления сложными системами: Теория системного синтеза Текст. / А. А. Колесников. М.: КОМ-КНИГА, 2006. — 240 с.
  108. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе: сборник статей Текст. -М.: Наука, 1994.-239 с.
  109. , A.M. Гуманитарное знание и понимание Текст. / A.M. Коршунов, В. В. Мантатов // Философские науки. 1986. — № 5. — С. 36−45.
  110. , Г. А. Социальная синергетика Текст. / Г. А. Котельников // Дух и время: Философско-культурологический альманах. Выпуск I. 1997 год. Белгород: Изд-во Белгородского госуниверситета, 1998. — С. 11−18.
  111. , В.Ю. Методологические и теоретические проблемы математической психологии Текст. / В. Ю. Крылов. М.: «Янус-К», 2000. — 376 с.
  112. , О.А. И. Пригожин о социальности науки Текст. / О.А. Кузь-мичева // Наукове шзнання. 2004. — № 1 (13). — С. 51−56.
  113. , В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание Текст. / В. Г. Кузнецов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 192 с.
  114. , В.Г. Становление герменевтического обоснования гуманитарных наук Текст. / В. Г. Кузнецов // Проблемы логики и методы научного познания. М, 1988. — С. 80−96.
  115. , Э. Основания трансдисциплинарной единой теории Текст. / Э. Ласло // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс — Традиция, 2000. — С. 326−333.
  116. , С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) Текст. / С. А. Лебедев. М.: Академический проект, 2008. — 692 с.
  117. , Н.В. Учитель в системе личностно-ориентированного обучения (из опыта работы начальной школы) Текст. / Н. В. Лежнева // Директор школы. 2000. — № 9. — С.109−117.
  118. , В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? Текст. / В. А. Лекторский // Вопросы философии. 2004. — № 3. — С. 44−49.
  119. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 302 с.
  120. , В.А. Формальный метод исследования рефлексивных процессов Текст. / В. А. Лефевр. // Вопросы философии. 1971. — № 9. — С. 103−115.
  121. , Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Текст. / Д. С. Лихачев.-Л., 1985.-575 с.
  122. , Г. К. Деградация философии. Электронный ресурс. / Г. К. Лихтенберг. http://www.portalus.ru/modules/philosophy/rusreadme. php? subaction=showfull&id= 110 806 253 0&archive=0215&startfrom=&ucat =1&. (6 мая 2009).
  123. , А.Ф. Эстетика Возрождения Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1982.-623 с.
  124. , Ю.М. Исторические закономерности и структура текста Текст. / Ю. М. Лотман // Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М.: Языки русской культуры, — 1996. — С. 319−327.
  125. , B.C. Синергетическая парадигма как философско-методологичес-кая основа решения главных проблем XXI века Текст. / B.C. Лутай // Практична философ1я. 2003. — № 1. — С. 10−38.
  126. , К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже века Текст. / К. Майнцер // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс — Традиция, 2000. — С. 56−79.
  127. Мак-Клоски Д. Полезно ли прошлое для экономической науки? Текст. / Д. Мак-Клоски // Теория и история экономических и социальных институтов и систем.— Зима, 1993.— Том 1.— Вып. 1.— С. 107−136.
  128. , Г. Г. Развитие и рубежи синергетики Текст. / Г. Г. Малинец-кий // Грани познания: наука, философия, культура в XXI в.: В 2 кн. М.: Наука, 2007.-Кн. 2.-С. 131−157.
  129. , JI.A. Наука на своих границах с религией и хозяйством (по работам С.Н. Булгакова) Текст. / JI.A. Маркова // Границы науки. М., 2000. -С. 228−275.
  130. , Т.П. Сознание как целостность и рефлексия Текст. / Т.П. Ма-тяш. Ростов-на Дону, Издательство Ростовского университета, 1988. -184 с.
  131. , B.JI. Второе сознание. Подступы к гуманитарной эпистемологии Текст. / B.JI. Махлин. М.: «Знак», 2009. — 632 с.
  132. , JI.A. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания Текст. / JI.A. Микешина. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. — 560 с.
  133. , JI.A. Эпистемология ценностей Текст. / JI.A. Микешина. -М.: РОССПЭН, 2007.-439 с.
  134. , В.В. Философия и метаморфозы культуры Текст. / В. В. Миронов. — М.: Современные тетради, 2005. 424 с.
  135. , С. И. Философский эго-текст в культуре: репрезентативная модель Текст. / С. И. Митина. Саранск, Мордов. гос. пед. ин-т. 2008. -130 с.
  136. , Н.Н. Человек и ноосфера Текст. / Н. Н. Моисеев. М.: Молодая гвардия, 1990.-351 с.
  137. , Л. А. Синергетика для гуманитариев Текст. / Л.А. Мосион-жик. СПб.- Кишинёв: ИИ РАН «Нестор-История" — Изд-во «Высшая Антропологическая Школа», 2003. — 155 с.
  138. , О.А. Аксиологическая компонента социальной синергетики в системе развития общества Текст.: Автореф. дисс. докт. филос. наук / О. А. Музыка. Таганрог, 2007. — 54 с.
  139. , А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги Текст. / А. П. Назаретян // Общественные науки и современность. -1997.-№ 2.-С. 91−98.
  140. , Т.С. Парадигма нелинейности как основа синергетического подхода в обучении Текст. / Т. С. Назарова, B.C. Шаповаленко // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 1. — С. 9−15.
  141. , М.Б. Этнопедагогический подход в воспитании культуры межнационального общения студента Текст.: Автореф.. дисс. докт. педагог. наук. / М. Б. Насырова. Оренбург, 2008. — 43 с.
  142. Наука: возможности и границы Текст. / Отв. ред. Е. А. Мамчур. М.: Наука, 2003.-293 с.
  143. Наука и ценности: Проблемы интеграции естественнонаучного и социо-гуманитарного знания. Текст. / Под ред. М. С. Кагана, Б. В. Маркова. Л.: ЛГУ, 1990.-184 с.
  144. , Д.М. Предисловие Текст. / Д. М. Носов // Смит Р. История гуманитарных наук. 2-е изд. — М.: Изд. Дом ГУ ВМЭ, 2008. — 392 с.
  145. , Г. Становление: основные положения психологии личности Текст. / Г. Олпорт // Становление личности. Избранные труды. М.: «Смысл», 2002. — С. 166−216.
  146. , Э.А. Современная городская культура и человек Текст. / Э. А. Орлова. -М.: Наука, 1987. 191 с.
  147. , В.М. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования Текст. / В. М. Петров, Л. Г. Бояджиева. М.: Русский мир. — 158 с.
  148. , О. Латино-русский словарь Текст. / О. Петрученко. М.: Греко-латинский кабинет Шичалина. — 1994. — 810 с.
  149. , В.А. Синергетика в обществознании: непреодолимые трудности и сомнительные перспективы Текст. / В. А. Пироженко // Наукове шзнання. 2004. — № 1 (13). — С. 65−73.
  150. , С.И. Структура социологического знания Текст. / С. И. Платонова // Философия в XXI веке: международный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О. Н. Кирикова. Выпуск 17. — Воронеж: ВГПУ, 2008.-С. 103−115.
  151. , А.А. Личностно ориентированный подход к обучению физике Текст. / А. А. Плигин, О. Е. Баксанский, Е. Н. Кучер // Физика в школе. -2003.-№ 4. -С. 59−70.
  152. , Н.В. Методологические и онтологические аспекты самоорганизующихся систем Текст. / Н. В. Поддубный // Синергетические исследования в области гуманитарных и естественных наук / Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2003. С. 151−181.
  153. , Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем Текст. / Н. В. Поддубный. Белгород: Изд-во Белгор. госуниверситета. -1999.-352 с.
  154. , Н.В. Системные парадоксы психологии Текст. / Н. В. Поддубный // Процессы самоорганизации в Универсальной истории: Материалы Междунар. симпоз. Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. — С. 113−115.
  155. , Г. А. От гуманитарного знания к гуманистическому сознанию Текст. / Г. А. Подкорытов // Гуманитарное знание: сущность и функции.-СПб., 1991.-С. 105−115.
  156. , И.Р. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени: пер. с англ. Текст. / И: Р. Пригожин, И. Стенгерс. 5-е изд., испр. — М.: Едито-риалУРСС, 2003.-240 с.
  157. , И. Р. Порядок из хаоса (Новый диалог человека с природой) Текст. / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986 — 431 с.
  158. , И. Философия нестабильности Текст. / И. Пригожин // Вопросы философии. 1991. — № 6. — С. 46−52.
  159. , А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности Текст. / А. О. Прохоров // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — 1996. — С. 32−43.
  160. , В.П. Оправдание синергетики Текст. / В. П. Прытков //Вопросы философии. 2001. -№ 4. — С. 146−149.
  161. , А.И. Философские проблемы науки. Системный подход Текст. / А. И. Ракитов. М.: Мысль, 1977. — 268 с.
  162. , А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход Текст. / А. И. Ракитов. М: Политиздат, 1982. — 303 с.
  163. , B.C. Синергетический подход в контексте проблемы научной рациональности Текст. / B.C. Ратников // Практична философ1я. 2003. — № 1. — С. 49−62.
  164. , Е.Я. Капитализм: проблема самоорганизации Текст. / Е.Я. Ре-жабек. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2004. — 320 с.
  165. , П.Е. О синергетическом подходе к организации дополнительного образования школьников и студентов / П. Е. Решетников // Дополнительное Образование: история, опыт, перспективы. Белгород: БРИПКиППС, 2003. — С.24−27.
  166. , П.Е. Системно-синергетический подход Текст. / П. Е. Решетников, Н. С. Сердюкова // Исследовательские подходы: хрестоматия по методологии педагогического исследования. Белгород, 2007. — Вып. 2. -С. 6−17.
  167. , Г. Науки о природе и науки о культуре Текст. / Г. Риккерт. М.: Республика, 1998.-413 с.
  168. , В.П. Вместо введения / Текст. В. П. Римский // Философия науки: актуальные историко-научные и методологические проблемы: монография / под ред. проф. В. П. Римского. Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. -С. 4−6.
  169. , В.М. О синергетике и природе современного мышления Текст. / В. М. Розин // Философские науки. 2004. — № 4. — С. 85−102.
  170. , Т.Б. Границы физики в конце XX века Текст. / Т. Б. Романовская // Границы науки. М., 2000. — С. 79−103.
  171. , С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явления Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., 1957. — 328 с.
  172. , Г. И. Теория рационального выбора и границы ее применения в социально-гуманитарном познании Текст. / Г. И. Рузавин // Вопросы философии. 2003. — № 5. — С. 57−70.
  173. , В.Н. Основания общей теории систем Текст. / В. Н. Садовский. М.: Наука, 1974. — 296 с.
  174. , М.В. Концепции самоорганизации в обществознании: мода или необходимость? (Размышления о будущем исторической науки) Текст. / М. В. Сапронов // Общественные науки и современность. 2001. — № 1. — С. 155−156.
  175. , Я.И. Самоорганизация смысла: Опыт синергетической онтологии Текст. / Я. И. Свирский. М.: ИФ РАН, 2001. — 181 с.
  176. , Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие Текст. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 225 с.
  177. Синергетика: перспективы, проблемы, трудности (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 2006. — № 9. — С. 3−33.
  178. Синергетике 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном. Проведено Е. Н. Князевой / Текст. // Вопросы философии. 2000. — № 3. — С. 53−61.
  179. Синергетическая философия истории / под ред. В. П. Бранского, С. Д. Пожарского. Рязань: «Копи-Принт», 2009. — 314 с.
  180. , В.А. Развитие антропологического подхода в нравственном воспитании Текст. / В. А. Сметанин // Вестник удмуртского университета. -2007.-№ 9.-С. 185−188.
  181. , B.C. Вера как основание науки Электронный ресурс. / B.C. Соловьев http://www. rodon.org/svs/vkon.htm. (10 июля 2009).
  182. , Д.В. Психодинамика Текст. / Д. В. Сочивко. М.: МПСИ, 2007. -432 с.
  183. , B.C. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологические аспекты) Текст. / B.C. Степин // Вопросы философии. — 2004.-№ 3.-С. 37−43.
  184. , B.C. Саморазвивающиеся системы и перспективы техногенной цивилизации Текст. / B.C. Степин // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс — Традиция, 2000. — С. 12−27.
  185. , B.C. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность. Электронный ресурс. / B.C. Степин. http://filosof.historic.ru/ bo oks/item/f00/s00/z0000249/. (4 января 2009).
  186. , B.C. Теоретическое знание Текст. / B.C. Степин. -М.: Прогресс-традиция. 2000. — 744 с.
  187. , Р.К. Философский анализ конфликта естественнонаучных и эзотерических концепций XX—XXI вв.. Текст.: Автореф.. дисс. докт. филос. наук. / Р. К. Стерледев. Киров, 2009. — 47 с.
  188. , Н.Н. Мир как целое. Текст. / Н. Н. Страхов. М.: Айрис-пресс: Айрис-Дидактика, 2007. — 576 с.
  189. , Н.Н. О методе естественных наук и значении их в общем образовании Текст. / Н. Н. Страхов. СПб., 1865. — XII. — 186 с.
  190. , В.В. Методологические проблемы синергетики. Электронный ресурс. / В. В. Суворов. http://www.5ballov .ru/referats/preview/34 783/3. (4 января 2009).
  191. , Н.М. Сто новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма. Эвристический тезаурус / Н. М. Таланчук. Казань: Институт среднего специального образования РАО, 1993.- 106 с.
  192. , В.Б. Синергетическая парадигма в психологии Текст. / В. Б. Тарабаева // Процессы самоорганизации в Универсальной истории:
  193. Материалы Междунар. симпоз. Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. — С. 128 130.
  194. , А.Дж. Постижение истории Текст. / А. Дж. Тойнби. Сб./пер. с англ. Е. Д. Жаркова. — М., 2006. — 640 с.
  195. , Е. Методология истории и исторический материализм Текст. / Е. Топольский // Вопросы истории. 1990. — № 5. — С.3−14.
  196. , И.Н. Индивидуальные различия с точки зрения эволюционно-синергетического подхода Текст. / И. Н. Трофимова // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 72−84.
  197. , В.П. Природа, цивилизация, человек Текст. / В. П. Тугаринов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 128 с.
  198. , B.C. Отражение, системы, кибернетика. Теория отражения в свете кибернетики и системного подхода Текст. / B.C. Тюхтин. М.: Наука, 1972.-255 с.
  199. , B.C. Диалектика познания сложных систем Текст. / B.C. Тюхтин, В. В. Бородкин, A.M. Дорожкин. -М.: Мысль, 1988. 316, 1. с.
  200. , Д. Психология с точки зрения бихевиоризма Текст. / Д. Уотсон // История психологии: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. 2-е изд. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 79−96.
  201. , А.П. Синергетика педагогических систем Текст.: монография / А. П. Усольцев, Уральский госпединститут. Екатеренбург, 2005. — 263 с.
  202. , М.А. Педагогическая синергетика как основа моделирования и реализации деятельности преподавателя высшей школы Текст.: Дисс.. канд. пед. наук. / М. А. Фёдорова. Ставрополь, 2004. — 169 с.
  203. Философия и интеграция современного естественно-гуманитарного знания (материалы «круглого стола») Текст. // Вопросы философии. — 2004. -№ 7. -С. 3−39.
  204. Философия истории Электронный ресурс. // http://www.nuru.ru/philos/02 7.htm. (9 января 2009).
  205. Философия современного естествознания: Учебное пособие для вузов Текст. / Под общ. ред. проф. С. А. Лебедева. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. -304 с.
  206. , С. Л. Личность и вещь (Философское обоснование витализма) Текст. / С. Л. Франк // Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры. СПб.: Издание Д. Е. Жуковского (тип. т-ва «Общественная польза»), 1910.-С. 164−217.
  207. , С. Л. Предмет знания. Текст. / С. Л. Франк // Предмет знания. Душа человека. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000 — С. 12−630.
  208. , В. Человек в поисках смысла: Текст. / В. Франкл. Сборник. Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  209. Фрейд, 3. Будущее одной иллюзии Текст. / 3. Фрейд // Сумерки богов. -М., 1989.-С. 112−132.
  210. , М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук Текст. / М. Фуко.-М., 1977.-488 с.
  211. , К. Синергетика как новая познавательная модель в гуманитарных науках. Текст.: Автореф. дисс. .канд. философских наук / К. Фюнфштюк. М., 1998. — 25 с.
  212. , Г. Информация и самоорганизация. (Макроскопический подход к сложным системам) Текст. / Г. Хакен. М.: Мир, 1991. — 240 с.
  213. , Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке? Текст. / Г. Хакен // Синергетика и психология. Тексты. Вып. 2. Социальные процессы. — М., 2000. — С. 11−25.
  214. , Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности Текст. / Г. Хакен.-М., 2001.-350, 1. с.
  215. , Г. Синергетика Текст. / Г. Хакен. М.: Мир, 1980. — 404 с.
  216. , Г. Синергетика и некоторые ее применения в психологии Текст. / Г. Хакен // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — С. 296−306.
  217. , Г. Синергетика как мост между естественным и социальными науками Текст. / Г. Хакен // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. -М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 106−122.
  218. , В.А. Образование: стратегия развития и синергетика Электронный ресурс. / В. А. Харитонова, О. В. Санникова, И. В. Меньшиков. -http://www.labore.ru/resru/0hfllel87l.doc. (4 августа 2009).
  219. , М.А. К вопросу о психической деятельности в свете синергети-ческой парадигмы Текст. / М. А. Харченко // Процессы самоорганизации в Универсальной истории: Материалы Междунар. симпоз. Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. — С. 134−136.
  220. , К.В. Постмодернизм, синергетика и современная историческая наука Текст. / К. В. Хвостова // Новая и новейшая история. 2006. — № 2. -С. 22−33.
  221. , Е.Н. Синергетика: новый подход к старым дилеммам Текст. / Е. Н. Шевчук // Наукове шзнання. 2004. — № 1 (13). — С. 86−92.
  222. , О. Закат Европы. Текст. / О. Шпенглер. Т.1. — Новосибирск: Наука, 1993.-584, [9] с.
  223. , М.И. Синергетика: наука? философия? псевдорелигия? Текст. / М. И. Штеренберг. -М.: Академия, 2007. 176 с.152
  224. , М.И. Является ли синергетика наукой? Текст. / М.И. Ште-ренберг // Философские науки. 2004. — № 6. — С. 130−138.
  225. , В.И. Философия синергетики научного знания Текст. / В. И. Щетинин. Белгород: Институт социологии и права, 2009. — 311 с.
  226. Экзистенциальная и гуманистическая психология (авторы) Гордон Олпорт Электронный ресурс. http://hpsy.ru/authors/x078.htm. (8 мая 2009).
  227. , О.Г. Натурализм, историзм и сегодняшнее состояние вопроса о единстве наук Текст. / О. Г. Эксле // Теоретические проблемы исторических исследований. М.: МГУ, 2002. — 166 с.
  228. , Б.Г. Многомерный образ человека. На пути к созданию единой науки о человеке Текст. / Б. Г. Юдин. М.: Наука, 2001, — 368 с.
  229. , М.Г. История психологии от античности до середины XX века. Электронный ресурс. / М. Г. Ярошевский. http://psylib.kiev.ua/. (6 мая 2009).
  230. Янч, Э. Самоорганизующаяся Вселенная Текст. / Э. Янч // Общественные науки и современность. 1999. — № 1. — С. 143−158.
  231. K6hler, R. System Theoretical Linguistics Text. / R. Kohler // Theoretical Linguistics. 1987. — Vol. 14, 2−3. — P. 241−257.
  232. Ward, L.F. Pure Sociology A Treatise on the origin and spontaneous development of society Text. / L.F. Ward. — 1903. — 594 p.
Заполнить форму текущей работой