Народная мудрость: Социально-философский анализ на основе чувашского этноса
Как целостное понятие «народная мудрость» прочно вошло и в научный оборот, об этом свидетельствуют труды ученых, разрабатывающих проблемы общественного сознания и его структурных элементов, а также проблемы мировоззрения, истории культуры, мышления, познания и пр. Порой понятие «мудрость» и тем более понятие «народная мудрость» философские словари оставляют без какого бы то ни было внимания, что… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
- I. Народная мудрость как феномен социальный действительности
- 2. Соотношение «общечеловеческого» и народной мудрости
- 3. Место народной мудрости в обыденном сознании
- 4. Здравый смысл как рациональное основание народной мудрости
- ГЛАВА 2. НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ КАК НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ФОРМА ПРАКТИЧЕСКИ-ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ МИРА НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОБЫТНОСТИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА
- 1. Чувашская мифология, обряды и национальный быт
- 2. Чувашские народные средства воспитания и обучения
- 3. Чувашские народные приметы и устный календарь
- 4. Чувашская народная медицина
Народная мудрость: Социально-философский анализ на основе чувашского этноса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Наше время — эпоха пробуждения сознания общества. Люди желают знать правду о прошлом своего народа, стремятся найти в духовной культуре своих предков ответы на злободневные вопросы бытия.
Проблемы культуры являются важнейшими в деле сохранения и развития исконной национальной культуры. Особую значимость они приобретают в последнее время, когда наше общество переживает сложный и драматический период своей истории, связанный с глубокими изменениями не только в экономической и социальной жизни, но и в духовной. Стремление к демократизации и гуманизации жизни общества стимулирует обращение к извечным общечеловеческим ценностям. Это требует восстановления деформированных за последние десятилетия естественных структур мировосприятия и социальной организации. В обществе радикально меняется отношение к традиционной духовной и материальной культуре народов, к религиозным верованиям и институтам, их роли в общественной и частной жизни человека, формировании его личности. Неслучайно в последние годы активизировались поиски истоков родного народа, изучение его исторических судеб, традиционной культуры.
Как удовлетворить естественную тягу людей к своей истории и ее истокам? В основе этого стремления лежит потребность изучения и постижения народной мудрости как формы практически-духовного освоения мира. Не все, что зарождается в недрах широких народных масс, представляет собой научный интерес. В силу общественно-исторических причин, ограниченности повседневной человеческой практики в сознании народа сохранились и нашли свое отражение иллюзии, предрассудки и тому подобные явления, не соответствующие целям и задачам общественного прогресса.
Словосочетание «народная мудрость» имеет довольно широкое распространение в периодической печати, его произносят на научных конференциях, семинарах, употребляют в обычной разговорной речи. Однако чаще оно всего упоминается в этнографических трудах и литературной критике.
Как целостное понятие «народная мудрость» прочно вошло и в научный оборот, об этом свидетельствуют труды ученых, разрабатывающих проблемы общественного сознания и его структурных элементов, а также проблемы мировоззрения, истории культуры, мышления, познания и пр. Порой понятие «мудрость» и тем более понятие «народная мудрость» философские словари оставляют без какого бы то ни было внимания, что затрудняет проведение разносторонних исследований, затрагивающих эту тематику. По нашим наблюдениям и результатам проведенной работы, видно, что достаточно полное отражение и осмысление в философской литературе этого понятие не нашло, что актуализирует необходимость данного научно-теоретического анализа. Обращение к глубоким пластам общественного сознания на основе изучения специфики и сущности обыденного сознания, осмысление особенностей разнообразных способов освоения действительности требуют анализа их слоев и форм, к которым относится и народная мудрость как специфический феномен общественной жизнедеятельности.
Философская литература, посвященная исследованию специфики народной мудрости, ее атрибутов, не вычленяет и не подвергает анализу основные ее составляющие компоненты. И это является одной из причин некоторой размытости, неконкретности, аморфности и субъективности в трактовке использующих это понятие ученых. Это побуждает нас к всестороннему научному анализу данной проблемы.
Актуальность философского исследования неписаной мудрости чувашского народа, осмысления основных понятий и категорий народного миропонимания, характеризующих чувашскую духовную культуру, в значительной мере обуславливается неистощимой жаждой познания своих истоков, ее проекцией на историю родного народа. Этноцентризм, понимаемый как сосредоточенность на собственных ценностях, дает культуре чувашского народа чувство самоценности, устойчивости, способствует выработке защитных механизмов национальных культур. Очень сложным был путь чувашского народа к осознанию своей самобытности, самостоятельности и самоценности национальной культуры.
Исходя из вышеизложенного, актуальность проблемы народной мудрости национальной культуры может быть обоснована ее теоретической и практической значимостью настоящего исследования.
Теоретическая значимость обосновывается введением в научный оборот понятия «народная мудрость», определением его места в структуре общественного сознания, рассмотрением характерных особенностей и качеств, а также условий формирования народной мудрости как неспециализированной формы практически-духовного освоения мира, экспликация национального своеобразия в становлении фундаментальных слагаемых народной мудрости чувашского народа.
Обращение к народной мудрости чувашского народа дало возможность приблизить сформированные многими его поколениями духовно-нравственные принципы к человеку, выросшему на данной земле, облегчить их осмысление, понимание для того, чтобы органично войти в общечеловеческую культуру.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ народной мудрости и ее становления на основе таких фундаментальных слагаемых народной мудрости чувашского народа, как чувашская мифология, обрядность и национальный быт, народные средства воспитания и обучения, чувашские народные приметы, народный аграрный календарь, народная медицина.
Указанная цель реализуется решением ряда задач:
— дать определение понятия «народная мудрость» и определить специфику соотношения общечеловеческого, интернационального и национального в народной мудрости;
— определить место народной мудрости как структурного элемента общественного сознания;
— выяснить содержание понятия «здравый смысл» как рационального основания народной мудрости;
— эксплицировать фундаментальные слагаемые народной мудрости как специфической формы практически-духовного освоения мира на основе чувашского национального фольклора.
Теоретической и методологической основой диссертации являются общие и специальные методы философского исследования: сравнительно-исторический метод, анализ, синтез, обобщение. Особое значение придавалось историко-этнографическому методу исследования. Он ориентирован на изучение всего массива устного народного творчества и вычленения основных элементов народной мудрости. Кроме того, теоретическую и методологическую основу составляют идеи отечественной философии о народе, народной культуре, устном народном творчестве, а также формах их выражения.
В научном исследовании автор использовал труды философов: А. И. Анищенко, А. И. Бурдиной, Э. Ф. Володина, Д. В. Вичевой, А. И. Горак, Л.Г.Гус-ляковой, Д. Гырдева, И. И. Дубинина, М. В. Демина, В. В. Денисова, М. С. Козловой, Н. Н. Козловой, Т. А. Кузьминой, Е. И. Кукушкиной, В. М. Межуева, Ю. Е. Милютина, М. Е. Миронова, Л. И. Новиковой, Т. И. Ойзермана, Ю. К. Плотникова, Б.Я.Пукшан-ского, В. И. Толстых, В. П. Филатова, В. П. Фофанова, В. С. Швырева, В. А. Штоффа.
Сведения по чувашской народной культуре почерпнуты из трудов следующих авторов: философа А. И. Петрухина, выдающегося тюрколога Н.И.Аш-марина, крупного археолога А. П. Смирнова, исследователя В. Ф. Каховского, историка В. Д. Димитриева, этнографа П. В. Денисова, языковедов В. Г. Егорова, М. Р. Федотова, педагогов И. Я. Яковлева, Г. Н. Волкова, искусствоведа А. А. Трофимова, филолога и фольклориста М. Я. Сироткина.
В основу данного диссертационного исследования легли собранные автором эмпирические наблюдения, материалы средств массовой информации, данные фольклористики, социальной психологии, этики, чувашской этнографии, народной педагогики, социологии и других гуманитарных наук, которые и составили впоследствии эмпирическую базу диссертации.
Степень научной разработанности проблемы. XX век — век научно-технического прогресса. Человек, казалось, проник в святая святых жизнирасшифровал ДНК, полетел в космос, разгадал тайны природы. Наука дала ему четкие ответы на многие вопросы, мучившие наших предков не одно тысячелетие. В этом научно-техническом мире достижения науки и техники вышли на передний план, подвергая забвению те духовные основы, которые на протяжении столетий поддерживало человечество. Сегодня стало очевидным, что, несмотря на это, человек все еще продолжает искать свое место в этом мире, и его терзают те же самые вопросы бытия, которые волновали многие поколения. Научно-технический прогресс не дает ответы на эти вопросы, что побуждает человека вновь и вновь обращаться к извечным ценностям человечества, но, прежде всего, своего народа.
В связи с этим вновь возрос интерес к возрождению собственной национальной культуры, осознанию ее самобытности и самоценности и, как следствие, — заявка на соответствующее место в истории мировой культуры. В этих условиях отсутствие «своего» места невозможно преодолеть без формирования целостности культуры этноса. Однако специальных трудов, посвященных разрешению данной проблемы, на сегодняшний день не имеется. В связи с этим в круг философского анализа данного исследования нами включаются такие явления и понятия чувашской национальной культуры как устное народное творчество, памятники духовной и материальной культуры народа, мировоззрение, мораль и другие формы практически-духовного освоения мира. Еще более сложной является задача изучения отражения и выражения основных особенностей и черт духовной культуры чувашского народа в неписанных, нелитературных памятниках далеких эпох.
В настоящее время в современной философии представлен широкий спектр интересных работ о природе, специфике, сущности и функциях обыденного сознанияего соотношении с научно-теоретическим (теоретическим) уровнем общественного сознания, философией, мировоззрением, искусством, различными областями культурырассматривается процесс проникновения научных знаний в обыденное сознание и их ассимиляция в нем, а также другие аспекты. Одновременно предприняты исследования и анализ обыденного сознания в контексте истории философии, решение многих из этих проблем нашли свое отражение в научных выступлениях: статьях, монографиях, кандидатских и докторских диссертациях.
В настоящее время в современной философской литературе накоплен значительный материал по осмыслению понятия обыденное сознание, что дает основание для теоретического исследования его основополагающих морфологических структур, среди которых можно указать обыденный здравый смысл, народные мудрость, иллюзии и предрассудки, заблуждения и пр. Некоторые элементы уже были подвергнуты философскому анализу, например, здравый смысл, заблуждения, пережитки.
Динамика научного поиска требует исследования такого компонента обыденного сознания, как народная мудрость. Активное обращение к материалам духовной культуры чуваш при исследовании широкого круга философских проблем — это требование переживаемого времени. Обращение к истокам чувашской народной культуры показывает, что история и культура чувашского народа стали одним из важнейших факторов самосознания и самоопределения чувашского этноса.
О существовании народной мудрости в обыденном сознании современными исследователями упоминается мимоходом, но, тем не менее, ей отводится значительное место в структуре этого уровня сознания, но это лишь констатация факта и не более того.
Некоторые исследователи допускают практическое отождествление народной мудрости и фольклора (либо его отдельные жанры), что, по нашему мнению, неприемлемо, так как, с одной стороны, народная мудрость как сложный атрибут обыденного сознания шире, чем фольклор, а с другой стороны, — при подобном отождествлении наблюдается тавтология.
Несомненно, многое зависит от направления исследования, то есть от решаемых в научном труде задач. В этой связи народная мудрость может рассматриваться как с точки зрения функционирования в структуре обыденного сознания, так и с точки зрения выполняемых ею функций в контексте развития культуры. Однако это не ограничивает рассмотрение данного вопроса в иных контекстах.
Проблема наличия специальных работ, в которых бы рассматривался феномен народной мудрости в структуре общественного сознания как формы практически-духовного освоения действительности, заключается в том, что подобных трудов в нашей философской литературе крайне мало.
Научная новизна диссертации заключена, прежде всего, в постановке проблемы. Впервые в российской философской литературе предпринята попытка проведения специального социально-философского анализа народной мудрости в аспекте становления и развития чувашской народной культуры.
В результате проведенного исследования выдвигаются и обосновываются следующие положения, выносимые на защиту:
— народная мудрость есть неспециализированная форма практически-духовного освоения мира и действительности, которая тесно связана с ценностной стороной обыденного сознания, подчиняет себе познавательную сторону, выявляет значимость познаваемых вещей и явлений для субъекта, определяет меру их адекватности его потребностям и интересам;
— народная мудрость представляет собой особый сплав повседневного опыта и здравого смысла, эмпирического и всеобщего. Народная мудрость формируется в сфере обыденного сознания и актуализируется под воздействием различных условий повседневной жизни, имеет ценностный характер. Смыслообразующей основой народной мудрости является здравый смысл, который выступает оценочным критерием рациональности мышления и действия;
— диалектика общечеловеческого, интернационального и национального находит свое отражение в народной мудростиих объединяет присутствие здравого смысла и соотносимость с ним;
— в структуре обыденного сознания народная мудрость обнаруживает и вскрывает первичные сущности вещей и явлений повседневной жизни, которые образуют первооснову обыденного мировоззрения, которое наиболее ярко проявляет себя в памятниках духовной и материальной культуры.
Апробация работы и ее значимость. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на научно-практической конференции «Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты» в филиале Московского государственного социального университетапубликовались в Календаре знаменательных и памятных дат по Чувашской Республике «(^улталак кёнеки = Календарь года: 2003" — обсуждались на научно-практических семинарах в Чувашском филиале Московского гуманитарно-экономического института, Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке отдельных аспектов национальной политики России, задачами которой являются развитие этнокультурной самобытности ее народовформирование и распространение идей духовного единства, чувства дружбы народов, межнационального согласиясохранение исторического наследия всех народов России в рамках евразийского этнокультурного пространствасоздание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям, дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, других народов России, укрепление и развитие национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям, учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией.
Кроме того, поднятые в диссертации проблемы и предложенные решения, могут быть использованы в процессе преподавания философии, истории, фольклора, этнографии, при работе над дипломными и курсовыми проектами, способствовать репрезентации духовно-нравственных принципов воспитания не только с помощью теоретических выкладок, но и путем усвоения национально-насыщенных народных образцов нравственного поведения. Впечатляюще-яркие примеры чувашского фольклора, ставшие в рамках народной мудрости классическими, могут применяться в практике воспитательной работы специалистами среднего, среднего специального и высшего образования.
Общетеоретические разработки, выводы, к которым автор пришел в результате проведенного исследования, представляют определенный интерес для дальнейшего изучения структуры народной мудрости, общечеловеческих ценностей и интересов, также необходимы в исследованиях по этнографии, фольклористике, социологии, социальной психологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Постигать народную мудрость, познавать ее, учиться у народа — эти аксиомы были, есть и будут актуальными всегда. Даже в наш просвещенный, динамичный, изобилующий грандиозными достижениями науки век они не утратили своей значимости. Это связано, прежде всего с тем, что в народном сознании, народном мировоззрении есть очень важное ценностное содержание, сущностная наполненность, которые заставляют обращаться к этому, поистине неиссякаемому источнику, многие выдающиеся умы человечества. В народной мудрости существуют особые качества, сущностно-функциональные характеристики, знания, мировоззрение, отличные от профессионального, научно-специализированного знания, позволяющие им продолжать развиваться и обогащаться на собственной основе, не подменяя и не дублируя науку, а выявляя собственные, только им присущие предпосылки функционирования.
Вопросы, рассмотренные в данной работе, позволяют сделать некоторые выводы, имеющие определенное значение для ее решения.
Проведенное исследование народной мудрости позволило сформулировать понятие «народная мудрость», выделить ее субстанциональные основания в системе общественных отношений, обозначить ее функциональную роль как звена социальных систем деятельности, компонента социального механизма, определить ее статус в целостной системе общества.
В народной мудрости существуют особые качества, сущностно-функциональные характеристики, знания, мировоззрение, отличные от профессионального, научно-специализированного знания, позволяющие им продолжать развиваться и обогащаться на собственной основе, не подменяя и не дублируя науку, а выявляя собственные, только им присущие предпосылки функционирования.
Народная мудрость являет собой совокупность принимаемых людьми принципов, правил и убеждений в повседневной жизни, прошедших длительное и весьма строгое испытание в разносторонней деятельности людей, но не ограничивается только этим. Опыт — одно из слагаемых народной мудрости — позволяет ей выполнять и прогностическую функцию, ограниченную, разумеется, определенными пределами повседневной жизни. Народная мудрость стремится осознать и обобщить мир вещей и явлений повседневного опыта. Важной ее особенностью является стремление к обобщению как одному из способов постижения мира. Эта основа послужила фундаментом в историческом процессе формирования народного мировоззрения.
Народная мудрость представляет собой особый сплав повседневного опыта и здравого смысла, эмпирического и всеобщего. Она образовалась в рамках обыденного сознания и актуализировалась под воздействием различных условий повседневной жизни, имеет ценностный характер. Смыслообразующей основой народной мудрости является здравый смысл как метод обыденного мышления, что выражается в представлениях, понятиях, суждениях и умозаключениях.
В народной мудрости находит свое отражение диалектика общечеловеческого, интернационального и национального. Узловым моментом совпадения общечеловеческого и народной мудрости является здравый смысл. Общечеловеческое формируется на определенной интернациональной, национальной и социальной основе. При этом общечеловеческое становится таковым благодаря этой конкретной основе, а не вопреки ей. Есть простая истина: чем выше национальное самосознание народа, чем сильнее чувство национального достоинства, тем с большим уважением и любовью он относится к другим народам. Исходя из этого, уровень национального бытия определяет напрямую содержательность категории «общечеловеческое», то есть чем богаче межнациональные взаимосвязи, тем шире категория общечеловеческое", так как именно в общечеловеческих ценностях находит отражение народная мудрость всех народов мира.
Народная мудрость является одним из элементов обыденного сознания, которая возникает и развивается на основе общих закономерностей обыденного сознания, и вместе с тем утверждает свою специфику, заключенную в особенностях осмысления действительности, в своеобразном выражении взглядов, потребностей, гносеологических возможностях, мировоззренческих ориентаций народных масс, в их отношении к миру. Мудрость народа представляет собой высший уровень неспециализированного по своей природе обыденного сознания. Оно включает в себя элементы практического сознания, элементы массового сознания, и частично обыденный здравый смысл, в народной мудрости отражены высшие жизненные ценности народных масс, доминирующие в повседневной жизни. В структуре обыденного сознания народная мудрость формируется и функционирует там, где осуществляется преодоление эмпирии, свойственной обыденному сознанию, где возникают и осваиваются ценности повседневной жизнедеятельности народа.
Здравый смысл как метод обыденного мышления, как неформальный критерий рациональности познания, оценки и действия выступает смыслообразующим стержнем понятия народная мудрость. Это происходит на основании того, что он стихийно усваивает устойчивые, повторяющиеся моменты повседневного опыта и устанавливает целесообразность его использования в повседневной жизни народа.
Анализ проблемы народной мудрости как неспециализированной формы практически-духовного освоения мира на примере национальной самобытности чувашского этноса, позволил рассмотреть основополагающие слагаемые народной мудрости чувашской нации такие, как мифология, обряды, национальный быт, народные средства воспитания и обучения, приметы, устный календарь, народная медицина. Все это важные, взаимосвязанные элементы данного феномена, выступающие как объективации лучших достижений обыденного опыта и здравого смысла нации.
Основываясь на конкретных примерах, используя внелитературный материал на чувашском языке, окрашенный особым национальным колоритом, дается аксиологическое обоснование места чувашского народа в современном национальном сообществе, регулятивов его поведения как субъекта исторического прогресса в существующих нормативных контекстах. Это позволяет ввести в научный оборот некоторые фрагменты народной мудрости чувашского этноса.
В основе системы ценностей, вокруг которой происходит упорядочение всего мира, в том числе и социальных явлений, характеризующих этот мир, лежит мифологическое сознание. Миф в широком смысле слова — это повествование — объяснение сотворения мира, богов, добрых и злых божеств, человека, природы и ее явлений. У чувашского народа в прошлом бытовала богатая и своеобразная мифология, состоявшая из взаимосвязанных циклов космогонических, антропологических, этногонических, этиологических, эсхатологических и других мифов.
Традиционный быт чуваш долгое время сохранял старые обычаи общинной жизни. Календарные праздники и обряды связывались с сельскохозяйственными работами, семейно-бытовые — обуславливались рождением человека, его переходом из одной возрастной группы в другую, вступлением в брак, смертью и т. д.
Чуваши сознавали общественное значение рождения и воспитания детей: подрастающее поколение — опора семьи, родителей, старых людей вообще, ему передаются знания и умения, накопленные его предшественниками. Подрастающее поколение, его воспитание — условие общественного развития: «Ача-пачасар пурнад малалла каяймасть"(«Без детей жизнь не может пойти вперед»).
Трудолюбие — главная черта моральных устоев чувашского народа, а труд в свою очередь, — основное средство нравственного воспитания. Ютем тени ёдёпе паха" («Человек славен своей работой») ~ такова важнейшая заповедь чувашской народной мудрости, прививаемая детям с малолетства. Трудолюбие считалось настолько важной чертой характера, что по качеству и результату работы находили возможным определять моральный облик человека. Отношение к труду было главным критерием оценки: «£ынни мёнле, ёдё те давнашкал» («Каков человек, такова и его работа»).
Средства нравственного воспитания тесно связаны друг с другом и составляют неразрывное целое. В арсенал средств воспитания и обучения чувашского народа включены: труд, личный пример, пословицы, поговорки, сказки, исторические легенды, сказания, наставления и т. д. Эта тесная связь воспитательных средств как раз и обеспечивала в прошлом единство нравственных взглядов, передачу народной мудрости от старшего поколения младшему.
Как и все народы мира, чувашский народ имел свою систему метеорологических знаний, собственную методику наблюдений за погодой и своеобразные пути и средства их передачи из поколения в поколение. Важным компонентом народных знаний является календарь — способ организации и отсчета времени. Отсчет времени полностью связан с астрономическими и фенологическими наблюдениями, повторяемостью сезонов. У чувашей бытовал лунно-солнечный календарь, где год делился на месяцы, смену последних определяли по смене фаз луны.
Важной составной частью народных знаний является и народная медицина. В чувашской народной медицине, по свидетельству этнографических источников, зафиксировано более двухсот видов лекарственных растений, известно также об использовании продуктов животного происхождения. В медицинских сведениях водилось немало и суеверного, нередко реальное, правильное сочеталось с ложным. Чуваши обладали также системой ветеринарных знаний.
Стремление чувашского этноса к самоутверждению, сохранению своей уникальности — такой же естественный процесс, как желание каждой личности оставаться самим собой, отстаивать свою субъектность при любых общественных отношениях, имеющих тенденцию нивелировать разнообразие, унифицировать личность. Национальные общности сегодня заняты активным самоутверждением своей «особости», своей идентичности и субъектности на основе решения экономических, политических и культурных задач.
Без исторической памяти народа нет его самосознания и самоутверждения среди других наций. Обращение к прошлому, к истокам собственной национальной культуры, изучение народной мудрости предков помогает нам более квалифицированно и, главное, обдуманно, соотносить ее с культурой других народов, понимать своеобразие и ценность каждой из них, реалистически осознавать роль своего народа в истории края и страны.
Список литературы
- Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен: встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. — М.: Индрик, 2000. — 334 с.
- Алексеев А.П. Краткий философский словарь. М.: Моспект, 2001. 425 с.
- Андрюшкина М.В. Исторические предпосылки возникновения проблемы нравственного выбора (на материале чувашской народной сказки). -Чебоксары, 1996. -35 с.
- Андрюшкина М.В. Нравственная тематика чувашских сказок. -Чебоксары, 1998.-22 с.
- Анищенко Л.И. Структура общественного сознания. М.: Высш. школа, 1973. — 86 с.
- Ашмарин Н.И. Введение в курс чувашской народной словесности //Чувашский фольклор. Специфика жанров / Науч-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. Чебоксары, 1982. -С. 353.
- Ашмарин Н.И. Введение в курс чувашской народной словесности (окончание) // Исследования по чувашскому фольклору /Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. Чебоксары, 1984. — С. 3−49.
- Белинский В.Г. Поли. собр. соч. М., 1956. — Т.7.
- Белова З.С., Феизов Э. З. Проблемы воспитания реалистического видения мира. Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та, 1996. 40 с.
- Болгары и чуваши. Чебоксары, 1984.
- Бромлей О.В. Человек в этнической (национальной) системе // Вопросы философии. 1968. — № 7. — С. 16−28.
- Бур дина А. И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма. М.: Высш. школа, 1979. — 175 с.
- Бутенко И.А. Социальное познание и мир повседневности. Горизонты и тупики феноменологической социологии. М.: Наука, 1987. — 144 с.
- Буянов B.C. Научное мировоззрение: Социально-философский аспект. -М.: Политиздат, 1967. 208 с.
- Бычко А.К. Народная мудрость Руси: анализ философа. Киев: Высш. школа, 1998. — 200 с.
- Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения //Проблема ценности в философии. M.-JL: Наука, 1966. — С. 41−49.
- Вартофский М. Эвристическая роль метафизики в науке //Структура и развитие науки /Под ред. Б. С. Грязнова и В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1988. -487 с.
- Верцман И., Федоров Г. Здравый смысл //Философская энциклопедия. -М.: 1962.-Т. 2.-С. 164.
- Вичева Д. В. Штофф В.А. Диалектика обыденного и научного знания //Философские науки. 1980. — № 4. — С. 50−58.
- Власов А.Д. Словарь по философии Гегеля. В 2-х т.т. М.: Заря, 2000. -674 с.
- Волков Г. Н. Асанне калавёсем. LLL: Чаваш изд-ви, 1957. — 36 с.
- Волков Г. Н. У колыбели науки. М.: Мол. гвардия, 1971. — 223 с.
- Волков Г. Н. Три лика культуры. М.: Мол. гвардия, 1986. — 335 с.
- Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1958.-263 с.
- Волков Г. Н. Чувашские сказки как памятник народной педагогики //Уч. записки чуваш, гос. пед. ин-та. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1958. — Вып. 6. -С. 117−128.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974. -376 с.
- Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 174 с.
- Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. вторая //Сочинения. Под ред. А. Деборина и Д.Рязанова. М. — JL: Гос. изд-во, 1932. — Т. 10. — 464 с.
- Гнатенко П.И. Национальный характер: мифы и реальность. Киев: Вища школа, 1984. — 152 с.
- Горак А.И., Гаман О. В. Обыденное сознание: сущность и особенности //Проблемы философии. Вып. 57. — Киев, 1982.- С. 47−54.
- Горький М. О культуре //Собр. соч. в 30-ти т.т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. — Т.24. — С. 405−408.
- Гречаный В.В. Единство философского, естественнонаучного и гуманитарного познания человека я понятие ценности //Сержантов В.Ф., Гречаный В. В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — С. 50−116.
- Гулыга А.В. Кант сегодня // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. — С. 5−42.
- Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Рольф, 2001. 347 с.
- Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987. — 286 с.
- Гуслякова Л.Г. Стереотипы обыденного сознания //Философское освоение мира человеком / Под ред. Б. Л. Брунова, Д. С. Меерзона. Л., 1977. -С. 57−68.
- Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 1987. — 148 с.
- Демин М.В. Проблемы теории личности. М.: Изд-во МГУ, 1977. — 240 с.
- Димитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма. Чебоксары, 1986.
- Димитриев В.Д. Чувашский календарь и метрология. Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та, 1982. — 37 с.
- Дробницкий О.Г. Ценность //Философская энциклопедия. 1970. — Т. 5. -С. 462−463.
- Дубинин М.И., Гуслякова Л. Г. Динамика обыденного сознания. Минск, 1985.- 135 с.
- Духовное производство: Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М.: Наука, 1981. -352 с.
- Золотов Н.Я. Материалы по чувашскому фольклору. Чебоксары: Б.м., 1930.-73 с.
- Иванов В.П., Николаев В. В., Димитриев В. Д. Чуваши: Этническая история и традиционная культура. М.: Изд-во ДИК, 2000. — 96 с.
- Иванов В.П., Фокин П. П., Трофимов А. А. Матвеев Г. Б., Кондратьев М. Г. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья. Чебоксары, 1993.-268 с.
- Иванов Д.Е., Петрова Т. Н. Национальная культура, традиции и элементы философии чувашей. Чебоксары, 1996.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1987. — 464 с.
- Исмуков Н.А. Современность и проблемы целостности национальной культуры. Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та, 1994. — 237 с.
- Исмуков Н.А. Диалектика общего и особенного в развитии национальных культур. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. — 204 с.
- Кант И. Сочинения. (В 4 т.): На нем. и рус. яз.- М., 1994. 1115 с.
- Кантовский сборник //Межвуз. темат. сб. науч. тр. / Калинингр. гос. ун-т. -Калининград, 1999. Вып. 21. — 246 с.
- Кантор К.М. Философия и культура в историческом развитии человечества // Вопросы философии. 1983. — № 7. — С. 86−99.
- Ковалева Н.Г. Лечение растениями. М., 1993.
- Козлова Н.Н. К анализу обыденного сознания //Философские науки. -1984.-№ 4.-С. 25−32.
- Козлова Н.Н. Об одной особенности социального познания //Проблемы методологии. М., 1984. — С. 20−40.
- Козлова Н.Н. Обыденное сознание как предмет социально-философского анализа //Теория исторического процесса и современность. М.: ИФ АН СССР, 1982. — С. 45−47.
- Конфуций. Уроки мудрости. М.: ЭКСМО-пресс- Харьков: Фолио, 2001.-957 с.
- Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2001. -526 с.
- Кузьмина Т.А. Философия и обыденное сознание //Философия и ценностные формы познания -М., 1988. С. 191−243.
- Кукес В.Г., Абашина Н.0. Траволечение: взгляд в прошлое и настоящее //Целебная сила и побочный эффект. М.: Знание. — 1988. — С 5−32.
- Кукушкина Е.И. Обыденное сознание, обыденный опыт и здравый смысл //Философские науки. 1986. — № 4. -С. 126−135.
- Кукушкина Е.И. Познание, язык, культура. М.: Изд-во МГУ, 1984. -264 с.
- Кукушкина Е.И. Логунова Л Б. Мировоззрение, познание, практика -М.: Политиздат, 1989. 303 с.
- Культура чувашского края. Часть 1 /Сост. М. И. Скворцов. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1995. — 350 с.
- Куценко С.В., Фофанов В. П. Обыденное сознание и здравый смысл //Проблемы социального познания. Новосибирск, 1981. — С. 71−77.
- Ленин В.И. Философские тетради //Полн. собр. соч. Т.29. — С 3−620.
- Лихачев Д.С. Заметки о русском //Новый мир. 1980. — № 3. — С. 10−38.
- Луканов Д.М. Здравый смысл //БСЭ. 3-е изд. — М., 1972. — Т. 9. — С.444.
- Максимов С.В. Крылатые слова. М.: Астрель- Назрань: ACT, 2000. -398 с.
- Марийцы: Проблемы социального и национально-культурного развития. Йошкар-Ола, 2000. — 210 с.
- Маркс К. Экономические рукописи 1857−1859 годов //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.46. — Ч. 2. — С. 3−508.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. Т.З. — С. 7−544.
- Миронов В.В. О понимании философии как мудрости //Философские науки. 1966. — № 6. — С. 35−43.
- Миронов М.Е. Взаимодействие обыденного и научно-теоретического сознания // Философские методологические семинары. М., 1984. — С. 161−176.
- Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири /Сост.
- B.П.Зиновьев. Новосибирск: Наука, 1987. — 401 с.
- Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов //Вопросы традиционной духовной культуры чувашей /Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. Чебоксары, 1972. — 424с.
- Мозг и психика. Чебоксары, 1991. — 158 с.
- Мотрошилова Н.В. Теоретические предпосылки и проблемы марксистского исследования социальной природы познания //Социальная природа познания: Теоретические предпосылки и проблемы М.: Наука, 1979.1. C. 5−22.
- Никольский Н.В. Творчество чуваш. Сказка. Б.м., б.г. — 16 с.
- Новая философская энциклопедия: В 4-х т.т. М.: Мысль, Т.1.- 2000. -721 е.- Т.2. — 2001. — 634 е.- Т.З. — 2001. — 692 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Совет, энцикл., 1973. — 846 с.
- Ойзерман Т.Н. Диалектический материализм и история философии (Историко-философские очерки). -М.: Мысль, 1979. -308 с.
- Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. 2-е изд. — М.: Мысль, 1982. — 301 с.
- Охотников Н.М. Записки чувашина о своем воспитании //Известия ОАИЭ, 1920.-Т. 31.-Вып. 1.-187 с.
- Петров Ю.А., Феизов Э. А. Методология научного познания -Чебоксары: Изд-во Чуваш, гос. ун-та. 2001. — 590 с.
- Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как фактор мировой культуры. -Чебоксары, 1996. — 97 с.
- Петрова Т.Н. Общечеловеческое звучание «Духовного завещания» И.Я. Яковлева // Вестн. Чуваш, гос. пед. ин-та им. И. Я. Яковлева. Теория и история педагогики. Чебоксары, 1998. — № 2. — С. 209.
- Письма из деревни: Очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века /Сост., авт. вступ. статьи и коммент. Ю. В. Лебедев. М.: Современник, 1987. — 511 с.
- Попов С.И. Аксиологический аспект социального познания //Социальное познание и управление. М.: Мысль, 1983. — С. 36−63.
- Пономарев В.В. Некоторые моменты диалектики обыденного и научного сознания //Актуальные проблемы диалектического материализма. М.: Изд-во МГУ, 1982.-С. 41−46.
- Пукшанский Б .Я. Обыденное знание. Опыт философского осмысления. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.- 153 с.
- Путилов Б.Н. О некоторых аспектах изучения традиционной духовной культуры этноса // Вопросы традиционной духовной культуры чувашей / Науч. исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совет. Министров Чуваш. АССР. — Чебоксары, 1989. — С. 3−11.
- Романов Н.Р. Чувашские пословицы, поговорки и загадки. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1980. — 245 с.
- Сабирова В.М. Некоторые особенности обыденного сознания //Философский анализ явлений духовной культуры: (Теоретический и исторический аспект). М., 1984. — С. 8−13
- Салмин А.К. Народная обрядность чувашей /Чуваш, гос. ин-т гуманитар, наук. Чебоксары, 1994.- 339 с.
- Сборник чувашского фольклора: В 2-х т.т. Чебоксары: Чуваш, гос. ин-т гуманитар, наук, 2000. — Т.1.: Памятники старой чувашской веры. — 358 с.
- Сидорова Е.С. Влияние взаимосвязей и взаимопроникновение национальных культур на тематику чувашских бытовых сказок //Проблемы изучения финно-угорского фольклора. Саранск, 1972. — С. 118−122.
- Словарь русского языка: В 4-х т.т. М.: АН СССР, Ин-т рус. яз., 1982. — Т.2.
- Смоленский А.В. Чувашские приметы о погоде и ее влияние на хозяйство. Казань, 1894. — 45 с.
- Смольянинов И.Л. Проблема человека в марксистско-ленинской философии и эстетике. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 208 с.
- Сознание. Чебоксары, 1996. — 151 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
- Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценности //Проблема ценности в философии. М.-Л.: Наука, 1966. — С. 14−24.
- Тыйтанен Т.Э. Воспитательная значимость пословичных изречений //Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Чебоксары, 1991.-4.2.-С. 68−70.
- Уледов А.К. Структура общественного сознания. Теорет.-социолог. исследование. М.: Мысль, 1968. — 324 с.
- Федотова В.Г. Практическое, практически-духовное и духовно-теоретическое освоение мира //Научные и вненаучные формы в социальном познании. Теоретические и духовно-практические формы освоения действительности. М.: ИФ АН СССР, 1987. — С. 4−27.
- Фольклор и этнография. Л.: Наука, 1990. — 231 с.
- Фофанов В.П. Социальная деятельность и теоретическое отражение. -Новосибирск: Наука, 1986. 190 с.
- Хрестоматия по культуре чувашского края. Дореволюционный период. / Под ред. Скворцова М. И. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2001. — 255 с.
- Ципко А.С. Социализм: жизнь общества и человека: (Полемические заметки). М.: Мол. гвардия, 1980. — 287 с.
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высш. школа, 1981.-374 с.
- Чатев Г. Д. Национальные образы мира. М.: Прогресс. Культура, Б.г. 1994.- 479 стр.
- Чаваш фольклоре. Ред. С. В. Эльгер. Ш., 1949. — 328 с.
- Чаваш халах самахёсем. 6 томпа тухать. III.: Чав. кён. изд-ви, 1973 -Т. 1.-440 е.: Т. 2.-408 с.
- Черняк В. А. Талипов К.Т. Диалектика теоретического и обыденного сознания: (Мировоззренческий аспект). Алма-Ата: Наука, 1985. — 248 с.
- Чуваши: современные этнокультурные процессы. М.: Наука, 1988.
- Чувашский фольклор /Сост. И. С. Тукташ. Чебоксары, 1949. — 210 с,
- Чудинов И.А. Обыденное сознание масс. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — 120 с.
- Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1988.-382 с.
- Шолохов М. Сокровищница народной мудрости. В 3-х т.т. М., 1985. -Т.З.-С. 620.
- Юмахсем. Н.В. Никольский пухса хатёрленё. Ш.: Чав. кён. изд-ви., 1960.- 172 с.
- Юхма М. Древние чуваши (Древняя и средневековая история чувашского народа). Чебоксары, 1998. — 454 с.
- Яковлев И.Я. Моя жизнь: Воспоминания. Чебоксары: Республика, 1997.-696 с.
- Kekes J. Wisdom // American Philosophical Quarterly. Volum 20. — № 3. — 1983, july.
- Meszaros Gyula. Csuvas nepkoltesi gyiitemeny. Budapest, 1912. II r. — X +5401.
- Paasonen H. Gebrache und volksdichtung der Tschuwaschen. Herausgegeben von Eino karaka und Martti Rasanen. Helsinki, 1949. — 381 s.
- Reiner H. Die philosophische Ethik. Heidelberg, 1964.
- Андрюшкина M.B. Проблемы нравственного выбора в фольклоре и теории нравственности (философско-психологический анализ чувашских сказок). Дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Чебоксары, 1999. — 143 с.
- Горелова В.Н. Обыденное сознание, его структура и функции. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Казань, 1974. — 18 с.
- Кукушкина Е.И. Гносеологический анализ обыденного сознания как способа отражения действительности. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. д-ра филос. наук. М., 1985. — 38 с.
- Милютин О.Е. Здравый смысл как способ мышления. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. JL, 1975. — 24 с.
- Плешкова K.JI. Диалектика обыденного и научно-теоретического сознания в условиях строительства коммунизма. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М., 1969. — 20 с.
- Сабирова В.М. Мировоззренческий аспект обыденного сознания. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М., 1984. — 20 с.
- Тыйтанен Т.Э. Языковой афоризм как мировоззренческое отражения бытия обыденным сознанием. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. — Свердловск, 1985. — 17 с.
- Хитири Л.Г. Пережитки прошлого как общесоциологическая категория. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Тбилиси, 1986. — 24 с.
- Чудинов И. А. Сознание народных масс и его структура. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. д-ра филос. наук. Л., 1979. — 36 с. е о гъоъ ч — о? ъ