Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Философское понимание пространства и времени

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Она показала зависимость пространственно — временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи, в качестве содержания которых выступает движущаяся материя. Сам Эйнштейн, отвечая на заданный ему вопрос о сути теории относительности, сказал: «Суть такова: раньше считали, что… Читать ещё >

Философское понимание пространства и времени (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Санкт — Петербургский государственный архитектурно — строительный университет Кафедра философии Контрольная работа по философии

(часть 2)

Философское понимание пространства и времени

Стрелкова Анна Александровна ФБФО ТГВ 10? 506

Санкт? Петербург

  • Введение
  • 1. Основные субстанции бытия и взгляды философов разных времен.
    • 2. Так в истории сложились две концепции.
    • 3. Основное философское значение теории относительности.
    • 4. «Движение есть сущность времени и пространства».
    • 5. Ф. Энгельс создал концепцию о формах движения материи.
  • 6. Изменение физической картины мира изменила и воззрение на пространство и время
  • Заключение
  • Список использованных источников

    и литературы

Наша жизнь удивительна и неповторима. Человечество стремительно развивается, но в мире пока есть вопросы, на которых мы не в силах ответить. С древних времен и посей день они загадка цивилизации. Досей поры эти главные и извечные вопросы беспрерывно толкает круг бытия вперед, не останавливаясь на пути. Происходит движение в пространстве и времени.

Время, пространство, движение, системность — это единственные показатели реальности и всей сущности, именно они являются измерением опытных путей, все познание мира строились на их аспектах. А существование человека без времени и пространства возможно? И очень долго пытаясь объяснить, что есть пространство и время для нас, а это сводится к фундаментальным составляющим всего бытия.

Наука показывает мир в трех, четырех плоскостях измерений, но не исключено присутствие множества В науке существует понятие многомерного (п — мерного) пространства. В физике, например, к трем пространственным координатам добавляются время и ряд других параметров, связанных с конкретным способом описания объектов (температура, давление и др.). других пространств, которое является результатом некоторого математического обобщения, отражающего не только пространственные, но и другие свойства материальных объектов. Так или иначе, вся наука родилась из философии и поэтому любопытно узнать, как философия трактует эти эмпирические аспекты. Кроме того проблема времени и пространства всегда интересовала человека и не отпускает до этого дня. Если время неизменно, то, как объяснить те явления, которые происходят с человеком? В детстве время течет медленно, а у взрослого, как вода утекает в некуда, как полноводная река заполняет все моря. И тут вспоминается со школьных лет любимое стихотворение:

Река времен в своем стремленье

Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей.

А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы.

Г. Р. Державин, 6 июля 1816 г.

1. Основные субстанции бытия и взгляды философов разных времен

В истории развития и научных открытий происходило постоянное движение. Интересно наблюдать, как в средние века впервые открыли тот факт, что Земля круглая, хотя еще в древней Греции Пифагор говорил о шарообразной ее форме Сайт: http://www.starbolls.narod.ru/index.files/4h.htm, и только Коперник потвердел астрономическими подсчетами, затем физические открытия Ньютона ошарашили мир.

Мир тогда переворачивался с Землей. Но уже и тогда сложились определенные учения, а философия искала объяснения всему, но они опровергали ранние каноны.

Представление о пространстве времени подавляет наше воображение. Недаром попытки философов античности, схоластов средневековья (лат. scholastiea, от греч. ???— школьный, учёный), тип религ. философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматич. предпосылок с рацио-налистич. методикой и особым интересом к формально-логич. проблематике. и современных ученых, владеющих знанием наук и опытом их истории, не смогли понять сущность времени — пространства, не дали однозначных ответов на поставленные вопросы.

Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие — чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени, и наоборот.

2. Так в истории сложились две концепции

Древнегреческие материалисты считали, что пространство и время существуют объективно как мировая пустота и мировые часы. Подобное представление было и у Ньютона. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд. М. Гардарки, 2002. С. 254 В противовес, размышляя о времени, Августин пришел к концепции психологического восприятия времени. Ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования — действительное существование присуще только настоящему.

Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надежде. Настоящее — это стремительное изменение всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее. Сайт:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD

Тогда ньютоновское понимание времени приводит к выводу, что времени вообще нет. бытие материя время пространство Августин нашел выход в признании существования только разных форм настоящего — «настоящее — прошлое», «настоящее — настоящее», «настоящее — будущее».

Идеализм выход из противоречия нашел в признании пространства и времени субъективными явлениями. По Канту пространство и время — это априорные (доопытные) формы чувственности. То есть в самом мире пространства и времени нет, они в нашем сознании и служат для упорядочения хаоса наблюдаемых нами явлений. Спиркин А. Г. Указ. соч. С.137

Но было и другое решение проблемы. Уже Аристотель считал, что пространство — это «совокупность мест тел», а время — «число движений». По Лейбницу, пространство — это расположение тел «один возле другого», а время — порядок смены явлений, состояний тел «один после другого». То есть пространство и время — это свойства самих тел. Голубинцев В. О. Данцев А. А., Любченко В. С. Философия. Учебник для технических направлений и специалностей вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2001. С.112

Диалектический материализм также считает, что пространство и время — это свойства самой материи, формы ее существования. Такое же решение дает и теория относительности Эйнштейна, согласно которой метрика пространства и времени зависит от поля тяготения, источником которого является движущаяся материя. Сайт: http://www.studfiles.ru/dir/cat10/subj171/file12507/view126704.html

Какой из концепций отдать предпочтение? В XVII — XIX вв. явное преимущество было на стороне субстанциальной концепции; именно она лежала в основе ньютоновской механики, принимавшейся в то время за образец точной науки. В электродинамике в пользу существования абсолютного пространства свидетельствовала гипотеза светоносного эфира, который заполняет абсолютное пространство и является носителем электромагнитных волн. Наконец, сильнейшим свидетельством в пользу субстанциальной концепции пространства был факт единственности эвклидовой геометрии. Хотя еще в 30-х годах XIX в. Лобачевским была открыта неэвклидова геометрия, до открытия общей теории относительности, неэвклидовы геометрии рассматривались как воображаемые математические конструкции, и им не приписывалось реального физического смысла. Единственной геометрией, описывающей реальные свойства физического пространства и времени, считалась геометрия Евклида. А это как бы подтверждало вывод, следовавший из субстанциальной концепции, что свойства пространства и времени неизменны и независимы от характера движения и взаимодействия материальных систем. Спиркин А. Г. Указ. соч. С.137

В начале XX в. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной концепции. Теорию относительности можно рассматривать как концепцию, нацеленную на раскрытие диалектических связей в природе.

Об этом еще писали эпиграммы:

На Ньютона и Эйнштейна

Был этот мир глубокой тьмой окутан.

Да будет свет! И вот явился Ньютон.

(Эпиграмма XVIII века) Но сатана недолго ждал реванша.

Пришел Эйнштейн — и стало все, как раньше.

(Эпиграмма XX века) Первые две строки — Александр Поуп (1688−1744), вторые — Джон Сквайр (1884−1958). Перевод Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 4. М.: Художественная литература, 1969. С. 94.

Сам Эйнштейн объяснял свою теорию на очень простом примере: «когда вы проводите время с прекрасной девушкой в течение часа, вам кажется, что проходит всего одна минута, однако, когда вы в течение одной минуты сидите на раскаленной плите, вам кажется, что проходит час». Шуточное высказывание, одна из цитат Эйнштейна. Сайт: http://www.aforist.com/eynshteyn/

Различаю специальную и общую теорию относительности. Специальная основывается на принципах относительности движения и законов постоянства скорости света. Общая касается свойств пространства и времени в связи с гравитацией, а гравитационные явления рассматриваются как искривления пространства и времени.

3. Основное философское значение теории относительности

1. Теория относительности исключала из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени.

2. Она показала зависимость пространственно — временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи, в качестве содержания которых выступает движущаяся материя. Сам Эйнштейн, отвечая на заданный ему вопрос о сути теории относительности, сказал: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы пространство и время». Цит. по: Голубинцев В. О Указ. соч. С. 256.

3. Теория относительности нанесла удар субъективистским, априористским трактовкам сущности пространства и времени, которые противоречили ее выводам. Эйнштейн А., Указ. соч. С. 243−296.

Кроме того, открытие электромагнитного поля и выявления не сводимости этого поля к состоянию механической среды — мирового эфира — вскрыли не состоятельность классической картины мира. Получается пространство и время неразрывно связаны с движением материи, но и наличие субординации между ними:

4. «Движение есть сущность времени и пространства» Спиркин А. Г. Указ. соч. С.251

В естествознании и материалистической философии XVII—XVIII вв.еков движение считалось как перемещение тел в пространстве, т. е. все движение сводилось к механическому, которому придавалось универсальное значение.

Движение материального мира — это результат действия активной силы, извне приложенной к материи. Такой взгляд на материю и движение приводил, во-первых, к отрыву движения от материи и, во-вторых, к признанию какой-то потусторонней силы, стоящей над материальным миром (И.Ньютон не мог объяснить начало движения Солнечной системы без привлечения понятия «божественного первотолчка»). «Нельзя, — писал Ф. Энгельс, — противопоставлять материи движение как нечто особое, чуждое ей, не приходя к абсурду». Цит по: Голубинцев В. О. Данцев А. А., Любченко В. С. Указ. соч. С.325

В диалектико-материалистической картине мира движение рассматривается как важнейший атрибут материи, как способ ее существования. «Движение есть способ существования материи <�…>, — подчеркивал Энгельс. — Не существует и никогда не могло существовать материи без движения». Цит. там же С. 326.

5. Ф. Энгельс создал концепцию о формах движения материи

1. Механическое движение, рассматриваемое как перемещение земных и небесных масс.

2. Физическое движение, которое сводится к молекулярным процессам. (они охватывают тепловые, электрические, магнитные и др. физические процессы).

3. Химическое движение — в виде разъединения и соединения атомов в молекулы.

4. Биологическое движение, специфическое для органического мира, для явлений жизни (жизнь есть способ существования особо сложных химических соединений — белковых тел).

5. Социальное движение, возникшее в связи с появлением человека и развитием его отличной от поведения животных целенаправленной трудовой деятельности.

Предложенная концепция форм движения материи стала основой для классификации наук.

Движения высшей формы к простой совокупности его низших форм, Энгельс проанализировал внутренние связи, существующие между естественными науками, каждая из которых изучает отдельную форму движения или ряд связанных между собой и переходящих друг в друга форм движения. Голубинцев В. О. Данцев А. А., Любченко В. С. Указ. соч. С.326

Прогресс естествознания в ХХ столетии подтвердил правильность принципиальных идей Ф.Энгельса. Вместе с тем, он обусловил и необходимость их дальнейшей корректировки, уточнения и развития.

6. Изменение физической картины мира изменила и воззрение на пространство и время

С момента открытия магнитного поля все изменилось и необходимо было найти объяснение единой системности материального бытия. Есть общие свойства между временем и пространством. К ним относятся:

· объективность и независимость от сознания человека;

· их абсолютность как атрибутов материи;

· неразрывная связь друг с другом и движением;

· единство прерывного и непрерывного в их структуре;

· зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;

· количественная и качественная бесконечность.

К свойствам пространства относятся протяженность, однородность, изотропность, трехмерность, а время обычно характеризуется такими свойствами, как длительность, однородность, необратимость, одномерность. Там же. С.327

Длительность времени и протяженность пространства совпадают с самой сущностью пространства и времени как форму существования материи. Ведь протяженность и проявляется в способности тел существовать одно подле другого, а длительность в способности существовать одно после другого.

Наиболее характерными свойствами пространства — трехмерность, а у времени — одномерность .

К специфическим свойством пространства относятся:

· Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек;

· изотропность — равноправность всех возможных направлений.

В отличие от пространства время обладает только свойством однородности, заключающимся в равноправии всех его моментов. Свойства однородности и изотропности пространства и однородности времени составляют базовые физические законы, и прежде всего, заложены в законе сохранения и основа принципа физической относительности. Голубинцев В. О. Данцев А. А., Любченко В. С. Указ. соч. С.328

Характерным специфическим свойством времени является его необратимость. Время течет от прошлого через настоящее к будущему, и обратное течение его невозможно. Это связано с необратимостью протекания фундаментальных материальных процессов.

И единство пространства, времени и движения материи можно выразить так: изучая материю в тех или иных формах ее проявления, мы непременно изучаем тем самым и пространство и время в их органической связи с движением и, наоборот, исследуя пространственно — временные параметры, мы неизбежно тем самым изучаем и материю в ее движении.

Живые структуры также обладают особенными свойствами пространства и времени — их геометрия усложняется, изменятся и ритм времени так называемое психологическое и биологическое время, а в окружающем мире — социальное пространство и другие виды времени и пространств. Так или иначе, но психологическое время своеобразно в сравнении с физическим временем и определяется им.

А оно как всегда останется неизменным: пространство и время объективны, они представляют собой всеобщие формы существования материи и так же, как материя, качественно бесконечны. Истинная бесконечность — это процесс постоянного качественного новообразования, включающий в себя бесконечность пространства и времени, процесс обретения границ и их утраты, достижения равновесия и одновременно стремления к нарушению его, то есть постоянно, напряженно пульсирующий процесс единства противоположностей. Но в мире все предметы и процессы конечны Конечное — это постоянно появляющийся и исчезающий момент бесконечного процесса изменения сущего. Изменение же вообще связано с выходом системы за свои пространственные, временные, количественные и качественные границы. и именно совокупность конечных вещей и процессов бесконечна. Не существует никаких границ, за которыми могло бы быть еще нечто, не охватываемое понятием объективной реальности: она — во всем, она — все.

Таким образом, пространство и время представляют всеобщие формы существования материи, Вечность Человеку сложно понять, что есть Вечность… Бесконечность времени существования мира выражается понятием вечности. Вечность присуща лишь миру в целом, каждая конкретная система которого проходяща. и бесконечность материи обусловливают вечность времени и бесконечность пространства, и соответственно, вечность и бесконечность Вселенной.

Заключение

Понятие пространства — времени является важнейшим и самым загадочным свойством Природы или, по крайней мере, человеческой природы. В нашем мире действует истинное время, в котором нет разрыва между прошлым, настоящим и будущим, время ноуменальное.

Ключевые вопросы так и остались до конца не решенными, даже теории относительности не удалось подобрать замок для раскрытия аспектов сущности материи. Решив одни вопросы, на смену пришли другие, которые не утихают по настоящее время.

Знание категорий бытия, материи, ее атрибутов позволяет грамотно подходить к научным исследованием ученым и инженерам.

Список использованных источников

и литературы

1. Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия. Учебник для технических направлений и специальностей вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 507с.

2. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд. М.: Гадарики, 2002. 736с.

3. Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 4. М.: Художественная литература, 1969. 234с.

4. Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Ф56 Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840с.

5. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965. 328с.

6. Сайт: http://www.aforist.com/eynshteyn/

7. Сайт: http://labrip.com/topics/t13r1part1.html

8. Сайт: http://www.starbolls.narod.ru/index.files/4h.htm

9. Сайт: http://www.studfiles.ru/dir/cat10/subj171/file12507/view126704.html

10. Сайт: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой