Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование социального опыта младших школьников в процессе обучения: На примере учебного предмета «Иностранный язык»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления основных концепций социализации младших школьников и нормативных документов, связанных с модернизацией системы начальною образованияэмпирические: сопоставительный анализ учебных программ по предметам «ИЯ» и «ОБЖ» в начальной школеизучение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психолого-педагогические основы процесса социализации детей младшего школьного возраста в условиях обучения
    • 1. 1. Понятие социализации в школьном образовательном процессе
    • 1. 2. Факторы социализации, их классификация и их роль в формировании социального оны га младших школьников
    • 1. 3. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста и особенности процесса социализации младшего школьника
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Интеграция содержания учебных дисциплин «Иностранный язык» и «Основы безопасности жизнедеятельности» в начальной школе как условие формирования социального опыта младших школьников
    • 2. 1. Учебный предмет «Иностранный язык» в цикле дисциплин начальной школы и его роль в формировании социального опыта младших школьников
    • 2. 2. Интегративные процессы в обучении иностранному языку на разных этапах обучения и их особенности
    • 2. 3. Интеграция учебных предметов «Иностранный язык» и «Основы безопасности жизнедеятельности» в целях формирования социального опыта младших школьников
  • Выводы по второй главе
  • Глава III. Организация дидактического пространства как микросоциума в процессе обучения иностранному (испанскому) языку младших школьников
    • 1. Содержание обучения испанскому я зыку на основе интеграции с учебным предметом «Основы безопасности жизнедеятельности»
      • 3. 2. Организация дидактической среды как микросоциума на уроках испаснского языка в целях активизации и формирования социального опыта младших школьников
  • Выводы по третьей главе

Формирование социального опыта младших школьников в процессе обучения: На примере учебного предмета «Иностранный язык» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется качественными переменами. сменой приоритетов и ценностей в общественном сознании. ')ги перемены затрагивают все сферы общества и. в значительной степени, сферу образования, что внесло изменения в содержание образования в целом и в содержание конкретных учебных предметов. На современном лапе развития общества набирают силу процессы гуманизации и гуманитаризации образования, все более прочные позиции завоевывает личностно ориентированная направленность образовательных процессов.

Социально-экономическая и политическая нестабильность в обществе, период развития которого определяется как переходный, далеко не всегда положительно отражаются на развитии сферы культуры и образования, что затрудняет работу механизмов процесса социализации подрастающего поколения. Очевидно, что прежние подходы к воспитанию, ел о содержанию, методам и средствам осуществления не могут быть адекватны требованиям демократического общества, которое строится в России. Однако новые ценностные ориентации, ведущие к социализации личности, находятся еще в стадии становления.

Обучение представляет лишь одну часть формирования личности, которым занимается школа как образовательное учреждение. Одним из негативных последствий прошлого является неготовность молодежи и подростков к социальной адаптации в современных жизненных условиях и недостаточная сформированноеть такого качества личности, как социальная активность. Данный факт вносит существенные изменения в характер воспитания подрастающего поколения. Проблема воспитания может быть решена в полной мере лишь с учетом психологических особенностей личности школьника, роли социальной среды воспитания, фактора социальных отношений того общества, в котором живет школьник.

Изменения. связанные с направленностью содержания дховно-нравственных ориентацией, и проблема социализации личности касаются в полной мере и детей младшего школьного возраста. В силу лого остро возник вопрос о целенаправленном характере социально-ориентированного обучения, о повышении эффективности социализации младшего школьника в контексте учебной деятельности и о возможности управления ним процессом.

Без духовною обновления процессов воспитания трудно предположить возможность духовного обновления российского общества в целом и каждого из его членов, граждан рождающегося демократического государства.

Научный интерес к проблеме социализации и ее осмыслению возрос еще в конце 70-х годов XX века, что вы звало к жизни ряд исследований, в которых вопросы социализации стали рассматриваться более глубоко, с разных позиций и в преломлении к разным возрастным этапам жизни человека. Значительный вклад в исследование проблемы социализации как-педагогического явления внесли такие ученые, как: J1.C. Выготский. H.A. Гальперин. С. Л. Рубинштейн. Д. Б. Ольконин, В В. Давыдов, A.B. Мудрик, Д. И. Фельдштейн, Н. Ф Голованова. И. С. Кон. Л. И. Новикова. В. Г. Бочарова. A.M. Леонтьев. A.A. Леонтьев. III.А. Амонашвили, Д. С. Лихачев. H.H. Селиванова. В. А. Сластенин. А. И. Арнольдов. Г. Н. Шиянов.

В большинстве исследований, так или иначе связанных с педагогическими и психологическими проблемами детского возраста, отмечается, что в возрасте 6−10 лет раскрываются потенциальные силы растущего человека, формируется ядро личности. В этот период проявляются и утверждаются до 70е?-óличностных качеств ребенка. Информация, усваиваемая ребенком в этом возрасте, остается на всю жизнь.

Младший школьный возраст — один из важнейших периодов в жизни ребенка, ибо во время его пребывания в начальной школе активизируется имеющимся социальный опыт и формиру С1 ся новый. Именно перед начальной школой стоит задача помочь учащимся в формировании ценностных ориентации и повеления, обусловленных требованиями конкретного общества, в котором живет ребенок, и цивилизации в целом, адаптировав к современным условиям их позитивные социальные и культурные традиции. Данные положения соответствуют государственной политике в области воспитания, основанной на принципах гуманизма и высокой гражданственности, нашедшие отражение в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «Об образовании», а также международных актах о правах ребенка.

Годы обучения ребенка в начальной школе характеризуются осознанием им своего места в системе общественных отношений, появлением у ребенка начал творческого восприятия действительности. В возрасте 6−10 лет происходит формирование произвольности психических процессов, рефлексии собственного поведения, что обеспечивает развитие потребности ребенка в получении признания других людей и потребности в освоении новой социально значимой деятельности. Таким образом, именно в этом возрасте закладываются основы социальной культуры, ребенок начинает формироваться как член общества, в котором он живет.

На образовательное учреждение школьного типа, в том числе начальную школу, возлагаются задачи воспитания социально-нравственных начал личности, которые впоследствии будут удерживать ее на всех этапах жизнедеятельности в пределах социально-культурных традиций того общества, в котором он живет.

Функция начальной школы, как формы подлинного начального образования, становления и развития личности ребенка, не может быть успешно осуществлена без квалифицированного и эффективного обучения детей иностранному языку. Именно этот предмет в силу своей специфики и междисциплинарного характера содержания обучения помогает реализации положений о назначении начальной школы. зафиксированных в международных документах ЮПНСКО. «11ачальную школу следует спланировать и организовать как социальную среду со своим характером и ценностями, в которой различные ситуации, включая игры, помогут детям осознать свои права, свободно самоутверждаться, а также расширить и углубить на основе непосредственного опыта свое понимание принадлежности ко все большим и большим ценност ям — семье, школе, затем местной общине, национальному и мировому сообществу». [257.94].

Несмотря на большой спектр вопросов, связанных с развитием, воспитанием и обучением детей младшего школьного возраста (становление познавательных процессов, формирование умений и навыков учебной деятельности, воспитание личностных качеств и др.). представленных в научных исследованиях и в педагогической литературе, вопросам социализации и формирования социального опыта и основ социальной культуры младшего школьника уделялось недостаточное внимание.

Все вышеизложенное обеспечивает актуальность данного исследования.

Формирование социального опыта и основ социальной культуры младших школьников, создание условий, способствующих восприятию ими целостной картины мира, в рамках личносгно-ориентированого обучения вполне возможно осуществить в условиях начальной школы. Наиболее полно, целенаправленно лог процесс может осуществиться не только средствами одного предмета, в данном случае предмета «Иностранный язык», содержание которого обладает большим социокультурным и социализирующим потенциалом, но и посредством интеграции предмета «Иностранный язык» («ИЯ») с другими учебными дисциплинами, в данном случае предметом «Основы безопасности жизнедеятельности» («ОБЖ»). что придаст процессу обучения социально-ориентированную направленность.

Ранее процессы интеграции в языковом образовании были рассмотрены и апробированы главным образом в целях усиления мотивации изучения иностранного языка и повышения результативности процесса обучения. Вопросы же формирования социального опыта младших школьников в процессе обучения иностранному языку не являлись предметом исследования В данном исследовании интеграция содержании учебных предметов «Иностранный язык» и «ОБЖ» рассматривается именно с этих позиций как фактор, способствующий формированию социального опыта младших школьников, основ их социальной культуры и процессу социализации.

Анализ научных трудов в области начального образования, развития, воспитания, социализации детей позволил выявить противоречие между необходимостью формирования социального опыта младших школьников в процессе обучения и недостаточной разработанностью дидактических характеристик социально-ориентированного обучения, обеспечивающего формирование социального опыта учащихся начальной школы.

Указанное противоречие и его проявления позволили сформулировать проблему исследования, которая состоит в недостаточной научной разработанности дидактических характеристик социально ориентированного процесса обучения, направленного на формирование социального опыта младшего школьника.

В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Формирование социального опыта младших школьников в процессе обучения (на примере учебного предмета „Иностранный язык“)».

Объект исследования является процесс обучения младших школьников, а его предметом — исследования: формирование социального опыта младших школьников в процессе обучения иностранному языку.

Цель данного исследования состоит в обосновании возможностей формирования социальною опыта младших школьников в процессе обучения иностранному языку и определении условий, обеспечивающих его эффективность.

Гипотеза исследования заключается в юм. что формирование социального опыта можно осуществить в процессе социально ориентированного обучения детей в начальной школе, если:

• отбор содержания б>дег определяться целями формирования социального опыта младших школьников;

• интеграция учебных дисциплин будет направлена на реализацию социализирующего потенциала обу чения;

• дидактическая среда будет организована как социальная микросреда, для которой характерныличностно-ориентированная направленность обученияучел возрастных особенностей младших школьниковсубъектно-субъектные отношения в системе «учитель-ученик" — развитие речемыслительной активности и поисково-познавательной деятельности учащихся на основе построения процесса обучения как взаимодействие .

Цель настоящего исследования, объект, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования;

1. Теоретически обосновать роль начальной школы в формировании социальною опыта младшего школьника;

2. Исследовать процесс социализации младшего школьника как процесс актуализации и развития социального опыта;

3. Исследовать возможность интеграции содержания учебных предметов «Иностранный язык» («ИЯ») и «Основы безопасности жизнедеятельности» («ОБЖ») в целях усиления социализирующего потенциала учебной дисциплины «ИЯ» и создания условий для формирования социального опыта младших школьников в процессе учебной деятельности;

4. Определить педагогические условия организации дидактической среды в процессе обучения иностранному языку как микросоциум, позволяющий актуализировать имеющийся социальный опыт. способствовать накоплению нового социального опыта, и. в целом, управлять процессом социализации младшего школьника в ходе социалыю-оиентированного обучения.

Теорико-методологическую основу исследования составили концептуальные современные положения о гуманитарной направленности новой образовательной парадигмы и современных трактовок целей образования в Российской Федерациипсихолого-дидактическая модель начального образования, созданная под руководством Л.А. Леонтьевапсихолого-педагогические, психологические и социальные концепции отечественных и зарубежных исследователей, раскрывающие многогранную природу процессов социализации, воспитания, развития, в том числе и речевого развития. Особое значение для исследования имели грудь': Ж. Пиаже. Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина. С. Л. Рубинштейна. Б. Г. Ананьева. В. В. Давыдова. Д. Б. Эльконина. A.M. Леонтьева. A.A. Леонтьева. Л. В Занкова. Л. И. Божович. A.B. Запорожца. И. С. Кона. JI M. Якобсона. Л. П. Буевой. Н. Ф. Рыбалко. А. К. Марковой. Г. И. Негневицкой. Л И. Новиковой. Н. П. Селивановой. А. И. Матюхиной. А. И. Липкиной, A.M. Матюшкина. М. И. Махмудова. H.A. Горловой. И. А. Зимней, В. В. Сафоновой. A.B. Мудрика. Н. Ф. Головановой. И. Д. Демаковой, Д. И. Фельдштейна. Б. Д. Парыгина и др.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления основных концепций социализации младших школьников и нормативных документов, связанных с модернизацией системы начальною образованияэмпирические: сопоставительный анализ учебных программ по предметам «ИЯ» и «ОБЖ» в начальной школеизучение и обобщение педагогического опыта в области формирования социального опыта младших школьниковнаблюдение за процессом актуализации и формирования социального опыта младшего школьника в курсе обучения иностранному языку на основе интегрирования содержания с учебным предметом «ОЬЖ» — интервью с испанскими учителями в качестве информантов с целью выявления аутентичных ситуаций общения для использования в опытном обучении: экспериментальные: анкетирование учащихсяпроведение опытного обучения с целью формирования социального опыта учащихся.

Исследование проводилось в гри этапа.

Первый этан исследования (1996;1997 гг.) — изучение и анализ психолого-педагогической, социологической литературы, литературы по мотивации обучения и педагогике общенияизучение опыта работы учителей начальной школы и сбор материала для опытного обученияпроведение анкетирования и устных опросов среди младших школьников, учителей начальной школы и учителей иностранною языка.

Второй этап исследования (1997;1999 гг.) — Определение условий организации дидактической среды как микросоциума, обеспечивающих формирование социального опыта младшего школьникаопределение содержания обучения «ИЯ» на основе интеграции с учебным предметом «ОЬЖ" — включение элементов интегрированного содержания в учебно-методические комплекты для учащихся 1.2,3 классов школ с углубленным изучением иностранного языка.

Третий этап исследования: (1999;2001 гг.) — Проведение опытного обучения и обобщение результатов.

Научная новизна исследования состоит в том, что: обоснована возможность формирования социального опыта младших школьников в процессе обученияобразовательная среда в процессе обучения выстраивается как социальная микросредаразработана стратегия обучения иностранному языку на основе интеграции (с содержанием учебной дисциплины «ОБЖ») — интеграция учебных дисциплин будет направлена на реализацию социализирующего потенциала обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том. что:

• обоснована значимость процесса социализации младшего школьника:

• определены условия управления процессом социализации в ходе учебной деятельности;

Практическая значимость состоит в раскрытии социализирующего потенциала учебного предмета «ИЯ» (испанский язык) при его интегрированном содержании с учебных" предметом «ОБЖ»: в создании дидактической среды как микросоциума, способствующего воспитанию и развитию детей, обладающего потенциальными возможностями для формирования социального опыта младших школьниковв разработке методических рекомендаций для учителей начальной школы по использованию интегрированного содержания учебных предметов «ИЯ» и «ОБЖ» и разработанного дидактического материала в целях формирования социального опыта младших школьников.

Основные положения, выносимые на защиту:

— Начальная школа способна осуществлять в ходе образовательно-развивающего процесса формирование социального опыта младших школьников;

— Социальный опыт младшего школьника как совокупность ощущений, навыков, способов общения, мышления и деятельности, стереотипов поведенияинтериоризации ценностных ориентации и социальных установок, полученных, в основном, в ходе социально-ориентированного обучения и частично в ходе стихийной социализации является основой процесса социализации и напрямую связан с формированием социальной культуры;

— Социализирующий потенциал учебного предмета «ИЯ» может быть усилен за счет интеграции его содержания с учебной дисциплиной.

ОЬЖ". что рассматривается как одно из условийэффективности формирования социального опыта младшего школьника;

— Целесообразна организация образовательной среды в процессе обучения учебному предмету «ИЯ» на основе интегрирования содержания с учебным предметом «ОБЖ» как микросоциума. позволяющая актуализировать имеющийся социальный опыт, способствовать накоплению новою социального опыта, и в целом управлять процессом социализации младшего школьника в ходе социально ориентированного обучения.

Апробация и внедренне происходили в рамках опытного обучения в школах №№ 1252, 1037. 110 г. Москвы. Основной базой являлась школа № 1252 им. М. Сервантеса с углубленным изучением испанского языка. Основные положения исследования и результаты опытного обучения обсуждались на заседаниях кафедры иностранных языков и культуроведения и аспирантских чтениях Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПК и ПРО), на Педагогических чтениях Северного округа «Школа: перспективы развития образовательной среды» г. Москвы 1999;2000 гг. на Международной конференции «Гражданское образование, поликультурность и толерантность» (декабрь 2000 г.). Материалы исследования легли в основу учебно-методических комплектов по обучению испанскому языку в 1, 2 и 3 классах школ с углубленным изучением испанского языка, созданных в соавторстве с A.A. Воиновой (изд-во «1 Просвещение»).

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Выводы по третьей г лаве.

1. Образование, реализуемое через обучение конкретным предметным областям, в том числе иностранном) языку, процесс социальный. В педагогическом аспекте обучение и воспитание идут одновременно, слитно, в неразрывном единстве. Воспитательный процесс оказывается активен с грех позиций: активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда, однако воспитание в процессе обучения должно быть организовано таким образом, чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался сам (Л.С. Выготский).

2. Отобранный тематический и ситуативный диапазон обучения на базе интегрированного содержания «Иностранного языка» и «Основ безопасности жизнедеятельности» потребовали и специального отбора средств выражения — языкового и речевого материала, позволяющего осуществлять речевое взаимодействие и формировать социальный опыт младших школьников.

3. Дело учителя — организовать дидактическую среду с учетом интересов воспитания ребенка, сделать ее благоприятной для выработки у ученика норм поведения, приобретения им положительного социального и нравственного опыта, т. е. придать этой дидактической среде социальную направленность. Создаваемая учителем в процессе обучения дидактическая среда должна быть приспособлена для проявления индивидуальности учащегося и должна быть социально ориентированной.

4. Технология, использованная в ходе опытного обучения в целях организации образовательного пространства, позволила создать на уроке испанского языка дидактическую. микросреду, которая могла быть определена как социальная микросреда и позволила формировать социальный опыт младшего школьника.

5. Создание дидактической микросреды в процессе обучения ! испанскому языку в начальной школе на базе интегрированного.

1 содержания с учебным предметом «Основы безопасности I жизнедеятельности» при личностно-ориептированной.

I направленности обучения соотносилось с принципами дидактической культуросообразности и природосообразности.

6. Апробация созданной технологии, ориентированной на формирование социального опыта младших школьников.

I осуществлялась посредством следующей стратегии обучения.

1 — поисково-игровых заданийг.

— познавательно-поисковых заданий к льтуроведческой и социоку лыурной направленности, реализуемых в контексте социальноречевого взаимодействия;

— сюжетно-ролевых, социально-ролевых ситуаций общения.

7. В используемой технологии особая роль принадлежала использованию сюжетно-ролевой ситуации общения, которые:

— побуждали ребенка к вербальному и невербальному реагированию;

— прививали ребенку соответствующие социальные нормы и формы поведения в различных сферах жизнедеятельности;

— способствовали формированию у детей морально-нравственных представлений о культурном и социальном аспектах поведения в родном и испаноязычном социумах;

— учили справляться с негативными ситуациями и корректировать свое поведение, самостоятельно принимать решения.

Таким образом, в условиях социально ориентированного обучения иностранном} языку на интегративной основе младший школьник имел возможность быть субъектом учебной деятельности, направленной на | формирование его социального опыта, лежащего в основе процесса социализации.

Заключение

.

Роль школы, в том числе начальной школы, в реализации задач, связанных с процессом социализации личности на этапе модернизации российского образования и демократического становления общества очень велика. Процессы обучения и воспитания реализуются одновременно, в неразрывном единстве.

Путь социального «вхождения» ребенка в общества как процесс социализации может быть управляемым в ходе формирования его социального опыта во время обучения в начальной школе.

Вопросы социализации не могут быть решены вне образовательных процессов, осуществляемых конкретной предметной областью. Младший школьный возраст — один из важнейших этапов в жизни ребенка и каждая из учебных дисциплин, обладая социализирующим потенциалом, в состоянии внести свой вклад в социализацию ребенка, формиру я его социальный опыт и закладывая основы социальной культуры. Формирование социального опыта младших школьников может быть результатом процессов воспитания и социально-ориентированного обучения, осуществляемых конкретным учебным предметом, особенно предметами гуманитарного цикла.

Обучение иностранному языку в начальной школе расширяет видение ребенком картины мира, сформированной на базе родною языка и его социокультурного контекстаготовит ребенка к жизни в поликультурном мире, воспитывает коммуникативно-ориентированную личность с учетом социокультурных реалий и формирует ценностные ориентиры и отношение детей к иным культурам.

Учебный предмет «Иностранный язык» облатает высоким социализирующим потенциалом. Интеграция предметного содержания учебных дисциплин «Иностранный язык» и «Основы безопасности жизнедеятельности» позволяет усилить социализирующий потенциал содержания предмета «ИЯ». способствует ранней самоидентификации личности ребенка, придает обучению социально-ориентированную направленность и является одним из педагогических условий, позволяющих актуализировать имеющийся социальный опыт ребенка и формировать у него новый социальный опыт.

Отобранное содержание обучения в виде тем. ситуаций общения, соответствующих средств выражения (языкового материала) и используемая технология легли в основу моделирования дидактической среды как социальной микросреды (микросоциума). Созданная в контексте личностно-ориентированного обучения испанскому языку на основе интегрированного содержания дидактическая микросреда явилась той микросредой, которая позволила младшему школьнику не только усваивать социальные нормы поведения, актуализировать свой, хотя и небольшой социальный опыт, но и формировать новый опыт и основы социальной культуры и таким образом стать активным и сознательным членом общества, в котором он живет.

Отобранное содержание п разработанная стратегия придали обучению социально-ориентированный характер, что позволило формировать у детей морально-нравственные представления о культурном и социальном аспектах поведения, умение преодолевать негативные ситуации, корректируя свое поведение, готовить ребенка к самостоятельному принятию решений в нестандартных жизненных ситуациях, формировать у него свойства субъекта деятельности, общения, самосознания и образ «Я», что заложило основы к саморазвитию и самостоятельному проявлению социальной активности.

Ход исследования и опытное обучение показали, что интеграция содержания учебных дисциплин «Иностранный язык» и «Основы безопасности жизнедеятельности» действительно усиливает социализирующий потенциал учебного предмета «Иностранный язык» и является одним из условий, позволяющих активизировать имеющийся социальный опыт ребенка и способствующих формированию нового опыта.

Формирование социального опыта младших школьников в ходе обучения в начальной школе закладывает основы для их дальнейших социализации и индивидуализации, закладывает основу их социальной культуры.

Проблемы социализации в условиях школьного обучения может быть предметом педагогического исследования на средней и старшей ступенях школьного образования с учетом специфики предметов, условий обучения и возраста учащихся.

Перспективным может быть исследование. раскрывающее социализирующий потенциал учебного предмета «Иностранный язык» на среднем и старшем этапах обучения на основе интеграции с учебными дисциплинами, входящими в цикл «Гражданское образование».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М. 1980. стр. 335.
  2. Абульханова-Славская К.А. К проблеме социальной обусловленности психического. // Вопросы философии. 1970. № 6, стр. 75−78.
  3. Авдуевская Е.П.. Баклушинский С. А. Особенности социализации подростков в условиях быстрых социальных изменений. М. 1995. 1 15 стр.
  4. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку (Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии) изд-во МГУ, 1981, стр. 239 242.
  5. Амонашвили 1I1.A. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. 297 стр.
  6. Амонашвили ИГА. Здравствуйте, дети! М., 1983, 97 стр.
  7. Амонашвили ИГА. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993, 120 стр.
  8. .Е. К постановке проблемы развития детского самосознания. Избранные психологические труды, т. 2. М. 1980, 245 стр.
  9. В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань. 1988. 173 стр.
  10. А.Г. Социальная психология. М. издательство МГУ, 1980, 416 стр.
  11. Г Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1997. 346 стр. 12. Анциферова Л И. К психологии личности как развивающейся системы / Психология формирования и развития личности. М., 1981, 268 сгр.
  12. А.И. Живой мир социальной педагогики. М. 1999, 131 стр.
  13. А.Г. Психология личности. М. 1990. 248 стр.
  14. А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности. // Вопросы психологии, № 2, 1982, стр. 1015.
  15. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа, учебник. М. издательство МГУ. 1990. 367 стр.
  16. Н.Н. Методика построения пропедевтического курса по английскому языку для детей 5 лет на музыкальной основе (на материале детской оперы), дисс. к.и.н., М., 1997. 263 сгр.
  17. С.Я. Советская школа на современном этапе, М., Педагогика, 1977. 127 стр.
  18. С.А. Школа микрорайон. Предмет психолого-педагогического исследования // Педагогика, 1991. № 2. стр. 49−54.
  19. А.II. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах, М., Высшая школа, 1991, 155 стр.
  20. Р. Развитие Я-концепции и воспитания, М. 1986, 150 стр.
  21. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. М., Педагогика, 1988, 138 стр.
  22. Бим И. Л. Обучение иностранному языку: поиск новых решений. // Иностранные языки в школе, 1990, № 1, стр. 15−19.
  23. Бим И. Л. Творчество учителя и методическая наука. // Иностранные языки в школе, 1988. № 4, стр. 12−16.
  24. Бим И.Л., Биболетова М. З. Возможности формы и содержания курсов обучения иностранному языку в начальной школе. // Иностранные языки в школе, 1991, № 2. стр. 17−21.
  25. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации. // Педагогика. 1996. № 1. сгр. 3−9.
  26. Бим-Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком. // Педагогика, 1996, № 5. стр. 5−12.
  27. A.A. Личность и общение. М. 1983. 197 стр.
  28. A.A. Психология о личности. М., 1 988. 203 стр.
  29. A.A. Караковский В. А. Новикова Л.И. Психологические проблемы воспитания. И Социальная педагогика, 1991. № 5, стр. 12.3 1. Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школы. Проблемы и подходы. // Вопросы психологии, 1997. № 1, стр. 9−13.
  30. Л.П., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979. 120 стр.
  31. Божович Л И. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения. М., Воронеж, 2000, 143 стр.
  32. Л.И. Избранные психологические труды. Под ред. Фельдштейн Д. И., М., 1995, 245 стр.
  33. Божович Л И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, 1 12 стр.
  34. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. 1978. № 4. стр. 3−7/1979.№ 2, стр. 5−9, № 4, стр. 4−9.
  35. В.В. Взаимосвязанное обучение русскому языку в начальной школе, дисс. к.п.н., М., 1998. 187 стр.
  36. Брайан, Саймон Общество и образование. Перевод с английского. М., 1989, 163 стр.
  37. В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М. 1998, 184 стр.
  38. В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности. М. Тула. 1993, т. 1. 170 стр.
  39. В.Г. Педагогика социальной работы. М. СИ-Аргус. 1994. стр. 208
  40. В.Г. Социальная педагогика. М., 1994. 185 стр.
  41. В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника, дисс. док. пед. наук. М., 1991. 268 стр.
  42. Дж. Психология познания, М. Прогресс. 1977. 320 стр.
  43. Ю.А. Учебный предмет иностранный язык и социальный заказ государства. Аспирантские чтения. Сборник трудов аспирантов и соискателей АПК и ПРО (4−6 апреля 2000 г.), часть 3 (тезисы), М., 2000, стр. 57−59.
  44. И.А., Поплужский В.Я, Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М., 1980, 107 стр.
  45. A.JI. Психологические особенности 6- летних детей / Обучение детей с 6-летнего возраста. М., 1985, 114 стр.
  46. Возрастные особенности психического развития детей. Под ред. Лисиной М. И. М. 1982, 154 стр.
  47. Возрастная педагогика. Программа МЭГУ, М., 1994, 47 стр.
  48. Возрастная и педагогическая психология. Томск, 1993, 168 стр.
  49. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы). Под ред. Эльконина Д. Б., Давыдова В. В, 180 стр.
  50. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте, М., изд. 3, Просвещение, 1991. 91 стр.
  51. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956, 519 стр.
  52. Л.С. Мышление и речь. М., Л., 1934, 327 стр.
  53. Л.С. Педагогическая психология, М., 1991. 345 стр.
  54. Л.С. Собрание сочинений, т. 1, М., 1995, 208 стр.
  55. Л.С. Собрание сочинений, т. 4. Детская психология под ред. Эльконина Д. Б. М. 1984, 250 стр.
  56. П.Я. Психология как объективная наука. М. 1998, 175 стр.
  57. Г. Герри Пейдж, Дж. Б. Томас, Аман Р. Маршалл. Цитата по работе Мудрика A.B. «Социальная педагогика», М., Академия, 1999. 145 стр.
  58. Н.Ф. Социализация младших школьников. С-Пб., Образование. 1996. 183 стр.
  59. Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. С-Пб., 1997, 190 стр.
  60. Н.Ф. Социализация школьника как явление педагогическое. // Педагогика, 1998, № 5. стр. 42−45.
  61. М.Ф. Педагогические основы социализации младших школьников, С-Пб., Образование. 1996, 76 стр.
  62. О.В. Межпредметные связи и формирование коммуникативных умений. // Иностранные языки в школе. 1987, № 6, стр. 15−19.
  63. Е.Б. Базовая гуманитарная культура как фактор социализации младших школьников, авт. дисс.к.п.н., Симферополь, 2000, 18 стр.
  64. В.М. Традиционная педагогика игры: опыт и проблемы. // Педагогика, 1997, № 1, стр. 23−27.
  65. Гражданское образование в современной школе. Материалы научной конференции 3 1 октября 1997 г. Челябинск, 1998, изд-во ЧГУ, 132 стр.
  66. В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. Ставрополь, изд-во СКИУ, 1993. 181 стр.
  67. Гурьянова М. ГГ Воспитательная направленность социальной работы. // Педагогика, 1997, № 6, стр. 49−53.
  68. В.В. Виды обобщения в обучении, М., 1972, 276 стр.
  69. В.В. О развитии обучения. М., 1995, 217 стр.
  70. Давыдов В В. Проблемы развивающего обучения. М. 1986, 25 1 стр.
  71. И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гу манизации пространства детства. Авт. д.п.н. М. 2000. 1 8 стр
  72. Т.В. Общение с товарищами как особая сфера жизни подростков / Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М. 1967, 137 стр.
  73. И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 1975, 140 стр.
  74. Э. Социология образования. М., 1996, 153 стр.
  75. Э. Социолог ия образования. М., 1996, 168 стр.
  76. Дьюге Джон. Школа и общество. М., 1925, 110 стр.
  77. Ермоленко-Сайко В. Д. Психологические особенности развития ценностных ориентации детей // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3, стр. 31−3 7.
  78. Е.В. Обучение иностранному языку в возрасте от рождения до 3 лет как средство развития мышления, авт.дисс.к.п.н., М., 1999. 14 стр.
  79. ЖуроваЛ.Е., Чекан Е. А. Предмет «Родной язык». М., 1995, 98 стр.
  80. С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младшего школьника родному языку. М Педагогика. 1979, 120 стр.
  81. Л.II. О разработке интегративного курса «Иностранный язык + художественное развитие», сборник «Педагогический поиск», сост. И. Н. Баженова. М., Педагогика, 1990. 96 стр.
  82. Загорский JI. Г1. О психологическом компоненте предмета «Иностранный язык» в школе // Иностранные языки в школе, 1990, № 6, стр. 9−16.
  83. C.B. Не вместо, а вместе. Модель сбалансированных инициатив взрослого и ребенка П Директор школы. 1996, № 4, стр. 5−7.
  84. Л.В. Дидактика и жизнь. М. 1968. 271 стр.
  85. Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1996, 357 стр.
  86. A.B. Психическое развитие ребенка. Избранные психологические труды, т. 1. М. Педагогика. 1986. 298 стр.
  87. И.А. Воспитание проблема современного образования в России. М., 1998. 230 стр.
  88. И.А. Психологические аспекты обучению говорения на иностранном языке. М., Просвещение, 1985. 278 стр.
  89. И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М., Просвещение, 1991. 221 сгр.
  90. И.А. Речевая деятельность на иностранном языке как область обучения (хрестоматия, но возрастной и педагогической психологии). Изд-во МГУ, 1981, стр. 231 235.
  91. И.Н. Характер межпредметных связей и их реализация в обучении иностранному языку в средней школе на материале французского языка, дисс.к.п.н., М., 1989. 180 сгр.
  92. А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного, М., Просвещение, 1990, 231 стр.
  93. О.Н. Формирование общественных представлений у детей 6-легнего возраста. // Начальная школа, 1991, № 9, стр. 1923.
  94. Изучение личности школьника учителем. Под ред. Васильевой 3.И. М., 1991, 161 стр.
  95. М. Позиция в социальной ситуации и психическое развитие ребенка. М., 1981. 137 стр.
  96. А.Ю., Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. М. Академия, 2001. 174 стр.
  97. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей школьного возраста, М., Провещение, 1998, 190 стр.
  98. Я.Л., Жизневский Б. П. Социально-психологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников. // Вопросы психологии, 1986, № 5, стр. 17−20.
  99. Кон И. С. Ребенок и общество, М., Наука, 1988, 269 стр.
  100. Кон И. С. Социологическая психология. Под ред. Фельдшгейна Д. П., Воронеж, 1999, 210 стр.
  101. Кон И. С. Социализация личности, М., 1967, 195 стр.
  102. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи, М., 1998, 189 сгр.1 10. Кон И, С. Личность как субъект общественных отношений. М., 1971, 203 стр.
  103. В.М. Воспитывающее обучение. М., Просвещение, 1980, 197 стр.
  104. Н.И. Осуществление межпредметных связей немецкого языка в средней школе как один из путей интенсификации его преподавания, дисс.к.п.н., М., 1988, 176 стр. 1 13. Костюк Г. С. Избранные психологические труды. М., Педагогика. 1988, 3 1 7 стр.
  105. Краткий психологический словарь. В. Аброменсова, B.C. Аванесов, М.Г., Агеев, М., Политиздат, 1985, 431 стр.
  106. В.П. Индивидуализация обучения иноязычной речевой деятельности как средство создания коммуникативной мотивации, автореферат к.п.н. М., 1982, 16 стр.
  107. Л.В. Формирование представлений младших школьников об общечеловеческих гуманистических ценностях (на уроке немецкого языка), дисс. к.п.н., Красноярск. 1995. 198 стр.
  108. Н. И. Максимов U.A. Руководитель воспитатель и педагог. М. Сов. Россия, 1982. 191 стр.
  109. Г. И. Цель и способы воспитания. М. 1990, 112 стр. 1 19. Леонтьев A.A. Мышление на иностранном языке как психологическая и методическая проблема.// Иностранные языки в школе. 1972, № 1. стр. 7−12.
  110. A.A. Основы психолингвистики, М. Смысл. 1999. 287 стр.
  111. A.A. Проблемы развития психики. М. изд-во МГУ. 1984, 4-е изд. 5 74 стр.
  112. A.A. Психология общения, М., Мысль, 1999, 365 стр.
  113. A.A. Школа-2000. Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы, вып. 1, М. Баанс, С-инфо, 1998. 206 стр.
  114. A.A. Школа-200 1. Образовательная программа и пути ее реализации, вып. 3, М., Баланс. 1999, 287 стр.
  115. A.A. Эмоционально-волевые процессы в овладении иностранным текстом. // Иностранные языки в школе, 1975, № 6, стр. 5−9.
  116. A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М., Просвещение. 1969. 21 1 стр.
  117. В. П. Орлов В.Л. Психодидактические аспекты развивающего обучения. // Педагогика № 6, 1996, стр. 16−19.
  118. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. // Педагогика № 2, 1996, стр. 8−12.
  119. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. 1997. 147 стр.
  120. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной педагогии, М., Педагогика, 1991. 295 стр. 13 1. Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника. М. Просвещение, 1977. 183 стр.
  121. А.К. Закономерности возрастного развития. // Советская педагогика. № 9. 1988, сгр. 20−23.
  122. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте, М., Просвещение. 1983. 121 стр.
  123. Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия. Руководство и лидерство. Л., 1973. 133 стр.
  124. Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Л., 1991, 140 стр.
  125. H.A. Проблемы обучения и умственного развития школьника. М. 1989, 117 стр.
  126. H.A. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. М., 1996, 105 стр.
  127. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. // Вопросы психологии, 1987. № 5, стр. 29−32.
  128. Р.П. Развивающее обучение средствами иностранных языков в школе. Дисс. д. п. н., М., 1992, 280 стр.
  129. Р.П. Методика обучения иноязычной письменной речи. // Иностранные языки в школе. № 2 1997, стр. 17−22.
  130. P.II. О проблеме центрированного на ученике подхода к обучению иностранным языкам в России. // Иностранные языки в школе. 1997, № 6, стр. 15−19.
  131. A.A. Изучение иностранного языка в школе: новые перспективы. // Педагогика, 1998, № 1. стр. 45−48.
  132. В.М. Как создать школьный учебник нового поколения. //Педагогика. 1997, № 1. стр. 19−24.
  133. Э.И. Учитель и всестороннее развитие личности школьника. М. Знание. 1986. 130 стр.
  134. Э.И. Возрастная педагогика: становление и развитие. //Советская педагогика, 1987. № 6. стр. 37−40.
  135. Мотивация учения. Под ред. Н. В. Матюхиной, Волгоград. 1976, 142 стр.
  136. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984, 158 стр.
  137. A.B. Социализация в «смутное время». М., 1991. 183 стр. 15 1. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М., 1997, 162 стр.
  138. A.B. Общение в процессе воспитания. Педагогическое общество России. М., 2001, 320 стр .
  139. A.B. Социальная педагогика, М., Академия, 1999, 145 стр.
  140. A.B. Что такое социализация? М., 1991, 165 стр.
  141. B.C. Детская психология. С-Пб., Просвещение, 1992, 207 стр.
  142. Нallidy M.A.K. Beitroge zur funktioalen Sprachbetrachtung, Hannover, 1975, 79 стр.
  143. Негневицкая Н И., Шахнарович A.M., Язык и дети, М., Наука. 1981, 111 стр.
  144. J 58. Немов P.C. Психология образования. М. Владос. 1994. кн. 2, 496 сгр.
  145. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М. 2000. изд-во Гелиос АРВ. 228 стр.
  146. А.Ф. «Поэтом можешь ты не быть.». //' Граждановедение, Приложение к Учительской газете. 1998. № 17, стр 5−7.
  147. Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества. // Педагогика, 1998, № 7, стр. 36−41.
  148. Л.И. Школа и среда. М. 1985. 78 сгр.
  149. Обучение и развитие. Экспериментально-педагогическое исследование. Под ред. Занкова. М., 1975, 179 стр.
  150. Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996, стр. 273.
  151. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995, 230 стр.
  152. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М. 1991. 149 стр.
  153. .Д. Основы социально психологической теории, М., Мысль, 1971, 351 стр., стр. 184.
  154. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению, М., Просвещение, 1991, 222 стр.
  155. Педагогика. Учебное пособие. Под ред. Бабакиной Ю. К. М., 1988. 2-е изд., 231 стр.
  156. Педагогическая психология. Под ред. Раева А. И. С-Пб., 1999, 268 сгр.
  157. . Избранные психологические труды. М. 1969. 257 стр.
  158. A.A. Мир вокруг нас. Учебник, тетрадь. М., Просвещение, 3 изд, 2001, 93 стр.
  159. A.A. Окружающий мир, M., Просвещение. 2001, 11 2 стр.
  160. Программно-методические материалы. Иностранные языки, 1−4 классы начальной школы общеобразовательных учреждений, 11 1 классы общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 1994, 128 стр.
  161. Программно-методические материалы. Иностранные языки, начальная школа, для школ с углубленным изучением английского, французского, немецкого, испанского языков. М. Дрофа. 1998, 160 стр.
  162. Программно-методические материалы. Основы безопасности жизнедеятельности, 1−11 классы. Сост. Б. И. Мишин, М., Дрофа, 2001, 260 стр.
  163. А.О. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности. // Вопросы психологии, 1998. № 4, стр. 30−35.
  164. Психология и педагогика мышления. Под ред. С. Н. Виноградова. М., 1997. 183 стр.
  165. Психология социального познания. М. 1997. 180 стр.
  166. Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах. Под ред. Богоявленского Д. Н. Менчинской H.A. М. 1962, 158 стр.
  167. А.И. Единство психолого-педагогического условий развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Межвузовский сборник научных трудов. С-Г16. 1992, 135 стр.
  168. А.И. Педагогическая психология. С-Пб., 1997. 210 стр.
  169. А.И. Психолого-педагогические условия умственного и нравственного развития младшего школьника. С-Пб. 1992. 190 стр.
  170. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Сохина ФА M. 11росвещение. 1 984, 162 стр.
  171. Развитие младших школьников в процессе у своения знаний. Экспериментально-педагогическое исследование. Под ред. Зверевой M.B. М. 1983. 145 стр.
  172. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Под ред. Запорожца A.B., Неверович Я. З. М. 1986. 172 стр.
  173. Репкин В В. Русский язык 3 класс 1 часть. Харьков Томск. «Пеленг». 1994. 191 стр.
  174. Репкин В В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. // Вестник Харьковского Университета. № 178, 1978, стр. 15−21.
  175. Репкин В В. Что такое развивающее обучение / Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе Харьков/Томск, 1983, 238 стр.
  176. Репкина 11.В. Система развивающего обучения в школьной практике. // Вопросы психологии. № 3. 1997, стр. 19−25.
  177. Е.Д. Новый концептуальный подход к проблеме обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1989, № 4. стр. 3−7.
  178. С.Л. Основы общей психологии. М. Издательство МП АПН СССР. 1958, 146 стр.
  179. Н.Ф. Возрастная и дифференцированная психология, Л., изд-во ЛГУ, 1990, 225 стр.
  180. В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур, «Истоки», Воронеж, 1996. 238 стр.
  181. ВВ. Культуроведение в системе современного языкового образования.// Иностранные языки в школе, 2001, № 3 стр. 17−24.
  182. Сафонова В В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. М. Еврошкола. 2001, 246 стр.
  183. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М., 1986. 236 стр.
  184. Г. К. Современные образовательные технологии. М. Народное образование. 1998. 255 стр.
  185. Г. К. Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство. 1990, 240 стр.
  186. В.Н. Общение как основа преподавательского курса в обучении английскому языку в первом классе средней школы. Авт.дисс.к.п.н., М., 1993, 15 стр.
  187. Л. Ю. Хузиахметов А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание. Казань, 1999, 203 стр.
  188. М.Н. О направлениях дидактических исследований. // Народное образование. № 3 1964, стр. 15−18.
  189. М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М. 1980, 123 стр.
  190. Совершенствование обучения младших школьников. Под ред. Пышкало A.M. М., 1984, 147 стр.
  191. Современный словарь иностранных слов, М., Русский язык, 1993, 472 стр.
  192. Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М., 1985, 1 35 стр.
  193. В.А. Рождение гражданина, М. 1971, 360 стр.
  194. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям, Киев, 1973, 250 стр
  195. Ю.В. Микросреда и личность, М., Мысль, 1974, 192 стр. 2 18. Теоретические основы содержания общего среднего образования. М., Педагогика, 1983, 187 стр.
  196. O.K. Психология мышления. М. 1984, 262 стр.
  197. Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника. // Педагогика, № 6, 1997. стр. 59−65.
  198. H.H. Обучение английскому языку в рамках интегрированного курса «Английский язык и окружающий мир» (для первоклассников шести лет). М. 1994. 148 стр.
  199. H.H. Интегративный курс «Окружающий мир и иностранный язык» для начальной школы. // Иностранные языки в школе. 1992, № 1, стр. 10−13.
  200. Туманов С В. Общественный идеал, диалектика развития. М., 1986, 240 стр.
  201. A.A. Березин А. П., Учебник для 1 класа начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» 3-е изд. М., ACT, 1999, 87 стр.
  202. К.Д. Избранные педагогические произведения. М., Педагогика, 1947, 290 стр.
  203. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995, 195 стр. 22 9. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. М., 1996. 215 стр.
  204. Д.И. Психологические проблемы взаимодействия взрослых и детей. // Мир психологии, № 1. 1996, стр. 30−38.23 1. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М., изд-во «Флинта» МПСИ, 1997, 158 стр.
  205. Г. Н. Социально педагогическая теория: сущность и тенденции развития. //Педагогика, № 6. 1997. стр. 3642.
  206. Философский энциклопедический словарь, М., Советская энциклопедия, 1983. 523 стр.
  207. Формирование личности: проблема комплексного подхода к процессу воспитания школьника. Под ред. Филонова Г. Н. М. 1983, 245 сгр.
  208. Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов. // Педагогика. № 2. 1995, стр. 29−34.
  209. Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов. //Педагогика. № 2, 1995. стр. 2 1−25.
  210. Л. М. Пушкина Т.А., Каплунович И .Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. 1988, 148 стр.
  211. Л.В. Межпредметные связи в процессе преподавания английского языка // Иностранные языки в школе. 1980. № 5. стр. 10−13.
  212. А.Г. Социология воспитания: о некоторых актуальных проблемах воспитания личности. М., Политиздат. 1990, 263 стр.
  213. М.М., Строганова Т. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола. // Вопросы психологии. № 3, 1997, стр. 37−42.
  214. Хузиахметов, А Н. Проблемы социализации школьников. Казань, изд-во «Мираж». 1994, 154 стр.
  215. А.Н. Сущность и особенности процесса социализации школьников на разных этапах развития педагогики. Казань, изд-во «Форд Диалог». 1996, 149 стр.
  216. А.Н. Воспитание серьезное дело. Казань, изд-во «Казань», 1993. 127 стр.
  217. А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника. Казань, изд-во «Мираж». 1997. 160 стр.
  218. H.H. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993, 158 стр.
  219. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. Ильясова И. И. и Ляудиса В. Я. изд-во МГУ. 1981, 304 стр.
  220. А.Г. Младший школьник. Ред. Мир детства. М., Педагогика. 1981. 287 стр.
  221. В.Б. Проблемы диалога культур с позиций автора учебника немецкого языка, в сб.: Россия и Германия: Диалог культур- конелевские чтения. Липецк, 1996. стр.49−54.
  222. В.Б. Речевые упражнения на немецком языке. М. Просвещение. 1980. 160 стр.
  223. З.М. Актуальные проблемы усвоения иностранных языков. Лекции во Владимирском государственном педагогическом институте. Стенограммы, архив кафедры методики преподавания иностранного языка. Владимир. 1971, 205 стр.
  224. И.И. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников. // Вопросы психологии, № 5,1998, стр. 15−18.
  225. Л.Б. Воспитание коммуникативно-ориентированной личности младшего школьника средствами иностранного языка. Автор, дисс. к.л.н., М., 1997, 20 стр.
  226. В.Д. Философия образования и образовательная политика. М., 1993, 200 стр.
  227. М.Н. Мышление школьника. М., 1963, 157 стр.
  228. В.Н. Методика интегративного обучения иноязычной культуре детей дошкольного возраста, дисс. к.п.н., М., 1997. 221 стр.
  229. Э.Н. Интегрированные учебные программы и обучение иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. 1990. № 1, стр. 19−23.
  230. В.И. Положение у чителя и ребенка в современном мире. М. Прометей, 1992, 94 стр.
  231. Школа диалога культур. Под ред. Библера B.C. Кемерово. «Алеф». 1993, 220 стр.
  232. З.К. Воспитание учащихся в духе ку льтуры мира, взаимопонимания, прав человека. // Педагогика. 1997. № 2. стр. 43−50.
  233. Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос Калуга, 1992. 146 стр.
  234. Р. Искусство воспитания. М. 1995. 373 стр.
  235. Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969,. 227 стр
  236. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика, 1971. 150 стр.
  237. Эльконин Д Б. Детская психология. М. 1960, 265 стр.
  238. Д.Б. Избранные психологические труды, М. 1989, 347 стр.
  239. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва-Воронеж, 1995, 351 стр.
  240. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., Знание. 1974. 285 стр.
  241. Э. Детство и общество. С-Пб., 1996. 256 стр.
  242. И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М., 1989, 215 стр.
  243. И.С. Знания и мышление школьника. М. 1985, 1 97 стр. 27 1. Якиманская И. С. Образное мышление и его место в обучении. // Советская педагогика. 1968. № 2, стр. 62−71.
  244. И.С. Развивающее обучение. М., 1979. 183 стр.
  245. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М. 1980, 196 стр.
  246. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., Сентябрь, 2000. 176 стр.
  247. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения детей и подростков под ред. Л И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., 1972. 297 сгр.
  248. П.М. Эмоциональная жизнь школьника, М., 1966.
  249. Aprendizaje de lenguas у ciudadania europea. Consejo de Cooperacion Cultural, Salamanca. Espana. 1992, 161 p.
  250. Ciclo Inicial E.G.B. Tercer trimestre. Ediciones Anaya, Madrid, 1987, 157 p.
  251. Educacion y convivencia. Dossat, Madrid. 1992. 161 p.
  252. Lenguaje 4. E.G.B. Ciclo medio. Santillana, 1982, 148 p.
  253. Lenguaje 4. ciclo medio. Seg unda edicion, 1989, 162 p.
Заполнить форму текущей работой