Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономические механизмы реформирования электроэнергетического комплекса России в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

J Доказано, что переход от вертикально-интегрированной к конкурентной модели развития электроэнергетики предполагает постепенную адаптацию различных субъектов рынка к новыми условиям для обеспечения надежности энергоснабжения. Так, установлено, что вроссийских условиях необходим более тщательный учет институциональных и социальных ограничений, в частности: привязка тарифа гарантирующего… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы регулирования и реструктуризации электроэнергетического комплекса
    • 1. 1. Электроэнергетика как естественная монополия
    • 1. 2. Основные механизмы и нормативно-правовые основы регулирования электроэнергетического комплекса
    • 1. 3. Реструктуризация энергетики как один из важнейших организационно-экономических механизмов ее реформирования: обобщение международного опыта!
  • Глава 2. Основные направления реформирования электроэнергетического комплекса России
    • 2. 1. Анализ современного этапа реформы электроэнергетики
    • 2. 2. Анализ функционирования сектора свободной торговли энергией и связанной с этим динамики эффективности электроэнергетики
    • 2. 3. Сопоставление подходов к реформе электроэнергетики в России и в зарубежных странах
  • Глава 3. Совершенствование организационно-экономических механизмов реформирования электроэнергетики России и повышение ее эффективности
    • 3. 1. Основные направления совершенствования организационно-экономических механизмов реформированияэлектроэнергетики России
    • 3. 2. Формы и методы повышения экономической эффективности электроэнергетики

Организационно-экономические механизмы реформирования электроэнергетического комплекса России в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется ситуацией в электроэнергетической системе России, которая складывается в результате проводимых, реформ. Проблемы реформирования электроэнергетики стали особенно актуальными и приобрели практическое значение на фоне трансформациивсей системы государственного управления и регулирования-экономики в начале 90-х годов прошлого столетия.

Преобразования в электроэнергетике направлены на создание стимулов для повышения эффективности работы энергокомпаний, и существенного увеличения объема инвестиций в отрасль. Отсутствие этих стимулов, при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества, не позволит российским предприятиям выдержать конкуренцию не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.

Реформирование электроэнергетики и. процесс трансформации-национального энергетическогорынка воткрытую рыночную систему, наряду с позитивными результатами, одновременно выявили существующие проблемы-и противоречия. По мнению многих, исследователей, проблема1, реформирования^ электроэнергетики в России на современном/ этапе в значительной мере обострена нерешенностью ключевых проблем экономики переходного периода, связанных как с недостаточнымразвитием рыночных институтов и механизмов, так и с несовершенством • организации государственного управления процессов энергообеспечения, особенно в условиях, когда ограничены, возможности использования конкурентных отношенийДанная ситуация" усложняется отсутствием фундаментальных системных исследованийи разработок, посвященных комплексному анализу формирования и развития организационно-экономических механизмов реформирования электроэнергетического комплекса России, во многом определяющих конечный результат проводимых преобразований.

В этой связи представляется актуальным решение целого ряда теоретико-методологических и практических проблем, связанных с взаимоувязкой государственного регулирования электроэнергетики в условиях либерализации рынка электроэнергии, реструктуризации и модернизации электроэнергетического комплекса в процессе его реформирования. Данное обстоятельство предопределило выбор темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследованию проблем" естественных монополий уделили внимание в своих трудах Э. Гелхорн, В*:Ковачич, А. Маршалл, М. Портер, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин, что обусловлено длительным существованием рыночных отношений и возникших в их среде конкуренциии монополизма. История и перспективы развития естественных монополий в России, в том числе в электроэнергетической' сфере, исследуются в трудах М. А. Банниковой, Н. Ю. Бродского, Дж. Вильсона, О. Н. Вишняковой, Т.Н. НовожиловойВ. Цапелика и других.

Широкий круг теоретических и прикладных проблем, связанных с, реформированием электроэнергетики, рассматривается в работах А. С. Александрова, М: В.- Бодрикова, И. Н. Борисовой, С. А. Ворониной, Н. И. Воропай, Л. Д. Гительмана, А. И. Кузовкина, В.Б. ЛюбашевскогоА.А. МакароваА.С. Некрасова, Б. Е. Ратникова, А. А. Тукенова и ряда других исследователей.

Вместе с тем, пока еще недостаточно разработаны эффективные организационно-экономические механизмы осуществления реформ в электроэнергетике, учитывающие ее специфику как естественной монополии.

Целью диссертационной работы является комплексное исследование организационно-экономических механизмов реформирования электроэнергетического комплекса России в современных условиях и разработка рекомендаций по их совершенствованию. .

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

— раскрыть теоретические основы функционирования электроэнергетики с учетом ее специфики;

— исследовать основные направления реформирования электроэнергетики в России с учетом зарубежного опыта;

— выявить социально-экономические последствия реформирования электроэнергетики в РФ на современном этапе;

— охарактеризовать современный этап развития сектора свободной торговли и-связанную с этим динамику эффективности электроэнергетики;

— разработать предложения по совершенствованию организационно-экономических механизмов реформирования электроэнергетического комплекса России в современных условиях.

Объект исследования — электроэнергетический комплекс России.

Предмет исследования — управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и развития организационно-экономических механизмов реформирования электроэнергетического комплекса России.

Теоретико-методологической основой исследования явились, труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам регулирования естественных монополий применительно к электроэнергетической* отрасли, анализу развития электроэнергетического комплекса России в части, касающейся предмета исследования.

При проведении исследования использовались российская и международная законодательные базы, обусловливающие деятельность электроэнергетических структур, данные государственной статистики, рейтингового агентства «Эксперт», материалы аналитических исследований, осуществляемых российскими научными коллективами.

При решении поставленных задач были использованы общенаучные методы исследованиявключая аналитический метод, методы системного и ситуационного анализа.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, обладающие научной новизной и выносимые на защиту, заключаются в следующем: Обоснована возможность и необходимость формирования конкурентных отношений в электроэнергетике, что доказано на основе исследования явления монополизма применительно к электроэнергетике в двух аспектах: а) естественный монополизм,. характерный для передачи электроэнергии, и б) технологический монополизм, характерный для генерации и сбыта электроэнергии, а также сервисного обслуживания электроэнергетических компаний.

J Доказано, что переход от вертикально-интегрированной к конкурентной модели развития электроэнергетики предполагает постепенную адаптацию различных субъектов рынка к новыми условиям для обеспечения надежности энергоснабжения. Так, установлено, что вроссийских условиях необходим более тщательный учет институциональных и социальных ограничений, в частности: привязка тарифа гарантирующего поставщика к уровню доходов населения в конкретномрегионе в переходный период с последующим введением прямых адресных субсидий населениюобеспечение — льгот и гарантий инвесторам в* энерго дефицитных регионахсоздание соответствующейнормативнойбазы.

•S Выявлены социально-экономические последствия осуществляемых в настоящее время преобразований, связанных с разделением вертикально-интегрированных компаний (ВИК) на структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности: потенциально, высокий риск перебоев в электроснабжении и возникновения региональных энергетических монополий, незаинтересованность генерирующих компаний в замещении низкоэффективной собственной' выработки энергии её закупкой на оптовом рынке.

S Доказано, что рыночные механизмы, заложенные в модель сектора свободной торговли электроэнергией, стимулируют минимизацию издержек при производстве и передаче электроэнергии, ориентируют производителей на оптимизацию бизнес-процессов и упорядочивание системы расчетов за электроэнергию. В этой связи изучены" возможные варианты формирования тарифа, на электроэнергию и предложен наиболее приемлемый в российских: условиях вариант регулирования^ тарифа, основное преимущество которого заключается в рассрочке, предоставляемой потребителю по оплате единовременного вступительного" взноса (платы за присоединение к сети), что делает доступным для российского' потребителявариант ценообразования с инвестиционной составляющей.

S Разработаны предложения по обеспечению возможности свободного выбора поставщика для конечных потребителей, которые не могут участвовать в работе, оптового! рынка, для чего необходимоучастие в оптовом рынке конкурирующих сбытовых компаний, обслуживающих розничных потребителей! на однойтерриторииПредложено создать рынок производных финансовых контрактов на цену электроэнергии, рынок ' прав на передачу энергии по сетям и рынок предоставления операционных резервов.: Практическая' значимость полученных результатов— исследования заключаетсяв разработке рекомендаций по совершенствованию" организационно-экономических механизмов. реформирования? электроэнергетического комплекса России в современных условиях, направленных на> повышение егоэкономической эффективности. Обоснованные предложения и рекомендации могут бытьиспользованы, органами государственного-5 управления и менеджментомэнергокомпаний входе осуществления>*дальнейших преобразований электроэнергетики, а также в • рамках учебного курса- «1?осударственное регулирование экономики» в ВУЗах.

Апробация-проведенного исследования.

Результатыдиссертационного, исследования обсуждались на ежегодных научных конференциях аспирантов и докторантов Московского гуманитарного университета. По теме диссертации опубликовано 4 статьи общим объемом 2,0 п. л.

Структура побьем диссертации. Структура-работы включает введение, три главы, заключение, библиографию и приложение:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На. основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что проводимая реформа' в основе своей носит прогрессивный характер и положительно скажется на ситуации в электроэнергетике. При этом существующие и применяемые организационно-экономические механизмы реформирования-электроэнергетики России требуют определенной доработки и видоизменения^ с темчтобы повысить результативность реформ и эффективность электроэнергетики в период реформированияи по окончании реформирования.

Целямипроводимой реформы в электроэнергетике России является повышение эффективности электроэнергетики, привлечение в нее инвестиции и модернизация* генерирующих мощностей и сетевого хозяйства, в существенной степени изношенных к началу реформирования. Основными организационно-экономическими механизмамиприменяемыми при реформировании электроэнергетики в России для достиженияэтих целей являются реструктуризация, регулирование, либерализация и модернизация.

Представленное в исследовании структурирование существенно проясняет возможности оптимальной взаимоувязки государственного регулирования, электроэнергетики в условиях либерализации рынка электроэнергии, реструктуризации отрасли и модернизации электроэнергетического комплекса в процессе его реформирования^ с учетом ограничений социально-экономического характера.

В результате реформытариф на электроэнергию вырастет. В условиях рынка вложенный в отрасль капитал при' прочих равных условиях должен приносить прибыль, иначе естественным стремлением его владельцев будет изъятие его из отрасли и использование более рациональным и прибыльным способом. Сложившаяся в-течение последних лет тенденция разрыва темпов роста между регулируемым тарифом на газ для генерирующих компаний и среднеотпускным тарифом на электроэнергию, а также крайняя потребность электроэнергетики в инвестициях являются причинами ростатарифа.

Использованные в процессе реформы электроэнергетики механизмы реструктуризации и либерализации, включающие в себяразделение компаний по видам бизнеса и последующуюпродажу их заинтересованным инвесторам, в совокупности с принятой программой перехода электроэнергетики на рыночные основы привели к тому, что интерес инвесторов оказался значительным, а реализация активов принесла средства, необходимые для модернизации существующих и строительства новых электроэнергетических основных фондов.

Частная собственность на, генерирующие и сбытовые активы создает стимулы к повышению эффективности своей деятельности ради получения прибыли, при этом государство' через механизмы регулированиядолжно внимательно следить за электроэнергетикой, устраняя злоупотребления монопольной властью и поощряя развитие конкуренции.

Эффективной является отрасль, производство товара в которой осуществляется с минимальными издержками, товар* производится^ в необходимом количестве и достается тем потребителям, которые используют его с наибольшей, выгодой. Минимизация издержек производства и сбыта, стимулируемая, конкуренцией, отражает производственную грань эффективности. На основании расчетов в работе сделан вывод о росте производственной эффективности отрасли в течение последних трех летстадии активного реформирования отрасли, что, однако, не отразилось на финансовых показателях компаний в. силу наличия межотраслевого субсидирования электроэнергетикой топливной промышленности. Устранение подобного эффекта возможно через рыночный механизм формирования цены на электроэнергию: При этом цены на электроэнергию можно регулировать косвенно на основе объема экспортируемого газа.

В? электроэнергетике выделяются естественно-монопольныйвид деятельности (транспортировка электроэнергии) и потенциально конкурентные виды деятельности (генерация, сбыт, сервисные услуги). Разделение ВИК по видам деятельности и передача образованных компаний в частные руки в целом оценивается положительно, поскольку конкуренция между компаниями направлена на повышение качества, стремление к сокращению издержек и т. д. Однако, в условиях глобализации нельзя не учитывать опыт зарубежных стран, во многих из которых реформирование энергетики происходило без разделения ВИК (Германия), что позволяет сохранить сильных игроков на международном рынке энергии. Предполагается, что в условиях существования изолированных энергосистем в РФ, некоторые из них целесообразно не разделять по видам деятельности, переведя их постепенно на формируемый рынком тариф. Здесь имеются в виду энергосистемы расположенные в тяжелых климатических условиях, где стоимость вхождения на рынок (строительства электростанции) высока в силу отсутствия инфраструктуры и удаленности промышленных центров.

Обосновано, что дерегулирование ценообразования на оптовом и розничном рынках является положительным шагом для отрасли по следующим причинам:

— конкуренция стимулирует эффективные компании повышать качество и спектр предоставляемых в отрасли услуг;

— конкурентный тариф, включая инвестиционную составляющую, позволит компаниям обновить изношенные основные фонды, что повысит надежность энергосистемы;

— рыночные тарифы позволят уйти от проблемы перекрестного субсидирования, а значит и искажения ценовых сигналов участникам рыйка.

После дерегулирования тарифы на электроэнергию повысятся, и это неизбежный результат состояния отрасли. Изношенность основных фондов требует инвестиций, опережающий рост цен на газ в течение нескольких лет по сравнению с тарифом на электроэнергию толкает последний вверх, издержки на оснащение участников розничного рынка приборами учета, создание систем обработки и передачи больших массивов данных также повлияют на рост тарифа. При этом есть все основания' для повышения качества услуг электроэнергетики и ее инвестиционной привлекательности.

В работе предложена схема регулирования тарифа для населения в течение переходного периода. Распределение выплаты инвестиционной составляющей во времени позволит производителю покрыть затраты, а потребителю платить по сравнительно невысокому тарифу. По истечении переходного периода предполагается отмена регулирования тарифа для населения и замена его государственными адресными льготами.

Формирование фьючерсного рынка электроэнергии и рынка прав на передачу электроэнергии по сетям рассмотрено в качестве метода повышение эффективности электроэнергетики. Данная мера порождает возможность хеджирования рисков для покупателей и продавцов электроэнергии, а также расширяет возможности распоряжения товаром, что в целом улучшает благосостояние покупателей и продавцов.

Основным негативным последствием реформ является нарушение сложившихся хозяйственных связей и, как следствие, риск перебоев в энергоснабжении, что доказывает необходимость законодательного обеспечения и практического внедрения системы стандартов надежности поставок электроэнергии, исходя из которых формируются требования к поставщику по повышению надежности всей системы электрообеспечения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 №> 147 ФЗ.
  2. Федеральный Закон ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208 ФЗ:
  3. Федеральный Закон «Об электроэнергетике» от 26.03. 2003. № 35 ФЗ.
  4. А.С. Современное' состояние и перспективы развития электроэнергетики в России//ЭКО. — 2004″. № 3.
  5. Архангельский В.4 Электроэнергетика комплекс общегосударственного значения//Экономист. — 2004. — № 12.
  6. Байнев' В. Электроэнергетика: пути развития//Экономист. 2004.10.
  7. М.А. Некоторые вопросы происхождения естественных монополий- в России // Экономика, финансы- и менеджмент коммерческих организаций. Сборник* научных трудов аспирантов НКИ. Н. Новгород, 2001.
  8. М.А. Естественные монополии на фоне глобализации-//Седьмая нижегородская сессия молодых ученых. Н. Новгород, 2002.
  9. П.Баринов В. А., Волков’Г.А., Маневич А. С. Проблемы обеспечения надежности ЕЭС России- в условиях развития конкурентных отношений в электроэнергетике//Электрические станции. — 2005. № 8.
  10. Л.С. Недостатки конкурентного рынка электроэнергии и целесообразность корректировки концепции реформированияэлектроэнергетики России // Энергетик. 2006. — № 5.
  11. М. Экономическая-мысль в ретроспективе. — М., 1994.
  12. А.В., Бычков A.M. О перспективах развития электроэнергетики России//Энергетик. 2005. — № 1.
  13. И.Н., Воронина С. А., Кретинина Ю. С., Некрасова А. С. Экономические результаты реформирования' российской электроэнергетики/ЛТроблемы прогнозирования. 1999.
  14. Белоусова и др. реформирование естественных монополий в России: теоретический аспект//ЭКО. 1999. — № 4.
  15. В.М., Бородина О. А. Развитие малой энергетики как элемент стратегической* программы и энергосберегающей политики России//Известия РАН. Энергетика. 2006. — № 5.
  16. Бродский Н. КХ Естественная монополия И' ее экономические границы// Вестник Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 1999. — № 1.
  17. Р. Теория регуляции.- М: Экономика- 1997.
  18. В.В., Троицкий А. А. Энергетическая стратегия России- на период до 2020 года и реальная жизнь. Что далыие?//Теплоэнергетика: 2007. -№ 1-.
  19. С.С. Реструктуризация электроэнергетики в Центральной Европе // Научные труды Московского гуманитарного университета- 2006, выпуск 66.
  20. С.С. Сущность естественных монополий' и механизм- их функционирования / Формирование экономических механизмов рынка: теоретические и практические аспекты. Сб. научных трудов, Выпуск 8. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006, с. 46−54.
  21. С.С. Современные подходы к реформированию электроэнергетики в России // Условия и инструменты формирования экономических механизмов рынка. Сб. научных трудов. Выпуск 9. М^: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. С. 51−60.
  22. Васильев С. С. Особенности реформирования энергетики Германии и
  23. России // Интеграл. 2007. № 4 (июль-август). С. 18−19.
  24. Н.И. Сосременное состояние и проблемы электроэнергетики//Проблемы прогнозирования. 2001. — № 5.
  25. В.П., Романов А. А., Земцов А. С. Пути технического перевооружения электроэнергетики//Теплоэнергетика. 2003. — № 9.
  26. Вильсон* Дж., Цапелик В. Естественные монополии в России: история и> перспективы развития системы регулирования/ТВопросы экономики. 1995. -№ 11.
  27. А.Н. Реформа электроэнергетики России ответственный шаг//Энергетик. — 2005. — № 1
  28. Дж. Дальнейшие меры по реструктурированию естественных монополий// Экономист. 1999. — № 10.
  29. Волков-Э.П., Баринов В. А. Методические принципы обоснования-развития электроэнергетики России в условиях ее либерализации//Известия РАН. Энергетика. 2006. — № 6.
  30. А. Проблемы реформирования и реализации энергетической стратегии России в начале 21 века//Консультант директора. 2005. — № 2.
  31. А. Н. Перспективы динамики мирового топливно-энергетического баланса // Энергосбережение. 2005. — № 3.
  32. Германский опыт реформ в электроэнергетике. Был ли он учтен реформаторами в России?//Мировая энергетическая политика. 2002. — № 8.
  33. Л.Д., Ратников Б. Е. Энергетический бизнес//Дело 2006.
  34. С. Результаты «реформ». Энергетика// Официальный сервер Сергея-Глазьева //http://old.glazev.ru/print.php?article=227.
  35. А. Реформирование естественных монополий//Вопросы экономики. 2000. — № 1.
  36. Г. МЭРТ и РАО- «ЕЭС» договорились о механизме финансирования электроэнергетики, программа погашения дефицита средств в отрасли внесена в правительство// Прайм-ТАСС. 2007/ http://www.suet-holding.ru/index.php?page=news&pid=100 507&pg=47.
  37. Э.Гелхорн, В. Е. Ковачич. Антитрестовское законодательство и< экономика. США, Международный институт права США, 1995.
  38. О. Электроэнергетика России: свет в конце туннеля// Рынок ценных бумаг. 2001. — № 24.
  39. Делягин М: Г. Реформа электроэнергетики. Начало конца.// Свободная мысль XXI .-2003. — № 10.
  40. М. Г реформу электроэнергетики не верят даже сами реформаторы//Российский экономический журнал. 2003. — № 11.
  41. Е., Кашин В. Прогнозы о главном // Ведомости. 2006.-№ 128.- С. 5.
  42. Н. Ученые обсуждают будущее энергетики// Труд. -2000.-6.12.
  43. И. проблемы взаимодействий естественных монополий с регионами//Экономист. 1999. — № 11.
  44. .Г. Особенности национальной экономической модели ФРГ. — М., 2005.
  45. В.А., Тихонов В. А., Бастрыкин М. И. Роль современной диагностики в повышении надежности электроснабжения //Электрика. 2006. -№ 5.
  46. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М1., 1995.
  47. Е.П., Евсеев А. Н. Анализ рыночных преобразований в электроэнергетике//Промышленная энергетика. — 2006. № 11.
  48. Н.И., Шаров Ю. В. Комбинированное объединение больших энергосистем//Электричество. 2006,. — № 5.50. «Интер РАО ЕЭС» начинает торговать на свободном оптовом рынке //Соб. инф. http://www.vsluh.ru/news/oilgas/35 983.html, 2004.
  49. Итоги работы сектора свободной торговли оптового рынка электроэнергии в I полугодии 2004 года//Энергия России. 2004. — № 164−165.
  50. Итоги работы сектора свободной торговли// http: //www.menergo.ru/index.php?area=l&p:=news&newsid=15, 2006.
  51. Итоги года работы РАО ЕЭС в секторе свободной торговли оптового рынка электроэнергии//Интернет-газета «Вслух.ру"/ http://www.vsluh.ru/news/oilgas/37 605.html, 2004.
  52. А. Если монополия естественна, зачем ее разрушать? Из мирового- опыта реформирования электроэнергетики.//Промышленные ведомости. Официальный сайт союза производителей нефтегазового оборудования //http//www.derrick.ru.
  53. А. Реформа электроэнергетики/Беседа, с С. Иваненко, зам. руководителя фракции «Яблоко» в Госдуме // Эхо Москвы. 2003. — 14 февраля.4
  54. Компания БДО Юникон подготовила сводные финансовые показатели ОАО РАО «ЕЭС России» // http:// www.bdo.ru/bdocons/presscentre/news/arch/index.php?id=2630, 2006.
  55. Концепция стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на, 2003−2008' гг. «5+5"// http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/kon/show.cgi7konmain.htm.
  56. Концепция. технической политики РАО ' «ЕЭС России"//Электрические станции. 2005*. — № 10
  57. Королькова Е. И: Естественная монополия: регулирование и конкуренция//Экономический журнал ВШЭ. 2000: — № 2. С. 235−273.
  58. В.А. Естественные монополии — естественные перемены//ЭКО. 1997. — № 6.
  59. В. Стратегия развития электроэнергетики для . России //Промышленные ведомости. 2004. — № 16.
  60. В. Мировой опыт реформирования электроэнергетики. // http://www.ng.ru/economics/. 2001.
  61. В. Германия реформирует энергетику по уму//Промышленные ведомости. 2001. — № 8.
  62. В.В. Об альтернативе проектируемому варианту реформирования отечественной электроэнергетике//Российский экономический журнал. 2003. — № 1.
  63. .И. Реформа электроэнергетики и права потребителей //Промышленная энергетика. 2007. — № 2.
  64. А.И. Реформирование электроэнергетики и энергетическая безопасность // ОАО «Институт микроэкономики», 2006.
  65. Курс экономической теории/Под ред.проф. Чепурина М. Н., Киселёвой Е. А. М., 1999.
  66. Курс на либерализацию//11ир://о1(1.агЬа.ш/шрге88/8/аг11с1е8/2 005 189−1 .html, 2005.
  67. Ю.Н. Влияние прерогативы надежности электроснабжения на реформирование отрасли//Электро. — 2005. г № 1.
  68. Либерализация электроэнергетического рынка и развитие ядерной энергетики в зарубежных странах// Росэнергоатом. 2006 — № 7.
  69. В.Б. О направлениях реструктуризации российской энергетики//ЭКО. 2005. — № 3.
  70. А.А. Системный анализ перспектив развития энергетики//Изв. РАН. Энергетика. 2004. — № 1.
  71. Д.Ю. Диспаритет цен на энергоресурсы фактор, сдерживающий развитие промышленности в регионах//Энергетик. — 2005. -№ 11.
  72. В.М. Проблемы развития энергетики России//Теплоэнергетика. 2003. — № 9.
  73. А.Н., Садриев А. Р. Концептуальные основы управления реформированием региональных энергетических систем// ' Проблемы энергетики. Известия вузов. 2005. — № 8.
  74. Е.С. Энергетика вчера, сегодня, завтра//Электро. -2007. № 1.
  75. Т.А. О международном опыте реформирования электроэнергетики. // Аналитический вестник /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. — № 16 (172) .
  76. В., Зимогляд А., Яковлев А. Российский монополизм и приватизация//Экономист. 1995.
  77. А., Ежова А. Инвестиционная программа РАО1 «ЕЭС России»: объем и направленность//Тарифное регулирование и экспертиза. — 2007.-№ 1.
  78. Т. Г. Регионоведение. М., 1998.
  79. Модели регулирования естественных монополий// Мировая экономика и международные отношения. 1995 — № 9.
  80. А.С., Ю.В. Синяк Долгосрочные тенденции развития энергетического комплекса России // Экономика и финансы электроэнергетики. -2003.-№ 1.
  81. А.С. Развитие энергетического комплекса России в долгосрочной перспективе//Проблемы прогнозирования. 2004. — № 4.
  82. А.С. Перспективы российской энергетики//Электрика. -2006. № 7.
  83. . А. Ценовое регулирование естественных монополий//Вопросы экономики. — 1998. № 4. — С. 134−149.
  84. О новой организационной структуре исполнительного аппарата ОАО РАО «ЕЭС России"//Энергетик. 2004. — № 9.
  85. Л.К. Проблемы гармонизации развития электростанций и сетей на современном этапе рыночных преобразований//Энергетик. — 2006. № 5.
  86. В.Г. О поддержании надежности энергоснабжения в период рыночных преобразований//Энергетик. 2006. — № 11.
  87. В.В. О факторах Калифорнийского кризиса в электроэнергетике России/ Изд-во Южно-Российского государственный технический университета, 2005.
  88. В.П. Структурно-технологическая модернизация российской энергетики//Энергосбережение и водоподготовка. — 2003. № 3.
  89. А.Н. Реструктуризация российской электроэнергетики: методология, практика, инвестирование.- М.: Экономика, 2005.
  90. А.Н. Основные направления стратегии развития Единой национальной электрической сети//Энергетик. 2004. — № 3.
  91. И.А., Бунакова Т. М. Экономическая география. М., 1998.
  92. И. Курс на либерализацию: первые итоги// Коммерсантъ. — 2004.
  93. Рынок и реформы в России: исторические и теоретические предпосылки. М., 1995.
  94. В.А. Развитие децентрализованной энергетики//Энергетик. — 2006. № 8.
  95. С. И к гадалке не ходи: энергетический прогноз на 2007 год//Энергия России. 2007. — № 1.
  96. Совет директоров принял к сведению информацию о проекте инвестпрограммы РАО «ЕЭС России» на 2006 г. и на, перспективу до 2008 г.// Пресс-релиз РАО «ЕЭС России"/ http://www.ies-holding.com/industryid740.html, 2005.
  97. Т.М. Экономическая история России. М., 2006.
  98. А.А. Рынок электроэнергии Германии //Энергорынок. -2004.-№ 9.
  99. А.А. Рынок электроэнегии: от монополии к конкуренции// Энергоатомиздат, 2005.
  100. Ю. Конкуренция на, рынке электроэнергии и модернизация отрасли//Тарифное регулирование и экспертиза. 2007. — № 1.
  101. Утц Н. Н. Состояние и перспективы развития единой национальной электрической сети ЕЭС России на период до 2012 г.//Электро. 2004. — № 6.
  102. А. Каким быть рынку? Предложения по совершенствованию//ЭнергоРынок. 2005. — № 1.
  103. Ценовое регулирование естественных монополий//Вопросы экономики. 1998. — № 4.
  104. Чистая прибыль головного общества РАО «ЕЭС» за 2005 г. (МСФО) возросла// Прайм-ТАСС. 2006/ http://stocks.investfunds.ru/news/249.
  105. А. РАО «ЕЭС России»: энергетики должны работать на перспективу/ЛТолит.ру.- 2006 www.polit.ru.
  106. Шедевры мировой экономической мысли. Т.1. СПб., 1933.
  107. Электростанции в Европе работают на грани своих возможностей //Газета ЛесПромФОРУМ. 2006 — № 7.
  108. Бодриков М. В*. Электроэнергетика России: эмпирический анализ//ЭКО: — 2006. № 8. — С. 33−45.
  109. Экономика/Под ред. А. С. Булатова. М., 2001.
  110. Г. Пути развития энергетики в 21 веке//Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 3.
  111. Н. Averch, L.L. Johnson. Behavior of the Firm Under Regulatory Constraint// American Economic Review. 1962/ - vol 52.
  112. R. Sherman. Efficiency Aspects of Diversification- by Public Utilities/ZDeregulation and Diversification of Utilities. — Boston, 1989, p. 49. 4
  113. A. Sykes, C. Robinson. Current Choices. Good Ways and Bad to Privities Electricity. London, 1987, p. 31−32.
  114. D.M. Newbery. Restructuring and Privatising Electric Utilities in Eastern Europe/ZDiscussion Paper on Economic Transition, Cambridge. 1994. — № 2.
  115. R.H. Coase. The problem of social cost//Journal of Law and Economics — October, 1960. http://www.sfu.ca/~allen/CoaseJLE1960.pdf.
  116. R.R. Raentigam, J.C. Panzar. Effect of the Change from Rate of Return to Price-Cap Regulation// American Economic Review. 1993. — May. — p. 197.
  117. E. Chamberlin. Theory of Monopolistic competition // Harvard University Press. Cambridge: Mass., 1933.
  118. J. Robinson. The Economics of Imperfect Competition. Macmillan, 1933.
  119. Porter M. E. Competitive Strategy. N. Y., 1980.
Заполнить форму текущей работой