Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономические основы сертификации систем качества предприятий оборонно-промышленного комплекса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мы подробно останавливаемся на типичных недостатках систем качества предприятия оборонной промышленности. Наша промышленность, точнее ее часть, производящая военную технику, строилась на основе заводов, являющихся зачастую монополистами в той или иной области. При производстве и сдаче продукции здесь предъявлялись более высокие требования, чем к гражданской продукции. В отношении же систем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Системы качества и их эволюционное развитие
    • 1. 1. Развитие систем управления качеством на отечественных предприятиях
    • 1. 2. Зарубежный опыт управления качеством
    • 1. 3. Международные стандарты систем качества ИСО серии 9000 и тенденции их дальнейшего развития
  • Глава 2. Анализ состояния и последовательность проведения сертификации систем качества предприятий оборонно-промышленного комплекса
    • 2. 1. Анализ состояния систем качества предприятий оборонно-промышленного комплекса
    • 2. 2. Последовательность подготовки и проведения сертификации систем менеджмента качества на предприятиях оборонно-промышленного комплекса
    • 2. 3. Порядок проведения сертификации систем менеджмента качества предприятий оборонно-промышленного комплекса в системе сертификации «Оборонсертифика»
  • Глава 3. Подход к затратам на обеспечение качества продукции и сертификацию системы менеджмента качества предприятия
    • 3. 1. Затраты на обеспечение качества продукции как необходимый элемент сертификации системы менеджмента качества предприятия
    • 3. 2. Подход к определению затрат на сертификацию систем менеджмента качества. ^

Организационно-экономические основы сертификации систем качества предприятий оборонно-промышленного комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сфера военно-промышленного комплекса всегда была тем направлением, в котором Россия имела преимущества перед другими странами. Многие производимые разработки, а данной области, не имеют аналогов за рубежом, и по сей день. И в этой связи система качества является инструментом сохранения накопленного опыта, знаний и традиций.

В этой связи особое значение и актуальность приобретает сертификация систем качества предприятий оборонно-промышленного комплекса.

В последнее время Россия все более успешно выходит на международный рынок вооружений. Это рынок является, чуть ли не единственным рынком технологий, в котором Россия может составлять конкуренцию странам Запада.

Для того чтобы обеспечить российской экономике необходимый ей экономический рост, прежде всего, необходимо увеличить объем продаж товаров и услуг, производимых именно российскими предприятиями и организациями, причем как на зарубежном, так и на внутреннем рынках. Но вытеснить импортные товары можно только путем обеспечения конкурентоспособности российских предприятий и организаций, которая, по сути, заключается в оптимальном сочетании цены и качества. С другой стороны существует достаточно распространенный миф о том, что чем выше качество, тем дороже его обеспечение. Этот миф не только несостоятельный, но и весьма опасный. Достижения мирового сообщества в области теории и практики решения проблем качества свидетельствует о прямо противоположном: чем выше качество продукции, тем экономичнее ее производство. Но обеспечение одновременного повышения качества продукции и снижение ее себестоимости возможно лишь в условиях успешного функционирования на предприятии современной системы качества, отвечающей требованиям стандартов ИСО серии 9000.

Нужно отметить, что разработка, внедрение и сертификация систем качества дело трудоемкое и дорогостоящее. Но часто бывает, что зарубежные партнеры без сертификата на систему качества либо отказываются заключать контракт, либо берут товар по невыгодной для производителя цене. И волей неволей предприятию приходится браться за создание системы качества. Другой причиной бывает стремление выиграть международный тендер. Без сертификата на систему качества предприятие, как правило, не допускается к участию в конкурсе. То есть чаще всего решаются задачи «ближнего плана». Значительно реже побудительным мотивом для создания системы качества является осознанное стремление руководства предприятия постоянно быть на уровне современных требований и идти в ногу с прогрессом, а это, как показывает опыт ведущих фирм, без эффективной системы качества невозможно.

Одним из ключевых моментов определяющих эффективность работы предприятия является наличие сертифицированной системы качества на предприятии. В настоящее время очень интенсивно происходит реструктуризация предприятий, прежде всего связанная с уменьшением численности, с изменением внутренней структуры, с совмещением различных функций. И в этой организационной неразберихе без четкой систематизации, без тех действий, которые предполагает система качества, фактически работать невозможно. Особенно, если идет работа с иностранными заказчиками.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке научно-методического обеспечения проведения сертификации систем качества предприятий оборонной промышленности в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании решались следующие задачи;

— исследование теоретических аспектов отечественного и зарубежного опыта в области управления качеством;

— создание и дальнейшее совершенствование систем управления качеством ИСО серии 9000;

— разработка организационно-методических рекомендаций по подготовке и проведению сертификации систем менеджмента качества на предприятиях оборонной промышленности с учетом требований стандартов ИСО серии.

9000:2000;

— разработка предложений по учету затрат на качество продукции как важнейший элемент сертификации систем менеджмента качества предприятий;

— предложение методического подхода к определению затрат на сертификацию систем качества на примере предприятий оборонной промышленности.

Объектом исследования являются предприятия оборонно-промышленного комплекса России.

Предметом диссертационного исследования являются теоретические, методические и организационно-экономические вопросы, связанные с сертификацией систем качества предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Внедрение стандартов МС ИСО серии 9000, создание на их базе системы качества на предприятии и ее сертификация является сейчас наиболее актуальным вопросом. Если эти работы не проводить, производство на многих предприятиях через несколько лет можно будет закрыть.

В настоящее время на российских предприятиях все разработки, связанные с новой техникой происходят на базе заделов 10- 20- летней давности, причем эти разработки нередко не имеют аналогов за рубежом и пользуются большим спросом. Эта проблема особо актуально для военно-промышленного комплекса. Нужно отметить, что средний возраст людей работающих на предприятиях военно-промышленного комплекса довольно.

• значительный. Необходима преемственность, без которой предприятие перестанет существовать. И в этом случае на помощь приходят стандарты системы качества. Это уже понимают и те, кто работает, и те, кто этой работой руководят. Хотя в последнем случае понимание приходит не сразу, но поскольку есть внешние довлеющие факторы — система лицензирования, сертификации, то руководители постепенно приходят к пониманию данной проблемы. Но, в то же время, когда предприятие собирается внедрять систему качества на основе МС ИСО 9000, а затем сертифицировать ее, руководство как бы предполагает, что все, что здесь делается в области технологии, организации производства, системы отношений с поставщиками, делается более или менее сносно, и в это вмешиваться не стоит. А вопросам обеспечения качества и лицензирования придается второстепенное значение.

Всякая серьезная попытка внедрить систему качества на предприятии, прежде всего, приводит к тому, что нужно менять его организационную структуру. И это совершенно не случайный феномен, а фундаментальная особенность системы качества.

На данный момент благодаря экспорту вооружений многие предприятия военно-промышленного комплекса России имеют возможность за счет зарубежных заказов на свою технику не только развивать производство, но и поддерживать на должном уровне научный потенциал в данной области.

В нашей стране работы связанные с качеством продукции и стандартизацией ведутся уже давно и не является для наших предприятий абсолютно новым делом. Можно даже сказать, что стандарты ИСО серии 9000 являются логическим продолжением таких систем как БИЛ, КАНДРСПИ, КС УКП и других, разработанных в нашей стране.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. № 358 «Об утверждении положения о лицензионной деятельности по разработке, производству и утилизации вооружения, военной техники и боеприпасов» сертификация системы качества при лицензировании деятельности предприятий — разработчиков и изготовителей вооружения и военной техники определена в качестве одного из важнейших элементов государственной политики по обеспечению качества и конкурентоспособности отечественной оборонной продукции.

Системы качества на предприятиях-разработчиках и изготовителях вооружений и военной техники должны отвечать требованиям, изложенным в ГОСТ Р ИСО 9001−96 (ГОСТ Р ИСО 9002−96, ГОСТ Р ИСО 9003−96), в стандартах СРПГТ ВТ (далее — система разработка и постановки на производство военной техники), а также государственных и отраслевых нормативных документах, согласованных государственным заказчиком, устанавливающих дополнительные требования к системам качества предприятий-разработчиков и изготовителей отдельных видов вооружений и военной техники.

Важность и актуальность развития работ по созданию и сертификации систем качества на основе современных требований (прежде всего на базе МС ИСО серии 9000) подтверждается опытом развитых зарубежных стран.

К началу 90-х годов сертификация систем качества стала неотъемлемым элементом торгово-экономических взаимоотношений потребителей и поставщиков. Сегодня большое количество предприятий за рубежом имеют сертификаты на систему качества в соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000, и этот процесс развивается все более активно, причем не только в коммерческой, но и в военно-промышленнной сферах.

Западноевропейские, японские и американские промышленники и бизнесмены, понимая тенденцию современного развития общественного производства, уже в середине 60-х годов стали говорить, что центр тяжести конкурентной борьбы переместился в сторону высокого качества продукции и услуг. Сегодняшнее положение на мировых рынках подтверждает эту точку зрения. Если раньше основным фактором конкурентоспособности товара считалась их цена, то теперь на первый план выдвигается качество.

Наиболее устойчиво современная экономика развивается при условии, ф когда повышение качества продукции становится задачей производства. Если качество отечественной продукции решительно не будет улучшаться, то структура экспорта по-прежнему будет носить сырьевой характер. Мы будем продавать не готовые изделия, как положено высокоразвитой индустриальной державе, а природные ресурсы, которые, как известно, имеют способность иссякать.

Сейчас мы становимся свидетелями того, как управление качеством все настойчивее пробивает себе дорогу, становится одним из важнейших аспектов в управлении предприятием, наряду с управлением снабжением, финансами, производством. Но это только начало решения данного вопроса. Проблема в том, чтобы вывести управление качеством на первый план, внедрить тотальное управление качеством, как это сделано на лучших предприятиях развитых стран.

К сказанному следует добавить, что в настоящее время широко распространилась такая практика взаимоотношений между поставщиками и заказчиками, когда заказчик, прежде чем заказывать продукцию, проверяет, как у поставщика организована работа по качеству, в каких системах сертификации сертифицирована его система качества, и в зависимости от результатов такой проверки решает вопрос о возможности заключения контракта.

Многие российские предприятия уже столкнулись с такой практикой и не только во взаимоотношениях с иностранными заказчиками, но и с рядом наших отечественных мероприятий. Нет сомнений, что подобная практика будет распространяться и далее.

Нами рассмотрены организационно-экономические основы сертификации систем качества предприятий оборонно-промышленного комплекса.

К основным результатам, обладающим научной новизной относятся: — на базе проведенного анализа функционирования систем качества даны рекомендации по устранению типичных недостатков систем качества предприятий оборонно-промышленного комплекса России;

— разработаны предложения по адаптации систем качества предприятий оборонной промышленности требованиям стандартов ИСО серии 9000:2000;

— предложена классификация и расчет затрат на обеспечение качества продукции применительно к предприятиям оборонной промышленности (на примере ОАО «Завод «Радиоприбор»);

— предложена классификация затрат на сертификацию систем менеджмента качества.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что предложенные автором в диссертации теоретические, методические и практические рекомендации и разработки: развивают теоретическую базу сертификации систем качества на предприятиях оборонной промышленностипозволяют повысить действенность сертификации продукции и систем качества на предприятиях оборонной промышленностиклассифицировать затраты на качество продукции и сертификацию систем менеджмента качества.

Предприятия оборонно-промышленного комплекса России, во многих случаях только начинают работы связанные с созданием систем качества и их сертификацией. Это особенно касается предприятий оборонной промышленности. Успешное продвижение по этому пути необходимо для ускорения развития российской экономики и ее органичного включения в мировой рынок.

Заключение

.

В настоящей работе нами были рассмотрены некоторые аспекты, связанные с проблемами качества продукции.

В первой главе «'Системы качества и их эволюционное развитие» приведены некоторые примеры систем качества, которые разрабатывались и функционировали в нашей стране. В частности, это системы БИЛ, КАНАРСПИ, КС УКП и другие. Приведены истории создания этих систем качества. Мы отмечаем, что вопросы, связанные с качеством, в нашей стране изучались довольно давно. И опыт в разработке и внедрении этих систем в настоящий момент имеет немаловажную ценность. В последнее время высказываются мнения, что только системы качества серии ИСО имеют практическую ценность и что в нашей стране проблемами качества или вообще не занимались, или занимались не в том направлении. Нужно отметить, что т нашей стране не только серьезно подходили к вопросам, связанным с качеством продукции, но и уделяли большое внимание внедрению их в производство.

Далее показывается зарубежный подход к качеству продукции. Не останавливаясь на всем многообразии систем управления качеством продукции, мы на примере японского опыта и американской системы «джаст» рассмотрели наиболее существенные черты каждого из вышеназванных подходов. Конечно, четких градаций на «восточный» и «западный» подход к проблеме качества не существует, но можно показать лишь общие черты в этих подходах, которые вытекают, наверное, из национальных особенностей народов, населяющих страны Востока и Запада. Мы уделяем больше внимания опыту японских кружков качества. Несмотря на то, что в свое время эти кружки внедрялись на наших предприятиях, их внедрение остается актуальным и ^ сейчас. В большинстве случаев кружки качества в нашей стране не прижились по причине их внедрения в приказном порядке и слабой заинтересованности в них самих участников кружков. Нам кажется, что несмотря на этот негативный опыт проблемы их применения остаются актуальными и сейчас. В качестве примера можно привести опыт «Завода «Радиоприбор». В настоящее время на заводе создана структура «Уполномоченных по качеству», где работники из всех производственных подразделений завода отвечают за вопросы, связанные с качеством, в своем подразделении. Это первый этап перехода на заводе к созданию кружков качества, но уже на уровне решений самих подразделений, отвечающих за качество, а не навязанных вышестоящим руководством.

В пункте «Совершенствование системы качества на основе МС ИСО-9000» нами дается анализ содержания стандарта ИСО-9001 в редакции 1994 г. и ИСО-9000: 2000 «Системы менеджмента качества. Требования». В отличие от стандартов ИСО в редакции 1994 г., где, начиная со стандарта ИС9 001 «Модель обеспечения качества при проектировании, производстве, монтаже и обслуживании» и далее ИСО-9002, где уже нет требований к проектированию, и ИСО-9003 «Модель обеспечения качества при контроле и испытаниях». Т. е. для определенных требований производства подбирается соответствующий стандарт.

В новой редакции 2000 г. все требования заключаются в одном стандарте. Мы сопоставляем и анализируем все пункты стандарта ИСО-9001 в редакции 1994 г. и в редакции 2000 г. и смотрим, как в соответствии с современными требованиями совершенствуются стандарты ИСО.

Вторая глава «Анализ состояния и последовательность проведения сертификации систем менеджмента качества предприятий оборонно-промышленного комплекса» начинается с анализа состояния систем качества предприятий оборонной промышленности. Нужно отметить, что традиционно предприятия оборонной промышленности имеют более высокие требования к качеству продукции, чем предприятия, выпускающие гражданскую продукцию. Это было обусловлено самим характером продукции. Каждое предприятие имеет свои специфические особенности, и для анализа разнородных материалов нами предложена такая процедура, как рейтинговая оценка систем качества предприятия, когда отдельные элементы системы качества представляются баллами. В основу формирования групп элементов системы качества взят Лист соответствия, согласованными с Управлением Минобороны РФ. Он предполагает шесть групп элементов системы качества. Также приведены характеристики для каждой из групп предприятий по уровню соответствия их систем качества требованиям заказчика.

Далее целесообразно классифицировать предприятия по группам рейтинговой оценки систем качества оборонной промышленности.

Мы подробно останавливаемся на типичных недостатках систем качества предприятия оборонной промышленности. Наша промышленность, точнее ее часть, производящая военную технику, строилась на основе заводов, являющихся зачастую монополистами в той или иной области. При производстве и сдаче продукции здесь предъявлялись более высокие требования, чем к гражданской продукции. В отношении же систем качества, вводимых на предприятиях, зачастую видно отставание многих предприятий военно-промышленного комплекса. Исходя их этого, мы останавливаемся на недостатках систем качества. В этом пункте нами приведена диаграмма выборочного анализа систем качества оборонных предприятий Санкт-Петербурга Дано сравнения уровня обеспечения требований к системам качества по оборонно-промышленному комплексу в целом и по предприятиям Санкт-Петербурга. Показан средний уровень по промышленности как полного соответствия требованиям стандартов серии ИСО-9000, так и минимально допустимый уровень соответствия. Эти уровни показаны по промышленности в целом по стране и по Санкт-Петербургу.

Во второй главе рассматриваются этапы проведения сертификации систем менеджмента качества на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Рассмотрены этапы по подготовке к сертификации систем качества и этапы сертификации систем менеджмента качества.

Во второй главе также рассмотрен порядок проведения сертификации систем менеджмента качества на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Мы рассматриваем эту проблему на примере системы сертификации «Оборонсертифика». Данная система специализируется на сертификации СК предприятий, производящих военную технику. В нашем городе данную систему представляет «Союзсерт».

Нами приведен алгоритм сертификации систем качества данной организации. Рассмотрены организационные вопросы сертификации в данной системе. Далее мы привели краткое изложение проблем сертификации СК оборонной промышленности в странах-членах НАТО и США и сопоставительный анализ основных требований ИСО-9001−94 и СРПП-ВТ к системам качества.

В третьей главе «Подход к затратам на обеспечение качества продукции и сертификацию системы менеджмента качества предприятия» мы предлагаем методику определения затрат на качество применительно к ОАО «Завод «Радиоприбор» ХК «Ленинец». В отличие от других подходов к определению затрат на качество разработанная нами методика наиболее точно отражает потребности завода на данный период времени. В настоящее время лишь немногие предприятия всерьез приступают к решению этой проблемы. Мы предлагаем начальное решение проблемы, связанной с определением затрат на качество. Вначале все данные, относящиеся к вопросам качества, сводятся в одну или несколько форм. Данные берутся из бухгалтерской отчетности и других документов. Затраты на качество продукции в целом и по предприятию будут состоять из трех составляющих:

— учет затрат на оценку качества изделий, т. е. затраты на испытания и контроль качества изделий. Сюда входят: зарплата работников подразделений службы качества и контролеров ОТК, затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией оборудования и т. д.

— затраты на мероприятия по предупреждению дефектов. Они определяются на основе данных отчетов по сметам затрат на выполнение работ и мероприятий, перечисленных в этой главе.

— затраты, обусловленные выпуском и поставкой дефектных изделий. Сюда относятся как затраты, связанные с обнаружением дефектных изделий в сфере производства (потери от исправимого и неисправимого брака), так и в сфере эксплуатации (рекламации и штрафы).

Хочется отметить следующие моменты, которые отражены в данной работе:

В области сертификации систем качества диссертация рассчитана в основном на предприятия оборонно-промышленного комплекса. Многие предприятия еще только ведут работы по сертификации своих систем качества, и данная работа может практически ответить на вопросы, возникающие у представителей служб качества предприятий оборонной промышленности.

В диссертации приведены типичные недостатки в системах качества предприятий оборонно-промышленного комплекса и пути их преодоления. Своевременное обращение внимания на них позволит предприятиям избежать их уже в процессе сертификации.

Методика учета затрат на качество максимально приближена к производству. Это позволяет осуществить введение данной методики с наименьшими потерями для предприятия, как то: слишком большие финансовые и организационные затраты на организацию учета, что, в свою очередь, приведет к пониманию данной проблемы среди руководства предприятия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. П. О промышленной революции XX1.века// Стандарты и качество.- 1999 г.- № 2.
  2. Л. Н. Завтрашний день сертифицированных систем качества// Стандарты и качество.- 1997 г.- № 12.
  3. Д. А. Организационно-экономический механизм повышения качества продукции в новых условиях хозяйствования. М.: Изд-во стандартов, 1990.
  4. Г. А. Основы стандартизации и управление качеством продукции:
  5. Учебник. В 3-х частях: Ч. 1,2,3. -СПб., 1995 г.
  6. П.П., Витин В. Ф., Голубев И. С. Оценка качества машиностроительной продукции / Под ред. И. С. Голубева. — М.: Изд-во МАИ, 1995.
  7. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 1996.
  8. Белобрагин В. Я. Современные проблемы теории управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях
  9. А. А. Самооценка- важный инструмент в управлении качеством.// Стандарты и качество.-1996г.-№ 2. -с.22.24.
  10. К.Н., Петрасюк В. Г., Тавер Е. И. Сертификация и торговля на товарной бирже. Серия «Стандартизация и бизнес». Выпуск 1. М., 1992.
  11. Британский стандарт В8 6143:1992 «Руководство по экономике качества». Часть 1. «Модель затрат на процесс». -М.: НТК Трек"-1999.
  12. И.А., Плоткин Я. Д. Регулирование затрат на обеспечение качества продукции. -М.:Изд-во стандартов, 1980.
  13. В .В., Лупинов Н. В. Сертификация товаров химии и нефтепереработки. Серия «Сертификация и бизнес». Выпуск 1. — М.: Колос, 1992.
  14. В.Г., Чайка И. И. Системы управления качеством продукции. М.: Изд-во стандартов, 1990.
  15. В.Г. Интеграция управления качеством продукции: новые возможности. -М. :ВНИИС, 1994.
  16. Версан В, Г., Корольков В. И. Стандартизация и сертификация в сфере услуг. Состояние. Проблемы//Стандарты и качество.-1996.-№ 7. с.9−15.
  17. Н.В., Окрепилов В. В. Управление качеством и сертификация в промышленном производстве: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  18. В.Н. Управление качеством продукции в условиях перехода к рынку. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  19. Временное положение о сертификации систем качества при лицензировании деятельности предприятий-изготовителей и разработчиков вооружения и военной техники. М: Изд-во ВИМИ, 1996.
  20. В.И. Управление качеством продукции: Учебное пособие. —Ростов и/Ц: Феникс, 2000.
  21. A.B. Документы системы QS-9000/1 // Стандарты и качество. 1997. № 6. с.56−60.
  22. A.B., Панов В.П- Азгальдов Г. Г. Что такое качество? — М.: Экономика, 1968.
  23. A.B. Качество продукции и экономика. — М.: Знание, 1968.
  24. A.B., Круглое М. И. Управление качеством продукции. — М. Экономика, 1979.
  25. A.B. Основы управления качеством продукции. М.: Изд-во стандартов, 1994.
  26. A.B. Современное представление о механизме управления качеством //Стандарты и качество.-1995.
  27. Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  28. Государственный военный стандарт РФ. ГОСТ РВ 15.002−2000. Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Требования к системам качества предприятий выпускающих оборонную продукцию. -М. Госстандарт России, 2000.
  29. Государственный стандарт РФ. ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования. -М. :ИПК Изд-во стандартов, 2001.
  30. Государственный стандарт РФ. ГОСТ Р ИСО 9004−2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.-М. :ИПК Изд-во стандартов, 2001.
  31. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов, правил сертификации и государственный венный метрологический надзор. Сб. нормативных документов. М. Изд-во стандартов, 1994.
  32. Государственная система стандартизации (ГСС) комплект стандартов -М.: Изд-во стандартов, 1995.
  33. JI.C. Гряколов А. И. О затратах на качество продукции в новых экономических условиях // Стандарты и качество. 1993.- N 10.
  34. Д. Все о качестве: Зарубежный опыт. Выпуск 2. Высший уровень руководства и качество. — М., 1993.
  35. A.M. Математическая статистика в технике. — М «Советская наука», 1958.
  36. Ю.Я. Категории качества, количества и меры в историко-философском процессе. Генезис. Закономерности развития. Функции. -М.: Наука, 1995.
  37. Л.Г. Программа подготовки экспертов по сертификации систем качества в сфере услуг // Стандарты и качество. -1996. -№ 7. -с.69−72.
  38. Л.Г. Опыт и перспективы сертификации, систем качества//Стандарты и качество. -1997. -№ 11. -с.58−64.
  39. Закон РФ «О стандартизации» в редакции от 27.12.95 г.
  40. Т.И. Нормативная база основа обеспечения качества и безопасности услуг. // Стандарты и качество. -1996. -№ 7. -с.22−28.
  41. Ю.В., Ярыгин ВТ. Качество технологической документации при подготовке предприятий к сертификации //Стандарты к качество, 1996. -№ 9.
  42. Измерение качества продукции. Вопросы квалиметрии. //Под ред. A.B. Гличева М.: Изд-во стандартов, 1976.
  43. Н.Д. Спрос: анализ и управление. -М.: Финансы и статистика, 1997.
  44. Н.И., Лукманова И. Г. и др. Управление проектами. -СПб.: Два- три, 1996.
  45. Инновационный менеджмент//Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  46. И.И. Управление качеством и сертификация продукции: Учебноепособие. -СПб.: Изд-во СП6ГМТУ, 1994.
  47. К. Японские методы управления качеством: Сокр.пер. с англ. Науч. ред. и авт. предисл. A.B. Гличева -М: Экономика. 1988.
  48. ИСО 9001.2000 Системы менеджмента качества. -М.: ВНИИС, 2000.
  49. ИСО/ТО 10 014 «Руководящие принципы управления экономикой качества». -М: НТК «Трек»,-1999.
  50. Е.М., Демиденко Д. С. Затраты на качество продукции и их классификация -1971 -№ 8. -с.27−29.
  51. Е.М., Демиденко Д. С. Опыт определения затрат на обеспечение и повышение качества продукции в машиностроении. -Л.: Изд-во СП6УЭФД982.
  52. Как работают японские предприятия/ Под. ред. Я. Мондена, Р. Сибакавы,
  53. С. Такаянаги, Т. Нагао-М: Экономика. 1989.
  54. В. А. Сертификация системы менеджмента качества как основа дляперехода TQM. // Стандарты и качество 1997. № 8. с.46−52.
  55. Комплексная система управления качеством продукции на предприятиях и объединениях на базе стандартизации, (пособие к разработке и внедрению). -М: Изд-во стандартов. 1975.
  56. Комплексная система управления качеством продукции./ Под. ред. Е.Т.
  57. Удовиченко -Киев: Техника 1976.
  58. Комплексная система управления качеством продукции. Основные принципы разработки и внедрения / Под. ред. д-ра эконом, наук, проф. A.B. Гличева. -М.: Машиностроение. 1977.
  59. Комплексная система управления качеством продукции. Сборник нормативно-методических документов. -М.: Изд-во стандартов. 1979.
  60. А.Я. Управление качеством продукции в промышленности. М.: Изд-во стандартов, 1977.
  61. JI.A. Управление качеством продукции в США. М.: Наука, 1977.
  62. Т.В. Толковый словарь по метрологии, измерительной технике и управлению качеством. — М.: Русский язык, 1990.
  63. Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. Статья Е. М. Пеньковой -М.: Прогресс. 1988.
  64. Кружки качества на японских предприятиях. -М.: Изд-во стандартов, 1990.
  65. Г. Д. Зарубежный опыт управления качеством. -М.: Изд-во стандартов, 1992.
  66. Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. -М.: Изд-во «ЮНИТИ», 1998.
  67. А.Н. Управление в Японии. -М.: Наука, 1981.
  68. А.Н. Японские кружки качества в США. // США-Экономика, политика, идеология. -1982. -№ 3. с.93−101.
  69. А.Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии дляпредпринимателей и менеджеров. — М.: Изд-во, стандартов, 1994.
  70. Е. Д. Фомин Б.И. Союз науки и производства -Л.: Энергоиздат, 1982.
  71. В.А. Звезды качества// Стандарты и качество, 1996.-№ 7. -с. 18−20.
  72. М. Т. Швандер В. А. Качество задача общенародная. -М.: Изд-востандартов, 1980.
  73. В.А. Статистические методы, управление качеством, сертификация и кое-что еще //Стандарты и качество, 1996.-№ 4.-с.29−30.
  74. И. Г. Аристов О.Г. Управление качеством продукции: Учебное пособие. -М.: Изд-во стандартов, 1986.
  75. Т.И. Управление затратами на качество продукции,— СПб.: Изд-во СП6ГУЭФ, 2000.
  76. М.Н., Безболин А. К. Организационно-экономические основы формирования системы обеспечения нормативного (планируемого) уровня качества готового объекта-М.: Прогресс, 1981.
  77. Макконел Кэмпбел Р., Брю Стенли Л., Экономикс: Принципы проблемы и политика: в 2 т.: Пер. с англ. 2-е изд. Т.2. -М.: Республика, 1992.
  78. Ч. Японская промышленная система: Пер. с англ./ общ. ред. и вступ. ст. О. С. Виханского. -М.: Прогресс, 1988.
  79. Менеджмент систем качества /М.Г. Круглое, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др. — М.: Изд-во стандартов, 1997.
  80. Международные стандарты. «Управление качеством продукции». ИСО 9000-Ис0 9004, ИСО 8402. -М.: Изд-во стандартов. 1988.
  81. Международные стандарты. Сборник новых версий стандартов ИСО серии 9000 (пересмотр ИСО 9000, 9001,9002,9003,9004:1987 и ИСО 8402:1986), -М.: Изд-во ВНИИ С Гостандарта России, 1995.
  82. Международный стандарт ИС9 001:2000 Проект. «Системы менеджмента качества». -М.: ВНИИС. 1999.
  83. Международный стандарт ИС9 004:2000 Проект. «Руководящие указания по управлению качеством». -М.: ВНИИС. 1999.
  84. Дж. Контрольные карты. — М.: Финансы и статистика, 1986.
  85. М.Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело, 1992.
  86. Методика комплексного технико-экономического анализа деятельности всех звеньев управления отрасли. Ч. 1. Комплексный анализ деятельности отрасли — М., Электроника 1985.
  87. Методические документы ИСО/МЭК по сертификации продукции, оценке систем обеспечения качества продукции и аккредитации испытательных лабораторий. —М.: Изд-во стандартов. 1988.
  88. Н.К. Функционально-стоимостной анализ. Теория и практика. -М.: Электроника, 1984.
  89. Н.К., Карпу нин М.Г. Основы теории и практики функционально-стоимостного анализа. — М: Высшая школа, 1988.
  90. . Я. 'Тоета". Методы эффективного управления: Сокр.пер. с англ. -М.: Экономика, 1989.
  91. В. С., Строшков А. Н. Мотивация работников предприятия в условиях действующей системы обеспечения качества.// Стандарты и качество.- 1998 г.- № 4.-с 17−19.
  92. B.C. Статистические методы в управлении качеством продукции. — М.: Финансы и статистика 1982.
  93. Николаева Э. К Семь инструментов качества в японской экономике. -М.: Изд-во стандартов. 1988.
  94. П.П., Попова Т. Д. Учет затрат на улучшение качества продукции. -М.: Финансы и статистика. 1988.
  95. В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. -СПб.:1. Изд-во СПбГИЭА, 1998.
  96. С.В. Оценка качества услуг при обязательной сертификации //Стандарты и качество.-1996. -№ 7. -С 51−53.
  97. B.B. Всеобщее управление качеством: Учебник в четырех книгах. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  98. В.В. Управление качеством -М.: Экономика, 1998.
  99. Организация, планирование и управление предприятиями электронной промышленности/Под. ред. П. М. Стуколова — М.: Высшая школа, 1980.
  100. Н.С. Качество в системе маркетинга.- М.: Экономика, 1992.
  101. М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.
  102. Рабинович П. М Резервы предприятия и статистика. — М.: Статистика, 1967.
  103. Рекомендации. Система качества на предприятиях оборонных отраслей промышленности с учетом требований ИСО серии 9000. М.: ВНИИ Стандартизации общественных технологий, 1990.
  104. Рекомендации. Определение затрат на обеспечение качества продукции. М.: ВНИИС, 1992.
  105. Рекомендации. Система управления производственным подразделением. Разработка, внедрение и совершенствование на основе стандартизации. -М.: Изд-во стандартов. 1986.
  106. Сборник методических документов по программе комплекснойстандартизации продукции. М.: Изд-во стандартов, 1992.
  107. М.З., Мацуто В. Д., Рахлин K.M. Международные стандарты ИСОсерии 9000, методика и практика применения. -М.: ВНИИТЭХИМ. 1991.
  108. М. 3. Система общего руководства качеством как гарантия обеспечения качества на предприятии.// Стандарты и качество. 1996 г.-№ 5. -с.23-25.
  109. М.З. От семейства стандартов ИСО-9000 к всеобщему менеджменту качества. // Стандарты и качество. 1999 г.-№ 5. -с 43−47.
  110. В.И. Статистическое измерение качества продукции. М.:1. Статистика, 1966.
  111. В.И. Экономико-статистическое исследование качества продукции. -М: Статистика, 1971.
  112. Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения и порядок сертификации услуг. М.: Госстандарт России, 1995.
  113. Система качества. Сборник нормативно-методических документов. М.:1. Изд-во стандартов, 1992.
  114. Система экономического обеспечения качества продукции. Под. ред. проф. Симонова В. И. М.: Изд-во стандартов, 1992.
  115. Т. А. Современная система качества- наш шанс на рынке.// Сертификация, — 1996 г.- № 4. -с. 10−11.
  116. И.С. Математическая статистика в технологии машиностроения. -М.: Машиностроение, 1972.
  117. ТОМ XXI. Проблемы, опыт, перспективы. Выпуск 1. Академия проблем качества России.-М.: АО «ТКБ Интерсертифи-ка», 1997.
  118. Статистические методы повышения качества/ Под ред. Хитоси Кумэ. М.: Финансы и статистика, 1990.
  119. Л.И., Лапшин Г. М., Якута К. И. Экономика электронной промышленности. М.: Высшая школа, '1983.
  120. Управление качеством продукции. Справочник. М.: Изд-во стандартов, 1992.
  121. А. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 1986.
  122. П. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994.
  123. Д. Управляй или подчиняйся. -М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1992.
  124. Дж. Управление качеством в американских корпорациях: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1990.
  125. И. И. Конкурентная борьба предприятий- это соревнование систем управления качеством.// Стандарты и качество.- 1996 г.- № 12.-с.23−26.
  126. В. Е. Самооценка и её роль в развитии систем качества.// Сертификация.- 1998 г.- № 3.-С.48−50.
Заполнить форму текущей работой