Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Право как ценность и его роль в воспитании личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Право представляет собой ценность, включенную в социальную реальность и выражающую меру свободного развития человеческой личности и общества в целом, способствующая развитию самой свободы. Для того чтобы новые ценности (свобода личности, право собственности, независимость, инициативность и др.), были имплицированы в общество, необходимо перестроить ценностное сознание россиян с ориентиром… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВА И ПРАВОСОЗНАНИЯ И ИХ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ РОЛИ
    • 1. Право и правосознание. Структура и функции правосознания
    • 2. Право как ценностный феномен
  • ГЛАВА II. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВА В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. Право и формирование мировоззрения личности
    • 2. Доминанты правового и нравственного воспитания в условиях трансформации российского общества

Право как ценность и его роль в воспитании личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современное российское общество часто характеризуют как ситуацию своеобразного идейно-мировоззренческого вакуума, при котором одни социальные ценности и нормы перестали существовать или ушли в прошлое, а другие ещё не успели сформироваться. На этом фоне особо остро стоит проблема философского осмысления ценности права в его связи с общественным бытием и формирования правового сознания молодого поколения.

Право как ограничитель «беспредела» стало востребованным в роли социальной функции ещё во младенчестве человеческой общности. Примитивны были первые гражданские права, но и они имели к тому времени огромное организующее и направляющее значение, поскольку консолидировали людей уже в первобытно-общинном обществе и предъявляли всем и каждому определенные требования, за невыполнение которых полагалось наказание. Так, право самим возникновением учредило ответственность за действия живущего среди себе подобных индивида.

Развиваясь вместе с обществом, право эволюционирует, впитывая элементы и качества морали, нравственности, гражданственности, культуры, обогащаясь за их счёт и обогащая их системным подходом к каждому явлению жизни. Следуя за переменами в обществе, права оформляется как наука, способствующая развитию цивилизованности общества. Устанавливая взаимозависимость должного и возможного поведения, право выступает как положительное бытие свободы, исключающее самоуправство, произвол, подавление личностиочерчивая границы свободы, право становится мерой (нормой) свободы.

Как философская категория право охватывает такие важнейшие формы бытия как правосознание личности, ценностные ориентации и приоритетыучаствует в процессе воспитания человека, в формировании его нравственности, гражданственности, менталитета.

Обращение к проблеме формирования правового сознания продиктовано не только теоретически интересом, но прежде всего запросами нынешних реалий, когда наблюдается глубокое противоречие между начавшимся в России процессом демократизации, построения правового общества и уровнем правосознания граждан.

Только право, закон способны стабилизировать обстановку и обеспечить самое насущное достояние демократии — свободу личности и процветание государства. Нация отличается от народа не численностью, а высоким уровнем правосознания.

Для того чтобы новые ценности российского общества, такие как свобода собственности, независимость, инициативность и др., были имплицированы в социум, необходимо перестроить ценностное сознание россиян с ориентиром на правильное, уважительное отношение к праву. Ибо коренные преобразования в обществе не могут быть укоренёнными и жизнеспособными без трансформации правового сознания людей. Именно поэтому исследования процесса становления правового сознания, место права в формировании мировоззрения личности, роли и значения права в воспитании личности приобретает особую актуальность в условиях трансформации российского общества.

Степень научной разработанности проблемы. Анализу сущности и понятию права её онтологии и гносеологии посвящены работы российских учёных ДА. Керимова, А. В. Мицкевича, B.C. Нерсесянца, В. А. Чефранова и других1. Значительный вклад в ценностную проблематику права внёс С. С. Алексеев, утверждающий, что право обладает социальной, инструментальной и собственной ценностью .

1 См.: Керимов Д. А. Проблемы общей теории государства и права. — М.: НОУ «Современный Гуманитарный Институт», 2000. — 179 е.- Нерсесянц B.C. Философия права. — М.: ИНФРА. — 1997. — 650с.- Чефранов В. А. Правовое сознание как разновидность социального отражения. — Киев, 1976. С. 45.

2 См.: Алексеев С. С. Философия права. — М.: НОРМА, 1997. — 336 е.- Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. — М.: НОРМА, 2001. — 608 с.

Значения права как социального регулятора рассматривались многими современными российскими учеными: Б. Г. Ананьевым, Г. М. Андреевой, B.C. Барулиным, К. Т. Бельским, М. И. Бобневой, Б. С. Братусем, Л. П. Буевой, Д. Ж. Валеевым, A.M. Величко, В. П. Казимирчуком, В. Н. Кудрявцевым, Е. А. Лукашевой, В. А. Лекторским, Е. М. Пеньковым, В. А. Щегорцевым, В. А. Ядовым и др.1. В этой оценке наметились два подхода: социоцентристский и персоноцентристский. Сторонник социоцентристского подхода к праву Е. А. Лукашева утверждает, что человек — лишь инструмент чьей-то воли, и права ему нужны постольку, поскольку нужен порядок использования этого инструмента, создание «правового климата» является для автора предпосылкой законности2. Представитель персоноцентристского подхода к праву Д. Ж. Валеев рассматривает право в качестве социального инструмента, «характеризующегося достигнутым уровнем свободы человека и выражающий меру её гарантированности со стороны государства."3.

По мнению автора, именно такое понимание права может положительно влиять на осознание ценностного подхода к праву как достижению человечества и оказывать позитивное воздействие на правосознание и правовую культуру людей и общности.

Проблема общечеловеческих ценностей, их роль и значение в современном мире мы находим в работах М. М. Бахтина, Л. И. Иванько, М. С. Кагана, Н.И.

1 См.: Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — М.: Наука, 2000. — 351 е.- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — 2- изд. — СПб.: Питер, 2001. — 272 е.- Андреева Г. М. Социальная психология.

— М.: Аспект-Пресс, 1998. — 374 е.- Барулин B.C. Основы социально-философской антропологии. — М.: Академкнига, 2002. — 455 е.- Вельский К. Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. — М., 1982.-С. 19−47. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М.: Наука, 1978.-312 с.- Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. — 301 е.- Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. — М.: МГУ, 1968. — 268 е.- Величко A.M. Нравственные и национальные основы права (Сб. ст. по философии и истории права). — СПб.: Изд-во Юрид. Ин-та, 2002. — 158 е.- Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. M.: Наука. — 1982. — 287с.- Казимирчук В. П., Кудрявцев В. Н. Современная социология права. — М.: Юристь, 1995. — 297 е.- Кудрявцев В. Н. Избранные труды по социальным наукам в трёх томах. T.1, 567 е.- Т.2, 283 е.- T.3, 426 с. — М.: Наука. — 2002; Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. — М., 1973. — С.134−162- Лукашева Е. А., Лекторский В. А. Право, законность, нравственность // Вопросы философии.

— № 11. 2003 — С.19−27- Пеньков Е. М. Социальные нормы — регуляторы поведения. — М.: Мысль, 1972. — 198 е.- Щегорцев В. А. Социология правосознания.- М.:Мысль, 1981.-С.31−34- Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М.: Добросвет. — 2000. 596 с.

2 Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. — М., 1973. — С.37.

3 Валеев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. — Уфа: Башк. Кн. Изд-во, 1989.-256 с.

Лапина, Ю. А. Левады, Н. С. Розова, Е. А. Рябова, Л. Н. Столовича, Ф. И. Шереги и других авторов1.

Отдельные аспекты социально — философского анализа права освещены в исследованиях ученых республики Башкортостан: Д. М. Азаматова, Д. Ж. Валеева, O.K. Валитова, Б. С. Галимова, А. Б. Курлова, Ф. М. Неганова, Д. А. Нуриева, С. М. Поздяевой, Ф. И. Раянова, P.M. Тухватуллина, Л. А. Ширяева и др.2.

Роль нравственных и правовых норм в становлении духовного общества, а также влияние права на процесс формирования мировоззрения и правосознания личности, его духовности освещены в работах многих учёных, среди них А. П. Андреев, А. С. Ахиезер, Н. А. Бердяев, Л. Н. Гумилев, А. Ф. Кудряшев, И. Я. Лойфман, А. В. Лукьянов, И. М. Орешников и др3.

1 См.: Бахтин М. М. К философии поступка // «Философия и социология науки и техники» / Ежегодник 19 841 985. — М.: Наука, 1986. — С. 130- Вильданов У. С., Файзуллин Ф. С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ / Изд-е БашГУ. — Уфа, 2002. — 178 е.- Иванько Л. И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции // Культурная деятельность социологического исследования / Отв. Ред. Л. Н. Коган. — М.: Наука, 1981. — С.186- Каган М. С.

Введение

в историю мировой культуры. Кн.2. — СПб.: Петрополис, 2001. — С 283- Лапин Н. И. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000, — С.108−168- Левада Ю. А. От сомнений к пониманию. Социологически очерки 1993;2000. М.:Московская школа политических исследований, 2000.-С.391- 467- Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. — Новосибирск: 1998 — С. 137- Рябов Е. А. Правовое сознание и проблемы его формирования в современной России: (социально-философский аспект): Автореф. дис. канд. филос. наук.- М, 2003 — 22с.- Столович Л. Н. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. — № 7. — 2004. — С.93- Шереги Ф. Э. Социология права: прикладные исследования. — СПб.: Алетейя, 2002 — 447 с.

2 См.: Азаматов Д. М., Свириденко А. А. Формирование государственной философии на современном этапе. -Уфа, 1996. — 146 е.- Валеев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. — Уфа: Башк. Кн. Изд-во, 1989.-256 е.- Валитов O.K. Правовое регулирование свободы средств массовой информации. — Уфа, Баш ГУ, 1999. — 232 е.- Галимов Б. С. Наркоситуация в Российской Федерации — угроза национальной безопасности. — Уфа: Баш ГУ, 2003. — 172 е.- Курлов А. Б. Философия предпринимательства: Учебное пособие/ Под ред. А. Б. Курлова — Уфа: Автор-Проект, 2000 — 132 е.- Неганов Ф. М. Рациональное и иррациональное в человеческой деятельности. Автореф. дисс. доктора филос.наук. — Уфа, 1996. — 36 е.- Нуриев Д. А. Философское основание понятия материи. Автореф. дисс. доктора филос. наук. — Уфа, 1996. — 36 е.- Поздяева С. М. Российское общество в условиях модернизации (Социально — философский анализ). — Уфа: БГУ, 1998.-210 е.- Раянов Ф. И.

Введение

в правовое государство. — Уфа, изд-во БашГУ, 1994. — 118 е.- Тухватуллин P.M. Система национальных и межнациональных ценностей. — В сб.: Общее и особенное в реформировании социальной защиты в странах СНГ, в Российской Федерации и в Республике Башкортостан. — Уфа, 1999. — 0,25 п.л.- Ширяев Л. А. Концепция образования исторически нового типа: методологический аспект: Препринт. — Уфа. -УГАТУ, 1997.-58 с.

3 См.: Андреев А. П. Русская мораль как важнейший цивилизационный ресурс возрождения России / Философская мысль. — № 1. — 2001. — С.53- Ахиезер А. С. Философские основы социокультурной теории методологии // Вопросы философии. — № 9, — 2000. С. 29−45- Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Царство Духа и Царство Кесаря. М., 1995. — С.307- Бердяев Н. А. Время и вечность // На переломе. Философские дискуссии 20-ых годов: Философия и мировоззрение / Сост. П. В. Алексеев. — М.: Политиздат, 1990; Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. — M.: Гидрометеоиздат, 1990; Кудряшев А. Ф. Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века.- Уфа: БГУ, 1997; Лойфман И. Я. Мировоззренческие штудии. — Екатеринбург: Изд-во Банк культурно информации, 2002.

Для нас плодотворными оказались идеи классиков социальной философии: Е. Анчела, А. Бергсона, Э. Мунье, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др1.

Автор исходит из того, что в феномене правового сознания, как, впрочем, и нравственного сознания, присутствует неосознанная порой человеком, но вполне определённая некая «мировоззренческая первооснова», базисные установки сознания. Мировоззрение при этом должно включать в себя не только рациональные зёрна, сколько непременно чувственные компоненты правового, морального, политического, эстетического и другого характера.

Вопросы мировоззрения как социокультурного феномена, роль и место обыденного сознания и познания в мировоззрении личности были разработаны Г. С. Батищевым, З. Г. Воинковой, М. К. Мамардашвили, Р. Ю. Рахматуллиным, Н. С. Рыбаковым, И. В. Рязановым, С. В. Рязановой, А. С. Синицыным, Ю. Я. Червяковой, C.JI. Франком, В. И. Шинкаруком и многими другими учёными2.

Автор считает, что трансформация российского общества должна сопровождаться выработкой нового мировоззрения, основанного на гуманизме и толерантности, при относительной доле критицизма.

Несмотря на большое количество работ по проблемам правового сознания и роли права в воспитании молодёжи, остаются не раскрытым «мировоззренческое поле» правопослушной личности, вопросы соотношения.

С.6- Лукьянов A.B. Идея духовного «Я» в философии И. Г. Фихте. — Уфа: РИО Баш ГУ. — 1993. — 190 е.- Орешников И. М. Что такое гуманитарная культура? — Саранск: Изд-во Мордовск. гос. ун-тет, 1992. — 148 с.

1 См.: Анчел Е. Этос и история. — М.: Мысль, 1988; Бергсон А. Материя и память // Сочинения в 3-х томах. Т.1. — М.: «Московский клуб», С. 199- Мунье Э. Манифест персонализма. — М.: Республика, 1999; Хайдеггер М. О сущности истины // Разговор на просёлочной дороге. — М.: Высшая школа, 1991. — 190 е.- Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие. — М., 1993; Ясперс К. Духовная ситуация времени. — М., 1990.

2 См.: Батищев Г. С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. — М., 1987;

Воинкова З.Г., Червяков Ю. Я. Диалектика обыденного сознания и научного мировоззрения / Место и роль обыденного сознания и познания в мировоззрения личности: Межвуз. Сборн. Науч. Трудов — Челябинск, 1990;

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. — М., 1992. — С.32- Рахматуллин Р. Ю. Научная картина мира, мировоззрение и онтология: взгляд точки зрения модернистской традиции // Философская мысль. — № 2,2001; Рыбаков Н. С. Ценность и смысл //Философская мысль. — Уфа, 2001. — № 1- Рязанова C.B., Рязанов И.В.

Об архетипической природе мифа // Мировоззрение как социокультурный феномен: Материал Всеросс. науч. конф. «Мировоззрение и культура» (Екатеринбург, 17−18.12.2002 г.) — Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной информации», 2002; Рыбаков Н. С. Мутации мировоззрения? // Мировоззрение и культура (сборник статей).-Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной информации», 2002. — С.39−50- Синицын А. С. Мировоззрение: субъект и иносубъектность // Онтология и мировоззрение (тематический сборник). — Уфа: УТИС, 2000; Франк СЛ. Русское мировоззрение // http: // philosophy, ru / library / catalog, htm 1- Шинкарук В. И. Мировоззрение и философия (историко-философский аспект). — Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии. — М., 1988.-С.80. правового сознания и мировоззрения. Кроме того, в свете возникновения в современном обществе «идеологического вакуума», особо остро стоит вопрос о перестройке мировоззрения для создания благоприятных условий дальнейшего существования социума, правового бытия, что и составило проблемное поле настоящего исследования.

Актуальность проблемы, её теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность в научной литературе и предопределили выбор объекта, предмета, цели и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования настоящей диссертационной работы является право как тип реальности и компонент культуры личности.

Предметом исследования являются особенности функционирования права в системе ценностной ориентации личности.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ права как ценностного феномена и его роли в воспитании личности.

Задачи, поставленные в диссертации, призваны конкретизировать и детализировать общую цель.

Исходя из этой цели, главными задачами диссертации становятся:

— обосновать философский концептуальный базис, понятийный аппарат и стратегию исследования права как ценностного феномена;

— раскрыть соотношение мировоззрения и правового сознания личности, выявив значимость права в формировании мировоззренческой позиции и ценностной ориентации личности;

— обосновать ценностную роль права в процессе социализации личности;

— определить доминанты нравственного и правового воспитания в условиях трансформации российского общества.

Методологической базой исследования выступает диалектический подход, в частности такие его элементы как принципы историзма, объективности, взаимосвязи и развития социальных явлений и процессов.

Важнейшей методологической составляющей настоящего исследования выступает положение о сложном диалектическом взаимоотношении права и свободы, свободы и ответственности, активности и толерантности.

В работе также использовались элементы социокультурного подхода, методы научной абстракции, обобщения, в том числе анализа права как ценностного явления.

Эмпирической базой исследований послужили методы сбора информации, обработки и анализа полученных данных, которые являются составной частью методологии познания. В сборе информации использовался метод анкетирования.

Концептуальной основой феномена права выступают труды классиков философской мысли, работы современных философов и психологов. В первую очередь, мы опирались на наследие философской мысли — пифагорейцев, Сократа, Платона, Аристотеля, Гоббса, Локка, Канта, Гегеля и др. Кроме того, нами использованы труды: К. Маркса, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Б. Чичерина, И. Ильина, Н. Алексеева, В. Соловьёва, Н. Бердяева. Правовое сознание рассматривается в качестве составляющей части мировоззрения.

Научная новизна диссертации:

— обосновано, что право представляет собой ценность, включённую в социальную реальность и выражающую меру свободного развития человеческой личности и общества в целом, способствующая развитию самой свободы;

— доказано, что право как форма общественного сознания — это обусловленная природой человека, общества система регулирования общественных отношений, общественного бытия. Кроме того, установлено, что как совокупность формальных норм право способно превратиться в «живую ткань» человеческого бытия, одухотворенное правовое поле только благодаря правовой личности — создателя и выразителя правового бытия и обладателя развивающегося правосознанияустановлено, что, оказывая многостороннее воздействие на общественные отношения, правосознание, с одной стороны, является мобильным «индикатором» социальных процессов, а с другой — выступает в качестве социально-активной силы, способной влиять на процессы социальных трансформаций, выполняя аксиологическую функциювыявлено, что из мира представлений индивида о сущностном, правосознание вычленяется как ядро двух уровней бытия, одинаково ответственных за правовое поведение индивида и определяющих его место в обществе: сосуществуют уровень общественного бытия мировоззрения, «отвечающий» за правовое сознание индивида, и уровень «экзистенционально-личностный», ответственный за его уникальное, сознательное и бессознательное отношение к себе самому, к праву и окружающему миру;

— определены доминанты нравственного и правового воспитания: уважение прав других, долженствование, честность (открытость) в социальном партнёрстве, убеждённость в необходимости и ценности права, толерантность и оптимизм.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические положения и выводы способствуют развитию научного знания и могут в дальнейшем быть использованы в правовой практики при решении проблем становления правового государства, где право будет неотъемлемым ценностным атрибутом.

Практическое значение работы заключается в том, что основные положения диссертации могут быть использованы в процессе преподавания учебных дисциплин по социальной философии и социологии. Кроме того, результаты исследований по ценностной проблематике права могут применяться специалистами при разработке и преподавании спецкурсов «Философия права», «Правовое воспитание» и др. Материалы диссертации представляют определенный интерес для научных работников, изучающих социально-философские проблемы функционирования права.

Полученные результаты найдут применение в социальной политике при составлении программ правового воспитания, в деятельности государственных, учебных, социальных, правовых центров работы с молодежью.

Апробация работы. Теоретические положения диссертационного исследования были апробированы в ходе участия автора на научных и научно-практических конференциях: Республиканская конференция молодых ученых Республики Башкортостан «Медицинская наука — 2002» (г.Уфа, 2002) — IV Международная конференция студентов и молодых учёных «МедицинаЗдоровье — XXI век» (Украина, г. Днепропетровск, 2003) — «Человек. Общество. Образование» (г.Уфа, 2004) — II Международная конференция «Россия как трансформирующееся общество: экономика, культура, управление» (г.Оренбург, 2005) — Международная конференция (г.Уфа. 2005). Результаты исследования были также апробированы на семинарских занятиях по философии и правоведению на различных факультетах Башкирского государственного медицинского университета, а также на юридическом факультете Башкирского экономико-юридического техникума.

Основные результаты исследования нашли отражение в 9 публикациях, общим объёмом 1,5 п.л.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии с курсом правоведения Башкирского государственного медицинского университета 29 сентября 2005 года и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы (295″ наименований). Объём диссертации -167 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Принято считать, что самое дорогое у человека — жизньона у него одна и неповторима. Казалось бы, этот постулат должен считаться незыблемым законом в планетарном масштабе как самоочевидный и непреложный. Однако ценность человеческой жизни варьируется — от святости и неприкосновенности до каннибализма — в зависимости от законодательства, политического строя, религиозных догм, национальных традиций, суеверий.

Разгул терроризма в наше время — яркое подтверждение упадка правосознания в странах, где беззаконие, нищета и вседозволенность стали нормой жизни. В условиях разгула терроризма обесцениваются жизненные ориентирыдостижения цивилизации, культурные сокровища, как и человеческие жизни, превращаются в прах по воле религиозных фанатиков.

Именно теперь приоритетным направлением в воспитании молодёжи должно стать правовое воспитание как основа в системе ценностных координат. Человек живёт в системе ценностей, которыми дорожит в силу своего образования, интеллекта, жизненных перспектив. Особенно важно развивать у молодёжи правосознание как основу ответственного отношения к своим действиям, к окружающему миру, к своему будущему. Нужно доказать молодым, что жизнь в правовом поле обеспечивает всем стабильность планов, интересов, нравственных и культурных устремлений, личное благополучие и прогресс общества.

Сегодня государство в долгу перед взрослеющим поколением, и это негативно сказывается на состоянии умов молодежи: нет должного порядка в рядах российской армии и российских правоохранительных органов. Армия и милиция — визитная карточка государства перед лицом мирового сообщества. В подлинно демократических странах эти два важнейших инструмента власти демонстрируют порядок и верность закону (присяге), а для молодёжи стали престижным местом службы.

Коренные преобразования в обществе не могут быть укоренённым и «работоспособными» без трансформации правового сознания людей.

На пути России к правовому государству в процессе трансформации общества в первую очередь встает вопрос о перестройке мировоззрения (с нигилистической пересмотр позиции на толерантную позицию), предусматривающего возможность нахождения компромиссов в конфликтных ситуациях. А для такой толерантной, снисходительной, уважительной мировоззренческой позиции необходимо иметь высокий уровень правового сознания и правовой культуры, основной на принципах гуманизма. Ф. Ницше считал, что признаком гуманности часто служит то, чтобы не судить другого.

Кризис ценностей в российском обществе сопровождающийся критическим осмыслением прежних советских ценностей приводит к имплицированию в общество новых ценностей, таких как свобода личности, инициативность, право собственности и др.

В диссертации нами показано, что неизбежный процесс «переосмысления» ценностной иерархии сопровождающийся трансформацией правового сознания россиян, основан на понимании значимости права, осознании и убежденности в ценности правового регулирования как гаранта порядка и стабильности в обществе.

Поскольку ценности могут быть не только то, что существует, но и то, что ещё надо осуществить, за что надо бороться, нам видится, что настал тот момент, когда право следует помыслить по — новому, в качестве ценностной «ноэмой», позволяющей рассматривать этот феномен как нечто объективно-духовное при подчёркивании интерсубъективной трансцендентальности правового сознания.

Право как явление общества и система ценностей, полезных, нужных людям в качестве действительности, цели и идеала должно стать элементом ментальности россиян, частью её культуры, гарантом самоуважения личности, а также национального самосознания. Для того чтобы право видилось и бытийствовало не как насилие над личностью и его наказание, а как свобода внутренней самости (в определённых рамках) необходимо формировать мировоззрение личности, основываясь на нравственные, демократические принципы и положительных примерах правовой практики.

Мы доказали в своей ' работе преимущества правового поведения, необходимость правового воспитания молодёжи на ценностных жизненных приоритетах.

Наши исследования показали, что учащаяся молодёжь избирает перспективную правовую ориентациюдорожит высшими человеческими ценностями (семья, благополучие, здоровье, образование). Под правом же, как системой ценностей молодежь понимает справедливость, гуманизм и свободу.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Право представляет собой ценность, включенную в социальную реальность и выражающую меру свободного развития человеческой личности и общества в целом, способствующая развитию самой свободы. Для того чтобы новые ценности (свобода личности, право собственности, независимость, инициативность и др.), были имплицированы в общество, необходимо перестроить ценностное сознание россиян с ориентиром на правильное, уважительное отношение к праву, ибо коренные преобразования в обществе не могут быть укоренёнными и «работающими» без трансформации правового сознания людей. Причем, осмысление права как ценности может осуществляться только через духовную деятельность, ибо именно высокая духовность способствует самоактуализации личности, формируя активные мировоззренческие позиции, соединяя образ мира (картину мира) с нравственным «кодексом» личности, выстраивая жизнь по законам своей внутренней самости, открывая при этом доступ к любви, совести, долгу, чести и гуманизму.

2. Право — регулятор общественного бытия с одной стороны, имеет нормативный характер, выражающийся в том, что право, состоящее из нормативных средств и механизмов регулирования общественных отношений, предназначено для того, чтобы ввести в жизнь людей начала единой упорядоченности, общепризнанности, а с другой стороны — ценностный характер, ибо право, вводя нормативные начала, тем самым даёт оценку жизненным явлениям и процессам.

3. Правосознание можно характеризовать как относительно замкнутую, самоорганизующуюся и саморегулирующуюся систему, ибо, однажды возникнув по велению времени и обстоятельств, правосознание развивается и совершенствуется не только под воздействием изменяющегося мира и всё новых объектов правового отражения (тех или иных правовых процессов), но также в силу внутренних потребностей своей собственной системы ценностей.

Оказывая многостороннее воздействие на общественные отношения, правосознание, с одной стороны, является мобильным «индикатором» социальных процессов, а с другой — выступает в качестве социально-активной силы, способной оказывать существенное влияние на процессы социальных трансформаций, выполняя следующие функции: регулятивную, интегрирующую, познавательную, воспитательную, функцию моделирования, коммуникативную, мировоззренческую и аксиологическую.

4. Мы считаем целесообразным рассуждать о вычленении в мировоззрении правосознания как ядра двух уровней бытия. Так, существует уровень общественного бытия мировоззрения, ответственный за правовое сознание индивида, и уровень «экзистенционально-личностный», отвечающий за его уникальное, сознательное и бессознательное отношение к себе самому, к праву и окружающему миру. Перестройка мировоззрения невозможна без пробуждения в новом поколении социальной активности и стремления каждого молодого человека к самосовершенствованию, сопровождающемуся работой над собой, со своим эгоизмом, критичному отношению к себе, воспитывающему самого себя.

5 Главный итог правового воспитания состоит не в том, какие чувства воспитаны в человеке, а в том, какое место они заняли в его личностной, иерархической структуре личности, в самосознании и мировоззрении. При этом доминантами нравственного и правового воспитания в современных условиях, мы считаем, должны быть уважение прав других, честность (открытость), долженствование (долг государства перед своими гражданами, и наоборот), убеждённость в необходимости и ценности права, толерантность и оптимизм. Задача нравственного и правового воспитания — «взрастить» высокодуховного человека, относящегося к другому, как к высшей ценности, независимо от того, кто он есть, этот другой. Признание прав других и есть высшее достижение внутренней самости личности и путь к признанию права в качестве ценности.

Самоценность права есть особый социальный феномен, связанный с исторически развивающимся правом каждого человека на свободу, равенство и справедливость, вытекающими из социальной природы личности.

К числу перспективных направлений дальнейших исследований данной проблематики можно отнести, на наш взгляд, следующее: подтверждение закономерности зависимости правосознания от материальных условий жизнивлияние ментальности, характера россиян на уровень правового сознания российского общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.М., Свириденко, А А. Формирование государственной философии на современном этапе. Уфа, 1996. — 146 с.
  2. Г. В., Быкова Н. Л. Исследование динамики смысложизненных ориентаций // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы 3−5 симпозиумов ПИ РАО.- М., 2001.- С. 164−171.
  3. А.А. Роль семьи в формировании личности: социально-философский анализ. Автореф. дис. канд. филос наук. Уфа, 2001. — 17 с.
  4. Н.Н. Основы философии права. Прага, 1921. — С.76.
  5. П.В. Социальная философия. Учебн. пособ, — М., ТК Велби, 2003.-256 с.
  6. С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: НОРМА, 2001. -608 с.
  7. С.С. Право на пороге нового тысячелетия. М.: Статут. — 2000. — С. 188- 190.
  8. Н. Народное право и задачи нашей правовой политики // Евразийская хроника. 1927 Вып. 8. — С. 37.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. 2 изд. — СПб: ПИТЕР, 2001.-272 с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Человек, как предмет познания. -М.: Наука, 2000. 351 с.
  11. П.Андреева И., Голубкова Н., Новикова Л. Молодёжная субкультура: нормы и система ценностей // Социологические исследования. № 4. — 1989 — С.48−56.
  12. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
  13. Аристотель. Физика //Соч. в 4-х томах, Т.З. -М.: Мысль, 1981.
  14. А.И. Социология личности. 2-е изд. М., 2001. — 256 с.
  15. Аспекты социальной теории и современного общества. / Под ред. С. Е. Кухтерина и А. Ю. Согомонова, ЦСО Института социологии РАН. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2000. — 178 с.
  16. А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии. -№ 9. 2000.- С. 29 — 45.
  17. М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982.
  18. В.И., Согомонов Ю. В. Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социс № 5. — 2003. — С. 8−20.
  19. П., Витрук Н. Правосознание работников милиции // Право и жизнь. -№ 2.- 1992.-С. 124.
  20. JI.M., Войтов В. А., Мирский Э. М. Тотальная идеология против тоталитарного государства // Вопросы философии. № 11.- 2000.- С. 12−26.
  21. B.C. Основы социально-философской антропологии. М.: Академкнига, 2002. — 455 с.
  22. B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя. СПб., 2000.-С. 189.
  23. B.C. Социальная философия. Часть 2. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 8384.
  24. В.П. Аксиология личностного бытия / Под ред. В. Б. Устьянцева. -Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. 188 с.
  25. М.М. К философии поступка «Философия и социология науки и техники». Ежегодник, 1984−1985. М.: Наука, 1986. — С.130.
  26. В.А. Философия права и преступления. Харьков: Фомео, 1999. -С. 122.
  27. В.А., Чефранов В. А. История философии права. Харьков: Право, 1998.-С. 91−100.
  28. Е. Трансформация ценностей демократического государства (19 951 999) // Правозащитник. № 3. — 2000. — С. 61 — 63.
  29. Е.П. Исследования личности: традиции и перспективы // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспек Пресс, 2002. — С. 42 — 56.
  30. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Академия 1999. — С. 783.
  31. Е.А. Базовые стереотипы правосознания.// // Российский юридический журнал. № 3. — 1996. — С.74−81.
  32. Е.А. Структура и функции правосознания: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1996. — 23 с.
  33. А.Г. Образ права в структуре правосознания //Актуальные проблемы юридической психологии. М., НОРМА, 1998. — С.48 — 56.
  34. К.Т. Социалистическое правосознание. Ярославль: Верхне-волжское книжное изд-во, 1979. — С.25.
  35. А. Данные о непосредственных фактах сознания. // Сочинения в 3-х томах. T.l. -М.: «Московский клуб», 1992.
  36. Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А. Царство Духа и Царство Кесаря. М., 1995.
  37. Бердяев Н. А Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. — С. 294.
  38. Н.А. Философия неравенства. М.: Изд-во ИМА-Пресс, 1990, С. 107.
  39. Н.А. Время и вечность // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение./ Сост. П. В. Алексеев. М.: Политиздат, 1990.
  40. Н.А. Новое средневековье: Размышление о судьбе России и Европы. -М.: Феникс, 1991.-81 с.
  41. Бестужев Лада И. В. Нужна ли школе реформа: Программа исследования // Народное образование. — № 5. — 2000. — С. 21−31.
  42. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978. -312с.
  43. Е. В. Культура и общество (вопросы истории и теории).- М.: МГУ, 1978.-232 с.
  44. И. Духовное здоровье страны // Вопросы философии. № 6 — 2000. -С. 86.
  45. Большой словарь иностранных слов. М.: Юнвес, 2003. — 784 с.
  46. .С. Аномалии личности. -М.: Мысль, 1988.- 301 с.
  47. Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973.
  48. Буддизм: учение Будды. Мой мир и я. Путь к единеншо // Под ред. Битинаса А. П. -М.: Международный фонд образования, 1993. С. 56.
  49. Л.П. Человек: Деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  50. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. — 268 с.
  51. А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX -началаXXвв. //Вопросы философии.-№ 8. -1991. С. 25.
  52. Ф. Соч.-М., 1971. Т. 1., С. 507−536- 539.
  53. O.K. Правовое регулирование свободы средств массовой информации. Уфа, Баш ГУ, 1999. — 232 с.
  54. A.M. Нравственные и национальные основы права (Сб. ст. по философии и истории права). СПб: Изд-во юрид. инст-та, 2002. -158 с.
  55. Х.С., Файзуллин Ф. С. Ценности: историко- философский и гносеологический анализ. Изд-во Баш ГУ. Уфа.- 2002. — 178 с.
  56. В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия.- М.: Наука, 1993.-С.90.
  57. И. Общество. Культура. Социология: Пер с венг. М.: Прогресс, 1984.- 288 с.
  58. А.Ф., Горбаток Н. А., Кучинский В. А. Общая теория государства и права. Под общей ред. проф. В. А. Кучинского. Изд. 2-е, доп. Минск. «Амалфея», 2004. — 688 с.
  59. Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Прогресс, 1984. -288 с.
  60. .С. Наркоситуация в Российской Федерации угроза национальной безопасности. — Уфа: Баш ГУ, 2003. — 172 с.
  61. .С. Биосоциосистема: опыт потребностаого подхода. Уфа: Баш ГУ, 2000.-284 с.
  62. Л.М. Правовое пространство: социально-философский анализ (на примере РФ). Дис. канд. филос. наук. Уфа, 2001. — 191 с.
  63. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. М.: Мысль, 1977. — Т.З.- С. 326−381.
  64. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. — 524 с.
  65. А.И. Собр. соч. в 9-ти тт., Т. 7. -М.: Гослитиздат-1956. С. 231,251.
  66. Глобалистика. Энциклопедия. М.: Радуга, 2003.
  67. Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного гражданского. М., 1936. — С. 113
  68. М.К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ). М.: Росслэн, 2003. — 512 с.
  69. М.К. Об устойчивости и изменчивости общероссийского самосознания //Вестник РАН. Т.75. — № 12. -2005.-С. 1071−1076.
  70. Ю.И. Социология права. Курс лекций- СПб: Юрид. Центр Пресс, 2001.-312 с.
  71. Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. -М., 1956.1. С. 68.
  72. А.И. Русский менталитет,— М.: АиФ Принт, 2003.- С.396−397.
  73. JI.H. География этноса в исторический период. JI.: Наука, 1990. -С. 17.
  74. Л.Н. Этносфера: История природы. М.: Экопрос, 1993. — С. 62.
  75. П.С. Бессознательное, как фактор культурной динамики // Вопросы философии.-№ 10.-2000.- С. 37−41.
  76. П.С. Культурология. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Гардарики, 1999.288 с.
  77. П.С. Философия культуры: 2-е изд., доп. М.: АО «Аспект Пресс», 1995.-288 с.
  78. А.А. Сослагательное наклонение морали // Вопросы философии. № 5.-2001. — С. 3−32.
  79. Н.В. Мотив человеческой деятельности: характер, содержание, функции // Философия и общество. № 3. — 1999. — С.110 — 117.
  80. Г. Г. Перестройка и духовно-психологические процессы в обществе // Вопросы философии. № 9. — 1987.- С. 3 -19.
  81. В. Категории жизни // Вопросы философии. № 10. — 1995. — С. 137.
  82. Динамика ценностей населения реформируемой России. Отв. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. М.: ИФ РАН, 1994.
  83. В., Емчура Т. Социокультурные процессы в постсоциалистических странах // Alma mater. Вестник высшей школы. № 8. — 2005. — С. 37 — 42.
  84. А.И. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности // Вопросы психологии. № 3. — 1979 — С. 25 — 34.
  85. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей в философии. Под ред. А. Г. Харчева и др. М. -JL, Наука. — 1966. — С. 25 — 40.
  86. О.Г. Понятие морали.-М.: Наука, 1974.-388 с.
  87. Э. Норма и патология // Рубеж. Альманах социальных исследований. -№ 2, — 1992.-С. 82−89.
  88. Н.Ю. Правосознание молодежи: теоретические и социологические аспекты: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Волгоград, 2000.-16 с.
  89. В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 656 с.
  90. А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей //Социс. № 7. -1995- С. 93−99.
  91. А.А. К достоинствам взгляда «со стороны». Вопросы философии. № 2. — 1995−78.с.
  92. А.А. Запад. М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. — 512 с.
  93. В. Вера совесть — правосознание — государство // Право и жизнь. № 6. -1994. — С.110.
  94. Д. Парадигма «человек борющийся» в традиционном российском образовании // Alma mater. Вестник высшей школы. № 3.- 2005. — С. 55−56.
  95. Л.И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции // Культурная деятельность: опыт социологического исследования. Отв. ред. Л. Н. Коган. -М. Наука, 1981.-С. 149−187,186.
  96. В.В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000. — 304 с.
  97. В.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. — 512 с.
  98. И.А. О сущности правосознания // Соч. в 10 т. М.: Русская книга, 1994 Т.4.-С.160.
  99. И.А. Путь духовного обновления. // Сочинения в 10 томах. М.: Русская книга, 1994- т. 1. — С. 226.
  100. М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн.2. СПб.: Петрополис, 2001, — С. 283.
  101. М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. № 9. -1997.-С. 36−45.
  102. И. Критика чистого разума // Соч. т. З.-М.: Мысль. -1964.
  103. И. Соч.: в 6 томах. М., Т.2. М., 1963, ТА 4.1. — М.: Мысль, 1966, — С. 235.
  104. И. Метафизика нравов. Часть первая. Метафизические начала учения о праве//Соч. в 6 т.-М.: Мысль, 1965. -т.4.4.2.-С. 117−152- 138−152.
  105. П.Ф. Избранные педагогические сочинения.- М.: Педагогика, 1982. -С. 233−234.
  106. Н.В. Путь познания или дорогу осилит идущий.// Вопросы философии. № 5. -1996. — С. 15 — 20.
  107. В.В., Нечипуренко В. Н. Социология права. Ростов на Дону: Феникс, 2001.-480 с.
  108. Квинтэссенция: Философский альманах // Сост.: В. И. Мудрагей, В. И. Усанов. М.: Политиздат, 1990. — 447 с.
  109. Д.А. Проблемы общей теории государства и права. М. НОУ «Современный Гуманитарный Институт», 2000. — 179 с.
  110. Ф.Х. О парадоксе России // Вопросы философии. № 6.- 2000. — С. 8791.
  111. Г. «Говорящее» сословие? // Высшее образование в России. № 1. -2001.-с. 63−75.
  112. Г. С. Шанс на свободу (О перспективах открытого общества) // Вопросы философии. № 9.- 2004. — С. 3 -14.
  113. .А. В защиту права // Вехи. Из глубины. М., 1991.
  114. .А. Избранное. Киев. — 1996. — С. 97.
  115. .А. Право, как социальное явление // Вопросы права. 1911. Кн.8. С. 8 9, 11−17.
  116. Е.Н., Кудрюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: Диалог с И. Пригожиным. // Вопросы философии. № 12. — 1992. — С. 3−20.
  117. А.Г. Психология личности.-М.: Наука, 1979. С. 180.
  118. А.А. О будущем философии // Вопросы философии. № 7, — 1996. -С.22.
  119. В.В. Отображение русского менталитета в слове // Человек в зеркале наук. Л.: Изд-во ЛГУ. — 1991. — С. 106.
  120. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. -Т.8.-№ 4, — 1987. С. 134- 138.
  121. Концепция социальной политики в России //ОНС. № 6. — 1994. — С. 23−32.
  122. Н.М. Лекции по общей теории права. СПб. 1909. С. 39,276- 277.
  123. В. Нигилизм и идеалы. М.: Радуга. — 1994. — С. 136.
  124. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. Отв. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. -М.: ИФ РАН, 1994.
  125. Ю.Г. Три круга Достоевского. 2-е изд., доп. — М.: МГУ. 1991.
  126. А.Ф. Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Уфа: БГУ, 1997.
  127. B.C. Теория и методика воспитательной работы. Учебное пособие. М.- Ростов н /Д: ИКЦ «Март». 2004. — 352 с.
  128. Культура и культурная политика в России (Отв. ред. И. А. Бутенко и К.Э. Разлогов).- М.: МОНФ, 2000. 240 с.
  129. А.Б. Философия предпринимательства: Учебное пособие / Под ред. А. Б. Курлова.- Уфа: Автор-Проект, 2000. 132 с.
  130. М. Об периферии к центру // Померанц Г., Курочкина М. Тринитарное мышление и современность. М., 2000, С. 156.
  131. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. № 5. — 1996.-С. 34.
  132. Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. -№ 6. 2000. — С. 3 -17.
  133. Н.И. Проблема социокультурной трансформации в России: тенденции и препятствия // Вопросы философии. № 5. — 1996 — С. 26.
  134. Н.И., Беляева Л. А. Кризисный социум: наше общество в трёх измерениях. М., Институт философии РАН. 1994. — 245 с.
  135. Н. Повседневная жизнь советского народа: Норма и аномалии.- СПб.: Летний сад, 1999-С. 179−187.
  136. С.И. Феномен молодежной субкультуры: (Социально-философский аспект): Автореф. дисс. докт. филос. наук. Саратов, 2002. — 44 с.
  137. Г. Д. Свобода воли. Современный взгляд // Вопросы философии. № 6. — 2000. — С. 71−86.
  138. В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии. № 2. — 1996.-С.З-40.
  139. В.И. Полное собр. соч. т. 29. — М.: Политиздат. — С. 195.
  140. И.Я. Мировоззренческие штудии. Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной информации», 2002. — С. 5 — 9.
  141. И.Я. Три уровня мировоззренческого самоопределения личности // Онтология и мировоззрение (Тематический сборник). Уфа: УТИС, 2000.
  142. Д. Избранные философские произведения. М., 1960. Т.2. — С. 8- 50- 72, 79,100.
  143. Е.А. Право. Мораль. Личность. М.: Наука, 1986.
  144. Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М.: Наука, 1973. — 174 с.
  145. Е.А., Лекторский В. А. Право, законность, нравственность // Вопросы философии. -№ 11.- 2003. С. 19−27.
  146. В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социс. № 10. -2002.-С. 79−88.
  147. А.В. Идея духовного «Я» в философии И. Г. Фихте. Уфа: РИО Баш ГУ.- 1993.- 190 с.
  148. C.I. Онтологическая природа права // Проблеми законность Bin. 48.- С. 186.
  149. В.П. Философия права. -М.: Академический проект, 2002.-448 с.
  150. М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. № 10. — 1990. — С. 3 -18.
  151. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс. Культура, 1992.-С. 32−54.
  152. М. К. Из краткого введения в философию // Вопросы философии. № 12. — 2000. — С. 69
  153. Л.С. Правосознание //Общественное сознание и его формы. М.: Политиздат, 1986. — С. 100 — 143.
  154. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч.т.З. М.: Госполитиздат, 1955, С. 25.
  155. К., Энгельс Ф. Немецкая философия. Соч.Т.12. М.: Госполитиздат, 1958, Ч.1.-С.5.
  156. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.8. -М.: Политиздат, 1989. С. 119.
  157. А. Психология бытия. М.: «Рефл-бук», 1997. — 304 с.
  158. Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» // Правоведение. № 2. — 1994. — С. 14.
  159. Н.Р. Социально-философские аспекты взаимодействия семьи и религии. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2005. — 21 с.
  160. Мировоззренческая культура личности. Философские проблемы формирования // Отв. ред. В. П. Иванов. Киев: Наука. Думка, 1986. — 292 с.
  161. Н.А., Сороковикова В. И. // Социс. № 2. — 2003. — С. 45 — 54.
  162. Молодежь в современном мире: Проблемы и суждения // Вопросы философии. -№ 5.- 1990.- С. 12−23.
  163. К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994.- 239 с.
  164. Момов Васил. Человек, мораль, воспитание. М.: Прогресс, 1975. С. 65.
  165. С.А. Методика преподавания права в школе. М.: ООО «Издательский дом „Новый учебник“, 2002. — 224 с.
  166. К. Оптимизм и пессимизм личности // Социс № 12. — 2003. — С. 87 -90.
  167. Ф.М. Рациональное и иррациональное: человек и бытие. Уфа, 1996. -168 с.
  168. Р.С. Психология. В 3-х томах. Кн. 2., М.: ВЛАДОС-ИМПЭ им. А. С. Грибоедова. 2001. — С.236.
  169. B.C. Сократ. М.: НОРМА, 1996.
  170. Никитин А.Ф."Что такое правовая культура?» М.: Просвещение, 1988.-112 с.
  171. Ф. Утренняя заря. Свердловск: ВОЛЯ, 1991. — 304 с.
  172. Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: REFL-book, 1994.
  173. П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. М., 1901. — С.200.
  174. Д.А. Философское основание понятие материи. Автореф. дисс. докт. филос. наук. Уфа, 1996. — 36 с.
  175. Общественное сознание и его формы. /Общ. ред. В. И. Толстых. М.: Политиздат, 1986. — 367 с.
  176. А.П. Трудности анализа менталитета //Вопросы философии. № 1. -1994.-51 с.
  177. Г. Становление личности: Избранные труды (Пер. с англ.- под общ. ред. Д. А. Леонтьева). М.: Смысл, 2002.- 462 с.
  178. О.С. Правовая культура: становление и развитие: (На примере Дагестана): Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 2000. — 18 с.
  179. Е. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2000. — 264 с.
  180. Организация преподавания права в общегосударственном учреждении. М.: «Издательский дом «Новый учебник», 2002. — 272 с.
  181. И.М. Что такое гуманитарная культура? Саранск: Изд-во Мордовск. гос. ун-тета, 1992. — 148 с.
  182. Ортега и Гассет X. Что такое философия? М.: Наука, 1991.-408 с.
  183. Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиции школьников //Социс. -№ 5. 2002, — С. 111−115.
  184. В.В. Формирование ценностных стереотипов молодежи (на примере исследований образа жизни молодежи Красноярского края). Автореф. дисс. канд. соц. наук. Барнаул. — 1992. — С. 22.
  185. П. На пути к ненасилию: от воспитания в духе ненасилия к формированию ненасильственного общества. 2-е изд. (Пер.). М.: Ин-т молодежи, 2000 — 224 с.
  186. Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения. — М.: Мысль, 1972.- 198 с.
  187. Переходные эпохи и социальные измерения: История и современность (Отв. ред. B. J1. Мальков). М.: Наука, 2002. — 480 с.
  188. В.В. Деформация правосознания граждан России. Проблемы теории и практики: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000. — 24 с.
  189. JI.E. Социальное самочувствие молодёжи // Социс. № 12. — 2000. — С. 50−55.
  190. А.И. Культура как целостность: методологические аспекты. -Волгоград: Изд-во Волгоградского ун-та, 2001.-464 с.
  191. В.Д. Социальные нормы: Философские основания общей теории. М.: Мысль, 1985.-178 с.
  192. С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ) Уфа: БГУ, 1998. — 210 с.
  193. А.А. Правовой нигилизм. Общество и политика: современные исследования, поиск концепций. //Под ред. В. Ю. Большакова. СПб. — 2000. -С. 355−358.
  194. Права человека: История, теория и практика / Ред. Б. А. Назаров. М.: Руссмит, 1995.-303 с.
  195. Проблемы философии культуры // Под ред.В. Ж. Келле. М.: Мысль, 1984.325 с.
  196. Психология. Словарь. Под. Ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат. — 1990. — 442 с.
  197. Л.Н. Проблемы менталитета // Преподавание истории в школе. -№ 2.- 1995.- С.З.
  198. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Пер. с англ. -СПб.: Питер, 2000. 624 с.
  199. . Человеческое познание, его сферы и границы. Киев: НИКА-ЦЕНТР- М.: Ин-т гуманитарных исследований, 2001.
  200. А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности // Классный руководитель. № 6. — 2001.- С. 11 -19.
  201. Е.Б. Пласты нетерпимости: философские заметки // Вопросы философии. № 4. — 2003. — С. 61 — 67.
  202. Ф.М. Введение в правовое государство- Уфа, изд. Баш ГУ, 1994.- 118 с.
  203. Г. Два пути познания. / Новые идеи в философии. Сб. 7: Теории познания III. С. 46.
  204. М.И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие. М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2004. — 384 с.
  205. М.И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003. — С. 7.
  206. Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии.- Новосибирск, 1998 С. 37,51, 136.
  207. Н.С. Мутации мировоззрения. /Мировоззрение и культура: Сб. ст./ Под общ. ред. В. В. Кима.- Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной информации», 2002. С. 3 -50.
  208. Н.С. Ценность и смысл // Философская мысль. Уфа, 2001. — № 1.
  209. Е.А. Правовое сознание и проблемы его формирования в современной России: (социально-философский аспект): Автореф. дисс. канд. филос. наук. -М., 2003.-22 с.
  210. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. — 336 с.
  211. .П. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. — С. 333 — 334.
  212. Ю.И. Личность, общество, культура // Философия и общество. № 3. -2001.-С. 39−69.
  213. Сенека. Луций. / Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию.- М.: Наука, 1977.-С. 3.
  214. З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). -М., 1996.-С. 95,97.
  215. А.С. Онтологические и гносеологические основания системно-плюралистического мировоззрения. Диссерт. канд. филос. наук. Уфа, 2003.
  216. Е.А., Морозов А. А. О предпочтениях городской молодежи // Социс.- № 1. 2002. — С. 105 -110.
  217. Словарь латинских крылатых слов. Ростов на Дону. Феникс. 2002. — С. 134.
  218. Н.Е. Правовая культура как предмет социально-философского анализа: Автореф. дис. канд. филос. наук. Барнаул, 2000. — 19 с.
  219. Современная западная философия. Словарь./ Сост.: Малахов B.C., Филатов В. П. -М.: Политиздат, 1991. 414 с.
  220. М. Толерантность: состояние и тенденции // Социс. № 8. — 2003.- С. 54 — 63.
  221. Э.В. Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. СПб.: Лань, 1990.-320 с.
  222. А. Россия в обвале. М.: Русский путь, 1998. С. 192 — 198.
  223. А. Наши плюралисты // Новый мир. -№ 4. 1992. — С. 123.
  224. А. Как нам обустроить Россию. Посильные соображения. М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1991. — С. 59.
  225. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч. в 2-х тт. Т.1. -М: Мысль. 1990. — С. 448.
  226. Э.Ю. Прошлое толкует нас (Очерки по истории философии и культуры). М.: Политиздат, 1991. — 432 с.
  227. П. Родовая структура социокультурных явлений // Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992.-С. 190−193.
  228. Социологический сборник. Институт молодежи / Под ред. В. А. Лукова.- Вып. 6.-М.: Социум, 2000. 224 с.
  229. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Пер. с англ.- сост. И. Г. Ясавеев. Казань. Изд-во Казанского Ун-та, 2 000 224 с.
  230. B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. М.: 1996. — с. 145.
  231. B.C. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценка прошлого // Вопросы философии. № 5. — 1997. — С. 12.- № 7. — 2004.- С. 86−97.
  232. В.Д. Психология воспитания П.Ф. Каптерева. 2-ое изд.:Тверь. -1999.- с. 145.
  233. Л.Н. Об общечеловеческих ценностях //Вопросы философии. № 7. -2004.- С. 91 -93.
  234. Л.Н. «Системный плюрализм» в эстетической аксиологии. О методологии социокультурной концепции эстетической ценности // Теоремы культуры.- М.: «Академические тетради». 2003. — С. 239 — 262.
  235. Е.В. Правовое воспитание (методология и методика).- М., Просвещение, 1990.- 127 с.
  236. Телевидение и насилие. Новости от информнауки // Народное образование. -№ 5.-2002.-С. 214−253.
  237. С.Ю. Воспитание развивающейся личности: истоки, искания, функционально-ролевые позиции. Воронеж: ВГУ, 2001. — 112 с.
  238. В.П. Проблемы ценности в философии. М. — Л.: 1966. — С.15−16.
  239. В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. № 8. — 1993. — С.34−37, 52.
  240. С.В. Современная Россия: массовое сознание и массовое поведение: опыт интегративного анализа. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000. — 192 с.
  241. М.Н. Этическое мышление как фактор духовного возрождения этноса //Духовное наследие этносов и проблемы национального возрождения. -Уфа, 1994.- С. 165.
  242. P.M. Система национальных и межнациональных ценностей. В сб.: Общее и особенное в реформировании социальной защиты в странах СНГ, в Российской Федерации и в Республике Башкортостан-Уфа, 1999. — 0,25 п. л.
  243. А.Н. Избранные работы по философии,— М.: Прогресс, 1990. С. 303.
  244. И.Е. Правосознание как форма общественного сознания.- М.: Юрид. лит-ра, 1963.
  245. В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России // Вопросы философии. -№ 11.- 2005. с. З — 23.
  246. Л.Н. Социология массовой коммуникации. М.: Аспект-пресс, 2002. -238 с.
  247. Л. Основы философии будущего. М.: Госуд. Соц-эконом. Изд-во, 1937, — С. 75.
  248. И. Назначение человека // Сборник. Мн.: ООО «Поппури», 1998.
  249. П.А. Столп и утверждение истины //Сочинения. М.: Правда, 1990.
  250. С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.
  251. C.JI. Непостижимое //Сочинения. -М.: Правда, 1990.
  252. С.Л. Русское мировоззрение // http: // philosophy.ru / library / catalog/.
  253. В.И. Основы современной теории обществ. М.: Ин-т орг. систем, 2001.- 418 с.
  254. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: Наука. — 1989. — 455 с.
  255. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. — 448 с.
  256. А.А. Уровни правого сознания // Вопросы философии. № 9. — 2001.-С. 29.
  257. Э. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с англ. М.: Изд-во «Республика», 1994. — 447 с.
  258. Э. Душа человека. Пер. с англ.-М.: Изд-во «Республика», 1993.-429 с.
  259. Э. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу // Философские науки. № 9. — 1990. — С.109 -110.
  260. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие (Пер. с нем.). СПб: Диля, 2000. — 379 с.
  261. З.Н. Мировоззренческая природа человека (Социально-философский анализ): Автореф. дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2001. — 20 с.
  262. З.Н. Мировоззрение и образ человека: Монография. Уфа: РИО Баш ГУ, 2005.-136 с.
  263. М. Бытие и время. Статьи и выступления. М.: Республика. 1993.-С.164,212.
  264. М. Время картины мира // Время и бытие. М., 1993.
  265. B.C. Многоликость универсума. Уфа, 1998.
  266. B.C. Трагедия категории «онтологическая истина» // Философская мысль. № 2.-2001.
  267. Е.И. Социальная политика. М.: ИНФРА, 2001.- 204 с.
  268. JI., Зиглер Д. Теория личности: основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер. — 1997. — 608 с.
  269. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Выпуск 1. М., 1987. С. 82 — 98. Выпуск 2. М., 1988. — С. 97- 102.
  270. . Философия права. М., 1900. С. 99,100 — 108.
  271. В.И., Зубок Ю. А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.320 с.
  272. Ф.Э. Социология права: прикладные исследования. СПб.: Алетейя, 2002.-447 с.
  273. Ф. Собр. соч. в 6-и томах, Т.6. М., Изд-во худ. лит., 1957. С. 156−157.
  274. В.И. Мировоззрение и философия (историко-философский аспект). Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии. -М.: 1988.-С. 80.
  275. Л.А. Концепция образования исторически нового типа: методологический аспект: Препринт. Уфа. — УГАТУ, 1997. — 58 с.
  276. Г. Г. Психология социального бытия. Избранные психологические труды. М., Воронеж. 1996. — С. 220.
  277. В. Начало пути. М.: Молодая гвардия, 1979. — С. 9 -10.
  278. Н.Е. Цель и принципы воспитания // М.: Новое воспитание, 2000.
  279. Юнг К. Аналитическая психология. М.: Изд-во совместно с Институтом личности и ИЧП «Палантир», 1997.- С. 27.
  280. В.В., Дьяконова Н. А. Авторитаризм в системе установок российских и американских студентов // Социс. № 6. — 2001. — С. 68.
  281. В.А. и др. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2000. — 596 с.
  282. В.А. Социально-структурные общности как субъекты жизнедеятельности // Социс. № 6. — 1989 — С. 60 — 63.
  283. В.А. Россия как трансформирующееся общество. (Резюме многолетней дискуссии социологов) // Общество и экономика. -№ 10−11.- 1999.
  284. A.M. Социальная структура общества. М.: Издательство «Экзамен», 2003.-332 с.
  285. Dinzelbacher P. Zur Theorie und Praxis der Menthalitatsgeschichte/ Europaische Menthalitatsgeschichte: Hauptthemen in Einzeldarsstellungen/ Stuttgart/ 1993.
  286. Lippman M. Public opinion. New York, 1922. p. 96.
  287. Natorp P. Sozialpadagogik. Padenborn. 1974, S.89.
  288. Giddens Antony. The Consequences of modernity. Cambridge: Polity Press, 1990.
  289. Popper K.R. The open society and its enemies. Vol. 1. Routledge and Kegan Paul. London and Nepley. 1991. p. 218.
  290. Sandkiihlen H.J. Pliiralismus/ In: ders (Hg.), Enziklopedie Philosophie, Bd.2, Hamburg, 1999.
Заполнить форму текущей работой