Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Католицизм и его влияние на общественную мысль Вьетнама: Философско-культурологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оказывая влияние на все сферы общественной жизни Вьетнама, католицизм оставляет наиболее яркий отпечаток в моральной сфере нации. Следует признать, что в то время, как на уровне догматики католическая мораль более ориентирована на отделение человека от реального общества, снизить его социальную активность, однако в процессе длительного существования в народной гуще, в реальной практике, так… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Функция религии в общественной жизни. Роль и место идеологии и религии в жизни вьетнамского общества
    • 1. Общественные функции религии
    • 2. Существенные черты восточной религии и особенности религиозной жизни вьетнамского общества
    • 3. Идейные учения, религиозные верования, их формы существования и способы воздействия на духовную жизнь современного вьетнамского общества
  • Глава II. Эволюция католицизма во вьетнамском обществе
    • 1. История вьетнамской мысли в контексте культуры докатолический период)
    • 2. Вьетнамское общество в период «проповедничества»
    • 3. Место и роль католицизма во вьетнамском обществе
    • 4. Формирование и развитие католической общины
  • Глава III. Анализ и оценка влияния католицизма на вьетнамское общество
    • 1. Влияние католицизма и Западной культуры на вьетнамское общество в период религиозного проникновения (XVI в. — 1945 г.)
    • 2. Вхождение католицизма в культуру и верование вьетнамцев
    • 3. Католицизм и национально-религиозные отношения
    • 4. Католицизм и национально — освободительное движение
    • 5. Католицизм и политика
    • 6. Католицизм и мораль

Католицизм и его влияние на общественную мысль Вьетнама: Философско-культурологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Актуальность разработки названной темы обуславливается тем, что с конца 80-х годов (в частности, после VI съезда КПВ в 1986 г.) во Вьетнаме началось осуществление программы социально-экономических реформ. Данная программа получила название «политики обновления» — «дои мэй». Суть обусловленного ею процесса состоит в переходе к рыночному хозяйству при сохранении существующего политического механизма.

Процессы обновления в экономике, в свою очередь, обусловили некоторые заметные перемены и в общественной жизни страны. В частности это проявилось в либерализации общественных движений, активизации религиозной жизни. В настоящее время можно даже говорить о возрождении религий во Вьетнаме после предшествующего периода ограничений и давления со стороны государства, хотя это и не носит всеобщий характер. Коммунистические власти Вьетнама, несмотря на либерализацию общественной жизни, все же предпочитают держать религиозную жизнь своих граждан под строгим контролем. Контролируя ситуацию в этой сфере, правительство все же продолжает поступательное движение в сторону дальнейшей либерализации в области религии. Об этом свидетельствует.

1 Особенности этого момента становятся основанием для наблюдения и анализа со стороны и российских специалистов: Современный Вьетнам: особенности переходного периода: Сб. тез. Междунар. конф. Евровьет V, 28−30 мая 2002, Санкт-Петербург. СПб.: Фонд вост. культур, 2002 г.- Современный Вьетнам: реформы, обновление, модернизация (1986;1997 гг.) / Е. В. КобелевРос. акад. наук. Ин-т востоковедения. М.: ИВ РАН, 1999; Вьетнам на пути реформ: экономика и политика / Меркулова Э.А.- Под ред. Ю.Б. КашлеваДипломат, акад. МИД РФ. Ин-т актуал. междунар. пробл. М.: Науч. кн., 1998; Вьетнам: поиски путей обновления (Сб. ст.) АН СССР, Ин-т экономики мировой соц. системы- [Отв. ред. и авт. предиел. Е. Р. Богатова]. М.: ИЭМСС, 1990. Вьетнамские специалисты также много делают в этом направлении для знакомства российских коллег с проблемами в этой области: Нгуен Тхи Тху Ха. Социальные проблемы образования в условиях перехода к рыночной экономике: Социально-структурный аспектна примере Социалистической Республики Вьетнам: Дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 М., 2001. Фунг Тхи Зиеп Линь. Влияние политики «обновления» (Дой мой) на средства массовой информации социалистической Республики Вьетнам в историческом контексте, 1986;1999: Дис. канд. ист. наук: 07.00.03 М., 2000; Фам Минь, Шон. Проблемы политической стабильности Вьетнама в период перехода от командно-административной к рыночной экономической системе: Автореф. дис.. канд. полит, наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 1997. принятие правительством Вьетнама трех юридических документов о свободе вероисповедания: Распоряжения от ноября 2004 года, Инструкции премьер-министра от февраля 2005 года и Декрет о религии от марта 2005 года. Следует также отметить и на вьетнамско-американское соглашение о соблюдении религиозной свободы от 5 мая 2005 года.

Под влиянием происходящих изменений в конфессиональной сфере и в условиях постоянного действия этнических факторов во Вьетнаме в последнее время формируется новая, колоритная и своеобразная этноконфессиональная ситуация, представляющая собой результат взаимодействия современных этнических процессов с конфессиональными.

Во всем мире религия по-прежнему играет значительную роль в социальной сфере. Согласно статистическим данным более 4/5 человечества относит себя к верующим. Религиозное мировоззрение в той или иной степени пронизывает собою многие области культуры. При этом представители религиозной идеологии активно участвуют не только в церковной, но и в светской жизни. Так что невозможно составить полную картину современной действительности без учета роли религиозного фактора.

Как показывает история, формы религиозности, и ее содержание существенно менялись в зависимости от характера материальной и духовной жизни людей. Смена исторических эпох всегда сопровождалась преобразованиями и в сфере религии. Современная эпоха также вносит существенные изменения в облик религии. Чрезвычайно показательны в этом отношении процессы, происходящие в современном католичестве, число приверженцев которого насчитывает более миллиарда человек. География распространения этого верования чрезвычайна широка. В зону влияния католицизма попадал и Вьетнам, где на данный момент имеется более 6 (по другим оценкам — более 8) миллионов его последователей. В настоящее время в СРВ признаны два назначенных Ватиканом кардинала: ханойский архиепископ Фам Динь Тунг и хошиминский — Фам Минь Ман. При этом следует отметить, что Ватикан не может назначать на вьетнамские кафедры епископов без согласования с правительством страны 2.

2 Папа Римский Иоанн Павел II, посетивший 129 стран, так и не смог побывать во Вьетнаме.

Социалистическая Республика Вьетнам — государство, возникшее в 1975 г. в результате объединения ДРВ и Вьетнамской Республики (Южного Вьетнама). Страна расположена на востоке Индокитайского полуострова, граничит с Китаем на севере, Лаосом и Камбоджей на западеомывается водами Южно-Китайского моря с востока и юго-востока и Сиамского залива с юго-запада. Население современного Вьетнама составляет около 74 млн. человек. Население многонационально, в его состав входят 54 различных этнических образования, представляющих австроазиатскую, австронезийскую и китайско-тибетскую языковые семьи. Расселение народов по территории страны неравномерно. Структура территориального размещения населения Вьетнама сводится к трем типам расселения: дельтово-приморский (равнинный,) горно-долинный и горный. У народов, населяющих территорию Вьетнама, в разные периоды их этнической истории были распространены различные религиозные системы и верования: анимизм, тотемизм и другие ранние формы религиозных верованийкульты покровителей и культ предков во всех его проявленияхбуддизм Хинаяны и Махаяныдаосизмконфуцианстворавно как и вьетнамизированная форма синтеза трех последнихиндуизмисламхристианство (католицизм и протестантство) — а также «новые» синкретические по своему характеру религии такие, как каодаизм, буддизм хоахао, кокосовая религия. Общая численность верующих в стране официально оценивается цифрой более 20 млн. человек (что составляет около 13 населения страны), насчитывается 50 тысяч служителей культа (монахов или лиц, профессионально занимающихся религиозной деятельностью) и более 20 тысяч культовых сооружений, относящихся к различным религиозным течениям.

Если рассматривать общую тенденцию эпохи, то во Вьетнаме также наблюдается тенденция дальнейшей эволюции религии (прежде всего в форме католицизма и протестантизма). Такое развитие оказывает значительное влияние на политическую, социальную и культурную жизнь страны. Не удивительно, что в документах VII и VIII съездов Коммунистической партии Вьетнама равно как и в других партийных постановлениях и резолюциях подчеркивалось, что в последующий период «религия по-прежнему будет оставаться потребностью для части населения» и будет оказывать определенное воздействие на духовную жизнь человека.

Наряду с религией воздействие на духовную жизнь вьетнамского общества оказывали и оказывают всевозможные идейные учения. На каждом историческом этапе в духовной жизни общества имеется идейное учение или религия, которое занимает главенствующие позиции относительно уже существующих идейных учений или религий. В свою очередь и эти религии воздействуют не только на культурные регионы и социальные слои, но и влияют на главенствующее учение. Все это мы наблюдаем и в нынешнюю эпоху, когда марксизм и идеи Хо Ши Мина играют руководящую роль во всей деятельности вьетнамского общества.

Для того чтобы понять влияние религии вообще, и католицизма, в частности, на вьетнамское общество, следует взглянуть на религию и с конкретно-исторической точки зрения, и в динамике. Нельзя рассматривать современный католицизм с тех же позиций, что и в период национально-освободительной борьбы, когда вся страна в едином порыве занималась строительством социализма, когда многие служители церкви и верующие многих религий слились с народом, прочно соединились с сообществом, стали на путь самоотдачи во имя других, во имя «хорошей жизни», «прекрасной религии».

Проблемой, заслуживающей в настоящее время пристального внимания и тщательного изучения, является существование религии вообще, особенно католицизма в условиях социализма, которому Вьетнам остался верен. Так что это чрезвычайно сложная проблема. Она осложняется еще и тем, что мнения и оценки роли в общественной жизни религии и веры вообще, конкретной религии и религиозной деятельности различны — как между политическими и культурно-научными кругами, так и внутри них. Как в партии, так и в органах, непосредственно отвечающих за вопросы религии (исследовательских и управленческих), нет единого мнения.

Более того, национальные и религиозные проблемы бывают обычно наиболее важными и чувствительнымиони, как правило, переплетаются друг с другом. Если их правильно оценивать, то это придает стране силыи напротив, это легко может стать бикфордовым шнуром, воспламеняющим конфликты, может привести к войне, к подрыву единства населения разной веры и разных национальностей. Примером этого может служить урок, извлекаемый из истории вьетнамского народа, в аспекте истории эволюции в нем католицизма.

Все эти сложные и чрезвычайно актуальные проблемы и подтолкнули меня к исследованию такой темы, как «католицизм и его влияние на общественную мысль Вьетнама». Надеюсь, что с показом как структуры католицизма, так и его воздействия на вьетнамское общество, мне удастся содействовать выработке соответствующих рекомендаций, и, тем самым, способствовать процессу обновления страны по социалистическим ориентирам, считая это проблемой, имеющей насущное теоретическое и практическое значение.

Степень разработанности проблемы. Вьетнам — страна древней и яркой культуры. Исследования историков, археологов и этнографов показали, что в I тыс. до н. э. территория этой страны была центром самобытной цивилизации, получившей название донгшонской. Мы имеем дело с цивилизацией со сложными религиозными верованиями, с высокоразвитым и глубоко своеобразным искусством, с очагами государственности. Вьетнамская культура становилась объектом пристального изучения исследователей самых разных стран. В центре внимания их было изучение самых разнообразных проявлений вьетнамской культуры, чаще всегофилософии и религии.

К настоящему времени в самом Вьетнаме имеется немалое количество исследовательских работ, посвященных всестороннему изучению католицизма во Вьетнаме. Среди них хотелось бы в первую очередь отметить такие как: «История проповедования» Нгуен Хонга, «Маршруты проповедования» А. де Рода, «История католической общины» Буй Дык Шиня, «Католицизм и колониализм» Као Хюи Тхуана, «Некоторые вопросы истории католицизма во Вьетнаме» До Куанг Хынга, «История вьетнамского католичества» (в 2-х тт.) Фан Фат Хуона, коллективный труд под названием «Некоторые вопросы истории католицизма в истории вьетнамской нации». Авторы перечисленных выше работ приложили немало усилий к сбору эмпирического материала, выработке методологии исследования, и имеют определенный взгляд на проблему.

Следует отметить, что когда речь заходит о вычленении корпуса исследовательской литературы по данной проблеме, стоит учитывать такой фактор, как деление Вьетнама на «северную» и «южную» части. Что касается Южного Вьетнама, то до 1975 г. там существовало две тенденции при написании работ по религиозной проблематике вообще, и роли католицизма во Вьетнаме в частности.

Отличительной чертой первой тенденции являлось подчеркивание роли крупных религиозных практик и идеологий, прежде всего — буддизма и католицизма. Например, Дык Нюан, автор книги «Воплощение буддизма в эпоху», исходил из первенства буддизма для общественной жизни. А католический священник Као Ван Луан, автор книги «Рядом с потоком истории», исходил из признания особой роли уже католицизма. А совсем недавно, отвечая на письмо Буй Тин, г-н Чан Ван Ань, бывший офицер армии Республики Вьетнам, просто абсолютизировал роль католицизма на Юге, рассматривая его как основную силу, противостоящую компартии Вьетнама на протяжении почти века.

Во втором случае роль и место религии в обществе оценивалась авторами критически. Прежде всего — из-за развязывания войны во Вьетнаме. Следует отметить, что эта тенденция имеет, безусловно, психологическую подоплеку. Она отражает острую душевную боль авторов в связи с утратой ими родины. Но с другой стороны она являет нам пример одностороннего взгляда, затушевывающего сущность проблемы, и искажающего роль коммунистической партии Вьетнама. Представители второй тенденции предпочитают говорить о том, что причина трагедии, которую вынужден был пережить вьетнамский народ, имеет два источника: католицизм и коммунизм. Последняя точка зрения в наиболее острой форме выражена в книге До May «Вьетнам в огне и крови — моя родина».

В отличие от Юга, на Севере до 1975 г. исследований в области религии практически не велось. Но с момента обретения независимости и объединения страны здесь наметился определенный прогресс. Особенно когда в стране начался процесс обновления, и когда религиозная активность приняла такой характер, что можно сказать, говоря об общественной жизни Вьетнама, что начался религиозный бум. Благодаря этому и появилось много работ, посвященных проблемам религии. В общем и целом эти работы опирались, как правило, на теоретические положения марксизма о религии. Эти принципы позволяли давать довольно глубокий анализ роли буддизма и католицизма в национальной истории. В статьях многих авторов говорилось о том, что религии во всем мире, включая Вьетнам, оказывают негативное воздействие на социальную сферу. Тем не менее в некоторых статьях отмечалась и определённая целесообразность религии, особенно с точки зрения морали. Материалы двух конференций по буддизму, состоявшихся в Ханое в 1984 г. и в г. Хошимине в 1985 г., и сборник «Некоторые вопросы истории католицизма в истории вьетнамской нации» Института общественных наук и Комитета по делам религий г. Хошимина, изданный в 1988 г., дают как раз пример именно такой оценки.

Помимо трудов вьетнамских ученых заслуживают внимания и работы российских, прежде всего советских исследователей. Сразу же следует отметить, что работы ученых Советского Союза не следует автоматически помещать в архив, списывать со счетов, как устаревшие. Благодаря работам того периода можно узнать много ценного о вьетнамской культуре, выпавшей из поля зрения после процесса перестройки в России. Поэтому неудивительно активное использование при написании диссертации и работ представителей советской школы. 3 Хотя следует признать, что в советской историографии традиционной являлась разработка вопросов, связанных с развитием национально-освободительного и коммунистического движения во Вьетнаме, о.

Среди трудов российских авторов особого внимания заслуживает работа «Политическая роль буддистских монахов Южного Вьетнама» Мелик-Гайказовой. В этой работе отмечается позитивная роль буддизма в Южном Вьетнаме, утверждается, что для народа это основная религия. В своей работе «Буддизм и его роль в общественной жизни азиатских государств» Конев касается вопроса отношений между буддизмом и политикой, буддизмом и буддистами во Вьетнаме и приходит к мнению о том, что по сравнению с буддизмом на Севере отмечается более высокий уровень позитивности у буддизма на Юге. Проблема роли религии и церкви в общественно-политической жизни стран Азии, Африки и Латинской Америки находит отражение в работах: М. В. Андреева (Католицизм и проблемы современно рабочего и национально-освободительного движения. М.1968; «Религии и церковь .в современную эпоху», М, 1976 и др.). Из работ, посвященных непосредственно роли и месту религии в колониальном обществе, следует отметить такие как: И. С. Шерн-Борисова «Христианская религия и современный колониализм" — Э. О. Берзин «Католическая церковь в Юго-Восточной Азии». Большое внимание эти авторы уделили анализу миссионерской деятельности европейской католической церкви в колониальных странах и взаимоотношению христианского миссионерства и колониальной политики. однако практически все исследования велись без должного учета роли религиозного фактора. В процессе перестройки специалистам в области вьетнамской мысли удалось провести конференцию и опубликовать результаты своей исследовательской работы. 4 Особого внимания заслуживает деятельность Центра восточных философий Института философии РАН, где ведется работа в направлении изучения вьетнамской философии. Итогом их работы стала «Антология традиционной вьетнамской мысли. X — XIII вв.». 5 Проблемам взаимодействия религиозной и общественной форм Вьетнама была посвящена диссертация В. Н. Колотова, но она основана на узком временном интервале. В данной работе взаимосвязь между такими явлениями, как религия и политика изучается на материале истории Южного Вьетнама середины XX в. 6 Следует отметить также рассмотрение этнических процессов в современном Вьетнаме в их взаимодействии с конфессиональными факторами, имеющееся в диссертации Н. В. Григорьевой, давшей анализ п сложившейся этноконфессиональной ситуации и тенденций ее развития .

4 Традиционная вьетнамская философия и общественная мысль в современной историко-философской науке Социалистической республики Вьетнам". М., ИФ РАН, 1989. «Вьетнамская философия нового и новейшего времени, материалы и исследования. К 100-летию со дня рождения Хо Ши Мина». Наука М., 1990.

5 Антология традиционной вьетнамской мысли. X — XIII вв. Вводная статья, переводы, комментарии, составление" М., Ин-т философии, 1996. — 238 с. Отв. ред. М. Т. Степанянц.

Идея создания «Антологии традиционной вьетнамской мысли» зародилась до перестройки, в ходе активного двухстороннего сотрудничества между Институтом философии АН СССР и Институтом философии Комитета общественных наук СРВ. В то время — время начала 80-х гг. — достаточно плодотворно велась совместная советско-вьетнамская научная деятельность по различным направлениям гуманитарного, в основном — общественно-политического знания, которое осуществлялось в духе овладения и распространения марксистско-ленинского мировоззрения. С этих позиций и было предложено тогда «взглянуть» на исторический, литературно-художественный материал, хранящийся в Библиотеке национальной литературы Вьетнама.

6 Колотов В. Н. Религия и политика в истории Южного Вьетнама в 1945;1963 гг. Специальность 07.00.03 — «Всеобщая история». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. С.-Петербург, 1997.

7 Григорьева Н. В. современная этноконфессиональная ситуация во Вьетнаме. Специальность 07.00.07 — Этнография, этнология, антропология. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Санкт-Петербург, 2000. Автором выявляется интегрирующая и дезинтегрирующая роль религии в этнических процессах, обуславливающая, соответственно этническое объединение /консолидацию или ассимиляцию/ и этническое разделение /размежевание/.

Изучив имеющуюся вьетнамскую, российскую и зарубежную литературу по нашей проблеме, можно отметить следующее. Наряду с существующим согласием по определенным проблемам, имеются также и разногласия. Прежде всего это касается вопроса о том, каково влияние религии вообще и католицизма в частности в идейной и культурной истории Вьетнама? Кроме того, имеются различия по ряду других вопросов, таких как методы подхода к вопросам религии, отношение между религией и политикой, между религией и нацией, религией и культурой. Все это показывает, что весьма сложно дать адекватную оценку католическому влиянию в идейно-культурной истории Вьетнама, которая была бы приемлема всеми.

Особо хотелось бы отметить, что нет почти ни одной работы, в которой бы давалось относительно системное исследование католицизма и его влияния на общественную мысль во Вьетнаме с точки зрения философии. До сих пор нет специальных работ, где проводился бы комплексный анализ религиозно-политической ситуации во Вьетнаме. Надеюсь, что данная работа ликвидирует этот пробел.

Цель и основные задачи исследования. Основная цель данной работы заключалась в том, чтобы применяя научный (философский) подход к религиозной области, всесторонне изучить такое явление, как католицизм во Вьетнаме, и прежде всего — в аспекте его влияния на социальную сферу общества. В свете этой цели на первом плане для нас была философски обоснованная оценка влияния католицизма на общественную мысль Вьетнама как в его прошлом, так и настоящем.

Для достижения этой цели нами формулируются следующие задачи:

• Основываясь на современных философских приемах и научных методах, оценить роль религиозного культа в социальной практике;

• Изучая религиозный фактор социальной сферы вьетнамской культуры, выявить роль религиозных общественных организаций и институтов религии, мотивы, формы и импульсы, обуславливающие трансформацию религиозных обрядов;

• Проанализировать с философских позиций сущность восточной религии, выделить наиболее существенные особенности религии во.

Вьетнаме;

• Выявить идейные учения, религиозные верования, их формы существования и способы воздействия на духовную жизнь современного вьетнамского общества;

• Определить роль марксизма и идей Хо Ши Мина в оценке современных идейных учений, религиозных верований, их форм существования;

• Выделить наиболее ярко те черты, которые присущи католицизму во Вьетнаме на всех этапах его идейной и социальной эволюции.

• Выработать основы для адекватной оценки влияния католицизма на общественную мысль Вьетнама в прошлом, настоящем и ближайшем будущем.

Методологические основы исследования. Методологической основой исследования является междисциплинарный подход, предполагающий многомерный синтез философских, социологических, антропологических, культурологических и религиоведческих исследовательских практик, применительно к феномену воздействия католицизма на общественную мысль Вьетнама. При решении основных задач диссертации были использованы в той или иной степени приемы и принципы эмпирико-религиоведческого, сравнительно-исторического, контекстуального методов исследования. В работе присутствуют исторические экскурсы, реконструкции, историко-религиоведческие иллюстрации, введенные для убедительности аргументации и наглядности изложения.

Научная новизна исследования обусловлена системным подходом к религиозной и социальной практике вьетнамской культуры, а также рядом конкретных результатов.

• Дан системный анализ основных идей относительно роли религии, что затронуло проблему методологического значения, т. е. подхода к роли религии с философской и социальной точек зрения. А именно: религиозные организации и общественные институты создавались, прежде всего, на основе религиозного сознания и религиозной идеологии. Организации и институты соответствуют религиозному сознанию и религиозной идеологии. Результатом такого анализа являются три основных принципа, используемых при изучении влияния католицизма на вьетнамскую общественную мысль.

• Определен подход к проблеме сущности восточной религии и на основании этого установлены некоторые самые существенные особенности религии во Вьетнаме. На этой основе были показаны идейные учения и религиозные верования, оказывающие влияние на общественную мысль Вьетнама.

• Для того, чтобы объективно оценить католицизм во Вьетнаме на всех этапах его эволюции в контексте его влияния на вьетнамское общество, были философски проанализированы различные религиозные контакты внутри культуры, в том числе и в разрезе процесса познанияизучены влияние католицизма и западной культуры на вьетнамское общество, слияние католицизма с культурой верований у вьетнамцев, отношения между католицизмом и нацией, католицизмом и национально-освободительной революцией, католицизмом и политикой, католицизмом и моралью.

• Роль религии и политики рассматривается на примере взаимодействия религиозных объединений (буддизм, католическая церковь) с профранцузскими и проамериканскими политическими режимами.

• Рассмотрены условия появления и становления основных религиозных сил Вьетнама;

• Определены основные факторы воздействия в пору их образования и развития;

• Исследована роль религиозного фактора в историческом развитии Вьетнамадана оценка деятельности основных конфессиональных групп в данный период;

• Проведен сравнительный анализ развития религиозно-политических группировок и ряда современных им политических партий, и на этой основе раскрыто взаимоотношение наиболее крупных религиозных групп и политической власти.

Положения, выносимые на защиту. В результате проведенного исследования автор выносит на защиту следующие теоретические положения:

1. В результате анализа общественной роли религии на основе метода комплексного анализа, религия рассматривается как подсистема общественной надстройки. Правильный подход к роли религии возможен на основе комплексной позиции, с философской и социальной точек зрения. В изучение вопроса было включено религиозное сознание и организация общественных институтов религии наряду с факторами религиозных обрядов.

2. Была рассмотрена сущность восточной религии, а также воздействие идей и религии на вьетнамское общество. Работа выполнялась на основе исследований классиков общественной, политической и философской мысли, таких как И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, Хо Ши Мин, а также ряда современных ученых, занимающихся вопросами религии, археологии, этнографии, таких как Данг Нгием Ван, Нгуен Тай Тхы, Дарио Субтуччи, Л. Кадьер, А. Г. Одрико, с широким использованием исторических материалов и анкет социологических исследований. На основании этого были также сделаны выводы об основных особенностях религии во Вьетнаме.

3. Католицизм формировался и развивался во Вьетнаме в условиях, когда в стране происходила ожесточенная классовая борьба (между Чинями и Маками, затем между Чинями и Нгуенами) и в течение длительного времени велась борьба против необычайно жестокого агрессора, пришедшего с Запада. По этой причине католицизм не мог отделиться от политики, активно вмешиваясь в социальную сферу и культурные процессы.

4. Будучи частью народных масс, верующие католики вместе с народом вели героическую борьбу, вписав яркие страницы в историю создания и защиты родины. Однако агрессоры в тесном сговоре со своими приспешниками внутри нашей страны всячески использовали религию для осуществления своих замыслов на разделение национального единства, поставив её на службу своим черным целям. Поэтому католицизм во Вьетнаме контролировал власть и участвовал в ней как в центре, так и на местах, находился в реакционной армии и даже в частной армии.

5. Как раньше, так и теперь наивысшим желанием масс верующих было желание спокойно жить, участвовать в созидательном труде во имя родины, своего района и свободно заниматься делами религии. Но бури длительной и непрерывной войны сделали так, что в тот или иной момент, в той или иной местности эти справедливые чаяния верующих не были осуществлены, вплоть до того, что бессовестные люди их обманывали и использовали в своих целях. Деятельность католиков во Вьетнаме была связана с общественно-политическими событиями в стране. Поэтому при оценке влияния католичества во вьетнамском обществе нужно быть верным исторической правде, т. е. тому, как это было на самом деле, иначе говоря, не приукрашивая позитивного влияния, но и не выпячивая негативное. В процессе изучения католицизма во Вьетнаме во главу угла ставился объективный, конкретно-исторический подход и динамика развития.

6. История вьетнамского католицизма неотделима от хода исторического развития нации, поэтому, если посмотреть на вьетнамскую историю по вертикали (полихронически), мы увидим, что католицизм во Вьетнаме прошел, в основном, следующие главные этапы:

• с момента своего появления до французской агрессии (1858) и до установления господства в 3 частях (Север, Центр, Юг) (1884);

• с 1884 г. до Августовской революции 1945 г.;

• с 1945 г. до 1954 г.;

• с 1954 г. до 1975 г. (на этом этапе положение католицизма в.

Северной и Южной частях существенным образом различно);

• после 1975 г., когда страна была полностью освобождена.

Мы считаем, что изучение влияния католицизма на вьетнамское общество не должно отрываться от исторического и логического методов.

7. Налицо использование французскими колониальными властями и американскими специалистами религиозного фактора в управлении большими людскими массами в Южном Вьетнаме.

8. Когда мы говорим о католицизме, то помимо участия отдельных верующих, мы должны затронуть и роль общины, потому что прежде всего именно она организовывала, руководила и направляла всю религиозную деятельность. Формы организации деятельности верующих, в основном, изменились мало (поддержание веры в добродетель, участие в молитвах, изучение догматов, исполнение религиозных обязанностей). А характер, степень, масштаб и формы этой деятельности находились в ведении общины и непосредственно в руках миссионеров. Поэтому не только у католицизма, но и в любой религии община всегда играет ключевую роль, а её деятельность является самым наглядным проявлением всех религиозных оттенков. История католицизма связана с историей общины. Эта реальность заставляет нас коснуться деятельности общины, рассматривать её как непрерывную линию, основную цветовую гамму на картине религии.

9. Религия вообще, а католицизм в частности, является социально-культурным явлением, поэтому она следует общим действующим закономерностям культуры. Во взаимосвязи всех остальных религий степень влияния католицизма на вьетнамское общество определяется следующим:

• католицизм во Вьетнаме появился позднее, чем другие религии, такие как буддизм, конфуцианство, даосизм;

• из-за негибкости религиозных догматов и организаций католической общины католицизм не смог органично вписаться во вьетнамское общество;

• католицизм пришел во Вьетнам одновременно с западным вторжением, что привело к тому, что он рассматривается как религия агрессора.

Теоретическая значимость. Теоретическая значимость работы определяется тем, что она содержит уникальный вариант решения сложных концептуальных проблем взаимодействия католицизма и вьетнамской общественной мысли. Предложена новая и перспективная для дальнейших исследований историко-философская, социальная и религиоведческая концепция исследования феноменов религии (католицизма) и общественного сознания. Полученные результаты исследования показывают перспективность целостного, системного подхода к изучению сложных социокультурных явлений.

Практическая значимость. Практическая значимость состоит в том, что результаты данной работы могут быть использованы для направленного идеологического воздействия в области культуры, быть философски обоснованной формой управления современного вьетнамского общества. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории философии в высших учебных заведениях. Представленный материал может быть полезен также при чтении спецкурсов по социальной философии, культурологии, религиоведению, философии религии. Имеющиеся в диссертации материалы и выводы могут послужить своеобразным справочным пособием по истории философии во Вьетнаме и других регионах Юго-Восточной Азии.

Апробация результатов исследования. Содержание и выводы диссертационного исследования обсуждены и одобрены на совместном заседании кафедр истории философии и социальной философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского Университета Дружбы Народов. Содержание и выводы диссертационного исследования использованы в выступлениях диссертанта научных конференциях, на многих международных конференциях, организованных во Вьетнаме и в России. Основные итоги исследования изложены автором в публикациях.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, разделенных на 13 параграфов, заключения, приложения (содержит 1 таблицу и 5 схем) и списка литературы. Работа изложена на 202 страницах.

Список литературы

включает 246 цитируемых источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время как в большинстве стран мира, так и в Республике Вьетнам, сфера религиозной жизни переживает определенный подъем. Однако данное явление можно рассматривать с двух сторон, как позитивно, так и негативно. Эта двойственность восприятия присуща и представителям вьетнамского общества. Как политические деятели, представители культуры и науки, так и простой народ порой находится в замешательстве относительно современных процессов в культуре, при необходимости дать оценку имеющейся религиозной активности. Некоторые из них, придерживаясь атеистической точки зрения, в тоже время положительно смотрят на усиление религиозного фактора, но лишь в том плане, что он помогает консолидировать общество, объединять его в единое целое, снимать социальную напряженность. Многие из прежних радикалов понимают, что если оценивать религию вообще и католицизм в частности, оценивать исключительно как негативное общественное явление, то необходимо все же дать рациональное объяснение тому, почему же они так долго существуют? Или все же им необходимо будет признать, что, может быть, помимо негативного момента в религии содержатся и определенные рациональные зерна, позитивные моменты, которые как в прошлом, так и в настоящее время соответствуют потребностям людей?

Не сбрасывая со счетов методологию классиков общественно-политической мысли (согласно которым можно смотреть на религию как на подсистему общественной надстройки), учитывая при этом и методологические приемы современных исследователей религии (обеспечивающих синтез и анализ религии с философской, социологической и культурологической позиций), в этой работе была дана попытка создать условия для объективной оценки. Возможно, что данная работа поможет сформировать такой подход, который позволит принимать во внимание не только ограниченность католицизма, существование в нем негативных моментов (что присуще любой конфессии, несмотря на их притязания на всеобщность, универсальность), но также его рациональные моменты, позитивные факторы.

Уже сама история культуры, религиозная практика различных конфессий показывает, что внутри самих религиозных организаций также существуют различные, порой диаметрально противоположные позиции, которые в свою очередь можно оценивать и как прогрессивные, и как консервативные. Более того, религиозные организации не всегда являются «тесно связанными» какой-то единой позициейони могут переходить с одной позиции на другую в зависимости от условий общественного развития. Переплетение в истории католической общины «тьмы» и «света», позитивного и отрицательного, прогрессивного и регрессивного лишний раз подтверждает эту сложность, диалекгичность. Поэтому при неупрощенной оценке общественных явлений, среди которых и религия, по-прежнему может пригодиться метод диалектического материализма, но в его творческом воплощении, а не в догматическом схематизме. Несмотря на обновление вьетнамского общества, либерализацию экономики, политики, социальной сферы, мы все же не отказываемся в процессе своей «перестройки» от всего позитивного, что было в прошлом, не отказываемся от тех методологических приемов, которые вырабатывались в течение длительного времени в том числе и сторонниками марксизма. Только мы берем из марксизма наиболее творческую часть. Можно сказать, что марксизм в тоталитарном обществе теряет свои научные качества, а в либеральном обществе способствует научному взгляду, объективному подходу, точному анализу ситуации. В том числе и в религиозной сфере. Таким образом, правильно применяя диалектический метод, находясь в вопросах религии на научных позициях, мы можем с полным основанием утверждать, что длительное существование католицизма во Вьетнаме было вызвано объективной необходимостью, и сыграло положительную роль. На каждом историческом этапе и при определенных общественных условиях, католицизм являлся носителем двух функций, которые можно оценить как позитивно, так и негативно. Католицизм, будучи сложным явлением, каждый видит по своему, и в зависимости от идеологической установки или иной позиции отдает предпочтение тем фактам, которые работают на его точку зрения, подтверждают его видение.

По прошествии многих лет, католицизм по-прежнему отвечает на духовные потребности верующих. По-прежнему у него имеются такие социальные функции, которые не могут заменить другие культурные факторы, социальные институты и общественные организации. В итоге своей эволюции и адаптации к местным условиям он постепенно становится составной частью национальной культуры, духовной жизни вьетнамского общества.

Оказывая влияние на все сферы общественной жизни Вьетнама, католицизм оставляет наиболее яркий отпечаток в моральной сфере нации. Следует признать, что в то время, как на уровне догматики католическая мораль более ориентирована на отделение человека от реального общества, снизить его социальную активность, однако в процессе длительного существования в народной гуще, в реальной практике, так сказать, в «злобе дня», усилия носителей католической морали были направлены исключительно на положительное и посюстороннее, на то, чтобы человек занимался добрыми гуманными делами здесь и сейчас. И хотя католицизм часто использовался в качестве инструмента для защиты и укрепления интересов правящего эксплуатирующего класса, в его морали содержится и протестное чувство человека труда. Все это мы видели на примере эволюции католичества во вьетнамской культуре. В итоге многие критерии и нормы католической морали вплелись в мораль нации, внесли вклад в формирование прекрасных традиционных нравственных ценностей. В настоящее время католическая мораль по-прежнему проявляет свою многозначность для нашего общества, особенно в вопросах формирования индивидуальной морали, способствует психологическому равновесию, частично ограничивает безмерные материальные запросы, когда в период постоянно меняющейся рыночной экономики люди забывают об элементарных нравственных ценностях человека, не то что о заповедях Христа.

Как показывает история, самый сложный аспект — это отношения между религией и политикой. Изучая историю во всем ее многообразии, внимательно рассматривая нынешнее положение католицизма, мы видим, что он не стоит вне политики, но находится с ней во взаимодействии. Прежде во Вьетнаме, до установления социалистической республики, реакционный господствующий класс использовал католицизм в своих интересах, методично превращая его в собственный инструмент, что препятствовало социальному прогрессу, обедняло культуру, усиливало социальную напряженность. Сейчас ситуация изменилась. Но из этого не следует, что наступила полная безмятежность, и все будет развиваться исключительно в положительном направлении. В настоящее время католицизм остается предметом особой забот. И в современном Вьетнаме католицизм иногда «используется», а потому существует опасность превращения его снова в инструмент реакционных сил, только уже в контексте стратегии «мирного развития», только в целях изменения существующего политического строя. Конечно, если посмотреть на ситуацию объективно, то верующие в основном поддерживают идеологию партии, сочувствуют ее целям и задачам, также прилагают все усилия к тому, чтобы вьетнамский народ жил богато, страна была сильной, общество было справедливым и цивилизованным, чтобы Вьетнам шел в ногу со временем. Поэтому наряду с повышением бдительности, которая поможет вовремя сорвать замыслы идеологических противников, неустанно пытающихся использовать религию в своих целях, в то же время следует надлежащим образом, неустанно, терпеливо и аккуратно проводить политику великого всенародного единства, в том числе и на основе удовлетворения потребности в свободе вероисповедания (точно в соответствии с законодательством), неуклонного и всестороннего повышения уровня жизни верующих.

Поэтому, с точки зрения общественного управления, государство на длительный период должно признать право на существование католицизма, при помощи специалистов, экспертов, представителей культуры определить его точное место в общественной жизни, ограничить (прежде всего законодательно) возможные негативные проявления, и всячески содействовать развитию его позитивных сторон, которые помогали и будут помогать в создании культурного справедливого и богатого общества, как в материальной, так и в духовной жизни, как в телесном, так и в духовном плане.

Иначе говоря, если выразиться короче и по существу, то все религии отражают потребности народа, имеют некоторые недостатки, проявляющиеся в ограниченности мировоззрения. Однако в диалектическом взаимодействии формирующих общество частей, в конкретном историческом пространстве и времени они имеют и безусловно позитивные факторы. И потому, некоторые из религий (религиозных практик), вплоть до настоящего времени по-прежнему играют важную роль в деле строительства общества, делают все возможное для защиты своего сообщества. А потому для диалектического, соответствующего реальности решения возникающих проблем, принимающие решения органы и структуры должны демонстрировать всесторонний объективный подход. И специалисты могут предложить им эффективные рекомендации.

Прежде всего, при работе с католиками в католической общине следует брать за основу пробуждение национального сознания, мобилизацию патриотизма, демонстрацию действительно положительных сторон, воплощение духа патриотического единства, устранение всех предубеждений, избавление от всех комплексов. Надо строго выполнять ту политику, с которой выступает партия и государство, следующие прогрессивным курсом. Следует тщательно взвешивать принимаемые решения, учитывать последствия, избегать грубых недальновидных узконаправленных действий, противоречащих положениям марксизма, идеям Хо Ши Мина, идущих вразрез с научным подходом.

Для развития позитивного и ограничения негативного влияния католицизма во Вьетнаме требуется субъективный фактор (человек, занимающийся работой с религиозными организациями), имеющий глубокие всесторонние знания о католицизме. Людям, занимающимся практической работой, надо своевременно вносить дополнения и совершенствовать политику в области религии. Быстро создавать и укреплять юридический коридор для направления религиозной деятельности в нормальное русло в рамках вьетнамского законодательства, не допускать любые действия по использованию религии в своих целях. Следует повышать сознательную бдительность, создавать в отношении религии стратегию, обслуживающую ближайшие и долговременные потребности, решительно бороться против всех действий, направленных на вмешательство во внутренние дела народа, а также потребовать от Ватикана проявление уважения к вьетнамским властям и законам. При выполнении всех этих условий, все элементы культуры будут находится в состоянии гармонии, и прошедшие проверку временем религиозные практики будут содействовать прогрессу. Все это относится и католичеству в его вьетнамском варианте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М.: Наука 1977.
  2. Азбука христианства. М., Наука, 1997.
  3. М.В. Католицизм и проблемы современного рабочего и национально-освободительного движения.- М.: Мысль, 1968.
  4. С.Ф. Нравственный прогресс и религия. М.: Мысль, 1965.
  5. Антология традиционной вьетнамской мысли. X — ХШ вв. Вводная статья, переводы, комментарии, составление. М., Ин-т философии, 1996. — 238 с. Отв. ред М. Т. Степанянц.
  6. В.Ф. Соловьев В.С: Опыт философской биографии.- Вопросы философии, 1988, № 6.
  7. Е.М. Современный католицизм и наука. Минск: Беларусь. 1964.
  8. Е.М. Научно-техническая революция и модернизация католицизма. Минск: Наука и техника. 1971.
  9. П. Религия в современном мире. М.: Политиздат. 1979.
  10. Э.О. Католическая церковь в Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1966.
  11. Л.С. Труды по теории эволюции. Л.: Наука. 1972.
  12. Л. П. Папство и Россия: исторический фельетон. СПб., 1867.
  13. К. Государственное положение римско-католической церкви в России от Екатерины Великой до настоящего времени. Харьков, 1898.
  14. Е.А. Философия в России. 1899 1902 г. Юрьев, 1902.
  15. БунгеМ. Интуиция и наука. М.: Прогресс. 1967.
  16. Брошюра иезуита Мартынова о России (Передовица) // Биржевые ведомости, № 350 (1873).
  17. Ватикан: натиск на Восток. «Одигитрия», М., 1998.
  18. Л.Н. Левые течения в религиозных организациях капиталистических стран. М.- Знание, 1974.
  19. Л.Н. Религия и политика в современном капиталистическом обществе.- М.: Мысль, 1970.
  20. Война во Вьетнаме: взгляд сквозь годы .: Материалы Науч.-практ. конф.: «Сов.-вьет. воен. и экон. сотрудничество в годы агрессии США против ДРВ (1964−1973 гг.)» Редкол.: Хюпенен А. И. гл. ред. и др. М., 2000.
  21. Э. Политика Ватикана в отношении СССР (1917−1968). М., «Прогресс», 1977.
  22. И.П. Декабристы и религия. М., 1928.
  23. Востоковеды Москвы и Санкт Петербурга. // Москва, ИВ РАН, 2000.
  24. В. Т. Сношения России с папским престолом в исходе XVII и начале XVIII вв. // Русская старина, 1908, т. 136, № 10−12.
  25. Вьетнам: поиски путей обновления (Сб. ст.) АН СССР, Ин-т экономики мировой соц. системы- Отв. ред. и авт. предисл. Е. Р. Богатова. М.: ИЭМСС, 1990.
  26. Вьетнам: Страна и люди / На рус. яз. пер. Чан Фу Тхует. Ханой: Тхезьой, 2002.
  27. Вьетнам на пути реформ: экономика и политика / Меркулова Э.А.- Под ред. О.Б. Кашлева- Дипломат, акад. МИД РФ. Ин-т актуал. междунар. пробл. М.: Науч. кн., 1998.
  28. Вьетнам. Справочник Рос. АН, Ин-т междунар. экон. и полит, исслед.- Хо Куок Ви и др. М.: Наука, 1993.
  29. Вьетнамская философия нового и новейшего времени. Материалы и исследования. К 100-летию со дня рождения Хо Ши Мина". Наука М., 1990.
  30. В.И. Наука и христианская интерпретация истории. М.: Знание. 1982.
  31. Е. История Папства (пер. с венгр. Громова О.В.). 1996 г.
  32. Голованов Сергий, свящ. Католичество и Россия. СПб., Изд-во Высшей Духовной Семинарии «Мария Царица Апостолов», 1998.
  33. С.И. Закон развития и функционирования общества,— М.: Высшая школа, 1977.
  34. И.С. Папство. Век XX. Терра Книжный клуб, 2003 г.
  35. Т. Иезуиты. Полная история их явных и тайных деяний. 2 тт. СПб.-М., 1868−1869.
  36. А.Ф. Эволюция философских взглядов Л.Витгенштейна. М.: МГУ. 1985.
  37. Г. А. Великий конфликт. Борьба между наукой и религией. М.: Наука. 1965.
  38. C.B. Естествознание и современное христианство. М.: Знание. 1990.
  39. Д. В. История Вьетнама. М., 1994. Ч. 1−2.
  40. Д. В.Вьетнам: история, традиции, современность. Ин-т практ. Востоковедения. М.: Вост. лит., 2002.
  41. В. Многообразие религиозного опыта.- М.: журнал «Русская Мысль», 1910.
  42. Н.И., Мова E.H. Духовный колониализм. М.: Наука, 1981.
  43. Естествознание в борьбе с религиозным мировоззрением. М.: Наука 1988.
  44. Естествоиспытатели и атеизм. М.: Мысль. 1973
  45. М.В. Критика гносеологии современного неотомизма. М.: МГУ. 1971.
  46. H.A. Природа и человек христианин // Журнал Московской Патриархии. 1972, N 4.
  47. K.M. Вид и видообразование. Л.: Наука. 1968.
  48. В., Юдин А. История Католической церкви в России. Изд-во Колледжа Католической Теологии им. св. Фомы Аквинского, М., 1995.
  49. Д. Отношения русского правительства к католической пропаганде в 1-ой половине XVIII в. // Журнал Министерства Народного Просвещения, № 9, 1870.
  50. История Вьетнама, середина XIX середина XX в. Пер. с вьет. Нгуен Конг Бинь, Фам Суан Нам, Ван Тао, Буй Динь Тхань. М.: Наука, 1991.
  51. История и теория атеизма. М.: Мысль, 1974.
  52. Как появились в Русской земле польские люди и католическая вера? СПб., 1911.
  53. М.М. Эволюция биосферы. М.: Наука. 1974.
  54. Л.П. Жозеф де Местр.- Вопр. философии, 1989, № 3.
  55. Катехизис Католической Церкви. Духовная Библиотека, 2002 г.
  56. Католицизм по отношению его к русскому государству и правительству. (Передовица) // Русский Инвалид., № 114 (1866).
  57. Католическая Энциклопедия. Издательство Францисканцев, 2005 г.
  58. Ю. А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология. М.: Наука. 1985.
  59. Ю.А. Современная западная философия религии. М.: Мысль. 1989.
  60. A.A. Католицизм и Россия. М., 1888.
  61. Р. Научное мировоззрение и религиозная вера. М.: Политиздат. 1961.
  62. A.B. Либеральные тенденции в русском католицизме 1 пол. XIX в. В сб. тезисов: Общественное сознание в кризисные и переломные эпохи. М., 1996.
  63. В.В. Религия, государство, право. М.: Мысль, 1978.
  64. H.A. Католицизм и мировое социальное развитие.- М.: Наука, 1974.
  65. H.A. Религиозные организации и проблемы европейской безопасности и сотрудничества.-М.: Знание, 1977.
  66. В. М. Судьба костела па Невском //Ленинградская панорама, № 12, 1989.
  67. С. Из истории католических приходов Петербургского деканата//Церковь Ингрии, № 2−3(4), 1992.
  68. Колеман 10. Римский духовный цезаризм перед лицом Соборной Православной Церкви, СПб., 1913.
  69. А.Н. Буддизм.- М.: Наука, 1965.
  70. М. Как русские относились к католикам. Исторический очерк. //Живописная Россия № 52−57(1902).
  71. У. Самое начало. Происхождение Вселенной и существование Бога. Чикаго. 1992.
  72. И.А. Современный ревизионизм и религия. М.: Знание, 1973.
  73. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л.: Наука. 1981.
  74. В.И. Роль философии в научном познании. М.: Знание. 1976.
  75. В.И. Философия в современном мире. М.: Знание. 1987.
  76. Курно 0. Основы теории шансов и вероятностей. М.: Наука. 1970.
  77. И.Р. Колонизаторы уходят миссионеры остаются. — М.: АН СССР, 1963.
  78. ЛамаркЖ.Б. Философия зоологии. М.-Л.: Биомедгиз. 1935.
  79. Лафит де Пельпор В. Иезуиты красного петуха к нам пустили или развратится ли Россия в римский католицизм?. Посвящается иезуитам Гагарину и Мартынову Петром Артамоновым, вяземским мужиком. А. Franc, Paris, 1859.
  80. Л. В. О единстве человечества // Журнал Московской Патриархии. 1983, N 5.
  81. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Хрестоматия по общей психологии. М.: МГУ. 1981.
  82. , А. Традиционное мировоззрение и праздничная обрядность вьетнамцев. М., 1996.
  83. В.А., Швырев B.C. Актуальные философско-методологические проблемы системного подхода. «Вопросы Философии „, 1971, № I.
  84. К.Ю. „Цзычжи тунцзянь“ как один из источников формирования традиции вьетнамского летописания (1-Х вв.) Традиционный Вьетнам. Сб. статей. Вып. I.
  85. Ли В. Ф. Стратегия и политика неоколониализма США М.: Наука, 1971.
  86. И.В. Декрет П Ватиканского Собора „О Восточных Католических Церквах“ и судьба Католической Церкви Восточного обряда в России (1917 1995). // Theologia № 5, MCMXCV.
  87. И. Русские и католицизм. Письмо из Бельгии // Дух христианина, № 1 (1865).
  88. В.М. Крах марионеточного режима в Южном Вьетнаме. -М.: Наука, 1978.
  89. Э. Популяции, виды и эволюция. М.: Мир. 1974.
  90. Макс Планк. Сборник к столетию со дня рождения Макса Плана. М.: Изд-во АН СССР. 1958.
  91. Д.Е. Социальные функции религии. М.: Знание, 1975.
  92. К. К критике гегелевской философии права. Введение. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I.
  93. К. Капитал.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23.
  94. К., Энгельс Фр., Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З.
  95. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 42.
  96. Г. М. Феодальный Вьетнам, XIV нач. XV в. М.: Наука, 1989.
  97. Методологические и философские проблемы биологии. Новосибирск: Наука. 1981
  98. В.А., Осповат А. Л. О Чаадаеве и его философии истории. -В кн.: Чаадаев ПЛ. Сочинения. М., 1989.
  99. МинкявичюсЯ.В. Католицизм и нация-М.: Мысль, 1971.
  100. М.Я. Иезуиты в России. 2 тг. СПб., 1867−1868.
  101. А.Т. Идеология и деятельность христианских сект. -Новосибирск, 1978.
  102. М.П. Современная борьба идей и религия —М.: Знание, 1977.
  103. Наука и теология в XX веке. М.: Мысль. 1972.
  104. Нгуен Кхак Вьен. Очерки истории Вьетнама / Нгуен Кхак Вьен. 2. изд., с изм. и доп. Ханой: Тхезьой, 1998.
  105. Нечто о римском католицизме в России // Вестник Западной России, Т. 3, № 9 (1866).
  106. Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000, тт. 1−4.
  107. И.Д. Эволюция Вселенной. М.: Наука. 1983.
  108. С. Папство и его борьба с православием. „Стрижев“, М., 1993.
  109. В.Ю. Национально-освободительное движение и религия. М.: Знание, 1972.
  110. О введении русского языка в римско-католическое богослужение. Синодальная типография, СПб., 1867.
  111. О положении римско-католического духовенства в России // Русский Инвалид., № 126 (1866).
  112. Отношение русско-католической церкви к римской курии // Голос, № 217 (1867).
  113. Очерки католического влияния в Новгороде в конце XV начале XVI вв.// Доклады All СССР. Серия В. № 1 (1929).
  114. Очерки по вьетнамской культуре / А. Я. Соколовский- М-во образования Рос. Федерации. Дальневост. гос. ун-т. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2000.
  115. В.Б. Культурные контакты Древней Руси с соседними католическими странами Европы в XI ХШ вв. // в сборнике: „Славяне и их соседи: католицизм и православие в Средние века“ ИСБ., М., 1991.
  116. П. О., свящ. Не умер ли католиком Александр I историческая загадкаМ., 1914.
  117. П.В. Древний Вьетнам. Проблема летописания. М., 1980.
  118. А.Н. Разбор сочинения М. Морошкина „Иезуиты в России“. Типография Академии Наук, СПб., 1872.
  119. И.М. Системный подход в социологии и проблема ценностей.-„Вопросы философии“, 1968, № 5.
  120. К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс. 1983.
  121. Православие на Дальнем Востоке. 275-летие Российской Духовной Миссии в Китае. Спб, „Андреев и сыновья“, 1993.
  122. И. От существующего к возникающему. М.: Наука. 1985
  123. Происхождение религии в понимании буржуазных учёных.- М.: 1932.
  124. Прошлое и будущее Вселенной. М.: Наука. 1986.
  125. Р. Критика неотомизма. М.: Прогресс. 1975.
  126. Л. Этот случайный, случайный, случайный мир. М.: Молодая гвардия. 1969.
  127. . В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. М.: Наука. 1986.
  128. И. А. Великие катастрофы в истории Земли. М.: Наука. 1980.
  129. Религия в век научно-технической революции. М.: Политиздат. 1979.
  130. Религия и церковь в современную эпоху.- М.: Мысль, 1976.
  131. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. Российская Академия Гос. службы при президенте РФ. Комитет по связям с религиозными организациями Правительства Москвы. М., 1997.
  132. Римско-католическая пропаганда в России // Северная почта, № 6 13, 15, 16, 25, 37, 38, 42, 43, 48, 49, 50 и 52 (1865).
  133. М. Философия биологии. М.: Прогресс. 1977.
  134. Ю.Ф. Иезуиты и их отношение к России. Письма // Русский архив, 1866.
  135. Ю.В. Введение в вероятностный мир. М.: Наука. 1971.
  136. Э. Истоки религии. Брюссель: Жизнь с Богом. 1970.
  137. К., свящ. Иезуиты и Россия: этапы истории.// Истина и Жизнь № 12 (91), № 1, 2, 3 (92).
  138. А., свящ. Разбор мнений о католичестве Древней России. СПб., 1899.
  139. М.М. Мировоззрение, естествознание, теология. М.: Политиздат. 1986.
  140. З.В. П.Я. Чаадаев. В кн.: История философии в СССР. Т. 2. М., 1968.
  141. Современный Вьетнам: реформы, обновление, модернизация (1986−1997 гг.) / Е. В. Кобелев- Рос. акад. наук. Ин-т востоковедения. М.: ИВ РАН, 1999.
  142. , А .Я. Очерки по вьетнамской культуре / Дальневост. гос. ун-т. Владивосток, 2000.
  143. В. Слава Божья и путь творения // Журнал Московской Патриархии. 1987, N 2.
  144. Социалистическая Республика Вьетнам. Конституция и законодательные акты Пер. с вьет. Сост. А. Г. Буданов, Е. Р. Богатова.- Вступ. ст. JI. М. Гудошникова, Е. Р. Богатовой. М.: Прогресс, 1988.
  145. B.C. Становление научной теории. Минск: БГУ. 1976.
  146. Структура и развитие науки. М.: Прогресс. 1978
  147. А.Д. Религия в истории общества.- М.: Наука, 1979.
  148. А.Д. Социальные и гносеологические корни религии. И.: АН СССР, 1961.
  149. Ю. Православие и Католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения. Встреча, 2002 г.
  150. Тарасов JL В. Мир, построенный на вероятности. М.: Просвещение. 1984.
  151. Тейяр деШарденП. Феномен человека. М.: Наука. 1987
  152. Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов H.H., Яблоков А. В. Краткий очерк теории эволюции. М.: Наука. 1969 408 С.
  153. С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1976.
  154. Д.А. Об иезуитах Москвы и Петербурга. СПб., 1859.
  155. Д.А. Римский католицизм в России. СПб., 1876 1877, Т. 1 -2.
  156. М. Восточная философия. Пер. с англ. Ю. Бондарева. М.:ФАИР-ПРЕСС, 2000 г.
  157. Традиционная вьетнамская философия и общественная мысль в современной историко-философской науке Социалистической республики Вьетнам“. М., ИФ РАН, 1989.
  158. К.В. Русские иезуиты и истина, СПб., 1895.
  159. А.Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс. 1990.
  160. Д.М. Психология религии. М.: Знание, 1969.
  161. Д.М. Религия и общество.- М.: Знание, 1971.
  162. Устройство Римско-католической церкви в России. Типография МВД, СПб., 1867.
  163. Н.Г. США: политика в Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1975.
  164. Философия и наука. М.: МГУ. 1973.
  165. Философия и теория эволюции. М.: Наука. 1974.
  166. Хауке-Литовский А., свящ. Из истории русского католичества. // Истина и Жизнь № 3−4 (1991).
  167. Д.В. Положение иноверия в России. Историческое обозрение. Тип. Варшавского уч. Округа, Варшава, 1904.
  168. E.H. Русский католицизм. Забытое прошлое российского либерализма. Едиториал УРСС, 1999 г.
  169. Д.Н. Вопрос о располячении костела в прошлом и настоящем. Тип. Тов-ва „Новое Время“, СПб., 1913.
  170. Шевцов-Платонов А.М., свящ. О римском католицизме и его отношениях к Православию. Вып. 1-й и 2-й, М. 1869 и 1870.
  171. Шерн-Борисова И. С. Христианская религия и современный колониализм.- М.: Наука, 1965.
  172. Шкаровский М. В, Черепнина Н. Ю. Римско-Католическая Церковь на Северо-западе России в 1917 1945 гг., „Нестор“, Шикер А. К. СПб., 1998.
  173. И.И. Факторы эволюции. М.- Л.: Изд-во АН СССР. 1946.
  174. Е.Ф. Католицизм в России. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефона т. 14а
  175. В.К. „Диалог религий“: идеология и практика. Альфа и Омега, 1997, N1 (12), с. 281−295, N2 (13), с.223−240.
  176. Г. А. Религии стран Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1980.
  177. Э. Что такое жизнь? М.: Изд-во ин.лит.1947.
  178. С. С. Храмы Санкт Петербурга: история и современность, „Глаголь“, СПб., 1994.
  179. Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.
  180. В.А. Познание явлений жизни. М.: Наука. 1984.
  181. Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 19.
  182. Ф. К истории первоначального христианства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 22.
  183. Ф. Крестьянская война в Германии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.7.
  184. В. А. Познание явлений жизни. М.: Наука. 1984
  185. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21.
  186. П., Холм Р. Процесс эволюции. М.: Мир. 1966
  187. А.В. Католичество и Россия // Истина и Жизнь № 3−4, 1991.
  188. А. В. Россия и Вселенская Церковь: судьбы российского католичества // в сборнике: „Религия и демократия“, М., 1993.
  189. Н.С. Теология и философия в религиозной мысли США XX века. М.: Наука. 1986.
  190. А.В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение. М.: Высшая школа. 1981.
  191. И.Н. Методологические проблемы социологии религии.- М.: Московский университет, 1972.
  192. И.Н. Социология религии.- М.: Мысль, 1979.
  193. IV съезд Коммунистической партии Вьетнама. Ханой, 1977.
  194. Barbour I.G. Science, Religion and the Counterculture."Zygon».Chicago. 1975, v. l0, N 4
  195. Berry R.J. I believe in God. Maker of heaven and earth // Creation and Evolution.
  196. Cupitt D. The worlds of Science and Religion. L.: Sheldon Press. 1984.
  197. Dyson F. Science and Religion // Religion, Science and the Search for Wisdom. г /
  198. Fritzsch H. Science and Religion are Complementary // Science and Religion.
  199. Hall N., Hall L. Science and Religion are Opponents // Science and Religion.
  200. Heller M. Scientific Rationality and Christian Logos // Physics, Philosophy and Theology.
  201. Marx and Engels. On Religion Moscow, Foreign lanuages publishing House 1957.
  202. Mc Kown D. Science Schould Replace Religion // Science and Religion.
  203. Midgley M. Religion improves Science.-Science and Religion.
  204. Peters K. Religion and the evolutionary theory of knowledge. «Zygon». 1982, V. 17, N4.
  205. Quay P. Science and Religion // Religion, Science and the Search for Wisdom.
  206. Twining R.H. Science and Religion: convergence or collision. Lakemont: CSA Press. 1972.
  207. A.G. Haudricourt, Pascal Dibie. Les pieds sur teite. Ed. A.M. Me aillie Paris. 1987.
  208. Carayon Aug., Golitzin Aug. Mission de jesuites en Russie // L’Union, Aout 7, 1869.
  209. Carayon A. Mission de jesuites en Russie, 1804 1824. Paris, 1869.
  210. E. Durkheim. Les formes elementaires de la vie religieuse. PUF Paris 1979.
  211. J. Bauberot. La laicite quel heritage. Paris. 1990.
  212. J. M. Auzias. L’Anthropologie contemporaine. PUF. Paris.1976
  213. J. Obrien, M. Palmer. Atlas des religions dans le monde Autrement, Paris, 1994.
  214. La persecution religieuse en Russie // Les missions catholiques, Juin 1874.
  215. Le Catholicism romaine et l’orthodoxie russe // Librairie internationale. Paris, 1870.
  216. Trojanowskij I.A. The Catholic church in the USSR. «Новости», M., 1984.
  217. S. Amin. L’Eurocentrisme. Critique une idiologie. Anthropos. Paris. 1988.
  218. A.D. Rhodes. «Hanh trinh va truyen giao». UBDKCGTPHCM. 1994.
  219. Bao ngaai Cong giao so 27 4/7/1998.
  220. Bao ngirdi Cong giao so 30- 25/7/1988.
  221. Bo giao luat. Nguyet san Trai tim DGc me XB.
  222. Bui DQc Sinh. «Lich sCi giao hoi Cong giao». Tron bo Chan ly. Sai Gon 1972.
  223. Cong dong Va ti can II, hien che, s<5c chi, tuyen ngon. UBDK Cong giao TP HCM 1995.
  224. Cao Huy Thuan. «Dao Thien Chua va chu nghTa thyc dan 6 Viet Nam». Que hirang.1988.
  225. Cao Van Luang. Thu doan cua chu nghla thuc dan moi cua My doi v6i cong nhan, lao dong mien Nam Viet Nam. Nghien cCiu lich sCi. Ha Noi, 1973, so 153, tr. 15−28.
  226. Dang Cong San Viet Nam. Tai lieu nghien cCiu Nghi. quyet Dai hoi Dang Ian thu VIII. NXB Chinh tri Quoc gia, HN. 1996.
  227. Dao Trung Hieu. «Cuoc lu hanh due tin» tap 1, 2. UBDK Cong giao TP HCM-1933.
  228. Gras (Yves). «Lich sCi chien tranh Dong Duong». Phan 3 NXB Plon, Pari 1979. Vien lich su quan su Bo quoc phong dich.
  229. Giao hoi, chu nghTa thuc dan va cac phong trao doc lap dan toe. NXBST-HN, 1961.
  230. Giao hoi trong the gioi ngay nay. Chan ly 1995.
  231. Ho Chi Minh. Toan tap. Tap 1,2,4. NXBCTQG. ST-HN. 1995.
  232. Nguyen Hong Duong. «Hoat dong ton giao va chinh tri cua Thien chua giao mien Nam thai ky My Nguy (1954 1975)».
  233. Nguyin Van Kiem. «Vai tro cua giao hoi Thien chua trong cuoc xamluge Viet Nam cua thuc dan Phap» Tap chi nghien cOu lich sir so 35/6/ 1998.
  234. Nguyen Huu Vui. «Ton giao va dao ddc nhin tu mat triet hoc.» Tap chi triet hoc so 4. 1993.
  235. Phao lo Trung Chinh. «Ngudi Cong giao trudc thoi cuoc». Nha in Le Bao Tinh-Phat Diem, 1950.
  236. Ro gie Ga-ro-di. «Nha tho, chu nghTa thuc dan va phong trao doc lap dan toe». Tap chi hoc tap-Tai lieu dich thang 1/1961.
  237. Sach thuat cac Tha chung thuoc dja phan Tay Dang ngoai. In tai K6 sat 1903.
  238. Thong diep cua Giao hoang Pio 23/121 946. Trich dang trong tha luan lau so 5 cua Linh muc Le Hau Tu 2/1950. Ta lieu lau hanh noi bo.
  239. Tha mang so hiau. 1. 016 B/187 nam 1951. ta lieu lau hanh noi bo.
  240. Tran Tarn Tinh." Thap gia va laoi gaom NXB Tr§ Tp HCM, 1988.
  241. Tran Van Anh. Doi thoai voi Bui Tin (Tai lieu tham khao so 20. Ma so KX 01 -02.
  242. Tran Van Giau. Su phat trien ta taong Viet Nam. T. 1,2. NXB KHXH. 1973.
  243. Tran Van Giau. Giao hoi, chu nghTa thuc dan va cac phong trao doc lap dan toc. NXBST HN 1961.
Заполнить форму текущей работой