Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности детей и подростков, больных бронхиальной астмой: В связи с задачами профилактики психосоматических расстройств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ проведённых теоретических и экспериментальных исследований по проблеме показал, что в патогенезе психосоматического расстройства можно рассматривать следующую цепь реакций. При воздействии на организм угрожающих факторов (реальных или виртуальных) разворачивается эмоциональный процесс, который является сигналом для автоматической перестройки функций организма в направлении мобилизации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные научные представления о психосоматических заболеваниях и обоснование направления исследования
    • 1. 1. Концепции патогенеза психосоматических заболеваний
    • 1. 2. Психосоматические механизмы этиопатогенеза болезней адаптации
    • 1. 3. Клинико-психологические исследования детей и подростков, больных бронхиальной астмой
  • Глава 2. Характеристика обследованных групп. Методы психологической диагностики и анализа данных
    • 2. 1. Социально-демографические, половозрастные характеристики обследованных детей и подростков
    • 2. 2. Методы клинико-психологической диагностики
    • 2. 3. Методики математико-статистического анализа результатов
  • Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение
    • 3. 1. Клинико-психологические характеристики здоровых и больных детей и подростков
    • 3. 2. Соотношения индивидуально-психологических характеристик и состояния здоровья у детей и подростков
    • 3. 3. Клинико-психологические «симптомокомлексы» социальнопсихологических дезадаптации у подростков
  • Глава 4. Разработка принципов первичной и вторичной психопрофилактики психосоматических расстройств у подростков в условиях образовательных учреждений
    • 4. 1. Результаты скринингового исследования подростков и молодежи
  • 15−21 года
    • 4. 2. Разработка алгоритма клинико-психологического обследования в организованных коллективах детей и подростков для раннего выявления группы риска по психосоматическим заболеваниям
    • 4. 3. Обоснование положений психологической коррекции патогенных эмоционально-поведенческих реакций детей и подростков с функциональными нарушениями здоровья

Психологические особенности детей и подростков, больных бронхиальной астмой: В связи с задачами профилактики психосоматических расстройств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

По данным Министерства здравоохранения Российской федерации: «Состояние здоровья населения Российской Федерации, в настоящее время, прогрессивно утрачивает стабильность, происходит ухудшение ряда важнейших показателей, характеризующих здоровье. Особенно неудовлетворительно здоровье школьников, из которых лишь 10% являются здоровыми». Отклонения в состоянии здоровья среди дошкольников, учащихся до 14-летнего возраста и выпускников школ 15−17-летнего возраста имеют отрицательную динамику и увеличиваются в 3,7 раза. Статистика последних лет свидетельствует, что лишь 16% детей школьного возраста могут быть признаны психически полностью здоровыми. [95].

В школьные учреждения поступает до 30% детей, имеющих те или иные отклонения в психической и соматической сферах, а заканчивают школу с подобными отклонениями уже 80%. Тревожным является состояние нервно-психического здоровья школьников, наиболее часто проявляющееся в виде астенических состояний, неврозов, нарушений формирования личности и психосоматических расстройств. Распространенность последних, по данным разных авторов, колеблется от 14% до 50%.

Значимость проблемы психосоматических заболеваний подтверждается данными многочисленных клинико-эпидемиологических исследований. Показано, что три четверти пациентов с психическими расстройствами разного уровня так и не попадает в поле зрения специалистов.

30 до 50% лиц, обращающихся за помощью в поликлиники и стационары, страдают не соматическими, а пограничными психическими расстройствами, а у как минимум 25% пациентов с действительным соматическим страданием значительную роль в клинической картине играют симптомы психического расстройства [65, 79, 42]. Кроме того, необходимо принять во внимание, что указанные данные, как правило, не учитывают пациентов с психосоматическими и соматогенными психическими расстройствами. До 70% больных, находящихся в обычных стационарах, нуждаются либо в консультации, либо в лечении психиатра или психотерапевта [106]. Отсутствие данной специализированной помощи приводит к диагностическим ошибкам, хронизации патологических процессов, длительному и, зачастую, безрезультатному лечению пациентов, которое в среднем продолжается от 8 до 9 лет, до обращения к специалисту психосоматического профиля.

К сожалению до конца не изученными остаются механизмы формирования психосоматических расстройств. Общепризнанным является активное участие в этиопатогенезе данных заболеваний факторов социально-психологического порядка.

Все большее внимание специалисты обращают на базовые структуры, формирующиеся в детском возрасте на основе генетических предпосылок, которые выступают в качестве основы формирования многоуровневых функциональных психосоматических патологических систем, так называемых «структурных аттракторов здоровья» [7].

Бронхиальной астмой по данным Всероссийского научного общества пульмонологов страдают от 4 до 8% населения, у детей этот процент повышается до 5−10%, у взрослых — колеблется в пределах 5%. Бронхиальная астма может стать причиной не только значительного снижения качества жизни человека, но и привести к инвалидности и даже к летальному исходу. При этом отмечено увеличение частоты смертельных исходов среди лиц молодого возраста. По данным Lamer Е.(1988) наибольшая частота летальных исходов наблюдается у больных в возрасте от 15 до 24 лет [178]. Средний возраст умерших от бронхиальной астмы детей по данным Matsui Т., Boba М. составлял 12,4 года. Летальный исход, как правило, наступает у больных с тяжелой, длительно текущей бронхиальной астмой. Длительность заболевания у детей, умерших от астмы, превышала 3 года и в среднем составляла 9.1 года [182].

Как показали многие эпидемиологические исследования, критическим является препубертатный и пубертатный периоды, т.к. около 80% смертей при бронхиальной астме приходится на возрастной интервал 11−16 лет. [82].

Данные различных источников, свидетельствуют о преобладании среди детей и подростков, больных бронхиальной астмой, лиц мужского пола. [23- 55- 123].

Несмотря на множество работ, по исследованию бронхиальной астмы, все же уделяется мало внимания изучению способов реагирования детей и подростков больных бронхиальной астмой на стрессовые ситуации, неосознанные и осознанные защитные стратегии (механизмы психологической защиты, копинг-стратегии), субъективного восприятия ими качества собственной жизни, способов отреагирования негативных эмоций. В исследованиях детей младшего школьного возраста недостаточно учитываются личностные особенности в формировании патологической психосоматической функциональной системы. В доступных нам источниках нет указаний на связь между возрастом больного ребенка и его внутренней картиной болезни защитой от неблагоприятной психологической обстановки, способом восприятия болезни и других особенностей. В связи с чем актуализируется задача исследования вклада индивидуально-психологических особенностей детей и подростков в формирование патологической психосоматической функциональной системы. Учитывая существенное преобладание среди детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой лиц мужского пола (1:3), возникает необходимость более глубокого изучения именно этой группы больных. Анализ клинико-психологических характеристик детей различной возрастной категории, здоровых и больных позволяет более полно изучить компоненты патологической психосоматической системы что, в свою очередь, дает возможность оптимизировать мероприятия по профилактике и своевременной коррекции факторов усугубляющих течение данного заболевания.

Цель настоящего исследования — изучение психологических характеристик детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой, для экспериментально-методологического обоснования принципов профилактики психосоматических расстройств.

Объект исследования: дети и подростки, страдающие бронхиальной астмой.

Предмет исследования: устойчивые личностные свойства, характеристики эмоционального реагирования (тревожность, агрессивность и др.), защитные механизмы, копинг-стратегии, межличностные отношения, уровень качества жизни, свойства вегетативной нервной системы.

Научно-методологическую основу исследования составили теоретические положения комплексного (Б.Г.Ананьев), интегративного (В.Н.Панфёров) подходов в изучении психологии человекаонтогенетической концепции психосоматической дезадаптации (онтогенетической концепции структурного аттрактора болезни) (Губачев Ю.М., Симаненков В. И., В.А.Ананьев) — теории функциональных систем (П.К.Анохин) — системного подхода в психологии (Ганзен В.А., Ломов Ф.Б.), теории общего адаптационного синдрома (Г. Селье).

Гипотеза: особенности эмоционального реагирования у детей и подростков способствуют формированию патологических функциональных систем, хроническая актуализация которых ведет к развитию психосоматических расстройств, в частности, бронхо-легочной патологии.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести скрининговое исследование и проанализировать состояние здоровья учащейся молодёжи в возрасте 15−21 года.

2. Изучить психологические особенности эмоционального реагирования у детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой.

3. Оценить вклад («удельный вес») эмоционально-поведенческих реакций в патогенез бронхиальной астмы у подростков и юношей.

4. Разработать психодиагностический алгоритм для выявления групп риска развития психосоматических расстройств среди подростков.

5. Обосновать принципы психопрофилактики и психокоррекции дезадаптивных форм эмоционального реагирования у детей и подростков с функциональными нарушениями здоровья.

Научная новизна.

В диссертационном исследовании реализованы принципы системного подхода к выявлению психосоматических соотношений в процессе развития заболевания.

Проанализированы психологические особенности эмоционального реагирования больных бронхиальной астмой детей и подростков в сравнении со здоровыми.

На примере бронхиальной астмы изучены и описаны психологические компоненты «структурного аттрактора болезни», выступающие в качестве профилактических мишеней при психосоматических дезадаптациях. Раскрыты новые области изучения механизмов развития психосоматических расстройств. Исследована динамика формирования паттернов эмоционально-поведенческого реагирования у детей и подростков, ведущих к психосоматической дезадаптации.

Впервые сформулированы клинико-психологические симптомокомплексы", входящие элементами в структуру нарушений здоровья детей и подростков.

Научно обоснован и разработан диагностический алгоритм для выявления признаков дезадаптивного эмоционального реагирования и состояний психоэмоционального напряжения, который может быть использован в психопрофилактических мероприятиях.

На основании полученных результатов выделены принципы психокоррекции дезадаптивных форм эмоционального реагирования у детей и подростков с функциональными нарушениями здоровья.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке и экспериментальном обосновании концептуальных представлений о значении и участии факторов психологической природы в генезе и динамике соматических заболеваний. Проведённое исследование позволило, интегрировав научные представления из разных предметных областей — психологии, физиологии, медицины — описать модель одного из возможных механизмов формирования психосоматической патологии. Подобная теоретическая интеграция открывает новые возможности для практической реализации научно-обоснованных направлений психологической профилактики нарушений здоровья детей и подростков.

Практическая значимость. Выявленные психологические факторы, способствующие нарушению соматического здоровья в детском и подростковом возрасте, позволили обосновать направления психологической коррекционной работы в целях профилактики заболеваний и укрепления здоровья учащихся.

Разработана формализованная экспресс-анкета для психопрофилактических обследований учащихся с целью своевременного выявления групп риска развития психосоматических расстройств (лиц, находящихся в начальной стадии формирования «структурного аттрактора болезни»).

Материалы исследования могут использоваться в подготовке клинических психологов и врачейинтернистов.

Положения выносимые на защиту:

1. Дети и подростки, страдающие бронхиальной астмой, отличаются от здоровых сверстников психологически обусловленными особенностями эмоционального реагирования, заключающимися в торможении поведенческих компонентов эмоциональных реакций.

2. Пациенты с диагнозом бронхиальная астма характеризуются приверженностью к социальным нормам, зависимостью от внешней оценки, меньшей устойчивостью к стрессам, пассивной позицией. Эти особенности обусловливают деформацию целостного паттерна эмоционального реагирования, что сопровождается психоэмоциональным напряжением и способствует развитию психосоматических заболеваний.

3. Психологические особенности больных бронхиальной астмой не однородны, они описываются рядом индивидуально-психологических «симптомокомплексов», объединяющим признаком которых является приобретённый стереотип торможения эффекторных звеньев эмоциональной реакции.

4. Психодиагностические «симптомокомплексы», определяющие различия механизмов контроля эмоций и стилей эмоционального реагирования, позволяют индивидуализировать методы психологической коррекции и психопрофилактики.

5. Выявленные психодиагностические «симптомокомлексы» являются прогностически значимыми и служат индикаторами для выявления групп риска при массовых психопрофилактических обследованиях учащихся.

Апробация работы. Полученные в исследовании данные обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Психология в школе: зона ближайшего развития» в 2002 г. РГПУ им. А. И. Герцена, на научно-практической конференции «Ананьевские чтения» в 2004 г. СПбГУ. Результаты диссертационного исследования неоднократно докладывались на аспирантских семинарах кафедры клинической психологии психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена в 2003;2004 гг. Материалы исследования вошли в научные проекты кафедры клинической психологии, выполняемые по заданию Минобразования РФ в 2003;2004 гг. в рамках научной программы «Федерально-региональная политика в науке и образовании».

Результаты исследования были использованы при подготовке практических и лекционных занятий по учебным дисциплинам «Методы психологической диагностики и коррекции при психосоматических и соматических расстройствах», «Основы психосоматики» и «Психология ¦здоровья» в РГПУ им. Л. И. Герцена.

Материалы диссертации отражены в 7 публикациях, но теме исследования общим объемом 1,9 п.л.

Выводы.

1. У детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой, аффективные реакции недостаточно реализуются в поведенческих паттернах и блокируются «интеллектуальным» контролем. Больные бронхиальной астмой отличаются от здоровых сверстников большей приверженностью к социальным нормам, повышенной ответственностью, зависимостью от чужого мнения, осторожностью, обедненным репертуаром проявления чувств и отсутствием спонтанности.

2. Поведенческие проявления эмоциональных переживаний здоровых подростков отличаются большим репертуаром и гибкостью. У больных бронхиальной астмой детей и подростков содержание и диапазон этих проявлений гораздо уже и описывается меньшей совокупностью логических правил, что обуславливает ограничения их адаптационных возможностей и повышает риск возникновения болезни.

3. Выявленные и описанные «симитомокомплексы» позволяют дифференцировать различные механизмы контроля эмоций и стиля эмоционального реагирования у больных бронхиальной астмой.

4. Сходные механизмы эмоционального реагирования и поведенческих проявлений выявленные у больных бронхиальной астмой, и подростков в «предболезненном состоянии» позволяют рассматривать блокирование поведенческого компонента эмоциональной реакции, обусловленное механизмами контроля, в качестве одного из факторов риска развития психосоматических заболеваний.

5. Предлагаемый психодиагностический алгоритм позволяет выявить «группу риска» при массовых профилактических обследованиях учащихся и, следовательно, обеспечивает повышение эффективности первичной и вторичной психопрофилактики психосоматических заболеваний в условиях образовательных учреждений.

6. Коррекция дезадаптивных особенностей эмоционально-поведенческих реакций является необходимым условием оптимизации программ психокоррекционного консультирования, используемых в групповой и индивидуальной работе с детьми и подростками.

Заключение

.

Анализ проведённых теоретических и экспериментальных исследований по проблеме показал, что в патогенезе психосоматического расстройства можно рассматривать следующую цепь реакций. При воздействии на организм угрожающих факторов (реальных или виртуальных) разворачивается эмоциональный процесс, который является сигналом для автоматической перестройки функций организма в направлении мобилизации, которая и проявляется системой неспецифических реакций — общим адаптационным синдромом. Эффекторными звеньями эмоционального процесса являются в первую очередь мышечная, дыхательная, и вегетативная системы, которые включаются в процесс автоматически. Современный человек, обученный навыкам сознательного контроля поведения, осознанно или неосознанно блокирует эффекторные звенья эмоциональной реакции. В результате таких прерываний формируется застойное напряжение этих систем, которое, уже по механизмам обратных связей, поддерживает соответствующие процессы в подкорковых центрах регуляции. Таким образом, замыкаются порочные круги: неотреагированное эмоциональное напряжение способствует формированию застойных очагов, поддерживающих это напряжение. Нарушения функций физиологической системы постепенно переводит к перестройке её регуляции и в дальнейшем к изменениям структуры органов и тканей, составляющих эту системы.

Эти результаты послужили основой для формирования гипотезы, которая заключалась в следующем: психологически обусловленные особенности эмоционального реагирования у детей и подростков формируют условия, предрасполагающие к нарушениям соматического здоровья.

В результате проведённых исследований было установлено, что нарушения эмоционального реагирования, то есть блокирование поведенческого компонента эмоциональной реакции, обусловленное механизмами психологического контроля сопровождается формированием состояния психоэмоционального напряжения с сопутствующей астенизацией и связаны с нарушениями здоровья по механизмам психосоматического заболевания. Так, в частности, подростки и юноши с бронхиальной астмой отличаются от своих здоровых сверстников качественными особенностями эмоционального реагирования. Эти особенности формируются в раннем возрасте и обнаруживаются уже и у младших школьников. Эти особенности проявляются в том, что эмоциональное переживание блокируется контролем сознания и не реализуется во внешнем поведении, как это происходит у их здоровых сверстников. При этом эти эмоции не вытесняются, они «интеллектуально» контролируются. Согласно теоретическим представлениям (глава 1) такая деформация целостного паттерна эмоционального реагирования приводит к состоянию психоэмоциональной напряжённости, что и проявляется неосознаваемой тревогой.

Такой стиль поведения, как следует из результатов экспериментального исследования, обусловлен большей приверженностью социальным нормам, зависимостью от чужого мнения, неуверенностью в собственном мнении. Феноменологически это выражается меньшей спонтанностью поведения, осторожностью, скованностью, бедным проявлением чувств. Субъективно такое состояние переживается как чувство повышенной ответственности, от которого хотелось бы избавиться.

Экспериментальные данные подтверждают представления о многообразии психологических детерминант эмоционального реагирования, -не выявлено универсального механизма психологической регуляции поведения. Но всё это многообразие индивидуальных проявлений так или иначе сопряжено с блокированием эффекторных звеньев эмоционального реагирования. И хотя это эмоциональное нарушение достигается разными способами, потому и проявляется у всех по разному, но по сути своей представляет специфическую поведенческую компоненту отреагирования отрицательных эмоций и в связи с этим формирования механизма психологической адаптации по типу психосоматизации.

Таким образом, несмотря на многообразие индивидуально-психологических проявлений и невозможность унификации л их проявлений, как у больных так и у здоровых подростков из-за несформированности личностных структур, четко прослеживается нарушения эмоционального реагирования у больных подростков. Что подтверждает гипотезу исследования.

Показано, что психологически обусловленные особенности эмоционального реагирования у детей и подростков создают условия, предрасполагающие к нарушениям соматического здоровья. В связи с этим, важно, уже с раннего возраста выявлять детей предрасположенных к таким нарушениям и проводить психокоррекционную работу с группами таких детей и подростков в детских дошкольных учреждениях и школах.

Главной задачей массового психопрофилактического обследования является надёжное выявление группы риска для последующего углублённого обследования.

Для этих задач нами была разработана формализованная экспресс-анкета, выявляющая предрасположенность к психосоматической форме адаптации за счет нарушения эмоционального реагирования.

Показано, что разработанная экспресс-анкета выделяет три группы здоровья у подростков: «здоровые», «пограничные» (подростки без какого-либо хронического заболевания, но с жалобами на здоровье, преимущественно психогенного характера, «психосоматические больные».

Для внедрения в массовые психопрофилактические исследования методика нуждается в стандартизации: проведения процедуры валидизации и оценки ее надежности, что не входило в задачи данной работы.

Выявленные психологические механизмы, повышающие риск развития психосоматического заболевания, а также предложенный алгоритм для выявления группы риска, открывают перспективы для разработки коррекционных программ с целью первичной психопрофилактики психосоматических заболеваний в условиях образовательных учреждений.

Данные программы должны должны включать: выявление группы риска по развитию психосоматических заболеваний, коррекционную работу на осознавание и принятие возможности выражения отрицательных эмоций, а также обучение навыкам саморегуляции, как наиболее адекватному методу снятия эмоционального напряжения.

Таким образом, одной из важнейших задач деятельности психологов образовательного учреждения и сотрудников районных и городских психолого-педагогических центров должна стать работа направленная на сохранение здоровья детей и подростков через психопрофилактику психосоматических расстройств.

Исходя из вышеизложенного, профилактика общего девиантного синдрома адаптации могла бы проводиться через конкретные школьные предметы, например, включение обучения основам саморегуляции в одну из практических школьных дисциплин: «Основы безопасной жизнедеятельности» или «Психология».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение, М., 2002
  2. Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // Русский мед. жури.-1996, Т. 3, № 11.- С. 689−694).
  3. Алекситимия и методы её определения при психосоматических расстройствах, СПб., 1994
  4. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М., 1980
  5. Ананьев В. А, В. И. Симаненков Психосоматическая медицина. Введение. Пермь. 1994. С. 25.
  6. Ананьев В. А В. И. Симаненков Концептуальные основы онтогенетической психосоматики. Сб. Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. К 100-летию со дня рождения В. Н. Мясищева. СПб., ин-т им. В. М. Бехтерева. 1994. С. 180−188.
  7. Ананьев В. А Основные принципы взаимодействия адаптационно-компенсаторных механизмов при формировании и динамике психосоматической и пограничной нервно-психической патологии. // Вестник Балтийской Академии. Вып.20. СПб., 1998. -С.50−73.
  8. В.А., Кириянова М. Ю. Динамическая оценка психосоматического состояния детей 3-х классов, (в сооавт. С. 15−17. //1У Всероссийская научно-практическая конференция «Образование и здоровье»: Тезисы докладов. -Калуга: КГПУ, 1998.
  9. Ананьев В. А Психологическая адаптация больных бронхиальной астмой в семье. Ежегодник. Психология сегодняЛ Материалы 1-Всероссийской научной конференции по психологииЛ М. 1996. Т. 2., Вып. 1. С.98−99.
  10. Ю.Ананьев В. А Человек как психосоматическая система. кн. Валеология Человека. Ред. В.П.ПетленкоЛ Т.1, СПб., ПЕТРОК., 1996. С. 108−111, 131 157.
  11. П.Ананьев В. А Социальная детерминация болезней адаптации.\ Вестник Балтийской Академии. Вып.21. СПб., 1998. -С.73−81.
  12. Ананьев В. Л Введение в психологию здоровья. // СПб., 1998.-131IA. -148С.
  13. Ананьев В. А Психологическая адаптация и компенсация при заболеваниях внутренних органов. Автореферат диссертации доктора психологических наук, СПб., 1999
  14. Ананьев В. А, Никифоров Г. С., Гурвич И. Н. Психология здоровья. СПб, 2000. СПбГУ. 500С.
  15. В.А., Малыхина Я. В., Васильев М.А Социально-психологический мониторинг школьной среды как элемент первичной профилактики аддиктивного поведения, (монография)// СПб., 2002. -177с.
  16. Ананьев В. А Особенности дискретного типа личности в этиопатогенезе психосоматических расстройств, //журн. Вестник психотерапии. СПб, 2003. -№ 10 (15). -с.45−55
  17. П. К. Очерки по физиологии функциональных систем, М., 1975
  18. В.В., Ротенберг B.C. Поисковая активность и ее влияние на экспериментальную и клиническую патологию// Журн. высшей нервной деятельности, 1976, № 2, т. 26, с. 424−428
  19. Е.Ф., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений, Л, 1985
  20. И.И. Стратегия терапии и профилактики бронхиальной астмы у детей.- Педиатрия, 1998.- № 4.- с.92−96.
  21. И. И. Гребенюк В. Н. Атопический дерматит у детей, М., 1999.-237
  22. И. И. Барт Б.Я., Бержец В. М. и др. Аллергия и иммунопатология (иммунные механизмы формирования, принципы терапии) М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. -282 с.
  23. Ф. В. Психическая и психофи миологическая адаптация человека.Л.: Паука, 1988.
  24. Ф.Б., Барлас Т.В.Социально-психологи-ческая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах, // Журн. Невропат, и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1994, т. 94, N 6, с. 38−43.
  25. Н. П. О мозге человека. СПб.: Изд-во «Нотабене», 1994. -244с.
  26. Бочанова Е. В. Изменения психики при заболеваниях органов дыхания
  27. Н.Н., Сенкевич Н. Ю., Калиева А. Д. Применение опросника SF-36 для оценки качества жизни. Центральноазиатский медицинский журнал. — 1998. -№ 4−5
  28. В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн., М., 1999
  29. Бронхиальная астма у детей, /под ред. С. Ю. Каганова. М. «Медицина», 1999.,
  30. К. М. и Курцин И. Т., Кортико-висцеральная патология, Л., 1960
  31. А. Истоки характера у детей// Вопросы психологии, № 5, 1990. —С Л 29−140
  32. Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 16, 31—58
  33. Вельтищев Ю. Е Царегородцев А. Д., Казанцева J1. 3. Прогресс генетики и его значение для педиатрии // Российский вестник перинатологии и педиатрии.-N 5. Том 46-с.6−13.-Б.м., 2001
  34. В.А., Ивонин А. А. Психофизиологические характеристики алекситимии и тревоги v больных соматоформными вегетативными дисфункциями Вестник Клиническои Психологии т. 1, № 2, 2003
  35. В.М., Коновалова ПЛ. О профилактике и терапии нарушений психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. -№ 1. С. 71−72.
  36. JI.C. Мышление и речь. Собрание сочинений, 1984, т.2, с.5−295)
  37. Т.В. Особенности клинического течения и лечения бронхиальной астмы у подростков. 6 Национальный конгресс по болезням органов дыхания. Новосибирск, 1−4 июля 1996 г.
  38. Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства Ч V. М.: Мир, 1966
  39. А.А., Медведев В. И. Прогнозирование психофизиологических состояний, Л., 1973, 144 с.
  40. Н.А., Каганов С. Ю. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика, и ее реализация». М., 2002
  41. В.А., Раюшкин В. А., Олейчик И. В., Чурлин Ю. Ю., Карамышева Е. И. Фитотерапия умеренных депрессий препаратами зверобоя (аналитический обзор) // Психиатрия и психофармакология. Репринт. М.: Издательство «Медиа Медика», 2000.
  42. Ю.М., Стабровский Е. М. Клинико-физиологические основы психосоматических взаимоотношений, Л., 1981
  43. Г. В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов, М., 1978
  44. . И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. С. 32— 69, 72—92
  45. Д. И. Психика и мозг: результаты и персрективы исследований//Мозг и разум, М., 1981
  46. Дюк В., Эмануэль В. Информационные технологии в медико-биологических исследованиях, СПб., 2003, 528 с.
  47. М.В., Бекяшева Е. В., Крылов А. И. Эффективность гипнотерапии в комплексном лечении бронхиальной астмы, // Ученые записки
  48. Санкт-Петербургского государственного медицинскою университета им. И. П. Павлова.-N 1 .Том 8-с.92−93.-Б.м., 2001.
  49. Захаржевский В.Б. «Физиологические аспекты невротический и психосоматической патологии», 1990
  50. С.Г. Бронхиальная астма у детей.—М., 1958.,
  51. .В. Психология личности норма и патология / Под ред. М. Р. Гинзбурга. М., 1998- 52с.
  52. Изард К. Э. Психология эмоций, СПб, 1999
  53. К.Э. Эмоции человека, М., 1980. С. 52−71.
  54. Е.П. Эмоции и чувства. Спб, Питер, 2001., стр. 14
  55. Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. Руководство для врачей, СПб., 2000. 512 е.-
  56. Д.Н. Психосоматический подход и модель психосоматических расстройств у детей и подростков// Вестник клинической психологии, 2003. Том1.№ 2
  57. Г. Л. Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982
  58. С.Ю. Педиатрические проблемы астмологии.—В кн.: Бронхиальная астма / Под ред. А. Г. Чучалина.—М., 1997.—Т. 2.—С. 160—181.,
  59. А.Г. Ковпак. Д.В. Антистресс-тренинг, СПб., 2004, 192с.
  60. Г. И., Сэдок Дж.Б. Клиническая психиатрия: Пер. с англ. -М.: Медицина, 1994. Т. 1. — 672 с.
  61. .Д. Психотерапия, М., 1985
  62. С. А. Основы психосоматики. СПб., 2003.
  63. JI.В. Психогигиена личности. Основные понятия и проблемы: Учебное пособие. СПб., СПбГ’У, 2000 — 68 е.).
  64. А.В. Депрессия: от реакции до болезни. Пособие для врачей общей практики, СПб., 2003
  65. А. В., Аверьянов Г. Г. Психосоматическая проблема // II Клинические Павловские чтения: Сборник работ. Выпуск второй «Психосоматика». СПб.: Изд-во «Петрополис». — 2001. — с.9−14.
  66. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. М., 1970, с. 178—209.
  67. Лапиня К. Бронхиальная астма и аллергия с точки зрения психосоматической медицины Журнал «Психология для нас», 2003 Ноябрь, 2003
  68. А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971
  69. Лучшие психологические тесты, Петрозаводск, 1992
  70. Любан-Плоцца Б, Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача, СПб., 2000
  71. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Новейший справочник. — М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Сова, 2003. — 928 с.
  72. Ф.З. Адаптация к стрессу: механизмы и защитные перекрестные эффекты // Hyp. Med. J. 1993. — № 4. — С. 23−30-
  73. В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство, М., 2001, 592 с.
  74. В.Д., Соловьева С. Л. Неврозология и психосоматическая медицина, М., 2002
  75. О.Н., Прозоровская К. Н., Иошпа Л. Л. Некоторые клинико-генетические аспекты бронхиальной астмы у детей // Вопр. охр. мат.— 1973.—№ 4,—С. 8—10.,
  76. Ю.Л. Значение экологических факторов при бронхиальной астме у детей. //Пульмонология 2002.- N1.- С.56−62.
  77. ЮЛ., Каганов С. Ю., Царегородцев А. Д., Корсунский А. А. Детский научно-практический центр Министерства здравоохранения Российской Федерации: состояние и ближайшие перспективы.// Рос. вестник перинатологии и педиатрии- 2002.- N5.- С.59−62.,
  78. С.Н. Клиническое применение современных антидепрессантов. СПб., 1995, 568 с.
  79. А.Г., Гагарин Р. Ю. Особенности психологического статуса детей с бронхиальной астмой. 6 национальный конгресс по болезням органов дыхания. Новосибирск, 1−4 июля 1996
  80. А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, методы, стратегии). Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1988. — 263 с.
  81. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». М., 1997.,
  82. В.Н. Очерки частной терапии. Бронхиальная астма. СПб, 1912, с.49−61
  83. В.В., Арина Г. А., Коваленко Н. А. Детско-родительские отношения в семьях детей с бронхиальной астмой. 6 национальный конгресс по болезням органов дыхания. Новосибирск, 1−4 июля 1996 г.
  84. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей, СПб, 2001,507 с.
  85. А.А., Матвеев С. А., Ионова Т. И. и др. Оценка качества жизни больного в медицине. Клиническая медицина, 2000- 78(2)
  86. М.М., Емельянов А. Ю., Живолупов С. А., Цыган В. Н., Лишенко С. В, Клиническая характеристика Жировой эмболии сосудов головного мозга при сочетанной механической травме//Воен.-мед. журн. -1991.-№ 1.-С. 32−33
  87. И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека// Психология индивидуальных различий: Тексты/ Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я., М., 1980, с. 21−23
  88. Псзсшкиан 11. 11си. осоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем. М.: Медицина, 1996. 464 с,
  89. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.256 с.
  90. А.Г. Импрингинг (запечатлевание). Л.: Наука, 197 392." Практикум по возрастной психологии (под ред. Головей Л. А., Рыбалко Е.Ф.), Спб., 2002
  91. В.М., Будневский А. В. Психологические аспекты организации и проведения занятий в «Астма-школе» // Пульмонология. 2000. -№ 4. — С. 63−67.
  92. В.М., Крутько В. Н., Будневский А. В. и др. Особенности психологического статуса больных бронхиальной астмой с алекситимией // Пульмонология. -2000. -№ 3. С. 30−35.
  93. Протокол Российского совещания специалистов здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания, профилактики заболеваний населения 25−27 мая 1999 г. г Москва.
  94. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов, СПб, 1999
  95. Психологическая диагностика лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Методические рекомендации, Уфа, 2000
  96. Психологическое обследование детей дошкольного младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие, М.2003
  97. Пульмонология детского возраста: проблемы и решения. / под редакцией Ю. Л. Мизерницкого и А. Д. Царегородцева.- М, 2002. Вып. 2
  98. И.Б., Щербина А. Ю., Кулак Ю. В. и др. Особенности воспаления дыхательных путей при бронхиальной астме у детей// Педиатрия.— 1997.—№ 2.—С. 9—14.,
  99. А. О судорожной одышке бронхий. Дисс. СПб, 1863,45с
  100. Н.Н., Захаров 11.11., Ковалевская М. Н., Шмелев!:.И., Каганов С. Ю. Хронические болезни легких: ог педиатра к терапевту, М., 2002
  101. B.C., Лршавский В. В. Поисковая активность и адаптация, М., 1984
  102. Л.Л. Сознание болезни и его значение в клинической медицине. Клин, мед., 1957, № 4, с. 41 -56., 105. Рубина Л. П., 1999
  103. Ю. С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. М., 1974, с. 95—112., с. 97
  104. М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осужденных. Уфа: «Здравоохранение Башкортостана», 2001. 88 с.
  105. Селье Г. Стресс без дистресса, М, 1982
  106. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.
  107. Н.Д. Психологические аспекты бронхиальной астмы // Бронхиальная астма / Под ред. А. Г. Чучалина: в 2-х томах, Т.2. -М.: Агар, 1997. -С. 187−212.
  108. Е.А. Методы математической обработки в психологии, СПб., 2001
  109. Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири. Методическое руководство, М., 1990
  110. Е. Д., Березин Ф. Б., Барлас Т. В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клиническме проявления, психотерапия // Materia Medica. 1996.№ 1(9). С. 5−25
  111. Т.С. Бронхиальная астма.—В кн.: Аллергические болезни у детей / Под ред. М. Я. Студеникина, Т. С. Соколовой.—М., 1986.—С. 102—116.,
  112. Г. И. «Учение о грудных болезнях», 18 381 16. Соловьева СЛ., Незнанов Н. Г. Психологические особенности лиц с различными вариантами агрессивного поведения// Обозрение исихиаг. и мед. психол., 1993, № 1, с. 75−77
  113. С.Л. Психологические особенности «психосоматической» личностной структуры Вестник Клинической Психологии т. 1, № 2, 2003
  114. С.И., Бекшаев С. С., Сидоров Ю. А. Основные типы механизмов саморегуляции мозга. Л.: Наука, 1990. — 205 с
  115. Н.Б., Цыган В. Н. Зуева Н.Г. Адаптация центральной нервной системы человека к эколого- профессиональным факторам // Физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 1994. — Т.80, № 6. — С.80−87
  116. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса// Механизмы развития стресса, Кишинев, 1987, с. 52−79
  117. К.В. Стресс: Постулаты, анализ с позиций общей теории функциональных систем // Патол. физиология и эксперим. терапия. 1992. -Вып. 4. — С.86−93
  118. В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства, М., 1986.- 384 с.
  119. Р. М. Эффективность внедрения новых технологий лечения обострения бронхиальной астмой у детей и подростков на догоспитальном этапе, автореф. диссерт к.м.н., М., 2002 ,
  120. А.Ш., Арина Г. А. Теоретические проблемы исследования внутренней картины болезни. Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. Л., 1990, с.32−38.
  121. Н.А. Бронхиальная астма у детей.—М., 1974.
  122. Л.П. Психология в психосоматической клинике: Учебное пособие, Ярославль, 1998, 160 с.
  123. Г. Б., Куприянов С. Ю. Бронхиальная астма как способ психологической адаптацтт к микросоциальной среде. Терапевтический архив, 1985, № 5, С. 31−36
  124. В. JI. Психосоматические соотношения при бронхиальной асгме: Автореф. дис. канд. мед. наук. J1., 1976.
  125. С.И. Дыхательные рефлексы и механизмы одышки. -М.: Медицина, 1974
  126. П. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса иЖ. Пиаже. М., 1975, вып. V, гл, XVI, с. 111−195,с. 145
  127. Фресс Поль Эмоциогенные ситуации// Экспериментальная психология / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже. М.: Прогресс. 1975. Вып. V. С. 133 142)
  128. А. Б., Гаранян Н. Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационнои работы. 199б.№ 1.
  129. А., Гаранян Н.Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств Московский психотерапевтический журнал, 1999, № 2, с. 61−90
  130. Л.В., Ярошевская О. И., Гуревич О. Е., Долгина Е. Н., Пронина Л. А. Характеристика психовегетативногосиндрома у детей с бронхиальной астмой. 6 Национальный конгресс по болезням органов дыхания. Новосибирск, 1−4 июля 1996 г.
  131. В.Н. Нейрофизиологические механизмы компенсации при травмах в экстремальных условиях военно-профессиональной деятельности: Автореф. дисс., докт. мед. наук.-СПб., 1995.-40 с.
  132. В.Н. Функциональное состояние центральной нервной системы в условиях эколого-профессионального перенапряжения // Тр. Воен.-мед. акад. СПб., 1994. — С. 101−107
  133. .Д., Белкин А. И., Веткина В. А., Меланин А. А. Пограничные нервно-психические нарушения у ветеранов войны в Афганистане (посттравматические стрессовые нарушения): Метод, рекомендации / М-во здравоохранения России. М.: Б-и., 1992. — 16 с-
  134. В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов, 1-й том, Братислава, 1988, 202 с.
  135. Чу чал и н А. Г. Бронхиальная астма/Русс. мед. журнал. 1995.
  136. А.Г. Генетические аспекты бронхиальной астмой, ж-л «Пульмонология», 1999- Vol.9, No 4: с.6−10
  137. Abramson L., McClelland D.C., Brown D., Kelner S. Jr. Alexithymic characteristics and metabolic control in diabetc and healthy adults. J. Nerv Ment Dis 1991- 179: 8, p. 490−494
  138. R. 1981. Psychoneuroimmunology. Academic Press, N.Y.
  139. Alexander F. Certain characteristics of the self as related to effction (1951)
  140. Alexander F. French T. Studies in Psychosomatic Medicin. New York The Ronald Press. 1948
  141. Averill J. P. Personal control over aversive stimuli and its relationship to stress // Psychological bulletin, 1973, v. 80, № 4, p. 286−303
  142. Boiten F.A., Frijda N.H. Emotions and respiratory patterns: review and critical analysis. Int J Psychophisiol 1994, 17 p. 13−28
  143. Brautigam W., Christian P. Psychosomatische Medizin. Theime, Stuttgart, 1973
  144. E. L., Fukuhara J. Т., Feiguine R.J. Alexithymic asthmatics: The miscommunication of affective and somatic states.- Psychother Psychosom. 1981, N 36, p. 116−121.
  145. Carlsen K.H., Leegaard J., Lund O.D., Skjaervik H. Allergic alveolitis in a 12-year-old boy: treatment with budesonide nebulizing solution. Pediatr.Pulmonol. 1992- 12:257- 259.
  146. Casolaro V., Gooras S.N., Song Z., Ono S.J. Biology and genetics of atopic disease // Current Opinion in Immunology.—1996.—Vol. 8.—P. 796—803.,
  147. Cannon W. Bodily changes in pain, hanger fear and rage. An account of recent researches into the function of emotional excitement. -N.Y.-London: Appletoncentury Co., 1934., 404 p.
  148. Darwin С. The descent of man, N. Y.: Modem Library, 1948
  149. Dembo T. Der arger als dynamisches problem // Psychol. Forsch., 193
  150. Dirks J.Г., Robinson S.K. Dirks D.L. Alexithymia and the psychomaintenance of bronchial asthma// Psychother. Psychosom., 1981- Мщдю 36, p. 63−71
  151. Dunbar F.N. Psychosomatic diagnosis, New York. L 1948
  152. Ekman P. Basic emotion. In: T. Dalgleish and M. Power (Eds.). Handbook of Cognition and Emotion. Sussex, U.K.: John Wiley & Sons, Ltd., 1999.
  153. Engel G.L., Schmale A.Jr. Psychoanalitic theory of somatic disorder: Conversion, specificity, and disease onset situation. J. Am. Psychoanal. Assoc.> 1967, 15, 344
  154. Fishman S., Hoobbs K., Borish L. Molecular biology of citokines in allergic deasseses and asthma// Immunol, and AH Clin. North America.—1996.— Vol. 16.—№ 3.—P. 613—642.
  155. Freud S. Mourning Melancholia. Collected Papers Hogarth Pressa-London, 1924
  156. Freyberger H. et al. Psychotherpeutic interventions in alexithymic patient. With special regard to ulcerative colitis and Crohn patients. Psychother. Psychosom, 1985- 44: 2: 72−81
  157. Freyberger H. Psychosoziale Probleme bei erzinfarktpatienten. Therapiewoche, 1976, 26, 5510−5514
  158. Fukunishi I., Kaji N., Hosaka T. et al. Relationship of alexithymia and poor social support to ulcerative changes on gastrofiberscopy. Psychosom 1997- 38, 1,20−26
  159. Groen J.J. Clinical Research in Psychosomatic Medicine. Assen 1982.
  160. Groen J.J., Pelser H. Experiences with and results of group psychotherapy in-patients with bronchial asthma. J. Psychosom. Res., 1960, Vol.4, p. 191 -205.
  161. Heim E. Coping und Adaptivitat: Gibt es geeignetes oder ungeeignetes Coping., Pschyth. Psychosom. Medizinische Psychologic, 1988, Helft 1- S. 8−17.
  162. Ililgard 1:. R., Aikinsvv R. C. Introduction to psychology. N. Y.- Chicago: I larcourt. Brace & World, 1967.
  163. Human Emotions. New York: Plenum Press. Г1ер. Изард К. Е. Эмоции человека M. 1980, стр.20
  164. Irvine J., Garner D.M. et al. Prevalence of Type A behavior in untreated hypertensive individuals. Hypertension, 1991- 18, p. 72−78
  165. Jacobson E. Progressive Relaxation. Univ. Chicago Press, Chicago 1938
  166. Janet Pierre De l’Angoisse a I’Exstase. Etude sur les croyance et les sentiments, v.2. 1928, 450—475.
  167. Johnson-Laird, P. N. & Oatley, K. (1992). Basic emotions: a cognitive science approach to function, folk theory and empirical study. Cognition and Emotion, 6, 201−223. .
  168. Jones N.F., Kinsman R. A., Schum R., Rensikoff P. Personality profiles in asthma.- J. Clin. Psychol., 1976, Vol.32, p. 285−291.
  169. Jores A. Praktische Psychosomatik. Huber, Bern, Stuttgart, Wien, 1976
  170. Kisker G. W. The disorganized personality. N. Y.: McGrow Hill, 1972
  171. Kotler Т., Buzwell S., Romeo Y., Bowland J. Avoidant attachment as a risk factor for health. // Br. J. Med. Psychol., 1994. V.67, Pt.3, pp. 237−245.
  172. Kuiper N.A., dinger L.J., Air P.A., Stressful events, dysfunctional attitudes, coping styles, and depression Pers. and Indiv. Diff. 1989. — 10, № 2. — C. 229−237.
  173. Laennec C. Traite d auscultation medicale. Paris, 1825
  174. Lamer B. Why is dying of asthma and way?//J.Pediatr.-1988.-v.l 15.-N5.-p.838−840.
  175. Lasarus R. S. A laboratory approach to the dynamic of psychological stress // Contemporary research in personality / Ed. by L. G. Sarason. Princeton, 1969, p. 94—105.
  176. Lewin K. The dynamic theory of personality. N. Y.: McGraw Hill, 1935.
  177. Maslow A. H. Motivation and personality. N. Y.: Harper & Brothers
  178. Matsui T, Boba M. Death from asthma in children. //Acta Paediatr.Japan.-1 990.-v.32.-N2.-p.205−209.
  179. Mellett P. The birth of asthma. J. Psychosom. Res., 1978, Vol.22, p. 239−246.
  180. Miller E. Psychiatric Aspects of Psychosomatic research// Psychosomatic aspects Paediatrics Perg Press Oxf, Lon, NY, Par, 1961, 137−143
  181. J.L. «Unmentalized» experience in the etiology and treatment of psychosomatic asthma. Contemp. Psychoanal., 1993, Vol.29, p. 314−342.
  182. Mitscherlich A. Krankheit als Konflikt, Bd. 1−2 Suhrkamp, Frankfurt am Main, 1956
  183. Nemiah J.C. Denial Revisited: Reflections on Psychosomatic Theories. -Psychother. Psychosom., 1975, Vol. 26, p. 140−147.,
  184. Nemiah J.C., Sifneos P.E. Affect and Phantasy in Patients with Psychosomatic Disorders, in Modern Trends in Psychosomatic Medicine, Hill (ed), Butterworth, London, 1970 ,
  185. Numata Y., Ogata Y., Oike Y. et al. A psychobehavioral factor, alex-ithymia, is related to coronary spasm. Jpn Circ J 1998- 62: 6: 409- 413
  186. Pesso A. Movement in psychotherapy New York: New York University Press, 1969.
  187. Reiseissen H. Uber den Bau der Lungen. Berlin,
  188. Reister G., Tress W., Schepank H., Manz. R. The epidemiology ofpsychogenic disorders and consequences for prevention // Psychother. Psychosom., 1989, v. 52(1−3), p. 10−20.
  189. Rosenman R. H., Friedman M. The possible relationship of the emotions to clinical coronary heart disearse. In hormones and atherosclerosis. Academic Press, New York, 1959
  190. Salter H. On Asthma its Pathology and Treatment. London, 1860.
  191. Sarajlic N., Persic- Brida M., Gregurek R. Psychosomatic subdecompensation.- Acta med. Jug. 1989, Vol.43, p. 295−302.
  192. Schur M. Comments on the metapsychology of somatization. Psychoanal. Stud. Child., 1955, Vol. 10, p. 1 19 164.)
  193. Schur M. Zur Metapsycologie der Somatisierung// Brede K. (hrsg.) Einfuhrung in diepsychosomatische Medizin. Fisher Athenaum, Frankfurt am Main, 1974
  194. Sells S. B. On the nature of stress // Social and psychotogical factors in stress.N.Y., 1970, p. 134−139
  195. Siegman A.W., Smith T.W. Anger, Hostility and the Heart. Hillsdale, NJ, Erlbaum Associates, 1994
  196. Sifneos P.E. The prevalence of «alexithymic» characteristics in psychosomatic patients. J. Psychother. Psychosom. 1973, Vol.22, p.255- 262.,
  197. Tennen H., Swis J., Affeck G. Personality and daily experience: The promise and the challenge. // J. Pers., 1991, v. 59, p. 313−337
  198. Uexkull Th. Von: Psychosomatische Medizin 3 Aufl — Baltimore 1986- 1274- 1300)
  199. Uexkull Th. Lehrbuch der Psychosomatischen Medizin., Munchen etc.: Urban und Schwarzenberg, 1979, 844 s.
  200. Warner J.O., Jackson W.F. Pediatric Allergy / Wolfe Publishing, an imprint of Mosby-Year Book Europe, 1994.- P. 128.
  201. Weiner H. Psychobiology and human disease. Eiesvier. New York, 1977).
  202. Weizsacker V Psychosomatische Medizin. Verb. Dtsch. Ges. Inn. Med., 1949,55,13
  203. Weizsacker V. Von Falle und Probleme. Enke. Stuttgart, 1955
  204. Weizsacker V. CHnica Psicosomatica: casos у problemas clinicos. Barcelona, Pubul, 1956. 181 p.
  205. Wesiack W. Grandzuge der psychosomatishen Medizin 2 Aufl. -Berlin: Springer Perlag.- 1984. — 155 s.
  206. Williams R.B. Basic biological mechanisms. Lin A.W. Siegman, T.W. Smith (Eds.), Anger, hostility and the heart (p. 117−126). Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1994
Заполнить форму текущей работой