Психологические особенности детей и подростков, больных бронхиальной астмой: В связи с задачами профилактики психосоматических расстройств
Анализ проведённых теоретических и экспериментальных исследований по проблеме показал, что в патогенезе психосоматического расстройства можно рассматривать следующую цепь реакций. При воздействии на организм угрожающих факторов (реальных или виртуальных) разворачивается эмоциональный процесс, который является сигналом для автоматической перестройки функций организма в направлении мобилизации… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Современные научные представления о психосоматических заболеваниях и обоснование направления исследования
- 1. 1. Концепции патогенеза психосоматических заболеваний
- 1. 2. Психосоматические механизмы этиопатогенеза болезней адаптации
- 1. 3. Клинико-психологические исследования детей и подростков, больных бронхиальной астмой
- Глава 2. Характеристика обследованных групп. Методы психологической диагностики и анализа данных
- 2. 1. Социально-демографические, половозрастные характеристики обследованных детей и подростков
- 2. 2. Методы клинико-психологической диагностики
- 2. 3. Методики математико-статистического анализа результатов
- Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение
- 3. 1. Клинико-психологические характеристики здоровых и больных детей и подростков
- 3. 2. Соотношения индивидуально-психологических характеристик и состояния здоровья у детей и подростков
- 3. 3. Клинико-психологические «симптомокомлексы» социальнопсихологических дезадаптации у подростков
- Глава 4. Разработка принципов первичной и вторичной психопрофилактики психосоматических расстройств у подростков в условиях образовательных учреждений
- 4. 1. Результаты скринингового исследования подростков и молодежи
- 15−21 года
- 4. 2. Разработка алгоритма клинико-психологического обследования в организованных коллективах детей и подростков для раннего выявления группы риска по психосоматическим заболеваниям
- 4. 3. Обоснование положений психологической коррекции патогенных эмоционально-поведенческих реакций детей и подростков с функциональными нарушениями здоровья
Психологические особенности детей и подростков, больных бронхиальной астмой: В связи с задачами профилактики психосоматических расстройств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
По данным Министерства здравоохранения Российской федерации: «Состояние здоровья населения Российской Федерации, в настоящее время, прогрессивно утрачивает стабильность, происходит ухудшение ряда важнейших показателей, характеризующих здоровье. Особенно неудовлетворительно здоровье школьников, из которых лишь 10% являются здоровыми». Отклонения в состоянии здоровья среди дошкольников, учащихся до 14-летнего возраста и выпускников школ 15−17-летнего возраста имеют отрицательную динамику и увеличиваются в 3,7 раза. Статистика последних лет свидетельствует, что лишь 16% детей школьного возраста могут быть признаны психически полностью здоровыми. [95].
В школьные учреждения поступает до 30% детей, имеющих те или иные отклонения в психической и соматической сферах, а заканчивают школу с подобными отклонениями уже 80%. Тревожным является состояние нервно-психического здоровья школьников, наиболее часто проявляющееся в виде астенических состояний, неврозов, нарушений формирования личности и психосоматических расстройств. Распространенность последних, по данным разных авторов, колеблется от 14% до 50%.
Значимость проблемы психосоматических заболеваний подтверждается данными многочисленных клинико-эпидемиологических исследований. Показано, что три четверти пациентов с психическими расстройствами разного уровня так и не попадает в поле зрения специалистов.
30 до 50% лиц, обращающихся за помощью в поликлиники и стационары, страдают не соматическими, а пограничными психическими расстройствами, а у как минимум 25% пациентов с действительным соматическим страданием значительную роль в клинической картине играют симптомы психического расстройства [65, 79, 42]. Кроме того, необходимо принять во внимание, что указанные данные, как правило, не учитывают пациентов с психосоматическими и соматогенными психическими расстройствами. До 70% больных, находящихся в обычных стационарах, нуждаются либо в консультации, либо в лечении психиатра или психотерапевта [106]. Отсутствие данной специализированной помощи приводит к диагностическим ошибкам, хронизации патологических процессов, длительному и, зачастую, безрезультатному лечению пациентов, которое в среднем продолжается от 8 до 9 лет, до обращения к специалисту психосоматического профиля.
К сожалению до конца не изученными остаются механизмы формирования психосоматических расстройств. Общепризнанным является активное участие в этиопатогенезе данных заболеваний факторов социально-психологического порядка.
Все большее внимание специалисты обращают на базовые структуры, формирующиеся в детском возрасте на основе генетических предпосылок, которые выступают в качестве основы формирования многоуровневых функциональных психосоматических патологических систем, так называемых «структурных аттракторов здоровья» [7].
Бронхиальной астмой по данным Всероссийского научного общества пульмонологов страдают от 4 до 8% населения, у детей этот процент повышается до 5−10%, у взрослых — колеблется в пределах 5%. Бронхиальная астма может стать причиной не только значительного снижения качества жизни человека, но и привести к инвалидности и даже к летальному исходу. При этом отмечено увеличение частоты смертельных исходов среди лиц молодого возраста. По данным Lamer Е.(1988) наибольшая частота летальных исходов наблюдается у больных в возрасте от 15 до 24 лет [178]. Средний возраст умерших от бронхиальной астмы детей по данным Matsui Т., Boba М. составлял 12,4 года. Летальный исход, как правило, наступает у больных с тяжелой, длительно текущей бронхиальной астмой. Длительность заболевания у детей, умерших от астмы, превышала 3 года и в среднем составляла 9.1 года [182].
Как показали многие эпидемиологические исследования, критическим является препубертатный и пубертатный периоды, т.к. около 80% смертей при бронхиальной астме приходится на возрастной интервал 11−16 лет. [82].
Данные различных источников, свидетельствуют о преобладании среди детей и подростков, больных бронхиальной астмой, лиц мужского пола. [23- 55- 123].
Несмотря на множество работ, по исследованию бронхиальной астмы, все же уделяется мало внимания изучению способов реагирования детей и подростков больных бронхиальной астмой на стрессовые ситуации, неосознанные и осознанные защитные стратегии (механизмы психологической защиты, копинг-стратегии), субъективного восприятия ими качества собственной жизни, способов отреагирования негативных эмоций. В исследованиях детей младшего школьного возраста недостаточно учитываются личностные особенности в формировании патологической психосоматической функциональной системы. В доступных нам источниках нет указаний на связь между возрастом больного ребенка и его внутренней картиной болезни защитой от неблагоприятной психологической обстановки, способом восприятия болезни и других особенностей. В связи с чем актуализируется задача исследования вклада индивидуально-психологических особенностей детей и подростков в формирование патологической психосоматической функциональной системы. Учитывая существенное преобладание среди детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой лиц мужского пола (1:3), возникает необходимость более глубокого изучения именно этой группы больных. Анализ клинико-психологических характеристик детей различной возрастной категории, здоровых и больных позволяет более полно изучить компоненты патологической психосоматической системы что, в свою очередь, дает возможность оптимизировать мероприятия по профилактике и своевременной коррекции факторов усугубляющих течение данного заболевания.
Цель настоящего исследования — изучение психологических характеристик детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой, для экспериментально-методологического обоснования принципов профилактики психосоматических расстройств.
Объект исследования: дети и подростки, страдающие бронхиальной астмой.
Предмет исследования: устойчивые личностные свойства, характеристики эмоционального реагирования (тревожность, агрессивность и др.), защитные механизмы, копинг-стратегии, межличностные отношения, уровень качества жизни, свойства вегетативной нервной системы.
Научно-методологическую основу исследования составили теоретические положения комплексного (Б.Г.Ананьев), интегративного (В.Н.Панфёров) подходов в изучении психологии человекаонтогенетической концепции психосоматической дезадаптации (онтогенетической концепции структурного аттрактора болезни) (Губачев Ю.М., Симаненков В. И., В.А.Ананьев) — теории функциональных систем (П.К.Анохин) — системного подхода в психологии (Ганзен В.А., Ломов Ф.Б.), теории общего адаптационного синдрома (Г. Селье).
Гипотеза: особенности эмоционального реагирования у детей и подростков способствуют формированию патологических функциональных систем, хроническая актуализация которых ведет к развитию психосоматических расстройств, в частности, бронхо-легочной патологии.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести скрининговое исследование и проанализировать состояние здоровья учащейся молодёжи в возрасте 15−21 года.
2. Изучить психологические особенности эмоционального реагирования у детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой.
3. Оценить вклад («удельный вес») эмоционально-поведенческих реакций в патогенез бронхиальной астмы у подростков и юношей.
4. Разработать психодиагностический алгоритм для выявления групп риска развития психосоматических расстройств среди подростков.
5. Обосновать принципы психопрофилактики и психокоррекции дезадаптивных форм эмоционального реагирования у детей и подростков с функциональными нарушениями здоровья.
Научная новизна.
В диссертационном исследовании реализованы принципы системного подхода к выявлению психосоматических соотношений в процессе развития заболевания.
Проанализированы психологические особенности эмоционального реагирования больных бронхиальной астмой детей и подростков в сравнении со здоровыми.
На примере бронхиальной астмы изучены и описаны психологические компоненты «структурного аттрактора болезни», выступающие в качестве профилактических мишеней при психосоматических дезадаптациях. Раскрыты новые области изучения механизмов развития психосоматических расстройств. Исследована динамика формирования паттернов эмоционально-поведенческого реагирования у детей и подростков, ведущих к психосоматической дезадаптации.
Впервые сформулированы клинико-психологические симптомокомплексы", входящие элементами в структуру нарушений здоровья детей и подростков.
Научно обоснован и разработан диагностический алгоритм для выявления признаков дезадаптивного эмоционального реагирования и состояний психоэмоционального напряжения, который может быть использован в психопрофилактических мероприятиях.
На основании полученных результатов выделены принципы психокоррекции дезадаптивных форм эмоционального реагирования у детей и подростков с функциональными нарушениями здоровья.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке и экспериментальном обосновании концептуальных представлений о значении и участии факторов психологической природы в генезе и динамике соматических заболеваний. Проведённое исследование позволило, интегрировав научные представления из разных предметных областей — психологии, физиологии, медицины — описать модель одного из возможных механизмов формирования психосоматической патологии. Подобная теоретическая интеграция открывает новые возможности для практической реализации научно-обоснованных направлений психологической профилактики нарушений здоровья детей и подростков.
Практическая значимость. Выявленные психологические факторы, способствующие нарушению соматического здоровья в детском и подростковом возрасте, позволили обосновать направления психологической коррекционной работы в целях профилактики заболеваний и укрепления здоровья учащихся.
Разработана формализованная экспресс-анкета для психопрофилактических обследований учащихся с целью своевременного выявления групп риска развития психосоматических расстройств (лиц, находящихся в начальной стадии формирования «структурного аттрактора болезни»).
Материалы исследования могут использоваться в подготовке клинических психологов и врачейинтернистов.
Положения выносимые на защиту:
1. Дети и подростки, страдающие бронхиальной астмой, отличаются от здоровых сверстников психологически обусловленными особенностями эмоционального реагирования, заключающимися в торможении поведенческих компонентов эмоциональных реакций.
2. Пациенты с диагнозом бронхиальная астма характеризуются приверженностью к социальным нормам, зависимостью от внешней оценки, меньшей устойчивостью к стрессам, пассивной позицией. Эти особенности обусловливают деформацию целостного паттерна эмоционального реагирования, что сопровождается психоэмоциональным напряжением и способствует развитию психосоматических заболеваний.
3. Психологические особенности больных бронхиальной астмой не однородны, они описываются рядом индивидуально-психологических «симптомокомплексов», объединяющим признаком которых является приобретённый стереотип торможения эффекторных звеньев эмоциональной реакции.
4. Психодиагностические «симптомокомплексы», определяющие различия механизмов контроля эмоций и стилей эмоционального реагирования, позволяют индивидуализировать методы психологической коррекции и психопрофилактики.
5. Выявленные психодиагностические «симптомокомлексы» являются прогностически значимыми и служат индикаторами для выявления групп риска при массовых психопрофилактических обследованиях учащихся.
Апробация работы. Полученные в исследовании данные обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Психология в школе: зона ближайшего развития» в 2002 г. РГПУ им. А. И. Герцена, на научно-практической конференции «Ананьевские чтения» в 2004 г. СПбГУ. Результаты диссертационного исследования неоднократно докладывались на аспирантских семинарах кафедры клинической психологии психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена в 2003;2004 гг. Материалы исследования вошли в научные проекты кафедры клинической психологии, выполняемые по заданию Минобразования РФ в 2003;2004 гг. в рамках научной программы «Федерально-региональная политика в науке и образовании».
Результаты исследования были использованы при подготовке практических и лекционных занятий по учебным дисциплинам «Методы психологической диагностики и коррекции при психосоматических и соматических расстройствах», «Основы психосоматики» и «Психология ¦здоровья» в РГПУ им. Л. И. Герцена.
Материалы диссертации отражены в 7 публикациях, но теме исследования общим объемом 1,9 п.л.
Выводы.
1. У детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой, аффективные реакции недостаточно реализуются в поведенческих паттернах и блокируются «интеллектуальным» контролем. Больные бронхиальной астмой отличаются от здоровых сверстников большей приверженностью к социальным нормам, повышенной ответственностью, зависимостью от чужого мнения, осторожностью, обедненным репертуаром проявления чувств и отсутствием спонтанности.
2. Поведенческие проявления эмоциональных переживаний здоровых подростков отличаются большим репертуаром и гибкостью. У больных бронхиальной астмой детей и подростков содержание и диапазон этих проявлений гораздо уже и описывается меньшей совокупностью логических правил, что обуславливает ограничения их адаптационных возможностей и повышает риск возникновения болезни.
3. Выявленные и описанные «симитомокомплексы» позволяют дифференцировать различные механизмы контроля эмоций и стиля эмоционального реагирования у больных бронхиальной астмой.
4. Сходные механизмы эмоционального реагирования и поведенческих проявлений выявленные у больных бронхиальной астмой, и подростков в «предболезненном состоянии» позволяют рассматривать блокирование поведенческого компонента эмоциональной реакции, обусловленное механизмами контроля, в качестве одного из факторов риска развития психосоматических заболеваний.
5. Предлагаемый психодиагностический алгоритм позволяет выявить «группу риска» при массовых профилактических обследованиях учащихся и, следовательно, обеспечивает повышение эффективности первичной и вторичной психопрофилактики психосоматических заболеваний в условиях образовательных учреждений.
6. Коррекция дезадаптивных особенностей эмоционально-поведенческих реакций является необходимым условием оптимизации программ психокоррекционного консультирования, используемых в групповой и индивидуальной работе с детьми и подростками.
Заключение
.
Анализ проведённых теоретических и экспериментальных исследований по проблеме показал, что в патогенезе психосоматического расстройства можно рассматривать следующую цепь реакций. При воздействии на организм угрожающих факторов (реальных или виртуальных) разворачивается эмоциональный процесс, который является сигналом для автоматической перестройки функций организма в направлении мобилизации, которая и проявляется системой неспецифических реакций — общим адаптационным синдромом. Эффекторными звеньями эмоционального процесса являются в первую очередь мышечная, дыхательная, и вегетативная системы, которые включаются в процесс автоматически. Современный человек, обученный навыкам сознательного контроля поведения, осознанно или неосознанно блокирует эффекторные звенья эмоциональной реакции. В результате таких прерываний формируется застойное напряжение этих систем, которое, уже по механизмам обратных связей, поддерживает соответствующие процессы в подкорковых центрах регуляции. Таким образом, замыкаются порочные круги: неотреагированное эмоциональное напряжение способствует формированию застойных очагов, поддерживающих это напряжение. Нарушения функций физиологической системы постепенно переводит к перестройке её регуляции и в дальнейшем к изменениям структуры органов и тканей, составляющих эту системы.
Эти результаты послужили основой для формирования гипотезы, которая заключалась в следующем: психологически обусловленные особенности эмоционального реагирования у детей и подростков формируют условия, предрасполагающие к нарушениям соматического здоровья.
В результате проведённых исследований было установлено, что нарушения эмоционального реагирования, то есть блокирование поведенческого компонента эмоциональной реакции, обусловленное механизмами психологического контроля сопровождается формированием состояния психоэмоционального напряжения с сопутствующей астенизацией и связаны с нарушениями здоровья по механизмам психосоматического заболевания. Так, в частности, подростки и юноши с бронхиальной астмой отличаются от своих здоровых сверстников качественными особенностями эмоционального реагирования. Эти особенности формируются в раннем возрасте и обнаруживаются уже и у младших школьников. Эти особенности проявляются в том, что эмоциональное переживание блокируется контролем сознания и не реализуется во внешнем поведении, как это происходит у их здоровых сверстников. При этом эти эмоции не вытесняются, они «интеллектуально» контролируются. Согласно теоретическим представлениям (глава 1) такая деформация целостного паттерна эмоционального реагирования приводит к состоянию психоэмоциональной напряжённости, что и проявляется неосознаваемой тревогой.
Такой стиль поведения, как следует из результатов экспериментального исследования, обусловлен большей приверженностью социальным нормам, зависимостью от чужого мнения, неуверенностью в собственном мнении. Феноменологически это выражается меньшей спонтанностью поведения, осторожностью, скованностью, бедным проявлением чувств. Субъективно такое состояние переживается как чувство повышенной ответственности, от которого хотелось бы избавиться.
Экспериментальные данные подтверждают представления о многообразии психологических детерминант эмоционального реагирования, -не выявлено универсального механизма психологической регуляции поведения. Но всё это многообразие индивидуальных проявлений так или иначе сопряжено с блокированием эффекторных звеньев эмоционального реагирования. И хотя это эмоциональное нарушение достигается разными способами, потому и проявляется у всех по разному, но по сути своей представляет специфическую поведенческую компоненту отреагирования отрицательных эмоций и в связи с этим формирования механизма психологической адаптации по типу психосоматизации.
Таким образом, несмотря на многообразие индивидуально-психологических проявлений и невозможность унификации л их проявлений, как у больных так и у здоровых подростков из-за несформированности личностных структур, четко прослеживается нарушения эмоционального реагирования у больных подростков. Что подтверждает гипотезу исследования.
Показано, что психологически обусловленные особенности эмоционального реагирования у детей и подростков создают условия, предрасполагающие к нарушениям соматического здоровья. В связи с этим, важно, уже с раннего возраста выявлять детей предрасположенных к таким нарушениям и проводить психокоррекционную работу с группами таких детей и подростков в детских дошкольных учреждениях и школах.
Главной задачей массового психопрофилактического обследования является надёжное выявление группы риска для последующего углублённого обследования.
Для этих задач нами была разработана формализованная экспресс-анкета, выявляющая предрасположенность к психосоматической форме адаптации за счет нарушения эмоционального реагирования.
Показано, что разработанная экспресс-анкета выделяет три группы здоровья у подростков: «здоровые», «пограничные» (подростки без какого-либо хронического заболевания, но с жалобами на здоровье, преимущественно психогенного характера, «психосоматические больные».
Для внедрения в массовые психопрофилактические исследования методика нуждается в стандартизации: проведения процедуры валидизации и оценки ее надежности, что не входило в задачи данной работы.
Выявленные психологические механизмы, повышающие риск развития психосоматического заболевания, а также предложенный алгоритм для выявления группы риска, открывают перспективы для разработки коррекционных программ с целью первичной психопрофилактики психосоматических заболеваний в условиях образовательных учреждений.
Данные программы должны должны включать: выявление группы риска по развитию психосоматических заболеваний, коррекционную работу на осознавание и принятие возможности выражения отрицательных эмоций, а также обучение навыкам саморегуляции, как наиболее адекватному методу снятия эмоционального напряжения.
Таким образом, одной из важнейших задач деятельности психологов образовательного учреждения и сотрудников районных и городских психолого-педагогических центров должна стать работа направленная на сохранение здоровья детей и подростков через психопрофилактику психосоматических расстройств.
Исходя из вышеизложенного, профилактика общего девиантного синдрома адаптации могла бы проводиться через конкретные школьные предметы, например, включение обучения основам саморегуляции в одну из практических школьных дисциплин: «Основы безопасной жизнедеятельности» или «Психология».
Список литературы
- Ллексаидер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение, М., 2002
- Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства // Русский мед. жури.-1996, Т. 3, № 11.- С. 689−694).
- Алекситимия и методы её определения при психосоматических расстройствах, СПб., 1994
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М., 1980
- Ананьев В. А, В. И. Симаненков Психосоматическая медицина. Введение. Пермь. 1994. С. 25.
- Ананьев В. А В. И. Симаненков Концептуальные основы онтогенетической психосоматики. Сб. Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. К 100-летию со дня рождения В. Н. Мясищева. СПб., ин-т им. В. М. Бехтерева. 1994. С. 180−188.
- Ананьев В. А Основные принципы взаимодействия адаптационно-компенсаторных механизмов при формировании и динамике психосоматической и пограничной нервно-психической патологии. // Вестник Балтийской Академии. Вып.20. СПб., 1998. -С.50−73.
- Ананьев В.А., Кириянова М. Ю. Динамическая оценка психосоматического состояния детей 3-х классов, (в сооавт. С. 15−17. //1У Всероссийская научно-практическая конференция «Образование и здоровье»: Тезисы докладов. -Калуга: КГПУ, 1998.
- Ананьев В. А Психологическая адаптация больных бронхиальной астмой в семье. Ежегодник. Психология сегодняЛ Материалы 1-Всероссийской научной конференции по психологииЛ М. 1996. Т. 2., Вып. 1. С.98−99.
- Ю.Ананьев В. А Человек как психосоматическая система. кн. Валеология Человека. Ред. В.П.ПетленкоЛ Т.1, СПб., ПЕТРОК., 1996. С. 108−111, 131 157.
- П.Ананьев В. А Социальная детерминация болезней адаптации.\ Вестник Балтийской Академии. Вып.21. СПб., 1998. -С.73−81.
- Ананьев В. Л Введение в психологию здоровья. // СПб., 1998.-131IA. -148С.
- Ананьев В. А Психологическая адаптация и компенсация при заболеваниях внутренних органов. Автореферат диссертации доктора психологических наук, СПб., 1999
- Ананьев В. А, Никифоров Г. С., Гурвич И. Н. Психология здоровья. СПб, 2000. СПбГУ. 500С.
- Ананьев В.А., Малыхина Я. В., Васильев М.А Социально-психологический мониторинг школьной среды как элемент первичной профилактики аддиктивного поведения, (монография)// СПб., 2002. -177с.
- Ананьев В. А Особенности дискретного типа личности в этиопатогенезе психосоматических расстройств, //журн. Вестник психотерапии. СПб, 2003. -№ 10 (15). -с.45−55
- Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем, М., 1975
- Аршавский В.В., Ротенберг B.C. Поисковая активность и ее влияние на экспериментальную и клиническую патологию// Журн. высшей нервной деятельности, 1976, № 2, т. 26, с. 424−428
- Бажин Е.Ф., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений, Л, 1985
- Балаболкин И.И. Стратегия терапии и профилактики бронхиальной астмы у детей.- Педиатрия, 1998.- № 4.- с.92−96.
- Балаболкин И. И. Гребенюк В. Н. Атопический дерматит у детей, М., 1999.-237
- Бадаболкин И. И. Барт Б.Я., Бержец В. М. и др. Аллергия и иммунопатология (иммунные механизмы формирования, принципы терапии) М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. -282 с.
- Березин Ф. В. Психическая и психофи миологическая адаптация человека.Л.: Паука, 1988.
- Березин Ф.Б., Барлас Т.В.Социально-психологи-ческая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах, // Журн. Невропат, и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1994, т. 94, N 6, с. 38−43.
- Бехтерева Н. П. О мозге человека. СПб.: Изд-во «Нотабене», 1994. -244с.
- Бочанова Е. В. Изменения психики при заболеваниях органов дыхания
- Бримкулов Н.Н., Сенкевич Н. Ю., Калиева А. Д. Применение опросника SF-36 для оценки качества жизни. Центральноазиатский медицинский журнал. — 1998. -№ 4−5
- Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн., М., 1999
- Бронхиальная астма у детей, /под ред. С. Ю. Каганова. М. «Медицина», 1999.,
- Быков К. М. и Курцин И. Т., Кортико-висцеральная патология, Л., 1960
- Валлон А. Истоки характера у детей// Вопросы психологии, № 5, 1990. —С Л 29−140
- Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 16, 31—58
- Вельтищев Ю. Е Царегородцев А. Д., Казанцева J1. 3. Прогресс генетики и его значение для педиатрии // Российский вестник перинатологии и педиатрии.-N 5. Том 46-с.6−13.-Б.м., 2001
- Винокур В.А., Ивонин А. А. Психофизиологические характеристики алекситимии и тревоги v больных соматоформными вегетативными дисфункциями Вестник Клиническои Психологии т. 1, № 2, 2003
- Воробьев В.М., Коновалова ПЛ. О профилактике и терапии нарушений психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. -№ 1. С. 71−72.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. Собрание сочинений, 1984, т.2, с.5−295)
- Гавриш Т.В. Особенности клинического течения и лечения бронхиальной астмы у подростков. 6 Национальный конгресс по болезням органов дыхания. Новосибирск, 1−4 июля 1996 г.
- Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства Ч V. М.: Мир, 1966
- Генкин А.А., Медведев В. И. Прогнозирование психофизиологических состояний, Л., 1973, 144 с.
- Геппе Н.А., Каганов С. Ю. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика, и ее реализация». М., 2002
- Горьков В.А., Раюшкин В. А., Олейчик И. В., Чурлин Ю. Ю., Карамышева Е. И. Фитотерапия умеренных депрессий препаратами зверобоя (аналитический обзор) // Психиатрия и психофармакология. Репринт. М.: Издательство «Медиа Медика», 2000.
- Губачев Ю.М., Стабровский Е. М. Клинико-физиологические основы психосоматических взаимоотношений, Л., 1981
- Гублер Г. В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов, М., 1978
- Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. С. 32— 69, 72—92
- Дубровский Д. И. Психика и мозг: результаты и персрективы исследований//Мозг и разум, М., 1981
- Дюк В., Эмануэль В. Информационные технологии в медико-биологических исследованиях, СПб., 2003, 528 с.
- Елисеева М.В., Бекяшева Е. В., Крылов А. И. Эффективность гипнотерапии в комплексном лечении бронхиальной астмы, // Ученые записки
- Санкт-Петербургского государственного медицинскою университета им. И. П. Павлова.-N 1 .Том 8-с.92−93.-Б.м., 2001.
- Захаржевский В.Б. «Физиологические аспекты невротический и психосоматической патологии», 1990
- Звягинцева С.Г. Бронхиальная астма у детей.—М., 1958.,
- Зейгарник Б.В. Психология личности норма и патология / Под ред. М. Р. Гинзбурга. М., 1998- 52с.
- Изард К. Э. Психология эмоций, СПб, 1999
- Изард К.Э. Эмоции человека, М., 1980. С. 52−71.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Спб, Питер, 2001., стр. 14
- Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. Руководство для врачей, СПб., 2000. 512 е.-
- Исаев Д.Н. Психосоматический подход и модель психосоматических расстройств у детей и подростков// Вестник клинической психологии, 2003. Том1.№ 2
- Исурина Г. Л. Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982
- Каганов С.Ю. Педиатрические проблемы астмологии.—В кн.: Бронхиальная астма / Под ред. А. Г. Чучалина.—М., 1997.—Т. 2.—С. 160—181.,
- Каменюкин А.Г. Ковпак. Д.В. Антистресс-тренинг, СПб., 2004, 192с.
- Каплан Г. И., Сэдок Дж.Б. Клиническая психиатрия: Пер. с англ. -М.: Медицина, 1994. Т. 1. — 672 с.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапия, М., 1985
- Кулаков С. А. Основы психосоматики. СПб., 2003.
- Куликов JI.В. Психогигиена личности. Основные понятия и проблемы: Учебное пособие. СПб., СПбГ’У, 2000 — 68 е.).
- Курпатов А.В. Депрессия: от реакции до болезни. Пособие для врачей общей практики, СПб., 2003
- Курпатов А. В., Аверьянов Г. Г. Психосоматическая проблема // II Клинические Павловские чтения: Сборник работ. Выпуск второй «Психосоматика». СПб.: Изд-во «Петрополис». — 2001. — с.9−14.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. М., 1970, с. 178—209.
- Лапиня К. Бронхиальная астма и аллергия с точки зрения психосоматической медицины Журнал «Психология для нас», 2003 Ноябрь, 2003
- Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971
- Лучшие психологические тесты, Петрозаводск, 1992
- Любан-Плоцца Б, Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача, СПб., 2000
- Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Новейший справочник. — М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Сова, 2003. — 928 с.
- Меерсои Ф.З. Адаптация к стрессу: механизмы и защитные перекрестные эффекты // Hyp. Med. J. 1993. — № 4. — С. 23−30-
- Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство, М., 2001, 592 с.
- Менделевич В.Д., Соловьева С. Л. Неврозология и психосоматическая медицина, М., 2002
- Мизерницкая О.Н., Прозоровская К. Н., Иошпа Л. Л. Некоторые клинико-генетические аспекты бронхиальной астмы у детей // Вопр. охр. мат.— 1973.—№ 4,—С. 8—10.,
- Мизерницкий Ю.Л. Значение экологических факторов при бронхиальной астме у детей. //Пульмонология 2002.- N1.- С.56−62.
- Мизерницкий ЮЛ., Каганов С. Ю., Царегородцев А. Д., Корсунский А. А. Детский научно-практический центр Министерства здравоохранения Российской Федерации: состояние и ближайшие перспективы.// Рос. вестник перинатологии и педиатрии- 2002.- N5.- С.59−62.,
- Мосолов С.Н. Клиническое применение современных антидепрессантов. СПб., 1995, 568 с.
- Муталов А.Г., Гагарин Р. Ю. Особенности психологического статуса детей с бронхиальной астмой. 6 национальный конгресс по болезням органов дыхания. Новосибирск, 1−4 июля 1996
- Нальчаджан А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, методы, стратегии). Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1988. — 263 с.
- Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». М., 1997.,
- Никитин В.Н. Очерки частной терапии. Бронхиальная астма. СПб, 1912, с.49−61
- Николаева В.В., Арина Г. А., Коваленко Н. А. Детско-родительские отношения в семьях детей с бронхиальной астмой. 6 национальный конгресс по болезням органов дыхания. Новосибирск, 1−4 июля 1996 г.
- Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей, СПб, 2001,507 с.
- Новик А.А., Матвеев С. А., Ионова Т. И. и др. Оценка качества жизни больного в медицине. Клиническая медицина, 2000- 78(2)
- Одинак М.М., Емельянов А. Ю., Живолупов С. А., Цыган В. Н., Лишенко С. В, Клиническая характеристика Жировой эмболии сосудов головного мозга при сочетанной механической травме//Воен.-мед. журн. -1991.-№ 1.-С. 32−33
- Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека// Психология индивидуальных различий: Тексты/ Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я., М., 1980, с. 21−23
- Псзсшкиан 11. 11си. осоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем. М.: Медицина, 1996. 464 с,
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.256 с.
- Понугаева А.Г. Импрингинг (запечатлевание). Л.: Наука, 197 392." Практикум по возрастной психологии (под ред. Головей Л. А., Рыбалко Е.Ф.), Спб., 2002
- Провоторов В.М., Будневский А. В. Психологические аспекты организации и проведения занятий в «Астма-школе» // Пульмонология. 2000. -№ 4. — С. 63−67.
- Провоторов В.М., Крутько В. Н., Будневский А. В. и др. Особенности психологического статуса больных бронхиальной астмой с алекситимией // Пульмонология. -2000. -№ 3. С. 30−35.
- Протокол Российского совещания специалистов здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания, профилактики заболеваний населения 25−27 мая 1999 г. г Москва.
- Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов, СПб, 1999
- Психологическая диагностика лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Методические рекомендации, Уфа, 2000
- Психологическое обследование детей дошкольного младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие, М.2003
- Пульмонология детского возраста: проблемы и решения. / под редакцией Ю. Л. Мизерницкого и А. Д. Царегородцева.- М, 2002. Вып. 2
- Резник И.Б., Щербина А. Ю., Кулак Ю. В. и др. Особенности воспаления дыхательных путей при бронхиальной астме у детей// Педиатрия.— 1997.—№ 2.—С. 9—14.,
- Родосский А. О судорожной одышке бронхий. Дисс. СПб, 1863,45с
- Розинова Н.Н., Захаров 11.11., Ковалевская М. Н., Шмелев!:.И., Каганов С. Ю. Хронические болезни легких: ог педиатра к терапевту, М., 2002
- Ротенберг B.C., Лршавский В. В. Поисковая активность и адаптация, М., 1984
- Рохлин Л.Л. Сознание болезни и его значение в клинической медицине. Клин, мед., 1957, № 4, с. 41 -56., 105. Рубина Л. П., 1999
- Савенко Ю. С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. М., 1974, с. 95—112., с. 97
- Сандомирский М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осужденных. Уфа: «Здравоохранение Башкортостана», 2001. 88 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса, М, 1982
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.
- Семенова Н.Д. Психологические аспекты бронхиальной астмы // Бронхиальная астма / Под ред. А. Г. Чучалина: в 2-х томах, Т.2. -М.: Агар, 1997. -С. 187−212.
- Сидоренко Е.А. Методы математической обработки в психологии, СПб., 2001
- Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири. Методическое руководство, М., 1990
- Соколова Е. Д., Березин Ф. Б., Барлас Т. В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клиническме проявления, психотерапия // Materia Medica. 1996.№ 1(9). С. 5−25
- Соколова Т.С. Бронхиальная астма.—В кн.: Аллергические болезни у детей / Под ред. М. Я. Студеникина, Т. С. Соколовой.—М., 1986.—С. 102—116.,
- Сокольский Г. И. «Учение о грудных болезнях», 18 381 16. Соловьева СЛ., Незнанов Н. Г. Психологические особенности лиц с различными вариантами агрессивного поведения// Обозрение исихиаг. и мед. психол., 1993, № 1, с. 75−77
- Соловьева С.Л. Психологические особенности «психосоматической» личностной структуры Вестник Клинической Психологии т. 1, № 2, 2003
- Сорока С.И., Бекшаев С. С., Сидоров Ю. А. Основные типы механизмов саморегуляции мозга. Л.: Наука, 1990. — 205 с
- Суворов Н.Б., Цыган В. Н. Зуева Н.Г. Адаптация центральной нервной системы человека к эколого- профессиональным факторам // Физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 1994. — Т.80, № 6. — С.80−87
- Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса// Механизмы развития стресса, Кишинев, 1987, с. 52−79
- Судаков К.В. Стресс: Постулаты, анализ с позиций общей теории функциональных систем // Патол. физиология и эксперим. терапия. 1992. -Вып. 4. — С.86−93
- Тополянский В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства, М., 1986.- 384 с.
- Торшхоева Р. М. Эффективность внедрения новых технологий лечения обострения бронхиальной астмой у детей и подростков на догоспитальном этапе, автореф. диссерт к.м.н., М., 2002 ,
- Тхостов А.Ш., Арина Г. А. Теоретические проблемы исследования внутренней картины болезни. Психологическая диагностика отношения к болезни при нервно-психической и соматической патологии. Л., 1990, с.32−38.
- Тюрин Н.А. Бронхиальная астма у детей.—М., 1974.
- Урванцев Л.П. Психология в психосоматической клинике: Учебное пособие, Ярославль, 1998, 160 с.
- Федосеев Г. Б., Куприянов С. Ю. Бронхиальная астма как способ психологической адаптацтт к микросоциальной среде. Терапевтический архив, 1985, № 5, С. 31−36
- Филиппов В. JI. Психосоматические соотношения при бронхиальной асгме: Автореф. дис. канд. мед. наук. J1., 1976.
- Франкштейн С.И. Дыхательные рефлексы и механизмы одышки. -М.: Медицина, 1974
- Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса иЖ. Пиаже. М., 1975, вып. V, гл, XVI, с. 111−195,с. 145
- Фресс Поль Эмоциогенные ситуации// Экспериментальная психология / Ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже. М.: Прогресс. 1975. Вып. V. С. 133 142)
- Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационнои работы. 199б.№ 1.
- Холмогорова А., Гаранян Н.Эмоциональные расстройства и современная культура на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств Московский психотерапевтический журнал, 1999, № 2, с. 61−90
- Царегородцева Л.В., Ярошевская О. И., Гуревич О. Е., Долгина Е. Н., Пронина Л. А. Характеристика психовегетативногосиндрома у детей с бронхиальной астмой. 6 Национальный конгресс по болезням органов дыхания. Новосибирск, 1−4 июля 1996 г.
- Цыган В.Н. Нейрофизиологические механизмы компенсации при травмах в экстремальных условиях военно-профессиональной деятельности: Автореф. дисс., докт. мед. наук.-СПб., 1995.-40 с.
- Цыган В.Н. Функциональное состояние центральной нервной системы в условиях эколого-профессионального перенапряжения // Тр. Воен.-мед. акад. СПб., 1994. — С. 101−107
- Цыганков Б.Д., Белкин А. И., Веткина В. А., Меланин А. А. Пограничные нервно-психические нарушения у ветеранов войны в Афганистане (посттравматические стрессовые нарушения): Метод, рекомендации / М-во здравоохранения России. М.: Б-и., 1992. — 16 с-
- Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов, 1-й том, Братислава, 1988, 202 с.
- Чу чал и н А. Г. Бронхиальная астма/Русс. мед. журнал. 1995.
- Чучалин А.Г. Генетические аспекты бронхиальной астмой, ж-л «Пульмонология», 1999- Vol.9, No 4: с.6−10
- Abramson L., McClelland D.C., Brown D., Kelner S. Jr. Alexithymic characteristics and metabolic control in diabetc and healthy adults. J. Nerv Ment Dis 1991- 179: 8, p. 490−494
- Ader R. 1981. Psychoneuroimmunology. Academic Press, N.Y.
- Alexander F. Certain characteristics of the self as related to effction (1951)
- Alexander F. French T. Studies in Psychosomatic Medicin. New York The Ronald Press. 1948
- Averill J. P. Personal control over aversive stimuli and its relationship to stress // Psychological bulletin, 1973, v. 80, № 4, p. 286−303
- Boiten F.A., Frijda N.H. Emotions and respiratory patterns: review and critical analysis. Int J Psychophisiol 1994, 17 p. 13−28
- Brautigam W., Christian P. Psychosomatische Medizin. Theime, Stuttgart, 1973
- Brown E. L., Fukuhara J. Т., Feiguine R.J. Alexithymic asthmatics: The miscommunication of affective and somatic states.- Psychother Psychosom. 1981, N 36, p. 116−121.
- Carlsen K.H., Leegaard J., Lund O.D., Skjaervik H. Allergic alveolitis in a 12-year-old boy: treatment with budesonide nebulizing solution. Pediatr.Pulmonol. 1992- 12:257- 259.
- Casolaro V., Gooras S.N., Song Z., Ono S.J. Biology and genetics of atopic disease // Current Opinion in Immunology.—1996.—Vol. 8.—P. 796—803.,
- Cannon W. Bodily changes in pain, hanger fear and rage. An account of recent researches into the function of emotional excitement. -N.Y.-London: Appletoncentury Co., 1934., 404 p.
- Darwin С. The descent of man, N. Y.: Modem Library, 1948
- Dembo T. Der arger als dynamisches problem // Psychol. Forsch., 193
- Dirks J.Г., Robinson S.K. Dirks D.L. Alexithymia and the psychomaintenance of bronchial asthma// Psychother. Psychosom., 1981- Мщдю 36, p. 63−71
- Dunbar F.N. Psychosomatic diagnosis, New York. L 1948
- Ekman P. Basic emotion. In: T. Dalgleish and M. Power (Eds.). Handbook of Cognition and Emotion. Sussex, U.K.: John Wiley & Sons, Ltd., 1999.
- Engel G.L., Schmale A.Jr. Psychoanalitic theory of somatic disorder: Conversion, specificity, and disease onset situation. J. Am. Psychoanal. Assoc.> 1967, 15, 344
- Fishman S., Hoobbs K., Borish L. Molecular biology of citokines in allergic deasseses and asthma// Immunol, and AH Clin. North America.—1996.— Vol. 16.—№ 3.—P. 613—642.
- Freud S. Mourning Melancholia. Collected Papers Hogarth Pressa-London, 1924
- Freyberger H. et al. Psychotherpeutic interventions in alexithymic patient. With special regard to ulcerative colitis and Crohn patients. Psychother. Psychosom, 1985- 44: 2: 72−81
- Freyberger H. Psychosoziale Probleme bei erzinfarktpatienten. Therapiewoche, 1976, 26, 5510−5514
- Fukunishi I., Kaji N., Hosaka T. et al. Relationship of alexithymia and poor social support to ulcerative changes on gastrofiberscopy. Psychosom 1997- 38, 1,20−26
- Groen J.J. Clinical Research in Psychosomatic Medicine. Assen 1982.
- Groen J.J., Pelser H. Experiences with and results of group psychotherapy in-patients with bronchial asthma. J. Psychosom. Res., 1960, Vol.4, p. 191 -205.
- Heim E. Coping und Adaptivitat: Gibt es geeignetes oder ungeeignetes Coping., Pschyth. Psychosom. Medizinische Psychologic, 1988, Helft 1- S. 8−17.
- Ililgard 1:. R., Aikinsvv R. C. Introduction to psychology. N. Y.- Chicago: I larcourt. Brace & World, 1967.
- Human Emotions. New York: Plenum Press. Г1ер. Изард К. Е. Эмоции человека M. 1980, стр.20
- Irvine J., Garner D.M. et al. Prevalence of Type A behavior in untreated hypertensive individuals. Hypertension, 1991- 18, p. 72−78
- Jacobson E. Progressive Relaxation. Univ. Chicago Press, Chicago 1938
- Janet Pierre De l’Angoisse a I’Exstase. Etude sur les croyance et les sentiments, v.2. 1928, 450—475.
- Johnson-Laird, P. N. & Oatley, K. (1992). Basic emotions: a cognitive science approach to function, folk theory and empirical study. Cognition and Emotion, 6, 201−223. .
- Jones N.F., Kinsman R. A., Schum R., Rensikoff P. Personality profiles in asthma.- J. Clin. Psychol., 1976, Vol.32, p. 285−291.
- Jores A. Praktische Psychosomatik. Huber, Bern, Stuttgart, Wien, 1976
- Kisker G. W. The disorganized personality. N. Y.: McGrow Hill, 1972
- Kotler Т., Buzwell S., Romeo Y., Bowland J. Avoidant attachment as a risk factor for health. // Br. J. Med. Psychol., 1994. V.67, Pt.3, pp. 237−245.
- Kuiper N.A., dinger L.J., Air P.A., Stressful events, dysfunctional attitudes, coping styles, and depression Pers. and Indiv. Diff. 1989. — 10, № 2. — C. 229−237.
- Laennec C. Traite d auscultation medicale. Paris, 1825
- Lamer B. Why is dying of asthma and way?//J.Pediatr.-1988.-v.l 15.-N5.-p.838−840.
- Lasarus R. S. A laboratory approach to the dynamic of psychological stress // Contemporary research in personality / Ed. by L. G. Sarason. Princeton, 1969, p. 94—105.
- Lewin K. The dynamic theory of personality. N. Y.: McGraw Hill, 1935.
- Maslow A. H. Motivation and personality. N. Y.: Harper & Brothers
- Matsui T, Boba M. Death from asthma in children. //Acta Paediatr.Japan.-1 990.-v.32.-N2.-p.205−209.
- Mellett P. The birth of asthma. J. Psychosom. Res., 1978, Vol.22, p. 239−246.
- Miller E. Psychiatric Aspects of Psychosomatic research// Psychosomatic aspects Paediatrics Perg Press Oxf, Lon, NY, Par, 1961, 137−143
- Mitrani J.L. «Unmentalized» experience in the etiology and treatment of psychosomatic asthma. Contemp. Psychoanal., 1993, Vol.29, p. 314−342.
- Mitscherlich A. Krankheit als Konflikt, Bd. 1−2 Suhrkamp, Frankfurt am Main, 1956
- Nemiah J.C. Denial Revisited: Reflections on Psychosomatic Theories. -Psychother. Psychosom., 1975, Vol. 26, p. 140−147.,
- Nemiah J.C., Sifneos P.E. Affect and Phantasy in Patients with Psychosomatic Disorders, in Modern Trends in Psychosomatic Medicine, Hill (ed), Butterworth, London, 1970 ,
- Numata Y., Ogata Y., Oike Y. et al. A psychobehavioral factor, alex-ithymia, is related to coronary spasm. Jpn Circ J 1998- 62: 6: 409- 413
- Pesso A. Movement in psychotherapy New York: New York University Press, 1969.
- Reiseissen H. Uber den Bau der Lungen. Berlin,
- Reister G., Tress W., Schepank H., Manz. R. The epidemiology ofpsychogenic disorders and consequences for prevention // Psychother. Psychosom., 1989, v. 52(1−3), p. 10−20.
- Rosenman R. H., Friedman M. The possible relationship of the emotions to clinical coronary heart disearse. In hormones and atherosclerosis. Academic Press, New York, 1959
- Salter H. On Asthma its Pathology and Treatment. London, 1860.
- Sarajlic N., Persic- Brida M., Gregurek R. Psychosomatic subdecompensation.- Acta med. Jug. 1989, Vol.43, p. 295−302.
- Schur M. Comments on the metapsychology of somatization. Psychoanal. Stud. Child., 1955, Vol. 10, p. 1 19 164.)
- Schur M. Zur Metapsycologie der Somatisierung// Brede K. (hrsg.) Einfuhrung in diepsychosomatische Medizin. Fisher Athenaum, Frankfurt am Main, 1974
- Sells S. B. On the nature of stress // Social and psychotogical factors in stress.N.Y., 1970, p. 134−139
- Siegman A.W., Smith T.W. Anger, Hostility and the Heart. Hillsdale, NJ, Erlbaum Associates, 1994
- Sifneos P.E. The prevalence of «alexithymic» characteristics in psychosomatic patients. J. Psychother. Psychosom. 1973, Vol.22, p.255- 262.,
- Tennen H., Swis J., Affeck G. Personality and daily experience: The promise and the challenge. // J. Pers., 1991, v. 59, p. 313−337
- Uexkull Th. Von: Psychosomatische Medizin 3 Aufl — Baltimore 1986- 1274- 1300)
- Uexkull Th. Lehrbuch der Psychosomatischen Medizin., Munchen etc.: Urban und Schwarzenberg, 1979, 844 s.
- Warner J.O., Jackson W.F. Pediatric Allergy / Wolfe Publishing, an imprint of Mosby-Year Book Europe, 1994.- P. 128.
- Weiner H. Psychobiology and human disease. Eiesvier. New York, 1977).
- Weizsacker V Psychosomatische Medizin. Verb. Dtsch. Ges. Inn. Med., 1949,55,13
- Weizsacker V. Von Falle und Probleme. Enke. Stuttgart, 1955
- Weizsacker V. CHnica Psicosomatica: casos у problemas clinicos. Barcelona, Pubul, 1956. 181 p.
- Wesiack W. Grandzuge der psychosomatishen Medizin 2 Aufl. -Berlin: Springer Perlag.- 1984. — 155 s.
- Williams R.B. Basic biological mechanisms. Lin A.W. Siegman, T.W. Smith (Eds.), Anger, hostility and the heart (p. 117−126). Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1994