Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на научно-практической конференции «Практическая психология в педагогических вузах: состояние, проблемы, перспективы» (г.Москва, 2004 г.), Международном симпозиуме «Рефлексивные процессы и управление» (г.Москва, 2003 г.), Всероссийском съезде психологов (г.Санкт-Петербург, 2003 г.), межрегиональной… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Роль рефлексии в переживании жизненного кризиса
    • 1. 1. Взгляды на понимание сущности процесса переживания
    • 1. 2. Особенности понимания рефлексии в психологии
    • 1. 3. Проблема изучения рефлексивных механизмов
    • 1. 4. Ценностно-смысловая сфера как основа регуляции жизнедеятельности, динамика ее функционирования
    • 1. 5. Рефлексивные механизмы переживания кризиса их содержание и этапы разворачивания
    • 1. 6. Особенности ценностно-смыслового самоопределения и проблемы рефлексии в позднем юношеском возрасте
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Рефлексивные механизмы переживания кризиса в позднем юношеском возрасте
    • 2. 1. Организация и методы исследования
      • 2. 1. 1. Организация исследования
      • 2. 1. 2. Используемые методы и методики
        • 2. 1. 2. 1. Методика проведения качественного интервью
        • 2. 1. 2. 2. Описание комплекса исследовательских методик
    • 2. 2. Исследование рефлексивных механизмов переживания кризиса
      • 2. 2. 1. Особенности процесса переживания кризиса в поздней юности
        • 2. 2. 1. 1. Ценностно-смысловая сфера при переживании кризиса
        • 2. 2. 1. 2. Рефлексия при переживании кризиса в позднем юношеском возрасте
        • 2. 2. 1. 3. Специфика проявления активности при переживании кризиса
        • 2. 2. 1. 4. Гендерные особенности переживания кризиса в позднем юношеском возрасте
      • 2. 2. 2. Результаты факторного анализа, направленного на изучение специфики рефлексивных механизмов переживания кризиса
      • 2. 2. 3. Особенности переживания кризиса у групп испытуемых с различными рефлексивными механизмами
      • 2. 2. 4. Исследование изменений ценностно-смысловой сферы у юношей и девушек после переживания кризиса
      • 2. 2. 5. Характеристика видов рефлексивных механизмов переживания кризиса в позднем юношеском возрасте

Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема переживания жизненных кризисов не теряет своей актуальности для психологии, т. к. обусловлена самой жизнью человека с постоянно возникающими противоречиями (Э.Эриксон, Ф. Е. Василюк, А. С. Шаров,.

М.Ю.Овчинникова). При .всем многообразии причин возникновения жизненного кризиса, его основными характеристиками являются невозможность осуществлять человеком регуляцию жизнедеятельности и отсутствие жизненных перспектив. В процессе переживания кризиса происходит изменение отношения1 к жизни, взглядов, трансформация ценностно-смысловой сферы, что усугубляет внутренние противоречия личности, обостряет тяжелые смысложизненные переживания, осложняет планирование и разворачивание жизнедеятельности. Необходимо отметить, что проблема переживания кризиса диктуется не только сущностью природы человека, его психической жизнью и культурным укладом. Она определена также общественно-политической, и экономической нестабильностью в государстве, что достаточно характерно в настоящее время и для нашей страны. Большой набор различных требований и общественных установок, отсутствие четких ориентиров обусловливают возникновение жизненных проблем, которые зачастую приводят к кризису.

Кризис может возникать у человека в различных возрастных периодах и одним из сензитивных возрастов является поздняя юность. В силу половозрастных и индивидуальных особенностей, юноши сталкиваются с жизненными проблемами, когда необходимо определиться, расставить приоритеты, изменить взгляды, выбрать свой жизненный путь (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, И. С. Кон, Т. В. Снегирева и.

ДР-).

В процессе переживания жизненного кризиса часто происходит изменение ценностно-смысловых образований, которые являются глубинными структурами личности, составляют ее «ядро», задают направленность жизнедеятельности в целом. В связи с этим, в психологии выделяется ряд проблем таких как: каким образом происходит изменение ценностно-смысловой сферы человека в процессе переживания кризиса, какие психологические механизмы обеспечивают это изменение, какова природа и содержание этих механизмов.

Стоит отметить, что рефлексивные механизмы и механизмы функционирования ценностно-смысловой сферы активно изучаются (А.Г.Асмолов, Ф. Е. Василюк, Д. А. Леонтьев, А. С. Сухорукое, А. С. Шаров,.

A.В.Петровский, Г. П. Щедровицкий, В. И. Слободчиков, С. Ю. Степанов,.

B.В.Рубцов, В. А. Лефевр, А. С. Шаров, А. В. Карпов, А. А. Тюков и др.). Но остается открытым вопрос об их содержании, природе и реализации в процессе переживания кризиса. Процесс переживания, в данном случае, представляется в широком плане как регулятивный, как некая «рефлексивная работа» человека направленная на оформление ценностно-смысловой сферы и преодоление кризиса. Разработка данного вопроса важна для психологической науки, так как, с этих позиций, возможно, более содержательно изучать механизмы изменения ценностно-смысловой сферы и регуляции жизнедеятельности человека в целом.

Кроме того, знание и понимание содержания механизмов 1 переживания кризиса представляет несомненную важность для практической психологии, а именно, открывает новые возможности в работе с людьми, переживающими кризис жизнедеятельности, в том числе и в юношеском возрасте.

Таким образом, проблема нашего исследования определяется, недостаточной разработанностью вопроса о природе и содержании рефлексивных механизмов переживания кризиса и их роли в изменении ценностно-смысловой сферы, а также значимостью этой проблемы для практики.

Темой исследования явились «Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы».

Объектом исследования является процесс переживания жизненного кризиса.

Предмет исследования — рефлексивные механизмы переживания жизненного кризиса.

Цель исследования — изучить рефлексивные механизмы переживания жизненного кризиса и их роль в изменении ценностно-смысловой сферы в позднем юношеском возрасте.

Гипотеза. Мы предполагаем, что в процессе переживания жизненного кризиса функционируют различные виды рефлексивных механизмов переживания, которые определенным образом влияют на изменение ценностно-смысловой сферы человека. Вероятно, что виды рефлексивных механизмов переживания определяются: качественными характеристиками рефлексиивременной направленностью рефлексиипреобладающей активностью, в которой разворачивается переживание (аффективная, когнитивная, конативная). В связи с этим, в ценностно-смысловой сфере происходят ситуативно-динамические, либо содержательные изменения, ф В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи.

1 .Проанализировать философскую и психологическую литературу по проблеме исследования. «>

2.Исследовать процесс переживания жизненного кризиса в позднем юношеском возрасте.

3.Выявить и охарактеризовать рефлексивные механизмы переживания жизненного кризиса в позднем юношеском возрасте.

4.Исследовать влияние рефлексивных механизмов переживания на изменение ценностно-смысловой сферы.

Теоретико-методологическая основа исследования является регулятивно-деятельностный подход к пониманию психики и жизнедеятельности человека (И.М.Сеченов, C.JI. убинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. К. Анохин, О. А. Конопкин, А.С.Шаров), который реализует принципы системности (Б.Ф.Ломов), единства внешней и внутренней детерминации (С.Л.Рубинштейн, К.К.Платонов).

Теоретическую базу исследования составили основные положения 1 о понимании ценностей, смыслов, их взаимосвязи и механизмов функционирования и понимание рефлексивной природы процесса переживания (В.Дильтей, М. М. Бахтин, С. Л. Рубинштейн, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Д. А. Леонтьев, А.С.Шаров), подходы к пониманию рефлексии, рефлексивных механизмов (Г.Гегель, Г. П. Щедровицкий, В. И. Слободчиков, С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов, Ю. Н. Кулюткин, А. С. Шаров, А. В. Карпов и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы, был использован комплекс методов, адекватных проблеме исследования, включающии теоретическии анализ литературы, интервьюирование, автобиографический метод, анкетирование, тестирование, качественные и количественные методы обработки данных.

В экспериментальной части работы были использованы следующие методики: «Индивидуальная мера рефлексивности» (А.В.Карпов) — «Морфологический тест жизненных ценностей» (И.Г.Сенин) — модифицированный вариант методики «Психологическая автобиография» (Л.Ф.Бурлачук, Е.Ю.Коржова), «Жизненные кризисы в развитии личности», «Рефлексивность человека в жизнедеятельности», «Жизненные смыслы», «Методика изучениясистемы ценностных ориентацию) (А.С.Шаров), специально разработанная методика проведения качественного интервью, направленная на выявление рефлексивных механизмов переживания кризиса.

При обработке экспериментальных данных использован пакет программ SPSS 11.5 и Excel, с помощью которых были применены методы описательной статистики, проведен корреляционный и факторный анализ.

Надежность и достоверность результатов обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, адекватностью используемых методов задачам, цели и логике исследования, репрезентативностью выборки, статистическими методами анализа полученных данных, включающими факторный и корреляционный анализ, вычисление критерия различия Манна-Уитни.

Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали 1 участие юноши и девушки в возрасте 18−21 года работающие и учащиеся в количестве 72 человек.

Научная новизна заключается в том, что выявлены виды рефлексивных механизмов переживания кризиса (ситуативно-фрагментарный, деятельностно-согласующий и обобщенно-проектирующий) и установлено их влияние на изменение ценностно-смысловой сферы в старшем юношеском возрасте. Так, при ситуативно-фрагментарном механизме изменения ценностно-смысловой сферы касаются, главным образом, мотивов деятельности. При деятельностно-согласующем механизме актуализируются процессы осмысления, что сопровождается яркой аффективной окраской переживания и глубокими перестройками содержания ценностно-смысловой сферы. При обобщенно-проектирующем механизме происходят изменения наиболее важных ценностей, которые определяли жизнь молодых людей, переживание выводит их на широкие контексты осмысления действительности и обоснования причин произошедшего и прогнозирования дальнейшей жизни.

Тендерные особенности процесса переживания кризиса в период поздней юности, связаны с тем, что у девушек проявляется большая эффективность, адаптивность и вариативность поведения в наличной ситуации кризиса, по сравнению с юношами. У юношей отмечается стратегическое прогнозирование дальнейшего хода события, выход на более широкие контексты осмысления, что у девушек встречается крайне 1 редко.

Теоретическое значение исследования заключается в обосновании значения рефлексивных механизмов переживания жизненного кризиса с позиций регулятивно-деятельностного подхода, для изменения ценностно-смысловой сферы и преодоления жизненного кризиса.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке коррекционных программ, тренингов преодоления жизненных кризисов, а также в работе с людьми, переживающими, кризис, а также в лекционных курсах и 1 семинарских занятиях по общей, возрастной и специальной психологии. Положения, выносимые на защиту.

1. У юношей и девушек, находящихся в ситуации жизненного кризиса, процесс переживания, характеризуется повышенной аффективностью, и обращенностью на особо важные ценностно-смысловые образования, в результате чего происходит их изменение. Это подтверждается тем, что при переживании жизненного кризиса у юношей и девушек: повышается уровень рефлексии, особенно проспективной, также рефлексивного качества обоснованностипроисходит повышение аффективно-когнитивной активностивозрастает важность ценностно-смысловых образований, но вместе с тем резко уменьшается количество значимых взаимосвязей между ними.

2. В зависимости от степени выраженности и взаимосвязи качественных характеристик рефлексии, преобладающих видов активности, выделено три вида рефлексивных механизмов переживания жизненного кризиса в старшем юношеском возрасте. Эти механизмы определенным образом влияют на изменения ценностно-смысловой сферы. Так, ситуативно-фрагментарный механизм, характеризуется рефлексивным простраиванием последовательности события, высокой конативной активностью, осмысление случившегося носит ситуативный характер, изменения ценностно-смысловой сферы касаются, прежде всего, мотивов. Деятельностно-согласующий механизм проявляется в осмыслении кризисного события в рамках какой-либо деятельности или линии жизни, что сопровождается яркой аффективной окраской переживания и глубокими перестройками ценностно-смысловой сферы. Для обобщенно-проектирующего механизма характерно обоснование причин случившегося, обдумывание и анализ ситуации, при этом происходит расширение контекста осмысления противоречий до уровня жизнедеятельности в целом, что ведет к изменениям базовых ценностей.

3. Рефлексивные механизмы переживания кризиса в позднем юношеском возрасте имеют тендерные особенности, которые заключаются-в том, что у большинства юношей при переживании кризиса преобладает когнитивная активность и стратегическая рефлексия, которая направлена, на изменение, в первую очередь, наиболее важных ценностей в контексте жизнедеятельности в целом. У них ярко проявляется стратегическое прогнозирование дальнейшего хода события, выход на более широкие контексты осмысления, что у девушек встречается крайне редко. У большинства девушек, по сравнению с юношами, при переживании кризиса преобладает аффективная активность, тактическая рефлексия, которая направлена на изменение смыслов отдельных видов деятельности, как правило, без выхода на широкие контексты осмысления случившегося. При этом девушки проявляют большую аффективность, адаптивность и вариативность поведения в наличной ситуации кризиса, по сравнению с юношами.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на научно-практической конференции «Практическая психология в педагогических вузах: состояние, проблемы, перспективы» (г.Москва, 2004 г.), Международном симпозиуме «Рефлексивные процессы и управление» (г.Москва, 2003 г.), Всероссийском съезде психологов (г.Санкт-Петербург, 2003 г.), межрегиональной научно-практической конференции XX Мерлинские чтения «B.C. Мерлин и системные исследования индивидуальности человека» (г.Пермь, 2005), научно-практической конференции «Молодежная политика и образование на современном этапе развития общества», Омская академия 1 МВД России (г.Омск, 2004 г.), межрегиональной конференции «Человек в пространстве мифов» (г.Омск, 2004 г.), научной конференции «Университеты как регионообразующие научно-образовательные комплексы» в рамках психологической секции (г.Омск, 2004 г.), областном семинаре-совещании «Профилактика суицида среди детей и подростков» (г.Омск, 2005), региональных научно-практических студенческих конференциях «Социальная работа с молодежью: психологические и социально-педагогические аспекты» (г.Омск, 2002 г., 2003 г.), на заседаниях и методологических семинарах кафедры психологии Омского 1 государственного педагогического университета. В рамках диссертационного исследования осуществлялось участие в ГРАНТЕ № 03−06−29 РГНФ «Жизненные кризисы в развитии личности».

Содержание диссертации отражено в 12 публикациях.

Структура и объем диссертации

Диссертационное исследование содержит введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения. Работа изложена на 187 страницах машинописного текста, содержит 16 таблиц и 21 рисунок.

Список литературы

насчитывает 184 наименования, из которых 17 иностранных.

Общие выводы.

Проведенное исследование рефлексивных механизмов переживания кризиса в период поздней юности позволяет сделать ряд выводов.

1. Исследование ценностно-смысловой сферы показало, что при переживании кризиса в позднем юношеском возрасте ценности у испытуемых имеют высокую значимость, причем повышается важность как ценностей организации жизнедеятельности (ценности цели), так и ценностей взаимодействия (ценности средства). Особенно актуальными являются ценности, связанные с собственным престижем, реальными достижениями, творчеством.

2. По сравнению с высокой значимостью данных ценностей, отмечается низкая активность их реализации. Такой разрыв говорит о внутренних противоречиях, когда те или иные ценности актуальны, а пути их реализации не оформлены, что является одной из характеристик кризиса.

3. При переживании кризиса у юношей и девушек ценностно-смысловая сфера является недостаточно согласованной, происходит резкое уменьшение значимых взаимосвязей между ценностно-смысловыми образованиями. Испытуемые демонстрируют дискретность в осознании и понимании своей жизни, не могут определиться с главным направлением, расставить приоритеты. При исследовании взаимосвязей между ценностно-смысловыми образованиями у группы «кризисных», было обнаружено, что нередко повышение социального статуса происходит через приспособление, унижение перед более влиятельными людьми, самовосхваление. 1.

4. Переживая кризис, испытуемые обращаются к своим особо важным ценностно-смысловым образованиям, что предполагает повышение общего уровня рефлексии. На фоне этого особенно усиливается обоснование происходящего с ними и прогнозирование дальнейшего хода события, а так же всей жизни.

5. В ситуации кризиса у юношей и девушек происходит прерывание рефлексии линии времени. Переживая кризис, они еще более устремляются в будущее, пытаются собрать себя из будущего, простроить свою линию жизни, предвосхитить ход событий. Это осложняется отсутствием опоры на прошлый опыт, связанный с кризисным событием и его малопродуктивным анализом.

6. Специфика активности при переживании кризиса проявляется в следующем: повышается уровень аффективной и когнитивной активности, а уровень конативной активности имеет более низкие показатели. Кризис сопровождается тяжелыми и бурными эмоциональными переживаниями, размышлениями о себе, о произошедшем, при этом, отмечается внешняя пассивность при достижении целей.

7. Тендерные особенности процесса переживания кризиса в позднем юношеском возрасте, связаны с тем, что у девушек проявляется большая аффективность, адаптивность и вариативность поведения в наличной ситуации кризиса, осмысление произошедшего и рефлексия отдельных видов деятельности, по сравнению с юношами. У юношей отмечается стратегическое прогнозирование дальнейшего хода события, выход на более широкие контексты осмысления, обобщение опыта, что у девушек встречается крайне редко.

8. В зависимости от степени выраженности и взаимосвязи качественных характеристик рефлексии, преобладающих видов активности, выделено три вида рефлексивных механизмов переживания жизненного кризиса в позднем юношеском возрасте: ситуативно-фрагментарный, деятелъностно-согласующий, обобщешю-проектирующий. Эти механизмы влияют на изменения ценностно-смысловой сферы: иерархичность, целостность, содержание.

9. Сравнительный анализ и интерпретация данных исследования ценностно-смысловой сферы после переживания кризиса показали, что происходит изменение количества значимых взаимосвязей между ценностно-смысловыми образованиями, причем между ценностно) смысловыми образованиями, одобряемыми социумом, количество их увеличивается, а между неодобряемыми — уменьшается. На фоне этого наблюдается изменение иерархии ценностно-смысловых образований. Так, происходит повышение важности ценностно-смысловых образований, связанных с социальным признанием, реализацией в социуме. Уменьшается разрыв между значимостью ценностей и реализацией их в активности, что говорит о согласовании ценностно-смысловой сферы, сглаживании внутренних противоречий.

Заключение

.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о подтверждении выдвинутой гипотезы о существовании и специфике рефлексивных механизмов переживания кризиса. В ходе реализации поставленных задач нами был проведен анализ философско-психологической литературы по проблеме исследованияизучены особенности переживания кризиса в позднем юношеском возрастевыявлены и изучены виды рефлексивных механизмов переживания кризиса в позднем юношеском возрастеустановлено их влияние на изменение ценностно-смысловой сферы.

В рамках концептуальной основы исследования рефлексивные механизмы переживания кризиса рассматриваются в онтологическом аспекте и понимаются нами как сложные психологические механизмы, которые разворачиваются в обращении активности человека на переоформление значимых ценностно-смысловых образований с целью организации жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим миром, преодоление кризиса. Такое понимание позволяет более целостно и содержательно исследовать процесс переживания кризиса, попытки чего были осуществлены в данной работе.

Наиболее существенным результатом работы явилось то, что выделены виды рефлексивных механизмов переживания кризиса. Так, при ситуативно-фрагментарном механизме изменения ценностно-смысловой сферы касаются, главным образом, мотивов деятельности. При деятельностно-согласующем механизме актуализируются процессы осмысления, что сопровождается яркой аффективной окраской переживания и глубокими перестройками содержания ценностно-смысловой сферы. При обобщенно-проектирующем механизме происходят изменения наиболее важных ценностей, которые определяли жизнь молодых людей, переживание выводит их на широкие контексты 1 осмысления действительности и обоснования причин произошедшего и прогнозирования дальнейшей жизни. Полученные результаты исследования могут войти в основу для создания психологического тренинга по преодолению жизненного кризиса. Зная рефлексивные механизмы переживания, возможно, не только выявлять их у людей, но и направлять на их осознание и формирование с целью продуктивного преодоления кризиса.

Необходимо отметить, что для достижения этого результата немаловажную роль сыграли качественные методы исследования, а 1 именно, качественное фокусированное исследовательское интервью. Разработанная в рамках исследования методика интервью апробирована нами в консультативной практике при работе с кризисными личностями.

Важно также сказать, что проведенное диссертационное исследование не исчерпывает возможностей, выбранного подхода к пониманию переживания кризиса. Нами намечены дальнейшие исследовательские перспективы: выявление и изучение особенностей и иерархии рефлексивных механизмов переживания кризиса в зависимости от типа кризиса, половозрастных и индивидуальных особенностей личностивыделение этапов, индивидуальных стилей и особенностей процесса переживания, их развитие и формирование в онтогенезе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. С. Стратегия жизни. М., 1991 — 299с.
  2. Н.Г. Способность к’рефлексии как существенный момент интеллектуальной культуры современного специалиста. // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста. — Новосибирск, 1984 с.26−31.
  3. .С. Психологическая теория ценности (системно-функциональный подход). Авторф. на соиск.д.психол.наук, Казань-2002.
  4. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы.1. М., 1978.
  5. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979.
  6. А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский В. А., Субботский Е. В., Хараш А. У., Цветкова JI.C. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности // Вопр. Психол. 1979. № 3. С. 35−45.
  7. Бахтин М. М, Эстетика словесного творчества. М., 1979.8. Бахтин М. М. Тетралогия.
  8. H.A. Биомеханика и физиология движений. М., 1997
  9. Ю.Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
  10. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464с.
  11. .С. Анатомия личности. М., Мысль, 1988 г.
  12. .С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. № 5. — 1997., С.3−20.
  13. .С. Психологические аспекты нравственного развитияличности. М., 1977.
  14. A.B. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  15. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций, 1998.
  16. Бююль Ахим, Цефель Петер SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: Пер. с нем. СПб.: ООО «Диа СофтЮП», 2002. -608с. 1
  17. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал № 3/1995.
  18. Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  19. Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.685с.
  20. .М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982.336с.
  21. ВойскунскийА.Е., СкрипкинС.В. Качественный анализ данных как инструмент научного исследования // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 2001.№ 2. с 93−109.
  22. Л.С. Лекции о педологии, Ижевск, 1996.
  23. Л.С. Собрание сочинений. М., 1982 Т.1.
  24. Л.С. Собрание сочинений. М., 1982, Т, 4.
  25. Л.С. Собрание сочинений. М., 1982, Т.З.
  26. . А. Избранные психологические исследования индивидуальности: эксперимент, теория, практика./Б.А.Вяткин- Перм.гос.пед.ун-т. Пермь, 2005. — 392с.
  27. H.H. Развитие самопознания как фактор профессионального самоопределения старшеклассников: Автореф. дисс.. канд. Психол. Н. Иркутск, 1993. — 20с.
  28. Г. Наука логики. М., 1999.
  29. Н. Психология чувствований //Психология эмоций: тексты / Под. ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984, с. 64−83.
  30. H.A. Переживание кризиса в юношеском возрасте // Психопедагогика в правоохранительных органах № 2 (22) 2004, Омская академия МВД России, 120с. — С.60−62.
  31. H.A. Рефлексивное оформление персонального мифа // Человек в пространстве мифов: Материалы межрегиональной конференции, г. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004 г. 172с. — С. 41−46.
  32. H.A. Рефлексивные механизмы самопонимания // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества: Научное издание. Кемерово, Комплекс «Графика» 2002.-308с.-С.123−124.
  33. H.A. Рефлексивные механизмы функционирования ценностно-смысловой сферы // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы третьего Всероссийского съезда психологов 2003 г. В 8 т. СПб: Изд-во С.-Пертерб., ун-та, 2003, — Т. З, С.38−41.
  34. В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995, № 10, с. 129−144.
  35. В.Ю. Становление категории «смысл» как проблема историко-психологического исследования. Автореф. Дисс.. канд. психол. Наук, Барнаул, 2001.
  36. E.H. Психологический анализ предметно-рефлексивных отношений в научной деятельности: Дисс.канд. психол. наук. М., 1984.- 155с.
  37. А.Н. История психологии: от научности к современности М., 1997.
  38. К. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  39. Е.П. Эмоции и чувства. СПб, 2002. 752с.
  40. И.А. Путь к очевидности М., 1993.
  41. . Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал 1995. Т. 16. № 2.С.27−41.
  42. Исследование проблем психологии творчества. -М., 1983 336с.
  43. B.JI. Этюды о границах // Мир психологии. 19 999. № 4 (20).С.103−115.
  44. С.И. Компьютерная обработка данных для психологов, СПб, 2004. 134с.
  45. И. Критика чистого разума. Ростов-н/Д., 1999.
  46. A.B. Рефлексивность как психологическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал Т.24, № 5, с. 4557.
  47. A.B., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления. // Институт психологии РАН. Москва. Ярославль, 2000. 284с.
  48. A.B., Скитяева И. М., Психология рефлексии // Институт психологии РАН. Москва. Ярославль, 2002. Монография. 304с.
  49. H.JI. Психологические, философские и аксиологические проблемы смысла жизни // Вопросы психологии. 1998.№ 4.С148−150.
  50. С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. — 301с.
  51. Кле М. Психология подростка. М., 1991. — 176с.
  52. В.Е. Предмет современной психологии: человекообразованиеи психологическое- обеспечение смысловой педагогики. //1
  53. Образование и развитие региона. Барнаул, 1995 — № 3−4, с 109.
  54. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.
  55. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978 — 271с.
  56. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. — 255 с.
  57. O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1955. № 1.
  58. О.Н. Психологические механизмы регуляции деятельности М., 1980.
  59. H.H. Смысловые образования в картине мира личности. Дисс.. канд. психол. наук, СПб, 1998.
  60. Ц.П., Дмитриева Н. В., Загоруйко E.H. Идентичность в норме и патологии. Новосибирск: НГПУ, 2002.
  61. И. М. Кризис жизнедеятельности с позиции персонального мифа человека // Человек в пространстве мифов: Материалы межрегиональной конференции. Издательство Омскогогосударственного педагогического университета. Омск, 2004. С.4651
  62. Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979, с.22−29.
  63. И.С. Феномен рефлексивного стиля и генетическая логика // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987, с. 8−25.
  64. Г. Ф. Биометрия: Учеб. пособие для биологических спец. Вузов. 3-е изд., перераб и доп. — М.: Высш. школа, 1980. — 293с.
  65. К. Топология и теория поля. // Хрестоматия по истории * психологии. М., 1980. С. 122−131.
  66. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  67. А.Н. Избранные психологические труды в 2-х томах, Т.2. М., 1983.
  68. А.Н. Избранные психологические труды в 2-х томах. Т.1, М., 1983. " ,
  69. Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал. 1997. Т.1, № 6, С. 13−28.i
  70. Д.А. Личностно-смысловые механизмы становления индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности, тезисы, вып. 1. М., 1983.
  71. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология регуляции деятельности // Вестн. МГУ. Сер. 14, Психология. 1997. № 1. С.20−27.
  72. Д.А. Психология смысла, М., МГУ, 2000.
  73. В.Е. Исходные посылки становления эргономики социальной инженерии // Рефлексивные процессы и управление. М. 2003, с.72−77.
  74. В.А. Конфликтующие структуры. М., 1973. 167с.
  75. Е.С. Проблема смысловой регуляции в свете идей Л.С. Выготского // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1983.№ 1.
  76. A.M. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. 1989,№ 6,с.29−33.
  77. Мерлин B.C. Интегральная индивидуальность
  78. Ю.Н. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте.М., 1991.
  79. С.Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности. Авт. Дисс.д.психол.наук, М. 2001.
  80. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. — М., 2001.- 192с.
  81. A.B. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения, М., 1977. — 64 с.
  82. B.C. Детская.психология. М., 1992. — 303 с.
  83. B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. Т.1. — 1980. — № 5 — с.48−58.
  84. И.С. Джон Локк и его теоретическая система. // Локк. Дж. Сочинения в 3-х томах. Т.!. М., 1985с. 3−76., с. 622.
  85. А.Д., Тарасов С. Г. Применение математических методов в психологии: Учебное пособие. СПб, 2001. — 208с.
  86. В.В. Неэмпирические методы психологии: Учеб. пособие. СПб, 2003 — 53с.
  87. Е.П., Харламенкова Н. Е. Самоутверждение человека // Вопросы философии 1997.№ 9.С.96−118.95.0буховский К. Психология влечений человека. М., 1972.
  88. Ю.Г. К проблеме кризиса идентичности // Вестник
  89. МГУ, Серия 14, Психология, 2002, № 2. С.84−89. 97.0гурцов А. П. Рефлексия //1 Философская энциклопедия. Т.4,М.: Наука, 1967.98.0сницкий А. К. Проблемы исследования субъективной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1.С.5−20.
  90. Педология юности. Под. ред. И. Арямова, М.-Л., 1931. — 195 с.
  91. В.А. Психология неадаптивной активности. М., РОУ, 1992 г.
  92. Психологическая поддержка в ВУЗе («круглый стол») // Психологический журнал, Т. 15, — 1994. — № 5. — С.102−107.
  93. Психология^Словарь, М., 1990. — 494с.
  94. Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Издание второе, дополненное. Самара, 1999. — 488с.
  95. Д.Я. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Издание второе, дополненное. Самара, 1999. — 488с.
  96. A.B., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М., 2002. — 320с.
  97. В.М. Рефлексия в структуре сознания личности // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. С. 222−228.
  98. М.А. К методологии анализа рефлектирующих систем// Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987.С.32−42.
  99. C.JT. Основы общей психологии. М., 1989 т.2.
  100. C.JI. Проблемы общей психологии М., 1976.
  101. В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии.// Психологический журнал. Т. 3, 1989 № 3 —←. 23−35.
  102. В.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте. Дисс. на соиск.канд. психол. н. М, 1996. -163с.
  103. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. -Самара, 2003 656с
  104. ИЗ. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций: Тексты/ Под. ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1987.
  105. И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления, Дисс.докт. психол. наук, М., 1992 284с.
  106. И.Н., Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии. // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983, с. 154−181.
  107. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии, № 2 1983.
  108. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990 -360с.
  109. И.М. Избранные произведения. М., 1953.
  110. И.М. Закономерности структурно-функциональной организации рефлексии и их роль в формировании личности. Автореф.дисс.канд.психол. н., Ярославль 2002, 23с.
  111. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека \ Вопросы психологии. 1986.№ 6.С.14−22.
  112. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Автореф.дисс.докт.психол. н. М., 1994 — 78с.
  113. В.И. Становление рефлексивного сознания в ранней юности//Проблемы рефлексии Новосибирск, 1987. С. 60−68.
  114. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.-394с.1
  115. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте. // Вопросы психологии. 1989. -№ 2. — С.27−35.
  116. Т.В. Старший школьный возраст. // Рабочая книга школьного психолога. Под. ред. И. В. Дубровиной. М., 1991. — С. 145−159.
  117. В. А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб.: Питер, 2000 412с.
  118. . Избранные произведения. Т. 1, М., 1988.
  119. С.Ю., Семенов Н. И. Проблема формирования типов1рефлексии в решении творческих задач// Вопросы психологии. 1982.,№ 1, с. 99−104.
  120. В.В. Самосознание личности. М., МГУ, 1983.
  121. A.C. Жизнетворчество личности в динамике ее смысловой системы, Дисс. на соиск. канд.психол. наук, М., 1996.
  122. И.А. Развитие рефлексии как условие перестройки ценностно-смысловых составляющих образа мира человека. Автореф.дисс.канд.психол. н., Барнаул, 2002, 18с.
  123. . М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.1
  124. Теплов Б. М, Избранные труды: в 2-х томах, Т.1, М., 1985.
  125. O.K. Психология мышления. М., 1984.
  126. А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. -287с. 1
  127. А.Ш., Колымба И .Г. Эмоции и аффекты: общепсихологический и патопсихологический аспекты // Психологический журнал. 1998. Т.18 № 4С.41−48.
  128. А. А. О путях описания психологических механизмов рефлексии \ Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987 с. 68−76.
  129. A.A. Избранные труды. Л., 1978.
  130. Философия. Словарь. М., 1986.-510с.
  131. С.Л. Сочинения. М., 1990.
  132. В., Человек в поисках смысла, М., Прогресс, 1990.
  133. .И. Операции рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии// Проблемы логической организации рефлексивных процессов. Новосибирск, 1986. С62−63.
  134. Хекхаузен. X Мотивация и деятельность М., 1986.Т. 1.
  135. Хекхаузен. X Мотивация и деятельность М., 1986.Т.2.
  136. Г. А. Психология саморазвития М., 1995 288с.
  137. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
  138. А.Ф. Психологическая коррекция отклонений в самосознании личности в подростковом и раннем юношеском возрасте: Автореф. дисс.. канд. Псхол. Н. М., 1991. — 23с.
  139. Р.Х. Эмоции, личность, деятельность (механизмы психодинамики) Казань: Центр инновационных технологий, 2001.
  140. A.C. Миф как смыслонесущая реальность // Гуманитарные исследования: Ежегодник. Выпуск 8. Межвузовский сборник научных трудов. Омск: Издательство ОмГПУ, 2003. — С. 158−167.
  141. A.C. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. 358с.
  142. A.C. Проблема целостного изучения человека // Вопросы психологии 1988.№ 4, с.5−6.
  143. A.C. Психология образования и развития человека: Учебное пособие для. студентов психологических вузов. Омск: Изд-воОмГПУ, 1996.- 150с.
  144. A.C. Психология переживания: природа, механизмы, феномены // Мир психологии. 2004. № 1. С.214−226.
  145. A.C. Рефлексивная природа жизненного кризиса // Гуманитарные исследования: Ежегодник. Межвузовский сборник научных трудов. Издательство Омского государственного педагогического университета. Омск 2004 Выпуск 9. — С. 52−60
  146. A.C. Рефлексивные механизмы простраивания исвязывания границ «Я» // Университеты как регионообразующиекомплексы. В 5 ч. Издательство Омского государственного университета. Омск 2004 Ч. 4. — С. 276−280
  147. A.C. Переживание кризиса в развитии личности // Методическое пособие. Издательство ОмГТУ, Омск 2005. — с.260.
  148. Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектирование. М., 1975 — с. 19−27.
  149. Г. П. Рефлексия и ее проблемы. // Рефлексивныепроцессы и управление. Т. 1, -№ 1 -2001, с.47−55.
  150. Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. — С.554.
  151. Э. Идентичность: юность и кризис, М., 1996.- 334с.
  152. В.А. Проблематика особенности психологического консультирования в вузе. // Вопросы психологии. 1995 — № 4, — С.50−57.
  153. В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. Л., 1979.С.106−121.
  154. В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология: методология, методы, математические модели. 1991. № 1.
  155. М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ор^иентаций личности. Дисс. на соискдок.психол.н., Новосибирск, 2000.
  156. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. — 204с.
  157. М.Г. Дильтеева дихотомия и проблемы переживания // Вопросы философии 1988, № 1, с.70−78.
  158. , А. (1965). Neurosis and treatment: A holistic theory. New York: Wiley.
  159. , D. (1966). The duality of human existence. Chicago: Rand-McNally. 1
  160. , S. (1985). Androgyny and gender schema theory: A conceptual and empirical integration. In T.B. Sondegegger (Ed.), Nebraska Symposium on motivation, 1984.
  161. Brentano Fr. Psychologie vom empirischen Standpunkt. 1 Bd. Leipzig, 1874. S. 115.
  162. , S. (1986). Storytime: Recollecting the past and projecting the future. In Th. R. Sarbin (Ed.), Narrative psychology: The storied nature of human conduct (pp. 152−173). New York: Praeger.
  163. Eckartsberg R. Maps of the Mind: The Cartography of Consciousness // The Metaphors of Consciousness. New York-London: Plenum Hress. P. 46.
  164. , S.S., & Elliot, G.R. Ft The threshold: The Developing adolescent. Cambridge, MA: Harvard Universiti Press, 1990.
  165. Flavell J.H. Cognitive monitoring// children’s oral communication skills. Academic Press. 1981 p.35−60.
  166. Flavell J.H. Metacognition aspects of problem solving // The nature of intelegence. N.Y., 1976. P. 231−235.
  167. Flavell J.H. Speculation about the nature and development of metacognition. In F.E. Weinert and R.H. Kluwe (Eds.), Metacognition, Motivation, and Understanding. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1987.
  168. Glenn Adams & Hazel Rose Markus, Culture as Patterns: An
  169. Alternative Approach to the Problem of Reification, 283−296
  170. Greenberg, Leslie S. Emotion-focused therapy: coaching clients to work through their feelings American Psycological Association. 2002.
  171. Greene, A.L.,& Brooks, J. (April 1985) Children’s perceptions of stressful life events. Paper presented at the Society for Research in Child Development, Toronto, Canada.
  172. Hubert J. M. Hermans, The Dialogical Self: Toward a Theory of Personal and Cultural Positioning, 243−281.
  173. Hubert J.M. Hermans & Harry J.G. Kempen The Dialogical Self: Meaning as Movement San Diego: Academic Press, 1993 (195 pages)
  174. Lefebvre V.A. The Fundamental Structures of Human Reflexion. //
  175. Journal of Social and Biological Structures. № 10. 1987. P. 129−175.
  176. Moos R.H., Tsu V.D. The crisis of physical illness: an overview. In: Cohing with physical illness. N.Y., 1977, h. 3 — 21.
Заполнить форму текущей работой