Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Еще раз подчеркиваем, что развитие культуры Нового времени близится к своему логическому завершению. Идеи, тенденции, процессы, получившие своё обоснование в XVI — XVIII веках, когда происходила наиболее активная выработка Новым временем своих ведущих доминант, подошли или подходят к закономерному финалу, выработав свой жизненный ресурс. Состояние современных социальных, экономических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВАI.
  • ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ЭВОЛЮЦИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
    • 1. Эволюция идей гуманизма в западноевропейском мировоззрении: проблема периодизации и типологии
    • 2. Христианский гуманизм и теоцентризм: мировоззренческие, аксиологические и социокультурные основы
    • 3. Принципы гуманизма в коммунистической теории личности
    • 4. Идея «сверхчеловека» в контексте западноевропейского гуманизма и антропоцентризма
    • 5. Психофизиологическая теория формирования гуманистического сознания: проблема сохранения духовных оснований
  • ГЛАВА II.
  • ГУМАНИЗМ В СТРУКТУРЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ
    • 1. Ментальная связь гуманизма и творчества
    • 2. Гуманизм как идеал образования
    • 3. Гуманизм как способ концептуализации опыта жизни
    • 4. Гуманистические и дегуманистические тенденции в культуре XX века
    • 5. Гуманизм в контексте цивилизационного и экологического сознания
  • ГЛАВА III.
  • ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ И ГУМАНИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
    • 1. Социально-политические и мировоззренческие предпосылки возрождения либерализма в России
    • 2. Либеральная интерпретация гуманистических идей
  • Античности
    • 3. Религиозно-мировоззренческие предпосылки формирования либерального гуманизма
    • 4. Гуманизм и классическая доктрина либерализма как теоретическая основа современного западноевропейского мировоззрения
    • 5. Современный этап развития либеральной теории: гуманистические и дегуманистические тенденции

Феномен гуманистического сознания в контексте культурно-исторических типов мировоззрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исключительно сложное положение человека в изменяющейся социальной ситуации, структурные и количественные изменения цивилизации подтверждаются драматическими тенденциями в развитии России. В стране протекают процессы горизонтальной, вертикальной и территориальной миграции, идет перераспределение человеческих ресурсов между основными секторами культуры и экономики, меняются ценности и идеалы, формируется рынок. Возникла потребность в создании специальных систем государственного регулирования процессов перехода к русскому варианту постиндустриального общества.

Анализ современных тенденций обнаруживает, что в наши дни наметилась и становится все более осознаваемой необходимость смены основных парадигм человекознания, в частности, совершенно очевидна потребность в переходе от одних идеалов и форм гуманизма к другим, от прежней концепции учета человеческого фактора к новой концепции самоорганизации свободных лрдей. Возникает необходимость /разработки целого класса не рассмотренных ранее фундаментальных проблем в философии с опорой на новую феноменологию.

К таким фундаментальным проблемам относится и концепция гуманизма, развиваемая европейскими мыслителями в качестве основополагающей ценности культуры. Исследование феномена гуманизма в качестве проблемы философского сознания позволяет понять его место и роль в системе культурных ценностей, а также делает возможным установить причины, в соответствии с которыми внутри поля гуманизма кристаллизуется опыт, исключающий гуманизм. Доминирование тоталитарных ценностей, эстетизация зла, преобладание образцов поведения, диктуемых массовой культурой, позволило говорить о кризисе гуманизма. В этот разговор вступили М. Хайдеггер и Ж. П. Сартр, Ортега-и-Гассет и Клод Леви-Стросс, С. Франк и Н. Бердяев. 5.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью как адекватного философского осмысления истоков феномена гуманизма, так и изменения места и роли феномена гуманизма в концептуальных моделях культуры.

Современная российская наука, конструируя наиболее оптимальную модель реформирования общественно-политической системы, широко использует достижения мировой политической мысли, в первую очередь, западноевропейской, за которой стоят многовековые демократические традиции. В этой связи, естественно, внимание ученых приковывает феномен либерализма, ставший для множества стран Западной Европы и США основой не только экономического и общественно-политического благополучия, но своеобразной системой ценностей, стержнем особого мировосприятия, а зачастую, — синонимом демократии.

Тем не менее, либеральные принципы не являются единственной основой, на которой исторически формировались демократические режимы. Да и сам либерализм, в процессе своей эволюции, «адаптации» к различным национальным традициям, принимал многообразные, часто противоречивые формы. Будучи мировоззренческим продуктом западноевропейской цивилизации, либерализм далеко не всегда плодотворно функционировал в рамках иных культурных традиций. И общественно-политическая ситуация в постсоветской России еще раз подтверждает тот факт, что зарубежный опыт, пусть даже зарекомендовавший себя с самой положительной стороны, не может быть просто механически заимствован.

Во второй половине XX века интерес к теории либерализма и проблеме выявления его собственно гуманистического содержания необыкновенно возрос. Причем, это продиктовано не только увлечением спекулятивными изысканиями в области социально-политической теории, но и насущной необходимостью идентифицировать те практические принципы, по которым развиваются многие державы, традиционно причисляющие себя к «либеральному» лагерю. В этой связи необычайно актуальным, на 6 наш взгляд, становится анализ эволюции и трансформации либеральной теории в целом и ее гуманистической составляющей, в частности, исследование причин, повлекших за собой изменение этой теории на концептуальном уровне. В связи с этим встает вопрос о взаимодействии основных либеральных принципов с национальными традициями, культурой, мировоззрением стран различных регионов земного шара (прежде всего, западноевропейского, восточноазиатского и евразийского). Такой анализ, по нашему убеждению, возможно осуществить, рассматривая либерализм в качестве определенной системы ценностей, функционирующей в межкультурном и межцивилизационном измерениях.

Несмотря на очевидные достижения либеральной доктрины в международной политической практике, многие вопросы остаются открытыми и особенно актуальными для современной российской социокультурной и политической ситуации. Насколько либерализм гуманистичен? Насколько эта система универсальна? Имеет ли либерализм жесткую «привязку» к национальной культуре, национальным традициям, к менталитету нации, и каковы здесь детерминационные акценты? Возможна ли альтернативная концепция, обеспечивающая демократические свободы граждан? Каковы, наконец, издержки либеральной политики и либеральной идеологии? Каково их влияние на иные сферы человеческого бытия, находящиеся за пределами хозяйственно-экономической, политической и правовой деятельности?

Изучение идей либерализма в отечественной политологии занимает значительное место, хотя сами исследования в этой области были начаты в России сравнительно недавно. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что в советский период развития нашего Отечества, официальная политическая наука была поставлена в жесткие рамки единой концепции исторического материализма. Западная политическая мысль признавалась «враждебной», «загнивающей" — зарубежные исследования на русский язык не 7 переводились, и даже литература на иностранных языках в данной области не была доступной.

Но и в первые годы постсоветского периода серьезных исследований по проблеме либерализма практически не велось. Это объясняется тем, что первоначально либерализм был воспринят политической властью и значительной частью общественности в качестве готовой панацеи от всех социально-политических бед. И лишь в последние годы, на фоне социально-политических и экономических кризисов, на фоне пробуксовки реформ, роста недовольства населения ходом модернизационных процессов, произошло осознание всей сложности и противоречивости как феномена либерализма, так и гуманизма, что, в свою очередь, начало стимулировать исследовательскую деятельность в данном направлении.

Феномен гуманизма активно изучался как в рамках марксистской философской мысли, так и другими школами философии. В научной литературе анализируются социокультурные модели гуманизма, его истоки, формы и содержание. Это работы Н. М. Бережного, Л. П. Буевой, Ф.И. Ги-ренка, Б. Т. Григорьяна, Ю. Н. Давыдова, В. Д. Диденко, П. Куртца, В. В. Кортунова, A.B. Олескина, Т. С. Чермантеевой, Г. А. Югая. Но этот анализ строится вне зависимости от постмодернистских интерпретаций развития культуры, а также он не направлен на выявление места гуманизма в рациональной структуре европейской ментальности.

Наиболее значительная литература, связанная с изучением европейской рациональности, восходит к именам М. Вебера и М. Мамардашвили. Но в этой литературе остается без рассмотрения ментальная связь гуманизма, творчества и безумия, а также не анализируются метаморфозы идеалов образования.

Экологические перспективы гуманизма нашли отражение в работах A.A. Горелова, Ф. И. Гиренка, В. А. Лося, Е. Ф. Солопова, Г. А. Югая. Но в этих работах не исследуется содержание и смысл гуманизма в ситуации постистории или после современности. 8.

В данном исследовании впервые в научной литературе предпринимается попытка обобщенного анализа феноменов гуманизма и либерализма, а также его представления в качестве проблемы философского сознания. В результате выявляется место и роль гуманизма и либеральной системы ценностей в европейской ментальности. Это место определено идеей о самоопределении и самообосновании человеческого действия.

Исследование места гуманизма и либеральных идей в структуре европейской ментальности позволяет понять связи между гуманизмом, творчеством и безумием, а также расширить представление о рационализме европейской культуры. Европейская рациональность помимо «измеряемо-сти», вычислимости включает в себя также и безумие творчества.

Мы исследуем гуманизм в качестве идеала образования, и в этой связи показано содержание идеи свободного воспитания в России в начале XX века. Рассматривая способы концептуализации опыта жизни в различных философских системах, в работе устанавливается смысл феномена дегуманизации культуры. Этот смысл предстает как дегуманизирующее воздействие на человека науки и научных технологий, как децентрирова-ние человека в искусстве, а также как деконструкция религиозно-этических представлений. В работе на материале поэзии проанализированы два взгляда на политику и на историю: один из них отдает предпочтение хаосу и свободе, другой — организации и порядку.

Среди множества работ поверхностного характера, посвященных либеральной системе ценностей, не выходящих за рамки политической публицистики и беллетристики, отметим серьёзные наработки, связанные с именами A.C. Панарина, М. М. Ковалевского, Б. В. Михайлова, К.С. Гад-жиева, О. Ю. Малиновой и др.

Весьма полезными для нас оказались материалы, которые, хотя и впрямую не касаются заявленной нами темы, но, тем не менее, внесли существенный вклад в концептуальное оформление данного научного исследования. Речь идет о развитии теории политических режимов в трудах 9.

Ф.М. Бурлацкого, А. И. Денисова, E.H. Кузнецовой, B.C. Петрова, JIM. Эн-тина, E.H. Шакотько, В. М. Якушина. Весьма интересен анализ политических режимов различных регионов земного шара, данный С. Н. Лебедевым, А. Г. Орловым, Г. Н. Мирским, В. А. Царегородовцевым. Также небезынтересными оказались исследования, посвященные анализу феномена тоталитаризма (М.Н. Афанасьев, К. С. Гаджиев, С. А. Григорян, Ю. Н. Давыдов, A.A. Кара-Мурза, И. А. Исаев и др.).

При этом можно констатировать, что в настоящее время отсутствуют работы, в которых бы исследовался феномен либерализма не только в качестве общественно-политической системы, но и в качестве системы ценностей, непосредственно связанной с определенным типом мировоззрения. Малоисследованными в отечественной политической науке оказались проблемы, связанные с мировоззренческими основами либерализма, а также с его концептуальной адаптацией в процессе функционирования в различных культурных и цивилизационных традициях. Наконец, практически неизученным оказался целый комплекс проблем, связанных с отношением либерализма с гуманистическими, антропоцентрическими и рационалистическими традициями.

В работе применяется принцип единства исторического и логического в подходе к феноменам гуманизма и либеральной системы ценностей, а также используются идеи системно-аналитического моделирования и диалектический принцип всеобщей связи. В ходе исследования автор использовал достижения крупнейших представителей русской и мировой философии, в частности, работы К. Маркса, М. Хайдеггера, С. Франка, Н. Бердяева.

Целью работы является изучение места либеральных ценностей и гуманистического сознания в структуре европейской ментальности, а также изучение взаимовлияний между феноменом гуманизма и идеалом рациональности, между феноменом гуманизма и системой либеральных ценностей. В работе предполагается показать метаморфозы гуманизма в по.

10 стмодернистской стратегии развития культуры.

Материалы и выводы исследования дают представление о феномене гуманизма и либерализма, их истоках и перспективах существования в поле европейской культуры. Результаты исследования могут быть использованы в научно-практической работе и практике преподавания философии и культурологии.

Основные положения и выводы данной работы изложены в выступлениях на методологических семинарах кафедры философии Московского государственного университета сервиса, а также докладывались на научных симпозиумах и конференциях, раскрываются в ряде опубликованных и подготовленных к публикации работ.

Заключение

.

В «Критике практического разума» у Канта есть замечательные слова: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительно мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Это высказывание можно поставить эпиграфом и к христианству, и к марксизму, и к философии жизни. Все эти три философские системы утверждают этот имманентный природе человека моральный закон, к реализации которого беспрестанно движется история. Тоталитарным режимам любой окраски они в силу этого одинаково ненавистны.

Конечно, каждая из этих систем зарождалась в конкретных исторических условиях. В каждом случае это была беспощадная критика современного общества с позиций гуманизма, восстание человеческого духа против аморальных условий его существования. И хотя, на первый взгляд, они основывались на противоположных исходных посылках и, более того, стремились переосмыслить привычные понятия добра и зла, — развертывание каждой из этих систем, в конечном счете, вело к утверждению одних и тех же общечеловеческих ценностей.

В этой связи для современного человека фактически нет выбора между нимизадача состоит лишь в том, чтобы очистить эти мировоззрения от всех наслоений, которыми они, подобно раковинам, обросли в процессе исторической эволюции, вычленить из них весь тот гигантский духовный потенциал, который необходим человечеству в его неистребимом стремлении к созиданию все более гуманного мира.

Взаимная критика марксизма, христианства и философии жизни выглядит в основном оправданной, если брать представления, которые выработали эти системы друг о друге не без опоры на исторические факты. Однако эти представления не соответствуют подлинному облику данных мировоззрений, которые зарождались как глубоко гуманистические и после.

313 довательно развивающие идею свободы в различных аспектах человеческого существования.

Трагический парадокс истории заключается в том, что христианский, марксистский и ницшеанский гуманизм проявлялись на практике иначе, чем в теории. Глубинные причины такого положения дел лежат, видимо, не только в несовершенстве общественных условий, в которых государство превращает ту или иную гуманистическую философию в идеологию, в конечном счете, обращаемую им против человека. Не последнее место среди таких причин, по всей вероятности, занимает и врожденный эгоизм человека, побуждающий его превращать в инструмент даже религию.

Очевидно, что раннехристианская революция не имеет ничего общего со средневековым христианством, которое, став государственной религией, по существу предало те самые ценности, за которые оно боролось и во имя которых утверждалось. Христианская этика была низведена до положения кодекса, что привело к религиозному отчуждению. Более того, интегристская концепция прав Бога и Церкви привела, в конечном счете, к отрицанию даже религиозной свободы.

В этой связи становится ясным, что христианство критикуется марксизмом и философией жизни во имя общечеловеческих ценностей, скомпрометированных в неком конкретном историческом синтезе, который не отражает подлинно христианские ценности. В этом смысле сам атеизм есть отрицание лишь искаженного образа Бога и религии, в создании которого виноваты и сами христиане. Поэтому, если атеистическое отрицание касается ложно объясняемого Бога, атеизм в его конкретном проявлении не есть ошибка, а есть истинаи наоборот, теизм, утверждающий ложно объясняемого Бога, есть в своем конкретном проявлении не истина, а ошибка.

В такой же мере оригинальная концепция марксизма, которую можно назвать антропологической или «персоналистической», как утверждающей абсолютную аксиологическую ценность человека, не имеет ничего общего с моделями административно-командного социализма, кото.

314 рые в значительной степени дискредитировали своей практикой марксистский гуманизм. На самом же деле именно оригинальные идеи Маркса позволяют радикально критиковать режимы, которые ими вдохновлялись. Таким образом, есть марксизм человеческий и марксизм институционный. Последний по существу не верен подлинному марксизму, поскольку он противоречит основным марксистским идеалам.

Еще больший разрыв существует между гуманизмом философии жизни и практикой, как полагают, вдохновленного ею нацизма и фашизма. В действительности же гуманизм этой философии был так чудовищно и бессовестно искажен фашистскими режимами, что и по сей день многие относятся к идеям Ницше с большой долей подозрительности и даже враждебности. Совершенно извращенная интерпретация философии жизни и, в частности, идеи сверхчеловека, была здесь поставлена на службу расизму и геноциду, культу привилегированной нации, которой все остальные нации должны были быть принесены в жертву. Гуманизм философии жизни был превращен в аристократический, избирательный и эгоистический «гуманизм», ничего общего с подлинным гуманизмом, разумеется, не имеющий. В этой связи очевидно, что критика философии жизни в ее подобной интерпретации, как говорится, бьет мимо цели, поскольку она осуждает не саму философию жизни, а лишь ее крайне вульгаризированную версию.

Таким образом, опасность, которая возникает для любой философской системы, состоит в том, что она способна превращаться в государственную идеологию, которая до неузнаваемости искажает ее сущность. Как показала практика, в этом случае комплекс идеальных ценностей превращается государством в набор догм или катехизис, который сохраняется институтом, созданным власть предержащими. Примат ценностей вследствие этого становится приматом института над личностью, авторитета над инициативой: аксиологическая монолитность перерастает в социальную монолитность. В свою очередь, это ведет к политической и идеологической нетерпимости, когда институт считает себя воплощением.

315 добра и справедливости и начинает бороться против зла и заблужденияа отсюда и к такому положению, когда успех данного института и воля авторитета становятся критерием ценностей и даже истины. В этих условиях человек уже становится частью общего целого, от которого он зависим и чью имманентную рациональность он должен утвердить. В конечном счете, он низводится до положения средства государства, которое его порабощает, прикрываясь общечеловеческими ценностями. Для самой философской системы превращение ее в государственную идеологию означает полное крушение: она становится стерильной и бесплодной. (В этом — один из уроков известной легенды о Великом Инквизиторе.) Истина живет, если она свободна, и свободна она лишь в условиях плюрализма. Идеологическая монолитность неизбежно приводит к ее умерщвлению. Она становится оборотной стороной триумфализма, который состоит в том, что история государственных институтов рассматривается как серия «триумфов», а свершившиеся факты канонизируются.

Конечно, интегризм любой философской системы не является частью ее сущности. Тем не менее, мы видим, что государство сплошь и рядом использовало идейный заряд христианства, марксизма и философии жизни для укрепления своей власти над человеком.

В этой связи возвращение этими системами своей собственной сущности предполагает преодоление навязанного им государством интегриз-ма. Для этого прежде всего надо признать, что не практика является основой суждения об идеале, а идеал является основой суждения о практике. Критерием истины поэтому является не практика, а то, насколько эта практика соответствует человеческому идеалу. Историческая практика поэтому должна рассматриваться в плане реализации этого идеала, а не наоборот: для человека важно не то, чтобы двигаться в направлении развития истории, а то, чтобы заставить историю идти в направлении, в котором хочет двигаться человек.

В этом великом историческом шествии христианство, марксизм и философия жизни являются идейными союзниками, ибо они отражают подлинные человеческие чаяния.

В современном мире, условия которого по-прежнему драматически отстают от воплощения извечных человеческих стремлений к добру, справедливости и гуманизму, не утратили актуальности ни христианская идея братской любви, ни марксистская концепция преодоления экономического отчуждения, ни благородный ницшеанский идеал сверхчеловека.

Человечеству одинаково нужны и Нагорная Проповедь Христа, и Коммунистический Манифест, и Песни Заратустры, если исходить из того, что идеальное общественное устройство третьего тысячелетия будет не только плюралистично, но и основано на одной, в общем-то старой, но вместе с тем и вечно новой истине: человек никогда не может быть низведен до положения средства, а всегда должен рассматриваться как цель сама по себе.

Итак, исследовав феномен гуманизма в качестве проблемы философского сознания, мы пришли к выводу о том, что в последнее десятилетие складывается новое понимание гуманизма, которое выступает уже не абстрактным понятием, а реально связано с жизнью, более того, гуманизм становится представлением о дальнейших путях развития цивилизации. В данной работе показано, что новой формой гуманизма является экология. В своей работе мы провели различие между светским гуманизмом и христианским. Это различие состоит в том, что христианский гуманизм выделяет и противопоставляет человека всему остальному миру, находя в человеке образ Бога. Светский гуманизм отделяет человека от Бога и сближает его с остальным миром. На смену личности приходит номада. Человек предстает в виде машины желаний, а энергия животных стихий заставляет его самообновляться в потоке соревнований и конкуренции интересов.

В исследовании установлены причины кризиса гуманизма, проявляющиеся в обществлении науки и искусства. Отказ от культуры, от ис.

317 кусства является одной из реакций философского сознания на общество, которое в течение довольно длительного времени мистицировало себя завышенной оценкой науки и искусства. Такие взгляды характерны, например для Клода Леви-Стросса.

В работе установлено, что восприятие жизни, а также предметов искусства не непосредственно, а опосредовано различными концепциями. А это ведет к тому, что интерпретация жизни замещает жизнь, теория восприятия замещает восприятие. Также делается вывод о том, что дегумани-стические тенденции в развитии культуры делают культурно значимыми восприятия мира наивов, примитивов, а наивное искусство в перспективе должно обновить восприятие мира человеком, вернуть его к непосредственности, подлинности.

В нашей работе особое внимание уделено проявлению форм гуманизма в педагогике. Одной из таких форм является «свободное воспитание», самоорганизация свободных людей, а не просто рациональный учет человеческого фактора.

В структуре европейской ментальности феномен гуманизма имеет такую же укорененность, как и идея рациональности. Кроме того, отмечается, что европейская рациональность принуждена мириться с разными формами безумия, ибо она нуждается в гуманизме творчества, а творчество воспроизводит различные формы безумия.

В данном исследовании только намечены те метаморфозы, которые претерпевает феномен гуманизма под влиянием постмодернистской идеологии. Постмодернистская идеология ориентирует цивилизацию «вирусного» (Леви-Стросс) типа культуры, в которой «вирус» — это метод. Ведь вирус — это чистая информационная программа. Она внедряется в почвенную культуру и заставляет ее работать по своей программе, уподобляет себе. Но методы — вирусы нуждаются в бесконечности материала внедрения. Но почвенная культура исчезает и тем самым проблематизируется само существование рефлексивного типа культуры.

Исследование этой проблемы необходимо продолжить, равно как, на наш взгляд, становится перспективным исследование различных социально-политических форм гуманизма.

Хотелось бы подчеркнуть, что автор работы не претендует на полное, всестороннее освещение проблемы. Феномен гуманизма как проблема философского сознания еще требует тщательного изучения. Это только одна из первых попыток подойти к понятию «гуманизм» целостно и системно.

Рамки приведенной работы не позволили должно осветить ряд моментов, поэтому они были только обозначены Определенные понятия, выделенные в исследовании, нуждаются в дальнейшей разработке.

Еще раз подчеркиваем, что развитие культуры Нового времени близится к своему логическому завершению. Идеи, тенденции, процессы, получившие своё обоснование в XVI — XVIII веках, когда происходила наиболее активная выработка Новым временем своих ведущих доминант, подошли или подходят к закономерному финалу, выработав свой жизненный ресурс. Состояние современных социальных, экономических, политических и культурных процессов можно охарактеризовать как застойное при отсутствии каких-либо инновационных решений нарастающих проблем и конфликтов, приобретающих глобальный характер. Сильные мира сего тасуют одну и ту же чрезвычайно замусоленную колоду карт, пытаясь отыскать новое оригинальное сочетание, иначе говоря, найти заветные «три карты», как у Пушкина. Три карты, которые разом разрубят гордиев узел усиливающегося экономического кризиса, разрастающихся межэтнических конфликтов, решат проблемы безработицы, остановят приближение экологической катастрофы, старения населения развитых стран и демографический бум развивающихся и т. д. Другой стороной проблемы является состояние духовной и идеологической аморфности, в котором пребывает сознание современного человека. Отсутствие перспектив развития цивилизации лишает человека значимости своего общественного бытия. В этой.

319 связи наибольшую важность приобретает личностное существование, становящееся основополагающей ценностью, что приводит в итоге к резкому обострению чувства индивидуализма, который начинает превалировать в западной системе ценностей.

Конечно, есть регионы, которые в меньшей степени подвержены таким настроениям, прежде всего такие азиатские страны, как Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии, особенно те их них, что совершили мощный экономический и технологический рывок в последние десятилетия. Однако, хотя они и считают, что развиваются, исходя из иных оснований, нежели западный мир, ценности западной цивилизации всё более активно проникают в их мировоззренческую парадигму, постепенно приводя к общему знаменателю. Это происходит прежде всего потому, что западные идеи всегда облачены в красочную упаковку комфорта, благосостояния, либеральных свобод и подкреплены известными денежными основаниями. Так что указанные тенденции вполне могут считаться общими для ведущих регионов земного шара. Касается это и России, стремящейся приникнуть к этому «живительному источнику», дарующему всё новые и новые порции финансовых вливаний.

Эпоха Нового времени подходит к концу, однако существуют факторы, мешающие её скорейшему завершению и сложению действительно новых цивилизационных и культурных формфакторы, которые из прогрессивных, в своё время, превратились в сдерживающие, инерционные. Они активно поддерживаются западной цивилизацией, потому что являются её сущностной, категориальной характеристикой, и, вероятно, здесь срабатывает принцип самосохранения, который заставляет Запад интенсивно экстраполировать эти идеи на все экономически и политически значимые регионы мира. Это идеалы западноевпропейского гуманизма, рационализма, либерализма и монетаризма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.
  2. С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. — № 3
  3. В. Рокитянский В. Россия в поисках будущего. М., 1993.
  4. А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 1991.
  5. Э.П. Нация и культура. М., 1963.
  6. Т.А. Новые грани старых иллюзий: проблемы мировоззрения и культуры в буржуазной эстетике и художественной мысли 19−20 вв.-ЛГУ, 1984
  7. К. Соль земли? (интеллигенция как феномен русской культуры) // Человек 1995, № 6 и 1996, № 1.
  8. В. Идеократия в России. М., 1995.
  9. Ю.Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993.
  10. П.Акулинин В. Н. Философия всеединства (от В. С. Соловьева к П.А.Фроленскому). Новосибирск, 1990.
  11. В.П. Становление человечества. М., 1984.
  12. Т.А., Капустин Б. Г., Пантин И. К. Перспективы интегратив-ной идеологии (Тезисы) // Полис. 1995. — № 3
  13. Н.Альберт Швейцер великий гуманист XX века. М., 1970.
  14. Античность и Византия. М., 1975.
  15. Античные мыслители об искусстве. М., 1938.
  16. Антология мировой политической мысли в пяти томах. М., 1997. — Т.2. Зарубежная политическая мысль. XX в.
  17. Антология французского сюрреализма. М., 1994.321
  18. С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. JL, 1967.
  19. А. Театр и его двойник. М., 1993.
  20. А. «Гей, славяне!» Черты исторического самосознания на сломе эпох. // Новый мир. 1995, № 7.
  21. A.C. Оппозиция типов сознания и феномен двоевластия / Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения. М., 1998
  22. A.B. София и черт (Кант перед лицом русской религиозной метафизики) // Вопросы философии 1990, № 1.
  23. Ю.А. Монетаризм и его влияние на денежно-кредитную политику. М., 1986.
  24. Э.А. О культуре и культурности. М., 1966.
  25. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969.
  26. Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе. // Вопросы философии, 1990, № 6.
  27. Баткин JIM. Тип культуры как историческая целостность. // Вопросы философии, 1969, № 9.
  28. Т.В. Культура и власть. М., 1991.
  29. А. Смех / Собрание сочинений. Спб., 1914
  30. А. Творческая эволюция / Собрание сочинений. Спб., 1914
  31. Н. Философия свободы / Философия свободы. Смысл творчества.-М., 1989.
  32. Н. Русская идея //Вопросы философии. М., 1990, № 1−2.
  33. Н. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х тт. Т. 2. М., 1993.
  34. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  35. H.A. Философия неравенства. М., 1990.
  36. H.A. Философия свободного духа. М., 1994.
  37. Г. «Полезность» как основное понятие Просвещения. // Вопросы философии, 1972, № 4.322
  38. B.C. От наукоучения — к логике культуры: два философских введения в 21 век. М., 1990.
  39. .В., Эджубов Л. Г. Простое и сложное в социокультурологи-ческих концепциях // Вопросы философии. 1996. — № 12
  40. Е. П. Закон причин и последствий, объясняющий человеческую судьбу (Карма). Сновидения. Днепропетровск, 1995
  41. А. Собр. соч. В 6-ти тт. Л., 1981−1982.
  42. А.Д. Модели поведения на фоне реформ / Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения. М., 1998
  43. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: философия. Философия, наука, религия. М., 1980
  44. В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.
  45. С.Б. Феномен интеллигента в контексте русской культуры // Философские науки. 1991. — № 3
  46. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. М., 1986−1992.
  47. Брод ель Ф. Время мира. (Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV—XVIII вв.). М., 1992.
  48. И. Набережная неисцелимых. В эссе. М., 1992
  49. И. Форма времени. В 2-х томах. Минск, 1992.
  50. Л.П. Человек, деятельность, общение. М., 1978.
  51. С. Все или ничего? // Новое время. М., 1992. — № 47.
  52. С.Н. Апокалиптика и социализм (Религиозно-филисофские параллели) / Булгаков С. Н. Сочинения в двух томах. М., 1993. — Т.2.
  53. С.Н. Основные проблемы теории прогресса / Булгаков С. Н. Сочинения в двух томах. М., 1993. — Т.2.
  54. С.Н. Свет невечерний. Сергиев Посад, 1917.
  55. С.Н. Философия имени. Париж, 1953.323
  56. С.Н. Философия хозяйства / Булгаков С. Н. Сочинения в двух томах. -М., 1993. Т. 1.
  57. Дж. Империя и гражданское общество. Имперская конструкция России и Советского Союза / Имперский строй России в региональном измерении (XIX начало XX века). — М., 1997.
  58. В. Фантазии об искусстве. М., 1977.
  59. П. Об искусстве. М., 1993.61 .Василенко И. А. Политическое время на рубеже культур // Вопросы философии. 1997. — № 9.
  60. А. Философские очерки. СПб, 1901, вып.1.
  61. ВеберМ. Избранные произведения. М., 1990.
  62. Вебер Макс. Социология религии. (Типы религиозных сообществ) / Макс Вебер. Избранное. Образ общества. М., 1994.
  63. В.В. Россия и Запад. // Вопросы философии, 1992, № 1.
  64. Г. Ренессанс и барокко. СПб, 1913.
  65. В. Постмодерн. Генеалогия и значение одного спорного понятия.//Путь, 1992, № 1.
  66. В.И. Природа и общество. М., 1968.
  67. Взаимодействие культур Запада и Востока. М., 1987.
  68. A.B. Инверсия развития и общественное сознание: от Петра I до Ленина / Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения. -М., 1998
  69. Н.З. Идеологический смысл учения М. Хайдеггера об искусстве // Вестник МГУ, сер. 7. 1986, № 3
  70. Возрождение культуры России. СПб, 1993.
  71. В.П. Развитие общественной мысли во Франции XVIII века. -М., 1977.
  72. Г. Три лика культуры. М., 1986.
  73. М. Лики творчества. Л." 1989.324
  74. Ф. Эстетика. М., 1974.
  75. JI.C. Психология искусства. М., 1968.
  76. . Вера, неверие, фанатизм. Париж, 1928.
  77. . Два пути социального движения // Путь. 1926. № 5.81 .Вышеславцев Б. Образ Божий в существе человека // Путь. 1935. № 49.
  78. . Проблема власти // Путь. 1934. № 42.
  79. . Проблемы религиозного сознания. Берлин, 1923.
  80. .П. Вечное в русской философии / Б. П. Вышеславцев. Этика преображенного эроса. М., 1994.
  81. .П. Сердце в христианской и индийской мистике / Вопросы философии. М., 1990, № 4.
  82. .П. Этика преображенного эроса / Б. П. Вышеславцев. Этика преображенного эроса. М., 1994.
  83. P.M. Философия немецкого романтизма. / Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. -М., 1995.
  84. Г. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
  85. И.С. О природе конфликтов и войн в современном мире // Вопросы философии, 1997, № 6.
  86. К.С. Тоталитаризм как феномен XX века. // Вопросы философии, 1992, № 2.
  87. П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1985.
  88. Р. Возрождение России и новый «орден» интеллигенции // Новый мир. 1992, № 7.
  89. И.И. Лютер. Харьков, 1994.
  90. М. Поэт и культура. М., 1995.
  91. Р. Конец Нового времени. // Вопросы философии, 1990, № 4.
  92. Ф., Делез Ж. Капитализм и шизофрения. М., 1991.
  93. Г. В. Ф. Наука логики / Энциклопедия философских наук. М., 1 975 325
  94. Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. М., 1968
  95. Г. Сочинения. M.-JL, 1934.
  96. М., Крюкова А. Рынок: формула счастья или трудный путь к согласию. // Общественные науки и современность, 1992, № 2.
  97. И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
  98. Я.И. Творчество: норма или отклонение? // Социологические исследования. 1990, № 2.
  99. Ф. И. Метафизика пата. Обнинск, 1995
  100. Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М., 1987.
  101. А.Г. Может ли быть товаром интеллектуал и продукт его труда? // Вопросы философии, 1997, № 3.
  102. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
  103. Глобальные проблемы современности. М., 1981.
  104. Городская культура: средневековье и начало нового времени. Л., 1986.
  105. . Ле. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
  106. Л.С. Философия экономики: (Старые истины и новое мышление). -М., 1991.
  107. .Г. Философская антропология. М., 1982.
  108. Д.П., Шапиро И. Объяснение политики с позиций рационального выбора: почему так мало удалось узнать? / Современная сравнительная политология (Хрестоматия). М., 1997
  109. . Поиск русской национальной идентичности. // Вопросы философии, 1992, № 1.
  110. Д. Общество, культура, человек // Свободная мысль. 1991, № 17.
  111. А. Стать зеркалом души народа. // Вопросы философии, 1988, № 9.
  112. A.B. Немецкая классическая философия. М., 1986.
  113. Гуманизация науки: проблемы и перспективы. Сб.ст. Л., 1994.326
  114. JI.H. Древняя Русь и Великая степь. M., 1989.
  115. А .Я. Категории средневековой культуры. М., 1987.
  116. А.Я. Средневековый мир. М., 1990.
  117. А.Я. Человек и культура: индивидуализм в истории культуры. М., 1990.
  118. П.С. Наука и человек в позитивизме. / Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. -М., 1995.
  119. Л., Бондаренко Л., Полиновский С. К вопросу об экономических представлениях россиян: (По результатам эмпирического исследования) // Мировая экономика и международные отношения. М., 1994. — № 7.
  120. М. Три «Д»: демография, демократия и демагогия // Открытая политика. 1996. — № 3
  121. Н. Р. Индуизм. М., 1977
  122. Ю.Н. Гомоэкономикус. // Диалог, 1990, № 14.
  123. Ю.Н. Социология контркультуры. М., 1980. .
  124. Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
  125. А.Т. Жан Жак Руссо. М., 1980.
  126. C.B. Современное христианство и наука. М., 1994.
  127. . Логика смысла. M., 1995.
  128. Деловая культура российского общества. // Общественные науки и современность, 1993, №№ 3,4.
  129. В .Д. Духовный космос искусства. М., 1993.
  130. В.Д. Искусство, человек, противоречия культуры. // Философские науки, 1989, № 5.
  131. В.Д. Искусство. Духовная культура. Философия. Алма-Ата, 1990.
  132. H.A. Краткая история искусств. Вып.З. М., 1993.
  133. H.A. Краткая история искусств. Вып. 2 — М., 1 993 327
  134. H.A., Виноградова H.A. Искусство Древнего мира. М., 1986.
  135. Добиаш-Рождественская O.A. Культура западноевропейского средневековья. M., 1987.
  136. .И. Основы монетарной политики. М., 1995.
  137. А. У истоков христианства. М., 1979.
  138. Ф.М. Собрание сочинений. В 15-ти тт. Т. 6. — Л., 1989.
  139. Древние цивилизации. М., 1989.
  140. Н.П., Протанская Е. С. Экономика и мораль: к переоценке стереотипов // Экономические отношения в социально-культурной сфере. Спб., 1992.
  141. Думский либерализм // Открытая политика. 1995. — № 2
  142. Дж. Возрождающийся либерализм // Полис. 1994. — № 3
  143. Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1995. — № 6.
  144. Европа в средние века: экономика, политика, культура. М., 1972.
  145. Европейское Просвещение и Французская революция XVIII века. -М., 1988.
  146. .С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990.
  147. В. Немецкий романтизм и мистика. Спб., 1914.
  148. Е.В. Культура Востока в современном западном мире. -М., 1977.
  149. ЗакЛ.М. История изучения советской культуры. М., 1981.
  150. Запад и Восток: традиции и современность. М., «Знание», 1993.
  151. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.
  152. Западные молодежные субкультуры 80-х годов. М., 1990.
  153. H.H. Социокультурные основы хозяйственной деятельности. // Социологические исследования, 1994, №№ 8, 9.
  154. В.В. История русской философии. Париж, 1989 (изд.2).328
  155. А. Гомо советикус. М., 1991.
  156. В.П. Наука неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии, 1990, № 1.
  157. К. Эрвин. Четыре диалога о прекрасном. М., 1978.
  158. JI.K., Шапинский В. А. Постмодернизм. М., 1993.
  159. Г. Э. Теоретические предпосылки к исследованию эмпирических проявлений феноменов конформизма и нонконформизма в экономической подсистеме общества // Социология. М., 1993. — Рукопись депонирована в ИНИОН.
  160. Иванов Вяч. Воскрешаемая культура. / Иного не дано. М., 1988.
  161. А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности // Вопросы философии. 1995. — № 6.
  162. Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976.
  163. С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987.
  164. Иллюстрированная история религий. В 2-х тт. М., 1992.
  165. И. О грядущей России. М., 1993.
  166. И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
  167. И.А. Одинокий художник. М., 1993.
  168. И.А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин. Путь к очевидности. М., 1993.
  169. И.А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. Путь к очевидности. -М., 1993.
  170. М.В., Цимбурский В. Л. Открытое общество: от метафоры до ее рационализации. М., 1997
  171. Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.
  172. Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 1994.
  173. Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. В 3-х тт. М., 1995.329
  174. Д. Политическая наука в Соединенных Штатах / Современная сравнительная политология (Хрестоматия). М., 1997
  175. Историко-культурные основы европейской цивилизации. М., 1992.
  176. История Европы. В 8-ми тт. Т.2, М., 1992.
  177. История зарубежного театра. 4.1. Театр западной Европы от античности до просвещения. М., 1981.
  178. История искусства зарубежных стран XVII—XVIII вв.еков. М., 1978.
  179. История культуры России. М., «Знание», 1993.
  180. История философии и вопросы культуры. М., 1975.
  181. История эстетики. В 5-ти томах. М., 1963−1967.
  182. История эстетической мысли. Т.2. Средневековый Восток. Европа XV XVIII веков. — М., 1985.
  183. М.С. К вопросу о понимании культуры. // Философские науки, 1989, N5.
  184. М.С. О духовном // Вопросы философии. М., 1985. — № 9.
  185. В.П., Спиркин Е. А. Феномен человека: комплекс социо-природных свойств. // Вопросы философии, 1988, № 7.
  186. В.Н. Что мы есть и куда движемся? // Социально-политический журнал. 1993. — № 3
  187. А. Бунтующий человек. М., 1990.
  188. И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? / Кант И. Сочинения. Т.6. — М, 1966.
  189. И. Сочинения в 6-ти томах. М., 1964−1966.
  190. В.К. Западничество как проблема «русского пути». // Вопросы философии, 1993, № 4.
  191. Р. Российский либерализм: быть или не быть? // Либерализм в России. М., 1993.
  192. .Г. Начало российского либерализма как проблема политической философии // Полис. 1994. — № 5330
  193. .Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. 1994. — № 1
  194. М. Конец утопии? М., 1990.
  195. Кара-Мурза С. Трагические ошибки честных демократов, или Почему обречена либеральная реформа в России // Aima mater. Вестник высшей школы. М., 1992, № 7−9.
  196. Кара-Мурза С. Что происходит с Россией? Куда нас ведут? Куда нас приведут? М., 1993.
  197. Кара-Мурза С. Г. Наука о кризисе цивилизации // Вопросы философии. М., 1990, № 9.
  198. Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.
  199. Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. М., 1993.
  200. Э. Философия символических форм: Введение и постановка проблемы. / Культурология. XX век. Антология. М., 1985.
  201. Касты в Индии. Сборник статей. М., 1965
  202. К. Боги. Гробницы. Ученые. СПб, 1994.
  203. Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.
  204. Ф.Х. Сократ. М., 1976.
  205. И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии /. И.Киреевский. Избранные статьи. М., 1984.
  206. Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983.
  207. Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.
  208. П. Трагедия модерна. Миф и эпос XX века у Эрнста Юн-гера// Вопросы философии. 1997. — № 12
  209. А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.331
  210. M. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. СПб., 1909.
  211. Н.И. Запад и Восток. М., 1972.
  212. . О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей // Полис. 1994. — № 3
  213. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. М., 1998
  214. В.В. Восприятие либеральных ценностей в России / Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения. М., 1998
  215. В.В. За пределами рационального. М.: Издательский центр научных и учебных программ, 1998.
  216. В.В. Имитация здравого смысла. М.: Издательский центр научных и учебных программ, 2000.
  217. В.В. Истина в искусстве: русский мистицизм в системе мировоззрения Востока и Запада. М.: Российский научный фонд, 1992.
  218. C.B. Судьба русского коммунизма. М., 1998
  219. В. На пороге нового тысячелетия. // Вопросы философии, 1997, № 5.
  220. Л.Т. Проблема государства и общества в демократической мысли. Л., 1978.
  221. О. Художник в истории русской культуры: эволюция статуса. //Человек, 1995, №№ 1,3.
  222. Кризис буржуазной цивилизации и поиски «нового стиля жизни». -М., 1987.
  223. Кризис цивилизации: выбор пути. М., 1992.
  224. С. Этика бизнеса. М., 1992.
  225. В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения XVIII века.-М., 1965.
  226. А.Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство. М., 1995.332
  227. Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981.
  228. П. Гуманизм в исторической перспективе. Вестник МГУ. Серия «Философия». 1992, № 2.
  229. В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994
  230. A.A. Политическая функция индийской касты. НАА, 1974
  231. М. Египет и Русь: солнечная связь. // Наука и религия, 1989, № 6.
  232. Дж. О множественности человеческой природы. // Вопросы философии, 1992, № 10.
  233. Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социс. 1994. — № 5
  234. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада (Пер. с фр.). М., 1992.
  235. Леви-Стросс. К. Структурная антропология. М., 1980.
  236. В.М. «Модели мира» и образ человека. М., 1982.
  237. А. Конституционные альтернативы для новых демократий / Современная сравнительная политология (Хрестоматия). М., 1997
  238. К. Восток, Россия и славянство. М., 1885.
  239. С. Люди, машины, история. М., 1970.
  240. Г. Люди и вещи // Дружба народов. 1988. № 1.
  241. Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994, № 8.
  242. Д.С. Русская культура в современном мире // Новый мир. -1991, № 1.333
  243. Личность в XX столетии. М., 1978.
  244. Н. Христианство и культура. // Вопросы философии, 1993, N3.
  245. Дж. Сочинения. М., 1988.
  246. А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993
  247. Н.О. Характер русского народа. Посад, 1957.
  248. Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
  249. Л. Евразийство // Вопросы философии. 1993. — № 6.
  250. М. Избранные произведения. СПб, 1994.
  251. Л. Этика и экономическая теория. // Общественные науки и современность, 1992, № 3.
  252. Н. Государь. М., 1990.
  253. О.Ю. Современные либеральные политические программы / Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения. М., 1998
  254. В.А. Человек и его отношение к труду. М., 1988 г.
  255. Э. Власть и деньги. М., 1992.
  256. Мандельштам и античность. М., 1995.
  257. Н.Я. Воспоминания. Кн. 2. М., 1990.
  258. О. Соч. в 2-х томах. М., 1990.
  259. А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции. М., 1978.
  260. Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван, 1973.
  261. Э.С. О концепции локальных цивилизаций. Ереван, 1962.
  262. Э.С. Культура как система. // Вопросы философии, 1969, № 9.
  263. Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
  264. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. М., 1 976 334
  265. К. К еврейскому вопросу / Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, изд. второе.-М., 1978.-Т. 1.
  266. К. К критике политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, изд. второе. М., 1978. — Т.13.
  267. К. Капитал / Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, изд. второе. М., 1978. — ТТ.23,24,25,26.
  268. К. Экономико-философские рукописи 1844 года / Маркс К., Энгельс Ф. ПСС, изд. второе. М., 1978. — Т.42.
  269. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.
  270. Марсель Габриэль. Быть и иметь. Новочеркасск., 1994.
  271. Массовая культура — иллюзии и действительность. М., 1975.
  272. М.Э. Древнеегипетские мифы. M.-JL, 1956.
  273. И. Проблема художественной культуы XX века. М., 1969.
  274. А.Н. Об особенностях либерализма в России и странах Восточной Европы // Вестн. Моск. Ун-та, Сер. 12, «Социально-политические исследования». 1993. — № 5
  275. В.М. Культура и история. М., 1977.
  276. А.Ю., Разлогов К. Э. Контркультура и новый консерватизм. -М., 1981.
  277. А. История религии. В 7-ми тт. Т. 2, 3, 6.
  278. JI. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995.
  279. П. История русской культуры. В 3-х тт. М., 1993−1994.
  280. Мифы народов мира. М., 1992.
  281. H.H. Человек и ноосфера. М., 1990.
  282. Л.Г. Древнее общество. Л., 1935.
  283. Э. Что такое персонализм? М., 1994.
  284. . Доктрина фашизма / Антология мировой политической мысли в 5-ти тт. Т. 2.335
  285. B.C. История политических и правовых учений. М., 1983.
  286. Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. -Л.-М., 1964.
  287. Неформальная Россия. М., 1990.
  288. О.Н. Проблемы развития культуры и искусства России на современном этапе. М., 1990.
  289. Ф. Полн. собр. соч. в 9-ти томах. 1912−1914 гг.
  290. Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Полное собрание сочинений. М., 1912
  291. Новалис. Фрагменты. М., 1914.
  292. П.И. История новой философии права. М., 1990.
  293. Л. И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция. -М., 1976
  294. Л.И., Завадский С. А. Искусство и цивилизация. М., 1987.
  295. А.П. Великая Французская революция и наука. // Вопросы философии, 1983, N3.
  296. A.B. Гуманистика как новый подход к познанию живого. Вопросы философии. 1992, № 11.
  297. Г. На перепутье: развитие культуры и механизмы власти // Мысль. 1994. — № 15
  298. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.
  299. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
  300. Отчуждение труда: история и современность. М., 1989.
  301. Очерки истории советского искусства 1917−1977 гг. М., 1980.
  302. A.C. Российская политическая культура на пороге XXI века // Запад-Россия: культурная традиция и модели поведения. М., 1998.336
  303. Т. Система координат действия, общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая модель. М., 1994.
  304. А.И. Макс Вебер: дух и этос капитализма // Философские науки. 1990. — № 6
  305. М.К. Человек и культура в НТР. // Вопросы философии, 1990, № 5.
  306. Н.И. Диалог цивилизаций: Восток-Запад. // Вопросы философии, 1993, № 6.
  307. А. Человеческие качества. М., 1960.
  308. В.М. Миф в системе культуры. М., 1989.
  309. Платон. Сочинение в 3-х томах. М., 1972.
  310. В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. -М., 1975.
  311. М.В. Формирование экономического сознания: поиск факторов // Образ жизни и состояние массового сознания. М., 1992.
  312. В.М. Искусство XX века.-М., 1991.
  313. Политическая культура: теории и национальные модели. М., 1994.
  314. Г. Очерки культурологии. М., 1995.
  315. А. Диалог: церковь и мир. М., 1993.
  316. К. Открытое общество и его враги. М., 1982.
  317. Постмодернизм и культура. // Вопросы философии, 1993, № 3.
  318. Проблема человека в современной философии. М., 1969.
  319. А.И. Соотношение точности и адекватности в формализованных языках // Логика и методология науки. М., 1967
  320. А.И. Цивилизация, культура, технология и рынок // Вопросы философии. 1992. — № 1
  321. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб, 1994. — Т. 2.337
  322. Г. Философия жизни. Пг., 1922.
  323. Римский клуб. Декларация. Миссия. // Вопросы философии, 1995, № 3.
  324. В.В. Религия и культура. М., 1990.
  325. В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. -М., 1991.
  326. Российская ментальность // Вопросы философии. 1994, № 1.337. Русская идея. М., 1993.
  327. Русское православие. Вехи истории. М., 1989.
  328. Руткевич А. М От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. М., 1985
  329. .А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984.
  330. Ч. Особенности компаративистики / Современная сравнительная политология (Хрестоматия). М., 1997
  331. Р. Культура предпринимательства. М., 1992.
  332. А. Интегративная идеология и модернизация современной России // Свободная мысль. 1992. — № 15
  333. Э. Закономерности формирования «модели культурного человека». //Вопросы философии, 1990, № 5.
  334. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1988.
  335. В.А. Российская культура и угроза бездуховности / Россия сегодня: Реальный шанс. М., 1994.
  336. . П. Фрейд. М., 1992. — С. 7 (Предисловие Л. Токарева)
  337. К. Эстетическая сущность философии А.Бергеона. Ереван. 1978.
  338. С.Л. Происхождение денег, их сущность и функции. Л., 1936.
  339. Е.О. Дисциплинарный статус культурологии. / Наука и ее место в культуре. Новосибирск, 1990.
  340. Ю.Н. Социальная философия А. Тойнби. М., 1980.338
  341. A.C. 1917 год: к вопросу о кризисе либерализма в России // Вести. Моск. Ун-та. Сер. 12, «Социально-политические исследования» — 1993.-№ 5
  342. A.C. Либералы у власти. История повторяется? // Кентавр.1993.-№ 2
  343. И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека. // Философские науки, 1990, № 12.
  344. Словарь античности. М., 1989.
  345. Ч. Две культуры. М., 1973.
  346. Современная буржуазная философия. М., 1978.
  347. Современное западное искусство. М., 1988.
  348. Э.В. Культура и личность. Л., 1972.
  349. А.И. Русский вопрос к концу XX века // Новый мир.1994, № 7.
  350. B.C. Сочинения в 2 тт. М., 1988.
  351. B.C. Критика отвлеченных начал / Сочинения в 2 тт. М., 1988.
  352. B.C. Сочинения в 8 тт. СПб, 1876−1907.
  353. Вл. Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться? // Наше наследие, 1988, № 2.
  354. П.А. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М., 1990.
  355. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  356. Социальная философия в конце 20 века. Сб. ст. М., 1991.
  357. Социально-политические теории современной буржуазной идеологии.-М., 1981.
  358. Социология контркультуры. М., 1980.339
  359. В.В. Генезис понятий демократии и личности (на материале древнегреческой истории). Дис. канд. филос. наук. — М., 1988.
  360. В.Г. О некоторых предпосылках современного экономического сознания // Психол. журнал. М., 1993. — Т. 14, № 1.
  361. Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Вопросы философии, 1997, № 1.
  362. А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.
  363. Д.Ю. Учебное пособие по культурологии. М.: МОНФ, 1998.
  364. Н. Православие и культура. М. 1992.
  365. Субкультурные объединения молодежи. М., 1987.379. Сумерки богов. М., 1990.1. VJ
  366. Г. М. О. Шпенглер, И. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1989.
  367. Г. М. Техника, культура, человек. М., 1986.
  368. Р. Вероисповедание художника / Открытие Индии: философские и эстетические воззрения Индии XX века. М., 1987
  369. Р. Прекрасное 1 Открытие Индии: философские и эстетические воззрения Индии XX века. М., 1987
  370. Э. Первобытная культура. М., 1989.
  371. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
  372. Теоретико-эмпирическое изучение экономического сознания на пути к типологизации. М., 1992.
  373. Типология основных элементов традиционной культуры. М., 1984.
  374. А. Постижение истории. М., 1991.
  375. С.А. Ранние формы религии. М., 1990.
  376. .Т., Бойков В. Э., Иванов В. Н., Кудрина Т. А. Экономическое сознание: ориентиры и предубеждения. Социологические исследования. — 1988. № 3.
  377. Е. Метафизические предположения познания. М., 1917.
  378. E.H. Три очерка о русской иконе. М., 1990.
  379. E.H. Философия Ницше. М., 1904.
  380. C.B. Общественный идеал: диалектика развития. М., 1986.
  381. В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. -М, 1989.
  382. А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.
  383. У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.
  384. H.H. Избранные труды. В 2-х тт. М., 1994.
  385. В.А. Экономический образ мышления и его национальные особенности в России // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.5, Экономика. -Спб, 1993. Вып.2.
  386. Г. Г. Судьба и грехи России. Спб., 1992.
  387. Философия истории. Антология. М., 1994.
  388. Философия о сущности человека. М., 1973.
  389. М. История либерализма и современный либерализм. М., 1995.
  390. П. Столп и утверждение истины. М., 1990.
  391. C.JI. Духовные основы общества. М., 1992.
  392. СЛ. Сочинения. М., 1990.
  393. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
  394. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси, 1991.341
  395. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии / Психоанализ. Религия. Культура. -М., 1992
  396. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989.
  397. Фрейд 3. Недовольство культурой / Психоанализ. Религия. Культура. -М., 1992
  398. Фрейд 3. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе / Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. -М., 1994
  399. Фрейд 3. О психоанализе / О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М., 1991
  400. И.Т. Перспективы человека. М., 1985.
  401. Г. В. Пути русского богослужения. VI. Философское пробуждение / О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.
  402. Э. Бегство от свободы. М., 1989.
  403. Э. Иметь или быть? М., 1986.
  404. Э. Душа человека. М., 1992.
  405. Э. Здоровое общество / Психоанализ и культура. М., 1995.
  406. Э. Из плена иллюзий / Э.Фромм. Душа человека. М., 1992.
  407. Э. Человек для самого себя / Эрих Фромм. Психоанализ и этика. М., 1993.
  408. М. П. Слова и вещи. М., 1977
  409. Д. Наш путь к нормальной культуре. / Иного не дано. М., 1988.
  410. Д.Е. Выбор князя Владимира // Вопросы философии. 1988. — № 6428. ФЭС. М, 1983.
  411. М. Вопрос о технике / Новая технократическая волна на Западе. М., 1986
  412. М. Время и бытие. М., 1993.342
  413. М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989, № 9
  414. М. Что такое метафизика? / Новая технократическая волна на Западе. М., 1986
  415. М., Письмо о гуманизме / Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  416. Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992.
  417. С. Столкновение цивилизаций? Политические исследования. 1994, .№ 1.
  418. И. Осень Средневековья. М., 1995. 152
  419. Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992.
  420. Дж. Что такое «антинаука»? // Вопросы философии. 1992. № 2
  421. Художественная культура XVIII века. М., 1974 г.
  422. Дж. В защиту теории рационального выбора / Современная сравнительная политология (Хрестоматия). М., 1997
  423. Н.И. До горизонта земля! (к пониманию истории России) // Вопросы философии, 1997, № 1.
  424. Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.
  425. А. Н. Начало философии. М., 1982
  426. Человек в мире художественной культуры. М., 1982.
  427. Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978.447. Человек.-М., 1991.
  428. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.449. Через тернии. М., 1990.343
  429. Т.С. Концепция европейского гуманизма в культурологической ретроспективе. Исторические основания взаимодействия культур. Вып. 2. 1991.
  430. Т.С. Теологические концепции происхождения античной философии. Зарубежное философское антиковедение. Крит, анализ. М., 1990.
  431. . Различные виды либерализма // Общественные науки и современность. 1993. — № 3
  432. Е. Протолиберализм: автономия личности и гражданское общество // Полис. 1997. — № 5−6
  433. Т. От Шопенгауэра к Хейдеггеру (пер. с нем.). М., 1964. — С
  434. А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика/Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988
  435. А. Упадок и возрождение культуры / Благоговение перед жизнью. М., 1992
  436. B.C. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988.
  437. B.C. Рациональность как ценность культуры. Вопросы философии. 1992, № 6.
  438. В. У нас никогда не будет полного единства // Открытая политика. 1996. — № 7−8
  439. B.JI. Пройден ли исторический рубеж? // Полис. 1997. — № 1
  440. В. Ф. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936
  441. В. Ф. Философия искусства. М., 1966
  442. В.П. Очерки по истории эстетики. М., 1979.
  443. H.A. Константин Леонтьев и русский либерализм // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 12, «Социально-политические исследования» — 1993. — № 2
  444. А. Мир как воля и представление / Полное собрание сочинений. М., 1 903 344
  445. А. О воле в природе / Полное собрание сочинений. М., 1903
  446. О. Закат Европы. М., 1993.
  447. В. Европа и душа Востока / «АУМ». Журнал эзотерического общества ИМА-пресс. СПб., 1990.
  448. В.Г. Культурный мир русского западника // Вопросы философии. 1993.-№ 5.
  449. Г. Христианский Восток и топика русской культуры. // Вопросы философии, 1995, № 4.
  450. Н. Твой восемнадцатый век. М., 1986.
  451. М. Говорить на языке всех культур. // Наука и жизнь, 1990, № 1.
  452. Эстетика. Словарь. М., 1989.
  453. Г. А. Толерантность разума // Вестник Академии. Международная академия наук о природе и обществе. — 1997, № 3
  454. Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-худо-жественному творчеству / Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992
  455. Юнг К.-Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994.
  456. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного. / Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991, или в журн.: Вопросы философии, 1988, № 1.
  457. Юнг К. Г. Различие восточного и западного мышления. // Философские науки, 1988, № 10.
  458. П.Д. Идея / П.Юркевич. Философские произведения. -М., 1990.
  459. Н.В. Западноевропейское искусство XIX века. М., 1962.345
  460. Е. Г. Искусство и мировые религии / Эстетическое как совершенное. М., 1995
  461. Е. Эстетическое как совершенное. М., 1995.
  462. О.Н. Индустриализм и инвайронментализм: Россия на рубеже культур // Социологические исследования. 1994, № 3.
  463. Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии, 1997, № 1.
  464. В. В чем природа денег? Спб., 1892.
  465. К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
  466. Acculturation, an Exploratory Formulation. The Social Science Research Council Summer Seminar on Acculturation // American Anthropology, 1954, vol.4.
  467. Adelung J.Chr. Versuclt einer Geschichte der Kultur des mensclrlichen Geschlechts. ~ Leipzig, 1782.
  468. Agger B. Cultural Studies as Critical Theory. ~ L., 1992.
  469. Agrawal D. P. The Copper Bronze Age in India. New Delhi, 1971
  470. Alain. Politigue. Paris, 1952.
  471. Approaches to social theory. N.Y., 1986.
  472. Archer M. S. Culture and Agency. ~ Cambridge, 1988.
  473. Arnold M. Culture and Anarchy. L, 1869.
  474. Bagby Ph. Culture and History. Prolegomena to the Comparative Study of Civilisations. ~ Berkeley and Los Angeles, 1963.
  475. Basham A. L. Aspects of Ancient Indian Culture. Bombey, 1966
  476. Bauwan Z. Culture and Praxis. ~ L., 1973.
  477. Benedict R. Patterns of Culture. ~ Boston, 1934.
  478. Boas F. J. Race, language and Culture. ~ N.-Y., 1960.
  479. Boudin L. Le probleme des (lites. Paris, 1943.
  480. Cassirer E. An Essay on Man. ~ New Heaven. 1944.
  481. Charbonneau B, Le Paradoxe de la Culture. ~ P., 1965.346
  482. Dahrendorf K. The Modern Social Conflict. New York, Wiedenfeld & Nicolson, 1988.
  483. Den P. J. The right to welfare and the virtue of charity // Social philosophy a policy. Oxford, 1993.
  484. Doelling J. Individuum und Kultur: Ein Beilrag zur Diskussion. ~ B., 1986.
  485. Eliot T. S. Notes towards the definition of Culture. — L, 1948.
  486. Elkana Y. A programmatic attempt atan anthropology of knowledge // Sciences and cultures. Science of Sociology. 1981. Vol.5.
  487. Epstein K. Let There be Sculpture. 1942
  488. Eugene Herrigel. Zen in the Art of Archery. London, 195 3
  489. Gehlen A. Die Seele im technischen Zeitalrer. — Hamburg, 1964.
  490. Giddens A. The consequences of Modernity. — Stanford, 1990.
  491. Gilinskiy Ya. Deviant Behaviour as a Reflection of Contested Boundaries and Shilling Solidarities // Sociological Abstracts XIII-th World Congress of Sociology. San Diego, 1994.
  492. Habermos J. Theorie des kommunikativen Handels. Bd. 1,2. Fr.-am-Main, 1986.
  493. Hacker P. Zur Entwicklung der Avataralchre // «Wiener Zeitschrift fur die Kunde Sud- und Ostasiens». 1960, N 4
  494. Hall B.T. The silent language. ~ N.-Y., 1970.
  495. Hammond P. B. Introduction to Cultural and Social Anthropology. — N. -Y., 1971.
  496. Hands off Cain. Roma, 1994.
  497. Harris M. Culture, Man and Nature. An Introduction to General Anthropology. -- N.-Y., 1971.
  498. Havell E. B. The Ideals of Indian Art. 1920
  499. Heidegger M. Sein und Zeit. Tubingen, 1931
  500. Herskovils M. Cultural Anthropology. ~ N.-Y., 1955.
  501. Jenks Chr. Culture. -- L and N.-Y., 1993.347
  502. Jouvenel B. De la suuverainit (. Paris, 1955.
  503. Kallscheuer O. Freihit, die ich meine. In: Liberalismus und Sozialismus.- Marburg, 1988.
  504. Kane P. V. History of Dharmashastra, vols. I-V. Poona, 1930−1962
  505. Kaplan D., Manners R. A. Culture Theory. N.-Y. 1972.
  506. Keesing R.M., Keesing F.M. New Perspectives in Cultural Anthropology.- New York, Wintson, 1971.
  507. Klemm G. Allgemeine Kulturwissenschaft. Bd. I ~ 2. — Leipzig, 1854 ~ 1855.
  508. Kreatur Mensch. Moderne Wissenschaft auf der Suche nach dem Humanum. Hrsg. von G. Altner. ~ Munchen, 1973.
  509. Kroeber A, L., The Nature of Culture. ~ Chicago, 1 952.
  510. Kroeber A. L., Configuration of Culture Growth. ~ Berkeley ~ Los Angeles, 1944.
  511. L’aube d’un neuveau liberalisme. Paris, 1953.
  512. Lankavatara Sutra. Transl. By D. T. Suzuki, London, George Routledge and Sons, 1932
  513. Lippmann W. La cit (libere. Paris, 1939.
  514. Luhmann N. Sessile System. Grundriss eider allgemeinen Theory. ~ Fr. -am-Main, 1984.
  515. Malinowski B. A., Scientific Theory of Culture. — North Carolina, 1944.
  516. Morris C. W. Signs, Language and Behaviour. — N.-Y., 1946.
  517. Parsons T. Structure and Process in Modern Societies. ~ N- Y., 1965.
  518. Parsons T. The Social System. L., 1951.
  519. Philosophy and Culture: Studies from Hungary. Published on the Occasion of the 17-th World Congress of Philosophy. ~ Budapest, 1983.
  520. Postmodernism. A Resder. Ed. and intro. by Th. Docherly. ~ N. -Y., 1993.
  521. Prince M. Self-concept, money beliefs and values // J. of econ. psychology ~ Amsterdam, 1993. Vol. 14, N 1.348
  522. Problemes de la culture et des valeures culturelles dans le monde contemporain. -- P., UNESCO. 1983.
  523. Radcliffe-Brown A. Method in Social Anthropology. ~ L, 1958.
  524. Reble A. Schlelermochers Kulturphilosophie. — Erfiit, 1935.
  525. Robinson J.M. The Later Haidegger and Theology. N.J., 1963
  526. Rueff J. Pourguoi malgr (tout je reste liberal. Paris, 1934.
  527. Social Problems around the Baltic Sea. Helsinki: NAD publ, N 21, 1992.
  528. Social Problems in Newspapers: Studies around the Baltic Sea.
  529. Sorokin P. Social and Cultural Dynamics. Vol. I -- 4- N.-Y., 1937 -- 1941.
  530. Steward J. Theory of Culture Change. The Methodology of Multilane Evolution. ~ Urbane, 1955.
  531. Tachumi R. Theoris de la culture. ~ P., 1975.
  532. Tate C.F. The Search for a Method in American Studies. -- Minneapolis. 1973.
  533. The Anti-Aesthetic: Essays on Postmodern Culture. Ed. by H. Foster. ~ Washington, 1983.
  534. The Idea of Culture in the Social Sciences. Ed. by L. Schneider and Ch. Bonjean ~ Cambridge, 1971.
  535. The Role of Values in Psychology and Human Development Ed. By IV. M. Kurlines, hi. Azmilia and J. Gewirtz ~ N.-Y.— Chichester ~ Brisbane ~ Toronto -- Singapore, 1992.
  536. The Study of American Culture: contemporary Conflicts. Ed. By L. S. Luedike. ~ Everett- Garward, Inc., 1977.
  537. Was heist heute liberal? Gellingen, 1978.
  538. Weber A. Kulturgeschichte als Kultursoziologie. ~ Munchen, 1963
  539. W. (Herausg.) Wege aus der Moderne. Schltlsseltexte der Postmoderne Diskussion. — 2 Auft. B., 1994.
  540. Wheeler R. E. M. The Indus Civilization. Cambridge, 1968
  541. White L. The Evolution of Culture. ~ N.-Y., 1959
  542. White L. The Science of Culture. ~ N.-Y., 1949.349
  543. White Leslie A. The Concept of Cultural Systems. New York, 1975.
  544. Williams R. Culture. -- L, 1971.
  545. Wilson G., Wilson M. The Analysis of Social Change. Cambridge, 1944.
  546. Znamecki F. Cultural Sciences: Their Origin and Development. Urbane -Illinois, 1952.
Заполнить форму текущей работой