Проблема человека в философии С. Н. Булгакова
Смысл человеческой жизни С. Н. Булгаков видит в духовной работе, то есть в созидании культуры, причем все остальные формы жизни будут только средством для ее достижения. Служение этой духовной цели позволит человечеству одухотворить мертвую материю, превратив материал природы в материал для художественного творчества. Духовное самоопределение человечества будет означать победу над материей… Читать ещё >
Содержание
Актуальность философского анализа проблемы человека в творчестве одного из представителей отечественной философии первой половины XX века Сергея Николаевича Булгакова (1871−1944) объясняется, прежде всего, глубоким интересом выдающихся мыслителей прошлого и настоящего к познанию сущности человека, смысла его существования.
В европейской философии интерес к проблеме человека наблюдается у представителей милетской школы, достигая наиболее глубокого развития в творчестве Платона и Аристотеля. В эпоху возрождения проблема человеческого бытия отразилась в творчестве А. Данте, Ф. Петрарки, JI. Валла, Д. Бруно, Пико делла Мирандола, а в философии Нового времени — в трудах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка, Р. Декарта, Б. Спинозы. В XIX веке развитие философской антропологии связано с представителями немецкой классической философии — И. Кантом, Г. Гегелем, JI. Фейербахом. С середины XIX века философская антропология становится предметом изучения К. Маркса и Ф. Энгельса.
Проблемы философской антропологии находилось в центре внимания представителей русского религиозно-философского ренессанса, прежде всего -B.C. Соловьева, C.JI. Франка, П. А. Флоренского, Б. П. Вышеславцева, H.A. Бердяева.
Особое место в ряду мыслителей, уделявших внимание антропологической проблематике, занимает С. Н. Булгаков, наиболее последовательно развивавший идею B.C. Соловьева о необходимости выработки новых начал в философии, особенно выделяя проблему необходимости создания разных способов философского описания мира.
Актуальность исследования объясняется и тем, что к концу XX века проблема человека приобретает особо важное значение. В новых исторических условиях быстрого изменения общественного сознания, развития антропогенной цивилизации общество отчетливо осознает, что без раскрытия в человеке возможностей интеллектуального и духовного развития идея дальнейшего прогресса, укрепление нравственного здоровья любой нации в полной мере неосуществима.
Актуальность исследования проблемы человека объясняется и тем, что современное российское общество нуждается в новой конструктивной идеологии и осмыслении своего места в мировом историческом процессе. Это объясняет, почему в условиях нарастания в российском обществе культурного и идеологического многообразия важное место в духовной жизни общества приобретает процесс возрождения и обновления традиций русской философии эпохи религиозно-философского ренессанса, выдающимся представителем которого был Сергей Николаевич Булгаков, последовательно показавший значимость деятельности человека как существа мыслящего, общественного и творчески действующего в мире.
Актуальность исследования определяется и тем, что проблема человека занимает все более значительное место в философских исследованиях современных мыслителей, для которых исключительно важным является вопрос о путях и методах преобразования общества и человека.
Степень разработанности проблемы
Не вызывает сомнения, что степень изученности булгаковского творчества не соответствует его вкладу в развитие отечественной философии. В настоящее время имеется только одна монографическая работа, посвященная исследованию философского наследия мыслителя.1 Определенный вклад в исследование философского творчества внесли труды Н. О. Лосского и В. В. Зеньковского, уделивших особое внимание анализу булгаковской софиологии. Показательно в этой связи, что в дореволюционных работах E.H. Трубецкого получила развитие точка зрения, согласно которой в творчестве С. Н. Булгакова недооценивалась роль человеческой свободы и творчества. Традиция, развитая в трудах В. Н. Лосского, Г. В. Флоровского и С. С. Хоружего, препятствовала самой постановке вопроса о роли человека в преобразовании и совершенствовании мира. Последняя четверть XX века ознаменовалась возросшим интересом к творчеству С. Н. Булгакова. В этой связи необходимо отметить работы Амелиной Е. М., 4 Ахутина A.B., 5 Бодрова H.A., 6 Гайденко П. П., 7
1 Зандер JI.A. Бог и мир (Миросозерцание отца Сергия Булгакова). В двух тт.
Париж. 1948. 2
Лосский Н. О. История русской философии. — М., 1991- Зеньковский В. В. История русской философии. В 2-х тт.(В 4-х ч.). — Л., 1991. 3
См.: Трубецкой E.H. Смысл жизни// Избранные произведения. Ростов-на-Дону. 1998- Лосский В. Н. Спор о Софии. -Париж.-, 1936- Флоровский Г. В. Пути русского богословия. -Вильнюс, 1991- Хоружий С. С. Вехи философского творчества отца Сергия Булгакова // Булгаков С. Н. Соч. в 2-х тт. — М. Д993.Т.1- Он же: После перерыва. Пути русского богословия. -СПб., 1994. 4
Амелина Е. М. Критика гуманизма в русской философии в конце XIX — начале XX вв. // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспективва. — М., 1997.
5 Ахутин A.B. София и черт // Россия и Германия: опыт философского диалога. -М., 1993.
6.Бодров H.A. С Н. Булгаков: софиологическое видение мира // Вестник МГУ.Сер.7:"Философия". 1989. № 5.
7.Гайденко П. П. Антиномическая диалектика С. Н. Булгакова // Критика немарксистских концепций диалектики XX века. — М., 1998- также: Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. — М., 2001.
Давыдова Ю.Н., 1 Долгова K.M., 2 Замалеева А. Ф., 3 Роднянской И. Б., 4 Сапова В. В., 3 Шапошникова JI.E.6, Френча М.7.
Проблемам изучения философии С. Н. Булгакова были посвящены кандидатские диссертации К. С. Синютиной, Д. А. Крылова. JI.A. Цветковой, О. Ю. Ролдугиной. Интересным и научно плодотворным явилось изучение В. В. Гавриловым (1999) проблемы совершенствования человека и общества в творчестве С. Н. Булгакова .
Следует отметить, что к анализу важнейших проблем философии С. Н. Булгакова обращались практически все исследователи, работающие над изучением философско — религиозного ренессанса в России.
Однако до сих пор не появились работы, в которых философские взгляды С. Н. Булгакова рассматривались как целостная система. Важность таких работ определяется не в последнюю очередь тем, что важнейшую методологическую основу философского творчества С.Н.
1 Давыдов Ю. Н. Апокалипсис атеистической религии // Булгаков С. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. — СПб., 1997.
2 Долгов K.M. Искатель религиозного единства жизни // Булгаков С. Н. Свет невечерний. — М., 1994- также: Долгов K.M. Думы о добре и Красоте // Булгаков С. Н. Тихие думы. -М., 1996.
3 Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. -М., 1996. 4
Роднянская И.Б. С.Н. Булгаков-публицист и общественный деятель // Булгаков С. Н. Соч. в 2-х тт. -М., 1993.Т.2.
5 Сапов В. В. От марксизма к «христианской социологии» // Булгаков С. Н. Философия хозяйства. — М., 1990.
6 Шапошников JT.E. Русская религиозная философия XIX—XX вв.еков. — Нижний Новгород, 1992. п
Френч М. Премудрость в личности // Вопросы философии. 2000. № 4.
Булгакова составляла концепция человека, творчески действующего в мире.
Это обстоятельство определило тему настоящей диссертации: «Проблема человека в философии С.Н. Булгакова».
Объектом данного исследования является философское наследие С. Н. Булгакова. Предмет исследования — проблема человека в философии С. Н. Булгакова.
Цель исследования — раскрыть содержание антропологической концепции С. Н. Булгакова как целостной философской системы.
Цель исследования определила конкретные задачи работы:
— показать содержание булгаковской концепции творческой деятельности человека в развитии философского мышления-
— раскрыть понимание С. Н. Булгаковым значения творческой деятельности человека в системе хозяйства-
— проанализировать значимость булгаковской идеи духовной цивилизации-
— выявить основные теоретические предпосылки булгаковской концепции человека-
— показать значимость идеи Богочеловека и Богочеловечества в философии С.Н. Булгакова-
— рассмотреть основные положения концепции духовной культуры в философии С. Н. Булгакова.
Методологической основой исследования явился принцип целостного анализа философской антропологии С. Н. Булгакова. Решение этой задачи потребовало осуществление теоретико-познавательной реконструкции антропологических взглядов С. Н. Булгакова, выраженных в разных работах мыслителя. Дальнейшая задача состояла в том, чтобы представить эти взгляды как теоретически целостную систему.
Не менее важным методологическим принципом работы явилось установление связи антропологических взглядов С. Н. Булгакова с наследием западных и отечественных философов, в частности, с идеями Платона, св. Августина, И. Канта, Ф. Шеллинга, М. Хайдеггера, славянофилов, Ф. М. Достоевского, B.C. Соловьева, П. А. Флоренского, C.JI. Франка, Н. О. Лосского, Д. С. Мережковского, Л. Н. Толстого.
Раскрытие концепции человека в философии С. Н. Булгакова потребовало анализа исторической обстановки в России начала XX века.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
— показана теоретическая значимость идеи С. Н. Булгакова относительно необходимости различных философских способов описания мира, включая развитие религиозной философии-
— раскрыта булгаковская концепция роли творческой деятельности в системе хозяйства, обусловливающая одухотворение материального мира-
— выявлен социально-философский смысл концепции духовной цивилизации-
— проанализировано содержание концепции человека в философии С. Н. Булгакова как существа мыслящего, общественного и творчески действующего в мире-
— рассмотрены антропологические основания концепции Богочеловека и Богочеловечества в творчестве С.Н. Булгакова-
— показана роль творческой личности в формировании теургической концепции культуры в философии С. Н. Булгакова.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Проведенное исследование позволило более глубоко представить философскую антропологию С. Н. Булгакова — одного из выдающихся представителей русской философии первой половины XX века. В 9 процессе исследования выявлена зависимость антропологических взглядов С. Н. Булгакова от решения фундаментальных проблем, разрабатываемых как в западной, так и отечественной философии, в числе которых — проблема роли творческой деятельности человека в формировании способов философского описания мира, в системе хозяйственной деятельности, в построении духовной цивилизации, в формировании антропологических основ богочеловеческого сознания, в создании и развитии духовной культуры.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в курсах «История философии». «История и теория отечественной культуры», читаемых в высших учебных заведениях и в институтах повышения квалификации работников образования. Разработанные положения могут быть использованы в преподавании предметов гуманитарного цикла в старших классах общеобразовательных школ, гимназий и лицеев.
Проблема человека в философии С. Н. Булгакова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование позволят сделать следующие выводы:
1.Основной чертой европейской философии СИ. Булгаков считал преобладание абсолютных философских систем описания мира. Подвергая сомнению возможность создания единственного способа описания мира, С. И. Булгаков полагал, что творческой задачей философского познания является создание множества систем описания бесконечно развивающегося мира. Таким образом, развитие философского мышления зависит от антропологических предпосылок того или иного мыслителя.
Идея необходимости множественности философского описания мира приводит С. Н. Булгакова к убеждению в возможности религиозной философии, целью которой является живое приобщение к истине, что может означать преодоление философии, основанной на создании системы понятий, расщепляющих цельное знание о мире.
Рассматривая как тождественные субъект и объект познания, С. Н. Булгаков характеризует бытие и знание о бытии как два аспекта единой реальности. Онтологизация С. Н. Булгаковым познавательного процесса строится на убеждении, что истина невыразима в терминах дискурсивного знания и потому познание имеет разные формы религиозную, философскую и художественную.
2.Философское решение проблемы определения условий возможности хозяйственной деятельности, согласно Булгакову, предложил Ф. Шеллинг, выдвинув идею тождества субъекта и объекта и философскую концепцию природы как живого развивающегося организма. Таким образом, делает вывод Булгаков, история природы есть история зарождения и развития сознания, природа и интеллект составляют два полюса единого сущего, а в единстве субъект — объекта, самораскрывающегося в процессе жизни, находит свое объяснение реальная связь субъекта и объекта, устанавливаемая в каждом акте сознания и воли.
Применение антропологического метода к анализу хозяйства позволяет С. Н. Булгакову утверждать, что всякий хозяйственный акт представляет собой субъективнообъективное деяние, то есть постоянное воздействие человека как носитель «духовных сил и потенций». С. Н. Булгаков полагал, что познание сущности хозяйства невозможно без познания сущности человека, то есть создания нового типа философской антропологии. Ее методологической основой С. Н. Булгаков считал представление о человеке как о микрокосмосе.
Таким образом, согласно Булгакову, философия хозяйства включает оригинальную философскую антропологию, суть которой в том, что познание сущности человека есть основа познания внешнего мира, вплоть до познания самой вселенной. В результате центр тяжести в исследовании проблемы экономики все более передвигался от политической экономии в сторону философии, поскольку основной проблемой философии хозяйства, как и любой философской системы, по Булгакову, является проблема человеческого существования и человеческой деятельности.
Смысл человеческой жизни С. Н. Булгаков видит в духовной работе, то есть в созидании культуры, причем все остальные формы жизни будут только средством для ее достижения. Служение этой духовной цели позволит человечеству одухотворить мертвую материю, превратив материал природы в материал для художественного творчества. Духовное самоопределение человечества будет означать победу над материей и одухотворение сил природы. Ведущую роль в этой победе будет играть техника, которая раскрывает потаенную суть вещей. Успехи в развитии техники Булгаков рассматривал как путь к одухотворению материи, постепенной ее спиритуализации.
3. С. Н. Булгаков полагал, что история свидетельствует о существовании двух взаимосвязанных, но и принципиально различных путях развития человека: путь цивилизации{ истории) и путь творчества (культуры). Суть этих различий состоит в том, что цивилизация есть приспособление к условиям природной жизни. Культура — творческое отношение человека к миру и к самому себе, когда человек на свой труд в мире налагает печать своего духа.
С.Н. Булгаков признает, что в истории возможен прогресс в виде все новых достижений цивилизации, роста материального благополучия, но не это составляет глубинный смысл истории.
В связи с этим С. Н. Булгаков критикует стремление сторонников исторического позитивизма искать абсолютный смысл исторического движения и человеческой жизни в мире чувственновоспринимаемого бытия, а не в области трансцендентного, то есть Абсолютного. Основой социальной антропологии С. Н. Булгакова является убеждение, что единственным реальным носителем прогресса является не человечество, а люди, которые так же неспособны принять за Абсолют свое относительное существование. Признавая огромные заслуги западного мира в области техники жизни, строительства демократических политических форм, промышленности и путей сообщения, С. Н. Булгаков отмечает, что западная цивилизация не является единственно возможным типом исторического развития, а духовное творчество неисчерпаемо и потому бесконечно разнообразно.
Основа духовной работы — свобода. Но полная свобода — только недостижимый идеал человечества, реализация которого возможна путем создания духовной цивилизаций. Поэтому окончательным состояние мира является совершенное Богочеловечество, а не та или иная форма государственного или общественного устройства.
4. Философская антропология С. Н. Булгакова развивалась на основе анализа христианской антропологии, рассмотрения проблемы человека в отечественной культуре (прежде всего — в творчестве Л.Н. Толстого), осмысления антропологического смысла интуиции Родины и нравственной роли церкви, проблемы человека как продолжателя божественного творения.
Одним из основных положений философской антропологии самого С. Н. Булгакова явилось учение о трех типах возможных характеристик человека: человек есть существо общественноечеловек есть существо мыслящеечеловек есть существо творчески действующее в мире.
Вера в человекобога, заменившая собой веру в Богочеловека, приводит к трудно разрешимым антономиям, основные проблемы которых, согласно Булгакову, поставлены Ф. М. Достоевским в «Легенде о великом инквизиторе». Важнейшие из этих проблемсоотношение идеального и реального, то есть вечного и временного. Антропология в связи с этим получает новое содержание, поскольку сущность человека проявляется в возможности выбора между вечным и временным: между свободой и хлебом, между следованием законам природы и личным спасением, между свободой нравственного выбора и желанием подчиниться.
Человеческое творчество С. Н. Булгаков рассматривает как продолжение божественного творения, как реализацию полноты божественного замысла о мире. А это означает, что человек призван быть «со — творцом мира». В таком случае творчество человека можно рассматриваться как «черта образа Божия».
Таким образом, социальная антропология С. Н. Булгакова строилась на признании следующих факторов, определяющих личность: приверженность христианским ценностям и традициям, культурный консерватизм, почвенность (исключая идею монархии и монархического правления), верность преданию, способность человека к развитию, осознание значимости антропологических идей в русской культуре. Принятие этой идеологией означал признание С. Н. Булгаковым идеи Богочеловека и Богочеловечества.
5. С. Н. Булгаков считал, что человек имеет в себе образ Божий, как онтологическую основу своего существования. Метафизическим актом, обусловившим такое положение, является боговоплощение, в результате которого было достигнуто онтологическое единство Творца с творением, временности и вечности, Абсолютного и относительного. Важной частью этой проблемы является софиология жертвенной смерти Христа.
В творчестве С. Н. Булгакова антиномия осмысления кенотического состояния предполагает, что отношение Бога и мира состоит во взаимной связи божественной жертвы и человеческой судьбы, выраженной в догмате боговоплощения и богочеловечества.
Первым кенотическим актом, согласно Булгакову, было само сотворение мира, которое было бы невозможным без определенного самоотречения творца. Чтобы начать творение, Бог должен был освободить для сотворенного мира некое мистическое пространство.
Распространяя идею кенозиса Христа на БогаТворца, который совершает акт Божественного самоотречения, С. Н. Булгаков сформулировал идею новой философской антропологии, суть которой состоит в признании, что свобода мыслится возможной, если признается свобода личности другого путем некоторого ограничения свободы собственного произвола.
6. С. Н. Булгаков полагал, что все формы творческой деятельности носят характер антиэнтропийного воздействия человечества на ход истории. Анализируя процесс творчества, независимо от формы его проявления, С. Н. Булгаков выделяет два общих условия любой творческой деятельности: наличие замысла и свободу исполнения, подчеркивая, что без свободы, в принципе, не может быть творчества. Поэтому проблему сущности духовной культуры С. Н. Булгаков рассматривает через теургическую концепцию божественного творения.
Теургия есть, по Булгакову, действие Бога, излияние Его спасающей благодати на человека. Именно поэтому теургия есть действенная основа всякого духовного движения в мире на пути к его свершению.
Показывая ограниченность чисто хозяйственного отношения человека к природе, хотя и признавая за этой деятельностью способность к творчеству, то есть его относительно теургический характер, С. Н. Булгаков считал, что человечество необходимо переходит от практического домостроительства тварного бытия к приобщению к теургии, к творению красоты, как наивысшей форме проявления софийности мира. Находясь на грани двух миров — временного и вечного, искусство есть теургическое действие бога в человеке, то есть низведение энергий Божественного единства в русло человеческой деятельности и познаниявыражение данностей богопознания на языке культурно-значимых форм.
Таким образом, искусство, по Булгакову, не есть отражение предметной действительности, а изображение глубины человеческой души, которая своими корнями уходит в мир идеальных, высших ценностей. Поэтому оно захватывает не столько человеческий мир предметов и отношений, сколько божественный мир высших духовный ценностей. В этом С. Н. Булгаков видит религиозный смысл культуры.
1. Булгаков С. Н. Философия хозяйства // Булгаков С. Н. Соч. в 2-х тт.Т. 1. М., 1993. — С.49−297.
2. Булгаков с.Н. Философия хозяйства. Речь на докторском диспуте // Булгаков С. Н. Соч. в 2-хх тт.Т. 1. С.298−310.
3. Булгаков С. Н. Трагедия философии// Булгаков С. Н. Соч. Т.1. -С.31 1−537.
4. Булгаков С. Н. От марксизма к идеализму. — СПб., 1903.-211 с. 5.
5. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. -415 с.
6. Булгаков С. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов, — СПб., 1997. 236.
7. Булгаков С. Н. Тихие думы. —- М., 1996. 509 с.
8. Булгаков С. Н., Агнец Божий. О Богочеловечестве. Часть 1. М., 2000. 464 с.
9. Булгаков С., прот. Купина неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери. — Париж, 1927.
10. Ю. Булгаков С. Н. Икона и иконопочитание. Догматический очерк // Булгаков С. Н. Первообраз и образ. Соч. в 2-х тт. Т.2.М.-СПб. С.241−312.
11. П. Булгаков С. Н. Философия имени // Булгаков С. Н. Первообраз и образ. Соч. в 2-х тт. Т.2.М.-СПб. С.13−240.
12. Булгаков С. Н. Ипостась и ипостасность // Булгаков С. Н. Первообраз и образ. Соч. в 2-х тт. Т.2. С.313−323.
13. Булгаков С. Н. Святый грааль // Булгаков С. Н. Первообраз и образ. Соч. в 2-х тт. Т.2.М.-СПб. С.224−341.
14. Булгаков С. Н. Размышления о войне // Булгаков С. Н. Первообраз и образ. Соч. в 2-х тт. Т.2. М.-СПБ. С.343−379.
15. Булгаков С. Н. Две встречи // Булгаков С. Н. Первообраз и образ. Соч. в 2-х тт. Т.2.М.-СПб. С.380−386.
16. Булгаков С. Н. Свет невечерний // Булгаков С. Н. Первообраз и образ. Соч. в 2-х тт. Т. 1.-М. СПб. 1999.
17. Булгаков С. Н. Жребий Пушкина // Булгаков С. Н. Тихие думы. М. Д996. С.251−268.
18. Булгаков С. Н. Центральная проблема софиологии // Булгаков С. Н. Тихие думы. М., 1996. С.269−272.
19. Булгаков С. Н. Софиология смерти // Тихие думы. М., 1996. С. 273 307.
20. Булгаков С. Н. Автобиографическое // Булгаков С. Н. Тихие думы. М., 1996.-С.308−420.
21. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество. Их размышлений о религиозных идеалах русской интеллигенции // Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество.— М., 1992. -.с. 106−172.
22. Булгаков С. Н. Из философии культуры. Размышление о национальности // Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество.— М., 1992. -.С.173−209.
23. Булгаков С. Н. Основные проблемы теории прогресса // Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество.— М., 1992. -.С.258−337.
24. Булгаков С. Н. Об экономическом идеале // Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество.— М., 1992. -.С.338−379.
25. Булгаков С. Н. На пиру богов (Pro и contra). Современные диалоги // Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество.— М., 1992. -.С.380−481.
26. Булгаков С. Н. Христианство и социализм // Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество.—М., 1992. -.С.210−257.
27. Булгаков С. Н. Карл Маркс как религиозный тип // Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество.— М., 1992. -.С.54−106.
28. Булгаков С. Н. Иван Карамазов как философский тип // Булгаков С. Н. Соч. в 2-х тт.Т.2. М., 1993. С.15−45.
29. Булгаков С. Н. Душевная драма Герцена // Булгаков С. Н. Соч. в 2-х тт.Т.2. М. Д993. С.95−130.
30. Булгаков С. Н. Религия человекобожия у Л. Фейербаха // Булгаков С. Н. Соч. в 2-х тт.Т.2. М.1993. С.222−239.
31. Булгаков С. Н. Народное хозяйство и религиозная личность // Булгаков С. Н. Соч. в 2-х тт.Т.2. М., 1993. С.222−239.
32. Булгаков С. Н. Апокалиптика и социализм // Булгаков С. Н. Соч. в 2-хтт.Т.2. М., 1993.-С.368−434.
33. Булгаков С. Н. Человекобог и человекозверь // Булгаков С. Н. Соч. в 2-х тт.Т.2. М., 1993. С.458−498.
34. Булгаков С. Н. Русская трагедия // Булгаков С. Н. Соч. в 2-х тт.Т.2. М., 1993.-С.499−526.
35. Догматическое обоснование культуры // Булгаков С. Н. Соч. в 2-х тт.Т.2. М., 1993. С.637−643.
36. Булгаков С. Н. Христианский социализм. — Новосибирск, 1991.350 с.
37. Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви. -М., 1991. -416 с.
38. Августин Блаженный. Исповедь. М., 1992. — 427 с.
39. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1994. — 457 с.
40. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.600 с.
41. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990.
42. Бердяев H.A. Творчество и объективация. Минск, 2000. -.304 с.
43. Бердяев H.A. Самопознание. М., 1990. 234 с.
44. Блок A.A. О назначении поэта // Блок А. Собрание сочинений: в 6-ти т.Т.4. М., 1982. С.413−420.
45. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М., 1994. 368 с.
46. Гадамер X.- Г. Истина и метод. М., 1998. — 704 с.
47. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. -СПб., 2000. 315 с.
48. Гизо Ф. История цивилизации в Европе. СПб., 1898. 234 с.
49. Гоголь Н. В. Рим // Гоголь Н. В. Собрание сочинений в восьми томах. Т.З.-М.Д984. С. 185−221.
50. Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Избранные произведения. -М., 1950. -214−367.
51. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2-х тт. Л., 1991.
52. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. 368 с.
53. Иванов Вяч. О границах искусства // Иванов Вяч. Родное и вселенское.-М., 1994. С.199−217.
54. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России // Киреевский И. В. Избранные статьи. М., 1984. С.227−244.
55. Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927. — 274с.
56. ЛосскийН.О. История русской философии. М., 1991. — 475 с.
57. Лосский И. О. Избранное. М., 1991. -622 с.
58. Лосский И. О. Типы мировоззрений // Лосский Н. О. Чувственная и интеллектуальная интуиция.М., 1999. С.4−136.
59. ЛосскийН.О. Боги мировое зло. М., 1944. — 432 с.
60. Мережковский Д. С. Грядущий хам // Мережковский Д. С. В тихом омуте.М., 1991. С.350−377.
61. Мережковский Д. С. М.Ю. Лермонтов-Поэт сверхчеловечества // Мережковский Д. С. В тихом омуте.М., 1991. С. 378−415.
62. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. -М., 1995. 560 с.
63. Мейендорф И.
Введение
в святооческое богословие. Вильнюс-Москва., 1992.-359 с.
64. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. — 632 с.
65. Палама Г. Триады в защиту священнобезмолствующих. М., 1995.-343 с.
66. Платон. Государство // Соч. М., Т. З (1). — С.89−454.
67. Соловьев B.C. Духовные основы жизни // Соловьев B.C. Избранные сочинения. Ростов-на-Дону. 1998. С. 122−275.
68. Соловьев B.C. Три силы // Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. Т.1. М., 1998. — С. 19−31.
69. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве // Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. Т.2. -М., 1999. С.5−174.
70. Соловьев B.C. Русская идея // Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1999. — С.219−246.
71. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания // Соловьев.
72. B.C. Собрание сочинений в 15 томах.Т.1.СПб., 1873−1877.-С.250−406.
73. Соловьев В. С Критика отвлеченных начал // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т.Т.1. М., 1988. — С.581−745.
74. Соловьев B.C. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1971.1. C.316−370.
75. Тейяр деШарденП. Феномен человека. М., 1965. — 271 с.
76. Толстой Л. Н. Дьявол // Толстой Собрание сочинений в четырнадцати томах. Т.12. -М., 1953. С.79−121.
77. Топоров B.H. Апология Плюшкина // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. — С.7−111.
78. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М., 1994. — С. 5−222.
79. Трубецкой E.H. Умозрение в красках // Трубецкой E.H. Смысл жизни. -М., 1994. С.223−291.
80. Трубецкой E.H. Миросозерцание B.C. Соловьева. Т.1−2. М., 1995.530,612 с.
81. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины // Флоренский П. А. Сочинения в 2-х тт.Т.Г, М., 1990. -.489 с.
82. Флоровский Г. В. Пути русского богословия.
83. Вильнюс.1991. 82. Франк СЛ. Русское мировоззрение// Франк С. Л. Духовные основы общества М., 1992. — с.471−500.
84. Франк С. Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия, -м., 1997. -479 С.
85. Франк С. Л. Этика нигилизма // Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. -С.77−112.
86. Франк С. Л. Непостижимое // Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. — С. 183−560.
87. Франк С. Л. Духовные основы общества. -М., 1992. С.13−147.
88. Френч М. Премудрость в личности // Вопросы философии. 2000. № 4. -С.80−111.
89. Хайдеггер М. Вещь // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. -С.316−326.
90. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие. -М., 1993.-С.221−237.
91. Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии // Хайдеггер М. Время и бытие. -М., 1993.-С.361−380.
92. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. — С.345−360.
93. Эккерман И. П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. -Ереван. 1998. 630 с.
94. Эрн В. Ф. Борьба за логос// Эрн В. Ф. Сочинения. М., 1991. С. 11 294.
95. Эрн В. Ф. От Канта к Круппу // Эрн В. Ф. Сочинения. М., 1991. С. 308 318.
96. Эрн В. Ф. Г. С. Сковорода. Жизнь и учение. // Эрн В. Ф. Борьба залогос. Г. С Сковорода. Жизнь и учение. М., 1999. С.333−590.
97. Амелина Е. М. Критика гуманизма в русской философии в конце XIX начале XX вв. // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспективы. — М., 1997. — С.27−38.
98. Ахутин A.B. София и черт // Россия и Германия: опыт философского диалога. М., 1993. -С.213−231.
99. Бодров H.A. С. Н. Булгаков: софиологическое видение мира // Вестник МГУ. Серия 7: «Философия». 1989. № 5. С.23−32.
100. Гайденко П. П. Антиномическая диалектика С. Н. Булгакова // Критика немарксистских концепций диалектики XX века. М., 1998. — С.41−50.
101. ЮО. Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001. 472 с.
102. ЮГГубман Б. Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М., 1991.
103. Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993. -247 с.
104. Давыдов Ю. Н. Апокалипсис атеистической религии // Булгаков С. Н. Два града. СПб., 1997. — С.3−14.
105. Долгов K.M. Искатель религиозного единства жизни // Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994. — С.358−365.
106. Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. М., 1996. — 237с.