Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономическая безопасность Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С точки зрения обеспечения виутриэкономической безопасности необходимо признать: правовое обеспечение реформ и соединение оптимального механизма контроля за соблюдением законодательства РФ; усиление государственного регулирования экономики; необходимость мер по преодолению последствий экономического кризиса; сохранению и развитию научно-технического; технологического и производственного… Читать ещё >

Экономическая безопасность Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

РЕФЕРАТ Тема: «Экономическая безопасность Российской Федерации»

Введение

Национальная безопасность — один из основных факторов стабильного развития государства в соответствии с его социально-экономической политикой — формируется в русле объективных процессов и как сложная система рассматривается во взаимосвязи следующих её функциональных элементов: национальных интересов; угрозы национальной безопасности; защиты (обеспечение национальной безопасности).Мирошниченко В. М. Организация управления и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. / В. М. Мирошниченко. — М.: Издательство «Экзамен», 2005. — с. 6.

Национальная безопасность как сложное явление представляет собой систему взаимосвязанных элементов. Данная система включает в себя определенную совокупность концептуальных установок и положений, социально-политических и правовых институтов и учреждений, определенных средств, методов и форм, позволяющих не допускать или адекватно реагировать на возникающие опасности и угрозы. Цисар Л. А. Проблемы определения понятия «национальной безопасности» в России и ее виды // Безопасность бизнеса. 2005. № 1. — с. 15−16.

Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что в сферу экономической безопасности входят многосложные взаимосвязи и взаимозависимости в реальном секторе экономики, финансовой, налоговой, информационных системах, в инвестиционных, инновационных и инфляционных процессах. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность. — СПб.: Вектор, 2005. — с. 6.

В работе целесообразно рассмотреть проблемы демографии, здоровья населения, экологии, социальной и денежно-кредитной политики в органической взаимосвязи с экономической и социальной безопасностью. Так же желательно проанализировать вопросы теневой экономики, наукоемкого производства, утечки умов и национального капитала за границу и их влияние на экономическую безопасность России.

Цель работы — выявить основные внутренние, внешние угрозы и пороговые значения экономической безопасности России.

В связи с этим, в работе решаются следующие задачи:

· Рассмотреть экономический потенциал страны и систему национальной безопасности России;

· Представить основные понятия общей безопасности;

· Охарактеризовать общественную безопасность;

· Проанализировать экономическую безопасность в системе национальной безопасности;

· Рассмотреть концептуальные основы экономической безопасности.

Глава 1. Экономический потенциал страны и система национальной безопасности

национальный безопасность количественный качественный

1.1 Экономический потенциал страны

Экономический потенциал страны — это способность наличных трудовых и материальных ресурсов страны обеспечить максимально возможный уровень производства продукции и услуг. Различают трудовой потенциал (трудовые ресурсы) и материально-вещественные ресурсы.

Под трудовым потенциалом понимается имеющееся и предвидимое в будущем возможное количество и качество труда, которым располагает общество на данном уровне развития науки и техники и которое определяется численностью трудоспособного населения, его профессионально-квалификационным уровнем и т. д. К материально-вещественным ресурсам относятся средства производства и природные ресурсы. В экономической литературе также различают: научно-технический потенциал (совокупность кадровых, материально-технических, информационных и организационных ресурсов); природно-ресурсный потенциал (способность природных систем без ущерба для себя обеспечивать удовлетворение потребностей людей в продукции или осуществление полезной для него работы в рамках хозяйства данного типа; совокупность природных ресурсов); производственный потенциал (объем продукции, который можно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов).

При определении состава экономического потенциала предлагаются два методологических подхода: а) оценка ресурсов, которыми располагает национальная экономика; б) определение вероятного экономического результата в процессе применения всей массы ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот.

Состав экономического потенциала страны рассматривается в следующих аспектах:

· со стороны его натурально-вещественного состава, т. е. набора ресурсов, определения и динамики экономического потенциала;

· с позиции реального состояния и перспектив развития и использования экономического потенциала, т. е. речь идет о статических и кинетических характеристиках экономического потенциала;

· с точки зрения организационных форм управления экономическим потенциалом, т. е. со стороны его сфер (производственная и не производственная), отраслей экономики и регионов;

· со стороны элементов экономического потенциала, размещенных и действующих как на национальной территории, так и на территории других стран, т. е. этот аспект принимает во внимание положение, когда существенная доля производственных и иных объектов размещена не только на национальной территории, но и на территории иностранных государств. Эта ситуация учитывается, как правило, при определении факторных доходов;

· с точки зрения вклада отдельных организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных законодательством данной страны, в итоговые результаты хозяйствования в стране, т. е. речь идет о вкладе в формирование и использование государственной, частной, смешанной, иностранной и других форм собственности, к которым относятся организационно-правовые формы хозяйствования (АО, товарищества всех видов, союзы, холдинги, ФПГ и т. д.).

Универсальным индикатором оценки экономического потенциала страны выступает валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий не только нынешний уровень развития национальной экономики, но и специфику ее отраслевой и территориальной структуры, эффективность функционирования отдельных ее сфер, отраслей и регионов, меру вовлеченности в мировые интеграционные процессы и т. п.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — это обобщающий экономический показатель статистики, выражающий совокупную стоимость конечного продукта (продукции, товаров и услуг), произведенного в течение года внутри страны в рыночных ценах с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам. ВВП рассчитывается тремя методами; по доходам, по расходам и по добавленной стоимости (условно чистой продукции). Для изучения динамики ВВП используются постоянные (сопоставимые) цены. Реальный ВВП определяется методом дефлирования, т. е. переводом индикаторов, рассчитанных в текущих ценах, в индикаторы, выраженные в постоянных ценах.

Важнейшим элементом экономического потенциала является национальное богатство, которое включает в себя две основные части: общественное (созданное трудом) богатство; естественное (невоспроизводимое трудом) богатство — природные ресурсы (земля, вода, леса, полезные ископаемые), не вовлеченные в общественное воспроизводство, составляют потенциальное богатство общества. Определяющее значение имеет общественное богатство.

Национальное богатство имеет сложную экономическую структуру, в нем выделяются следующие элементы: основные фонды (производственные и непроизводственные); материальные оборотные фонды (запасы сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, остатки незавершенного производства, запасы готовой продукции); товарные запасы народного хозяйства; государственные резервы, в том числе страховые, запасы оборонного назначения, золотой запас и запасы иностранной валюты; предметы длительного пользования в домашнем хозяйстве населения (индивидуальные средства транспорта, мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного обихода, ювелирные изделия, книжные фонды и др.); природные ресурсы, вовлеченные в экономический оборот (освоенные земли, леса, воды, богатство земных недр и др.).

В широком смысле слова в национальное богатство включается научный, образовательный, квалификационный и культурный потенциал общества. Особое место в структуре невещественного богатства занимает потенциал здоровья нации.

Национальное богатство, оцененное в валюте данной страны, как правило, пересчитывается в какую-либо единую валюту, например доллары США, и исчисляется в расчете на одного жителя страны.

Этот индикатор дает основу для сравнительного анализа экономической мощи отдельных стран и уровня их материального благосостояния. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность. — СПб.: Вектор, 2005. с. 8−14.

1.2 Основные понятия общей безопасности

Опасность — это объективно существующая вероятность отрицательного влияния на социальный организм, благодаря которому возможен вред его состоянию. Источниками опасности являются условия и факторы, таящие в себе или в совокупности с другими деструктивную природу. Опасности носят природный, техногенный и социальный характер.

Опасность подразделяется на реальную и потенциальную. Исходя из нацеленности и значения субъективного фактора, в генезисе отрицательных предпосылок различают следующие понятия:

· вызов — это комплекс положений, которые не обязательно могут угрожать, но на них необходимо реагировать;

· риск — это вероятность генезиса отрицательных и нежелательных последствий функционирования самого субъекта;

· опасность — это вполне осознанная, но отнюдь не неизбежная возможность причинения вреда, обусловленная существованием объективных и субъективных факторов, отличающихся эпатирующими (поражающими) признаками;

· угроза — конкретная и непосредственная форма опасности либо комплекс предпосылок и факторов, создающих опасность интересам общества, государства, индивида, а также национальным ценностям и национальному образу жизни. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность. — СПб.: Вектор, 2005. с. 15.

С точки зрения масштабов вероятных отрицательных последствий опасности могут быть: а) международные (глобальные и региональные в плане регионов мира); б) национальные; в) локальные (либо региональные в плане регионов страны); г) частные (предприятий, семьи, индивида). Опасности могут классифицироваться по: сферам общественной жизни; видам деятельности человека.

Термин «безопасность» стал применяться с 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, считающего себя защищенным от любой опасности. Однако этот термин в данном значении употреблялся до XVII в. достаточно редко. В XVII-XVIIII вв. почти во всех странах доминирует суждение, согласно которому главная цель государства — общее благосостояние и безопасность. С этого времени термин «безопасность» приобрел новое толкование как ситуация спокойствия, отсутствия реальной опасности (физической, моральной), а также материальные, экономические, политические условия; соответствующие органы и организации, способствующие созданию данного положения.

В России в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г. употреблен термин «государственная безопасность», который отождествлялся с термином «общественная безопасность». По истечении некоторого периода времени законодательно был закреплен термин «охранение общественной безопасности».

В СССР термин «государственная безопасность» был законодательно закреплен в июле 1934 г.

Исходя из современной концепции безопасности, предлагается следующее определение безопасности.

Безопасность — это состояние и тенденции развития защищенности жизненно важных интересов общества, государства и человеческой личности, а также всех их структур от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых прочно обеспечивает существование и прогрессивное развитие общества, государства, личности, граждан. Важно отметить, что в современном российском обществе устойчивой стабильности и состояния защищенности общества, государства и человека не создано.

Национальные ценности — это принадлежащие данной стране материальная, интеллектуальная и духовная собственность как важнейшая основа ее существования, развития и обогащения.

Национальный образ жизни — это исторически определенные наиболее распространенные и устойчивые формы социального и индивидуального поведения, нравственный уклад и система оценок, нарушение которых вызывает отрицательные последствия и утрату самобытности. Образ жизни является социальной категорией, характеризующей способ жизнедеятельности общества, наций, классов, социальных групп, личности в органическом единстве с условиями общественно-экономического строя.

Безопасность является результатом социальной деятельности по обеспечению общества, государства, личности, которая зарождается как социальный феномен в процессе разрешения противоречий между опасностью и потребностью социума в устранении последствий опасности. Опасность как таковая выступает объектом деятельности по обеспечению безопасности.

Безопасность и ее обеспечение состоят из трех взаимосвязанных и взаимообусловленных горизонтальных уровней: обеспечение безопасности личности; обеспечение безопасности общества; обеспечение безопасности государства.

Различают два типа безопасности:

а) гипотетическое отсутствие опасности, возможности катаклизмов для человека, общества, государства;

б) их реальная защищенность от опасностей. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность. — СПб.: Вектор, 2005. с. 16−18.

1.3. Общественная система безопасности

Общественная система безопасности включает в себя:

· геополитические факторы безопасности;

· социальную безопасность общества в современных условиях;

· экономическую безопасность;

· информатизацию общества и информационную безопасность;

· экосоциальную безопасность;

· технологическую и техногенную безопасность.

Геополитические факторы безопасности включают в себя следующие основные условия: географические; экономические; политические; конфессиональные.

Названные условия отражаются в государственных интересах и в системе кредо государства на обеспечение безопасности.

Выделяют следующие наиболее типичные черты геополитической безопасности.

В политической области:

· мировая система социализма и Варшавский договор распались; завершилось противостояние двух мировых общественно-политических систем;

· происходит перестройка системы международных отношений: перераспределение сфер политического влияния,

· передел зон национально-государственных интересов между США, Западной Европой и Японией; произошел развал СССР, образовались независимые новые государства;

· Россия как правопреемница СССР взяла на себя обязательства (значительную часть) за поддержание мира и стабильности в Европе и Азии;

· совершена ликвидация двоецентрия в глобальном масштабе, что инициировало нарастание национального и религиозного экстремизма на региональном и локальном уровне;

· осложняются отношения некоторых странах СНГ.

В экономической области:

· завершилось разрушение международной экономической системы хозяйствования;

· перевод экономики на рыночные отношения привел к глубокому экономическому кризису, социальному обнищанию большинства народа;

· слом плановой системы хозяйства вызвал поляризацию гражданского общества. Первоначальное накопление капитала привело к образованию небольшого слоя собственников, сколотивших свое состояние на ограблении трудового народа, разворовывании общенародного состояния, государственной собственности;

· Россия все больше превращается в сырьевой придаток развитых стран Запада и Востока;

· нарастает криминализация экономики и общества.

В военной области:

· резко снизился оборонный потенциал России, что ухудшило геостратегическую обстановку для нашей страны;

· весьма сложное геостратегическое положение России возникло на западе и на юге страны;

· неравноправные договора, заключенные в последние годы, нарушили ранее сложившийся паритет с США, НАТО в области стратегических и обычных вооружений.

В системе общей безопасности России важной составляющей является военная безопасность, исходящая из двух источников: внешних и внутренних. Наибольшую опасность для нашей страны извне представляют государства, имеющие большой потенциал стратегических ядерных вооружений и средств их доставки. Реальные внутренние угрозы исходят из нестабильного состояния общества. В качестве потенциально возможных военных опасностей можно назвать возникновение возможных вооруженных конфликтов на межэтнической и религиозной почве. Основным районом напряженности является Северный Кавказ, приграничные районы со странами ближнего зарубежья на юге России, некоторые национально-государственные образования внутри страны.

На геополитическую роль нашей страны существенно влияют ее экономическая бедность и социальная отсталость.

Социальная безопасность России — это устойчивое функционирование ее социальных институтов, которые создают предпосылки для стабильного развития общества. Социальная безопасность отнюдь не означает защиту существующих социальных институтов в настоящее время. Напротив, многие межнациональные и групповые конфликты объясняются существованием устаревших границ, форм общественных отношений, идеологическими штампами и психологическими стереотипами.

Внутриполитическая ситуация характеризуется уровнем социальной напряженности как в отдельных регионах, так и в России в целом. Социальная напряженность — важнейший показатель социального конфликта, кризиса.

Экономическая безопасность — это такое состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях.

Экономическая безопасность представляет собой важнейший элемент национальной безопасности, ее материальную базу.

Считается, что экономическая безопасность представляет собой синтетическую категорию политической экономии и политологии, тесно связанную с категориями экономической зависимости и независимости, стабильности и уязвимости, экономического суверенитета и экономического давления, шантажа, принуждения и агрессии и т. п.

В экономической литературе экономическая безопасность характеризуется в качестве зависимой от оптимального соотношения общества, государства и экономики. Экономическая безопасность имеет несколько уровней: экономическая безопасность страны в целом; экономическая безопасность региона; экономическая безопасность отрасли; экономическая безопасность предприятия; экономическая безопасность отдельного индивида.

Информационная безопасность — это защищенность информационных систем и информационных ресурсов от внешних и внутренних угроз, затрудняющих процесс эффективного использования информации гражданами, государством и обществом,

Экологическая безопасность — совокупность мер, нацеленных на обеспечение экологической безопасности личности, общества и государства от возможных либо реальных угроз, которые являются результатом антропогенного влияния на окружающую среду, а также от стихийных бедствий и катастроф. Угрозу экологической безопасности могут создавать физические и юридические лица нашей страны и других государств.

Технологическая и техногенная безопасность. В нашей стране, как и во всем мире, расширяются зоны экологического бедствия, радиоактивного загрязнения (Южный Урал, окрестности Красноярска, Север, Дальний Восток, где захоронены отработанные реакторы кораблей и подводных лодок), аварии на трубопроводах, транспорте и промышленности. Названные факты свидетельствуют о нарастании техногенных катастроф. Имеются и другие физические факторы антропогенного характера, влияющие на ухудшение природной среды. К числу этих факторов можно отнести электромагнитные поля, возникающие в результате скопления электрических машин, линий электропередачи, радиои телепередающих устройств. Особо опасно воздействие электромагнитных полей от высоковольтных линий электропередачи.

В последние годы во всем мире большое внимание уделяется проблемам внедрения безотходных технологий, под которыми понимается совокупность методов обработки, изготовления, изменения свойств, формы сырья, материала или полуфабрикатов для получения продуктов при условии полного использования отходов производства. По оценке специалистов, в настоящее время имеется техническая возможность утилизировать 2/3 отходов. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность. — СПб.: Вектор, 2005. с. 19−24.

1.4. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности

Таким образом, экономическая безопасность — это состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях.

Экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности, ее материальным фундаментом. Поэтому экономическая безопасность должна рассматриваться в контексте генезиса и формирования системы национальной безопасности страны. Проблема обеспечения экономической безопасности зарождается одновременно с возникновением и формированием государства, осознанием экономической безопасности общества.

Объектами экономической безопасности являются: экономическая система страны в целом; природные богатства; производственные фонды; непроизводственные фонды; недвижимость; финансовые ресурсы; трудовые ресурсы; хозяйственные структуры; семья; личность человека.

Закон РФ «О безопасности» был принят в 1992 г. В этом законе определены базовые понятия, категории и элементы безопасности, сформулированы понятия безопасности, жизненно важных интересов, а также триада основных объектов безопасности: личности, общества, государства.

Основным субъектом обеспечения безопасности было определено государство, выполняющее функции в данной сфере посредством органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

В законе «О безопасности» определены угрозы безопасности, под которыми понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства, разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, которые исходят от внутренних и внешних источников опасности. Обеспечение безопасности может быть достигнуто осуществлением единой государственной политики в сфере гарантии безопасности, системы мер экономического, политического, организационного и другого порядка, соответствующих угрозам жизненно важным интересам личности, общества, государства.

Защита национальных интересов России в экономической области выступает приоритетным направлением в государственной политике от внешних кредитных заимствований, и др.

С точки зрения обеспечения виутриэкономической безопасности необходимо признать: правовое обеспечение реформ и соединение оптимального механизма контроля за соблюдением законодательства РФ; усиление государственного регулирования экономики; необходимость мер по преодолению последствий экономического кризиса; сохранению и развитию научно-технического; технологического и производственного потенциала, снижению техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, повышению уровня и качества жизни населения; усиление государственной поддержки инвестиционной и инновационной активности, расширение рынка наукоемкой продукции; необходимость мер по социально-экономическому развитию особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера.Вечканов Г. С. Экономическая безопсность. — СПб.: Вектор, 2005. — с. 40−43.

Глава 2. Экономическая безопасность в настоящее время

2.1 Концептуальные основы экономической безопасности

Экономическая безопасность — это такое состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях.

В последнее десятилетие XX в. в российской экономической литературе наблюдалось заметное оживление дискуссии по вопросам национальной экономической безопасности. Понятие «экономическая безопасность» фигурировало как в политических спорах, так и в нормативных документах. Однако в ее теоретико-методологической области содержатся многочисленные неоднозначные трактовки, свидетельствующие о наличии большого поля научной деятельности и о настоятельной необходимости выработки единого подхода. Более того, многие отечественные ученые-экономисты экономическую безопасность не относят к экономической категории и, следовательно, к предмету экономической науки. Да и среди сторонников концепции экономической безопасности нет общепринятого мнения даже относительно самого термина.

В любой концепции, в том числе и в концепции экономической безопасности, одним из принципиальных аспектов выступает определение предмета, который в отечественной и зарубежной экономической литературе определяется по-разному. Здесь ограничимся констатацией трех методологических подходов к определению категории «экономическая безопасность» российских экономистов.

Подход первый. Категория «экономическая безопасность» определяется через «устойчивость».

Подход второй. Категория «экономическая безопасность» определяется через «независимость».

Подход третий. Категория «экономическая безопасность» определяется через «интересы».

Таким образом, в основе определения предмета категории «экономическая безопасность» лежат различные понятия, что не позволяет выработать единую дефиницию этой категории.

Категория «экономическая безопасность» носит собирательный характер, она включает в себя и устойчивость, и независимость, и интересы. Поэтому дать его определение, используя лишь какое-либо одно из этих понятий, трудно и вряд ли возможно.

В многосложной и многоуровневой структуре экономической безопасности на ведущее положение выдвигается «устойчивый экономический рост» и «защита экономических интересов», именно они доминируют в обеспечении экономической безопасности страны.

Интерес к проблеме экономической безопасности в России, наблюдавшийся в постсоветский период в отечественной экономической литературе, выявил разграничение по многим ее видам: — промышленная, технологическая, продовольственная, топливная и др. Деление экономической безопасности по отраслевому принципу пополнилось мезои микроэкономическим уровнем. Последние требуют использования специфических индикаторов, которые трудно увязать с показателями, характерными для анализа экономической безопасности на макроуровне. В разработке концепции экономической безопасности в качестве исходной категории предлагается термин «угрозы», которые содержатся как во внутренних (эндогенных), так и во внешних (экзогенных) факторах экономической безопасности. Считается, что для России наибольшую опасность представляют внутренние угрозы, возникающие в социальной и научно-технической сферах, причем ключевое значение имеет социальная сфера, поскольку в ней реально воплощаются интересы личности, семьи, общества, классов, социальных групп, государства в целом.

Важное значение в экономической безопасности имеют пороговые значения, представляющие предельные величины, несоблюдение которых тормозит развитие экономики и социальной сферы и ведет к зарождению и формированию тенденций, разрушающих производство и потребление. Они выступают существенным инструментом системного анализа, прогнозирования и социально-экономического планирования. В основе концепции экономической безопасности находится идеология развития, заключающаяся в промышленном и научно-техническом подъеме, обеспечивающем рост доходов бюджета, занятости населения, повышения уровня и качества жизни населения, его социальной защищенности.

Экономическая безопасность может быть обеспечена посредством: устойчивого высокого экономического роста; высокого и оптимального платежеспособного спроса населения; высокого инвестиционного спроса; предсказуемого курса национальной валюты; стабилизации цен, их понижения в естественных монополиях; стабилизации издержек производства и обращения; повышения производительности труда; единой экономической политики всех экономических субъектов; одинаковых условий в конкурентной борьбе независимо от форм собственности и др. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность. — СПб.: Вектор, 2005. — с. 44−47.

2.2. Стратегия экономической безопасности

Термин «стратегия» имеет два основных значения: искусство ведения войны; искусство руководства общественной жизнью.

Во втором значении этот термин выступает в различных видах: в теории игр — возможный способ действия игрока или коалиции; стратегия в ценообразовании; стратегия инновационная; стратегия конкурентная; стратегия импортозамещения; стратегия маркетинга широкого проникновения; стратегия предприятия; стратегия региональная; стратегия экономическая и др.

Здесь речь пойдет о стратегии экономической безопасности. Выбор стратегии экономической безопасности должен исходить из ее целей и задач, которые она должна решать. Например, если цель нашей страны «выживание», то это одна стратегия. Если цель «Великая Россия», то это другая стратегия.

Вторая половина 90-х гг. XX в. ознаменована повышенным вниманием властных структур и общественности к проблемам экономической безопасности. Проиллюстрируем это положение на примере нашей страны.

Доктрина экономической безопасности в России одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федераций (Основные положения)». Во исполнение и развитие данного Указа 27 декабря 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены: цель и объекты для дарственной стратегии экономической безопасности России; сформулированы критерий и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности; описаны механизмы и меры экономической политики, нацеленные на обеспечение экономической безопасности. В декабре 1997 г. состоялась научно-практическая конференция «Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии. За 1997;2000 гг. вышел ряд научных работ по этой проблематике. И, наконец, в январе 2000 г. также Указом Президента была утверждена «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», в которой большое место занимают проблемы экономической безопасности.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации состоит из четырех разделов:

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации.

II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации.

III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности.

В первом разделе констатируется, что цель Государственной стратегии — обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает: характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную перспективу; определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации; формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей — макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, теологических, технологических и др.

Во втором разделе отмечается, что наиболее вероятными угрозами являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира, и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и т. д.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном таким фактором, как рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного дохода.

В третьем разделе указывается, что состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами, обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать: способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения; устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, золотовалютного запаса, развитием российского финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности; рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок; поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса; сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций, и функционирование единого общероссийского рынка или интегрированной системы региональных рынков с учетом их производственной специализации; создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в различные структуры власти; определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условиях.

В четвертом разделе определены меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональном уровнях, которые должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности России названы мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

В этом разделе признано необходимым разработать количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, а также определены следующие основные направления деятельности государства по обеспечению экономической безопасности России.

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации.

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации.

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации. Государственная стратегия экономической безопасности, как и национальной безопасности России в целом, должна исходить главным образом из идеологии экономического роста, промышленного и научно-технического прорыва, поскольку лишь на этой основе можно достичь высокого уровня и качества жизни населения, его социальной защищенности.

Главная стратегическая цель экономической стратегии заключается в высоких темпах экономического роста. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность. — СПб.: Вектор, 2005. — с. 50−458

Таблица 1. — Показатели экономической безопасности России. Составлено и рассчитано по данным: Сб.: Экономическое и социальное положение России в 2008 году. // Комплексный доклад / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики России. — М.: 2009.

Наименование показателя

Пороговые значения

Факт 2000 г.

Факт

2004 г.

Факт

2004 г.

2008 г. к пороговому

значению, %

1. Способность экономики к устойчивому росту

Темп роста ВВП к предыдущему году (в сопоставимых ценах), %

107,4

113,8

113,3

107,9

ИФО промышленности к предыдущему году, %

114,2

112,0

113,0

Объем оборота розничной торговли к ВРП, %

33,6

30,8

ИФО продукции с/х к предыдущему году, %

107,6

99,9

108,9

Инвестиции в основной капитал к ВРП, %

16,1

20,9

19,6

Степень износа основных фондов, %

46,2

44,3

2. Устойчивость финансовой системы

Дефицит консолидированного бюджета к ВРП, %

— 5

0,3

Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года, %

139,1

124,5

3. Поддержка научного потенциала

Ассигнования в науку к ВРП, %

0,13

0,22

0,16

3,2

Численность студентов на 10 000 населения, чел.

248,9

Численность занятых в науке к занятым в эконом. %

0,99

0,95

0,92

46,0

Расходы на образование к ВРП, %

2,9

3,1

3,1

31,0

4. Уровень и качество жизни населения

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения, %

27,6

19,0

Соотношение денежных доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения, раз

12,3

12,3

15,9

Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума, раз

2,1

2,02

2,67

2,4

114,2

Уровень безработицы по методологии МОТ к ЭАН, %

1,1

1,1

1,3

18,5

Расходы на здравоохранение к ВРП, %

2,05

2,63

2,5

Расходы на культуру к ВРП, %

0,28

0,34

0,34

5,7

Обесп. жильем, кв. м в среднем на 1 жителя

17,5

17,6

18,9

94,5

5. Демография

Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 жителей)

— 5,7

— 6,3

— 6,3

— 21

Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения)

9,1

9,4

11,4

Коэффициент смертности (число умерших на 1000 населения)

14,8

15,7

17,7

Коэффициент младенческой смертности (число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся)

18,8

16,1

11,9

6. Правонарушения

Количество преступлений на 10 000 населения,

331,5

286,2

295,2

98,4

7. Охрана окружающей среды

Выбросы вредных веществ на 1 жителя, тонн

0,19

0,19

0,19

Заключение

Таким образом, указанная открытость перечня сфер национальной безопасности позволяет выделить экономическую безопасность в самостоятельную сферу. То есть экономическая безопасность является самостоятельной подсистемой обеспечения национальной безопасности, характеризующейся состоянием защищенности жизненно важных интересов Российской Федерации в сфере осуществления экономических интересов политики от внутренних и внешних угроз.

Рассматривая определения понятия, мы выяснили, что экономическая безопасность представляет собой важнейший элемент национальной безопасности, ее материальную базу.

Считается, что экономическая безопасность представляет собой синтетическую категорию политической экономии и политологии, тесно связанную с категориями экономической зависимости и независимости, стабильности и уязвимости, экономического суверенитета и экономического давления, шантажа, принуждения и агрессии и т. п.

В экономической литературе экономическая безопасность характеризуется в качестве зависимой от оптимального соотношения общества, государства и экономики.

Экономическая безопасность имеет несколько уровней: экономическая безопасность страны в целом; экономическая безопасность региона; экономическая безопасность отрасли; экономическая безопасность предприятия; экономическая безопасность отдельного индивида.

Подводя итоги работы, можно констатировать, что экономическая безопасность России в настоящее время особенно тесно связана со структурой и динамикой мировой экономики, которая находится в состоянии потенциального системного кризиса. Обезопасить свою экономику от рисков глобализации наша страна может, уменьшив зависимость от случайностей, внезапных колебаний мировой конъюнктуры.

1. Абдурахманов М. И., Баришполец В. А., Манилов В. Л., Пирумов В. С. Основы национальной безопасности России. — М.: Друза, 2007.

2. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность. — СПб.: Вектор, 2005.

3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ 9 сентября 2000 г. N Пр-1895 // Российская газета. 2000. № 187.

4. Кирьянов А. Ю. Региональная безопасность в системе национальной безопасности. // Российский судья, 2005, № 9

5. Мирошниченко В. М. Организация управления и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. / В. М. Мирошниченко. — М.: Издательство «Экзамен», 2005.

6. Стахов А. Концепция национальной безопасности России: административно-правовой аспект // Российская юстиция. 2005. № 3. с. 55−57.

7. Цисар Л. А. Проблемы определения понятия «национальной безопасности» в России и ее виды // Безопасность бизнеса. 2005. № 1. с. 46.

8. Шлыков В. В. Экономическая безопасность предприятия. // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства, № 11, 2006. с. 17−22.

9. Экономическая безопасность. Производство — Финансы — Банки // Под ред. Н. К. Сенчагова. — М.: ЗЛО «Финста-тинформ», 2005.

10. Экономическое и социальное положение России в 2008 году. // Комплексный доклад / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики России. — М.: 2009.

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой