Ковшовый элеватор
Ковш элеватор кинематический конструирование Отсюда l=gr2/v2=895/n2, т. е. полюсное расстояние l, м. зависит только от частоты вращения барабана n, об/мин, и с уменьшением частоты вращения увеличивается. Если полюсное расстояние l меньше или равно радиусу окружности барабана ra м, центробежная сила превышает силу тяжести и происходит выбрасывание груза (центробежная разгрузка). При полюсном… Читать ещё >
Ковшовый элеватор (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Российской Федерации Новосибирский Государственный Архитектурно-строительный Университет Кафедра строительных машин, автоматики и электротехники Курсовая работа По дисциплине «Транспортное оборудование»
Тема: «Ковшовый элеватор»
Выполнил:
Гончаров И.М.
Новосибирск 2010
1. Выбор типа и типоразмера ковшей, способов загрузки и разгрузки ковшей, определение конструктивно-кинематических параметров элеватора Выбор типа элеватора, типа ковшей, способов загрузки и разгрузки ковшей осуществляется в зависимости от характеристик транспортируемого груза (в данном случае — цемент).
Тип элеватора — быстроходный, с расставленными ковшами С центробежной разгрузкой со скоростью 0,8−4,0 м/с при транспортировании неабразивных и абразивных пылевидных, порошкообразных, зернистых и мелкокусковых грузов малой и средней плотности.
Тип ковшей — глубокие с цилиндрическим днищем (тип Г; емкость 0,2−16,8 л) используются для транспортирования сухих легкосыпучих малоабразивных, пылевидных, среднеи крупнокусковых материалов (песок, зола, земля, гранулированный шлак, мелкий каменный уголь, каменноугольная пыль, сухая комковая глина, керамзит).
Тип тягового органа — лента применяется при транспортировании неабразивных и абразивных пылевидных, порошкообразных, зернистых и мелкокусковых грузов малой и средней плотности.
Загрузка ковшей осуществляется зачерпыванием груза из нижней части кожуха элеватора или засыпанием груза непосредственно в ковши. Практически загрузка осуществляется обоими способами при преимущественном преобладании одного из способов.
Способ загрузки — зачерпывание Загрузку зачерпыванием применяют для таких грузов, которые не создают значительного сопротивления зачерпыванию. Используют в ленточных и цепных элеваторах с расставленными ковшами (глубокие и мелкие) при транспортировании сухих легкосыпучих пылевидных и мелкокусковых грузов и скорости движения ковшей 0,8−4,0 м/с.
Принятое значение скорости движения тягового органа элеватора должно соответствовать нормальному ряду скоростей (м/с): 0,4; 4,63; 0,8; 1,0; 1,25; 1,6; 2,0; 2,5; 3,2; 4,0.
В зависимости от скорости движения тягового органа, частоты вращения и диаметра барабана (звездочки), соотношения полюсного расстояния (расстояние от центра вращения до полюса) и радиуса барабана (звездочки) определяется способ разгрузки ковшей.
Способ разгрузки ковшей — центробежная разгрузка.
Реализуется в высокоскоростных (u > 3,2 м/с) и быстроходных (u > 0,8−1,6 м/с).
Ленточных элеваторах с расставленными глубокими и мелкими ковшами при транспортировании легкосыпучих пылевидных, зернистых и мелкокусковых материалов.
Характер разгрузки ковшей элеваторов зависит от скорости движения ковшей и диаметра приводного барабана или звездочки элеватора. Когда ковш с грузом начинает поворачиваться вокруг барабана, то на груз кроме силы тяжести G=mg действует центробежная сила C=mv2/r, где v — скорость движения центра тяжести груза в ковше, r — расстояние от этого центра тяжести до центра барабана. При движении ковша вмести с барабаном равнодействующая R сил G и C изменяется по значению и направлению, но линия её действия всегда проходит при данной скорости движения через одну и ту же точку А, называемую полюсом и расположенную на вертикали, проходящей через ось барабана, на расстоянии l от оси вращения, причем:
ковш элеватор кинематический конструирование Отсюда l=gr2/v2=895/n2, т. е. полюсное расстояние l, м. зависит только от частоты вращения барабана n, об/мин, и с уменьшением частоты вращения увеличивается. Если полюсное расстояние l меньше или равно радиусу окружности барабана ra м, центробежная сила превышает силу тяжести и происходит выбрасывание груза (центробежная разгрузка). При полюсном расстоянии большем радиуса ra окружности, проведенной через наружные кромки ковшей, сила тяжести больше центробежной силы и происходит высыпание груза (самотечная разгрузка). При происходит смешанная разгрузка ковшей как выбрасыванием, так и высыпанием. Масса груза, находящегося в одном ковше, G=Vсц, где V-объем ковша; с-насыпная плотность груза; цкоэффициент заполнения ковша (в зависимости от вида груза ц=0,6−0,9: меньшие значения принимают для кусковых грузов). Производительность Q, т/ч, элеватора при скорости v, м/с, и шаге установки ковшей на тяговом элементе, равном t, м, равна
Q=3,6(G / t) v = 3,6 * ((0,6 * 1,8) / 0,32) * 2,62 = 31,83 т/ч Рисунок 1
Типоразмер ковша устанавливается по таблице П. 2. в зависимости от линейной емкости ковшей, л/м:
iл=Vk/tk? Qчас/kв3,6uсш
iл=Vk/tk? 3,77/u
Vk — емкость ковша, л;
tk— шаг установки ковшей, м; производительность элеватора, т/час;
с — средняя плотность транспортируемого груза, т/м3;
kв — коэффициент использования по времени;
ш — средний коэффициент заполнения ковшей (для принятых ковшей по табл. П. 2 ш=1,0).
При определении линейной емкости ковшей iл коэффициент их заполнения не учитывается, т.к. в таблице П. 2 характеристики ковшей приведены с фактической (а не полной геометрической) емкостью с уровнем насыпного груза по линии x-x.
Исходя из нормального ряда скоростей движения тягового органа (лента) определяем скорость u для диапазона скоростей быстроходных элеваторов u=1,6−3,2 м/с (центробежная разгрузка).
iл=Vk/tk? 3,77/2,5
iл=Vk/tk? 1,508
подбираем ближайшее большее значение линейной емкости ковшей iл по таблице П. 2.
iл=Vk/tk =1.875
Таблица 1. Основные параметры ковшей
Обозначение | Эскиз | Внутренние размеры ковша | Объем ковша по оси х-х | Шаг ковшей tk мм | Vk/tk л/м | ||||
b | l | h | r | ||||||
Г | 0,60 | 1.875 | |||||||
Линейная сила тяжести ковша, Н/м:
qk=1,5gVk/tk
qk=1,5*9,81*1.875=27,6 Н/м где Vk объем ковша, л; g=9,81 м/с2;
tk— принятый шаг установки ковшей, м;
Таблица 2
Тип элеватора, способы Загрузки и разгрузки ковшей | ковш | Скорость м/с | ||||
тип | Vk, л | tk мм | qk Н/м | |||
Быстроходный Загрузка — зачерпывание Разгрузка — центробежная | Г | 0,6 | 27,6 | 2,5 | ||
2. Выбор типоразмера тягового органа Для рядовых ленточных элеваторов в качестве тягового органа используются резинотканевые ленты
Ширина ленты, мм:
Вл? b + (20…150) мм, Где b — ширина ковша, мм.
Окончательно ширина ленты принимается в соответствии с нормальным размерным рядом.
Ширина ковша b=160мм.
В соответствии с нормальным размерным рядом ближайший больший размер ширины ленты, мм:
Вл? b +40 мм? 20 0 мм Диаметр приводного барабана D (мм) при использовании резинотканевых лент:
D=125*i=125*3=375
I — число прокладок резинотканевой ленты; предварительно рекомендуется принимать i=3−5
Окончательное значение — ближайшее наибольшее — 400 мм.
Длина барабана, мм
Lб = Вл + 50мм=200 + 50=250мм Линейная сила тяжести ленты (для резинотканевых лент):
при Вл=250 мм, qт=18 Н/м Таблица 3. Характеристика тягового органа
Параметр | Величина | |
Тип ленты Марка ленты Ширина ленты Вл мм Число прокладок i Прочность ткани, Н/мм ширины Линейная сила тяжести qт Н/м Диаметр барабана D, мм Длина барабана Lб мм | резинотканевая БКНЛ — 65 | |
Частота вращения барабана, об/мин:
n = 60u/(р D) = 60*2,5/ (3,14* 0,4) = 119,43
где u — скорость тягового органа, м/с;
D — диаметр барабана, м.
полюсное расстояние, м:
Lp =895,5/ n2=0,063
Соотношение между полюсным расстоянием и радиусом барабана:
Б=2 Lp/ D=0,315
Соотношение Б определяет быстроходность элеватора и способ разгрузки ковшей: Б=0,315
Б? 1следовательно, элеватор высокоскоростной с центробежной разгрузкой, как и было принято ранее.
3. Тяговый расчёт Тяговый расчет элеватора выполняется путем последовательного суммирования сопротивлений на отдельных участках контура трассы с учетом сопротивления зачерпыванию груза в нижней части кожуха элеватора.
Линейная сила тяжести груза, Н/м:
gгр=g*Qчас/(3,6 u)= 9,81*22/3,6*2,5=23,98 Н/м где Qчас — производительность элеватора, т/ч; g=9,81 м/с2;
u — принятая скорость движения тягового органа, м/с.
Минимальное усилие тягового органа будет в нижней точке холостой ветви элеватора, соответствующей предварительному натяжению ленты — S0. Все усилия в точках контура трассы при тяговом расчете выражаются через величину S0.
Усилие в точке «1», Н: S1 = S0
Сопротивление зачерпыванию груза, Н:
Wзач=kз* gгр* Азач
Wзач=1*23,98*1,2=28,78
Где kз — коэффициент, учитывающий процент объема груза, попадающий в ковши зачерпыванием: для элеваторов с расставленными ковшами — kз= 1,0
gгр — линейная сила тяжести груза, Н;
Азач — удельная работа, затрачиваемая на зачерпывание груза, Н*м/Н; для пылевидных и порошкообразных грузов — 1,2…1,5 Н*м/Н.
Усилие в точке «2», Н:
S2=о* S1+ Wзач+ Wгр
S2=1,07 S1+28,78=1,07 S0+28,78
Для элеваторов с расставленными ковшами Wгр? 0
о — коэффициент сопротивления при огибании тяговым органом барабана; о=1,06…1,08.
Усилие в точке «3», Н:
Для ленточных элеваторов:
S3= S2+ W2/3 = S0 +(qт+ qk + qгр) Нв
S3= S0+(18+ 27,6 + 23,98)*15= S0+1043,7
Где W2/3 — сопротивление на участке «2−3», Н;
qт, qk, qгр — линейные силы тяжести, соответственно, тягового органа, ковшей и груза, Н/м;
Нв — высота подъема груза, м ;
Усилие в точке 4 при отсчете против движения тягового органа, Н:
S4= S1+ W¼= S1+(qт+ qk) Нв
S4= S0+(qт+ qk) Нв= S0+(18+ 27,6) 15= S0+684
Для ленточных элеваторов величина S0 определяется из выражения, Н:
S3? S4 * еµб
S0+1043,7? (S0+684) * еµб
S0+1043,7? 1,87 S0 +1279
— 0,87 S0? 235,3
S0? -270,5
|S0|? 270,5
Где б — угол обхвата лентой приводного барабана, рад; б = р (1800);
µ - коэффициент трения между лентой и приводным барабаном; µ = 0,20
Полученное из выражений численное значение увеличиваем для обеспечения запаса по сцеплению на 40%. После установления численного значения определяем численные значения усилий во всех точках расчетного контура и строим диаграмму натяжения тягового органа элеватора.
S0 + 0,4 S0 = 270,5 + 0,4 * 270,5 = 378,5
S4 = S0+684 = 1062,5
S3= S0+1043,7 = 1422,2
S2= 1,07 S0+28,78 = 1,07 * 378,5 + 28,78 = 433,78
S1 = S0 = 378,5
4. Диаграмма натяжения тягового органа Рисунок 2
После выполнения тягового расчета и построения диаграммы натяжения производится проверка тягового органа на прочность:
Кзап = i * Bл * Pтк / S3? 10
Кзап = 3 * 200 * 65 / 1422,2? 10
Кзап = 27,42? 10
Где i — число прокладок ленты;
Bл — ширина ленты, мм;
Pтк — прочность ленты на разрыв, Н/ мм.
Окружное усилие на ведущем элементе для ленточных элеваторов:
F0 = о*(S3 — S4)
F0 =1,07 * (1422,2 — 1062,5) = 384,9 = 0,38 кН Мощность, затрачиваемая на перемещение тягового органа с грузом, Вт:
NT = F0*u
NT = 384,9 * 2,5 = 962,25
5. Кинематический расчет привода Тип привода, его компоновка и исполнение отдельных узлов определяются назначением элеватора, типом тягового органа, высотой подъема и возможностью размещения приводного оборудования. Расположение привода — в верхней части элеватора.
Для большинства элеваторов используются редукторные приводы с отдельно устанавливаемыми электродвигателем и передаточным механизмом. Для привода элеватора применяют асинхронные электродвигатели переменного тока серий 4А, АО с синхронной частотой вращения вала 750, 1000, 1500 об/мин. В качестве передаточного механизма используют двухступенчатые цилиндрические или коническо-цилиндрические редукторы. при высоких скоростях тягового органа могут быть использованы одноступенчатые цилиндрические или конические редукторы, при малых скоростях — червячные или планетарные редукторы.
При малой расчетной мощности (до 10 кВт) применяются мотор-редукторы горизонтального исполнения с опорными лапами или фланцевые. Для ленточных элеваторов может быть использован мотор-барабан, являющийся встроенным типом мотор-редуктора.
Вал приводного барабана размещается в самоустанавливающихся подшипниках качения. Для соединения приводного вала и тихоходного вала редуктора используют зубчатые муфты (МЗ), для соединения вала электродвигателя и быстроходного вала редуктора — упругие втулочно-пальцевые муфты (МУВП), гидравлические муфты.
Общий к.п.д. привода элеватора:
зпр = зред * змх * зподш = 0,8
где зредзм зподш — к.п.д. редуктора, муфты и подшипников; х — число муфт.
Требуемая мощность электродвигателя, кВт:
Nтр = Nт (103* зпр) = 962,25*(103 * 0,8) = 1,2 кВт Условие выбора электродвигателя:
Nдв? Nтр
Где Nдв — мощность электродвигателя (номинальная), кВт.
Принимаем асинхронный двигатель «4А90А» с номинальной мощностью 1,5 кВт и частотой вращения 1000 об/мин Передаточное отношение привода:
uпр = nдв / n
uпр = 1000 / 119,43 = 8,4
где n — частота вращения приводного вала барабана или звездочки, об/мин;
nдв — частота вращения вала принятого типоразмера электродвигателя, об/мин.
Типоразмер редуктора принимается по значению расчетного передаточного отношения привода (uпр) с учетом передаваемой (подводимой) мощности (Nп) при соответствующей синхронной частоте вращения быстроходного вала (двигателя) для непрерывного режима работы (ПВ 100%):
Редуктор — Ц2У-100
Номинальный вращающий момент — 250 Нм Номинальная радиальная нагрузка на выходном валу — 4000 Н Масса — 35кг
uред? uпр = 8,0
Nп? Nдв
Где uред — передаточное чесло принятого типоразмера редуктора.
Фактическая скорость движения тягового органа, м/с:
Uфакт = р * Nдв* D/ (60 * uред) = 3,14 * 1000 * 0,4 / (60 * 8,0) = 2,62
Выбор типоразмера муфты осуществляется по величине расчетного вращающего момента передаваемого муфтой, с учетом диаметров соединяемых валов.
Мhi? Мp
Dраст = (di; dj)
Где Мhi — номинальный передаваемый вращающий момент выбранного типоразмера муфты, кН*м ;
Dраст — границы расточки под вал у выбранного типоразмера муфты, мм Расчетный вращающий момент на соединяемых валах, кНм:
Мpi = 30 kз * Nдв * зi / (р * ni)
Мpi = 30 * 1,2 * 1,5 * 0,8 / (3,14 *) = 0,0138 = 13,8 Нм Где kз — коэффициент запаса, 1,2 … 1,3;
ni — частота вращения соединяемых валов, об/ мин; Nдв — кВт;
зi — общий к.п.д. деталей и узлов, расположенных между электродвигателем и устанавливаемой муфтой.
Масса муфты — 25 кг.
6. Выбор предохранительного устройства Для предотвращения самопроизвольного обратного движения тягового органа при остановке элеватора привод должен быть снабжен остановом или тормозом.
В большинстве элеваторов применяют бесшумные храповые или роликовые остановы, устанавливаемые на приводном валу или размещаемые в упругой муфте между электродвигателем и редуктором. В качестве тормозного устройства может быть использована гидромуфта.
Выбор типоразмера тормоза осуществляется по величине тормозного момента (Мт) с учетом размера тормозного шкива (Dтм) упругой втулочно-пальцевой (или иной) муфты:
Мнт? Мт
Где Мнт — номинальный тормозной момент (кНм) выбранного типоразмера тормоза.
Мт = 30 * kт * Nдв / (р * nдв)
Мт = 30 * 1,5 1,5 / (3,14 * 1000) = 0,0215
Где kт — коэффициент запаса торможения; kт = 1,5;
Nдв — мощность двигателя;
nдв — частота вращения вала электродвигателя.
Выбираем электромагнитный колодочный тормоз ТКТ — 200. Диаметр тормозного шкива 200 мм. Максимальный тормозной момент 40 Нм.
7. Выбор натяжного устройства Различают натяжные устройства дискретного (винтовые, пружинно-винтовые) и автоматического (грузовые, гидравлические) действия. Натяжное устройство размещается на валу натяжного барабана в опорной части элеватора и крепится к боковым стенкам «башмака». Для ленточных элеваторов натяжной барабан выполняется с решётчатым ободом для устранения налипания на него груза.
Выбор типа и типоразмера натяжного устройства определяется высотой подъема груза и типом тягового органа и привода.
Натяжное усилие для рабочего состояния. Н:
SH = (S3 + S4) / з
SH = (1422,2+ 1062,5) / 0,8 = 3106
Где S3, S4 — усилие в набегающей и сбегающей ветвях элеватора, Н:
з — к.п.д. механической передачи (канатной, винтовой).
Ход натяжного устройства, мм:
AH = 1000 * e * HB
AH = 1000 *0,0010 * 15 = 15
Где HB — высота подъема груза,
е — коэффициент пропорциональности; при HB? 50 м — е = 0,0010 … 0,0015
Осевое усилие на винт винтового натяжного устройства, Н:
уВ = SH / zВ
уВ = 3106 / 2 = 1553
Где zВ — число параллельно работающих винтов (2).
8. Конструирование корпуса элеватора и рамы привода Корпус элеватора является силовым каркасом, воспринимающим статические и динамические нагрузки.
Кожух элеватора выполняется секционным с высотой секций 2−2,5 м. секции изготавливаются из листовой стали толщиной 2−4 мм с окантовкой металлическим уголком в продольном направлении и по торцевым сечениям. Соединение секций — болтовое с использованием упругих (эластичных) прокладок для герметизации стыков. Для направления движения ходовой части элеватора в средних секциях кожуха устанавливают направляющие устройства.
Для обслуживания и ремонта в боковых стенках верхней («головка») и нижней («башмак») частей элеватора должны быть предусмотрены люки с герметичными дверцами.
Размеры загрузочного устройства, располагаемого в «башмаке» элеватора, мм:
вылет l3 = 1*DH = 320 * 1= 320
высота h3 = l3 * tg б = 320
ширина верхней части bB = l0 = 408
ширина нижней части bH = bK = 160
где б — угол наклона днища загрузочного устройства к горизонту, зависящий от характера транспортируемого груза: для сухих хорошо сыпучих грузов б = 450;
DH — диаметр натяжного барабана, мм;
bK — ширина ковша, мм;
l0 — расстояние между опорами натяжного барабана, мм.
Габаритные размеры элеватора, мм:
длина L = D + 2*l + 180 = 400 + 2 * 105 + 180 = 790
ширина B = LБ + 200 = 250 + 200 = 450
высота H = HB + D + 200 = 15 000 + 400 + 200 =15 600
где D — диаметр барабана, мм;
l — вылет ковша, мм;
LБ — длина барабана, мм;
HB — высота подъема груза, мм.
Рама привода изготовляется сварной из профильного проката (уголок, тавр) и листового железа. Конструкция рамы должна обеспечивать правильное положение узлов привода в течение всего срока эксплуатации и удовлетворять требованиям прочности, жёсткости и виброустойчивости.
9. Определение технической характеристики элеватора Таблица 3. Техническая характеристика элеватора
Производительность м3/ч | 17,68 | |
Высота подъема, м | ||
Тип тягового органа | Ленточный | |
Ёмкость ковшей, л | 0,6 | |
Шаг установки ковшей, мм | ||
Скорость движения тягового органа, м/с | 2,62 | |
Установленная мощность электродвигателя, кВт | 1,5 | |
Частота вращения вала электродвигателя, обмин | ||
Тип редуктора | Ц2У-100 | |
Передаточное число редуктора | ||
Длина элеватора | ||
Ширина элеватора | ||
Высота элеватора | ||
Масса, кг | ||
1. А. А. Надеин, Г. С. Мурзин, Э. А. Абраменков. Методические указания к курсовому проектированию. НГАСУ. — Новосибирск, 2000.
2. Александров А. А. Подъемно-транспортные машины. — М.: Высшая школа, 1095. — 520 с.
3. Кузьмин А. В. Марон Ф.Л. Справочник по расчетам механизмов ПТМ. — Минск. Высшая школа. 1983.
4. Додонов Б. П., Лифанов В. А. Грузоподъёмные и транспортные устройства. — М.: Машиностроение, 1990. — 248 с.