Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Статистический анализ цен на продукты питания в РФ

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самой распространенной формой статистических показателей, является средняя величина. Средняя величина — это обобщенная количественная характеристика признака в совокупности в конкретном времени и месте на одноименный товар. Она отражает только типичный уровень признака, без индивидуальных особенностей отдельных единиц. Рассчитывается по однородной совокупности. Способ расчета средних цен зависит… Читать ещё >

Статистический анализ цен на продукты питания в РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

http://

Статистический анализ цен на продукты питания в РФ

Аннотация

цена статистический показатель

Целью данной курсовой работы является анализ цен на продукты питания в РФ за 1992;2010 гг. Проведен статистический анализ различных характеристик цен на продукты питания: анализ основных статистических характеристик, структурный анализ трудовых ресурсов, рассмотрена динамика уровня цен на продукты питания, рассмотрено влияние уровня цен на продукты питания на уровень потребления.

Курсовая работа состоит из введения, двух основных частей, в которых раскрывается суть данной работы, и заключения. Первая основная часть — теоретическая, в ней рассматриваются общие понятия цен. Вторая часть посвящена статистическому анализу цен на продукты питания в РФ за 1992;2010 гг.

Рыночная экономика существенно повышает требования к уровню статистической подготовки экономистов, коммерсантов, менеджеров. Изучение статистической методологии — это одно из обязательных условий познания сложившейся ситуации на рынке, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

На данное время органами статистики осуществляются региональные и межгосударственные сравнения цен и тарифов, отслеживается их динамика, исследуется потребление товаров и услуг разными группами населения. И, кроме того, государственная статистика отслеживает и исследует розничные и оптовые цены, цены внешней торговли, тарифы на услуги. Информация, извлекаемая из цен, широко используется в маркетинговой деятельности для изучения состояния отдельных сегментов товарного, потребительского и финансового рынков и их состояния в целом, исследования маркетинговой деятельности, потребления товаров и услуг, оценивания уровня жизни.

Так как питание является жизненно необходимым для человека, а степень обеспеченности продовольственными ресурсами определяет продовольственную и экономическую безопасность страны, то информация об уровне цен на продукты питания необходима для разработки государственной социально-экономической политики, регулирования рыночных процессов для анализа последствий рыночных преобразований.

Цель работы — статистический анализ цен на продукты питания в РФ.

Задачи исследования:

— теоретическое рассмотрение цен;

— проведение анализа цен на продукты питания в РФ;

— проведение статистической оценки, экономико-статистического анализа цен на продукты питания.

При проведении исследования были использованы материалы учебной литературы по экономической статистике, данные статистических сборников, статистические данные для выполнения аналитической части работы были взяты c официального сайта: http://www.gks.ru — государственный комитет по статистике РФ.

В ходе проведения данного исследования были использованы следующие статистические методы: корреляционный и регрессионный анализы, табличные и графические методы представления результатов исследования.

1. Теоретические основы статистического изучения цен на продукты питания

1.1 Понятие, сущность и функции цен

цена статистический показатель

Цена — ведущая рыночная категория, которая определяет поведение покупателей и продавцов на рынке и ее изменение влечет за собой серьезные экономически, социальные и политические последствия.

Ценой называется количество денег, за которое покупается или продается какое-либо экономическое благо. Она определяется в результате взаимодействия продавцов и покупателей, в ходе которого они устанавливают цену, сравнивая предложение и спрос на товар или услугу.

Сущность цен проявляет себя двояко. Цена может выступать как регулятор рынка, осуществляющий воздействие на спрос и предложение, и как индикатор, отражающий политику и состояние рынка.

Функции цен — это наиболее общие свойства, присущие ценам, характеризующие их назначение и действующие во взаимосвязи. В рыночной экономике цена широко реализует свою балансирующую функцию, которая заключается в том, что с помощью цен достигается баланс между производством и потреблением, предложением и спросом.

Также часто используется распределительная функция цены, которая проявляется в том, что цена участвует в перераспределении и распределении национального дохода, дохода между отраслями и сферами экономики, регионами и различными группами населения.

Помимо этого цена выполняет учетную функцию, благодаря которой цены позволяют сопоставить различные блага, несравнимые по потребительским характеристикам. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. Г. Назарова. — М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

В тесной взаимосвязи и различные виды цен, которые составляют единую систему цен и которые можно классифицировать. Так, учитывая сферы товарного обслуживания, выделяются:

— оптовые цены — продукция реализуется крупными партиями и не включает розничную скидку;

— цены производителей;

— розничные цены — товар продается индивидуальным покупателям в относительно небольшом объеме.

Кроме того, цены можно классифицировать по степени регулирования (жестко фиксированные, регулируемые, рыночные), в зависимости от отраслевого признака, от назначения товаров и услуг и т. д. Журавлева Г. П. «Экономика: учебник», Москва, Юристъ, 2001.

Предметом статистического исследования же является вся система цен и процессы их образования и изменения. Изучение цен требует применения статистических показателей и методов, т.к. цена назначается на массовый товар и ее поведение носит факторный и вероятностный характер.

1.2 Задачи статистического изучения цен на продукты питания. Основные факторы, влияющие на изменение цен на продукты питания

Так как степень обеспеченности продовольственными ресурсами определяет продовольственную и экономическую безопасность страны, а питание является жизненно необходимым для человека, то информация о ценах на продукты питания и их изменениях необходима для разработки государственной социально-экономической политики, реализации мер социальной, региональной и денежно-кредитной политики.

Задачи статистики цен можно сгруппировать:

— изучение рынка и его конъюнктуры;

— определение средней динамики и тарифов на товары и услуги в производственной сфере и на потребительском рынке;

— определение стоимости минимального набора потребительской корзины;

— определение паритета покупательской способности валют для международного сопоставления национального продукта.

Задачи статистического изучения цен на продукты питания достаточно многообразны:

1. Изучение цен на продукты питания и их динамики как фактора уровня жизни;

2. Характеристика состояния рынка и характеристика цены как инструмента управления рынком. Для решения этих задач отслеживается поведение цен на продукты питания как ответная реакцию на изменение экономической ситуации, изменение уровня качества товара, изменение спроса и предложения. Статистика цен изучает степень воздействия и возможность воздействия цены товара на производство.

3. Международные и межрегиональные сопоставления. Задачи изучения цен со стороны государства — это изучение влияния на инфляционные процессы в стране, на формирование бюджета страны, рынок труда и т. д. Статистика цен является орудием оценки социальной и экономической эффективности рынка на межрегиональном уровне и международном. Изучение цен со стороны государства необходимо для решения задач по ценообразованию, контролем над денежным обращением в стране.

4. Изучение цен на продукты питания с позиции производителя и продавца.

Изучение цен с позиции производителя, как инструмента маркетинга, анализа по видам товаров, территориальный анализ, изучение взаимосвязи основных характеристик и альтернативных товаров и т. д.

Со стороны покупателя изучение цен является фактором доходов, формирования стоимости потребительской корзины и минимального прожиточного уровня жизни; сопоставление уровня цены товара к качеству; влияние изменения цен на уровень жизни различных слоев населения и т. д.

Все эти задачи статистического изучения цен на продукты питания решаются с помощью таких функциональных задач как:

— анализ уровня цен на продукты питания, их регистрация,

— наблюдение за их изменением;

— региональный анализ цен на продукты питания;

— анализ и моделирование факторов, которые влияют на уровень и динамику цен на продукты питания;

— прогнозирование цен на продукты питания.

С развитием рыночной экономики происходит переход к новой модели установления цен, что вызывает необходимость учитывать огромное количество ценообразующих факторов.

Прежде всего, этими факторами являются спрос и предложение, количество товара, условия платежа и поставки, регулирование цен государством и законодательством. Также цены зависят от уровня затрат произведенных предприятием, уровня прибыли, получаемой производителем и продавцом, количества посредников-продавцов.

Основными элементами, устанавливающими цену, являются:

— прибыль предприятия, налоги (НДС, акцизы), все издержки производства,

— торговые надбавки, посреднические надбавки.

В статистике при анализе структуры цены определяется удельный вес каждой составляющей в цене товара, на основании данных плановых расчетов и данных отчетов. Каждое предприятие определяет какие виды затрат оно будет включать в производимую продукцию, какую калькуляцию применять.

Уровень цены может устанавливаться тремя способами:

— минимальный — данный уровень определяется только произведенными затратами;

— максимальный уровень зависит, и определятся спросом на данный вид товара;

— оптимально возможный уровень — состоит из определенного размера прибыли и полученных издержек.

Самый распространенный расчет уровня цены на товар является затратный метод — где суммируются средние издержки и прибыль. Этот метод используется при определении цены на новую продукцию; на опытные образцы или специальным, разовым заказам; на товары по которым спрос выше предложения.

Уровень цен на товары и услуги — это показатель, который характеризует состояние цен на определенной территории, по видам товара, за определенный период времени.

Средняя цена товара определяется как обобщенная характеристика цен для одного вида товара, в определенный период времени, на определенной территории и рассчитывается:

— за определенный период времени;

— по территориям;

— по группам определенных видов и категорий товаров.

1.3 Система статистических показателей цен на продукты питания

Статистическое изучение цен на продукты питания нуждается в развернутой системе показателей, которая может показать различные виды дифференциации рыночных цен на продукты питания: во времени, территориально, по социально-доходным группам населения, ассортиментно.

Система статистических показателей цен на продукты питания — совокупность взаимосвязанных показателей, которые характеризуют уровень и динамику цен на продукты питания.

В настоящее время осуществляется разработка таких статистических показателей цен на продукты питания, как индексы потребительских цен и средние потребительские цены на продукты питания, где рассчитываются:

1) средние цены на продукты питания — обобщающая характеристика цен;

2) стоимость минимального набора продуктов питания.

Систему статистических показателей цен на продукты питания можно разделить на следующие блоки, включающие определенные показатели:

1. Уровень цен на продукты питания: индивидуальный уровень, средний уровень; обобщающий уровень;

2. Структура цены: себестоимость, скидки, наценки, налоги;

3. Соотношение цены: коэффициенты соотношения цен товаров;

4. Вариация цен: показатели вариации цен во времени и в пространстве;

5. Динамика цен: показатели динамики товаров, отдельных товарных групп, представителей;

6. Эластичность: показатели зависимости цен на одни товары от цен на другие и зависимости цен от социально-экономических факторов;

Так же важными остаются показатели динамики и прогнозные оценки. Особое значение получают показатели динамики цен на продукты питания, которые учитывают качественные изменения продукции.

Главная роль в статистическом изучении динамики цен на продукты питания принадлежит индексному методу, в котором для измерения динамики применяется такой статистический показатель как индекс цен. Различают индивидуальные, агрегатные и средние индексы цен.

Индивидуальный индекс цен характеризует изменение цены одного товара в текущем периоде по сравнению с базисным и определяется по формуле:

(1)

где p1 — цена отчетного периода, p0 — цена базисного периода.

Агрегатный индекс цен — это индекс качественного показателя, показывающий, во сколько раз изменилась стоимость продукции из-за изменения цен. Наиболее часто в статистике применяют формулы агрегатных индексов цен, разработанные Э. Ласпейресом и Г. Пааше.

Индекс цен Пааше:

(2)

индекс цен Ласпейреса:

(3)

где числитель и знаменатель состоят из агрегатов, включающих индексируемую величину p и вес q. Различие между этими двумя индексами заключается в выборе весов. В индексе цен Ласпейреса берутся веса базисного периода, а в индексе цен Пааше — отчетного периода. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. Г. Назарова. — М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. Индекс Паше характеризует, как влияет изменение цены на стоимость товаров, реализованных в отчетном периоде, применяется при изучении отчетных данных. Индекс Ласпейреса характеризует влияние изменения цены на стоимость товаров, реализованных в базисном периоде и применяется в прогнозировании объема товарооборота с учетом вероятности изменения цены на товары в будущем периоде.

Разность числителя и знаменателя показывает экономию денежных средств, со знаком минус, или дополнительные расходы со знаком плюс.

Средний индекс цен — индекс, который вычисляется как средняя величина из индивидуальных индексов цен и применяется при изучении цен товарных групп, цен одного товара по различным территориям. При вычислении средних индексов цен применяются две формы средних: арифметическая и гармоническая. Средний арифметический индекс цен тождественен агрегатному индексу Ласпейреса:

. (4)

Средний гармонический индекс цен применяется, когда неизвестны значения p1, q1, но дано их произведение и известны индивидуальные индексы цен:

. Балинова B.C. Статистика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: ТК. Велби, Изд-во Проспект, 2004. (5)

Также при изучении цен товарных групп или цен одного товара по различным территориям применяют индекс средних цен.

Индекс цен переменного состава отражает изменение не только индексируемой величины, но и весов и рассчитывается по формуле:

. (6)

Для измерения того, как влияет ценовые и структурные факторы на динамику цен вычисляют следующую систему индексов:

— индекс цен постоянного состава, показывающий изменение только индексируемой величины и определяющийся как агрегатный индекс цен (Пааше или Ласпейреса):

; (7)

— индекс структурных сдвигов, определяемый по формуле:

. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. Г. Назарова. — М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000 (8)

В анализе изменения цен вместе с индексами используются и динамические ряды средних цен. Динамические ряды позволяют изучить соотношение цен на разные виды товаров. Проведение межрегиональных сопоставлений уровней цен на одни и те же группы товаров в анализе используют пространственные ряды цен.

Самой распространенной формой статистических показателей, является средняя величина. Средняя величина — это обобщенная количественная характеристика признака в совокупности в конкретном времени и месте на одноименный товар. Она отражает только типичный уровень признака, без индивидуальных особенностей отдельных единиц. Рассчитывается по однородной совокупности. Способ расчета средних цен зависит от наличия информации (- средняя цена за единицу товара, Q — выручка от реализации товара и q — количество реализованного товара):

1) при данных о ценах и количестве реализованного товара рассчитывают как среднюю арифметическую взвешенную:

(9)

2) при наличии данных об оборотах и ценах реализации товара используют среднюю гармоничную взвешенную:

(10)

3) при наличии данных только об уровнях цен и нескольких дат, среднюю цену рассчитывают:

— по средней арифметической простой, где рн, рк — цены на начало и конец периода:

(11)

— по средней для моментально ряда динамики ;

(12)

4) При наличии информации только о числе периодов времени, в которых существовала данная цена, при равномерной реализации, где n — число периодов, в течение которых существовала данная цена:

(13)

5) По группе товара, при наличии информации об относительных показателях структуры продаж, где — удельный вес продажи каждого вида в общем объеме продаж:

(14)

Можно рассчитать среднюю цену по региону, используя информацию об удельном весе численности населения по совокупности регионов.

Показатель уровня цены рассчитывают и как относительную величину, которая выражает покупательную способность денежного дохода населения, т. е. возможность купить какое-либо количество товара на величину среднего дохода. Расчет можно вести как всего населения, так и по регионам, группам. При расчете покупательской способности используются только потребительские цены. Покупательская способность: , (15)

где Д — среднедушевой денежный доход.

2. Экономико-статистический анализ цен на продукты питания

2.1 Анализ основных статистических характеристик

Для статистического анализа цен на продукты питания большое значение представляет средняя цена на продукты питания. Средняя цена продуктов питания является обобщенной характеристикой уровня цен на одноименный вид. Способ расчета средней цены зависит от наличия информации.

В таблице 1 представлена информация государственного комитета по статистике РФ о средних потребительских ценах на отдельные виды продовольственных товаров за период 1992 — 2010гг., полученных c официального сайта: http://www.gks.ru.

Таблица 1 Сборник «Россия в цифрах» за 2005 и 2011 гг. Средние потребительские цены на отдельные виды продовольственных товаров за 1992; 2010 гг. (на конец года; рублей за килограмм; до 2000 г. — тыс. руб.)

Говядина (кроме бескостного мяса)

0,22

12,55

52,72

70,33

72,56

73,90

93,41

115,77

131,67

139,49

174,86

185,60

197,64

Свинина (кроме бескостного мяса)

0,26

15,05

58,45

79,22

80,98

82,42

110,47

131,64

142,00

149,02

189,42

193,66

198,35

Куры (кроме куриных окорочков)

0,19

11,59

48,80

56,92

58,38

69,32

69,94

81,35

78,37

88,20

99,94

103,01

105,14

Колбаса вареная высшего сорта

0,27

20,02

77,97

96,01

101,57

106,66

129,94

142,85

153,94

166,96

207,81

223,64

235,96

Говядина, свинина тушеная консервированная, за условную банку весом 350 г

0,16

6,69

19,52

24,07

26,55

28,18

32,04

37,01

40,10

43,13

54,03

60,29

63,79

Рыба замороженная неразделанная

0,13

8,33

29,54

36,57

40,39

42,99

48,68

55,76

58,69

62,82

71,88

78,66

79,22

Рыба соленая, маринованная, копченая (кроме деликатесной)

0,27

17,49

61,22

75,98

87,99

93,15

107,99

130,65

144,92

154,98

181,35

203,35

215,55

Консервы рыбные натуральные и с добавлением масла (кроме деликатесных), за условную банку весом 350 г

0,12

8,05

21,15

25,08

25,11

25,67

27,61

30,79

32,28

35,20

41,29

48,15

51,46

Масло сливочное

0,41

20,08

69,12

71,73

80,08

87,96

93,96

102,42

109,71

155,10

175,54

191,68

239,55

Масло подсолнечное

0,19

10,46

23,20

33,07

35,76

38,16

39,10

40,06

39,41

60,26

74,32

58,06

72,60

Молоко цельное пастеризованное, за л

0,02

2,81

9,70

11,37

11,96

13,48

15,52

17,35

18,76

25,39

28,09

26,75

31,99

Сыры

0,42

22,51

85,17

103,06

102,67

111,95

122,30

138,72

144,26

233,93

212,92

213,11

263,20

Яйца куриные, дес.

0,09

5,35

16,57

18,84

20,06

22,08

28,44

24,50

27,06

34,89

40,02

34,16

38,56

Сахар-песок

0,14

4,49

15,62

14,88

19,47

18,34

19,69

19,69

22,71

21,63

23,07

33,02

40,62

Чай черный, байховый

1,14

25,75

144,19

155,92

167,83

173,18

183,01

193,61

204,25

224,65

269,53

339,81

348,21

Мука пшеничная

0,05

3,12

8,08

8,48

8,04

11,40

13,06

11,91

12,83

17,35

21,45

19,49

21,45

Хлеб и булочные изделия

0,04

4,81

12,19

13,69

14,35

18,69

21,61

22,24

24,92

30,68

39,32

39,65

42,60

Рис шлифованный

0,09

4,59

13,03

13,55

15,69

16,30

21,04

21,36

23,45

31,54

44,28

44,09

42,14

Изделия макаронные из пшенич. муки высшего сорта

0,07

6,51

17,52

19,43

20,83

21,68

24,91

25,68

26,95

33,48

45,57

46,11

47,77

Картофель

0,03

1,88

5,19

6,33

9,51

7,89

8,12

9,72

10,94

14,30

16,67

14,03

28,94

Капуста белокочанная свежая

0,03

2,09

4,75

5,99

9,75

7,02

7,84

10,21

9,48

16,32

11,92

13,27

28,22

Лук репчатый

0,03

2,34

6,11

8,34

11,99

12,52

11,20

12,77

16,13

17,88

16,50

17,86

27,41

Яблоки

0,11

6,04

22,02

27,59

31,48

31,72

34,09

36,87

44,09

48,62

56,33

53,51

62,37

Водка крепостью 40% об. спирта и выше, обыкновенного качества, за л

0,50

20,23

84,05

94,76

102,54

116,45

134,94

148,89

166,04

181,66

203,02

213,84

230,22

По данным таблицы 1 видно, что цены на продукты питания в 2010 г. намного превышают цены 1992 — 2000 г. г., так, например стоимость мяса в 2010 г. выше, чем в 2000 г. в 3,75 раз, цена рыбы увеличилась в 2,7 раз, молоко в 3,3 раз, масло сливочное в 3,5 раз, и т. д.

На основе средних цен, вычисляются индексы цен, которые показывают изменение цены, динамику. Индекс потребительских цен рассчитывается как частное суммы произведений цен текущего года на выпуск базового года к сумме произведения уровня цен и выпуска базисного года. В таблице 2 приведены данные государственного комитета по статистике РФ об индексах потребительских цен на продукты за период 1995 — 2010 г. г. Индексы рассчитаны по данным декабря отчетного к декабрю предыдущего года.

Таблица 2 Сборник «Россия в цифрах» за 2005 и 2011 гг. Индексы потребительских цен на отдельные группы продовольственных товаров (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах; 1995 г. — в разах)

Продовольственные товары

2,2

117,9

109,6

108,7

115,6

116,5

106,1

112,9

Мясо и птица

2,3

128,3

118,6

105,9

108,4

122,2

105,0

105,3

Колбасные изделия и продукты из мяса

и птицы

2,2

123,8

110,1

107,7

109,1

124,2

108,3

105,5

Мясные консервы

2,1

108,7

114,4

107,7

107,7

124,7

111,1

105,3

Рыбопродукты

2,1

128,4

113,1

106,9

108,5

114,7

110,7

104,6

Сливочное масло

1,5

104,1

108,2

106,8

140,3

110,5

107,9

123,3

Подсолнечное масло

1,9

90,7

102,1

98,8

152,3

122,1

80,2

127,6

Молоко и молочная продукция

2,3

121,1

110,5

108,7

130,4

112,2

102,3

116,7

Сыр

2,4

113,6

112,0

104,2

156,3

93,3

100,9

119,9

Яйца

2,1

111,7

86,1

110,4

128,7

113,8

85,5

113,2

Сахар

2,0

170,7

99,9

114,9

95,7

107,0

142,7

122,5

Кондитерские изделия

2,1

109,9

106,4

109,1

112,0

123,4

110,7

106,6

Хлеб и хлебобулочные изделия

3,2

116,5

103,0

111,1

122,4

125,9

102,4

107,6

Крупа и бобовые

2,9

83,6

100,2

112,1

124,7

125,8

97,5

158,8

Макаронные изделия

2,4

108,4

101,9

104,7

123,6

133,8

101,6

104,7

Плодоовощная продукция, включая

картофель

1,8

97,0

114,3

110,3

122,2

107,7

98,3

145,6

Алкогольные напитки

2,3

125,0

107,6

110,1

107,7

110,9

108,9

108,3

Вывод:

Анализируя, полученные данные, можно сказать, что с 1992 г. по 2000 г. наблюдается резкое увеличение потребительских цен по всем группам продуктов питания, скачок вызван кризисом 1998 г.

В период с 2000 г. по 2006 г. наблюдается процесс снижения цен на продукты в общем, а, рассматривая по группам, наблюдается повышение в 2005 г. на отдельные виды продуктов (масло сливочное (108,2%), масло подсолнечное (102,1%), крупы и бобовые (112,1%)).

В 2007 г. наблюдается значительное повышение цен на продукты питания особенно на мясо (108,4%), рыбу (108,5%), масло подсолнечное (152,3%), масло сливочное (140,3%), молоко и молочные продукты (130,4%).

С 2008 г. по 2010 г. также отмечается значительное повышение цен по отдельным группам продуктов: мясо и мясные продукты, рыба, кондитерские изделия и т. д.

Зависимость от стабильности мировой экономики, изменения курса доллара (евро) к российскому рублю определяет динамику цен на потребительском рынке. В течение нескольких лет курс рубля был нестабильным, в связи, с чем не прекращался и рост потребительских цен на продукты питания в том числе. Большую роль сыграл и мировой кризис, засуха во многих регионах страны.

Проведем статистический анализ цен на продукты питания, на примере одного вида, который входит в состав минимальной потребительской корзины и изменение цены которого очень существенно — мяса (говядина) в РФ за период 1992;2010 гг. (Таблица 3).

Таблица 3. Цены на мясо говядины в РФ за 1992;2010 гг.

Годы

Цены, руб. за кг

0,22

12,55

52,72

70,33

72,56

73,90

93,41

115,77

131,67

139,49

174,86

185,60

197,64

Рассчитаем основные статистические показатели.

Для систематизации материала и его дальнейшего исследования сгруппируем исходные данные.

Рассчитаем размах вариации:

(16)

Для определения оптимального количества групп используем формулу Стерджесса:

(17)

Определим размер равных интервалов:

. (18)

Рассчитаем среднюю цену на мясо говядины в РФ за 1992 — 2010 гг.:

(19)

Таблица 4. Промежуточные расчеты

Годы

Средние цены на мясо (говядина) в РФ, руб.

xi

0,22

— 101,37

10 276,7

12,55

— 89,044

7928,81

52,72

— 48,874

2388,65

70,33

— 31,264

977,428

72,56

— 29,034

842,964

73,9

— 27,694

766,949

93,41

— 8,1838

66,9753

115,77

14,176

200,963

30,076

904,575

139,49

37,896

1436,12

174,86

73,266

5367,93

185,6

84,006

7057,03

197,64

96,046

9224,86

1320,72

1219,1

По данным таблицы 4 рассчитаем среднеквадратическое отклонение:

(20)

которое показывает, на сколько в среднем цены на мясо (говядина) отклоняются от средних цен на него же. В нашем случае — на 60,41 руб.

Коэффициент вариации:

(21)

Так как коэффициент вариации больше 33%, то совокупность считается неоднородной, что показывает различность исходных данных.

Сгруппировав наши данные, проведем дальнейший анализ.

Таблица 5. Группировка данных о ценах на мясо (говядина) в РФ за 1992;2010 гг.

группы

n i

Накопл.частоты

S

Сред.величина

x

x *n i

(x -)*n i

0.22 — 39.7

19,74

39,48

158,28

39.7 — 79.19

59,44

237,8

157,77

79.19 — 118.67

98,93

197,9

0,096

118.67 — 158.15

138,41

276,8

79,056

158.15 — 197.64

177,89

533,7

237,024

Отобразим таблицу 5 графически:

Рисунок 1 — Гистограмма Рисунок 2 — Полигон

По сгруппированным данным определим значение моды:

Модальный интервал 39,7 — 79,19, т.к. ему соответствует максимальная частота f=4.

Для определения моды выбираем формулу расчета для рядов с равными интервалами:

(22)

где — нижняя граница модального интервала;

— величина модального интервала;

— частота модального интервала;

— частота интервала предыдущего модальному;

— частота интервала следующего за модальным.

.

Далее по сгруппированным данным определим значение медианы.

Медианным интервалом является 79.19 — 118.67, т.к. S=8 впервые превышает 13/2=6,5. Рассчитаем медиану по формуле:

(23)

где — нижняя граница медианного интервала;

— величина медианного интервала;

— количество единиц в генеральной совокупности;

— накопленная частота интервала, предыдущего медианному;

— частота медианного интервала.

.

2.2 Статистический анализ динамики цен на продукты питания

Проанализируем по годам цены на мясо говядины в РФ за 1992 — 2010 гг. Используем данные из таблицы 1.

Для начала рассмотрим динамику цен на мясо говядины. Для наглядного изображения построим график (Рисунок 3).

Рисунок 3 — Динамика цен на мясо говядины

Далее рассчитаем абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста цен на мясо говядины за указанный период (цепные и базисные) по формулам:

(24) (25)

(26) (27)

. (28)

Полученные расчеты показаны в таблице 6.

Таблица 6 Показатели динамики уровня цен на хлеб и булочные изделия в РФ за 1992 — 2010 гг.

Пок-ль

Цены, руб. xi

Показатели динамики базисные

Показатели динамики цепные

Год

? xбi

Tpбi

Тпр

? xцi

Tpцi

Тпр

0,22

;

;

;

;

;

;

12,55

12,33

57,05

56,05

12,33

57,05

56,05

52,72

52,5

239,64

238,64

40,17

4,201

3,201

70,33

70,11

319,68

318,68

17,61

1,334

0,334

72,56

72,34

329,82

328,82

2,23

1,032

0,032

73,90

73,68

335,91

334,91

1,34

1,018

0,018

93,41

93,19

424,59

423,59

19,51

1,264

0,264

115,77

115,55

526,23

525,23

22,36

1,239

0,239

131,67

131,45

598,5

597,5

15,9

1,137

0,137

139,49

139,27

634,05

633,05

7,82

1,059

0,059

174,86

174,64

794,82

793,82

35,37

1,254

0,254

185,60

185,38

843,64

842,64

10,74

1,061

0,061

197,64

197,42

898,3636

897,3636

12,04

1,065

0,065

Анализируя рисунок 3 и таблицу 6 можно сказать, что максимальное значение абсолютного прироста (по цепной системе) зафиксировано в 2000 г.(40,17 руб.), минимальное значение — в 2003 г. (1,34 руб.). Максимальное значение абсолютного прироста по базисной системе составило 197,42 руб. в 2010 г., минимальное — 12,33 руб. в 1995 г. В общем 2010 г. по сравнению с 1995 г. цены на мясо говядины увеличились на 185,09 руб. В целом можно сказать, что цены на мясо говядины, с течением времени, увеличились. Рост цен на продукты питания можно связать с кризисными явлениями в экономике, ситуацией на рынке, зависимость рубля от мировой валюты, природных катаклизмов и т. д.

Рассчитаем средний темп роста цен на мясо говядины:

(29)

Цены на мясо в РФ за 1992 — 2010 гг. в среднем, увеличивались на 76%.

Средний темп прироста:

(30)

За данные годы динамика цен на мясо говядины была не стабильна, о чем говорят различные значения цепных абсолютных приростов.

Средний абсолютный прирост

(31)

За период 1992 — 2010 гг. в среднем цена увеличивалась на 16,45 рублей.

2.3 Корреляционно-регрессионный анализ

Проведем анализ влияния изменения цен на продукты питания на размер потребления населением продуктов питания. Предположим, что уровень потребления населением продуктов питания зависит от изменения цены. Проверим это предположение с помощью корреляционно-регрессивного анализа с использованием программ MS Excel и Statistica. В таблице 7 даны статистические данные динамики потребления продуктов питания за период с 1995 г. по 2010 г., также используем данные таблицы 1 о средних потребительских ценах за тот же период.

Таблица 7 Статистический бюллетень «Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах» Динамика потребления продуктов питания в домашних хозяйствах (в среднем на потребителя в год, кг)

Год

Хлебные продукты

Картофель

Овощи и бахчевые

Фрукты и ягоды

Мясо и мясо-продукты

Молоко и молочные продукты

Яйца, шт

Рыба и рыбо-продукты

Сахар и кондит. изд.

Этапы анализа:

1. Постановка цели исследования.

Определить наличие или отсутствие зависимости между показателями средних цен на мясо (говядина) и динамикой (изменением) потребления. Построить регрессионную модель этой зависимости, проверить ее качество и использовать эту модель для анализа и прогнозирования.

2. Сбор исходной статистической информации.

Представим исходную для исследования информацию в табличной форме (Таблица 8).

Таблица 8 Исходная информация для КРА

Год

Цены, руб.

xi

Уровень потребления, кг

yi

12,55

52,72

70,33

72,56

73,90

93,41

115,77

131,67

139,49

174,86

185,60

197,64

Введем обозначения: xi — уровень цен (цена), yi — уровень потребления (потребление).

3. Оценка тесноты связи между признаками

3.1 Предположим, что изучаемые признаки связаны линейной зависимостью рассчитаем линейный коэффициент корреляции по формуле

, (32)

где, (33) (34)

Таблица 9. Данные для расчета линейного коэффициента корреляции

101,58

58,85

6911,9

13 970,53

3826,54

Вычислим r:

.

Коэффициент линейной корреляции равный 0,811 свидетельствует о наличии сильной прямой связи.

3.2 Оценка существенности коэффициента корреляции. Для этого найдем расчетное значение t-критерия Стьюдента

. (35)

По таблице критических точек распределения Стъюдента найдем tкр при уровне значимости и числе степеней свободы

tкр=1,8.

Так как, линейный коэффициент считается значимым, а связь между x и y — существенной.

4. Построение уравнения регрессии Этап построения регрессионного уравнения состоит в оценке его параметров, оценке их значимости оценке значимости уравнения в целом.

4.1 Идентификация регрессии Построим линейную однофакторную регрессионную модель вида. Для оценки неизвестных параметров a0, a1 используется метод наименьших квадратов, заключающийся в минимизации суммы квадратов отклонений теоретических значений зависимой переменной от наблюдаемых.

Система нормальных уравнений для нахождения параметров a0, a1 имеет вид:

(36)

Решением системы являются значения параметров:

a0=46,55

a1 =0,16.

Составим уравнение регрессии:

.

Коэффициент детерминации (Рисунок 4), показывает, что 91% вариации признака «Уровень потребления» обусловлено вариацией признака «Цены на мясо говядины», а остальные 9% вариации связано с воздействием неучтенных в модели факторов.

4.2 Проверка значимости параметров регрессии

., tкр=1,8. Так как в обоих случаях, то параметры и являются значимыми.

4.3 Проверка значимости уравнения регрессии в целом

.98,7 (Рисунок 4). По таблице критических значений критерий Фишера. Так как, то уравнение регрессии можно считать значимым.

Рисунок 4 — Результаты КРА, проведенного в Statistica.

Таким образом, судя по регрессионному коэффициенту a1 =0,16, можно утверждать, что при изменении цены на 1 единицу уровень потребления в среднем изменится на 0,16 кг в год.

5. Использование регрессионной модели для принятия управленческих решений (анализа, прогнозирования и т. д.)

Вычислим прогнозное значение уровня потребления для уровня цен на мясо говядины для 80, получим значение уровня потребления равное 59,05 кг, т. е. с вероятностью 95% можно предполагать, что прогнозное значение будет находиться в интервале от 56,86 до 61,25. (Рисунок 5)

Рисунок 5 — Прогнозное значение уровня потребления Таким образом, в результате проведения корреляционно-регрессионного анализа показано, что между уровнем цен на продукты питания и уровнем потребления существует тесная связь. Изучаемые признаки связаны линейной корреляционной зависимостью. Найдены параметры этой зависимости. Проведена комплексная оценка значимости, как параметров регрессионного уравнения, так и регрессии в целом. Следовательно, регрессионная модель зависимости цен на продукты питания и уровень потребления может быть использована для принятия управленческих решений.

Заключение

В ходе выполнения данной курсовой работы, все поставленные задачи, были выполнены, а именно:

— проведен анализ цен на продукты питания по Российской Федерации за период 1992 — 2010 г. г. на основе статистических данных государственного комитета по статистике РФ;

— исследована динамика изменения цен на продукты питания по годам;

— проведен анализ основных характеристик цен на продукты питания;

— проведен корреляционно — регрессионный анализ изменения цен и связи с динамикой потребления продуктов питания за период 1995 -2010 г. г.

Проведенный анализ цен на продукты питания позволяет сделать следующие выводы:

— за период 1992 — 2010 г. наблюдается ежегодный рост цен на продукты питания, средний рост цен составил 76%. Минимальная цена отмечена в 1992 г., а максимальная в 2010 г. Это можно объяснить рядом причин: кризисные явления в экономике страны, перестроечные периоды, нестабильная ситуация на рынке, зависимость рубля от мировой валюты, природные катаклизмы, неурожаи и т. д.

— существует сильная прямая связь роста цен на продукты питания и уровнем потребления населением.

Рассчитанный коэффициент детерминации, показал, что 91% вариации признака «Уровень потребления» обусловлено вариацией признака «Цены на мясо говядины», а остальные 9% вариации связано с воздействием неучтенных в модели факторов.

И из всех выводов следует, что модель зависимости ценами на продукты питания и уровнем потребления населения в РФ может быть в дальнейшем использована для принятия управленческих решений.

  • 1. Балинова B.C. Статистика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. — М.: ТК. Велби, Изд-во Проспект, 2014
  • 2. Журавлева Г. П. «Экономика: учебник», Москва, Юристъ, 2001.
  • 3. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. Г. Назарова. — М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  • 4. Салин В. Н., Шпаковская Е. П. Социально-экономическая статистика: Учебник. — М.: Юристъ, 2011. — 461 с.
  • 5. Социально-экономическая статистика: — учебник для бакалавров / под ред. М. Р. Ефимовой.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012.
  • 6. Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Б. И. Башкатова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 703 с.
  • 7. Экономическая статистика: Учебник для студ. вузов. / Под ред. Ю. Н. Иванова. — 2-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 480с.
  • 8. www.gks.ru/ - Государственный комитет по статистике РФ.
  • 9. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1 135 075 100 641 — Сборник «Россия в цифрах» за 2005 и 2011 гг.
  • 10. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticJournals/doc_1 140 095 125 312 — Статистический бюллетень «Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой