Гомосексуализм как социальное явление
Начало либерализации общественной мысли началось в СССР 70-х годах, когда впервые учёные-сексологи предложили, что гомосексуализм не опасен как общественное явление. Однако руководство страны никак не отреагировало на предложение учёных, несмотря не только на то, что значительное число западных стран ещё в 1967 году отменило уголовное преследование гомосексуалистов, но и на то, что преследования… Читать ещё >
Гомосексуализм как социальное явление (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Гомосексуализм как социальное явление КУРСОВАЯ РАБОТА
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время все большие масштабы приобретают проблемы связанные с гомосексуальными пристрастиями людей разных полов, возрастов, социальных принадлежностей и национальностей.
В данный момент количество людей, относящихся, к так называемым, сексуальным меньшинствам, значительно возросло. Эти вопросы получили все большую огласку в период последнего десятилетия. Это явление связано все с большим проникновением его в культуру почти каждой страны. В России с конца тридцатых на тему гомосексуализма было наложено табу, и о гомосексуализме можно было упоминать только в юридической и медицинской литературе именно поэтому об этом знали на много меньше, чем сейчас. Тем временем за рубежом тема гомосексуализма уже активно изучалась. В связи с этим в России люди не могли сформировать личное мнение, им навязывалось мнение государства, которое вообще отрицало факт существования сексуальных меньшинств.
Именно сейчас, когда уровень толерантности к гомосексуализму в зарубежных странах и России разделяется на две стороны, эта тема становится все более и более актуальной.
Объектом данной курсовой работы являются гомосексуалисты, то есть люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Цель данного исследования заключается в раскрытии сущности гомосексуализма как социального явления.
В качестве задач исследования можно выделить следующие:
1) дать определение понятию «гомосексуализм» ;
2) раскрыть содержание теорий возникновения гомосексуализма;
3) выявить отношение общества к явлению гомосексуализму за рубежом и в России.
Следует отметить, что литературы по данному явлению довольно много. Наиболее разработанным и дающим полную характеристику понятию «гомосексуализм» является труд И. М. Деревянко «Гомосексуализм». Основные гипотезы гомосексуализму дает Л. С. Клейн в своей работе «Другая любовь». О психическом здоровье гомосексуалистов пишет И. С. Кон в своем произведении «Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре». О теориях возникновения гомосексуализма говорит Нейл И. Уайтхед в своем произведении «Во всем виноваты мои гены», Ф. М. Мондимор в произведении «Гомосексуальность».
Кроме того, теме гомосексуализма посвящены многочисленные статьи в Интернете. И даже существует официальный сайт людей с нетрадиционной ориентацией: www.gay.ru.
Итак, мы видим, что тема эта разработана довольно хорошо, она будет интересовать людей, потому что до сих пор еще не существует достоверной теории возникновения явления гомосексуального поведения.
Глава 1. Понятие и причины гомосексуального поведения
1.1 Понятие гомосексуализма и история возникновения В настоящее время существует довольно много определений понятия «гомосексуализм», но все они, в сущности, похожи. Итак, гомосексуализм—направленность сексуального влечения индивида к лицам одного с ним пола и сексуальных связей между ними. [11]
Гомосексуализм известен с древнейших времен, уже на наскальных изображениях каменного века присутствуют сюжеты на эту тему. Первые упоминания об этом явлении встречаются в египетских папирусах. Они свидетельствовали о том, что боги Фет и Горус состояли в гомосексуальных отношениях. Известно наличие гомосексуализма в Древней Индии, Вавилоне, Египте, Греции и Римской империи.
Так, в Древней Греции некоторые формы гомосексуализма считались вполне естественными: Платон в «Симпозиуме» превозносил достоинства мужского гомосексуализма и считал, что гомосексуальные любовники могут быть превосходными солдатами. Многие греческие боги и герои мифов — Зевс, Геркулес, Посейдон, Ахилл — отличались гомосексуальным поведением. Хотя в большинстве случаев греческие литература и искусство изображали гомосексуальные акты между двумя взрослыми мужчинами или женщинами, в действительности чаще в них участвовали взрослые мужчины и мальчики. Гомосексуальные связи не считались ни греховными, ни порочными. На заре существования Римской империи гомосексуализм не преследовался, и гомосексуальное поведение считалось вполне естественным. (Катышева Е., 2006)
Понятие «гомосексуализм», было введено в широкое использование в конце XIX века австрийским писателем венгерского происхождения Карлом Марией Кертбени. Частота гомосексуализм, по данным разных авторов, различна, но в целом принято считать, что его частота варьирует от 1 до 4% у мужчин и от 1 до 3% у женщин. По ролевому поведению выделяют активных и пассивных гомосексуалистов, исходя из того, что во время половых сношений (во время коитусов) один или одна из партнёров играет активную (мужскую) роль, а второй или вторая — пассивную (женскую), но чёткое распределение этих ролей при половых актах не всегда можно определить, особенно у женщин. Мужчины-гомосексуалисты, часто меняются ролями. [13]
1.2 Теории происхождения гомосексуализма Современная наука не имеет единой теории происхождения гомосексуальности, разные дисциплины подходят к проблеме с разных сторон. Фрейд, считал, что однополая любовь покоится на тех же самых психофизиологических основаниях, что и разнополая. Поскольку человек по своей природе бисексуален, в его воображении обычно присутствуют как гетеро — так и гомоэротические компоненты; их «баланс» определяется только в процессе индивидуального развития. У большинства людей латентная гомосексуальность подавляется, вытесняется в сферу бессознательного, у других же, вследствие особенностей их развития и воспитания (Фрейд придавал решающее значение взаимоотношениям ребенка с родителями), она выходит на поверхность и определяет их сексуальное поведение. Бессознательный страх кастрации побуждает мальчика избегать женщин, влечение к которым для него запретно (Эдипов комплекс). Чрезмерная идентификация с матерью оборачивается потребностью сексуально подчиняться мужчине, а идентификация с отцом — стремлением сексуально овладевать мужчиной (И. С. Кон, 1997)
В биологических науках, выделяют следующие теории:
Генетическая теория. Направленность полового влечения, как у животных, так и у людей обусловлена генетически (врожденно), то есть, записана в генном коде и передается по наследству.
Неврогенная теория. В головном мозге находится центр половой потребности: группа клеток — генераторов специфически ориентированного (полового) возбуждения, стимулирующего поведенческие реакции сближения. К центру следует относить участок гипоталамуса, отделы головного мозга, включающие кору зрительного, слухового, обонятельного анализаторов. Развивающееся внутриутробное человеческое существо изначально бисексуально: его половой центр обладает и Х- (направленность полового влечения на женский пол), и Y-рецепторами (направленность полового влечения на мужской пол). В зависимости от условий развития оно или остается таковым или обретает сексуальную ориентацию на мужской или женский пол.
Эндокринная теория. Согласно ей в основе гомосексуализма лежат нарушения функции желез внутренней секреции, которые вырабатывают различные гормоны и выделяют их в кровь. Половые железы и есть железы внутренней секреции. В качестве обоснования этой теории указывается, что гомосексуализм наблюдается у женщин, лечившихся большими дозами мужских половых гормонов, например, по поводу рака молочной железы.
Открытие, совершенное в октябре 2004 года ученые из университета Падуи в Италии высказали предположение, что «ген гомосексуализма» может передаваться по материнской линии.
Итальянские ученые считают, что мальчики-гомосексуалисты получают от матери некую устойчивость к Y-хромосоме еще в период внутриутробного развития. Им удалось отыскать и «виновный» участок ДНК, который мальчики получают вместе с X-хромосомой от матери. В то же время американским исследователям данную находку подтвердить не удалось.
" Генетический фактор, ответственный за мужскую гомосексуальность, возможно, обладает каким-то до сих пор не установленным потенциалом, повышающим плодовитость женщины" , — поясняет Андреа Камперио Чиани (Andrea Camperio-Ciani), один из авторов итальянской гипотезы, — то есть гомосексуальность мужчин можно объяснить природной целесообразностью" .
Это подтверждают данные опросов, согласно которым в родословной мужчин-гомосексуалистов у женщин с материнской стороны было больше детей, чем у женщин со стороны отца.
Впервые предположение о передаче гомосексуальности от матери к сыну было сделано в 1993 году после изучения родословных группы гомосексуальных мужчин. [14]
Существует теория, что гомосексуальность — явление отчасти «семейное»: там, где есть один гомосексуал, существует большая вероятность найти других, особенно среди родственников по материнской линии. Гомосексуалами чаще бывают младшие сыновья, каждый дополнительный старший брат увеличивает вероятность гомосексуальность на 33% (впрочем, это верно только для крайне феминизированных мужчин). Среди родственников гомосексуалов по материнской линии процент людей, которые не вступали в брак, или чьи браки остались бесплодными, или у которых были самопроизвольные аборты, выкидыши и мертворождения, выше, чем среди родни по отцовской линии. Конкордантность (совпадение) по гомосексуальности монозиготных близнецов значительно выше, чем дизиготных. В начале 1990;х американский биохимик Дин Хеймер даже объявил об открытии «гена гомосексуальности», но последующие исследования этого не подтвердили. Данные о биологических коррелятах гомосексуальности продолжают накапливаться. Тут и левшество, и длина пальцев, и строение слухового аппарата, и соотношение циклов сна и бодрствования, и особенности протекания некоторых иммунных процессов, и атипичное половое поведение в детстве, связанное с нарушением гормонального баланса в зародышевой фазе развития. Однако эти данные не могут служить ни диагностическими критериями, позволяющими отличить гомо — от гетеросексуала, ни достаточным объяснением самого феномена гомосексуальности.
Условно-рефлекторная теория. Все формы гомосексуализма — приобретенные, и возникают они под влиянием неблагоприятных внешних воздействий. Приверженцы условно-рефлекторной теории считают, что гомосексуализм возникает под влиянием социального климата в семье: девочка, которая вырастает при злом отце, потом ощущает страх к мужчинам, хочет защитить всех женщин и берет на себя мужскую роль в сексуальной паре. Этот самый синдром повторяется в мальчиков со злой матерью. К урожденному гомосексуализму научные работники относят и те случаи, когда в основе явления лежат нейроэндокринные нарушения внутриутробного периода. Например, если плод (мальчик) ощущает на 4−6 месяца беременности матери недостаток андрогенов, то у него возбуждается половая диференция, ведь он будет иметь женские черты, и будет проявлять гомосексуальную склонность. Когда плодом является девочка, рубеж риска возникает в том самом сроке беременности. Лесбийские склонности проявляются у тех девушек, которые подвергались влиянию повышенной концентрации женских и мужских гормонов. (И.С.Кон, 2003)
В 1906 г. Фрейд высказал идею о первоначальной нейтральности или бисексуальности мальчика, который с возрастом должен приобрести психологию мужчины. Если же он излишне связан с матерью, то этого не происходит. Анализируя биографию Леонардо да Винчи и свои собственные переживания, Фрейд предположил, что чрезмерная любовь матери и зависимость от нее порождает в мальчике сильную фиксацию на матери. Взрослея, он вынужден ее преодолевать. Но лишенный других авторитетов, преодолеть ее он может лишь, отождествляя себя с матерью, как бы становясь на ее место. А мать-то любила именно его. Поэтому в поисках объекта любви он, подсознательно глядя глазами своей матери, обращает внимание на свое собственное тело (как мифический Нарцисс) и на схожих с ним самим людей — мальчиков и мужчин. Так через нарциссизм он приходит к гомосексуальности.
Вовсе не нацеливался непосредственно на объяснение гомосексуальности Иван Петрович Павлов, но и его открытие оказалось важным для этой проблемы, и было применено к ней Владимиром Михайловичем Бехтеревым. Павлов, как известно, работал над рефлексами организма — реакциями на раздражения, приятные и неприятные. Есть раздражения, которые всегда вызывают некую реакцию организма — безусловный рефлекс. У собак слюна отделяется в ответ на вид и запах пищи. Павлов показал, что если повторять это раздражение в постоянной связке с другим (скажем, звонком), то рефлекс закрепится и за этим вторым, хотя бы оно само такой реакции не могло вызвать. По звонку собака начинает выделять желудочный сок, хотя бы пищи и не было. Это условный рефлекс — он возникает при условии, что второй раздражитель связался в подсознании с первым, безусловным.
Бехтерев так объяснил условными рефлексами гомосексуальность. В норме мужское тело не вызывает сексуального влечения у мужчины. Безусловный рефлекс (инстинкт) должен тянуть его к женщине. Но бывает, что в раннем возрасте, когда еще сексуальные предпочтения не очень четко определены, сложатся ситуации, в которых впечатления от мужского тела будут сопряжены у мальчика со сладострастными ощущениями (например, при совращении). Если эта связь закрепится повторением или окажется прочной из-за очень сильного впечатления, то может возникнуть условный рефлекс, в котором реакция, обычно возникающая на женское тело, окажется направленной на мужское. Возникнет ненормальное влечение к мужчинам. (Бехтерев, 1898)
Современная биоэволюционная теория считает гомосексуальность побочным, но вполне закономерным продуктом эволюции. По этой теории, природа объективно заинтересована в разнообразии. Некоторые мужские качества, такие как сила и агрессивность, способствующие успеху в борьбе с другими самцами, в других отношениях невыгодны. Слишком агрессивные самцы отпугивают самок, которые предпочитают более спокойных и заботливых партнеров, давая им определенные репродуктивные преимущества. Кроме того, некоторые виды деятельности требуют сочетания мужских и женских качеств (например, балетный танцовщик должен сочетать мужскую силу с женским изяществом). Эволюция закрепляет соответствующие гены и особенности строения головного мозга. Но при этом возможен «перебор» один аллель некоего гена, повышающего эмоциональную чувствительность мужчины, увеличивает его успех и репродуктивные шансы у женщин, а два точно таких же аллеля приводят к противоположному результату, делая мужчину женоподобным и смещая направление его сексуальных интересов. Нечто подобное существует и у женщин: напористость и энергия, которые традиционно считаются мужскими качествами, облегчают женщине завоевание сексуального партнера. Но если этих качеств у женщины слишком много, она начинает походить скорее на мужчину, что проявляется и в ее эротике. Иными словами, эта теория рассматривает гомосексуальность как побочный продукт процесса половой дифференциации. Однако некоторые ее положения чисто умозрительны и не вызывают у многих ученых доверия.
Теория Кона. Кон считает гомосексуализм формой социального убежища, своего рода экологической нишей для мальчиков, которые по тем или иным причинам чувствуют себя неспособным выполнять трудные и соревновательные мужские роли и поэтому причисляют себя к женскому полу, также это относится и к женщинам. (Кон, 2003)
Также выделяют теории заместительной обусловленности (например, гомосексуальные контакты в изолированных мужских коллективах — в местах лишения свободы, в интернатских заведениях, в воинских частях и военных учебных заведениях, в монастырях и теологических учебных заведениях и т. п.).
Я рассмотрела одни из самых известных теорий возникновения гомосексуализма. Я считаю, что ни одна из теорий не объясняет полностью механизм возникновения гомосексуального влечения. В психическом отношении гомосексуалисты, как правило, совершенно нормальные люди без каких-либо патологических проявлений. Многие гомосексуалы ведут привычный образ жизни характерный для людей с традиционной ориентацией. Для них характерно только одно отличие от остальных членов общества — направленность полового влечения.
Гомосексуальность нельзя объяснить одной из двух альтернативных причин — наследственностью или средой, природой или воспитанием. Она — результат взаимодействия множества влияний, формирующих развитие личности. Некоторые из них сказываются только в особые критические периоды развития, не раньше и не позже. Одни факторы, определяющие сексуальную ориентацию, начинают действовать еще до рождения, другие — значительно позже.
Глава 2. Гомосексуализм в Зарубежных странах Отношение общества к гомосексуализму в отдельные исторические периоды было различным и в настоящий момент происходит постоянное его изменение. Каждая культура имеет собственное мнение по поводу однополой любви: одни воспринимают это как данность, у других гомосексуализм вызывает жестокое осуждение.
2.1 Явление гомосексуализма в Японии В разные периоды можно наблюдать значительно разнящиеся мнения по поводу гомосексуальных отношений. Например, гомосексуализм был распространен среди самураев предсовременной Японии, где для юноши-ученика рекомендовалось вступить в сексуальные отношения со старшим воином. Но сексуальные отношения между ними прекращались, как только мальчик достигал совершеннолетия. Секс с воспитанниками стал со временем одним из структурообразующих элементов японской культуры и в этом качестве был повсеместно распространен. 16]
Но, несмотря на отсутствие жесткого осуждения, современное отношение к гомосексуалам несколько отличается от того отношения, которое было в Японии до конца XIX века. Сегодня японское общество большей частью нейтрально к гомосексуальным отношениям. Но, все же, есть в этом обществе одна немаловажная особенность — к личностям, которые не соответствуют определенным общественным нормам, относятся с отчуждением. Еще одной причиной осуждения гомосексуалов обществом в Японии является традиционная семья и необходимость продолжения рода. Японец не считается достаточно взрослым и ответственным до вступления в брак. Создание семьи всецело поощряется обществом и, как правило, сопровождается продвижением по службе. Собственно говоря, получить престижную должность холостому японцу весьма затруднительно. (А.Де Лакруа, 2009)
2.2 Явление гомосексуализма в Китае Гомосексуализм в Древнем Китае носил, также, скорее бисексуальный характер, чем исключительно однополую связь. Как и в Японии, однополый секс не осуждался строго, если это не мешало человеку жениться и продолжать род. Но за последние две сотни лет отношение в Китае кардинально изменилось. В середине XX века, по мнению правительства, однополые связи стали противоречить общественной морали и рассматривались как преступные. Однако законов, напрямую запрещающих гомосексуализм, не было — наказывали гомосексуалов как за «хулиганство» и «нарушение общественного порядка». Во время культурной революции 1966;76 годов гомосексуалов преследовали наиболее жестко: отправляли в трудовые лагеря, подвергали принудительному лечению. Китайские культурные традиции и по сей день остаются неизменными, и, согласно им, мужчины должны жениться. После 30 лет женятся более чем 90% китайских гомосексуалов. Тем не менее, они продолжают находить себе сексуальных партнеров одного с ними пола. 18]
2.3 Явление гомосексуализма в Израиле В Древнем Израиле сексуальное общение между мужчинами осуждалось, а законы требовали смертную казнь для тех мужчин, которые «спят с мужчиной как с женщиной». (Волкано Е, 2009)
Если говорить о современном Израиле, то он вместе Амстердамом, Нью-Йорком и Берлином, входит в число важнейших центров глобального гомосексуализма. Израильское законодательство содержит самые либеральные на Западе правовые нормы в отношении гомосексуалов. 20]
2.4 Явление гомосексуализма в Европе В средневековой Европе гомосексуальность преследовалась по закону. 2 марта 1455 года власти Венеции, обеспокоенные ростом гомосексуальной проституции, отдали распоряжение о формировании отрядов надзирателей из числа пожилых дворян, в функции которых было разгонять собрания лиц с гомосексуальной ориентацией. 21]
В средние века в Европе большое влияние на все стороны общественной жизни оказывала католическая христианская церковь. Она стала органом управления, которая составляла определенный список наказаний. Однако система наказаний таила в себе массу противоречий, учитывала возраст провинившегося грешника, тип гомосексуального проявления (поцелуй, объятия и т. д.) и некоторые другие факторы, и даже, несмотря на это решающее слово, оставалось за священником, выносившим приговор. Однако именно церковь, монастыри стали гнездовьем средневекового гомосексуализма как женского, так и мужского. В наказание за это «преступление» священник лишался сана, проклинался и изгонялся. Его соучастника ждала сотня плетей, лишение головы, и то же изгнание. Однако наличие таких суровых нравов в самой церкви не сильно страшили гомосексуалистов в её недрах.
Наиболее суровы законы против гомосексуализма были в Испании — ревностной защитницей католицизма, где в период арабского владычества гомосексуализм был обычным явлением, а от того и рассматривался как губительное влияние ислама — вражеской религии. Единственным наказанием за гомосексуализм могла быть только смерть.
До середины XIX века отношение к гомосексуализму было отрицательным, и более того за гомосексуализм полагалась смертная казнь. Однако во Франции уже после революции 1791 года, были отменены все законы, наказывавшие за гомосексуализм. Однако ещё до 60-х годов гомосексуалистов продолжали сжигать на кострах. Уже XIX веке были созданы первые объединения гомосексуалистов. К 60-м годам почти вся Европа смягчила своё законодательство в отношении представителей сексуальных меньшинств. Иной ситуация была уже в объединенной Германии, где запрещались однополые отношения. 23]
Современная Европа более лояльна по отношение к гомосексуализму. В Европе мнение разделилось между Западом и Востоком. Большая часть Европейских стран считают, что гомосексуализм должен быть принят обществом, в то время как жители Польши, Литвы и стран СНГ не соглашаются с этим.
Одной из наиболее известных стран выделяющихся своей толерантностью к гомосексуализму являются Нидерланды. В настоящее время в стране существует огромное количество движений за права сексуальных и гендерных меньшинств, борющееся за толерантное отношение к гомосексуальности и принятие законодательных мер, которые гарантировали бы им равноправие во всех сферах общественной жизни. Нидерланды стали первой страной в мире, легализовавшей однополые браки, предоставив однополым парам абсолютно равные права с традиционными парами во всех аспектах семейной жизни, включая возможность усыновления детей.
В середине 80-х годов группа гей — активистов, обратилась к правительству с просьбой разрешить в стране однополые браки. В ответ на это в 1995 году Парламент решил создать специальную комиссию для изучения возможности придать легальный статус однополым бракам. В этот период впервые в демократической истории Голландии партия Христианских демократов не были частью правящей коалиции. В 1997 году комиссия, завершив свою работу, пришла к выводу, что в стране стоит ввести гражданские браки для однополых пар. Уже в период с 1998 по 2001 год из числа всех зарегистрированных партнёрств, одна треть принадлежит разнополым парам. С юридической точки зрения, зарегистрированные партнёрства закрепляли за партнёрами те же права и обязанности, что и браки, в частности, в вопросах наследования. Однополые браки в Нидерландах были легализированы 1 апреля 2001 года, таким образом, Нидерланды стали первой страной в мире, легализовавшей однополые браки, предоставив однополым парам абсолютно равные права с традиционными парами во всех аспектах семейной жизни, включая возможность усыновления детей. До этого в стране с 1998 года действовал закон о зарегистрированных партнёрствах. Хотя однополые семьи и могли усыновлять детей ещё с 2001 года, тем не менее, до 2006 года действовало ограничение: усыновляться могли лишь дети внутри страны. С 2006 года однополые пары имеют право усыновлять детей из-за границы[23]. Общественная реакция преимущественно была позитивная, многие известные личности отзывались с восторгом о принятых законах, мэр Амстердама: «Теперь в нашей стране возможны браки между двумя мужчинами и двумя женщинами, и это замечательно».
Но в такой поддержке есть и свои минусы. Недавно мэр столицы Нидерландов Амстердама Эберхард ван дер Лаан призвал обучать голландских детей основам гомосексуализма начиная уже с начальной школы. Хотя мэр страны уже не раз призывал использовать систему образования для пропаганды однополой любви, но теперь решил вовлечь в это уже и начальную школу. Эберхард ван дер Лаан считает, что такая образовательная мера повысит в обществе толерантность к сексменьшинствам. Если называть вещи своими именами, то мэр голландской столицы, по сути, призывает начать пропаганду гомосексуализма и лесбийских отношений среди детей уже 7−8-9 лет, т. е. еще до их полового созревания. Среди главных ценностей, которые должны выработать в подрастающем поколении новые методы сексуального просвещения, ван дер Лаан назвал следующее: «Нужно научить детей, что в Нидерландах нормально, когда двое мужчин идут рука об руку по улице». (Добровольский, 2011)
2.5 Явление гомосексуализма в мусульманских странах Совершенно иначе обстоят дела в мусульманских странах. Организация «Международная Амнистия» насчитывает 83 страны, где гомосексуальность прямо запрещается уголовным правом. 26 стран из них — мусульманские. Это означает, что большинство мусульманских стран, равно включая те, что считаются «либеральными», как Тунис, и диктаторскими, как Судан, законодательно запрещают однополые отношения. (Летар C, 2011) Все семь стран в мире, которые применяют смертную казнь за предполагаемые гомосексуальные действия, основывают данное наказание на законах шариата или стандартной интерпретации мусульманской юриспруденции. Даже если эти законы не всегда применяются, существование смертной казни делает сексуальные меньшинства совершенно беззащитными. Проблема в Тунисе, в Марокко, так и в других мусульманских странах — это проблема выражения. Гомосексуалам запрещено бороться за свои права, афишировать отношения. В этих странах, никто не говорит о правах гомосексуалистов. Такое отношение вызвано сильной верой граждан. (Хелие, 2006)
Гомосексуальность в исламе, согласно соборному мнению богословов, является запретной. Основанием для подобного решения служит кораническая притча о народе Лута (Содом и Гоморра), который прогневал Аллаха за то, что они использовали в страсти мужчин вместо женщин.
Гомосексуальность, нашедший свое выражение в доказанном акте мужеложства, влечет за собой уголовное наказание согласно шариату равное наказанию за прелюбодеяние. Избежавшие наказания гомосексуалы (ввиду недоказанности преступления), согласно исламскому учению, понесут наказание от Аллаха. Если найдутся четыре честных свидетеля-мужчины, которые поклянутся, что видели процесс проникновения гениталий воочию (стоит отметить, что это практически неосуществимо на практике, за исключением нарушения каких-либо установленных условий, что противоречит шариату). Если они подтвердят это, то совершивший подвергается смертной казни через забивание камнями. В случае появления у судей даже незначительных, но обоснованных сомнений, казнь и уголовное преследование отменяются.
Некоторые последователи либеральных движений в исламе выступают за пересмотр традиционных представлений и отстаивают современное прочтение Корана, включая отношение к гомосексуальности. Они считают, что гомосексуальность не должна рассматриваться в качестве греха, выступают против юридического преследования гомосексуалов, а также за их дестигматизацию в исламской хамартиологии и в обществе в целом. Согласно их представлениям, возможно быть истинными мусульманами и в то же время оставаться геями или лесбиянками.
Существуют организации, отстаивающие такие точки зрения, к примеру: международная организация «Аль-Фатиха», «Мусульмане за прогрессивные ценности». 27]
2.7 Явление гомосексуализма в США Соединенные Штаты Америки как одно из самых демократически развитых государств, в свою очередь, стали важным мировым центром гомосексуалистского движения. После второй мировой войны на формирование общественного мнения и юридического законодательства значительное влияние оказали работы американских исследователей, в частности, впервые было научно доказано, что гомосексуализм — это не болезнь, не половое извращение, а иная сексуальная ориентация. В ряде стран Америки и Европы начались процессы легализации гомосексуализма. Эти процессы либерализации и терпимости по отношению к гомосексуализму свидетельствуют о наметившихся изменениях в сознании общества. Профилактика гомосексуализма представляет собой в первую очередь правильное гигиеническое и половое воспитание, формирование у ребёнка соответствующего полоролевого поведения, медицинскую коррекцию различных болезненных состояний, которые впоследствии могут приводить к гомосексуальному поведению. 28]Активное вовлечение гомосексуалистов в политический и социальный процессы началось в 60−70 гг. 20 века, когда бунт и поиск альтернатив традиционным ценностям стали обычным делом.
В США до 1993 года гомосексуалистам запрещалось служить в армии. Однако и после принятия положения «не спрашивай, не говори» гомосексуалистам было разрешено нести военную службу только в том случае, если они не разглашали свою ориентацию.
В ряде штатов открытых гомосексуалистов не допускают в учреждения для мальчиков (например, лагеря бой — скаутов). Однако существуют специальные организации гомосексуалистов бой — скаутов. Против организаций бой — скаутов, не принимающих гомосексуалистов, возбуждаются судебные иски.
За последние 30 лет в большинстве штатов США гомосексуальные контакты взрослых, осуществляемые по обоюдному согласию, перестали оцениваться как преступление. Быть гомосексуалом не противозаконно, однако в некоторых штатах противозаконно склонять кого-либо к соответствующим действиям.
Даже в США, несмотря на наличие сильных и многочисленных организаций, борющихся за права гомосексуалов, многие гомосексуалы предпочитают не афишировать свои сексуальные пристрастия, а иногда даже маскируются под противников гомосексуальности. [29]
Ведь Американское общество показало, как эфемерны крайности толерантности и нетерпимости. В крупных городах США в 60−70-х годах появились целые кварталы со своей гей — культурой, обросшей специфической семантикой — от голубого платочка в определенном кармане до жестов и интонаций. Культивировалось отношение к представителям «голубой крови» как натурам утонченным, особо одаренным в художественном плане и т. д. Политкорректность была тоже на соответствующем уровне: даже слово «гомосексуал» считалось оскорблением и этих людей стали называть «геями» и «теми, кто практикует альтернативный секс» (в отличие от «натуралов»). Но как только появилась проблема СПИДа, а первые случаи были зафиксированы у мужчин именно из этой среды, общество опять резко отшатнулось и заняло в лучшем случае отстраненную позицию.(Павлова, 2005)
Глава 3. Гомосексуализм в России
3.1 Гомосексуализм на Руси и в Российской империи гомосексуализм происхождение мусульманский страна В Древней Руси к однополой любви относились терпимо, снисходительно. Женская гомосексуальность не существовала на Руси, на неё смотрели как на разновидность женской мастурбации. Преследовать гомосексуалов путем сожжения на костре впервые на Руси стали при Петре Великом — в 1706 году, вероятно, только потому, что это был европейский обычай, причем эта мера наказания касалась лишь военных, не распространяясь на гражданское население. В 1716 г. сожжение на костре заменилось телесным наказанием, а в случаях применения насилия — вечной ссылкой. После Петра I гомосексуальные отношения вновь получили послабление. Гомосексуальность наказывалась в Сибирь на 4 — 5 лет.
3.2 Отношение к гомосексуализму в СССР Революционные события 1917 года привели к декриминализации гомосексуализма. Отменив царские юридические нормы от имени социалистической законности, новый Советский режим отменил и уголовные санкции за гомосексуальные контакты.
Отношение к гомосексуализму со стороны различных политических партий в Веймарской республике было неоднозначным. Революционеры во главе с коммунистами изначально поддерживали сексуальные реформы, сексуальную революцию и заявляли о равноправии всех социально и сексуально угнетенных. После в Советском Союзе начали борьбу с гомосексуалами; у общественности формировалось убеждение, что гомосексуализм широко распространен в фашистских организациях, является частью нацистской идеологии, а борьба против гомосексуализма — составная часть истинно социалистического и коммунистического мышления.
С 1933 года в СССР гомосексуалов стали преследовать, гомосексуалов вновь стали наказывать за добровольные гомосексуальные контакты. Коммунисты в СССР утверждали: «Уничтожьте гомосексуализм — фашизм исчезнет». Политики обосновывали стигматизацию гомосексуальности необходимостью борьбы с носителями этого явления, причем не только с политической, но и с религиозной, расовой, психиатрических точек зрения. Гомосексуалов стали массово арестовывать и помещать в концентрационные лагеря. В лагерях гомосексуалы попадали в самые неблагоприятные условия, так как над ними издевались.(Десинг Н, 2011)
С конца тридцатых в СССР на тему гомосексуализма было наложено табу, и о гомосексуализме можно было упоминать только в юридической и медицинской литературе, и то круг лиц, имеющих доступ к ней был ограничен. Новое поколение гомосексуалистов ничего не знало о своей сущности, им приходилось слышать лишь мифы о своей сущности.
Начало либерализации общественной мысли началось в СССР 70-х годах, когда впервые учёные-сексологи предложили, что гомосексуализм не опасен как общественное явление. Однако руководство страны никак не отреагировало на предложение учёных, несмотря не только на то, что значительное число западных стран ещё в 1967 году отменило уголовное преследование гомосексуалистов, но и на то, что преследования сохранялись только в двух странах соцлагеря — СССР и Румынии. Реальное изменение началось со времён Горбачёва и объявленной им политики гласности. Однако, в силу восприятия нового явления, никак не укладывавшегося в сознание людей, чьи мысли всегда диктовались сверху идеологией, правительством и папой с мамой, общество оказалось неготовым воспринять гомосексуалистов как полноправных членов общества и продолжало высказываться, в основном, крайне негативно по отношению к ним. Доходило до того, что на заводах, фабриках и пр. формировались стихийные группы, которые шли к ближайшему месту сбора гомосексуалистов и били их. Однако были и люди, которые считали подобные действия крайностью, и считали, что с гомосексуалистами можно общаться, но как с больными людьми. Ситуацию по отношению к гомосексуализму сильно испортила эпидемия СПИДа.
3.3 Отношение к гомосексуализму в Российской Федерации В 90-х всё чаще обсуждалась тема гомосексуализма всё чаще учёные стали говорить о необходимости отменить уголовное наказание за гомосексуализм, и пытаться вылечить его. В 1990 году появилась первая геевская газета «Тема» (Москва). В 1991 году Всемирная Организация Здравоохранения исключила гомосексуализм из числа ментальных расстройств. 32]
С1997 года, однополая любовь перестала быть преступлением. Как и все прочие социальные группы, сексуальные меньшинства имеют законное право на создание собственных правозащитных, культурно-просветительных и иных общественных организаций. (Кон И. С, 1997)
Нынешняя ситуация в стране неоднозначна, большинство россиян нетерпимо относится к гомосексуализму. В столицах страны, Москве и Санкт-Петербурге, к гомосексуализму относятся с большой толерантностью, в них проводятся всевозможные гомосексуальные мероприятия, открываются клубы для людей с нетрадиционной ориентацией. Но что касается провинциальных городов, то в них негативное отношение к гомосексуализму растет. Также стоит отметить, что в гомофобно настроенной провинции многие гомосексуалисты со своими симпатиями совершенно изолированы от своих единомышленников. Большинство русских лесбиянок и геев все еще не отваживаются в открытую говорить о своей ориентации. Это объясняется наряду с открыто проявляемой гомофобией также всеобщим равнодушием русских к политике. Правда несмотря на всеобщую политическую незаинтересованность есть все-таки гомосексуалы, которые активно занимаются тем, чтобы люди с нетрадиционной ориентацией в обществе были заметны. Например, издатели «Сафо-Софа» распространяли журнал бесплатно, чтобы как можно больше его могли читать.
Но все же в России произошел большой прогресс по отношению к гомосексуалам, если вдуматься, что на гомосексуализм в течение 70-ти лет было наложено табу, и что достижения западных сексуаловедов были совершенно неизвестны не только среднему человеку, но и интеллектуалам, то перемена отношения населения к гомосексуалистам можно считать замечательной. (Бютикофер А, 1998)
В настоящее время в Западных странах и России к гомосексуалам относятся более терпимо. Но даже и в этих странах сохраняются элементы дискриминации. Например, открытых гомосексуалов не допускают в некоторые организации, такие как армия и учреждения для мальчиков (например, лагеря бой-скаутов). В армии от гомосексуалов часто требуют, чтобы они не афишировали свою сексуальную ориентацию, (например, в армии США). В Российской Федерации официально гомосексуальность не является ограничением к воинской службе.
Но не смотря на это, если сравнивать общий уровень толерантности Зарубежом и в России, то я могу сделать вывод, что в России уровень терпимости к гомосексуалам довольно ниже. Эксперты отмечают, что толерантного отношения к гомосексуализму в России не будет никогда. «Сегодня Запад старается навязать нам терпимость по отношению к секс меньшинствам. Однако в России совершенно другая культура. Традиционно в России пол осмыслялся как неотъемлемая фатальность человеческого существа. Этнически и культурно в России мужское и женское традиционно разделялось. Это не значит, что была дискриминация какого-то пола. В России, например, очень любили женское начало, но женское начало именно в женщине, а не в мужчине. В то же время культурная антропология Европы делает ставку на индивидуальность, не зависимо от пола. Это путь западной культуры и традиции», — сказал РБК daily директор Центра геополитических экспертиз Александр Дугин.
В последнее время в России возросло осознание значимости национальной культуры. Все больше в России православия, монархизма и национального достоинства и соответственно все больше гомофобии. Гомосексуализм никогда не был распространен в России. Многие россияне считаю, что гомосексуализм сейчас пытаются навязать нам с Запада.
Негативного отношения к сексуальным меньшинствам связан с ростом ксенофобии в обществе, считают эксперты. В России все больше конфликтов на национальной почве. Рост негативных настроений в отношении одних меньшинств сразу влечет за собой рост агрессивного отношения к другим. Активная «популяризация» темы гомосексуализма также сыграла свою роль в росте подобных настроений. Если раньше тема гомосексуализма почти не обсуждалась и люди относились к ней равнодушно, то сейчас новости про гейпарады, различные гомосексуальные сообщества постоянно афишируются в прессе, раздражая тем самым людей, которые до этого вообще не обращали внимание на эту тему. Из-за этого те, кто относился умеренно негативно, стали считать гомосексуализм морально неприемлемым. Я считаю, что для сегодняшней России было правильным отмена статьи за мужеложство, но большинство россиян еще не готовы для большого объема информации о гомосексуализме. Чтобы исправить отношение к гомосексуализму, то нужно начинать с более молодого поколения достигшего совершеннолетия, проводя различного рода семинары, занятия, которые будут развивать уровень толерантности к сексуальным меньшинствам. (Чебатко М, 2008)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы видим, что явление гомосексуализма довольно интересное. Интересно оно, прежде всего тем, что до сих пор неизвестны физиологические механизмы данного явления. Во-вторых, в последнее время число людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией в современном мире растет довольно быстро. И это действительно становится проблемой. В-третьих, важной проблемой является выявление причин более высокого уровня нетерпимости к гомосексуалам в России, чем за рубежом.
Из данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1) Итак, гомосексуализм — термин для обозначения сексуальной ориентации, предполагающей предпочтение в половом отношении представителей своего пола. Гомосексуализм существовал еще в древности. Первые упоминания о нем приходятся на период существования древних цивилизаций — Индии, Вавилона, Греции, Рима. Известен как мужской, так и женский гомосексуализм. По ролевому поведению различают активных и пассивных гомосексуалистов
2) Современная наука не имеет единой теории происхождения гомосексуальности, среди них можно выделить следующие: генетическая, неврогенная, эндокринная, условнорефлекторная, теория заместительной обусловленности. Также можно выделить гипотезу о передаче «гена гомосексуальности» через мать, теорию Кона о неспособности выполнять (мужскую, или женскую) роль. Но, ни одна из теорий не объясняет полностью механизм возникновения гомосексуального влечения, так как, ни одна из них не доказана.
3) Отношение к гомосексуализму менялось с течением времени. Сначала это было принятие (Древние цивилизации), затем отвержение (переход к христианской религии), сейчас же установилось довольно терпимое отношение к гомосексуалистам. В некоторых странах даже легализованы однополые браки (например, в Нидерландах).
Но даже сейчас сохраняются элементы дискриминации. Общий уровень толерантности за рубежом выше, чем в России. Эксперты отмечают, что толерантного отношения к гомосексуализму в России не будет никогда.
Список используемой литературы
1) Деревянко, И. М. Гомосексуализм. — М.: Знание, 1991. — 64с.
2) Кон, И. С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре/ 2-е издание.- М.: Олимп, АСТ, 2010. — 576 с.
3) Кон, И. С. Вкус запретного плода. Сексология для всех.- М.: Семья и школа. 1997, 464 с.
4) Клейн, Л. С. Другая любовь: природа человека и гомосексуальность.- СПб.: Фолио-Пресс, 2010. — 864 с.
5) Мондимор Ф М. Гомосексуальность: Естественная история / Пер. с англ. — Екатеринбург: УФактория, 2012. — 333 с.
6) Бютикофер, А. Гомосексуализм в Советском Союзе и в сегодняшней России//Журнал die.-1998.-№ 8.-С.6−8.
7) Чебатко, М. Россияне против геев// РБК daily.-2008. 4 февраля.
8) Шишкин, Г. Кипение"голубых" страстей в Америке//Эхо планеты.-2005. № 28.-С.-15.
9) Зайнуллина, Г. Голубая луна всему виной//Идель.- 2006.№ 8.-С.47−49
10) Лалаянц, И. СоциоРациоЭмоцио???//Знание-сила.- 2003.-№ 10.-С.51−58.
11) Гомосексуализм (11 февраля 2011)
12) Катышева Е., Сущность явления гомосексуализма (20.03.2011)
13) Гомосексуализм (10.03.2011)
14) Социология и обществознание
(28.02.2011)
15) Игорь Кон, Энциклопедия //Кругосвет.(1.03.2011)
16) Гомосексуализм в Японии (5.03.2011)
17) Отношение к гомосексуализму в мире (10.03.2011)
18) Гомосексуализм в Китае (10.03.2011)
19) Отношение к гомосексуализму в мире (10.03.2011)
20) Гомосексуализм в Израиле: пугающая правда (13.03.2011)
21) Гомосексуальная проституция (13.03.2011)
22) Средние века в Европе (21.03.2011)
23) Однополые браки в Нидерландах< http://ru.wikipedia.org/wiki/Однополые_браки_в_Нидерландах>(21.03.2011)
24) Добровольский А, Дети в Европе станут гомиками уже в начальной школе< http://student.km.ru/view.asp?id=156FA8AAE1924D479892635F6942CADA>(22.03.2011)
25) Себастьян Летар, В Тунисе по-настоящему запрещено говорить, что ты гей, а не заниматься гей-сексом (22.03.2011)
26) Хелия А, Священная ненависть: гомосексуальность в мусульманских странах (27.03.2011)
27) Гомосексуальность и ислам (27.03.2011)
28) Гомосексуализм (27.03.2011)
29) Гомосексуалы и общество< http://ru.wikipedia.org/wiki/Гомосексуальность#.D0.93.D0.BE.D0.BC.D0.BE.D1.81.D0.B5.D0.BA.D1.81.D1.83.D0.B0.D0.BB.D1.8B_.D0.B8_.D0.BE.D0.B1.D1.89.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE > (28.03.2011)
30) Павлова Т, Отношение современного общества к гомосексуализму < http://temp.1gay.ru/levsheglov.shtml >(29.03.2011)
31) Десинг Н, Наказания за гомосексуальность (29.03.2011)
32) Новейшее время (СССР и независимая Украина)< http://www.gay-history.narod.ru/10.html>(05.03.2011)
33) Гомосексуальность (25.03.2011)