Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Предпринимательская деятельность в системе социального обслуживания населения пожилого возраста: Социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Проведенные исследования выявили спектр потребностей пожилых людей в социальных услугах, на их основе предложены пути развития деятельности ЦСО пожилого населения. Полученные данные дополняют знания в области социальной геронтологии в отношении факторов, определяющих нуждаемость пожилого населения в различного рода социальных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические аспекты предпринимательской деятельности в системе социального обслуживания населения
    • 1. 1. Основы предпринимательства в системе социального обслуживания населения
    • 1. 2. Новые социальные технологии социального обслуживания населения пожилого возраста
    • 1. 3. Центр социального обслуживания населения: организационная структура, формы и методы работы
  • 2. Социальные аспекты предпринимательской деятельности центров социального обслуживания населения на муниципальном уровне
    • 2. 1. Потребности и интересы пожилых людей как необходимое условие их адресного обслуживания
    • 2. 2. Законодательная база, критерии и нормы социального обслуживания населения на муниципальном уровне
    • 2. 3. Инновационная предпринимательская деятельность Центра социального обслуживания населения по удовлетворению потребностей и интересов пожилых людей

Предпринимательская деятельность в системе социального обслуживания населения пожилого возраста: Социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономические реформы последнего десятилетия привели к резкому снижению жизненного уровня и качества жизни большой части населения и, в значительной мере, невостребованности обществом накопленного жизненного опыта старшего поколения. Поэтому, важнейшим направлением развития системы социального обслуживания наиболее незащищенной части населения, в том числе пожилых людей, является разработка новых подходов и методов поддержки и обеспечения их достойной старости.

Система социального обслуживания представляет собой комплекс государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов РФ и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ1. В соответствии с законодательством Российской Федерации система социального обслуживания призвана обеспечивать гарантированные государством социальные услуги наиболее незащищенной части пожилого населения2, такой, как одинокие пожилые граждане, используя различные формы и методы работы. Однако в дополнительных услугах социального обслуживания нуждаются многие другие категории населения, которые не входят в льготный перечень. Учитывая дальнейшее развитие рыночной системы в России и улучшение материального благополучия некоторой части пожилых людей возникает потребность в дополнительных социальных услугах, доступ к которым они не имеют. Поиск путей, позволяющих максимально охватить нуждающихся.

1 Материалы предоставлены проектом EDI-Press, 2000;2001 EDI-Press A. Web Mission, chltp //slovari vandex ru>.

ФЗ «Об основах социального обслуживания населения» от 22авгста 2004 № 122 .

Овчарова J1 Н Все ли пенсионеры бедны9 2005 № 195. социальными услугами, в том числе с привлечением предпринимательства4, представляется весьма актуальной государственной задачей, повышающей эффективность всей системы социального обслуживания. Эффективная система социального обслуживания выступает важным условием нормального функционирования правового социального государства, создает положительный психологический климат и стабильность в обществе, и, в целом, придает уверенность гражданам в поддержке их в старости.

В то же время, пока еще продолжающиеся в обществе негативные явления и процессы политического, экономического и социального характера часто выступают причиной возникновения различного рода заболеваний, что сказывается на росте контингента пожилых людей с пограничными нервно-психическими расстройствами, неврозами, личностными девиациями, различными степенями психической и социальной дезадаптации5. За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении их инвалидности и смертности. Среди пожилых людей только менее четверти относятся к группе, фактическое здоровье которых соответствует их биологическому возрасту. Пожилые люди со средним или плохим здоровьем зачастую характеризуются пониженной мобильностью, что ведет к их социальной изоляции и более низкому качеству жизни даже при наличии материальных средств. Они не могут пользоваться социальными услугами из-за недостаточно развитой системы социального обслуживания населения. Именно потребность в социальной поддержке этой категории граждан, по прогнозам РАН в 2015 году численность людей пожилого возраста в мире достигнет 20%, ставит задачу выявления обстоятельств, обуславливающих.

4 Государственное предпринимательство — деятельность государственных предприятий на коммерческой или некоммерческой основах по производств) товаров и услуг, необходимых для развития национатьнои экономики.

Карюхин Э В Геронтологические НКО от моделей ухода к становлению сектора РОФ помощи престарелым — «Доброе дело». 2002 нуждаемость их в социальном обслуживании, в определении и дифференциации его форм и объемов.

Наиболее тесно взаимодействуют с пожилым человеком, в части оказания ему социальных услуг, как стационарной, так и нестационарной форм, государственные муниципальные учреждения: Центры социального обслуживания (ЦСО) населения. Работа ЦСО проводится за счет бюджетных средств и охватывает, ввиду незначительных финансовых возможностей, только крайне нуждающихся в помощи граждан, что ограничивает возможности реализации всего потенциала Центров.

Социологические исследования, проведенные среди людей пожилого возраста и наши исследования подтверждают, что в системе социального обслуживания этой категории населения возможно более широкое использование рыночных отношений.

Значительная часть пожилых, не имеющих право на гарантированное законом льготное социальное обслуживание, нуждается в социальных услугах и готова их дополнительно оплачивать. Охват такой категории платными социальными услугами позволит более полно удовлетворить потребности нуждающихся в услугах, а появление дополнительных финансовых ресурсов создаст реальные предпосылки к расширению перечня предлагаемых услуг. Сложившаяся ситуация требует переосмысления целей, эффективности средств и методов социального обслуживания населения пожилого возраста.

Степень научной разработанности проблемы. Обоснование необходимости и возможности организации предпринимательской деятельности на базе Центра социального обслуживания пожилого населения в научной литературе не получил еще должного освещения и поэтому является новым подходом к решению социальных проблем. Изучение данной проблематики потребовало обращения к источникам, раскрывающим положение пожилых людей, различные стороны теории и практики предпринимательской деятельности в системе социального обслуживания населения.

Значительное место в научных публикациях сегодня занимают вопросы положения пожилых людей в социальном обществе, их правовые гарантии, уровень распространения предлагаемых им социальных услуг6. Это работы В.Н. Бобкова7, Н. Дельпере8, Т. С. Дымнич, JI.H. Овчарова9, Г. М. Осадчей10, П.Д. Павленка", С.В. Ровбеля12, В. Ф. Халиповап, В. В. Хмелева, В.И. Явных14.

Социальный подход к предпринимательской деятельности представлен в трудах Л.Я. Аверьянова15, B.C. Боровика, Д.И. Валигурского16, Г. К. Гинса17, В.А. Давыденко18, М. Г. Лапусты, 19 Л. Г. Шаршукова, О.В. Ромашова20, В.Ю.Фадеева21, Ф. Шереги22 И.Г. Яковлева2 Эти работы тесно связаны с Становление нового российского предпринимательства (социологический аспект) РАН Ин-т экономики. Междисциплинарный акад центр социальных наукМ.1993.

Бобков В Н Экономическое неравенство российские тенденции на фоне мировых реалий/Юбщество и экономика —2003. — № 1 —с 80 ь Дельпере Н Защита прав и свобод граждан преклонного возраста — М. 1995 4Овчарова Л Н Все ли пенсионеры бедны? 2005 № 195.

111 Осадчая Г И Социология социальной сферы Учебное пособие для высшей школы 2-е изд.

Академический Проект, 2003.

11 Павленок П Д Теория, история и методика социальной работы Учебное пособие. — 2-е изд — М Издательско-торговая корпорация Дашков и К 2004.

Ровбель С В Социальная защита пожилых людей в условиях становления рыночной экономики ' Ун-т экономики и финансов — СПетербург. 1994 Халипов ВФ, Лисиненко ИВ Социология предпринимательства /Акад естеств наук — М Луч. 1996.

14 Явных В И Дементьева Н Ф. и др Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп критерии цифференциации контингента // Медико-социал экспертиза и реабилитация — 2002. -№ 4.

Аверьянов Л Я Родюкова Т. Н. Социалогический поход к управлению/в со Общество — вчера, сегодня, завтра — М. МГАПИ, 2005. Выпуск № 1.

Ъалигурский Д И. Предпринимательстворазвитие, государственное регулирование, перспективы Учебное пособие — М • Дашков и Ко. 2002 г Гинс I К Предприниматель — М. ПОСЕВ. 1992.

Давыденко В, А Теоретико-методологические аспекты предпринимательского поведения экономико-социологический подход — Омск ФОРМАТ-А. 1995.

1' Лапуста М Г Шаршукова Л Г Риски в предпринимательской деятельности — М ИНФРА-N1.1996.

Ромашов О В. Реформы в России глазами предпринимателей //Социол иследования — М. 1996 — № 9.

1 Фадеев В Ю. Малое предпринимательство в переходной экономике Российской Федерации проблемы и перспективы — М • Наука, 2000.

Шереги Ф Социология предпринимательства Прикладные исследования — М Центр социального прогнозирования, 2002 проблемами социального обслуживания пожилых граждан через внедрение предпринимательства в деятельность Центров социального обслуживания населения.

Вопросам, связанным с разработкой эффективных путей развития деятельности Центров социального обслуживания населения и норм социального обслуживания пожилого населения, посвящены работы В.М. Васильчикова24 Н.Ф. Дементьевой25, Е.В. Малыхиной26,.

В.П. Малыхин27, А.С. Сорвиной28, JI.A. Солдатовой29, Е.И. Стеженской&trade-, JT.B. Топчий, Е. И. Холостовой На данный аспект проблемы указывает и выполненный по заказу Министерства труда и социального развития РФ совместно с фондом «ИнЭСП» проект «Концепция формирования национальной системы стандартизации социального обслуживания населения». Научной общественностью активно обсуждаются вопросы методологии социального обслуживания и организационно — методические аспекты этого социологического явления.

Вместе с тем, в условиях перехода к устойчивому экономическому развитию, появляется дополнительная возможность в изучении потребностей пожилых людей на муниципальном уровне, анализируются возможности их п Фетисов Э Н, Яковлев ИГО социальных аспектах предпринимательства //Социс. — М, 1993 № 1.

14 Васильчиков В М Социальное обслуживание пожилых людей //Возведение «мостов» сотрудничества между Россией и ЕС в развитии социальных служб накануне нового тысячелетия — М, 2000.

21 Дементьева Н Ф, Рязанов Д П. Характеристика социальных работников и их деятельности по обслуживанию пожилых людей на дому//Медико-социальная экспертиза и реабилитация.

Медицина, 2003. № 1.

2лМалыхина Е В Организация социального обслуживания пожилых людей (на примере г Москвы) социологический анализ — М, 2000.

27 Малыхин В П Инновационные процессы управления социальной сферой на местном уровне //.

Местное самоуправление организация, экономика и учет. — 2006 -№ 3.

28 Сорвинд, А С. и др Теоретико-методологические основы социальной работы — Дубна Международный университет «Дубна», 2002 — 64с. Солдатова Л, А Социальное обслуживание одиноких граждан пожилого возраста в регионе Социологический анализ — М. 2000.

Условия жизни и пожилой чеювек / Е И Стеженская. В В Крыжановская и др / под ред Д Ф. ЧеботареваМ Медицина. 1978 Топчий Л В Организация социального обслуживания населенияМ МГУС. 2002, 2 Холостова Е И Пожилой человек в обществе. — М Социально-технологический институт МГУС. 2000. Ее же Технология социальной работыМ ИНФРА-М. 2001 удовлетворения' при помощи расширения предпринимательской деятельности в Центрах социального обслуживания населения.

Цель исследования — комплексный анализ работы Центра социального обслуживания населения по оказанию услуг определенной категории пожилого населения, выявление проблемных аспектов, анализ путей их решения и совершенствование социального обслуживания с привлечением предпринимательской деятельности в эту сферу и на основе анализа проведенных автором исследований разработка рекомендаций по развитию ЦСО.

Задачи исследования:

— анализ сущности предпринимательской деятельности в области социального обслуживания населения (формирование методологической базы понятия «предпринимательская деятельность в сфере социального обслуживания населения»);

— анализ деятельности ЦСО, общепринятых технологий по социальному обслуживанию пожилых людей;

— выявление реальных потребностей пожилых людей в области предоставления социальных услуг;

— исследование возможных путей совершенствования работы Центра социального обслуживания населения;

— обоснование возможности и необходимости предоставления дополнительных социальных услуг с помощью использования предпринимательской деятельности в ЦСО;

— разработка модели социального обслуживания пожилого населения на основе платных услуг.

Объектом исследования является люди пожилого возраста, проживающие в муниципальном образовании, их потребности в дополнительных социальных услугах.

Предмет 'исследования: способ, формы и методы удовлетворения потребностей пожилого человека в социальных услугах с помощью внедрения предпринимательской деятельности в ЦСО.

Теоретико-методологическую базу исследования составили положения, выработанные в рамках социологической науки, в тендерной социологии, демографии, геронтологии, экономике, в современных трудах по социальной работе, предпринимательства, официальных документах государственных органов управления, публикациях по исследуемой теме отечественных и зарубежных авторов.

Теоретическую основу исследования составили основные положения, изложенные в публикациях отечественных ученых, таких как С. И. Григорьев, В. И. Жуков, Е. В. Малыхина, Э. А Манукян, В. А. Никитин, П. Д. Павленок, Л. И. Савинов, А. С. Сорвина, J1.B. Топчий, Е. И. Холостова, Б. Д. Шапиро, Н. П. Щукина, переосмысление их с учетом реальных социально-экономических изменений в стране.

Для решения поставленных задач в работе применялись общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения, интерпретации научных данных, а также системный и структурно-функциональный подходы. Использовались следующие методы социологического исследования: опрос в виде мониторингового анкетирования, методы математико-статистической обработки данных, обобщение эмпирических результатов, экспертных опросов, анализ официальных документов по социальной политике, социальной работе, по деятельности служб и центров социального обслуживания населения.

Эмпирическая база исследований. Изучены законодательные и нормативно-правовые акты, данные государственной и региональной статистики, ежегодные отчеты Минтруда России, статистические данные по исследуемым городампроведен вторичный анализ материалов авторов, изучавших данную проблему, анализ организационной структуры ЦСО и методов организации их работы, а также дан анализ кадрового состава Центров социального обслуживания населения.

В работе использовались социологические методы сбора и анализа информации.

Эмпирическая база исследования включает результаты социологических исследований, проведенных лично автором в течение трех лет:

— первая часть исследований посвящена анализу потребностей пожилых людей, проживающих в исследуемой местности (г. Жуковский, г. Раменское, г. Зарайск Московской области). Генеральная совокупность составила 52 948 человека. На основе квотной выборки было опрошено 1500 человек. Применялся метод телефонного опроса (2003 — 2005 гг.);

— вторая часть исследований посвящена влиянию деятельности Центров социального обслуживания населения на комплекс аспектов жизнедеятельности пожилых граждан, находящихся на обслуживании в них. Генеральная совокупность составила 2464 человека. Выборочная -230 человек. Использовался метод полуформализованного интервью (2003 -2005 гг.);

— третья часть исследования посвящена анализу кадрового состава социальных работников, работающих в рассматриваемых центрах социального обслуживания населения. Генеральная совокупность-493 человека, выборочная — 450 человек. Использовался метод экспертного опроса (2003 — 2006 гг.).

Проблема исследования следует из специфики положения пожилого человека в современных социально-экономических условиях, его нужд, потребностей и материального достатка, а также из множества других аспектов. Права этой категории граждан в области оказания социальных услуг, реализуемых посредством системы социального обслуживания, носят декларативный характер и в настоящее время не всегда обеспечиваются. Учитывая недостаточность бюджетного финансирования этой сферы, ставится задача выявления дополнительных возможностей в работе социальных учреждений с учетом современного экономического уклада.

Основная гипотеза исследования заключается в том, что в современных условиях пожилые люди нуждаются в дополнительных социальных услугах, которые могут быть оказаны в рамках внедрения предпринимательской деятельности в учреждениях социального облуживания пожилых людей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Существующее на сегодняшний день положение пожилых людей в социуме приводит к их социальной дезадаптации (многообразным бытовым и социальным проблемам), что обосновывает необходимость дальнейшего развития деятельности учреждений социального обслуживания населения.

2. Анализ потребностей пожилых людей в социальных услугах, которые могут быть оказаны в рамках деятельности Центра социального обслуживания населения, позволит выявить имеющийся неудовлетворенный спрос, а также готовность и возможность оплаты дополнительных услуг.

3.Для улучшения деятельности Центров социального обслуживания пожилого населения на муниципальном уровне необходимы инновационные пути их развития.

4. Многофакторность и многоаспектность социального обслуживания пожилых людей с учетом их потребностей, а также предлагаемая реорганизация Центров социального обслуживания населения может быть представлена в виде организационно — функциональной модели социального обслуживания пожилого населения на муниципальном уровне с использованием предпринимательства в их деятельности.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна: обоснован теоретико-методологический подход к предпринимательской деятельности в системе социального обслуживания населения;

— на муниципальном уровне проведены исследование и анализ потребности в предоставлении дополнительных платных социальных услуг определенной категории населения, а именно людям пожилого возраста;

— дано обоснование перспективного пути развития Центра социального обслуживания среди пожилого населения с использованием предпринимательской деятельностисоциального обслуживания населения, сформулированы и предложены инновационные пути его развития;

— проведен анализ рынка предоставления социальных услуг пожилым людям;

— выявлены потребности пожилого населения в различных видах социальных услугах, которые могут быть предоставлены Центром социального обслуживания населения;

— разработана организационно — функциональная модель социального обслуживания пожилого населения на базе предпринимательской деятельности Центра социального обслуживания населения;

— на основе проведенных исследований сформирован перечень необходимых социальных услуг для пожилого населения;

— предложены инновационные методы организации социального обслуживания пожилых людей.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Проведенные исследования выявили спектр потребностей пожилых людей в социальных услугах, на их основе предложены пути развития деятельности ЦСО пожилого населения. Полученные данные дополняют знания в области социальной геронтологии в отношении факторов, определяющих нуждаемость пожилого населения в различного рода социальных услугах. Теоретически значимо положение, которое выявляет соотношение уровня охвата социальным обслуживанием лиц пожилого возраста и имеющей место реальной потребности в нем, а также возможности ' оказания дополнительных платных услуг через государственные учреждения — ЦСО. Разработана модель социального обслуживания на базе организации предпринимательской деятельности ЦСО, которая может найти применение в аналогичных центрах на муниципальном уровне. Материалы диссертации могут быть использованы в практической работе ЦСО, а также в процессе подготовки социологов, специалистов по социальной работе.

Апробация работы. Основные результаты исследования неоднократно докладывались автором на семинарах, коллоквиумах, научно — практических конференциях, а так же использовались в консультационной деятельности в целях развития и повышения эффективности функционирования учреждений социального обслуживания населения. Диссертационное исследование обсуждено и одобрено на заседании кафедры социологии социальной сферы МГФ МГУС и рекомендовано к защите.

Отдельные положения и выводы диссертационного исследования внедрены в практику социального обслуживания пожилых людей в городах Жуковском, Раменском, Зарайске Московской области.

По заказам местных и муниципальных органов власти автором подготовлено три аналитических записки и рекомендательные материалы. Теоретические положения, выводы и материалы исследования используются автором в лекциях, выступлениях и публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из двух глав (шести параграфов), заключения, списка источников использованной литературы и приложения.

Заключение

.

1. В настоящее время сфера предоставления социальных услуг пожилому населению в России, которые реализуются, в основном, через государственные структуры ЦСОН, находится на стадии становления и развития, так как насущные потребности по оказанию социальных услуг нуждающейся в них пожилой части населения удовлетворяются далеко не полностью. Проведенный анализ как отечественного, так и зарубежного опыта в данном секторе экономики позволяет выявить новые направления и эффективные пути развития Центров социального развития населения как основной организации, которая предоставляет услуги пожилому населению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Развитие социальной поддержки пожилых людей, внедрение новых форм помощи со стороны государства и общественных организаций нередко наталкивается на отсутствие достоверной информации о реальных потребностях в такой помощи. Особенно это касается мер, связанных с поддержанием морально-психологическим состояния среди пожилой группы населения.

3. Проведенный анализ работы ряда ЦСОН показывает, что имеющаяся на сегодня организационная структура ЦСОН, перечень и объем предоставляемых услуг не в полной мере служат выполнению основной задачи организации — поддержке социально наиболее уязвимых слоев населения. Жесткие рамки ограниченного бюджетного финансирования не позволяют в достаточной мере реализовать имеющийся ресурс и существенно расширить объемные и качественные показатели в его работе. Данные факторы существенно сдерживают работу ЦСОН, не позволяет развиваться самой организации и не способствуют повышению социального статуса самого социального работника. Проведенные исследования показали, что развитие ЦСОН является весьма актуальной и социально значимой задачей, решение которой направлено в первую очередь' на улучшение положения пожилого человека, который нуждается в помощи и поддержке.

4. Для получения объективных данных по объему и номенклатуре требуемых услуг престарелым (пенсионерам по возрасту), которые может оказывать ЦСОН, автором проведены социологические исследования среди данной категории жителей городов Подмосковья (Жуковском, Раменском и Зарайске). Полученные данные подтвердили гипотезу об имеющемся потенциальном спросе на услуги ЦСОН и позволили выявить значительный спрос на получение платных или частично оплачиваемых услуг (значительное количество респондентов изъявили свое желание сотрудничать на основе получения разнообразных платных услуг). Выявлено, что существует большой спрос среди потенциальных потребителей услуг ЦСОН, которые имеют возможность и желание пользоваться такими услугами, но в настоящее время ими не охвачены. Предложенные автором подходы и методы дальнейшего развития сферы социального обслуживания населения с использованием предпринимательской деятельности в учреждении «Центр социального развития населения» отвечают современным требованиям, открывают дополнительные возможности совершенствования самой системы социальных услуг за счет применения новых организационных методов, инновационных разработок в сфере социального обслуживания и современных информационных технологий.

5. Проводимые ранее исследования, касающиеся социально-экономических проблем пожилых людей, обычно носят единовременный характер, и задача дифференцированного подхода к различным возрастным группам пенсионеров не ставилась, не учитывались в полном объеме потребности пожилых людей в оказании социальных услуг. До сих пор не существует серьезных научных обоснований для адресной поддержки пожилых, так, например, отсутствует систематизированная, структурированная по отдельным возрастным подгруппам и прослеженная в динамике 'информация об уровне удовлетворения основных потребностей пенсионеров и их адаптации к новым социально-экономическим условиям жизни. Такой сложный многофакторный подход может быть реализован с помощью организации систематического, целенаправленного отслеживания социальных показателей качества и образа жизни пожилых людей, что в итоге может служить объективным основанием для формирования эффективной социальной политики по отношению к пожилому населению, так как будет опираться на учет объективных показателей.

6. Для получения объективных данных автором использованы различные методы сбора информации: методов опроса и интервьюирования. Опрос основан на методах телефонного и экспертного опросов среди пожилой категории населения (пенсионеры по возрасту), проживающих в муниципальном образовании, а также использован метод полуформализованного интервью среди служащих ЦСОН, социальных работников.

7. Предложенный методологический анализ понятия «предпринимательство» раскрывает его сущность, обосновывает возможность его использования как одного из направления развития Центров социального обслуживания населения путем внедрения предпринимательской деятельности на основе существующих Центров в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. Привлечение данного инновационного подхода в технологию оказания социальных услуг в зависимости от их различных параметров и характеристик позволяет выбрать наиболее подходящие и эффективные методы для внедрения в деятельность ЦСОН.

8. Анализ функциональных обязанностей самого Центра социального обслуживания позволил выявить сильные и слабые стороны его деятельности, определить имеющиеся ресурсы: финансовые, кадровые, административные и организационные. На основе полученных данных автор обосновывает вывод о возможности внедрения предпринимательской деятельности на базе существующих ЦСОН и показано, что данная деятельность лежит в русле действующего законодательства.

9. На основе полученных данных выявлен перечень потребных услуг, существенно влияющих на положение пожилого человека в социуме. Проведена оценка доли востребованности каждой из них.

10. Анализ результатов опросов, проведенных среди респондентов, пользующихся услугами ЦСОН, позволил выявить положительные и отрицательные моменты в технологии оказания самой услуги, качестве и объеме ее предоставления, а так же оценить роль обратной, контролирующей связи. Проведена оценка отношения получающих социальные услуги к работе социальных работников и к работе Центра в целом. Существенность данного аспекта заключается в том, что положительное восприятие людьми друг — друга, как оказывающего, так и принимающего услугу, служит одним из основных условий эффективной работы ЦСОН.

11. Предложенные нововведения в организации работы ЦСОН требуют создания новой модели его функционирования. На основе комплексного подхода к анализу полученных данных автором разработана организационно — функциональная модель Центра социального обслуживания населения. Модель может быть использована как в ЦСОН, в которых проводились исследования, так и в других Центрах социального обслуживания, с учетом особенностей структуры населения данного региона.

12. Внедрение предлагаемых инновационных подходов позволяет задействовать неиспользованный ранее имеющийся резерв и реализуется на базе инновационных технологий изменением организационной структуры ЦСОН. Автором предложен вариант новой организационной структуры, которая может быть реализована на основе действующих.

ЦСОН, обоснованы основные функциональные обязанности вновь создаваемых отделов и рассмотрены функции каждого из них. Реализация предложенной структуры связана с реорганизацией административного аппарата и использованием скрытых ресурсов, имеющихся в существующей организации.

13. Проведенный комплексный анализ полученных данных подтвердил основную гипотезу, выдвинутую автором, и является основой для вывода, что внедрение предпринимательской деятельность в Центрах социального обслуживания населения поможет более полно удовлетворить имеющийся спрос на социальные услуги среди жителей, повысить качество обслуживания, создаст новую взаимосвязанную устойчивую систему по предоставлению социальных услуг, в которую будут вовлечены различные частные и общественные организации города, поможет привлечь в данную сферу квалифицированные кадры, сделает работу в социальной сфере более привлекательной и престижной. Все это позволяет создать для пожилого человека обстановку социального комфорта в бытовом и в психологическом плане. В результате решается главная задача, ради которой существуют и функционируют социальные учреждения — создание достойных социальных условий жизни пожилого человека.

14. Полученные результаты представляют собой новый этап опыта социологических исследований проблем пожилых людей, так как ставятся конкретные задачи при исследовании сложных многофакторных аспектов. В ходе выполнения исследований выявлены значимые критерии дифференциации внутри данной социальной группы, прослежено их влияние на показатели образа, качества жизни старшего поколения, рассмотрен процесс трансформации ценностных ориентаций, изучены особенности потребностей и проведен анализ адаптированности пожилых в социальном аспекте.

15. Важным аспектом для развития социальной помощи пожилым, и, в частности, оказания социальных услуг Центрами социального обслуживания населения является дальнейшее совершенствование законодательной базы Российской Федерации в данной сфере экономики и разработка стандартов предоставляемых социальных услуг населению, которые должны учитывать специфику данного региона и составлять нормативную основу в практической работе учреждения в избранной области социального обслуживания населения.

16. В разделе «Законодательная база, критерии и нормы социального обслуживания населения на муниципальном уровне» проанализирована действующая нормативно-правовая база в сфере оказания социальных услуг. На основе полученных объективных данных автором разработаны рекомендации по ее совершенствованию и сформулированы требования, которым должна отвечать деятельность ЦСОН на современном этапе:

Требования по дальнейшему совершенствованию работы Центров и к расширению перечня оказываемых услуг, в частности:

— требования к качеству предоставляемых услуг;

— требования по организации внутреннего и внешнего контроля за качеством услуг и в целом за деятельностью подразделений ЦСОН;

— требования к объему и качеству услуг, предоставляемых в отделениях полустационарного типа;

— разработан комплекс требований к новым направлениям в сфере предоставления таких услуг как: срочное оказание социальных услуг, оказание юридической помощи на дому и т. д. Проведенные исследования и полученные результаты представляют практический интерес, так как направлены на совершенствование работы ЦСОН среди пожилых людей и призваны расширить перечень услуг, охватить ими нуждающихся и гарантировать их качество.

17. Изложенные в диссертационной работе положения прошли практическую апробацию в ЦСОН Подмосковья (г. Жуковский, Раменское и Зарайск) и получили положительный отзыв, неоднократно докладывались на научных конференциях и отражены в печатных работах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. N 7.
  2. Закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 22.08.2004 г. № 122. .
  3. Закон РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 г. № 181. .
  4. Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.07.1995 г. № 88. .
  5. Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г. № 122. .
  6. Закон Московской области «О социальном обслуживании населения в Московской областюют 21.01.2005 N31/2005−03 (принят постановлением Мособлдумы от 29.12.2004 N 20/123-П). .
  7. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3.11.1993г. № 122. .
  8. Постановление Правительства РФ „О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов“ от 17.04.2002 № 244 //"Российская газета», 24.04.2002. N 74.
  9. Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» от 15.02.2000 г. № 14. .
  10. Постановление Министерство труда и социального развития Российской Федерации «Об утверждении примерного положения о центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» от 8.07.1997 г. N36. .
  11. Министерство труда РФ от 22.02.96 № 12, от 31.05.01 345) от 12.10.94 № 66. .
  12. Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы.- М., 1998.
  13. Л.Я. Социология: что она знает и может.- М.: Социолог, 1993.
  14. Л.Я. Почему люди задают вопросы? -."Социолог", — -М., 1993.
  15. Л.Я. В поисках своей собственной идеи. М., 2000.
  16. Л.Я., Родюкова Т. Н. Социалогический поход к управлению/в сб.: Общество вчера, сегодня, завтра. — М.: МГАПИ, 2005. Выпуск № 1.
  17. Л.С., Бобкова П. В. Справочное пособие по социальной работе// Под ред. A.M. Панова, Е.И. Хо-лостовой. — М.: Юристъ, 1997.
  18. М. Единственный критерий истины согласие с опытом (Интервью с Нобелевским лауреатом).: — МЗМО, 1989. № 11.
  19. В.Д. Старость, социально-философский анализ: Научное издание. Издательство «СКНЦ ВШ», г. Ростов-на-Дону, 1998.
  20. Г. Л., Томилов В. В., Чернышева З. А. Маркетинг и культура предпринимательства СПб.: 1995.
  21. Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г. Л. Багиева. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  22. Е.Л., Кокуев Т. В. Образование старших. //Социальная работа. М., 2001. № 3.
  23. Берталанфи, фон, Л. Общая теория систем критический обзор.//Исследование по общей теории систем. М.: «Прогресс», 1969.145
  24. Бестужев-Лада И. В., Наместникова Г. А. Социальное прогнозирование. Курс лекций: Педагогическое общество России,-М.- 2002.
  25. И.Н., Морозов Г. В., Пущина В. Н., Гудков Н. В. Мониторинг положения пожилых людей в условиях рыночных отношений. //Психология зрелости и старения. М., 2001. № 2 (14).
  26. Г. Создать свою фирму. М.: Дело ЛТД, 1994.
  27. Э.И. Предпринимательство в Российской экономике -СПб: 1995.
  28. П.В. и др. Справочное пособие по социальной работе: Юрист,-М., 1997.
  29. В.Н. Анализ социально-экономической дифференциации//Экономист. 2003. — № 7.
  30. В.Н. Экономическое неравенство: российские тенденции на фоне мировых реалий/Юбщество и экономика. — 2003. — № 1. — с.80.
  31. В.Ф., Кабаков B.C., Ходачек А. Стратегия малого предпринимательства СПб: 1995.
  32. А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). М.: Экономика, 1989
  33. И.Н., Морозов Г. В. Мониторинг положения пожилых людей в условиях рыночных отношений. //Психология зрелости и старения. М., 2001 .№ 2(14).
  34. .Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции // СОЦИС.- 1998.-N2.
  35. А. В. Предпринимательство. Учебник Издательство: Бусыгин, 2003.
  36. Г. Ю. Теория социальной работы: Учеб. для вузов. — М.: Юрист, 1999.
  37. М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики: Монография. М., 2002.
  38. М. О. Становление нового российского предпринимательства (социологический аспект). РАН Ин-т экономики- Междисциплинарный акад. центр социальных наук. М., 1993.
  39. Д.И. Предпринимательство: Развитие- Государственное регулирование- Перспективы: Учебное пособие, 2002.
  40. В.М., Рябчикова Т. В., Соловьева П. В. Социально-медицинское обслуживание на дому пожилых людей и инвалидов. Учебное пособие. М., 2000.
  41. В.М. Социальное обслуживание пожилых людей.//Возведение «мостов» сотрудничества между Россией и ЕС в развитии социальных служб накануне нового тысячелетия. М., 2000.
  42. В.М. Организация нестационарного и полустационарного социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в России // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. М., 1999.
  43. В.М. Организация социальной помощи гражданам пожилого возраста / Регион: теория и практика устойчивого развития. Спецкурс, вып. седьмой. М., 1998.
  44. В.М. Ориентиры должны меняться // Работник социальной службы. М., 1998. — № 2 (4).
  45. В.М. Развитие геронтологической службы в системе социальной защиты населения / Первый Российский съезд геронтологов и гериатров. Сборник тезисов и статей. Самара, 1999.
  46. В.М. Развитие системы социальных услуг пожилым людям и инвалидам в России // Отечественный журнал социальной работы. М., 2002.
  47. В.М. Развитие социально-медицинских услуг в системе социальной защиты населения / Первый всероссийский научно-педагогический социальный конгресс. Материалы выступлений на пленарном заседании, секциях и «круглых столах». В 2-х т.-М., 2001.
  48. В.М. Реализация конституционных гарантий прав пожилых людей в российском законодательстве: состояние и тенденции развития / Социальное законодательство России и Великобритании. М., 2000.
  49. В.М. Специальные дома для одиноких престарелых: правовая база, сеть, недостатки и преимущества // Работник социальной службы. М., 2000. — № 3. — С. 45 — 53.
  50. В.М., Рябчикова Т. В., Соловьева П. В. Социально-медицинское обслуживание на дому пожилых людей и инвалидов. Учебное пособие. М., 2000.
  51. М. О некоторых категориях понимающей социологии.//Избр. произведения. -М.: Прогресс, 1990.
  52. JI.C. Предпринимательство основа социально-экономического развития общества//Вестник Университета Серия 5 «Экономика», — СПБ, 1992.
  53. И.Н., Морозов Г. В., Пущина В. Н., Гудков Н. В. Мониторинг положения пожилых людей в условиях рыночных отношений. //Психология зрелости и старения. М., 2001. № 2(14).
  54. B.C., Кретов Б. И. Основы политологии и социологии. -М., 2006.
  55. М.О. Социальное обслуживание граждан в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект.: Проспект, 2002.
  56. Т., Крутик А., Михайленко В. Предпринимательская деятельность в сфере услуг, 2005.
  57. Э. Социология: учебник. Введение в социологию. М., 2000.
  58. Г. К. Предприниматель. М.: ПОСЕВ, 1992.
  59. И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998.
  60. В. А. Теоретико-методологические аспекты предпринимательского поведения: экономико-социологический подход. Омск: ФОРМАТ-А, 1995.
  61. А.А. Руководство по модульному конструированию социальных систем. М.: ИС РосАН, 1992.
  62. Н. Защита прав и свобод граждан преклонного возраста: Деловая книга М., 1993.
  63. Н.Ф., Рязанов Д. П. Характеристика социальных работников и их деятельности по обслуживанию пожилых людей на дому // Медико-социальная экспертиза и реабилитация: Медицина, 2003. № 1.
  64. Н. Социальное расслоение общества: причины, последствия, меры по ограничению.: Экономист. 1997. № 1.
  65. П. Рынок: как выйти в лидеры. М., Прогресс, 1992.
  66. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  67. Европейская хартия о местном самоуправлении // Социологические исследования, 1997. № 1. -С. 91.
  68. H.JI. Специфика социальной системы России.: Монография Ижевск: УдГУ, 2000.
  69. Здоровье пожилых: Доклад комитета экспертов ВОЗ / ВОЗ, Женева, 1992.
  70. Иванов В. Н, Патрушев В. И Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления //Издание второе, переработанное и дополненное: — М., 2001.
  71. Э.В. Геронтологические НКО: от моделей ухода к становлению сектора // Москва «Эслан». 2002.
  72. B.C., Шатрова Е. В. Стратегия предпринимательства. -СПб.: СПбГИЭА, 1996.
  73. Д.М. Избранные произведения. М.: 1993
  74. Дж.Б. Распределение богатства. М.: 1934.
  75. Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие. //Социологические исследования. -М., 2001. № 7.
  76. Т.З. Пенсионеры оценивают свою прошлую жизнь. //Психология зрелости и старения. -М., 2001. № 2(14).
  77. Е. И. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие. -М.: ВЛАДОС- Моск. гос. соц. ун-т, 2001.
  78. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. М.: Наука, 1995. Финансы / Под ред. Родионовой В. М. — М.: Финансы и статистика, 1996.
  79. О.В. Условия и качество жизни в позднем возрасте. //Психология зрелости и старения. -М., 2001. № 4(16).
  80. А.А. Основы предпринимательства: СПб: СП6ГИЭА, 1992.
  81. А.Б., Пименова А. А. Введение в предпринимательство. «Политехника».: СПб, 1995.
  82. Л.Б. Социокультурная работа учреждений социального обслуживания с интеллигенцией пенсионного возраста (управленческий аспект). Автор, дисс. к.с.н. М., 2000.
  83. В. Самая гуманная служба // Социальная работа.: -Общероссийская общественная организация, союз социальных педагогов и социальных работников, 2003. № 1.
  84. М. Г. Шаршукова Л.Г. Риски в предпринимательской деятельности. М.: ИНФРА-М, 1996.
  85. Г. Психология народов и масс. СПб.: «Макет», 1995.
  86. В. П. Инновационные процессы управления социальной сферой на местном уровне. // Местное самоуправление: организация, экономика и учет. 2006. — № 3.
  87. Е.В. Организация социального обслуживания пожилых людей (на примере г. Москвы): социологический анализ, дисс. к.с.н. М., 2000.
  88. Э.А., Янкова З. А. Программа развития центра социальной помощи./УПроектирование развития учреждений социального обслуживания. М. — 1996. — сс.61−67.
  89. Менеджмент социальной работы: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. Ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. М., Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 2001.
  90. Ч. Социологическое воображение. / Пер. с англ. О. А. Оберемко. Под общ. ред. Г. С. Батыгина.: Издательский дом NOTA BENE, — М., 2001.
  91. П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб: издательство «Нотабене», 1992.
  92. Население России 2002: Девятый ежегодн. демогр. докл. / Инстит. народнохоз. прогнозир. РАН / Отв. ред. А. Г. Вишневский.-М.: Центр демогр. и экологии чел., 2004.
  93. Население России 1997: Пятый ежегодн. демогр. докл. / Инстит. народнохоз. прогнозир. РАН/ Отв. ред. А. Г. Вишневский. М.: Университет.
  94. Настольная книга специалиста: Социальная работа с пожилыми людьми. / Отв. ред. Е. И. Холостова. М.: ИСР, 1995.
  95. Национальный доклад «Пожилые люди в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы». М., 2002.
  96. Л. Н. Григорьев Л.М., и др. Средний класс в России: количественные и качественные оценки: ТЕИС М., 2000.
  97. Л.Н. Все ли пенсионеры бедны?. 2005. № 195.
  98. Г. И. Социология социальной сферы Учебное пособие для высшей школы 2-е изд.: Академический Проект, 2003.
  99. Основы социальной работы / Под ред. Павленка П. Д. 2 изд., перер. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001.
  100. П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. 4-е изд. — М.: Дашков и К°, 2005.
  101. П. Д. Введение в профессию «Социальная работа». Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998.
  102. П.Д. Социология социальной работы. М.: ГОУВПО «МГУС», 2005.
  103. Т.С., Червякова Г. А. Экономические основы социальной работы: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. М., 2001.
  104. Т. Система современных обществ. — М.: Аспект Пресс, 1997.
  105. А .Я., Думбай В. Н. Семейно-сексуальные гармонии и дисгармонии. Р-Д" 1997.
  106. А., Минахан А., Практика социальной работы / Пер. с анг. -М., 1993.
  107. Повышение качества жизни важнейшая проблема Российской Федерации. Сб. ст./А.Г. Тюриков и др. ч.1 — М.: Мир, 2004.
  108. Пособие по проведению технико-промышленных исследований.-М., ЮНИДО, 1978.
  109. Права и гарантии пожилых людей / Сост. И. Бондаренко, В. Васильчиков, С. Киселев. М., 1998.
  110. Практикум по социологии/Под ред. И. М. Слепанова, Н. И. Дряхнова, В. Я. Нечаева, A.M. Долгорукова. М.: Изд. МГУ, 1992
  111. Предпринимательство. Учебник для вузов: Юнити-Дана, 2001.
  112. Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебник. Под редакцией О. М. Олейник. М., 1999 г
  113. Программа исследований медико-социальных и демографических проблем здоровья пожилых в России: Матер. Консульт. междун. семин.-М.: МЗМП, 1995.
  114. Развитие государства благосостояния в странах Северной Европы и России: сравнительная перспектива. Сб. статей / Под ред. И. Григорьевой, Н. Килдал, С. Кюнле, В.Мининой. СПб., 2004.
  115. Ш., Шанин Т. Милосердие и умение: Социальный работник как профессия // Вестн. высш- шк. 1991, № И.
  116. Д. Собрание сочинений. СПб.: 1998.
  117. С.В. Социальная защита пожилых людей в условиях становления рыночной экономики: канд. экон. наук: 08.00.07. Ун-т экономики и финансов.- СПб, 1994.
  118. О.В., Ромашова J1.0. Социология и психология управления/ Учебное пособие, — М., 2002.
  119. Российская энциклопедия социальной работы. Ч.1−2/Под ред. A.M. Панова, Е. И. Холостовой. М., 1997.
  120. Руководство по геронтологии / Под. ред. Д. Ф. Чеботарева, Н. Б. Маньковского, В. В. Фролькиса. М.: Медицина, 1978. — С. 427−428.
  121. М.Н. Социальная структура. -М.: Альфа -М, 2004.
  122. С., Брэдбери Н. Как правильно задавать вопросы.: Институт Фонда «Общественное мнение», -М., 2002.
  123. М., Уэллс К. Опыт социальной работы: Введение в профессию. М.: ИСР, 1994.
  124. Система социальной защиты в Федеративной Республике Германия.-М., 1993
  125. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М., 1962.
  126. М., Маккензи Р. Как стать предприимчивым и богатым. -М.: Молодая гвардия, 1991.
  127. В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности. //Социс. М., 1994. № 2.
  128. JI.A. Социальное обслуживание одиноких граждан пожилого возраста в регионе: социологический анализ. Автор, дисс. М., 2000.
  129. А.С. и др. Теоретико-методологические основы социальной работы. Дубна: Международный университет «Дубна», 2002. — 64с.
  130. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы// Под редакцией В. С. Кукушина.: МарТ, 2003.
  131. Социальное обеспечение в странах Северной Европы. -М., 1994.
  132. Социальное обеспечение в странах Запада: Франция, ФРГ, Италия. М., 1994
  133. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект Издательство: Проспект, 2002.
  134. Социальная помощь: на пути к адресности: Институт экономики города, 2001.
  135. Социальная работа за рубежом /под ред. В. И. Жукова. М., 1996
  136. Социальная работа в Германии и Австрии. М., 1992.
  137. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е. И. Холостова, проф. А. С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001.
  138. Становление нового российского предпринимательства (социологический аспект). РАН Ин-т экономики- Междисциплинарный акад. центр социальных наук. М., 1993.
  139. С. В. Новые подходы в управлении учреждениями социальной сферы Германии: социологический аспект: дис. канд. социол. наук: 22.00.08. Н. Новгород, 2005.
  140. Социальная работа с пожилыми. М., 1995
  141. Социальная работа: теория и практика / Под. ред. Е. И. Холостова, А. С, Сорвиновой. М., 2002.
  142. Старение населения в Европейском регионе как один из важных аспектов современного развития: Матер. Консульт. междун. семин. -М.: МЗМП, 1995.
  143. Г. Социальная логика. СПб.: «Социально-психологический центр», 1996.
  144. Г. Г. Методология анализа данных в социологии. М.: NOTA BENE, 1999.
  145. Теория социальной работы Учебник / Под. ред. Е. И. Холостовой. М., 1998.
  146. Теория и методология социальной работы/ Под. ред. Григорьева С. И. .
  147. Ю. Анализ социологических данных. Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками: Научный мир.- М., 2000.
  148. В.В., Крупанин А. А. Экономико-организационные основы предпринимательства. СПб.: СПбУМ, 1996.
  149. В.В. Организационная культура и предпринимательство.- СПб.: СПбУМ, 1994.
  150. Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М., 2004.
  151. Л.В. Организация социального обслуживания населения.- М., 2002.
  152. Н.Е. Институциональное обеспечение социальной активности пожилых. Геронто-социологический анализ. Автор, дисс. к.с.н. М., 2000.
  153. Условия жизни и пожилой человек / Е. И. Стеженская, В. В. Крыжановская и др.- под ред. Д. Ф. Чеботарева. М., Медицина, 1978.
  154. С.Ю. Муниципальная служба в Российской Федерации// Московский общественный научный фонд.- М, 2001.
  155. В. Г., Федцов В. В. Предпринимательство: сфера сервиса. Учебное пособие.- Дашков и Ко, 2005 г.
  156. Э.Н., Яковлев И. Г. О социальных аспектах предпринимательства. //Социс. М., 1993. № 1.
  157. В.Ф., Лисиненко И. В. Социология предпринимательства. /Акад. естеств. наук. М.: Луч, 1996.
  158. П. Экономический образ мышления. М.: И. «Дело», 1993.
  159. В.Ф. Энциклопедия власти. М.: Академический проект- Культура, 2005.
  160. В.Ф., Лисиненко И. В. Социология предпринимательства. /Акад. естеств. наук. М.: Луч, 1996.
  161. Р., Питере М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. М.: Прогресс-Универс, 1993. Вып. 1: Предприниматель и предпринимательство.
  162. Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. -М., 2004
  163. Е.И. Пожилой человек в обществе. Изд. 2-е, доп. -М., 2000.
  164. Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. М., 2002.
  165. А. Курс предпринимательства. М.: «Международные отношения», 1993.
  166. В.В. Некоммерческий сектор в социальной сфере: опыт и проблемы развития. М., 2000.
  167. Г. П. Предприниматель кто он? — М.: Международные отношения, 1992.
  168. Д. Нестареющее тело, вечных дух, -М., 1994.
  169. С.И. Социальная работа и социальные программы в США. -М., 1992.
  170. Т. В. Социальная работа: вопросы и ответы /Под ред. A.M. Панова и Е И Холостовой. М., 1996.
  171. Т. В. Технологии социальной работы: учеб. для студентов вузов. М.: Инфра-М., 2004.
  172. Ф. Социология предпринимательства. Прикладные исследования. М.: Центр социального прогнозирования, 2002.
  173. Н.П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей. М., 2000.
  174. И. Теория экономического развития. М., 1982
  175. Энциклопедия социальной работы: Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.
  176. В.И., Дементьева Н. Ф. и др. Социальное обслуживание лиц старших возрастных групп: критерии дифференциации контингента // Медико-социал. экспертиза и реабилитация. 2002. -№ 4.
  177. Р.С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология: учебное пособие. -М., 1999.
  178. Abrahamson P. Social policy in changing Europe. RoskiIde, 1993-
  179. Bromley D. The psychogy of human ageing. London, 1966- Butler R.N. Ageism: Another from of bigotry. Gerontologist, 1969 Erikson E. Identiy. Youth and crisis. N-Y, 1968.
  180. Butler R. Ageism: a foreword // Journal of Social Issues. 1980. 36 (2).
  181. Bytheway B. Ageism. London, 1995.
  182. Coelho R.J., Dillon N.F. Older adults with developmental disabilities: an interdisciplinary approach to grouping for service provision. Clinton-Eaton-Inham Community Mental Health Board Lansing, Michigan, 1990.
  183. S. E. 0. Western Experience — Eastern Experiment? Welfare State Model and Theories before and after the «Decennium Horrible» // Ploug N. & Kvist J. Social Security in Europe. Development or Dismantlement? London, 1996.
  184. The social reconstruction of care: From the state to the «community» // Symonds A. & Kelly A. The social reconstruction of Community Care. London, 1998.
  185. Thorslund M., Bergmark A., Parker M. G. Difficult Decisions on care and services for elderly people: the dilemma of setting priorities in the welfare state // Scandinavian Journal Social Welfare. 1997. № 6.
  186. В 2003—2005 годах проведен телефонный опрос пенсионеров по возрасту в городах Жуковском, Раменском, Зарайске.
  187. Объект исследования пенсионеры по возрасту от 55 (60) лет, не являющиеся инвалидами или ветеранами войн. Исключение ветеранов войн и инвалидов из объекта исследования связано с исключительностью их положения, обусловленного действующей системой льгот.
  188. Предмет исследования структура социального слоя пожилых по образу жизни, качеству и уровню жизни, социальное самочувствие и потребности пенсионеров, их отношение к социальным службам.
  189. Цель исследования изучение положения пожилых граждан1. Задачи исследования:
  190. Оценка возможности и желания оплачивать социальные услуги.
  191. Оценка состояния здоровья и потребности в социально-бытовой помощи.
  192. Выявление структуры социального слоя пожилых по образу жизни в качественном и количественном выражении.
  193. Анализ социального самочувствия по слою в целом и по отдельным группам.
  194. Изучение контактов пожилых людей с учреждениями социального обслуживания, их оценки данных учреждений.
  195. На протяжении 2003 2005 гг. ежегодно проводились исследования пожилых людей. Использовался метод полуформализованного интервью.
  196. Объект исследования пожилые люди, находящиеся на обслуживание в Центре социального обслуживания населения в городах Жуковском, Раменском, Зарайске.
  197. Предмет исследования структура социального слоя пожилых по образу жизни, качеству и уровню жизни, социальное самочувствие и потребности пенсионеров.
  198. Цель исследования изучение положения и мироощущения в различных группах пожилых граждан и факторов, влияющих на них. Задачи исследования:
  199. Изучение отношения пожилых людей к работе сотрудников ЦСО населения.
  200. Выявление структуры социального слоя пожилых людей по образу жизни в качественном и количественном выражении.
  201. Анализ социального самочувствия по слою в целом и по отдельным группам.
  202. Изучение контактов пожилых людей с бывшим местом работы, с учреждениями социального обслуживания, их оценки данных учреждений.
  203. Оценка распределения пожилых людей по основным социальным характеристикам: полу, возрасту.
  204. В течение 2003 2006 гг. ежегодно проводился анализ нормативных документов Центров социального обслуживания населения, изучался кадровый состав, а также исследовались пути развития деятельности ЦСО с привлечением сотрудников.
  205. Объект исследования деятельность Центров социального обслуживания населения.
  206. Дифференциация населения, обслуживаемого ЦСОН, по возрасти ым категориямв исследуемых городах) г. Жуковский 24%г. Раменкое1. О 60 7475.8485 и старше0 60 -7475 -84 g85 и старшеIs п>60.7475.8485 и старшег. Зарайск
  207. Анализ социальных параметров пожилых людей по возрастным группам
  208. Выявленные жалобы г. Жуковский г. Раменкое г. Зарайск6074 лет 7584 лет 85 лет и старше 6074 лет 7584 лет 85 лет и старше 6074 лет 7584 лет 85 лет и старше
  209. Сон, аппетит, здоровье 60% 93% 64% 57% 96% 65% 51% 84% 63%
  210. Снижение работоспособности, чувство ненужности, самообвинения, сужение круга интересов, снижение двигательной активности 46% 79% 73% 44% 79% 76% 42% 76% 70%
  211. Снижение чувства радости, уменьшение общения, возникновение суицидальных идей 31% 48% 81% 27% 45% 86% 32% 51% 79%1. Я •аS1. П)
  212. Оценка уровни социальной адаптации (по мнению респондентов) в исследуемых городах
  213. Оценка уровня социальной адаптации (по мнению респондентов) г. ЖуковскийплохаяIдо использования услугиспользуя услугинормальная хорошая
  214. Оценка уровня социальной адаптации (по мнению респондентов) г. Раменкое1. Iдо использования услугиспользуя услугиплохаянормальнаяхорошая
  215. Оценка уровня социальной адаптации (по мнению респондентов) г. Зарайск50% 40% 30% 20% 10% 0%Пдо использования услугиспользуя услугиплохая нормальная хорошая3 -а siauj
  216. Количество респондентов, согласных и имеющих возможность оплачивать дополнительные социальные услуги (в исследуемых городах)
  217. Количество респондентов, согласных и имеющих возможность оплачивать дополнительные социальные услуги (г. Жуковский)
  218. Количество респондентов, согласных и имеющих возможность оплачивать дополнительные социальные услуги (г. Раменское) о несогласны ¦ согласнынесогласны ¦ согласны
  219. Количество респондентов, согласных и имеющих возможность оплачивать дополнительные социальные услуги (г. Зарайск) несогласны3•о 5О
Заполнить форму текущей работой