К вопросу о самостоятельной работе учащихся на уроках физики
В организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа над учебником и учебной литературой. Учебник на уроке нельзя рассматривать только как вспомогательное средство, позволяющее несколько разнообразить занятия. Это, прежде всего, один из важнейших источников знаний для учащихся. Учебник выступает как эффективное средство закрепления изложенного… Читать ещё >
К вопросу о самостоятельной работе учащихся на уроках физики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
УДК 372.853
СКГУ им. М. Козыбаева К ВОПРОСУ О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ Укенов Н.К.
В современных социально-экономических условиях жизни нашего общества, главной задачей образования является воспитание и обучение конкурентоспособного человека и гражданина, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения, самостоятельно добывать знания, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения и применять их в действительности.
Урок — основная форма обучения. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Задача преподавателя — помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Самостоятельная работа — это такой метод обучения, при котором обучающиеся по заданию учителя и под его руководством решают познавательную задачу, проявляя усилие и активность. Самостоятельная работа служит решению задач интеллектуального развития, формированию познавательных интересов, способствует всестороннему развитию личности, обеспечивает формирование необходимых умений для самостоятельного пополнения знаний в будущем [1],.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» — так писал о самостоятельности немецкий педагог А. Дистервег.
Изучением вопроса об организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения занимались Б. П. Ёсипов, В. Н. Орлов, И. Я. Лернер, И. А. Зимняя, П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый. По мнению Орлова В. Н., самостоятельность — очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность — как характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи.
Самостоятельная работа наиболее полно определяется Зимней И. А. По её определению, самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания.
В организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа над учебником и учебной литературой. Учебник на уроке нельзя рассматривать только как вспомогательное средство, позволяющее несколько разнообразить занятия. Это, прежде всего, один из важнейших источников знаний для учащихся. Учебник выступает как эффективное средство закрепления изложенного материала, развития мышления и формирования информационно-коммуникативных умений. Одной из форм самостоятельной творческой работы является создание кластеров. Кластер — это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует в разные стороны стрелки-лучи, которые соединяют слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Приведем пример кластера по теме «Звук» (рисунок 1)
образование самостоятельный творческий кластер Для составления кластера целесообразно подготовить перечень вопросов, ответы на которые позволят последовательно составить кластер. Например, для составления кластера по теме «Звук» перечень вопросов может быть следующим:
1. Механическая волна, находящиеся с частотой колебания от 16 до 200 Гц.
2. Выделите основные характеристики звука (громкость, высота скорость распространения)
3. С помощью каких основных формул находится скорость звука?
4. В какой среде и с какой скоростью распространяется звук?
5. Чем характеризуется высота звука?
6. С помощью каких единиц измеряется громкость звука?
7. Чем характеризуется громкость звука?
Самостоятельная деятельность учащихся на уроках не только соответствует гуманизации современного образования, но и является стержнем развивающего обучения. На основе познавательной самостоятельности учащиеся сами добывают знания, развивают мышление и формируют информационно-коммуникативные умения. Различные виды самостоятельных работ развивают у учащихся навыки учебного труда, формируют такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, требовательность к себе и другим, дисциплинированность.
Таким образом, прочные знания можно выработать только на основе большой самостоятельной работы обучающихся на протяжении всего учебного процесса вообще и на конкретном уроке в частности.
1. Пидкасистый Л. И. Самостоятельная деятельность учащихся. — М. Просвещение, 1972
2. Жарова.Л. В. Учить самостоятельности: Книга для учителя. — М., 1993
3. Дистерверг А. Собрание сочинений. — М., 1961. — Т.2. — С.68.
4. Орлов В. Н. Активность и самостоятельность учащихся М. 1998
5. Зимняя И. А. Основы педагогической психологии М. 1980 стр.355
6. Коровин Д. Что такое кластер? Компьютерра. — 2002. — № 5.