Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Пособие по временной нетрудоспособности

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В случае если исчисленное пособие превышает максимальный размер пособия, установленный федеральным законом о бюджете ФСС РФ на соответствующий год, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, — максимальный размер пособия с учетом указанных коэффициентов, пособие выплачивается исходя из максимального размера, установленного… Читать ещё >

Пособие по временной нетрудоспособности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • 1. Пособие по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию
    • 1.1 Понятие пособия по временной нетрудоспособности
    • 1.2 Круг лиц, имеющих право на получение пособия по временной нетрудоспособности
    • 1.3 Основные случаи обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности
  • 2. Правила определения размеров пособий по временной нетрудоспособности
    • 2.1 Страховой стаж и его юридическое значение для установления размера пособия по временной нетрудоспособности
    • 2.2 Средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности
  • Заключение
  • Список использованных источников

Актуальность исследования определяется значением пособий по временной нетрудоспособности как основного вида обеспечения из средств социального страхования, затрагивающего интересы абсолютного большинства трудящихся граждан Российской Федерации.

Действовавшая долгое время система обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности сложилась еще в 80-е годы, причем значительная часть правовых норм, определяющих право на пособие, исчисление непрерывного стажа и размеров пособий по временной нетрудоспособности, были установлены в еще более ранние годы. В целом прогрессивные для своего времени эти нормы, к настоящему моменту в большинстве своем устарели. В них отсутствовали правила, регулирующие право на пособие и учитывающие особенности исчисления и выплаты пособий многих категорий трудящихся, самостоятельно обеспечивающих себя работой; правила исчисления пособий были ориентированы на государственное нормирование заработной платы и не пригодны к использованию в условиях формирующейся рыночной экономики. Указанные обстоятельства объективно требовали необходимость кардинальной реформы правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности, на что неоднократно указывалось как учеными, так и практическими работниками, но законодатель слишком долго не обращался к решению данной проблемы. Наконец, с 1 января 2007 года, вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее — Закон № 255-ФЗ), в котором устанавливаются новые нормы по назначению, исчислению, определению размера и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. В частности, определение размера пособия теперь зависит от продолжительности страхового стажа, внесены изменения в механизм исчисления пособий (средний дневной заработок, и расчет пособия ведется в календарных днях вместо рабочих и др.). В развитие данного закона, был принят целый ряд нормативных актов. Так, порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, теперь определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальном страхованию». В соответствии со статьей 16 Закона № 255-ФЗ, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.02.2007 № 91, были утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, имеющего первостепенное значение для установления размера пособия по временной нетрудоспособности. В связи с этим, возникает объективная необходимость, изучения обновленного законодательства. Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе назначения, исчисления, определения размера и выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Предметом являются нормы действующего законодательства, касающиеся вопросов правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности, юридическая и иная литература, относящаяся к анализируемой проблеме. Целью исследования является изучение и оценка опыта правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности на теоретическом, законодательном и практическом уровнях в современных социально-экономических условиях.

Содержание указанной цели определило задачи исследования:

— дать понятие пособия по временной нетрудоспособности;

— обозначить круг лиц, имеющих право на получение этого пособия;

— рассмотреть основные случаи обеспечения пособиями;

— изучить правила определения размеров пособий по временной нетрудоспособности

1. Пособие по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию

1.1.Понятие пособия по временной нетрудоспособности

Одним из важнейших видов социального обеспечения является пособие по временной нетрудоспособности.

В соответствии со ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель обязан выплатить работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.

Гарантия по выплате пособия по временной нетрудоспособности реализуется через систему обязательного социального страхования на основании Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон № 165-ФЗ), Федерального закона от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (далее — Закон № 190-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Необходимо отметить, что законодатель не раскрывает содержание понятия пособия по временной нетрудоспособности и понятия временной нетрудоспособности.

Под социальными пособиями принято понимать выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки.

В учебной литературе по социальной защите, под пособием по временной нетрудоспособности понимается денежная выплата, предоставляемая в случаях, когда выполнение работы или осуществление иной деятельности невозможно в связи с краткосрочным ухудшением здоровья, в размерах, пропорциональных заработку, иному доходу или в твердой сумме, финансируемая по общему правилу за счет средств Фонда социального страхования РФ, Фонда занятости населения РФ.

Данное пособие выплачивается за период временной нетрудоспособности.

Нетрудоспособность — закрепленное в нормах права такое состояние организма человека, при котором он юридически признается утратившим принадлежащую ему, как индивиду, способность трудиться, полностью или частично, вследствие болезни или травмы или при наличии социально значимых обстоятельств, препятствующих ему использовать свою способность к труду.

По мнению Н. Г. Батыгина, Г. С. Симоненко, под временной нетрудоспособностью понимается невозможность выполнения работником своей обычной работы в виду нарушения функций организма или стечения жизненных обстоятельств в относительно непродолжительный период времени.

Временная нетрудоспособность, в отличие от стойкой нетрудоспособности (инвалидности) характеризуется благоприятным медицинским и трудовым прогнозом. Невозможность трудящегося выполнять работу в силу заболевания, травмы или иных причин носит преходящий, обратимый характер и может быть устранена в ходе лечения или социально-профилактических мероприятий.

Следует отметить, что временная нетрудоспособность как основание выплаты пособия является собирательным понятием. Она может иметь место как фактически, то есть по причинам физиологического состояния организма работника (болезнь, трудовое увечье, профзаболевание, временный перевод на другую работу по состоянию здоровья, протезирование с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия), так и презюмироваться. В последнем случае законодатель предполагает невозможность выполнения трудовых функций ввиду стечения определенных жизненных обстоятельств, признаваемых уважительными (уход за больным членом семьи, карантин, санаторно-курортное лечение). Однако и для этих случаев характерным является преходящий характер нетрудоспособности.

Необходимо подчеркнуть, что вышеуказанные случаи освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей в силу стечения определенных жизненных обстоятельств также следует рассматривать как временную нетрудоспособность, однако имеющую не физиологические, а социальные причины (необходимость проведения противоэпидемических или оздоровительных мероприятий либо восстановительного лечения, ухода за больным членом семьи).

Таким образом, под временной нетрудоспособностью можно понимать — установленный в порядке, предусмотренном в законодательстве, юридический факт, выражающийся в состоянии временной невозможности выполнения работником своей трудовой функции при утрате им способности к труду вследствие изменений, происшедших в состоянии здоровья (болезнь, травма), а также в иных случаях, признаваемых законодателем социально значимыми (санаторно-курортное лечение, уход за больным членом семьи, карантин, протезирование, беременность и роды, усыновление), влекущими обязанность обеспечения пособиями.

В соответствии со ст. ст. 7 и 8 Закона № 165-ФЗ, временная нетрудоспособность является социальным страховым риском, а пособие по временной нетрудоспособности — видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, т. е. государственным пособием.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию (п. 3 ст. 1 Закона № 165-ФЗ)

Обязательное социальное страхование распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством РФ предусматривается уплата ими или за них страховых взносов и установленных законодательством РФ о налогах и сборах налогов, средства от уплаты которых поступают на финансирование конкретных видов обязательного социального страхования (п. 4 ст. 1 Закона № 165-ФЗ)

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ, право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — застрахованные лица), при соблюдении установленных законом условий.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 9 Закона № 165-ФЗ, отношения по обязательному социальному страхованию у застрахованных лиц возникают по всем видам страхования с момента заключения трудового договора с работодателем. Это означает, что работник является застрахованным на случай временной нетрудоспособности именно с даты заключения трудового договора. Однако право на пособие возникает при наступлении страхового случая, которым в отношениях по страхованию на случай временной нетрудоспособности является не просто временная нетрудоспособность, а вызванная ею потеря заработка. Поскольку право на заработную плату (и, следовательно, возможность ее потери из-за временной нетрудоспособности) возникает, по общему правилу, с даты начала работы, то и право на пособие по временной нетрудоспособности возникает тоже с этой даты. Другими словами, если в трудовом договоре предусмотрена дата начала работы и работник стал временно нетрудоспособен до наступления этой даты, право на пособие по временной нетрудоспособности возникает у него только с того дня, когда он должен был приступить к работе.

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам производится на основании листка нетрудоспособности утвержденной формы. Другие документы, в частности справки, могут являться только подтверждением освобождения от работы, но пособие на их основании не начисляется.

Пример: Сотрудница с 10 апреля по 8 мая 2007 г. находилась в очередном отпуске. 9 мая должна выйти на работу (у нее скользящий график, 9 мая — рабочий день). Вышла на работу 29 мая, предоставив следующие документы:

— справку произвольной формы о том, что с 3 мая находилась на амбулаторном лечении у врача (дата справки 15 мая, на справке есть угловой штамп и треугольная печать лечебного учреждения);

— листок нетрудоспособности, выданный 11 мая тем же лечебным учреждением по 28 мая.

Основанием, подтверждающим временную нетрудоспособность и назначение пособия по временной нетрудоспособности, является только выданный в установленном порядке больничный лист. Так как больничный лист выдан 11 мая, то 9 и 10 мая будут считаться прогулом.

Право на выдачу листков нетрудоспособности имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения на основании лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности. Врачи, занимающиеся частной медицинской практикой вне учреждения здравоохранения, для получения указанной лицензии должны иметь свидетельство об окончании курса повышения квалификации по экспертизе временной нетрудоспособности. В отдельных случаях по решению местных органов управления здравоохранением выдача листков нетрудоспособности гражданам может быть разрешена медицинскому работнику со средним медицинским образованием. Право выдачи листков нетрудоспособности имеют также лечащие врачи туберкулезных санаториев и клиник научно-исследовательских институтов протезирования, протезостроения, медико-социальной экспертизы, Центров реабилитации, осуществляющих протезирование опорно-двигательного аппарата, и стационаров протезно-ортопедических организаций системы Минсоцзащиты России на основании лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности.

Не имеют права на выдачу документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, медицинские работники станций (отделений) скорой медицинской помощи, переливания крови, учреждений судебно-медицинской экспертизы, бальнеогрязелечебниц и городских курортных водогрязелечебниц, домов отдыха, туристических баз, учреждений санэпиднадзора.

Листок временной нетрудоспособности выдается в день установления нетрудоспособности, включая нерабочие праздничные и выходные дни. Не допускается его выдача за прошедшие дни, когда больной не был освидетельствован врачом. Листок нетрудоспособности за прошедший период может быть выдан в исключительных случаях по решению клинико-экспертной комиссии. Листок нетрудоспособности выдается на весь срок временной нетрудоспособности.

При направлении гражданина на медико-социальную экспертизу и установлении инвалидности срок временной нетрудоспособности завершается датой регистрации направления на экспертизу медико-социальной экспертной комиссией. Лицам, не признанным инвалидами, листок нетрудоспособности продлевается лечебно-профилактическим учреждением до восстановления трудоспособности или повторного направления на медико-социальную экспертизу.

Необходимо иметь в виду, что поскольку Законом предусмотрены выплата пособия по временной нетрудоспособности по всем местам работы застрахованного лица, осуществление расчета пособий в календарных днях, определение размера пособия в зависимости от продолжительности страхового стажа, то листок нетрудоспособности следует заполнять с учетом этих особенностей. Так, на оборотной стороне вместо рабочих дней следует учитывать заработок и вести расчет пособий в календарных днях; вместо непрерывного трудового стажа следует определять размер пособия в зависимости от продолжительности страхового стажа. Кроме того, лицам, работающим на условиях внешнего совместительства, предусмотрена выдача второго листка нетрудоспособности с отметкой на лицевой стороне листка нетрудоспособности «внешний совместитель» .

Пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности), а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания.

При обращении за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом ФСС РФ (далее — ФСС РФ) при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования (ст. 12 Закона № 255-ФЗ).

С учетом сказанного, можно предложить следующее определение понятия пособия по временной нетрудоспособности: это страховая денежная выплата, назначаемая в случае временной нетрудоспособности, вызванной болезнью или иными, признаваемыми законом социальнозначимыми обстоятельствами, застрахованным лицам, освобожденным от выполняемой ими работы, с целью компенсации утраченного заработка из средств социального страхования работодателем или органами Фонда социального страхования

1.2 Круг лиц, имеющих право на получение пособия по временной нетрудоспособности

пособие временный нетрудоспособность стаж

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ, право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В советское время государственное (т.е. обязательное) социальное страхование распространялось на всех трудящихся, занятых в общественном производстве. Социальному страхованию подлежали все рабочие и служащие независимо от места работы (государственное, общественное, кооперативное предприятие, учреждение, организация, личное потребительское хозяйство отдельных граждан), ее характера и продолжительности, других обстоятельств. Социальное страхование охватывало также членов колхозов и иных кооперативных организаций. Наравне с рабочими и служащими страхованию подлежали отдельные категории трудящихся, не относящиеся к наемным работникам, но близкие к ним по социальному положению и условиям труда: адвокаты, члены артелей старателей. Широкая сфера действия государственного социального страхования предопределяла практически всеобщность обеспечения трудящихся при наступлении временной нетрудоспособности, а также при рождении и воспитании детей.

Российское законодательство не внесло существенных изменений в сферу действия обязательного социального страхования, хотя и несколько расширило ее, включив в круг застрахованных отдельные новые категории работающих граждан.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 255-ФЗ, застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

1) лица, работающие по трудовым договорам. При этом, лицами, работающими по трудовым договорам, признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, либо лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством. (ч. 3 ст. 2 Закона № 255-ФЗ)

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) адвокаты, индивидуальные предприниматели, в том числе члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (частные детективы, частные охранники, занимающиеся частной практикой нотариусы), члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и осуществляющие за себя уплату страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Законом № 190-ФЗ.

Согласно ст. 3 Закона № 190-ФЗ, указанные выше лица, вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в ФСС РФ по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй НК РФ для соответствующих категорий плательщиков и в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи.

Таким образом, уплачивая добровольно в ФСС РФ по 3,5 процента от разницы между суммой доходов и расходов, лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, могут рассчитывать на получение этого пособия из ФСС РФ. Правда, претендовать на получение пособий от соцстраха они могут лишь через полгода со дня перечисления первого страхового взноса. В пункте 7 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 № 375, отмечается, что лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на пособия при условии уплаты ими в течение 6 месяцев страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Законом № 190-ФЗ.

4) иные категории лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с иными федеральными законами, при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в ФСС РФ.

К их числу относятся военнослужащие, уволенные с военной службы по призыву и утратившие трудоспособность в течение месяца после увольнения; лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к оплачиваемому труду.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается также лицам, признанным в установленном порядке безработными. Пособия по временной нетрудоспособности финансируются из средств ФСС РФ. Безработным пособие по временной нетрудоспособности выплачивается из средств территориальных фондов занятости населения. В случае, если временная нетрудоспособность наступила в течение месячного срока после увольнения с работы по уважительной причине и продолжалась свыше календарного месяца, оплата периода временной нетрудоспособности граждан, признанных в установленном порядке безработными, производится за счет средств ФСС РФ по прежнему месту работы или правопреемника. Если же временная нетрудоспособность приходится на время приостановки выплаты пособия по безработице, ее период не подлежит оплате.

Право на пособие имеют также совместители. Это предусмотрено ч. 2 ст. 287 ТК, которая закрепляет за совместителями право на гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, другими законами и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, в полном объеме. Это касается и гарантий, предусмотренных ст. 183 ТК РФ.

1.3 Основные случаи обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности

Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях и на условиях указанных в ст. 5 и 6 Закона № 255-ФЗ.

1. Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее — заболевание или травма).

Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности), за исключением нижеуказанных случаев

Застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом и имеющему ограничение способности к трудовой деятельности, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году. При заболевании указанных лиц туберкулезом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается до дня восстановления трудоспособности или до дня увеличения степени ограничения способности к трудовой деятельности вследствие заболевания туберкулезом.

Застрахованному лицу, заключившему срочный трудовой договор (срочный служебный контракт) на срок до шести месяцев, а также застрахованному лицу, у которого заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более чем за 75 календарных дней по этому договору. При заболевании туберкулезом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности). При этом застрахованному лицу, у которого заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается со дня, с которого работник должен был приступить к работе.

При операции по искусственному прерыванию беременности пособие предоставляется за первые 3 дня нетрудоспособности. Выплата пособия продлевается в случае самопроизвольного аборта и при наличии медицинских показаний.

2. Пособие по временной нетрудоспособности за время отпуска для ухода за заболевшим членом семьи выдается, если отсутствие ухода грозит опасностью для жизни или здоровья заболевшего и если при наличии показаний невозможно поместить его в больницу, а среди членов семьи нет другого лица, которое может ухаживать за больным (домашняя работница не считается членом семьи). В случае заболевания ребенка в возрасте до двух лет пособие выдается матери независимо от того, имеется ли другой член семьи, способный ухаживать за больным ребенком. Пособие выплачивается застрахованному лицу:

1) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет — за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случае заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, не более чем за 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием;

2) в случае ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет — за период до 15 календарных дней по каждому случаю амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 45 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

3) в случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет — за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

4) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет, являющимся ВИЧинфицированным, — за весь период совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении;

5) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, — за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении;

6) в остальных случаях ухода за больным членом семьи при амбулаторном лечении — не более чем за 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи.

Если временная нетрудоспособность, связанная с уходом за больным ребенком, наступила в период отпуска без сохранения заработной платы, пособие по временной нетрудоспособности не выплачивается.

3. Пособие при карантине. Карантину подлежат граждане, имевшие контакт с больными инфекционными болезнями, опасными для окружающих. Сроки изоляции лиц, соприкасавшихся с такими больными, определены Минздравом. Пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином. Если карантину подлежат дети в возрасте до 7 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения, или другие члены семьи, признанные в установленном порядке недееспособными, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу (одному из родителей, иному законному представителю или иному члену семьи) за весь период карантина.

4. Пособие по временной нетрудоспособности в случае осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении выплачивается застрахованному лицу за весь период освобождения от работы по этой причине, включая время проезда к месту протезирования и обратно.

5. Пособие при долечивании застрахованного лица в санаторно-курортном учреждении, расположенном на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за период пребывания в санаторно-курортном учреждении, но не более чем за 24 календарных дня.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении выше указанных случаев, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу во всех выше указанных случаях, за календарные дни, приходящиеся на соответствующий период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанных в ч. 1 ст. 9 Закона № 255-ФЗ, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается.

В соответствии с этой статьей пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за: 1) за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска; 2) за период отстранения от работы в соответствии с законодательством РФ, если за этот период не начисляется заработная плата; 3) за период заключения под стражу или административного ареста; 4) за период проведения судебно-медицинской экспертизы.

Основаниями для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности являются: 1) наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства; 2) наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления (ч. 2 ст. 9 Закона № 255-ФЗ).

Обобщая проведенный в главе анализ, сформулируем основные выводы.

Пособие по временной нетрудоспособности — это страховая денежная выплата, назначаемая в случае временной нетрудоспособности, вызванной болезнью или иными, признаваемыми законом социальнозначимыми обстоятельствами, застрахованным лицам, освобожденным от выполняемой ими работы, с целью компенсации утраченного заработка из средств социального страхования работодателем или органами Фонда социального страхования.

Основанием для назначения пособия является листок нетрудоспособности, выданный медицинским учреждением.

Российское законодательство расширило круг застрахованных лиц, включив в него отдельные новые категории работающих граждан (в том числе членов крестьянских (фермерских) хозяйств, лиц, осужденных на лишение свободы и привлекаемых к труду). Право добровольного присоединения к государственной системе обязательного страхования предоставлено таким новым категориям самостоятельно занятых лиц, как частные детективы, частные охранники и занимающиеся частной практикой нотариусы.

Основные случаи обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности: пособие по временной нетрудоспособности выплачивается при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности; при санаторно-курортном лечении; при болезни члена семьи и в случае необходимости ухода за ним; при карантине; при протезировании с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия.

2. Правила определения размеров пособий по временной нетрудоспособности

2.1 Страховой стаж и его юридическое значение для установления размера пособия по временной нетрудоспособности

Право на многие виды социального обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила юридическое оформление через институт трудового (страхового) стажа.

В недалеком прошлом, важное юридическое значение в обеспечении работающих граждан пособием по временной нетрудоспособности, имел непрерывный трудовой стаж — это время трудовой деятельности (службы) в одной организации без перерывов, либо в нескольких (двух и более) организациях, если при переходе с одного места работы на другое трудовой стаж по действовавшим тогда правилам, не прерывался. Очевидно, что в нынешних условиях рыночной экономики, резко возросших рисков смены и даже потери рабочего места определение объемов социальных выплат в зависимости от понятия непрерывности трудового стажа стало очевидно несправедливым.

Предоставление пособия по временной нетрудоспособности регулировалось Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 № 13−6 с изменениями и дополнениями от 15.04.94. В целом прогрессивные для своего времени нормы этого Постановления, к настоящему моменту в большинстве своем устарели. В них отсутствовали правила, регулирующие право на пособие и учитывающие особенности исчисления и выплаты пособий многих категорий трудящихся, самостоятельно обеспечивающих себя работой; правила исчисления пособий были ориентированы на государственное нормирование заработной платы и не пригодны к использованию в условиях рыночной экономики.

Указанные обстоятельства объективно требовали необходимость кардинальной реформы правового регулирования пособий по временной нетрудоспособности, наконец, с 1 января 2007 года вступил в действие Закон № 255-ФЗ, в которым установлены новые правила расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, определяющие условия, размеры и порядок обеспечения пособиями. Если ранее размер пособия по временной нетрудоспособности зависел от непрерывного трудового стажа работы, то, начиная с 2007 года, размер пособия зависит от страхового стажа работы, под которым понимается время застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию.

Общий страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых за него уплачивались страховые взносы в фонд социального страхования РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона № 255, 6 февраля 2007 года Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ, были утверждены правила подсчета и подтверждения страхового стажа (далееПравила), в которых устанавливаются порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе определяют документы, подтверждающие страховой стаж.

В соответствии с пунктом 2 этих Правил в страховой стаж включаются:

а) периоды работы по трудовому договору;

б) периоды государственной гражданской или муниципальной службы;

в) периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе:

— периоды деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды, периоды деятельности физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (занимающихся частной практикой нотариусов, частных детективов, частных охранников, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члена крестьянского (фермерского) хозяйства, родовой, семейной общины малочисленных народов Севера до 1 января 2001 года и после 1 января 2003 года, за которые уплачены платежи на социальное страхование;

— периоды деятельности в качестве адвоката до 1 января 2001 года, а также периоды указанной деятельности, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2003 года;

— периоды работы члена колхоза, члена производственного кооператива, принимающего личное трудовое участие в его деятельности, до 1 января 2001 года, а также периоды указанной работы, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2001 года;

— периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

— периоды деятельности в качестве священнослужителя, за которые уплачены платежи на социальное страхование;

— периоды привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы, при условии выполнения им установленного графика работы, после 1 ноября 2001 года.

3. Под платежами на социальное страхование в целях настоящих Правил понимаются:

а) за период до 1 января 1991 года — взносы на государственное социальное страхование;

б) за период с 1 января 1991 года по 31 декабря 2000 года — страховые взносы в ФСС РФ;

в) за период после 1 января 2001 года — налоги, зачисляемые в ФСС РФ (единый социальный налог, единый налог, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог);

г) за период после 1 января 2003 года — страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые адвокатами, индивидуальными предпринимателями, в том числе членами крестьянских (фермерских) хозяйств, физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера в соответствии с Законом 190-ФЗ.

4. Уплата платежей на социальное страхование за периоды соответствующей деятельности, указанные в подпункте «в» п. 2 настоящих Правил, подтверждается следующими документами:

а) взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года — документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

б) страховых взносов в ФСС РФ за период с 1 января 1991 года по 31 декабря 2000 года — документами территориальных органов ФСС РФ;

в) налогов, зачисляемых в ФСС РФ, за период после 1 января 2001 года — документами колхоза, производственного кооператива, религиозной или иной организации (физического лица) об уплате за застрахованное лицо указанных налогов;

г) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом № 190-ФЗ за период после 1 января 2003 года — документами территориальных органов ФСС РФ.

5. В случаях, когда пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее — пособие) назначается и выплачивается застрахованному лицу территориальным органом ФСС РФ, документы, указанные в подпунктах «б» и «г» п. 4 Правил, застрахованным лицом не представляются.

Если у территориального органа ФСС РФ, осуществляющего назначение и выплату пособия, отсутствуют сведения об уплате платежей на социальное страхование за соответствующие периоды деятельности застрахованного лица в связи с тем, что их уплата производилась на счет другого территориального органа ФСС РФ, указанные сведения (документы, подтверждающие уплату платежей на социальное страхование) запрашиваются территориальным органом ФСС РФ, осуществляющим назначение и выплату пособия, непосредственно у этого территориального органа ФСС РФ.

Страховой стаж определяется при назначении пособия работодателем, а в случаях, предусмотренных Законом № 255-ФЗ, территориальным органом ФСС РФ на день наступления соответствующего страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам).

Документы, подтверждающие периоды работы (службы, деятельности), включаемые в страховой стаж, перечислены в пунктах 8−20 Правил.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, является трудовая книжка установленного образца (далее — трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

Периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие) за время до заключения трудовых договоров подтверждаются договором между работодателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом работодателя об уплате за период этой работы платежей на социальное страхование.

Периоды деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды подтверждаются:

а) за период до 1 января 1991 года — документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате платежей на социальное страхование;

б) за период с 1 января 1991 года по 31 декабря 2000 года, а также за период после 1 января 2003 года — документом территориального органа ФСС РФ об уплате платежей на социальное страхование.

Периоды деятельности в качестве члена крестьянского (фермерского) хозяйства за периоды до 1 января 2001 года и после 1 января 2003 года подтверждаются документом территориального органа ФСС РФ об уплате платежей на социальное страхование.

Периоды деятельности в качестве члена родовой, семейной общины малочисленных народов Севера за периоды до 1 января 2001 года и после 1 января 2003 года подтверждаются документом соответствующей общины о периоде этой деятельности и документом территориального органа ФСС РФ об уплате платежей на социальное страхование.

Периоды деятельности физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (занимающихся частной практикой нотариусов, частных детективов, частных охранников, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), за периоды до 1 января 2001 года и после 1 января 2003 года подтверждаются документом территориального органа ФСС РФ об уплате платежей на социальное страхование.

Периоды деятельности в качестве адвоката подтверждаются за период до 1 января 2001 года трудовой книжкой, а за период после 1 января 2003 года — документом территориального органа ФСС РФ об уплате платежей на социальное страхование.

Периоды работы члена колхоза, члена производственного кооператива, принимающего личное трудовое участие в его деятельности, подтверждаются за период до 1 января 2001 года трудовой книжкой (трудовой книжкой колхозника), а за период после 1 января 2001 года — трудовой книжкой (трудовой книжкой колхозника) и документом колхоза, производственного кооператива об уплате платежей на социальное страхование.

Периоды деятельности в качестве священнослужителя подтверждаются трудовой книжкой и документом религиозной организации об уплате платежей на социальное страхование.

Периоды привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы, в течение которых им выполнялся установленный график работы, после 1 ноября 2001 года подтверждаются трудовой книжкой и документами учреждения, исполняющего наказание.

Документы, подтверждающие периоды работы (службы, деятельности), включаемые в страховой стаж, представляются застрахованным лицом по месту назначения и выплаты пособия (работодателю либо территориальному органу ФСС РФ).

Порядок подсчета страхового стажа определен в п.п. 21 -27 Правил.

Исчисление периодов работы (службы, деятельности) производится в календарном порядке из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

В случае совпадения по времени периодов работы (службы, деятельности), включаемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица, подтвержденный заявлением, в котором указывается выбранный для включения в страховой стаж период.

Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы (службы, деятельности), включаемых в страховой стаж, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи.

Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.

Если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа данному гражданину устанавливается на основании свидетельства о браке, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке.

В случае если в представленном документе о периодах работы (службы, деятельности) указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым является 15 число соответствующего месяца.

2.2 Средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности

Составными частями формулы определения размера пособия являются: процентное отношение пособия к среднему индивидуальному заработку застрахованного; минимальный и максимальный размеры пособия; состав заработка, принимаемого во внимание при расчете пособия, а также период, за который он берется.

Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере (п. 1 статьи 7 Закона № 255-ФЗ):

— застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, — 100% среднего заработка;

— застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, — 80% среднего заработка;

— застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, — 60% среднего заработка.

Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам в размере 60% среднего заработка в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию.

Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком выплачивается:

— при амбулаторном лечении ребенка — за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, за последующие дни в размере 50% среднего заработка;

— при стационарном лечении ребенка — в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица.

Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи при его амбулаторном лечении, за исключением случаев ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет, выплачивается в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа.

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Согласно п. 5 ст. 7 Закона № 255-ФЗ размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный Федеральным законом № 234-ФЗ «О бюджете ФСС РФ на 2007 год» .

Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц в соответствии со ст. 13 Закона № 255-ФЗ не могут превышать 16 125 рублей.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих районных коэффициентов.

В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать указанный максимальный размер указанного пособия по каждому месту работы.

Порядок расчета размера пособия и сроки его назначения и выплаты установлен в ст. 14 Закона № 255-ФЗ, особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются выше названном Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375.

Пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности. В заработок включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС. К указанным выплатам относятся:

а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;

б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;

в) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;

г) заработная плата, выданная в неденежной форме;

д) денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации;

е) начисленный в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;

ж) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки;

з) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;

и) повышенная оплата труда, связанная с особыми условиями труда (в местностях с особыми климатическими условиями, на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда), повышенная оплата труда за работу в ночное время, оплата работы в выходные и праздничные дни, сверхурочной работы;

к) премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;

л) другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат (п. 2 Постановления № 375).

В заработок, исходя из которого исчисляются пособия застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (адвокаты, индивидуальные предприниматели, в том числе члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (занимающиеся частной практикой нотариусы, частные детективы, частные охранники, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера), включаются полученные ими доходы, с которых уплачены страховые взносы в ФСС РФ, в соответствии с Законом № 190-ФЗ.

При определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия из расчетного периода исключаются следующие периоды, а также начисленные за эти периоды суммы:

а) период сохранения за работником среднего заработка в соответствии с законодательством РФ (за исключением случая, когда при наступлении временной нетрудоспособности у беременных женщин или предоставлении им отпуска по беременности и родам в период выполнения ими более легкой работы с сохранением среднего заработка по прежнему месту работы в средний заработок для исчисления пособия включается средний заработок, сохраняемый на время перевода на такую работу.);

б) период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

в) период простоя по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

г) период, в течение которого работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

д) дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами;

е) другие периоды, когда работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ;

ж) период, в течение которого работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством РФ (п. 8 Постановления № 375).

При определении среднего заработка для исчисления пособия застрахованному лицу, добровольно вступившему в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, из расчетного периода исключаются периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком и начисленные за эти периоды суммы пособий (п. 9 Постановления № 375).

В случае если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка или этот период состоял из периодов, исключаемых из расчетного периода, средний заработок определяется исходя из суммы заработка, полученного в месяце наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам.

В случае если застрахованное лицо в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения). Застрахованным лицам, которым не установлены тарифная ставка, должностной оклад или денежное содержание (вознаграждение), за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, средний заработок определяется исходя МРОТ.

Во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок, который определяется путем деления суммы начисленного заработка за период на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата (п. 3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

При исчислении пособия по временной нетрудоспособности из числа календарных дней, за которые оно выплачивается, исключаются календарные дни, приходящиеся на следующие периоды:

а) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты труда в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;

б) период отстранения от работы в соответствии с законодательством РФ, если за этот период не начисляется заработная плата;

в) период заключения под стражу или административного ареста;

г) период проведения судебно-медицинской экспертизы (п. 17 Постановления № 375).

Размер дневного пособия исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку (п. 4 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Размер пособия по временной нетрудоспособности, определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности (п. 5 ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

В случае если исчисленное пособие превышает максимальный размер пособия, установленный федеральным законом о бюджете ФСС РФ на соответствующий год, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, — максимальный размер пособия с учетом указанных коэффициентов, пособие выплачивается исходя из максимального размера, установленного этим федеральным законом (в установленных случаях — с учетом районных коэффициентов). В этом случае размер дневного пособия определяется путем деления соответствующего максимального размера пособия (в установленных случаях — с учетом районных коэффициентов) за полный календарный месяц на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится временная нетрудоспособность, а размер пособия, подлежащего выплате, исчисляется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце (п. 19 Постановления № 375).

В случае если исчисленное пособие в расчете за полный календарный месяц превышает МРОТ (в установленных случаях — с учетом районных коэффициентов), размер дневного пособия определяется путем деления МРОТ (в установленных случаях — с учетом районных коэффициентов) на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится временная нетрудоспособность, а размер пособия, подлежащего выплате, исчисляется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце (п. 20 Постановления № 375).

Основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности, предусмотрены в части 1 статьи 8 Закона № 255-ФЗ:

1) нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;

2) неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;

3) заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.

При наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 рассматриваемой статьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленного федеральным законом:

1) при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 рассматриваемой статьи, — со дня, когда было допущено нарушение;

2) при наличии оснований, указанных в пункте 3 части 1 рассматриваемой статьи, — за весь период нетрудоспособности.

В этих случаях, если исчисленное пособие по временной нетрудоспособности за период со дня, когда было допущено нарушение, либо за весь период нетрудоспособности в расчете за полный календарный месяц превышает МРОТ, размер дневного пособия определяется путем деления МРОТ на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится соответствующий период временной нетрудоспособности, а размер пособия, подлежащего выплате, исчисляется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на соответствующий период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце (п. 22 Постановления № 375).

Работодатель назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Назначенное, но не полученное застрахованным лицом своевременно пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ним. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине работодателя или территориального органа ФСС РФ, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Суммы пособий по временной нетрудоспособности, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20 процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке (п. 4 статьи 15 Закона № 255-ФЗ)

Начисленные суммы пособий по временной нетрудоспособности, не полученные в связи со смертью застрахованного лица, выплачиваются в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Необходимо отметить, что определенной спецификой обладают правила расчета больничных при применении индивидуальными предпринимателями специальных налоговых режимов — упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход. В Законе N 190-ФЗ установлен специальный порядок финансирования расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности гражданам, работающим в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы. По данному вопросу было принято совместное Постановление Минтруда и ФСС России от 18 апреля 2003 г. N 20/43 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, указанных в Федеральном законе «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» «, зарегистрированное Минюстом России 19 мая 2003 г. N 4569.

В указанных нормативно-правовых актах даны следующие разъяснения.

1. Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является больничный лист. Размер пособия определяется на основе размера дневного пособия и количества дней болезни. Кроме того, при исчислении пособия по временной нетрудоспособности также необходимо учитывать трудовой стаж. При стаже 8 лет и более выплачивается 100% заработка, от 5 до 8 лет — 80%, до 5 лет — 60%.

2. Оплата первых двух дней временной нетрудоспособности вследствие общего заболевания или травмы осуществляется за счет средств работодателя, а с третьего дня нетрудоспособности — за счет средств ФСС РФ.

3. Предприниматели, не уплачивающие добровольные страховые взносы, выплачивают пособия по временной нетрудоспособности в отношении своих работников (за исключением пособия в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием) в сумме, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда. При этом пособие в сумме одного МРОТ полагается за полный месяц временной нетрудоспособности. Если же нетрудоспособность длится менее полного календарного месяца, то сумма больничных, выплачиваемых за счет средств соцстраха, определяется следующим образом. МРОТ делится на количество рабочих дней (часов) в месяце нетрудоспособности и умножается на количество дней (часов) болезни в данном месяце. Сумма пособия не увеличивается на районные коэффициенты. Поэтому индивидуальные предприниматели, работающие в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, также исчисляют сумму пособия исходя из величины МРОТ.

Например, в октябре 2007 г. работник организации, применяющей упрощенную систему налогообложения и не уплачивающей добровольные страховые взносы в соцстрах, находился на больничном 7 рабочих дней. В октябре — 22 рабочих дня. Значит, за период нетрудоспособности работнику за счет средств ФСС РФ будут начислены больничные в сумме 731,81 руб. (2300 руб.: 22 дн. x 7 дн.).

Таким образом, часть суммы пособия в пределах одной минимальной зарплаты за полный месяц выплачивается за счет средств ФСС РФ, а оставшаяся часть суммы пособия по временной нетрудоспособности, т. е. превышающая один МРОТ, выплачивается за счет средств работодателя.

Индивидуальные предприниматели, добровольно уплачивающие страховые взносы в ФСС РФ, приобретают право на получение пособия по обязательному страхованию только при условии уплаты ими страховых взносов в течение шести месяцев. Выплата должна производиться только при наличии подтверждающих страховой случай документов. В данном случае пособие по временной нетрудоспособности выплачивается полностью за счет ФСС РФ.

Заключение

Рассмотренный в настоящей работе перечень вопросов, касающихся правового регулирования назначения, исчисления, определения размера и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, позволяет сформулировать следующие выводы.

Пособие по временной нетрудоспособности — это страховая денежная выплата, назначаемая в случае временной нетрудоспособности, вызванной болезнью или иными, признаваемыми законом социальнозначимыми обстоятельствами, застрахованным лицам, освобожденным от выполняемой ими работы, с целью компенсации утраченного заработка из средств социального страхования работодателем или органами Фонда социального страхования.

Гарантия по выплате пособия по временной нетрудоспособности реализуется через систему обязательного социального страхования на основании целого ряда Федеральных законов.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ установлены новые правила расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, определяющие условия, размеры и порядок обеспечения пособиями. Закон вступил в силу с 1 января 2007 года и применяется по страховым случаям, наступившим после этой даты.

Российское законодательство расширило круг застрахованных лиц, включив в него отдельные новые категории работающих граждан (в том числе членов крестьянских (фермерских) хозяйств, лиц, осужденных на лишение свободы и привлекаемых к труду). Право добровольного присоединения к государственной системе обязательного страхования предоставлено таким новым категориям самостоятельно занятых лиц, как частные детективы, частные охранники и занимающиеся частной практикой нотариусы.

В России сложилась развитая система обеспечения работающих пособием по временной нетрудоспособности — предусмотрены пять оснований для этого: пособие по временной нетрудоспособности выплачивается при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности; при санаторно-курортном лечении; при болезни члена семьи и в случае необходимости ухода за ним; при карантине; при протезировании с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия.

Основанием для назначения пособия является листок нетрудоспособности, выданный медицинским учреждением. Листок временной нетрудоспособности выдается лицам, состоящим в трудовых отношениях, независимо от их гражданства, а также независимо от формы собственности или организационно-правовой форы юридического лица, являющегося работодателем.

По общему правилу пособие выдается, если нетрудоспособность наступила в период работы. В отдельных случаях оно предоставляется при утрате трудоспособности до фактического начала работы и после увольнения.

Согласно Закону № 255-ФЗ с 1 января 2007 г. размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности общего страхового стажа, а не от непрерывного, как прежде. В страховой стаж включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Составными частями формулы определения размера пособия являются: процентное отношение пособия к среднему индивидуальному заработку застрахованного; минимальный и максимальный размеры пособия; состав заработка, принимаемого во внимание при расчете пособия, а также период, за который он берется

Пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. В заработок включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС РФ.

Средний дневной заработок для исчисления пособий определяется путем деления суммы начисленного заработка за период на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата. Размер дневного пособия исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку.

Размер пособия определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

Работодатель назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Для пособий по временной нетрудоспособности, установлен лимит: их размер не может превышать максимальных размеров пособия по временной нетрудоспособности установленных федеральным законом о бюджете ФСС России на очередной финансовый год (на 2007 г. — 16 125 руб.). Если гражданин работает у нескольких работодателей, размер пособия не может превышать указанный максимум по каждому месту работы. В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты по заработной плате, максимальный размер пособия определяется с учетом этих коэффициентов.

Кроме того, парламентарии сохранили положение о выплате за счет средств работодателя пособия по временной нетрудоспособности за первые два дня нетрудоспособности. За остальной период, начиная с третьего дня временной нетрудоспособности, выплаты осуществляются за счет средств ФСС РФ.

Список использованных источников

Нормативные акты

1. Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ (ред. от 22.06.2007) «О внесении изменений в федеральный закон „О минимальном размере оплаты труда“ и другие законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 04.04.2007) // Собрание законодательства РФ.- 2007. — № 17. -Ст. 1930

2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальном страхованию» (принят ГД ФС РФ 20.12.2006) // Собрание законодательства РФ.- 2007. № 1 (1 ч.).- Ст. 18

3. Федеральный закон от 19.12.2006 № 234-ФЗ (с изм. от 22.03.2007) «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» // Собрание законодательства РФ.- 2006. № 52 (1 ч.).-Ст. 5500

4. Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» // Собрание законодательства РФ.- 2003. N 1- ст. 5

5. Федеральный закон от 16.07. 1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ.- 1999. № 29. -Ст. 3686

6. Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальном страхованию» // Собрание законодательства РФ. -2007. -№ 25. -Ст. 3042

7. Постановление СМ СССР от 13 апреля 1973 г. № 252 «Об утверждении Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию» (с последующими измен. и допол.)//СП СССР. -1973. -№ 10. -Ст. 51 (утратило силу).

8. Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 № 13−6 с изменениями и дополнениями от 15.04.94 // Социальная защита.- 1995. -№ 4. (утратило силу)

9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.02.2007 № 91 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» // Российская газета от 22 марта 2007 № 58

10. Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 02−18/07−132 «О пособиях по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальном страхованию» «// Здравоохранение.- 2007.-№ 8

11. Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 13 марта 2007 г. № 02−13/07−1795 // Финансовая газета. от 08.05.2007. № 19

12. Письмо Фонда социального страхования РФ от 25 октября 2002 г. № 02−18/05−7418 //Охрана труда и социальное страхование. -2003. № 3.

13. Афанасьева Н. Порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Электронный ресурс http://subschet.ru/clients/subschet.nsf/docs/DD8D47885EA59242C32572A1005E0158.html

14. Батыгин К. С., Симоненко Г. С. Пособия по государственному социальному страхованию. М.: Юрид. лит., 1978.

15. Батяев А. А. Комментарий к Федеральному закону от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (постатейный)-Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006

16. Виноградова З. Д. Размер пособия по временной нетрудоспособности и основания его дифференциации//Трудовое право.- 2006; № 4

17. Виноградова З. Д. Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности //Трудовое право.- 2006.-N 3

18. Глотова Ж. А. Порядок назначения пособия по временной нетрудоспособности //Налоги (газета), — 2006. -№ 38

19. Глотова Ж. А. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность, и порядок их выдачи//" Налоги" (газета), — 2006. № 37

20. Гусева Т. А., Ларина Н. В. Индивидуальный предприниматель: от регистрации до прекращения деятельности (издание второе, стереотипное) — ЗАО Юстицинформ, 2005; [Электронный ресурс]. Консультант Плюс

21. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учебник. -М * Издательство БЕК, 2001. (электронный ресурс)

22. Козлова Т. А. Правовое регулирование назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности//Трудовое право. -2006. №№ 1, 2

23. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. А. М. Куренной, С. П. Маврин, Е.Б. Хохлов-Юристъ, 2005

24. Мачульская Е. Е. Горбачева Ж. А Понятие и виды пособия по временной нетрудоспособности /Право социального обеспечения. 3-е изд-еМосква · Книжный мир · 2001 -Всероссийская виртуальная энциклопедия (portalus.ru)

25. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. В 2-х томах. Т.1. /Под ред. Ю. Д. Арбатской. М.: Медицина, 1981.

26. Советское право социального обеспечения. /Под ред. А. Д. Зайкина. М: Юрид. лит., 1982.

27. Смирнова Н. Л. Пособия по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по праву социального обеспечения современной России. Дис. … канд. юрид. НаукВладивосток. 2002. — 222 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой