Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рынок ценных бумаг: проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под вторичным рынком ценных бумаг понимаются отношения, складывающиеся при обращении ранее выпущенных и размещенных на первичном рынке ценных бумаг. Основу вторичного рынка ценных бумаг составляют операции, оформляющие перераспределение собственности, спекулятивные и страховые операции. Вторичный рынок ценных бумаг обеспечивает перелив капиталов в наиболее эффективные сферы деятельности… Читать ещё >

Рынок ценных бумаг: проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Рынок ценных бумаг: проблемы и перспективы развития в Республике Беларусь

МИНСК 2014

Содержание

1. Роль рынка ценных бумаг в экономике

1.1 Понятие и роль рынка ценных бумаг

1.2 Задачи и функции рынка ценных бумаг

1.3 Первичный и вторичный рынок ценных бумаг

1.4 Понятие и сущность ценных бумаг, их виды

2. Механизм функционирования рынка ценных бумаг

2.1 Структура рынка ценных бумаг и его участники

2.2 Регулирование рынка ценных бумаг

3. Становление рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

2.3 Возникновение рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

2.4 Текущее состояние рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

2.5 Пути совершенствования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь Заключение Список использованных источников

Введение

Рынок ценных бумаг играет в рыночной экономике весьма значимую роль. Являясь составной частью финансового рынка, на котором происходит перераспределение свободных капиталов, рынок ценных бумаг позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами, предоставляет механизмы для реконструирования формы и структуры собственности. Рынок ценных бумаг, используя специфическую систему посредников, формирует механизм для привлечения в экономику инвестиций, выстраивая взаимоотношения между теми, кто испытывает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, и теми, кто хочет инвестировать избыточный доход.

Развитие рынка государственных ценных бумаг необходимо для решения макроэкономических задач, которые актуальны для всех стран и прежде всего для стран с переходной экономикой. Опыт экономически развитых стран показывает, что, выпуская ценные бумаги, правительство вступает в конкуренцию за внутренние ресурсы, причем стоимость заимствования определяется рыночной конъюнктурой. Развивая безынфляционные источники финансирования бюджета, правительство тем самым улучшает перспективы макроэкономической стабилизации, стимулирует развитие финансового сектора и эффективное распределение кредитных ресурсов и в какой-то степени повышает уровень своей собственной кредитоспособности, открывая тем самым доступ международным инвесторам на более позднем этапе. На сегодняшний день неотъемлемой составляющей развития экономики Республики Беларусь является становление рынка ценных бумаг. Это обусловлено, с одной стороны, внедрением в экономические отношения акционерного капитала, а с другой — применением различных механизмов фондового рынка в целях мобилизации свободных средств юридических и физических лиц и перераспределения их в сферы, наиболее эффективные и нуждающиеся в дополнительном финансировании.

Целью данной курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг и определение его функций и роли в экономике, а так же в изучении механизма функционирования и процесса становление рынка ценных бумаг Республики Беларусь.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

· выявить сущность рынка ценных бумаг, его задачи и функции;

· рассмотреть виды и типы ценных бумаг;

· исследовать основные теоретические аспекты организации рынка ценных бумаг;

· определить особенности становления и развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь, его основные проблемы;

· указать перспективы и направления совершенствования рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели была проанализирована учебная и общеэкономическая литература. Основными источниками данной работы являются учебные пособия следующих авторов: Д. Ю. Бусыгин, В. А. Галанов, В. М. Аскинадзи, О. В. Ломтатидзе и других авторов, а так же информация из годового отчета Национального банка Республики Беларусь. Необходимо отметить, что указанные вопросы детально освещены в экономической периодике. Был проанализирован ряд статей белорусских и российских авторов. Также была использована информация из некоторых электронных источников. В качестве основных литературных источников в работе использовались учебные, научные и периодические издания, электронные ресурсы.

1. Роль рынка ценных бумаг в экономике

1.1 Понятие и роль рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг — это важнейший рыночный перераспределительный механизм финансовых ресурсов, денежных накоплений между субъектами хозяйствования, государством и населением. Рынок ценных бумаг представляет собой сферу реализации экономических отношений, выражаемых финансовым капиталом, и является частью финансового рынка, на котором капиталы аккумулируются, а затем инвестируются в реальный сектор экономики.

В составе экономики взаимодействуют три вида рынков:

1. финансовый рынок;

2. рынок труда;

3. рынок товаров и услуг.

Эти рынки создают единый механизм экономики и взаимодействуют друг с другом.

Финансовый рынок в общем виде представляет собой совокупность экономических отношений по поводу обращения, распределения и перераспределения свободных денежных ресурсов в стране. Основное назначение финансового рынка — облегчить движение денежных фондов между теми субъектами рынка, которые располагают избыточными финансовыми средствами и теми, кто нуждается в денежных средствах для решения инвестиционных задач. [1, с. 5]

Главным образом на финансовом рынке изыскиваются средства для развития сферы производства и услуг.

Посредством рынка ценных бумаг, появляется возможность получения средств и вовлечение их в инвестиционную среду, без инфляционной эмиссии денежных знаков и кредита Национального банка.

Кроме того посредством выпуска некоторых видов ценных бумаг появляется возможность колоссальной экономии денег в обращении.

Рынок ценных бумаг будет выполнять стоящие перед ним задачи постоянного поддержания экономического роста только в том случае, если существует полная свобода передвижения таких инвестиций. Такая свобода называется ликвидностью. Ликвидность может существовать только при условии наличия такого числа покупателей и продавцов, которое будет достаточным для того, чтобы удовлетворять требованиям спроса и предложения, также необходимы торговые системы, которые позволяли бы покупателям и продавцам находить друг друга относительно легко. Следовательно, рынок ценных бумаг должен обеспечивать точность, правильность и содержательность предоставляемой информации.

Важная роль рынка ценных бумаг проявляется в следующем: перелив ресурсов из одних отраслей экономики в другие; распределение и перераспределение собственного капитала предприятия между отраслями; выполнение информационной функции, т. е. с необычайной быстротой сообщает о движении индивидуальных капиталов; позволяет Центральному Банку регулировать денежное обращение страны.

1.2 Задачи и функции рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг — это сфера экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг. Его цель состоит в аккумулировании финансовых ресурсов и обеспечении возможности их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т. е. осуществление посредничества в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Задачами рынка ценных бумаг являются:

· мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций;

· формирование рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам;

· развитие вторичного рынка;

· активизация маркетинговых исследований;

· трансформация отношений собственности;

· совершенствование рыночного механизма и системы управления;

· обеспечение реального контроля над фондовым капиталом на основе государственного регулирования;

· уменьшение инвестиционного риска;

· развитие ценообразования;

· прогнозирование перспективных направлений развития экономики.

Сущность рынка ценных бумаг проявляется через его функции, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков. [7, с. 6]

Общерыночные функции:

1. Коммерческая: участники рынка ценных бумаг стремятся получить прибыль от совершения сделок с ценными бумагами. Например, получение прибыли от инвестиций. Инвестиции в акции являются вложением денег в финансовые активы с целью получения дохода — дополнительных денег. Получение такого дохода и есть цель, которую преследует инвестор, осуществляя инвестиции на фондовом рынке.

2. Ценовая: на рынке ценных бумаг под воздействием спроса на ценные бумаги и их предложения формируются рыночные цены финансовых инструментов. Например, котировка ценной бумаги — это механизм выявления цены, ее фиксация и публикация в биржевых бюллетенях. Магическое появление цены в процессе биржевого торга, результат взаимодействия зарегистрированных торговцев, а биржа лишь ее выявляет, объективно способствуя ее формированию.

3. Информационная: с помощью рынка ценных бумаг его участники получают необходимые сведения о торгуемых ценных бумагах, о событиях, оказывающих воздействие на цены финансовых средств, а также иную полезную информацию.

4. Регулирующая: на рынке ценных бумаг устанавливаются правила выпуска и обращения ценных бумаг, способы обеспечения прав и законных интересов участников сделок, порядок разрешения возникших споров.

Специфические функции:

1. обеспечивает привлечение временно свободных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и средств населения для последующего их инвестирования в производство, сферу услуг и т. д., способствует объединению капиталов путем акционирования, а также выпуска долговых ценных бумаг (облигаций, векселей, депозитных сертификатов);

2. через рынок ценных бумаг осуществляется перераспределение денежных средств, финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования, отраслями экономики, движение капитала из малоэффективных отраслей и предприятий в более эффективные.

3. рынок ценных бумаг служит одним из регуляторов денежного обращения и кредитных отношений. Наличие развитого рынка ценных бумаг оказывает сдерживающее влияние на инфляционные процессы путем связывания части свободных денежных средств потребителей, а также снижает потребность финансирования экономики за счет кредита;

4. государство путем выпуска различных видов государственных ценных бумаг осуществляет покрытие дефицита госбюджета неинфляционными средствами (без денежной и кредитной эмиссии);

5. рынок ценных бумаг обеспечивает страхование (хеджирование) финансовых рисков, рисков инвестирования. Эта функция реализуется через производные ценные бумаги (опционы, фьючерсы и другие, называемые фиктивным капиталом второго порядка) и позволяет превратить некоторые виды рисков в объект купли-продажи;

6. использование инструментов рынка ценных бумаг позволяет более эффективно управлять финансовым состоянием предприятий. Субъекты хозяйствования могут осуществлять привлечение денежных средств путем выпуска ценных бумаг, а также диверсифицировать (разнообразить) свой инвестиционный портфель путем покупки различных ценных бумаг.

Кроме перечисленных функций рынок ценных бумаг выполняет и такие, как стимулирование иностранных инвестиций, упрощение взаиморасчетов, совершенствование системы платежей и т. д. [1, с. 8]

1.3 Первичный и вторичный рынок ценных бумаг

Рынок ценных бумаг — это многосложная структура, поэтому он может быть классифицирован по большому числу признаков, каждый из которых характеризует его с той или иной стороны, или с точки зрения разных отношений, имеющих на нем место.

В обобщенном (сводном) виде классификация рынков ценных бумаг представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1 — Классификация рынков ценных бумаг

Классификационный признак

Виды рынка ценных бумаг

Стадия кругооборота ценных бумаг

Первичный рынок Вторичный рынок

Вид ценных бумаг

Рынок акций Рынок облигаций Рынки других ценных бумаг

Вид эмитента

Рынок государственных ценных бумаг Рынок корпоративных (негосударственных) ценных бумаг

Вид отрасли

Рынок ценных бумаг металлургических компаний Рынок ценных бумаг нефтяных компаний Рынки ценных бумаг других отраслей экономики

Масштабы рынка

Мировой рынок ценных бумаг Национальный рынок ценных бумаг

Степень концентрации рыночных отношений в определенном месте

Биржевой рынок Внебиржевой рынок

Наличие правил торговли

Организованный рынок Неорганизованный рынок

Способ заключения сделки

Публичный рынок Электронный рынок

Вид сделки (договора между участниками рынка)

Кассовый и срочный рынок Инвестиционный и спекулятивный рынок Наличный и долговой (маржинальный) рынок и др.

Примечание — Источник: [3, с. 15, таблица 1.1.]

В данной работе более детально будут рассмотрены первичный и вторичный рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг в общем смысле рассматривается как совокупность двух взаимосвязанных и взаимодополняющих составных структурных элементов: первичного и вторичного рынка ценных бумаг.

Основными критериями их разделения являются время и способ поступления ценных бумаг на рынок, а также функции, которые они выполняют. Первичный рынок означает эмиссию и первоначальное размещение ценных бумаг, в то время как вторичный — организацию их обращения.

Первичный рынок ценных бумаг объединяет конструирование нового выпуска ценных бумаг и их первичное размещение среди инвесторов, то есть приобретение ценных бумаг их первыми владельцами. Первичный рынок охватывает отношения, складывающиеся при выпуске ценных бумаг или при заключении гражданско-правовых сделок, оформляемых ценными бумагами, между эмитентами и первичными инвесторами, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Размещение ценных бумаг на первичном рынке предполагает разработку эмитентами условий выпуска ценных бумаг, обеспечивающих их ликвидность и спрос, а также регистрацию ценных бумаг в соответствующем государственном органе. Развитие первичного рынка ценных бумаг тесно связано с процессами приватизации и разгосударствления, финансирования государственного долга через выпуск ценных бумаг, а также доступностью информации для инвесторов и внебиржевым оборотом ценных бумаг. Выделяют две формы первичного рынка ценных бумаг:

· Частное (закрытое) размещение.

· Публичное (открытое) предложение.

Для частного размещения характерна продажа ценных бумаг ограниченному числу заранее определенных инвесторов. Публичное предложение характеризуется размещением ценных бумаг путем публичного объявления и продажи их неограниченному количеству инвесторов. Соотношение между этими двумя формами первичного рынка зависит от финансовой политики государства в целом, конкретных направлений структурных преобразований в экономике и форм финансирования деятельности субъектов хозяйствования. На практике основными способами размещения ценных бумаг на первичном рынке являются: подписка, аукционы, торги, конкурсы. При этом наиболее распространенными методами продажи являются аукцион и подписка. Аукционный метод размещения предполагает заблаговременный доступ инвесторов к информации, установление цены и продажу ценных бумаг на конкурсной основе. В отличие от аукционов подписка осуществляется по заранее установленной цене.

Под вторичным рынком ценных бумаг понимаются отношения, складывающиеся при обращении ранее выпущенных и размещенных на первичном рынке ценных бумаг. Основу вторичного рынка ценных бумаг составляют операции, оформляющие перераспределение собственности, спекулятивные и страховые операции. Вторичный рынок ценных бумаг обеспечивает перелив капиталов в наиболее эффективные сферы деятельности, стабильность и ликвидность рынка. Наличие развитого вторичного рынка ценных бумаг является условием функционирования первичного рынка ценных бумаг. В странах с рыночной и стабильной экономикой объем оборота ценных бумаг на вторичном рынке значительно превосходит объем их размещения на первичном рынке. При развитом рынке ценных бумаг важнейшее место на вторичном рынке занимает организованный его сегмент — фондовые биржи, которые обеспечивают регулярную торговлю ценными бумагами, их ликвидность, определение цен и т. д. Фондовые биржи представляют институционально организованный биржевой рынок ценных бумаг, на котором обращаются ценные бумаги наиболее высокого качества и действуют профессиональные участники рынка ценных бумаг. Внебиржевой рынок охватывает операции с ценными бумагами, совершаемые вне биржи, и представляют собой компьютеризированные системы торговли ценными бумагами с упрощенными правилами допуска ценных бумаг, участников, технологий торговли. Наиболее известными внебиржевыми системами являются «система автоматической котировки Национальной ассоциации инвестиционных дилеров» (NASDAG) и «Ценные бумаги национального рынка'' (NMS) в США, Канадская система внебиржевой автоматической торговли (СОАТС). Вместе с тем следует отметить, что биржевой и внебиржевой вторичный рынок взаимосвязаны, имеют общий круг инвесторов, посредников, а также тесную взаимозависимость конъюнктуры. [7, с. 10]

Таким образом, можно сделать вывод и выделить отличия вторичного рынка ценных бумаг от первичного: первичный рынок предшествует вторичному, и ценные бумаги не могут появляться на вторичном рынке, минуя первичный. На первичном и вторичном рынках происходят разные по своей сущности процессы. На первичном рынке капиталы инвесторов путем купли-продажи ценных бумаг попадают в руки эмитентов. На вторичном рынке происходит переход ценных бумаг от одних инвесторов к другим, а деньги за проданные ценные бумаги поступают бывшим владельцам ценных бумаг (т.е. операции на вторичном рынке происходят, как правило, без участия эмитента и непосредственно не влияют на положение дел эмитента). [5, с. 64]

1.4 Понятие и сущность ценных бумаг, их виды

Ценная бумага — это свидетельство (доказательство), удостоверяющее право ее владельца требовать выполнения определенных обязательств со стороны экономического субъекта (юридического лица), ее выпустившего.

В соответствии со ст. 143 Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК РБ) ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности [5, ст. 143]. Согласно ст. 144 указанного Кодекса к ценным бумагам относятся: государственные облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. [5, ст. 144]

Из этого определения ценных бумаг можно выделить несколько основных признаков:

· это документ;

· составляется такой документ с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов;

· он удостоверяет имущественные права;

· осуществление или передача имущественных прав возможны только при предъявлении этого документа.

Значение ценной бумаги заключается в следующем:

· она перераспределяет денежные средства (капиталы) между отраслями и сферами экономики, между территориями и странами, между группами и слоями населения, между населением и сферами экономики, между населением и государством и т. п.;

· она предоставляет определенные дополнительные права ее владельцам, помимо права на капитал (право на участие в управлении, соответствующую информацию, первоочередность в определенных ситуациях и т. п.);

· она обеспечивает получение дохода на капитал и (или) возврат самого капитала.

Ценные бумаги играют огромную роль в инвестиционном процессе. С их помощью денежные сбережения физических и юридических лиц превращаются в реальные материальные объекты, оборудование и технологию. Каждый вид ценных бумаг занимает определенное место, выполняет свою специфическую функцию.

Ценные бумаги можно классифицировать по следующим признакам:

1. Срок существования:

· Срочные — ценные бумаги, имеющие определенный срок существования. Могут быть долгосрочные, среднеи краткосрочные.

· Бессрочные — ценные бумаги, не имеющие сроков изъятия из оборота.

2. Национальная принадлежность:

· Отечественные;

· Иностранные.

3. Тип использования:

· Инвестиционные или капитальные вложения — ценные бумаги, являющиеся объектом реального вложения капитала (акции, облигации, фьючерсные контракты и др.).

· Неинвестиционные — ценные бумаги, служащие для обслуживания расчетов за товары или услуги (векселя, чеки, коносаменты).

4. Порядок владения:

· Предъявительские — ценные бумаги, которые не фиксируют имени их владельца; их обращение осуществляется путем передачи от одного лица к другому.

· Именные — ценные бумаги, содержащие имя владельца. Регистрируются в специальном реестре.

· Ордерные — именные ценные бумаги, передаваемые другому лицу путем совершения на них передаточной надписи (индоссамента).

5. Форма выпуска:

· Эмиссионные — ценные бумаги, выпускаемые обычно крупными сериями, в больших количествах, по сериям абсолютно идентичных бумаг (акции, облигации).

· Неэмиссионные — ценные бумаги, выпускаемые небольшими сериями.

6. Форма собственности:

· Государственные;

· Негосударственные — ценные бумаги, которые выпускаются в обращение корпорациями (компаниями, банками, организациями).

Основными видами ценных бумаг в Республике Беларусь являются государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификат (банковские сертификаты), банковская сберегательная книжка на предъявителя, акция, приватизированные ценные бумаги, коносамент, а также другие документы, отнесенные законодательством о ценных бумагах.

Облигация — ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Облигации выпускает государство, предприятия и организации (акционерные общества). Различают краткосрочные (срок погашения до 5 лет), среднесрочные (срок погашения от 6 до 15 лет) и долгосрочные (более 15 лет) облигации. Также они являются менее рискованными ценными бумагами, чем акции, т.к. по облигации в случае неплатежеспособности заемщика его имущество может быть продано в оплату долгов.

Вексель — ордерная ценная бумага, содержащая ничем не обусловленные обязательства указанного в векселе лица выплатить, по наступлении предусмотренного в векселе срока, определенную денежную сумму векселедержателю. Вексель имеет строго установленную законом форму: выписывается на специальном бланке и содержит определенный набор реквизитов. Существует несколько видов векселей: простой вексель (чаще всего применяется при прямом получении денежной ссуды или как коммерческая бумага без специального обеспечения в товарных сделках на срок); переводный вексель — тратта; финансовый вексель (не отражает товарные сделки, а оформляет долговые отношения между банками); казначейский вексель (краткосрочная государственная ценная бумага, выпускаемая государством для покрытия своих расходов); коммерческий вексель, являющийся орудием коммерческого кредита. [12]

Чек — вид ценной бумаги, денежный документ установленной законом формы, содержащий письменное распоряжение владельца текущего, расчетного или другого счета (чекодателя) кредитному учреждению, в котором находится счет, выплатить чекодержателю определенную денежную сумму, указанную в этом документе. Существует несколько видов чеков: предъявительский (выписывается на предъявителя; его передача осуществляется простым вручением); именной, выписывающийся на определенное лицо; чек ордерный — выписывается в пользу определенного лица или по его приказу. По способам платежа различают: чек простой, когда платеж производится наличными; чек расчетный — при его использовании денежная сумма не выплачивается наличными, а переводится со счета на счет. Чек не служит целям финансирования, а используется в системе безналичных расчетов, поэтому предусмотрены краткие сроки предъявления чека. [12]

Банковский сертификат — ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк, и право вкладчика или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему в банке, выдавшем сертификат, или любом филиале (отделении) этого банка.

Банковская сберегательная книжка на предъявителя — сберегательная книжка, по которой право на получение вклада, а также процентов по этому вкладу имеет лицо, предъявившее данную сберегательную книжку.

Акция — ценная бумага, удостоверяющая право владельца на долю собственности акционерного общества при его ликвидации, дающая право ее владельцу на получение части прибыли общества в виде дивиденда (простая акция) или дивиденда в качестве фиксированного процента (привилегированная акция) и на участие в управлении общества (простая акция) либо не дающая такого права (привилегированная акция). [7, c. 28]

Приватизированные ценные бумаги — именные приватизированные чеки, являющиеся государственными именными ценными бумагами, выпущенными на срок, установленный Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, которые свидетельствует о праве их владельцев на долю в приватизированной государственной собственности, и выражают размер этой доли (квоту).

Коносамент — ценная бумага, выдаваемая перевозчиком или его представителем, которая определяет условия договора перевозки, указывает на грузоотправителя; описывает груз, принимаемый к транспортировке способом, позволяющим его идентифицировать, и содержит обязательство передать товар в определенном месте грузоотправителю или лицу, которому будет передан коносамент. Необходимо отметить, что областью применения коносамента в большинстве случаев являются морские перевозки, и соответственно правовой режим данной ценной бумаги в основном установлен законодательством, регулирующим морские перевозки.

Варрант — складское свидетельство, являющееся товарораспорядительным документом, против которого на товарной бирже совершаются сделки и производятся расчеты. Продавец, доставив товары на один из складов биржи, получает варрант, который и передается покупателю против платежа. По варранту покупатель получает товары со склада. Варрант также определяется как право приобретения акций в будущем (после их выпуска) по фиксированной цене. Покупка варранта имеет смысл в том случае, если предполагается увеличение стоимости акций к моменту их выпуска. Торговля варрантами может осуществляться на фондовой бирже. [12]

Кроме того, действующим законодательством выделяется такая специфическая категория ценных бумаг, как производные ценные бумаги, под которыми понимаются ценные бумаги, предоставляющие права и (или) устанавливающие обязанности по покупке или продаже базисного актива (базисный актив — фондовый индекс, ценная бумага, движимое имущество либо стандартизированные услуги, являющиеся предметом купли-продажи посредством производной ценной бумаги).

В свою очередь производные ценные бумаги классифицируются на различные виды. К производным ценным бумагам относятся фьючерсы, опционы и опционы эмитента.

Фьючерс - контракт (соглашение) на покупку (продажу) базисного актива в день, установленный контрактом, по фиксированной цене.

Опцион — контракт (двухстороннее соглашение), по которому одна из сторон приобретает право на покупку (опцион на покупку (колл)) или продажу (опцион на продажу (пут)) определенного базисного актива по фиксированной цене, действующей в течение всего указанного в контракте (соглашении) срока, а другая сторона обязуется обеспечить осуществление этого права.

Опцион эмитента — опцион, базисным активом по которому являются (могут выступать) выкупленные на баланс акции собственного выпуска или зарегистрированные в установленном порядке облигации.

Подведем итог к первому разделу. С помощью рынка ценных бумаг осуществляется перелив ресурсов из одних отраслей экономики в другие; происходит распределение и перераспределение собственного капитала предприятий между отраслями; с необычайной быстротой рынок ценных бумаг сообщает о движении индивидуальных капиталов; позволяет Центральному Банку регулировать денежное обращение страны. Сущность РЦБ проявляется через его функции, которые можно разделить на общерыночные и специфические функции. Выделяют первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Первичный рынок предшествует вторичному, и ценные бумаги не могут появляться на вторичном рынке, минуя первичный. Ценные бумаги являются неизбежным атрибутом всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа. Мировой опыт показывает, что эффективное обращение и погашение ценных бумаг невозможно без нормального функционирования рынка ценных бумаг. Поэтому необходимо остановиться на таком вопросе как механизм функционирования рынка ценных бумаг.

2. Механизм функционирования рынка ценных бумаг

рынок ценный бумага

2.1 Структура рынка ценных бумаг и его участники

Механизм функционирования рынка ценных бумаг — это взаимодействие различных субъектов рынка, связанное с осуществлением фондовых операций. Этот механизм регламентируется действующим законодательством. Он зависит от концепции развития фондового рынка в национальной экономике, финансовой политики государства. Эффективность его работы во многом определяется уровнем развития инфраструктуры рынка ценных бумаг.

Структуру рынка ценных бумаг составляют:

· субъекты (участники) рынка.

· Информационно-правовая структура.

· Ценные бумаги различного вида как рыночный товар.

· Организационно-экономический механизм функционирования рынка.

К участникам рынка ценных бумаг относят юридические и физические лица, которые продают или покупают ценные бумаги, также обслуживают их оборот и осуществляют расчеты по ним, то есть субъекты, вступающие в экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг.

Среди участников рынка ценных бумаг выделяются:

· Эмитенты;

· Инвесторы;

· Фондовые посредники и организации, обслуживающие рынок ценных бумаг;

· Органы государственного регулирования и надзора;

· Саморегулируемые организации.

Эмитенты ценных бумаг — это юридические лица, которые от своего имени выпускают ценные бумаги и обязуются выполнить обязательства, вытекающие из условий выпуска ценных бумаг. В качестве эмитентов могут выступать государство в лице его органов (Министерство финансов, Национальный банк, местные органы власти), а также негосударственные структуры, такие, как акционерные общества, инвестиционные фонды, предприятия, банки, биржи. Эмитенты выступают начальным звеном в движении ценных бумаг, а конечным являются инвесторы, приобретающие ценные бумаги во владение.

Среди инвесторов могут быть индивидуальные (физические лица) и институциональные (государство, корпорации, фонды, банки и т. д.). Различают стратегических и портфельных инвесторов. Стратегические ставят целью инвестирования распределение и перераспределение собственности, расширение сфер своего влияния или деятельности. Целью же портфельных инвесторов является получение дохода по приобретенным ценным бумагам, сохранение, приумножение капитала, диверсификация всего инвестиционного портфеля.

На рынке ценных бумаг действуют и посредники, представляющие интересы, как покупателей, так и продавцов. В качестве посредников выступают профессиональные участники рынка ценных бумаг, занимающиеся брокерской и дилерской деятельностью и деятельностью по управлению портфелями ценных бумаг. Брокерами могут быть физические и юридические лица, которые совершают сделки с ценными бумагами в качестве поверенных или комиссионеров на основе договора. Доход брокера — это комиссионные, взимаемые от суммы сделки. Дилером могут быть физические и юридические лица, совершаемые сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет по заранее объявленным ценам. Доход дилера состоит из разницы цен продажи и покупки ценных бумаг.

К организациям, обслуживающим рынок ценных бумаг, относятся фондовые биржи и внебиржевые организаторы рынка, расчетные центры (расчетно-кредитные организации), депозитарии, регистраторы и т. д.

Центральным звеном на рынке ценных бумаг развитых стран являются фондовые биржи. Формы организации фондовых бирж различны, но все они концентрируют информацию об эмитентах, их финансовом положении и рейтинге ценных бумаг, выступают посредниками между продавцами и покупателями ценных бумаг, создают необходимые условия торговли, определенные гарантии ее участникам, что повышает ликвидность рынка ценных бумаг в целом.

Расчетно-клиринговые организации осуществляют расчетное обслуживание участников организованного рынка ценных бумаг, при этом снижая издержки, уровень рисков, сокращая время расчетов. Участие расчетно-клиринговых организаций обязательно при торговле фьючерсными контрактами и биржевыми опционами. Членами расчетно-клиринговых организаций обычно являются банки, финансовые компании, фондовые и фьючерсные биржи. К этой группе участников рынка ценных бумаг относятся и регистраторы — организации, которые ведут по договору с эмитентом реестр владельцев именных ценных бумаг на конкретную дату. Задачи регистратора — точно и своевременно составлять реестр и предоставлять его эмитенту для выполнения обязательств по выпущенным ценным бумагам. В соответствии с этим списком акционерные общества, например, выплачивают дивиденды и рассылают приглашения на общее собрание акционеров. На рынке ценных бумаг эту функцию могут выполнять и депозитарии, представляющие собой организации, которые оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и учету прав собственности на них, а также расчетам доходов и их начислению по счетам «депо», на которых и учитываются ценные бумаги.

Широкое распространение на рынке ценных бумаг получила деятельность специализированных организаций, которым инвесторы поручают разместить временно свободные денежные средства. К таким организациям относятся инвестиционные фонды, инвестиционные компании и банки. Инвесторы, желающие, чтобы инвестиционный фонд взял на себя управление их активами, должны приобрести его ценные бумаги или заключить с ним контракт. Инвестиционные компании размещают средства вкладчиков в профессионально составленные портфели ценных бумаг, не выпуская своих ценных бумаг. Инвестиционные же банки специализируются на размещении фондовых инструментов на первичном рынке.

На рынке ценных бумаг действуют также и саморегулируемые организации, которые выполняют контрольные, организованные и регулирующие функции на основе добровольного объединения, как правило, профессиональных участников рынка ценных бумаг. Саморегулируемые организации осуществляют подготовку специалистов для работы на рынке ценных бумаг, разработку профессиональных стандартов, защищают интересы своих членов и т. д. Они могут существовать в различных организационных формах (в виде ассоциаций, общественных организаций и т. п.), носить международный характер, или национальный, или региональный. На рынке Республики Беларусь с 1997 г. действует Белорусская фондовая ассоциация, представляющая республиканское общественное объединение. На российском рынке известны ассоциации ПАРТАД и НАУФОР, в США — Национальная ассоциация инвестиционных дилеров (NASD). Кроме организаций, объединяющих профессиональных участников рынка ценных бумаг, свои организации создают также эмитенты, индивидуальные и институциональные инвесторы с целю защиты своих интересов. [8, с. 7]

2.2 Регулирование рынка ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование может быть внешним и внутренним.

Внешнее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Внутреннее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и др. внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и работников.

Различают следующие виды регулирования рынка ценных бумаг:

1. Государственное регулирование.

2. Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг или саморегулирование.

3. Общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.

Регулирование рынка ценных бумаг имеет следующие цели:

· поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий работы для всех его участников;

· защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц и организаций;

· обеспечение свободного и открытого ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

· создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

· в определенных случаях — создание новых рынков, поддержка рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;

· воздействие на рынок с целью достижения общественных целей (увеличения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т. д.).

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

· создание нормативной базы функционирования рынка, т. е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на единую основу;

· отбор профессиональных участников рынка;

· контроль над соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

· систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке (предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка).

Механизм функционирования рынка ценных бумаг — это взаимодействие различных субъектов рынка, связанное с осуществлением фондовых операций. Структура рынка ценных бумаг представлена субъектами рынка, информационно-правовой структурой, ценными бумагами различного вида, организационно-экономическим механизмом функционирования рынка. Вся деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется и регулируется при помощи информационно-правовой инфраструктуры. В ее формировании важнейшая роль отводится государству. Информационно-правовая инфраструктура должна обеспечивать реализацию концепции развития рынка ценных бумаг, создание системы информации о состоянии рынка и ее доступности для всех участников, а также системы защиты инвесторов от потерь. Динамичность рынка ценных бумаг требует, с одной стороны, наличия подвижного и гибкого законодательства, нормативной базы, регулирующих эту сферу экономики, а с другой — достаточно жесткого контроля над финансовой устойчивостью и безопасностью как рынка ценных бумаг в целом, так и его отдельных институтов.

3. Становление рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

3.1 Возникновение рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

Неотъемлемой составляющей развития экономики Республики Беларусь является становление рынка ценных бумаг. Это обусловлено, с одной стороны, внедрением в экономические отношения акционерного капитала, а с другой — применением различных механизмов фондового рынка в целях мобилизации свободных средств юридических и физических лиц и перераспределения их в сферы, наиболее эффективные и нуждающиеся в дополнительном финансировании.

Формирование рынка ценных бумаг Республики Беларусь связано с особыми специфическими условиями его возникновения и развития. Следует особо отметить, что в эпоху социализма рынок ценных бумаг, как и биржевой институт, прекратили своё существование. По сути дела, Беларусь была поставлена в ситуацию, когда ей приходилось создавать совершенно новый для Беларуси сегмент финансового рынка, что при отсутствии практического опыта и законодательной базы было весьма непростым делом.

Годом возникновения рынка ценных бумаг в Беларуси считается 1991. Незадолго до этого 19 июля 1990 г. Совет Министров СССР принял Положение «О ценных бумагах». В соответствии с ним началось образование акционерных обществ на базе разваливающихся союзных министерств. Половина акций образуемых акционерных обществ оставалась в Москве. К середине 1991 г., таким образом, было акционировано уже около десятка предприятий Беларуси.

Однако 26 июня 1991 г. Парламент Республики принял постановление о недействительности проведенной союзными органами приватизации и о переходе предприятий союзного подчинения под юрисдикцию БССР. Началось формирование рынка ценных бумаг и его структуры. В августе 1991 г. началась подписка на акции акционерного общества «Белорусская фондовая биржа». К маю 1992 г. уже около 25 акционерных обществ закончили подписку на свои акции. Начала работу Белорусская фондовая биржа (БФБ), первые торги, на которой состоялись 28 января 1992 г. За период своего существования БФБ разработала собственную нормативную базу, регулирующую вопросы листинга и торговли ценными бумагами на бирже, систему электронных торгов ценными бумагами и фьючерсами. В целом, история функционирования БФБ складывалась довольно сложно. Объемы операций были невелики, что отражалось на возможностях биржи по развитию и совершенствованию инфраструктуры за счет доходов от биржевых сделок. Действие биржи прекратилось, но уже 29 декабря 1998 г. во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 366 «О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг» создано акционерное общество «Белорусская валютно-фондовая биржа». Первые торги на Белорусской валютно-фондовой бирже состоялись 4 января 1999 г.

3.2 Текущее состояние рынка ценных бумаг Республики Беларусь

В соответствии с законодательством Республики Беларусь о ценных бумагах и фондовых биржах перед ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» поставлены задачи по работе с ценными бумагами всех видов за исключением именных приватизационных чеков «Имущество». В соответствии с Уставом, лицензионными полномочиями и иными нормативными документами по рынку ценных бумаг Белорусская валютно-фондовая биржа в своей деятельности на фондовом рынке Республики Беларусь ответственна за организацию, обеспечение и развитие рынков государственных, муниципальных, корпоративных ценных бумаг и векселей в части процедур и механизмов листинга, торговли, депозитарного обслуживания, а также выполнение функций клиринга по биржевым сделкам с ценными бумагами и информационного обслуживания инвесторов.

С 1 января 2008 г. учет всех выпусков ценных бумаг (корпоративных ценных бумаг, ценных бумаг Правительства республики в виде облигаций Министерства финансов, ценных бумаг Национального банка) обеспечивает только РУП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг». Помимо функций центрального депозитария, он обеспечивает и расчеты по итогам биржевых торгов между участниками торгов. Второй уровень депозитарной системы остался неизменным, и специфика отношений депозитариев с центральным депозитарием сохранилась.

В республике создана и инфраструктура рынка ценных бумаг. К основным ее элементам, прежде всего, относятся биржи и депозитарная система. Следует отметить, что первоначально был создан ряд бирж, осуществлявших определенные операции с ценными бумагами: Белорусская фондовая биржа, Белорусская агропромышленная биржа, Межбанковская валютная биржа. Однако в соответствии с Указом Президента от 20 июля 1998 г. № 366 «О совершенствовании системы регулирования рынка ценных бумаг» была реализована концепция монобиржевой системы. В результате на базе государственной «Межбанковской валютной биржи» и ОАО «Белорусская фондовая биржа» образовалось открытое акционерное общество — единая Белорусская валютно-фондовая биржа. [11]

В республике действует единая двухуровневая депозитарная система, в состав которой входят государственное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и депозитарии-корреспонденты. Последние осуществляют ведение реестров порядка 70% от общего числа эмитентов.

Разработаны Единые стандарты ведения учета депозитарных операций. Появилась возможность оперативного анализа состояния фондового рынка и эффективного контроля соблюдения законодательства при заключении сделок. Особое место в депозитарной системе принадлежит Центральному депозитарию Национального банка Республики Беларусь, который осуществляет функцию депозитария по государственным ценным бумагам.

К настоящему времени в Беларуси создана законодательно — правовая база фондового рынка. К числу основных законов, определяющих виды ценных бумаг на рынке Беларуси, положение и взаимоотношения участников рынка ценных бумаг, получение доходов от владения и распоряжения ценными бумагами, порядок их выпуска и обращения и т. д., относятся:

· Гражданский кодекс Республики Беларусь;

· Законы Республики Беларусь:

«Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью»;

«О Национальном банке Республики Беларусь»;

«О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь»;

«Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь»;

«О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»;

«О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь.

Торговать ценными бумагами на БВФБ вправе только члены биржи. Правовой статус членов биржи как исключительных контрагентов биржевых операций купли-продажи ценных бумаг определяется Законом Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах», согласно которому под членом фондовой биржи понимается ее акционер, имеющий лицензию на профдеятельность по ценным бумагам.

В силу универсальности Белорусской валютно-фондовой биржи (торговля валютой, ценными бумагами и их производными) ее взаимодействие со своими членами организовано через Секции. В частности, сделки купли-продажи ценных бумаг на бирже осуществляются в рамках Секции фондового рынка. Для приема в члены Секции юридическое лицо подает на биржу заявление с приложением документов, подтверждающих правоспособность и дееспособность заявителя. После принятия Наблюдательным советом биржи кандидата в члены Секции и заключения договора с биржей член Секции допускается к торгам ценными бумагами и тем самым принимает на себя обязательства по соблюдению внутренних нормативных документов, регламентирующих порядок совершения сделок.

В настоящее время в секторе государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка проводятся аукционы Министерства финансов по размещению государственных ценных бумаг, в рамках вторичного обращения совершаются сделки в режимах «непрерывный двойной аукцион» и «РЕПО», Национальный банк Республики Беларусь проводит простые аукционы РЕПО.

В секторе негосударственных ценных бумаг совершаются сделки с акциями и облигациями субъектов хозяйствования при первичном размещении и вторичном обращении, а также приватизационные сделки. Фонд государственного имущества Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь использует биржевые технологии для организации аукционов по продаже принадлежащих государству акций за иностранную валюту и белорусские рубли, осуществляет реализацию госпакетов акций в режиме «дискретный аукцион» и других доступных режимах торгов.

Участники торгов могут совершать сделки с негосударственными ценными бумагами со следующими условиями расчетов: Т+0 (поставка денег и ценных бумаг в день совершения сделки), Т+n (поставка денег и бумаг в день, определенный участниками в момент совершения сделки), а также сделки, совершаемые на условиях РЕПО.

Суммарный объем торгов по первичному размещению акций за 2013 год составил 53 млрд. рублей (уменьшение по сравнению с 2012 годом в 13,9 раз) или 320 457 акций (за 2012 год суммарный объем торгов по первичному размещению акций составил 739 млрд. рублей или 4 285 451 акция). Количество сделок, заключенных на первичном рынке с акциями в биржевой торговой системе в 2013 году, составило 98 (за 2012 год 873 сделки).

Суммарный объем вторичных торгов акциями за 2013 год составил 510,3 млрд. рублей (уменьшение по сравнению с 2012 годом в 1,5 раза) или 141 795 577 акций (за 2012 год объем составил 753 млрд. рублей или 167 416 461 акция). Количество сделок, заключенных с акциями в биржевой торговой системе в 2013 году, составило 6 959 (за 2012 год 14 717 сделок).

Кроме этого, биржа осуществляет функции по поддержанию индикативных котировок по активам, обращающимся вне торговой площадки, и выступает центральным регистратором информации о сделках с ценными бумагами, совершенных на внебиржевом рынке. [15]

На сегодняшний день более развитым сегментом рынка ценных бумаг Республики Беларусь является рынок государственных ценных бумаг. Рынок государственных ценных бумаг является неотъемлемой частью любой развитой экономической системы. Их выпуск и обращение дают в руки государства мощный инструмент регулирования макроэкономики. Государственные ценные бумаги — это долговые обязательства, эмитентом которых является правительство; органы власти на местах, учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой. Государственные ценные бумаги выпускаются для:

· финансирования текущего бюджетного дефицита;

· погашения ранее размещенных займов;

· обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;

· сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;

· обеспечения коммерческих банков ликвидными коммерческими активами;

· финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

· поддержки социально значимых учреждений и организаций.

Привлекательность рынка государственных ценных бумаг во многом была обусловлена:

· разнообразием сроков обращения (3, 6, 9 месяцев, 1 год и более) предлагаемых Министерством финансов облигаций и условий выплаты дохода по ним;

· внедрением нового вида аукциона — биржевого;

· сохранением положительной реальной доходности государственных облигаций;

· участием нерезидентов;

· активизацией вторичного рынка;

В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг в РБ представлена следующими ценными бумагами:

· краткосрочные государственные облигации (ГКО) со сроком обращения до одного года. Облигации выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь, Министерством финансов с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета;

· долгосрочные государственные облигации (ДГО) со сроком обращения один год и более. Эти облигации также выпускаются Министерством финансов и могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы и услуги), а также могут выступать предметом залоговых обязательств;

· государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) со сроком обращения один год и более. ГДО выпускаются Министерством финансов для покрытия дефицита государственного бюджета;

· краткосрочные обязательства Национального банка (КО) со сроком обращения от двух недель до месяца. Эти облигации предназначены, прежде всего, для привлечения свободных средств населения республики, хранимых в свободно конвертируемой валюте и не размещенных ранее в банках.

Наибольшим спросом у инвесторов — юридических лиц пользуются государственные краткосрочные и государственные долгосрочные облигации, номинированные в национальной валюте — белорусских рублях.

Приобрести ГКО и ГДО можно:

1) на аукционах, которые проводятся на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»;

2) по договору с Министерством финансов.

Приведем немного статистики[16].

За 2013 год количество акционерных обществ уменьшилось по сравнению с 2012 годом на 0,4% и составило 4 681 (рисунок 1), из них:

— количество открытых акционерных обществ увеличилось на 0,8% и составило 2 360;

— количество закрытых акционерных обществ уменьшилось на 1,7% и составило 2 321.

Рисунок 1.

Общая сумма изменения эмиссии акций акционерных обществ за отчетный период по сравнению с 2012 годом уменьшилась на 0,9% и составила 48,6 трлн. рублей.

Структура эмиссии акций акционерных обществ представлена на рисунке 2.

Рисунок 2.

Изменение объема эмиссии акций акционерных обществ в отчетном периоде за счет изменения количества акций по сравнению с прошлым годом увеличилось на 33,5% и составило 21,1 трлн. рублей, за счет изменения номинальной стоимости уменьшилось на 4,5% и составило 24,2 трлн. рублей.

Объем эмиссии акций действующих эмитентов по состоянию на 01.01.2014 увеличился по сравнению с 01.01.2013 на 35,3% и составил 186,1 трлн. рублей или 29,2% к ВВП (рисунок 3), в том числе:

— объем эмиссии акций открытых акционерных обществ увеличился на 37% и составил 168,3 трлн. рублей;

— объем эмиссии акций закрытых акционерных обществ увеличился на 21% и составил 17,8 трлн. рублей.

Рисунок 3.

Принятые меры позволили активизировать процессы самостоятельного привлечения организациями инвестиций и обеспечить существенный рост находящихся в обращении корпоративных ценных бумаг. В результате структура рынка ценных бумаг претерпела значительные изменения, которые выразились в сокращении доли рынка государственных ценных бумаг и соответствующем ее замещении корпоративными ценными бумагами и облигациями местных исполнительных и распорядительных органов.

Общее количество и объем сделок, совершенных профучастниками в разрезе видов ценных бумаг, представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Сводные итоги биржевых торгов ценными бумагами в 2013;2012гг.

Наименование показателя

2013 г.

2012 г.

отношение в % к 2012 г.

Кол-во сделок

(шт.)

Объем сделок, млрд. рублей

Кол-во сделок

(шт.)

Объем сделок, млрд. рублей

Кол-во сделок

Объем сделок

Сделок — всего

42 045

1 042 646,2

69 857

242 473,8

60,2

430,0

в том числе:

акциями

16 074

1 172,5

34 544

4 636,4

46,5

25,3

из них: акциями нерезидентов

2 562

183,7

4 179

249,1

61,3

73,7

облигациями

15 424

1 035 301,1

34 673

237 543,5

44,5

435,8

из них: гос. облигациями

6 473

87 108,5

21 773

128 018,4

29,7

68,0

облигациями Национального банка РБ

9 851,7

77 749,2

7,4

12,7

ОМЗ

3 445,1

3 433,9

195,6

100,3

облигациями юр. лиц

8 110

933 564,9

11 696

26 181,4

69,3

3565,7

облигациями нерезидентов

1 330,9

2 160,6

109,9

61,6

векселями

;

в т.ч. нерезидентов

;

депозитными сертификатами

0,6

58,2

10,0

1,1

производными и прочими ценными бумагами

10 545

6 172,0

235,7

1700,8

2618,9

По сравнению с 2012 годом общее количество сделок с ценными бумагами, совершенных профучастниками, уменьшилось на 39,8%, при этом объем сделок увеличился в 4,3 раза за счет увеличения сделок с облигациями.

Следует отметить существенное уменьшение количества и объема сделок с акциями: количество сделок с акциями уменьшилось на 53,5%, объем сделок уменьшился на 74,7%.

Общее количество сделок с облигациями в 2013 году уменьшилось на 55,5%, а объем сделок увеличился в 4,4 раза. При этом в разрезе видов облигаций:

— количество и объем сделок с государственными облигациями уменьшились соответственно на 70,3% и 32%;

— значительно уменьшились количество и объем сделок с облигациями Национального банка Республики Беларусь соответственно на 92,6% и 87,3%;

— увеличилось количество сделок с облигациями местных займов на 95,6%. При этом объем сделок с облигациями местных займов увеличился на 0,3%;

— уменьшилось количество сделок с облигациями юридических лиц на 30,8%, а объем сделок с облигациями юридических лиц увеличился в 35,7 раз;

— увеличилось количество сделок с облигациями нерезидентов на 9,9%, а объем сделок уменьшился на 38,4%.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

Более развитым сегментом рынка ценных бумаг Республики Беларусь является рынок государственных ценных бумаг. Первичными инвесторами выступают кредитные учреждения (банки), вторичными — кредитные и нефинансовые организации[16].

Государственные ценные бумаги — это долговые обязательства, эмитентом которых является правительство; органы власти на местах, учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.

В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг в РБ представлена следующими ценными бумагами:

· краткосрочные государственные облигации (ГКО);

· долгосрочные государственные облигации (ДГО);

· государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО);

· краткосрочные обязательства Национального банка (КО);

К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка, которая, тем не менее, нуждается в корректировке и совершенствовании. Принятые меры позволили активизировать процессы самостоятельного привлечения организациями инвестиций и обеспечить существенный рост находящихся в обращении корпоративных ценных бумаг. Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих основных сегментов: корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций); государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО); муниципальных ценных бумаг (жилищных облигационных займов); ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов).

3.2 Пути совершенствования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

В целях дальнейшего развития фондового рынка, создания благоприятных условий для инвестирования в экономику республики, активизации процесса самостоятельного привлечения предприятиями инвестиций, Департаментом по ценным бумагам планируется в 2014 году проведение работы по следующим направлениям:

— комплексное регулирование рынка ценных бумаг в соответствии с международными стандартами и современными потребностями рынка;

— актуализация Свода правил корпоративного поведения в целях повышения уровня корпоративной культуры и управления, поддержания стабильной работы акционерных обществ и снижения числа корпоративных конфликтов;

— контроль за соблюдением участниками рынка ценных бумаг норм законодательства о ценных бумагах;

— мониторинг биржевого и внебиржевого рынка ценных бумаг и обеспечение законности совершаемых сделок;

— повышение инвестиционной культуры участников рынка ценных бумаг и финансовой грамотности населения;

— создание условий привлечения организациями республики инвестиций на зарубежных фондовых рынках, включая рынки стран СНГ, ЕврАзЭС и ЕЭП, путем приближения белорусского законодательства о ценных бумагах к принципам, применяемым в мировом финансовом сообществе — международным стандартам и Директивам ЕС[16].

Факторами, препятствующими развитию рынка корпоративных ценных бумаг, являются:

· недостаточная активность процессов приватизации, что не позволяет использовать потенциал рынка акций для трансформации сбережений;

· отсутствие значимых для развития рынка ценных бумаг инфраструктурных институтов, таких как инвестиционные фонды различных типов;

· недостаточное количество обращающихся инструментов и участников, совершающих операции на рынке ценных бумаг, что приводит к низкому уровню ликвидности такого рынка;

· наличие дисбаланса между темпами и объемами развития рынков государственных и корпоративных ценных бумаг и дисбаланса внутри корпоративного сегмента рынка ценных бумаг, проявляющегося в опережающем развитии сегмента банковских ценных бумаг по сравнению с сегментом ценных бумаг организаций, не являющихся банками;

· незаинтересованность организаций республики в самостоятельном публичном привлечении инвестиций с использованием инструментов рынка ценных бумаг;

· низкий уровень прозрачности рынка ценных бумаг, причиной которого является незаинтересованность эмитентов в раскрытии информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности, значимых корпоративных событиях в соответствии с международными стандартами.

· недостаточный уровень защиты прав и законных интересов инвесторов, прежде всего акционеров, обусловленный несоблюдением акционерными обществами признанных в международной практике принципов корпоративного поведения, что также является препятствием для привлечения внутренних и внешних инвестиций (прямых и портфельных);

· отсутствие национальной системы рейтингования эмитентов ценных бумаг, а также практики самостоятельного получения эмитентами (за исключением банков) международных кредитных рейтингов, применения международных стандартов финансовой отчетности и прохождения международного аудита, что является препятствием к выходу организаций республики на международные финансовые рынки и привлечению иностранных прямых и портфельных инвестиций. [10, с18]

Основные направления развития белорусского фондового рынка на среднесрочную перспективу изложены в Программе развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011; 2015 годы, утвержденной совместным постановлением Совмина и Нацбанка от 12 апреля № 482/10. Главная цель программы — создание условий для повышения уровня ликвидности, прозрачности, надежности и эффективности рынка ценных бумаг. Это необходимо для привлечения в экономику внешних и внутренних инвестиций в целях технологического обновления основного капитала, повышения конкурентоспособности, а также дальнейшего устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.

Документ базируется на нескольких основных принципах: сбалансированного развития рынков государственных и корпоративных ценных бумаг, государственной политики, направленной на улучшение условий ведения бизнеса, либерализацию совершения операций на рынке ценных бумаг, повышение уровня защиты прав и законных интересов инвесторов, в том числе иностранных, а также снижение рисков на рынке ценных бумаг.

План мероприятий программы включает 30 позиций. Среди них — совершенствование системы государственного регулирования финансового рынка за счет внедрения в эту систему международных стандартов, создания комплексной системы мониторинга и оценки рисков рынка ценных бумаг, формирования единого органа государственного управления, осуществляющего регулирование объединенных сегментов финансового рынка, при Совете Министров.

Особое внимание в программе уделяется развитию рынка государственных ценных бумаг. Документ, в частности, предусматривает размещение эталонных выпусков государственных ценных бумаг на внутреннем и внешних рынках с учетом потребностей республиканского бюджета, новацию выпусков государственных долгосрочных облигаций, находящихся в портфеле Нацбанка.

Динамично будет развиваться и рынок корпоративных ценных бумаг. Будут утверждены трехлетние планы приватизации объектов, находящихся в государственной собственности, организованы и проведены конкурсы и аукционы по продаже принадлежащих Беларуси акций открытых акционерных обществ. Также будут созданы условия для выпуска, размещения и обращения новых инструментов рынка ценных бумаг, в частности, запланирована подготовка проекта закона «О секьюритизации», а также нормативных правовых актов в его развитие.

Программой предусмотрены также меры по совершенствованию биржевой и депозитарной систем. Для этого будут выполнены мероприятия в рамках Концепции развития расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам на 2010;2015 годы. Будет развиваться система поддержки ликвидности по акциям, допущенным к обращению на биржевом рынке, формироваться корреспондентские отношения с иностранными депозитариями в целях интеграции национальной депозитарной системы в депозитарные системы иностранных государств.

Нововведения ожидают и институциональных участников рынка ценных бумаг. Программой, в частности, предусмотрены создание условий для формирования института коллективных инвестиций, организация работы по созданию фондов банковского управления, развитие новых видов добровольного страхования, ориентированных на страхование рисков, сопутствующих деятельности на рынке ценных бумаг.

Отдельный раздел в новой программе предусматривает меры по совершенствованию налогового законодательства на рынке ценных бумаг. Планируется, освободить от налогообложения эмиссионный доход акционерных обществ, оптимизировать уровень налогообложения доходов, получаемых инвесторами от операций с ценными бумагами, а также сохранить равный уровень налогообложения доходов от операций с государственными и корпоративными облигациями. В отдельных случаях будут освобождены от налогообложения подоходным налогом и налогом на прибыль доходы, полученные в виде дивидендов и от продажи акций. Более совершенной станет система налогообложения операций с производными ценными бумагами.

Принятая программа и разработанный комплекс мероприятий по ее реализации позволяет, с одной стороны, сохранить преемственность в развитии рынка ценных бумаг предыдущих лет, с другой стороны — значительно повысить роль фондового рынка как важнейшего источника привлечения инвестиций в национальную экономику, отметили в пресс-службе.

К 2016 году предусматривается увеличить капитализацию рынка акций к ВВП до 23%, соотношение объема зарегистрированной эмиссии акций к ВВП — до 50,1%. Объем вторичного рынка корпоративных ценных бумаг вырастет до 10,4% к ВВП. Ставится задача приблизиться к значениям аналогичных показателей в других странах, а по некоторым из показателей превысить их. [10]

В целом реализация программы предполагает повышение роли рынка ценных бумаг в эффективном распределении финансовых ресурсов, их аккумуляции для решения приоритетных экономических задач, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования и граждан, развитие приватизации, совершенствование системы налогообложения, развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг и выход на международные рынки капитала.

К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка, которая, тем не менее, нуждается в корректировке и совершенствовании. Принятые меры позволили активизировать процессы самостоятельного привлечения организациями инвестиций и обеспечить существенный рост находящихся в обращении корпоративных ценных бумаг. Однако на сегодняшний день существует еще много факторов, препятствующих развитию рынка корпоративных ценных бумаг. Основные направления развития белорусского фондового рынка на среднесрочную перспективу изложены в Программе развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011; 2015 годы. Главная цель программы — создание условий для повышения уровня ликвидности, прозрачности, надежности и эффективности рынка ценных бумаг. Это необходимо для привлечения в экономику внешних и внутренних инвестиций в целях технологического обновления основного капитала, повышения конкурентоспособности, а также дальнейшего устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.

Заключение

Рынок ценных бумаг или рынок финансовых активов представляет собой систему экономических отношений, связанную с выпуском, продажей, размещением и продажей ценных бумаг между его участниками.

Назначение и основная задача рынка ценных бумаг состоит в обеспечении нормального функционирования всех отраслей экономики путем инвестирования через продажу финансовых активов в их хозяйственную деятельность крупных капиталов.

Сущность рынка ценных бумаг проявляется через его функции, которые условно можно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.

Выделяют первичный и вторичный рынок ценных бумаг. Первичный рынок предшествует вторичному, и ценные бумаги не могут появляться на вторичном рынке, минуя первичный.

Товаром на рынке ценных бумаг являются ценные бумаги, иначе называемые фондовыми ценностями, фондовыми активами. Ценные бумаги играют огромную роль в инвестиционном процессе. С их помощью денежные сбережения физических и юридических лиц превращаются в реальные материальные объекты, оборудование и технологию. Каждый вид ценных бумаг занимает определенное место, выполняет свою специфическую функцию.

Механизм функционирования рынка ценных бумаг — это взаимодействие различных субъектов рынка, связанное с осуществлением фондовых операций. Структура рынка ценных бумаг представлена субъектами рынка, информационно-правовой структурой, ценными бумагами различного вида, организационно-экономическим механизмом функционирования рынка. Вся деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется и регулируется при помощи информационно-правовой инфраструктуры. В ее формировании важнейшая роль отводится государству. Информационно-правовая инфраструктура должна обеспечивать реализацию концепции развития рынка ценных бумаг, создание системы информации о состоянии рынка и ее доступности для всех участников, а также системы защиты инвесторов от потерь. Динамичность рынка ценных бумаг требует, с одной стороны, наличия подвижного и гибкого законодательства, нормативной базы, регулирующих эту сферу экономики, а с другой — достаточно жесткого контроля над финансовой устойчивостью и безопасностью как рынка ценных бумаг в целом, так и его отдельных институтов.

Подводя итог вопросу о развитии и становлении рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, можно сделать следующие выводы:

В зависимости от эмитента ценные бумаги могут подразделяться на государственные и частные (корпоративные).

Частные, или корпоративные ценные бумаги — это бумаги, выпущенные предприятиями и организациями любой формы собственности.

Более развитым сегментом рынка ценных бумаг Республики Беларусь является рынок государственных ценных бумаг. Но в последние годы также отмечается тенденции роста рынка корпоративных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги — это долговые обязательства, эмитентом которых является правительство; органы власти на местах, учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой.

В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг в РБ представлена следующими ценными бумагами:

· краткосрочные государственные облигации (ГКО);

· долгосрочные государственные облигации (ДГО);

· государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО);

· краткосрочные обязательства Национального банка (КО);

К настоящему времени в Беларуси создана законодательно-правовая база фондового рынка, которая, тем не менее, нуждается в корректировке и совершенствовании. Принятые меры позволили активизировать процессы самостоятельного привлечения организациями инвестиций и обеспечить существенный рост находящихся в обращении корпоративных ценных бумаг. Беларусь характеризуется довольно обширной системой государственного регулирования рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг Республики Беларусь состоит из следующих основных сегментов: корпоративных ценных бумаг (акций, облигаций); государственных ценных бумаг (ГКО, ГДО); муниципальных ценных бумаг (жилищных облигационных займов); ценных бумаг коммерческих банков (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов).

Главная цель развития рынка ценных бумаг — создание условий для повышения уровня ликвидности, прозрачности, надежности и эффективности рынка ценных бумаг. Это необходимо для привлечения в экономику внешних и внутренних инвестиций в целях технологического обновления основного капитала, повышения конкурентоспособности, а также дальнейшего устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.

В целом реализация развития рынка ценных бумаг предполагает повышение роли рынка ценных бумаг в эффективном распределении финансовых ресурсов, их аккумуляции для решения приоритетных экономических задач, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования и граждан, развитие приватизации, совершенствование системы налогообложения, развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг и выход на международные рынки капитала.

Список использованных источников

1 Аскинадзи, В. М. Рынок ценных бумаг: — учебно-методический комплекс / В. М. Аскинадзи. — Москва: Изд. центр ЕАОИ, 2008. — 211 с.

2 Базовый курс по рынку ценных бумаг: учебное пособие / О. В. Ломтатидзе [и др.]. — Москва: КноРус, 2010. — 448 с.

3 Галанов, В. А. Рынок ценных бумаг: учебник / В. А. Галанов. — Москва: ИНФРА-М, 2007. — 378 с.

4 Годовой отчет Национального банка Республики Беларусь за 2010 год. — Минск: Минсктиппроект, 2011. — 102 с.

5 Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой Представителей 28.10.1998 г. (в редакции Закона Республики Беларусь от 18.05.2007 N 233-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2008. — № 162. — 2/1509.

6 Новик, С. В. Рынок ценных бумаг: Белорусские перспективы / С. В. Новик. — Минск: Альвена, 2001. — 112 с

7 Романов, Г. В. Макроэкономика: учебник / Г. В. Романов. — Москва: Новое знание, 2006. — 640 с.

8 Рынок ценных бумаг: учебно-методический комплекс для студентов экон. спец. / Ю. Н. Бусыгин [и др.]. — Минск: МИУ, 2005. — 130 с.

9 Пресс-релиз «Итоги биржевого рынка ценных бумаг сентябрь, III квартал 2011 года» ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». — 33 с.

10 Программа развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011;2015: постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь 12.04.2011 № 482/10. — 34 с.

11 Семашко, С. О функционировании рынка ценных бумаг в Республике Беларусь / С. Семашко // Фондовый рынок. — 2007. — N 7. — с. 13.

12 Финансы и финансовый рынок: учебное пособие для студентов вузов по экон. спец. / О. А. Пузанкевич [и др.]; под общ. ред. О. А. Пузанкевич. — Минск: БГЭУ, 2010. — 312 с.

13 Ческидов, Б. М. Модели рынков ценных бумаг / Б. М. Ческидов. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 410 с.

14 О Программе развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011;2015 годы: совместное Постановление Совета Министров и Национального Банка, 12.04.2011, № 482/10 // официальный сайт Совета Министров Республики Беларусь [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.by/ru/solutions/1625. — Дата доступа: 12.05.2014.

15 Портрет ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» // официальный сайт ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bcse.by. — Дата доступа: 12.05.2014.

16 Отчет о работе Департамента по ценам бумагам Министерства финансов Республики Беларусь за 2013 год// официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/securities_department/reperts/. — Дата доступа: 11.05.2014.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой