Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Антикризисное регулирование экономики в условиях рыночной трансформации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кризис российской экономики не может быть преодолен путем использования традиционных подходов, многие идеи которых раннее были разработаны на основе западной экономической мысли, в большей степени направленных на сглаживание колебаний экономического цикла и достижение экономического роста в состоянии рыночного равновесия предложения и спроса. Следовательно, просто механический перенос… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС: ПРИЧИНЫ И ЕГО
  • ОСОБЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ
    • 1. 1. Сущность экономического кризиса: понятие, виды, механизмы возникновения
    • 1. 2. Особенности экономического кризиса в переходной экономике России
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 2. 1. Антикризисное регулирование как элемент государственного регулирования экономики
    • 2. 2. Механизм государственного регулирования кризисного состояния экономики
    • 2. 3. Реструктуризация и финансовое оздоровление экономики как основное условие преодоления экономического кризиса в России
  • ГЛАВА 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ
    • 3. 1. Восточноазиатская модель индустриализации — классический образец антикризисного регулирования экономики
    • 3. 2. Восточноевропейская модель преодоления трансформационного кризиса
    • 3. 3. Высокотехнологичная экономика как условие возникновения устойчивого экономического роста

Антикризисное регулирование экономики в условиях рыночной трансформации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономический кризис конца XX века в России оказался глубоким и продолжительным. Накопление кризисного потенциала в российской экономике происходило постепенно, поэтому нынешний этап развития экономики — это этап преодоления экономического кризиса, который назревал и углублялся в течение ряда предшествующих десятилетий. В целом же экономический кризис — это новое состояние экономики России, так как, по мнению многих советских экономистов, кризисы считались особенностью экономики рыночного типа, и отрицательные изменения в динамике экономики рассматривались как не существенные.

Длительный экономический спад в совокупности со структурной диспропорциональностью экономики свидетельствует о необходимости на современном этапе более активного участия государства в оздоровлении экономики на основе разработки и реализации антикризисной политики. Но до настоящего времени не было выработано четких, эффективных механизмов антикризисного регулирования экономики, направленных на преодоление кризисной ситуации в экономике России.

Кризис российской экономики не может быть преодолен путем использования традиционных подходов, многие идеи которых раннее были разработаны на основе западной экономической мысли, в большей степени направленных на сглаживание колебаний экономического цикла и достижение экономического роста в состоянии рыночного равновесия предложения и спроса. Следовательно, просто механический перенос экономической модели из других стран невозможен и бессмысленен, поэтому необходимо создание научно обоснованной антикризисной программы действий в области структурной, инвестиционной и инновационной политики, обеспечивающей устойчивый рост экономики и укрепление финансового положения государства, которая в первую очередь будет основана на реальных задачах и особенностях национальной экономики и конкретного этапа ее развития. Реальность нынешней ситуации ставит вопрос о необходимости изучения и анализа зарубежного опыта преодоления кризисных явлений в странах, как с переходным типом экономики, так и в странах с рыночным типом экономики, что позволит выработать оптимальные направления и методы антикризисного регулирования экономики.

Актуальность теоретической разработки проблем антикризисного регулирования экономики, необходимость преодоления кризисного состояния экономики в условиях рыночной трансформации и поиска новых подходов к выработке стратегии и тактики преодоления кризисного состояния экономики определили выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В экономической литературе проблемы возникновения экономических кризисов рассматривались неоднократно. Поэтому результаты исследований по этой тематике представлены в научных трудах как зарубежных, так и отечественных экономистов.

Определенный вклад в познание экономических кризисов вносят исследования, посвященные различным аспектам возникновения экономических кризисов, таких ученых, как А. Бельчук, А. Богданов, Е. Варга, В. Герасимов, С. Губанов, М. Дерябина, В. Иноземцев, Н. Кондратьев, А. Манукян, К. Маркс, С. Мартыновский, Л. Мендельсон, С. Меньшиков, Ю. Осипов, В. Попов, М. Сажина, Дж. Сорос, М. Туган-Барановский, В. Хаблюк, Ю Яковец.

Рассмотрены макроэкономические и структурные аспекты экономического кризиса, протекающего в России, в научных трудах Л. Абалкина, Е. Гайдара, А. Илларионова, Я. Корнай, Е. Матросовой, Д. Львова, Ю. Яковца и других.

Во второй половине 90-х годов XX века появились научные публикации по проблемам преодоления кризисного состояния российской экономики, содержащие описание возможных путей преодоления кризиса (А. Бачурин, В. Белкин, С. Глазьев, В. Красников, Г. Клейнер, Д. Львов, В. May, А. Новицкий, В. Перламутров, Б. Соколин, А. Улюкаев Я. Уринсон, Е. Ясин и другие).

Широкое освещение получили способы преодоления кризисных ситуаций в экономиках зарубежных стран (С. Батников, И. Доронин, А. Федоровский, В. Иноземцев, П. Кругман, Дж. Сорос, П. Фишер, А. Неклесс, Д. Старк, У. Нисканен, Д. Сажин и другие).

Вместе с тем, несмотря на многочисленные исследования различных аспектов антикризисного регулирования экономики, в отечественной науке не сложился целостный подход к направлениям и способам преодоления экономического кризиса, многие теоретические положения носят описательный и дискуссионный характер и не нашли достаточного применения на практике.

Высокая степень актуальности в совокупности с недостаточностью разработки проблемы преодоления кризиса в экономике России обусловили следующую формулировку цели диссертационного исследования и вытекающих из нее задач.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является анализ сущности экономического кризиса и форм его проявления, а также разработка методологических основ формирования целостной системы государственного антикризисного регулирования в условиях становления и развития рыночных отношений в экономике России. Реализация поставленной цели определила необходимость решения следующих задач:

• раскрыть сущность и природу экономического кризиса, провести классификацию экономических кризисов;

• определить систему критериев выявления экономического кризиса;

• выявить особенности развертывания экономического кризиса в России;

• определить и уточнить категорию «антикризисное регулирование экономики», классифицировать основные подходы к определению этого понятия с учетом содержательной характеристики;

• выявить цели, средства и инструменты государственной антикризисной политики;

• исследовать зарубежный опыт преодоления кризисных ситуаций в экономике и определить возможности его применения в России.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является возникновение и развитие кризиса в переходной экономике России. Предметом исследования является системная организация государственного антикризисного регулирования экономики в условиях рыночной трансформации.

Методологической и теоретической базой исследования послужили концепции, теоретические положения, представленные в классической и современной отечественной и зарубежной литературе по указанной проблематике, законы Российской Федерации и нормативно-правовые акты органов исполнительной власти.

В работе в качестве основных использованы методы сравнения, единства анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному, объективного и субъективного в развитии экономических процессов, системного анализа и анализа динамики временных рядов.

Эмпирической базой исследования послужили данные Госкомстата РФ и Центрального Банка РФ о социально-экономическом положении России, материалы, опубликованные в монографиях, периодической печати, а также фактические материалы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Рабочая гипотеза диссертационной работы базируется на системе теоретических положений и научной позиции автора, согласно которой место и роль антикризисного регулирования экономики в государственном регулировании экономики определяется его теоретическими основами, целевыми установками и функциями в экономической политике. На основе этого автор выносит на защиту ряд положений диссертации.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. В мировой практике существует множество кризисов, у которых есть различия, связанные с внешними условиями протекания, несмотря на схожий механизм возникновения. Все кризисы можно разделить на следующие виды: циклический, промежуточный, частичный, структурный, финансовый, финансовых рынков и валютный. При этом все основные виды кризисов можно рассматривать с позиции степени охвата экономики, длительности протекания кризиса, сферы проявления. Экономический кризис выполняет следующие функции: вытеснение устаревших элементов производительных сил и экономических отношенийобновление производственного аппаратамодификация и консолидация части производительных сил и экономических отношений, которые будут развиваться в будущем.

2. Основными причинами экономического кризиса в России являются: деформирование структуры национальной экономикинеэффективный характер ускоренной приватизациисокращение внутреннего конечного спроса в результате опережающего роста цен и разрушения единого экономического пространстванесоответствие действующей организационной структуры государственного регулирования требованиям рынка. Особенностью экономического кризиса в России является возникновение финансового кризиса на фоне протекания структурного кризиса и стагфляции, основными элементами которого являются: хронический дефицит государственного бюджетастабильное ухудшение финансового положения реального сектора экономикивысокая степень зависимости от иностранного капиталарезкое сокращение доходов от внешнеэкономической деятельности из-за зависимости от конъюнктуры топливно-сырьевых рынков.

3. Государственное антикризисное регулирование — это процесс, посредством которого осуществляется воздействие государства на экономику с целью сокращения сроков и уменьшения глубины кризиса, а также смягчения его негативных социально-экономических последствий. Государственное антикризисное регулирование выполняет следующие функции: выработка мер стабилизации экономики во время кризисных потрясенийзащита ключевых предприятий, находящихся в стратегически важных отраслях, от кризисных процессов, протекающих в экономике.

4. Активная реструктуризация предприятий невозможна без активного участия государства, так как необходимо создание четкой промышленной политики, которая должна быть ориентирована на модернизацию структуры экономики, что является основным условием повышения уровня конкурентоспособности промышленности. На современном этапе перспектива экономического подъема неразрывно связана с интеграцией банковского, промышленного и торгового капитала, что обусловлено объективными потребностями создания замкнутых диверсифицированных циклов.

5. Важнейшим фактором выхода из экономического кризиса является стимулирование предпринимательской сферы посредством улучшения инвестиционного климата, а также обеспечения политической и экономической стабильности. Поэтому достижение макроэкономической стабилизации стало основным условием преодоления экономического кризиса. Преодоление экономического кризиса в России необходимо начинать с модернизации той части промышленности, которая является внутриориентированной и работает на сферу потребления.

6. Анализ опыта антикризисного регулирования в современной мировой экономике показывает, что первоначальным условием выхода из экономического кризиса является формирование политики промышленного импорто-замещения, которая ускоряет становление новых индустриальных структур, в результате чего возникает возможность автономии промышленного роста от мировых рынков. Однако опыт стран Юго-Восточной Азии и Китая показывает, что российской экономике необходимо начинать модернизацию промышленности с той ее части, которая ориентирована на внутренний рынок, на сферу потребления. Это даст возможность избежать кризисных потрясений, которые возникли в экономиках этих стран ввиду полной экспор-тоориентированности промышленности, что привело в свою очередь к зависимости от внешних рынков. 7. Восточноевропейский опыт антикризисного регулирования показал, что достижение макроэкономической стабилизации стало основным условием преодоления трансформационного кризиса. Его использование следует сочетать с внедрением американской модели преодоления системного кризиса, которая основывается на политике, направленной на стимулирование частных промышленных инвестиций, а также активизацию венчурного капитала, способных финансировать разработку новых высоких технологий, что позволит повысить в перспективе конкурентоспособность российской экономики.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в определении концептуальных основ государственного антикризисного регулирования и обосновании направлений его проведения в целях повышения эффективности механизма преодоления экономического кризиса в российской экономике, и определяется следующими элементами приращения научного знания:

• уточнено понятие экономического кризиса, как особого состояния экономики, характеризующегося усилением отрицательно воздействующих факторов внутренней и внешней среды;

• дана сравнительная характеристика различных видов экономических кризисов (общего кризиса перепроизводства, структурного, финансового) и определены их отличительные особенности, а также выявлена роль экономического кризиса в переходной и рыночной экономике, как необходимого момента циклического развития, играющего прогрессивную роль;

• проанализированы основные особенности структурных сдвигов, их воздействие на формирование рыночного типа развития экономики и выявлены основные причины разбалансированности российской экономики;

• уточнено и расширено содержание понятия «государственное антикризисное регулирование экономики» как особого процесса, посредством которого осуществляется воздействие государства на экономику с целью сокращения сроков и уменьшения глубины кризиса, а также преодоления его негативных социально-экономических последствий;

• теоретически обоснована необходимость повышения эффективности рыночного инвестирования высокотехнологичного сектора экономики, как приоритетного направления антикризисной политики государства;

• выявлены и проанализированы тенденции и проблемы антикризисного регулирования экономики в зарубежных странах, а также определена возможность применения зарубежного опыта в российской экономике.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется актуальностью поставленных задач и достигнутым уровнем разработки проблематики. Результаты, полученные в ходе исследования, имеют значение для дальнейшего анализа рассматриваемых проблем, выработки основных направлений предотвращения кризисных ситуаций в экономике. Разработанные в диссертации методологические подходы и принципы могут быть использованы для совершенствования методов государственного антикризисного регулирования экономики.

Материалы диссертационного исследования могут быть рекомендованы для использования при разработке и преподавании учебных курсов по дисциплинам: «Государственное регулирование экономики», «Антикризисное управление» и для спецкурсов по проблемам антикризисного регулирования переходной экономики.

Апробация результатов исследования. Результаты и выводы диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях: «Эффективные технологии в системе государственного муниципального управления», г. Майкоп, март 1999 года- «Проблемы экономики в России», г. Ростов-на-Дону, апрель 1999 года- «Российское общество и государство на рубеже веков», г. Ростов-на-Дону, октябрь 2000 года- «Государственное управление и муниципальное самоуправление: проблемы взаимодействия и реформирования», г. Ростов-на-Дону, декабрь 2001 года. По результатам исследования автором опубликовано четыре работы, общим объемом 1,6 печатных листов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Проблемы, возникающие при определении приоритетных направлений и методов преодоления экономического кризиса в России, во многом обусловлены недостаточной разработанностью понятия «государственное антикризисное регулирование экономики», о чем свидетельствует проведенный в диссертационном исследовании анализ.

2. Создание новой, целостной системы государственного антикризисного регулирования экономики требует создания методологической базы всестороннего исследования различных видов экономических кризисов, как в аспекте их природы и сущности, так и в особенностях их протекания в конкретно-исторический момент развития экономики.

3. Экономический кризис — это наиболее сложный и противоречивый период в динамике любой экономической системы, который завершается либо переходом экономической системы в качественно новое состояние, либо ее ликвидацией и заменой другой системой более совершенной. Это дает основание понимать экономический кризис не как негативное явление, а как необходимый момент циклического развития, играющий прогрессивную роль.

4. Антикризисная политика является основным направлением регулирующей деятельности государства в переходный период. Формирование эффективной антикризисной политики должно преследовать следующие цели:

• прогнозирование момента наступления экономического кризиса;

• выработка системы мер по стабилизации экономики во время кризисных потрясений;

• достижение экономической стабилизации и переход к преодолению спада в экономике;

• предупреждение негативных последствий применения государственного антикризисного регулирования экономики.

5. Рассматривая особенности протекания экономического кризиса в России, необходимо проведение анализа особенностей структурных сдвигов в экономике, что позволит определить характер развития экономики, а это в свою очередь даст возможность выявить приоритетные направления в экономической политике государства, направленной на преодоление кризиса в российской экономике.

6. Анализ итогов реформ российской экономики показывает, что преодоление экономического кризиса в значительной мере будет зависеть от результативности реализации новой концепции промышленной, инвестиционной и инновационной политики, среди основных направлений которой следует выделить:

• протекционизм инновационного развития путем приоритетного инвестирования производства прогрессивных технологий;

• промышленную реструктуризацию и модернизацию путем привлечения в реальный сектор экономики как национальных, так и прямых иностранных инвестиций, создания программ генерации капитала на федеральном и региональном уровнях;

• создание условий для ускорения процесса накопления и расширения инвестиционной базы для широкого слоя инвесторов;

• осуществление финансового оздоровления народнохозяйственного комплекса путем предоставления государственной финансовой под держки предприятиям, обладающим рыночным потенциалом или необходимым с точки зрения развития территории.

7. В условиях кризиса необходимо активное участие государства в преодолении негативного состояния экономики посредством усиления стратегической функции. Задача государства заключается в прогнозировании развития кризисных процессов в экономикеразработке и осуществлении антикризисной программы, позволяющей преодолеть экономический кризис с минимальными потерями.

8. В результате резкого обострения кризисных процессов в экономике, в условиях формирующегося рынка, для преодоления кризисных ситуаций в российской экономике необходимо начинать модернизацию промышленности с той ее части, которая ориентирована на внутренний рынок. Причем, в первую очередь необходимо модернизировать те отрасли, которые работают на сферу потребления.

9. Анализ практики антикризисного регулирования экономики зарубежных стран позволяет совершенствовать экономическую политику государства, направленную на преодоление экономического кризиса в России. При этом необходимо учитывать то, что механический перенос зарубежного опыта невозможен, так как российская экономика находится в процессе становления эффективного рыночного механизма, а это является отличительной особенностью стартовых условий для преодоления экономического кризиса от большинства зарубежных стран.

10.Важнейшим фактором выхода из экономического кризиса в условиях перехода к рынку является стимулирование предпринимательской сферы посредством улучшения инвестиционного климата, а также обеспечение политической и экономической стабильности. Именно отсутствие политической и экономической стабильности является важнейшим препятствием на пути выхода из кризисной ситуации и перехода к стабильному экономическому росту, почтому достижение макроэкономической стабилизации стало основным условием преодоления трансформационного кризиса. Твердая макроэкономическая политика — это залог успешной рыночной ориентации предприятий, что является ведущим фактором преодоления трансформационного спада. Все это позволяет изменить сферу обитания агентов реального сектора экономики, что вынуждает предприятия приступать к рыночной реструктуризации, ориентированной на эффективность. В результате проведения рыночной реструктуризации значительно модернизируется структура экономики, а это в свою очередь является залогом повышения уровня конкурентоспособности промышленности. При этом нельзя останавливаться на достижении определенного уровня конкурентоспособности, необходимо постоянно улучшать технологическую оснащенность промышленности. Если же этого не делать, то под воздействием НТП разрыв между высокоразвитыми странами Запада и Россией будет увеличиваться с геометрической прогрессией. А это в свою очередь приведет к невозможности выхода из хронического экономического кризиса.

11. Для преодоления экономического кризиса в российской экономике необходимо формирование нескольких этапов реализации антикризисной стратегии:

• Первый этап — модернизация промышленности, ориентированной на внутренний рынок, совместно с проведением политики импортозаме-щения для полного удовлетворения внутреннего спроса.

• Второй этап — формирование экспортоориентированной промышленной политики, направленной на постоянное облагораживание экспорта, так как при деградации экспорта наступает возможность возникновения технологического разрыва между ведущими экономическими странами и Россией. При этом часть полученных доходов от экспорта необходимо направлять на финансирование технологического сектора экономики, что позволит в будущем создавать собственные технологии, которые будут конкурентоспособны на мировых рынках.

Последовательное проведение импортозамещающей и экспортоориентированной политики позволит создать такую модель российской промышленности, при которой будут функционировать и внутренне — и внешнеориен-тированные предприятия, а это не позволит произвести дисбаланс в сторону экспортоориентированной промышленности. Ведь как мы знаем, основой стабильности экономики является, прежде всего, наличие емкого внутреннего рынка.

12. Основные направления выхода из кризиса определяются стратегией развития государства. Преодоление экономического кризиса цивилизованным демократическим путем возможно лишь при централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон от 8 января 1998 г. № 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  2. Указ президента РФ от 24.08.1998 г. «О мерах по стимулированию создания и деятельности ФПГ».
  3. Постановление Правительства РФ от 20.05.94 № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий».
  4. Письмо Федерального управления по делам о банкротстве от 13.05.97. №ВК 03 / 724 «Порядок расчетов системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных организаций».
  5. Национальные счета России в 1992—1999 гг. Статистический сборник. М., 2000.
  6. Российский статистический ежегодник. М., 1999.
  7. Российский статистический ежегодник. М., 2000.
  8. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./Госкомстат России. М., 1999.
  9. Актуальные проблемы антикризисного управления: практика и перспективы развития: Сб. докл. и выступ. Науч.-практ. конф. ч. II. М.: ФСФО России, РАГС, ИПК госслужбы, ИЭАУ, 2001.
  10. . А. Реструктуризация предприятий: механизмы и организационные меры. // Экономист. 2000. № 3.
  11. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИН-ФРА-М, 2001.
  12. Артемова JL, Назарова А. Анализ темпов экономического роста (по данным национальных счетов за 1995−1999 гг.) // Экономист. 2000. № 6.
  13. С. Аргентинская реформа: уроки для России // Российский экономический журнал. 1998. № 11−12.-
  14. А. Основные условия устойчивости экономики // Экономист. 1998. № 11.
  15. А. Причины экономического кризиса и его преодоление // Дайджест Финансы. 2000. № 2.
  16. А.И. Экономические кризисы современного капитализма. Циклические, промежуточные и структурные. М.: «Наука», 1981.
  17. A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн. 1, 2. М.: Экономика, 1989.
  18. А. Капиталообразование в России // Вопросы экономики. 2001. № 3.
  19. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2002 год» // Российская газета. 24.04.01.
  20. Е.С. Начало общего кризиса капитализма. М.: «Наука», 1974.
  21. А., Рамилова А. Возможности и задачи привлечения иностранного капитала в постдефолтныл условиях // Российский экономический журнал. 1999. № 8.
  22. Возрождение экономики России: Путь в XXI в. М.: Наука, 2000.
  23. Е. Российская экономика: перспективы макроэкономической политики // Вопросы экономики. 2000. № 4.
  24. В.Д. Экономические кризисы и их особенности после второй мировой войны. М.: «Высшая школа», 1974.
  25. JI. К новому этапу трансформации // Вопросы экономики. 2000. № 4.
  26. В., Курнышова И. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. 2000. № 3.
  27. Н.П., Зотова Н. А. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. М., 1998.
  28. А. Антикризисные технологии регионального управления. // Общество и Экономика. 1999. № 2.
  29. И. Причины и последствия кризиса. // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 4.
  30. А. Стратегия реструктуризации предприятий в условиях кризисной ситуации. // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 3.
  31. И. Системный подход к реформированию государственной помощи // Вопросы экономики. 2001. № 5.
  32. В., Злобин Б. Эффективность реструктуризации отросли // Экономист. 2000. № 4.
  33. Д.П., Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления. ш Курс лекций. Ростов н/Д: «МарТ», 2000.
  34. А. Российские экономические реформы: потерянный год// Вопросы экономики. 1995. № 1.
  35. Инвестиционный климат России (доклад Экспертного института) // Общество и экономика. 1999. № 12.
  36. Иноземцев В.Л. Fin de siecic. В истории становления постиндустриальной системы. Статья первая. // Свободная мысль XXI. 1999. № 7.
  37. Иноземцев B.JI. Fin de siecle. В истории становления постиндустриальной системы. Статья вторая. // Свободная мысль XXI. 1999 № 8.
  38. B.JI. Расколотая цивилизация: Научное издание. М.: «Academia» «Наука», 1999.
  39. B.JI. Теория постиндустриального общества как методологи-• ческая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии.1997. № 10.
  40. А., Грисипун Е. Реструктуризация в стратегии развития промышленных предприятий. // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6.
  41. Ю.А., Ильинский А. И. Финансовый кризис, причины и преодоление. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.
  42. О. Проблемы структурных преобразований в экономике // Экономист. 2001. № 8.
  43. А. Экономические преобразования в Польше: опыт и перспективы (1990−2010 гг.) // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 1.
  44. Г., Волков В. Состояние экономики и задачи экономической политики // Экономист. 2001. № 4.
  45. . В. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению // Российский экономический журнал. 2000. № 56.
  46. К., Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Т.1. М., 1992.
  47. К. Капитал. Критика политической экономии. Под ред. Ф. Энгельса. М.: Политиздат, 1978. т III, кн. 3, ч. 2.
  48. К., Энгельс Ф. Соч. т. 23.
  49. К., Энгельс Ф. Соч. т. 25, ч. I.
  50. К., Энгельс Ф. Соч., т. 26, ч. И.
  51. . К., Энгельс Ф. Соч. т. 33.
  52. С. В. Модификация экономического цикла в процессе экономического развития капитализма. Киев: «Вища Школа», 1997.
  53. Е. Структурные преобразования в промышленности условие экономического роста // Экономист. 2000. № 5.
  54. Л.А. Теория и история экономических кризисов и циклов, т.1. М.: Соцэкгиз, 1959.
  55. С.М. Инфляция и кризис регулирования экономики. М.: «Мысль», 1979.
  56. С.М. Советская экономика: катастрофа или катарсис? М.: Ин-тер-Версо, 1990.
  57. С.М. Современный капитализм: от кризиса к кризису. М.: «Мысль», 1981.
  58. С.М. Современный капитализм: экономика без будущего? Диалектика общего кризиса. М.: «Мысль», 1986.
  59. С.М. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку. М.: «Международные отношения», 1996.
  60. Методические положения по статистике. Вып. 1. Госкомстат России. М., 1996.
  61. К. О современной фазе системного кризиса постсоциалистического общества и механизм его преодоления // Общество и экономика.1999. № 10−11.
  62. Ю. Банкротство в Венгрии: методы рыночного и государственного урегулирования // Проблемы теории и практики управления. 1997 № 3.
  63. А. Динамика экономического развития // Экономист. 2000. № 11.
  64. Л. Российский кризис и рационализация экономической стратегии /У Российский экономический журнал 1999. № 2.
  65. А. Геометрия экономики. // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 10.
  66. А., Вигдорчик Е., Липсиц И., Николгородский Д. Преодоление кризиса российской промышленности: финансовое оздоровление и реструктуризация предприятий // Вопросы экономики. 1997. № 4.
  67. Л. О реструктуризации российской промышленности // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 4.
  68. Н. Инновационный путь развития экономики // Экономист.2000. № 6.75.
Заполнить форму текущей работой