Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление муниципальной службой в Российской Федерации

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Один раз в три года проводится аттестация муниципального служащего в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Порядок и условия проведения аттестации устанавливаются решением Собрания депутатов. Должности Первого заместителя Главы администрации, заместителя Главы администрации, руководителей органов администрации, помощника (или советника) Главы, руководителя… Читать ещё >

Управление муниципальной службой в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • 1. Теоретические аспекты управления муниципальной службой в РФ
  • 1.1 Понятие и особенности муниципальной службы
  • 1.2 Особенности местного самоуправления
  • 1.3 Управление кадрами муниципальной службы
  • 2. Особенности управления муниципальной службой в МО «Котлас»
  • 2.1 Структура управления МО «Котлас»
  • 2.2 Анализ управления муниципальной службой в МО «Котлас»
  • 2.3 Направления совершенствования управления муниципальной службой в МО «Котлас»
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложение 1
  • Приложение 2

Муниципальная служба является механизмом реализации функций и задач органов местного самоуправления. Для их осуществления в муниципальной службе используются достижения различных наук — социологии управления, административного права, политологии, психологии управления, экономических и других наук. На этой основе складывается общая теория муниципальной службы, разрабатывающая пути осуществления этой службы как управленческой деятельности.

В последние годы в России предпринимаются шаги для реформирования системы муниципальной службы. На сегодняшний день проблема управления муниципальной службой одна из самых актуальных. Она касается непосредственно каждого. В связи с этим к муниципальной службе приковано особое внимание со стороны государства. Чтобы реально улучшить жизнь простых граждан, была разработана программа реформирования, приняты соответствующие Федеральные законы.

Цель данной курсовой работы — охарактеризовать управление муниципальной службы в РФ, выявить слабые и сильные стороны, привлечь внимание к существующим проблемам.

Задачей является изучение всех составляющих процесса управления муниципальной службой, а также анализ выявленных проблем в этой области в РФ и на примере МО «Котлас» .

Для эффективного управления муниципальной службой должны быть выработаны четкие взаимосвязанные действия по формированию и использованию ресурсов организации для достижения своих целей на основании функций управления (планирования, организовывания, мотивации, контроля, координации).

Муниципальное управление является составной частью местного самоуправления. Оно связано с воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействием с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

Внутри муниципального управления, также как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

Муниципальное управление, как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий. Муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов. Государство управляет гражданами, муниципалитет как орган управляет собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).

Решения, связанные с утверждением местного бюджета, расходованием финансовых средств, установлением или отменой местных налогов и сборов, принимаются выборным представительным органом местного самоуправления. Эти решения представляются и согласуются с главой местного самоуправления.

У муниципалитета много общего с частными предприятиями. Последние тоже управляют только своими сотрудниками и работниками, для чего используют устав, должностные инструкции и решения. Однако статус этих документов муниципального органа иной. Федеральный закон № 131 определяет акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления, как правовые, то есть обладающие характером общеобязательности на территории муниципального образования, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет применение мер государственного принуждения. Ко всему прочему муниципалитет является бюджетной, а не коммерческой общностью. Он всегда имеет множество служб.

муниципальная служба образование управление

1. Теоретические аспекты управления муниципальной службой в РФ

1.1 Понятие и особенности муниципальной службы

Муниципальная служба — это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). [4; с.1]

В объективном смысле муниципальная служба — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с зачислением на должность, поощрением, прохождением, отставкой и т. д. В данном аспект муниципальная служба рассматривается как комплексный правовой институт. В субъективном смысле муниципальная служба — это осуществляемая в соответствии с законодательством профессиональная деятельность лиц, занимающих оплачиваемые невыборные должности в органах местного самоуправления и реализующих принадлежащие муниципальному образованию обязанности и права.

Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом и имеет следующие особенности:

1. она учреждается и функционирует в сфере публичной власти, носит публично-правовой характер;

2. имеет специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местного самоуправления;

3. имеет определенную преемственность с государственной службой.

Основными задачами муниципальной службы являются:

· обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;

· обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

· подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

· защита прав и законных интересов муниципального образования.

С точки зрения задач, эта служба представлена в трех аспектах. В социальном аспекте — как профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами; в политическом — как деятельность по реализации государственной политики, достижении целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений; в правовом — юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих.

Муниципальная служба представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), т. е. качественного отличия не существует, общей для них будет цель — улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов.

Существуют общие черты, характерные для муниципальной службы любой развитой страны:

· муниципальная служба в значительной степени интегрирована в государственный механизм, выполняет многие функции, имеющие общегосударственное значение;

· муниципальная служба функционирует под контролем центральной власти;

· исполнительские функции осуществляются профессионалами.

Принципиальным положением Федерального закона № 25-ФЗ, отличающим статус муниципальных служащих от статуса государственных гражданских служащих РФ, является то, что замещение должностей муниципальной службы осуществляется на основе трудового договора (контракта), а не служебного контракта, как это предусмотрено для государственных гражданских служащих.

Правовую основу муниципальной службы составляет федеральное законодательство, законодательство субъекта Федерации и нормативно-правовые акты муниципальных образований.

В основе муниципальной службы лежат положения Европейской Хартии местного самоуправления, Конституции РФ «О правах человека и гражданина» и «Об организации и осуществления местного самоуправления». К основным принципам муниципальной службы, закрепленных в Законе об основах муниципальной службы относятся:

· верховенство Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов Федерации над иными нормативными актами (инструкциями, положениями);

· приоритет прав и свобод человека и гражданина и их непосредственное прямое действие;

· самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий;

· профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

· ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

· равный доступ граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

· единство основных требований и положений муниципальной службы, действующих в России, с учетом местных особенностей и традиций;

· правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

· внепартийность муниципальной службы и недопустимость контроля муниципальной службы партийными и иными организациями. [4; с.1]

Принципы местного самоуправления, как перечисленные выше, так и не нашедшие отражения, способны характеризовать организацию и функционирование института местного самоуправления в Российской Федерации только в комплексе. Понимание каждого из перечисленных принципов позволяет в дальнейшем уверенно рассуждать о модели местного самоуправления и практике ее реализации в России.

Таким образом, муниципальной службой является профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, осуществляемая на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной, за замещение которой выплачивается денежное вознаграждение из средств местного бюджета. Отсюда следует, что главы муниципальных образований, депутаты и иные выборные лица местного самоуправления не являются муниципальными служащими.

1.2 Особенности местного самоуправления

Муниципальное управление — это социальная деятельность по целенаправленному использованию на основе закона и иных правовых актов публичной власти особой группой людей, осуществляемая на профессиональных началах. [15, с.37] Муниципальное управление является составной частью местного самоуправления.

Местное самоуправление по своему содержанию представляет собой деятельность по управлению общественными делами. Деятельность населения и органов местного самоуправления по осуществлению местного самоуправления является открытой и гласной. Любая из перечисленных в законе форм непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления (местный референдум, муниципальные выборы, территориальное общественное самоуправление, отзыв депутата и т. д.) подразумевает максимальную открытость.

Кроме того, органы и должностные лица местного самоуправления должны обеспечивать возможность получения гражданами полной и достоверной информации о своей деятельности. Должностные лица местного самоуправления обязаны давать ответы по существу на обращения граждан.

В соответствии с Федеральным законом № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная должность — это должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей. [4; с.2]

В зависимости от характера полномочий, способа замещения должности все лица, работающие в органах местного самоуправления, делятся на две группы — выборные и невыборные должностные лица. Поэтому в Федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» подразделяются два вида муниципальных должностей:

1) выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;

2) иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора.

Принцип «Обязательность наличия выборных органов в системе органов местного самоуправления» — наиважнейший в системе принципов местного самоуправления и в значительной степени является основополагающим.

Способ и порядок формирования органов довольно полно характеризуют местное самоуправление. Так, в соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. в системе органов местного самоуправления обязательно должны быть представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Именно представительный орган, формируемый населением муниципального образования на основе всеобщего и равного избирательного права, призван обеспечить представительство интересов населения муниципального образования. В отсутствие представительного органа можно уверенно говорить об отсутствии местного самоуправления.

Важнейшим условием нормального функционирования местного самоуправления является наличие ответственности органов местного самоуправления перед населением, государством, юридическими и физическими лицами.

Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением — непременный признак демократичности местного самоуправления. Поскольку населению муниципального образования принадлежит вся полнота власти на его территории, оно формирует тем или иным образом органы местного самоуправления, то они должны нести ответственность за свою деятельность, прежде всего, перед населением.

В то же время органы местного самоуправления и их должностные лица, действуя в интересах населения, взаимодействуют с органами государственной власти РФ. Органы местного самоуправления своей деятельностью существенно влияют на жизнь отдельных граждан, предприятий, организаций и учреждений, находящихся на территории муниципального образования. В случае нарушения закона органы местного самоуправления несут ответственность перед государством.

Важное место в системе юридической ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц занимает суд.

Местное самоуправление должно быть гарантировано законодательством. В России местное самоуправление гарантируется Конституцией. Гарантированность местного самоуправления включает в себя гарантии судебной защиты местного самоуправления, гарантированность права на муниципальную собственность и финансы и т. д. Государство гарантирует местному самоуправлению компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате исполнения решений, принятых органами государственной власти. В России существует запрет на ограничение права на местное самоуправление.

Поддержка местного самоуправления выражается в правовом обеспечении, создании нормативно-правовой базы местного самоуправления, защите местного самоуправления, финансовом обеспечении местного самоуправления, дотировании отдельных муниципальных образований. В частности, на федеральном и региональном уровнях могут приниматься программы развития и поддержки (правовая, финансовая, кадровая, организационная) местного самоуправления.

Важно помнить, что развитое местное самоуправление — это залог успешной деятельности всех уровней власти в государстве.

1.3 Управление кадрами муниципальной службы

Для управления муниципальной службой наряду с органами местного самоуправления, их структурными подразделениями, например, кадровыми службами, а также их должностными лицами могут создаваться координирующие и совещательные органы. Они могут быть созданы при главах муниципальных образований (местных администраций муниципальных образований), а также на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В частности, можно сформировать совещательный орган — Совет по вопросам муниципальной службы, который может быть наделен правами: запрашивать и получать от органов местного самоуправления информацию по вопросам, относящимся к компетенции Совета; приглашать на свои заседания и заслушивать представителей органов местного самоуправления по вопросам развития муниципальной службы, а также рассматривать и принимать решения, имеющие рекомендательный характер, по законопроектам, связанным с организацией муниципальной службы.

Важные функции в сфере управления муниципальной службой могут осуществляться также органами Управления государственной службы. Такие органы государственной власти координируют и осуществляют методическое обеспечение по вопросам прохождения муниципальной службы, разрабатывают проекты нормативных правовых актов о муниципальной службе, анализируют деятельность органов местного самоуправления по реализации законодательства о муниципальной службе, ведут Реестр сведений о составе муниципальных служащих и создают на его основе информационные банки данных, организуют и координируют научные исследования в области муниципальной службы, консультируют кадровые службы органов местного самоуправления и решают другие вопросы. [12; с.123]

Деятельность таких органов субъекта РФ повышает эффективность разработки и осуществления целевых программ развития и совершенствования муниципальной службы. Они анализируют состояние муниципальной службы, необходимость направления муниципальных служащих на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Во вступительном слове на совещании по вопросам формирования резерва управленческих кадров 23 июля 2008 года Президент России Д. А. Медведев, говоря о кадровом голоде в административных структурах, отметил, что особенно это касается муниципального уровня. Данный уровень воспринимается как самый не престижный. И хотя здесь сейчас уже работают 320 тысяч муниципальных служащих, требуется ещё практически половина от этого числа.

Другая же сторона этой проблемы — качество управленцев. «Отсутствие профессионального и личностного роста людей просто сказывается и на судьбе того дела, которое им поручено. Отсюда и некомпетентность, и колоссальные убытки, которые мы несём в связи с этим, и высокие, я бы даже сказал, огромные коррупционные риски» — заметил Президент РФ.

Задачи, стоящие перед муниципальной службой, реализуются через профессиональную деятельность муниципальных служащих, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с органами местного самоуправления, их назначением в жизни местных сообществ. Современное состояние экономики, социально-культурной и бытовой инфраструктуры всех поселений таково, что без подключения к их управлению специалистов, профессионалов соответствующих органов муниципального управления руководить местным хозяйством невозможно.

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование. Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Приоритетными направлениями формирования кадрового состава муниципальной службы являются:

1. назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности;

2. содействие продвижению по службе муниципальных служащих;

3. повышение квалификации муниципальных служащих;

4. создание кадрового резерва и его эффективное использование;

5. оценка результатов работы муниципальных служащих посредством проведения аттестации;

6. применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении.

В муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы.

Развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъектов РФ, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ. В целях повышения эффективности деятельности в отдельных органах местного самоуправления, избирательных комиссиях муниципальных образований могут проводиться эксперименты.

В законе прописан ряд обязанностей муниципального служащего:

1. исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2. обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем лицам и организациям и не допускать предвзятости в отношении объединений, групп, организаций и граждан;

3. не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

4. соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий и иных организаций;

5. проявлять корректность в обращении с гражданами;

6. проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ;

7. учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

8. способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

9. не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету муниципального органа.

Муниципальный служащий, являющийся руководителем, обязан не допускать случаи принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений.

В сфере муниципального управления законодательно закреплено наличие квалификационных требований к муниципальным служащим, к уровню их профессионального образования, стажу муниципальной (государственной) службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования пронизывают все этапы прохождения муниципальной службы. По результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих на повышение квалификации. Продвижение по службе муниципальных служащих, в том числе зачисление в резерв на вышестоящие должности возможно только при условии соответствия их квалификационным требованиям на вышестоящие должности муниципальной службы.

В самом общем виде различие характера выполняемых муниципальными служащими функций в зависимости от группы замещаемой ими муниципальной должности представлено ниже.

1. Младшие — описательная, механическая работа, деятельность, связанная с манипуляциями (оборудованием) в соответствии со спецификой деятельности.

2. Старшие — аналитическая, методическая работа, разработка предложений, рекомендаций и т. п. в соответствии со спецификой деятельности.

3. Ведущие — в большей степени — управленческая и организационная, в меньшей — аналитическая деятельность в соответствии со спецификой деятельности.

4. Главные — общее руководство отделом, представительные функции внутри администрации, потребность в неформальном подходе, умении общении с людьми.

5. Высшие — представительное лицо администрации во внешних контактах. Координация, контроль. Большая степень ответственности.

Таким образом в составе типовых квалификационных требований в Российской Федерации уже закреплены уровень образования и стажа муниципального служащего, а также существующая практика по описанию личных и деловых качеств муниципального служащего.

Следующим шагом должно стать нормативное закрепление необходимости наличия в составе типовых квалификационных требований субъекта РФ, требований к личным и деловым качествам муниципального служащего, а также специфике его знаний. Это позволит в последующем провести работу по обобщению накопленного опыта, что в конечном итоге упростит процесс поступления и прохождения муниципальной службы как для муниципальных служащих, так и для органов местного самоуправления как работодателя.

2. Особенности управления муниципальной службой в МО «Котлас»

2.1 Структура управления МО «Котлас»

Как прописано в Уставе, местное самоуправление на территории МО «Котлас» осуществляют его жители, составляющие в совокупности население МО «Котлас» .

На территории муниципального образования расположены 4 крупных населенных пункта: административный центр г. Котлас, пос. Вычегодский, д. Слуда и д. Свининская. [9, с. 8, таблица 1]

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий. Главой местной администрации является глава муниципального образования — А. Бральнин. Местная администрация обладает правами юридического лица.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Полная структура администрации МО «Котлас» представлена в приложении 1.

Органами местного самоуправления муниципального образования «Котлас» являются:

· Городское Собрание депутатов муниципального образования «Котлас» — представительный орган;

· Глава муниципального образования «Котлас» — высшее должностное лицо и глава администрации;

· Администрация муниципального образования «Котлас» — местная администрация (исполнительно-распорядительный орган);

· Контрольно-счётная палата муниципального образования «Котлас» — контрольно-счётный орган.

Глава МО «Котлас» по вопросам, отнесенным федеральными законами, законами Архангельской области и Уставом МО «Котлас» к собственной компетенции Главы МО «Котлас», принимает решения в форме постановлений; подписывает муниципальные нормативные правовые акты Собрания депутатов, издает распоряжения администрации МО «Котлас» по вопросам организации работы администрации, а также издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции.

Муниципальная служба в МО «Котлас» — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы в МО «Котлас», замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальный служащий МО «Котлас» обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Должность муниципальной службы в МО «Котлас» — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии МО «Котлас», которые образуются в соответствии с Уставом, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии МО «Котлас» или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы в МО «Котлас» подразделяются на следующие группы:

1. Высшие должности муниципальной службы:

1) Глава местной администрации;

2) Заместитель главы местной администрации.

2. Главные должности муниципальной службы:

1) Руководитель органа местной администрации;

2) Руководитель территориального органа местной администрации.

3. Ведущие должности муниципальной службы:

1) Заместитель руководителя органа местной администрации;

2) Помощник (или советник) главы местной администрации;

3) Консультант.

4. Старшие должности муниципальной службы:

1) Главный специалист;

2) Ведущий специалист.

5. Младшие должности муниципальной службы

1) Специалист 1 категории;

2) Специалист 2 категории;

3) Специалист.

В МО «Котлас» ведётся реестр муниципальных служащих в порядке, установленном решением Собрания депутатов.

Для замещения должностей муниципальной службы в администрации МО «Котлас» утверждены следующие квалификационные требования, предъявляемые к уровню профессионального образования, а также к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности:

1. Высшие должности муниципальной службы — наличие высшего профессионального образования наличие стажа муниципальной службы (государственной службы) не менее шести лет или стажа работы по специальности не менее семи лет.

2. Главные должности муниципальной службы — наличие высшего профессионального образования наличие стажа муниципальной службы (государственной службы) не менее четырех лет или стажа работы по специальности не менее пяти лет.

3. Ведущие должности муниципальной службы — наличие высшего профессионального образования наличие стажа муниципальной службы (государственной службы) не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее четырех лет.

4. Старшие должности муниципальной службы — наличие высшего профессионального образования наличие стажа муниципальной службы (государственной службы) не менее одного года или стажа работы по специальности не менее двух лет.

5. Младшие должности муниципальной службы — наличие высшего профессионального образования или соответствующего направлению деятельности среднего профессионального образования без предъявления требований к стажу.

Также утверждены требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Это профессиональные знания Конституции Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации о местном самоуправлении в Российской Федерации, о муниципальной службе в Российской Федерации, Устава Архангельской области, нормативных правовых актов Архангельской области о местном самоуправлении в Архангельской области, о муниципальной службе в Архангельской области, Устава МО «Котлас», нормативных правовых актов МО «Котлас» о муниципальной службе, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Архангельской области и нормативных правовых актов МО «Котлас» в сфере противодействия коррупции и в сфере деятельности муниципального служащего, кодекса служебного поведения муниципального служащего, основ делопроизводства; профессиональные навыки планирования работы, ведения деловых переговоров, взаимодействия с другими органами, организациями, структурными подразделениями, подготовки служебных документов, владения компьютерной техникой, систематизации информации; умение избегать конфликтных ситуаций; исполнительская дисциплина. [27; с.2]

Один раз в три года проводится аттестация муниципального служащего в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Порядок и условия проведения аттестации устанавливаются решением Собрания депутатов. Должности Первого заместителя Главы администрации, заместителя Главы администрации, руководителей органов администрации, помощника (или советника) Главы, руководителя Аппарата Собрания депутатов, помощника Председателя Собрания депутатов МО «Котлас» устанавливаются соответственно для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности Главы и Председателя Собрания депутатов МО «Котлас», и замещаются на срок полномочий указанных лиц на условиях срочного трудового договора, который продлению на неопределенный срок не подлежит. [7; с.11]

Отношения, связанные с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», но он не устанавливает конкретные классные чины. Так, в соответствии с Областным законом «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» от 27 сентября 2006 года № 222−12-ОЗ классные чины присваиваются муниципальным служащим персонально. Классный чин может быть: первым, очередным, внеочередным. Классный чин, как правило, должен соответствовать группе должностей, к которой относится должность муниципальной службы, замещаемая муниципальным служащим. [6; с.6]

2.2 Анализ управления муниципальной службой в МО «Котлас»

Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области, были выявлены следующие проблемы, препятствующие повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа в МО «Котлас» .

В сфере Бюджета:

· за счет имеющихся доходных источников бюджета МО «Котлас» не обеспечиваются реальные финансовые потребности в развитии и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, содержание дорог общего пользования и других объектов социальной и инженерной инфраструктуры;

· наличие недоимки по налоговым и неналоговым платежам;

· процессы реформирования бюджетной сети и перехода к новым принципам оказания муниципальных услуг на основе муниципальных заданий идут недостаточно активно (расходы на содержание подведомственной бюджетной сети планируются, как правило, исходя из необходимости содержания существующих мощностей, а не из объемов оказываемых ими услуг);

· слабые стимулы к сокращению издержек учреждений, а соответственно — к экономии бюджетных средств;

· наличие неэффективных расходов в различных отраслях бюджета МО «Котлас» и расходов, не отнесенных к вопросам местного значения;

· отсутствие ориентации учреждений на достижение определенных социально-экономических результатов, так как финансируется сам процесс функционирования учреждений.

В сфере управления муниципальным имуществом и в сфере градостроительства отсутствуют четких пункты, комментарии или разъяснения по некоторым пунктам Федеральных законов, из-за чего возникает длительная судебная практика (например, положения Федерального закона № 159-ФЗ).

Основной проблемой, препятствующей повышению эффективности деятельности полномочного органа в области градостроительной деятельности в реализации полномочий в соответствии с ГК РФ является отсутствие схемы территориального планирования, схем зонирования МО «Котлас» в части территории поселка Вычегодский. Соответственно, отсутствуют утвержденные Правила землепользования и застройки муниципального образования в целом.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства наблюдается рост тарифов на электроэнергию и природный газ, значительно опережающий рост тарифов на коммунальные услуги — теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение. Недостаточность предельных индексов роста тарифов не позволяют обеспечить средства на развитие организаций коммунального комплекса.

Проводимая тарифная политика не должна быть направлена на ущемление финансово-хозяйственной деятельности предприятий и снижение устойчивости жизнеобеспечения населения.

В сфере образования:

· недостаточная обеспеченность местами в дошкольных учреждениях, обеспечение жителей строящихся микрорайонов местами в школах и дошкольных учреждениях;

· слабость материально-технической базы образовательных учреждений;

· существует проблема в укомплектовании образовательных учреждений учителями физики, технологии (мальчики), английского языка, воспитателями. Сохраняется устойчивая тенденция старения.

· стоит острая проблема в обеспечении школ лицензионным программным обеспечением. Для соблюдения Российского законодательства и обеспечения образовательного процесса необходимы средства на совершенствование компьютерной базы и обновление программного обеспечения.

· острой проблемой в отрасли является большой износ зданий и сооружений учреждений образования (до 85%).

Одной из основных проблем, препятствующих эффективной работе отрасли культура является кадровая проблема. Продолжается увеличение разрыва между культурными потребностями населения и возможностями их удовлетворения из-за слабой материально-технической базы учреждений.

В молодежной политике отсутствует нормативно-правовая база, которая затрудняет разработку нормативных документов подведомственного учреждения. Материально-технические условия клубов по месту жительства не соответствует потребностям и интересам молодежи.

В области физической культуры и спорта недостаточное количество финансовых средств на восстановление, реконструкцию и строительство спортивной материально-технической базы. Существует дефицит специалистов физической культуры и спорта.

2.3 Направления совершенствования управления муниципальной службой в МО «Котлас»

Муниципальное образование развивается в соответствии с утвержденным генеральным планом г. Котласа и программами комплексного социально-экономического развития, являющихся отдельными этапами реализации Стратегии социально-экономического развития МО «Котлас» на период до 2030 года. Механизмы реализации Стратегии представлены в приложении 2.

В результате проведенной в 2013;2014 г. г. работы, в рамках выполнения «Народной программы» была отремонтирована Площадь трёх вокзалов. Проведен ремонт и обустройство дорог тротуаров и дворовых проездов. Открыт детский сад «Ладушки» в пос. Вычегодский; продолжилось строительство детского сада на ул. Портовиков. Проведен ремонт образовательных учреждений. Были оборудованы спортивные пришкольные площадки в школах. Построены футбольные поля, а также спортивная площадка у МОУ «СОШ № 7». Установлены хоккейные корты.

Продолжается строительство жилья, а также газификация МО «Котлас». Ведется строительство насосной станции. Продолжается переселение граждан из аварийного жилья. В 2014 году расселены 2 многоквартирных дома, признанных аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2012, из которых переселено 42 человека. Был введен в эксплуатацию Акушерско-гинекологический стационар. Увеличилось количество выделенных земельных участков для многодетных семей (с 3 в 2012 до 205 в 2015). Осуществляется поддержка общественных организаций.

Произошли и культурные события года: «Адмирал Русского Севера», региональный конкурс юных художников «Синяя птица», международный театральный Фестиваль для детей и юношества «Тарарам» и др. Появились новые объекты культуры.

В отчете от 16 сентября 2013 г. руководителя аппарата администрации Елены Панкрац было сказано: «Народная программа сегодня является настольной книгой каждого работника администрации» .

Итак, 2013 год муниципальное образование «Котлас» завершило со следующими социально-экономическими показателями. По данным Росстата на 1 января 2014 г. количество предприятий и организаций на территории муниципального образования выросло: за 2013 год зарегистрировано 86 новых организаций, ликвидировано 73. Среднесписочная численность работников всех предприятий увеличилась по сравнению с 2012 годом на 3%, которые по итогам 2013 года имели среднемесячную заработную плату на 12% выше показателя 2012 года. Численность безработных уменьшилась на 64 человека, или на 22,9%.

Объем инвестиций в основной капитал организаций, направленных на развитие экономики и социальной сферы, в 2013 году использован на 36% выше уровня предыдущего года. Что касается строительства жилья, здесь показатели увеличены в 2,2 раза.

В Котласе наблюдается значительный рост показателей в сфере торговли и услуг. Оборот розничной торговли составил 2,2 млрд руб., что в 1,6 раза больше, чем за 2012 год. Объем платных услуг, оказанных населению в 2013 году организациями на 10,0% больше уровня 2012 г.

Приведенные выше основные экономические показатели благоприятным образом сказываются и на демографической составляющей. Можно говорить об оздоровлении социально-экономической ситуации на территории муниципального образования и улучшения качества жизни населения.

Одним из полномочий органов местного самоуправления является формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета. Бюджет МО «Котлас» на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов был сформирован Финансовым управлением МО «Котлас» и утвержден решением Собрания депутатов 20.12.2012 № 341−682-р. Исполнение по расходам бюджета за счет собственных источников составило 98,1% от уточненного годового плана. Все первоочередные и приоритетные бюджетные обязательства (бесперебойное функционирование бюджетной сферы, своевременная выплата заработной платы, предоставление социальных выплат, осуществление иных социально-значимых расходов) обеспечены в полном объеме.

Обозначены приоритеты работы органов местного самоуправления МО «Котлас» по решению вопросов местного значения и социально-экономическому развитию на ближайшие годы.

1. Обеспечение доходов жителей и бюджета муниципального образования на уровне ведущих центров Северо-Запада России.

2. Создание благоприятных условий для комфортного и безопасного проживания, развития личности.

3. Построение эффективной системы управления местного самоуправления.

В частности реализация муниципальных программ муниципального образования «Котлас», а также участие в региональных и федеральных программах. Обеспечение необходимого уровня доходов бюджета муниципального образования «Котлас», что включает в себя взаимодействие с налоговыми органами, качественное администрирование местных налоговых и неналоговых доходов; повышение эффективности использования муниципального имущества. Повышение эффективности использования бюджетных средств на основе: перехода к новым формам финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг, предоставляемых гражданам, внедрения новых методов формирования расходных обязательств, ориентированных на результат.

В МО «Котлас» с приходом к власти А. В. Бральнина произошли изменения в структуре администрации. Данные изменения продиктованы временем и программными заявлениями. Было важно усилить некоторые направления. Например, повысить эффективность работы администрации в части качества оказываемых услуг населению, наладить диалог с людьми, устранить пропасть, которая образовалась между чиновниками и горожанами. Теперь в администрации работает отдел по работе с обращениями граждан. Отдельным управлением выделен сектор экономического развития. Вместо трех заместителей была оставлена должность только одного, за счет расширения сферы его ответственности.

Важным фактором работы администрации является уровень профессионализма кадрового состава, его способности к решению серьезных вопросов, адаптированности к непростым ситуациям, работа на результат. Время показало, что назначенные руководители с поставленными перед ними задачами справляются. А в целом формирование новой администрации МО «Котлас» прошло успешно.

Заключение

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно предложить следующие выводы.

В курсовой работе было охарактеризовано управление муниципальной службой в РФ, и на фоне этого выявлен ряд проблем. Был изучен процесс управления муниципальной службой в России и в МО «Котлас». Сделаны конструктивные замечания, дана оценка управления МО «Котлас» .

Муниципальная служба на современном этапе реформирования России представляет собой важнейшую составляющую экономической и социальной инфраструктуры. Ключевым фактором, определяющим его эффективность, является профессиональная деятельность муниципальных служащих. Одним из направлений проводимой реформы муниципальной службы является решение проблемы дефицита компетентных кадров и создание корпуса муниципальных служащих, обладающих актуальными знаниями и подготовленных к осуществлению профессиональной деятельности в органах местного самоуправления.

Реформа местного самоуправления позволяет решить несколько стратегических социально-экономических задач. Прежде всего, она касается основополагающих конституционных прав и свобод граждан. Создание реально действующей системы местного самоуправления и отделение ее от государственной власти реализуют базовый принцип демократии — непосредственное участие граждан в управлении обществом. Можно существенно улучшить качество и эффективность управления общественными процессами. В этом заключается основная социально-политическая задача реформы. Реформа местного самоуправления позволит получить муниципальным образованиям три основных вида эффектов: социальный, экономический и финансовый.

В непосредственной деятельности муниципальных служащих муниципальной службы находят реальное воплощение задачи и функции органов местного самоуправления; поскольку в их должностях отражаются полномочия соответствующих органов местного самоуправления, они неотрывны от их структуры и в то же время имеют целью организацию кадрового состава органа местного самоуправления.

Муниципальная служба — один из видов службы в обществе. Особенность муниципальной службы заключается в том, что она осуществляется в масштабе одного муниципального образования. Муниципальные служащие, как исполнители управленческих функций, занимают особое место в социальной структуре общества — место организаторов жизнедеятельности всего муниципалитета, а основным средством реализации ими своих задач и функций является муниципальная служба.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы муниципальной службы Российской Федерации установлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» .

Проблема управления муниципальной службой является сложной и многогранной. Она предполагает комплексный подход, в основе которого лежат социально-психологические, административно-правовые и организационные аспекты.

Муниципальная служба не является разновидностью государственной. Муниципальная служба свойственна публично-правовым образованиям, следовательно, ее представители — муниципальные служащие — являются работниками органов местного самоуправления. Определяющей классификацией муниципальной службы должна быть общепринятая в науке и практике классификация всех работников органов местного самоуправления на руководителей, специалистов и технических исполнителей. Федеральный закон и большинство исследователей придерживаются того мнения, что из состава муниципальных служащих исключаются лица, замещающие выборные должности местного самоуправления (главы муниципальных образований, депутаты представительных органов местного самоуправления, иные выборные должностные лица) и технические исполнители, а также должностные лица муниципальных учреждений и организаций.

Муниципальное управление не может осуществляться без профессионально подготовленного аппарата. Действенным фактором и средством повышения эффективности деятельности муниципальных служащих является такое совершенствование управления муниципальной службой, которое отражает и выражает потребности как внешней среды (общества), организации (муниципалитета), так самого чиновника как личности. Ведь именно в процессе и результате управления, на основе изучения социально-профессионального состава служащих, их количественных и качественных характеристик, основных тенденций развития можно выявить скрытые резервы и способности служащих муниципалитета.

При оценке деятельности муниципального служащего целесообразно изучить мнение об эффективности работы не только непосредственного руководителя, но и самого муниципального служащего, чтобы члены аттестационной комиссии могли принимать решение на основе разных точек зрения. Следует отметить, что в настоящее время никак не регламентируется аттестация высших руководителей, нигде не указано, подвергаются ли вообще такие служащие аттестации. Необходимо распространение системы аттестации на все уровни муниципальной службы. Для проведения аттестации высших руководителей следует использовать метод, когда подчиненные принимают участие в оценке деятельности муниципального служащего.

В завершение необходимо отметить, что для того, чтобы качественно и эффективно управлять муниципальным образованием, необходимо иметь четкие цели и задачи, то есть конкретный курс развития территории.

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ (ред. от 27.05.2003)" Об основах государственной службы Российской Федерации" .

3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» .

4. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 22.12.2014)" О муниципальной службе в Российской Федерации" .

5. Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы

6. Областной закон от 27 сентября 2006 г. № 222−12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» .

7. Устав МО «Котлас» Принят решением Собрания депутатов МО «Котлас» от 15.12.2005 № 148.

8. Решение № 1-н от 09.10.13 О структуре администрации МО «Котлас» .

9. Программа комплексного социально-экономического развития МО «Котлас» на период до 2030 года.

10. Баранчиков В. А. Муниципальное право. М., 2000.383 с.

11. Бахрах Д. Н. Административное право России. М.: НОРМА, 2000.640 с.

12. Бондаренко М. В. Правовое регулирование труда муниципальных служащих. С. 123.

13. Бральнин А. В. Доклад Главы МО «Котлас» для оценки эффективности деятельности ОМС за 2013 год.

14. Бральнин А. В. Народная программа 2013;2014.

15. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление. М., 2005. — 320 с.

16. Выдрин И. В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. М., 1999.319 с.

17. Дмитриев Ю. А. Муниципальное право Российской Федерации.2-е изд. М., 2002.685 с.

18. Коваленко А. И. Муниципальное право. М., 1997.432 с.

19. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2000.552 с.

20. Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997.296 с.

21. Масловская М. В. Административная реформа и местное самоуправление: точки соприкосновения // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 12.

22. Москалев А. В. Муниципальная служба: понятие, принципы, признаки. // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 2.

23. Никитин А. М. Муниципальное право. М., 2000.399 с.

24. Рогальникова И. В. Новые подходы к процессам кадрового учета муниципальных служащих. // Муниципальная служба. 2008. № 4.

25. Черняк В. З. История государственного и муниципального управления России. Учебник. — М, РДЛ, 2003

26. Шугрина Е. С. Муниципальное право. М., 1999.672 с.

27. Приложение к постановлению администрации муниципального образования «Котлас» от «05» августа 2013 г. № 2434.

28. base. garant.ru

29. bralnin.ru

30. Consultant.ru

31. kotlas-city.ru

Приложение 1

Структура администрации муниципального образования " Котлас"

1. Отраслевые (функциональные) органы: Аппарат администрации, Комитет по управлению имуществом, Управление городского хозяйства, Управление экономического развития, Финансовое управление, Управление по социальным вопросам, Отдел архитектуры и градостроительства, Комитет гражданской защиты и мобилизационной работы, Административная комиссия, Комиссия по делам несовершеннолетних.

1.1 Структурные подразделения Аппарата администрации

1) Отдел по работе с обращениями граждан.

2) Отдел кадров.

3) Правовой отдел.

4) Отдел внешних и общественных связей.

5) Отдел информационного обеспечения.

1.2 Структурные подразделения Комитета по управлению имуществом

1) Отдел муниципальной собственности.

2) Отдел по земельным отношениям.

1.3 Структурные подразделения Управления городского хозяйства

1) Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и экологии.

2) Комитет жилищно-коммунального хозяйства.

1.4 Структурные подразделения Управления экономического развития

1) Комитет экономики и инфраструктурного развития.

2) Контрактный отдел.

1.5 Структурные подразделения Финансового управления

1) Бюджетный отдел.

2) Отдел доходов и финансирования отраслей производственной сферы.

3) Контрольно-ревизионный отдел.

4) Отдел бухгалтерского учёта и отчётности.

5) Отдел программного обеспечения.

1.6. Структурные подразделения Управления по социальным вопросам

1) Комитет по образованию.

2) Комитет по культуре, туризму и молодёжной политике.

3) Комитет по физической культуре и спорту.

4) Отдел опеки и попечительства.

5) Отдел бухгалтерского учёта и отчётности.

2. Территориальный орган администрации муниципального образования «Котлас»

2.1 Администрация Вычегодского административного округа администрации

муниципального образования «Котлас» .

Приложение 2

Схема взаимодействия участников реализации Стратегии

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой