Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конституционные основы статуса политических партий России

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Участие в выборах является монополией политических партий. Никто кроме политических партий не может участвовать в выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и в выборах законодательных органов субъектов Российской Федерации. Политическая партия также может выдвигать своих кандидатов на президентские выборы, на выборы в представительные органы местного… Читать ещё >

Конституционные основы статуса политических партий России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

КУРСОВАЯ РАБОТА

Конституционные основы статуса политических партий России

политический правовой партия конституционный

Политические партии (от лат. — pars, parties — часть, участие, доля; фр. — parti; нем. — partei; англ. — party) — один из важнейших политических институтов современного общества. Они являются связующим звеном между государством и гражданским обществом. Основная задача политических партий овладеть государственной властью в стране или принять в ней участие через представителей в органах государственной власти и в органах местного самоуправления.

Основная цель данной исследовательской работы состоит в том, чтобы: всесторонне изучить конституционно-правовой статус политических партий, в особенности их участие в избирательном процессе, так как борьба за власть — основная функция политических партий.

Основная задача моего исследования: проведение анализа современных политических партий, их сущности, возможностям финансирования, роли партии как посредника между властью и обществом, деятельности партий на выборах и в парламенте.

При написании данной работы я использовал: Конституцию РФ, ФЗ «О политических партиях», ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», Постановления Конституционного Суда, юридическую учебную литературу, периодическую литературу, другие источники.

1. Сущность политической партии и ее значение

Согласно российскому законодательству, а именно ФЗ «О политических партиях» (с учетом поправок, принятых в 2012 г.) политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В ней должно состоять не менее 500 членов партии, при этом не менее чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения.

Известный российский революционер Лев Троцкий говорил: — «Никакая партия ничего не стоит, если она не имеет целью захват власти». Но у политической партии есть и другие функции коме овладения государственной властью. Политическая партия может быть нацелена на формирование общественного мнения, политическое воспитание и образование граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти, выдвижение своих кандидатов на выборы в различные законодательные и представительные органы. Политическая партия является сложным и неоднозначным институтом общества, который был объектом изучения многих учёных. Так, К. Маркс определял политическую партию, как «политическую и идеологическую организацию определённого класса или социальной группы, имеющей целью в результате выборов, а также иными путями завоевать государственную власть, либо удержать ее в рамках реализации своих, прежде всего, классовых интересов». По определению Макса Вебера, «партии — это (формально) свободные общественные объединения, ставящие целью привести их руководителей к власти и предоставить возможность их активным членам реализовать свои деловые цели или получить личные выгоды… Партии — это, прежде всего, организации по вербовке голосов избирателей».

Советский и российский ученый-юрист Ю. А. Юдин относит к числу основных причин появления и расширения принципа политического плюрализма и увеличение политических партий в 80−90-х годах прошлого столетия, усиление взаимодействия политических партий и государственного аппарата и обеспечивающего его функционирование. Он сравнивал партии с фракционными крепостями для группки сектантского духа, торгующую общественным благом под флагом демократии, открывающим дорогу то правому, то левому тоталитаризму". Юдин считал, что конституционный статус не является угрозой свободы образования и деятельности политических партий, а, наоборот, важнейшие гарантии, защищающим их от произвола государства и парламентского большинства.

Многопартийность в России является одной из основ конституционного строя, предпосылкой развития демократии, гражданского общества и правового государства. Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» устанавливал нормативно правовую базу, регулирующую деятельность политических партий в России. Данный закон обеспечил в России правовую основу для развития полноценной (т.е. реально представляющей интересы различных групп населения и реально воздействующей на власть) партийной системы, призван способствовать политической структуризации общества, активизации граждан, повышению эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в интересах граждан. Проблема формирования полноценной партийной системы была и по-прежнему остаётся ключевым вопросом российской политики. В последнее время многие политологи, государственные и общественные деятели, лидеры политических партий пришли к выводу, что необходимо создавать условия небольшим по составу общественным политическим объединениям считаться партией, так как это способствует развитию политической конкуренции, многопартийности и политическому плюрализму. Политическая конкуренция в свою очередь служит основой стабильности политической системы государства, а также способом преодоления политической коррупции.

В целях либерализации создания и регистрации политических партий и в апреле 2012 г. были приняты кардинальные поправки в партийное законодательство, способствующие реализации принципа многопартийности. Численность человек необходимых для создания партии сократилось в 80 раз (по сравнению с предыдущей редакцией ФЗ). Как мне кажется, данные изменения приблизят нас к реализации, закрепленного Конституцией РФ, принципа многопартийности. Я считаю, что для того, чтобы он смог быть реализован в полной мере, необходимо уравнять все партии в их правах. Мне кажется, что пока это не будет сделано, множество новых партий, которые смогут возникнуть, не будут иметь шансов на успех на выборах. Необходимо уравнять доминирующую, правящую партию в правах с оппозиционными партиями, попытаться не допустить использования административного ресурса на выборах, а также организациями гражданского общества следить за честностью выборов.

2. Создание политической партии

Для создания политической партии отчасти действуют те же нормы, что и для юридических лиц. Правоспособность и дееспособность появляются с момента регистрации и прекращаются в момент ликвидации. Также стоит отметить, что запись о политических партиях должна быть занесена в Единый государственный реестр юридических лиц. При подаче заявления о государственной регистрации заявителем (п. 1 ст. 9 ФЗ «О политических партиях») необходимо предоставить программу и устав в трех экземплярах. Федеральный закон о политических партиях предусматривает два способа образования политической партии: на учредительном съезде и путём преобразования в партию общественного объединения. Важным условием для регистрации политической партии является наличие региональных отделений, которые должны быть зарегистрированы не позднее чем через 6 месяцев после регистрации политической партии в подразделениях Министерства юстиции РФ в субъектах. Исполнение государственной функции, в том числе при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы политической партии, государственной регистрации в связи с ликвидацией политической партии, включает в себя следующие административные процедуры: прием документов, необходимых для государственной регистрации; рассмотрение представленных документов; принятие решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации; при принятии решения о государственной регистрации — направление документов в налоговый орган; получение от него документов и подготовка документов для выдачи заявителю; выдача заявителю подлежащих выдаче документов, в том числе свидетельства о государственной регистрации политической партии и полученного от ФНС России свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц. При принятии решения об отказе в государственной регистрации заявителю направляется сообщение об отказе в государственной регистрации. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Я считаю, что законодатель правильно ввел ограничения на создание таковых партий. Во-первых, Россия — светское государство, а значит, церковь не может влиять на государственную власть, а государство влиять на церковь. Во-вторых, создание партий по национальной и расовой принадлежности может в итоге привести к межэтническим конфликтам, что в нашей многонациональной стране особенно опасно. Подобные общественные организации обращались с жалобами в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобами на запрет их регистрации. Суд в свою очередь признавал положения ФЗ «О политических партиях» конституционными и отклонял жалобы граждан и общественных организаций.

По моему мнению, создание политической партии в России трудоёмкий и бюрократический процесс. Органы регистрации зачастую отказывают в регистрации новой партии. В период с 2008 по 2011 годы партии образовывались путём реорганизации и слияния уже существующих партий. Например, «Правое Дело». Таким же путём возникли «Справедливая Россия» и «Единая Россия». Не стоит забывать, что для регистрации политических партий нужно предоставить как минимум 8 документов, большинство из которых должны быть заверены или подписаны уполномоченными органами. В то же время, государственные органы имеют немало оснований для отказа в регистрации политической партии: устав партии противоречит российскому федеральному законодательству; нарушены требования к наименованию и символике; не предоставлены все необходимые для регистрации документы; содержание документов не соответствует ФЗ «О политических партиях». Следует подчеркнуть, что учредительные документы, представленные на государственную регистрацию, изучаются в целях выявления противоречивой и недостоверной информации, а также положений, явно нарушающих законодательство. На данный момент, в Российской Федерации существуют и зарегистрированы следующие партии: «Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР», «Справедливая Россия», «Яблоко», «Правое Дело», «Патриоты России».

Такой жёсткий формат регистрации партий выдерживают не всё политические объединения, стремящиеся стать партией. Многим отказывают в регистрации. Например, «Партии Народной Свободы» (ПарНаС) было отказано в регистрации из-за того, что многие его члены являются «мёртвыми душами», т. е. их не существует. Однако в ряде СМИ появлялась информация о том, что сотрудники Министерства юстиции Российской Федерации незаконно обзванивали членов партии, чтобы убедиться в их существовании. Также было отказано в регистрации «Пиратской партии России», однако тут исполнительная власть в лице Министерства юстиции Российской Федерации предъявила замечания не только в отношении количества членов партии, но и в отношении ее названия.

Законодатель предъявляет жесткие требования в отношении названия политической партии. Название политической партии это её лицо. Оно может отражать партийную идеологию, основную цель деятельности, социальную или национальную группу, интересы которой отражает партия или просто запоминающийся бренд. Политические партии, как особый вид общественных объединений, единственное юридическое лицо, которому разрешено участвовать в выборах должны использовать в своём названии слово «партия», что другим общественным объединениям категорически запрещено. В российском законодательстве существует ряд требований к названиям политических партий, которые закреплены в Конституции РФ (п. 5 ст. 13 Конституции РФ), в Федеральном законе от 11 июля 2001 года «О политических требованиях» (ст. 6, п. 3 ст. 9, п.п.б п. 1 ст. 20), а также в законодательстве об охране интеллектуальной собственности и авторских прав (раздел четвёртый ГК РФ). Законодатель вводит некоторые ограничения, касающиеся создания партий. Например, невозможно использовать названия уже существующих партий, названия органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также имени и фамилии граждан. Однако конституционная практика знает пример создания в 2004 году в Ярославской области «Блока Путина». Создатели этого избирательного блока сослались, что в названии их организации они использовали не фамилию действующего на тот момент Президента РФ, а период ловли рыбы. Стоит отметить, что в соответствии с поправками 2012 года запрещается при регистрации партии использовать наименования, которые схожи с названиями существующих или уже не существующих политических партий «до степени смешении».

3. Финансирование политических партий

Финансирование политических партий в современном обществе осуществляется из данных источников: вступительные и членские взносы; предпринимательская деятельность партий; институциональные пожертвования; государственное финансирование; частное финансирование. Пожертвования от религиозных организаций запрещены законом, также как и от иностранных граждан и организаций (в том числе с высокой долей иностранного капитала в ней), апатридов и несовершеннолетних. Исторически, взносы и предпринимательская деятельность являются первыми источниками пополнения партийного бюджета и именно поэтому партии в определённый исторический период были материально самостоятельными. Но в современное время, никем не отрицается тот факт, что партии являются финансово несамостоятельными. Данная ситуация характерна не только для нашей страны, но и для большинства политических систем мирового сообщества. Показательно, что вновь возникающие партии уже не рассчитывают на вступительные и членские взносы как источник финансирования, а сразу ориентируются на другие источники и, в первую очередь, на средства крупных спонсоров. В последнее время видна тенденция к уменьшению взносов и поступлений от профсоюзов (институциональные пожертвования) в доли бюджета партии, но в то же время увеличивается государственное и частное финансирование партий и появились новые возможности для предпринимательской деятельности партий. Наибольшую сумму получают партия, победившая на выборах и, пользующаяся наибольшей народной поддержкой. Некоторые современные политические организации на 80% зависят от государственного финансирования. Согласно ФЗ «О политических партиях» сумма государственных субсидий не должна быть менее 20 рублей умноженных на число избирателей, зарегистрированных на момент состоявшихся выборов. Партии имеют право на государственное финансирование, если федеральный список кандидатов, выдвинутый партией на выборах депутатов Государственной Думы, набрал более 3% голосов, или кандидат, выдвинутый партией на выборы Президента РФ, набрал не менее 3% голосов. Причем выплата в первом случае происходит ежегодно, а во втором единовременно. Политические партии обязаны отчитываться в расходовании бюджетных средств. Государство оказывает поддержку партиям не только в виде финансирования, но и в виде налоговых скидок, бесплатного эфирного времени на государственных телевизионных телеканалах. В последнее время всё больше и больше возрастает финансирование партий по средствам спонсоров — частных и юридических лиц. Так как средства от членских взносов — величина крайне невысокая, а государственное финансирование далеко не набрало быстрых темпов роста, то есть все основания предположить, что большую часть экономической поддержки политические партии получают от частных спонсоров. На мой взгляд, участие государства в финансирование партий и предоставление льгот партиям ведёт к тому, что партии становятся подконтрольны государственному аппарату, а также происходит постепенная утрата ими независимости, следовательно, способности полноценно и не искаженно выражать интересы тех слоев общества, которые они представляют.

Финансирование предвыборной деятельности партий ведется только из средств избирательного фонда. Его можно представить как совокупность денежных средств определённой политической партии, которые собираются и используются на финансирование избирательной компании. Избирательный фонд коренным образом отличается от других известных российскому законодательству видов фондов, так как не требует государственной регистрации и принятия учредительных документов, а также тем, что в регулировании его деятельности участвуют одновременно и нормы публичного права и нормы частного права. Моментом создания избирательного фонда считается внесение специальных средств на открытый избирательный счет, а ликвидированным с момента закрытия этого счета. Создание избирательного фонда — обязательное условие регистрации федерального списка кандидатов. Если политическая партия не создаст избирательный фонд, даже с отсутствием денежных средств на нём, то это может стать поводом для отказа в регистрации списка кандидатов. Избирательные фонды носят строго целевой характер. Это значит, что они создаются только для целей финансирования избирательных компаний. Закон строго указывает на то, на какие цели расходуются средства, а также финансирование избирательной компании может вестись только из средств избирательного фонда. Действующее законодательство не предусматривает проводить предвыборную агитацию без привлечения средств избирательного фонда, самостоятельно оплачивая соответствующие расходы, если он не является кандидатом и если он не выступает от имени кандидата или политической партии.

4 Участие политической партии в избирательном процессе

Участие в выборах является монополией политических партий. Никто кроме политических партий не может участвовать в выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и в выборах законодательных органов субъектов Российской Федерации. Политическая партия также может выдвигать своих кандидатов на президентские выборы, на выборы в представительные органы местного самоуправления, предлагать кандидата на должность высшего должностного лица субъекта. Стоит отметить, что 16.01.2012 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев внес в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, который, в случае принятия, внесет поправки в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», касающиеся выборов высших должностных лиц субъектов РФ. В случае принятия данного законопроекта, все политические партии смогут выдвигать кандидатов на должность губернатора субъекта. Однако политическим партиям нужно будет проконсультироваться с Президентом РФ по поводу выдвигаемых кандидатах. Это, так называемый, «президентский фильтр». Он нужен для того, чтобы ограничивать кандидатов, которые не вызывают доверие федеральной власти. Представители федеральной власти называли основной причиной отмены прямых губернаторских выборов большую вероятность того, что к власти в субъектах могли пройти лица, проповедующие экстремистские идеологии, особенно в республиках Северного Кавказа. Сейчас же, прислушиваясь к массовым общественным возмущениям существующим политическим строем, федеральные органы власти готовы пойти на уступки протестному движению. Стоит также отметить, что в соответствии с законопроектом, кандидаты, выдвинутые политическими партиями на должность высшего должностного лица субъекта, не должны будут собирать подписи в свою поддержку.

Для участия политических партий, не представленных в Государственной Думе, им необходимо набрать определённое количество подписей избирателей. Подписи проверяет Центральная Избирательная Комиссия. Стоит отметить, что в результате наметившейся «политической реформы», все политические партии будут освобождены от сбора подписей во время выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Подписи должны будут собирать только партии, не представленные в ГД ФС РФ при выдвижении кандидата на президентские выборы. Количество подписей может уменьшиться с 2 миллионов до 100 тысяч, причем на один субъект должно будет приходиться не более 50 тысяч, а не более 2,5 тысяч подписей.

В соответствии с ФЗ «О политических партиях» и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» партии обязаны публиковать свою программу не позднее, чем за 10 дней до голосования в государственном или муниципальном периодическом издании, а также в сети «Интернет». Данная публикация осуществляется с использованием бесплатной печатной площади, предоставленной в соответствии с законом, или оплачивается из избирательного фонда партии или кандидата, который должен быть выдвинут политической партией.

Выдвижение кандидатов политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением возможно только после официального опубликования решения о назначении выборов. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, иных общественных объединений, имеющих право принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования решения о назначения выборов. Они же публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях, и размещает его в сети «Интернет», а также в этот же срок направляет его в избирательную комиссию, организующую выборы.

Решение о выдвижении кандидата, списка кандидатов от имени политической партии на выборах в депутаты Государственной Думы, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимается высшим органом партии — ее съездом. Съезд также может принять и решение о выдвижении кандидатов в депутаты и на выборные должности в органы местного самоуправления. До принятия ФЗ «О политических партиях» право на участие в региональных и местных выборах посредством выдвижения кандидатов признавалось за всеми региональными отделениями общероссийских политических объединений. С принятием такового, региональные отделения получили право выдвигать кандидатов только в случаях и в порядке, предусмотренных уставом политической партии. Соответственно одни партии (КПРФ, «Правое дело») сохранили за региональными отделениями право самостоятельного выдвижения кандидатов, другие же закрепили обязательность согласования вышестоящими партийными органами. В то же время ряд политических партий (ЛДПР, СР) предусматривает необходимость согласования решения о выдвижении и выдвигаемых кандидатур с постоянно действующим центральным партийным органом.

Сложным вопросом является и участие в выборах граждан, которые не состоят и не собираются входить в какую-то политическую партию. Шанс таких людей попасть в Государственную Думу Российской Федерации, на мой взгляд, крайне низок. Беспартийный гражданин, обладающий пассивным избирательным правом, может обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии она должна быть рассмотрена конференцией (общем собранием) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах. Подобный механизм открывает широкие возможности для «призвания варягов», чем на практике пользовались и пользуется абсолютное большинство избирательных объединений. Как мне кажется, зачастую выдвижение кандидатов по списку политической партии является своего рода скрытой формой компенсации за оказание партии финансовой или иной поддержки. Подчас процент сторонних кандидатов составляет 20, 30 и даже 40 процентов от общего числа кандидатов в списке. Однако в соответствии с избирательным законодательством такое число беспартийных законодательством не может быть больше 50 процентов от общего числа кандидатов, выдвигаемых в списке. Соответственно рядовые члены и низовой актив политических партий в таких условиях лишались не только перспективы к продвижению в органы государственной власти, но и стимулов к активному участию в избирательной кампании.

Выдвинутые кандидатуры в обязательном порядке должны быть поддержаны на съезде партии, конференции (общем собрании) регионального отделения тайным голосованием. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов в порядок проведения тайного голосования определяются уставом политической партии. Уставы политических партий самостоятельно определяют орган, который вправе вносить предложения по кандидатам и порядку их размещения в составе списка. Голосование может вестись как отдельно по каждой кандидатуре, так и за весь список в целом. Решение о выдвижении кандидата или списков кандидатов должно быть принято не менее половиной голосов присутствующих на съезде партии делегатов. Однако партии могут вносить дополнительные условия принятия решений на съезде и конференции политической партии, согласно своему уставу. Процедура тайного голосования устанавливается политической партией, а при отсутствии соответствующих указаний — самим съездом (собранием, конференцией). Условием выдвижения в качестве кандидата от политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения является наличие у гражданина пассивного избирательного права. Таким образом, исключается возможность выдвижения лиц, имеющих иностранное гражданство или вид на жительство в зарубежных странах, лиц, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда и др. Невозможно также выдвижение от партии в качестве кандидата или в качестве кандидата, включенного в список представителя другой партии.

В зависимости от состава и порядка размещения кандидатов в списке могут применяться открытые и закрытые списки, единые списки и списки с полным либо частичным разделением на региональные (территориальные) группы.

Стоить отметить, что на выборах в 1993 году разбивка федерального списка на региональные группы являлась правом партии, но не их обязанностью. С 1995 года же федеральный список должен быть разбит на региональные группы в обязательном порядке.

На первых многопартийных выборах 1993 года общефедеральная часть списка не имела ограничений по количеству кандидатов, включаемых в ее состав. В 1995 году численность общефедеральной части была ограничена 12 кандидатами, на выборах 1999 года была увеличена до 18 кандидатов. В связи с принятием в 2005 году нового Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» численность общефедеральной части списка может составить не более трех кандидатов. Во время выборов депутатов ГД ФС РФ в 2011 г. общефедеральную часть можно было включить до 10 кандидатов.

Политические партии для осуществления контроля во время голосования могут выдвигать наблюдателей на избирательные участки. Институт наблюдателей является одним из составляющих демократичному общества и правового государства, который обеспечивает атмосферу гласности и повышает уверенность участников избирательного процесса в справедливости и легитимности выборов. Стоит отметить, что с 2005 году наблюдателями не могут быть представители от партий, которые не участвуют в выборах на соответствующем уровне или вышестоящем. Наблюдатель должен наблюдать за соблюдением технологии подсчёта голосов. Но в то же время большинство нарушений происходит не в день выборов, а до них. Политическими партиями, общественными организациями и государством ведётся активная борьба против нарушений регламента проведения выборов, политической агитации и т. п. Например, самыми распространенными нарушениями являются: нарушение правил уличной агитации, подкуп избирателей, нарушение прав кандидатов, давление на избирателей, нарушение правил агитации в СМИ, нарушения, связанные с распространением агитационных материалов. Нет безгрешных партий. Каждая из зарегистрированных политических партий, отметилась в нарушении законодательства, касающихся проведения выборов.

5. Приостановление деятельности политической партии и ее ликвидация

Порядок и основания приостановления деятельности и ликвидации политических партий регулируются ФЗ «О политических партиях». Глава 9 данного закона четко указывает на те условия, при которых партия может быть ликвидирована, а также регламентирует весь процесс приостановления деятельности партии и ее ликвидации.

Основной причиной, по которой деятельность партии может быть приостановлена, является нарушение закона самой партией. Стоит отметить, что в данном случае уполномоченный орган выносит партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и дает ей срок на их устранение. С учетом, вступивших в силу в апреле 2012 года поправок в партийное законодательство, государственная регистрация может быть приостановлена, но не более чем на 3 месяца, в течение которых, можно устранить недостатки. Приостановление деятельности политической партии осуществляется регистрирующим органом, а именно Министерством Юстиции и может быть обжалована в Верховном Суде РФ. Последствия приостановления деятельности таковы: политической партии запрещается пользоваться средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, шествия и иные подобные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковских вкладов. Но основным последствием приостановления деятельности политической партии может служить ее дальнейшая ликвидация. Стоит отметить, что не допускается приостановления деятельности и ликвидация политических партий и ее региональных отделений со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, либо Президента вплоть до дня опубликования результатов соответствующих выборов. Я считаю, что данная правовая норма обеспечивает защиту партий от административного ресурса государственных органов, которые могли бы в собственных интересах или в интересах определенных политических групп приостановить деятельность и не допустить до выборов неугодную партию.

Ликвидация политической партии может осуществляться исключительно решением Верховного Суда Российской Федерации или добровольно высшим органом партии — ее съездом. Случаи, в которых наступает ликвидация партии, строго регламентированы законом. К таким условиям можно отнести не соответствие партий разрешенным ограничениям на создание и деятельность политической партии, а именно направленность партии на осуществление экстремисткой деятельности и.т.д. Партии подлежат ликвидации так же если препятствия, послужившие приостановлению деятельности партии, не были устранены в предусмотренный срок. Участие в выборах — не только привилегия и право партий, но также и их обязанность. В случае неучастия партии в выборах в течение 7 лет она подлежит ликвидации (с учетом поправок 2012 г.). К тому же партии не смогут быть ликвидированы из-за недостаточной численности членов в ее региональных отделениях. Также политические партии будут представлять в уполномоченные органы информацию о численности своих членов в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности один раз в три года, а не раз в год, как сейчас. Стоит также отметить, что ранее возможна была ликвидация партии, если ее численность и численность ее региональных отделений не соответствовала предусмотренным законам нормы. В таком случае партия ликвидировалась или преобразовывалась в общественное движение.

В случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается а) на цели, предусмотренные уставом и программой партий, если ликвидация осуществлена по решению съезда партии; б) в доход Российской Федерации, если партии ликвидирована по решению суда. Отметим также, что в связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» Закон о партиях 2001 г. был приведен в соответствие с указанным Законом. Вместе с тем Закон о партиях дополнен (п. 7 ст. 41) указанием на то, что партию можно ликвидировать в порядке и по основаниям, предусмотренным Законом об экстремистской деятельности.

Я считаю, что поправки в партийное законодательство, вступившие в силу в апреле 2012 года призваны облегчить существование партии, так как стало меньше оснований для ликвидации партий. Однако, несколькими годами ранее многие политические партии подвергались ликвидации не добровольно, а со стороны уполномоченных государственных органов. Например, Республиканская партия России ликвидирована в связи с тем, что в ее составе не находилось нужного количества человек, однако недавно Верховный Суд вернул регистрацию данной партии. Некоторые политические партии обращались в Конституционный Суд РФ с целью проверки положений ФЗ «О политических партиях», касающихся численности политических партий на предмет конституционности данных положений. Конституционный Суд своим постановлениям признал данные положения конституционными.

Заключение

Принципы многопартийности, идеологического разнообразия, свобода образования общественных объединений являются одними из важнейших, закрепленных в Конституции РФ. Однако их закрепление еще не гарантирует их реализацию. Во-первых, ФЗ «О политических партиях» запрещает представителям государственной власти вмешиваться в деятельность политических партий. В действительности мы видим обратную ситуацию. В нашей стране велика вероятность установления полного государственного контроля над политическими партиями, своеобразного огосударствления общественных объединений. Огосударствление политических партий не укрепляет глобальную конкурентоспособность государства, а ослабляет ее, создает возможности для опирающейся на вполне обоснованное недовольство населения политической дестабилизации, генерируемой извне. Партия «Единая Россия» представляет, прежде всего, политическую силу чиновников. В СМИ периодически появляется информация о подконтрольности какой-либо партии чиновникам. Один из последних примеров — партия «Правое Дело». Во-вторых, как мне кажется, нельзя говорить о реализации принципа многопартийности, пока партии в нашей стране не равны в своих правах. Недостатком я также считаю запрет на создание блоков. В апреле 2012 года были приняты поправки в партийное законодательство, которые призваны максимально облегчить создание и функционирование партий в нашей стране. Поправки призваны впустить в политическую жизнь большую массу людей с абсолютно разными политическими воззрениями, однако политологи высказывают опасения, что это пойдет лишь в пользу правящей партии, так как голоса за оппозицию будут диверсифицироваться среди мелких партий. И действительно Президент, ставший субъектом законодательной инициативы в данном законопроекте, а также Государственная Дума, где относительное большинство принадлежит доминирующей партии, не приняли поправки оппозиционных партий и политических движений о возможности создавать блоки. Блоки — реальный инструмент консолидации политических партий на время выборов без необходимости их дальнейшего объединения в одну структуру для более успешного проведения предвыборной кампании. Поправки, принятые в апреле 2012 года впустят на политическую арену десятки, а может и сотни новых партий, к тому же большинство из них будут иметь схожие программы, цели и идеалы и не могут объединиться по разногласиям в некоторых принципиальных вопросах или неуступчивости лидеров данных партий. Блоки позволили бы создать реально действующие идеологические полюса. Отсутствие блоков приведет, на мой взгляд, к тому, что многие мелкие партии не смогут добиться реальных успехов на политической арене, а позже войдут в состав других более сильных партий или ликвидируются, так как содержать партию — довольно затратное дело. В-третьих, сложным вопросом является уровень доверия населения к такому институту, как политическая партия. Существуют концепции, в которых партии могут быть заменены более простым образованием — политическим общественным движением. Однако, на мой взгляд, уровень заинтересованности населения в политике, партийной карьере и партийному строительству вырос после массовых митингов конца 2011 — начала 2012. В Министерство Юстиции подано более 100 заявок на регистрацию политических партий. Идеальным было бы формирование нескольких массовых партий, представляющих средний класс граждан России. Однако средний класс у нас так до конца и не сложился, а кризис способен серьезно подорвать экономическую, социальную и идеологическую базы его формирования. В этих условиях возможно только формирование политических партий «сверху», что будет представлять собой не более чем клонирование той же «Единой России». При отсутствии серьезной политической оппозиции ближайшее политическое будущее России прямо зависит от возможности самореформирования власти и в значительной степени от способности к самореформированию партии «Единая Россия».

Политическая конкуренция — один из важнейших элементов демократического и правового государства. На мой взгляд, развитие принципа политической конкуренции — единственный способ развития демократии в нашей стране.

1. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М.: РЮИД; Сашко, 2010.

2. Анчуткина Т. А. Правовые основы парламентской деятельности политических партий в Российской Федерации // Теоретические проблемы российского конституционализма / Под общ. ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2009.

3. Васильева С. В. Конституционное право России: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / С. В. Васильева, В. А. Виноградов, В. Д. Мазаев. — М.: Эксмо, 2011.

4. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко; коммент. А. Ф. Филиппова. — М.: Прогресс, 2010.

5. Дюверже М. Политические партии: Пер. с фр. М.: Академический проект, 2000.

6. Евдокимов В. Б. Политические партии в зарубежных странах (политико-правовые аспекты): Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1992.

7. Заславский С. Е., Зотова З. М. Правовые основы участия политических партий в выборах. — М.: РЦОИТ, 2009.

8. Зотова З. М. Политические партии России. — Москва: РЦОИТ, 2011.

9. Исаев И. А. История государства и права России: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2007.

10. Карапетян Л. М. Политические партии в судьбе России. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2009.

11. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов Т. 4. / Рук. авт. кол. отв. ред. Б. А. Страшун. М., 2011.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой