Центральный Банк РФ
С начала 2014 года в мировой экономике произошло много серьезных изменений, большинство из которых носит негативный характер. Совокупность проблем таких, как замедление темпов роста экономики Китая и риск дефляции в Европе, пагубно влияют на общемировую конъюнктуру. В таких условиях центральные банки по всему миру как гаранты обеспечения финансовой стабильности и развития экономики, вынуждены… Читать ещё >
Центральный Банк РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
КУМЕРТАУСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА КУРСОВАЯ РАБОТА
Центральный Банк РФ
Содержание Введение
1. История развития, функции, операции и сущность Центрального банка
1.1 Предпосылки и особенности возникновения Центрального Банка
1.2 Краткая характеристика и история создания Банка России
1.3 Сущность и функции Центрального Банка
1.4 Операции Центрального Банка
2. Роль Центрального Банка РФ в экономике России
2.1 Центральный Банк России в российской экономике в 2014 г.
2.2 Роль банка России в условиях рыночной экономике и антикризисные меры
2.3 Меры банка по поддержке устойчивости финансового сектора
3. Экономические механизмы воздействия ЦБ на экономику России
3.1 Агрегаты денежной массы, понятия, сущность и динамика, рост развития
3.2 Учетная ставка ЦБ в 2014 г., механизм и изменения, методы обязательных резервов
3.3. Мероприятия Банка России по совершенствование финансов на период 2015 г.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий официальным проводником денежно — кредитной политики. В свою очередь, денежно — кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики. Центральные банки имеют достаточно широкие и разнообразные полномочия в областях:
· регулирования и контроля за деятельностью банков на рынке ценных бумаг;
· валютного контроля;
· информатизации банковской деятельности;
· экономического анализа и статистики;
· обеспечения безопасности и защиты информации и др.
Актуальность темы
подтверждается тем, что роль Центрального Банка в экономике России трудно переоценить, особенно сегодня, в период кризиса, когда особенно необходима продуманная кредитно-денежная политика: жесткое регулирование валютного курса, поддержание отечественных производителей путем их кредитования, и в результате, предотвращение обнищания широких слоев населения.
Целью данной работы является рассмотрение задач, функции Центрального Банка РФ, и его роли в рыночной экономике России.
Цель курсовой работы определила ряд основных задач:
1. Раскрыть возникновение, правовой статус Банка России;
2. Выявить роль Центрального Банка РФ в экономике России;
3. Определить экономические механизмы воздействия банка России на экономику страны.
Объектом в данной курсовой работе является Центральный Банк РФ.
Предметом — современная экономика РФ.
В теоретической части данной работы, а именно в первой и второй главе, будут рассмотрены: история развития, функция и сущность Центрального Банка, когда в период реформирования его роль трудно было переоценить, его правовой статус и функции, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», его структура.
Вторая глава посвящена роли Центрального Банка в экономике Российской федерации: описан российская экономика 2014 г., формы и методов регулирования экономики, ЦБ в условиях рыночной экономики и антикризисные меры, меры банка по поддержанию устойчивости российского финансового сектора.
В практической части данной работы мною описаны экономические механизмы воздействия Банка России на экономику страны, а именно: денежные агрегаты, их понятие, сущность и динамика развития за период с 2000 по 2014 год, учетная ставка Центрального Банка, механизм ее изменения, метод формирования обязательных резервов, мероприятия банка России по совершенствованию финансов на период 2015 года.
Исследованием проблем роли Центрального Банка в современной экономике занимаются такие российские ученые, как Лаврушин О. И., Селищев А. С., Кравцова Г. И., Кузьменко Г. С., Кравцов Е. И., Базулин Ю. В., Пашкус Ю. В., Салин В. Л., труды которых были изучены при подготовке настоящей курсовой работы.
Курсовая работа по своей структуре состоит из введения, трех глав, заключения, таблицы и рисунка, списка использованных источников.
Поэтому в своей работе я попытаюсь раскрыть сущность центрального банка, расскажу об истории и формах его возникновения, попытаюсь оценить его роль, раскрыть все его основные функции. Особенно интересно для меня рассмотреть деятельность Центрального Банка России. Как он функционирует, каковы его основные функции. Также для меня очень важно знать проблемы функционирования современного Центрального банка и результаты его деятельности. Выполняет ли Центральный банк РФ все свои функции до конца или существуют какие-либо проблемы функционирования? Как выполняемые им функции сказываются на регулировании рыночной экономики РФ? Какими правами он наделён, на что направлена деятельность банка, каковы его основные задачи и цели. Все эти вопросы очень важны на современном этапе развития нашей страны. По моему мнению, это очень интересно и важно для каждого гражданина России.
1. История развития, функции, операции и сущность Центрального банка
1.1 Предпосылки и особенности возникновения Центрального Банка Предпосылки и особенности возникновения Центрального Банка.
Возникновение Центральных банков исторически связано с Централизацией банкнотой эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называться эмиссионными.
На ранних стадиях развития банковского дела строгого размежевания между коммерческими и эмиссионными банками не было — законодательство не запрещало коммерческим банкам самостоятельно выпускать банкноты. В XVIII в. и в начале XIX в. коммерческие банки обычно пользовались эмиссией банкнот для увеличения ресурсов, роста пассивов. С середины XIX в. происходило все большее разграничение функций коммерческих и эмиссионных банков. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. Для регулирования банкнотной эмиссии государство стало подвергать ее жесткой регламентации; коммерческим банкам было запрещено осуществлять эмиссию банкнот. Такое право было закреплено исключительно за эмиссионными банками.
Так сложилась двухуровневая банковская система, состоящая из многочисленных коммерческих банков и одного Центрального эмиссионного банка. В Англии — это Английский банк, во Франции — Французский банк, в США со времени издания федерального акта в 1913 году функционируют двенадцать федеральных резервных банков, входящих в единую Федеральную резервную систему США, в РФ — Центральный Банк России (Банк России).
В самом названии Центрального банка, как мне кажется, отражается роль банка в кредитной системе страны. Центральный банк служит осью, центром кредитной системы, он становится важным инструментом регулирования экономики.
Исторически существовали два пути образования Центральных банков. Одни из них стали Центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения возникли сравнительно рано.
Так, Банк Англии, являющийся одним из старейших банков мира, стал эмиссионным центром в 1844 г. Он был создан в 1694 г. как первый акционерный коммерческий банк. В условиях острой потребности государства в финансовых средствах Банк предоставлял кредиты правительству, за что получил право на эмиссию банкнот, беспрепятственно обменивающихся на металлические деньги. Кроме того, Банку Англии было предоставлено право размещения государственных займов, в результате чего была сформирована система управления государственным долгом через этот Банк. В 1844 г. актом Р. Пиля Банк Англии в законодательном порядке получил монопольное право на эмиссию банкнот. Обращавшиеся старые банкноты были заменены новыми, которые должны были на 100% обеспечиваться золотом, за исключением 14 млн. фунтов стерлингов фидуциарной эмиссии, т. е. не покрытых золотом банкнот. После Второй мировой войны, в 1946 г. Банк Англии был национализирован. Наряду с определением денежной политики ему было также предоставлено право контроля над банками.
Во Франции процесс образования Центрального банка проходил следующим образом. С начала, во Франции первым банком, учрежденным в 1716 г. шотландцем Джоном Ло, был Банк Женераль, который в 1718 г. был переименован в Королевский банк и национализирован. Акции были реализованы на ј наличными и на ѕ государственными долговыми обязательствами. Затем в результате сильного падения курса акций Королевский банк «пошел с молотка». В начале XIX столетия была предпринята новая попытка создать Центральный банк Франции. По решению первого консула Наполеона Бонапарта в 1800 г. был образован Банк Франции как акционерный и частный банк. С 1806 г. он получил исключительное право на выпуск банкнот, а с 1848 г., подчинив себе провинциальные банки, стал единственным эмиссионным банком Франции. После Второй мировой войны в 1945 г. Банк Франции был национализирован. Во всех важнейших пунктах Франции он имеет филиалы, бюро и отделы.
Вообще в эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации Центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию Центральных банков ускорили экономический кризис 1929;1933 гг. и вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического регулирования экономики. Так помимо уже рассмотренных банков Англии и Франции в 1938 г. был национализирован Банк Канады, в 1942 г. — Банк Японии и др.
Примерами другого способа образования Центрального банка в мировой практике могут служить образование Бундесбанка в ФРГ (1957 г.), Резервного банка Австрии (1960 г.), система банков Федерального резерва в США (1913 г.), когда банки с самого начала были учреждены как эмиссионные центры.
Основой банковской системы Германии является Немецкий Федеральный банк (НФБ), выступающий в качестве Центрального банка страны. Он был создан вскоре после второй мировой войны оккупационными властями западных зон в 1948 году. Законом о Немецком Федеральном банке, который был принят Бундестагом 26 июля 1957 г., проведено слияние Берлинского Центрального банка, Центральных банков земель с Банком немецких земель. С очень незначительными изменениями Закон о НФБ действует и в настоящее время. НФБ имеет свои представительства в столицах земель, некоторое число главных филиалов (58) и филиалов (170) по всей территории ФРГ.
В соответствии с Законом НФБ является юридическим лицом публичного права. Его основной капитал принадлежит Федерации. Основной задачей банка считается регулирование денежного обращения и кредита в целях обеспечения устойчивости валюты. НФБ стремится к развитию банковского платежного оборота как в стране, так и с заграницей. Закон предоставляет банку право участвовать в Международном компенсационном банке, а с согласия федерального правительства и в других учреждениях, которые обслуживают межнациональную валютную политику, обеспечивают международный платежный и кредитный оборот.
Категории Центрального банка с его отделениями и филиалами европейского законодательства соответствует в США система банков Федерального резерва. В 1913 году в США был принят Закон о Федеральном резерве. В преамбуле так определялась цель закона: «Создание банков Федерального резерва, обеспечения устойчивой денежной системы, получение средств переучета ценных бумаг, создание более эффективного надзора за банковским делом в Соединенных Штатах». Для этой цели создавалась система Федерального резерва (СФР). Создание СФР началось с создания организационного комитета, наделявшегося широкими полномочиями. Организационный комитет включал трех главных членов: министра финансов, министра сельского хозяйства и контролера денежного обращения.
В начале своей деятельности организационный комитет должен был определить с помощью экспертов и советников и после анализа необходимой информации не менее восьми и не более двенадцати городов Федерального резерва, где размещались бы главные конторы банков Федерального резерва. Такие округа, как указывалось в законе, не должны были обязательно вписываться в границы штатов, но непременно отражать обычный порядок ведения дел.
Со временем законом предусматривается возможность изменения округов Федерального резерва, а также городов, отделений банков Федерального резерва (БФР), контор. Надо заметить, что с самого начала были созданы двенадцать БФР, определены двенадцать городов и округов Федерального резерва. Границы округов менялись, но незначительно, а города остались те же, также в количестве двенадцати (см. приложение 1). По приведенному списку можно судить о размерах округов ФР. и концентрации банковского капитала. Самые большие по площади округа имеют наибольшее число отделений с целью охвата всей территории: иногда сами отделения могут иметь объем операций, равный по сумме объему операций головной конторы. Наличие большого числа контор (помимо головной) свидетельствует о концентрации банковского капитала.
Банк Федерального резерва представляет собой корпорацию, т. е. юридическое лицо, созданное в форме публичной корпорации (или акционерного общества).
1.2 Краткая характеристика и история создания Банка России Государственный банк России был учреждён в 1860 г. На базе основанных ещё при Екатерине II ассигнационного и заёмного государственных банков.
В отличие от центральных банков западноевропейских стран и США Государственный банк России сочетал в своей деятельности выполнение эмиссионных и различных торговых операций, особенно по торговле хлебом, экспорт которого был главным источником иностранной валюты. Госбанк имел собственные крупные элеваторы и зернохранилища, расположенные в районах, где отсутствовали банковские учреждения. На принадлежащих банку зернохранилищах ссуды под залог выдавались зерном. Помимо хлебной торговли Госбанк посредством кредитов участвовал в торговле лесом, сахаром, текстилем и другими экспортными товарами.
Государственный банк России являлся «банком банков». В нём имели счета и хранили свои резервы коммерческие банки. В 1914 г. Сеть Госбанка включала 10 контор и 125 отделений. Банковские операции осуществляло 791 местное (уездное) казначейство. Наряду с этим Госбанк управлял деятельностью системы сберегательных касс. Их общее количество превышало 8 тыс. Свободные остатки денег в виде накоплений населения хранились в Госбанке. Госбанк использовал деньги сберкасс на поддержку правительства, инвестируя их в облигации государственных займов.
Значение Госбанка как эмиссионного банка резко возросло в конце 19 в. в результате денежной реформы 1865−1897 гг., когда в обращение были выпущены золотые монеты достоинством 5,7,10 и 15 руб. Вся банковская эмиссия сверх этого лимита должна была производиться в пределах золотого запаса, составляющего 1528 млн руб. или почти 1200 т.
Началом нового, «рыночного» этапа деятельности Центрального банка России можно считать 1990 г., когда в России была ликвидирована государственная монополия в банковском деле и банковская система законодательно стала двухуровневой.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.
В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.
В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
В течение 1991;1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.
Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
В 1992;1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.
С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.
Начиная с 1998 г. в целях улучшения работы коммерческих банков и повышения их ликвидности Банк России проводит политику реструктуризации банковской системы. Важной составной частью этой программы явилось создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). Большую роль Банк России отводит ведению переговоров с международными кредитными организациями о предоставлении средств на поддержку процесса реструктуризации российской банковской системы и об условиях технической помощи. Банк России также считает оправданным в нынешних условиях расширение присутствия иностранного капитала в банковском секторе России.
С помощью экономического и административного воздействия в процессе проведения денежно-кредитной политики Центральный банк способствует укреплению и развитию экономики России. В этом заключается его основная задача, которую он решает путём:
· защиты и обеспечения устойчивости российской валюты — рубля, повышения его покупательной способности и стабильности курса по отношению к валютам других стран;
· развития и укрепления банковской системы России;
· обеспечения эффективного функционирования системы денежных расчётов Банк России подотчётен только Федеральному собранию. Председатель банка назначается Государственной Думой сроком на 4 года по представлению Президента.
Банк России участвует в разработке экономической политики правительства. Председатель банка России или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства России.
Министры финансов и экономики РФ или по одному из их заместителей могут участвовать в заседаниях Совета Директоров — высшего органа управления Банком — с правом совещательного голоса.
Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, и координируют свои действия.
Центральный Банк РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, организации и учреждения, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банков.
Высший орган Банка России — Совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею. В Совет директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов Совета. Члены Совета директоров работают на постоянной основе. Они утверждаются государственной думой по представлению Председателя Банка, который является одновременно председателем Совета директоров.
Наряду с Советом директоров вне банка функционирует и Национальный банковский совет. В его состав включаются представители Президента, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность Совета не превышает 15 человек.
1.3 Сущность и функции Центрального Банка Функции ЦБ.
Центральный банк представляет собой орган государственного регулирования экономики, т. е. банк, наделенный монопольным правом эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса.
Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным единицам. Во всех развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также определенные инструменты и методы их осуществления. Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе. Их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов. Центральный банк регулирует также деятельность коммерческих банков. Для решения своих традиционных задач центральный банк должен быть:
· эмиссионным центром страны, т. е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
· банком банков, т. е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны — хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
· банком правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;
· главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);
· органом регулирования экономики денежно — кредитными методами, т. е. регулировать экономику не прямо, а через денежно — кредитную систему — воздействуя на кредитные институты, создавать определенные условия для их функционирования.
· При решении этих задач центральных банков выполняет три основные функции:
· регулирующую — регулирует денежную массу в обращении, что достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной (учетной) политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики;
· контролирующую — определяет соответствие требованиям к качественному составу банкнотной системы, т. е. осуществляет допуск (государственную регистрацию и выдачу лицензий на осуществление банковских операций) кредитных институтов на национальный банковский рынок; устанавливает правила проведения банковских операций; бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; разрабатывает набор необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм, а также осуществлять контроль за их соблюдением;
· информационно — исследовательскую — функция научно — исследовательского, информационно — статистического центра. Имея, анализирую и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно — кредитной политики в целом. Информационно — исследовательская функция ЦБ предполагает также консультационную деятельность.
Сущность ЦБ.
Сущность Центрального банка проявляется в следующих функциях:
· Эмиссия и контроль денежного обращения;
· Расчетный и резервный центр банков;
· Управление государственным долгом и исполнение государственного бюджета;
· Выполнение роли «кредитора последней инстанции», «банка банков»; Операции Центральных банков отражаются в их балансах. Забалансовые операции — биржевые и финансовые услуги (управление портфелем инвестиций, консалтинг, аудит, получение кредитных карточек и аккредитование).
Установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной ставки Центрального банка по кредитам;
· Определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики и их реализация;
· Проведение научных исследований;
· Определение правовых основ и принципов функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране;
· Формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики.
Наделение Центрального банка указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализации перечисленных функций Центральному банку необходима обширная сеть региональных учреждений и Центральный аппарат.
Оргструктура Центрального банка представлена его основными органами управления, а также службами и подразделениями, каждое из которых наделяется соответствующими полномочиями и выполняет строго определенные функции. В случае организации банка в форме акционерного общества создаются характерные для него органы управления (например, ревизионная комиссия, наблюдательный совет и т. д.).
1.4 Операции Центрального Банка На особом месте функция Центрального банка как финансового агента правительства. Центральный банк осуществляет следующие операции: по размещению и погашению государственного долга, предоставлению кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета (функция кредитора государства), кассовому исполнению бюджета (прием, хранение и выдача государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности), ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.
Основные функции центральные банки осуществляют через банковские операции: активные и пассивные.
Активные — операции по размещению банковских ресурсов. К активам Центральных банков относится иностранная валюта и золото, ссуды (правительству и банкам), вложения в ценные бумаги.
Пассивные операции — это операции по формированию банковских ресурсов. Главным источником ресурсов Центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т. е. не обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжают действовать законы, ограничивающие пределы фидуциарной эмиссии. Повсеместно отменено официальное золотое содержание денежных единиц.
К пассивам Центрального банка относятся: эмиссия банкнот; депозиты (средства казначейства и других правительственных ведомств); обязательства по полученным кредитам и займам; капитал и резервы.
Таким образом, эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства — государственными долговременными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты — соответственно золотом и иностранной валютой. Иначе говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы Центрального банка. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций банка. Размеры пассивной операции Центрального банка «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, казначейству (министерству финансов), покупки иностранной валюты и золота. В этом смысле можно сказать, что перечисленные активные операции Центрального банка первичны по отношению к пассивным.
Сказанное не означает, однако, что любая ссуда Центрального банка кредитной системе или государству связана с новым выпуском банкнот. Такие кредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков.
Традиционными инструментами регулирования экономики для центральных банков является дисконтная (учетная) и залоговая политика, политика минимальных резервов, операции на открытом рынке, депозитная и валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов воздействия и сочетание их применения банками различных стран отличаются, что объясняется различной ориентацией и уровнем стабильности национальной экономики. Но общая тенденция такова, что в настоящее время при реализации стратегии центральных банков все чаще приоритет отдается рыночным механизмам по сравнению с административными методами регулирования.
Дисконтная (учетная) политика центрального банка — одна из форм денежно — кредитной политики центрального банка, направленная на регулирование экономики, по которой Центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам и переучитывает их векселя, называется официальной учетной ставкой, или учетной ставкой Центрального банка. Такая политика осуществляется путем повышения или понижения официальной учетной ставки в целях воздействия на объем кредита в стране, темп инфляции, а также состояние платежного баланса и валютный курс. Учетная ставка — ставка процентов, под которые резервная система предоставляет кредиты коммерчески банкам. Залоговая политика центрального банка также является одной из форм денежно — кредитной политики Центрального банка, направленной на регулирование экономики. Осуществляется при помощи выдачи гарантий выполнения денежных обязательств. Смысл дисконтной (учетной) и залоговой политики заключается в том, чтобы методом изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов.
Если цель Центрального банка — удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учетную ставку. Целью ЦБ является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. Во втором случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получает импульс к снижению. При осуществлении дисконтной или залоговой политики Центрального банка может селективно воздействовать на определенные отрасли народного хозяйства путем поощрения или ограничение приема к переучету или в залог векселей определенного рода изменением требований к качеству принимаемых в залог и к переучету векселей.
Политика обязательных (минимальных) резервов — требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Поддерживая ликвидность банков, Центральный банк выполняет свою задачу «кредитора последней инстанции». Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормозов эмиссии кредитных денег коммерческими банками. За рубежом Центральными банками используется различная структура минимальных резервов, амплитуда и частота колебаний их величины, специфика начисления процентов, условия, предоставляемые кредитными институтами при их рефинансировании.
Политика открытого рынка — проведение операций по покупке и продаже твердопроцентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. К ценным бумагам, с которыми обычно совершаются операции на открытом рынке, относятся: казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги и др. Для оживления экономики Центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения.
Если целью Центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения. В этом случае у Центрального банка есть две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при достижении которого Центральным банком будет предложена любое количество ценных бумаг; либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно. Данная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов от ценных государственных бумаг и к потере кредитными институтами части своих резервов.
Депозитная политика — регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и Центральным банком и тем самым оказывает влияние на состояние резервов кредитных институтов. Депозитные операции — операции кредитных учреждений по привлечению денежных средств во вклады и их размещение. Если проводится экспансивная депозитная политика, денежные средства государственного сектора экономики, размещения в Центральном банке, уменьшаются на определенную величину. Соответственно на эту величину возрастают резервы кредитных институтов. При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контрактивной депозитной политики достигается обратный результат — уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.
Валютная политика — (внешнеэкономическая функция Центрального банка) — ее направление и формы зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве. Средством реализации служат валютное регулирование и валютный контроль.
Валютное регулирование представляет собой комплекс мер по управлению внутренними валютными потоками, внешними платежами и переводами в целях воздействия на экономику и национальный валютный рынок. Валютное регулирование является одним из инструментов государственной денежно — кредитной политики. Это означает, что валютное регулирование должно ограниченно вписываться в общую систему денежного — кредитного регулирования и отвечать целям валютной политики государства — поддержанию стабильности национальной валюты, оптимизации платежного баланса, формированию золотовалютных резервов страны обеспечению международных расчетов.
С помощью инструментов валютного регулирования центральный банк страны создает условия для функционирования внутреннего валютного рынка, вырабатывает эффективные механизмы управления валютными потоками, обеспечивает возможность переориентации валютных ресурсов в приоритетные сферы экономики, позволяющие максимально учитывать интересы участников валютного рынка и внешнеэкономической деятельности. Система валютного регулирования представляет собой комплекс особых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе совершения ими валютных операций и контролирующими субъектами (органами и агентами валютного контроля).
Валютный контроль в данном случае является оной из систем мер, принимаемых государством в целях обеспечения экономической безопасности. Это составная часть единой общегосударственной политики в области организации контроля за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля (Центральный банк России, Правительство РФ) и их агентами (организации, которые могут осуществлять функцию валютного контроля в соответствии с законодательством).
Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную (учетную) политику, направленную на регулирование валютного курса и платежного баланса и девизную политику — при покупке или продаже иностранных валют (девизов), воздействуя в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы.
Валютная политика центрального банка в форме проведения операций на валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики Центрального банка в каждой конкретной экономической ситуации, что может выражаться в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании стабильного курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте.
Операции Центральных банков отражаются в их балансах. Забалансовые операции — биржевые и финансовые услуги (управление портфелем инвестиций, консалтинг, аудит, получение кредитных карточек и аккредитование).
2. Роль Центрального Банка РФ в экономике России
2.1 Центральный Банк РФ в российской экономике 2014 г.
С начала 2014 года в мировой экономике произошло много серьезных изменений, большинство из которых носит негативный характер. Совокупность проблем таких, как замедление темпов роста экономики Китая и риск дефляции в Европе, пагубно влияют на общемировую конъюнктуру. В таких условиях центральные банки по всему миру как гаранты обеспечения финансовой стабильности и развития экономики, вынуждены применять все более нетрадиционные шаги для стимулирования роста ВВП. Для России этот год стал одним из самых сложных за последнее десятилетие в связи с развитием конфликта со странами ЕС и США из-за ситуации в Украине. Во многом жесткая позиция РФ привела к введению санкций, которые затронули оборонный, нефтегазовый и финансовый сектор страны. В результате к декабрю 2014 года инфляция в России ускорилась до 9,1% г/г, а рубль продолжает свое падение до исторических минимумов по отношению к доллару и евро. Негативные настроения компаний и простых граждан растут, а роль ЦБ в вопросе спасения российской экономики от «краха» выходит на первый план.
С начала 2012 года одним из главных инструментов ЦБ для сдерживания курса национальной валюты оставались регулярно проводимые интервенции. Целью регулятора являлось сдерживание инфляции путем стабилизации курса рубля в рамках перехода к новой политике таргетирования инфляции. Для поддержания макроэкономической стабильности Банк России продолжит применять и развивать элементы режима инфляционного таргетирования, наиболее важными из которых являются приоритет цели по снижению инфляции над другими целями и среднесрочный характер ее установления. Для введения инфляционного таргетирования в полном объеме Банку России потребуется перейти к режиму свободно плавающего валютного курса, а также реализовать меры, направленные на использование процентной ставки в качестве главного инструмента денежной политики, выполняющего сигнальную функцию и влияющего на монетарные условия функционирования экономики.
Одним из ключевых условий успешного применения режима инфляционного таргетирования является способность центрального банка влиять на инфляционные ожидания экономических агентов. Поэтому Банк России видит своей задачей увеличение открытости и прозрачности своих действий и повышение степени доверия общества к проводимой политике. Публикация аналитических материалов и информации о развитии ситуации в экономике, денежно-кредитной сфере и банковской системе направлена на разъяснение обществу целей и мер проводимой Банком России" политики.
В 2014 году развитие конфликта между РФ и США, а также странами ЕС привело к росту рискованности вложений в российские активы, что повлекло за собой их продажу и падение курса рубля. Дополнительное давление на инфляцию оказало введение запрета на импорт продовольственных товаров из стран ЕС. В результате, к декабрю этого года цены в России выросли на 9,1% г/г при ориентире ЦБ на весь год в 5%, указано в рис.1
Рис. 1 интервенции ЦБ РФ и курс доллара США в 2012;2014 гг.
При принятии решений в области денежно-кредитной политики Банк России будет опираться на широкий спектр макроэкономических и финансовых показателей, а также на денежные агрегаты, характеризующие текущие монетарные условия и являющиеся индикаторами будущего инфляционного давления.
Эффективность реализации денежно-кредитной политики определяется возможностями Банка России по управлению ликвидностью банковского сектора, которые, в свою очередь, тесно связаны с состоянием внутреннего финансового рынка и платежной системы. Действия Банка России будут направлены на повышение доступности инструментов рефинансирования для кредитных организаций, снижение транзакционных издержек и развитие рыночной инфраструктуры, построение системы валовых расчетов в режиме реального времени.
С начала 2014 года ЦБ РФ предпринял несколько попыток стабилизации российской экономики, каждая из которых была вынужденной и преследовала цель снижения волатильности российских активов на фоне обострения конфликта вокруг ситуации в Украине. Меры, которые вполне могли сработать, будь стороны конфликта более дипломатичны в своих решениях, ознаменовали лишь моменты передышки.
Действия ЦБ призваны сдержать инфляцию и по сути являются самым оптимальным решением в сложившейся ситуации, так как дальнейший рост цен вызвал бы снижение покупательской способности граждан, что негативно повлияло бы на показатели производителей в стране.
Тем самым РФ попала бы в двойную ловушку стагнации экономики наряду с высокой инфляцией. Пока что меры, принимаемые ЦБ, не способны бороться с последствиями внешнеэкономической напряженности, однако дальнейшее усовершенствование инструментов РЕПО и валютный своп, при котором данные сделки будут востребованы, могут изменить ситуацию
2.2 Роль Центрального Банка России в условиях рыночной экономики и антикризисные меры Банк России опубликовал перечень мер по поддержке устойчивости финансового сектора после рекордного ослабления рубля к мировым валютам.
После публикации, состоявшейся около 17:15 мск, доллар США подешевел с 64,8 рубля до 63 рублей в 17:41 мск. Евро за то же время упал с 81 рубля до 78,3 рубля. Индекс РТС поднялся на 15% к прошлому закрытию.
Согласно документу, банкам разрешат предоставлять потребительские кредиты без ограничений по их стоимости. Мораторий на соответствующую норму введен до 1 июля 2015 года. Ранее предполагалось, потолок кредитных ставок будет действовать с 1 января следующего года, однако банки попросили ЦБ перенести срок из-за проблем в экономике, писали 17 декабря «Известия».
Кредитным организациям разрешат устанавливать более высокие ставки по вкладам. Они смогут отклоняться от расчетной средней рыночной максимальной процентной ставки на 3,5 процентных пункта против 2 пунктов по ранее действовавшим нормам. Мера повысит доходность вкладов россиян, заявила в комментарии «Интерфаксу» зампред ЦБ Ксения Юдаева.
Ряд перечисленных мер направлены на смягчение требований к резервам банков под кредиты на инвестиционные проекты, а также компаниям, попавших под зарубежные санкции.
Также ЦБ временно запретит признание отрицательной переоценки портфелей ценных бумаг финансовых компаний, что понизит чувствительность к риску участников рынка, сообщается в пресс-релизе. При проверке выполнения пруденциальных нормативов банками регулятор позволит им использовать валютный курс прошлого квартала для операций в валюте. Кроме того, правительство и Центробанк подготовят меры по докапитализации банков в 2015 году, говорится в сообщении.
Перечисленные шаги являются незначительными сами по себе, отмечают аналитики британской консалтинговой фирмы Capital Economics. Релиз ЦБ, скорее, показывает серьезность намерений властей по борьбе с последствиями рублевого кризиса. Дальнейшая реакция валютного рынка будет зависеть от деталей принятых решений, которые появятся в будущем, а также от динамики цены на нефть.
В течение декабря 2014 г. доллар на биржевых торгах достиг пика выше 80 рублей, а европейская валюта преодолела планку в 100 рублей. Это произошло после неожиданного повышения ключевой ставки ЦБ с 10,5% до 17%.
В актуальные задачи стратегии завершения антикризисных мер, связанных с деятельностью Банка России, входят:
· снижение риска инфляционного давления в конце 2014 — начале 2015 года;
· предотвращение неадекватного ценообразования на финансовые активы вследствие избыточной ликвидности в банковском секторе;
· избежание гиперреакции валютного курса рубля;
· и, наконец, устранение риска безответственного поведения участников рынка.
Всякий регулятор призван стабилизировать рыночную среду. Если он тратит усилия на разъяснение своей политики, на снижение неопределенности будущего — рынок воздает ему сторицей: и стабилизация оказывается успешной, и участники рынка испытывают доверие к регулятору. Однако похоже, что Банк России является исключением. В то время как ФРС США публично расписала, что и как она будет делать, сворачивая антикризисные меры, Банк России предпочитает хранить молчание. Конечно, регулятор не может быть уверен в своих дальнейших действиях, когда его политика во многом зависит от внешних рынков. Тем не менее центральными банками наработан арсенал формирования рыночных ожиданий в условиях неопределенности собственных действий: «веерные» диаграммы, сценарные расчеты, публикация консенсус-прогнозов и пр. Банк России остается в стороне от новейших средств взаимодействия с целевой аудиторией, по-прежнему полагая, что лучшей политикой является политика молчания. В результате экспертному и банковскому сообществу самому приходится делать за денежные власти работу: разрабатывать и предлагать варианты сворачивания антикризисных мер. По крайней мере, тогда появляется повод для диалога, а за ним и возможность избежать нелепых действий, вредящих рынку.
2.3 Меры Банка России по поддержанию устойчивости российского финансового сектора
Банк России введет временный мораторий на признание отрицательной переоценки по портфелям ценных бумаг кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, что позволит снизить чувствительность участников рынка к рыночному риску.
Для ограничения влияния переоценки номинированных в иностранных валютах активов и обязательств на пруденциальные нормативы кредитных организаций Банк России планирует предоставить кредитным организациям временное право использовать при расчете пруденциальных требований по операциям в иностранной валюте курс, рассчитанный за предыдущий квартал.
Банк России усовершенствует механизм предоставления кредитным организациям средств в иностранной валюте. В рамках механизма валютного РЕПО планируется проведение дополнительных аукционов на разные сроки в случае необходимости. В рамках механизма предоставления кредитным организациям кредитов, обеспеченных нерыночными активами (согласно Положению № 312-П), планируется начать предоставление банкам кредитов в иностранной валюте, обеспеченных кредитными требованиями в иностранной валюте к нефинансовым организациям.
Банк России рассматривает центрального контрагента на Московской Бирже как важный институт централизованного распределения ликвидности среди всех участников финансового рынка — как кредитных, так и некредитных финансовых организаций. Для обеспечения устойчивого функционирования биржевого рынка Банк России при необходимости обеспечит поддержку центральному контрагенту на Московской Бирже, чтобы участники рынка были уверены в надежности централизованного клиринга и непрерывности выполнения его функций.
В целях расширения возможностей управления процентными рисками Банк России планирует:
— временно (до 01.07.2015) не применять ограничение значения полной стоимости потребительского кредита (займа) при заключении кредитными и микрофинансовыми организациями, кредитными кооперативами и ломбардами договоров потребительского кредита (займа);
— увеличить диапазон стандартного рыночного отклонения процентных ставок по вкладам населения в банках от расчетной средней рыночной максимальной процентной ставки до 3,5 процентного пункта (вместо 2 процентных пунктов в настоящее время).
Для расширения возможностей управления кредитными рисками Банк России намерен:
— предоставить кредитным организациям возможность не ухудшать оценку качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заемщика по ссудам, реструктурированным, например, в случае изменения валюты, в которой номинирована ссуда, вне зависимости от изменения срока погашения ссуды (основного долга и (или) процентов), размера процентной ставки;
— предоставить кредитным организациям возможность принимать решение о неухудшении оценки финансового положения заемщика для целей формирования резервов под потери, если изменения финансового положения обусловлены действием введенных отдельными зарубежными государствами ограничительных экономических и (или) политических мер (дополнение к письму Банка России от 21.10.2014 № 184-Т);
— увеличить срок, в течение которого кредитная организация вправе не увеличивать размер фактически сформированного резерва по ссудам заемщикам, финансовое положение, и (или) качество обслуживания долга, и (или) качество обеспечения по ссудам которых ухудшилось вследствие возникновения чрезвычайной ситуации, с 1 года до 2 лет.
— увеличить срок, в течение которого кредитная организация может не формировать резерв на возможные потери по кредитам на реализацию инвестиционных проектов, сохранив при этом иные существующие минимальные требования к размеру резерва, установленные в зависимости от количества лет, отсутствия платежей по инвестиционным кредитам либо поступающих в незначительных размерах;
— отменить повышенный коэффициент риска в отношении ссуд, предоставленных лизинговым и факторинговым компаниям — участникам банковской группы, в состав которой входит банк-кредитор;
— ввести пониженный коэффициент взвешивания по риску для номинированных в рублях кредитов российским экспортерам при наличии договора страхования ЭКСАР (Экспортное страховое агентство России).
В целях поддержания устойчивости банковского сектора в условиях возросших процентных и кредитных рисков на фоне замедления российской экономики Банк России и Правительство Российской Федерации готовят меры по докапитализации кредитных организаций в 2015 году.
3. Экономические механизмы воздействие Центрального Банка на экономику страны
3.1 Агрегаты денежной массы, понятие, сущность и динамика рост развития Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов.
Денежная масса — совокупность наличных денег, находящихся в обращении, и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.
Показателями структуры денежной массы являются денежные агрегаты. Денежными агрегатами называются виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности (возможностью быстрого превращения в наличные деньги).
Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему — каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий.
В разных странах выделяются денежные агрегаты разного состава. МВФ рассчитывает общий для всех стран показатель М1 и более широкий показатель «квазиденьги» (срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке).
Центральный банк РФ рассчитывает денежные агрегаты M0, М1, М2, М3:
· М0 = наличные деньги в обращении (монеты, банкноты)
· М1 = М0 + чеки, вклады до востребования (в том числе банковские дебетовые карты)
· М2 = М1 + срочные вклады
· М3 = М2 + сберегательные вклады, сертификаты и государственные облигации В ряде стран дополнительно выделяют M4. Например, в Великобритании M4 включает в себя объём наличной валюты в обращении, общую сумму кредитов, выданную банками, а также сумму заимствований правительства.
Структура денежной массы.
Структура денежной массы постоянно меняется. В современной денежной системе заметно снизились темпы роста денежной массы и деньги начали работать лучше. В РФ из недостатков денежной системы можно отметить большую долю наличных денег (22% в 2014 г.), когда в развитых странах этот показатель едва достигает 7−10%. Соотношение между агрегатами меняется в зависимости от экономического роста.
Изменение объёма денежной массы — результат влияния двух факторов:
· изменение массы денег в обращении;
· изменение скорости их оборота.
Важным показателем состояния денежной массы выступает коэффициент монетизации (известный также как финансовая глубина), равный отношению М2 к валовому внутреннему продукту. Этот показатель позволяет ответить на вопрос о достаточности денег в обороте. Оптимальным уровнем монетизации для развитой страны считается как минимум 56—60%, низкий уровень монетизации экономики может сдерживать внешнеэкономическое развитие[3].
Денежные агрегаты в России
Центральный банк Российской Федерации рассчитывает денежные агрегаты М0 и М2. Агрегат М2 представляет собой объём наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций, финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации. В таблице 2, расположенной ниже, представлен денежный агрегат М2 (в млрд рублей) в разные годы, начиная с 2000 по 2015 гг.
Таблица 1 Денежный агрегат.
Дата | Наличные деньги (М0) | Безналичные средства | Общая сумма (М2) | |
01.01.2000 | 266,1 | 448,4 | 714,6 | |
01.01.2001 | 418,9 | 731,7 | 1 150,6 | |
01.01.2002 | 583,8 | 1 025,6 | 1 609,4 | |
01.01.2003 | 763,2 | 1 367,3 | 2 130,5 | |
01.01.2004 | 1 147,0 | 2 058,2 | 3 205,2 | |
01.01.2005 | 1 534,8 | 2 819,1 | 4 353,9 | |
01.01.2006 | 2 009,2 | 4 022,9 | 6 032,1 | |
01.01.2007 | 2 785,2 | 6 185,6 | 8 970,7 | |
01.01.2008 | 3 702,2 | 9 166,7 | 12 869,0 | |
01.01.2009 | 3 794,8 | 9 181,1 | 12 975,9 | |
01.01.2010 | 4 038,1 | 11 229,5 | 15 267,6 | |
01.01.2011 | 5 062,7 | 14 949,1 | 20 011,9 | |
01.01.2012 | 5 938,6 | 18 544,6 | 24 483,1 | |
01.01.2013 | 6 430,1 | 20 975,3 | 27 405,4 | |
01.01.2014 | 6 985,6 | 24 419,1 | 31 404,7 | |
01.01.2015 | 7 171,5 | 24 939,1 | 32 110,5 | |
3.2 Учетная ставка Центрального Банка 2014 г., механизм ее изменения, методы обязательных резервов Совет директоров Банка России принял решение повысить с 16 декабря 2014 года ключевую ставку до 17,00% годовых. Данное решение обусловлено необходимостью ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски. В целях усиления действенности процентной политики кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами, на срок от 2 до 549 дней с 16 декабря 2014 года будут предоставляться по плавающей процентной ставке, установленной на уровне ключевой ставки Банка России, увеличенной на 1,75 п.п. (ранее данные кредиты на срок от 2 до 90 дней предоставлялись по фиксированной ставке). Кроме того, для расширения возможностей кредитных организаций по управлению собственной валютной ликвидностью было принято решение об увеличении максимального объема предоставления средств на аукционах РЕПО в иностранной валюте на срок 28 дней с 1,5 до 5,0 млрд. долларов США, а также о проведении аналогичных операций на срок 12 месяцев на еженедельной основе. Совет директоров Банка России 30 января 2015 года принял решение снизить ключевую ставку c 17,00% до 15,00% годовых, учитывая изменение баланса рисков ускорения роста потребительских цен и охлаждения экономики.
Принятое 15 декабря 2014 года Банком России решение о резком повышении ключевой ставки привело к стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий в той мере, в какой рассчитывал Банк России. Наблюдаемый всплеск инфляции вызван ускоренной подстройкой цен к произошедшему ослаблению рубля и носит ограниченный во времени характер В дальнейшем инфляционное давление будет сдерживаться снижением экономической активности. По прогнозу Банка России, темп прироста потребительских цен снизится до уровня ниже 10% в январе 2016 года. Совет директоров Банка России 13 марта 2015 года принял решение снизить ключевую ставку c 15,00% до 14,00% годовых, учитывая, что баланс рисков по-прежнему смещен в сторону более значительного охлаждения экономики. Принятое решение будет способствовать снижению данных рисков, при этом не создавая дополнительной угрозы усиления инфляционного давления. По прогнозу Банка России, проводимая денежно-кредитная политика и снижение экономической активности будут способствовать замедлению годовых темпов прироста потребительских цен до уровня около 9% через год (март 2016 года к марту 2015 года) и до целевого уровня 4% в 2017 году. По мере ослабления инфляционных рисков Банк России будет готов продолжить снижение ключевой ставки. Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 30 апреля 2015 года. Время публикации пресс-релиза о решении Совета директоров Банка России — 13:30 по московскому времени.
Ключевая ставка влияет на уровень процентных ставок по кредитам (в том числе потребительских), то есть вскоре можно ожидать их увеличение. За этот год значение ключевой ставки повышается уже в пятый раз. Напомним, что ключевая ставка — это процентная ставка, по которой Банк России выдает кредиты коммерческим банкам на одну неделю. По этой же ставке ЦБ принимает от банков депозиты также на одну неделю. Ключевая ставка влияет на процентные ставки по банковским кредитам и уровень инфляции. Ключевая ставка устанавливается Центральным банком Российской Федерации Дата, с которой установлена ставка Размер ставки (%, годовых).
Учетную ставку не надо путать со ставкой рефинансирования, которая влияет на расчет налога на прибыль, пеней и штрафов. Ставка рефинансирования в настоящее время не изменилась и составляет 8,25 процента годовых.
3.3 Мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков на период 2015 года В рамках выполнения задачи по повышению эффективности функционирования российского финансового рынка, развитию его инфраструктуры и инструментария Банк России в 2015 году будет осуществлять деятельность по следующим направлениям:
1. Участие в выполнении плана мероприятий по созданию в Москве международного финансового центра:
— участие в работе по совершенствованию нормативной базы, регламентирующей деятельность центрального контрагента, в том числе установление требований к системе управления рисками;
— совершенствование условий функционирования центрального депозитария;
— участие в совершенствовании механизма регулирования деятельности депозитариев;
— участие в работе по совершенствованию законодательства в части определения статуса счета в драгоценных металлах, направленной на создание благоприятных условий для развития биржевой торговли и банковских операций с использованием обезличенных металлических счетов.
2. Реализация международных подходов по регулированию инфраструктуры финансового рынка.
3. Участие в мероприятиях, направленных на совершенствование инструментария денежного рынка и биржевой торговли:
— создание условий для использования при совершении операций РЕПО и операций с производными финансовыми инструментами механизма центрального контрагента;
— совершенствование договорной базы, регламентирующей проведение операций РЕПО на российском финансовом рынке;
— внедрение сервисов по управлению обеспечением в операциях РЕПО (трехстороннее РЕПО) в целях оптимизации использования обеспечения, упрощения проведения операций РЕПО и расширения спектра операций, проводимых участниками финансового рынка;
— развитие операций РЕПО на корзину обеспечения с функцией замены обеспечения внутри срока РЕПО;
— диверсификация каналов взаимодействия участников рынка при проведении операций РЕПО.
4. Реализация плана мероприятий по включению российского рубля в число расчетных валют системы Continuous Linked Settlement (CLS).
5. Участие в совершенствовании нормативной базы, регламентирующей условия выпуска и обращения депозитных и сберегательных сертификатов.
банк денежный учетный ставка
Заключение
Теперь с полной уверенностью можно сказать, что значение банков, как важнейшего звена в экономике существенно возросло после II Мировой войны. Усиление концентрации и централизации капитала банков укрепило их позиции, а стремление увеличить размеры получаемой прибыли определило развитие диверсификации и универсализации банковской деятельности, привело к расширению международных операций, образованию новых межбанковских объединений, как на национальном, так и на интернациональном уровне.
Роль Центрального Банка в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны.
Делая заключение о правовой природе Банка России, можно говорить, что Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно и орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.
Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи — управлению кредитной системой.
Административные функции можно условно разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.
В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т. е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.
Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций, как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность;
в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.
Таким образом, выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации, в то время как в международной практике зачастую данные функции разделены между различными институтами. Это объясняется тем, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказались как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом не изменяется, сохраняя монопольный характер.
Центральный банк играет ключевую роль в платёжной и банковской системе страны. Главные цели Банка России — защита и обеспечение устойчивости рубля, и снижение темпов инфляции. Как я уже говорил Центральный банк — регулятор денежно-кредитной и банковской систем. Поэтому многое в развитии банковской системы зависит и от самого Центрального банка, от того, как он устроен. Формирование отвечающей современным требованиям банковской системы является совершенно необходимым и актуальным для российской экономики. Уровень развития банковской системы в регионах становится если не главным, то одним из ключевых элементов экономического роста. Без комплексного подхода к решению экономических проблем, учёта социально-экономических особенностей развития отдельных субъектов РФ, различий в объёмах предлагаемых регионам банковских услуг нельзя добиться создания эффективной банковской системы, способствующей всестороннему и динамичному развитию государства.
1) Федеральный закон (от июля 2002 г. № 86 Ф-З) о Центральном Банке РФ (Банке России).
2) Андрюшин С. ДКП и глобальный финансовый кризис: вопросы метоологии и уроки для России.- // Вопросы экономики-2010 — № 1
3) Банки и банковское дело- // Под редакцией И. Т. Балабанова. — СПб.: Питер 2011.
4) За Центральный Банк РФ.- // Эксперт. — 2011. № 4.
5) Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. — М., 2012
6) Лаврушин О. И. Центральный Банк в условиях рыночной экономики — // Банковское дело. — 2013 — № 5.
7) Никитин А. М. Экономика и право. Учебник. СПб.: Питер-2003.
8) Нестеренко Д. Ф. Правовое регулирование Банка России.- // Банковское дело. — 2011 — № 1.
9) Пашковский В. С. Место и роль Центрального Банка в формировании рыночной экономики России — // Бизнес и банки. — 2014. — № 7.
10) Розинский И. Международные финансовые центры: мировой опыт и возможности для России // Вопросы экономики. 2010. № 9.
11) Самоторова А. С. Днежно-кредитная политика- // Деньги и кредит-2010 — № 11.
12) Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки. — СПб.: Питер, 2012. — 432с.: ил — (Серия «Учебник для вузов»).
13) Фетисов Г. Г. Банк России: цели, задачи, проблемы.- // Деньги и кредит-2011. — № 2.
14) Фетисов Г. Г. Организация деятельности Центрального банк: учебник / Г. Г. Фетисов, О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова. — М.: КноРус, 2011. — 325 с.
15) Шелопаев Ф. М. Анализ денежнокредитного регулирования/ Ф.М. Шелопаев// ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНК — № 7−2010.-С 3−26
16) Щегорцев В. А. и Таран В. А. Деньги, кредит, банки- // Юнити — М. 2011.
17) ЦБ РФ Бюллетень банковской статистики 5 (2010). Изд-во: Центральный Банк РФ, Москва, 2010. — 191 с.
18) Официальный сайт Центрального Банка РФ