Анализ гостиничного рынка в Удмуртской Республике
На данный момент в Удмуртии на тысячу жителей приходится около пяти гостиничных номеров, в то время как в Амстердаме — 35, в Вене — 26, в Берлине — 14, Праге — 13, Москве — 10. При более высоких показателях обеспеченности, номерной фонд европейских городов продолжает увеличиваться за счет строительства новых отелей. Средняя по городу стоимость гостиничных услуг составляет $ 290 в сутки… Читать ещё >
Анализ гостиничного рынка в Удмуртской Республике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Санкт-Петербургское государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Колледж туризма и гостиничного сервиса
Комитет по образованию
Колледж туризма Санкт-Петербурга
Специальность: 40.20.10 (100 401) «Туризм»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
Анализ гостиничного рынка в Удмуртской Республике
Выполнила Галинская О.О.
Студентка: группы 320
Руководитель: Колесник Л.И.
Санкт-Петербург — 2015 г.
ЗАДАНИЕ
на выполнение выпускной квалификационной работы
Студентка Галинская Оксана
Специальность «Туризм» (по программе базовой подготовки)
Группа 320
Руководитель Колесник Лилия Ивановна
Наименование ПМ:
ПМ 01 Предоставление турагентских услуг соответствующих профессиональных компетенций (коды ПК)
1.1 Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.
ПМ 02 «Предоставление туроператорских услуг», соответствующих профессиональных компетенций (коды ПК)
ПМ 31 Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта
1. Тема «Анализ гостиничного рынка Удмуртской республики»
2. Срок сдачи студентом работы
3. Перечень основной литературы, материалов практики (исходные данные)
Для подготовки Раздела 1 «Теоретические основы индустрии средств размещения» можно использовать: учебники по «Гостиничной индустрии» и нормативные документы: Федеральный Закон об основах туристской деятельности в РФ, ГОСТ Р 51 185, Систему классификации гостиниц, Правила предоставления гостиничных услуг в РФ
Для подготовки практической части необходимо использовать интернет-ресурсы, в частности административные порталы Удмуртской республики и сайты крупных гостиничных предприятий; Профессиональные журналы: «Отель», «Гостиницы и рестораны»
4. Содержание работы (примерный перечень вопросов, подлежащих разработке)
— в теоретической части дать определения различным видам туризма, представить классификацию средств размещения по различным параметрам;
— в практической части проанализировать виды туризма, распространенные в Удмуртской республике; дать сравнительную характеристику средств размещения Удмуртской республики по различным параметрам: по месту расположения, по целевому назначению, по категории, по размеру номерного фонда и т. п. В анализе средств размещения учитывать следующие критерии: ценовая политика, ассортимент услуг, контингент.
5. Примерный перечень графического материала (таблицы, графики, диаграммы, слайды и т. д.)
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДУСТРИИ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ
1.1 Определение видов туризма
1.2 Классификация видов туризма
1.3 Классификация средств размещения
2. АНАЛИЗ ГОСТИНИЧНОГО РЫНКА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1 Характеристика Удмуртской республики
2.2 Туризм в Удмуртской республике
2.3 Характеристика средств размещения в Удмуртской республике
2.4 Проблемы развития гостиничного рынка в Удмуртской республике ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Тема моей выпускной квалификационной работы «Анализ гостиничного рынка в Удмуртской республике»
Развитие внутреннего туризма основывается на эффективной коммерциализации туристских продуктов. Туризм представляет совокупность услуг, которые реально могут быть опробованы только в момент их потребления и которые в отличие от промышленных продуктов не могут воспроизводиться систематически. Успешная продажа туристских продуктов требует доверительных взаимоотношений между клиентами и продавцом. Поэтому репутация туроператоров, отелей и авиакомпаний здесь очень важна.
Инвестиционная привлекательность Удмуртии как туристического центра в масштабах страны — факт, не нуждающийся в доказательствах. Гостиничный рынок пока что далек от насыщения — поток туристов растет, а реализация крупных гостиничных проектов осуществляется крайне медленно. Все вышеизложенное побудило меня к выбору данной темы работы.
Актуальность моей работы связана также с тем, что с переходом российской экономики на рыночные рельсы в ее туристском и гостиничном секторе произошли коренные изменения. Отечественный турбизнес быстрее, чем другие отрасли, адаптировался к рыночным условиям. Образовалось множество частных фирм, которые не только стали удовлетворять потребности российских граждан в туризме (прежде всего — в заграничном), но и вовлекли в эту работу до 100 тыс. сотрудников, что оказало немалое позитивное влияние на рынок труда.
Цель моей работы — проанализировать гостиничный рынок в Удмуртской республике Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:
1. Выявить проблемы развития гостиничного хозяйства в Удмуртской республике
2. Провести анализ гостиничного бизнеса в данном регионе
3. Разработать рекомендации для решения проблем, связанных с развитием гостиничного хозяйства в Удмуртии
4. Проанализировать причины проблем развития гостиничного рынка в Удмуртской республике В литературе и научных исследованиях, посвященных развитию российского рынка гостиничных услуг, практически отсутствует глубокий анализ состояния и перспективных направлений его развития.
Поэтому необходима разработка новых подходов к формированию организационно-экономического механизма развития гостиничных услуг в интересах повышения эффективности его функционирования в международной и национальной экономике региона. Этим, в частности, также определяется актуальность данного исследования.
Все это обусловило выбор темы работы и определило состав исследованных в ней проблем на основе анализа развития гостиничного рынка Удмуртской республики.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы: федеральные законы, учебная литература, интернет-ресурсы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДУСТРИИ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ
1.1 Определение видов туризма
Туризм как потенциальный ресурс в развитии экономики региона несмотря на мировой финансовый кризис имеет положительную тенденцию в удовлетворении спроса на туристические услуги. Методическое обеспечение реализации потенциала туризма недостаточно полно, что говорит об актуальной задаче восполнения этих пробелов. Одной из главных составляющих упорядочение методов к реализации услуг туризма является классификация туристических услуг. Классификация способствует эффективному планированию и использованию туристических ресурсов региона и страны.
На основании определений, содержащихся в Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Исследуя формы и методы реализации туристических услуг в РФ и за рубежом, опираясь на это определение туризма в зависимости от категорий лиц, осуществляющих туристические путешествия (поездки, посещения), их целей, объектов, используемых или посещаемых, или других признаков существуют следующие виды туризма:
— Детский;
— Молодежный;
— Семейный;
— Для пожилых людей;
— Для инвалидов;
— Культурно-познавательный;
— Лечебно-оздоровительный;
— Спортивный;
— Религиозный;
— Экологический (зеленый);
— Сельский;
— Подводный;
— Горный;
— Приключенческий;
— Охотничий;
— Автомобильный;
— Самодеятельный т.д.
Рассмотрим характеристику основных видов туризма.
1.2 Классификация видов туризма
Направление туристического потока:
— Въездной
— Выездной Цель поездки:
— Рекреационный
— Оздоровительный отдых
— Познавательный отдых
— Профессионально-деловой туризм
— Научный (конгрессный)
— Спортивный отдых
— Шоп-туры
— Приключения
— Паломнический
— Ностальгический
— Экотуризм
— Экзотический
— Элитарный Источник финансирования
— Социальный
— Коммерческий Способ передвижения
— Пешеходный
— Авиационный
— Морской
— Речной
— Автотуризм
— Железнодорожный
— Велосипедный
— Смешанный Количество участников
— Индивидуальный
— Семейный
— Групповой Продолжительность пребывания
— Кратковременный
— Долговременный Расположение туристического места
— Горный
— Водный
— Сельский
— Пригородный Интенсивность туристического потока
— Постоянный
— Сезонный Организационная форма
— Организованный
— Неорганизованный Главным является деление туризма на внутренний и международный
1. Внутренний туризм представляет собой миграционные потоки людей в пределах страны постоянного проживания с туристическими целями. Национальная денежная единица, используемая повседневно, продолжает оставаться средством платежа, а родной туристу язык — средством общения. Такие путешествия сравнительно легко организовать. По некоторым оценкам, на долю туризма приходится 80−90% всех туристических поездок, а общий объем расходов на внутренний туризм является 5−10 раз превышает затраты туристов на международные поездки.
2. Международный туризм охватывает поездки лиц, путешествующих с туристическими целями за пределы страны постоянного проживания.
Пересечение государственной границы для них связано с определенными формальностями: оформлением загранпаспортов и виз, прохождением таможенных процедур, валютным и медицинским контролем. Эти правила вводятся государством в целях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и т. д. и обеспечивают установленный порядок въезда в страну и выезда из нее. Специальные службы проверяют соблюдение туристами паспортно-визового режима, требований о вакцинации (прививок), правил и условий провоза через границу вещей, товаров, валютных средств и проведения операций по обмену валюты.
Путешествия с целью развлечения и отдыха составляют основу международного туристического обмена. На их долю приходится около 70% мирового туризма. Они объединяют оздоровительные, познавательные, любительские спортивные поездки.
Поездки с целью отдыха отличаются большим разнообразием и могут включать зрелищно-развлекательные программы (театр, кино, фестивали и т. д.), занятия по интересам (охота, музыкальное и художественное творчество), этнические походы, связанные с изучением национальной культуры страны пребывания.
К рекреационному туризму относятся различные разновидности туризма с целью отдыха, знакомства с достопримечательностями (Excursions), занятий спортом (Skiing, Diving, Fishing), осуществление походов (Activity&Adventure), экзотический отдых (Exotic Travel), тематические поездки (Theme Trips, based around cultural themes in arts, history, archaeology, etc.).
3. Оздоровительный отдых имеет личный, индивидуальный характер. Однако нередки случаи, когда туристы объединяются для совместных поездок, имеющая целью получения групповых скидок за проезд. Обычная продолжительность тура на лечение — 24−28 дней, что значительно больше, чем по другим видам туризма. Ряд туристических фирм специализируется на организации групповых поездок бизнесменов с различными целями. Большим преимуществом делового туризма является возможность его организации в напряженный сезон. При этом турфирмы могут оказывать как чисто туристические услуги (транспортные, размещение, питание, экскурсионное обслуживание), так и специфические (изучение информации, сбор данных о возможных торговых партнерах, переводы, предоставление необходимых экономических материалов, организация деловых встреч и т. д.).
Специально для этого создаются большие конгресс-центры, имеющие залы для заседаний и средства для размещения посетителей. Нередко участников конгресса сопровождают члены их семей, для которых организаторы форумов вместе с туристической фирмой предлагают чисто туристическую программу. Часто и сами участники знакомятся с достопримечательностями города, а после завершения конгресса делают туристические поездки по стране.
Отличительной чертой этого вида туризма является то, что участники деловых встреч тратят во время пребывания в стране значительно больше денег, чем обычный турист. Поэтому многие государства стремятся к проведению у себя международных форумов и других подобных мероприятий.
К деловому туризму относится также и поощрительный туризм (инсентив-туризм).Он постепенно завоевывает позиции и на рынке стран Восточной Европы, вытесняя традиционный социальный туризм. Это туристические поездки, организуемые предприятиями и фирмами для своих сотрудников как средство поощрения и как вознаграждение за добросовестный труд. Особенностью таких туров являются интересные программы пребывания, предусматривающие, наряду с отдыхом и экскурсиями, меры социального содержания: профессиональные встречи, посещение предприятий и учреждений, проживание в семьях, организация развлечений и т. д. Бурный рост поощрительного туризма в мире привел к созданию ряда ассоциаций этого профиля, проведение конференций, организации выставок и издание специальных каталогов. В мире расходы на организацию инсентив-туризма составляют 5−6 млрд $ США.
В деловом туризме выделяются два больших сегмента: индивидуалы или группы, путешественники с деловыми целями, и сотрудники различных компаний, которым часто приходится ездить по делам компании. Последний является так называемым корпоративным туризмом.
Спортивные туры в зависимости от цели путешествия подразделяются на два вида: активный и пассивный. В первом случае основой является занятие каким-либо видом спорта, во втором — интерес к спорту, например, посещение соревнований.
«Челночный» бизнес или шоп-туризм приносит ощутимое увеличение бюджета этих стран. Так, в Турции «челноки» ежегодно закупают товаров на сумму 8−10 млрд. дол. Правительство страны всячески поддерживает шоп-туризм. Советник турецкого министра туризма по связям с прессой сообщил, что туристы, которые купили некачественный товар, вправе в 15-дневный срок потребовать его обмена, возврата уплаченной суммы либо безвозмездного устранения недостатков. В случае покупки товара со скрытым дефектом потребитель имеет право в течение двух лет предъявить претензию продавцу.
География и тематика приключенческих туров довольно большая и разнообразная. Обычно это групповые туры. Специфической чертой такого туризма является получение различных лицензий, позволяющих охоту, рыбалку, вывоз трофеев. Приключенческий туризм связан с определенным риском, поэтому для обеспечения безопасности таких туров необходимы высококвалифицированные инструкторы. Этот вид туризма имеет довольно высокую стоимость, и его можно отнести к разряду элитарного отдыха. В туризме с религиозными целями можно выделить несколько видов:
1) паломничество (посещение святых мест для поклонения реликвиям)
2) познавательные поездки (знакомство с религиозными памятниками, историей религии, культуре религии);
3) научные поездки (поездки историков и других специалистов, занимающихся вопросами религии, и др.).
Серьезной проблемой в этом виде туризма является вопрос о подготовке высококвалифицированных кадров. Важно, чтобы они могли не только показать исторические и архитектурные достопримечательности, но и были знакомы с духовными и религиозными ценностями.
Характер экзотического туризма имеют также гастрономические туры. Часто приключенческий туризм связан с определенным риском и требует повышенного внимания к безопасности туристов. Вследствие этого из приключенческого выделился экстремальный туризм, целью которого является испытание сил человека в сложной обстановке. Он приобретает популярность особенно среди молодежи, потому что не только создает условия для испытания собственных сил человека, но и закаляет ее. Много желающих познакомиться с подводным миром. Самый перспективный проект в этом направлении — путешествия на прозрачной субмарине. Один из ее маршрутов планируется проложить к месту катастрофы «Титаника». Согласно статистике, начиная с 1985 г. в эксплуатации находится 46 туристических субмарин. В 2004 г. количество туристов, побывавших в глубинах морей и океанов, составило более 2 млн., при этом прибыль организаторов путешествий равен 147 млн долл.
1.3 Классификация средств размещения
Средства размещения являются одним из важных компонентов туризма. При посещении другого города, региона или области в первую очередь с чем сталкивается турист — это место, где можно остановиться для ночлега. В российском законодательстве существует большое количество видов средств размещения, которые могут быть традиционными и не традиционными. В свою очередь все средства размещения служат одной цели — предоставления всех необходимых услуг туристу. В зависимости от того, с какими целями, куда и для чего турист едет в ту или иную местность, по тем параметрам он и выбирает себе данное средство размещения. В последнее время прослеживается большой поток перемещения отечественных туристов не за рубеж, а по собственной родине, следовательно, растет необходимость в предоставлении разных средств размещения, с разной ценовой политикой и разными услугами.
В международной практике принята стандартная классификация средств размещения, в соответствии с которой они делятся на коллективные и индивидуальные
Коллективные средства размещения в свою очередь делятся на предприятия гостиничного типа, специализированные средства размещения, прочие коллективные средства размещения.
Предприятия гocтиничнoгo типа — объекты, состоящие из номеров, количество которых превышает определенный минимум (7−10), сгруппированные в классы и категории в соответствии с услугами и стандартами страны, имеющие единое руководство и предоставляющие разнообразные гостиничные услуги:
Гостиницы (бизнес-отель, акватель, ботель, гостиница конгрессная, гостиница курортная, гостиница курортная городская, гостиница курортная конгрессная, мотели, кондотель, монастырь, мотоотель, ротель, флотель, клубы-отели, пляжные и курортные гостиницы).
Гостиничные заведения: (мебилированые комнаты, туристкие общежития, постоялый двор, апарт-отель, анонимный пансион).
Специализированные средства размещения — объекты, которые выполняют не только услуги размещения, но и еще какую-либо другую специализированную функцию. К таким средствам размещения относятся:
оздоровительные заведения: санатории, профилактории, дом отдыха, пансионат, спортивнооздоровительный комплекс, дом рыболова, дом охотника, туристко оздоровительный лагерь, и.т.д);
Лагеря труда и отдыха: (молодежный, международный молодежный, оздоровительно-туристкий, пионерский, спортивный лагери, и.т.д.).
Общественные средства транспорта: (поезда, круизные суда, яхты).
Конгресс центры Прочие коллективные средства размещения Жилища предназначенные для отдыха: (комплексы домов и бунгало, гостиницы квартирного типа).
Площадки для кемпинга: (караван, бунгало).
Молодежные общежития.
Дома отдыха для престарелых и аналогичные объекты социальной значимости.
Прочие коллективные заведения.
Индивидуальные средства размещения
Собственные жилища: (дача, коллективный сад).
Собственные жилища, арендуемые на основании очередности (time-share)
Арендуемые комнаты в семейных домах.
Жилища, арендуемые у частных лиц или агентов.
Размещение, предоставляемое бесплатно родственниками или знакомыми.
Прочие индивидуальное размещение.
Методика оценки соответствия гостиниц и других средств размещения по категориям:
1. Оценка соответствия средства размещения одной из категорий проводится в три этапа:
первый этап — проводится предварительная оценка соответствия средства размещения требованиям, приведенным в табл. 1. По результатам предварительной оценки составляется протокол соответствия средства размещения одной из категорий;
второй этап — проводится балльная оценка средства размещения по критериям, приведенным в табл. 2, 3, 4. По результатам балльной оценки составляется протокол и указывается суммарное количество баллов;
третий этап — на основании вышеуказанных протоколов проводится окончательная оценка соответствия средства размещения определенной категории.
2. Средства размещения определенной категории должны соответствовать:
2.1 гостиницы, мотели и пр. с количеством номеров более 50:
требованиям;
— критериям балльной оценки с учетом следующего суммарного количества баллов:
для категории — «четыре звезды» — 100 баллов для категории — «три звезды» — 80 баллов для категории — «две звезды» — 50 баллов для категории — «одна звезда» — 20 баллов
2.2. гостиницы, мотели и пр. с количеством номеров менее 50:
— критериям балльной оценки с учетом следующего суммарного количества баллов:
для категории — «четыре звезды» — 60 баллов для категории — «три звезды» — 45 баллов для категории — «две звезды» — 35 баллов
2.3. дома отдыха, пансионаты и аналогичные средства размещения:
- требованиям;
— критериям балльной оценки с учетом следующего суммарного количества баллов:
для категории — «четыре звезды» 115 — баллов для категории — «три звезды» 95 — баллов для категории — «две звезды» 60 — баллов Допускается уменьшение требуемого количества баллов на 10%.
Если средство размещения по суммарному количеству баллов не соответствует категории, установленной при предварительной оценке (1 этап), то принимаются следующие решения:
— в случае, если суммарное количество баллов ниже значений, установленных для данной категории, то средству размещения присваивается более низкая категория по отношению к предварительной оценке;
— в случае, если суммарное количество баллов выше значений, установленных для данной категории, то средству размещения присваивается категория, соответствующая предварительной оценке.
Классификация гостиниц
Начало гостиничной классификации было положено еще в те времена, когда существовало очень мало заведений, заслуживающих доверия. Классификация имела целью обеспечить безопасные и качественные услуги по проживанию и питанию для путешественников. С колоссальным развитием международного туризма за последние 50 лет индустрия гостеприимства приобрела статус зрелой, а цель классификации сместилась от идей защиты потребителя (обычно гарантированной национальным регулированием и законодательством) к идеям информирования потребителя.
Для отелей классификация — это способ представить необходимые потребителю сведения о качестве сервиса, инфраструктуре и других возможностях предприятия, помогая, таким образом, потенциальным клиентам и демонстрируя свою лояльность к ним.
Для потребителей классификация означает большую прозрачность, большую информированность и большую согласованность в оценке гостиниц.
Гостиничные предприятия классифицируют по различным критериям. Наиболее употребляемые среди них уровень комфорта, вместимость номерного фонда, функциональное назначение, месторасположение, продолжительность работы, обеспечение питанием, продолжительность пребывания, уровень цен, форма собственности.
По качеству и количеству предоставляемых услуг.
Для предоставления гостинице той или иной категории гостиницу оценивают по следующим параметрам:
характеристика номерного фонда (площадь номеров, количество одноместных, двухместных, многокомнатных номеров, наличие удобств в номере, комфортность номера);
оборудование и оформление интерьера;
информационное обеспечение (в т.ч. современные средства связи);
наличие и характеристика лифтов;
характеристика общественных помещений, киноконцертных и конференц-залов, холлов, помещений для деловых встреч, отдыха, спорта;
наличие и характеристика предприятий общественного питания;
обеспечение возможности предоставления услуг торговли, бытового обслуживания, дополнительных услуг;
характеристика здания, подъездных путей, развитие инфраструктуры;
обустройство прилегающей территории;
Классификация гостиничных предприятий по уровню комфорта играет огромную роль в решении вопросов управления качеством гостиничных услуг. Уровень комфорта — это комплексный критерий, слагаемыми которого являются:
состояние номерного фонда — площадь номеров (кв. м), доля одноместных (однокомнатных), многокомнатных номеров, номеров-апартаментов, наличие коммунальных удобств и т. д.;
состояние мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиенического назначения;
наличие и состояние предприятий питания — ресторанов, кафе, баров;
состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей территории;
информационное обеспечение и техническое оснащение, в том числе наличие телефонной, спутниковой связи, телевизоров, холодильников, мини-баров, мини-сейфов;
предоставление ряда дополнительных услуг.
Указанные параметры оцениваются практически во всех имеющихся сегодня системах классификации гостиниц, кроме того, ряд требований предъявляется к персоналу и его подготовке, образованию, квалификации, возрасту, состоянию здоровья, знанию языков, внешнему виду и поведению.
В настоящее время в мире насчитывается более 30 систем классификации гостиниц, причем в каждой стране приняты свои национальные стандарты. Введению единой мировой классификационной системы препятствуют факторы, связанные с культурными и национальными особенностями, историческим развитием различных государств и т. д.
Наиболее распространены следующие системы классификации:
Система звезд — европейская система классификации, базирующаяся на французской национальной системе классификации, в основе которой лежит деление гостиниц на категории от одной до пяти звезд. Такая система применяется во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Китае, России, Бразилии (с некоторым завышением звездности в независимых отелях) и ряде других стран.
В Италии для наиболее качественных пятизвездочных отелей введена приставка «luxury» (роскошный).
Более высокой звездности гостиницы соответствует более широкий набор услуг, который она может предложить своим клиентам. Так, гостям предлагаются услуги салонов красоты, массажного кабинета, автотранспортные услуги (доставка клиентов до аэропорта или железнодорожного вокзала), услуги общественного питания;система букв — система, используемая в Греции, согласно которой все гостиницы делятся на четыре категории, обозначаемые буквами А, В, С, D. Высшая категория качества гостиниц обозначается de luxe. Примерное соответствие категории качества пятизвездочной системе такое: de luxe соответствует пятизвездочному уровню, категории гостиница категории, А — четырехзвездочному уровню, категории B — трехзвездочному, категории С — двухзвездочному, категории, D — уровню гостиницы категории «одна звезда». В настоящее время наряду с буквами на фасадах гостиницы можно увидеть и привычные звезды;
Система корон или ключей распространена в Великобритании. Чтобы перейти к привычным звездам, нужно от общего числа корон отнять одну, т. е. в сравнении с общеевропейской звездой корона на одну единицу выше.
Балловая индийская система, в основе которой лежит оценка гостиницы экспертной комиссией.
Таким образом, для каждой страны характерна своя классификация предприятий гостиничной индустрии. Поэтому гостиницы, относящиеся к одной категории, но расположенные в разных странах, могут иметь достаточно существенные различия.
Классификация гостиничных предприятий по размерам (вместимости)
Вместимость гостиниц определяется количеством номеров или мест. В статистических данных часто приводят оба эти параметра.
По вместимости номерного фонда гостиничные предприятия обычно разделяются на четыре категории:
малые (до 100−150 номеров);
средние (от 100 до 300−400 номеров);
большие (от 300 до 600−1000 номеров);
гиганты (более 1000 номеров).
Классификация отелей по размерам позволяет сравнивать результаты производственной деятельности однотипных отелей. Кроме того, размер гостиницы свидетельствует, как правило, о полноте и качестве сервиса (объеме и качестве дополнительных услуг), а также косвенно характеризует другие параметры.
Классификация гостиничных предприятий по функциональному назначенню. Здесь различают следующие гостиницы:
1) целевые гостиницы, которые включают:
гостиницы делового назначения — гостиницы для туристов, основной целью и мотивом путешествия которых является профессиональная деятельность (бизнес, коммерция, встречи, совещания, симпозиумы, конференции, конгрессы, обмен опытом, обучение, профессиональные выставки, презентации продукции и т. п.). К этой категории относятся бизнес-отели (коммерческие отели), конгресс-отели, конгресс-центры, профессиональные клуб-отели и ведомственные отели;
гостиницы для отдыха — гостиницы для туристов, основной целью и мотивом путешествия которых являются отдых (пассивный, активный, комбинированный) и лечение (профилактическое, восстановительное). К этой категории относятся: курортные гостиницы, пансионаты и дома отдыха (для стационарного пассивного отдыха), туристско-экскурсионные гостиницы (туркомплексы), туристско-спортивные гостиницы (туркомплексы), казино-отели (гостиницы для любителей азартных игр), специализированные (с системой технического обслуживания личных транспортных средств туристов, мобильные, самообслуживания);
2) транзитные гостиницы, осуществляющие обслуживание туристов в условиях кратковременной остановки. Такие гостиничные предприятия располагаются на авиатрассах (гостиницы при аэропортах), на автотрассах (мотели), на железнодорожных трассах (привокзальные), на водных трассах (отели, расположенные вблизи портов);
3) гостиницы для постоянного проживания.
Классификация гостиниц по месторасположению:
1) гостиницы, расположенные в черте города (в центре, на окраине). Центральными являются практически все гостиницы делового назначения, отели-люкс, гостиницы среднего класса;
2) гостиницы, расположенные на морском побережье. В данном случае очень важным является расстояние до моря (50, 100, 150,200, 250,300 М);
3) гостиницы, расположенные в горах. Обычно это небольшие гостиницы в живописной горной местности на туристском маршруте в наиболее удобном месте отдыха. Горная гостиница, как правило, располагает необходимым снаряжением для летнего и зимнего отдыха ее гостей, например альпинистским и горнолыжным инвентарем, доступом к подъемникам.
Классификация гостиниц по продолжительности работы:
1) работающие круглогодично;
2) работающие два сезона;
3) односезонные.
Классификация гостиниц по обеспечению питанием:
1) гостиницы, обеспечивающие полный пансион (размещение + трехразовое питание);
2) гостиницы, предлагающие размещение и только завтрак.
Классификация гостиниц по продолжительности пребывания гостей:
1) для длительного пребывания клиентов;
2) для кратковременного пребывания.
Классификация гостиниц по уровню цен на номера:
1) бюджетные;
2) экономичные;
3) средние;
4) первоклассные;
5) апартаментные;
6) фешенебельные.
Классификация гостиниц по форме собственности:
1) кондомuнuумы — гостиничные комплексы, помещения и номерной фонд в которых продан индивидуальным владельцам, проживающим или сдающим в аренду эти помещения отдыхающим;
2) таймшерные. Отличие таймшерных отелей в том, что выкупается не номерной фонд, а долгосрочное право на отдых в отеле или в цепи отелей.
В данной классификации российские гостиницы подразделяются на следующие:
1) муниципальные;
2) частные;
3) ведомственные;
4) смешанной собственности;
5) общественных организаций;
6) с участием иностранного капитала.
7) международная классификация.
Кроме перечисленных выше классификаций гостиниц используют и другие системы их классификаций, которых на сегодняшний день существует более тридцати.
Самыми распространенными классификациями являются: система звезд, применяемая во Франции, в Австрии, Венгрии, Египте, Китае и ряде других стран; система букв, используемая в Греции; система «корон», характерная для Великобритании; система разрядов и другие.
В настоящее время в мире наиболее распространенной системой классификации является Французская национальная система. Она устанавливает для туристских отелей шесть категорий, среди которых пять с присвоением определенного количества звезд (1*, 2*, 3*, 4*, 5*).
Минимальные требования на присвоение одной из категории:
— количество комнат;
— общие помещения;
— оборудование отеля;
— комфортность жилья;
— обслуживания;
— доступность инвалидам и лицам с ограниченной подвижностью.
По типу французской классификации в Европейских странах выделяется немецкая классификация, согласно которой, гостиничные предприятия делятся на 5 классов.
Туристский класс — 1*;
стандартный класс- 2**;
комфортный класс — 3***;
первый класс — 4****;
люкс — 5*****.
Кроме традиционных звезд существуют системы «букв» и «корон». В Греции пользуется популярностью буквенная система классификации, хотя на фасадах гостиниц можно увидеть и привычные звезды. Все греческие гостиницы делятся на четыре категории: A, B, C, D. Гостиницы категории A соответствуют четырехзвездочному уровню, B — трехзвездному, C — двухзвездному. Гостиницам высшей категории в Греции нередко присуждается категория «de Luxe».
На наш взгляд, классификация английских гостиниц достаточно сложна. Как правило, на фасаде гостиниц изображены не звезды, а короны. Чтобы перевести категорию гостиницы с «языка корон» на «звездный», необходимо от общего числа корон отнять одну.
Но наиболее правильной считается классификация, предложенная Ассоциацией британских турагентств:
— бюджетные гостиницы (1 звезда) расположены в центральной части города и имеют минимум удобств;
— гостиницы туристского класса (2 звезды) располагают баром и рестораном;
— гостиницы среднего класса (3 звезды) имеют достаточно высокий уровень обслуживания;
— гостиницы первого класса (4 звезды) предлагают очень высокое качество проживания и отличный уровень обслуживания;
— гостиницы высшей категории (5 звезд) имеют уровень обслуживания и проживания экстракласса.
Классификация итальянских гостиниц достаточно запутанная, официальной «звездной» шкалы в стране нет. Согласно принятым в Италии нормам, гостиницы классифицируются на три категории: первую категорию условно можно отнести к четырехзвездной; вторую категорию — к трехзвездной, третью категорию — к двухзвездной.
В Испании также существует градация средств размещения по категориям:
— гостиницы — пяти категорий от 1 до 5 звезд;
— дома гостиничного типа, бунгало, апартаменты и др. — от 1 до 4 звезд;
— постоялые дворы — от 1 до 3 звезд;
— пансионы — трех категорий.
Кроме того, в Испании существуют государственные предприятия приема туристов, находящиеся в подчинении у Государственного министерства по туризму. К ним относятся старые крепости, замки, дворцы, которые оборудованы как отели «люкс».
Таким образом, для каждой страны характерна своя классификация гостиниц и гостиницы, относящиеся к одной категории, но расположенные в разных странах, имеют существенные различия.
2. АНАЛИЗ ГОСТИНИЧНОГО РЫНКА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1 Характеристика Удмуртской республики
Удмуртская Республика расположена в западной части Среднего Урала, в бассейнах рек Камы и Вятки. Граничит на западе и севере с Кировской областью, на востоке — с Пермским краем, на юге — с Башкортостаном и Татарстаном. Протяжённость территории с запада на восток — 180 километров, с севера на юг — 270 километров. Народные названия республики — «Республика Удмуртия», «Родниковый Край». Столица — город Ижевск.
Территория состоит из ряда возвышенностей и низменностей. Удмуртская Республика находится в зоне внутриконтинентального климата, для которого характерны жаркое лето и холодные многоснежные зимы. Среднегодовая температура на территории республики колеблется от 1,0 до 2,5°C. Самый тёплый месяц года — июль (+17,5−19°C), самый холодный — январь (14—15°C). Максимальные температуры достигают +38—39°C. Устойчивый снежный покров образуется в начале-середине ноября, самое позднее — в начале декабря. Максимальной величины его высота достигает в середине марта, в среднем — 50—60 см. Средняя продолжительность залегания снежного покрова составляет 160—175 дней.
Родниковый Край — так издревле называют свою землю сами удмурты. Удмуртская Республика — равнинная земля, изящно раскроенная на лоскутки природными оврагами и руслами рек Камы и Вятки. При взгляде на холмы и горы, перемежающиеся с равнинной местностью, создается ощущение ожившего пространства — словно земля дышит, движется, приветствуя гостя.
Гостиничный сектор рынка коммерческой недвижимости Удмуртской республики в настоящее время активно развивается. Это в первую очередь связано с тем, что конкуренция в других секторах коммерческой недвижимости растет, а доходность снижается. Реализующиеся многочисленные проекты должны компенсировать недостаток номерного фонда. Ожидаются не только количественные, но и качественные изменения рынка. В ходе развития гостиничного сектора должна стабилизироваться стоимость гостиничных номеров и выработаться стандарты качества обслуживания для каждой категории гостиниц.
На данный момент в Удмуртии на тысячу жителей приходится около пяти гостиничных номеров, в то время как в Амстердаме — 35, в Вене — 26, в Берлине — 14, Праге — 13, Москве — 10. При более высоких показателях обеспеченности, номерной фонд европейских городов продолжает увеличиваться за счет строительства новых отелей. Средняя по городу стоимость гостиничных услуг составляет $ 290 в сутки и продолжает увеличиваться, что, в первую очередь, вызвано недостатком качественного номерного фонда в Удмуртии. Наиболее ощутим дефицит гостиниц категории «четыре» и «три звезды», которые ориентированы на туристов со средним достатком и предлагают качественные услуги по доступным ценам. В последние годы гостиницы все чаще включают в состав многофункциональных комплексов, что позволяет минимизировать риски их создания. инвестиционный туристический гостиничный удмуртия Рынок гостиничной недвижимости нацелен на данный момент на бизнес-туристов, поскольку такая ориентация обеспечивает стабильную загрузку в течение всего года, а не только на протяжении достаточно короткого в Удмуртии туристического сезона. Все больше гостиниц создается за пределами центра города, что объясняется дефицитом участков под строительство, а также конкуренцией со стороны уже существующих отелей. В пригородах Ижевска развитие гостиничного сектора ориентировано на развитие рекреационного туризма. Наметилась тенденция к стабилизации количества гостиниц формата мини-отелей и малых отелей в силу насыщения рынка. Чтобы конкурировать с более крупными отелями, гостиницы данного формата, вероятно, пойдут по пути объединения в сети.
На рынок гостиничной недвижимости Удмуртии выходят новые бренды международных сетевых операторов, что не только благоприятно влияет на развитие гостиничного бизнеса, но и создает значимую конкуренцию, стимулирует качественные изменения в представленных в городе гостиницах.
Наиболее перспективным сегментом гостиничного бизнеса в последние годы можно назвать сегмент малых гостиниц. Сюда включены придорожные мини-гостиницы, апарт-отели и частный сектор гостиничного бизнеса.
Важной тенденцией российского рынка гостиничных услуг является проникновение международных сетевых компаний на наш рынок.
Гостиничный бизнес перспективен как минимум по четырем причинам. Во-первых, в нашем отечестве наблюдается повышение деловой активности, что, как правило, неизбежно вызывает увеличение объемов делового туризма, причем не только внутреннего, но и въездного. Во-вторых, как показывает мировая практика, повышение доходов населения приводит к тому, что люди все больше путешествуют (в том числе и по родной стране), а значит, останавливаются в гостиницах. В-третьих, страна, заявившая о своей интеграции в европейские структуры, постепенно становится для европейцев (в данном случае — европейских туристов) понятнее, а значит, и привлекательнее.
Очевидно, что растущая привлекательность рынка гостиниц в Удмуртской республике будет способствовать, реализации многих проектов. Сегодня строительство гостиничных комплексов является важной особенностью развития гостиничного хозяйства республики. Преимущества комплексов очевидны: более широкий спектр услуг, меньший период окупаемости, инфраструктурой комплексов могут пользоваться не только туристы, но и жители региона.
2.2 Туризм в Удмуртской республике
Туризм в Удмуртии — это водные виды спорта, конные прогулки, спелеотуризм, горный туризм, походный лыжный туризм — практически любой вид активного отдыха и развлечений можно попробовать, отдыхая в республике. В последнее время, в рамках туризма по России, стремительно набирает популярность сельский туризм, экотуризм — это проживание в настоящей деревне, позволяющее взглянуть на мир и на себя в этом мире с новой точки зрения, на время затормозить бездумный инерционный бег и задуматься о чем-то более важном и глубоком.
Познавательный туризм
Удмуртская Республика имеет богатейшее историко-архитектурное наследие. Множество музеев истории и культуры края посвящено сохранению и изучению народных традиций, ремесел, обрядов. И туристу-обывателю и искушенному в туризме по России путешественнику, будут интересны древние архитектурные памятники — каменные храмы в стиле русских церквей семнадцатого века, деревянные дома и каменные здания в стиле классицизма, начала девятнадцатого века, деревянные дома, украшенные уникальной резьбой и каменные дома в стиле модерна и необарокко, конца девятнадцатого — начала двадцатого веков.
Лечебный туризм
В живописных лесах Удмуртии, где широкое распространение получили ели, березы, сосны, дубы и осины, располагаются многочисленные санатории Удмуртии. Родниковым краем называют коренные жители Удмуртскую республику, потому что нет больше нигде такого обилия подземных питьевых и минеральных источников, как в этом регионе, и именно на их целебном воздействии, как и на оздоровительном действии грязевых ванн, строится лечение в санаториях Удмуртии. Важным лечебным фактором Удмуртской республики являются лечебные грязи с месторождения «Нылгинское-1», соответствующие по своему составу грязям известного оздоровительного курорта Литвы «Паланга». Еще в 1998 году началось их применение в лечебных курсах санаториев, и по сей день их оздоровительный эффект притягивает в Удмуртию тысячи отдыхающих. Санатории — это не только лечение или восстановление после лечения, санаторный отдых — это отличное семейное время препровождения, отдых в кругу семьи.
Горно-лыжный туризм
Хотя настоящих гор в Удмуртии нет, горнолыжные комплексы присутствуют. Для того чтобы покататься с горок на лыжах, сноуборде или тюбингах жителям республики не надо далеко ехать. Местные спортивно-туристические комплексы «Чекерил» и «Нечкино» предлагают отличный уровень оснащенности и сервиса. В первую очередь они подходят для новичков, которые хотят открыть для себя новый вид отдыха, а также для тех, кто просто хочет хорошо провести выходные вдали от города с пользой для здоровья и массой положительных эмоций. С подъемника открывается поистине незабываемое зрелище — панорама удмуртских заповедных мест с высоты птичьего полета. Благо ехать далеко не надо, СК «Чекерил» расположен всего в 6,5 км. от Ижевска, а спортивно-туристический комплекс «Нечкино» на границе Удмуртии и Пермского края в 45 км. от Ижевска и в 27 км. от Сарапула.
Туризм по России, как и туризм в Удмуртии, стремительно развивается, одновременно во многих направлениях. Все чаще путешественники предпочитают проводить свой отдых на родной земле, приближаясь к своим корням и истокам, а, не отдаляясь от них все больше и больше. Особенно радует, что в рамках туризма по России, можно найти абсолютно любой вид отдыха — от спокойного экскурсионного и беззаботно-пляжного, до дикого и экстремального, захватывающего и активного отдыха.
2.3 Характеристика средств размещения в Удмуртской республике
Проведя исследования видов туризма в Удмуртии я пришла к выводу, необходимы средства размещения различного назначения, так как данный регион достаточно быстро развивается как туристкий центр России.
Это обусловило необходимость провести анализ существующих в Удмуртии средств размещения по следующим критериям:
1. По видам
2. По категориям
3. По размеру номерного фонда В таблице 1 представлены данные видов гостиниц и их количество, контингента гостей, ассортимента услуг, стоимости номера за один день. Рассмотрим таблицу:
В таблице 2 представлены данные о количестве гостиниц с различными категориями, а так же стоимость услуги за сутки с примерами.
Проанализировав табличные данные можно сделать вывод, что гостиничное хозяйство Удмутрии успешно развивается: появляются все новые управляющие компании, уже заявлены по меньшей мере пять национальных отельных брендов, некоторые из которых уже действуют на территории Удмуртской республики. А в течение последнего года сделано сразу несколько громких заявок на создание общероссийских сетей из десятков и даже сотен объектов размещения.
Таблица 1
Классификация средств размещения по видам
Вид гостиничного предприятия | Количество в УР | Контингент | Ассортимент услуг | Расположение | Стоимость | Пример | |
Гостиницы делового назначения | Бизнесмены | Проживание, питание, бизнес-центр и т. д. | В центре города | От 4000 руб. | «Парк Инн Ижевск 4*» (Приложение 5) | ||
Бизнесмены | Проживание, питание, бизнес-центр и т. д. | В центре города | От 3500 руб. | «Иж Отель 3*» | |||
Бизнесмены | Проживание, питание, бизнес-центр и т. д. | В центре города | От 3700 руб. | Отель ДерябинЪ 3* | |||
Гостиницы для отдыха: | Туристы, бизнесмены, любители охоты | Проживание, питание, развлекательные программы | Пригород г. Ижевск | От 3000 руб. | Охотничья база «Вишур» | ||
Туристы, бизнесмены, любители охоты | Проживание, питание, развлекательные программы | Пригород г. Ижевск | От 3000 руб. | Охотничья база «Люквыр» | |||
Любители охоты, туристы | Проживание, питание, стрельба из пневматического оружия, бильярд, караоке, катание на лодке. | Пригород г. Ижевск | От 3500 руб. | База отдыха «Олень» | |||
Смешанный | Ресторан, бар, харчевня, кафе, бильярд, пляж, бассейн, спортплощадки, русская баня, сауна, прокат спортинвентаря, площадка для шашлыка, пейнтбол, пневматический тир, конференц-зал. | Пригород г. Ижевск | От 800 руб. | Клуб-отель «Радуга» | |||
Смешанный | ресторан и бильярдную, бани, конный клуб, небольшую ферму, на территории есть пруд. | Пригород г. Ижевск | От 1700 руб. | Загородный комплекс Горлица | |||
Санатории и курорты | Смешанный | Питание: 3-разовое (полный пансион, FB) Инфраструктура: детская комната, кафе, бар, тренажерный зал, автостоянка, конференц-зал, сауна | Курортный район г. Ижевск | От 1305 руб. | Санаторий «Металлург» | ||
Смешанный | бассейн (закрытый), закрытый спортивный зал, бильярд, анимация, дискотека, прокат спортинвентаря, кафе, бар, тренажерный зал, автостоянка, конференц-зал, киноконцертный зал, кафе, сауна | Курортный район г. Ижевск | 1400 руб. | Cанаторий-профилакторий «Строитель» | |||
Смешанный | сауна, тренажерный зал, автостоянка, солярий, конференц-зал, танцзал, бассейн (закрытый), детская комната, водоем, открытые спортивные площадки, бильярд, прокат спортинвентаря | Пос. Ува | От 1000 руб. | Санаторий «Ува» | |||
Смешанный | водогрязелечебница, лечебный корпус, санаторно-оздоровительный лагерь, игровые площадки, столовая, кафе, шашлычная, магазин, спортивные площадки, сауна, кинозал, прокат спортивного инвентаря, лодок, бытовой техники. | Алшанский район | От 1570 руб. | Санаторий Варзи-Ятчи | |||
Таблица 2
Классификация гостиничных предприятий по категориям
Категория | Количество в УР | Контингент | Ассортимент услуг | Расположение | Стоимость | Пример | |
5 звезд | Индивидуальные туристы | В соответствии с Системой* | В центре города | От 5000 руб. | Парк-Отель | ||
4 звезды | Индивидуальные туристы | В соответствии с Системой* | В разных районах республики | От 2400 руб. | Сосновый бор | ||
3 звезды | Группы туристов и индивидуальные туристы | В соответствии с Системой* | В разных районах республики | От 1300 руб. | Центральная | ||
2 звезды | Группы туристов и индивидуальные туристы | В соответствии с Системой* | В разных районах республики | От 1080 руб. | Италмас | ||
Без категории | Группы туристов и индивидуальные туристы | В соответствии с Системой* | В разных районах республики | От 1066 руб. | Иж-Хостел | ||
* В соответствии с Системой означает, что каждая гостиница любой категории должна подчиняться комплексу стандартов обслуживания, правилам получения «звезд», иметь достаточный номерной фонд для получения категории, соблюдать санитарные нормы. (Приложение 1) | |||||||
По размеру номерного фонда | |||||||
Вид | Количество в УР | Контингент | Ассортимент услуг | Расположение | Стоимость | Пример | |
Мини-отели | туристы | В соответствии с Системой | В разных районах республики | От 2000 руб. | Старая башня | ||
Крупные отели | Группы туристов и индивидуальные туристы | В соответствии с Системой | В разных районах республики | От 5000 руб. | Парк-Отель | ||
2.4 Проблемы развития гостиничного рынка в Удмуртской республике
Сегодня туризм становится мощным фактором регионального развития. Многие субъекты Российской Федерации уже оценили его роль, значение и благотворное влияние на социальную, культурную и экономическую сферы. Об этом свидетельствуют регулярное участие органов управления туризмом субъектов РФ на российских и международных выставках, частые публикации в прессе, а также экономические и другие показатели.
К сожалению, на фоне общероссийских тенденций наблюдается заметное отставание туристской отрасли Удмуртии. Индустрия туризма в Удмуртии в настоящий момент является недостаточно развитой и не приносит существенных доходов бюджету республики. Всегда существовавшие региональные проблемы лишь обострились на современном этапе.
В силу специфики региона Удмуртия долгое время была закрытой территорией для массового посещения туристов, и туристская инфраструктура для въездного туризма целенаправленно не развивалась. На сегодняшний день отсутствует информационное продвижение Удмуртской Республики как региона благоприятного для туризма: не выпускаются издания, где представлены туристские ресурсы республики (туристские справочники, путеводители, буклеты, специализированные издания и т. д.). Более 50 регионов РФ сегодня являются активными участниками ежегодных международных, всероссийских и региональных туристических выставок, где пропагандируют туристические возможности своего края. К сожалению, Удмуртия никак не представлена на подобных форумах. Сегодня Удмуртия не имеет имиджа туристически привлекательного региона, и работа по его формированию пока целенаправленно не ведется. Хотя имидж современной Удмуртии основывается на двух колоссальных брендах — великом русском композиторе П. И. Чайковском и знаменитом на весь мир оружейнике М. Т. Калашникове.
В последние годы Президентом и Правительством УР уделяется серьезное внимание строительству культурно-экскурсионных объектов. Но, вместе с тем, отсутствие единой стратегии развития туристического потенциала территории и комплексной программы по ее реализации не позволяет активно привлекать инвестиции для развития туризма и продвижения регионального турпродукта. Все это, в свою очередь, ведет к тому, что въездной туризм в республике практически не развивается.
Для того чтобы преодолеть существующее отставание от других регионов, Удмуртской Республике необходима государственная поддержка туристской отрасли, прежде всего путем организационных, финансовых и иных мер, основной из которых должно стать создание органа управления туристской отраслью региона. Сфера компетенции государственного органа управления туризмом в Удмуртской Республике должна включать следующие направления:
— осуществление функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию отрасли;
— разработка комплекса мер организационного, экономического, социального характера: формирование благоприятного образа республики (выставочная деятельность), осуществление рекламно-информационной и издательской деятельности, создание отраслевой рекламно-информационной системы;
— развитие туризма во всех направлениях, которые потенциально заложены в республике ее историей, культурой, географическим положением и природным ландшафтом;
— развитие туристской инфраструктуры;
— поддержка и продвижение инвестиционных проектов в сфере туризма;
— формирование реестра предприятий туристского комплекса республики;
— координация действий заинтересованных сторон, например, в ценовой политике транспортных предприятий (при перевозке туристов);
— разработка механизмов контроля и взаимодействия предприятий туристической отрасли;
— сбор и анализ статистических данных;
— совершенствование системы методического обеспечения деятельности в области туризма, управление государственным заказом на социальные услуги в сфере туризма;
— установление порядка проведения аттестаций, обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, специализирующихся в области туризма и др.
Важнейшими факторами развития туристской отрасли являются природно-рекреационные и историко-культурные факторы. Культура, история и этнография Удмуртской Республики представляют привлекательный ресурс, к которому может быть проявлен высокий интерес со стороны российских и зарубежных туристов. Туристский ресурс, которым наградили нашу республику природа, история, традиции и мастерство, используется крайне неэффективно.
До сегодняшнего дня не проведена оценка туристского потенциала Удмуртской Республики. Оценка туристского потенциала республики, проведенная в комплексе аналитических работ по стратегическому планированию исследуемого объекта, имеет важнейшее значение для руководителей республики. Во-первых, она предоставит возможность выявить и оценить резервы туристской системы, экономическую эффективность затрат в воспроизводстве туристского потенциала и отдельных его элементов, а также получить оценку эффективности его использования. Во-вторых, она позволит своевременно выявить негативные тенденции и явления, которые могут быть вызваны чрезмерной эксплуатацией того или иного туристского ресурса. Отсутствие контроля со стороны республиканских властей над туристским бизнесом может привести к гибели достопримечательностей, нарушению экологического равновесия, что может вызвать перераспределение туристских потоков и, соответственно, доходов от туристской индустрии.
Значение средней цены пребывания в гостинице в 2014 г составило 2327,8 руб. на 1 человека в день. В 2010;2013 гг. цена на услуги гостиниц ежегодно увеличивалась в среднем на 10,4%, но в 2014 г произошло замедление роста до 4,5% в год. Снижение темпа роста цен обусловлено перераспределением спроса в сторону отелей более низкого ценового уровня и частичным переходом корпоративного сегмента в сегмент проведения конференций и продажи размещений через туроператоров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были выполнены поставленные задачи, через которые была достигнута цель выпускной квалификационной работы, а именно проанализировать гостиничный рынок Удмуртской республики. Была раскрыта тема данной работы, были выявлены проблемы развития гостиничного рынка и предложены способы решения этих проблем.
Решение поставленных задач и выполнение намеченных мероприятий позволит создать условия для проведения целенаправленной государственной политики, направленной на интенсивное развитие сферы гостиничного рынка, обеспечение доступности услуг на всей территории Удмуртии.
СПИСОК ИСПОЛЬУЗЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ (в ред. 03.08.2012 г.).
2. ГОСТ Р 50 644−94 Государственный стандарт Российской Федерации Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.94 № 32. Дата введения 1994.07.01.
3. ГОСТ Р 50 681−2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг. ГОСТ Р 50 690−2000 Государственный стандарт Российской Федерации Туристские услуги. Общие требования. Утвержден Постановлением Госстандарта России от 16.11.2000 г. № 295-ст. Дата введения 01.07.2001 г.
4. Дурович А. П. Маркетинг в туризме. Учеб. пособие. — Мн.: Новое знание, 2001.
5. Дурович А. П., Бондаренко Г. А., Сергеева Т. М. и др. Под общ. ред. Дуровича П. А. Организация туризма: учебное пособие. — Минск: Новое знание, 2008.
6. Ушаков Д. С. Прикладной туроперейтинг. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2006.
7. Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии. Постановление Мин. труда и соц. Развития РФ от 17.05.1999 г. № 8, г. Москва.
8. Черных Н. Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2002.
9. Экономическая энциклопедия / Е. И. Александрова [и др.]. — М.: Экономика, 1999. — 1055 с.
Интернет-источники
10. Официальный сайт администрации Удмуртии
11. Официальный сайт турфирмы «Ветер перемен+»
12. Электронная версия журнала-каталога «Турнавигатор»
13. Ростуризм
14. Электронная энциклопедия
15. Официальный сайт туроператора
16. Сайт обзоров рынка «Бизнесстат»
17. Он-лайн бронирование гостиниц
18. Система поиска и сравнение цен на гостиницы
19. Официальный сайт туристской фирмы ООО «ВЕРСО»
20. Издательский центр «Академия»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТРЕБОВАНИЯ | КОЛИЧЕСТВО ЗВЁЗД | |||||
Площадь однокомнатного одноместного номера (без санузла, лоджии, балкона) в метрах квадратных | 12−16 | 14−18 | ||||
Площадь однокомнатного двухместного номера (без санузла, лоджии, балкона) в метрах квадратных | 14−20 | 16−25 | ||||
Телевизор | на этаже | на этаже | в номере | в номере | в номере | |
Холодильник | на этаже | на этаже | в номере | в номере | в номере | |
Кондиционер | ; | ; | ||||
Телефон в номере | ; | |||||
Радио | ||||||
Ежедневная уборка | ||||||
Услуга «утренний звонок» | ||||||
Ванная комната | не менее 2-х на этаж | не менее 2-х на этаж | в номере | в номере | в номере | |
Туалет | хотя бы 1 на 5 комнат | хотя бы 1 на 5 комнат | в номере | в номере | в номере | |
Умывальник | ; | ; | ; | |||
Смена постельного белья | один раз в 5 дней | один раз в 3 дня | один раз в 3 дня | ежедневно | ежедневно | |
Смена полотенец | один раз в 3 дня | один раз в 3 дня | ежедневно | ежедневно | ежедневно | |
Зеркало | хотя бы 1 | более чем 2 | более чем 2 | |||
Фен | ; | ; | ; | |||
Шампунь, мыло, пена для ванн | ; | ; | только мыло | |||
Полотенца (на каждого гостя) | хотя бы 2 | хотя бы 2 | хотя бы 3 | хотя бы 5 | хотя бы 5 | |
Охраняемая парковка | ; | ; | ||||
Письменные принадлежности | ; | ; | ||||
Ковры или ковровое покрытие в коридоре | ; | ; | ||||
Декоративные растения, картины, музыкальный фон | ; | ; | ||||
Бизнес центр | ; | ; | ||||
Спортивно-оздоровительный центр с тренажёрным или спортивным залом и сауной | ; | ; | ; | + с плавательным бассейном | ||
Парикмахерская | ; | ; | ||||
Салон красоты | ; | ; | ; | |||
Комната бытового обслуживания | ; | ; | ||||
Ресторан или кафе (для отелей с более чем 50 комнатами) | ; | ; | ; | |||
Кафе | ; | ; | ; | |||
Ресторан | ; | ; | ; | несколько залов, отдельные комнаты, банкетный зал | несколько залов, отдельные комнаты, банкетный зал | |
Привратник | ; | ; | ; | |||
Стирка и глаженье | ||||||
Химчистка | ; | |||||
Простой ремонт одежды | ||||||
Чистка обуви | ; | |||||
Обмен валюты | ; | ; | в течение дня | круглосуточно | круглосуточно | |
Аренда автомобилей | ; | ; | ; | |||
Бронирование билетов на различный транспорт | ; | ; | ||||
Выбор разных типов питания (НВ, ВВ, FВ) | ; | для отелей с более чем 50 комнатами | для отелей с более чем 50 комнатами | |||
Круглосуточный бар или кафе | ; | ; | ; | |||
Подача еды и напитков в номер | ; | во время завтрака | с 7:00 до 24:00 | с 7:00 до 24:00 | круглосуточно | |
Меню завтрака в номере | ; | ; | ; | |||
Форменная одежда персонала, различная у разных служб, нагрудные визитки (бейджи) | ; | ; | ||||
Оборудование для дополнительной фильтрации воды | ; | ; | ; | |||
Горячая вода от резервной системы на время аварии или профилактических работ | ; | ; | ||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карта-схема Удмуртской республики
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекламный проспект гостиничного комплекса «ИжОтель»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Скриншшот официального сайта гостиничного комплекса «ИжОтель»
ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ
на выпускную квалификационную работу на ВКР студент (а/ки) группы №
Тема:
1. Актуальность ВКР
2. Оценка содержания ВКР
3. Положительные стороны ВКР
4. Замечания по ВКР
5. Вывод о сформированности профессиональных компетенций
Заключение
Вывод (о возможности (невозможности) допуска ВКР к защите) Руководитель (фамилия, имя, отчество) Подпись Дата
РЕЦЕНЗИЯ
на выпускную квалификационную работу Студент (а/ки) группы №
Тема:
1.
Заключение
о соответствии ВКР заданию на неё
2. Актуальность ВКР
3. Оценка содержания ВКР
4. Положительные стороны ВКР (оценка качества ВКР)
5. Замечания по ВКР
6. Рекомендуемая оценка Рецензент
««2015