Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Характеристика транспортной системы Центрального федерального округа (на примере Юго-Восточной железной дороги)

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конаковская ГРЭС находится в Конаковском районе Тверской области. Расположена на берегу Иваньковского водохранилища в городе Конаково. Костромская ГРЭС расположена в Волгореченске Костромской области, Россия, на правом берегу Волги. Обе имеют мощность по 3,6 млн. кВт, работают, в основном, на мазуте. Рязанская ГРЭС (2,8 млн. кВт) тепловая электрическая станция находится в г. Новомичуринск… Читать ещё >

Характеристика транспортной системы Центрального федерального округа (на примере Юго-Восточной железной дороги) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кафедра «Экономика транспорта»

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Регионалистика»

Характеристика транспортной системы Центрального федерального округа (на примере Юго-Восточной железной дороги)".

Санкт-Петербург

Оглавление Введение

1. Характеристика экономико-географического Центрального федерального округа

2. Характеристика транспортной сети Центрального федерального округа

3. Расчёт густоты железнодорожной сети в областях Центрального федерального округа и по округу в целом Заключение Источники

Введение

Несомненно, значение транспорта в экономике очень велико. Транспорт является важнейшим органом хозяйства, выполняя транспортировку всех видов сырья. Без транспорта не смогла бы функционировать экономика в целом. Если страна имеет большую территорию, то без системы транспорта особо отдалённые города и регионы не смогут развиваться и расти, что, конечно же негативно отразится на экономике этой страны.

Продукция транспорта — процесс перемещения, осуществляемый на определённой территории различными видами транспорта. Продукция транспорта имеет ряд особенностей. Например, она не производит никаких новых товаров, а занимается только лишь их перевозками, то есть продукция транспорта не имеет вещественной формы. Она выражается в денежном (доход от перевозок пассажиров и грузов) и условно-натуральном измерении. Продукция транспорта представляется перемещением грузов и пассажиров. Она не может накапливаться и храниться, так как она потребляется только в процессе перемещения грузов. Продукция транспорта производится и потребляется в одно и то же время. Она имеет товарную стоимость, в процессе реализации которой создается прибавочный продукт трудом работников транспорта. Поэтому чем больше объем перевозок, объективно необходимых обществу, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного воспроизводства.

Транспортная система России имеет огромное количество различных видов транспорта, таких как: железнодорожный, морской, внутренний водный, автомобильный, трубопроводный (для транспортирования нефти и газа), воздушный. Это обусловлено большой территорией государства, так как все части России не должны быть экономически отрезаны от развитых её частей. На данный момент в России интенсивно формируется рынок транспортных услуг. В целом, в России имеется довольно развитая транспортная система, включающая в себя десятки тысяч километров железных дорог, сотни тысяч километров автомобильных дорог, и также очень большие сети всех остальных видов транспорта. Транспортная система России представлена широтным направлением «восток-запад» с сетью автомобильных, железнодорожных, трубопроводных и водных путей. На транспорте занято свыше 3 миллионов человек, что составляет 4,5% работающего населения. Подавляющая часть пассажиров перевозятся четырьмя видами транспорта: воздушным (30%), автобусным (29%), железнодорожным (29%) и метрополитеном (9%).

Темой данной курсовой работы является экономико-географическая характеристика Центрального федерального округа (Юго-восточной железной дороги). В разделе 1 будет дано описание ресурсного потенциала и экономического развития Центрального федерального округа. В разделе 2 рассмотрены особенности развития транспорта, в том числе на примере Юго-восточной железной дороге. В разделе 3 будет произведён расчёт густоты дорог в заданном федеральном округе.

1. Характеристика экономико-географического Центрального федерального округа Центральный федеральный округ находится на западе России, на Восточно-Европейской равнине. Образован по указу президента РФ в 2000 году. Общая территория округа составляет 650 205. Соседние округа: Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ и Южный федеральный округ. Также имеются соседи-иностранцы: Украина и Беларусь. Не омывается морями.

Центральный федеральный округ содержит:

— области: Белгородская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Тульская, Ярославская, Брянская, Смоленская, Тверская.

— крупные города: Москва (население — 12 108 000 человек, плотность — 4800 чел/, многообразный национальный состав), Орёл, Рязань, Смоленск, Тамбов, Тула, Ярославль, Калуга, Кострома, Иваново, Воронеж, Владимир, Белгород, Брянск, Курск, Липецк.

Среди этих городов самым крупным является Москва, она же является столицей России.

Население Центрального федерального округа составляет около 38 000 000 человек, из которых:

1) около 31 0 — городское население, около 7 000 000 — сельское. Таким образом, доля городского населения составляет около 81%;

2) национальный состав: 89% - русские, 1,34% - украинцы, 4,5% - другие национальности;

3) 15% - население ниже трудоспособного возраста, 60% - трудоспособное население (на 2013 год), 25% - население старше трудоспособного возраста;

4) около 140 000 человек — безработные. Это составляет довольно маленький процент безработных от всего населения округа, около 0,4%.

Таблица № 1. Расчёт плотности населения Центрального федерального округа.

Административно-территориальная единица

Территория (тыс.) S

Численность (тыс. чел.) N

В том числе

Плотность населения (чел/)

Городское (%)

Сельское (%)

Белгородская область

56,2

Владимирская область

48,7

Воронежская область

42,8

Ивановская область

49,6

Калужская область

29,7

33,8

Костромская область

10,9

Курская область

37,3

Липецкая область

48,3

Московская область

160,8

Орловская область

31,3

Рязанская область

28,8

Тамбовская область

31,0

Тульская область

59,3

Тверская область

15,7

Итого

512,7

46,7

Плотность рассчитана по формуле:

Плотность=

Плотность Белгородской области рассчитана:

Р= =56,2 чел/.

В целом по региону плотность составляет 59 чел/. Наибольшая плотность населения приходится на Московскую область и составляет 160 чел/. Это вызвано тем, что там находится город Москва — столица Российской Федерации. Туда приезжают учиться и работать множество человек со всех городов России. В Москве находится множество промышленных комплексов, также округ имеет высокий промышленный потенциал. Также Московская область имеет выгодное положение, вокруг неё расположены ещё несколько крупных городов, где находятся известнейшие университеты России, где можно получить отличное образование, а далее и престижную работу. Здесь находятся основные и главные транспортные магистрали страны. Округ опережает все остальные по развитию экономики, финансов, культуры, науки, по качеству образования.

Наименьшая плотность населения приходится на Костромскую, Рязанскую и Тверскую области и составляет в среднем 17 чел/, это объясняется тем, что эта область имеет малоплодородную землю, небольшие запасы промышленных полезных ископаемых, а также Костромская область удалена от Московского транспортного узла.

Центральный федеральный округ в общем беден своими природными ресурсами по сравнению с другими округами, особенно со своим многочисленным населением и потребностями экономики. Но всё же имеется одно исключение: запасы железных руд, по количеству которых Центральный федеральный округ опережает все округа страны.

В округе имеются и лесные ресурсы — больше всего в Костромской и Тверской областях, а в южных областях лесных ресурсов почти нет.

Центральный федеральный округ относительно неплохо обеспечен водными ресурсами, такими как: Дон — на юге, имеет длину 1870 км, на ней производится судоходство уже много лет, также Дон судоходен на протяжении 1590 км вверх от устья. В районе станицы Цимлянская построена плотина, поднимающая уровень воды в реке на 27 метров и формирующая тем самым Цимлянское водохранилище, площадью 2600. При плотине также размещена гидроэлектростанция. Воды Цимлянского водохранилища используют для орошения и обводнения Сальских степей и других пространств; Волга и её притоки — на севере округа. Волга имеет длину 3530 км, на ней расположены 4 города-миллионщика. С 30-х по 80-е XX века на Волге построено 8 гидроэлектростанций. В Волге обитает 70 видов рыб, из которых 40 — промысловые, то есть используются в промышленности. Волга судоходна почти по всей её длине; Днепр — на западе округа. Длина реки — 2287 км. В среднем и нижнем течении реки расположен каскад водохранилищ гидроэлектростанций. В реке водится порядка 70 видов рыб. В переделах России река протекает на протяжении 485 км.

Но, не смотря на эти крупные реки, в Московской области и Москве всё равно присутствует нехватка водных ресурсов из-за большого их потребления. Центральный федеральный округ не имеет морских границ, следовательно курортных районов здесь нет. Но этот округ и города, находящиеся в нём, посещают миллионы туристов, жаждущие посмотреть и изучить самые старые города и сооружения.

Центральный федеральный округ выделяется среди остальных трудоёмкими отраслями: машиностроением и металлообработкой, химической, полиграфической, легкой, пищевой промышленностью, производством строительных материалов. Основными отраслями рыночной специализации Центрального федерального округа являются:

Таблица № 2. Отрасли промышленности в Центральном федеральном округе

Название отрасли

Производимая продукция

Центры размещения

Приборостроение

Средства связи, приборы

Смоленск, Московский регион

Станкостроение

Станки

Рязань, Московский регион

Транспортное машиностроение

Автобусы, речные суда, дизелестроение, вагоностроение

Тверь, Тула, Владимир, Брянск, Московский регион

Автомобилестроение

Грузовые и легковые автомобили, двигатели, запасные части

Смоленск, Московский регион, Тверь, Иваново, Ярцево

Электронно-вычислительная техника

Электротехника, бытовая техника

Смоленск, Московский район

Горное, энергетическое оборудование, с/х машиностроение

Оборудование, металлоконструкции, с/х техника

Курск, Воронеж, Липецк, Тамбов

Основными отраслями рыночной специализации Центрального федерального округа являются:

— в промышленности — многопрофильное машиностроение, химическая, легкая (текстильная) промышленность,

— в сельском хозяйстве — выращивание сахарной свеклы, подсолнечника, зерновых, овощных культур и молочно-мясное скотоводство.

Ведущая отрасль промышленности в Центральном федеральном округе — машиностроение. Эта отрасль так развилась благодаря выгодному экономико-географическому положению, близости научных центров, благодаря наличию квалифицированной рабочей силы.

Вторая по значимости отрасль в Центральном федеральном округе — металлургия, она получила такое развитие благодаря месторождениям железной руды Курской магнитной аномалии. Основной производитель продукции чёрной металлургии в округе — Новолипецкий металлургический комбинат. Месторождения железных руд: Курская магнитная аномалия — такие месторождения, как: Лебединское, Стойленское, Яковлевское — находятся в Белгородской области, Михайловское — в Курской области. Преимущественно в Тульской области имеется Подмосковный бассейн — месторождение бурого угля. На заболоченных территориях в Тверской, Ярославской, Ивановской, Владимирской областях находятся месторождения торфа. В Московской и Брянской областях находится фосфорит, в Егорьевском и Полпинской месторождениях. В Белгородской и Воронежской областях добывается известняк и другие строительные материалы.

Третья по значимости отрасль — промышленность стройматериалов. Промышленность стройматериалов хорошо развита в данном федеральном округе, так как здесь располагается около 24% цементного производства России, действуют 9 цементных заводов в Московской, Липецкой, Брянской, Рязанской, Белгородской и Воронежской областях.

На территории округа расположены свыше 100 средних и крупных предприятий химической и нефтехимической промышленности, в том числе предприятия по производству: минеральных удобренийв Воронежской, Московской, Смоленской и Тульской областях; синтетических красителей, формалина и смолв Тамбовской области; лакокрасочных материалов и сырья для лакокрасочной промышленности — в Ярославской, Московской, Тамбовской и Владимирской областях; полипропилена — в Москве; химических волокон и нитей — в Тульской, Московской и Владимирской областях; полиэфирного волокна из вторичного полиэтилентерефталат сырьяво Владимирской области.

В Центральном федеральном округе широко развита пищевая промышленность, в которой являются лидерами следующие отрасли: сахарная, мукомольно-крупяная, маслобойная, мясная, спиртовая, кондитерская, плодоовощная и табачно-махорочная отрасли.

Также Центральный федеральный округ является одним из крупнейших производителей полиграфической продукции. Значительная доля выпускается на комбинатах в Москве и Московской области, в Твери, Рязани и Ярославле.

Не менее важной является химическая промышленность. Центры производств находятся в Тульской, Воронежской, Смоленской областях. Химическая промышленность является базовым сегментом промышленности Центрального федерального округа. Этот комплекс производит около четверти российского объёма химической продукции. Крупнейшие химические узды находятся в Тульской, Тамбовской, Московской и Ярославской областях, что привело к значительному развитию этих регионов.

В целом Центральный федеральный округ не богат природными ресурсами, поэтому промышленность основывается на сырье, которое привозится. Однако имеются небольшие месторождения следующих ресурсов: бурого угля — Подмосковный буроугольный бассейн; фосфоритов — Егорьевское и Колпинское месторождения; горючих сланцов в Костромской области и железных руд в Орловской и Калужской областях.

В структуре электроэнергетики Центрального федерального округа преобладают крупные тепловые электростанции. Конаковская и Костромская ГРЭС, имеющие мощность по 3,6 млн. кВт, работают, в основном, на мазуте, Рязанская ГРЭС (2,8 млн. кВт) — на угле. Также достаточно крупными являются Новомосковская, Черепетская, Щекинская, Ярославская, Каширская, Шатурская тепловые электростанции и ТЭЦ Москвы. ГЭС Центрального федерального округа невелики и немногочисленны. В районе Рыбинского водохранилища построена Рыбинская ГЭС на Волге, а также Угличская и Иваньковская ГЭС. Гидроаккумулирующая электростанция построена около Сергиева Посада. В округе есть две крупные атомные электростанции: Смоленская (3 млн. кВт) и Калининская (2 млн. кВт). Обнинская АЭС в настоящее время уже закрыта.

В Центральном федеральном округе используется атомная энергетика (Смоленская АЭС, Тверская АЭС, Костромская АЭС и Обнинская АЭС). Важную роль играет Загорская ГАЭС.

Энергетика Центрального федерального округа — это 17 энергосистем и 5 федеральных электростанций — всего 68 электростанций с установленной мощностью 32 тысячи мегаватт.

В структуре электроэнергетики Центрального экономического района преобладают крупные тепловые электростанции.

Конаковская ГРЭС находится в Конаковском районе Тверской области. Расположена на берегу Иваньковского водохранилища в городе Конаково. Костромская ГРЭС расположена в Волгореченске Костромской области, Россия, на правом берегу Волги. Обе имеют мощность по 3,6 млн. кВт, работают, в основном, на мазуте. Рязанская ГРЭС (2,8 млн. кВт) тепловая электрическая станция находится в г. Новомичуринск Пронского района Рязанской области (в 80 км к югу от Рязани), на берегу реки Проня. Работает на угле. Также достаточно крупными являются Новомосковская (261 МВт) — в городе Новомосковск (Тульская область), Черепетская (1285 МВт) расположена в городе Суворов Тульской области на реке Черепеть, Каширская (1910 МВт), Шатурская (1500 МВт), тепловые электростанции и ТЭЦ Москвы. ГЭС Центрального экономического района невелики и немногочисленны. В районе Рыбинского водохранилища построена Рыбинская ГЭС (356,4 МВт) на реках Волга и Шексна в Ярославской области, в городе Рыбинске, а также Угличская (120 МВт) на реке Волге в Ярославской области, в городе Угличе. И Иваньковская ГЭС (28,8 МВт) на реке Волге, у города Дубны на севере Московской области. Гидроаккумулирующая электростанция построена около Сергиева Посада. В районе есть две крупные атомные электростанции: Смоленская расположена на юге Смоленской области в 3 км от города Десногорск (3 млн. кВт) и Калининская расположена на севере Тверской области в 120 км от города Тверь (2 млн. кВт). Обнинская АЭС в настоящее время уже закрыта. Курская АЭС — атомная электростанция в России, расположенная в г. Курчатове Курской области, в 40 км к западу от г. Курска на берегу реки Сейм. Состоит из четырёх энергоблоков общей мощностью 4 ГВт.

Сельское хозяйство играет важную роль в экономике Центрального федерального округа. В состав Центрального федерального округа входит Центрально-Черноземный экономический район, являющийся одним из ведущих сельско-хозяйственных районов России.

Ценнейшим богатством являются почвы — черноземы. Это самые плодородные почвы России, поэтому округ относится к основным сельскохозяйственным районам страны. Значительная часть его территории заняты полями зерновых, технических и кормовых культур: ржи и пшеницы, проса и гречихи, кукурузы, ячменя, овса, силосных трав, сахарной свеклы, подсолнечника. Развито животноводство, садоводство и овощеводство.

Климатические условия в сочетании с разными почвами позволяют выращивать в северных районах зерновые с коротким периодом вегетации, кормовые культуры, картофель. В южных районах вызревает озимая пшеница, на черноземных почвах высаживают много картофеля, по самому югу сахарную свеклу. В животноводстве представлено молочно-мясное скотоводство. В районе много птицефабрик и свинофабрик. Значительное развитие получил пригородный тип хозяйства, сочетающий овощеводство, картофелеводство с молочно-мясным скотоводством и свиноводством.

Владимирская область — специализируется на растениеводстве, молочно-мясном скотоводстве и птицеводстве. Ведущая отрасль сельского хозяйства — животноводство молочно-мясного направления. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец, коз. Коневодство (владимирские тяжеловозы). Площадь сельхозугодий — 866,1 тыс. га, в том числе пашня — 64,5%. Посевные площади составляют 331,2 тыс. га, из которых 63,1% занимают кормовые культуры, 25,3% — зерновые. Из зерновых выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овёс. Предприятия занимаются выращиванием племенного скота. Несколько рыбных хозяйств, многочисленные пасеки.

Ивановская область — животноводство молочно-мясного направления, представлено льноводство, картофелеводство и лесное хозяйство.

В Калужской области земли сельскохозяйственного назначения составляют 1 млн. 821 тыс. га, в том числе сельскохозяйственные угодья — 1 млн. 145 тыс. га, включая 857,1 тыс. га пашни.

Костромская область — занимается растениеводством технических и промышленных культур.

Орловская область — свеклосеющие хозяйства.

Рязанская область — агропромышленный комплекс области включает в себя сельхозпредприятия различных форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Ведущая отрасль сельского хозяйства — животноводство молочно-мясного направления. Разводят крупный рогатый скот, свиней, птицу, овец. Так же активно развито производство пищевого куриного яйца. Выращивают ячмень, пшеницу, рожь, овёс, кормовые культуры, сахарную свёклу, фрукты и ягоды. Общий земельный фонд сельхозпредприятий составляет 2556,2 тыс. га, из которых сельхозугодия занимают 2328,5 тыс. га, пашня — 1470,6 тыс. га, кормовые угодья — 813,5 тыс. га.

Смоленская область — ведущая отрасль сельского хозяйства — животноводство (более 55% стоимости продукции отрасли) молочно-мясного направления. Птицеводство концентрируется на крупных птицефабриках. Сельскохозяйственные угодья области занимают 1,75 млн. га (1% площади сельхозугодий РФ) или 35,2% её территории. 1,3 млн. га приходится на пашню. Растениеводство области специализируется на кормовых (44% посевных площадей) и зерновых (45%) культурах, производстве льна, картофеля и овощей. Под зерновыми занято 160 тыс. га.

Тверская область — Сельское хозяйство области специализируется на молочно-мясном скотоводстве и льноводстве. Значительно развиты свиноводство и птицеводство. Ведутся посевы ржи, овса, кормовых культур; картофеля, овощей. Общая площадь сельхозугодий составляет 2434,6 тыс. га, из них под пашней более 60%. Посевная площадь более 898,9 тыс. га, из них под зерновыми культурами занято 200,3 тыс. га, льном-долгунцом — 22,1 тыс. га, картофелем — 49,2 тыс. га и овощами — 10,6 тыс. га.

Тульская область — Сельскохозяйственные угодья занимают 1740 тыс. га, или 68% общей площади региона. Пашня занимает 1465 тыс. га (84% сельхозугодий). В структуре посевных площадей 54% приходится на зерновые. Сельское хозяйство наиболее развито в южной лесостепной части региона, здесь распространено выращивание зерновых (ячмень, пшеница) и кормовых культур, выращивание сахарной свёклы, мясо — молочное скотоводство и свиноводство. В северных районах преобладает молочно-мясное скотоводство, выращивание кормовых культур и картофелеводство. Местами получили развитие плодово-ягодное садоводство и овощеводство.

Ярославская область — Животноводство области специализируется на разведении крупного рогатого скота молочно-мясного направления и птицеводстве. Выращивают зерновые культуры, картофель, овощи, лён-долгунец, плодово-ягодные культуры.

На территории Московской области ведётся сельское хозяйство, представленное как растениеводством, так и животноводством. В сельском хозяйстве используется около 40% территории Московской области; наименее освоены сельским хозяйством северные, восточные и западные окраинные районы. Большинство сельскохозяйственных предприятий расположено в районах в радиусе 30—100 км от Москвы. В южной части области, особенно к югу от Оки, в сельском хозяйстве используется более 50% земель. Растениеводство характерно преимущественно для южной части области. Большая часть посевных площадей занята кормовыми культурами. Большие площади отведены под посевы зерновых: пшеница, ячмень, овёс, рожь. Значительную роль в растениеводстве региона играет картофелеводство. Распространено тепличное овощеводство. Выращиваются также цветы, грибы (шампиньоны и др.). Животноводство преобладает над растениеводством; и главным образом направлено на производство молока и мяса. Помимо крупного рогатого скота, разводятся свиньи и куры. В водоёмах распространено рыбоводство.

Принимаются меры государственной поддержки, направленные на повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе повышение доступности кредитов посредством предоставления субсидий, содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в приобретении материальных ресурсов (минеральных удобрений, электрической энергии, горюче-смазочных материалов), проведение государственных закупочных и товарных интервенций, мониторинг цен основных видов сельскохозяйственной продукции, способствуют сокращению издержек производства и росту прибыльности сельскохозяйственных организаций.

Основными целями развития Центрального федерального округа являются:

— создание условий для повышения уровня жизни населения;

— формирование комфортного жизненного пространства;

— формирование диверсифицированной конкурентоспособной экономики;

— снятие инфраструктурных ограничений развития экономики;

— формирование финансовых механизмов развития экономики.

В Центральном федеральном округе будут инициированы технологические платформы (это коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг)) по следующим направлениям:

— медицинские технологии и биотехнологии;

— информационно-коммуникационные технологии;

— фотоника;

— авиакосмические технологии;

— ядерные и радиационные технологии;

— энергетика;

— технологии транспорта;

— технологии металлургии и новые материалы;

— добыча природных ресурсов и нефтегазопереработка;

— электроника и машиностроение.

В результате функционирования технологической платформы по проекту «Технологии добычи и использования углеводородов» будут разработаны и внедрены: новые технологии добычи нефти, газа, газоконденсата, гелия и других газов; технологии добычи, подготовки, переработки, транспортировки и использования попутного нефтяного газа и сжиженного природного газа; оборудование для геолого-разведочных работ, технологии проведения новых видов сейсморазведки, программные комплексы для повышения точности прогнозов; новое оборудование для бурения скважин, новые технологии, материалы, реагенты для бурения и строительства скважин; технологии добычи углеводородов из нетрадиционных источников.

Проблемы Центрального федерального округа:

отсутствие четкой государственной стратегии развития Центрального федерального округа создает опасность деградации его производственного, интеллектуального и социального потенциала, его интегрирующих возможностей в системе экономических и пространственных связей страны. Это является реальной угрозой национальной безопасности страны.

Центральный федеральный округ обладает наивысшей в стране концентрацией научного и инженерного потенциала, самой развитой производственной, транспортной и энергетической инфраструктурой, лучшими в стране возможностями для ведения предпринимательской деятельности, но в то же время заметно отстает в эффективности использования своего потенциала от ведущих стран мира. Главной проблемой для Центрального федерального округа является резкое ускорение внедрения в мировую экономику и повседневную жизнь населения результатов научной и инженерной деятельности, в первую очередь в сфере информационно-коммуникационных технологий, фармацевтики, биои нанотехнологий, энергетики и автомобилестроения.

Среди угроз безопасности, препятствующих эффективной реализации государством задач в социально-экономической сфере, выделяются коррупция, преступления в сфере экономики, проявления криминального передела собственности, а также сохраняется террористическая угроза и угрозы возникновения техногенных катастроф.

В итоге, мы можем сказать, что Центральный федеральный округ — экономический центр России, в котором находится её столица. В этом округе находятся самые главные транспортные узлы в России, также округ имеет хорошо развитую промышленность и энергетику, но имеет не так много водных ресурсов и полезных ископаемых, что означает, что для производства округу необходим постоянный ввоз ресурсов.

2. Характеристика транспортной сети Центрального федерального округа Транспортная система России является одной из наиболее обширных транспортных систем в мире. Она включает: 87 тыс. км. железных дорог, более 600 тыс. км. воздушных линий, более 745 тыс. км. автомобильных дорог, свыше 140 тыс. км. магистральных газопроводов, 115 тыс. км. речных судоходных путей и 87 тыс. км. железных дорог. В этой сети занято более 3,2 млн. человек, что составляет около 4,6% работающего населения России.

Центральный федеральный округ имеет свою особенность топологии транспортной сети — это лучеобразные подходы транспортных коммуникаций к Москве. В Москве сходятся 11 направлений железных дорог и 15 направлений автомобильных магистралей.

Транспортная сеть Центрального федерального округа представлена железнодорожным, автомобильным, авиационным, водным (речным) и подземным (Московский метрополитен) видами транспорта.

На территории округа:

— 70 крупных железнодорожных транспортных узлов, в том числе МТУ — наиболее крупный в России;

— 28 аэродромов и аэропортов, не считая «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево», которые находятся в прямом подчинении Федерального агентства воздушного транспорта.

По территории округа проходят:

— международные транспортные коридоры: «Транссиб» — от границы с Белоруссией через Смоленск в Москву, а далее в Нижний Новгород до Владивостока; «Север-Юг» и панъевропейский коридор № 9.

— магистральные нефтепроводы: Нижний Новгород — Рязань, Рязань — Москва;

— магистральные нефтепродуктопроводы: Рязань — Москва, Новки — Рязань — Тула — Орел;

— магистральные газопроводы: Череповец — Нижний Новгород — Москва; Средняя Азия — Центр, Саратов — Москва, Ямбург — Тула, Уренгой — Ужгород, Ямал-Европа (через Беларусь).

Самую важную роль в обеспечении транспортных потребностей округа играют железнодорожный и автомобильный транспорт.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1 января 2013 г. составляет 207 589 км. Грузооборот автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности — 36 168 млн. т*км. Средняя густота дорог в расчёте на составляет 179 км, что намного больше, чем во всех остальных округах России.

Главными автомобильными магистралями округа являются дороги Ml Москва — Смоленск и далее на Минск — Варшаву — Берлин; М9 Москва — Ржев — Великие Луки-граница с Латвией; М10 Москва — Санкт — Петербург — граница с Финляндией; М8 Москва — Ярославль — Вологда — Архангельск; М7 Москва — Владимир — Нижний Новгород; М5 Москва — Коломна — Рязань — Шацк — Пенза; М4 Москва — Ступино — Ефремов — Елец — Воронеж с выходом на Северный Кавказ; М4 Москва — Серпухов — Тула — Орёл — Курск — Белгород — граница с Украиной; МЗ Москва — НароФоминск — Обнинск — Сухиничи — Брянск — Севск — граница с Украиной. Эти дороги имеют федеральное значение, а многие из них (Ml, М9, М10, М7, М4, МЗ) интенсивно используются для обеспечения международных связей с Белоруссией, Латвией, Литвой, Эстонией, Украиной, а через них и со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. По автомобильным дорогам Центрального федерального округа осуществляются и транзитные перевозки в связях Северо-Западного федерального округа с Приволжским, Южным и реже с другими федеральными округами, а также международные транзитные перевозки. Автомагистрали Ml и М7 входят в состав Общеевропейского транспортного коридора № 2; Ml О, МЗ являются ветвями Общеевропейского транспортного коридора № 9.

В Центральный федеральный округ по автомобильным дорогам поступают различные строительные грузы, зерно, нефтепродукты. Компании-перевозчики обеспечивают быструю доставку и выдачу грузов. Крупнейшим железнодорожно-автомобильным узлом является Москва, поскольку она является центром радиального размещения железных дорог и автомобильных дорог.

Водные транспортные перевозки имеют важное значение, особенно грузоперевозки по Москве и области крупногабаритных и сыпучих грузов. Регионы округа соединены сетью водных путей с выходом в Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря. По внутренним судоходным путям в округ из Северо-Западного региона доставляется 2,15 млн. тонн строительных грузов (щебень), лесоматериалов, металла. В обратном направлении следует 2,5 млн. тонн строительных материалов, нефтегрузов и прочих грузов. Из Приволжского федерального округа в Центральный поступают строительные грузы, нефтепродукты, удобрения, зерно. Их общий объём в 2008 г. составил 2,13 млн. тонн, а в обратном направлении — 0,8 млн. тонн. Во внутренних сообщениях перевозятся в основном строительные материалы, добываемые из русел рек, в незначительных объёмах лесные и нефтяные грузы, хлеб, удобрения. Их общий объём в 2008 г. составил 13,7 млн. тонн.

К основным гидроузлам района относятся Москва, Ярославль, Кострома, Калуга, Рыбинск. Роль последнего велика в обеспечении функционирования Рыбинского водохранилища.

В районе функционируют несколько нефтепроводных систем, обеспечивающих сырьём нефтеперерабатывающие предприятия округа. Одна из них Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва снабжает сырьём крупные нефтеперерабатывающие заводы в Рязани и Москве. Нефтепровод Уса — Ухта — Ярославль обеспечивает нефтью Ярославский нефтеперерабатывающий завод. К Ярославскому заводу подведён также нефтепровод Пермь — Нижний Новгород — Ярославль с последующим выходом на Полоцк (Белоруссия). По территории округа проходит нефтепровод Самара — Брянск (Унеча), по которому нефть следует на НовоПолоцкий и Мозырьский нефтеперерабатывающие заводы, а также на Украину, в Польшу, Германию, Чехию, Словакию, Венгрию. В целях обеспечения беспрепятственной транспортировки нефти на экспорт в страны дальнего зарубежья от Унечи будет создан выход трубы на порт Усть-Jlyra с последующей её перевалкой на морские танкеры.

Система продуктопроводов осуществляет вывоз продуктов переработки с нефтеперегонных заводов к местам их концентрированного потребления. На территории округа наиболее важными продуктопроводами являются Сызрань — Тамбов — Никольское — Воронеж — Белгород — граница с Украиной с ответвлением от Никольского на Орёл (Стальной Конь)-Брянск / Курск — граница с Белоруссией. От Ярославского НПЗ по нефтепродуктопроводам продукция следует на Северо-Запад (Кириши) и на Рязань с последующим выходом на Плавск и Орёл. Рязанский НПЗ соединён продуктопроводом с Москвой. Для обеспечения потребителей Подмосковья сооружён кольцевой продуктопровод вокруг Москвы.

Центральный федеральный округ занимает второе место после Приволжского по объёму потребления газа. На долю округа приходится около четверти всего потребления газа в России. В структуре потребления ведущее место приходится па тепловые электростанции — 43%, на промышленность — 26%, на коммунально-бытовые нужды — свыше 28%. Уровень газификации жилого фонда превышает 70%.

Система газопроводов округа представляет собой мощные магистрали, идущие из Центральной Азии (Центральная Азия — Центр), Северного Кавказа (Ставрополь — Москва), Поволжья (Саратов — Москва), Западной Сибири (Надым — Москва) для покрытия потребностей населения и предприятий.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования на 1 января 2013 г. составляет 17 014 км. Густота железнодорожных путей в 2010 году в Центральном федеральном округе составляет 261, эксплуатационная длина путей в 2010 году составила 16 973 км. Отправление грузов железнодорожным транспортом общего пользования — 223,8 млн. т. Железные дороги имеют достаточно высокое техническое оснащение. Из общей протяжённости сети 45% двухпутных линий, свыше 45% - электрифицированные линии и более 70% оборудованы автоматической блокировкой. Свыше половины путей (52%) обслуживаются Московской железной дорогой; 20,9% - Юго-Восточной железной дорогой; 11,4% - Октябрьской железной дорогой; 10,4% - Северной железной дорогой; 1,1% - Куйбышевской железной дорогой.

В 2013 г. железнодорожными станциями в границах округа было отправлено 240 млн. тонн грузов, из них свыше трети — строительные материалы, почти пятая часть — руда, 13,6% - нефтепродукты, 9,2% - металлы, 15,9% - прочие грузы. Прибытие грузов на железнодорожные станции в границах округа в том же году составило 312 млн. тонн. В общем объёме прибывших грузов 20,6% пришлось на уголь и кокс, 33,1% - на строительные материалы, 11,5% - на руду, 10,9% - на прочие грузы, 3,3% - удобрения.

Наиболее мощные грузопотоки наблюдаются на таких железных дорогах, которые обеспечивают связи регионов Сибири, Урала, Поволжья с районами Центра. Таким образом, широтное двухпутное направление Нижний Новгород — Владимир — Орехово-Зуево осваивает грузопотоки 24−28 млн. тонн. На направлении Арзамас — Муром — Куровская грузопоток в обоих направлениях достигает 68−69 млн. тонн; Кустаревка — Рязань — 38 млн. тонн; Ртищево — Рязань — 44 млн. тонн; Рязань — Воскресенск — 90 млн. тонн. На западных подходах к границе с Белоруссией товаропоток достигает 50−54 млн. тонн. К границе с Украиной из Центрального федерального округа по железным дорогам подходит до 90 млн. тонн, в том числе по направлению Калуга — Брянск — 37 млн. тонн к Суземке и 53 млн. тонн — к ст. Соловей по направлению Пенза — Балашов — Лиски.

На территории округа находятся: Большая Московская железная дорога — окружная железная дорога вокруг Москвы, проходящая по территории Московской и Владимирской областей на расстоянии 30−120 км от МКАД; Московская окружная железная дорога — окружная железная дорога в Москве, предназначенная для осуществления грузовых транзитных перевозок между всеми магистральными железнодорожными направлениями Москвы; железная дорога Черусти — Уршель (посёлок Уршельский) — ведомственная железнодорожная линия в Московской и Владимирской областях протяжённостью 20 км.; Монзенская железная дорога — «ведомственная» железная дорога широкой колеи (1520 мм). Проходит по территории Костромской области.

Для обеспечения растущего спроса на пассажирские перевозки в южные регионы страны предполагается осуществить поэтапную модернизацию инфраструктуры основных направлений сети железных дорог России для организации регулярного обращения пассажирских поездов длиной до 22−24 вагонов.

Основными направлениями развития железнодорожного транспорта в Центральном федеральном округе являются: Организация высокоскоростного движения на линии Москва — Санкт-Петербург; электризация участка Ртищево — Кочетовка Юго-Восточной железной дороги; развитие Московского железнодорожного узла в соответствии с Генеральной схемой, утверждённой правительством Москвы от 2008 года; строительство обхода Ярославского железнодорожного узла; реконструкция мостов через реку Оку на участке Жилево-Ожерелье, через реку Дон на участках Лиски — Россошь и Лев Толстой — Елец; строительство дополнительных главных путей на участках Ярославль — Нерехта, Крюково — Клин, Воскресенск — Рязань, Столбовая — Серпухов, Бекасово — Нара, Москва — Крюково и Мга — Сонково — Ярославль.

Одной из важнейших проблем Центрального федерального округа является модернизация московского транспортного узла — важнейшего и наиболее крупного транспортного узла в России.

Юго-Восточная железная дорога — одна из 16 дорог России, филиал ОАО «РЖД». Дорога обслуживает Центрально-Черноземный экономический регион: Воронежскую, Липецкую, Белгородскую, Ростовскую, Тамбовскую области, а также участки Тульской, Пензенской, Саратовской, Рязанской, Курской и Волгоградской областей. Суммарная площадь обслуживаемого региона составляет около 160 тысяч квадратных километров с численностью населения 6,5 млн. человек. Она лежит на следующих областях: Воронежской, Белгородской, Волгоградской, Ростовской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Липецкой, Саратовской, Пензенской. Юго-Восточная железная дорога является одной из мощных транспортных артерий в сети железных дорог России, связывающая центр Европейской части страны с Северным Кавказом, Поволжьем, Украиной, восточной частью страны.

К крупнейшим железнодорожным станциям, обслуживающим промышленные комплексы, относятся: Стойленская, Котел, Лебеди (Белгородская область), Павловск-Воронежский, Придача (Воронежская область), Курбакинская, Михайловский Рудник (Курская область), Новолипецк, Чугун 1 и 2, Елец (Липецкая область) и Никольское (Тамбовская область). Кроме того, значительные объемы грузовой работы имеют станции, находящиеся на границе России с Украиной, — Соловей и Красный Хутор (Белгородская область) и через которые осуществляются транспортно-экономические связи со странами ближнего и дальнего зарубежья.

В пределах дороги находится несколько заводов, выпускающих продукцию для нужд железных дорог или ремонтирующих подвижной состав: Воронежский тепловозоремонтный завод, Воронежский вагоноремонтный завод, Мичуринский локомотиворемонтный завод, Тамбовский вагоноремонтный завод.

Управление дороги находится в Воронеже. Начальник дороги с2002—Анатолий Иванович Володько.

Основные показатели на 2012 год: Эксплуатационная длина дороги— 4189,1 км; Численность сотрудников — 22 608 человек; Средняя заработная плата — 24 913 рублей; Перевезено грузов — 82,5 млн. тонн; Перевезено пассажиров: в дальнем сообщении — 23,7 млн. человек, в пригородном сообщении — 16,2 млн. человек.

Вся Юго-Восточная железная дорога разделена на 3 региона: Белгородский регион, Лискинский регион, Мичуринский регион. Она граничит со следующими железными дорогами: с Приволжской, Куйбышевской, Московской, Северо-Кавказской, Донецкой и Южной.

В пределах дороги находится несколько заводов, выпускающих продукцию для нужд железных дорог или ремонтирующих подвижной состав: Воронежский тепловозоремонтный завод, Воронежский вагоноремонтный завод, Мичуринский локомотиворемонтный завод, Тамбовский вагоноремонтный завод.

В настоящее время Юго-Восточная железная дорога обеспечивает перевозки рудодобывающих предприятий Курской магнитной аномалии, Новолипецкого металлургического и Оскольского электрометаллургического комбинатов, предприятий химической и перерабатывающей промышленности. Юго-Восточная дорога обслуживает потребности промышленности, сельского хозяйства и населения Тамбовской, Липецкой, Воронежской, Белгородской областей и на небольшом участке Курской области. На руды (железная руда Курской магнитной аномалии) приходится более 40% от общего отправления. На втором месте по объемам погрузки (24%) стоят минерально-строительные материалы (преимущественно вскрышные породы, отходы металлургического производства и нерудные материалы Павловского карьера). Кроме того, со станций железнодорожной сети района отправляются черные металлы (13%), нефтепродукты после налива с трубы (ст. Никольское) и широкая номенклатура грузов группы «прочие» (продукция разнообразного машиностроения, химической, пищевой и легкой промышленности). Потребности большей части Курской области и на небольшом участке Липецкой области обслуживает Московская дорога. Железнодорожный транспорт обеспечивает как внутренние связи района, так и связи с другими регионами страны. Управление дороги находится в городе Воронеже. Район имеет развитую систему внутрирайонных связей. На долю местного сообщения приходится 29% от объема перевозок с преобладанием погрузки-выгрузки железной руды — 17,3 млн. т (48% от местного сообщения) и минерально-строительных материалов — 10,7 млн. т (29,5%). Удельный вес местного сообщения в отправлении указанных грузов составляет: по рудам всяким — 54%; минерально-строительным материалам — 56%. Как пример наиболее крупных внутрирайонных связей по отдельным грузам, можно выделить следующие:

— по рудам: Белгородская область отправляет на металлургические предприятия Липецкой области 9,9 млн. т;

— по минерально-строительным материалам следует отметить характерную особенность связей, а именно — 50−60% местных перевозок приходится на внутриобластные связи: Воронежская область из 4,4 млн. т отправления в местном сообщении 2,7 млн. т (более 60%) выгружает на собственные станции; Белгородская — из 2,6 млн. т отправления в местном сообщении выгружает для собственных нужд 1,6 млн. т (более 60%) и Липецкая область соответственно — из 3,4 млн. т на себя выгружает 1,8 млн. т (более 50%).

Наиболее грузонапряженные участки (в грузовом направлении) на железнодорожной сети Центрально-Черноземного района: Мичуринск — Богоявленск 18,7 млн. т, Мичуринск — Грязи 17,2 млн. т (Тамбовская область), что превышало среднюю грузонапряженность по железнодорожной сети России (12,7 млн. т) соответственно в 1,5 и 1,4 раза; Грязи — Казинка 15 млн. т (Липецкая область) с превышением среднесетевой величины в 1,2 раза; Поворино — Таловая 20,1 млн. т и Придача — Отрожка 18,6 млн. т (Воронежская область) с превышением соответственно в 1,6 и 1,5 раза; Чернянка — Валуйки 15,3 млн. т (Белгородская область) — превышение среднесетевой грузонапряженности в 1,2 раза.

Основные направления грузопотоков: Старый Оскол — Валуйки — Лиски — Пенза; Курск — Харьков; Павелец — Ряжск — Мичуринск — Ртищево — Саратов; Ряжск — Лиски — Чертково.

На Юго-Восточной железной дороге сформировано 5 фирменных поездов: № 25/26 «Воронеж» (сообщением Воронеж — Москва), № 29/30 «Липецк» (сообщением Липецк — Москва), № 31/32 «Тамбов» (сообщением Тамбов — Москва), № 71/72 «Белогорье» (сообщением Белгород — Москва), № 57/58 «Приосколье» (сообщением Старый Оскол — Москва).

3 июля 2012 в Воронеже в управлении Юго-Восточной железной дороги прошло сетевое совещание РЖД по вопросам обеспечения безопасности движения в транспортном комплексе РФ. На совещании отмечено, что на дороге активно ведётся работа по повышению эффективности управления безопасностью движения. Обсуждены проблемы содержания и эксплуатации железнодорожных переездов, ДТП на переездах, положение с отказами технических средств на дороге, а также перспективы развития транспортного комплекса на территории Воронежской области.

Подводя итоги, мы можем сказать, что транспортная сеть России очень велика, она пересекает её всю вдоль и поперёк сотнями тысяч километров различных транспортных путей, начиная с дорожного и заканчивая трубопроводным. Она развивается ежегодно и имеет большой потенциал. В этой сфере заняты миллионы человек, что является ещё одним показателем её развитости. Она включает в себя десятки железных дорог, тысячи автомобильных магистралей, которые перевозят миллионы тонн различных материалов и грузов.

3. Расчёт густоты железнодорожной сети в областях Центрального федерального округа и по округу в целом географический федеральный транспорт железнодорожный Таблица 3. Расчёт густоты железнодорожной сети Центрального федерального округа.

Административная единица

S тыс.

N Тыс. Чел.

L км.

Густота ж/д

Dt (густота ж/д по территории)

Dn (густота по населению)

Dtn (относительная густота ж/д)

Московская

46,8

57,63

0,1

2,8

Калужская

29,7

29,36

0,8

5,0

Костромская

60,3

10,63

0,9

3,2

Курская

29,9

35,48

0,9

5,8

Липецкая

24,0

31,54

0,6

4,5

Орловская

24,6

24,23

0,7

4,3

Рязанская

39,6

24,49

0,8

4,5

Смоленская

49,7

22,31

1,1

5,0

Тамбовская

34,4

21,45

0,7

3,8

Тверская

84,2

21,41

1,3

5,3

Тульская

25,6

37,03

0,6

4,8

Ярославская

36,1

18,12

0,5

3,0

Белгородская

27,1

25,83

0,4

3,4

Брянская

34,8

29,02

0,8

4,8

Владимирская

29,0

31,79

0,6

4,5

Воронежская

52,2

22,03

0,4

3,2

Ивановская

21,4

16,12

0,3

2,3

С помощью данной таблицы можно сказать, что наибольшими показателями обладает Московская область. Она имеет такие показатели, так как именно в этой области находится массивный транспортный узел, Большое кольцо Московской железной дороги, по которому перевозится миллионы людей ежедневно.

Наименьшие показатели плотности железных дорог наблюдается в Костромской области. Это объясняется тем, что здесь железнодорожный транспорт имеет региональное или местное значение.

Для подсчёта данных о плотности железных дорог в областях Центрального федерального округа были использованы следующие формулы:

1) Формула, характеризующая густоту железнодорожной сети Ds, как отношение её протяженности L к площади территории района S.

Пример расчета для Московской области

2) Формула, характеризующая густоту железнодорожной сети Dn, как отношение её протяженности L к численности населения N.

Пример расчета для Московской области

3) Формула, характеризующая относительную густоту железнодорожной сети Dsn, определяемую размерами территории района S и численности населения N.

Пример расчёта для Московской области

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что Центральный федеральный округ — один из важнейших округов в России. Также можно сказать, что этот округ — экономический центр России. В нём находится столица Российской федерации — Москва. Округ имеет развитую промышленность, множество электростанций, развитую инфраструктуру. Именно здесь находятся самые главные транспортные узлы страны. Также округ имеет огромный экономический потенциал и с каждым годом округ становится всё более и более совершенным, создаются новые дороги и электростанции, разрабатываются новые проекты. Именно в этот округ идут сотни железных дорог с самых отдалённых частей России. По таким железным дорогам и автомагистралям, а также по трубопроводам в округ поступают миллионы тонн различного сырья.

Однако, округ имеет свои минусы. Например, Центральный федеральный округ обладает совсем небольшими запасами водных ресурсов и полезных ископаемых, но имеет развитую промышленность, поэтому требуется постоянный ввоз ресурсов и полезных ископаемых, чтобы поддерживать постоянное производство.

Именно поэтому округ стремительно развивается. Планируются следующие пути развития, например: организация высокоскоростного движения на линии Москва — Санкт-Петербург; электризация участка Ртищево — Кочетовка Юго-Восточной железной дороги; развитие Московского железнодорожного узла. Я считаю, что эти и множество других изменений приведут к максимальной эффективности округа в экономическом и транспортном смысле.

1) «Центральный район. Экономико-географическая характеристика» Рязанцев С.Н.

2) «Экономическая география и регионалистика», Лопатников Д.Л.

3) Б. М. Лапидус, Ф. С. Пехтерев — Регионалистика.

4) «Экономическая и социальная география России» (Атлас), А. И. Алексеев, О. В. Гаврилов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой