Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Предпосылки становления и развитие концепции «научной философии» Казимира Твардовского

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Смирнов В. А. Предисловие редактора // К. Твардовский. Логико-философские и психологические исследования. — М.: РОССПЭН, 1997. — 252 е.- Васюков В. Л. Метапарадигма Львовско-варшавской школы / Загадка феномена Львовско-варшавской школы // Исследования аналитического наследия Львовско-варшавской школы. — СПб.: Издательский дом Mipb, 2006. Вып. 1. — 304 е.- Васюков В. Л. Формальная… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Аналитическая парадигма конца XIX — начала XX века как идейно-историческая предпосылка формирования философских взглядов Казимира Твардовского
    • 1. 1. Проблема обоснования «научной философии» в конце XIX — начале XX века
    • 1. 2. Австрийская философская традиция — отправная точка философских исканий К. Твардовского
    • 1. 3. Философия Ф. Брентано как теоретический источник формирования философии К. Твардовского
  • Глава II. Философские искания К. Твардовского на пути формирования «научной философии»
    • 2. 1. Понимание предмета и метода философии К. Твардовским
    • 2. 2. К. Твардовский о путях формирования философии — обоснование аналитического стиля мышления
    • 2. 3. Проблема философского воспитания как условие становления подлинной философии
  • Глава III. Содержание философских взглядов К. Твардовского
    • 3. 1. Онтология сознания К. Твардовского
    • 3. 2. Эпистемологический абсолютизм К. Твардовского
    • 3. 3. Концепция «научной этики» К. Твардовского

Предпосылки становления и развитие концепции «научной философии» Казимира Твардовского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Феномен «научной философии» всегда воспринимался далеко не однозначно и истолковывался с самых разных точек зрения, порой совершенно противоположных. Можно сказать, что острота полемики по вопросу его истолкования доказывает актуальность данной проблемы. В контексте широкого научного и философского интереса к проблеме «научной философии», вполне закономерным оказывается выбор темы для нашей работы.

Обращение к проблеме «научной философии» многих современных исследователей вызвано объективными обстоятельствами. Начиная с середины XIX — первой половины XX веков, в истории западноевропейской философии наблюдался процесс перехода от классического к неклассическому типу философствования. Развитие философских идей этого периода времени проходило в общем контексте переинтерпретации достижений классики. Смена парадигм в выборе типа построения и решении философских проблем была обусловлена бурным развитием научного знания, сфера влияния которого распространялась и на философию.

Эта смена обусловила и необходимость более точного определения проблемного поля философии. Вопрос, является ли философия самостоятельной областью знания или играет лишь подчиненную роль по отношению к науке, стал, начиная с философии позитивизма, одной из главных проблем. Решение данной проблемы повлекло за собой необходимость ответов и на следующие вопросы: каким образом происходит взаимодействие философского и научного знания и в каком случае можно говорить о «научной философии" — на каких принципах и основаниях должна строиться «научная философия" — какую роль играет «научная философия» в познании окружающего миракакое место занимают традиционные мировоззренческие философские проблемы в рамках новой «научной философии».

Среди мыслителей XX века, исследовавших данную проблему, можно выделить Ф. Брентано, Д. Мура, Б. Рассела, Л. Виттгенштейна, Л. Карнапа, Н. А. Бердяева, и многих других. Большой вклад в осмысление феномена «научной философии» внесли представители Львовско-варшавской школы. Последнюю, с полным основанием можно отнести к аналитическому направлению в философии XX века. Достижения представителей данной школы оказались столь значительными, что они и сегодня стимулируют развитие ряда направлений современной логики, онтологии и эпистемологии. Изучение отдельных идей и тенденций, сформировавшихся у философов Львовско-варшавской школы, позволяют сделать полезные выводы для развития современной науки. Это касается в первую очередь теории истины А. Тарского, концепций реизма, праксеологии и независимой этики Т. Котарбиньского, синтеза истории эстетики, данного В. Татаркевичем, и т. д.

Львовско-варшавскую школу, как и всю аналитическую философию, как представляется, нельзя рассматривать отдельно от личности Казимира Твардовского (1866−1938) — польского мыслителя, яркого представителя «научной философии» XX века, основателя данной школы. Благодаря харизматичности натуры и педагогическому таланту, Казимиру Твардовскому удалось воспитать огромное количество учеников, заслуженно добившихся мирового признания. К. Твардовский, был не только гениальным педагогом, но и гениальным философом. Именно этим мыслителем были заложены основы понимания «научной философии» в рамках Львовско-варшавской школы. Закономерным, таким образом, оказывается наш интерес к концепции «научной философии» К. Твардовского.

Своеобразие взглядов Твардовского заключается именно в том, что он один из тех, кто взглянул на «научную философию» не только с позиции философа и ученого, но и с позиции педагога. Особого интереса в философской концепции данного польского мыслителя заслуживает и тот факт, что в решении проблемы «научной философии» Твардовский вышел за рамки теоретических конструкций и применил свои идеи в философской практике.

Степень разработанности проблемы. Как в отечественной, так и в зарубежной науке накоплен сравнительно большой объем знания, касающийся, главным образом, педагогических достижений К. Твардовского, а также его достижений в области логики. Вместе с тем, философская проблематика данного мыслителя рассматривалась в основном фрагментарно.

Первыми в мировой литературе монографиями, посвященными Львовско-варшавской школе, где сосредоточивалось внимание на творчестве К. Твардовского, были книги такого автора, как 3. Йордан: «Развитие математической логики и логического позитивизма в Польше между двумя войнами» (Oxford, 1945), а также «Развитие философии марксизма-ленинизма, начиная со второй мировой войны» (Dordrecht, 1963).

Исследование феномена Львовско-варшавской школы, возникшей благодаря творчеству К. Твардовского, было предпринято также М. Н. Берниковым в его монографии — «Льв1всько-Варшавська фшософська школа i розвиток в шй матер1ал1стичних тенденцш"1, (Львов, 1967), которая в дальнейшем была переиздана на русском языке издательством «Наукова думка» в 1978 году. В 2004 году на русском языке была опубликована монография Я. Воленьского «Львовско-Варшавская философская школа"2, содержащая обзор направлений и анализ достижений Львовско-Варшавской школы. Особое внимание автор

1 См.: Верников М. Н. Методологический анализ кризиса философского идеализма. На материалах польской философии конца XIX — 1-й трети ХХвв. — Киев: Наукова думка, 1978. — 399 с.

2 См.: Воленьский Я. Львовско-Варшавская философская школа / пер с польск. — М.: РОССПЭН,.

2004. — 472 с. монографии уделяет рассмотрению философских взглядов К. Твардовского.

В 1997 году увидела свет книга К. Твардовского «Логико-философские о и психологические исследования» под редакцией В. А. Смирнова (в переводе украинских философов Б. Домбровского и Я. Саноцкого). Это была первая публикация на русском языке избранных работ К. Твардовского, оказавшая существенное влияние на развитие «научной философии» в XX столетии. В сборник вошли такие фундаментальные работы К. Твардовского, как «К учению о содержании и предмете представлений» и «О действиях и результатах», а также статьи «Франц Брентано и история философии» и «Этика наряду с теорией эволюции».

Большой вклад в освещении творчества К. Твардовского внес Б. Домбровский своей работой «Львовско-варшавская логико-философская школа» (Львов, 1989 года)4. Не менее информативной является и книга «Философия и логика Львовско-варшавской школы» (М., 1999)5 под общей редакцией Е. Н. Шульги, В. А. Смирнова и В. Л. Васюкова. Данная книга представляет собой антологию произведений представителей Львовско-варшавской логико-философской* школы. В данную книгу включена одна из главных работ К. Твардовского — «О ясном и неясном философском стиле», где автором излагается сущность аналитического стиля мышления, соблюдение которого является необходимым условием для формирования «научной философии».

Среди авторов, акцентирующих свое внимание на логико-философских концепциях Львовско-варшавской школы в целом, и К. Твардовского в частности, можно выделить таких мыслителей, как В. А. Смирнова, В. Л. Васюкова, В. А. Бочарова, A.A. Ивина. Интерес к наследию.

3 См.: Твардовский К. Логико-философские и психологические исследования. — М.: РОССПЭН, 1997.-252 с.

4 См.: Домбровский Б. Т. Львовско-варшавская логико-философская школа (1895−1939): препринт / АН УССР. ИН-т прикл. Механики и математики: № 30. — Львов, 1989. — 89 с.

5 См.: Философия и логика Львовско-варшавской школы: сб. науч. тр. / пер. с польск. / отв. ред. E.H. Шульга. — М.: РОССПЭН, 1999. — 408 с.

Львовско-варшавской школы обнаруживается также в трудах В. Н. Поруса, М. В. Лебедева, А. З. Черняка, Ю. Н. Солонина, И. С. Нарского, О. М. Веретюка, Е. Е. Ледникова 6.

Большой вклад в, распространение непосредственно философских идей Твардовского внесли его ученики и последователи, благодаря которым, стало известно творчество данного польского мыслителя. Серьезное внимание к творчеству К. Твардовского было уделено в публикациях именно таких авторов, как — И. Каваллин, С. Борзим, И. Домбская, А. Гжегорчик, М. Хемполински, Я. Холовка, Р. Ингарден, Я. Ядацки, Р. Ядчак, М. Пжцлэцки, Т. Рзепа, Я. Скарбек, X. Слоневская, Б. Смит, К. Шмид, Я. Воленский, П. Земский7. Со статьями, посвященными.

6 См.: Смирнов В. А. Предисловие редактора // К. Твардовский. Логико-философские и психологические исследования. — М.: РОССПЭН, 1997. — 252 е.- Васюков В. Л. Метапарадигма Львовско-варшавской школы / Загадка феномена Львовско-варшавской школы // Исследования аналитического наследия Львовско-варшавской школы. — СПб.: Издательский дом Mipb, 2006. Вып. 1. — 304 е.- Васюков В. Л. Формальная феноменология. — М.: Наука, 1999. — 223 е.- Бочаров В. А. Рецензия на книгу Философия и логика Львовско-варшавской школы // Вопросы философии. — 2001. — № 6. — С. 185−187- Ивин A.A. Модальные теории Яна Лукасевича. Ин-т философии РАН. — М., 2001. — 176 е.- Порус В. Н. К вопросу о «научной философии» // Философия науки. — Вып. 4. — М., 1998. — С. 26−37- Порус В. Н. Радикальный конвенциализм К. Айдукевича и его место в дискуссиях о научной рациональности // Философия науки. -Вып. 2: Гносеологические и методологические проблемы. — М., 1996. — 274 е.- Ледников Е. Е. Критический анализ номиналистических и платонистских тенденций в современной логике. — Киев: Наук, думка, 1973. — 223 е.- Лебедев М. В., Черняк А. З. Онтологические проблемы референции. — М.: Праксис, 2 001 344 е.- Солонин Ю. Н. Проблема онтологических оснований теории в современной логике и философии науки // Логика и теория познания: меясвузовский сборник науч. тр. — ЛГУ, 1990. — С. 94 107- Нарский И. С. Польский философский журнал в борьбе за пропаганду марксизма // Вопросы философии. — 1953. — № 1. — С. 208−214- Веретюк О. М. Историческая эволюция концепции реизма Т. Котарбиньского. Терноп. Гос. Мед. Ун-т. — Тернополь, 1991. — 37с. Рукопись деп. в ИНИОН РАН СССР.

7 См.: Borzym S. Z dziejow szkofy lwowsko-warszawskiej // Polska filozofia analityezna: Analiza logiezna i semiotyczna w szkole lwowsko-warszawskiej: Pr. zbior. pod red. Michala Hempolinskiego / Pol. akad. nauk. Inst, filozofii i socjologiiWroclaw etc.: Ossolineum, 1987. — S. 43−68- Cavallin J. Content and object Husserl, Twardowski and Psychologism. Deptament of Philosofhy universitety of Stockholm. Printed by Akademetryck AB, Edsbruk, 1990. — 214 s.- Dqmbska I. O niektorych etycznych i metaetycznych poglqdach w Szkole Lwowsko-Warszawskiej // Przegl^d Filozoficzny-Nowa Seria 1994 R. Ill, NR. 4. — S. 107−116- Grzegorczyk A. Uwagi о Szkole Lwowsko-Warszawskiej oraz przemianach i roznicach w jej obrcbie // Przeglqd Filozoficzny — Nowa Seria R. IV, NR 1, 1995. — S. 83−89- Hempolinski M. Szkola Iwowsko-warszawska na tie ruchu analitycznego w filozofii XX w. // Polska filozofia analityezna: Analiza logiezna i semiotyczna w szkole lwowsko-warszawskiej: Pr. zbior. pod red. Michala Hempolinskiego/Pol. akad. nauk. Inst, filozofii i socjologiiWroclaw etc.: Ossolineum, 1987. — S. 9−21- Holowka J. Ethics of the Vienna circle and the Lvov-Warssaw School// Dialectics and Humanism. The Polich Philosophical Quarterly. — Warsawa, 1990. — Vol. 17, № 1. — S. 30−39- Jadacki J. Kilka uwag w sprawie Polskiej filozofii powojennej. Polemiki i dyskusje O Polskiej filozofii powojennej // Przeglad Filozoficzny— Nowa Seria, Rocznik X, numer 3/39. — W-wa, 2001. — S. 329−337- Jadczak R. Kazimierz Twardowski. Tworca szkoly Lwowsko-warszawskiej. Torun, 1991. — 142 s.- Jadczak R. Absolutystyczne stanowisko Kazimierza Twardowskiego w teorii prawdy // Studia z filozofii i logiki.- Torun, 1997. S. 73−85- Jadczak R. Inspiracje i kontrowersje. Z korespondencji K. Twardowskiego z A. Meinongiem // Przeglad Filozoficzny— Nowa Seria 1996, R. V, NR 3. Archiwum. — S. 105−117- Jadczak R. Kazimierz Twardowski i MscislawWartenbeigdwaj filozofowie na uniwersytetu Lwowskiego //Edukacja filozoficzna Vol. 15, Uniwersitet Warszawski, 1993. — S. 217−226- Jadczak R. Wojenny rektorat Kazimierza Twardowskiego // Studia historyczne R. XXXIII, 1990, Z. 3−4 (130−131). — S. 422−442- Jadczak Ryszrd. Wokol pracy Kazimierrza творчеству Твардовского, как данных авторов, так и самого Твардовского можно ознакомиться в журналах новой серии, выходящих на польском языке — «Przeglqd Filozoficzny», «Edukacja filozoficzna», «Dialectics a. Humanism», «Studia z teorii poznania i filozofii wartosci», «Praca zbiorowa» под редакцией Wladyslawa Strozewskiego, «Kulturowe konteksty idei filozoficznych», «Nauki filozoficzno-historyczne», «Studia historyczne», «Studia z filozofii i logiki», «Polska filozofia analityczna», а также в украинском журнале — «Философская и социологическая думка».

Необходимо отметить, что в настоящее время действует научно-исследовательский проект «Аналитическое наследие Львовско-варшавской школы и современность"8 института философии РАН, при непосредственном участии: B.JI. Васюкова, Б. Т. Домбровского, С. Н. Коняева, Е. Д. Смирновой, В. К. Шохина, Е. Н. Шульги. В рамках данного проекта исследуются основные аспекты развития рационального опыта Львовско-варшавской школы, в общем, и К. Твардовского в частности.

Признавая важность вклада упомянутых ученых в осмысление философского наследия Казимира Твардовского, нельзя не признать необходимости самостоятельного комплексного исследования творчества этого мыслителя, в рамках созданной им концепции «научной философии», попытка которого и предпринимается в данной работе.

Twardowskiego о filozofii sredniowiecznej. Wykladow szesc (przyczynek do dziejow krityki naukowej w Polsce) // Edukacja filozoficzna. — № 17. — W-wa, 1994. — S. 263−273- Przcl^cki M. Arjtyirracjonalizm Szkoly Lwowsko-Warszawskiej // Przegl^d Filozoficzny — Nowa Seria 1995 R. IV, NR 1. — S. 73−82- Rzepa T. Portrety psychologiczne filozofow ze Szkoly Lwowsko — Warszavvskiej (na podstawie wypowiedzi autobiograficznych) // Pzeglad Filozoficzny — Nowa Seria — R. Ill, NR. 3. — W-wa, 1994. — S. 81−98- Skarbek J. Koncepcja nauki w pozytywizmie polskim. Monografie z dziejow nauki I techniki. Tom XLVI. — Wroclaw-Warszawa-Krakow, 1968. — 172s.- Sloniewska H. Kazimierz Twardowski nauczyciel i wychowawca И Studia z teorii poznania i filozofii wartosci. Praca zbiorowa pod redakcja Wladyslawa Strozewskiego. — Wroclaw-Warszawa-Krakow, 1978. — S. 9−22.Smith B. Austrian Philosophy: The Legacy of Franz Brentano. Open Court Publishing Company Chicago and LaSalle, Illinois 1994. Paper back edition 1996. 349 s.- Szmid K. Kazimierz Twardowskiwspoltworca pedagogiki naukowej i akademickiej w Uniwerssytecie Lwowskim // Edukacja filozoficzna Vol. 35. -Warszawa, 2003. — S. 287−301. Ziemski P. Trzy uwagi na marginesie rozprawy Kazimierza Twardowskiego Psychologia wobec figologii i filozofii // Przeglqd Filozoficzny — Nowa Seria 2000, R. IX, Nr 3 (35). — S. 241−251.

8 См.: Исследования аналитического наследия Львовско-варшавской школы. СПб.: Издательский дом Mipb, 2006. Вып. 1. — 304 с.

Объектом исследования настоящей работы выступает феномен «научной философии» в условиях становления аналитической парадигмы философского мышления.

Предметом исследования является концепция «научной философии» Казимира Твардовского.

Цель исследования — выявить содержание и своеобразие философской проблематики Казимира Твардовского, представленной в рамках его концепции «научной философии».

Достижение поставленной цели потребовало решения группы задач, определивших логическую последовательность предпринятого исследования. К их числу относится: выявление и обоснование специфики феномена «научной философии» в истории философской мысли рубежа XIX — XX веков вообще, и в аналитической философии в частности;

— исследование влияния австрийской традиции в аналитической философии на формирование философских взглядов К. Твардовского;

— рассмотрения концепции «научной философии» Ф. Брентано как яркого представителя австрийской аналитической традиции и идейного вдохновителя К. Твардовского;

— анализа понимания К. Твардовским предмета, метода и условий формирования «научной философии»;

— определения и характеристики явления философского воспитания как одного из условий формирования «научной философии» К. Твардовского;

— изучения содержания онтологической, эпистемологической и этической проблем «научной философии» К. Твардовского.

Методологическая основа исследования. При решении указанных задач диссертант использовал следующие исследовательские приемы: метод исторического анализа и метод сравнительного анализа. Первый метод позволил рассмотреть концепцию «научной философии» К.

Твардовского в контексте идейных течений современной ему эпохи. В свою очередь, метод сравнительного анализа был применен для решения двух задач: во-первых, при соотношении взглядов данного польского мыслителя со взглядами Ф. Брентано и, во-вторых, при сопоставлении различных текстов самого К. Твардовского.

Теоретическую базу исследования составили ряд монографий и статей, учебных пособий, материалов конференций, отечественных и зарубежных публикаций. Многогранность объекта диссертационного исследования обусловила необходимость привлечения не только материала историко-философского характера, но и источников, относящихся к другим философским наукам.

Научная новизна работы. Научная ценность данного исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной литературе проведен целостный анализ философских взглядов К. Твардовского с учетом его научно-философской, педагогической и организаторской деятельности. В контексте концепции «научной философии» К. Твардовского автором диссертации проведено исследование ряда принципиальных философских проблем, в том числе вопроса о возможности взаимодействия философии и науки, проблемы определения предмета и метода философии К. Твардовским, проблемы философского воспитания.

Основные положения, выносимые на защиту. Результаты исследования нашли свое отражение в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

1. Теоретическим источником философских взглядов К. Твардовского являются основные тенденции и принципы построения «научной философии» рубежа XIX — XX веков в австрийской аналитической традиции, в частности в философской системе Ф. Брентано.

2. Необходимым условием построения «научной философии», согласно К. Твардовскому, является развитие аналитического стиля мышления, выраженного в требованиях ясного и четкого артикулирования задания и обоснованности своих утверждений как с формальной, так и с лексической точек зрения.

3. Аналитический стиль мышления формируется, с точки зрения К. Твардовского, благодаря двум факторам: правильного философского обучения и философского воспитания.

4. Содержание «научной философии» предполагает, согласно К. Твардовскому, наличие разделов онтологии, эпистемологии и «научной этики», основанных на эмпирической экспериментальной психологии или науки о сознании.

5. Учение о бытии К. Твардовский строит на психологических и логических основаниях. С этим связана эволюция его взглядов от онтологического и методологического психологизма к формальной онтологии.

6. Аналитическим стилем мышления и феноменологическими взглядами философа определяется его абсолютистская концепция эпистемологии и «научной этики».

Теоретическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертационного исследования позволяют более глубоко и развернуто осмыслить философские взгляды К. Твардовского с учетом его научно-философской, педагогической и организаторской деятельности. В контексте рассмотрения концепции «научной философии» К. Твардовского в работе проводится исследование ряда принципиальных философских проблем, в том числе вопроса о возможности взаимодействия философии и науки, проблемы истины, проблемы философского воспитания.

Практическая значимость диссертационного исследования. Сформулированные в диссертационном исследовании выводы могут быть использованы при разработке тем, связанных как с историей аналитической философии рубежа XIX — XX веков в целом, так и с генезисом и спецификой философской мысли одного из представителей австрийской традиции в философии — Казимира Твардовского. Данные исследования могут быть полезны при составлении учебных пособий, справочных материалов и лекционных курсов по соответствующей проблематике.

Апробация результатов исследования. Различные аспекты и положения работы получили освещение в докладах и выступлениях, в частности, на Всероссийской научно-практической конференции «Основные проблемы организации работы с молодёжью в современных условиях (на примере центрального региона): Материалы всероссийской научно-практической конференции» (Орёл, 2008), а так же на II Международной конференции (памяти С.Н. Булгакова) «Булгаковские чтения» (Орел, 2008).

Публикации автора по теме диссертации:

1. Ильина Ю. А. Казимир Твардовский и Львовско-варшавская школа // Гуманитарные науки и юридическое мировоззрение: Сборник научных статей. Выпуск 9. — Орел: ОрЮИ МВД России, 2006. — С. 92−96 -(0,2 п.л.).

2. Ильина Ю. А. История развития Львовско-варшавской школы // Известия Орел ГТУ, серия «Гуманитарные науки», 2006. — № 4. — С. 57−60 -(0,3 п.л.).

3. Ильина Ю. А. Сопоставление взглядов на научную деятельность С. Н. Булгакова и Яна Лукасевича // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки, 2007. — № 1. — С.51- 54 — (0,5 п.л.).

4. Ильина Ю. А. Понятие «труд» в творчестве С. Н. Булгакова и Т. Котарбиньского // «Булгаковские чтения»: II Международная научная конференция (памяти С.Н. Булгакова): сборник научных статей. / Под общ. ред. Л. И. Пахарь. — Орел, 2008. С. 15−22 — (0,5 п.л.).

5. Ильина Ю. А. Проблема универсалий Львовско-варшавской школы // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2008. — № 9 (91).-С. 4−9-(0,6 п.л.).

6. Ильина Ю. А. Концепция «этического абсолютизма» Казимира Твардовского // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. — Выпуск 10 (66), 2008. — С. 128−130 — (0,3 пл.).

7. Ильина Ю.А. К. Твардовский: аналитический стиль мышления // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2008. — № 11. — С. 86−89 — (0,2 п.л.).

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, содержащих теоретический и исследовательский материал, заключения, списка литературы и приложения.

Список литературы

включает 182 наименования, в том числе 39 на иностранных языках. Общий объем диссертации — 168 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

К. Твардовский и его влияние на европейскую и мировую мысль.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие обобщения и выводы.

Место К. Твардовского в польской науке в целом, и в философии в частности особенно. Вытекает оно из неоспоримого научного достояния данного польского мыслителя, а также из той роли, которую ему пришлось сыграть в философии, науке и польской культуре в конце XIX — первой трети XX века.

1. Являясь непосредственным учеником и продолжателем идей Франца Брентано, Казимир Твардовский в духе австрийской традиции в философии предложил свое видение «научной философии». Идеальный образ последней для Твардовского — это философия, построенная по принципам и критериям научной рациональности.

2. Решающую роль в процессе развития «научной философии» и поиске истины Твардовский отводил аналитическому стилю мышления со свойственной ему рационально-логической окраской. Ясность, точность, критицизм и определенность мысли как главные принципы аналитического стиля мышления, по мнению Твардовского, выступают в качестве критериев научности философии и играют решающую роль в философском диспуте.

3. Формирование аналитического стиля мышления Твардовский ставит в прямую зависимость от правильного философского обучения и философского воспитания. Под философским обучением Твардовский понимал процесс развития мыслительных способностей, в основу которого он положил аналитический стиль мышления. В тоже время, развитие умственных способностей Твардовский связывает с философским воспитанием, главную функцию которого мыслитель видел в формировании нравственной и духовной основы личности. В обосновании философского воспитания Твардовский исходит из характеристики самой философии, которую называет «королевой наук, путеводной звездой человеческой жизни, дорогой к приобретению жизненной мудрости, внутренней независимости и господству над собой» (К. Твардовский «Автобиография»).

Своеобразие взглядов К. Твардовского проявилось в том, что он являлся тем мыслителем, который внес большой вклад не только в теоретическую разработку проблемы философского воспитания, но и в реализацию ее на практике, тем самым, соединив философский и педагогический аспект феномена «воспитания». Являясь организатором развития философского знания в Польше, Твардовский первым внедрил в университетский учебный план дидактические методы обучения философии. Уже при жизни Твардовского его философская, преподавательская и организационная деятельность принесла свои результаты. Философия стала академической, научной дисциплиной.

4. Основой «научной философии», включающей онтологию, эпистемологию и научную этику, К. Твардовский считал дескриптивную психологию, которая понималась как наука о сознании. Последняя, согласно мыслителю, дает философии метод и предмет исследования. Предметом изучения в психологии выступают явления психики. Методом — интроспекция, направленная на наблюдение собственных психических процессов.

5. В учении о бытии Твардовского можно увидеть как психологические его интерпретации, так и логические. В психологический период своего творчества Твардовский, вслед за Брентано, все бытийственные проявления делает зависимыми от сознания, развивая тем самым, онтологию субъективного бытия. В так называемый антипсихологический период творчества Твардовского данный феноменологический взгляд уступает место, условно говоря, умеренному феноменализму. В онтологической проблематике это вылилось в создании Твардовским его формальной онтологии.

6. Главную задачу «научной философии» К. Твардовский видел в поиске истины. Занимая позицию абсолютизма в теории истины, обоснование ее Твардовский осуществляет на основе особого класса психических феноменов — суждений. Главное орудие обнаружения истины Твардовский видит в деятельности разума. В качестве критерия истинного знания Твардовского выступает некий синтез декартовской «интеллектуальной интуиции» и аристотелевского закона непротиворечия. Ведущую роль в процессе обнаружения истины или абсолюта, Твардовский отводит логическому анализу, т. к. именно логика рассматривает условия, при соблюдении которых человеческое сознание приходит к истинному познанию.

7. Абсолютистские взгляды Твардовского прослеживаются и в области этической проблематики. Моральные истины, согласно Твардовскому, имеют свойство априорности, поскольку существуют абсолютно, вне и свыше всякого общества. В обосновании этического абсолютизма, Твардовский исходит из рассмотрения третьего важного компонента психических феноменов — акта эмоций. Как и все психические феномены, класс эмоций у Твардовского оказывается отмеченным особой интенциальностью. Главным орудием в познании этического так же, как и эпистемологического абсолюта у Твардовского выступает разум.

Не меньшего внимания заслуживает и концепция «научной этики» Твардовского, где польский мыслитель сосредоточил свое внимание на доказательстве независимости научной этики от так называемых «религиозных этик» и «товарищеских этик». Научная этика, как и любая другая наука, по мнению Твардовского, опирается на систему научных утверждений строящихся по принципам логики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Л. Брентано Текст. / В. Л. Абушенко // Всемирная энциклопедия: Философия XX век / главный научный ред. и сост. A.A. Грицанов. М.: ACT- Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. — С. 94−98.
  2. К. К вопросу об «универсалиях» Текст. / Казимир Айдукевич / перевод с польск. Б. Домбровский // Логос. № 1 (22). — Центр феноменологической философии. Философский факультет РГГУ. — М.: Изд. Дом интеллектуальной книги, 1999. — С. 173−185.
  3. К. Картина мира и понятийный аппарат Текст. / Казимир Айдукевич // Философия науки. М.: ИФРАН, 1996. — Вып. 2: Гносеологические и методологические проблемы. — С. 231−254.
  4. А.Д. Философия и наука Текст. / А. Д. Айер // Вопросы философии. 1962. — № 1. — С. 96−105.
  5. И.С. О критериях научной рациональности Текст. / Алексеев И. С. // Методологические проблемы историко-научных исследований. -М.: Наука, 1982.— С. 102−122.
  6. Андреева И. С, Гулыга A.B. Шопенгауэр. Текст. / И. С. Андреева, A.B. Гулыга. М.: Молодая гвардия, 2003. — 367 с. — (Жизнь замечат. людей).
  7. Аристотель. Сочинение в 4-х т. Текст. / Аристотель / Т.1. -Метафизика, О душе / ред. В. Ф Асмус / АН СССР, Ин-т философии. М.: Мысль, 1975. — (Филос. наследие). — 550 с.
  8. Т. Вечные темы метафизики Текст. / Т. Артемьева // Парадигмы философствования: Вторые международные философско-культурные чтения. Выпуск 2. 10−15 августа. С-Пб, Россия, ФКИЦ Эйдос, 1995. — С. 425- 427.
  9. В.Ф. Историко-философские этюды. Философское значение трактата Руссо о воспитании Текст. / В. Ф. Асмус / рецензент В .В. Соколов. -М.: Мысль, 1984. 318 с.
  10. В.У. Феноменологическая философия науки. Критический анализ Текст. / В. У. Бабушкин. М.: Наука, 1985. — 188 с.
  11. H.A. Смысл творчества Текст. / H.A. Бердяев. М.: ACT: Фолио, 2004. — 679 с. — (Philosoph -у).
  12. Н.М. Пространство воспитания: образ бытия Текст.: монография / Н. М. Борытко / под ред. Н. К. Сергеева. Волгоград: Перемена, 2000. — 225 с.
  13. В.А. Рецензия на книгу Философия и логика Львовско-варшавской школы Текст. / В. А. Бочаров // Вопросы философии. 2001. -№ 6.-С. 185−187.
  14. Ф. Избранные работы. Текст. / Ф. Брентано / пер. с нем. В. В. Анашвили. М.: Дом интеллектуальной книги, 1996. — 172 с.
  15. , Ф. О происхождении нравственного познания Текст.: монография / Ф. Брентано- Пер. А. А. Анипко. СПб.: Алетейя, 2000. — 186 с. — (Метафизические исследования. Приложение к альманаху).
  16. Ф. Психология с эмпирической точки зрения Текст. / Ф. Брентано // Вопросы философии. 1995. — № 2. — Т. 2, разд. 7. — С. 148— 171.
  17. С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. I. Размышления о национальности Текст. / С. Н. Булгаков. — СПб: РХГИ, 1997.-589 с.
  18. Буржуазная философия кануна и начала империализма: учеб. пособие Текст. / A.C. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского. М.: Высш. школа, 1977. — 424 с.
  19. В.Л. Формальная феноменология Текст. / В.Л. Васюков- М: Наука, 1999. 223 с.
  20. О.М. Историческая эволюция концепции реизма Т. Котарбиньского Текст. / О. М. Веретюк. Тернополь: Терноп. Гос. Мед. Ун-т., 1991. — Рукопись деп. в ИНИОН РАН СССР № 44 169 от 19.03. 91. -32 с.
  21. М.Н. К истории Львовско-варшавской философской школы Текст. / М. Н. Верников // Философские науки. 1969. — № 4. — С. 133−140.
  22. М.Н. Методологический анализ кризиса философского идеализма. На материалах польской философии конца XIX 1-й трети XX вв. Текст. / М. Н. Верников. — Киев: Наукова думка, 1978. — 399 с.
  23. М.Н. Философские взгляды К. Твардовского Текст. / М. Н. Верников // Философские науки. 1977. — № 2. — С. 103−110.
  24. М.Н. Философская концепция Львовско-варшавской школы Текст. // Вопросы философии. — 1969. № 6. — С. 95−105.
  25. В. История древней философии Текст. / Вильгельм Виндельбанд / первод с нем. под ред. А.И. Введенского- вступ. статья А. Г. Тихолаза. — Киев: Тандем, 1995. — 365 с.
  26. Я. Львовско-Варшавская философская школа Текст. / Ян Воленьский / пер с польск. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. — 472 с.
  27. Н.Б. Смысл и онтология в логике Текст. / Н. Б. Вяткина / отв. ред. М. В. Попович. АН Украины. Ин-т Философии. — Киев: Наук. Думка, 1991.-124 с.
  28. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Текст. / Г. В. Ф. Гегель. Кн.1. — СПб.: Наука, 1993. — 349 с.
  29. Гегель. Сущность философии Текст. / Г. В. Ф. Гегель Антология мировой философии. -М.: Проспект, 1971. Т. 3. — С. 282−394.
  30. Гель. Работы разных лет Текст.: в 2-х томах / Г. В. Ф. Гегель / сост. общ. ред. и вступит, статья A.B. Гулыги. М.: Мысль, 1971. — Т.2. — 630 с.
  31. Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения Текст. / Ю. Б. Гиппенрейтер // Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 320 с.
  32. A.A. Аналитическая философия Текст. / A.A. Грицанов, A.B. Филиппович // Всемирная энциклопедия: Философия XX век / главный научный ред. и сост. A.A. Грицанов. М.: ACT- Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. — С. 30−31.
  33. A.A. Куайн Текст. / A.A. Грицанов // Всемирная энциклопедия: Философия XX век / главный научный ред. и сост. A.A. Грицанов. М.: ACT- Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. — С. 389−391.
  34. P.A. Теория опыта сознания в философии Ф. Брентано Текст.: автореф. дис.. канд. филос. наук. — М.: Московский гос. ун-т, 1999.- 33 с.
  35. А.Ф. К публикации Текст. / А. Ф. Грязнов //• Аналитическая философия: Избранные тексты / составитель А. Ф. Грязнов. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 181 с.
  36. A.A. Об идее абсолютной морали Текст. / A.A. Гусейнов // Вопросы философии. 2003. — № 3. — С. 3−12.
  37. В. Мораль Текст. / В. Даль // Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1−4. -М.: Русский язык, 1978 Т2. И — О. 1979. -779 с.
  38. Р. Правила для руководства ума Текст.: сочинения в 2-х т. / Р. Декарт / сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова, примечание М. А. Гарнцева, В. В. Соколова. АН СССР Ин. Философии. — М.: Мысль, 1989. -Т. 1.-654 с.
  39. И. Львовско-варшавская школа Текст. / И. Добронравов, И. Нарский // Философская энциклопедия / главный ред. Ф. В. Константинов. М.: Сов. энциклопедия, 1964. — Т. 3. Коммунизм-Наука.-С. 461−463.
  40. А.Л. Универсалии Текст. / А. Л. Доброхотов // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-861 с.
  41. . Казимир Твардовский и его школа (синтез этики и логики) Текст. / Борис Домбровский / перевод с украинского Т. Бледных // Философская и социологическая мысль, 1996. № 1−2. — С. 8992.
  42. Домбровский Б.Т. IX Чтения памяти Казимира Твардовского Текст. / Б. Т. Домбровский // Философская мысль. 1998 № 3. — С. 157−160.
  43. .Т. Львовско-варшавская логико-философская школа (1895−1939) Текст. / Б. Т. Домбровский Львов, 1989. — Препринт / АН УССР. ИН-т прикл. Механики и математики: № 30 — 89 с.
  44. О.Г. Этика Текст. / О. Г. Дробницкий, В. Г. Иванов // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983.- С.808−810.
  45. В.Н. Проблема научности в философии Текст. / В. Н. Дубровский // Новые идеи в философии: межвуз. сб. науч. трудов / Перм. Ун-т. Пермь, 2000. — Вып. 9. — С. 55−59.
  46. A.A. Словарь по логике Текст. / A.A. Ивин, А. Л. Никифоров. М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
  47. П. Австрийская философия Текст. / П. Кампиц // Вопросы философии. 1990. — № 12. — С. 150−167.
  48. И. Критика способности суждения Текст.: сочинение в 4-х томах / Иммануил Кант. М.: Мысль, 1966. — (Философ, наследие).- Т. 5. -564 с.
  49. И. Критика чистого разума Текст. / Иммануил Кант / перевод с немецкого Н. О. Лосского. С.- Петербург: ИКА ТАЙМ-АУТ, 1993.-472 с.
  50. В.П., Никитин C.B. Рациональность как основа взаимодействия философии и науки Текст. / В. П. Каратеев // Философия и наука: возможности взаимодействия: сб. науч. статей. — Саратов: Слово, 2001.-С. 4−17.
  51. П.В. Философия в системах «наука», «культура», «образование» Текст. / П. В. Каратеев // Наука как феномен культуры. — Саратов, 1999.-С. 154−165.
  52. Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка Текст. / Р. Карнап // Вестник МГУ. 1993. — Серия 7. «Философия». — № 6. -С. 11−27.
  53. И.М. Психология Текст. / И. М. Кондаков // Иллюстрированный словарь. Издательство: Прайм-Еврознак. — Серия: Большая университетская библиотека. — 783 с.
  54. В.А. Философия культуры и парадигмы философского мышления Текст. / В. А. Конев // Философские науки, 1991. № 6. — С. 1831.
  55. О. Курс позитивной философии Текст. / О. Конт // Антология мировой философии. — М: Проспект, 1971. Т. З — С. 584−586.
  56. Ф. История философии XX век Текст. / Фредерик Коплстон / перевод с англ. П. А. Сафронова. М.: ЗАО Ценрополиграф, 2002. — 269 с.
  57. Т. Картина собственных раздумий Текст. / Тадеуш Котарбинский / перевод с польск. Б. Домбровский // Логос. № 7 (17). — Центр феноменологической философии. Философский факультет РГГУ. — М.: Изд. Дом интеллектуальной книги, 1999. — С. 94−98.
  58. В. Материалистические тенденции в польской философии XX века Текст. / В. Краевский // Вопросы философии. 1960. -№ 3. — С. 119−122.
  59. Краткий философский словарь Текст. / под ред. А. П. Алексеева / подготовлен коллективом кафедры философии МГУ им. М. В. Ломоносова.- М.- Проспект, 1997. 400 с.
  60. А. Львовско-варшавская школа прошлое и настоящее Текст. / А. Крикуненко / перевод с украинского Т. Бледных // Философская и социологическая мысль. — 1996. — № 1−2. — С. 93−97.
  61. Г. Онтология и логический анализ языка Текст. / Г. Кюнг // Философия в XX веке: Швейцария / пер. с нем. и англ. А. Л Никифорова. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 240 с.
  62. A.B. Гензис концепции интенциальности: от дескриптивной психологии Ф. Брентано к ранней феноменологии Э. Гуссерля Текст.: автореф. дис. канд. филос. наук СПб., 2001. — 23 с.
  63. Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов Текст. / Д. Лаэрцкий / АН СССР, Ин-т философии / общ. ред. и вступ. статья А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1979. — 620 с. — (Филос. наследие).
  64. М.В. Онтологические проблемы референции Текст. / М. В. Лебедев, А. З. Черняк. М.: Праксис, 2001. — 344 с. — (Серия: Философские исследования).
  65. Г. Д. Проблема универсалий. Современный взгляд Текст. / Г. Д. Левин. М.: Канон +, 2005. — 224 с. — (Современная философия).
  66. Е.Е. Критический анализ номиналистических и платонистских тенденций в современной логике Текст. / Е. Е. Ледников. -Киев, 1973.-223 с.
  67. В.О. Формальная онтология Текст. / В. О. Лобовиков // Философский словарь [Электронныйресурс]. 1ЖЬ: http://slovariопНпе.ги/шогё/философский-словарь/формальная-онтология.Мш (дата обращения: 15.02.2008).
  68. В.А. Учение Франца Брентано о сознании Текст. /
  69. B.А. Лобастова // Логико-философские штудии — 2.: сб. статей / под ред.
  70. C.И. Дудникова, Я. А. Слинина. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — С. 417- 445.
  71. Я. О науке Текст. / Ян Лукасевич / перевод Б. Домбровского // Логос. — № 7(17). Центр феноменологической философии. Философский факультет РГГУ. — М.: Изд. Дом интеллектуальной книги, 1999. — С.107−124.
  72. И.В. Франц Брентано о роли деятельного ума в психологии Аристотеля Текст. / И. В. Макарова // Вопросы философии. -2002.-№ 10.- С. 156−167.
  73. . В. Ф. Брентано историк философии Аристотеля Текст. / Б. В. Мееровский, Б. В. Бирюков // Историко-философскийежегодник / отв. ред. д.ф.н. Н. В. Мотрошилова. М.: Наука, 1991. — С. 146 152.
  74. JI.A. Релятивизм как эпистемологическая проблема Текст. / Л. А. Микешина // Эпистемология и философия науки. / гл. ред И. Т. Касавин. М.: Канон+, 2004. Т.1, № 1. — 273 с. — С. 53−63.
  75. М.А. Онтология Текст. / М. А. Можейко // Всемирная энциклопедия: Философия XX век / главный научный ред. и сост. A.A. Грицанов. — М.: ACT- Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. 1376 с. — (Мир энциклопедий). С. 541−543.
  76. М.А. Реализм Текст. / М. А. Можейко // Энциклопедия / составитель и главный научный редактор A.A. Грицанов. — Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом. 2002. — 1376 с. — (Мир энциклопедий). С.877−888.
  77. Мюнх Д. Intentionale Inexistenz у Брентано Текст. / Д. Мюнх // Логос. № 1 (32). — Центр феноменологической философии. Философский факультет РГГУ. — М.: Изд-во Дом интеллектуальной книги, 2002. — С. 95 131.
  78. А.Л. Философия как личный опыт Текст. / А. Л. Никифоров // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / отв. ред. и сост. И. Т. Касавин. М.: Издательство Политиздат, 1990. -464с.
  79. А.Л. Философия науки: история и методология Текст. / А. Л. Никифоров: учеб. пособие. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. — 280 с.
  80. К. Философская мысль в Австро-Венгрии Текст. / Криштоф Нири / пер. с нем. A.JI. Никифоров / вступ. статья В. А. Карпушина. М: Мысль, 1987. — 190 с.
  81. Г. А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии: монография Текст. / Г. А. Новичкова / отв. ред. П. С. Гуревич М., Институт философии РАН. — 2001.- 142 с.
  82. К. Логика и рост научного знания: Избранные работы Текст. / К. Поппер / пер. с англ., сост., общая ред и вступ. Статья В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1983. — 605 с.
  83. В.Н. К вопросу о «научной философии» Текст. / В. Н. Порус // Философия науки. 1998. — Вып. 4. — С. 26−37.
  84. .И. Рациональность и историческое единство научного знания. М.: Наука, 1886. — 148 с.
  85. Р. Критика неотомизма Текст. / Р. Радив / пер. с болг. О.И. Попова- общ. ред. и вступ. ст. В. И. Гараджи. М.: Прогресс, 1975. -445 с.
  86. А.И. Рациональность и теоретическое познание Текст. / А. И. Ракитов // Вопросы философии. 1982. — № 11. — С. 68−82.
  87. . История западной философии: В 2 т. Т. 1 Текст. / Б. Рассел / подгот. Текста В. В. Целищева. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1994. 464 с.
  88. Н. Взлет и падение аналитической философии Текст. / Н. Решер // Аналитическая философия: становление и развитие (антология) / пер. с англ., нем. — М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-традиция, 1998.-528 с.
  89. Ю.М. Бытие и естество: Онтология и метафизика как типы философского знания Текст. / Ю. М. Романенко. СПб.: Алтейя, 2003.-773 с.
  90. Русский позитивизм: Лесевич, Юшкевич, Богданов / сост., авт. предисл., обзор, ст. и указателей С. С. Гусев — отв. ред.: А. Ф. Замалеев, А. И. Новиков. Санкт-Петербург: Наука, 1995. — 361 с.
  91. В.Н. Карл Поппер Гегелевская диалектика и формальная логика // Вопросы философии. 1995. — № 1. — С. 139 -148.
  92. П. Австрийская традиция в немецкоязычной философии и ее значение для Центральной и Восточной Европы Текст. / П. Саймоне // Вопросы философии. 1994. — № 5. — С. 64−67.
  93. Я. Предисловие Текст. / Я. Саноцкий // К. Твардовский. Логико-философские и психологические исследования. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. — 252 с.
  94. Р. Хайдеггер: германский мастер и его время / пер. с нем. Т. А. Баскаковой при участии В.А. Брун-Цехового, вступ. статья В. В. Бибихина. 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2005. — (Жизнь замечат. людей). — 614 с.
  95. Е.А. Историко-философский контекст идеи интенциональности у Ф. Брентано Текст. / Е. А. Сергодеева // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 1. 1996. — С. 68−76.
  96. В.А. Логические методы анализа научного знания Текст. / В. А. Смирнов / под ред. В. Н. Садовского, В. А. Бочарова. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 264 с.
  97. В.А. Предисловие редактора Текст. / В. А. Смирнов // К. Твардовский. Логико-философские и психологические исследования. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. 252 с.
  98. Е.Д. Логика и философия // Вопросы философии. — 2000.- № 12.-С. 35−48.
  99. A.B., Яковлева JI.E. Национальная философия и взаимодействие философских традиций Текст. / A.B. Соколов, JI.E. Яковлева // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — № 6.-2003.-С. 34−52.
  100. А.Н. Предмет философии и обоснование науки Текст. / А. Н. Соколов / под ред. С. С. Гусева. РАН, Санкт-Петербурге, каф. Философии. — СПб.: Наука, 1993.-158 с.
  101. Ю.Н. Проблема онтологических оснований теории в современной логике и философии науки Текст. / Ю. Н. Солонин // Логика и теория познания: межвузовский сборник. Изд-во ЛГУ, 1990. — С. 94−107.
  102. Г. Основания науки о нравственности Текст. / Г. Спенсер / перевод с английского. С.- Петербург: Издание И. И. Билибина, 1880.-361 с.
  103. А.Г. Диалектический материализм Текст. / А. Г. Спиркин // Философский энциклопедический словарь. М.: Издательство Советская энциклопедия, 1983. — С. 159−162.
  104. И.В. Обособленность и взаимосвязь типов знаний в науке и философии Текст. / И. В. Стеклова // Философия и наука: возможности взаимодействия: сб. науч. статей. — Саратов: Изд-во Слово, 2001.- С. 40−49.
  105. Ю.С. В мире семиотики Текст. / Ю. С. Степанов // Семиотика: Антология / сост. Ю. С. Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — С. 5−42.
  106. К. Автобиография (предисловие к публикации Б. Т. Домбровского) Текст. / К. Твардовский // Вопросы философии. 1992. -№ 9. -С 61−75.
  107. К. Вступительная лекция во Львовском университете Текст. / К. Твардовский // Логос. № 7(17). — Центр феноменологической философии. Философский факультет РГГУ. — М.: Изд-во Дом интеллектуальной книги, 1999. — С. 41- 47.
  108. К. Теория суждений Текст. / Казимир Твардовский / перевод Бориса Домбровского // Логос. № 7 (17). — Центр феноменологической философии. Философский факультет РГГУ. — М.: Изд. Дом интеллектуальной книги. 1999. — С. 50−66.
  109. К. Ф. Брентано и история философии Текст. / К. Твардовский // Логико-философские и психологические исследования / пер. с польск. Б. Т. Домбровского. М.: РОССПЗН, 1997. — 252 с. — 193 206.
  110. Д. Аналитическая философия: Что это такое и почему этим стоит заниматься? Текст. / Д. Фоллесдаль // Язык, истина, существование / под ред. В. А. Суровцева. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2002. — 240 с. — (Библиотека аналитической философии)
  111. С.Л. Понятие философии. Взаимоотношение философии и науки // Золотая философия. Книжная полка / по книге Введение в философию в сжатом изложении. — Пб., 1922. — С. 37.
  112. Э лектронныйресурс. .URL: http://philosophy.allru.net/pervl 9. html (дата обращения: 15.02.2008).
  113. B.C. Позитивизм Текст. / B.C. Швырев // Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ильичев [и др.]. М.: Издательство Советская энциклопедия, 1983. — С. 505−506.
  114. П.С. Позитивизм в России XIX века. Текст. / П. С. Шкуринов. М.: Издательство Московского ун-та, 1980. — 416 с.
  115. М. Поворот в философии Текст. / М. Шлик // Аналитическая философия: Избранные труды / сост. А. Ф. Грязнов. М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 28−33.
  116. А. Философское образование в Польше Текст. / Адольф Шолтысек // Философские науки. 1989. — № 12. — Изд-во: Высшая школа (Теоретические вопросы методики преподавания философии). — С. 100−103.
  117. Я. Очерк истории возникновения и развития аналитической философии Текст. / Ярослав Шрамко // Логос. — № 2 (47). -Центр феноменологической философии. Философский факультет РГГУ. -М.: Изд. Дом интеллектуальной книги, 2005. С. 4−12.
  118. Н.С. Аналитическая философия Текст. / Н. С. Юлина // Современная западная философия: словарь / сост. и отв.ред. В. С. Малахов, В. П. Филатов. М.: ТОН-Остожье, 1998. — С. 16−21.
  119. Н.С. Очерки по философии в США. XX век Текст. / Н. С. Юлина. М.: Эдиториал УРСС, 1999.-304 с.
  120. Ярошевский М Г. История психологии от античности до середины XX в. Текст. / Михаил Григорьевич Ярошевский. М.: Издательство: Академия, 1996. — 463 с.
  121. К. Смысл и назначение истории Текст. / К. Ясперс / пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. — 527 с. (Мыслители XX в.).1. Иностранные источники.
  122. К. О tzw. Neopozytywizmie // Jezyk i poznanie. Tom1. Wibor pizm z lat 1945−1963. — Warszawa: Panstwowe widawnictwo naukowe, 1965. — S. 7−20.
  123. Archiwum P.F. Pozbawienie profesora Wladyslawa Tatarkiewicza prawa nauczania // Przegl^d Filozoficzny Nowa Seria 1995. — R. IV, NR 2. — S. 85−91.
  124. Brentano F. The Origin of our Knowledge of Right and Wrong. Edited by Oskar Kraus. New York: Humanities press, 1969. 171 p.
  125. Cavallin J. Content and object Husserl, Twardowski and Psychologism. Deptament of Philosofhy universitety of Stockholm. Printed by Akademetryck AB, Edsbruk, 1990. 214 p.
  126. D^mbska I. О niektorych etycznych i metaetycznych pogl^dach w Szkole Lwowsko-Warszawskiej // Przegl^d Filozoficzny-Nowa Seria 1994. R.1.I, NR. 4.-S. 107−116.
  127. Gasparski Wojciech W. A Philosophy of Practiality. A Treatise on the Philosophy of Tadeusz Kotarbinski // Acta Philosophica Fennica vol. 53, Helsinki, 1993,-123 s.
  128. Grzegorczyk A. Uwagi o Szkole Lwowsko-Warszawskiej oraz przemianach i roznicach w jej obr^bie // Przegl^d Filozoficzny Nowa Seria R. IV, NR1, 1995.-S. 83−89.
  129. Holowka J. Ethics of the Vienna circle and the Lvov-Warssaw School // Dialectics and Humanism. The Polich Philosophical Quarterly. Warsawa, 1990. -Vol. 17, № l.-S. 30−39.
  130. Jadacki J. Kilka uwag w sprawie Polskiej filozofii powojennej. Polemiki i dyskusje O Polskiej filozofii powojennej // Przeglad Filozoficzny— Nowa Seria, Rocznik X, numer 3/39. W-wa, 2001. — S. 329−337.
  131. Jadczak R. Kazimierz Twardowski. Tworca szkoly Lwowsko-warszawskiej. Torun, 1991. 142 s.
  132. Jadczak R. Absolutystyczne stanowisko Kazimierza Twardowskiego w teorii prawdy // Studia z filozofii i logiki.- Torun, 1997.- S. 73−85.
  133. Jadczak R. Inspiracje i kontrowersje. Z korespondencji K. Twardowskiego z A. Meinongiem // Przeglad Filozoficzny— Nowa Seria 1996, R. V, NR3. Archiwum. S. 105−117.
  134. Jadczak R. Kazimierz Twardowski i Mscislaw Wartenberg dwaj filozofowie na uniwersytetu Lwowskiego // Edukacja filozoficzna, Vol. 15, Uniwersitet Warszawski, 1993. — S. 217−226.
  135. Jadczak R. Wojenny rektorat Kazimierza Twardowskiego // Studia historyczne R. XXXIII, 1990, Z. 3−4 (130−131). S. 422−442.
  136. Jadczak Ryszrd. Wokol pracy Kazimierrza Twardowskiego o filozofii sredniowiecznej. Wykladow szesc (przyczynek do dziejow krityki naukowej w Polsce) //Edukacja filozoficzna. № 17. — W-wa, 1994. — S. 263−273.
  137. Jordan Z. A. Philosophy and ideology. D. Reidel Publishing company / Dordrecht Holland, 1963. — 591 S.
  138. Kotarbinski T. Szkice z Historii filozofii I logiki. Warszawa, 1979. Panstwowe Widawnictwo Naukowe. — 310 s.
  139. Kotarbinski T. Dwa studia o etyce niezaleznej // Studia z teorii poznania i filozofii wartosci Isydorze Dambskiej. — Wroclaw, 1978. 221s.
  140. Morawski Stefan. The Paradigm Of Philosophizing // Парадигмы философствования. Вторые международные философско-культурные чтения. Выпуск 2. 10−15 августа, С-Пб, Россия, ФКИЦ «Эйдос», 1995. — С. 28−31.
  141. Odzga Roman. Niektore dyskusje filozoficzne roku 1956 // Nauki filozoficzno-historiczne, Nr 622, 1992. Frace naukowe Akademii ekonomicznej we Wroclawiu. S. 21 -31.
  142. Palubicka, A. Kazimierrz Ajdukiewicz a filozofia wspolczesna // Kulturowe konteksty idei filozoficznych. Poznan, 1997. — S. 175−189.
  143. Petrazycki Leon. O nauke, prawie i moralnosci. Pisma wibrane. Wyboru dokanali Jerzi Licki i Andrej Kojer. Warszawa: Panstwowe wydawnictwo naukowe, 1985. — 596 S.
  144. Przcl^cki M. Arjtyirracjonalizm Szkoly Lwowsko-Warszawskiej // Przegl^d Filozoficzny Nowa Seria 1995 R. IV, NR 1. — S. 73−82.
  145. Rzepa T. Portrety psychologiczne filozofow ze Szkoly Lwowsko — Warszawskiej (na podstawie wypowiedzi autobiograficznych) // Pzeglad Filozoficzny Nowa Seria — R. III, NR. 3. — W-wa, 1994. — S. 81−98.
  146. Skarbek J. Koncepcja nauki w pozytywizmie polskim. Monografie z dziejow nauki I techniki. Tom XL VI. Wroclaw-Warszawa-Krakow, 1968. — 172 s.
  147. Sloniewska H. Kazimierz Twardowski nauczyciel i wychowawca // Studia z teorii poznania i filozofii wartosci. Praca zbiorowa pod redakcja Wladyslawa Strozewskiego. Wroclaw-Warszawa-Krakow, 1978. — S. 9−22.
  148. Smith B. Austrian Philosophy: The Legacy of Franz Brentano. Open Court Publishing Company Chicago and LaSalle, Illinois 1994. Paper back edition, 1996.- 349 p.
  149. Szmid K. Kazimierz Twardowski — wspoltworca pedagogiki naukowej i akademickiej w Uniwerssytecie Lwowskim // Edukacja filozoficzna Vol. 35. Warszawa, 2003. — S. 287−301.
  150. Weingartner Paul. Einleitung / Franz Brentano. Uber Zukunft der Philosophie. Hamburg 1968.-190 s.
  151. Wolehski J. Tadeusz Kotarbinski and the Lvov-Warssaw School // Dialectics a. humanism. The Polich Philosophical Quarterly. Vol. 17, № 1. -Warsawa, 1990. — P. 14−24.
  152. Wolenski J Szkola Lwowsko-Warszawska a inni. (100-lecie Szkoly Lwowsko-Warszawskiej) // Przegl^d FilozoGcmy Nowa Seria 1995 R. IV, NR 2. — S. 109−120.
  153. Wolenski J. Realizm, antyrealizm i logika // Przegl^d Filozoficzny
  154. Nowa Seria 2000, R. IX, Nr 2 (34). S. 17−24.
  155. Ziemski P. Trzy uwagi na marginesie rozprawy Kazimierza Twardowskiego Psychologia wobec fizjologii i filozofii // Przegl^d Filozoficzny
  156. Nowa Seria 2000, R. IX, Nr 3 (35). S. 241−251.
Заполнить форму текущей работой