Антикоррупционная политика в городском округе Самара (на примере Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации городского окр
По итогам 2013 года количество выявленных правоохранительными органами преступлений коррупционной направленности сократилось на 2,6% (с 725 до 706). Одновременно на 43% увеличилось число приостановленных дел (с 28 до 40) в связи с неустановлением розыском лица, совершившего преступление. На 65% уменьшилось число зарегистрированных преступлений, связанных с превышением должностных полномочий… Читать ещё >
Антикоррупционная политика в городском округе Самара (на примере Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации городского окр (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Администрация городского округа Самара МБОУ ВО Самарская академия государственного и муниципального управления
Факультет Дополнительного профессионального образования
Кафедра «Государственного и муниципального управления, права и региональной экономики»
Отчет о прохождении производственной практики
Слушатель программы
профессиональной переподготовки
Е.Е. Шеремеев
Руководитель практики
от кафедры Г. А. Хмелева
Самара
Содержание Введение
1. Нормативно-правовые основы противодействия коррупции в Самарской области и городском округе Самара
2. Анализ структуры и функциональное содержание Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации городского округа Самара
3. Оценка результатов антикоррупционной политики в Самарской области и городском округе Самара Заключение Список источников и литературы
25 декабря 2012 г. Губернатор Самарской области РФ Н. И. Меркушкин в своём обращении к депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона отметил, что он «…был поражен, что люди в Самарской области говорят об откатах и взятках, как об обыденном деле» и подчеркнул, что коррупция несовместима «…с успешным экономическим, социальным и духовным» развитием страны и области.
Действительно, коррупция — разлагает общество, так как подрывает доверие населения к институтам государственной власти.
В соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, коррупция — это: «…злоупотребление служебным положением, …, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства…» .
Губернатор Н. И. Меркушкин определил, что с его приходом к управлению Самарской областью в 2012 г., по сравнению с 2011 г., в 5 раз возросло количество возбужденных уголовных дел по фактам коррупции (с 13 до 66).
Рассмотрим более подробно антикоррупционную политику в городском округе Самара, на примере Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации городского округа Самара.
1. Нормативно-правовые основы противодействия коррупции в Самарской области и городском округе Самара Антикоррупционная политика на территории Самарской области в 2012;2014 гг. осуществлялась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 № 297.
Основным нормативно-правовым актом государственной власти Самарской области в сфере противодействия коррупции, в соответствии с 5 пунктом IV раздела «Национального плана противодействия коррупции», является закон Самарской Области от 10 марта 2009 года № 23-ГД «О противодействии коррупции в Самарской области» и постановление правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. № 673.
Постановление Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. № 673 утверждает программу противодействия коррупции в Самарской области на 2014;2015 гг.
Контроль, и ответственность за выполнение данного постановления возложен на Департамент по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области.
Задачами программы является:
— совершенствование нормативного правового регулирования в сфере противодействия коррупции;
— развитие и совершенствование комплексной системы противодействия коррупции в органах государственной власти Самарской области и органах местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области;
— обеспечение открытости и доступности для населения деятельности органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, укрепление их связи с гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности общественности.
В результате реализации данной программы ожидается достичь:
— совершенствования системы противодействия коррупции;
— устранения причин, порождающих коррупцию;
— вовлечения гражданского общества в антикоррупционный процесс.
В городском округе Самара также ведется целенаправленная работа по противодействию коррупции через деятельность Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации г. о. Самара, в том числе в рамках реализации целевой программы «Противодействие коррупции в городском округе Самара» на 2013;2015 годы, утверждённой постановлением Администрации городского округа Самара от 29 декабря 2012 № 1860.
Реализация данной программы рассчитана 2 этапа:
1) 01.01−31.12.2013 г.;
2) 01.01−31.12.2014 г.
На первом этапе (1 января 2013 г.-31 декабря 2013 г.), действующие нормативные правовые акты приводятся в соответствие с принятыми законодательными актами Российской Федерации, направленными на совершенствование государственного управления в области противодействия коррупции, разрабатываются методические рекомендации по их реализации, а также утверждаются административные и должностные регламенты. Помимо этого на данном этапе должны быть внедрены современные системы межведомственного электронного взаимодействия.
На втором этапе (1 января 2014 г. — 31 декабря 2015 г.), осуществляется основной запланированный объем мероприятий, который можно разделить по трём основным направлениям:
1) Нормативно-правовому регулированию;
2) Организационному;
3) Информационному.
1. Совершенствование правовой базы в регулировании противодействия коррупции.
Сюда входят:
— разработка и внесение актуальных изменений и дополнений в муниципальные нормативно-правовые акты во исполнение требований действующего федерального и регионального законодательства в сфере противодействия коррупции;
— выявление при проведении антикоррупционной экспертизы в проектах нормативно-правовых актов органов местного самоуправления городского округа Самара положений, способствующих проявлению коррупции;
— размещение, в соответствии с действующим законодательством, на официальном сайте Администрации городского округа Самара проектов нормативно-правовых актов для возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы;
— разработка муниципального правового акта о порядке получения муниципальными служащими подарков в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей, их сдачи, оценки, реализации и зачислении в соответствующий бюджет, а также о порядке выкупа подарков;
— разработка и внедрение процедур и механизмов муниципальных закупок, препятствующих коррупционным проявлениям;
— мониторинг соблюдения процедур (сроков) оказания муниципальных услуг, предусмотренных административными регламентами, в том числе с использованием данных, получаемых на основе анализа жалоб и обращений конечных потребителей, с ежегодным обобщением и анализом результатов;
— принятие и утверждение в муниципальных предприятиях и учреждениях, подведомственных органам местного самоуправления городского округа Самара, собственных планов противодействия коррупции;
— представление в Департамент по вопросам общественной безопасности и контроля ежегодных отчетов о реализации антикоррупционных мероприятий в подведомственных муниципальных предприятиях и учреждениях.
2. Организационные мероприятия по внедрение антикоррупционных механизмов в рамках кадровой политики, через:
— добровольное тестирование (опросы) среди граждан, поступающих на муниципальную службу, либо в подведомственные учреждения, а также муниципальных служащих — для определения их отношения к проявлениям коррупции;
— внедрение в деятельность кадровых служб необходимых компьютерных программ и электронных баз данных («ЕГРЮЛ», «ЕГРИП» и др.), используемых с целью проверки достоверности и полноты представляемых муниципальными служащими сведений об их доходах (расходах), об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также об источниках этих доходов и доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов их семьи;.
— проведение ежегодных проверок достоверности и полноты, представляемых муниципальными служащими сведений о доходах (расходах), об имуществе и обязательствах имущественного характера;
— проведение проверок соблюдения муниципальными служащими ограничений, запретов и требований к служебному поведению, предусмотренных законодательством о муниципальной службе.
3. Информационное обеспечение прозрачности деятельности органов местного самоуправления, через:
— продвижение и совершенствование работы антикоррупционного информационно-электронного ресурса на официальном сайте Администрации городского округа Самара в сети интернет;
— проведение в общественных приемных Администраций районов городского округа Самара и общественной приемной Управления по работе с обращениями граждан дней личного приема граждан по вопросам противодействия коррупции;
— информационное сопровождение исполнения мероприятий программы «Противодействие коррупции в городском округе Самара» в средствах массовой информации;
— проведение мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа Самара по реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции с ежегодным обобщением и анализом результатов.
Реализация этой программы осуществляется за счет средств бюджета городского округа Самара в рамках текущего финансирования основной деятельности и не требует дополнительных денежных средств из бюджета городского округа Самара.
Выполнение мероприятий данной программы позволит:
— усовершенствовать нормативно-правовую базу городского округа Самара;
— минимизировать уровень коррупции при исполнении муниципальных функций и предоставлении муниципальных услуг в структуре органов местного самоуправления городского округа Самара;
— снизить число коррупционных правонарушений со стороны муниципальных служащих при осуществлении ими должностных полномочий;
— укрепить доверие граждан к деятельности органов местного самоуправления;
— повысить качество и доступность муниципальных услуг;
— исключить издержки граждан и организаций на преодоление административных барьеров;
— сформировать систему открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления при разработке и принятии решений по важнейшим вопросам жизнедеятельности городского округа Самара.
2. Анализ структуры и функциональное содержание Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации городского округа Самара Департамент по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации городского округа Самара — является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в области общественной безопасности, контроля деятельности отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации городского округа Самара, противодействия коррупции в сфере муниципальной деятельности.
Департамент подчиняется заместителю Главы городского округа Самара, курирующему вопросы по взаимодействию с органами государственной власти.
Миссией Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля, является обеспечение безопасности граждан, противодействие коррупции, а также осуществление контроля за деятельностью муниципальных служащих г. о. Самара.
Структура Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации городского округа Самара утверждается распоряжением Главы городского округа Самара.
Руководство деятельностью Департамента осуществляет руководитель Департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой городского округа Самара.
Руководитель Департамента осуществляет свою деятельность с помощью трех своих заместителей, которые являются руководителями управлений. В общей сложности в Департаменте и его управлениях задействовано 35 муниципальных служащих.
Рис. 1. Организационная структура Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации городского округа Самара Рисунок 1 показывает линейно-функциональную систему управления в рассматриваемом нами Департаменте, что, в целом, характерно для всех административных учреждений Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Главы городского округа Самара от 18 декабря 2012 № 114-р в состав Департамента по вопросам общественной безопасности и контролю входят:
1. Управление по взаимодействию с государственными органами;
2. Контрольное управление;
3. Управление экономической безопасности и противодействие коррупции.
Рассмотрим их функциональные задачи.
Управление по взаимодействию с государственными органами — обеспечивает взаимодействие Администрации с правоохранительными органами и силовыми структурами по вопросам организации охраны общественного порядка и профилактики правонарушений, организацию взаимодействия Администрации с правоохранительными органами и силовыми структурами.
Контрольное управление — осуществляет свою деятельность исходя из анализа состояния законности и правопорядка в городском округе Самара на основе текущих планов, утвержденных руководителем Департамента, а также его указаний и распоряжений.
Управление экономической безопасности и противодействие коррупции — занимается проверкой бюджета на наличие финансовых утечек, то есть неоправданных расходов из городского бюджета.
В данное Управление входят два отдела:
1) отдел противодействие коррупции в сфере муниципальной деятельности;
2) отдел экономической безопасности.
Отдел противодействия коррупции в сфере муниципальной деятельности — является структурным подразделением Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации г. о. Самара и подчиняется руководителю Управления.
Отдел противодействия коррупции в сфере муниципальной деятельности осуществляет реализацию антикоррупционной политики Администрации городского округа Самара в соответствии с действующим законодательством.
Сотрудники отдела назначаются и освобождаются от должности распоряжением Главы городского округа Самара по согласованию с руководителем Департамента и руководителем Управления.
Рассмотрим организационную структуру управления отдела противодействия коррупции в сфере муниципальной деятельности управления экономической безопасности и противодействия коррупции Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации городского округа Самара.
Рис. 2. Организационная структура Отдела противодействия коррупции в сфере муниципальной деятельности Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации городского округа Самара Всего в данном отделе задействовано 5 должностных лиц. Их профессионально-квалификационную характеристику муниципальных служащих отдела, мы можем отразить с помощью нижеприводимой таблицы.
Таблица 1
Кадровый состав отдела противодействия коррупции в сфере муниципальной деятельности
Пол | Возраст | Образование | Стаж работы (общий/муниципальный) | |
муж | Высшее | 25/6 | ||
муж | Высшее | 29/7 | ||
муж | Высшее (2) | 27/4 | ||
муж | Высшее | 6/6 | ||
муж | Высшее | 34/27 | ||
Отдел противодействия коррупции в сфере муниципальной деятельности Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации городского округа Самара также отличает возрастная стабильность кадров.
Рис. 3. Возраст сотрудников Отдела противодействия коррупции в сфере муниципальной деятельности Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации городского округа Самара Однако, сотрудников отдела, на наш взгляд, отличает недостаточный опыт работы в муниципальных органах власти: 4 человека (или 80%) работают в муниципальных органах власти не более 7 лет.
Рис. 4. Муниципальный стаж работы служащих Отдела противодействия коррупции в сфере муниципальной деятельности Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации городского округа Самара Таким образом, мы видим, что Департамент по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации г. о. Самара обладает широкими полномочиями и укомплектован высокопрофессиональным штатом сотрудников.
Департаментом по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации городского округа Самара в рамах реализации долгосрочной целевой программой «Противодействие коррупции в городском округе Самара» на 2013;2015 годы была проведена определенная работа.
Во-первых, проведено совершенствование нормативно-правовой базы в сфере противодействия коррупции на территории городского округа Самара.
Для выполнения данной задачи в 2012;2013 гг. была проведена антикоррупционная экспертиза 265 проектов муниципальных нормативно-правовых актов.
Кроме того, разработаны и внесены 9 изменений и дополнений в муниципальные нормативные правовые акты во исполнение требований действующего федерального и регионального законодательства в сфере противодействия коррупции.
Во-вторых, в органах местного самоуправления городского округа Самара проведены организационно-управленческие мероприятия, через:
— обеспечение регулярной деятельности комиссии Администрации городского округа Самара по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;
— рассмотрение выявленных фактов нарушений на заседаниях комиссии Администрации городского округа Самара по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В-третьих, выполнены мероприятия по обеспечению функционирования телефонов «горячей линии» по вопросам противодействия коррупции, интернет-приемных, электронных почтовых адресов и других информационных каналов, позволяющих гражданам сообщить (в том числе в режиме реального времени) о ставших им известными фактах коррупции, причинах и условиях, способствующих совершению коррупционных правонарушений и преступлений.
3. Оценка результатов антикоррупционной политики в Самарской области и городском округе Самара
25 декабря 2012 года Губернатор Самарской области Н. И. Меркушкин в своем обращении к депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона отметил, что он «…был поражен, что люди в Самарской области говорят об откатах и взятках, как об обыденном деле»; что коррупция несовместима «…с успешным экономическим, социальным и духовным» развитием страны и области.
Николай Иванович Меркушкин определил, что в 2012 г., по сравнению с 2011 г., в 5 раз возросло количество возбужденных уголовных дел по фактам коррупции: с 13 до 66.
В рамках национального плана по противодействию коррупции на 2012;2013 годы, всеми органами исполнительной власти и местного самоуправления Самарской области выполнено требование по кадровому укреплению подразделений по профилактике коррупционных и иных нарушений. Соответствующие функции закреплены за должностными лицами кадровых служб. Приняты ведомственные и муниципальные программы по противодействию коррупции, действуют межведомственные муниципальные комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов.
Специальными комиссиями органов исполнительной власти и местного самоуправления Самарской области проведено 458 проверок соблюдения государственными и муниципальными служащими установленных ограничений и запретов, а также требований о предоставлении или урегулировании конфликта интересов.
Органами исполнительной власти и местного самоуправления Самарской области в целях профилактики коррупции проведена работа по выявлению и устранению коррупционных факторов в нормативных актах и их проектах.
Количество прошедших экспертизу документов возросло на 1/3 (свыше 27 тысяч), но одновременно в той же пропорции увеличилось число установленных в них коррупциогенных факторов. В итоге 1,5% нормативных документов и их проектов не соответствуют установленным антикоррупционным требованиям по следующим основаниям:
— широта дискреционных полномочий;
— отсутствие или неполнота административных процедур;
— принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, юридико-лингвистическая неопределенность.
Основная масса указанных коррупциогенных факторов выявлена в муниципальных нормативных актах и их проектах, устанавливающих процедуры расходования бюджетных средств, регулирующих порядок предоставления земельных участков и правоотношения в сфере поддержки и развития предпринимательства.
Несмотря на принятые организационные меры по противодействию коррупции и увеличение числа проверочных мероприятий, допускаются случаи нарушения антикоррупционного законодательства в части урегулирования конфликта интересов.
Так, в отношении сотрудника министерства здравоохранения Самарской области и муниципального служащего мэрии городского округа Тольятти установлены факты совершения коррупционного правонарушения, выразившиеся в неисполнении обязанностей государственного (муниципального) служащего по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
В ходе мониторинга также выявлен более чем двукратный рост числа служащих, привлеченных к ответственности за различные коррупционные правонарушения, что свидетельствует о недостаточном знании антикоруппционного законодательства.
Анализ работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов показал, что при незначительном росте числа выявленных нарушений при проверке достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на 1/3 уменьшилось количество служащих, на которых наложены взыскания.
Так, 18 должностных лиц мэрии городского округа Тольятти представили неверные сведения о доходах, но дисциплинированной ответственности избежали в связи с истечением срока применения взыскания.
Данная практика свидетельствует о формальном подходе специальных комиссий к принятию мер реагирования.
В ряде муниципалитетов выявлен низкий уровень исполнительской дисциплины. В 2,3 раза (с 19 до 45 тысяч) увеличилось количество жалоб на бездействие органов местного самоуправления. О некачественном рассмотрении обращений поступают жалобы граждан в основном из городских округов Самара, Тольятти, Сызрань, муниципальных районов Безенчукский, Большеглушицкий, Кинельский.
В целом, борьба с коррупцией ведется недостаточно наступательно, но есть и хорошие результаты. Так, в городском округе Самара возбуждены уголовные дела по злоупотреблениям чиновников в системе жилищно-коммунального хозяйства по фактам присвоения средств, собранных с граждан за оказанные услуги, незаконного отчуждения муниципального жилья. Арестованы руководители крупных муниципальных структур. За получение взятки приговорен к уплате штрафа в размере 10,85 млн. рублей бывший руководитель городского департамента благоустройства.
В муниципальных районах области также возбуждены и направлены в суд уголовные дела по факту получения взятки, превышение должностных обязанностей.
Например, в муниципальном районе Красноярский за превышение должностных полномочий и мошенничество при выдаче фиктивных справок из похозяйственных книг о наличии земельных участков осуждены главы сельских поселений.
По итогам 2013 года количество выявленных правоохранительными органами преступлений коррупционной направленности сократилось на 2,6% (с 725 до 706). Одновременно на 43% увеличилось число приостановленных дел (с 28 до 40) в связи с неустановлением розыском лица, совершившего преступление. На 65% уменьшилось число зарегистрированных преступлений, связанных с превышением должностных полномочий и злоупотреблением должностными полномочиями (с 40 до 14). Сократилось количество расследовяемых преступлений в трех наиболее крупных городских округах (Самара, Тольятти, Сызрань) и 11 муниципальных районах.
На 15% стало больше выявленных фактов взяточничества. Однако этот показатель вырос за счет дачи мелких взяток рядовым сотрудникам госавтоинспекициий и дежурных частей. Единичными являются случаи выявления взятки в крупном размере служащим, занимающим руководящие должности.
Мы считаем, что создается видимость благополучия в борьбе с коррупцией.
Так, в 14 муниципальных районах области, то есть более чем в половине, не выявлен ни один факт получения, дачи взятки или посредничества во взятничестве, что свидетельствует о снижении работы правоохранительных органов по противодействию коррупции.
В сфере борьбы с коррупцией проведена определенная работа и прокуратурой Самарской области. На основании прокурорского реагирования 1872 лица привлечены в дисциплинарной ответственности, 673 должностных лица наказаны в административном порядке. Органами прокуратуры направлено 126 материалов в органы следствия и дознания. По установлениям прокуроров возбуждено 90 уголовных дел.
За 2013 год судами Самарской области рассмотрено 191 уголовное дело (в отношении 203 лиц) о преступлениях коррупционной направленности. За совершение преступлений коррупционной направленности осуждено 185 лиц.
Контингент осужденных за преступления коррупционной направленности — рядовые сотрудники полиции, государственные и муниципальные служащие, сотрудники здравоохранения и образования. Так, осуждено 16 сотрудников полиции, 5 глав администраций сельских поселений, 1 специалист министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, 5 работников образования, 1 судебный пристав, 14 работников здравоохранения, 5 сотрудников ФСИН России, 1 руководитель бюро судебно-медицинской экспертизы.
Стоит отметить, что функции по предоставлению Департаментом по вопросам правопорядка и противодействия коррупции отчетов о проделанной работе должно было бы размещаться на сайте этого департамента. Однако, по настоящее время, сайт отсутствует.
В рамках темы нашего исследования, необходимо отметить, что доля граждан удовлетворенных деятельностью органов местного самоуправления по обеспечению ими реализации антикоррупционной политики в городском округе Самара составила 49%, что ниже планового показателя на период начала реализации программы в 2013 году (50%) — на 1%.
Антикоррупционная экспертиза 265 проектов муниципальных нормативных правовых актов, лишь в 37 из них выявила коррупциогенные факторы, что также на 6% от запланированного показателя в 92%.
Однако положительную динамику снижения демонстрирует доля муниципальных служащих Администрации городского округа Самара, представивших недостоверные или неполные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. Доля таких лиц составила лишь 1,9% от общего числа муниципальных служащих.
Помимо этого, в 2013 году антикоррупционное обучение прошли 38 муниципальных служащих Администрации городского округа Самара (плановое значение 30). Для сравнения в 2011 году обучение прошли 31 муниципальный служащий, а в 2012 году 25. Таким образом, степень достижения целевых индикаторов в 2013 году по этому критерию — больше запланированного показателя на 26%.
Также возросло количество информационных материалов антикоррупционной направленности, опубликованных в средствах массовой информации и сети Интернет, в том числе на официальном сайте Администрации городского округа Самара: в 2013 году опубликовано 287 информационных материалов при плановом значении 25. Для сравнения данный показатель в 2011 году составлял 22, а в 2012 году 20. Таким образом, степень достижения целевых индикаторов в 2013 году по этому критерию превышена в 58 раз.
На 11% перевыполнено количество проведенных совместных с представителями правоохранительных органов выездных приемов граждан по вопросам противодействия коррупции. В 2013 году их число составило 10 приемов, при плановом значении 9.
Оценка эффективности реализации антикоррупционной программы в г. о. Самара определяется на основе расчетов по следующей формуле:
(1)
где Е — эффективность реализации программы, коэффициент;
Pf1, Pf2, Pfn — фактическое значение индикаторов (показателей), достигнутых в ходе реализации программы;
PN1, PN2, PNn — нормативные значения индикаторов (показателей), утвержденных программой;
M — количество индикаторов (показателей) программы.
Степень эффективности реализации программы оценивается в зависимости от величины значения показателя Е:
E?1 — высокая эффективность реализации программы;
1>Е?0,75 — средняя эффективность реализации программы;
Е<0,75 — низкая эффективность реализации программы.
Е =
Таким образом, мы видим, что показатель эффективности реализации антикоррупционной программы в 2013 году в г. о. Самара составил 3,05.
Однако, на наш взгляд, это свидетельство «высокой эффективности» антикоррупционной политики в 2013 году в городском округе Самара основано по формализованным критериям: обучения муниципальных служащих, публикациям в средствах массовой информации и дополнительной профилактической беседе.
Результаты опросов общественного мнения в 2013 году показали, что более 56% (в 2012 году — 86%) респондентов на вопрос «Существует ли в Самарской области проблема коррупции, подкупа государственных чиновников разных уровней?» — ответили утвердительно 33% (в 2012 году — 31%).
Наиболее коррумпированными сферами деятельности население считает систему здравоохранения — 60% (62%), правоохранительные органы — 59% (60%), систему образования — 59% (57%), органы исполнительной власти — 56% (55%), органы местного самоуправления — 53% (55%), органы законодательной власти — 58% (52%).
Подводя итоги этой главы, мы должны отметить, что антикоруппционная политика в г. о. Самара и Самарской области, как и в России в целом, о чем ярко свидетельствует пример экс-министра обороны РФ г. Сердюкова (2012;2013 гг.) — свелось к состязаниям «бумажными мечами»: публикациям в СМИ и «профилактическому» обучению муниципальных служащих. Единственной мерой практического характера можно считать лишь антикоруппционный мониторинг законодательства.
Таким образом, по настоящему эффективная борьба с коррупцией в государственных и муниципальных органах власти России должна иметь иные формы и методы, а также механизмы своей реализации.
Заключение
Коррупция — это сложное и неоднозначно понимаемое явление, которое развивается во времени, имеет исторический характер и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны.
Несмотря на различие формулировок, во всех определениях коррупции в качестве ключевых можно выделить:
1) умышленность действий;
2) злоупотребление служебным положением;
3) незаконность получения доходов;
4) корыстный интерес.
В соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, коррупционные отношения — это отношения, устанавливающиеся в рамках преступного взаимодействия лиц, целью которых является извлечение выгоды, а применяемые средства носят преступный характер.
Давая характеристику состояния нормативно-правовой базы по борьбе с коррупцией в РФ, необходимо отметить, что с момента принятия национального плана по противодействию коррупции, Федеральным Собранием РФ был принят пакет антикоррупционных законов.
По данным Генеральной Прокуратуры РФ, в 2013 году, по сравнению с предшествующим годом, было выявлено 42 тыс. 506 преступлений коррупционной направленности (-14,2%). Но, число преступлений, предусмотренных статьей 290 УК РФ (получение взятки), в 2013 году в Российской Федерации увеличилось на 2% (с 6 тыс. 576 до 6 тыс. 710).
Генпрокуратура отмечает, что Поволжский федеральный округ отличает наивысшая доля эпизодов коррупционной направленности, от общего количества преступлений (?22%).
Антикоррупционная политика на территории Самарской области в 2012;2014 гг. осуществлялась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 № 297. Основным нормативно-правовым актом государственной власти Самарской области в сфере противодействия коррупции, в соответствии с пунктом 5 IV раздела «Национального плана противодействия коррупции», является закон Самарской Области от 10 марта 2009 года № 23-ГД «О противодействии коррупции в Самарской области» и постановление правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. № 673.
В городском округе Самара также ведется целенаправленная работа по противодействию коррупции через деятельность Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации г. о. Самара, в том числе в рамках реализации целевой программы «Противодействие коррупции в городском округе Самара» на 2013;2015 годы.
25 декабря 2012 года Глава Администрации Самарской области Николай Иванович Меркушкин определил, что в 2012 г., по сравнению с 2011 г., в 5 раз возросло количество возбужденных уголовных дел по фактам коррупции: с 13 до 66.
Однако мы должны отметить, что антикоррупционная политика в г. о. Самара и Самарской области, как и в России в целом, — свелась к состязаниям «бумажными мечами»: публикациям в СМИ и «профилактическому» обучению муниципальных служащих. Единственной мерой практического характера можно считать лишь антикоррупционный мониторинг законодательства.
коррупция самарский общественный политика
Список источников и литературы Источники Законодательные акты Российской Федерации
1. Конституция (Основной Закон) РФ, принятая на общенародном референдуме 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27 апреля 2015 г.);
2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (с изменениями на 28 дек. 2013 г.) // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12 164 203/ (дата обращения: 14 апреля 2015 г.);
3. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ (с изменениями на 21 окт. 2013 г.) // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/195 958/ (дата обращения: 15 апреля 2015 г.);
4. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (с изменениями на 2 апр. 2014 г.) // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12 136 354/ (дата обращения: 10.04.2015 г.);
5. Федеральный закон «О муниципальной службе Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (с изменениями на 4 марта 2014 г.) // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12 152 272/ (дата обращения: 5 апреля 2015 г.);
6. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (с изменениями от 7 июня 2013 г.) // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12 141 175/ (дата обращения: 6 апреля 2015 г.);
7. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию коррупции» от 19 мая 2008 г. № 815 (с изменениями на 14 февр. 2014 г.) // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12 160 468/ (дата обращения: 28 февраля 2015 г.);
8. Указ Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г. № 537 // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/195 521/ (дата обращения: 18 февраля 2015 г.);
9. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» от 18 мая 2009 г. № 557 (с изменениями на 30 марта 2012 г.) // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/195 552/ (дата обращения: 17 февраля 2015 г.);
10. Указ Президента Российской Федерации «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» от 18 мая 2009 г. № 559 (с изменениями на 3 дек. 2013 г.) // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/195 554/ (дата обращения: 8 февраля 2015 г.);
11. Указ Президента Российской Федерации «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012;2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» от 13 марта 2012 г № 297 Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70 147 070/ (дата обращения: 18 марта 2015 г.);
12. Постановление Правительства РФ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов» от 26 февраля 2010 г. № 96 // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/197 633/ (дата обращения: 10 апреля 2015 г.);
13. Приказ Минюста России «Об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность» от 31 марта 2009 г. № 92 (с изменениями на 15 марта 2013 г.) // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/95 316/ (дата обращения: 3 марта 2015 г.);
14. Приказ Минюста России «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и Уставов муниципальных образований» от 1 апреля 2010 г. № 77 (с изменениями на 27 авг. 2013 г.) // Справочно-правовая система «ГАРАНТ»: [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12 174 990/ (дата обращения: 25 марта 2015 г.);
15. Путин В. В. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2000 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/ 901 764 271 (дата обращения: 16 апреля 2015 г.);
16. Путин В. В. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 апреля 2001 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears/ 2001/04/28 514.shtml (дата обращения: 25 января 2015 г.);
17. Путин В. В. Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17 118 (дата обращения: 13 февраля 2015 г.);
18. Национальный план противодействия коррупции, утверждён Президента РФ 31 июля 2008 г. Пр. № 1568 // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/93 679/ (дата обращения: 18 февраля 2015 г.);
19. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/195 521/ (дата обращения: 29 марта 2015 г.).
20. Международные законодательные акты ратифицированные Российской Федерацией:
21. Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам ETS № 030 от 20 апреля 1959 г. (с изменениями и дополнениями) // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/2 541 058/#ixzz35da086bb (дата обращения: 19 марта 2015 г.);
22. Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 г. // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/2 541 626/ (дата обращения: 23 марта 2015 г.);
23. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности ETS № 198 от 8 ноября 1990 г. // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/2 541 079/ (дата обращения: 19 февраля 2015 г.);
24. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10 119 702/ (дата обращения: 22 февраля 2015 г.);
25. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/2 560 783/ (дата обращения: 14 февраля 2015 г.);
26. Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ETS № 174 от 4 ноября 1999 г. // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/4 089 549/ (дата обращения: 7 февраля 2015 г.);
27. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/2 561 303/ (дата обращения: 4 февраля 2015 г.);
28. Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/2 563 049/ (дата обращения: 24 февраля 2015 г.).
29. Нормативно-правовые акты Самарской области:
30. Устав (Основной Закон) Самарской области, принят решением Самарской Губернской Думы от 5 декабря 2006 г. № 2679 (в редакции Законов Самарской области на 10 октября 2012 г.) // Официальный сайт Самарской Губернской Думы [Электронный ресурс]. URL: http://samgd.ru/samara_region/regulations/ (дата обращения: 15 января 2015 г.);
31. Закон Самарской области «О противодействии коррупции в Самарской области» от 10 марта 2009 г. № 23-ГД // Справочно-правовая система «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/ hotlaw/samara/193 666/ (дата обращения: 26 февраля 2015 г.);
32. Послание Губернатора Самарской области Н. И. Меркушкина депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона от 26 декабря 2912 г. Самара: Без издательства, 2013. 29 с;
33. Постановление Правительства Самарской области «Об утверждении государственной программы Самарской области «Противодействие коррупции в Самарской области на 2014;2015 годы» от 27 ноября 2013 г. № 673 // Официальный сайт Правительства Самарской области [Электронный ресурс]. URL: http://samaraanticorr.ru/main/legislation/regional_legislation/decree_governor_samara_region/ (дата обращения: 23 февраля 2015 г.);
34. Сводный отчет о реализации мер антикоррупционной деятельности в Самарской области Департамента по вопросам правопорядка т противодействия коррупции Самарской области за 2013 год, от 14 мая 2014 г.
35. Нормативно-правовые акты Администрации г. о. Самара:
36. Устав (Основной Закон) городского округа Самара, принят решением Думы городского округа Самара от 10 июля 2006 г. № 294 (с изменениями на 27 марта 2014 г.) // Официальный сайт Думы городского округа Самара [Электронный ресурс]. URL: http://www.gorduma.samara.ru/ustav/ (дата обращения: 10 января 2015 г.);
37. Распоряжение Администрации городского округа Самара «Об утверждении Положения о Департаменте по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации городского округа Самара и структуры Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации городского округа Самара» от 18 декабря 2012 г. № 114-р., П. 1.1. // Официальный сайт Администрации г. о. Самара [Электронный ресурс]. URL: http://www.city.samara.ru/administration/ dept/3556 (дата обращения: 25 марта 2015 г.);
38. Постановление Администрации г. о. Самара «Об утверждении долгосрочной целевой программы в г. о. Самара «Противодействие коррупции в г. о. Самара» на 2013;2015 годы от 29 декабря 2012 г. № 1860 // Официальный сайт Администрации г. о. Самара [Электронный ресур]. URL: http://www.city.samara.ru/administration/dept/959 (дата обращения: 24 марта 2015 г.);
39. Положение об отделе противодействия коррупции в сфере муниципальной деятельности управления экономической безопасности и контролю, утверждено 31декабря 2013 г. руководителем Департамента по вопросам общественной безопасности и контроля Администрации г. о. Самара;
40. Паспорт долгосрочной целевой программы городского округа Самара «Противодействие коррупции в городском округе Самара» на 2013;2015 годы // Официальный сайт Администрации г. о. Самара [Электронный ресурс]. URL: http://www.city.samara.ru/ (дата обращения: 22 марта 2015 г.);
41. Долгосрочная целевая программа городского округа Самара «Противодействие коррупции в городском округе Самара» на 2013;2015 гг., утверждена постановлением Администрации г. о. Самара 29 декабря 2012 г. № 1860 // Электронный фонд правовой и научно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/464 002 604 (дата обращения: 19 марта 2015 г.);
42. Методика оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы городского округа Самара «Противодействие коррупции в городском округе Самара» на 2013;2015 годы // Официальный сайт Администрации г. о. Самара [Электронный ресурс]. URL: http://www.city.samara.ru/administration/dept/959 (дата обращения: 19 марта 2015 г.);
43. Пояснительная записка к отчету по исполнению программы «Противодействие коррупции в городском округе Самара на 2013;2015 годы» Администрация г. о. Самара [Электронный ресурс]. URL: http://www.city.samara.ru/administration/dept/959 (дата обращения: 25 марта 2015 г.).
44. Агеев В. Н. Ограничение прав лиц, занимающих государственные должности, как способ противодействия «государственной коррупции» // Следователь. Казань, 2000. № 8. С. 4−8;
45. Алексеева Р. А., Журавлева О. О., Лукьянова В. Ю., Цирина А. М. Библиография по теме «противодействие коррупции». М.: без издательства, 2012. 42 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.izak.ru/sites/default/files/6_ bibliografiya_po_protivodeystviyu_korrupcii21.09.2012.doc (дата обращения: 28 февраля 2015 г.);
46. Андрианов В. Опыт зарубежных стран по борьбе с коррупцией // Общество и экономика. М., 2011. № 11. С. 34−37;
47. Артемьев А. Молчание — знак коррупции // Российское интернет-издание «Газета. Ru». М., 2010. 26 окт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/politics/2010/10/26_a_3 431 581.shtml (дата обращения: 16 февраля 2015 г.);
48. Бакунин М. А. Коррупция. О Макиавелли. Развитие государственности // Вопросы философии. М., 1990. № 12. С. 24−30;
49. Безверхов А. Коррупция как криминологическая категория // Уголовное право. М., 2010. № 6. С. 85−89;
50. Берлин А., Григор Г. Корпоративный лоббизм: теория и практика. М.: Международный университет, 2005. С. 86−90;
51. Болдырев Ю. Ю. Коррупция — системное свойство постсоветского российского капитализма: (научно-публицистические заметки) // Российский экономический журнал. М., 2011. № 2. С. 14−34;
52. Быстрова А. С., Сильвестрос М. В. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы // Журнал социологии и социальной антропологии. М., 2000. Т. 3. Вып. 1. С. 19−49;
53. Васильев В. И. Борьба с коррупцией и местное самоуправление // Журнал российского права. М., 2012. № 4. С. 5−17;
54. Горбачева А. Ф. Коррупция и антикоррупционная политики. М.: АйТи, 2010. 234 с.;
55. Гостева С. Р. Противодействие коррупции — важнейшее условие укрепления национальной безопасности России // Юридический мир. М., 2011. № 1. С. 12−20;
56. Зайцева О. В. Административный ресурс в избирательных кампаниях как форма проявления коррупции // Правовая политика и правовая жизнь. М., 2010. № 3. С. 19−24;
57. Изотов М. О. Коррупция в современной России. Автореф. дисс. … канд. философ. наук. Орёл, 2012. 24 с.;
58. Илюхина Р. В., Е. А. Федотова. Социально-экономические основы коррупции и ее влияние на экономическую безопасность России // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. М., 2010. № 10. С. 14−18;
59. Исправникова Н. Р. Эффективная траектория развития реформ: институциональные возможности и коррупционные ограничения // Национальная безопасность. М., 2011. № 2. С. 10−21;
60. Карпович О. Г. Некоторые особенности борьбы с коррупцией в России // Российский следователь. М., 2010. № 11. С. 22−25;
61. Клейнер В. Антикоррупционная стратегия бизнеса в России // Вопросы экономики. М., 2011. № 4. С. 32−46;
62. Коваль А. Государственная политика в области противодействия коррупции // Законность. М., 2010. № 10. С. 43−47;
63. Короткова О. И. Коррупция как кризис системы управления государственной собственностью // Государственная власть и местное самоуправление. М., 2010. № 5. С. 44−48;
64. Коррупция бессмертна, но бороться с ней все равно надо // Пресс-выпуск ВЦИОМ. М., 2009. 27 апр. № 1210 [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=11 788 (дата обращения: 19.03.2015 г.);
65. Крохина Ю. А. Коррупционные риски в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. М., 2010. № 7. С. 55−59;
66. Кудашкин А. В. Еще раз о правовом понятии коррупции // Современное право. М., 2010. № 6. С. 3−8;
67. Латухина К., Баусин А. Двойка за взятки // Ведомости. М., 2007. 27 сент.
68. Летуновский В. В. О противодействии коррупции // Российская юстиция. М., 2010. № 1. С. 47−49;
69. Лунев В. В. Коррупция в России // Государство и право. М., 2007. № 11. С. 15−45;
70. Маршакова Н. Н. Понятие коррупции в международно-правовых актах // Российская юстиция. М., 2010. № 11. С. 67−71;
71. Моисеев В. Контроль за расходами как способ борьбы с коррупцией // Человек и труд. М., 2011. № 8. С. 10−13;
72. Надыгина Е. В. Обращение граждан в системе мер по борьбе с коррупцией // Конституционное и муниципальное право. М., 2011. № 6. С. 19−20;
73. Наумкин Ю. В. Коррупция в России: генезис и эволюция // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. М., 2010. № 4. С. 72−78;
74. Николайчик В. М. Профилактика коррупции в полиции США // Право и безопасность. М., 1999. № 10. С. 89−112;
75. О выступлении В. В. Путина на заседании Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции 30 октября 2013 г. // Официальный сайт российской неправительственной организации «Московское бюро по правам человека» [Электронный ресурс]. URL: http://pravorf.org/index.php/news/997-o-vystuplenii-vputina-na-zasedanii-soveta-pri-prezidente-rf-po-protivodejstviyu-korrupczii-30-oktyabrya-2013;g (дата обращения: 16 марта 2015 г.);
76. Овчинников В. В. Трудно быть взяточником в Китае: суровей, чем в этой стране, мздоимцев не наказывают почти нигде // Азия и Африка сегодня. М., 2011. № 6. С. 43−44;
77. Пименов Н. А. Проблемы коррупции в России // Российская юстиция. М., 2011. № 5. С. 28−32.
78. Рамзанов Т. Б. Особенности современной электоральной коррупции // Право и политика. М., 2010. № 5. С. 876−881;
79. Римский В. Л. Системность российской коррупции и возможности противодействия ей // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: Материалы Всерос. науч. конф. (Москва, 6 июня 2007 г.). М., Научный эксперт, 2007. С. 177−189;
80. Ромашина Е. В. Классификация научных подходов к определению коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. М., 2011. № 7. С. 32−34;
a. Савинов Л. В. Коррупция как ментальность нации и этноса // Государственная власть и местное самоуправление. М., 2011. № 3. С. 37−39;
81. Сборник материалов о противодействии коррупции / под ред. зам. председателя Совета Федерации ФС РФ Ю. Л. Воробьева. М.: ЛЕКСПРО Софт, 2010. Вып. 1. 255 с.;
82. Сердюк Л. В. К вопросу о понятии коррупции и мерах ее предупреждения // Российская юстиция. М., 2011. № 2. С. 41−43;
83. Спицнадель В. Б., Белова К. В. Международная коррупция и опыт борьбы с ней // Антикоррупционер. М., 2007. № 1. С. 53−59;
84. Шмелева К. Л. КНР против коррупции: стратегия, практика и криминологическая оценка [Электронный ресурс]. URL: http://www.juristlib.ru/book_9057.html (дата обращения: 16 февраля 2015 г.);
85. Юргенс И. Ю. Борьба с коррупцией: выстраивание системного подхода // Официальный сайт Института современного развития (ИНСОР) [Электронный ресурс]. URL: http://www.riocenter.ru/ru/news/746 (дата обращения: 19 марта 2015 г.)
Инернет-ресурсы
86. Официальный сайт Правительства Самарской области [Электронный ресурс]. URL: http://samaraanticorr.ru/
87. Официальный сайт Администрации г. о. Самара [Электронный ресурс]. URL: http://www.city.samara.ru/administration/dept/959
88. Официальный сайт Общественного антикоррупционного комитета РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.stopcorruption.ru/
89. Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/
90. Официальный интернет-портал справочно-правовой системы «ГАРАНТ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/
91. Официальный информационно-правовой портал «BestPravo» [Электронный ресурс]. URL: http://bestpravo.ru/
92. Официальный сайт электронного фонда правовой и научно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/
93. Официальный интернет-портал правовой информации «Газета.ru» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/
94. Официальный сайт «Всероссийского центра изучения общественного мнения» [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/
95. Официальный сайт Российской неправительственной организации «Московское бюро по правам человека» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravorf.org/
96. Официальный сайт Института современного развития (ИНСОР) [Электронный ресурс]. URL: http://www.riocenter.ru/ru/
97. Официальный сайт юридической библиотеки «ЮРИСТЛИБ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.juristlib.ru/