Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Устойчивое развитие сельских поселений

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организационное обеспечение Реализацию основных направлений государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, предусмотренных Концепцией, предполагается осуществлять до 2013 года в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858, с учетом… Читать ещё >

Устойчивое развитие сельских поселений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оглавление Введение

1. Правовые основы Государственного регулирования устойчивого развития сельских территорий в РФ

1.1 Основные функции государственного регулирования сельского поселений

1.2 Механизмы реализации политики устойчивого развития сельских поселений

1.3 Основные этапы реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских поселений

2. Проект-программа «ФЦП «Устойчивое развитие сельских поселений на 2014;2017 годы и на период до 2020 года»

2.1 ФЦП «Социальное развитие села до 2014 года» и «Проект ФЦП»

2.2 Схема реализации

2.3 План развития Заключение Список используемой литературы правовой государственный сельский поселение Введение Актуальность. Вопрос о степени участия государства в регулировании развитие сельских поселение в регионе представляет одну из самых актуальных и дискуссионных проблем в экономике. Диапазон утверждений по этому вопросу невероятно широк и простирается от полного невмешательства государства в экономические процессы, до жесткого контроля над экономикой через государственное управление. Данная проблема характерна для всех отраслей экономики, но наиболее остро она проявляется в аграрном секторе, особенностей воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве. Существующие формы и способы государственного регулирования аграрного сектора в большинстве случаев оказываются неэффективными. В этой связи, вопросы исследования государственного регулирования сельского хозяйства, как центрального звена агарного производства и выявление путей его эффективности, являются весьма актуальными.

Решение проблемы государственного регулирования, особенно отдельных его мер на региональном уровне, требует дальнейшего изучения, направленного на обоснование форм и методов регулирования.

Объект исследования — формы и методы государственного регулирования сельского хозяйства в регионе.

Предмет исследования — организационно-экономические условия, факторы и механизм государственного регулирования сельского поселения на региональном уровне.

Объект наблюдения — сельское поселение Российской Федерации.

Целью данного исследования является разработка мер по совершенствованию механизма государственного регулирования сельского поселения на региональном уровне.

Задачи исследования. Задачей курсового проекта исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке практических рекомендаций по повышению эффективности государственного регулирования сельского хозяйства на уровне региона (области).

— изучить правовые основные государственного регулирования сельского поселений.

— рассмотреть основные функции государственного регулирования сельского поселений;

— выявить Механизмы реализации политики устойчивого развития сельских поселений.

— рассмотреть основные этапы реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских поселений. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе государственного воздействия на развитие сельского хозяйства; объектом исследования — сельское поселение Российской Федерации в совокупности всех его элементов;

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Правовые основы устойчивого развития сельских территорий Понятие «устойчивое развитие сельских территорий» достаточно новое для российского законодательства.

В целом под устойчивым развитием сельских территорий понимается стабильное развитие сельского сообщества, обеспечивающее:

выполнение им его народнохозяйственных функций (производство продовольствия, сельскохозяйственного сырья, других несельскохозяйственных товаров и услуг, а также общественных благ, предоставление рекреационных услуг, сохранение сельского образа жизни и сельской культуры, сохранение исторически освоенных ландшафтов);

расширенное воспроизводство населения, улучшение качества его жизни;

поддержание экологического равновесия в биосфере.

Идеи устойчивого развития нашли отражение и в Градостроительном кодексе РФ. В нем, в частности говорится: «Устойчивое развитие — это развитие территорий и поселений при осуществлении градостроительной деятельности в целях обеспечения градостроительными средствами благоприятных условий для проживания населения, в том числе ограничение вредных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и её рациональное использование в интересах настоящего и будущих поколений» .

ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Российской Федерации». Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития РФ и программ социально-экономического развития РФ, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития — система научно обоснованных представлений о направлениях развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйствования. Его результаты используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Прогнозы развития разрабатываются в целом по России, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, а также по регионам.

Предусматривается разработка прогнозов развития на долгосрочную перспективу (раз в пять лет на десятилетний период), на среднесрочную перспективу (на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется) и краткосрочную перспективу (ежегодно).

Законом определены направления, подлежащие отражению при составлении прогнозов.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Право граждан на местное самоуправление реализуется посредством его организации в трех типах муниципальных образований: поселениях, городских округах и муниципальных районах. За каждым из названных типов муниципальных образований закреплен перечень вопросов местного значения. Объем компетенции местного самоуправления в целом несколько сокращен. Большое внимание уделено территориальной организации местного самоуправления. Определяется порядок установления и изменения границ муниципальных образований, порядок преобразования муниципальных образований. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Расширен перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. Утверждается новый механизм регулирования межбюджетных отношений, основанный на территориальной организации местного самоуправления. Детально урегулированы вопросы межмуниципального сотрудничества. Установлен новый вид хозяйственных обществ — межмуниципальные хозяйственные общества. Предусматривается временное исполнение полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях возникновения угрозы жизни, здоровью и безопасности граждан, а также в некоторых иных случаях.

Понятие «устойчивое развитие сельских территорий» появилось только в Федеральном законе от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», который зафиксировал устойчивое развитие села в качестве одной из основных целей государственной аграрной политики и одного из направлений государственной поддержки сельского хозяйства. Под устойчивым развитием сельских территорий в данном Федеральном законе понимается стабильное социально-экономическое развитие села, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

Реализация принципа устойчивого развития территорий, в том числе и сельских, впервые провозглашено в Указе Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Концепция определяет основные задачи, направления и условия последовательного перехода РФ к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.

Концепция предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов РФ. В рамках реализации Концепции предусматривается разработка и реализация программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона и дальнейшая интеграция этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р, одной из стратегических целей государственной политики названо создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, включая развитие на селе местного самоуправления и институтов гражданского общества, а также социальной и инженерной инфраструктуры.

Распоряжением Правительства РФ от 30.11.2010 г. № 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» определены ключевые проблемы развития сельских территорий и меры социально-экономического, правового и административно-управленческого характера. Эти меры призваны вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природно-ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности. Указанный документ принят в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120. В Концепции констатируется то, что в настоящее время на федеральном уровне отсутствует нормативная правовая база в полном объёме регламентирующая все аспекты устойчивого развития сельских территорий. В этой связи необходимо внести изменения в земельное, лесное, водное, градостроительное и жилищное законодательство в части регулирования устойчивого развития. Для обеспечения устойчивого развития сельских территорий в субъектах Российской Федерации в течение 2012;2014 гг. должны быть разработаны региональные и муниципальные программы развития сельских территорий. Те программы, которые будут отвечать указанным в Концепции приоритетам, будут претендовать на получение средств из федерального бюджета на их реализацию.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы, которая в свою очередь предусматривает реализацию подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года». В рамках подпрограммы планируется:

провести диверсификацию сельской экономики (стимулирование развития несельскохозяйственных видов деятельности путем предоставления субсидируемых кредитов и грантов на открытие собственного дела);

улучшить жилищные условия сельского населения и обеспечить жильем молодые семьи, молодых специалистов (предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, а также субсидируемых кредитов сельхозтоваропроизводителям на жилищное строительство); создать условия для развития социально-инженерной инфраструктуры села; оказать поддержку комплексной компактной застройке и благоустройству сельских поселений в рамках пилотных проектов; содействовать местным инициативам, направленным на улучшение среды обитания и жизнедеятельности сельского населения (предоставление грантов инициативным группам на реализацию локальных проектов по благоустройству сельских населенных пунктов, оздоровлению социальной среды, воспитанию сельской молодежи и др.).

Впервые понятие устойчивое развитие сельских территорий было закреплено в ФЗ «О развитии сельского хозяйства», который зафиксировал устойчивое развитие села в качестве одной из приоритетных целей государственной аграрной политики и одного из направлений государственной поддержки сельского хозяйства. Непосредственная реализация принципа устойчивого развития территорий, в том числе и сельских, впервые провозглашено в Указе Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Также действует утвержденная Постановлением Правительства РФ Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года и утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы, которая в свою очередь предусматривает реализацию подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года» .

1.1 Основные функции государственного регулирования Профессор Ю. Н. Старилов, перечисляя основные функции государственного управления, дает определение функции регулирования. «Регулирование — использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и её функционирования.

Регулирование — это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан". К области административно-правового регулирования Ю. Н. Старилов относит управленческие отношения, возникающие как внутри государства и его органов, так и при взаимодействии органов публичного управления с гражданами, организациями и иными субъектами права, для регулирования которых формируется определенная система нормативных актов и могут применяться специфические методы, приемы и правовые средства. При этом в настоящее время всё чаще предметом теоретического анализа отношений в сфере действия норм административного права становятся главные содержательные характеристика административно-правового регулирования. Основу административно-правового регулирования в новой системе экономических и политико-правовых отношений, складывающихся в правовом государстве, составляют такие направления, как управленческий процесс, административные процедуры, административное судопроизводство.

Представляют интерес определения правового регулирования, которые были сформированы профессором С. С. Алексеевым и профессором Ю. А. Тихомировым.

Профессор С. С. Алексеев характеризует правовое регулирование как осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и т. д.) результативное, нормативно организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными «потребностями» данного социального слоя.

Более лаконичным выглядит это же определение у профессора Ю. А. Тихомирова, который считает, что правовое регулирование — это «механизм нормативного упорядочения, организации и деятельности субъектов права и формирования устойчивого правопорядка». Государственное регулирование характеризуется как «положительное» государственное управление, т. е. непрерывное решение вопросов государственной и общественной жизни государством и органами государственной власти.

Содержание государственного регулирования состоит из следующих элементов:

— нормативное установление общих требований в конкретной сфере управленческой деятельности;

— экономическое и правовое регулирование развития конкретных отраслей;

— государственная поддержка и защита российских разработчиков, производителей и потребителей;

— контроль за выполнением установленных законом требований, поручений, положений;

— координационное управление;

— реализация подведомственных контрольно-надзорных полномочий.

Функции государственного регулирования за последние годы всё чаще находят отражение в законодательных актах. Так, например, в сфере деятельности органов исполнительной власти находят отражение вопросы налогообложения, таможенной деятельности, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, борьбы за экологическую чистоту, ветеринарии, целевого использования сельскохозяйственных земель и др.

Достаточно обоснованной является позиция ученых, которые полагают, что в некоторых отраслях государственного управления, таких как управление внутренними делами, обороной, иностранными делами, государственное руководство и управление невозможно и нецелесообразно заменять государственным регулированием. В других же отраслях, например в экономике, в сельском хозяйстве на практике применяется механизм государственного регулирования. Государственное регулирование способствует в большей мере, чем режим централизованного прямого управления, созданию благоприятных экономических, организационных и юридических условий для функционирования предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций. Значительным своеобразием отличается государственное регулирование сельского хозяйства, которым обозначается деятельность государства по воздействию на систему аграрного предпринимательства, функционирующего преимущественно на рыночной основе с применением методов экономического регулирования (цен, налогов, кредитов, пошлин), а также государственных заказов, лицензий, квот, иных административных методов воздействия.

1.2 Механизмы реализации политики устойчивого развития сельских территорий

1.Правовое обеспечение Эффективное государственное регулирование устойчивого развития сельских территорий потребует разработки ряда мер, обеспечивающих правовой аспект реализации социальных, экономических и экологических проблем сельских территорий. На сегодняшний момент на федеральном уровне отсутствует нормативный правовой акт, в полном объеме регламентирующий все аспекты политики устойчивого развития сельских территорий. В Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» заявлено, но не раскрыто устойчивое развитие сельских территорий как одно из направлений государственной аграрной политики. В этой связи представляется целесообразным вопросы устойчивого развития сельских территорий выделить в самостоятельную статью указанного Федерального закона, в которой предполагается уточнить понятия «сельские территории» и «устойчивое развитие сельских территорий», определить цели и задачи государственной политики в сфере устойчивого развития сельских территорий. В целях правового обеспечения эффективного государственного регулирования устойчивого развития сельских территорий необходимо внести изменения в земельное, лесное, водное, градостроительное, жилищное законодательство Российской Федерации и иные сферы законодательства Российской Федерации в части регулирования устойчивого сельского развития. Отдельным важным направлением является разработка природоохранной законодательной базы, усиление административной, уголовной и имущественной ответственности за причиненный ущерб окружающей среде. Развитие сельской инфраструктуры потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность субъектов естественных монополий в сфере связи, транспорта, энергосбережения и иных сферах.

2. Организационное обеспечение Реализацию основных направлений государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, предусмотренных Концепцией, предполагается осуществлять до 2013 года в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858, с учетом ее пролонгации до 2013 года, а с 2014 года — в рамках предлагаемой к разработке федеральной целевой программы устойчивого развития сельских территорий на 2014 — 2017 годы с учетом ее пролонгации до 2020 года, а также в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446, а с 2013 года — в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждение которой на очередной 5-летний период предусмотрено Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», которые предусматривают мероприятия по следующим направлениям: — диверсификация сельской экономики, повышение занятости и доходов сельского населения; — развитие малого бизнеса, в том числе в альтернативных сферах занятости

— улучшение жилищных условий сельского населения, повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских территорий, в том числе развитие и модернизация учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и других учреждений

— комплексная компактная застройка сельских поселений;

— поощрение гражданских инициатив, направленных на создание условий для устойчивого развития сельских территорий, путем предоставления грантов, включая грантовую поддержку социально значимых творческих проектов;

— развитие информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения;

— создание позитивного отношения к сельскому образу жизни;

— проведение научно-исследовательских работ, разработка системы и проведение мониторинга в сфере развития сельских территорий.

Для обеспечения устойчивого развития сельских территорий в субъектах Российской Федерации должны быть разработаны региональные и муниципальные программы развития сельских территорий. Основой разработки таких программ должны стать стратегии социально-экономического развития сельских поселений, которые определяют потенциал сельского поселения и перспективы его социально-экономического развития. Стратегии социально-экономического развития сельских поселений должны содержать меры по повышению потенциала сельских поселений и развитию их социально-экономического положения. Необходимо создать межведомственные советы (комиссии), обеспечивающие координацию на федеральном и региональном уровнях между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для преодоления межведомственной разобщенности в области устойчивого развития сельских территорий требуется расширение полномочий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в части наделения функциями координации деятельности других федеральных органов исполнительной власти по реализации ими мероприятий в области развития сельских территорий. Это позволит во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными организациями вырабатывать и принимать эффективные управленческие решения, направленные на достижение целей и задач по устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренных Концепцией. Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию направлений Концепции, предполагается осуществлять на основе соглашений, заключаемых с ними Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в целях выработки согласованных позиций по осуществлению государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий. В целях координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти предполагается создание при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации межведомственного координационного совета по вопросам устойчивого развития сельских территорий.

3.Финансовое обеспечение В целях диверсификации сельской экономики необходимо расширить доступ юридических и физических лиц к субсидируемым кредитам на развитие альтернативных видов деятельности на селе и установить для них преференции, направленные на создание привлекательных условий для осуществления указанных видов деятельности. Расширению доступа сельского населения к кредитно-финансовым ресурсам будут способствовать расширение финансовых услуг сельским жителям на основе развития банковской сети и кредитных кооперативов в сельской местности, а также организации предоставления банковских услуг через сельские отделения почтовой связи. Важным направлением является создание системы грантового поощрения инициатив сельских сообществ по благоустройству сельских поселений, развитию физической культуры и спорта, детского и молодежного досуга, народного искусства и творчества, сохранению местного культурного и исторического наследия, окружающей среды. Реализацию направлений государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, предусмотренных Концепцией, предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также средств внебюджетных источников, в том числе средств субъектов, хозяйствующих на селе, и средств сельского населения. Финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией за счет средств федерального бюджета, должно осуществляться в пределах средств, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый период. Необходимо расширить и углубить научные исследования в области устойчивого развития сельских территорий и усилить научно-методическую поддержку органов управления развитием сельских территорий на федеральном, региональном и местном уровнях. Для кадрового обеспечения управления развитием сельских территорий необходимо разработать образовательные программы и организовать подготовку специалистов в этой области для работы в органах власти и органах местного самоуправления на всех уровнях, а также в системе информационно-консультационного обслуживания сельского населения. Также необходимо разработать образовательные программы в области устойчивого развития сельских территорий для специалистов крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, а также для самих сельских жителей.

5. Информационное обеспечение и мониторинг В целях совершенствования информационного обеспечения политики сельского развития необходимо повышение доступа к имеющейся статистической информации, а также проведение дополнительных статистических разработок и обследований. Необходимо организовать периодическое проведение выборочных обследований доходов и условий жизни сельского населения, а также расширить сеть сельских домашних хозяйств, обследуемых Росстатом при проведении обследования бюджетов домашних хозяйств на постоянной основе. Одним из направлений является совершенствование муниципальной статистики в целях более полного отражения состояния отдельных сельских территорий и их вклада в развитие сельской экономики. Учитывая многоплановость устойчивого развития сельских территорий, объектами статистического наблюдения должны выступать как сельская территория в целом, так и сельское население. В связи с этим потребуются: —разработка и законодательное закрепление регламента ведения по хозяйственных книг сельских (поселковых) администраций как важнейшего источника информации о сельских домашних хозяйствах; —расширение использования географических информационных систем, что позволит получать сведения с учетом географических идентификаторов;

— использование существующих административных регистров (сведений о записях актов гражданского состояния, сведений миграционных служб и другое). Мониторинг развития сельских территорий должен также включать наблюдение за состоянием окружающей среды с оценкой причиненного ущерба, создание электронных эколого-экономических карт сельских территорий и прогноз антропогенного воздействия на природную среду сельского хозяйства, промышленности и других отраслей экономики. Проведение мониторинга развития сельских территорий предлагается закрепить за Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, выполняющим функции федерального органа исполнительной власти, координирующего этот процесс.

1.3 Основные этапы реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий Реализация государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года будет осуществляться в 2 этапа. На I этапе (2014 год) предполагается реализовать меры, направленные на совершенствование нормативно-правового, организационного, научного, кадрового и программного обеспечения сельских территорий. На II этапе (2014 — 2020 годы) предполагается рост ресурсного обеспечения развития сельских территорий на базе укрепления аграрного сектора, диверсификации и развития всей сельской экономики, повышения налогооблагаемой базы сельского развития и финансовых основ местного самоуправления, общего экономического роста и усиления государственной поддержки села в рамках предлагаемой к разработке федеральной целевой программы устойчивого развития сельских территорий на 2014 — 2017 годы с учетом ее пролонгации до 2020 года. Это позволит к концу II этапа значительно повысить уровень занятости и доходов сельского населения, снизить распространение бедности, улучшить среду обитания и на этой основе замедлить процессы депопуляции и расширить количество регионов со стабильным и растущим сельским населением.

2. Проект — программа ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014;2017 годы и на период до 2020 года»

Основание для разработки — распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2014 г. № 2036;р (Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года) и от 8 ноября 2014 г. № 2071;р (Концепция ФЦП).

Государственный заказчик — координатор Министерство сельского хозяйства РФ. Государственные заказчики Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство культуры РФ, Министерство спорта РФ.

Объем ресурсного обеспечения Программы — всего — 299,2 млрд руб., в т. ч. за счет средств: федерального бюджета — 90,4 млрд руб. (30%); консолидированных бюджетов субъектов РФ — 150,6 млрд руб. (50%); внебюджетных источников — 58,1 млрд руб. (20%).

Цели проекта — создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения, формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни, стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности.

Задачи — удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье, повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий.

2.1 ФЦП «Социальное развитие села до 2014 года»

Название

Значение за 2014;2020 гг.

Ожидаемые результаты

Ввод (приобретение) жилья — всего, тыс. кв. м

5438,8

Обеспечение жильем 75,5 тыс. семей

в т.ч. для молодых семей и молодых специалистов

3032,3

в т.ч. 42,1 тыс. молодых семей и молодых специалистов

Ввод в действие общеобразовательных учреждений, тыс. мест

22,3

Снижение количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, на 22,3 тыс. человек

Ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики, ед.

Повышение доступности для сельских жителей первичной медицинской помощи

Ввод в действие плоскостных спортивных сооружений, тыс. кв. м

519,2

Привлечение сельского населения, особенно молодежи, к занятиям физической культурой и спортом

Ввод в действие учреждений культурнодосугового типа, тыс. мест

9,9

Улучшение территориальной доступности услуг в сфере культуры для сельских жителей

Ввод в действие распределительных газовых сетей, тыс. км

18,2

Повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом до 60,2% (с 55,9% в 2013 г.)

Ввод в действие локальных водопроводов, тыс. км

12,9

Повышение уровня обеспеченности питьевой водой сельского населения до 61,9% (с 58,5% в 2013 г.)

Количество населенных пунктов в сельской местности, в которых реализованы проекты комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку, ед.

Создание комфортных условий жизнедеятельности на компактной территории для привлечения специалистов на объекты АПК

Количество реализованных проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку

Повышение гражданской активности и участия сельских жителей в решении вопросов местного значения

Сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов и городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Проект ФЦП Сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением административных центров субъектов Российской Федерации) и городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Численность сельского населения, проживающего в городских округах — 2066,7 тыс. чел. (5,5% от общей численности сельского населения), в т. ч. в городских округах, в состав которых входят административные центры субъектов РФ — 526,8 тыс. чел. (25% от численности сельского населения.

Таблица

Субъект РФ

Чис-ть сельского населения, прожив. в город. округах

из них прожив. в город. округах — админ. центрах регионов

тыс. чел.

в % от общ. чис-ти сельс. нас.

тыс. чел.

в % от общ. чис-ти сельс. нас.

Свердловская обл.

619,7

33,4

4,8

Краснодарский край

387,3

87,5

3,6

Приморский край

90,8

24,8

5,3

Тюменская обл.

48,4

22,9

3,1

Мероприятие

Механизм реализации

Особенности

Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов

Предоставление гражданам и молодым семьям (молодым специалистам) социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Предоставление субсидий муниципальным образованиям на строительство (приобретение) жилья (с возможным привлечением работодателей) для предоставления молодым семьям (молодым специалистам) по договорам найма с правом выкупа

Дополнительное условие получение социальной выплаты для граждан — осуществление трудовой деятельности в сельской местности Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане и молодые специалисты, занятые в АПК Социальная выплата может быть направлена на строительство жилья или приобретение жилья на первичном рынке, а также у работодателя

Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры

Предоставление субсидий муниципальным образованиям в целях софинансирования строительства (реконструкции) объектов социально-инженерной инфраструктуры (общеобразовательные учреждения, ФАПы и офисы врачей общей практики, плоскостные спортивные сооружения, учреждения культурно-досугового типа, распределительные газовые сети, локальные водопроводы) Предоставление субсидий муниципальным образованиям в целях софинансирования проектов комплексного обустройство площадок под компактную жилищную застройку

Размещение объектов социально-инженерной инфраструктуры осуществляется в соответствии с документами территориального планирования (схемами территориального планирования субъектов РФ и муниципальных районов, генеральных планов поселений) Преимущественное развитие социально-инженерной инфраструктуры и реализация проектов комплексной застройки в населенных пунктах, где развивается агропромышленное производство, в том числе осуществляется реализация инвестиционных проектов в АПК

Мероприятие

Механизм реализации

Особенности

Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности

Предоставление грантов органам местного самоуправления или органам территориального общественного самоуправления сельских поселений на реализацию общественно значимых проектов с участием граждан, проживающих в сельских поселениях.

Приоритетные направления реализации проектов:

благоустройство сельских поселений;

экологическая реабилитация сельских территорий;

сохранения и восстановления природных ландшафтов, историко-культурных памятников, храмов;

поддержка национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел, развитие сельского туризма;

оздоровление социальной среды в сельской местности;

нравственное и патриотическое воспитание молодежи, организация досуга;

проведение смотров-конкурсов коллективов народного творчества, художественной самодеятельности

Отбор проектов осуществляется на конкурсной основе уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

В порядке конкурсного отбора может быть предусмотрен расширенный перечень направлений реализации проектов, включающий помимо приоритетных, и другие направления, учитывающие особенности социально-экономического развития сельских территорий субъекта РФ.

Максимальный размер гранта — 2 млн руб., но не более 60% от стоимости проекта, оставшаяся часть — за счет средств местных бюджетов, вклада сельских жителей и организаций, в том числе в форме трудового участия.

2.2 Схемы реализации

2.3 План развития Мероприятия региональных целевых программ на планируемый год должны быть представлены в разрезе муниципальных образований и населенных пунктов, на территории которых планируется их реализация Планы по развитию сети объектов социально-инженерной инфраструктуры, предусмотренные в региональных программах, должны быть составлены с учетом следующих подходов:

— комплексное обустройство населенных пунктов, ориентированное на завершение обустройства с учетом имеющегося инфраструктурного потенциала, текущей демографической ситуации и прогнозов ее развития;

— преимущественное развитие социально-инженерной инфраструктуры в местах развития агропромышленного комплекса;

— размещение объектов социально-инженерной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования (схемами территориального планирования субъектов РФ и муниципальных районов, генеральных планов поселений);

— наличие утвержденной проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы на объекты социально-инженерной инфраструктуры В законе субъекта РФ (проекте закона) о бюджете субъекта РФ должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на софинансирование региональных целевых программ Финансовый механизм региональных программ должен быть основан на государственно-частном партнерстве и предусматривать привлечение средств внебюджетных источников для реализации программных мероприятий

В муниципальных образованиях, в которых планируется реализация мероприятий региональных программ, должны быть разработаны муниципальные целевые программы устойчивого развития сельских территорий с учетом вышеизложенных подходов.

1. Проблема «государство и экономика» продолжает оставаться актуальной и остродискуссионной в современной науке.

В экономической истории при сохранении основных принципов государственного регулирования формы и методы воздействия государства на экономические процессы модифицировались. Опыт промышленных развитых стран свидетельствует о длительной эволюции политики государственного вмешательства — от жесткого регулирования к либеральному монетаризму, созданию механизмов саморегуляции.

Изучив существующие концепции «кейнсианства» и «монетаризма», мы придерживаемся теории регуляции, автором которой является Роберт Бу-ё айе.

И считаем, что современных условиях государственное регулирование устойчивого функционирования продовольственного комплекса региона является частью процесса воспроизводства должно решать задачи стимулирования экономического роста в сельском хозяйстве, развития перерабатывающих отраслей и инфраструктуры, регулирование занятости, поощрения прогрессивных технологических сдвигов в отраслевой и региональной структурах, стабилизации социально-экономического развития и повышения устойчивости функционирования субъектов экономики. В теоретическом плане следует признать бесперспективной концепцию сторонников полного невмешательства государства в экономику, а регулирование экономикой признать важнейшей функцией государства. При этом степень и формы государственного влияния на экономику должны определяться конкретными политическими и социально-экономическими условиями, складывающимися в обществе.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, m что с углублением рыночных отношений государственное управление эволюционирует в сторону государственного регулирования, проявляющегося в переходе от прямых методов воздействия государства на экономику, к косвенным.

2.Целью государственного регулирования сельского хозяйства региона является обеспечение экономической и социальной стабильности, продовольственной безопасности, устойчивости экономического роста и развития страны в целом и каждого региона как субъекта экономики.

Методы и средства государственного регулирования сельского хозяйства, в силу его специфических особенностей, весьма разнообразны, и должны определяться конкретными условиями хозяйствования. Основными из них являются: нормативно-правовые, включающие законы, указы и постановления; организационные, основывающиеся на целевых программах развития и экономические, включающие кредитно-финансовые, налоговые механизмы, различные формы финансовой поддержки.

3.Нормативно-правовая база государственного регулирования сельского хозяйства не достаточно адаптирована к рыночным условиям: не обеспечивает равных условий развития всем хозяйствующим субъектам, не способствует повышению конкурентоспособности отечественной продукции, не соответствует мировым стандартам.

Основу организационных методов государственного регулирования составляют целевые программы. Их финансирование осуществляется в настоящее время в недостаточном объеме, что не создает у сельхозтоваропроизводителей уверенности в дальнейшем выполнении государством финансовых обязательств по поддержке.

Основой экономических методов государственного регулирования является распределение бюджетных средств, регулирование налогообложения и ценообразования.

4.Произошедшие преобразования в аграрном секторе экономики в целом отрицательно повлияли на эффективность сельскохозяйственного производства в большинстве хозяйств области, и до настоящего времени оно находится в тяжелом экономическом состоянии. До 30% сельхозпредприятий остаются банкротами. Попытки стабилизировать экономическое положение сельхозтоваропроизводителей существующими методами государственного регулирования, приводят лишь к незначительному росту рентабельности сельскохозяйственного производства (2−7%).

Анализ структуры сельскохозяйственных налогов в РФ показывает что: прямые налоги выполняющие регулирующую и стимулирующую функцию составляют лишь 15,77%, в то время как, налоги выполняющие фискальную функцию и направленные на изъятие средств, для пол-нение бюджета и внебюджетных фондов — 52,6%, из этого можно сделать вывод, что налоговая политика в Российской Федерации выполняет в основном фискальную функцию, в то время как прямые налоги связанные с уровнем организации и эффективности производства в общей сумме налогов занимают меньшую долю, что не способствует увеличению эффективности сельскохозяйственного производства области.

В настоящее время в Российской Федерации не находит применения ценовое регулирование, в результате того, что устанавливаемый ранее уровень государственных закупочных цен зачастую являлся ниже рыночных, из-за недостатка бюджетных средств.

На основе проведенного ранее корреляционно-регрессионного анализа влияния финансирования отдельных статей из бюджетов всех уровней на выручку от реализации, можно сделать вывод, что существующая государственная поддержка кредитования сельхозтоваропроизводителей так же не совершенна, и не эффективна, и в большей мере способствует переливугосударственных средств в банковские организации, чем повышению финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей области.

Все эти методы не имели должного эффекта, не способствовали развитию производственной базы сельского хозяйства, увеличению объемов производства продукции и экономического эффекта от реализации сельхозтоваропроизводителями области.

Эти обстоятельства свидетельствуют о необходимости поиска новых методов и способов государственной поддержки сельского хозяйства, совершенствования направлений распределения бюджетных средств.

5.Адаптация нормативно-правовой базы к современным условиям хозяйствования и обеспечение финансирования целевых программ в полном объеме, следует рассматривать как необходимое условие повышения эффективности государственного регулирования.

6.Применение предлагаемого налогового режима на основе единого сельскохозяйственного налога, с расчетом НДС при реализации продукции, позволит создать товаропроизводителям дополнительный резерв обновления материально-технической производственной базы, а новый подход в распределении субсидий, с использованием механизма распределения бюджетных средств в зависимости от получаемой прибавки продукции, будет способствовать увеличению прибыли в среднем на 7−13%.

Вариант субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, исходя из расходования минимума бюджетных средств, в перспективе может соответствовать политике снижения уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства, при вхождении России во Всемирную торговую организацию Предложение использование методики расчета гарантированной цены, с учетом инфляции для простого воспроизводства и с учетом процентной ставки по кредитам для возможности расширенного воспроизводства способствуют повышению эффективности государственного регулирования в области ценообразования при осуществлении государственных закупок.

Данные предложения повысят эффективность государственного регулирования сельскохозяйственного производства, и сельского хозяйства в целом.

Заключение

Сельское хозяйство является важнейшим элементом мирового поселение, обеспечивая население земли продовольственными товарами. В последние годы обозначился ряд проблем и в глобализирующейся системе мирового поселения. Это проблема неравномерного перераспределения продуктов сельскохозяйственного сектора, намечающие проблемы с водными ресурсами, имеющими первостепенное значение в сельском хозяйстве. В целом же в развитых странах (США, ЕС) сельское хозяйство развивается довольно успешно, выводя эти страны в ведущих экспортеров сельскохозяйственной продукции, внедряются новые технологии в области биохимии и генетики. Есть надежды, что Россия в результате более продуманного проведения экономической политики и вероятного вступления в ВТО, сможет занять достойное место в системе мирового сельского хозяйства. Решены проблемы государственного регулирования, особенно отдельных его мер на региональном уровне. В настоящее время в Российской Федерации не находит применения ценовое регулирование, в результате того, что устанавливаемый ранее уровень государственных закупочных цен зачастую являлся ниже рыночных, из-за недостатка бюджетных средств.

На основе проведенного ранее корреляционно-регрессионного анализа влияния финансирования отдельных статей из бюджетов всех уровней на выручку от реализации, можно сделать вывод, что существующая государственная поддержка кредитования сельхозтоваропроизводителей так же не совершенна, и не эффективна, и в большей мере способствует переливугосударственных средств в банковские организации, чем повышению финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей области.

В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:

— изучины понятие, сущность и особенности государственного регулирования сельского хозяйства;

— изучены теоретические основы государственного регулирования сельского хозяйства;

— разработаны рекомендации по совершенствованию государственного регулирования сельского хозяйства;

— рассмотрел Государственного регулирование предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве;

— изучил основные функции государственного регулирования сельского хозяйства;

— выявил правовые основы устойчивого развития сельских территорий; рассмотрел основные этапы реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий.

Список используемой литературы

1) Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.;

2) Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 23.07.2014) «О развитии сельского хозяйства» (29 декабря 2012 г.)

3)О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 20.07.2009 № 15-ФЗ. — URL: http://base.garant.ru/1 518 908/ (дата обращения: 12.11.2014)

4) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ. — URL: http://base.garant.ru/186 367/ (дата обращения: 16.11.2014)

5) Градостроительный кодекс [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 29.12.2009. № 190-ФЗ. — URL: http://www.rg.ru/2004/12/30/gradostroitelniy-kodeks.html (дата обращения: 15.11.2014)

6) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ. — URL: http://base.garant.ru/186 367/ (дата обращения: 16.11.2014)

7) О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440. — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=233 558 (дата обращения: 15.11.2014).

8) Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=221 558 (дата обращения: 14.11.2014).

9) Шелковников С. А. Государственное регулирование сельскохозяйственного производства: социально-экономические проблемы развития АПК Западной Сибири / С. А. Шелковников, Т. М. Рябухина. Новосибирск: Новосиб. гос. аграр. ун-т, 1999. — С. 34−35

10) О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 20.07.1995 № 15-ФЗ. — URL: http://base.garant.ru/1 518 908/ (дата обращения: 12.11.2014)

11) Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2012. 142−144с.

12) Алтухов А. И. Региональный зернопродуктовый подкомплекс: теоретические аспекты развития / А. И. Алтухов, И. А. Кошкарев. М.: ВНИИЭСХ, 2011. — 143 с.

13) Зотов В. Б. Территориальное управление: методология, теория, практика. -М., 2011. 187−190 с.

14) Эльмурзаев Л. Э. Совершенствование государственного регулирования сельского хозяйства на региональном уровне: автореф. дис.. канд. экон. наук / Эльмурзаев Л. Э. Новосибирск, 2011. — 19 с.

15) Экономика сельского хозяйства / под общей ред. В. А. Добрынина — М.: Агропромиздат. 2009. — 49−75 с.

16) Боговиз А. В. Модели рыночных отношений в сфере сельскохозяйственного производства // Доклады Российской академии сельскохозяйственных наук / А. В. Боговиз. М., 2009. — № 4. — С. 3

17) Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. — М.: Гардарики, 2012. 12−318 с

18) Алтухов А. И. Региональный зернопродуктовый подкомплекс: теоретические аспекты развития / А. И. Алтухов, И. А. Кошкарев. М.: ВНИИЭСХ, 2011. — 143 с.

19) Лемешев, М. Источники средств для государственного регулирования ^ развития АПК. // АПК: Экономика, управление. 2012. — № 2.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой