Частная жизнь древних римлян
В многоэтажных домусах, в одном из углов, а триума есть лестница: она ведет на верхний этаж, где находится прислуга и живут женщины. Первый этаж — это пространство pater familias, «отца семейства». По сторонам атриума расположены комнаты. Это спальни, кубикулумы (cubiculum). Они небольшие, душные и темные, так как для их освещения используется единственный источник света — тусклые светильники… Читать ещё >
Частная жизнь древних римлян (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
Глава 1. Быт и повседневность древних римлян эпохи Траяна
1.1 Распорядок дня
1.2 Дом и его убранство
1.2.1 Domus
1.2.2 Инсула и жилище бедняков Глава 2. Семейный уклад
2.1 Семья и ее значение для римляна
2.2 Право и место женщины в римском обществе Глава 3. Современность через призму Древнего Рима Заключение
Список использованных источников
Введение
В центре моего исследования — частная и повседневная жизнь Древних римлян в I веке н.э. — в начале II века е. э., в особенности в эпоху Траяна.
Обращение к истории повседневности традиционно связывается с необходимостью воссоздания «истории людей». Это позволяет осмыслить понятие ценности как целостности культурных традиций, как богатство их проявления на различных уровнях общественной активности, как совокупность произведенных цивилизацией механизмов, норм и правил социального взаимодействия.
Тема данной работы «Частная жизнь древних римлян «представляет большой интерес, так как даёт возможность увидеть повседневную жизнь населения Римской империи, с бесконечным множеством индивидуальных мелочей бытового уклада. быт древний римлянин дом В наши дни, в нашей жизни можно найти много общего с жизнью людей того времени. Поэтому актуальность работы состоит в том, что исторический опыт Древнего Рима — в некоторых отношениях напоминает современный, и он помогает лучше понять и принять настоящее. А изучение быта, и нрава как одной из сугубо приватных сфер повседневного существования индивидуумов способствует определению степени влияния исторических процессов на жизнь людей и помогает более полно понять процесс развития античности.
Объект исследования — древнеримское общество в I веке н.э.- в начале II века е. э.
Предмет исследования — частная жизнь Древних римлян Целью работы является изучение и характеристика элементов частной жизни Древних римлян.
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
— рассмотреть повседневность, как систему воздействия на личность;
— выявить основные типы жилища и их функции;
— определить место семьи в частной жизни древнего римляна;
— выявить соответствия и отличия современного и античного общества на основе сравнительной характеристики;
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: описательный, сравнительно-описательный, сравнительно — исторический, синхронический, структурный анализ.
Частной жизни и повседневному быту Древнего Рима уделено значительное место в литературе, в особенности после раскопок в Помпеях и Геркулануме, которые дали значительный материал для археологов и историков, изучающих античный период. Основными теоретическими источниками послужили работа А. Анджела «Один день в Древнем Риме», в которой автор на примере одного дня пытается наиболее подробно описать образ мышления и повседневную жизнь древнего римляна; книга П. Гиро, воссоздающая семейный и государственный уклад, обычаи и нравы девности; материалы Ф. Коуэлла, где содержатся обширные сведения о быте граждан Древнего Рима и др.
Нами обоснована актуальность данного исследования. Практическая значимость моей курсовой работы заключается в возможности использования ее в качестве одной из структурных частей при дальнейшем исследовании данной темы.
Глава 1. Быт и повседневность древних римлян эпохи Траяна
1.1 Распорядок дня В рассматриваемый нами период в 98—117 годах территория Римской империи достигла максимальных размеров: ее границы тянулись почти на четверть земного шара. Сердцем всего был Рим, который стал самым населенным городом планеты: около полтора миллионов жителей. Он был сосредоточием власти, и, несомненно, культурным центром. Жизнь десятков миллионов человек во всей империи зависела от того, что решали в центре. А жизнь Рима, в свою очередь, складывалась из паутины отношений между ее жителями.
Поэтому, чтобы понять, как в одном месте удавалось уживаться самым разным народам, сословиям и традициям, я решила заглянуть в начало любых человеческих отношений — семью и частную жизнь древнего римляна.
Первыми просыпали рабы, которые выполняли самую разнообразную, но в большинстве случаев грязную работу, трудясь на пользу господина. Во владении каждого зажиточного дома их число колебалось от пяти до двенадцати, которое в совокупности составляло familia — рабы, принадлежащие одному хозяину.
Каждое утро и богатого человека, и бедного ремесленника начиналось с обряда — поклонения божествам, которые служили в то время своего рода гарантией от разного рода неудач и происшествий: краж, пожаров или несчастных случаев с членами семьи. Далее шел довольно простой по выполнению утренний туалет. Основным предметом одежды в римском стиле служила туника, которая использовалась как дневная одежда, так и ночная. То есть был распространен обычай не раздеваться перед сном, а спать полуодетыми, скидывая лишь плащ, который мог служить покрывалом. Таким образом, для завершения образа, бедняку оставалось лишь одеть сандалии, в то время как богатый римлян не выходил из дома, не надев тоги — верхней одежды граждан мужского пола, которая представляла собой полукруг из шерстяной или льняной ткани до шести метров в диаметре. Поэтому зачастую при ее одевании, доминусы прибегали к помощи рабам. Оглядываясь в прошлое, можно сделать вывод, что тога — это некий символ культуры и цивилизации того времени. Ее запрещалось носить иностранцам, рабам и вольноотпущенникам. Женщины также облачались в одеяния похожие на туники, — столы, однако более длинные и изящные, напоминающие греческие хитоны. Однако тога не единственный элемент одежды, выйти в ней — значило быть недостойной девушкой. Поэтому поверх нее надевалась прямоугольная шаль, спускающаяся до колен — палла. Иногда, выходя на улицу, женщины прикрывали ею голову. Утренний туалет богатой римлянки отличается своей сложностью: лицо, тело покрывались рабынями специальными красками и пигментами с целью омолодить и освежить госпожу, а волосы укладывались в вычурные, зачастую монументальные прически, моду на которые задавала супруга императора. Так в эпоху Траяна, при Плотине, прически достигают апогея своего развития: высокие и островерхие, напоминающие тиару или спинку стула; другие сходны с вертикальным веером из волос от одного уха к другому. Не менее утомительным для римлян было и посещение цирюлен, исключая владельцев домашних рабов-цирюльников. При отсутствии современных средств ухода, кроме воды и лезвия в форме полумесяца, бритье становилось болезненной и неприятной процедурой, заканчивающейся шрамами и порезами.
Завтрак или ientaculum, в богатых семьях плотный и сытный. Так как это один из основных приемов пищи в течение дня. Но в большинстве случаев это был куска хлеба, смоченный в вине, смазанный медом или просто посыпанный солью, оливки, сыр.
Следую старинному обычаю, все члены семьи, включая рабов, после трапезы приветствовали хозяина. Затем следовали занятия хозяйственными делами: проверялись счеты и отчеты, отдавались распоряжения. После начинался прием «клиентов», людей различных сословий и групп: бизнес-партнеры, знакомые, пришедшие за советом или одолжением, а в основном — неимущие. Последним выдавалось нечто милостыни: деньги или корзины с едой. В обмен за помощь, просители выполняли поручения господина или хлопотали о заботах. Однако основной причиной такого милосердия была власть. На выборах, при условии, если доминус выставит свою кандидатуру, он заключится поддержкой этих людей. Это называлось «клиентеллой» или «клиентской сетью», которая составляла основу общественного устройства Рима. Почти каждый свободный человек в городе был связан узами уважения или подчинения с кем-либо более могущественным и влиятельным — «патроном».
Лица, занимающие должности сенаторов, магистратов, а также люди, выступавшие в суде, иногда бывали заняты до вечера, до солнечного заката, но по обыкновению все дела кончались к полудню. Однако если выпадали свободные дни, они все равно были загружены различными пустыми обязательствами, от которых считалось невежливо отказываться. Плиний Младший говорил, что «каждый день в Риме полон или кажется полным смысла, а если соединить вместе несколько, то никакого смысла не окажется». Полдень был некой чертой, разграничивающей день на две части; время до него считалось «лучшей частью дня», которую посвящали занятиям, оставляя, если было возможно, вторую часть для отдыха и развлечения. После полудня полагался второй завтрак (prandium); те, кто ел только дважды в день, отодвигали эту первую для себя еду на срок более ранний. В любом случае он был скромен: разные виды бобовых, вареные яйца, оливки, овечий или козий сыр, соленая килька, лук, мясо на шпажках, жаренная на решетке рыба, инжир. В зависимости от плотности трапезы римляне говорили о ientaculum (если она была очень легкой) либо prandium (если она была более существенной). После наступало время полуденного отдыха, после чего наступала очередь мытья, прогулок и развлечений.
Термы — это настоящее произведение искусства, известное римляном с начала I века до н.э., создателем которых стал Гай Сергий Ората. В эпоху Траяна и после него появляются поистине грандиозные по своим размерам и величеству термы. Во времена империи термы были открыты для мужчин, равно как и для женщин и детей, и даже очень скромная плата в один квадрант иногда покрывалась щедростью императора или какого-нибудь богача, который мог взять на себя целиком стоимость посещения бань на срок от одного дня до одного года. Римляне ходили в термы, чтобы встречаться с другими, погулять и пообщаться, одни — чтобы поиграть в мяч и другие игры, другие — чтобы испытать более интенсивную физическую нагрузку, такую как борьба, или посмотреть, как это делают другие, и конечно же получить прохладу летом и тепло зимой. Холодные ванны находились во фригидарии — прохладной комнате в бане; имелись также теплое помещение, или тепидарий, а также отапливаемое помещение, калидарий, где были теплые ванны и горячий пар, чтобы вызвать потоотделение. Помещением еще горячее, лакоником, пользовались в основном больные. Тепло обеспечивалось яростным огнем под полом, разжигаемым рабами, с использованием большого количества дерева. Купающиеся могли насладиться любым из них или всеми по очереди и в любом другом порядке. Частью банной процедуры было удаление с тела грязи от пота, соскребая ее металлическими, костяными или деревянными скребницами — вместо мыла. Марциал советовал соскребать грязь изогнутым лезвием, тогда полотенца не будут изнашиваться от частых стирок у сукновала. Термы Траяна — это подлинный город наслаждений и релаксации. Помимо внушительного комплекса выше описанных водных процедур, окруженных садами, скульптурами и фонтанами, в термах проходят спектакли и состязания, выступают жонглеры и акробаты. В этом месте есть все: римляне могут насладиться чтением в библиотеке или искусным массажем, заняться физической подготовкой в специально отведенных площадках, а после перекусить в небольшом кафе и обсудить вопросы с деловым партнером.
Последний, третий прием пищи наступает после трех — четырех часов дня. Связано это опять-таки с отсутствием электричества. Поэтому ужин начинается и заканчивается до того как угаснет дневной свет: это позволяло гостям разойтись по домам до темноты. Еще одной причиной столь раннего застолья стал легкий обед, который не мог полностью утолить голод. В зажиточных семьях прием пищи сопровождался дружеским обществом. Пиры устраивали довольно часто, так что такие мероприятия можно считать некой традицией. Застолье для римлян — это способ не только провести время в приятном обществе, но и метод налаживания связей, демонстрации себя и своего благосостояния. Можно сказать, что пир того времени аналогичен с «салоном.
Обед длился несколько часов, после чего с закатом семья отправлялась спать. Однако зачастую пиры проводились до глубокой ночи.
1.2 Дом и его убранство
1.2.1 Domus
Дома в Древнем Риме были очень похожи на наши современные здания, но они имели некоторые различия между собой в зависимости от места расположения. В целом существовало два типа римских домов: одни располагались на холмах, а другие в низинах. В домах на холмах жили богатые римские семьи, в то время как второй тип домов был заселен бедными и простыми людьми. Существовал еще третий тип римского дома — это вилла, которая находилась за пределами городских стен и использовалась более обеспеченными семьями, как загородный дом отдыха.
Первоначально, все древнейшие римские дома были одноэтажные, и лишь впоследствии стали надстраиваться еще один или несколько этажей. Наиболее ранние дома с атриумами, каменные особняки людей с достатком, относятся к IV—III вв. до н. э. Открыты они были в Помпеях. Жилища этого времени были скромными и небольшими, занимавшими площадь примерно 15 X 15 м и имели замкнутый, суровый вид, так как на улицу выходили их глухие стены, а на фасаде выделялся только вход в лавки-мастерские, если таковые были. Вероятно, такими были и дома патрициев в Риме до проникновения в него роскоши.
Дальнейшие изменения атриумного дома связаны с завоеванием Римом во II в. до н. э. Греции, когда римляне познакомились с богатыми греческими домами с перистилями — светлыми внутренними двориками. Старинный латинский атриум стал казаться темным и неприветливым. Национальные традиции не позволяли, однако, отказаться от него. Поэтому к атриумному дому была пристроена новая часть — перестильный дворик с садиком, вокруг которого были расположены жилые помещения. Здесь отдыхали, принимали близких друзей, иногда обедали. Атриум же сделался официальной приемной, очаг из него был перенесен в особую кухню, а на его месте появился неглубокий бассейн, дающий прохладу в жару. Прежняя спальня стала кабинетом хозяина. Обедали в особой столовой — триклинии.
В своей работе я рассмотрю классический на период эпохи Траяна дом — сочетание традиционной древности с новшествами и роскошью. Domus — это своеобразная вилла с прислугой, элегантные особняки, жизнь в которой могли себе позволить только состоятельные и знатные семейства. Таких домов было не много, и все они отличались по размерам и уровню комфорта, однако имели одно существенное сходство — планировку. Богатый римский дом — это своеобразная крепость: в нем нет окон, иногда лишь маленькие и высоко расположенные на стене, и нет балконов. Главный вход образован большими двустворчатыми деревянными воротами с массивными бронзовыми петлями. Иногда, наличники дверей, порогов были облицованы камнем или мрамором. Если не было звонка, то в дверь стучали молоточком. Большое распространение получили многофигурные мозаики. На пороге или в коридоре выкладывались или приветствия «здравствуй», «будь здоров», или пожелание счастья дому, или «да здравствует прибыль" — на пороге дома торговца; часто изображение собаки и надпись: «берегись собаки».
За дверью начинался коридор, который в свою очередь вел в атриум — прямоугольный широкий зал, расписанный фресками или украшенный мозаиками. В доме не было окон, однако свет все же проникал — через большое квадратное отверстие в потолке, которое по обыкновению находилось над бассейном в середине зала. Это impluvium: в нем собирается дождевая вода, которая затем отводиться в подземный резервуар. В итоге из небольшого мраморного колодца бралась для повседневных нужд. Имплювий служил и для украшения дома: бассейн, облицованный мрамором и украшенный статуями, напоминал картину, отражая дневное небо.
В многоэтажных домусах, в одном из углов, а триума есть лестница: она ведет на верхний этаж, где находится прислуга и живут женщины. Первый этаж — это пространство pater familias, «отца семейства». По сторонам атриума расположены комнаты. Это спальни, кубикулумы (cubiculum). Они небольшие, душные и темные, так как для их освещения используется единственный источник света — тусклые светильники. Но, несмотря на это, все равно украшены настоящими фресковыми и мозаичными шедеврами. У противоположной стены комнатам находится таблиний (tablinum), «кабинет» хозяина дома, иногда закрытый широкой деревянной раздвижной перегородкой — «гармошкой». Здесь он принимает своих клиентов. Меблировка проста, как и во всем доме: большой стол и внушительных размеров стул, по бокам расставлено несколько табуреток. Вся мебель с точеными ножками, украшенными инкрустацией из слоновой кости и бронзы. Помещение освещают светильники на высоких канделябрах, а на полу может находиться жаровня для обогрева. Римляне жили в полопустых, минимально обставленных помещениях, делая акцент не на количество, а качество мебели. Чем выше римлян находился по социальной лестнице, тем больше он тратил на приобретение высококачественных товаров: маленькие столики из редких пород древесины и слоновой кости и т. д. Так, к примеру, Цицерон потратил полмиллиона сестерциев только на один стол. Цена мебели зависела от редкости дерева — кипарис это, к примеру, или цитрусовое дерево — и от того, вырезан ли предмет из единого куска древесины у комля дерева, где оно имело исключительно замысловатый рисунок или узорчатый срез. Стулья не были обыденной, повседневной вещью, как теперь у нас. Традиционно считалось, что сидеть могла только знать; позволяли себе сидеть магистраты, судьи и женщины. Гостей также приглашали садиться из вежливости. Мебель должна была быть практичной, эстетичной и по возможности до блеска отполированной. У немногих были библиотеки, хотя преобладали более приземленные вкусы: средства шли на украшения и показную роскошь. Угольные жаровни, упомянутые ранее, — долгое время оставались единственным источником комфорта в холодную погоду — были элегантной конструкции и тонкой работы в богатых домах, где семье не нужно было собираться вокруг кухонного очага — при условии, что таковой вообще имелся, — где обычно тлели раскаленные угли, а то и горело пламя.
Tablinum кабинет хозяина, а иногда склад семейных документов или комната для занятий не имел противоположной стены — он свободно сообщался с перистилем. Таким образом, он служил лишь широким коридором, соединявшим между собой две главные части римского жилища — атриум и перистиль. Рeristylium — перистиль — представлял собой внутренний открытый двор, окруженный колоннадой и различными хозяйственными постройками. Посередине его часто находился небольшой садик (veridarium) с водоемом (piscine). Со временем спальни, столовая (триклиний), кухня, рабочие комнаты, домашняя баня, помещения для прислуги, кладовые и проч. Выходили не из атриума, а располагались по сторонам перистиля, тем самым разграничивая представительскую и приватную часть дома. В перистиле также обыкновенно находилось и помещение для домашних богов — lararium, sacrarium — божница.
В подобных садах разнообразие растений: и мирт, и самшит, и лавр, и олеандр, и плющ, и акант, и даже большие деревья — кипарисы и платаны. И конечно, клумбы с цветами — цветы — фиалки и нарциссы, ирисы и лили. Растения расположены в геометрическом порядке, проложены дорожки, разбиты клумбы, порой представляющие собой настоящие лабиринты. Кроме того, иногда растения были подрезаны в форме животных.
В редких случаях, вода в дом попадала не толкьо из имплювиев, иногда ее подводили из акведуков. Такой проточной водой пользовались не только для первых нужд, но и чтобы удивлять гостей игрой воды в садовых фонтанчиках.
Со временем, в домах богачей вокруг перистиля появляются особые залы для бесед — exedra, библиотеки, картинные галереи и ванные. Exedra представляла собой большую прекрасную комнату, иногда открытую (для лета), иногда с потолком или сводом (для зимы). В библиотеках в стенах устраивались ящики, над которыми обыкновенно был пюпитр, прикрепленный к стене или даже вделанный в нее. Каждый такой ящик разделялся на несколько отделений посредством вертикальных и горизонтальных перегородок. Все эти отделения были переномерованы, и в них помещались пергаментные свитки, соответствующие нашим книгам. Все деревянные части делались из самых драгоценных пород дерева; кроме того, украшению залы способствовали статуи и бюсты Муз, Аполлона, Минервы и знаменитых писателей Обычным дополнением библиотеки служила картинная галерея или пинакотека. Это было весьма посещаемое место дома с тех пор, как любовь к искусствам распространилась в римском обществе. Иногда, в глубине перистиля находилось большое, роскошно убранное помещение, которое служило в одно и то же время и гостиной, и местом отдыха, и даже парадной залой во время больших празднеств; называлось оно oecus (от греческого слова oikoV). Здесь часто сидел хозяин дома в тени широких штор, уединяясь от нескромных и докучливых посетителей.
Интересно, что, несмотря на всю любовь к пирам, долгое время не придавали должного значения кухням. Рабам приходилось готовить в маленьких душных помещениях, которые размещались то в глубине маленького коридорчика, то под лестницей. И если в домах бедных людей готовила сама женщина, то в домусах кухня считалась служебным помещением, местом для рабов, поэтому заботиться об убранстве и комфорте не было смысла. Еда разогревалась на «плите», представляющей собой печь из каменной кладки: внутрь клали и разжигали угли, как в барбекю. Когда печь разогревалась, поверх ставили «конфорки», металлические треножники, а на них — кастрюли и котелки. Иногда конструкцию кирпичных печей облегчали за счет изящных арок. Там хранились дрова, используемые для приготовления пищи.
Дома римлян по-своему прекрасны, но гораздо менее комфортабельны, чем наши. Зимой было холодно, повсюду сквозняки, приходилось обогреваться жаровнями, расставленными в комнатах. Кроме того, дома темные: в комнатах царит полумрак. В тех редких случаях, когда окна все-таки имелись, они, как правило, были очень невелики и пропускали намного меньше света, чем наши: обычно их закрывали пластинами талька, слюды, иногда стеклом, а беднота — выделанными кусками кожи или деревянными ставнями.
1.2.2 Инсула и жилище бедняков В Риме, с его постоянным приливом населения, с ростом торговли и промышленности, растет нужда в жилых помещениях, и удовлетворить эту нужду старинный особняк не в силах. Рост дома по вертикали становится насущной потребностью. Кроме большого и все возраставшего народонаселения, многоэтажного строительства требовали и другие специфические условия античной городской жизни вообще и римской в частности. Рабочее и деловое население столицы — ремесленники, торговцы, служащие — не могло жить за городом: не было транспорт, а с наступлением темноты езда по улицам запрещалась. Только знатные и богатые, и лишь те незанятые на государственной службе или в своих торговых и промышленных предприятиях, могли позволить себе роскошь жить на окраинах города; остальное население стремилось селиться в центре или возле него. Однако огромные площади, годные для застройки, как раз в центре города отбирали императорские дворцы, форумы, термы, цирки и театры.
В Риме от этих многоэтажных и многоквартирных домов сохранились только жалкие остатки. Однако все же общее впечатление от этих многоэтажных домов древности дает нам возможность понять, как уживались люди разных профессий и достатка в одном доме. Инсулы — это здания коллективного жилища. Именно от этого латинского слова insula, происходит современное итальянское слово isolato, обозначающее целый «изолированный» квартал. Слово инсула имело ряд значений прежде, чем стало означать «жилой дом». Первым значением было «остров» (среди воды), затем инсулой называли «участок земли, ограниченный улицами». Впоследствии, по аналогии со словом «участок земли», слово инсула приобрело более точное значение «земельная собственность с коллективными жилищами». По этому можно судить о ее размерах. Если же судить по числу обитателей, то это целый небольшой городок, расположенный по вертикали. Инсулы — некие небоскребы античности.
Многоэтажные дома Древнего Рима характеризовались однообразностью: в среднем четыре-пять, но иногда и больше этажей, прямоугольные формы с равномерно расположенными окнами до самого верха. Здание кирпичное, но иногда, в инсулах с более дорогими квартирами, оно покрыто защитной штукатуркой светлого цвета, которое при освещение солнцем создавало иллюзию простора. Также вдоль основания здания могла быть очерчена полоса густого «помпейского» красного цвета, до высоты примерно полутора метров, которая служила одновременно эстетическим и практическим целям и нанесена не столько для украшения, сколько для маскировки брызг грязи и пятен. Были и другие декоративные элементы: над каждым окном из-под штукатурки выступала полоска кирпичей, выложенная в форме небольшой арки. В редких случаях вдоль всего второго этажа инсулы надстраивался балкон, соединяя отдельные квартиры. Его название maenianum.
По основным своим чертам инсулы и по плану, и по своей величине были очень разнообразны и предназначались для жильцов отличного общественного положения и состояния. Существовали дома, выстроенные с расчетом на богатых съемщиков. Таковы, например Дом с Триклиниями, большой открытый двор которого (12.10Ч7.15 м), окруженный портиком, напоминает перистиль; Дом Муз с квартирой в двенадцать комнат в первом этаже, с фресками и мозаиками, которые выполнены первоклассными мастерами; Дом Диоскуров, одна из самых больших и красивых Остийских инсул, единственная из доселе раскопанных, в которой есть своя баня. Такие инсулы строились в тихом и удаленном от делового шума и торговой суетни, иногда вокруг разбивался сад. В них не было лавок или мастерских, а этажей всего три или четыре, в каждом из которых находилось по две квартиры, обращенных в противоположные стороны и распланированных совершенно одинаково: в каждой по две больших комнаты, в противоположных концах квартиры — по три меньших, и длинный, довольно просторный коридор. Площадь всей квартиры около 200. В менее скромных инсулах квартиры занимали площадь 160 и меньше, и имели только по три-четыре комнаты.
В типичных и самых распространенных инсулах для среднего класса: ремесленников и торговцев, условия были совсем другого типа. Первый этаж был занят лавочками и магазинами, между ними — незаметные входы в сами инсулы с лестничными пролетами, которые вели на верхние этажи. Римляне называют свои квартиры «ценакулы» (cenacula), в планировке они очень схожи с нашими. Современные квартиры в действительности являются продолжением и развитием римских ценакул.
Первое помещение — парадное. Квартира небольшая: гостиная, «таблиний» (tablinum), обеденный зал, «триклиний» (triclinium), несколько спален. Интересно, что в отличии шикарных, но темных домусов, инсулы наполнены светом. Причина простая: все помещения располагаются вдоль фасада здания, в котором прорезаны большие окна. Стекло, дорогостоящий и ценный материал, доступен лишь для зажиточных граждан Рима. Именно они располагаются на первых этажах, «бельэтажах». Обстановка скудная: пара стульев, сундуки, складные табуреты и столы различной формы. Как и в особняках богачей, квартиры нижних этажей покрыты многоцветной росписью, а полы выложены изящной черно-белой или цветной мозаикой. Цвет покрытия зависел от состояния семьи. Цветная мозаика с изображениями животных или человеческих фигур требует высокого уровня мастерства, что было не дешевым удовольствием. А черно-белая мозаика может быть выполнена обычными декораторами, гораздо более доступными по цене.
Обогревались теме же жаровнями с раскаленными угольями, так как ни камина, ни тем более батареи отопления еще не существовало. Иногда, единственное средство для обогрева помещений было оснащено колесиками, что легко позволяло перемещать жаровни в нужное место. Зачастую, исключая некоторые случаи, в квартирах не было кухни. Еда же готовилась на жаровнях, которая устанавливалась в любом месте. Такой метод способствовал лишь распространению дыма и гари.
Чем выше, и чем ненадежней конструкция, тем менее состоятельные люди там жили. Опасность проживания на последних этажах была и в пожарах, которые становились настоящей трагедией для Рима. Ювенал пишет: «Горит уже четвертый этаж, а ты все еще в неведении. Везде на нижних этажах царит переполох, последним сгорит заживо тот несчастный, что защищен от дождя лишь черепицей, куда влюбленные голубки прилетают откладывать яйца». Д. Ю. Ювенал Сатири // Давня римська поезія в українських перекладах і переспівах: пер. М. Зерова, В. Волощука. -Л.: Світ, 2000. — С. 256−270.
Дорогое и ненадежное жилье создавало невозможные условия для бедных людей: в маленьких квартирках приходилось ютиться одновременно нескольким семьям, разделяя пространство перегородками. Жилье в Риме стоит в четыре раза дороже, чем в остальной Италии. А бессовестные спекулянты и администраторы, которым владельцы предоставляли в аренду верхние этажи, нарушая все допустимые нормы, достраивают верхние этажи.
Дороговизна жилья объясняется большим спросом, но значительную роль играет все же спекуляция. Домохозяин, наняв главного арендатора, которому доверено следить за жильцами инсул, берет доход лишь с нижних квартир, а плату за другие предоставляет своему помощнику. В свою очередь администратор поддерживает вид дома и следит за его содержанием, ищет жильцов, разнимает споры и выслушивает жалобы, и наконец — взымает арендную плату. Зачастую завышенная цена порождает субаренды, т. е жильцы начинают сдавать в аренду свободные участки своей квартиры. В такой схеме, элементом, который действительно страдал от всей этой деловой и часто совершенно бессовестной возни, были жильцы. Хозяин, надумавший продать или использовать инсулу в своих целях, мог выселить проживающих людей, обеспечив их новыми расходами и хлопотами. Вещи жильца, въехавшего в квартиру, «ввезенное и внесенное», считались отданными хозяину в залог, которые в случае неуплаты он имел право изымать. Иногда арендаторы «блокировали» должника: если в его квартиру вела отдельная лестница, деревянные ступеньки ее вынимались, и жилец оказывался отрезанным от внешнего мира — это называлось percludere inquilinum. «Блокада» снималась, когда заключенный раздобывал деньги в уплату своего квартирного долга.
Несомненно, самые ужасные условия были на последних этажах инсулы: грязь и затхлость, полумрак и сквозняки. Окна не застеклены: вместо этого используется полупрозрачная кожа, полотно или деревянные ставни, в итоге — помещение быстро пропитывается разными запахами.
В основном в таких условиях обитают «мускулы» Рима, те, кто каждый день заботится о функционировании города: слуги, работники, каменщики, носильщики и поставщики товаров в лавки и на рынки. Они живут в режиме строгой экономии вместе со своими семьями. Среди жильцов также учителя и мелкие ремесленники. Чуть ниже живут более состоятельные римляне — чиновники городской администрации или служащие частных корпораций. На первом жилом этаже обитают только состоятельные римляне: богачи, предприниматели, разбогатевшие торговцы, застройщики, члены муниципального правительства или те, кто работает в тесном контакте с императорской или сенаторской властью. Иногда на первых этажах живут и лавочники: в тесных антресолях над магазинчиками и мастерскими.
Вода на верхние этажи не доходит, максимум водопровод подведен к первому или второму этажу, а после использования (в саду, ваннах, для приготовления пищи и так далее) вода поступает в сливные системы латрин. Как следствие — шокирующая современных людей близость кухни и уборной, которые часто расположены в одном помещении. Отсутствие воды объясняет еще одну характерную черту верхних этажей римских инсул: грязь. Носить воду из уличного или даже дворового фонтана вверх по лестнице было физически тяжело. Это привело к тому, что полы и стены верхних этажей за годы, порой за десятилетия, буквально зарастали грязью. И все же вода во многих случаях доставляется и на верхние этажи, силами рабов. Мы читаем об этом в одной комедии Плавта: «Хозяин проверяет, выполнили ли рабы свою ежедневную обязанность — наполнить водой восемь больших терракотовых сосудов. Воду держат в доме по предписанию закона: после пожара в Риме при Нероне всех обязали иметь запасы воды, чтобы можно было быстро затушить занявшееся пламя» Добролюбов Н. А. О Плавте и его значении для изучения римской жизни //Собрание сочинений: в 9 т. / под общ. ред. В. И. Бурсова. — Т. 1. — М.-Л.:Гослитиздат, 1961. — С. 310−348. В инсулах есть и водоносы (aquarii). Теоретически они могли бы доставить воду любому жильцу, но на деле их услугами пользуются только богатые или обеспеченные средним достатком семейства. Социальный статус водоносов чрезвычайно низок, они считаются «последними среди рабов». Действительно, их труд очень тяжел. Вместе с привратниками (ostiarii) и дворниками (scoparii) их считают настолько неотъемлемой частью инфраструктуры многоэтажных жилых домов в Риме, что продают вместе со зданием в случай смены владельца.
Глава 2. Семейный уклад
2.1 Семья и ее значение для римляна Не было ничего священнее, что охранялось бы более надежно всеми религиозными инстинктами, чем дом каждого отдельного римлянина. Уже в древнейшие времена семья была в Риме прочной и сплоченной ячейкой общества, в которой безраздельно властвовал отец семейства — pater familias. Понятие семьи («фамилии») в римских правовых памятниках было иным, чем сегодня: в состав ее входили не только отец, мать, незамужние дочери, но и замужние, не переданные формально под власть мужа, наконец, сыновья, их жены и дети. Фамилия включала в себя и рабов и все домашнее имущество. В состав семьи, под власть отца попадали или путем рождения от законного брака и ритуального «принятия» ребенка в семью, или путем особого юридического акта, называвшегося adoptio (усыновление), причем усыновленный сохранял независимость в том, что касалось его правового статуса, или же, наконец, путем акта arrogatio — особая форма усыновления, при которой новый член семьи полностью переходил под власть отца семейства. Власть отца распространялась на всех членов фамилии. Согласно Дионисию Галикарнасскому, «отеческая власть» была учреждена легендарным римским царем Ромулом и давала главе семейства не только право жизни и смерти в отношении ребенка, но и право держать его в оковах на сельскохозяйственных работах. Кроме того, он имел право продать сына в рабство. Однако, по законам Двенадцати таблиц Законы двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum; 451—450 год до н. э.) — кодификация государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме., его можно было продать только трижды. Если после этого сын получал свободу, он освобождался от власти отца. Существовал еще один путь выхода из-под власти отца — эмансипация — правовой акт, посредством которого отец освобождал кого-либо из детей от родительской власти. К эмансипации мог прибегнуть и сам глава семейства в качестве формы наказания за совершенный проступок или стремясь избежать дробления наследства.
Дочери, выходя замуж, освобождались от власти отца и поступали под власть тестя. Брак обычно совершался по предварительной договоренности отцов семейств. Будущего мужа выбирал для дочери отец. Часто обручение совершалось еще в детском возрасте. Юноша мог вступить в брак по достижении четырнадцати лет, для девушки брачный возраст был установлен в двенадцать лет. На практике девушка выходила замуж между 13 и 18 годами. Юноша женился еще позже, так как проходил обучение и военную службу. Торжественные обряды совершались, если девушка выходила замуж впервые. В случае второго брака просто заключался брачный договор.
Римляне женились, выходили замуж и вступали в повторные браки по прихоти своих отцов до дней правления Марка Аврелия к концу II века н. э., когда были введены ограничения на право отца расторгать брак своих детей. Отцы не лишались этого права полностью, поскольку они могли все еще расторгнуть брак, если смогут доказать, что имеют на то «вескую причину», а найти такой предлог всегда было легко. Сын, однако, мог сам расторгнуть свой брак, хотя его жена не могла этого сделать. Отец мужа при жизни имел неограниченную власть также и над всеми своими внуками, поэтому у родителей не было никаких юридических прав на своих собственных детей до самой смерти деда. Однако со временем диспатия отца уменьшается, а роль других членов семьи возрастает. Выбором жениха или невесты стали руководить чувства. И часто молодые люди жили вместе, но не женились (в зависимости от социального и финансового положения практиковались различные формы союза, от формальных до простого сожительства).
К сожалению, не сохранилось ни одной картины или описания того времени римского семейства у себя дома, ни одного романа, письма или пьесы, передающих живое ощущение личных отношений в обычном семейном кругу. Существуют немногочисленные описания пышных обедов и случайные вставки семейных сцен в письмах Цицерона, у которого было двое детей, и Плиния Младшего, который был бездетным знатным вельможей. Отсюда и из других неполных источников исследователи составляют картину римской жизни, зачастую противоречивую. Складывается впечатление, что римляне были серьезным народом, обладающим чувством собственного достоинства, заслуживающим скорее уважения, чем привязанности, что подтверждается некоторыми греками, чей живой, сочувственный, любвеобильный характер и чья любовь к красоте и преклонение перед культурным превосходством составляли заметный контраст суровым, прозаичным римлянам. Полибий в середине II века до н. э. говорил, что в Риме никто никогда никому ничего не дает. Почти через триста лет другой грек, наставник будущего императора Марка Аврелия, сказал, что нет такого латинского слова, которое могло бы выразить заботливую, нежную любовь родителей к детям, которая передается греческим словом «philostrogos». Он говорил, что в Риме вы никогда не встретите человека, которого можно назвать таким словом, и что он не верит, что такого рода привязанность существует в Риме. Мне кажется, что в греческие философы преувеличивали. Верность мужа жене, их привязанность к детям, рабам и домашним животным описываются на многих страницах римской литературы и запечатлены на многих могильных камнях и памятниках, сохранившихся до наших дней. Лукреций писал:
После того как жена, сочетавшись с мужем, единым Стала хозяйством с ним жить, и законы супружества стали Ведомы им, и они свое увидали потомство, Начал тогда человеческий род впервые смягчаться.1 Лукреций О природе вещей: Т. 2. Римская литература/ Н. Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева//Хрестоматия по античной литературе: в 2 т.; пер. Ф. А. Петровского. — М.: Просвещение, 1965.
Сам Цицерон, чья забота и любовь к своим двум детям должна поразить любого, прочитавшего его письма, заявлял в своем трактате «Об обязанностях», что фундаментом общества являются семейные узы сначала между мужем и женой, а затем между родителями и детьми. Он полагал, что «природа силой разума сближает человека с человеком… и прежде всего внушает ему, так сказать, особенную любовь к потомству…» Марк Туллий Цицерон О старости. О дружбе. Об обязанностях: пер с лат. и комментарии В. О. Горенштейна. — М.: Наука, 1993. Конечно, Цицерон не был жестоким и корыстным отцом для своих сына и дочери. Наоборот, он понял, правда, когда уже было слишком поздно, что был чересчур занят собственной карьерой и общественными делами, чтобы уделять им все то внимание, в котором они нуждались, и, по-видимому, испортил их чрезмерной снисходительностью. В обычных семьях, вероятно, все обстояло по-другому. Случайные изображения римских детей обычно представляют их в школе или помогающими своим родителям в ежедневных заботах по дому, в поле и со скотом. Такова и живая картинка, запечатленная Вергилием, изображающая мальчика, очень рано влюбившегося в маленькую соседскую девочку, которую он видел рано по утрам собирающей яблоки в саду со своей матерью. Несмотря на то, что подобные свидетельства обрывочны, они указывают на то, что в римской семейной жизни было много того, что могло бы показаться нам абсолютно нормальным сегодня.
Несомненно, авторитет отца семейства, его власть над супругой и детьми были долгое время непререкаемы. Он был суровым судьей всех проступков, совершенных домочадцами и считался главой семейного суда. Он имел право лишить сына жизни или продать в рабство, хотя на практике это было исключительным явлением. И несмотря на все это, даже в период когда отношения между членами семьи становятся более открытыми, семья и воспитание на протяжении всей истории Рима оставалось за цель и главную суть жизни гражданина.
2.2 Права и место женщины в римском обществе Начиная со II века до н.э., после военных завоеваний на греческом Востоке в Рим приходят греческие обычаи, а общественная мораль принимает новые. С этих пор женщина обретает большую степень независимости. Женщины I века н.э. пользуются такой степенью автономии и свободы, которая вновь будет достигнута лишь начиная с семидесятых годов XX века. Они становятся экономически независимыми, а главное, облегчается развод.
В течение столетий закон признавал за женщиной чисто теоретическое право наследовать имущество, собственность и денежные средства. В действительности всем этим распоряжались мужчины (отцы, братья, мужья). В ходе знаменитых гражданских войн I века до нашей эры ситуация поменялась: сенаторы, понимая, что в конфликтах погибло значительное число мужчин из высших сословий, а следовательно это могло повлечь усиление влияния людей стремящихся к власти людей, к примеру, таких диктаторов как Сулла или Цезарь, дали возможность женщинам наследовать имущество. Отошли в прошлое и традиционные брачные отношения, в которых женщина полностью ставилась под власть мужа; на смену им пришел тип союза, в котором женщина находилась под властью (финансовой) отца, а не мужа. В таком случае по смерти отца женщина автоматически наследовала землю и деньги, приобретая влияние и финансовую независимость. Практика развода тоже изменилась, получить его стало проще: чтобы расторгнуть брак, достаточно было, чтобы мужчина или женщина в присутствии свидетелей заявили о своем нежелании продолжать состоять в нем.
Следствием всего этого стало усиление позиций женщины. Ведь в случае развода женщина, законная собственница денег и имущества, могла оставить мужчину и сохранять финансовую независимость.
Разумеется, эти законы имели значение больше для элиты римского общества, нежели для простого народа. Следовательно, в римском законодательстве в области брака и наследования не наблюдалось «всеобщего равенства»: преимущество отдавалось свободным и состоятельным гражданам в ущерб всем остальным (рабам, отпущенникам, иностранцам и прочим).
В течение трех с половиной столетий с середины I века до н.э. по конец III века н.э. изменилось множество других вещей в отношениях между мужчиной и женщиной. Но главное, что в результате женщины были поставлены в независимое положение, которого им так не хватает сегодня во многих цивилизованных странах. Они могли управлять собственным хозяйством и своим образом жизни.
Глава 3. Современность через призму Древнего Рима Рассмотрение исторического быта и повседневности античной эпохи дает нам возможность попытаться понять мышление древних римлян и их самих. Без этого знания невозможно использовать повседневно-бытовой материал для исследования более общих исторических закономерностей. Анализируя бытовую повседневность древних римлян, в особенности их частную жизнь, я попыталась определить, насколько наше сознание отличается от античного.
Как и две тысячи лет назад, так и сейчас, каждый человек имеет место в структуре нашего общества, пример тому наши семьи — его ячейки. Древний Рим похож на современный развитый город, причем намного больше, чем кажется на первый взгляд. Полтора миллионов жителей сталкивались с теми же проблемами, что и мы. Быт и ценности античной эпохи канули в лепту, однако схожесть нашей жизни с простым римляном в бытовых и повседневных вопросах отрицать нельзя.
Древнеримское общество работало как заведенные часы: каждый знал свое место, функцию и назначение. Рим просыпался, трудился, на благо своего государства и своей семьи, отдыхал — в точности, как и человек двадцать первого века. Спустя две тысячи лет мы все также живем по распорядку и следуем определенным правилам. Однако зачастую наше общество неправильно расставляет приоритеты: работа или увлечения становится важнее семьи и традиций. В Древнем Риме была не допустима такая роскошь. Семья составляла суть жизни гражданина — наличие собственного дома и детей, при этом семейные отношения не подчинялись закону, а регулировались по традиции. В наше время, во многих семьях, это считается пережитками общества. Но при этом, на протяжении нескольких веков, в римском обществе деспотия и непоколебимая власть отца воспринималось как должное, как необходимое явление. Мне кажется, что понятие нравственности в том значении, в котором оно является сейчас общепринятым, было непонятно и необязательным для древности. Разделение общества на бедных и богатых, принятие благ как должных, бракосочетательные союзы ради выгоды, и долгий патриархат говорит об отсутствии тех личностных ценностей, которые имеются в нашем современном обществе. И именно падение нравственности сыграло не последнюю роль в распаде великой империи.
Сравнивания отношения человека к своему дому сейчас и тогда, можно найти как сходства, так и различия. Современное общество, владеющее многими благами, в сравнении с античностью, следует тем же законам бытия: не довольствоваться малым, а стремиться к большему. Имущество — это один из показателей нашего положения в социуме, именно поэтому мы относимся к своим вещам с таким трепетом. В античных культурах, человек и его имущество — дом, — не имели особой связи. Да, у римляна могло быть имущество, которым он дорожил и старался обставить и украсить, но, скорее не для себя и личного удовлетворения, а для демонстрации собственного социального статуса. В наше время существуют особые связи между людьми и вещами, человек осмысляет владение чем-либо как личное свойство, т. е. ассоциирует свой дом и его обстановку с собой. В большинстве случаев, мы привязываемся к вещам, обустраиваем наши дома в соответствии с нашими вкусами и понятием уюта, а не выставляем частную жизнь на показ.
Частная жизнь большинства древних римлян не могла обойтись без рабов — имущества как такового и орудия труда. Задаваясь вопросом, могла бы функционировать в наши дни римская система, основанная на рабстве, я считаю что ответ очевиден: нет. И даже не столько в силу законов и правил гражданского общества, сколько из практических соображений. В социальной системе, подобной нашей, рабство было бы невыгодно или даже контрпродуктивно. В эпоху, опирающуюся на гибкость и прибыль, ни один предприниматель не стал бы взваливать на обязанность содержания рабов. Рабство эффективно, только когда одновременно имеют место два обстоятельства: нечеловеческие условия жизни для рабов и богатство, и власть в руках их владельцев. Эти две характеристики встречаются в обществах прошлого, вплоть до недавнего времени или в современных обществах у представителей архаических культур, где имеет место крайняя нищета и обездоленность. Однако наше современное общество перешагнуло это уже безвозвратную черту. Унижение и насилие в отношении рабов — для римлян были обычными повседневными вещами. А в нашем обществе, конечно с иключениями, это кажется диким. Система нашого общества гибкая и сложно организованная, римская — жесткая и архаичная. В жизни они несовместимы: либо одна, либо другая.
Заключение
Историческое развитие общества показало, что новое находится в наиболее глубоком прошлом, стоящем у истоков современной цивилизации, поэтому в своей работе я обратилась к опыту Древнего Рима. Каждый человек живет в определенных условиях, окружен определенными вещами и подчинен определенным традициям и привычкам, которые все вместе не могут не воздействовать на то, какой именно этот человек. Античное общество по нашим современным меркам было жестоким и в некоторых примерах аморальным. Это характерно проявлялось в их поступках в повседневности и частной жизни.
Распорядок дня древнего римляна свидетельствует о той степени полной занятости ради выживания наравне с праздностью: общество было бинарным и менее обеспеченным людям приходилось крайне тяжело. Но несмотря на это, некий стандартный распорядок дня был всеобщим и более обязательным, чем в настоящее время.
Жилища Древнего Рима сходны с нашими современными: частные дома, у римлян — домусы и виллы и многоквартирные постройки — инсулы, прототип современных многоэтажных зданий. Социальное положение определяло уровень жизнь. Роскошные расписные особняки граничили с грязными маленькими комнатушками. И все это в одном Риме !
С развитием общества, менялись и ценности и приоритеты, однако некоторые вещи оставались неизменными — традиции. Так семья занимало испокон веков ведущую роль в жизни древнего римляна. И, несмотря на то, что со временем женщина обрела независимость от мужчины, разводы были повседневным делом, а бракосочетание — не обязательным, все равно семья значилась как высшая ценность.
Проанализировав и сравнив современное общество и античность, нельзя не сказать о существенной разнице в мировоззрении и расставлении приоритетов, в нравственности и личных качествах. Однако, несмотря на все это, нельзя не признать, древние римляне очень похожи на нас, современных людей: мы сходны в образах жизни, мы также стремимся к материальному благосостоянию, у нас те же проблемы и заботы.
Список использованных источников
Анджела А. Один день в Древнем Риме [Текст] / А. Анджела; пер с ит. М. Челинцевой, О. Уваровой. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. — 416 с.
Блаватский В. Д. Античная цивилизация [Текст] / В. Д. Блаватский [и др.]; отв. ред. В. Д. Блаватский; АН СССР. Ин-т археологии. — М.: Наука, 1973. — 270 с.
Быт и история в античности [Текст] / отв. ред. Г. С. Кнабе. — М.: Наука, 1988.—272 с.
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима [Текст] / Л. Винничук; пер. с польск. В. К. Ронина. — М.: Высш. шк., 1988 — 496 с.
Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян [Текст]: пер с франц. / П. Гиро. — СПб.: Алетейя, 1995. — 592 с.
Древний Рим. История. Быт. Культура [Текст]: из книг современных ученых / сост. Л. С. Ильинская. — М.: Моск. лицей, 1997. — 432 с.
Коптев А. В. Проблемы эволюции общественного строя и международных отношений в истории западноевропейской цивилизации [Текст] / А. В. Коптев // Античное гражданское общество: сборник статей под ред. Ю. К. Некрасова. — Вологда: Русь, 1997. — С. 11—30.
Коуєл Ф. Древний Рим. Быт, религия, культура [Текст] / Ф. Коуэл. М.: Центрполиграф, 2006. 254с.
Сергеенко М. Е. Жизнь древнего Рима [Текст] / М. Е. Сергеенко; науч. ред. А. В. Жервэ. — СПб.: Летний Сад, Нева, 2000. — 368 с.
Уколова В. И. Античность: история и культура. [Текст]: Т.1 / В. И. Уколова, А. И. Немировский, Л. С. Ильинская. — М.: Терра — книжный клуб, 1999. — 480 с.
Уколова В. И. Античность: история и культура. [Текст]: Т.2 / В. И. Уколова, А. И. Немировский, Л. С. Ильинская. — М.: Аспект-пресс, 1994 г. — 384с.
Утченко С. Л. Древний Рим. События, люди, идеи [Текст] / С. Л. Утченко. — М.: Наука, 1969. — 324 с.
Штаерман Е. М. Кризис античной культуры [Текст] / Е. М. Штаерман. — М.: «Наука», 1975. — 184 с.