Организационное планирование в таможенных органах
Перспективное планирование — наиболее сложный вид планировок, что требует научных знаний и большого опыта руководителей. Перспективное планирование связано с разработкой планов, срок действия которых превышает календарный год, т. е. включает долгосрочное и среднесрочное планирование. Отличительной чертой перспективного планирования также постановка в них сложных и больших целей и задач, для… Читать ещё >
Организационное планирование в таможенных органах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Планирование является одной из важнейших функций управления деятельностью таможенных органов. Степень эффективности деятельности таможенных органов определяется достижением установленных плановых значений контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов.
Потребность в планировании возникает тогда, когда достижение цели организации зависит от целого ряда факторов: 1. факторы, обусловленные спецификой организации, например концентрация капитала, уровень механизации и автоматизации управления фирмой, географическое расположение организации и т. п.; 2. факторы внешней среды, например характер государственного регулирования экономики, уровень и характер конкуренции; 3. критерии, обусловленные спецификой самого процесса планирования, например полнота, детализация, точность, ясность, эластичность и гибкость, экономичность и полезность планирования и т. п., по каждому из которых принимаются самостоятельные решения, требующие взаимоувязки. Именно в такой взаимоувязке порой перечащих друг другу подходов и состоит основной смысл планирования. Планирование способствует предотвращению ошибочных действий, снижению фактора неопределенности, установлению конкретных целей организации, а также ее процветание.
Планирование — это процесс, ориентированный на будущее, в ходе которого организация пытается определить ее состояние в настоящее время и определить направление будущей деятельности с целью улучшения ее функционирования. Это заблаговременное принятие решения о том, что, как и когда делать, и кто должен будет делать это.
В каждой организации ответственность за планирование возложена на руководителей высшего и среднего звена. Планирование осуществляется на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Осуществляя разработку планов руководством организации должно соотнести плановые показатели с возможностями и ресурсами необходимыми на их выполнение.
На более низких уровнях, внутри организации, руководители среднего звена планируют решение задач, помогающих достижению целей всей организации. Сюда относятся составление графика работ, прогнозирование требований материально-технического снабжения и т. д.
Цель данной работы состоит в изучении теоретических аспектов организационного планирования как фактор повышения эффективности функционирования таможенных органов.
Для достижения цели в работе определены следующие задачи:
ѕ изучить теоретические аспекты организационного планирования;
ѕ ознакомиться с особенностями применения планирования в таможенных органах;
ѕ рассмотреть проблемы организационного планирования в таможенных органах на современном этапе.
Объект исследования является организационное планирование в таможенных органах.
Предмет исследования в представленной работе — организационное планирование в таможенных органах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Понятия и роль планирования в деятельности организации
Планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Именно посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации [6, c.43].
Планирование — процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.
Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.
Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предприятия и предотвращение ошибочных действий, что способствует повышению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.
Основная цель планирования — интеграция всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов [1, c.76].
Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
К задачам организационного планирования как к процессу практической деятельности относятся:
ѕ формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;
ѕ обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период;
ѕ планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
ѕ определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
ѕ проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением Процесс организационного планирования состоит из следующих этапов:
1. Сбор, оценка и анализ информации, которая включает экономические, правовые, социальные и политические факторы; перспективы роста и конкуренции на существующих и потенциальных рынках; финансовые перспективы в основных секторах экономики; слабые и сильные стороны организации.
2. Формулирование основной цели деятельности организации и конкретных задач, которые охватывают общие направления продвижения на рынке, корпоративные финансовые результаты, методы управления организации.
3. Принятие решения и формулирование программы действий: установление конкретных количественных показателей — доходы, расходы, структура активных операций, и т. п.; конкретизация путей решения их достижения; перечень необходимых мероприятий; принятие решений относительно приобретения и использование ресурсов, расширение или изменения организационной структуры; кадровое обеспечение.
4. Документирование: письменное оформление планов в такой последовательности — стратегия, тактический план, бюджет, финансовый отчет.
5. Координирование и утверждение планов: общий обзор, переговоры, координация отдельных планов, утверждение плана.
6. Контроль за выполнением планов: анализ доходов, расходов, результатов и эффективности планов; проверка соблюдения сроков выполнения; в случае выявления значительных расхождений — анализ причин и разработку корректирующих мероприятий; обеспечение руководства информацией о ходе выполнения плана.
Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (региональное таможенное управление); тактическом (таможни, таможенные посты).
Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой и создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования планов.
Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, установлении необходимых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.
В процессе реализации данной функции субъектом управления создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений, в том числе утвержденных планов.
Функция управления «организация» в таможенных органах реализуется посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как постановка задач по выполнению решений и разработанных планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов.
Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития всей организации в целом.
1.2 Виды планирования и их характеристика
Планирование можно классифицировать по различным направлениям:
По продолжительности планового периода планы делятся на долгосрочные (от 5 лет и более), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и текущие (до 1 года).
Разновидностью текущих планов являются целевые планы, необходимые для проведения специальной операции или какого-либо конкретного мероприятия. Целевые планы разрабатываются в необходимых случаях для организации специальных операций, конкретного мероприятия или направления оперативно-служебной деятельности на сроки, обусловленные необходимостью достижения цели.
По масштабу и уровню (иерархии) управления планы бывают стратегические (Разрабатываются на высшем уровне), тактические (разрабатываются на среднем уровне), оперативные (разрабатываемые на низшем уровне).
Целью разработки и реализации стратегических (долгосрочных) планов является определение основных направлений развития организации. Далее разрабатываются более конкретные тактические (среднесрочные) и оперативные (годовые, квартальные) планы.
К стратегическому планированию относится разработка: а) долгосрочных комплексных целевых программ, предусматривающих решение проблем в сфере основных функций организации, совершенствования функционирования организации б) перспективных планов производственно-хозяйственной деятельности и планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Оперативное планирование включает разработку специальных планов деятельности организации, а также составление планов индивидуальной работы сотрудников организации.
По виду проблемы существуют три основных типа планов:
1. Планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. В рамках плана эти характеристики согласовываются и определенным образом ранжируются по тому или иному критерию, однако они никогда не связываются ни с конкретными способами достижения цели, ни с необходимыми для этого ресурсами. Планы-цели используются там, где очень велика неопределенность будущего.
2. Планы для повторяющихся действий (типичные), определяющие сроки, а также порядок их осуществления в стандартных ситуациях. В них обычно предусматриваются возможности, обеспечивающих маневр в случае возникновения типичных, стандартных ситуаций.
3. Планы для неповторяющихся действий, состоящие для решения специфических проблем, возникающих в процессе развития и функционирования организации.
По направленности и характеру решаемых задач планы делятся на перспективные и рабочие.
Перспективное планирование — наиболее сложный вид планировок, что требует научных знаний и большого опыта руководителей. Перспективное планирование связано с разработкой планов, срок действия которых превышает календарный год, т. е. включает долгосрочное и среднесрочное планирование. Отличительной чертой перспективного планирования также постановка в них сложных и больших целей и задач, для решения которых нужно не только значительное время, но и привлечения больших средств и сил. Мероприятия перспективного плана имеют, как правило, масштабный характер, является трудоемкими и долгосрочными и, соответственно, требуют для своего выполнения объединенных усилий многих органов и подразделений. Основания для перспективного планирования в таможенной службе:
ѕ Требования нормативных актов ФТС России;
ѕ Задача долгосрочных планов ФТС России по совершенствованию таможенного дела;
ѕ Проблемы регионального характера по таможенному делу.
Текущие и перспективные планы. Планирование должно включать текущие и перспективные вопросы деятельности таможенной службы. Таможенная служба при разработке текущих планов имеет учитывать будущие изменения экономического и социального характера, поскольку именно они обусловливают возникновение причин, которые оказывают положительное ибо негативное воздействие на состояние таможенного дела. Органы таможенной службы должны учитывать в своих планах требования государственных долгосрочных программ социального и экономического развития.
Рабочее планирование осуществляется в виде разработки календарных (месячных, квартальных, полугодовых, годовых), а также целевых и личных планов работы. Рабочее планирование охватывает все уровни управления и направления работы. С помощью рабочих планов последовательно и целенаправленно обеспечивается выполнение задач, предусматриваются перспективными планами.
Важным элементом системы планов таможенной службы является типовые планы. Возможность разработки стандартных (типовых) решений и соответствующих им планов повышает надежность системы таможенной службы. Планы расстановки сил и средств в различных чрезвычайных обстоятельствах, во время розыска и задержания контрабанды и т. д. предусмотренные действующими ведомственными нормативными актами. Ценность таких специальных планов обусловлена тем, что они дают возможность не только заранее, в спокойной обстановке разработать расчет и расстановку сил и средств, но и подготовить личный состав к выполнению этих планов путем проведения учебных занятий и тренировок. Кроме того, типовые решения требуют меньше времени на их принятие и реализацию, а время на подготовку решения потраченное заранее.
Комплексные планы. Специфика системы таможенной службы требует постоянного соединения отраслевых и территориальных задач осуществления таможенного дела, что обусловливает необходимость комплексного планирования этой работы в рамках региона (области, города, района).
В таможенной службе концепции разрабатываются постоянно, но большинство из них так и остаются проектами, что не соответствует важности и значению этого вида планов для развития.
контроль планирование дальневосточный таможенный
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
2.1 Формирование и реализация функций планирования
Формирование и реализация функций планирования в таможенных органах обеспечивается на основании Приказа ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации». Этот документ является основным при реализации планировании деятельности в таможенных органах.
Планирование деятельности таможенного органа включает в себя:
ѕ оценку оперативной обстановки в регионе деятельности, ее изменения и динамику;
ѕ оценку результатов ранее запланированных и проведенных мероприятий;
ѕ определение основных направлений и задач таможенного органа на планируемый период;
ѕ определение основных организационных, оперативных и иных мер, необходимых для решения основных задач, рациональное распределение и использование имеющихся сил и средств;
ѕ определение форм взаимодействия отдельных подразделений при выполнении планируемых мероприятий;
ѕ установление конкретных сроков исполнения мероприятий и лиц, ответственных за их выполнение.
Исходя из представленного документа при разработке плана одним из основных критериев, которое должно соблюдаться это, прежде всего соответствие целевой установки. Одна из основных целей, которая на сегодняшний день ставит перед собой ФТС России остается пополнение доходной части. В настоящее время более 50% бюджета страны пополняются силами таможенных органов РФ[1, c.20].
План должен быть реальным, равномерно распределенным по полугодиям, кварталам, предусматривать резерв времени для решения внеплановых вопросов.
Планы таможенных органов должны охватывать все структурные подразделения и содержать следующие разделы [5, c.32]:
ѕ организационные мероприятия;
ѕ мероприятия по обеспечению действенного таможенного контроля и исполнению доходной части Федерального бюджета;
ѕ правоохранительная деятельность;
ѕ кадровая работа и социальное обеспечение;
ѕ тыловое обеспечение.
Разработанный проект плана должен отвечать следующим основным требованиям:
1. Обоснованность и реальность плана — это учет анализа обстановки и конкретных задач, стоящих перед таможенным органом, его структурным подразделением, конкретным сотрудником, вытекающих из особенностей основных функций, а также требований нормативных и иных документов ФТС России.
2. Преемственность или непрерывность. План должен исходить из результатов выполнения предыдущего плана и иных ранее принятых решений.
3. Стабильность плана. Устойчивость намечаемых мероприятий достигается, прежде всего, правильным определением задач установленных ФТС РФ, включающих необходимость разработки многочисленных планов и выполнение уже запланированных мероприятий. Отмена или перенос планового мероприятия является исключительной мерой. Корректировка плана может осуществляться только при наличии серьезных изменений обстановки в регионе деятельности или прямых предписаний вышестоящих таможенных органов.
4. Конкретность плана. В плане должны содержаться четкие и ясные формулировки с определением точных сроков и конкретных ответственных лиц. Нельзя включать в план мероприятия, которые носят «дежурный» характер и выполнение которых известно заранее, а также механически переносить требования приказов и указаний вышестоящих таможенных органов. Руководители таможенных органов и структурных подразделений несут персональную ответственность за обеспечение действенного контроля и проверку фактического исполнения предусмотренных мероприятий.
Планирование представляет процесс взаимной увязки целей и задач деятельности таможни с имеющимися ресурсами, обеспечения единства и согласованности действий всех ее подразделений. Таможни и таможенные посты планируют свою деятельность поквартально.
В целом система планов деятельности таможенных органов РФ приведена на рис. 1.
Годовой план работы | Квартальный план работы | |
Федеральная таможенная служба | Таможня | |
Региональное таможенное управление | Таможенный пост | |
Рис. 1. Система планов деятельности таможенных органов Российской Федерации Составления годового плана работы Регионального таможенного управления также определён Приказом ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации» [1, c.55].
Работа Регионального таможенного управления строится в соответствии с планом работы на календарный год.
Проект плана разрабатывается на основе предложений, поступающих от таможен и структурных подразделений аппарата управления, с учетом сложившейся обстановки во внешнеэкономической деятельности региона, результатов анализа и прогнозирования работы таможенных органов РТУ, на основе разработанных методик.
Предложения таможен, подразделений аппарата управления, согласованные с курирующими заместителями начальника управления, до 1 декабря предшествующего года представляются в Организационно-инспекторскую службу РТУ для обобщения, анализа и внесения в проект плана работы РТУ.
После письменного согласования заместителями начальника управления доработанный с учетом внесенных поправок и замечаний проект плана, не позднее 20 декабря предшествующего года, представляется на утверждение начальнику управления.
Общий контроль за выполнением плана работы РТУ возлагается на Организационно-инспекторскую службу РТУ, который информирует начальника управления о ходе выполнения пунктов плана с представлением своих предложений по итогам работы за квартал, полугодие и в целом за истекший год.
Изменения в годовой план вносятся по итогам квартала начальниками таможен и руководителями подразделений аппаратов управления в виде мотивированных письменных предложений, которые направляются для рассмотрения и оценки с точки зрения целесообразности и обоснованности в Организационно-инспекционную службу РТУ. После изучения Организационно-инспекторская служба направляет материалы на утверждение начальнику РТУ.
В основу формирования годового и квартальных планов деятельности таможенных органов положен индикативный подход. Его суть состоит в установлении перечня параметров, характеризующих управляемый процесс, установлении их плановых значений, достижение которых составляет цель деятельности таможенных органов в планируемый период и установления мер обеспечивающих достижение цели.
Основу каждого из планов работы таможенных органов составляют плановые значения контрольных показателей эффективности деятельности соответствующего таможенного органа [2, c.41].
В настоящее время система показателей эффективности деятельности таможенных органов введена Приказом ФТС России «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России», на соответствующий год.
Совокупность введенных этим приказом показателей целесообразно классифицировать согласно видам деятельности, которые осуществляют таможенные органы, выделяя показатели:
ѕ фискальной деятельности;
ѕ правоохранительной деятельности;
ѕ деятельности по организации таможенного оформления и таможенного контроля.
Результаты деятельности таможенных органов характеризуется совокупностью данных показателей. При этом эффективность определяется степенью достижения плановых значений этих показателей и, следовательно, в существенной степени зависит от точности установления их плановых значений.
Точный расчет эффективности фискальной деятельности таможенных органов — достаточно сложная задача. Сложность эта заключается в расчетах и установлении объемов планируемой величины таможенных платежей, о чем свидетельствует табл. 1[3, c.55].
Таблица 1. Данные о формировании доходной части федерального бюджета Дальневосточным таможенным управлением по состоянию на 01.04.2015
Таможня | март | нарастающий итог сначала 2015 года | |||
план по импорту, млн. руб. | перечислено при импорте, млн. руб. | план январь-март, по импорту, млн. руб. | перечислено в январе-марте, при импорте, млн. руб. | ||
Биробиджанская | 60,74 | 66,10 | 164,78 | 211,90 | |
Благовещенская | 210,03 | 191,67 | 599,06 | 515,64 | |
Ванинская | 2,93 | 1,42 | 9,03 | 10,22 | |
Владивостокская | 5 899,11 | 6 549,74 | 15 850,50 | 18 566,00 | |
Камчатская | 46,21 | 70,67 | 133,91 | 204,84 | |
Магаданская | 8,50 | 73,63 | 150,60 | 173,13 | |
Находкинская | 3 647,07 | 2 579,59 | 8 384,07 | 8 767,66 | |
Сахалинская | 334,58 | 216,17 | 690,22 | 677,28 | |
Уссурийская | 605,52 | 715,04 | 1 500,89 | 1 748,02 | |
Хабаровская | 800,47 | 451,35 | 1 874,57 | 1 744,14 | |
Хасанская | 61,41 | 40,80 | 111,56 | 105,32 | |
ДВОТ | 0,00 | 0,00 | |||
ИТОГО по ДВТУ | 11 676,57 | 10 956,18 | 29 469,19 | 32 724,15 | |
Анализируя данные, представленные в таблице 1, можно сделать вывод, что в общем по ДВТУ план по формированию доходной части бюджета не выполнен, не смотря на то, что некоторые таможни, находящиеся в регионе деятельности ДВТУ перевыполнили свой план. Из них лидирующее место занимают Магаданская, Камчатская и Владивостокская таможни.
2.2 Анализ и контроль планирования
Контроль за выполнением плановых показателей в первую очередь направлен на выявление отклонений в качественных и количественных показателях. Целью контроля является обеспечение безусловной и своевременной реализации запланированных мероприятий.
Начальники таможен региона через своих заместителей, а руководители структурных подразделений аппарата управления лично организуют полную, точную и своевременную реализацию планов. Для этого соответствующие руководители определяют исполнителей, формулируют им задания, устанавливают сроки исполнения; проводят оперативные совещания; создают необходимые условия исполнителям и обеспечивают контроль за ходом выполнения плановых мероприятий; определяют время и порядок информирования об исполнении планов. Указанные руководители должны организовать и лично осуществлять регулярный контроль за исполнением планов.
Непосредственное осуществление общего контроля за выполнением мероприятий годового плана работы РТУ и ежемесячных планов основных мероприятий РТУ, а также своевременное внесение соответствующим образом оформленных необходимых изменений осуществляется Организационно-инспекторской службой [7, c.155].
Контроль за выполнением планов позволит:
ѕ обеспечение выполнение задач и мероприятий плана по всем показателям всеми подразделениями таможенных органов региона;
ѕ выявление неиспользованных резервов совершенствования служебной деятельности и организации труда личного состава подразделений;
ѕ недопущение диспропорций в развитии отдельных подразделений, расстановке сил и средств;
ѕ устранение ошибок, допущенных при выполнении плана;
ѕ совершенствование планирования и управленческой деятельности.
Проверка выполнения планов начинается с определения своевременности и правильности доведения заданий до конкретных исполнителей. От этого, в первую очередь, зависит успех выполнения всех запланированных мероприятий.
Выполнение плана проверяется путем изучения отчетных материалов, а также путем непосредственного ознакомления с работой на местах. Проверка выполнения мероприятий плана должна осуществляться комплексно, то есть по всем разделам плана. При проведении проверки необходимо обращать основное внимание на решение основных задач планируемого периода, а также выполнение основных функций, возложенных на него в соответствии с предназначением. Еще одним важным направлением, на которое необходимо обращать внимание, — это изучение, обобщение и распространение передового опыта работы, имеющиеся достижения в служебной деятельности таможенных органов и подразделений, отдельных руководителей и сотрудников.
Анализ выполнения планов работы РТУ за отчетный период направляется в Организационно-инспекторскую службу ФТС России для исполнения контрольных функций, решения проблемных вопросов, требующих решения на федеральном уровне, а также для обобщения и анализа деятельности РТУ.
Анализ и контроль планирования можно представить на примере Дальневосточного таможенного управления.
Приказом ДВТУ от 25.03.2013 № 140 определены структурные подразделения аппарата Управления и ДВОТ, ответственные за контроль выполнения контрольных показателей эффективности деятельности, обобщение результатов, подготовку отчетов о выполнении и оценку выполнения контрольных показателей эффективности деятельности таможенными органами региона. Указанные структурные подразделения ежемесячно осуществляют оценку текущего выполнения контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов региона и Управления в целом.
Обобщенная информация о текущем выполнении контрольных показателей эффективности деятельности ежемесячно формируется организационно-инспекторской службой и направляется руководству Управления, в структурные подразделения ДВТУ и в таможенные органы региона для принятия необходимого комплекса мер, направленных на выполнение установленных показателей.
В целях оценки результатов работы по выполнению контрольных показателей эффективности деятельности, распределения средств, выделенных из федерального бюджета на материальное стимулирование и ежеквартальную поощрительную выплату должностным лицам, в ДВТУ сформирована соответствующая комиссия (приказ ДВТУ от 24.04.2013 № 210 «О комиссии по оценке результатов выполнения контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов Дальневосточного таможенного управления») [4, c.25].
Ежеквартально на заседаниях комиссии утверждаются итоговые оценки выполнения контрольных показателей эффективности деятельности таможен региона. В ФТС России направляются предложения о дополнительном материальном стимулировании отдельных таможен региона по итогам работы за квартал.
В ходе проведения инспекторских проверок таможенных органов региона комиссиями Управления осуществляется контроль выполнения КПЭД, включая его организацию и координацию на уровне таможни, результаты которого учитываются при оценке эффективности управленческой деятельности [6, c.165].
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
Основная проблема планирования контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов в настоящее время состоит в реализации принципа достижимости. В последние годы в ряде периодических изданий публикуются работы практиков таможенных органов которые выделяют следующие проблемы в области организационного планирования. Это обусловлено ростом количества и разнообразия факторов, влияющих на точность определения контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов, также их априорной неопределенностью. Без учета этих особенностей установления плановых значений контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов реализация принципа достижимости не представляется возможной.
Структурные подразделения в соответствии со своими компетенциями участвуют в прогнозе плановых значений контрольных показателей эффективности деятельности для нижестоящих таможенных органов. В свою очередь, нижестоящие таможенные органы устанавливают прогнозные плановые значения для подчиненных таможенных органов, на основе имеющихся технических средств. В связи с этим, снижается точность установления плановых значений этих показателей, а также качество управления деятельностью таможенных органов.
Таким образом, на сегодняшний день, отсутствуют единые для структурных подразделений таможенных органов методики прогнозирования плановых значений контрольных показателей, а также отсутствует комплекс программных средств, необходимый для более точного установления их плановых значений [6, c.75].
В интересах планирования контрольных показателей деятельности конкретных систем необходимо учитывать их специфику. Отсутствие учета специфики конкретных организационных систем не позволяет получить достаточно адекватные плановые значения контрольных показателей. Это в полной мере относится и к планированию деятельности таможенных органов. Вместе с тем, без этого эффективное управление деятельностью таможенных органов не представляется возможным [9, c.55].
Таким образом, имеет место противоречие между требуемым и достигнутым уровнями развития необходимого для установления плановых значений контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Заключение
Управление в таможенных органах в современных условиях требует высокой компетентности и профессионализма всех специалистов, и прежде всего работников аппарата управления, от которых требуется высокая квалификация управленческого персонала, умение каждого руководителя таможенного органа подойти со всей ответственностью к вопросу планирования, умение нацелить подчиненных на неукоснительное выполнение поставленных в планах задач.
Результаты деятельности таможенных органов характеризуется совокупностью показателей отражающих их фискальную и правоохранительную деятельность, а также организацию таможенного оформления и таможенного контроля. В настоящее время эта совокупность представлена в форме контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов. При этом эффективность определяется степенью достижения плановых значений этих показателей и, следовательно, в существенной степени зависит от точности установления их плановых значений.
Качество планирования определяет степень эффективности их деятельности. В свою очередь, степень эффективности деятельности таможенных органов определяется достижением установленных плановых значений контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов. При этом если плановые значения контрольных показателей завышены, то они не достижимы и оценка эффективности деятельности таможенных органов оказывается не объективной. Если же они занижены, то снижается и эффективность деятельности таможенных органов.
Планирование в современных условиях осложняется неопределенностью внешней среды, поэтому от правильного и грамотного подхода к организации, разработки и реализации планов зависит выполнение основных функций таможенных органов.
Правильные решения позволяют совершенствовать систему планирования, выявлять и устранять имеющиеся недостатки в работе по планированию, приводят к единству и однообразию этот или иной элемент процесса управления, повышают роль и ответственность руководителей, особенно первых, за качество и выполнение планов.
Положительный результат будет достигнут при условии, что руководители, ответственные за планирование, сумеют комплексно подойти к решению этой проблемы, в том числе на практике внедрить разработанные рекомендации. Этому же будет способствовать и эффективный контроль за этим видом управленческой деятельности со стороны вышестоящих органов управления.
Список использованных источников
1. Приказ ДВТУ от 24.04.2013 № 210 «О комиссии по оценке результатов выполнения контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов Дальневосточного таможенного управления».
2. Приказ ФТС от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации».
3. Отчеты деятельности ДВТУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dvtu.customs.ru
4. Проблемы планирования и управления / под ред. А. С Новоселов. — Новосибирск: Издательство СО РАН, 2012 — 392с.
5. Демченко А. А Организационное планирование в таможенных органах РФ: учебно? методическое пособие / А. А Демченко. — М: РИО РТА, 2010. — 60с.
6. Лемешева Ж. С. Совершенствование научно-методического аппарата
планирования контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов РФ // инициативы 21 века № 1. — 2014. — с.13−15.
7. Макрусев В. В. Таможенный менеджмент: учебное пособие / В. В. Макрусев, В. Ю. Дианова. — M.: Изд-во Российской таможенной академии, 20 012. — 278 с.
8. Мескон, М. Основы менеджмента: пер. с англ / М. Мескон, М Альберт, Ф Хедоури. — 3-е изд. — М: Вильямс, 2013. 672с.
9. Коротков Э. М Менеджмент: учебник для бакалавров. — 2-е изд. Испр. И доп. — М: Юрайт, 2013. — 640с.
10. Бондарева А. Н Общий и таможенный менеджмент: учеб. пособие /А.Н Бондарева, И. Н Зубченко. — СПб: Троицкий мост, 2013. — 416с.
.ur