Квалификация таможенных преступлений
Вторым элементом состава административного правонарушения является группа юридических признаков, характеризующих объективную сторону правонарушения, под которой понимается конкретная разновидность противоправного деяния (действий или бездействия), наносящего вред или ущерб правам граждан или общегосударственным (публично-правовым) интересам, охраняемым законодательством об административных… Читать ещё >
Квалификация таможенных преступлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Понятие и состав административного правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)
2. Классификация административных правонарушений в области таможенного дела.
3. Характеристика отдельных административных правонарушений в области таможенного дела
4. Понятие и виды административных взысканий за нарушения таможенных правил Заключение Список использованной литературы:
Нормативно-правовые источники:
Учебники, монографии, брошюры:
Электронные ресурсы:
Актуальность темы
данной работы обусловлена необходимостью совершенствования отраслевого административного законодательства по вопросам административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела и решения связанных с ними проблем правовой квалификации нарушений таможенных правил, возникающих в практической деятельности таможенных органов в процессе привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности.
Одним из самых важных элементов, без которого в настоящее время не может существовать ни одно государство, является Таможенная система, которая также играет важнейшую роль в деле обеспечения экономических интересов Российской Федерации. В соответствии со ст. 3 ФЗ № 311 «О таможенном регулировании в РФ», общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.1 Что касается непосредственной реализации задач в области таможенного дела, то ее обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (т.е. Федеральная таможенная служба РФ (ФТС)).
Участвуя в государственном регулировании внешнеторговой деятельности и осуществляя фискальную, правоохранительную и иные функции, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет, защищает отечественного производителя от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции и тем самым способствует подъему экономики страны и повышению благосостояния населения. Ввиду этих данных и иных причин, необходимо жесткое регулирование данной сферы.
В настоящее время Кодекс об Административных Правонарушениях (КоАП РФ) регулирует административные правонарушения в области таможенного дела, а именно глава 16 данного кодекса, именуемая соответственно «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)».
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при административно наказуемом совершении нарушений в области таможенной деятельности, а именно правоотношения, затрагивающие непосредственно нарушение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную территорию РФ, а также таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств.
Предмет исследования составляют нормы действующего законодательства Российской Федерации, регулирующие особенности административно-правовой квалификации нарушения таможенных правил, и правоприменительная практика в данной области.
Основной целью моего реферата является изучение классификации и видов административных правонарушений в области таможенного дела.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
— изучить понятия: нарушение таможенных правил и административная ответственность за их нарушение;
— раскрыть основные виды административных правонарушений в области таможенного дела;
— определить соответствующие виды взыскания за административные правонарушения;
1. Понятие и состав административного правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)
Квалификация преступления и административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения — объективных и субъективных элементов, позволяющих установить наличие признаков противоправного деяния или их отсутствие. В последнем случае в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
«Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность предусмотренных законом (КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов федерации об административных правонарушениях) объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение».
Несмотря на то, что признаки, образующие состав административного правонарушения, представляют собой неделимое целое, при теоретическом анализе они группируются по элементам состава. «Под элементом состава административного правонарушения понимается однородная группа юридических признаков, характеризующих правонарушение с какой-то одной стороны». Всего в структуру состава административного правонарушения входят следующие четыре элемента:
1) объект правонарушения;
2) объективная сторона правонарушения;
3) субъект правонарушения;
4) субъективная сторона правонарушения.
Объект правонарушения — это общественные отношения, на которые посягает деяние. Объект административного проступка — необходимый элемент состава каждого проступка. В науке административной юрисдикции принято различать общий, родовой (специальный) и видовой (непосредственный) объект.
Общий объект — совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемые мерами административной ответственности.
Под родовым (специальным) объектом понимается определенный круг односторонних общественных отношений, охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта; (т.е. определенная глава в КоАП) Видовой (непосредственный) объект — это конкретное охраняемое мерами административной ответственности общественное отношение, на которое посягает одно или несколько сходных правонарушений, образующих узкую группу в рамках одной главы Особенной части КоАП РФ или определенной статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях. Например, все виды нарушений санитарно-эпидемиологических требований (ст. 6.3—6.7 КоАП) своим непосредственным объектом имеют здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Вторым элементом состава административного правонарушения является группа юридических признаков, характеризующих объективную сторону правонарушения, под которой понимается конкретная разновидность противоправного деяния (действий или бездействия), наносящего вред или ущерб правам граждан или общегосударственным (публично-правовым) интересам, охраняемым законодательством об административных правонарушениях (признаки объективной стороны проступка обычно указываются в диспозиции правовой нормы). Причем деяние является как бы ядром всей совокупности признаков объективной стороны, которое объединяет все остальные признаки в одну систему: и место его совершения, и время, и способ.
По своей конструкции с точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений подразделяются на:
материальные — выражающиеся в таком формулировании диспозиции правовой нормы административного правонарушения, когда указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними;
формальные — когда наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия.
Предмет административного правонарушения — элемент, охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности, материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению;
Отличие предмета от объекта административного правонарушения:
— объект есть в любом правонарушении, а предмета может и не быть; (например, нарушение зоны таможенного контроля);
— предмет является факультативным элементом объекта;
— объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает; (например, при хищении);
Субъектом административного правонарушения является лицо, способное нести ответственность за совершенное им противоправное действие или бездействие, посягающее на охраняемые таможенным законодательством объекты. Как следует из главы 2 КоАП России, субъектами административного правонарушения могут быть физические лица, должностные и юридические лица, при этом, в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, отнесены к категории должностных лиц.
Анализируя нормы главы 16 КоАП РФ (данная глава содержит 23 статьи, большинство из которых содержит несколько самостоятельных составов правонарушений) и опираясь на структуру таможенного законодательства Таможенного союза и положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, где сформулировано понятие административного правонарушения, которое раскрывалось мной выше, нарушение таможенных правил можно определить как противоправное, виновное действие или бездействие (деяние) физического или юридического лица, посягающее на установленные Таможенным кодексом Таможенного союза и иными актами законодательств государств — членов Таможенного союза, порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза, порядок их таможенного оформления и применения иных таможенных процедур, порядок таможенного контроля, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность В правовой литературе под виной понимается мотивированная психическая позиция физического лица, обладающего свободой выбора между правомерным и неправомерным вариантами поведения. Исходя из данной концепции, признаком виновности могут обладать лишь деяния, совершенные физическими лицами. Виновность — важнейший признак административного правонарушения. Признать лицо виновным — означает установление того, что административное правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности. В ст. 2.2 КоАП РФ указаны именно эти две формы вины. В отношении же юридических лиц (а также индивидуальных предпринимателей, приравненных ТК РФ к юридическим лицам), совершивших НТП, в соответствии с ТК РФ доказывать наличие вины не требовалось; было достаточно самого факта совершения правонарушения.
КоАП введен институт вины юридического лица. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, разработчиками КоАП РФ создана совершенно новая концепция вины, что, не смотря на ее расхождение с устоявшейся точкой зрения (вина юридического лица не является его психической позицией), позволило привести понятие административного правонарушения в соответствие с положениями теории права о составе правонарушения и исключить возможность привлечения на основании закона лиц за совершение противоправных деяний.
Вина является субъективной стороной административного правонарушения и существует в форме умысла (лицо осознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его общественно-опасные последствия и желало наступления этих последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично) или неосторожности (лицо предвидело возможность наступления общественно-опасных последствий, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).
Включение в понятие административного правонарушения признака виновности исключило возможность привлечения к административной ответственности неустановленных лиц, что ранее достаточно широко применялось в практике таможенных органов РФ.
Основными объектами административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) являются: порядок перемещения (включая применение таможенных процедур), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными пошлинами, налогами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими.
2. Классификация административных правонарушений в области таможенного дела административный взыскание правонарушение таможенный Классификация нарушений таможенных правил в соответствии с теми или иными признаками имеет важное значение для совершенствования правоприменительной деятельности таможенных органов, поскольку позволяет, с одной стороны, выявить некие качественные особенности каждого конкретного состава таможенного правонарушения и в то же время, с другой стороны, избежать односторонности его интерпретации.
Наиболее общей классификацией нарушений таможенных правил является их классификация по степени общественной опасности. В соответствии с этим критерием все виды составов нарушений таможенных правил можно условно разделить на незначительные нарушения, не представляющие большой общественной опасности для экономических интересов России, и на грубые нарушения, совершение которых наносит реальный ущерб экономическим интересам и безопасности нашей страны.
К первой группе относятся такие нарушения таможенных правил, как, например, нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП РФ), несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита (ст. 16.10 КоАП РФ), непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности (ст. 16.15 КоАП РФ) и другие незначительные нарушения, совершение которых происходит в основном, как следствие залатного исполнения участниками таможенно-правовых отношений своих обязанностей в сфере таможенного дела.
Ко второй группе следует отнести нарушения, совершение которых несет реальный ущерб экономическим интересам России, нравственности и здоровью ее населения и которые, как правило, направлены на получение той или иной выгоды для лиц, их совершающих. Сюда относятся прежде всего, нарушения таможенных правил так называемой «контрабандной группы» И. В. Тимошенко — «Таможенное право: высшее образование» — Р-на-Д.: «Феникс) 2008. С. 426. — незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу (ст. 16.1 КоАП РФ) и недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.2 КоАП РФ) иные грубые нарушения.
Можно проводить классификацию нарушений таможенных правил по направленности на причинение вреда тем или иным аспектам таможенного дела (т.е. по объекту посягательства). Представляется, что по этому критерию следует выделить четыре группы нарушений таможенных правил:
1) Нарушения таможенных правил, посягающие на порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (ст. 16.1, 16.3, 16.18 КоАП РФ);
2) Нарушения таможенных правил, посягающие на порядок оформления, порядок применения иных таможенных процедур и порядок таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств и порядок осуществления деятельности в области таможенного дела (ст. 16.2, 16.4, 16.17, 16.19 КоАП РФ);
3) Нарушения таможенных правил, посягающие на порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров таможенными платежами и порядок их уплаты (ст. 16.22 КоАП РФ);
4) Нарушения таможенных правил, посягающие на порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими (ст. 16.20, 16.21 КоАП РФ).
Следующий способ возможной классификации вдиов нарушений таможенных правил — это классификация в зависимости от способа, места и времени их совершения, т. е. по признакам объективной стороны правонарушения.
Юридический анализ действующих таможенно-правовых норм позволяет выделить в объективной стороне составов административных проступков, именуемых нарушениями таможенных правил, следующие характерные признаки их классификации:
1) Форма совершения противоправного деяния (действие или бездействие);
2) Противоправный результат (материальный или нематериальный вред, ущерб);
3) Место, время и средства совершения правонарушения.
3. Характеристика отдельных административных правонарушений в области таможенного дела административный взыскание правонарушение таможенный Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.1 КоАП РФ). Согласно пп. 19 п. 1 ст. Таможенного кодекса Таможенного союза.
Под незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу понимают — перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение;
Однако в контексте рассматриваемого правонарушения незаконным следует признавать только перемещение, сопряженное с совершением одного из указанных в ст. 16.1 КоАП РФ деяний, которые фактически различаются способом противоправного перемещения. А. В. Граве — электронный учебник по Таможенному праву. М.: МИЭМП. 2010. С. 271
Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и транспортных средств (ст. 16.2 КоАП РФ). А относительно недекларирования либо недостоверного декларирования иностранной валюты или валюты РФ физическими лицами предусмотрена административная ответственность в ст. 16.4 КоАП РФ.
Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации (ст. 16.3 КоАП РФ). Ч. 1 данной статьи предусматривает ответственность за несоблюдение установленных запретов и (или) ограничений, не носящих экономического характера (применяются независимо от заявленной таможенной процедуры), а ч. 2 — носящих экономический характер.
Нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП РФ). Данная статья предусматривает ответственность за указанные в ней действия, если они совершаются без разрешения таможенного органа (когда не установлен уведомительный порядок):
Вопросы создания, обозначения и функционирования зон таможенного контроля регламентированы ст. 362 Таможенного кодекса РФ (само понятие зон таможенного контроля закреплено в ст. 97 Таможенного кодекса Таможенного союза), в соответствии с которой они создаются для целей осуществления таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Зоны таможенного контроля могут быть постоянными и временными.
Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них (ст. 16.9 КоАП РФ). Требование доставить товары в место доставки является одним из основных требований таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. 88, 167 и 169 ТК РФ). При этом установлена обязанность не только по доставке товаров, но и документов на них (ответственность за ее невыполнение определена ч. 2 данной статьи).
Противоправным по данной статье признается выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров, которые:
· имеют статус находящихся на временном хранении (приобретают такой статус с момента их предъявления в месте прибытия на таможенную территорию РФ и сохраняют его до выпуска в соответствии с заявленным таможенным режимом или истечения предельного срока временного хранения);
· помещены под таможенную процедуру международного таможенного транзита;
· хранятся на таможенном складе или свободном складе.
Несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита (ст. 16.10 КоАП РФ). Диспозицией данной статьи охватывается совершение таких деяний, как нарушение срока доставки, маршрута перевозки, а также доставка товаров в отличную от определенной таможенным органом зону таможенного контроля.
Уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации (ст. 16.11 КоАП РФ). Приведенная статья предусматривает ответственность за противоправные действия непосредственно со средствами идентификации.
В ст. 83 и 390 Таможенного кодекса РФ (а также ст. 109 ТК ТС) определены основные средства идентификации товаров, которые могут быть применены таможенными органами (пломбы, печати, маркировка, коммерческие и иные документы, штампы, пробы и образцы товаров, чертежи, фотографии, видеозаписи и иллюстрации, специальные наклейки, пломбы отправителя товаров и др.).
За совершение перечисленных действий со средствами идентификации, наложенными таможенными органами иностранных государств, ответственность по данной статье наступает только в том случае, если они используются в качестве средств идентификации российским таможенным органом на основании п. 4 ст. 83 и п. 3 ст. 390 Таможенного кодекса РФ.
Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (ст. 16.18 КоАП РФ). Ч. 1 ст. 16.18 предусмотрена административная ответственность за невывоз физическими лицами временно ввезенных товаров и транспортных средств. Правонарушение считается совершенным и юридически оконченным с момента истечения срока временного ввоза.
Незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами (ст. 16.20 КоАП РФ). В ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ противоправным признается пользование, передача в пользование или во владение либо распоряжение иными способами условно выпущенных товаров, в отношении которых:
· предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пользование такими товарами допускается только в тех целях, в связи с которыми были предоставлены льготы.
· выпуск осуществлен без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Подобные товары запрещены к передаче третьим лицам.
В ч. 2 ст. 16.20 КоАП РФ установлена ответственность за пользование без разрешения таможенного органа товарами, на которые при проведении таможенного контроля наложен арест. К ответственности в данном случае привлекается лицо, которому были переданы на хранение арестованные товары.
Нарушение сроков уплаты таможенных платежей (ст. 16.22 КоАП РФ). Указанной статьей установлена административная ответственность за неуплату в установленные сроки таможенных пошлин и налогов (НДС, акциз), подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Административная ответственность за неуплату таможенных сборов не наступает, поскольку данная категория таможенных платежей не приведена в диспозиции статьи.
Состав рассматриваемого нарушения таможенных правил образуют следующие деяния:
· нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов в случае предоставления отсрочки либо рассрочки (ст. 333 ТК РФ);
· несоблюдение сроков уплаты периодических таможенных платежей в отношении товаров, временно ввезенных с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 3 ст. 212 ТК РФ);
· неуплата таможенных пошлин и налогов в установленный 15-дневный срок (общий срок уплаты таможенных платежей по ст. 329 ТК РФ) в отношении ввезенных товаров, которые были выпущены таможенным органом до наступления этого срока.
Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела (ст. 16.23 КоАП РФ). В соответствии с положениями ст. 18 Таможенного кодекса РФ деятельность в области таможенного дела осуществляют таможенные брокеры (представители), таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения и владельцы таможенных складов, включенные в соответствующие реестры. Исключение лица из реестра влечет утрату им права осуществлять соответствующую деятельность.
4. Понятие и виды административных взысканий за нарушения таможенных правил Административные взыскания за нарушения таможенных правил — это меры ответственности за таможенные правонарушения. Они обладают рядом общих характерных признаков.
Во-первых, они выражают реакцию государства на правонарушение в виде отрицательной оценки как совершенного правонарушения, так и самого правонарушителя.
Во-вторых, административно-правовые взыскания за нарушения таможенных правил по своей социальной сущности и содержанию представляют собой меры принуждения, ограничивающие виновного в его правах.
В-третьих, содержится исчерпывающий перечень взысканий за нарушения таможенных правил. Должностные лица таможенных органов не вправе применять другие взыскания, кроме тех, которые предусмотрены в КоАП. Указанный перечень взысканий за нарушения таможенных правил включает различные по характеру и тяжести санкции, отражающие различный характер и степень общественной опасности нарушений таможенных правил, предусмотренных в КоАП.
В ст. 3.2 КоАП России приведен исчерпывающий перечень наказаний, состоящий из восьми видов: предупреждение, административный штраф и т. д.
Предупреждение и административный штраф относятся к категории так называемых основных наказаний, в то время как конфискация может устанавливаться и применяться в качестве также и дополнительного наказания. За совершение нарушений таможенных правил таможенные органы могут самостоятельно принять решение о привлечении к ответственности и назначении административных наказаний только в виде предупреждения и штрафа. Решение о конфискации всегда принимается судом (например в ч. 2 ст. 208 ТК ТС содержится условие того, что конфискация производится по решению суда) Административный штраф, по общему правилу, должен быть уплачен лицом, привлеченным к ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления вынесенного постановления о назначении наказания в законную силу. При этом соответствующая сумма вносится или перечисляется в банк или иную кредитную организацию. В случае неуплаты штрафа в установленный срок виновное лицо может быть привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ ст. 1
В соответствии с требованиями КоАП РФ административное наказание может быть назначено только в установленных законом пределах, при этом никто не может нести ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ п. 5 ст. 4.5
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо привлечено к ответственности (к примеру, обязанность по уплате таможенных платежей, производству таможенного оформления товаров и др.).
Одним из наиболее мягких видов административного взыскания, применяемого за нарушения таможенных правил, является предупреждение. Оно непосредственно направлено на личность правонарушителя, его применение имеет, в основном, моральный характер и не связано с ограничением какихлибо прав виновного.
Под предупреждением понимается мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которая выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ).
На практике предупреждение применяется в случае совершения незначительных таможенных проступков и в отношении лиц, впервые или по неосторожности совершающих нарушения таможенных правил.
Эта мера взыскания выносится в письменной форме и должна оформляться постановлением полномочного органа (должностного лица).
Вторым видом взыскания за нарушение таможенных правил является административный штраф, возможность применения которого предусмотрена почти во всех статьях КоАП, устанавливающих ответственность за нарушения таможенных правил.
Административный штраф — является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ п. 5 ст. 3.5
Вместо понятия «штраф» законодатель пользуется понятием «административный штраф», подчеркивая тем самым его отличие от штрафа, назначаемого в качестве уголовного наказания.
При определении видов штрафа и его размеров таможенное законодательство учитывает специфику отдельных видов нарушения таможенных правил, особенность этих деяний с точки зрения всех элементов составов правонарушений, причиняющих ущерб экономическим интересам государства.
Так, может применяется несколько видов административного штрафа.
Во-первых, административный штраф определяется применительно к минимальному месячному размеру оплаты труда. Максимальный размер такого штрафа равен 5 млн., а минимальный — 3 тысячи рублей.
В большинстве составов нарушений таможенных правил он исчисляется, исходя из минимальной оплаты труда на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить — на день обнаружения правонарушения.
Во-вторых, административный штраф за нарушение таможенных правил определен в виде суммы начислений в процентном отношении, исходя из стоимости товаров и транспортных средств, под которой понимается их свободная (рыночная) цена на день обнаружения правонарушения.
В-третьих, в некоторых статьях штраф устанавливается отдельно как для физических лиц, так и для юридических лиц и в том числе для должностных лиц.
Штраф во всех случаях может быть назначен только в качестве основного наказания. Должностным лицам таможенных органов предоставлено право определять размер штрафа с учетом конкретных обстоятельств и материалов того или иного дела.
Изучение практических материалов таможенных органов свидетельствует о том, что нередко встречаются случаи, когда товары, транспортные средства и иные предметы, в отношении которых вынесено постановление о конфискации, до обращения постановления к исполнению с разрешения вышестоящего таможенного органа выкупаются лицом, у которого они были изъяты по двойной стоимости этих предметов.
КоАП России значительно сократил выбор между тем или иным видом административного наказания, что может рассматриваться как с позитивной стороны (устранение ненужного деления конфискации на виды по признаку предмета, исключение из перечня административных наказаний взыскания стоимости, ставшего нецелесообразным), так и с негативной (исключение из перечня административных наказаний отзыва лицензии или квалификационного аттестата, что ранее являлось действенной мерой воздействия).
Заключение
В данной работе проанализированы наиболее важные, на мой взгляд, вопросы об административных правонарушениях, административной ответственности и административном взыскании за правонарушения в области таможенного дела. На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что административные правонарушения в сфере таможенного дела (или нарушения таможенных правил) — достаточно важный и серьезный вопрос, который заслуживает пристального внимания не только со стороны законодателя, но и со стороны таможенных органов. Статистические данные показывают рост различных нарушений в области таможенного дела, что обуславливает необходимость в усилении контроля за соблюдением действующих норм законодательства.
Важное значение, также, имеют меры ответственности за таможенные правонарушения (административные взыскания), которые обладают рядом определенно-установленных признаков. В зависимости от вида совершенного правонарушения, могут быть назначены наказания только в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения.
Подводя итог вышесказанному, необходимо сказать, что классификация и виды административных правонарушений — это одна из важнейших частей, необходимых для правильного установления ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела.
Нормативно-правовые источники:
1. ФЗ от 27.11.2010 № 311-ФЗ (принят ГД ФС РФ) «О таможенном регулировании в РФ»;
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)(принят ГД ФС РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ);
3. Постановление Правительства РФ от 26.06.06 № 459 «О федеральной таможенной службе»;
4. Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17- ч.1 ст. 167.
5. Таможенный кодекс РФ (принят ГД ФС РФ) от 28.05.2003 № 61-ФЗ.
Учебники, монографии, брошюры:
6. Тимошенко И. В. Таможенное право: высшее образование — Р-на-Д.: «Феникс) 2008.
7. Трошкина Т. Н., — Административные правонарушения в области таможенного дела/ под ред. Жуйкова В. М., Ренова Э. Н. — М.: 2006.
Электронные ресурсы:
8. А. В. Граве — электронный учебник по Таможенному праву. М.: МИЭМП. 2010. С. 271
9. Комментарии к Кодексу РФ об административных правонарушениях [http://prozakon.su/a61?id=35 761]