Негосударственные пенсионные фонды в РФ
Во-первых, они могут рассматриваться как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального положения нетрудоспособных членов общества Романова Е. В. Право социального обеспечения: // Е. В. Романова // М.: Питер — 2011. -с. 58. НПФ предоставляют возможность людям иметь более высокие доходы в старости, чем тот минимум, которым их способно будет обеспечить государство… Читать ещё >
Негосударственные пенсионные фонды в РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
СОДЕРЖАНИЕ Введение
1. История развития негосударственных пенсионных фондов
2. Понятие и преимущества негосударственных пенсионных фондов
2.1 Негосударственные пенсионные фонды
2.2 Виды негосударственных пенсионных фондов
2.3 Преимущества негосударственных пенсионных фондов
3. Функции, задачи и принципы работы негосударственного пенсионного фонда
3.1 Функции негосударственных пенсионных фондов
3.2 Принципы и виды негосударственного пенсионного фонда Заключение Список использованных источников и литературы ВВЕДЕНИЕ Основным показателем уровня развития общества является степень социальной защиты населения. Одним из видов такой защиты, предоставляемой государством, является пенсионное обеспечение.
Пенсионная система любой страны — один из важнейших элементов социальной защиты лиц наемного труда. В настоящее время происходит дальнейший процесс реформирования системы, и это происходит с большими трудностями.
Имущество фонда формируется за счёт вкладов учредителей, целевых вносов вкладчиков, доходов фонда от размещения пенсионных резервов, благотворительных взносов и других поступлений. Для обеспечения платёжеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует страховой и пенсионные резервы. Источниками их формирования является пенсионные взносы и доходы фонда от размещения пенсионных взносов.
Актуальность темы
обусловлена следующими фактами: Пенсионная система любой страны — один из важнейших элементов социальной защиты лиц наемного труда. В России пенсионные фонды в конце ХХ века претерпели изменение. В настоящее время происходит дальнейший процесс реформирования системы, и это происходит с большими трудностями. Поэтому изучение этой проблемы имеет огромное значение для развития России. Организационно-правовая форма пенсионной системы определяется состоянием экономики и рынка труда, проводимыми налоговой политикой и политикой в области доходов, демографической ситуацией, развитостью финансовых, в том числе и страховых институтов, принятием обществом конкретной модели пенсионного обеспечения. По своей природе пенсия замещает заработную плату как основной источник доходов наемного работника, когда по возрасту или состоянию здоровья он утрачивает способность полноценно трудиться. Для материального обеспечения пенсионной системы, резервируется часть необходимого продукта, предназначенная для покрытия издержек на воспроизводство рабочей силы, которая обеспечивает жизнедеятельность тех, кто не в состоянии работать в силу указанных причин. Доля средств, идущих на эти цели, в структуре ВВП — макроэкономический показатель уровня цивилизованности общества. Соотношение средних пенсии и заработной платы, покупательная способность минимальной и средней пенсии, средняя продолжительность периода нахождения на пенсии (в том числе мужчин и женщин) и т. д. отражают уровень социальной защищенности пенсионеров. Пенсионная реформа в России предусматривает создание системы пенсионного обеспечения, которая основана на многоступенчатом подходе к формированию пенсии. Первую ступень будут составлять базовые пенсии, вторую — трудовые и третью — негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение, согласно концепции реформы, призвана создать основу пенсионного содержания населения страны. Следовательно, пенсионное содержание будет состоять из государственных и дополнительных, государственных поступлений, формируемых за счёт различных пенсионных программ предприятий, организаций, административно-территориальных образований, личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление денежных средств в страховых компаниях или негосударственных пенсионных фондах. Собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения основной деятельности фонда, и пенсионные резервы. Имущество фонда формируется за счёт вкладов учредителей, целевых вносов вкладчиков, доходов фонда от размещения пенсионных резервов, благотворительных взносов и других поступлений. Для обеспечения платёжеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует страховой и пенсионные резервы Целью — изучить основные аспекты развития негосударственных пенсионных фондов в России, определить место негосударственного пенсионного обеспечения в системе пенсионного обеспечения РФ, изучить налогообложение прибыли НПФ.
Задачами работы являются:
— изучение истории развития негосударственных пенсионных фондов в России;
— рассмотрение понятия негосударственных пенсионных фондов;
— выявление их сущности и основных функций Объектом исследования является система пенсионного обеспечения российской федерации.
Предметом исследования — место негосударственного пенсионного обеспечения в системе пенсионного обеспечения РФ.
Структура моей курсовой работы состоит в следующем:
В первом разделе говорится об истории развития негосударственных пенсионных фондов;
Во втором разделе говорится о понятие и преимуществе негосударственных пенсионных фондов;
В третьем разделе говорится о функциях, задачах и принципах работы негосударственных пенсионных фондов.
I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕНННЫХ ПЕНСИОННЫХ В России первые пенсионные кассы появились до 1917 года. Более полувековой перерыв в этой области имел свои негативные результаты в виде законодательного вакуума, отсутствия квалифицированных специалистов.
Первым НПФ стал НПФ работников науки. Он был создан в 1990 году. Второй — Российский страховой пенсионный фонд (как и первый, на страховых принципах) был создан в форме смешанного товарищества, кроме того, имел филиалы на многих территориях России.
Первым документом, напрямую регулирующим деятельность негосударственных пенсионных фондов, стал Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» (в последующем в указ вносились изменения 12 апреля 1999 г.).
Указ закреплял: «в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции:
1. Установить, что предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан.
2. Негосударственные пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплаты из этих фондов осуществляются наряду с выплатами государственных пенсий. Размеры, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем, заключаемым на основании утвержденного примерного договора.
3. Установить, что негосударственные пенсионные фонды и их органы не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Размещение активов негосударственных пенсионных фондов осуществляют специализированные компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, взаимоотношения которых с указанными фондами строятся на основании договора об управлении активами негосударственных пенсионных фондов".
В 1993;1994 годах начинается активное создание НПФ. НПФ работали без должного государственного контроля. «Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения происходило в условиях отсутствия адекватной нормативной правовой базы, системы надзора и регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Это негативно отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов. Уровень доверия населения к негосударственным пенсионным фондам также остается низким».
Положение изменилось после создания Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации и утверждения Правительством Российской Федерации Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов.
Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации стала тем государственным учреждением, которое осуществляло разрешительные и контрольные функции за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и специализированных компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, а также содействующим развитию негосударственного пенсионного обеспечения. Вскоре был утверждено Временное положение о порядке регистрации уставов негосударственных пенсионных фондов (утв. Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Минтруда РФ 15 декабря 1994 г.).
На первом этапе своего становления и развития негосударственные пенсионные фонды формировались вокруг финансово-промышленных групп, отдельных компаний, по отраслевому или региональному принципу. Это привело к тому, что НПФ занимались обслуживанием только своих учредителей.
Характерной чертой развития НПФ стала концентрация основной массы активов в небольшом числе корпоративных фондов. По итогам 1997 года, 26 фондов (10 процентов общего числа) аккумулировали более 86 процентов общего объема средств.
Так, на конец 2003 года на самые крупные 19 фондов, каждый из которых имеет более 50 тысяч участников, приходится 67% от общего числа участников, тогда как на остальные 237 фондов — 33%.
Аналогичная ситуация складывается и на конец 2005 года: по данным рейтингов, на долю первой десятки фондов приходится более 95% рынка.
Дальнейшее развитие система негосударственных пенсионных фондов получает с принятием специального Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах».
В отличие от первого источника — Указа Президента РФ, Закон детально урегулировал основные вопросы и механизмы негосударственного пенсионного обеспечения. Закон — уже не просто «программный», отсылочный источник, а базис для осуществления добровольного страхования.
Следующий этап развития системы негосударственных пенсионных фондов связан с изменениями и дополнениями пенсионного законодательства, а именно о включении НПФ в систему обязательного пенсионного страхования. Здесь необходимо заметить, что уже в середине 1990;х гг. в ходе споров о способах и путях осуществления российской пенсионной реформы активно обсуждался вопрос о подключении НПФ к государственной пенсионной системе, — вернее, об их участии в осуществлении обязательного пенсионного обеспечения (страхования). Если в рамках распределительной государственной пенсионной системы необходимости в НПФ объективно не было, то введение составной структуры трудовой пенсии, включающей накопительный компонент, явно позволяло НПФ претендовать на участие в системе пенсионного страхования.
Первым законодательным актом закрепившим возможность перехода из государственного Пенсионного фонда России (ПФР) в негосударственный пенсионный фонд стал Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (ст. 32), установивший, что застрахованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 года.
Наконец, были внесены изменения в Закон «О негосударственных пенсионных фондах». Согласно Федеральному закону от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»
Таким образом, можно выделить следующие этапы становления негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации:
Первый этап — создание системы негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения, первые шаги по формированию правовых основ добровольного страхования, создание специальной Инспекции.
Второй этап — принятие специального закона о негосударственных пенсионных фондах, а также широкого ряда подзаконных и нормативных актов.
Третий этап — включение негосударственных пенсионных фондов в систему обязательного пенсионного страхования.
II. ПОНЯТИЕ И ПРЕИМУЩЕСТВА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
2.1 Негосударственные пенсионные фонды В настоящее время в России действуют государственный пенсионный фонд (ПФРФ) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
Пенсионный фонд Российской Федерации — государственный внебюджетный целевой фонд, который формируется из отчислений предприятий, предпринимателей, организаций, и формирует по умолчанию в числе прочего накопительную часть пенсии для граждан России.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
Негосударственные пенсионные фонды, осуществляя эффективное инвестирование пенсионных накоплений и резервов, позволяют гражданам по достижении пенсионного возраста значительно увеличить размер собственной пенсии Романова Е. В. Право социального обеспечения [Текст]: // Е. В. Романова // М.: Питер — 2011. -с. 45.
В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости.
Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. Управляющие компании обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.
2.2 Виды негосударственных пенсионных фондов негосударственный пенсионный фонд инспекция Негосударственные пенсионные фонды бывают трех видов: корпоративные, профессиональные и открытые.
Корпоративный фонд создается одним или несколькими юридическими лицами-работодателями, к которым могут присоединяться другие работодатели-плательщики.
Работодатель-плательщик не является учредителем корпоративного пенсионного фонда, но пользуется многими правами и обязанностями по отношению к обслуживанию своих работников в таком НПФ. Такой работодатель должен заключить договор об участии в корпоративном пенсионном фонде с советом этого фонду.
Участниками корпоративного НПФ могут быть исключительно физические лица, состоящие (состоявшие) в трудовых отношениях с работодателями-учредителями и работодателями-плательщиками этого фонда Галанов В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. — М.:Кнорус, 2009. — 160с.
Профессиональный фонд может быть основан объединением юридических лиц-работодателей, объединением физических лиц, включая профессиональные союзы (объединения профессиональных союзов), или физическими лицами, связанными по роду их профессиональной деятельности занятий.
Участниками такого фонда могут быть исключительно физические лица, связанные по роду их профессиональной деятельности (занятий), определенной в уставе НПФ.
Открытый фонд создается одним или несколькими юридическими лицами и является доступным для любых юридических и физических лиц как вкладчиков фонда.
Открытый негосударственный пенсионный фонд является приемлемым для всех. Главное, что отличает открытый фонд от других, это возможности:
— большей гибкости по размеру пенсионных взносов;
— участия в негосударственном пенсионном обеспечении только части коллектива работодателя в отличие от корпоративного фонда, где работодатель обязан перечислять средств в интересах всех без в исключения своих работников
— участия каких-либо физических лиц как вкладчиков в свою пользу или в пользу своих ближайших родственников;
— остаться участником фонда после прекращения трудовых отношений с работодателем Принципы работы фондов:
Пенсионные активы, которые накапливаются в пенсионном фонде, управляющая компания вкладывает в различные виды ценных бумаг с целью получения прибыли. Инвестиционная прибыль распределяется между участниками пенсионного фонда пропорционально сумам, отображенным на их индивидуальных пенсионных счетах, на дату совершения распределения, которое происходит не реже одного раза в месяц.
Участие в каком-либо пенсионном фонде является добровольным, при этом физическое лицо может быть участником одного или нескольких пенсионных фондов. В то же время, если в открытом пенсионном фонде участники могут быть плательщиками в свою пользу, то в корпоративном и профессиональном фондах они могут быть участниками только при условии вступления их работодателя в фонд (корпоративный фонд) или принадлежности к определенной профессии (профессиональный фонд).
Участник негосударственного пенсионного фонда приобретает право на получение негосударственной пенсии по достижении пенсионного возраста, который может быть меньше или больше определенного Законом на 10 лет Ершов В. А., Толмачев И. А. Право социального обеспечения [Текст]: // В. А. Ершов // М.: ГроссМедиа. — 2013 — с. 147. До достижения пенсионного возраста выплата пенсии из НПФ возможна при условии признания участника фонда инвалидом, медицински подтвержденного критического состояния здоровья, выезда участника фонда на постоянное местожительство за границу или смерти участника фонда.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» Вкладчики имеют право:
требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;
представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников;
обжаловать действия фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
требовать от фонда выплаты выкупных сумм или их перевода в другой фонд в соответствии с правилами фонда и пенсионным договором.
Вкладчики обязаны уплачивать взносы исключительно денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены пенсионными правилами фонда и пенсионным договором.
Вкладчики и участники обязаны сообщать в фонд об изменениях, влияющих на исполнение ими своих обязательств перед фондом.
Вкладчики и участники могут иметь иные права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пенсионными правилами фонда и пенсионными договорами.
Права и обязанности застрахованных лиц негосударственного пенсионного фонда определяются Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, страховыми правилами фонда и договором об обязательном пенсионном страховании.
2.3 Преимущества негосударственных пенсионных фондов
Главное преимущество негосударственного пенсионного фонда в том, что он предлагает схемы дополнительного пенсионного обеспечения, которые позволяют влиять на величину будущей пенсии. Для работодателей негосударственные пенсионные фонды - это возможность существенно оптимизировать свои финансовые ресурсы и налоговые выплаты, одновременно решая вопрос стимулирования персонала. Для работников - это возможность получить дополнительные пенсионные выплаты.
Вклады, уплаченные в негосударственные пенсионные фонды в пользу работников или самими работниками, аккумулируются и инвестируются в доходные активы. При такой системе по достижении пенсионного возраста участники НПФ будут получать пенсию значительно больше, чем может дать государство.
Среди других преимуществ:
Государственное регулирование. Все аспекты деятельности негосударственных пенсионных фондов регламентирует Закон «О негосударственных пенсионных фондах». Существует жесткая система контроля над всеми аспектами деятельности негосударственного пенсионного фонда со стороны; информационная прозрачность. Администратор фонда раз в год бесплатно подает каждому участнику пенсионного фонда выписку из его индивидуального пенсионного счета про состояние принадлежащих участнику пенсионных активов; система защиты пенсионных накоплений. Раздельный учет и хранение активов пенсионного фонда между администратором, компанией по управлению активами и банком-хранителем позволяют максимально снизить риски инвестирования; существенным преимуществом являются налоговые льготы. В частности, сумма пенсионных взносов исключается из налогооблагаемого дохода физического лица, инвестиционный доход от управления пенсионными активами не облагается налогом и т. д.
Главные принципы негосударственного пенсионного обеспечения: законодательное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов; добровольное создание негосударственных пенсионных фондов юридическими и физическими лицами; добровольное участие граждан в системе негосударственного пенсионного обеспечения и выбор вида пенсионных выплат; добровольное принятие решения работодателем относительно внесения пенсионных взносов за участников; экономическая заинтересованность работодателя в осуществлении пенсионных взносов в пользу своих работников; равенство прав и возможностей всем работникам работодателя - плательщика в сфере негосударственного пенсионного обеспечения; раздельный учет и хранение активов пенсионного фонда и активов его основателей, работодателей — плательщиков, администратора, компаний по управлению активами с целью сделать банкротство фонда невозможным; целевое и эффективное использование средств фонда; государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов, их администраторов и компаний по управлению активами.
3. ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО
3.1 Функции негосударственного пенсионного фонда НПФ выполняет следующие функции:
— Разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;
— Заключает пенсионные договоры;
— Аккумулирует пенсионные взносы;
— ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о состоянии указанных счетов;
— заключает договоры с управляющим (управляющими);
— формирует и размещает самостоятельно или через управляющего (управляющих) собственные средства, включая пенсионные резервы. Важно отметить, что на пенсионные резервы не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, управляющего и депозитария.
— ведет в установленном порядке бухгалтерский учет;
— осуществляет актуарные расчеты;
— производит выплаты негосударственных пенсий;
— осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;
— предоставляет в установленном государственным уполномоченным органом порядке информацию о своей деятельности.
— Выполняя указанные функции, НПФ должен соблюдать возложенные на него законом обязанности. В первую очередь фонд обязан:
— знакомить вкладчиков и участников с правилами фонда и со всеми вносимыми в них изменениями и дополнениями;
— осуществлять учет своих обязательств перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов и учет пенсионных резервов, предоставлять вкладчикам и участникам информацию о состоянии солидарных и (или) именных пенсионных счетов не реже одного раза в год;
— выплачивать участникам негосударственные пенсии в соответствии с условиями пенсионных договоров;
— переводить по поручению вкладчика или участника выкупную сумму в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора;
— не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков или участников.
Следует сразу же подчеркнуть, что негосударственные пенсионные фонды по своей природе имеют двойственный характер.
Во-первых, они могут рассматриваться как важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального положения нетрудоспособных членов общества Романова Е. В. Право социального обеспечения [Текст]: // Е. В. Романова // М.: Питер — 2011. -с. 58. НПФ предоставляют возможность людям иметь более высокие доходы в старости, чем тот минимум, которым их способно будет обеспечить государство. Именно негосударственным пенсионным фондам предстоит занять эту нишу, чтобы работники имели возможность либо самостоятельно вложить в фонды дополнительные деньги, либо через своих представителей — профсоюзы — заключить такие коллективные договора на предприятиях, чтобы эти взносы делал работодатель.
Во-вторых, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения широких слоев населения для осуществления долгосрочных инвестиций.
Основные принципы деятельности негосударственного пенсионного фонда можно понять, рассматривая самую общую схему его работы.
Анализ практики работы НПФ за последние годы показывает, что наиболее острыми проблемами для них выступают:
Неразвитость законодательной базы Новизна и не изученность этой проблемы в России. Опыт других стран не подходит нам в полной мере из-за специфических условий внутри страны.
Экономические сложности, особенно высокие темпы инфляции. Проблема в том, как сохранить реальное содержание пенсионных накоплений во времени: средствами участников фонда рисковать нельзя.
Тяжёлое финансовое положение многих предприятий и населения.
Организационные проблемы, в частности острый дефицит квалифицированных кадров, особенно для управления активами.
3.2 Принципы и виды негосударственного пенсионного фонда Работа негосударственных пенсионных фондов строится на 3 основных принципах:
1. НПФ — организация некоммерческая, а это гарантирует, что учредители фонда ни при каких обстоятельствах не могут получать финансовые дивиденды от деятельности пенсионного фонда.
2. Безопасное инвестирование: это означает, что все средства, которые НПФ инвестирует, вернутся обратно и принесут дополнительный доход. По закону НПФ не имеют права кредитовать другие организации. Зато им разрешается инвестировать активы в акции и облигации на фондовых рынках.
3. Защита пенсионных сбережений: этот принцип подразумевает, что никакие третьи лица, в том числе государство, не вправе ни при каких обстоятельствах присвоить себе пенсионные накопления НПФ. Негосударственные пенсионные фонды обладают правом собственности на средства вкладчиков фонда, и их прямой обязанностью является обеспечение выплаты пенсионных средств своим клиентам. Таким образом, никакие третьи лица даже в судебном порядке не могут посягнуть на сбережения, аккумулируемые в НПФ.
Негосударственные пенсионные фонды обладают правом вести следующие исключительные виды деятельности:
1. Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО). Этот вид деятельности подразумевает, что пенсионный фонд собирает пенсионные средства вкладчиков, размещает пенсионные резервы и выплачивает пенсии. Организации и частные лица, являющиеся вкладчиками НПФ, по договору о НПО уплачивают в пользу фонда пенсионные взносы. Пенсионный фонд, в свою очередь, инвестирует средства с целью получения дохода, а при наступлении оснований для выплаты вкладчику пенсии, выплачивает ему дополнительные пенсионные средства.
2. Обязательное пенсионное страхование (ОПС). Негосударственные пенсионные фонды являются страховщиками по ОПС, данная деятельность ведется на основании договора, который заключается застрахованным лицом и НПФ. Страховая деятельность НПФ заключается в том, что фонд аккумулирует средства вкладчиков, инвестирует их в определенные законом активы и выплачивает дополнительные пенсии при наступлении соответствующих обстоятельств.
3. Профессиональное пенсионное страхование (ППС). В России предполагается внедрение специальной пенсионной системы для граждан, занятых на вредных производствах. На многих предприятиях уже создаются специальные программы для этой категории работников.
Данные 3 направления деятельности не пересекаются между собой и ведутся обособленно друг от друга. Средства, аккумулируемые по трем направлениям, учитываются отдельно и не смешиваются. Это гарантирует прозрачную финансовую систему НПФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль НФП в системе социальной защиты многообразна. Имея двойственную природу социально-финансовых институтов, они играют двоякую роль, Как социальные институты, они способствуют более полному удовлетворению потребностей пенсионеров, снижению социальной напряженности к обществе. Как финансовые институты, они играют важную макроэкономическую роль, способствуя увеличению доли фонда накопления в национальном доходе, формируют мощный внебюджетный лоток инвестиций в национальную экономику. На основании этого было дано определение негосударственным пенсионным фондам как экономической категории. С помощью развития негосударственных пенсионных фондов решаются задачи реформирования пенсионной системы России, имеются ряд моментов, привлекательные для предприятий, работодателей и работников. Это, прежде всего частичное, а иногда и полное, финансирование дополнительной пенсии работодателем. В связи с этим, негосударственная пенсия обходится человеку заметно дешевле, чем при полном финансировании пенсии собственными взносами. Иначе говоря, участие в пенсионном фонде равнозначно получению отложенной части заработанной платы с соответствующими накоплениями инвестиционного дохода. Поэтому условия наличия негосударственного пенсионного обеспечения становится важным моментом при выборе места работы.
Становление негосударственного пенсионного обеспечения в нашей стране, в настоящее время, имеются определенные трудности для успешной работы НПФ: население утратило доверие к государству и ко всем новым финансовым институтам; работодатели не обладают достаточными свободными средствами и не имеют стимулов работы с негосударственными пенсионными фондами; отсутствует развитый, стабильный, предсказуемый финансовый рынок; не созданы условия для безопасного ведения бизнеса.
Система негосударственного пенсионного обеспечения населения позволит:
существенно повысить уровень социальной защиты населения, создать необходимые гарантии социального спокойствия в обществе;
сформировать необходимые пенсионные резервы для реализации долгосрочных экономических проектов;
создать условия для формирования реального источника дополнительной пенсии помимо государственной;
оказать реальное влияние на процессы воспроизводства и развития экономики;
создать новые рабочие места через реализацию инвестиционных проектов.
Необходимо приложить максимум усилий к обеспечению условий для нормального функционирования этот института. В частности, важно проводить мероприятия по разъяснению населению роли и функций НПФ в системе пенсионного обеспечения; тщательно проработать законодательную базу по многим аспектам деятельности НПФ, в том числе, по их участию в обязательном пенсионном страховании населения и при создании обязательных профессиональных пенсионных систем; обеспечить благоприятный налоговый климат для субъектов негосударственного пенсионного обеспечения с целью привлечения работодателей к участию в создании корпоративных пенсионных программ и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // с добавлениями и изменениями от 3 декабря 2012 года
2. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ) // с добавлениями и изменениями от 27 июля 2010 года
3. Постановление Правительства РФ от 20.05.2011 г. N 463 «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации» — извлечения
4. Указ Президента Российской Федерации от 16.09.2010 г. N 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» — выдержка Научные и учебно-методические издания:
5. Галанов В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. — М.:Кнорус, 2009. — 160с.
6. Бродский Г. М. Бродский М.Н. Право и экономика пенсионного обеспечения. — СПб.:2008. — 288с.
7. Негосударственные пенсионные фонды: реальность и перспективы//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ — 2006. — № 11 (299).
8. Негосударственные пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути развития // Информационно-аналитический бюллетень Фонда «Бюро экономического анализа». — июль 2004. — № 62.
9. Негосударственные пенсионные фонды: перспективы развития// журнал «Финансы». — 2004 .- № 3.
10. Буянова М. О., Кондратьева З. А., Кобзева С. И. Право социального обеспечения [Текст]: / М. О. Буянова, — М.: Проспект, 2013. — 510 c.
11. Романова Е. В. Право социального обеспечения [Текст]: // Е. В. Романова // М.: Питер — 2011. — 290 с.
12. Голенко Е. Н., Ковалёва В. И. Право социального обеспечения [Текст]: // Е. Н. Голенко // М.: Проспект — 2012. -560 с.
13. Выдрин И. В., Котов А. Н. Социальное право России [Текст]: // И. В. Выдрин // М.: Норма — 2012. — 418 с
14. Бурджалова Ф. Э. Современная социальная политика [Текст]: // Ф. Э. Бурджалова // М.: Статут — 2013. — 280 с.
15. Ершов В. А., Толмачев И. А. Право социального обеспечения [Текст]: // В. А. Ершов // М.: ГроссМедиа. — 2013 — с. 147
Интернет-ресурсы:
16. Интернет-портал справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]: — URL: http://www.consultant.ru/
17. Интернет-портал справочно-правовой системы Гарант
[Электронный ресурс]: — URL: http://www.garant.ru/