Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управленческая команда как субъект управления будущим: Социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях кардинальной перестройки социально-экономической жизни они, опираясь на мощный интеллект, творчество, интеграцию усилий управленцев, обширные информационные ресурсы, высокую организационную культуру, способность систематически обновлять и наращивать свои качественные характеристики, становятся главной движущей силой социально-экономического развития страны. В связи с этим создание… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социальная сущность управленческой команды как субъекта управления будущим
    • 1. 1. Понятие и сущность управленческой команды как субъекта управления будущим
    • 1. 2. Этапы и технология формирования управленческих команд
    • 1. 3. Управленческие команды в государственной службе
  • Глава 2. Содержание процесса функционирования управленческой команды управления будущим
    • 2. 1. Принятие управленческих решений как основа функционирования управленческой команды
    • 2. 2. Социальные модели управленческого поведения в управленческой команде

Управленческая команда как субъект управления будущим: Социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Россия в последнее десятилетие переживает глубокий системный кризис. Он затронул все сферы жизнедеятельности общества: экономическую, политическую, социальную, духовную.

Во многом это обусловлено многолетним господством командно-административной системы государственного управления, что не могло не привести к управленческому кризису и, как следствие, к кризису в антропосоциальной системе.

Административно-командная система — иерархически организованная система управления обществом (включая экономику, идеологию, социальные отношения), основанная на административных методах, система бюрократического централизма, согласно своей внутренней природе жестко подавляла проявление личностного начала в человеке. Технологически система была организована достаточно грамотно и функционировала эффективно в плане рекрутирования кадров. Но этические нормы, господствовавшие в этой системе, лишая человека индивидуальности, превращали его в удобный для системы винтик. Естественно, что для большинства прогрессивно мыслящих, талантливых и порядочных людей эта система не могла стать полем управленческой деятельности и, в определенном смысле, она была для них закрыта. В систему, в большинстве случаев, попадали люди, интеллектуальные и нравственные качества которых оставляли желать лучшего. Стремясь к самосохранению, административно-командная система осуществляла формирование управленческих структур на принципах партийности, идеологической благонадежности, номенклатурном подходе, что, в свою очередь, приводило к нарушению прав и свобод граждан, связывая их потенциал и обедняя антропосоциальную жизнь, сдерживая ее развитие.

В начале девяностых годов наступил период ослабления власти, обусловивший актуализацию социально-патологических процессов. Все это не могло не привести к падению доверия к институтам власти, глубокому социальному пессимизму негативному отношению большинства населения к результатам реформ. Возникла настоятельная необходимость поиска новых форм и методов управления социальными процессами.

Актуальность исследования обусловлена тем, что существующий подход к формированию и организации кадрового состава управления не соответствует требуемому уровню решения управленческих задач по выводу страны на необходимый уровень устойчивого развития экономики и социальной жизни.

Изменения отношений собственности, форм и методов хозяйствования, формирование организационных структур управления рыночного типа также требуют как соответствующих высокопрофессиональных кадров управления, так и эффективной организации их управленческого труда.

Усложнение системы рыночных отношений оставляют все меньше шансов управленцам-одиночкам, даже обладающим особым даром руководителя успешно конкурировать с командами. Стало очевидным, что будущее за корпоративными управленческими командами, в которых талантливые руководители могут выступать в качестве лидеров, концентрирующих вокруг себя современных специалистов.

Формирование высокоэффективных управленческих систем, предполагает теоретическое и методологическое обоснование концепции формирования управленческих команд управления будущим, исходя из требований экономики информационного общества и необходимости создания реальных условий для многократного повышения эффективности деятельности управленческих систем.

Актуальность исследования продиктована и тем, что в настоящее время в рамках разработки концепции формирования управленческих команд управления будущим, не решены многие задачи, в том числе не раскрыто понятие «управленческая команда управления будущим», не выявлены основные предпосылки и особенности формирования управленческих команд в органах государственной власти, в муниципальных образованиях, сфере бизнесане разработана методология и основные принципы их построения. Слабо раскрыты основные группы факторов, влияющие на создание команд, а также особенности деятельности команд в сфере социально-экономических отношений, отношений собственности и инвестиционной деятельностине разработана государственная и муниципальная политика в области формирования и поддержки управленческих команд (УК).

В условиях изменения государственного устройства, отношений собственности и коренных изменений, происходящих в нашем обществе, появляется необходимость социологического переосмысления поведенческой структуры личности, необходимость использования самых оптимальных технологий организации управленческого труда. Все это обусловливает актуальность темы исследования, ее научную и практическую значимость, целесообразность системного рассмотрения роли управленческих команд с учетом проблем, стоящих перед современным обществом.

Степень разработанности проблемы. Изучению проблем, связанных с состоянием и перспективами развития кадров управления, их подготовки, расстановки и использования, в том числе и формирования команд, посвящено немало книг, научных статей, монографий, подготовлено диссертаций. Теоретические основы формирования и изучения всей гаммы управленческих технологий отражены в трудах классиков зарубежного менеджмента Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона. В общетеоретическом плане тема реализации личностного и группового потенциала работников в системе производственных отношений, возникающих по поводу осуществления функций управления, раскрыта в фундаментальных трудах зарубежных, а также отечественных авторов, таких как: Аверин А. Н., Ансофф И., Атаманчук Г. В., Богданов А. А., Берна Э., Варламов К. И., Ивацевич Дж., Лобанов А. А., Здравомыслов А. Г., Коротков Э. М., Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф., Друкер П., Дизель П. М., Рац М., Тиммо Санталайнен, Эеро Воутилайнен, Пертти Поренне, Йоуко X. Нисеинен, Пригожин А. И., Хунагов Р. Д., Якокка Л. и др.

Социокультурному аспекту проблемы посвящены работы Волкова Ю. Е., Егорова B.C., Граждана В. Д., Карпичева B.C., Лытова Б. В., Дераковой Н., Уткина Э. А., Соколова В. М., Романова В. Л., Ушанова К. М., Турчинова А. И., Фролова С. С., Шендрика А. И. и др.

Психологический аспект управленческой деятельности рассматривается в работах Аверченко Л. К., Гарина И., Гримак Л. П., Деркач А. А., Дорошенко В. Ю., Зазыкина В. К., Зотовой Л. И., Залесова Г. М., Калинина И. В., Ладанова И. Д., Лавриненко В. Н., Мак-Кинли Раньяну У., Мокшанцева Р. И., Николаенко В. М., Ночевника М. Н., Розановой В., Станкина М., Таранова П. С., Теобальд Р., Чернышева А. П., Синягина Ю. В., Уайтсайт Р., Филатовой Е., Шпигель Дж., Яницкого О. Н.,.

Проблемы формирования управленческих команд в России стали актуальными за последние 10 лет. Это связано с изменением социально-экономических отношений, формированием структур рыночного типа, где от отношений между членами группы, степени осознания ими цели деятельности, исповедования единых ценностей и т. д., во многом зависит успех дела.

Для понимания сути управленческих команд большое значение имеют работы, посвященные управленческим командам, такие как: «Работа в команде» Ю.В. Колесникова- «Управленческая команда» Т. Базарова, Т. Рыбкина, и Т. Пырковой- «Командная работа с первого дня» С. Гречишкина и Е. Кузиной- «Создание команды» О. Дьяковой- «Управленческая команда как субъект управленческой деятельности» Корговой М. А.- «Управленческая команда: становление, деятельность, развитие» Раппопорт А. Н.- «Управленческая команда в системе управления холдингом» Седых А. М.- «Проблемы лидерства в команде» Е. Кузиной.

В этих работах авторами сформулированы основные базовые понятия, касающиеся деятельности управленческих команд, описаны технология формирования и процессы функционирования команд. Однако управленческие команды рассматриваются, в основном, как объект управления. При этом такие важные характеристики управленческих команд, как возможности самоорганизации, определения целей, выбора методов и способов достижения этих целей, нравственное и интеллектуальное содержание членов команды и т. д., затрагиваются авторами лишь частично.

Наиболее полной в плане затронутых аспектов является работа «Формирование управленческих команд нового поколения» В. И. Корниенко, где автор, наряду с другими, также большое внимание уделяет экономической составляющей деятельности управленческих команд.

Таким образом, наряду с усилением интереса к управленческой команде среди исследователей и практиков управления, она остается недостаточно изученным социальным феноменом. Теоретическая и практическая значимость проблемы, и острая необходимость внедрения управленческих команд управления будущим во все сферы управленческой деятельности обусловили выбор диссертантом темы исследования.

Объектом исследования выступает управленческая команда как социальный феномен, субъект социального управления.

Предметом исследования является содержание процесса формирования и функционирования управленческих команд управления будущим.

Цель исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать концепцию формирования управленческих команд как социальных субъектов управления будущим.

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:

• раскрыть содержание понятия «управленческая команда управления будущим» и определить ее сущность;

• проанализировать социальную технологию формирования управленческой команды;

• рассмотреть управленческую команду в государственной службе и ее особенности;

• раскрыть содержание процесса принятия управленческих решений как основы функционирования управленческой команды;

• дать анализ социальных моделей управленческого поведения в управленческих командах.

Основными рабочими гипотезами являются:

— управленческая команда (УК) как субъект управления будущим и как самоорганизующаяся социальная система, является самой оптимальной и высокоэффективной формой организации управленческой деятельности, которая, синтезируя накопленные знания, формирует новые представления о будущем, формирует будущее в виде реальных конкретных целей и, решая задачи по достижению этих целей, (целенаправленное и управляемое развитие), по существу, управляет будущим;

— только УК, в состав которой входят лидеры-транспрофессионалы, умеющие менять позиции и при этом одинаково эффективно работать в каждой из них, организационные связи которой обуславливают возникновение синергетического эффекта, способна организовывать одновременное течение таких сферных процессов как: воспроизводство и производство, функционирование и развитие, отмирание старого и зарождение нового, руководство и управление, тем самым, реализовывая функции системы строительства будущего;

— повсеместное внедрение управленческих команд управления будущим, руководствующихся системой строительства будущего, как в сферу государственного и социального управления, так и в сферу частного предпринимательства, позволит преодолеть управленческий кризис и создаст предпосылки для выхода из системного кризиса.

К частным гипотезам относятся следующие:

— одной из главных отличительных особенностей УК является ее интеллектуальная составляющая, способная к самооценке. Способность к самооценке позволяет УК очерчивать границы своих знаний, накапливать знания о незнаниях, и, заполняя «пустоты» новыми знаниями, расширять границы своих знаний. При этом УК освобождается от стереотипов прошлого;

— в процессе принятия управленческого решения, распределение ответственности на всех участников УК, в условиях риска и неопределенности, способствует к осмысленному и оправданному риску, что обеспечивает большую динамичность, эффективность и результативность деятельности;

— в УК максимально повышается роль конкретной творческой личности, и ее члены должны обладать некоторой пассионарностъю, позволяющей ставить социальный идеал выше ближних непосредственных интересов, что превращает команду в социальную доминанту;

— деятельность управленческой команды управления будущим может носить только конструктивный характер, и если в структуре управленческой команды «приживаются» элементы деструктивного содержания, то она перестает быть управленческой командой управления будущим.

Теоретико-методологические основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов по избранной теме, а также принципы познания социальных явлений: объективности, конкретности, историзма, дополнительности, системности, в котором учитываются как психологический, организационный, социокультурный подходы. Автор использовал логический, сравнительный, структурно-функциональный методы и социологические методы — анкетный опрос, анализ документов, вторичный анализ эмпирических данных социологических исследований.

Источниковой базой диссертации явились классические научные труды по теории управления, социологии, психологииработы современных отечественных и зарубежных исследователей. Использованы материалы социологических исследований, публикаций средств массовой информации.

Эмпирической базой выдвинутых теоретических положений и практических рекомендаций стали результаты социологических исследований, в которых диссертант принимал непосредственное участие:

-" Разработка концепции государственной кадровой политики в федеральных органах исполнительной власти". Руководитель — д.с.н. профессор Турчинов А.И.). Всего опрошено: 1183 государственных служащих, 1434 жителей в 17 субъектах РФ. Выборка репрезентативна по полу, возрасту и роду деятельности. Индекс РКГКП — 2001;

-" Командный стиль организации управленческого труда", проведенного автором в различных организациях города Майкопа (производственной, творческой, военизированной и др.) среди руководителей высшего и среднего звена. Всего опрошено 100 человек. Индекс: КСОУТ — 2000;

Кроме того, диссертантом проведен вторичный анализ материалов следующих социологических исследований:

— социологического опроса — «Нравственные основы государственной службы. Разработка свода этических правил государственного служащего» (РАГС, 1997 г., руководитель — д.с.н., профессор Охотский Е.В.). Опрошено по репрезентативной выборке 1211 жителей субъектов Российской.

Федерации, 1145 государственных служащих аппаратов 12 федеральных органов власти и 42 аппаратов исполнительных, законодательных и судебных органов власти субъектов Российской Федерации Индекс: НГС -97. В качестве экспертов выступили: 12 руководителей кадровых служб органов власти и их заместителей- 17 руководителей кадровых служб администраций республик краев и областей- 19 руководителей и специалистов органов управления государственной службой. Индекс: НОГС -97;

— социологического опроса — «Коррупция: общественное мнение о проблемах и путях ее решения», проведенного в сентябре — октябре 1998 года. В качестве экспертов выступили 58 руководящих работников и специалистов негосударственных учреждений г. Москвы. Индекс: КОМ -1998; социологического опроса — «Организационная культура государственной службы» (РАГС, 1997 г., руководитель — д.м.н., профессор Романов B.JI.). Исследование проводилось в 11 министерствах, ведомствах, законодательных и судебных органах и 12 регионах Российской Федерации. Опрошено 1250 государственных служащих по репрезентативной выборке по полу, возрасту, служебному положению. Индекс: ОК ГС — 99;

При подготовке диссертации автор использовал также некоторые материалы других социологических исследований.

Новые научные результаты, полученные автором в ходе данного исследования, состоят в следующем:

— определена степень соотнесенности качественных характеристик, а также структурировано и сформулировано, в соответствии с потребностями системы строительства будущего, содержание понятия «управленческая команда управления будущим»;

— выявлена социальная сущность, особенности и преимущества командного стиля организации управленческого труда в рамках системы строительства будущего, проведена классификация управленческих команд по характеру, содержанию и направленности деятельности, изучены социальные признаки управленческой команды управления будущим;

— выделены этапы и рассмотрены технологические аспекты процесса и динамики формирования управленческой команды. Показано, что одной из главных задач при формировании управленческих команд является содержание стратегической цели ее создания;

— дан анализ, обоснована необходимость и показаны особенности управленческих команд в системе государственной службы;

— раскрыта взаимосвязь процесса принятия управленческих решений как основы функционирования управленческой команды, определены принципы самоорганизации и самоуправления, нравственные критерии набора членов и участия в деятельности управленской команды управления будущим;

— дан анализ социальных моделей управленческого поведения в управленческой команде, рассмотрены факторы, регулирующие социально-психологическую атмосферу, стиль деятельности, ценностные ориентиры, проблемы лидерства.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его выводов для формирования управленческих команд разного уровня и назначения, при реформировании российской государственной службы, развития ее организационной культуры, повышении эффективности деятельности органов государственного управления, а также управления в сфере предпринимательства.

Результаты исследования также могут быть использованы в процессе управленческого консультирования, подготовки лидеров команд, в учебном процессе.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на кафедре государственной службы и.

13 кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, научно-практических конференциях и методологических семинарах, проведенных в РАГС: «Государственная служба России: проблемы становления и развития» (2000г.), «Внутренняя безопасность России в XXI веке» (2001 г.). По данной проблематике опубликованы две статьи и брошюра общим объемом 2,2п. л.

Структура диссертационной работы обусловлена целью и задачами исследования, а также избранной автором логикой их осуществления и включает в себя: введение, две главы, состоящие из 5 параграфов, заключение, список литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблемы управления практически всегда представляли не только познавательный интерес. Если человеческое общество и всю окружающую его среду рассматривать с точки зрения теории систем, то мы видим, что технологический путь развития привел к колоссальному усложнению этой системы. Очевидно, что усложнение объекта управления как системы ставит проблему поиска новых форм и методов управления.

Кризисное состояние российской экономики во многом связано с низким качеством управления на всех уровнях. Из множества причин такого положения следует отметить слабую опору на науку, творчество и инициативу управленческого персонала, низкую их заинтересованность и мотивационную готовность к освоению инновационных технологий управления, обусловленные причинами как объективными, так и субъективными.

Грядущее информационное общество обуславливает процессы становления нового постиндустриального общества, основными чертами технологии в системе государственного и муниципального управления. С. 263 -265.

— Майкоп — РостовнаДону, 1999. которого являются информатизация, социальная направленность развития экономики, повсеместное освоение высоких технологий, опора на науку и знания. Одновременно с разрушением старых подходов к управлению формируются новые структуры, демонстрирующие высокую эффективность и качество своей деятельности. Среди них важное место должны занимать управленческие команды строительства будущего.

В условиях кардинальной перестройки социально-экономической жизни они, опираясь на мощный интеллект, творчество, интеграцию усилий управленцев, обширные информационные ресурсы, высокую организационную культуру, способность систематически обновлять и наращивать свои качественные характеристики, становятся главной движущей силой социально-экономического развития страны. В связи с этим создание управленческих команд в органах государственного и регионального управления, местного самоуправления, на предприятиях корпоративной собственности, формирование эффективной системы их поддержки становятся важнейшей общегосударственной задачей, руководителей всех уровней власти, а также предприятий и организаций.

Следует подчеркнуть, что анализ исторически складывающихся в России коллективных форм управления и хозяйствования, закономерности и противоречия в развитии отечественного управления современного периода подтверждает, что в стране продолжают сохраняться традиции коллективности и подчинения совместно выработанным решениям, и их использование управленческими командами может дать высокий результат.

Такие команды способны разрешить противоречие между общественной потребностью в эффективном управлении и низкой мотивационной направленностью управленческого персонала использовать на практике силу коллективного творчества, современные интеллектуальные технологии и новаторские идеи управления. Кооперация специалистов аппарата управления, проявляющаяся в форме управленческих команд управления будущим, способна выступать как реальное средство повышения качества всей системы управления, основой для формирования интеллектуального механизма решения стоящих задач по осуществлению целенаправленного и управляемого развития (строительство будущего).

В целях повышения роли управленческих команд в становлении эффективного управления, их государственная поддержка, кроме установления правил взаимодействия между субъектами рынка и контроля за их соблюдением, должна осуществляться на всех этапах формирования и функционирования. Особенностью государственной поддержки управленческих команд в современной России должны стать такие функции, как: выявление потенциальных кадров, способных работать в командах, их периодическая переподготовка и повышение квалификации, продвижение по ступеням служебной карьеры, организационная поддержка управленческих команд, обеспечивающих реализацию значимых проектов для государства или регионовсоздание системы информационной и консультативной поддержки, формирование электронных информационных систем и соответствующих баз данныхстимулирование высокопродуктивного личного труда участников команд посредством создания механизма социальной защиты, достойного пенсионного обеспечения, возможности приобретения (получения) менеджерского пакета акций из государственного пакета по предприятиям, успешно управляемым эффективно работающими командамиконтроль за их деятельностью посредством проведения мониторингов качества управления, где самым главным критерием оценки деятельности управленческих команд должны быть результаты управленческих действий.

В данной работе было сконцентрировано внимание на социальной сущности управленческой команды как субъекта управления будущим, на этапах и технологиях ее формирования, особенностях управленческих команд в системе государственной службы, на процессе функционирования управленческой команды и социальных моделях управленческого поведения в самой команде. Кроме таких важных факторов формирования управленческой команды, как внешняя среда и конкретная ситуация, были обозначены не менее важные по значимости структурные компоненты, определяющие качество команды, влияющие на ее формирование и функционирование.

Таким образом, по результатам нашего исследования можно сделать следующие конкретные выводы: Сточки зрения теории управления будущее это:

— то, что еще не организованно, не создано, не сформировано;

— специфический объект управления;

— стратегические цели.

Строительство будущего — это полисистема деятельностей различных типов, которые необходимо осуществлять, чтобы реализовывать сферную организацию каждой из них в отдельности и всех вместе, посредством чего реализовывается идея целенаправленного и управляемого развития. Сферная организация обеспечивает устойчивое развитие, а сама обеспечивается системой строительства будущего.

Сферная организация (и как процесс и как субъект деятельности) -это организация систем деятельности (если социума в целом — «полисферная» организация), обеспечивающая совместное протекание нескольких пар процессов, таких как: воспроизводство и производство, функционирование и развитие, отмирание старого и зарождение нового, руководство и управление.

Система строительства будущего — это:

— главная целевая функция управленческой команды управления будущим;

— пять интеллектуальных функций (мышление, мысль — коммуникация, мыследействие, понимание, рефлексия), позволяющих осуществление управленческих функций путем проблематизации и последующего решения проблем;

— культуросообразность, в частности, законосообразность замыслов;

— безразличие к масштабам объекта управления (например: Россия, субъект федерации, муниципальное образование, конкретная организация);

— непрерывно развертывающаяся мыследеятельность;

— обозначение границ своих знаний и незнаний, накапливание знаний о незнаниях и накапливание недостающих знаний.

Управление будущим — это формирование новых знаний о будущем посредством синтеза накопленных знаний, формирование будущего в виде реальных конкретных целей и организация сферных процессов по достижению этих целей. Модель будущего результата управляет процессом достижения этого результата, а управленческая команда, управляя процессом достижения будущего результата, по существу управляет будущим.

Что касается непосредственно управленческих команд управления будущим, то можно сделать следующие выводы:

— команды могут быть исполнительскими и управленческими. Под исполнительской командой надо понимать группу людей, сформированных для решения конкретных задач. Они не обладают способностью самоорганизации, определения целей и формируются под задачу и ориентированы заданно;

— под управленческой командой надо понимать группу людей, единомышленников, объединенных на основе добровольности, разделяющих единую систему ценностей и стремящихся к совместному достижению групповых целей и как управленческая команда выполняющих управленческие функции и достигающих управленческие цели. По существу только команду лидеров — транспрофессионалов, способных двигаться по позициям и все позиционные функции осуществлять одинаково эффективно, можно охарактеризовать как управленческую. Она выступает в хозяйственной рыночной системе связующим звеном, согласующим как личные интересы, так и интересы команды с интересами всех участников на всех стадиях процесса воспроизводства, производства и функционирования;

— управленческая команда, в силу своей креативной внутренней природы, вполне органично вписывается в систему строительства будущего, потому что, полностью отвечает требованиям к субъекту управления, которая может эффективно функционировать в рамках системы Строительства Будущего, реализовывая идею целенаправленного и управляемого развития, т. е. Управление Будущим. Поэтому управленческая команда вполне обоснованно может называться следующим образом: «управленческая команда управления будущим» (УКУБ);

— принципиальные основы формирования и функционирования показывают созидательный и конструктивный характер содержания управленческих команд управления будущим. Только они способны вывести из кризисного состояния систему государственного управления и, как следствие, общество в целом;

— в процессе формирования управленческой команды важное место занимает организационная структура, положенная в основу команды, а также нравственная и интеллектуальная составляющая индивидуальных качеств претендентов на членство в команде. Успех команды также зависит от правильного распределения функциональных ролей с учетом индивидуальных особенностей членов команды;

— управленческая команда управления будущим, организационные формы которой обеспечивают гибкость управленческого поведения, адаптивность к разным управленческим ситуациям, своевременность, правильность и эффективность принятия управленческих решений, является наиболее оптимальной и результативной формой управленческой деятельности. Команда выступает одновременно как «мозг» и как «мотор» организации, как важнейший инструмент программно-целевого планирования и стратегического управления. Опираясь на мощный интеллектуальный потенциал, на стратегическое планирование как механизм, позволяющий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации. Положение о Главном управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров. Москва. Кремль. 7 марта 1996., № 344.
  2. Г. В. Управление: социальная ценность и эффективность. -М., 1995.
  3. .Н. Выступление в Российской академии государственной службы 6 сентября 1995 г. М.: Юрид. лит-ра, 1995.
  4. М., Френсес Д. Раскрепощенный менеджер. С., 1994
  5. И. Полые люди // Человек и природа. М., 1992. — № 7.
  6. ГлуховВ.В. Основы менеджмента (учебно-справочное пособие). СПб.,
  7. Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.
  8. П.М., Мак-Кинли Раньяну У. Поведение человека в организации/ Пер. с англ. М., 1993.
  9. Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М., «Дело», 1993.
  10. Ю.Колесников Ю. В. Работа в команде// Личная тектология руководителя. -М., 1994.
  11. П.Конфуций. Я верю в древность. М., 1995.
  12. П.А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.
  13. В. Словарь парадоксальных определений. М., 1995.
  14. Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. Ижевск, 1996.
  15. И.Д. Практический менеджмент. М., 1995.
  16. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
  17. Менеджмент организации: Учебное пособие. Румянцева З. П.,
  18. Н. А. Акбердин Р.З. и др. М.: Инфра-М, 1995.
  19. Э.А.Уткин. Этика бизнеса. Уч. для вузов. М.: Изд. «Зерцало», 1998.
  20. М.Н. Психология общения и бизнес. М., 1995.
  21. Рац М., Ойзерман М., Слепцов Б. Строительство будущего: власть, управление, политика // Человек и Природа. М., 1992. — № 1−12.
  22. Социология труда: Учебник. Под ред. Н. И. Дряхл ова, А. И. Кравченко, Щербины.- М.: Изд-во Моск. унив., 1993.
  23. Тиммо Санталаинен, Эеро Воутилайнен, Пертти Поренне, Йоуко X. Нисеинен. Управление по результатам. М., 1993.
  24. А. Дж. Постижение Истории. М., 1996.
  25. Р. О чем говорят лица. М., 1996.
  26. Е. Соционика для вас. СПб, 1994.
  27. Р.Д. Проблемы рациональности в политике и управлении. М., 1995.
  28. Дж. Флирт путь к успеху. СПб, 1995.
  29. К.О. Социология современности М., 1996.
  30. П. С. Секреты поведения людей. Симферополь: «Таврия», 1995.
  31. П. С. Управление без тайн. В 2-х т, Донецк, «Сталкер», 1997.
  32. П. С. Золотая книга руководителя.- М.: ВЕЧЕ ПЕРСЕЙ ACT, 1994.
  33. П. С. Эмоции ума. В 2-х т, Симферополь." Реноме", 1997.
  34. Эрик Берн. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2000.
  35. Эрик Берн Игры в которые играют люди, Люди которые играют в игры. -Лениздат, 1992.
  36. Роджер Фишер и Уильям Юри. Путь к согласию или переговоры без паражения. М. «Наука», 1990.
  37. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. М., 1994. 37.3дравомыслов А. Г. Социология конфликта. АСПЕКТ ПРЕСС — М., 1995.
  38. В.JI. Социальная ответственность государственной службы. //Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления. Майкоп — Ростов на Дону, 1999.
  39. В. И. Настольная книга менеджера по кадрам. НОРМА-ИНФРА М., 1998.
  40. Менеджмент. Учебник. Под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.
  41. К.В. Большая книга афоризмов. М.: ЗАО изд-во-ПРЕСС, 1999.
  42. Курс практической психологии или как научится работать и добиваться успеха. Ижевск, 1996.
  43. Фридрих Ницше. Воля к власти. М.: ТОО «ТРАНСПОРТ», 1995.
  44. Проблемы теории и форм управленческих технологий. Майкоп — Ростов на Дону, 1999.
  45. Социология конфликта. Проблема конфликта в западной социологии. -Нижний Новгород, 1994.
  46. И.Н. Управленческие структуры на предприятии. Об-во «Знание» России, 1995.
  47. А. Шредер. Руководить сообразно ситуации. М.: СП «Интерэкспорт», 1994.
  48. Этика делового общения. М.: ЮНИТА 1, 1998.
  49. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента М.: Дело, 1999.
  50. Государственная служба. Сборник нормативных документов М.: Дело, 1999.
  51. Фридрих Ницше. Афоризмы и изречения. Мн.: ООО «Попурри», 1997.
  52. С.Н. Законы Паркинсона. Сборник/ пер. с англ. Мн.: ООО «Попурри», 1997.
  53. Закон Мерфи. Мерфология общая и частная- Принцип Питера, или почему дела идут вкривь и вкось./ Л. ДЖ. Питер. Мн.: ООО «Попурри», 1997.
  54. Н. Государь. Мн.: ООО «Попурри», 1998.
  55. Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Мн.: ООО «Попурри», 1998.
  56. Н. О военном искусстве. Мн.: ООО «Попурри», 1998.
  57. Т., Рыбкин Т., Пыркова Т. Управленческая команда.//Консультант директора.- № 2, 1998.5 8. Малиновский П. Российская государственная служба: дефицит профессионализма.//Управление персоналом. № 4, 1999.
  58. О. Создание команды. .//Консультант директора. № 10, 1999.
  59. С. Кузина Е. Командная работа с первого дня. //Консультант директора. № 15, 1998.
  60. Е. Проблемы лидерства в команде. //Консультант директора. № 4, 1999.
  61. И. Социокультура организации.//Управление персоналом. -№ 5, 1999.
  62. Поведение в организационном управлении. //Консультант директора. № 1, 1997.
  63. Организация процессов труда по управлению. //Консультант директора. -№ 24, 1997.
  64. Подбор расстановка и рациональное использование управленческих кадров//Консультант директора. № 22, 1997.
  65. В. Психологические трудности в деятельности руководителей в управлении отечественными госструктурами. //Управление персоналом. № 4, 1999.
  66. М. Менеджмент в государственных структурах: принятие решения в ситуациях риска и неопределенности. //Управление персоналом. -№ 4, 1999.
  67. М. Внутренние пружины поведения (направленность личностируководителя). //Управление персоналом. № 5, 1999.
  68. Управленческая позиция руководителя //Консультант директора. № 6, 1997.
  69. В. Какой работник вам нужен? //Консультант директора. № 3,1997.71.3олотовицкий Р. Десять вопросов управления. //Консультант директора. -№ 4, 1999.
  70. А.И. Социология. Учебник для вузов. Мн.: «ТетраСистемс"-1998. М.:Изд.корп."Логос», Екатеренбург: «Деловая Книга», 2000.
  71. М. Избранные произведения. М., 1990.
  72. Д. М. Организация и управление. М., 1972.
  73. А. Элитные группы, их возникновение и эволюция // «Знание-сила», 1988.
  74. Р. Мафия // «Социол. исслед.». № 3, 1989.
  75. А.И. Социология труда в XX веке. Историко-критический очерк. -М., 1987.
  76. С.Ф. Менеджер за работой. М., 1989.
  77. А.В. Концептуальные основы менеджмента в США и их эволюция. -М., 1989.
  78. А.И. Организации: системы и люди. М., 1983.
  79. В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л., 1989.
  80. Психология управления: Курс лекций / Л. К. Аверченко, Г. М. Залесов, Р. И. Мокшанцев, В.М. Николаенко- Отв. ред. М. В. Удальцова. -Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ: М.: ИНФРА-МД997.
  81. Р. Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии в повседневной работе. — М., 1993.
  82. Н., Ушанов К. М. Эффективность предполагает адекватность. О стилях профессионального поведения руководителей // Директор школы, 1995.
  83. Управление в образовании: проблемы и подходы. //Практическое руководство. Под ред. П. Карстанье, К. Ушакова. М.: 1995.
  84. Н. Команда: этапы становления и поведение руководителя // Директор школы, 1996.
  85. В.Н. Социальные технологии в современном мире.- Москва -Новгород, 1996.
  86. В.К., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. М., 1992.
  87. И. Стратегическое управление. М., 1989.
  88. В.Н. Социальные технологии в современном мире. Москва -Новгород, 1996.
  89. Социология. Словарь-справочник 11 Под ред. Осинова Г. В. М., 1990. Т.1.
  90. Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях. М., 1995.
  91. В.П. Русская власть /теоретико-социологические проблемы/ -Ростов на Дону, 1998.
  92. Р. Этические принципы в государственных учреждениях //Государственная служба: проблемы профессиональной этики. Зарубежный опыт. -М., 1998.
  93. Л. Социальная стратификация и мобильность //Человек.
  94. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  95. Практическая психология для менеджеров. М.: «Филинъ», 1996.
  96. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/В-Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова, В. Н. Лавриненко и др. М.: ЮНИТИ, 1997.
  97. Секреты умелого руководства /Сост. И. В. Липсиц. М.: Экономика, 1991.
  98. Д.Н. Современный менеджмент.- М.: Изд-во ВШЭ, 1996.
  99. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс, 1989.
  100. Э. Анти-Карнеги, или Человек манипулятор. — М.: ТПЦ «Полифакт», 1992.
  101. Психологические тесты для деловых людей //Прилож. к журн. «Управление персоналом /Сост. Н. А. Литвинцева.- М., 1996.
  102. Айзенк Ганс Ю. Проверьте свои интеллектуальные способности. 2-е изд. Рига, 1992.
  103. Н.А. Самопознание. М., 1990.
  104. А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х т. -М., 1989.
  105. Ю.И. Витасофия. М., 1991.
  106. К. И., Карпичев B.C. Личная тектология (самоменеджмент) Курс лекций. М., 1993.
  107. Н. Творец и робот М., 1996.
  108. Государственная служба в Российской федерации: концепция, опыт, проблемы. М., 1993.
  109. Грейсон ДЖ./мл/, 0 Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. -М., 1991.
  110. С.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М., 1991.
  111. Л.П. Резервы человеческой психики. М.- Полииздат, 1989
  112. А.Г. Человек и его работа. М., 1967.
  113. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. М., 1991.
  114. Как работают японские предприятия. М., 1989.
  115. В. П. Лидерские технологии. //Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления. Майкоп — Ростов на Дону, 1999.
  116. Китаев Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1983.
  117. Т., О Донелл С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 1−2 М., 1991.
  118. Курс для высшего управленческого персонала. М., 1970.
  119. М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1993.
  120. П. Как проводить деловые беседы. М., 1983.
  121. И.Х., Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. М., 1988.
  122. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других людей по их жестам. Нижний Новгород, 1992.
  123. Подготовка кадров управления: модель обучения. Вып. 1,2. -М. 1992,1993.
  124. Секреты умелого руководителя. М., 1991.
  125. Ф.У. Менеджмент. М., 1992.
  126. Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. М., 1993.
  127. Г., Файоль А., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. М., 1992.
  128. Управленческое консультирование. В 2-х т., М., 1992.
  129. Г. Моя жизнь мои достижения. М., 1989.
  130. Э. Душа человека. М., 1992.
  131. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1992.
  132. Р. Искусство общения. М., 1992.
  133. . Карьера менеджера. М., 1991.
  134. О.Н. 100 интервью с лидерами. М., 1991.
  135. Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1992.
  136. Философский Энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1989.
  137. А.И. Психология хозяйственного управления. М.: Профиздат, 1984.
  138. Краткий словарь современных понятий и терминов. М.: Изд. «Республика», 1993.
  139. В.И. Современные управленческие команды: формирование, организационная структура, функционирование. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС. 2000.
  140. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т-2. М.: Изд. Рус. яз., 1998.
  141. Словарь русского языка Пушкина Т-2. М.: «Гос. изд. иностранных и национальных словарей», 1957.
  142. С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н. Ю. Шведовой. Рус. яз. -М, 1990.
  143. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова Т-1. М:. «Огиз», 1935.
  144. П.В., Карташов С. А., Маусов Н. К., Одегов Ю. Г. Персонал словарь понятий и определений. М.: «Экзамен», 1999.
  145. Райе Джонстон Уильям. Тактический менеджмент / Пер. с англ. под ред. Л. Н. Ковалик. — СПб: Питер, 2001.
  146. В.И. Формирование управленческих команд нового поколения. М.: Издательство РАГС, 2000.
  147. В.И. Команда: формирование, управление, эффективность. -Пермь, 1999.
  148. Управление персоналом государственной службы: Уч. метод, пособие1. М.: Изд-воРАГС, 1997.
  149. А. И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: Московский психолого- социальный институт, Флинта, 1998.
  150. А.И. Синергия конструктивного и деструктивного профессионализма // Человек Наука управление / Материалы круглого стола. -М., 2000. С. 105−106.
  151. В.М. Человеческая компетентность менеджера. Управленческая антропология -М.: Дом педагогики, 2000.
  152. К.О. Социология государственной службы. Учебное пособие. М., 2000.
  153. В.В. Меджмент: системные основы. 2-е издание, доп. и испр. Железнодорожный: Московская обл. ТОО НПУ «Крылья», 1998.
  154. И.П. Стиль управленческой деятельности: теоретические аспекты, методы диагностики и оптимизации. Типография Правительства Республики Мари Эл. — Иошкар — Ола, 1997.
  155. Антикризисное поведение: сущность, проблемы, тенденции: Сборник научно-методических трудов / Под. общ. ред. Н. В. Калининой, М. И. Лукьяновой. Ульяновск: ИПК ПРО, 2000
  156. Организационная культура государственной службы. М.: Изд-во РАГС, 2001.
  157. В.Л. Социальная самоорганизация и государственность М.: Изд-во РАГС, 2000.
  158. А.А., Калинин И. В., Синягин Ю. В. Стратегия подбора и формирования Управленческой команды. М.: Изд-во РАГС, 1999.
  159. Эффективность государственного управления: Пер. с англ./Общ. ред. С. А. Батчикова и С. Ю. Глазьева. М.: Фонд «За экономическую грамотность», Изд-во АО «Кансалтбанкир», 1998.
  160. Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.:1. Дело, 1993.
  161. Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. -М.: Дело, 1999.
  162. Г. А. Руководить сообразно ситуации: Пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт», 1994.
  163. М.А. Над ель Червинская, П. П. Червинский. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика. — Ростов — на — Дону: «Феникс», 1995. — С. 291.
  164. Ю.В. Теория управления. Учебный курс. М.: Вестник, 1997.
  165. И. Творящая натура// «Эксперт» № 48 от 18декабря 2000.
  166. В.Д. Деятельностная теория управления. Учебное пособие по спецкурсу. М., 1997.
  167. B.C. Азы самоорганизации // Служба кадров. 1997. № 6.
  168. .В. Зарубежный опыт организации государственной службы и его адаптации к условиям России / Государственная служба: теория и организация. Ростов на Дону, 1997.
  169. В.М. Нравственные основы кадровой политики, мораль государственных служащих // Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. М., 1997.
  170. А.И. Основы теоретической культурологи. В 2-х кн. М., 1999.
  171. Katzendach J. end Smitch D. The Wisdom of Teams. Harvard Business School Press, Boston, 1993
  172. Katzendach J. end Smitch D. The Wisdom of teams. Creating the high performance organization. Harvard University Press, 1994.
  173. Crozier M. Biurokracja. Warzava, 1967 — S 302
  174. Thompson V. Bureaucracy and innovation. N-Y., 1976.
Заполнить форму текущей работой