Бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», на котором учитываются расчеты за поставленные материально-производственные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Расчеты с организациями за коммунальные услуги и т. п. допускается вести на счете 76. Подрядные организации учитывают расчеты с субподрядчиками на счете 60. Выданные… Читать ещё >
Бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности
1.1 Нормативные документы, регулирующие учет дебиторской и кредиторской задолженности
1.2 Понятия, виды и классификация задолженности
1.3 Документальное отражение фактов хозяйственной деятельности по учету дебиторской и кредиторской задолженности
1.4 Бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности
2. Учетная политика организации
2.1 Теоретические основы учетной политики
2.2 Учетная политика для целей бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности Заключение Список использованных источников Введение Организация в процессе хозяйственной деятельности совершает различные операции, в результате которых деньги превращаются в материалы, материалы — в готовую продукцию, а продукция — снова в деньги. Вполне закономерно, что у фирмы в результате деятельности возникают различные обязательства, а в итоге успешной деятельности образуется прибыль.
Хозяйственная деятельность любой организации невозможна без приобретения у поставщиков товаров и материалов, потребления работ и услуг сторонних организаций и, следовательно, без расчетов за эти услуги.
Проблема бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками актуальность. Так как учет долговых обязательств является важнейшей составной частью системы бухгалтерского учета. Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и оказанные услуги; с покупателями за купленные ими товары; с заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги.
Однако существует риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов, который может привести к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово-хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений.
Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.
Актуальность темы
работы заключается в том, что увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности, ее состав, структура и качество, динамика изменений, а также соотношение дебиторской и кредиторской задолженности оказывают большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а значит, на финансовое состояние предприятия. Имеется большое количество подходов к толкованию этого понятия. В рамках самого распространенного из них кредиторская задолженность представляет собой задолженность организации по выполнению взятых на себя обязательств, или обязательств, исполнение которых предусмотрено действующим законодательством и является пассивом организации.
По другой точке зрения, так же как и дебиторская, кредиторская задолженность рассматривается как элемент обязательного правоотношения, регулируемый обязательным правом, только объект-действие обязанного лица, выраженного в форме соответствующих обязанностей-долга. Рядом отечественных и зарубежных экономистов она рассматривается также как инструмент управления оборотным капиталом организации, так как является источником относительно дешевого краткосрочного финансирования оборотного капитала организации, хотя и с высокой долей риска.
Целью учебной практики является исследование бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности предприятия. В связи с поставленной целью можно выделить ряд задач, на которые необходимо ответить в процессе прохождения учебной практики.
Задачами учебной практики:
1. выявить понятия дебиторской и кредиторской задолженности;
2. изучить нормативно-законодательное регулирование расчетов и бухгалтерского учета;
3. проанализировать бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками;
4. изучить учетную политику для целей бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности.
1. Бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности
1.1 Нормативные документы, регулирующие учет дебиторской и кредиторской задолженности Регулирование бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности включает в себя четыре уровня:
1. Законодательный;
2. Нормативный;
3. Методический;
4. Уровень организации.
К документам законодательного уровня относится:
· Гражданский кодекс РФ;
· Налоговый кодекс РФ (регламентирует расходы на формирование резервов по сомнительным долгам);
· Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» .
Согласно ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации: «К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага». Следовательно, право на получение дебиторской задолженности является имущественным правом, а сама дебиторская задолженность является частью имущества организации. Более того ГК РФ рассматривает срок исковой давности, установленный для учета кредиторской и дебиторской задолженности на балансе организации, который составляет три года.
Налоговый кодекс Российской Федерации дает определение сомнительному долгу и безнадежному долгу. В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации: «сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией». По истечении срока исковой давности сомнительная дебиторская задолженность переходит в категорию безнадежной задолженности (не реальной к взысканию). Согласно пункту 2 статьи 266 НК РФ: «безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации». Кроме того НК РФ регламентирует расходы на формирование резервов по сомнительным долгам.
К документам нормативного уровня относятся:
· Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
· ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (отражение дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерском балансе и сведения о движении дебиторской и кредиторской задолженности в приложении к бухгалтерскому балансу);
· ПБУ 9/99 «Доходы организации (выручка признается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности);
· ПБУ 10/99 «Расходы организации» (расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности);
· ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (сумма обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете организацией-заемщиком как кредиторская задолженность, а погашение основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту) отражается как уменьшение (погашение) кредиторской задолженности).
В документах методического уровня более подробно излагаются методические основы учета дебиторской и кредиторской задолженности. К документам этого уровня относятся:
· План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 94н;
· Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые устанавливают порядок проведения инвентаризации задолженности организации и оформления ее результатов.
Четвертый уровень включает рабочие документы каждой конкретной организации, такие как учетная политика, рабочий план счетов. Разработка документов уровня организации входит исключительно в компетенцию организации. При этом следует отметить, что содержание таких документов не должно противоречить документам более высокого уровня нормативного регулирования.
Система нормативного регулирования призвана обеспечить формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации. [1]
1.2 Понятия, виды и классификация задолженности Под дебиторской задолженностью понимают задолженность юридических и физических лиц (дебиторов) данной организации. Такую задолженность еще называют требованиями организации. Задолженность появляется в результате расчетов, денежных взаимоотношений, возникающих между организацией и другой организацией или физическим лицом по товарным и нетоварным операциям.
Экономическая сущность дебиторской задолженности выступает в виде средств, временно отвлеченных из оборота компании. Данное отвлечение может спровоцировать дополнительную потребность в ресурсах и привести к напряженному финансовому состоянию.
Обобщая различные мнения авторов в толковании понятия дебиторская задолженность, можно выделить несколько наиболее распространенных точек зрения.
Согласно одной из них, дебиторская задолженность является частью актива организации. Данное толкование в основе своей имеет балансовый принцип. «Дебет» в переводе с латинского языка означает «он должен», отсюда дебитор — должник или заемщик.
В.Б.Ивашкевич в исследовании «Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности» определяет дебиторскую задолженность как сумму долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними, или, иными словами, отвлечения средств из оборота организации и использования их другими организациями или физическими лицами.
Н.П.Кондраков под дебиторской задолженностью понимает задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.) Организации и лица, которые должны данной организации, называет дебиторами.
Некоторые отечественные и зарубежные экономисты рассматривают дебиторскую и кредиторскую задолженности как инструмент управления оборотным капиталом организации. По их мнению, дебиторская задолженность представляет собой вложение средств и расширение продажи в кредит с целью увеличения объема реализации и собственного капитала. 4]
С позиции маркетинговой политики организации ряд авторов трактуют дебиторскую задолженность как инструмент стимулирования спроса. Под влиянием рыночной конкуренции хозяйствующие субъекты стремятся привлечь как можно больше покупателей, предоставив им отсрочку (рассрочку) оплаты приобретаемых товаров, что приносит выгоду в виде увеличения объема продаж. В данном случае дебиторская задолженность является ожидаемой и планируемой в рамках кредитной политики организации. [5]
Дебиторская задолженность с юридических позиций — это капитал организации — кредитора, но не всегда ее собственный. Только тогда, когда в процессе экономического оборота находившиеся у организаций-должников средства возвращаются во владение организации-кредитора, они включаются в текущие активы последней либо направляются на погашение ее кредиторской задолженности. Образование дебиторской задолженности первоначально связано с предоставлением денег или материальных ценностей в долг с их последующим возвратом. 6]
Дебиторскую задолженность можно рассматривать в трех смыслах: во-первых, как средство погашения кредиторской задолженности, во-вторых, как часть продукции, проданной покупателям, в-третьих, как один элементов оборотных активов, важную часть оборотного капитала организации.
Дебиторская задолженность подразделяется на различные виды в зависимости от экономического содержания обязательств, от продолжительности (срока предоставления), по своевременности оплаты.
По содержанию обязательств дебиторская задолженность может быть:
1. связана с реализацией продукции, товаров, работ, услуг (задолженность за продукцию, товары, работы и услуги, в том числе обеспеченная векселями);
2. не связана с ней (задолженность по расчетам с бюджетом, по аренде, по авансам выданным, по начисленным доходам, по внутренним расчетам, прочая задолженность).
По продолжительности задолженность подразделяется на:
1. краткосрочную (срок ее погашения не более 12 месяцев после отчетной даты);
2. долгосрочную.
По своевременности оплаты дебиторскую задолженность можно подразделить на:
1. нормальную (срок оплаты не наступил);
2. просроченную (задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в установленный договором срок).
Просроченная дебиторская задолженность может быть сомнительной и безнадежной. [7]
Налоговым законодательством дано определение сомнительной задолженности: «Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией». [8]
Учет резервов по сомнительным долгам:
В настоящее время организации обязаны создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Величина резерва определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния организации-должника и оценки вероятности погашения ею долга.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной в конце предыдущего отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
· по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
· от 45 до 90 дней (включительно) — в сумму резерва включается 50% от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;
· до 45 дней — сумма создаваемого резерва не увеличивается.
Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК.
Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией исключительно на покрытие убытков от безнадежных долгов.
При формировании резерва в бухгалтерском учете составляется проводка:
1. Дебет счета 91 Кредит счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» — на сумму созданного резерва.
Погашение долгов за счет созданного резерва осуществляется проводкой:
· Дебет счета 63 Кредит счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» .
Дебиторская задолженность, по которой созданы резервы сомнительных долгов, отражаются в балансе в оценке нетто, т. е. за вычетом сумм указанных резервов. Вследствие этого в бухгалтерском балансе сумма резервов сомнительных долгов отдельно не отражается. 3]
Безнадежными долгами признаются те долги перед организацией, по которым истек срок исковой давности, а также те долги, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, либо на основании акта государственного органа или ликвидации.
Таблица 1 — Типовые проводки по дебиторской задолженности:
№ | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | ||
Дебит | Кредит | |||
Возврат покупателям, заказчикам ранее полученных авансов, излишне перечисленных сумм, уплата неустоек и штрафов | 51,50, 52,55 | |||
Зачет авансов полученных и предварительной оплаты | ||||
Отражение отпуска продукции и товаров посреднической организацией покупателю | ||||
Принятие права требования задолженностей покупателей и заказчиков от обособленных учреждений. | ||||
Отражение задолженности по предъявленным расчетным документам за проданную продукцию и товары. Положительные суммовые разницы | ||||
Отражение задолженности по предъявленным расчетным документам за проданные основные средства, МПЗ и др. активы. Отражение положительных суммовых разниц | ||||
Получение наличных и безналичных денег, переводов в погашение задолженности покупателей. Получение предварительной оплаты и авансов. Оплата векселей покупателями | 50,51, 52,55, | |||
Отражение зачетов по товарообменным операциям | ||||
Зачет авансов полученных и предварительной оплаты | ||||
Списание сомнительных долгов за счет ранее созданного резерва | ||||
Списание дисконтированных векселей после их оплаты и получения извещения от банка | 66, | |||
Предоставление займа работникам путем индоссирования полученных векселей | ||||
Передача векселей по индоссаменту в счет оплаты задолженности учредителям по выплате доходов | ||||
Предоставление претензий за несвоевременную оплату векселей. Списание задолженности покупателей при уступке права требования | ||||
Уступка права требования долга с покупателей и заказчиков в пользу обособленных подразделений. Передача в доверительное управление задолженности покупателей в состав др. активов | ||||
Кредиторами могут являться различные физические и юридические лица, перед которыми предприятие имеет долги (обязательства), которые подлежат выплате (погашению).
Кредиторская задолженность — это задолженность данной организации другим организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, в том числе собственным работникам, образовавшуюся при расчетах за приобретаемые материально-производственные запасы, работы и услуги, при расчетах с бюджетом, при расчетах по оплате труда и т. д.
Можно сказать, что кредиторская задолженность — один из заёмных источников покрытия оборотных активов. Так, кредиторская задолженность может возникнуть, если материалы в организацию поступают раньше, чем она их оплатила.
Кредиторская задолженность классифицируется в зависимости от содержания обязательств, от продолжительности и возможности исполнения обязательств.
По содержанию обязательств кредиторская задолженность может быть:
1. связана с приобретением материально-производственных запасов, работ, услуг (задолженность за приобретенную продукцию, товары, работы и услуги, включая суммы по предъявленным к уплате векселям);
2. не связана с приобретением МПЗ, работ и услуг (задолженность по расчетам с бюджетом, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, перед персоналом организации, перед участниками (учредителями) по выплате доходов, прочая задолженность).
Относительно деления кредиторской задолженности на долгосрочную и краткосрочную необходимо отметить следующее. В широком понимании в состав кредиторской задолженности включается любая задолженность организации кому бы то ни было. В составе долгосрочной задолженности подразумевается задолженность по долгосрочным кредитам и займам. Но известно, что займы и кредиты в российском бухгалтерском учете и отчетности обособлены от кредиторской задолженности и классифицируются как долгосрочные и краткосрочные обязательства. Тем не менее, во многих литературных источниках с экономической и юридической точки зрения все виды заемных и кредитных обязательств включаются в состав кредиторской задолженности.
По возможности исполнения обязательств перед кредиторами задолженность можно подразделить на нормальную и просроченную.
При этом в составе просроченной кредиторской задолженности можно выделить два вида задолженности: задолженность, срок исковой давности по которой не истек, и невостребованную задолженность (с истекшим сроком исковой давности).
К данной классификации можно добавить, что в составе обязательств любой организации условно можно выделить также задолженность срочную (задолженность перед бюджетом по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению) и обычную (обязательства перед дочерними и зависимыми обществами, авансы полученные, векселя к уплате, прочим кредиторам; задолженность поставщикам). [7]
1.3 Документальное отражение фактов хозяйственной деятельности по учету дебиторской и кредиторской задолженности Дебиторская и кредиторская задолженности в бухгалтерском учете отражаются как следствие гражданских обязательств, возникающих в результате определенной сделки. Сделка, оформленная, как правило, договором, представляет собой определенное действие участвующих в ней субъектов (юр. и физ. лиц), результатом которого является возникновение товарных и денежных обязательств.
Договор обязывает одну сторону — кредитора — предоставить товары и материалы либо выполнить работы и услуги (товарная часть сделки), а другую сторону — дебитора — оплатить в установленные договором сроки, выполнение первой стороной обязательства (денежная часть сделки).
Общие положения о договорах, понятие и условия договора, их заключение, изменение, расторжение предусмотрены в ГК РФ. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (ГК, ст.454).
Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 128 ГК РФ. Договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцов в будущем. Обязательным условием договора купли-продажи является наименование и количество товара (ГК РФ ст.455). дополнительными условиями договора являются срок и цена.
Договор купли-продажи, предусматривающий эти обязательства, является важнейшим юридическим документом, регулирующим хозяйственные взаимоотношения поставщика и покупателя. В нем кроме обязательств передать в собственность товар и получать за него определенную договором цену приводятся требования к качеству, условиям поставки, определяются порядок расчетов, ответственность сторон и т. д.
По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ГК РФ ст.506).
По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны товар в обмен на другой. К договору меня применяются соответственно правила при купле-продаже. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (ГК РФ ст.567).
Платежи на территории России осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Безналичные расчеты производятся через банки и другие кредитно-расчетные организации, имеющие лицензию Центрального Банка РФ на производство данных операций. Безналичные расчеты могут проводиться в различных формах. Под формой расчетов понимают способ совершения безналичных расчетов с применением установленного правительством документа.
Основные формы расчетов:
1.Инкассо Когда, банк-эмитент обязуется по поручению и за счет клиента осуществить действия по получению от плательщика платежа и/или акцепта платежа; законодательное регулирование необходимо для обеспечения нормального чекового и вексельного оборота. Формы расчетов по инкассо:
— платежные требования, оплаченные в порядке предварительного акцепта;
— требования о безакцептном списании;
— инкассовые поручения.
2.Платежные поручения Покупатель дает распоряжение своему банку перечислить указанную сумму на счет получателя средств. Банк по поручению плательщика обязуется за счёт средств, находящихся на его счёте, перевели определённую денежную сумму на счёт, указанного плательщиком, лица в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом или установленный в соответствии с ним. Предусматривается осуществление перевода на основании платёжного поручения, как при межбанковских расчётах, так и в системе одного банка, не исключающего возможность переведения средств на счёт самого плательщика. Банк может принять к исполнению платёжное поручение о перечислении денежных средств, если его содержание и форма соответствуют предъявляемым к ним требованиям, установленным законом или изданным в соответствии с ними банковскими правилами. В соответствии с правилами, установленными Положением ЦБ РФ от 03.10.2002 г. № 9 2 — П «О безналичных расчётах в РФ» (с изменениями от 03.03.2003 г., 11.06.2004 г.) они должны содержать следующие реквизиты:
— наименование расчётного документа;
— номер платёжного поручения, дата выписки;
— номер банка плательщика, наименование;
— наименование плательщика, счёт в банке;
— наименование получателя, счёт в банке;
— наименование банка получателя, его номер;
— назначение и сумма платежа цифрой и прописью.
3. Акцепт Отгрузив продукцию или выполнив определённую работу, поставщик выписывает на имя покупателя счёт и платёжное поручение; счёт сдаётся в банк на инкассо. Как правило, счета поставщика и покупателя выписываются в четырёх экземплярах — если в разных банках, или в трёх — если в одном. Различают предварительный акцепт и последующий акцепт.
Плательщику при предварительном акцепте даётся трёхдневной срок со дня поступления расчётного документа в банк для согласия или отказа от оплаты. При отказе посылается телеграмма банку получателю, поставщику и его банку. В случае если организация в течение трёх дней не заявит об отказе от акцепта, расчётный документ считается акцептованным, и суммы списываются с расчётного счёта. Предварительный акцепт применяется при иногородних расчётах.
При последующем акцепте расчётные документы поставщика оплачивают незамедлительно при получении их банком плательщиком. Организация в течение трёх дней имеет право отказаться от оплаты, и банк восстанавливает списанные суммы на расчётном счёте плательщика.
Без акцепта покупателя списываются суммы на оплату газа, воды, электроэнергии, связи и т. д. Полный отказ возможен из — за отсутствия заказа. Частичный отказ — при неправильных ценах, арифметических ошибках. При поставке недоброкачественной продукции (товаров) деньги возвращаются после предъявления акта о качестве груза в течение 5 дней со дня его составления.
4.Аккредитив Расчёты по аккредитивам производятся по месту нахождения поставщика. Применяются, как правило, при разовых расчётах или с покупателями, чья платежеспособность сомнительна. Аккредитив открывается на определённый срок и только на одного поставщика. Согласно Положению о безналичных расчётах для аккредитива плательщик предоставляет обслуживающему банку заявление на бланке установленной формы, в которой указывается:
1) номер договора, по которому открывают аккредитив; срок действия аккредитива; наименование исполняющего банка;
2) место исполнения аккредитива, полное наименование документов, по которым производится выплата по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления;
3) вид аккредитива;
4) для отгрузки, каких товаров или оказания, каких услуг открывают аккредитив, сроки отгрузки;
5) сумма аккредитива;
6) способ реализации аккредитива.
Банк действует по поручению поставщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (банк-эмитент). Он обязуется провести платежи получателю средств или, оплатив, акцептовать или учесть переводные векселя; дать полномочия другому банку (исполняющему) произвести платежи получателю средств, акцептовать или учесть переводной вексель. Аккредитивная форма отличается от расчётов платёжными поручениями. При этой форме платежи производятся при условии выполнения получателем всех условий аккредитива, определённый его договором с плательщиком. Законодательством РФ предусмотрена возможность исполнения аккредитива нескольких видов:
1) покрытого (депонированного) и непокрытого (гарантированного) аккредитива;
2) отзывного и безотзывного;
3) подтверждённого.
Открытие покрытого (депонированного) аккредитива означает, что банк — эмитент обязан перечислять суммы аккредитива (покрытие) за счёт плательщика, либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполнительного банка на весь срок действия аккредитива. В случае открытия непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счёта банка-эмитента.
Непокрытый аккредитив может использоваться, в случае если банк — эмитент и исполняющий банк имеют корреспондентские отношения.
Отзывным признаётся аккредитив, который может быть изменён или отменён банком — эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не сказано, что он безотзывной.
Безотзывным признаётся аккредитив, который не может быть отменён без предварительного согласия получателя средств. Безотзывной аккредитив подтверждается банком — эмитентом по просьбе банка исполнителя. Исполнение безотзывного аккредитива гарантируется не только банком — эмитентом, но и исполнительным банком. Аккредитивная форма расчётов регулируется Положением о безналичных расчётах.
Основанием для принятия на учёт кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчётные документы и документы, свидетельствующие о факте совершения сделки. Основными реквизитами расчётного документа (счёта — фактуры) являются:
— номер документа и дата его составления;
— сведения о поставщике (наименование поставщика товаров, его юридический адрес, соответствующий учредительным документам, идентификационный номер и др.);
— сведения о грузоотправителе с указанием полного почтового адреса, если поставщик и грузоотправитель не являются одним и тем же юридическим лицом;
— сведения о покупателе товаров (наименование покупателя, его юридический адрес, идентификационный номер и др.);
— сведения об условиях поставки, включая сведения о транспортировке груза;
— формы расчётов за поставку (в безналичном порядке, расчёты наличными через кассу, расчёты векселями, в порядке обменных операций, предварительной оплаты и др.);
— сведения о проданных товарах, выполненных работах и оказанных услугах (наименование товаров, их технические параметры, типы, размеры, номера моделей);
— единицы измерения, количество, цена товара по договору за единицу измерения без НДС и с НДС;
— стоимость товара, включая НДС и без НДС.
Документы, свидетельствующие о факте совершения сделки, необходимые для принятия к учёту выполненных работ и оказанных услуг, включают:
— акт о приёмке выполненных работ (форма № КС — 2, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г. № 100)-применяется для приёмки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений (см. приложение5 «Акт о приемке выполненных работ»);
— справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г. № 100) — составляется на выполненные в отчётом периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы (см. приложение6 «Справка о стоимости вполннных работ и затрат»);
— справка для расчётов за выполненные работы (услуги) (форма № ЭСМ -7, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г. № 100) — применяется для производства расчётов организации с заказчиками и для подтверждения выполненных работ (услуг) строительными машинами (механизмами);
— товарно — транспортная накладная (форма № 1- Т, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. № 78) — применяется при перевозке материальных ценностей автомобильным транспортом (см. приложение8 «Товарно-транспортная накладная»);
— транспортная железнодорожная накладная (ГУ — 27) или корешок дорожной ведомости № 3 (комплект перевозочных документов ГУ — 29 — 0) — применяются при перевозке материальных ценностей железнодорожным транспортом;
— почтовая квитанция;
— квитанция разных сборов за услуги железнодорожного транспорта (РС-97 М);
— заказ — квитанция на перевозку и погрузку — разгрузку грузов;
— акт или иной документ, подтверждающий факт выполнения работ (оказания услуг).
Аналитический учёт по счёту 76 «расчёты с разными дебиторами и кредиторами ведётся в ведомости № 7. Такая ведомость открывается для каждого субсчёта. В конце месяца по ведомости аналитического учёта подсчитывают итоги оборотов и выводят сальдо на следующий месяц. Кредитовые обороты в разрезе корреспондирующих счетов из ведомостей № 7 записывают в журнал — ордер № 8 по кредиту счёта 76. По счёту 76 записи производят итогами за месяц по субсчетам.
При получении материалов может оформляться форма №М -7, когда есть расхождения между фактическим качеством и количеством товара и данными сопроводительных документов. Например, если ценности списаны на задолженность поставщика, сторонних лиц.
Для системного отражения операций приобретения материалов, расчётов за произведённые подрядчиком работы и оказанные услуги, и расчётов с поставщиками и подрядчиками предназначен комбинированный журнал — ордер № 6. Он ведётся линейно — позиционным способом, что даёт возможность судить о состоянии расчётов с поставщиками и подрядчиками по каждому документу.
При осуществлении расчётов в порядке плановых платежей журнал-ордер № 6 ведётся с ведомостью № 5 «Аналитический учёт расчётов с поставщиками в порядке плановых платежей. Ведомость открывают на год, полугодие или квартал.
Когда в кассу поступают суммы по удовлетворённым претензиям, то оформляется приходный кассовый ордер (форма № КО — 1), отчёт кассира (форма № КО — 4). Если деньги по удовлетворённым претензиям поступают на расчётный и валютный счета — выписка банка, платёжное поручение.
Акт о списании дебиторской задолженности применяется для списания с баланса дебиторской задолженности, по которой истёк срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания. По этому акту также списывается ущерб, подлежащий взысканию с виновных лиц.
Синтетический и аналитический учёт по счёту 76 «расчёты с разными дебиторами и кредиторами субсчёт 1 «расчёты по имущественному и личному страхованию ведётся в ведомости, обеспечивающей формирование информации по отдельным страховщикам и договорам с указанием даты возникновения обязательств по ним и даты их погашения, а также по суммам страховых возмещений, полученных организацией при наступлении страховых случаев. 10]
1.4 Бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности Дебиторская задолженность фактически представляет собой компоненту собственных средств предприятия, а кредиторская задолженность фактически представляет собой компоненту заемных средств. Общая черта кредиторской и дебиторской задолженностей — это то, что они основаны на разрыве во времени между товарной сделкой и ее оплатой.
К основным правилам бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности относится: своевременное и полное выявление должников организации, достоверное и обоснованное отражение дебиторской и кредиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета и отчетности, учет погашения задолженности и соблюдение правил списания безнадежной задолженности обоих видов.
В соответствии с Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (далее ПБУ 4/99) в бухгалтерской отчетности активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. 11]
Состав показателей, в котором должна быть представлена дебиторская и кредиторская задолженность в бухгалтерской отчетности, представлен в таблице 2.
Таблица 2- Состав видов дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности в соответствии с ПБУ 4/99
Дебиторская задолженность | Кредиторская задолженность | |
Покупатели и заказчики | Поставщики и подрядчики | |
Векселя к получению | Векселя к уплате | |
Задолженность дочерних и зависимых обществ | Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами | |
Задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал | Задолженность перед персоналом организации | |
Авансы выданные | Задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами | |
Задолженность участникам (учредителями) по выплате доходов | ||
Авансы полученные | ||
Прочие кредиторы | ||
В существующих формах отчетности организаций отражаются:
— информация о дебиторской и кредиторской задолженности — в Бухгалтерском балансе (форм1а № 1);
— сальдо дебиторской и кредиторской задолженности с расшифровкой по видам и сроку обращения и данные по движению видов задолженности (то есть остаток на начало и конец года) — в разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Выявленное по каждому контрагенту дебетовое и кредитовое сальдо составляет соответственно дебиторскую и кредиторскую задолженность предприятия. При составлении отчетности важно помнить, что в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов. 11]
Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении. 12]
Величина дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации, с учетом скидок и накидок.
Величина кредиторской задолженности определяется из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом, с учетом скидок и накидок.
Синтетический и аналитический учет дебиторской и кредиторской задолженностей должен быть организован таким образом, чтобы обеспечивать прозрачность и простоту формирования необходимых раскрытий информации в финансовой отчетности, а также управление этими активами и обязательствами. Степень детализации аналитического учета должна позволять анализировать оборачиваемость данного актива и погашение данного обязательства в разрезе каждого контрагента и однородных хозяйственных операций в разрезе каждого договора.
Для отражения дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерском учете используются счета раздела VI «Расчеты» Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Счета этого раздела предназначены для обобщения информации обо всех видах расчетов организации с различными юридическими и физическими лицами, а также о внутрихозяйственных расчетах. [13]
В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженность отражаются по их видам.
Дебиторская задолженность демонстрируется на счетах:
· 62 «Расчеты и покупателями и заказчиками» ,
· 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ,
· 73 «Расчеты с персоналам по прочим операциям» ,
· 75 «Расчеты с учредителями» ,
· 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» ,
· 79 «Внутрихозяйственные расчеты» .
Кредиторская задолженность демонстрируется на счетах:
· 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ,
· 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ,
· субсчет «По выплате доходов», 76, 79.
При ведении учета дебиторской и кредиторской задолженности особое внимание нужно обратить на сроки исковой давности.
Дебиторская задолженность при истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов. Списание задолженности оформляется приказом руководителя. В бухгалтерском учете оформляются записи:
· Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счетов 62, 76;
· Дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» Кредит счетов 62, 76.
Списанная дебиторская задолженность в целях контроля демонстрируется на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» и учитывается там в течение пяти лет.
При поступлении средств по ранее списанной дебиторской задолженности дебетуют счета учета денежных средств: 50, 51, 52 и кредитуют счет 91. Важно заметить, что одновременно на указанные суммы кредитуют забалансовый счет 007.
В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» суммы списанной дебиторской задолженности включаются в состав внереализационных расходов, участвующих в формировании финансовых результатов, которые учитываются при налогообложении прибыли.
Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты и оформляется следующими бухгалтерскими записями:
· Дебет счетов 60, 76 Кредит счета 91.
В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» суммы списанной кредиторской задолженности включаются в состав внереализационных доходов, участвующих в формировании финансовых результатов, которые учитываются при налогообложении прибыли.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», на котором учитываются расчеты за поставленные материально-производственные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Расчеты с организациями за коммунальные услуги и т. п. допускается вести на счете 76. Подрядные организации учитывают расчеты с субподрядчиками на счете 60. Выданные авансы учитываются на счете 60 обособленно. Все операции, связанные с расчетами за материальнопроизводственные запасы, работы и услуги, отражаются по кредиту счета 60 независимо от времени оплаты счетов (по начислению) и отражаются в дебет счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Приобретение материалов», 19 «НДС по приобретенным ценностям», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 43 «Коммерческие расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.
Материалы в пути и неотфактурованные поставки отражаются в учете записью:
· Дебет счета 10 Кредит счета 60.
По дебету счет 60 корреспондирует со счетами учета денежных средств:
· Дебет счета 60 Кредит счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Не стоит забывать, что валютные счета» .
На сумму зачета ранее выданного аванса оформляется запись:
· Дебет счета 60, соответсвующий субсчет, Кредит счета 60, субсчет «Авансы выданные» .
При списании кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности в учете оформляется запись:
· Дебет счета 60 Кредит счета 91−2 «Прочие расходы» .
Сумма задолженности, обеспеченная выданными векселями, учитывается на счете 60 обособленно. Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому поставщику (подрядчику) и каждому расчетному документу.
Учет авансов ведется на счетах 60 и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» обособленно. Использование авансов в расчетах оговаривается в договорах и выделяется в расчетно-платежных документах. В бухгалтерском учете организации, выдавшей аванс, оформляется запись:
· Дебет счета 60, субсчет «Авансы выданные», Кредит счетов 50, 51, 52.
На счете 60 авансы выданные числятся до момента погашения задолженности перед поставщиком или подрядчиком. К примеру, при поступлении материалов в счет аванса оформляются проводки:
· Дебет счета 10 Кредит счета 60 — на стоимость поступивших материалов без НДС;
· Дебет счета 19 «НДС по полученным ценностям» Кредит счета 60 — на сумму НДС.
Важно заметить, что одновременно производится зачет аванса выданного:
· Дебет счета 60 Кредит счета 60, субсчет «Авансы выданные» .
НДС по оплаченным материалам предъбудет к зачету из бюджета:
· Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС», Кредит счета 19.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками
Учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», к которому могут открываться субсчета:
· 62−1 «Расчеты в порядке инкассо» — расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам к оплате расчетным документам;
· 62−2 «Расчеты плановыми платежами» — расчеты с покупателями при наличии длительных хозяйственных связей, носящих постоянный характер и не заканчивающихся при поступлении оплаты по последнему расчетному документу;
· 62−3 «Расчеты с покупателями и заказчиками, обеспеченные полученными векселями» .
На счете 62 обособленно учитываются авансы полученные, и соответственно данный счет может иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо.
По кредиту счет 62 корреспондирует:
· с дебетом счетов 50, 51, 52 — по получению денежных средств в оплату предъявленных покупателям и заказчикам счетов;
· с дебетом счета 62, субсчет «Авансы полученные» — по зачету авансов полученных;
· с дебетом счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» — при списании убытков от дебиторской задолженности, и т. д.
По дебету счет 62 корреспондирует с кредитом счетов 90−1 «Выручка», 91−1 «Прочие доходы» — на сумму предъявленных покупателям и заказчикам расчетных документов.
Аналитический учет на счете 62 ведется по каждому покупателю или заказчику и по каждому расчетному документу.
В случае если организация использует авансовую форму расчетов, то в бухгалтерском учете организации, получившей аванс, оформляются записи:
· При поступлении аванса на счета организации: Дебет счетов 50, 51, 52 Кредит счета 62, субсчет «Авансы полученные» .
С суммы полученного денежного аванса организация должна исчислить НДС в бюджет. На сумму аванса заполняется счет-фактура, а в бухгалтерском учете делается запись:
o Дебет счета 62, субсчет «Авансы полученные», Кредит счета 68 — на сумму исчисленного НДС.
· При отгрузке продукции покупателю или сдаче заказчику выполненных работ полученная сумма аванса засчитывается в уменьшение задолженности перед покупателем (заказчиком), а в учете делаются записи:
o Дебет счета 62, субсчет «Авансы полученные», Кредит счета 62 — на сумму отгруженной продукции, включая НДС;
o Дебет 68, субсчет «НДС», Кредит счета 62, субсчет «Авансы полученные» — на сумму восстановленного НДС.
Аналитический учет ведется по каждому выданному и полученному авансу.
Учет расчетов с подотчетными лицами
Расходы на приобретение материальных ценностей в магазинах, канцелярские расходы, командировочные расходы и др. могут оплачиваться наличным путем через подотчетных лиц.
Подотчетными лицами будут сотрудники организации, получившие под отчет наличные суммы денежных средств на предстоящие административно-управленческие или командировочные расходы.
Стоит сказать — полученные под отчет денежные средства разрешается расходовать только на те цели, на которые они выданы.
В установленные сроки подотчетное лицо обязано представить авансовый отчет об израсходованных суммах с приложением оправдательных документов (авансовые отчеты по командировкам внутри страны — в течение трех дней, по заграничным командировкам — в течение 10 дней). Авансовый отчет утверждается руководителем организации, неизрасходованные суммы возвращаются в кассу, и новый аванс выдается только после полного отчета по ранее выданному авансу.
Для учета расчетов с подотчетными лицами применяется активно-пассивный счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Схема бухгалтерских проводок такова:
· Дебет счета 71 Кредит счета 50 «Касса» — выдан аванс под отчет (перерасход по авансовому отчету).
Расходы, оплаченные за счет подотчетных сумм, на основании авансового отчета и в зависимости от назначения относится на:
· Дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Приобретение материалов», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др. Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ;
· Дебет счета 50 Кредит счета 71 — сдан в кассу остаток аванса.
Аналитический учет расчетов ведется в журнале-ордере № 7 по каждому подотчетному лицу и по каждому выданному авансу.
Одним из необходимых средств для учета дебиторской и кредиторской задолженности является инвентаризация. Она необходима для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности и позволяет выявить остатки дебиторской и кредиторской задолженности.
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. [14]
Предоставляемая в течение отчетного года бухгалтерская отчетность может не содержать информации об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления предыдущей годовой бухгалтерской отчетности, раскрывающей учетную политику. [15]
Инвентаризация производится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Основанием для ее проведения служит приказ руководителя по унифицированной форме № ИНВ-22. До начала инвентаризации бухгалтерия должна составить справку об оставшихся суммах на счетах расчетов с дебиторами и кредиторами (приложение к форме № ИНВ-17). Результаты проведенной инвентаризации оформляются актом по форме № ИНВ-17. В нем отражаются выявленные по документам остатки, которые числятся на соответствующих счетах с выделением сумм с истекшим сроком исковой давности по каждому контрагенту.
Возникшая задолженность (кредиторская и дебиторская) может быть прекращена исполнением обязательств как лично должником, так и сторонней организацией по его поручению. Операции по погашению задолженности лично должником путем прямой оплаты отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:
Погашена дебиторская задолженность покупателя Д51 К62
Погашена кредиторская задолженность поставщику Д60 К51
Обычно платежи по текущим обязательствам погашают не наличными деньгами, а перечислением денежных средств через банковские организации. Применение той или иной формы расчетов предусматривается в договоре между сторонами (поставщиком и покупателем), за исключением случаев, когда правилами банка установлены обязательные формы расчетов.
В настоящее время в Россиb для безналичных расчетов используются 7 следующих основных способов: 1) платежными поручениями, 2) платежными требованиями, 3) инкассовыми поручениями, 4) аккредитивами, 5) чеками, 6) при помощи векселей, 7) с использованием банковских карт.
Одним из видов прекращения встречных обязательств является зачет взаимных требований. В учете зачет оформляется следующим образом:
Отражено погашение взаимных задолженностей Д60(76) К62(76)
Прекращение задолженности может быть осуществлено также путем взаиморасчетов, когда задолженность оплачивается третьим лицом по поручению должника, а затем составляется акт о погашении долга за счет средств, полученных в счет взаиморасчетов.
Одним из самых распространенных способов прекращения дебиторской задолженности является договор уступки права требования (договор цессии).
Договор уступки права требования — соглашение о замене прежнего кредитора (цедента), который выбывает из обязательства, другим субъектом (цессионарием), к которому переходят права прежнего кредитора.
При продаже дебиторской задолженности по договору цессии у цедента производятся в учете следующие записи (цифры условные):
Заключен договор об уступке права требования Д 76 К91
Списана с баланса дебиторская задолженность Д91−2 К62
Определен убыток от продажи задолженности Д 99 К 91−9
Получены денежные средства по договору цессии Д51 К76
При этом стороны договора цессии обязаны уведомить должника о состоявшейся уступке. Предприятие-должник делает следующую проводку:
Отражена замена кредитора после получения уведомления Д 60 К 60.
У организации-правоприобретателя приобретенная дебиторская задолженность будет отражаться на счете 58, так как, согласно Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02: «3. К финансовым вложениям организации относятся:…дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования…» .
Суммы безнадежной дебиторской задолженности и невостребованной кредиторской задолженности подлежат списанию. Дебиторская задолженность списывается на уменьшение прибыли (как прочие расходы) или резерва сомнительных долгов. Кредиторская задолженность по истечение срока исковой давности также списывается на финансовые результаты. Основанием для списания задолженностей обеих видов после истечения срока исковой давности служат письменные обоснования, акт инвентаризации и приказ руководителя организации о списании задолженности.
Таким образом, дебиторская задолженность — это задолженность других лиц перед данной организацией, отражение которой в бухгалтерской отчетности выражено как имущество организации, а кредиторская задолженность характеризуется суммой долгов, причитающейся к уплате в пользу других лиц. 7]
2. Учетная политика организации
2.1 Теоретические основы учетной политики Теоретические и методологические основы и принципы ведения бухгалтерского учета на предприятии служат основанием и определяют формирование учетной политики организации.
Законом подтверждено, что, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из структуры, отрасли и других особенностей деятельности. В нем так же указано, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменения учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов, органов, осуществляющих регулирования бухгалтерского учета, а так же в случаях реорганизации, смены собственников. Изменения в учетной политике должны быть обоснованными и оформляться согласно Положения об учетной политике (ПБУ 1 /98). В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
Закон закрепил основные элементы учетной политики (ст. 6 пункт 3):
— рабочий план счетов бухгалтерского учета;
— формы первичных учетных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов;
— порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов активов и обязательств;
— порядок документооборота и технология учетной информации;
— порядок контроля за хозяйственными операциями, а так же другие решения необходимые для организации бухгалтерского учета.
Более подробно эти элементы рассматриваются в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1 / 98).
Согласно тому Положению под учетной политикой понимается выбранная им совокупность способов и приемов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оцени фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы, приемы.
Учетная политика предприятия формируется руководителем на основе Положения 1 / 98 «Учетная политика организации» .
В Положении 1 / 98 введены два понятия «допущения» и «требования», под углом зрения которых должна строиться вся учетная политика на предприятии. Понятия «допущение» предполагает определенные условия, создаваемые организацией при постановке бухгалтерского учета (базовый принцип). Понятие «требования» означает соблюдение принятых правил ведения бухгалтерского учета (основной принцип).
При формировании учетной политики предполагается, что:
— имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других предприятия (допущение имущественной обособленности предприятий);
— предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствует намерение и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывной деятельности предприятия);
— выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
— факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному году, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этим фактом (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Учетная политика предприятия должна обеспечивать:
— полноту отражения в бухгалтерском учете всех хозяйственных фактов деятельности предприятия (требование полноты);
— большей готовности к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов, не допускается создания скрытых резервов (требования осмотрительности);
— отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритете содержания над формой);
— тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а так же показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости);
— рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятие (требование рациональности).
На основе действующих общих правил ведения бухгалтерского учета, нормативных документов организации имеют право самостоятельно формировать следующие элементы учетной политики:
1. Выбор используемых учетных регистров, последовательность записи в них (формы бухгалтерского учета);
2. Составление рабочего плана счетов на основании типового Плана счетов; учет дебиторский кредиторский задолженность
3. Выбор варианта синтетического учета производственных запасов;
4. Установление метода оценки потребленных производственных запасов, готовой продукции и незавершенного производства;
5. Установление порядка начисления износа по основным средствам;
6. Установление порядка начисления износа по нематериальным активам;
7. Выбор способа (методики) группировки и списания затрат на производство;
8. Установление способа учета выпуска готовой продукции (работ, услуг);
9. Выбор метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции;
10. Выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;
11. Формирование резервов;
12. Порядок списания затрат по ремонту;
13. Выбор метода определения выручки от реализации;
14. Порядок учета курсовых ризниц;
15. Варианты распределения и использования чистой прибыли;
16. Учет финансовых результатов при выполнении долгосрочных договоров.
Учетная политика предприятия подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т. п.) организации.
Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные предприятием при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом издания соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми структурными подразделениями предприятия (включая выделенные на отдельный баланса) независимо от их места расположения.
Предприятие должно раскрыть избранные при формировании ученой политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности предприятия за год.
Предоставляемая в течение отчетного года бухгалтерская отчетность может не содержать информации об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления предыдущей годовой бухгалтерской отчетности, раскрывающей учетную политику. [16]
2.2 Учетная политика для целей бухгалтерского учета дебиторской и кредиторской задолженности Рекомендуется прописать в учетной политике принципы оценки и признания для таких статей баланса, как денежные средства, дебиторская и кредиторская задолженность, основные средства и некоторых других.
В активе баланса дебиторская задолженность может группироваться следующим образом.
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков. Непогашенная задолженность покупателей товаров в ценах реализации. Учет данной статьи может вестись в разрезе структуры отчета о продажах с выделением дополнительных аналитических счетов.
Дебиторская задолженность поставщиков и подрядчиков по бизнесу. Сумма уплаченных поставщикам авансов по предстоящим расчетам в соответствии с заключенными договорами на поставку товарно-материальных ценностей, услуг, работ. Учет по данной статье может вестись в разрезе структуры отчета о продажах и (или) структуры расходов опять же с выделением необходимых субсчетов.
Дебиторская задолженность поставщиков и подрядчиков по текущим обязательствам. Эта статья баланса предназначена для учета задолженности по всем обязательствам текущего характера (например, аренда, оплаченная авансом), если в силу принципа существенности такое обязательство не может быть списано на затраты кассовым методом. Учет по данной статье ведется в разрезе структуры отчета о продажах или структуры расходов с применением необходимых субсчетов.
Дебиторская задолженность бюджета. Данная статья выделяется для учета задолженности бюджетов всех уровней перед юридическим лицом, если таковая существует (например, суммы к возмещению ущерба действиями государственных органов, определенные решением суда и пр.)
Дебиторская задолженность персонала. Применяется для учета задолженности сотрудников перед компанией. Учет ведется отдельно по каждому сотруднику с выделением субсчетов по видам задолженности, если это необходимо.
Оценка дебиторской задолженности может производиться в валюте учета на момент оплаты по курсу ЦБ РФ или, например, в момент возникновения актива (такие моменты необходимо определить). Если дебиторская задолженность не переоценивается, то курсовые разницы фиксируются на момент выбытия (погашения, преобразования) актива либо пересчитываются по определенному правилу, установленному в компании.
Кредиторская задолженность Краткосрочная кредиторская задолженность. Может учитываться в разрезе тех же статей и той же аналитики, что и дебиторская задолженность (раздел «Дебиторская задолженность»). Аналогичным образом она и оценивается. 16]
В учетной политике должны быть пункты, посвященные сверке дебиторской и кредиторской задолженности. Ведь четкий порядок, как ее проводить, с какой периодичностью, в действующем законодательстве не предусмотрен. Однако без сверки организация не сможет оперативно определять сомнительные и безнадежные долги, списывать их после того, как истек срок исковой давности и т. п.
Учетная политика также предполагает итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. С этой целью создаются отчеты о дебиторской и кредиторской задолженности.
Отчеты о дебиторской задолженности — сводный документ, предоставляющий информацию на какой-либо момент времени о сделках с отсроченными платежами и еще непогашенной задолженностью.
Отчеты о кредиторской задолженности — сводный документ, суммирующий информацию на какой-либо момент времени о закупках на условиях отсроченного платежа и еще непогашенной задолженности.
Дебиторская или кредиторская задолженность возникает (или погашается) при совершении организацией любых операций, связанных с движением денежных средств, материальных ресурсов или принятием ею на себя определенных обязательств (например, дать кредит, заплатить неустойку при нарушении условий договора, уплатить долг третьей стороны и т. п.). Имея информацию, предоставленную в дебиторском и кредиторском отчете, можно:
1. Отслеживать динамику производства, продаж и закупок: сколько вы продаете (какая при этом выручка); сколько вы покупаете (и с какими затратами); сколько вы имеете свободных средств (каковы их источники и где эти средства размещены).
2.Иметь четкое представление о состоянии своих расчетов. Это всегда важно, поскольку позволяет быстро сориентироваться в случае возникновения нештатных ситуаций. Допустим, организации срочно понадобились деньги — из отчета о дебиторской задолженности можно увидеть, имеется ли возможность их откуда-нибудь получить, или же следует брать кредит. Опять же, если необходим кредит, то данные из отчета о дебиторской задолженности помогут определить, на какой срок этот кредит необходим.
Отчет о кредиторской задолженности дает сведения о всех предстоящих платежах, есть возможность быстро принять решение о том, какие платежи можно пока отложить с тем, чтобы высвободить необходимую вам сумму денежных средств. Возможна и иная ситуация: неожиданно была получена приличную сумму денег. Тогда отчет о кредиторской задолженности подскажет, на что ее лучше потратить. А на основании отчета о дебиторской задолженности вы сможете решить, кому из ваших должников вы готовы предоставить дополнительную отсрочку платежа.
3.Спланировать свои доходы и расходы. Зная, когда и сколько поступит денежных средств на расчетный счет, можно подсчитать сумму ожидаемой выручки, а значит и сумму предстоящих налоговых платежей (для тех предприятий, которые в соответствии с принятой ими учетной политикой учитывают выручку для целей налогообложения «по оплате»). С учетом суммы предстоящих денежных поступлений можно определить, сколько вы должны и когда сможете потратить соответствующие суммы на уплату налогов, закупку сырья, выплату заработной платы работникам и т. п. Однако погашение задолженности (дебиторской или кредиторской) возможно не только деньгами, но и встречными поставками продукции, путем проведения взаимозачетов и т. п. Поэтому в отчеты о дебиторской и кредиторской задолженности должны включаться все сведения о проведении расчетов (в том числе по бартерным операциям, по расчетам с участием третьих лиц и т. п.).
4.Оценивать своих покупателей. Анализируя динамику возникновения и погашения задолженностей за достаточно длительный период времени, можно установить, кто из ваших партнеров платит исправно, а кто не выполняет взятые на себя обязательства в срок. Если в отношениях с тем или иным партнером проявляются негативные тенденции, следует незамедлительно выяснить причины их возникновения. Возможно, работник этой фирмы, отвечающий за ведение расчетов с вами, просто не видит смысла платить в срок. Тогда вы вправе решить, что предпринять дальше: принять это как данность и делать скидку на необязательность (или излишнюю экономность) чужих сотрудников при планировании своих доходов или же пытаться как-то воздействовать на ситуацию и держать расчеты с этой фирмой под более пристальным контролем.
Однако не исключено, что у вашего партнера по бизнесу просто финансовые трудности. В этом случае обязательно следует оценить степень его платежеспособности и решить, в каком режиме продолжать дальнейшее сотрудничество, с тем, чтобы свести к минимуму риск возможных потерь по неоплаченным счетам.
Данные отчеты позволяют ранжировать клиентов по степени их платежеспособности. Это позволит в зависимости от надежности клиента ставить основные условия поставки продукции (цена, срок оплаты, максимальная партия и т. п.).
Заключение
Текущие обязательства предприятия представлены в виде дебиторской и кредиторской задолженности. Дебиторская задолженность фактически представляет собой компоненту собственных средств предприятия, а кредиторская фактически представляет компоненту заемных средств. Известно, что за счет собственных и заемных источников происходит формирование оборотных средств предприятия. Средства и источники средств предприятия находятся в постоянном кругообороте — деньги превращаются в сырье и материалы, которые в ходе производственного процесса становятся готовой продукцией, которая реализуется за наличный или безналичный расчет, в ходе этих процессов возникают расчеты с юридическими и физическими лицами, бюджетами всех уровней и др. Следовательно, поддержание оптимального объема и структуры текущих активов, источников их покрытия и соотношения между ними — необходимая составляющая обеспечения стабильной и эффективной работы предприятия. В свою очередь, стабильность и эффективность работы предприятия во многом зависит от его способности погашать свои текущие и долговременные обязательства, а также вовремя получать причитающиеся ему средства от реализации продукции, услуг и пр., чтобы поддерживать непрерывность воспроизводственного цикла.
Роль бухгалтерского учёта как важнейшего средства получения полной и достоверной информации не только об имуществе предприятия, но и о его обязательствах возрастает. Приобретает все большую значимость организация учета и контроля взаимных расчетов. Этот кругооборот хозяйственных расчетов требует постоянного внимания для принятия правильного управленческого решения. Следовательно, контроль и учет дебиторской и кредиторской задолженности является одной из главных задач на предприятии.
Синтетический и аналитический учет дебиторской и кредиторской задолженностей должен быть организован таким образом, чтобы обеспечивать прозрачность и простоту формирования необходимых раскрытий информации в финансовой отчетности, а также управление этими активами и обязательствами.
Список использованных источников
1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Что нового с 2011 года: статья. [Электронный ресурс]// http://www.mosbuhuslugi.ru/material/polozhenie-vedeniyu-buhgalterskogo-ucheta-otchetnosti
2. Ивашкевич В. Б., Семенова И. М. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности./ Ивашкевич В. Б., Семенова И. М — М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2003. — 192с.
3. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: самоучитель. [Электронный ресурс]// http://www.be5.biz/buhgalterskij_uchet/2011;1/index.php
4. Любушин, Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб пособие/ Н. П. Любушин.- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2005. -448 с.
5. Савицкая, Г. В. Методика комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности/ Г. В. Савицкая.-3-е изд., испр.- М.: Инфра-М, 2006. -320с.
6. Кудрявцев Н. Н., Нитецкий В. В. Аудит. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
7. Алахтаева Н. М., Котляр Н. А.: статья. [Электронный ресурс]// http://www.pandia.ru/text/77/31/214.php
8. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая: текст с изм. и доп. в ред. от 01.01.2014 г. — М.: Эксмо, 2014. — 1008 с. — (Актуальное законодательство)
9. Гражданский кодекс РФ. [Электронный ресурс]// http://base.garant.ru/10 164 072/
10. СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru/
11. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. Приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н)
12. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
13. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению с последними изменениями. — Изд.4-е, стер. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 155с. — (Библиотека бухгалтера и аудитора).
14. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств/ Утверждено Приказом Минфина РФ 13.06.95 г. № 49
15. Терентьева Т. В. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие/под.ред. Александрова Л. И. [Электронный ресурс]// http://abc.vvsu.ru/Books/teorija_buhg_uch_up_kompleks/
16. Журнал главбух № 20,октябрь 2013 «Методология учета. Учетная политика» .