Управление качеством пива
Итак можно подвести итоги, в пиве содержится большое количество легкоусвояемых питательных веществ, главным образом углеводов, немного аминокислот, других продуктов расщепления белка и минеральных веществ. Кроме того, в нем есть алкоголь, углекислый газ, горькие и дубильные вещества хмеля, органические кислоты. Из всех питательных веществ в пиве больше всего углеводов. Их процентное содержание… Читать ещё >
Управление качеством пива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ КУРСОВАЯ РАБОТА Тема
«Управление качеством пива»
Выполнил: Круглов Кирилл Группа ЭУ-303
Руководитель: Елбаев Ю.А.
Москва 2011 г.
Введение
В современных условиях рыночной экономики в России многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям.
К настоящему времени Российская пивная отрасль фактически сложилась как обширнейшая область предпринимательской деятельности и получила в последние годы новые импульсы своего развития. Пиво — самый древний алкогольный напиток в истории человечества. Он занимает особое место в потреблении напитков, имеет огромную популярность и широко распространен. Пиво — освежающий, насыщенный диоксидом углерода пенистый напиток, приготовляемый из зерновых хлебов с прибавлением хмеля. Популярность этого пенного напитка в России очень велика и увеличивается ежегодно за счет великого ассортимента пива
Актуальность выбранной тематики очевидна, так как при правильном выборе ассортиментной политики торгового предприятия будет максимальным образом удовлетворяться спрос его потребителей и в конечном итоге предприятие будет рентабельным.
Цель моей курсовой работы предопределила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач исследования:
— овладеть достаточными теоретическими знаниями в области качества пива и его пользы или же вреда для организма;
— проанализировать качество продукции на крупных предприятиях, производящих пивную продукцию.
1. Анализ качества пива и контроль за качеством пива Главный показатель качества пива — это пена. Начинать определять качество нужно с этикетки. Как написано на одном интернет-сайте, посвященном пиву, на этикетке указаны две цифры в процентах. Первая — процент градусности алкоголя. Вторая цифра обозначает концентрацию массовой доли сухих веществ в начальном сусле и указывается в процентах или градусах Баллинга. Градус Баллинга — весовой процент экстракта, выраженный в граммах экстрактивных веществ, содержащихся в 100 г раствора. Эту единицу измерения предложил в XIX веке чешский химик Карел Наполеон Баллинг. Пиво с малым содержанием алкоголя имеет плотность до 5%, средним — до 12%, крепкое пиво — свыше 14%.
Специфичными факторами формирования промышленного ассортимента сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента — производственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирование спроса, материально-техническая база торговой организации.
Сырьевая база производственных организаций определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья. Недостаточность или трудоемкость добычи, сбора или выращивания отдельных видов сырья приводит к сокращению ассортимента соответствующих товаров.
Так, отдаленность районов произрастания, высокая трудоемкость сбора отдельных видов дикорастущих ягод привели к сокращению ассортимента изделий, вырабатываемых на натуральном сырье, и замену их изделиями на синтетических пищевых добавках, имитирующих вкус, запах и цвет ягод (например, безалкогольные напитки).
Материально-техническая база товарного производства также оказывает значительное влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент товаров, пользующихся спросом, может сократиться. Последствиями этого являются чрезмерный спрос, рост цен и замена дефицитных товаров фальсифицированными. Именно из-за нехватки производственных ресурсов с низкой рентабельностью сократился ассортимент высококачественных виноградных вин, но расширился ассортимент их подделок или низкокачественной продукции.
Система контроля за качеством пива состоит из государственного и производственного контроля. Государственный контроль в Российской Федерации осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, а также специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и их должностными лицами. Производственный контроль осуществляется должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, лабораториями по обеспечению качества пива, иными службами, уполномоченными осуществлять контроль за качеством пива на предприятии. Производственный контроль — ставит своей задачей: — проверку выполнения планов и мероприятий по организации производственного процесса; - соблюдение нормативов качества сырья и материалов для производства пива; - выполнение требований государственных стандартов и иных нормативных правовых актов в области производства пива.
Контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона, предъявляемых к качеству пива, осуществляют профессиональные союзы, общественные отраслевые союзы и другие общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Тщательный контроль качества продукции и оперативное реагирование на запросы потребителей — вот те основы, которые позволяют говорить об ответственности бизнеса и поддерживать высокие стандарты.
2. Органолептическая оценка продукции (дегустация) Качественную органолептическую оценку продукции проводят высококвалифицированные эксперты-дегустаторы или товароведы. Их основные задачи — контроль качества готовой продукции, оценка стабильности вкусоароматических свойств пива при хранении, усовершенствование продукции и технологического процесса, разработка новых сортов, а также изучение рынка посредством дегустации пива других отечественных и зарубежных компаний.
Для проведения органолептических испытаний выборочно отбирают несколько единиц продукции, которые подвергаются оценке качества.
Пиво должно соответствовать требованиям и нормам ГОСТ Р 51 174 — 98 «Пиво. Общие технические условия». Обязательно должно изготавливаться по рецептурам и технологическим инструкциям, согласованным и утвержденным в установленном порядке, с соблюдением санитарных правил и норм для предприятий указанных в СанПин 2.3.2.1078 — 01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». По органолептическим показателям пиво должно соответствовать следующим требованиям, приведенным в таблице 2.
Таблица 2. Органолептические показатели качества пива
Наименование показателя | Тип пива | |||
Светлое | полутемное | темное | ||
Прозрачность | Прозрачная жидкость без посторонних включений | |||
Аромат и вкус | Чистый вкус и аромат сброженного солодового напитка с хмелевой горечью и хмелевым ароматом без посторонних запахов и привкусов | |||
Соответствующие типу пива | Солодовый вкус с привкусом карамельного солода соответствующий типу пива | Полный солодовый вкус с выраженным привкусом карамельного или жженого солода соответствующий типу пива | ||
В пиве с экстрактивностью начального сусла 15% и выше должен присутствовать винный привкус. | ||||
Эти показатели индивидуальны для каждого сорта пива и являются критерием оценки его потребительских свойств. Все органолептические показатели качества пива определяются в процессе дегустации.
Специальное пиво, приготовленное с использованием несоложенных зерновых продуктов, а также вкусовых и ароматических добавок, разрешенных органами Минздрава России, выпускают по нормативному документу, утвержденному в установленном порядке.
По содержанию токсичных элементов, радионуклидов, N-нитрозаминов и микробиологическим показателям пиво должно соответствовать нормам, установленным гигиеническими требованиями к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, указанных в таблице 4 и 5.
Таблица 4 Показатели безопасности качества пива
Показатели | Допустимые уровни мг/кг, не более | |
Токсичные элементы: | ||
Свинец | 0,3 | |
Мышьяк | 0,2 | |
Кадмий | 0,03 | |
Ртуть | 0,05 | |
Нитрозамины: сумма НДМА и НДЭА | 0,003 | |
Радионуклиды: цезий-137 (Бк/л) Стронций-90 (Бк/л) | ||
Таблица 5 Микробиологические показатели пива
Индекс, группа продуктов | КМАФАиМ, КОЕ/100см, не более | Объем или масса продукта (см, г) в котором не допускаются БГКП колиформы | Дрожжи и плесени | Патогенные, в том числе сальмонеллы | |
Пиво разливное | ; | 1,0 | ; | ||
Пиво непастеризованное | ; | 3,0 | ; | ||
в кегах | ; | 3,0 | ; | ||
в бутылках | ; | 10,0 | ; | ||
Пиво пастеризованное и обеспложенное | 10,0 | ||||
При приемке пива проводят проверку качества упаковки и правильность маркировки потребительской и транспортной тары в соответствии требованиям ГОСТ Р 51 174−98, ГОСТ Р 51 074−97. паковывают бутылки с пивом в дощатые ящики по ГОСТ Р 13 360, 18 575, в ящики из гофрированного картона по ГОСТ Р 13 516, ящики из полимерных материалов, а также тару-оборудование по ГОСТ Р 24 831.
3. Маркировка пивных бутылок и их срок годности Бутылки с пивом маркируют путем наклеивания на каждую бутылку этикетки, контрэтикетки, кольеретки на горлышко бутылки; на бочку наклеивают ярлык, где должна быть указана следующая информация, важная для потребителя и необходимая при проведении идентификации и экспертизы:
— наименование продукта;
—наименование, местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика, экспортера, импортера;
— наименование страны и места происхождения;
— товарный знак изготовителя (при его наличии);
— содержание спирта при его объемной доле более 1%;
— состав пива;
— пищевая ценность;
— условия хранения;
— срок годности;
— объем, дм3;
— обозначение нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;
— информация о сертификации Дополнительно может быть нанесена следующая информация:
— утвержденная торговая марка;
— наименование организации-разработчика;
— краткая характеристика основы напитка;
— другие надписи информационного и рекламного характера Товарный знак изготовителя наносится только при условии его регистрации в установленном порядке.
Условия хранения определяются ГОСТ или другим нормативным документом.
Срок годности пивной продукции исчисляют с даты изготовления. Он может быть указан следующим образом: «Годен в течение… (часов, суток, месяцев)», «Годен до … (дата», «Использовать до … (дата)».
На этикетках бутылок с пивом дату изготовления наносят либо в виде штампов на оборотной стороне, либо в виде насечек против напечатанных цифр дней, месяцев, лет.
Информацию о сертификации пищевых продуктов наносит изготовитель в виде знака соответствия по ГОСТ Р 50 460. Отсутствие знака соответствия свидетельствует о том, что серийно изготовляемый продукт не сертифицирован у изготовителя.
Пиво транспортируют всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на соответствующем виде транспорта.
При транспортировании ящиков с бутылками пива в открытых машинах пиво должно быть защищено от действия света и мороза.
Транспортирование пива в торговые точки, оборудованные стационарными резервуарами и на базы розлива, производят в автоцистернах по ГОСТ 9218–86 или в автоцистернах по ГОСТ 9218–86, а также в автоцистернах по действующей нормативно-технической документации.
Пиво должно храниться при температуре не ниже 2 °C и не выше 12 °C. Пиво, разлитое в бутылки, должно храниться в специальных защищенных от атмосферного воздействия помещениях.
3.1 Анализ ассортимента и ассортиментной политики предприятия по товарной группе пива На настоящий момент рынок заполнен большими объемами товаров разных производителей, как отечественных, так и импортных. Покупатель стал очень осведомленным в области качества товаров по средствам доступности и разнообразия продуктов, за счет рекламы, и естественно, продавцу очень трудно быть на плаву, и поэтому ему приходится постоянно следить за полнотой, широтой и новизной ассортимента.
Наиболее популярным типом пива среди покупателей магазина является обычное светлое пиво, его пьют чаще всего. При этом обычное светлое пиво одинаково активно употребляют и мужчины, и женщины. Пиво с пониженным содержанием алкоголя следует считать преимущественно женским продуктом, в то время как пиво с высоким содержанием алкоголя — мужским продуктом. Среди потребителей некрепкого пива доля женщин в 2,5 раза больше, чем мужчин, а среди потребителей пива с высоким содержанием алкоголя мужчин в 3 раза больше, чем женщин.
На протяжении уже многих десятилетий самой известной и покупаемой маркой пива остается «Жигулевское». Около 60% покупателей покупают это пиво из числа других марок стоящих на витрине (диагр. 1).
Диаграмма 1. Товарооборот различных марок пива за 2009 год
«Жигулевское» является самой известной и популярной маркой пива с советских времен. Примечательно, что «Пивоваренная компания „Балтика“» начала свою историю в 1990 году именно с выпуска партии «Жигулевского».
Проверенные временем и любителями пива классические рецепты, а также огромный опыт и современные технологии компании «Балтика» обеспечивают высокое качество напитка по доступной цене.
Строго говоря, «Жигулевское» не является торговой маркой, — на территории России оно выпускается несколькими пивзаводами. В холодильных витринах супермаркета можно встретить «Жигулевское» пиво клинского, тверского, ярославского и казанского происхождения. Общим для всех «Жигулевских» является его плотность 11% и содержание алкоголя около 3,5 — 3,8% за редким исключением.
Второй наиболее известной маркой пива в России является «Балтика № 3» пивоваренной компании «Балтика № 3» — его покупательская способность составляет 37% населения. Существует четыре сорта «Балтики»: светлое, темное, крепкое и безалкогольное. Плотность пива варьирует от 11% до 17,5%, крепость от 0,5% до 8,5%. Известность этой марки объясняется хорошей рекламной поддержкой и десятилетним присутствием на российском рынке. Рекламные компании этой продукции постоянно проводятся по средствам массовой информации: телевидения, радио, газет и журналов.
Привлекает внимание покупателя бутылочное пиво в оригинальной (нестандартной) бутылке различной емкости (0,3л; 0,33л; 0,5л; 0,7л). Также этот вид пива можно купить в другой упаковке: бочонки (5 литров), кеги (30−50 литров), жестяные банки (0,33−0,5 литра), полиэтиленовые бутылки (ПЭТбутылки) (1,5−2,25 литра), в оригинальной бутылке с металлизированной этикеткой и литографией на пробке. Несмотря на определенную популярность ПЭТ-бутылок и жестяных банок ПК супермаркет предпочитает продавать пиво в стеклянной бутылке, которая является экологически чистой тарой и полностью соответствует требованиям стандарта. В качестве пива «Балтика» сомневаться не приходится. Так как продукция пивоваренной компании «Балтика» соответствует международному стандарту качества ISO 9001. Это дает гарантию покупателю, что на всех стадиях производства выполняются строго определенные правила, начиная с разработки продукции и заканчивая послепродажным обслуживанием.
Третье место по числу продаж занимает марка «Бочкарев» СанктПетербургской компании «Браво Интернешнл» — 25% покупателей. Пиво этой марки существует на рынке с 1999 года и бывает трех сортов: темное, светлое и крепкое с плотностью от 10% до 18,5% и содержанием алкоголя от 4% до 5,6%. В отличие от «Балтики», которая выпускается в различных по объему емкостях, бывает только в стандартной 0,5 л бутылке.
Четвертое место занимает марка «Золотая Бочка» (15%), за ней с небольшим отрывом — «Bavaria» (Нидерланды)/Бавария (Россия)" (14%) и столько же «Степан Разин». По 13% людей употребляют марки «Старый Мельник», «Ярпиво» и «Красный Восток», 10% — марку «Афанасий». Остальные марки были менее 10% употребляющих пиво. Около половины покупателей покупают другие марки пива.
Не так давно на предприятии был проведен SWOTанализ, где были выявлены важные критерии влияющих на выбор пива: марка, цена и дата изготовления (диагр.2).
Диаграмма 2. Факторы, влияющие на выбор пива Причем эти факторы являются одинаково важными как для мужчин, так и для женщин. Цена оказывается более важная характеристика для пожилых людей, чем для молодых: в качестве критерия, который учитывается в первую очередь при покупке пива, его покупает 78% покупателей старше 60 лет и 67% в возрасте 18—29 лет. В марках лучше всего разбираются более молодые потребители: 77% среди потребителей пива в возрасте 18—29 лет указали, что они в первую очередь обращают внимание на марку при покупке пива, тогда как среди потребителей в возрасте 60 лет и старше лишь 55% выбирают определенную марку, покупая пиво. Остальные критерии, такие как крепость, страна-изготовитель, упаковка и пр. можно считать второстепенными. На них в первую очередь обращает внимание соответственно 26%, 21%, 12% покупателей. Страна-изготовитель оказалась наиболее важным критерием для людей среднего возраста и менее важным для пожилых людей: соответственно 24% и 9% в упомянутых возрастных группах обращают внимание на происхождение пива. Самой популярной упаковкой пива для большинства россиян (76%) как и много лет назад остается стандартная бутылка емкостью 0,5 литров. Бутылку емкостью 1,5 л и больше предпочитает каждый десятый покупатель супермаркета. В бутылке 0,33 л любят покупать пиво 7% потребителей. Такая упаковка для пива, как жестяная банка не прижилась, в такой емкости покупают пиво только 2,6%. Еще меньше респондентов предпочитают покупать пиво в бочонках (0,1%) .
маркировка пиво ассортимент дегустация
4. Сезонное потребление пива Выраженный сезонный характер носит потребление пива («пик» приходится на май-июль) и безалкогольных пивных напитков (лето и весенние праздники). В смысле сезонности — летом, естественно, так как продукт является холодным напитком, он пользуется большим спросом, продажи пива подобны продажам мороженого. Летом объемы продаж пива возрастают многократно.
Небольшие объемы продаж отмечаются в Новогодние праздники и в осенний период дачного сезона.
Впрочем, есть такие любители пенистого напитка из ячменного солода и хмеля с небольшим содержанием алкоголя, которые готовы пить его круглый год и едва ли не круглые сутки. Благодаря таким потребителям продажи пива успешно осуществляются всегда и везде, а бизнес-план магазина выполняется.
Чтобы продажи пива увеличивались, магазины готовы выложить «все деньги» на рекламу. Расходы на нее рассчитываются, когда разрабатывается бизнес-план. Компания же в свою очередь стремится, сформировать наиболее эффективную структуру ассортимента как добавляя, новые виды продукции, так и изымая старые.
Отличительная особенность ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» в г. Ростове-на-Дону от других компаний состоит в том, что предприятие уделяет большое внимание рекламной политике. Постоянно участвует в профессиональных выставках (ежегодная международная выставка-ярмарка в г. Сочи, выставка-ярмарка в г. Москве «Пиво-индустрия», конкурс-дегустация во ВНИИПБ г. Москва), а также целенаправленно формирует свой фирменный стиль. Неплохо действуют и методы стимулирования сбыта (лотереи, розыгрыши, конкурсы, праздники пива, спонсирование футбола и т. д.). Большое значение компания уделяет марочной стратегии. Разработка новых сортов, повышение качества, внешнее оформление создают марке фирмы солидный имидж и устойчивое предпочтение со стороны потребителей.
Важную роль при формировании товарной политики в компании «Балтика» играет цена. Цена дифференцируется в зависимости от качества, издержек, конкуренции, покупательского спроса и других факторов. Ценовая политика основана на тщательном изучении потребителей и их сегментации. Средний потребитель продукции компании принадлежит к низко — и среднедоходной группе населения (56% потребителей имеют доход ниже 2000 руб.). Для 77% покупателей фактор цены является главным или одним из главных факторов его выбора. Потребители продукции (возраст от 20 до 40 лет) важнейшее значение придают вкусовым качествам и внешнему виду продукции.
Солидная компания «Балтика» чувствует себя более чем уверенно на российском рынке. Развитие этих и других направлений товарной политики требует инвестиционных вложений в разработку, производство, упаковку, рекламу и реализацию товара.
Эти компании зарекомендовали себя как серьезные партнеры, не нарушающие договорные условия и предоставляющие товар по первому требованию.
5. Анализ качества и управления товаров группы пива Анализируя качество любого продукта, следует учитывать его составляющие, то есть способность товара правильно выполнять свои функции; соответствие нормам и стандартам на необходимом уровне; отсутствие дефектов в течение заданного времени; полезный срок и частота использования; эстетичность.
Контроль — соответствия качества и ассортимента реализуемого пива в супермаркете, проводится по следующим стадиям:
— входной контроль качества товаров;
— контроль наличия пива достаточного ассортимента в супермаркете;
— контроль исполнения каждым поставщиком договоров поставки в ассортиментном разрезе;
— контроль снятия с реализации пивной продукции, истекающей срока годности;
— контроль состояния товарных запасов.
Пиво принимают партиями. Партией считают количество пива одного наименования, в однородной потребительской или транспортной таре, одной даты розлива, оформленное одним документом о качестве. При приемке пива подсчитывают число мест, фактическую массу брутто и количество бутылок согласно маркировке. Затем начинают осмотр тары и нанесенных на ней Этикеток, маркировочных знаков.
От партии пива, разлитого в стеклянные бутылки, жестяные банки, кеги вскрывают 3% ящиков, но не менее двух ящиков. От партии продуктов, расфасованных в бочки, фляги, вскрывают 3% всего числа единиц упаковки, но не более трех единиц. Если обнаружено повреждение тары, то количество контрольных ящиков удваивают. Из вскрытых контрольных мест отбирают две бутылки, при розливе пива в жестяные банки, и 1% всего числа бутылок, если пиво разлито в стеклянные бутылки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак можно подвести итоги, в пиве содержится большое количество легкоусвояемых питательных веществ, главным образом углеводов, немного аминокислот, других продуктов расщепления белка и минеральных веществ. Кроме того, в нем есть алкоголь, углекислый газ, горькие и дубильные вещества хмеля, органические кислоты. Из всех питательных веществ в пиве больше всего углеводов. Их процентное содержание характеризует показатель экстрактивности начального сусла. Отметим, что на этикетках отечественного пива часто указывается идентичный по значению показатель, обозначающий плотность. В процессе брожения в пиве образуются органические кислоты, которые в определенной концентрации придают хмельному напитку гармоничный, «сброженный» вкус. Количество органических кислот определяется показателем кислотности. Оптимальная кислотность пива — 1,0−2,5. Если она ниже нормы, пиво приобретает кислый вкус, если выше — вкус невыраженный. О качестве солода «докладывает» цвет пива. Цвет определяют и органолептическим методом.
Улучшение качества — это постоянная деятельность, связанная с решением задач, получения результатов, лучших по отношению к первоначально установленным нормам. Идеология постоянного улучшения качества прямо связана и вытекает из тенденции повышения конкурентоспособности такой продукции, которая обладает наиболее высоким уровнем качества при более низкой цене.
В соответствии с вышеизложенным резюмирую: Российская пивная продукция, двигается к мировому уровню.
Список использованных источников
1. Гончаров В. Д. Маркетинг продовольственных товаров в России. — М.: Финансы и статистика, 2002. -176 с.
2. Дубцов Г. Г. Товароведение пищевых продуктов. — М.: Мастерство, 2001. 264с.
3. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг. Учебное пособие/
4. Тимофеева В. А. Товароведение продовольственных товаров: Учебник. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
5. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебник (Высшее образование): М.: ИНФРА — М, 2005.
6. Чепурной И. П. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров. Учебник, М.: «ГИОРД», 2003.
7. Чкалов О. В. Торговое дело. Экономическое образование. Период, изд. — СПб.: Тест — ПРИНТ, 2008. — 320 с.
8. Шепелев А.Ф., Мхитарян К. Р. Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров. Учебное пособие. -Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2001.