Государственная поддержка молодых семей в России
Федеральные нормативно-правовые документы законодательной и программной базы государственной молодежной политики: Конституция РФ. Кодексы РФ (гражданский, трудовой, семейный). Федеральная программа патриотического воспитания молодежи. Федеральная программа содействия занятости населения. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 22.04.2005) «Об основах системы профилактики безнадзорности… Читать ещё >
Государственная поддержка молодых семей в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Проблемы молодой семьи в российском обществе
1.1 Понятие семьи, ее типы, структура
1.2 Социальные проблемы молодых семей в России
2. Меры государственной поддержки молодой семьи в России
2.1 Государственно-правовые основы комплексной поддержки молодой семьи
2.2 Жилищные программы, направленные на поддержку молодой семьи в Ростовской области
Заключение
Список использованных источников
Семья как социальный институт всегда являлась той основой, на которой построены все сложнейшие конструкции общественной организации. Она возникла в эпоху позднего неолита и до настоящего времени остается наиболее устойчивым социальным образованием: 85% людей в мире живут в семьях (преимущественно в нуклеарных — супруги и их дети). Адаптируясь к новым социальным условиям, семья меняет свою форму, те или иные функции, способы коммуникации, но сам институт семьи неизменно сохраняется.
Сегодня в Российской Федерации, согласно статье 38 Конституции Российской Федерации, семья находится под защитой государства. Пункт 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что семья — естественная и основная ячейка общества — имеет право на защиту со стороны общества и государства.
В современных условиях семья выделяется в самостоятельную, независимую от государства сферу, которая характеризуется приоритетом индивидуальных частных интересов и ценностей членов семьи. Она утрачивает признаки социально-публичного института, представляя собой союз лиц, не обремененных взаимными обязанностями. Государство должно быть заинтересовано в существовании такой семьи, которая способна обеспечить национальные интересы, сыграть значимую роль в развитии государства, становлении гражданского общества Тем более все вышеперечисленное относится к молодой семье. Так как во все времена молодежь считалась и считается наиболее уязвимой категорией населения, то и проблем у молодой семьи гораздо больше. Поэтому она так остро нуждается в социальной и правовой поддержке со стороны государства.
В связи с этим можно с уверенностью сказать, что данная тема очень актуальна в условиях современного общества.
Объектом курсовой работы является молодая семья в современной России.
Предметом — государственная поддержка молодой семьи в России.
Целью данной работы является анализ государственной поддержки молодой семьи в России.
Задачи курсовой работы:
— проанализировать проблемы молодой семьи в российском обществе
— выявить правовые аспекты социальной поддержки молодой семьи в России
— изучить программы социальной поддержки молодой семьи в Ростовской области
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
семья молодой социальный жилищный
1. ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1 Понятие семьи, ее типы, структура
Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и заканчивая более широкими (например, семья — это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди определений семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи «как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения», данное А. Г. Харчевым.
С позиции права семья — это конституционно-правовая категория, основанная на браке — юридически оформленном, добровольном союзе мужчины и женщины, порождающая взаимные личные и имущественные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей (ст. 7, 38 и 72 Конституции Российской Федерации).
То есть, это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Сущностью конституционно-правового положения семьи является совокупность правовых норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации, конституциях (уставах), законах субъектов России, международно-правовых актах, регулирующих и охраняющих общественные отношения по поводу семьи.
Для того чтобы применять те или иные нормативные акты, необходимо определить к какому типу относится та или иная семья. В современной статистике семьи подразделяются на типы по различным основаниям — по демографическому, по размеру семьи, по числу занятых членов семьи, по социальной и национальной принадлежности и др. Обычно «ядром» семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. Исходя из положений законодательства можно выделить следующие типы семьи: молодая, пожилая, многодетная, неполная, приемная, патронатная, малообеспеченная и др.
Стоит рассмотреть каждый тип более подробно.
Молодая семья — это семья впервые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста.
Таким образом, брак должен быть первым; продолжительность совместной жизни до 3 лет; граница возраста супругов от 18 до 30 лет[6].
Малообеспеченная семья — это семья, имеющая среднедушевой доход ниже установленной в субъекте РФ величины прожиточного минимума.
Многодетная семья — это семья, имеющая на содержании и воспитании трех и более детей в возрасте до 18 лет.
Пожилая семья — это семья, супруги которой достигли пенсионного возраста.
Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья — приемной семьей.
Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца.
Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей).
Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.
Можно выделить и другие типы семей по различным основаниям.
Структура семьи включает число и состав семьи, а также совокупность взаимоотношений между ее членами. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто — исполнение, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры семьи, можно выделить такие семьи, где руководство и организация всех ее функций сосредоточены в руках одного члена семьи. В других семьях имеется явно выраженное равное участие в управлении семьей всех ее членов. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором — о демократической. Различной может быть структура семьи с точки зрения того, как в ней распределены основные обязанности: большинство обязанностей сосредоточено в руках одного члена семьи или обязанности распределены равномерно.
Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе — это семья, включающая взрослых ее членов (мужа и жену, а также нередко кого-то из их родителей) и детей. Для семьи у нас наиболее типична ориентация на одного-двух детей. Семья чаше ориентирована на равноправное распределение обязанностей, а также равное участие в решении всех семейных проблем. В ходе социологических опросов на предпочтительность такой структуры взаимоотношений указывает большая часть опрошенных.
Нарушение структуры семьи — это такие особенности структуры, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей в семье между супругами выступает в качестве нарушения структуры взаимоотношений, поскольку препятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, на которого ложится основная нагрузка: в восстановлении физических сил, удовлетворении духовных (культурных) потребностей. По той же самой причине нарушением структуры отношений в семье следует признать семейный конфликт, препятствующий выполнению семьей различных ее функций.
Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи: — «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;
— «пополненная семья» — увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;
— «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
— «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен.
А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу:
— нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);
— расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений — прародителей, родителей и детей (внуков).
Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.
В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью[8].
Е. А. Личко разработал следующую классификацию семей:
— Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).
— Функциональные особенности: гармоничная семья; дисгармоничная семья.
Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует 6 типов распределения семейных ролей:
— централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;
— автономный — муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;
— демократический — управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.
Типы семейных структур по критерию власти разделяют на:
— партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,
— матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать
— эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.
1.2 Социальные проблемы молодых семей в России
Большинство людей рано или поздно, но создают семьи. Поначалу семейная жизнь кажется сказкой, супруги испытывают счастье и безмерную любовь по отношению друг к другу. Но современный мир за последние года изменил общие черты, которые ранее были свойственны молодым семьям. Проблемы молодой семьи формируют новый тип семьи. Именно в таких семья ее единство, сплоченность зависит от взаимопонимания, привязанности, преданности и личностного отношения друг к другу членов семьи.
Проблемы молодых семей на сегодняшний день являют собой актуальной задачей для ее изучение и понимания психологических причин возникновения этих проблем.
В современной действительности проблемы молодоженов многообразны. Источником их возникновения является, в первую очередь, как отсутствие прежней государственной поддержки, так и социальной защиты в адрес молодых семей.
Стоит отметить, что специалисты утверждают, что самая большая проблема молодой семьи заключается в таких четырех особенностях как:
— отсутствие достаточного уровня финансовой и материальной обеспеченности молодых семей. Так, на сегодняшний день доходы молодоженов в 2 раза меньше чем в общем в государстве.
— социальные проблемы молодых семей включают в себя повышенную как финансовую, так и материальную потребность, что связано с необходимостью организации семейного быта, приобретения собственной жилой площади и пр.
— период социализации супругов (получение образования, рабочего места).
— психологическая адаптация в молодой семье. Так, 18% семей нуждаются в оказании им психологического консультирования специалистов.
В связи с современной ситуацией развития общества, выделяют два основных блока семейных проблем: социально-психологический и социально-экономический. Они классифицируются на ряд основных проблем:
— Жилищные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что данная проблема является одной из главных для молодых супругов. Ведь у современного общества практически нет возможности получить бесплатное жилье, как это было ранее. А на свободном рынке обычной молодой семье сложно сразу же купить себе жилье. Только немногие имеют отдельные квартиры. В связи с этим, молодые семьи выбирают один из вариантов проживания: частная, государственная квартира или общежитие семейного типа.
— Материально — бытовые проблемы. Каждая молодая семья сталкивается материальными проблемами, трудностями, с бытовой не обустроенностью. В разрешении этой проблемы могут помочь родители супругов. Их опытный взгляд, виденье данной проблемы сможет открыть второе дыхание у молодой семьи. Помимо опыта старших, молодые семьи могут обратиться за помощью к специалистам-психологам.
— Трудоустройство. Низкая заработная плата и доход, общая материальная необеспеченность — это одна остро стоящая большая проблема молодой семьи. Ведь неудовлетворение основным заработкам вынуждает молодую пару заниматься поисками работы в другом городе, и не исключены варианты выезда в другие страны.
— Медицинские проблемы. Выявлено, что те женщины, которые не состоят в браке, больше страдают от хронических заболеваний, чем замужние. На возникновение этих медицинских проблем оказывает существенное влияние отсутствие мужской опоры, поддержки, семейная неустроенность. Это значит, что охрана здоровья молодой семьи в ее репродуктивном возрасте должна быть на соответствующем уровне. Ведь от него зависит эффективность функции деторождения.
— Психологические проблемы молодой семьи. Строительство молодой семьи в современном обществе происходит без основания на какие-либо учения, законы, науку. В начале семейной жизни у супругов происходит формирование стереотипов общения, принятие системы ценности партнера. Партнеры неосознанно стремятся найти тип взаимоотношений, что в будущем будет удовлетворять обоих. В отдельную категорию проблем современной молодой семьи стоит отнести частые разводы. Социологи, юристы, медики, педагоги изучают причины нестабильности современной семьи. Чаще всего распаду семьи способствуют пьянство, неверность супругов, низкая культура поведения, отсутствие сексуальной культуры, неподготовленность к браку. По общему мнению, молодежный брак оказывается хрупким из-за завышенных ожиданий, которые разбиваются о «прозу жизни». Это свидетельство инфантильности, безволия, эгоистических установок у вступающих в брак молодых людей. Для любой социальной группы, в том числе и семьи, характерными являются отношения кооперации, конкуренции и конфликта. Если между членами семьи преобладает конфликт, это нередко приводит к распаду браков и семей. Социологи выделяют несколько уровней супружеских взаимоотношений, в рамках которых возможны следующие конфликты:
— психофизиологический — характеризуется нарушением сексуальной жизни;
— психологический — взаимоотношения в семье носят нездоровый характер: постоянные ссоры, взаимные придирки, раздражительность;
— социально-ролевой — нестабильность, хаотичность семейного уклада, неправильное, неравномерное распределение семейно-бытовой нагрузки;
— социокультурный (духовный) — непонимание между супругами, неуважение, отсутствие интереса или неудовлетворенность общением с партнером, неприятие его жизненных ценностей, идеалов.
Разводы обычно обусловлены:
— изменением функций семьи (теряет относительное значение экономическая функция и растет роль эмоционального контакта);
— ростом мобильности населения, который ослабляет связи, особенно личностно-эмоциональные;
— неготовностью многих молодых женщин к выполнению роли матери, хозяйки и друга;
— причинами, связанными с личными отношениями психологического и эмоционального характера (не сошлись характерами и т. п.);
— крушением мифа о романтической любви в браке при столкновении с реальностью современной жизни;
— урбанизацией и индустриализацией общества, в результате которых: растет изоляция семей, и слабеют их социальные, родственные связи; уходит в прошлое взаимопомощь между соседями; увеличиваются социальные различия между вступающими в брак; снижается «планка» социальных и экономических ограничений;
— противоречивостью социальных требований и норм;
— демографическими изменениями вследствие широкого использования средств контрацепции. Но семья живет не в вакууме, а особенно молодая семья в первые три года брака, и помимо внутрисемейных отношений, на нее оказывают влияние политико-экономические отношения в обществе и окружающая среда. Стабильное функционирование семьи как социального института возможно лишь тогда, когда она взаимодействует с другими институтами, прежде всего с государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Будучи включенной в структурно-функциональную и нормативную системы общества, семья регулирует поведение своих членов, определяя присущие им социальные роли и статусы.
Основной целью государственной политики в отношении молодой семьи является стабилизация демографической ситуации в РФ, поскольку брачно-семейные отношения в современной России претерпевают серьезные и не радующие перемены. Размывание социальных норм привело к тому, что примерно половина женщин и мужчин в возрасте 25 лет проживают со своим партнером в «гражданском браке», резко увеличилось число рожденных вне брака, брошенных и беспризорных детей.
Экономические преобразования последних десятилетий, затянувшийся социально-экономический кризис также негативно отразились на положении семьи как социального института. В результате сегодня по сложности проблем социальной адаптации, которые испытывает молодая семья, она может быть причислена к числу семей «группы риска». В то же время, согласно статистике, 77,5% общего числа детей рождаются у родителей моложе 30 лет, значит деторождение, а, следовательно, и будущее нации связано именно с молодой семьей.
Нерешенность проблем молодых семей, слабая государственная поддержка зачастую приводят к семейным конфликтам и даже распаду семьи. Отсюда следует вывод: социально-экономическое положение российской молодой семьи требует повышения роли государства в создании нормальных условий для достижения ими необходимого уровня благополучия. При этом речь идет не о поддержке семейного иждивенчества, а о создании благоприятного пространства для функционирования семьи, условий для самореализации ее интересов. Большинство молодых семей нуждается в адресной государственной поддержке.
2. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ В РОССИИ
2.1 Государственно-правовые основы комплексной поддержки молодой семьи Вопросы правового обеспечения комплексной поддержки молодой семьи в России весьма актуальны, особенно вопросы, касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности в области социального обслуживания семьи и детей.
В 1992;1997 годах произошли количественные и качественные изменения в становлении системы социального обслуживания, в разработке и практике применения современных нормативных правовых актов, регулирующих социальное обслуживание. Тем не менее значение вопросов правового регулирования работы с молодой семьей не только не уменьшилось, но и возросло. В силу объективной необходимости встал вопрос о разработке проектов федерального закона «О социальном обслуживании семьи и детей» и других законодательных актов.
Утвержденные вначале правительством Российской Федерации, а затем указом президента федеральные целевые программы «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1997;1998 гг. предусматривают дальнейшую разработку правового обеспечения организации функционирования и развития системы учреждений социального обслуживания семьи и детей.
В статье 7 Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы социального государства и обязательства государственной поддержки граждан. В дальнейшем государственно-правовое обеспечение социальной работы в России развивается в федеральных законах и подзаконных актах.
Право в виде законов и подзаконных актов имеет общее социальное значение для становления системы работы с молодежью и играет обеспечительно-организационную роль в функционировании молодежных служб:
— во-первых, в обеспечении социальных гарантий, развитии социального обслуживания от минимальной необходимости к оптимальной достаточности;
— во-вторых, в воспроизводстве различных социальных услуг, необходимых для постоянного удовлетворения потребностей молодых семей;
— в-третьих, в регламентации технологий работы с молодой семьей, видов и форм предоставления социальных услуг;
— в-четвертых, в определении основополагающих принципов организации обратной связи и обмена информации внутри системы работы с молодежью.
Правовое обеспечение имеет большое значение как для создания и развития организационно-управленческих систем поддержки молодых семей, так и для обеспечения гарантий качественного обслуживания клиентов молодежных служб, высокого качества социальной работы в целом.
Государственным органам управления в субъектах Российской Федерации чрезвычайно важно учитывать, что правовое обеспечение социальной поддержки молодых семей должно представлять собой, с одной стороны, комплекс средств правового воздействия на общественные отношения в регионе, а с другой — упорядоченную совокупность правовых норм на уровне субъекта Российской Федерации, регламентирующих прежде всего систему управления социальным обслуживанием молодежи и обеспечивающих упорядоченность деятельности молодежных служб, а в конечном счете, гарантирующих право молодых семей на получение высококачественных социальных услуг.
При всем многообразии подходов к управлению социальными службами работы с молодежью в их основе должны лежать нормативно-правовые акты, которые обеспечивают законность принятия решений, согласованность всех звеньев системы социального обслуживания, а значит, ее упорядоченность и организованность. Нарушение юридических норм ведет к рассогласованию организационного механизма и увеличению ресурсных затрат, необходимых для получения запланированных результатов.
В период становления системы социальной поддержки молодых семей отступление от юридических норм особенно недопустимо, поскольку оно, как правило, ведет к рассогласованию деятельности комплекса учреждений на одной территории и дезорганизации в целом по стране, так как нормативно-правовая регламентация на федеральном уровне обладает большей силой по сравнению с аналогичными актами субъектов Российской Федерации и направлена на обеспечение единого правового поля социального обслуживания населения в стране.
Нормативно-правовые основы комплексной поддержки молодой семьи отражают три уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень субъектов Российской Федерации.
— Международные нормативно-правовые документы законодательной базы государственной молодежной политики: Всеобщая декларация прав человека. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей.
— Федеральные нормативно-правовые документы законодательной и программной базы государственной молодежной политики: Конституция РФ. Кодексы РФ (гражданский, трудовой, семейный). Федеральная программа патриотического воспитания молодежи. Федеральная программа содействия занятости населения. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 22.04.2005) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (принят ГД ФС РФ 21.05.1999). Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 ФЗ (ред. от 21.07.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003). Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (принят ГД ФС РФ 26.05.1995). Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 (ред. от 11.08.2007) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011;2015 годы. Федеральная целевая программа «Молодой семье — доступное жилье» на 2005 — 2015 годы. «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года», принятая Правительством РФ 21 сентября 2001 года.
2.2 Жилищные программы, направленные на поддержку молодой семьи в Ростовской области
В Ростовской области в отношении молодых семей действуют все вышеперечисленные федеральные программы. Но самые распространенные программы, направленны на решение самой главной проблемы молодых семей — жилищной. На территории Ростовской области работают три жилищные программы, призванные улучшить жилищную обеспеченность молодых семей:
— Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области». Это часть областной долгосрочной программы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан и стимулирование развития жилищного строительства на 2010;2015 годы». Исполнители — комитет по молодежной политике и министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства РО. Участниками программы могут стать молодые семьи, отвечающие следующим условиям: возраст обоих супругов не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями статьи 51 Жилищного кодекса РФ; семья признана платежеспособной, то есть в состоянии оплатить ту часть стоимости жилья, которая превышает размер жилищной субсидии. Социальная выплата по этой подпрограмме предоставляется в размере не менее:
- 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья — для молодых семей, не имеющих детей;
— 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья — для молодых семей, имеющих одного ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более[7].
Жилищные сертификаты могут использоваться:
- для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения;
— для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
— для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
— для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
— для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения эконом-класса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.
— Государственная поддержка граждан, проживающих в сельской местности, в вопросах приобретения жилья в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014;2017 годы и на период до 2020 года». Федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014;2017 годы и на период до 2020 года» и подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий Ростовской области на 2014;2017 годы и на период до 2020 года» государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» предусмотрена реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, или изъявивших желание переехать в сельскую местность[7].
Программа предусматривает предоставление гражданам социальных выплат из федерального, областного и местного бюджетов на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 70% от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Право на получение социальных выплат имеют: Граждане в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
— постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности (основное место работы) в сельской местности;
— признание нуждающимися в улучшении жилищных условий;
— наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Молодые семьи и молодые специалисты, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
— молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, — в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья;
— молодой специалист, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, — в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья[7].
Расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальных выплат, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м. для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м. на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности.
Получатель социальной выплаты вправе ее использовать:
— на приобретение жилого помещения в сельской местности, находящегося в эксплуатации не более пяти лет с момента его ввода;
— на строительство жилого дома, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
— на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности.
Для участия в программе молодые семьи или молодые специалисты должны обратиться в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства и предоставить следующие документы:
— заявление на участие;
— документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи;
— документы об образовании молодого специалиста либо справки из образовательного учреждения о его обучении на последнем курсе этого образовательного учреждения;
— свидетельство о браке (для лиц, состоящих в браке);
— свидетельство о рождении или об усыновлении ребенка (детей);
— трудовой договор с работодателем;
— документ, подтверждающий признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий или не имеющим жилья в сельской местности, в которой он работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
— документ, подтверждающий наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств;
— документы на строительство (приобретение) жилого помещения.
При получении социальной выплаты молодым специалистом или членом молодой семьи берется обязательство работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности[7]. — Подпрограмма «Оказание мер государственной поддержки в улучшении жилищных условий отдельным категориям граждан» государственной программы Ростовской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области». Исполнитель — ГАУ РО «Агентство жилищных программ», действующее на основании постановления администрации Ростовской области от 13.11.2009 № 600.
В рамках подпрограммы предусмотрены следующие меры социальной поддержки:
— Предоставление бюджетных субсидий для оплаты части процентных ставок по кредитам и займам, полученным для строительства и приобретения жилья;
— Предоставление бюджетных субсидий для оплаты части стоимости жилья, приобретаемого с помощью жилищного займа или кредита;
— Предоставление бюджетных субсидий для погашения задолженности по жилищным кредитам в случае рождения (усыновления) ребенка в период субсидирования процентных ставок по кредитам;
— Предоставление бюджетных субсидий для погашения части задолженности по жилищным займам в случае рождения (усыновления) ребенка;
— Предоставление бюджетных субсидий на приобретение жилья молодым специалистам здравоохранения и работникам здравоохранения дефицитных профессий.
Стоит рассмотреть каждый пункт подробнее.
— Предоставление гражданам бюджетных субсидий для оплаты части процентных ставок по кредитам и займам, полученным для строительства и приобретения жилья
Правом получения бюджетной субсидии пользуются граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо не имеющие собственного жилья, либо обеспеченные жильем менее 10 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека, принадлежащие заявителю и членам его семьи на праве собственности, а также занимаемые заявителем и членами его семьи на праве владения и пользования по социальному найму в государственном или муниципальном жилищном фонде, и относящиеся к следующим категориям граждан:
— граждане — члены многодетных семей (лица, состоящие в зарегистрированном браке, или неполная семья, состоящая из одного родителя), имеющие трех и более детей в возрасте до 16 лет, а продолжающих обучение — до 18 лет, не состоящих в браке;
— граждане — члены молодых семей (лица, состоящие в зарегистрированном браке, возраст каждого из которых, либо 1 родителя в неполной семье, не превышает 35 лет);
— молодые ученые — граждане Российской Федерации, имеющие ученую степень кандидата или доктора наук, возраст которых не превышает 35 лет (для кандидатов наук) и 40 лет (для докторов наук), работающие в научной организации или образовательном учреждении высшего профессионального образования и занимающиеся научной деятельностью с общим стажем работы не менее 5 лет;
— граждане, состоящие в трудовых отношениях с государственными предприятиями и учреждениями, находящимися в собственности Ростовской области, а также муниципальными предприятиями и учреждениями и лица, осуществляющие техническое обеспечение деятельности органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления в Ростовской области;
— лица, замещающие государственные должности Ростовской области и должности государственной гражданской службы Ростовской области;
— лица, замещающие муниципальные должности в Ростовской области и должности муниципальной службы в Ростовской области;
— граждане, состоящие в трудовых отношениях с ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» ;
— граждане, проживающие в сельской местности, молодые семьи и молодые специалисты на селе, участвующие в федеральной и областной целевой программе «Социальное развитие села» и приобретающие (строящие) жилые помещения в рамках пилотных проектов по строительству поселков малоэтажной застройки в сельских поселениях Ростовской области;
— граждане — ветераны боевых действий Афганистана и Чеченской Республики[7].
При этом участие в программе может принять только гражданин Российской Федерации, постоянно зарегистрированный по месту жительства на территории Ростовской области.
Ставка бюджетной субсидии составляет 9−10% в зависимости от категории получателя бюджетной субсидии.
Бюджетная субсидия перечисляется на банковский счет гражданина в виде ежемесячной компенсации при условии подтверждения уплаты процентов за пользование жилищным кредитом или займом за отчетный месяц.
— Предоставление гражданам бюджетных субсидий для оплаты части стоимости жилья, приобретаемого с помощью жилищного займа или кредита. Правом получения бюджетной субсидии пользуются граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо не имеющие собственного жилья, либо обеспеченные жильем менее 10 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека, принадлежащие заявителю и членам его семьи на праве собственности, а также занимаемые заявителем и членами его семьи на праве владения и пользования по социальному найму в государственном или муниципальном жилищном фонде и относящиеся к следующим категориям граждан:
— многодетные семьи (лица, состоящие в зарегистрированном браке, или неполная семья, состоящая из одного родителя), имеющие трех и более детей в возрасте до 16 лет, а продолжающих обучение — до 18 лет, не состоящих в браке;
— граждане, состоящие в трудовых отношениях с государственными предприятиями и учреждениями, находящимися в собственности Ростовской области, а также муниципальными предприятиями и учреждениями и лица, осуществляющие техническое обеспечение деятельности органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления в Ростовской области;
— лица, замещающие государственные должности Ростовской области и должности государственной гражданской службы Ростовской области;
— лица, замещающие муниципальные должности в Ростовской области и должности муниципальной службы в Ростовской области;
— граждане, состоящие в трудовых отношениях с ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» .
При этом участие в программе может принять только гражданин Российский Федерации, постоянно зарегистрированный по месту жительства на территории Ростовской области. Бюджетная субсидия предоставляется гражданину при условии приобретения (строительства) жилого помещения с использованием средств банковского жилищного кредита или займа. Размер бюджетной субсидии составляет 35% от расчетной стоимости жилого помещения. Расчетная стоимость жилого помещения представляет собой произведение средней стоимости 1 кв. м жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, приходящейся на заявителя и членов его семьи.
Средняя стоимость 1 кв. м ежеквартально утверждается министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области. Норма предоставления площади жилого помещения — общая площадь жилого помещения в пределах: 33 кв. м — для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м — на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Определение размера бюджетной субсидии, подлежащего перечислению гражданину, осуществляется на основании представленных документов на приобретаемое (строящееся) жилье.
Объектами финансирования могут быть:
— жилое помещение, приобретаемое путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на основании договора участия в долевом строительстве (договора уступки прав требования), заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ;
— строительство (завершение ранее начатого строительства) индивидуального жилого помещения на основании договора строительного подряда;
— приобретение вновь построенного жилого помещения в соответствии с договором на приобретение жилого помещения.
— жилое помещение, приобретаемое на вторичном рынке жилья (квартира, жилой дом).
Данный вид государственной поддержки предоставляется вместе с бюджетной субсидией для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту или займу, полученному для строительства и приобретения жилья в рамках программы[7].
На основании представленных личных дел формируются списки для рассмотрения Областной межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан.
Комиссия рассматривает списки граждан, утверждает основной и резервный списки участников программы, принимает решение об отказе в предоставлении бюджетных субсидий отдельным гражданам в случае несоответствия их требованиям постановления.
На основании решения Комиссии ГБУ РО «Агентство жилищных программ» выдает гражданину Свидетельство о праве на получение бюджетной субсидии на приобретение (строительство) жилья (далее — Свидетельство).
Срок действия Свидетельства составляет 90 календарных дней, начиная с даты его выдачи гражданину. В течение срока действия Свидетельства гражданин заключает договор на приобретение (строительство) жилого помещения, оформляет жилищный кредит или заем в кредитной организации РФ или у регионального оператора (ОАО «Ростовская региональная ипотечная корпорация»), участвующих в реализации программы, открывает отдельный счет для зачисления бюджетной субсидии и представляет оформленные документы в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» в соответствии с требованиями приложения № 2 к постановлению Правительства Ростовской области от 07.11.2011 № 95.
На основании представленных документов ГБУ РО «Агентство жилищных программ» производит расчет фактического размера бюджетной субсидии. Бюджетная субсидия перечисляется гражданину на отдельный счет, открытый в кредитной организации. Далее гражданин представляет в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» отчет о целевом использовании бюджетной субсидии.
— Предоставление бюджетных субсидий для погашения задолженности по жилищным кредитам и займам в случае рождения (усыновления) ребенка в период субсидирования процентных ставок по жилищным кредитам и займам. Правом получения бюджетной субсидии пользуются граждане, получающие бюджетную субсидию для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту в соответствии с приложением № 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 07.11.2011 № 95, у которых в период субсидирования процентной ставки по жилищному кредиту (займу) родился (усыновлен) ребенок.
Размер бюджетной субсидии определяется по мере рождения (усыновления) детей и составляет:
— 50% от размера материнского (семейного) капитала, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, — в случае рождения (усыновления) первого ребенка заявителя;
— 100% от размера материнского (семейного) капитала, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, — в случае рождения (усыновления) второго ребенка заявителя;
— 200% от размера материнского (семейного) капитала, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, — в случае рождения (усыновления) третьего или последующего ребенка заявителя Бюджетная субсидия перечисляется гражданину на его банковский счет и не может быть предоставлена до момента первого перечисления гражданину бюджетной субсидии для оплаты части процентной ставки по жилищному кредиту в соответствии с приложением № 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 07.11.2011 № 95.
Бюджетная субсидия имеет строго целевое назначение: может быть использована на погашение основного долга по жилищному кредиту, а также для компенсации расходов по погашению основного долга по жилищному кредиту, произведенных после представления гражданином в ГБУ РО «Агентство жилищных программ» заявления о предоставлении бюджетной субсидии и до момента зачисления бюджетной субсидии на счет гражданина[7].
— Предоставление гражданам-членам молодых семей бюджетных субсидий для погашения части задолженности по жилищным займам в случае рождения ребенка. Порядок предоставления данного вида государственной поддержки регламентирован постановлением Правительства Ростовской области от 02.07.2012 № 555 «Об утверждении Положения о порядке предоставления гражданам — членам молодых семей бюджетных субсидий для погашения части задолженности по жилищным займам в случае рождения ребенка».
Правом получения бюджетной субсидии пользуются граждане, постоянно проживающие на территории Ростовской области, в семье которых рождается ребенок в период пользования ими льготным жилищным займом для приобретения жилья на территории Ростовской области, полученным в 2002;2005 годах в соответствии с условиями, установленными постановлением Администрации Ростовской области от 28.05.2002 N 248 «Об утверждении Положения о порядке предоставления льготных ипотечных жилищных займов гражданам — членам молодых семей» .
Бюджетная субсидия может быть использована гражданином только для погашения части задолженности по жилищному займу. Бюджетная субсидия предоставляется гражданину в случае рождения в его семье ребенка в размере 25% от суммы задолженности, имеющейся по жилищному займу на момент рождения ребенка. При этом размер бюджетной субсидии не может превышать всей суммы задолженности, имеющейся по жилищному займу на момент заключения договора о предоставлении данной субсидии.
— Оказание государственной поддержки молодым специалистам здравоохранения и работникам здравоохранения дефицитных профессий по улучшению жилищных условий. Правом получения государственной поддержки пользуются молодые специалисты здравоохранения и работники дефицитных профессий, соответствующие следующим требованиям:
- наличие постоянной регистрации по месту жительства на территории Ростовской области;
— включены министерством здравоохранения Ростовской области в поименные списки молодых специалистов и работников дефицитных профессий;
— заключившие трехсторонний договор с учреждением здравоохранения Ростовской области по месту работы и ГБУ РО «Агентство жилищных программ» о предоставлении бюджетной субсидии и принятии заявителем обязательства возвратить в полном объеме в областной бюджет сумму полученной бюджетной субсидии в случае увольнения или перевода на другую работу, не относящуюся к областной либо муниципальной организации здравоохранения Ростовской области, до истечения 10 лет с даты перечисления бюджетной субсидии.
— нуждаются в улучшении жилищных условий.
Размер бюджетной субсидии составляет: 100% от расчетной стоимости жилого помещения. Расчетная стоимость жилого помещения представляет собой произведение средней стоимости 1 кв. м жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, приходящейся на заявителя и членов его семьи. Норма предоставления площади жилого помещения — общая площадь жилого помещения в пределах: 33 кв. м — для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м — на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. В случае увольнения либо перехода на другую работу, не относящуюся к областной либо муниципальной организации здравоохранения, до истечения 10 лет с даты перечисления бюджетной субсидии гражданин обязан в течение 30 дней с даты увольнения возвратить в полном объеме в областной бюджет сумму полученной субсидии.
Объектами финансирования могут быть:
— жилое помещение, приобретаемое путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома на основании договора участия в долевом строительстве (договора уступки прав требования), заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ; - строительство (завершение ранее начатого строительства) индивидуального жилого помещения на основании договора строительного подряда;
— приобретение вновь построенного жилого помещения в соответствии с договором на приобретение жилого помещения (жилое помещение, реализуемое юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в течение трех лет с даты государственной регистрации права собственности на указанное жилое помещение первым правообладателем при условии, что все предшествующие правообладатели на жилое помещение являлись юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями);
— жилое помещение, приобретаемое на вторичном рынке жилья (квартира, жилой дом).
Государственная поддержка не предоставляется в следующих случаях:
— приобретения жилого помещения у близких родственников;
— приобретения (строительства) жилого помещения менее 10 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека;
— приобретения (строительства) жилого помещения не по месту работы в пределах муниципального образования;
— реконструкции жилого помещения, осуществления текущего и капитального ремонта жилого помещения, перепланировки жилого помещения, приобретения объекта незавершенного жилищного строительства;
— нарушения порядка оформления жилого помещения в собственность, установленного постановлением от 30.08.2012 № 831;
— ранее реализованного права на улучшение жилищных условий с использованием государственной поддержки;
— смерти гражданина;
— представления подложных, фиктивных документов;
— представления недостоверных, неполных данных, непредставления обновленных данных, влияющих на получение государственной поддержки, в том числе на уменьшение размера государственной поддержки;
— представления документов, не подтверждающих соответствие гражданина требованиям, установленным постановлением от 30.08.2012 № 831[7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение вышесказанного, можно определить, что молодая семья — это семья впервые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста. Таким образом, брак должен быть первым; продолжительность совместной жизни до 3 лет; граница возраста супругов от 18 до 30 лет.
У молодой семьи очень много проблем, среди которых жилищные проблемы, которая является одной из главных для молодых супругов. Так же каждая молодая семья сталкивается материальными проблемами, трудностями, с бытовой не обустроенностью. Помимо этого, молодые семьи очень часто сталкиваются с проблемами трудоустройства, что связано с наличием маленьких детей и необходимостью декретного отпуска, и отсутствием опыта. И, естественно, психологические проблемы молодой семьи, ведь в начале семейной жизни у супругов происходит формирование стереотипов общения, принятие системы ценности партнера. Партнеры неосознанно стремятся найти тип взаимоотношений, что в будущем будет удовлетворять обоих.
Так как молодая семья по определению одна из самых незащищённых групп населения, ей остро необходима поддержка со стороны государства. В нашей стране действуют следующие программы и законы, направленные на поддержку молодой семьи: всеобщая декларация прав человека, декларация прав ребенка, конвенция о правах ребенка и т. д. Конституция РФ, кодексы РФ (гражданский, трудовой, семейный), различные федеральные программы, описанные выше.
Помимо поддержки молодой семьи на государственном уровне, в нашей стране довольно развита система социальной поддержки на региональной уровне. Практически в каждом регионе и крае России действуют свои, местные, программы, и Ростовская область их числе. Здесь особо развиты жилищные программы, которые подробно были описаны в курсовой работе. Любые молодые семьи, удовлетворяющие критериям отбора, могут претендовать на участие в программах, предоставив все необходимые документы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Артюхов А. В. Государственная семейная политика и ее особенности в России//Социс- 2002;№ 7- 145 c.
3. Гонгало Б. М. Основные начала семейного законодательства //Семейное и жилищное право- 2006; № 2
4. Жижко Е. В., Чиганова С. Д. Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки. Монография / Краснояр. Гос. ун-т, Юрид. Ин-т, соц. -правовой факультет; Красноярск: РУМЦ ЮО- 2005
5. Мустаева Ф. А. Социальные проблемы современной семьи// Социс- № 7 — 2009
6. Рабжаева М. В. Историко-социальный анализ семейной политики ХХ века в России//Социс.- 2004 -№ 8
7. http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=89 028
8. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/tipy-semey.html