Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проявления девиантного поведения в среде студенческой молодежи в современных условиях: на материалах Республики Бурятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень научной разработанности темы. Вопросы девиантного поведения рассматривались в трудах классиков социологии Э. Дюркгейма, Р. Мертона, А.Коэна. Одна из первых попыток объяснить девиантное поведение принадлежит Э. Дюркгейму: им была разработана концепция аномии как социологическое объяснение девиации. Исследуя природу преступности как социального «зла», он сформулировал тезис о взаимосвязи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования девиантного поведения студенческой молодежи
    • 1. 1. Понятие девиации и девиантного поведения в современной социологической науке
    • 1. 2. Студенчество как особая социальная группа в условиях трансформации российского общества
  • Глава 2. Особенности девиантного поведения студенческой молодежи в современных условиях
    • 2. 1. Факторы девиантного поведения в студенческой среде современного российского общества
    • 2. 2. Состояние и тенденции девиантного поведения студенческой молодежи
    • 2. 3. Социальный контроль и профилактика (превенция) девиантного поведения

Проявления девиантного поведения в среде студенческой молодежи в современных условиях: на материалах Республики Бурятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях трансформации российского общества актуализируются проблемы девиантного поведения в молодежной и студенческой среде. Рост количества и многообразия форм отклонений от социальной нормы обусловлен кардинальными изменениями во всех сферах жизни общества (социальной, экономической, политической и др.), а также трансформацией ценностно-нормативной системы, стиранием граней в массовой культуре между социальной нормой и патологией. Дают о себе знать такие деструктивные формы девиаций, как преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, суицид. Преступность в России приобрела новые качества: вооруженность, криминальный профессионализм, организованность и т. д. Анализ преступности среди отдельных социальных групп граждан, проведенный Следственным комитетом при МВД России, показывает, что на фоне общего снижения преступности на 1,5% динамика преступности в студенческой среде имеет противоположную направленность: количество студентов, привлеченных к уголовной ответственности, возросло в целом по России на 4,6%'. На сегодняшний день практически отсутствует официальная информация о таком виде девиации, как алкоголизм в молодежной среде. Вместе с тем наблюдается высокий уровень потребления спиртных напитков студентами вузов, получает распространение «пивной алкоголизм». Особый аспект проблемы девиантного поведения студенческой молодежи — наркотизация студентов вузов. Потребителями наркотиков все чаще становятся достаточно социально адаптированные и благополучные студенты. По данным эмпирических исследований, в настоящее время от 29% до 46% студентов пробовали наркотические вещества2. Получил распространение среди студентов такой вид девиантного поведения, как проституция. По приблизительным оценкам, от 10% до 35% студенток занима.

1 Письмо Следственного комитета при МВД РФ, 2001. — С. 8−10.

2 Гурвич И. Н., Цветкова JI.A., Щур Н. В. Наркопотребление в студенческой среде: поведенческие особенности. 2004. http: www.narcom.ru/ideas/social/109htm/. ются коммерческим сексом с той или иной степенью регулярности3. Социальные, экономические, бытовые трудности рождают у части молодых людей чувство безысходностив молодежной среде не редки случаи суицида. Одна из причин значительного числа самоубийств — социальный стресс.

В силу этого изучение девиантного поведения современных российских студентов приобретает особую актуальность. Социологические исследования, связанные с углублением и уточнением теоретических и прикладных знаний о структуре, динамике девиаций в молодежной среде, стратегии и тактике повышения эффективности превенции, путях совершенствования государственной политики в социальной сфере, формах социального контроля, необходимы для обеспечения эффективного развития всего социума.

Степень научной разработанности темы. Вопросы девиантного поведения рассматривались в трудах классиков социологии Э. Дюркгейма, Р. Мертона, А.Коэна. Одна из первых попыток объяснить девиантное поведение принадлежит Э. Дюркгейму: им была разработана концепция аномии как социологическое объяснение девиации. Исследуя природу преступности как социального «зла», он сформулировал тезис о взаимосвязи преступности и социальных сдвигов в обществе: «Преступление не только предполагает наличие путей, открытых для необходимых перемен, но в некоторых случаях и прямо подготавливает эти изменения. Там, где существуют преступления, коллективные чувства обладают достаточной гибкостью для того, чтобы принять новую форму, и преступление подчас помогает определить, какую форму примут эти чувства. Действительно, сколь часто преступление является лишь предчувствием морали будущего, шагом к тому, что предстоит"4.

Дальнейшее развитие концепция аномии получила в трудах Р. Мертона. Если Э. Дюркгейм рассматривал аномию как проявление нестабильного обще.

3 Кирсанова А., Лешин А. Исследование уровня студенческой проституции в городе Томске. — Томск, 2000. http://www.tomsk.aids.ru/php/index.php?nav=research.

4 Дюркгейм Э. Норма и патология // Социология преступности. — М., 1966. — С.43. ства, то Р. Мертон употребил это понятие применительно к стабильному, нормально функционирующему обществу.

В российской социологической мысли вопросы девиации были представлены работами Д. А. Дриля, Н. Н. Неклюдова, Е. Н. Тарновского, И. Я. Фойницкого, В. Ф. Чижа. По мнению Н. Н. Неклюдова, корни преступности объясняются не структурой и состоянием общества, а индивидуальными возрастными свойствами преступников. Наиболее типичное понимание черт де-виантности, характерное для русских социологов, выражено в работах И. Я. Фойницкого и Е. Н. Тарновского. В работе «Влияние времени года на распределение преступности» И. Я. Фойницкий четко формулирует основные положения социологического направления изучения отклонений, утверждая, что, прежде чем решить вопрос об устранении общих по своей природе причин преступления, необходимо их изучение.

В советский период проблемы девиантного поведения рассматривались в работах М. Н. Гернета, А. А. Герцензона, А. А. Жижиленко и других ученых. Ими проводились теоретические и эмпирические исследования таких форм девиаций, как алкоголизм, проституция, беспризорность, преступность.

Дальнейшее развитие социологические исследования социальной девиации получили в работах B.C. Афанасьева, Ю. Д. Блувштейна, А.А. Габиа-ни, Я. И. Гилинского, И. Н. Гурвича, Г. И. Забрянского, Г. Г. Заиграева, Ю. А. Клейнберга, В. Н. Кудрявцева, И. И. Карпеца, Б. М. Левина, В. В. Лунеева, И. В. Маточкина, С. Л. Серебрякова, Т. В. Шипуновой, A.M. Яковлева. Перспективными представляются изыскания санкт-петербургского социолога Т. В. Шипуновой в области теоретической девиантологии, изложенные в работе «Критический анализ причинных теорий девиантности» и в ряде ее более поздних трудов. Попытка построения социологической теории девиантности на основе уточнения понятийной системы социологии девиантного поведения и объединения накопленного позитивного знания, представленного в разных концепциях и подходах, привела Т. В. Шипунову к идее «синтетической» концепции девиантного поведения. Разработанная ею оригинальная концепция девиантности, базирующаяся на синтезе знаний о социальных отклонениях, на наш взгляд, не учитывает социокультурную/этнокультурную составляющую, культурологический аспект содержания понятия «социальная норма», которое является исходным для социологического описания девиан-тологических явлений.

В научной литературе исследование студенчества как социальной группы представлено в работах О. В. Борисовой, М. Б. Глотова, А. В. Дмитриева, С. Н. Иконниковой, О. И. Карпухина, В. А. Куценко, Т. Н. Кухтевич, В. Т. Лисовского, Г. В. Макацария, Т. Э. Петрова, В. Ф. Пугач, Б. Г. Рубина, Л. Я. Рубиной, Ф. Р. Филиппова и др.

Для реализации задач нашего исследования существенную значимость имеют работы, посвященные изучению студенчества с учетом его национально-региональных особенностей (П.И. Бабочкин, В. В. Затеев, Е. В. Матвеева, С. В. Мантуров, И. И. Осинский, Н. В. Шемякина и др.), а также проявлений девиантного поведения региональной молодежи (Б.Х. Ангуров, З. А. Данилова, Н. К. Жамсуева, В. В. Затеев, С. В. Мантуров и др.). Анализ литературы, посвященной рассматриваемой проблеме, позволяет сделать вывод о том, что проблема девиантного поведения студенческой молодежи в современных условиях не получила самостоятельной научной разработки, отсутствует анализ форм девиаций, их причин, региональных особенностей. Данное обстоятельство определило цели и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является выявление основных форм, причин и состояния девиантного поведения студенческой молодежи в современных условиях (на материалах вузов Республики Бурятия).

Поставленная цель потребовала решения таких задач, как:

• раскрытие понятия девиации и девиантного поведения в современной социологической науке;

• характеристика студенчества как особой социально-демографической группы в условиях трансформации российского общества;

• раскрытие факторов девиантного поведения в студенческой среде современного российского общества;

• определение основных форм, причин девиантного поведения студенческой молодежи;

• выявление состояния и тенденций девиантного поведения студенческой молодежи в современных условиях;

• выработка практических рекомендаций и предложений по превенции (профилактике) девиантного поведения в студенческой среде.

Объект исследования — студенты высших учебных заведений Республики Бурятия.

Предмет — причины, формы и особенности девиантного поведения студентов высших учебных заведений в современных условиях.

Гипотеза исследования. Трансформации, происходящие во всех сферах современного российского общества, приводят к ценностно-нормативной неопределенности в традиционных институтах социализации, в частности в системе высшего образования, и как следствие к падению значимости определенных социальных норм. Рост девиантных проявлений в студенческой среде приобрел эксцессивный (крайнее проявление) характер, как в количественном, так и в качественном плане, а отдельные формы девиации (рост алкоголизации и наркотизации) угрожают здоровью и могут служить тормозом социально-демографического развития общества.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды как отечественных, так и зарубежных социологов, философов, юристов, в которых раскрываются основные подходы к изучению девиации и девиантного поведения. В работе применялись диалектический, структурно-функциональный методы, методы анализа, синтеза, сравнения, а также собственно социологические методы: опрос в форме анкетирования, интервью, наблюдение.

Использовались материалы Госкомстата Республики Бурятия, наркологического диспансера, информация ИЦ при МВД Республики Бурятия,.

Министерства образования и науки, данные текущих архивов вузов г. Улан-Удэ.

Эмпирической базой исследования явились материалы анкетного опроса студентов высших учебных заведений Республики Бурятия. Объем выборки составил 1003 человека. Выборочная совокупность соответствует генеральной совокупности по возрастным показателям, соотношению мужского и женского состава, этническому распределению и другим параметрам. Исследованием охвачены все вузы республики.

Научная новизна исследования заключается в том, что диссертация представляет собой обобщающую работу по проблеме девиантного поведения в студенческой среде на конкретном региональном материале (Республика Бурятия). В содержательном аспекте научная новизна определяется следующим: на основе анализа теоретико-методологических подходов к объяснению природы девиантности и уточнения понятийного аппарата социологии девиантного поведения раскрыты основные факторы проявлений девиаций в современных условияхвыявлены причины, содержание, формы, а также состояние и тенденции девиантного поведения студенческой молодежиуточнены количественные и качественные характеристики состояния девиантностиопределена региональная специфика, особенности проявлений девиаций в студенческой средеисследованы механизмы социального контроля над девиантным поведением, возможности превенции и коррекцииопределены модели профилактики девиантного поведения в условиях высшего учебного заведения.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в получении обоснования девиантного поведения студенческой молодежи Республики Бурятия. Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для дальнейшей разработки концептуальных и теоретико-методологических положений анализа девиантного поведения в студенческой среде.

Выявленные особенности девиаций позволяют видеть тенденции, состояние поведения студенческой молодежи. Результаты могут быть применены в организации воспитательной работы среди студентов вузов, а также в диагностической, коррекционной и профилактической деятельности администрации высших учебных заведений, общественных организаций, местного самоуправления, могут быть учтены правоохранительными органами, а также использованы в качестве учебного материала для спецкурсов и спецсеминаров, курсов по выбору по социологии, правоведению, криминологии, девиантологии.

Основные положения, выносимые на защиту диссертации:

1. Социальные нормы, концентрирующие в себе существующую систему ценностей социума, являются основой регулирования поведения в обществе. В период кризиса или переходного состояния общества девиации (как социально порицаемые/негативные, так и социально одобряемые/позитивные) характеризуются амплитудой роста. Деви-антное поведение, обусловленное аномией, отклонением от ценностно-нормативной системы, в такие периоды представляет собой закономерное (естественное) явление.

2. Изменение доминирующей в обществе в целом иерархии ценностно-нормативной системы в пользу материальных ценностей над духовными, индивидуалистических начал над коллективистскими, личных интересов над общественными отразилось в сознании современной российской студенческой молодежи, размыв необходимые ориентиры поведения. В условиях несоответствия целей и институциональных средств, которые доступны для достижения этих целей, в контексте приобретения высокого ранга таких ценностей, как «материальный достаток и комфорт», «деньги», допускаются серьезные дефекты в процессе социализации молодежи. Как следствие ее криминализации наблюдается приобщение к наркотическим веществам, злоупотребление спиртными напитками (в особенности пивом), проституция.

3. Анализ состояния девиаций студентов Республики Бурятия позволяет констатировать обусловленность роста девиантных проявлений социальными, экономическими условиями жизни. Последнее отражается на социальном самочувствии, положении, основных характеристиках студенчества как социально-демографической группы.

4. Девиантное поведение российской студенческой молодежи имеет свои поведенческие особенности, обусловленные социокультурной средой существования и спецификой студенческого коллектива. Студенческая молодежь является субъектом увеличения количественных и качественных проявлений девиаций по причине отсутствия продуманной системы духовно-нравственного воспитания, государственной концепции молодежной политики, реально подкрепленных молодежных проектов и программ.

5. Осуществление социального контроля связано с взаимообусловленной реализацией двух целевых функций — регулятивной и конструктивной. Данное обстоятельство, характеризуя предназначение социального контроля, имеет особое значение для переходного состояния общества, когда исполнение конструктивной функции выходит на первый план. Основными способами оптимизации социального контроля и профилактики девиантного поведения российского студенчества являются: формирование правовой культуры, улучшение воспитательной, информационной работы представителей управленческих структур вузов различного уровня и органов студенческого самоуправления, активизация самоконтроля студентов, взвешенная система санкций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Научная мысль выработала множество теорий и концепций объяснения причин девиантного поведения, но ни одна не может претендовать на место единственно правильной или основополагающей. Каждая теория и концепция имеет свое место и применение в исследовании девиантного поведения. Современные концепции, включая постмодернизм, утверждают: сама социальная «реальность является девиантной» (Н.Луман), «феномен девиацииинтегральное будущее общества» (П.Хингс, Р. Батлер), «девиантность — будущее современности» (К.Самнер). Общество не стоит на месте, оно развивается, и усвоенные индивидом нормы, ценности не всегда могут соответствовать изменившейся социальной ситуации, а современная ситуация отражает быстроменяющийся мир. Также как и для любой другой социальной группы, для студенчества характерны девиации, которые особенно ярко проявляются в кризисные годы развития общества. В переходный период развития Российской Федерации произошли качественные изменения во всех социе-тальных системах общества. Обвальная шоковая вестернизация сознания российского студенчества серьезно подорвала веру в традиционные ценности российского общества. Либерализация ценностей обернулась деиделогизаци-ей, деэтатизаций (противогосударственные), сепаратизацией, ростом центробежных и националистических настроений, выразилась в росте эгоистических, гедонистических настроений и др. Важным параметром социальной организации общества и фактором формирования правосознания его граждан выступает наличие в его основе духовно-нравственного стержня, устойчивость которого гарантирует защиту целого общества — от любых девиантных проявлений.

Анализ социологической информации, преследовавшей цель выявления основных форм, причин и состояния девиантного поведения студенческой молодежи в условиях переходного периода российского общества (на материалах вузов Республики Бурятия), позволил сделать заключение о том, что наблюдается как количественный, так и качественный рост девиаций, обусловленные социальным неблагополучием, социальным пессимизмом. Прежде всего, наметился рост преступности (причем, возрастает доля тяжких преступлений), степень распространения общих девиаций (наркотизации, проявлений алкоголизма (пивного), проституции, суицида). Тем не менее как бы ни высоки были отрицательные среднестатистические показатели по проблемным для молодежи зонам деятельности, они не позволяют сделать вывод об их тотальном характере. В реальной обстановке механизмы человеческой солидарности помогают молодым людям преодолеть те или иные жизненные обстоятельства. Для значительной части студенчества проблем, связанных с общей и специфической девиацией, не возникает и в целом для студенчества они не представляет катастрофы. Для студенчества характерна быстрая сменяемость отношений в обществе ввиду переходности ее социального статуса, оно легче приспосабливается к новым условиям, быстро меняет взгляды на жизнь, а также вносит изменения в ценностную систему (т.е. все то новое и передовое, с чем не может не считаться общество). Вместе с тем, лояльное отношение студентов к негативным/ порицаемым обществом девиациям, таким как распитие спиртных напитков в общественных местах, проституция, загрязнение окружающей среды, свидетельствует о ценностно-нормативной неопределенности в системе высшего образования как традиционном институте социализации и о необходимости существенных перемен в социальной и духовно-нравственной сферах российского общества. Девиантное поведение студенческой молодежи имеет свои поведенческие особенности, обусловленные социокультурной средой существования и спецификой студенческого коллектива. Кроме этого, на проявления девиантного поведения в студенческой среде оказывает влияние специфика региона (этническая, религиозная, природно-климатическая, социально-экономическая). Определяющая роль в предупреждении и коррекции девиантного поведения принадлежит социальному контролю. Основные задачи высшей школы по минимизации и оптимизации проявлений девиантного поведения видятся в реализации трех основных направлений деятельности: целостное обеспечение процессов социализации студентов, повышение уровня самоконтроля личности студента и ответственности администраций вузов, совершенствование социальных норм и санкций в вузе. Поведение студенческой молодежи в силу их промежуточного положения между пассивным объектом заботы государства и активным участником социального действия управляемо и корректируемо. Полагаем, что социальный контроль в вузе следует рассматривать как единый комплексный процесс. Представляется, что необходимыми и продуктивными мерами могли бы быть следующие рекомендации: повышение правовой культуры посредством таких методов, как правовая пропаганда, правовая информация на всех уровнях — общегосударственной (Российская Федерация), региональной (Республика Бурятия), местной (административно-территориальный район), конкретно-локальной (учебное заведение) — с широким вовлечением средств массовой информации (телевидение, радио, пресса) — проведение открытых семинаров, лекций и досуговых мероприятий с привлечением представителей законодательной и исполнительной власти всех уровней, а также работников правоохранительных органовограничение передач о различного рода криминальных происшествиях и расследованиях, а также передач и фильмов, имеющих насильственный характеррекомендации администрациям вузов о создании центра/лаборатории профилактики и оказания наркологической и психологической помощи студентаморганизация/возрождение работы студенческих оперативных отрядов, волонтерского движения по профилактике правонарушений и девиантного поведениярассмотрение на заседаниях ученых советов вузов вопроса о профилактической деятельности (о возможностях и перспективах внедрения спецкурса «Основы формирования антиалкогольного, антинаркотического мировоззрения») — разработка и внедрение дополнительных спецкурсов и курсов по выбору по дисциплине «Правоведение» с учетом профилактики девиантного поведенияформирование планов воспитательной работы вузов с учетом необходимости включения мероприятий по профилактике правонарушений и девиантного поведения, организация досуга студентов, опережающее воздействие на исключение причин возникновения девиантности, посредством влияния на ценностные ориентации студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. М., 2000.
  2. А.И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория опыт проблемы. М., 2001.
  3. Н.А., Тараканов Ю. В. Асоциальное поведение несовершеннолетних. Самара, 2001.
  4. А.А., Гилинский Я. И. Актуальные проблемы девиантного поведения и социальный контроль. СПб., 1995.
  5. П.И., Родионов В. А. Социализация молодежи: опыт, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции. -М., 2000.
  6. А.З. Уличные и криминальные группировки как один из факторов социализации молодежи (опыт прошлого и настоящего) // Социализация молодежи: опыт, проблемы, перспективы. Ч. 2. Улан-Удэ, 2000.
  7. Г., Герчиков В. Студенческая занятость в Новосибирске в переходный период // Преодоление: материалы международной весенней школы «Социальные эксклюзии в переходном обществе: пути преодоления». Новосибирск, 2000.
  8. Т.Б. Молодежь в системе высшего образования: выбор пути // Социология и общество: тезисы I Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000.
  9. Г. Социологический анализ самоубийств в России // http://www.mysuicide.ru/litera/public/sociologicheskiyanalizsamoubiystvinrf. html
  10. JI. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001.
  11. Ю. Д., Яковлев А. М. Введение в курс криминологии. -Минск, 1983.
  12. В.В. Студенческое общежитие в условиях аренды // Социологические исследования. 1992. -№ 3.
  13. Г. М. Социалистический образ жизни. Проблемы социальной детерминации. М., 1981.
  14. С.С. Основы уголовной политики. М., 1999.
  15. Е.А. Опыт использования антропологического принципа в анализе наркологических проблем // Экономическое обозрение. 1998. — № 1.
  16. И.И. Особенности социальной патологии в условиях кризиса современного российского общества (на примере Республики Бурятия). Улан-Удэ, 2001.
  17. B.C. О сущностной связи преступности и государственной власти // Преступность и власть. М., 2000.
  18. Влияние хлебных цен и урожаев на движение преступности в России // Журнал Министерства юстиции. 1898. — № 8.
  19. Ю.Г., Добренькое В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. Социология молодежи. Р.-на/Дону: Феникс, 2001.
  20. Временник Демидовского юридического лицея. Кн. 4. Ярославль, 1873.
  21. Высшие и средние специальные учебные заведения Республики Бурятия: Статистический сборник. № 05−02−10. Улан-Удэ, 2003.
  22. А.А. Кто такие наркоманы // Социс. 1992. — № 2.
  23. М.К. Особенности пенитенциарной девиантности в условиях трансформации российского общества (на материалах Иркутской области): автореф. .канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2004.
  24. Г. Наука логики. Т. 2. — М., 1971.
  25. С.И. Политика предупреждения преступности // Организованная преступность, миграция, политика. М., 2002.
  26. М.Н. Избранные произведения. М., 1974.
  27. Я.И. Социальный контроль над девиантным поведением в современной России: теория, история, перспективы. http://www.narcom.ru/ideas/socio/1 .html
  28. Я.И. Девиантология: теория и реальность // Ученые записки Санкт-Петербурского филиала РТА. — 1998. № 1 (5).
  29. Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социс 1991. — № 4.
  30. Я.И. Творчество: норма или отклонение? // Социс-1990.-№ 2.
  31. С.П. Причины усиления и специфика теневой экономики на этапе перехода России к рынку // Организованная преступность: российско-американский диалог. М.: Олимп, 1997.
  32. М.Б. Художественный мир российского студенчества. -СПб., 1998.
  33. М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М., 2000.
  34. Т. Пьяные цифры. Алкогольная статистика меняется в угоду властям // Московский комсомолец. № 50. — 2004- 15−22 дек.
  35. В.И. Феномен работающего студента вуза // Социологические исследования. 1999. -№ 8.
  36. И.Н. Социальный контроль алкоголизации http: //www.narcom.ru/ideas/socio/2 .html
  37. И.Н., Цветкова JI.A., Щур Н.В. Наркопотребление в студенческой среде: поведенческие особенности, 2004. http: www.narcom.ru/ideas/social/109htm/
  38. З.А. Некоторые проблемы в социальной адаптации молодежи: тезисы Всероссийской научно-практической конференции «Социализация молодежи: опыт, проблемы, перспективы» (21−25 августа 2000). -Улан-Удэ, 2000.
  39. З.А. Проблемы адаптации населения к реформам // Социология и социальная антропрология. СПб., 1997.
  40. Данные информационного центра при МВД Республики Бурятия 2001−2004 гг.
  41. Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х-ХХ вв.): тенденции и социологическое осмысление // под ред. Я. И. Гилинского. -СПб., 2000.
  42. .П., Сакевич В. И. Динамика эпидемии ВИИ / СПИД. Социологические исследования. — 2004. — № 1.
  43. Деструктивные условия социализации молодежи как фактор ее девиантного поведения в регионе / под общей ред. Б. С. Павлова. Екатеринбург, 1999.
  44. В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи // Социс. 1997. -№ 1.
  45. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1995.
  46. В.И., Кравченко А. И. Социология. М.: Инфра-М, 2000.
  47. К.Ю. Социология девиантного поведения подростков. -Саратов, 1999.
  48. А.И. Социально-правовая активность в сфере борьбы с преступностью и проблемы ее формирования // Проблемы участия общественности в борьбе с преступностью. М., 1978.
  49. Ю.Н. Студенческая молодежь современной России: социальный статус, жизненные ориентации, взгляд в будущее. Уфа, 1997.
  50. Д. Малолетние преступники. Т. 11. — М., 1888.
  51. Э. Норма и патология: Социология преступности. -М., 1996.
  52. Э. Общественное разделение труда. Метод социологии.-М., 1991.
  53. Э. Самоубийство. -СПб., 1998.
  54. О.А. Взаимосвязь миграционных процессов и организованной преступности // Организованная преступность, миграция, политика. -М., 2002.
  55. .С. Социальная культурология. М., 1998.
  56. В. Как Япония справляется с преступностью. http://www.japantoday.ru/znakjap/histori/2 102.shtml
  57. Н.К., Мантуров С. В., Затеев В. В., Ангуров Б. Х. Региональная молодежь: проблемы десоциализации. Улан-Удэ, 2003.
  58. А.А. Преступность и ее факторы. Пг., 1922.
  59. В.А. Общая патопсихология. Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 1986.
  60. В.В., Осинский И. И. Студенты 90-х: социальные и нравственные основы жизнедеятельности. Улан-Удэ, 1997.
  61. ЗаиграевГ.Г. Общество и алкоголь. М., 1992.
  62. В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. -№ 2.
  63. Н.Г. Аномальный субъект преступления. М., 1998.
  64. О.И. Напряженность в отношениях молодежи и общества: сущность, типы, динамика // Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. -СПб., 2000.
  65. Информация отдела среднего профессионального и высшего образования Министерства образования и науки Республики Бурятия 2004 г.
  66. Е.В. Профилактика нравственно-правовой девиации в поведении сотрудников ОВД // Психолого-педагогическая подготовка сотрудников ОВД: Материалы научно-педагогических чтений (16 июня 1998 г.). / под ред. Б. Ф. Кваши. СПб., 1998.
  67. И.И. Преступления международного характера. М., 1979.
  68. В.Н. Проблемы самореализации человека в современных условиях // Социология и социальная антропология. СПб., 1997.
  69. Л., Макцевич М. Социальное пространство наркотизма. -СПб., 2001.
  70. А., Лешин А. Исследование уровня студенческой проституции в городе Томске. Томск, 2000.
  71. Ю.А. Социальные нормы и отклонения. М., 1997.
  72. А.В. К вопросу о детерминации девиантного поведения. // Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999.
  73. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002.
  74. JI.B. Антропология преступления (микрокриминология). -М., 2001.
  75. И. О бедном студенте замолвите слово. (вопросы социально-экономического положения и активности российского студенчества).-М., 1998.
  76. Н.П., Измайлова Ф. Ш. Предупреждение преступлений в регионах: состояние, опыт. М., 1997.
  77. А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965.
  78. Е.Н. Социокультурные девиации студенчества в контексте переоценки ценностей в современной России: автореф.. канд. социол. наук. Ставрополь, 2006.
  79. В.В. Криминализация общества: сущность процесса, российская действительность. Калининград, 2000.
  80. Криминология / под ред. А. И. Долговой. М., 1999.
  81. Криминология. XX век / под. ред. В. П. Сальникова, В. М. Бурлакова. -СПб., 2000.
  82. В.Н. Генезис преступления опыт криминологического моделирования. М., 1998.
  83. В.Н. Преступность и нравы переходного общества. -М., 2002.
  84. В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003.
  85. В.И. Мониторинг ценностных ориентаций молодежи как показатель трансформации общества.
  86. А. Мы заинтересованы в сотрудничестве // Частный сыск, охрана, безопасность. 1996. — № 8.
  87. Е.Б. Юридическая психология: теории девиантного поведения. СПб., 2000.
  88. Н.И. Пути России. М., 2000.
  89. С.А., Чернышева Т. И. Будущие российские инженеры: кто они // Социологические исследования. 1996. — № 8.
  90. С.Я. Антиобщественные традиции, обычаи и их влияние на преступность. Омск, 1989.
  91. В.Ф. Современные проблемы девиантности и пенитенциарная практика. Иркутск, 2001.
  92. Ли Д. А. Преступность как социальное явление. М., 1997.
  93. Ли Д. А. Преступность в структуре общества. М., 2000.
  94. В.Т. «Человек и общество XX». Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. Л., 1983.
  95. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 2000.
  96. В.Т. Молодежь: тенденции социальных изменений. -СПб., 2000.
  97. В.Т. Формирование личности современного студента: автореф. д-расоциол. наук. Л., 1976.
  98. Н. Глобализация мирового сообщества // Социология на пороге XXI века. М., 1998.
  99. В.В. Преступность в XXI веке (методология прогноза) // Социс. 1996. -№ 7.
  100. В.В. Криминальная глобализация // Государство и право. 2004. — № 10.
  101. В.В. Преступность XX века. М., 1999.
  102. А.Г. Распространение наркогенного заражения среди молодежи // Региональная система социального контроля, обеспечения занятости, профилактики девиантного поведения и наркотизации молодежи. -Волгоград, 1997.
  103. Н.Н. Типология отношений студентов к наркомании // Социс.-2000.-№ 2.
  104. Е.А. Культурные ценности и досуг студентов середины 90-х годов: автореф. канд. социол. наук. Улан-Удэ, 1998.
  105. И.Р., Михеева М. Р. Проблемы формирования правовой культуры в средствах массовой информации // Проблемы правовой и криминологической культуры борьбы с преступностью. М., 2002.
  106. Молодежь России: женская проституция в Москве. М., 1999.
  107. Молодежь России. М., 1995.
  108. Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений (доклад Комитета по делам молодежи Российской Федерации). М., 1995.
  109. Молодежь России: тенденции и перспективы / под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М., 1993.
  110. Молодежь: тенденции социальных изменений / под ред. В. Т. Лисовского. СПб., 2000.111. Мор Т. Утопия. М., 1978.
  111. Наркомания в России: угроза нации: аналитический доклад подготовлен рабочей группой под руководством С. А. Караганова, И.Е. Ма-лашенко и А. В. Федорова. М., 1998.
  112. B.C. Философия права. М., 1997.
  113. Общественное мнение о преступности в Республике Бурятия (криминологическое исследование). Улан-Удэ, 2004.
  114. А.Н. Тюремная субкультура. М., 2001.
  115. С.Г. О пользе и вреде неравенства (криминологическое исследование) // Государство и право. 2004. — № 8.
  116. С.Г. Социальные отклонения. Тюмень, 1994.
  117. Организованная преступность в России: Теория и реальность. -СПб., 1996.
  118. О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. -1998.- № 2.
  119. Основы концепции и программы воспитания студентов вузов / под ред. В. Т. Лисовского. СПб., 1999.
  120. Т.Э. Социология студенчества в России. СПб., 2000.
  121. Письмо Следственного комитета при МВД РФ от 31 октября 2000 г. 17/3 // Вестник образования России. 2001. — № 11.
  122. Н.И., Грицай Г. И. К вопросу о правовой культуре // Проблемы правовой и криминологической культуры борьбы с преступностью. М., 2002.
  123. В.Д. Традиции и общество. М., 1982.
  124. Правовое сознание студенческой молодежи. Казань, 1995.
  125. Преступность в Бурятии глазами будущих юристов. Улан-Удэ, 2005.
  126. Преступность малолетних в Западной Европе. СПб., 1899.
  127. Н.С. Правовая культура и правовое сознание в России: вектор современного развития // Юридический вестник РГЭА. 1999. -№ 1.
  128. .П. Преступления несовершеннолетних наркоманов: автореф. д-ра юр. наук. -М., 1999.
  129. В.Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ. М., 2001.
  130. В.Ф. Студенчество и преподавательский состав вузов России в конце XX века: социокультурная динамика: автореф.. д-ра социол. наук.-СПб., 2001.
  131. B.C. Воры в законе и преступные кланы. М., 1995.
  132. Е.В. Учащаяся молодежь и наркотики // Социологические исследования. 2004. — № 1.
  133. Д.В. Криминальная виктимология. СПб., 2002.
  134. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Оси-пова. М., 1998.
  135. Российский экономический журнал. 1994. — № 1.
  136. А.С. Молодежь в полиэтническом регионе: взгляды, позиции, ориентации. Астрахань, 1999
  137. .Г., Колесников Ю. С. Студент глазами социологов. -Ростов-на/Д., 1968.
  138. .А. Молодежь и становление новой России // Моло-дежь-97: надежды и разочарования / под ред. И. М. Ильинского. М., 1997.
  139. JI.A. Молодежные правонарушения и деликвентные сообщества сквозь призму американских социологических теорий. Казань, 1997.
  140. C.JI. Предупреждение девиантного поведения молодежи (методологические и прикладные проблемы). Волгоград, 1998.
  141. С.А. Социальный контроль в переходном обществе, http: // polit.mezhdunarodnik.ru / art. php3.
  142. Современный словарь иностранных слов. М., 1993.
  143. Состояние законности в Российской Федерации (1993−1995 годы): аналитический доклад. М., 1995.
  144. Социальная цена либерального реформирования. М., 2001.
  145. Социальные отклонения / под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1978.
  146. Социология в России / под ред. В. А. Ядова. М., 1998.
  147. Социология молодежи / под ред. В. Т. Лисовского. СПб, 1996.
  148. Н.А. Алкоголизм и его последствия. М., 1997.
  149. Справка-информация медицинского вытрезвителя при Октябрьском ОВД г. Улан-Удэ, 2001 г.
  150. А.А. Проституция несовершеннолетних социальная и правовая проблема общества. СПб., 2005. — С. 45.
  151. П. Новые работы по криминальной антропологии: доклад на секции русского общества охранения народного здоровья. 27. XII. 1891.-СПб, 1892.
  152. Е. Изменение преступности в различных общественных группах // Юридический вестник. 1889. — Май.
  153. .Т. Парадоксальный человек. М, 2001.
  154. К. Преступность и криминология в современной Японии. -М, 1989.
  155. И. Влияние времен года на распределение преступности // Судебный журнал. 1873. — Январь-февраль.
  156. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Республике Бурятия // под общей ред. С. Д. Намсараева. -Улан-Удэ, 2002.
  157. С.С. Социология. М, 1996.
  158. Х.М. Учение о факторах преступности. М, 1910.
  159. В.А., Мареев В. И. Девиантное поведение и социальный контроль. Ростов-на/Д, 1997.
  160. Н.В. Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур: дис. канд. социол. наук. -Улан-Удэ, 2001.
  161. Н.В. Духовно-нравственные ценности российского и американского студенчества // Философия, социология и современность. -Улан-Удэ, 2002.
  162. Ф.Э. Высшая школа в зеркале социологии. Вып. 1. -Ярославль, 1997.
  163. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.
  164. Т.В. Опыт построения социологической теории деви-антности (теоретико-методологические проблемы): автореф.. д-ра социол. наук. СПб., 2004.
  165. Т.В. Критический анализ причинных теорий деви-антности // Проблемы теоретической социологии, межвузовский сборник. -Вып. 3. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского госуниверситета, 2000.
  166. Т.В. Формы индивидуальных и массовых нарушений социальных норм // Вестник СПбГУ. Сер. 6. — Вып. (№ 27) — СПб., 1999.
  167. Шур Э. М. Наше преступное общество. М., 1977.
  168. Н.А. Развитие научных основ укрепления социалистической законности и правопорядка // Советское государство и право. 1977. -№ 11.
  169. Е.М. Нарконашествие в России // Социс. 2004. — № 1.
  170. Юридическая педагогика // под ред. В. Я. Кикотя, A.M. Столя-ренко.-М., 2004.
  171. Юридическая социология. М., 2000.
  172. Ф.Ф. Некоторые актуальные проблемы профилактики наркомании // Новые подходы в социальной работе и возможности непрерывного образования. СПб., 2002.
  173. Albanese J. Myths and Realities of Crime and Justice, 1990.
  174. Davis N., Anderson B. Social Control: The Production of Deviance in the Modern State, 1983.
  175. Donziger S. The real War on Crime: The Report of the National Criminal Justice Comission, 1996.
  176. Hendrics, J., Byers, B. Crisis Intervention in Criminal Justice, 1996.
  177. Rotwax, H. Guilty. The Collapse of Criminal Justice, 1996.
  178. Sumner, C. The Sociology of Deviance. An Obituary, 1994.
  179. Tony Lawson & Tim Heaton Crime and Deviance London 1999.
  180. Minoru Shikita Shinihci Tsuchiya Crime and Criminal Policy in Japan Analysis and Evaluation of the Showa Era, 1926−1988 New York Berlin Heidelberg London Paris Tokyo Hong Kong Barcelona Budapest 1992.
Заполнить форму текущей работой