Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Логистика транспортного предприятия

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимыми условиями открытия маршрута является наличие устойчивого грузопотока и условий, обеспечивающих безопасность движения. Кроме того, АТП должно обосновать технико-экономическими расчетами эффективность открытия маршрута. Целесообразно также при разработке маршрутов предусматривать такие факторы, как обеспечение соответствия типа подвижного состава виду перевозок, возможности выполнения… Читать ещё >

Логистика транспортного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «КОММЕРЦИЯ»

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Коммерческая логистика»

НА ТЕМУ: Логистика транспортного предприятия Воронеж — 2014

Содержание Введение

1. Сущность, цель и задачи транспортной логистики

2. Значение транспорта, экономическая особенность, дальнейшее развитие в России

3. Виды транспорта, их достоинства и недостатки

4. Автотранспортное предприятие в условиях рынка. Виды транспортных услуг

5. Логистические подходы к качеству услуг по перевозке грузов

6. Роль логистики в планировании автомобильных перевозок

7. Логистика маршрутизации автоперевозок

8. Обозримые пути дальнейшего развития транспортной логистики Заключение Список использованной литературы

Введение

Экономика современной России все больше поворачивается в сторону системных структурных преобразований, ориентированных на логистику.

Логистикановое научное направление с ярко выраженной динамикой развития.

В современном понимании логистика с научной точки зрения определяется как сумма деятельности по руководству, планированию, организации и управлению материальными и информационными потоками в различных сферах человеческой деятельности для достижения поставленной цели.

В экономической деятельности логистика объединяет такие сферы: логистика производства, снабжения, сбыта, транспорта и т. д. При этом транспортная логистика может являться составной частью других видов логистики.

Коммерческие отношения в настоящее время формируются в условиях высокой конкуренции, неопределенности и неустойчивости рыночной среды. Для того, чтобы добиться успеха в предпринимательском деле, недостаточно использовать лишь маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами. Наиболее прогрессивным научно-прикладным направлением является логистика.

Применение логистики позволяет существенно сократить временной интервал на всех стадиях производственного цикла и добиться значительного увеличения прибыли за счет снижения затрат, связанных с сокращением производства, издержек в области ресурсного потенциала. Сокращение затрат на ресурсы и минимизация временных затрат достигается за счет оптимизации сквозного управления материальными и информационными потоками.

Внедрение в экономику предприятий логистического управления взаимодействием производства, транспортировки, снабжения и сбыта позволит реализовать принцип «доставки груза точно в срок», так как оно характеризуется высокой степенью концентрации согласованного взаимодействия основных элементов логистических систем.

Реализация данного принципа логистики требует комплексной, системно-структурной перестройки как техники и технологии, взаимодействия производства, снабжения, сбыта, транспортировки, так и внутренней специфики построения каждой составляющей логистической системы, в том числе и транспортной.

С позиций системного подхода транспорт представляет сложную адаптивную экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных в едином процессе транспортного логистического обслуживания региональных материальных и людских потоков. Для доставки грузов точно в срок и с возможно с меньшими затратами ресурсов должен быть разработан единый технологический процесс на основе интеграции производства, транспорта и потребления.

Актуальность рассмотрения и изучения данной темы в настоящей курсовой работе обусловлена возрастающим значением транспорта в общественной жизни, становлением и развитием на этой основе транспортной логистики как фактора повышения эффективности транспортного (перевозочного) процесса и качества транспортных услуг. Цель курсовой работы — это изучить теоретические основы транспортной логистики, отразить значение транспорта, его отраслевую особенность, виды транспорта, проблемы и перспективы развития в России, осветить некоторые вопросы логистики автотранспортного предприятия, обозначить обозримые пути развития логистики в транспортной сфере.

транспортный логистика перевозка марштуризация

1. Сущность, цель и задачи транспортной логистики В сфере материального производства функцию распределения (перемещения) материальных потоков выполняет транспорт, который сам по себе представляет сложную многофункциональную отрасль народного хозяйства, содержащую различные типы транспорта, путей сообщения, сложную обслуживающую инфраструктуру и специфические методы управления. На базе этих предпосылок из общей логистики выделилось научно-прикладное направление, названное транспортной логистикой.

В современном понимании транспортная логистика определяется как новое научное направление или учение о планировании, управлении и наблюдении (отслеживании) движения грузов. Основной элемент труда на любом виде транспортаэто груз. Поэтому основная цель транспортной логистики — это доставка груза «точно в срок» и с минимальными затратами материальных и трудовых ресурсов.

Значительная часть операций на пути движения материального потока от источника сырья до конечного потребления осуществляется с помощью различных транспортных средств, при этом затраты на транспортирование достигают до пятидесяти процентов общих затрат на логистику Транспорт, являясь важным звеном логистической системы, должен быть достаточно гибким для обеспечения перевозочного процесса с удовлетворением изменяющегося спроса. Поэтому транспортная логистика рассматривается в аспекте эффективности работы отдельных видов транспорта и с точки зрения организации перевозок от двери грузоотправителя до двери грузополучателя.

Предметом транспортной логистики являются задачи, связанные с организацией перемещения грузов транспортом общего пользования.

Основная функция транспортной логистики заключается в создании системы для оптимизации процесса перевозок, а также в транспортном и экспедиционном обеспечении.

Транспортное обеспечениеэто работа, сопряженная с движением, перемещением грузов и пассажиров, оказанием погрузочно-разгрузочных услуг и услуг по хранению.

Экспедиционное обеспечение является частью процесса движения товаров от производителя к потребителю и включает ряд дополнительных работ, без которых перевозочный процесс не может быть начат и окончен.

Технология перевозок заключается в последовательности технологических операций при выполнении транспортного процесса. Транспортная логистика в первую очередь решает те задачи, которые усиливают согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса.

Применение логистики в транспорте, также как в производстве или торговле, превращает контрагентов и конкурирующие стороны в партнеров, взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе.

Логистикаэто единая техника, технология, экономика и планирование. Соответственно к задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования.

Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.

Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.

Экономическая сопряженностьэто общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.

Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков.

К задачам транспортной логистики относят также:

создание транспортных систем, в том числе транспортных коридоров и транспортных цепей;

обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

выбор вида транспортного средства;

выбор типа транспортного средства;

определение рациональных маршрутов доставки и др.

Наличие единого оператора сквозного перевозочного процесса, осуществляющего единую функцию управления сквозным материальным потоком, создает возможность эффективно проектировать движение материального потока, добиваясь заданных параметров на выходе.

Результатом использования транспортной логистической системы для предприятия будет высокая вероятность выполнения «шести правил логистики» — нужный груз в нужном месте, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества, с минимальными затратами.

Сущность транспортной логистики, ее стратегическая цель и задачи неразрывно связаны с развитием транспорта, с его огромным значением в человеческой жизни.

2. Значение транспорта, экономическая особенность, дальнейшее развитие в России Современный мир невозможно представить без транспорта. Образно выражаясь, транспорт является кровеносной системой любого государства.

Транспорт является необходимым условием общественного производства и относится к сфере материального производства независимо от того, перевозит ли он людей или грузы.

Различают внутрипроизводственный транспорт (транспорт не общего пользования) и транспорт сферы обращения (транспорт общего пользования). Именно транспорт сферы обращения является самостоятельной отраслью народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех других отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров.

В социально-экономическом развитии страны транспорт играет существенную роль. В настоящее время практически не существует таких экономических проблем, которые бы его не затрагивали. Транспорт способствует развитию производительных сил общества, расширению межрегиональных связей, укреплению обороноспособности страны, а также улучшению культурно-бытового обслуживания населения.

В то же время транспорту присущи некоторые особенности, отличающие его от других отраслей материального производства. Главное это то, что транспорт не производит новой продукции или вещей, а является только продолжением процесса производства. Продукцией транспорта является перемещение готовых продуктов из сферы производства в сферу обращения или перемещение людей; на транспорте процесс производства и реализации продукции слиты воедино. Стоимость перевозки груза транспортом добавляется к стоимости производства этого груза. На транспорте иная форма кругооборота производственных фондов. В структуре расходов на производство транспортной продукции отсутствуют затраты на сырье. Продукцию транспорта невозможно накопить, создать ее резерв. Поэтому на транспорте проблема резервов состоит в создании резервов пропускной и провозной способности. Оптимальные эти резервы должны создаваться повсеместно и в первую очередь на направлениях с быстрорастущим грузооборотом и этому должна способствовать транспортная логистика.

Работа, выполняемая транспортом, носит производительный характер, ее эффективность зависит от организации транспортного процесса, от того, насколько быстро и с какими издержками он будет осуществлен.

В нашей стране правительством РФ принимаются необходимые меры по дальнейшему развитию транспортной системы, укреплению и совершенствованию ее инфраструктуры. По этому вопросу принят ряд важнейших официальных документов:

— постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 (в редакции от 02.11.2013) «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010;2020 годы)» ;

— распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» ;

— распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2600-р «Об утверждении государственной программы «Развитие транспортной системы» .

В этих документах подчеркивается, что несмотря на определенные успехи в развитии отечественного транспорта, он требует коренной перестройки. Структурная диверсификация экономики сдерживается все еще низким техническим и технологическим уровнем транспорта и неудовлетворительным состоянием многих элементов транспортной системы страны. В частности, на транспорте не находят должного применения системы интегрированной логистики, отсутствуют распределительные центры, которые в развитых странах являются основой логистической системы. Неудовлетворительно развиваются технологии интермодальных перевозок, в первую очередьконтейнерные. Применение современных информационных систем носит пока еще фрагментарный характер, отсутствуют общепринятые в мировой практике рыночные стандарты информационных технологий.

На решение стоящих задач и системных проблем и нацелена государственная политика РФ в сфере транспорта. В частности, к долгосрочным приоритетам государственной транспортной политики относятся:

— сбалансированное и эффективное развитие транспортной инфраструктуры на основе увеличения пропускной способности опорной транспортной сети, развития крупных транспортных узлов;

— формирование и распространение новых транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг, обеспечение современными информационно-техническим оснащением и системами навигации транспортных узлов и коммуникаций, внедрение перспективных наземных, бортовых и космических средств и систем связи, навигации и наблюдения, внедрение прогрессивных товаротранспортных технологий, в том числе с использованием логистических систем;

Реализация государственной стратегии и программ позволит обеспечить уменьшение транспортной нагрузки на экономику за счет снижения уровня транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции к 2020 году на 12−16%, к 2030 году позволит повысить конкурентноспособность и эффективность отраслей экономики.

3. Виды транспорта, их достоинства и недостатки Одной из задач, решаемой транспортной логистикой как отмечалось выше, является выбор вида транспортного средства. Основой выбора вида транспорта оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта, об их основных преимуществах и недостатках, существенных с точки зрения логистики.

Ведущее место в транспортной системе России занимает железнодорожный транспорт, являясь основным магистральным видом транспорта.

Железнодорожный транспорт характеризуется независимостью от климатических условий, времени года и суток. Организация перевозок регулярна и осуществляется на большие расстояния. Высокая провозная и пропускная способность. Преимуществом этого вида транспорта является также невысокая себестоимость и наличие значительных скидок для транзитных отправок. В целом железнодорожный транспорт имеет относительно высокие экономические показатели и достаточно современные технологии перевозок.

К его недостаткам можно отнести ограниченное число перевозчиков, невозможность доставки при отсутствии железнодорожных путей, хищения и потери.

Автомобильный транспорт выполняет перевозки грузов для всех отраслей народного хозяйства. Этот вид транспорта позволяет обеспечивать регулярность поставки, а также осуществлять поставки мелкими партиями. Главное достоинство этого вида транспортахорошая маневренность, что позволяет доставлять груз «от двери к двери» с необходимой степени срочности. Автотранспорт обладает высокой доступностью и возможностью использования различных маршрутов и схем доставки, а также выбора наиболее подходящего перевозчика.

Основными недостатками являются: сравнительно малая грузоподъемность; срочность разгрузки; относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния; вероятность кражи груза и угона самого автотранспортного средства; недостаточная экологическая чистота.

Однако, несмотря на недостатки предполагается, что и в дальнейшем технико — эксплуатационные особенности автомобильного транспорта обеспечат ему надежное положение в условиях повышенного спроса на перевозки грузов частыми, но мелкопартионными отправками, которые, в свою очередь, ускорят развитие автоматической обработки грузов, контейнеризации и пакетизации, а также информатики в области грузовой и перевозной работы.

Морской транспорт является самым крупным перевозчиком в международных перевозках.

Для этого вида транспорта характерны низкая себестоимость перевозок, неограниченная пропускная способность. Недостатки: зависимость от природных и навигационных условий, необходимость строительства сложного портового хозяйства; низкая скорость и жесткие требования к упаковке и креплению груза.

Речной транспорт занимает особое место в обслуживании перевозками грузов северных районов страны, Сибири и Дальнего Востока.

Речной транспорт характеризуется большой провозной способностью, невысокой себестоимостью перевозок, низкими грузовыми тарифами, малыми капитальными вложениями. К его недостаткам следует отнести большой перерыв в работе во время зимнего ледостава, низкую скорость доставки, малая частота отправок.

Воздушный транспорт является самым быстрым видом сообщения и доставки. Другие его достоинства: возможность доставки в отдаленные районы, высокая сохранность грузов. Вместе с тем, главной задачей воздушного транспорта является не доставка грузов вообще, а только ценных грузов и почты, а в основномперевозка пассажиров.

Недостатки: высокая себестоимость перевозок, высокие грузовые тарифы, ограниченность размера партий, зависимость от метеоусловий, которые снижают надежность соблюдения графика поставки.

Трубопроводный транспорт имеет узкую специализацию. К нему относятся нефтяные, газовые и продуктопроводы. По сравнению с другими видами транспорта он характеризуется низкой себестоимостью транспортирования, высокой степенью сохранности грузов. Обладает высокой пропускной способностью. Недостаток — узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (нефть, газы, эмульсии).

Таким образом, каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе.

Обычно выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта: время доставки, частота отправлений груза, надежность соблюдения графика доставки, способность перевозить разные виды грузов, способность доставить груз в любую точку территории, стоимость перевозки.

Осветить логистику каждого вида транспорта в настоящей курсовой работе не представляется возможным, поэтому остановлюсь на отдельных вопросах логистики автотранспортного предприятия.

4. Автотранспортное предприятие в условиях рынка. Виды транспортных услуг Автомобильный транспорт является важнейшим элементом транспортной системы России, главным ее перевозчиком в настоящее время, наиболее массовым, рыночно-ориентированным и гибким. На долю автомобильных перевозок приходится около двух третей всего объема перевозок груза в стране.

Рыночная экономика существенно изменила условия работы автомобильного транспорта и характер спроса на его услуги. Разгосударствление автотранспортных предприятий (далееАТП) способствовало расширению их хозяйственных прав и возможностей, формированию коммерческих структур и развитию предпринимательской деятельности. В то же время переход к рынку поставил АТП в новые экономические условия, которые характеризуются жесткой конкурентной средой. Способность АТП к выживанию в современных условиях определяется конкурентноспособностью, уровень которой невозможно повысить без применения новейших научных форм, методов и технологий в производственном процессе.

Производственный процесс в АТП складывается из работы подвижного состава на линии и технического обслуживания транспортных средств, то есть выходит за рамки непосредственно предприятия. Поэтому он требует более четкого взаимодействия отдельных служб и подразделений по эффективному использованию автопарка, материальных и денежных ресурсов, выполнению перевозок в установленные сроки и качественно.

Современные условия диктуют необходимость повышать эффективность функционирования АТП на основе оптимизации производственного процесса, его социально-технических и экономических характеристик. Выполнить заданные условия представляется возможным с применением логистики, т. е. управляющего алгоритма, который с помощью различных экономико-математических методов позволяет оптимизировать работу отдельных элементов транспортного процесса и объединить эти элементы в единую систему.

Производственная деятельность АТП в рыночных условиях отличается и тем, что если ранее «продукцией» автомобильного транспорта считалась только перевозка, измеряемая такими валовыми показателями, как объемы перевозок, грузооборот и т. д., то теперь на первое место ставится «услуга», которая, как и любой товар, обладает своим качеством.

К услугам АТП относятся: перевозка грузов; погрузочно-разгрузочные услуги; услуги по хранению грузов; услуги по подготовке грузов к перевозке; предоставление транспортных средств в аренду; транспортно-экспедиционные услуги; другие дополнительные услуги.

Основным видом услуг является перевозка грузов. Как правило, она сопровождается предоставлением других услуг (погрузкой, разгрузкой, экспедированием и прочими).

К дополнительным услугам можно отнести такие, как например, маркетинговые, информационные, коммерческие, услуги страхования.

В современных рыночных условиях к перевозочным услугам заказчики предъявляют повышенные требования. Основные из них: надежность перевозок; минимальные сроки, регулярность и своевременность доставки груза; безопасность перевозок; сохранность груза при доставке; удобства по приему и сдаче грузов; наличие дополнительных услуг; гибкость обслуживания и наличие много вариантности уровней обслуживания; надлежащие документационное обеспечение и сопровождение груза; доставка груза «от двери до двери»; приемлемая стоимость услуг и др.

5. Логистические подходы к качеству услуг по перевозке грузов Качество продукции, товара или услуги в условиях рынка приобретает особое значение. Это относится и к продукции транспортатранспортной услуге. Применение логистических подходов в грузоперевозках позволит АТП в достаточной степени удовлетворить растущие требования потребителей транспортных услуг и обеспечить надлежащее качество услуг в соответствии с государственным стандартом.

Качество услуги определяется набором определенных показателей. Под показателем качества транспортной услуги понимается количественная характеристика одного или нескольких оцениваемых потребительских свойств услуги, составляющих ее качество. Качество перевозок оценивается по совокупности характеристик, определяющих их пригодность удовлетворять потребности грузоотправителей или грузополучателей в соответствующих перевозках.

Показатели качества транспортной услуги (согласно стандарту ГОСТ Р 51 005−96) должны отвечать следующим основным требованиям:

— способствовать обеспечению соответствия качества грузовых перевозок потребностям потребителей (физических и юридических лиц);

— характеризовать все свойства грузовой перевозки, обусловливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с ее назначением;

— быть стабильными и способствовать повышению качества грузовых перевозок;

— исключать взаимозаменяемость показателей при комплексной оценке уровня качества грузовых перевозок.

Стандарт выделяет следующие группы показателей качества транспортных услуг:

1.Показатели своевременности выполнения перевозки. Данная группа показателей в зависимости от характеризуемых ими признаков подразделяется на следующие показатели:

а) перевозка груза к назначенному сроку. К этим показателям относятся: среднее отклонение прибытий груза от назначенного срока; среднее превышение назначенного срока; максимальное превышение назначенного срока: максимально допустимое отклонение от назначенного срока; число отклонений прибытия груза к назначенному сроку; число прибытий грузов к назначенному сроку;

б) регулярности прибытия груза. Показателями регулярности являются: среднее число прибытий груза за единицу времени; минимальное число прибытий груза за единицу времени; среднее время между поступлениями груза; максимальное время между поступлениями груза; минимальное время между поступлениями груза; число отклонений от установленной регулярности поступления груза; число поступлений грузов с заданной (согласованной) регулярностью;

в) срочности перевозки груза. К показателям срочности относят: нормативное (договорное) время перевозки груза; среднее время перевозки груза; максимально допустимое время перевозки груза; максимальное отклонение от среднего времени перевозки груза; процент прибытий груза в сверхнормативное время; среднее отклонение от нормативного времени; средняя скорость перевозки груза; суточный пробег транспортного средства; число прибытий груза за нормативное время.

2.Показатели сохранности перевозимых грузов. Эти показатели в зависимости от характеризуемых ими признаков подразделяются на такие:

а) без потерь. Данные показатели характеризуют свойство транспортной услуги сохранять массу груза одинаковой в начале и конце перевозки или уменьшенной на установленную норму естественной убыли. Этот показатель относится прежде всего к перевозке скоропортящихся грузов, а также перевозке грузов насыпью и навалом.

б) без повреждений. Данный показатель означает, что в процессе перевозки обеспечивается сохраняемость грузов и их пригодность к использованию по назначению после перевозки (это особенно важно при перевозке готовой продукции бытового и производственно-технического назначения).

К показателям перевозки грузов без повреждений относятся: доля грузов, перевезенных без повреждений; средний ущерб от повреждений груза; удельные издержки от повреждений груза;

в) без пропажи. Показателями перевозки грузов без пропажи являются: удельные издержки от несохранной перевозки; доля пропажи грузов при перевозке; средний ущерб от пропажи грузов;

г) без загрязнений. Эти показатели характеризуют свойство транспортной услуги сохранять чистоту перевозимого груза в соответствии с установленными нормами и требованиями. К ним относят: коэффициент загрязнения грузов при перевозке; долю груза, не принятую грузополучателем после перевозки по причине загрязнения; допустимый процент посторонних примесей в грузе; долю посторонних примесей в грузе.

3.Экономические показатели. Эти показатели характеризуют затраты, связанные с перевозочным процессом в целом или выполнением отдельных работ при доставке груза. К ним относятся: удельные затраты на перевозку грузов различными видами транспорта; удельные полные расходы на доставку груза; затраты на погрузочно-разгрузочные и складские работы; процент транспортных издержек в себестоимости продукции (товара).

С целью повышения (или поддержания) качества перевозок АТП должны проводить периодические проверки качества оказываемых услуг. Как правило, при этом используется анкетный метод опроса потребителей услуг, так как независимые оценка и анализ позволяют объективно сопоставить соответствие заявленного качества реальному.

6. Роль логистики в планировании автомобильных перевозок Планирование производственной программы на любом предприятии — многогранный процесс, от правильности построения которого зависит достижение поставленной цели.

Планирование перевозок грузов является важным моментом транспортного процесса. Это объясняется как сокращением длительности циклов коммерческих операций, так и увеличением стоимости хранения, необходимостью реагирования на изменение потребительского спроса. Так. затраты на производство некоторых товаров составляют лишь около 10% стоимости товара, в то время как стоимость доставки может составлять до 50%. Вот почему в условиях обострившейся конкуренции одним из путей привлечения клиентов является оптимизация проектирования доставки и планирование перевозок.

В этом вопросе главную роль играет логистика. Задачами логистики является конкретизация и детализация организационных мероприятий, связанных с перевозкой (выбор маршрута и вида транспорта в зависимости от типа груза), с целью снижения транспортных затрат, доставки грузов точно в срок, максимального удовлетворения всех требований клиента-заказчика перевозок.

Основой планирования перевозок являются расписания и графики перевозок, составленные на основе систематизации заключенных договоров, поданных заявок, изучения грузопотоков. Последнее предполагает анализ грузоперевозок за определенный период времени, как на отдельных маршрутах, так и на всей маршрутной сети. Обследование грузопотоков может быть проведено или сплошным, или выборочным методами. Сплошное обследование осуществляется одновременно на всех маршрутах, выборочноена отдельных маршрутах. Основные методы получения данных о грузопотоках подразделяются на отчетно-статистические и натурные. Основным же является отчетно-статистический метод, применяемый при анализе данных о прибыли от перевозки грузов на маршрутах и массы перевезенных грузов. Натурное обследование проводится анкетным или счетно-табличным методом. Полученный в результате обследований грузопотоков материал служит основанием для корректировки маршрутной схемы и расписания (графика) движения.

Расписания бывают следующих видов:

— сводное расписание в табличной форме (для всех маршрутов за определенный период времени);

— станционное расписание по контрольному пункту (для конечных и промежуточных пунктов маршрутов);

— рабочие маршрутные расписания (для перевозки грузов по разовым заявкам или особых грузов).

Расписания и графики должны обеспечить: удовлетворение потребностей наибольшего числа заказчиков перевозок; максимальное использование вместимости транспортных средств по установленным нормам; минимизацию затрат времени на перевозку; регулярность перевозок; эффективное использование транспортных средств; взаимосвязь с графиками и расписаниями других видов транспортных редств; минимизацию порожних пробегов подвижного состава.

Регулярность движения является качественным показателем планирования автоперевозок. Движение считается регулярным, если транспортные средства выпущены в рейс точно по расписанию, своевременно проследовали через контрольные пункты и прибыли в конечные пункты по расписанию (графику) или в пределах допустимых временных отклонений. На случай непредвиденных обстоятельств при планировании перевозок необходимо предусматривать создание регулярного резерва транспортных средств. Как правило, такой резерв может быть до 5% от количества машин, запланированных в рейс расписанием.

Автотранспортному предприятию, кроме составления текущих планов перевозок, необходима также разработка перспективных планов, которые позволяют оперативно реагировать на изменение ситуации на рынке грузоперевозок. Перспективные планы базируются на аналитическом учете уже выполненных перевозок и включают в себя:

а) динамику изменения объема перевозок;

б) классификацию заказчиков перевозок на сезонных, постоянных, разовых;

в) группировку грузополучателей по направлениям, дальности, объему перевозок;

г) анализ изменения себестоимости перевозок (с учетом амортизации);

д) анализ недостатков предыдущего планирования перевозок.

На основе перспективных планов вырабатываются концептуальные подходы к глобальному (стратегическому) планированию, разрабатываются рекомендации по маршрутизации и модернизации имеющегося списочного состава автопарка.

Парк подвижного состава необходимо периодически обновлять. Это, в свою очередь, обеспечит надежность и регулярность перевозочного процесса.

7. Логистика маршрутизации автоперевозок Одной из важнейших логистических задач, решаемых автотранспортным предприятием, — это определение рациональных (оптимальных) маршрутов доставки транспортируемых грузов.

Маршрут представляет собой установленный (намеченный), а при необходимости и оборудованный, путь следования автотранспортных единиц между начальным и конечными пунктами.

Маршрутизация перевозокэто прогрессивный, высокоэффективный способ организации транспортного процесса, позволяющий значительно сократить порожние пробеги подвижного состава, повысить качество обслуживания клиентов, устойчивость работы АТП.

Маршрутизация позволяет оптимизировать грузопотоки с учетом объема, направления и дальности перевозок, протяженности во времени, загруженности дорог разных категорий, последовательности движения, эффективности доставки.

Основными задачами маршрутизации являются: организация движения, минимизация сроков доставки грузов, безопасность движения, эффективное использование транспортных средств, выполнение планов и графиков перевозок.

Организация движения подвижного состава является исходным моментом и важной частью транспортного процесса. Под организацией движения понимают: выбор трассы маршрута движения, нормирование скорости движения и времени простоя под погрузкой и разгрузкой, составление маршрутов, расписаний и графиков движения, руководство и контроль над работой подвижного состава на линии.

Выбор трассы маршрута производится при соблюдении следующих основных требований: соответствия типа покрытия, состояния и ширины проезжей части дороги и обочин, продольных уклонов, видимости и обустройства дорог, а также железнодорожных переездов, паромных переправ установленным требованиям, строительным нормам и правилам; соответствия общего веса автотранспорта с максимальным наполнением допустимой нагрузке на мосты и дороги, расположенные на маршруте. В зависимости от величины грузопотока, дорожных условий должно также предусматриваться наличие площадок для разворота и стоянки автотранспорта, специальных площадок для заезда-" карманов", погрузочных площадок.

Маршруты классифицируются: по протяженности (городские, пригородные, междугородные, международные); по периоду времени года (постоянные, сезонные); по способу движения (маятниковые, кольцевые, развозные).

Маятниковые маршруты предусматривают повторяющееся движение между двумя пунктами с обратным холостым ходом или с обратным груженным ходом. Кольцевые маршруты выполняются по замкнутому кругу, с обслуживанием нескольких потребителей транспортных услуг. Развозные маршруты выполняются с постепенной загрузкой и последующей разгрузкой в нескольких пунктах.

Необходимыми условиями открытия маршрута является наличие устойчивого грузопотока и условий, обеспечивающих безопасность движения. Кроме того, АТП должно обосновать технико-экономическими расчетами эффективность открытия маршрута. Целесообразно также при разработке маршрутов предусматривать такие факторы, как обеспечение соответствия типа подвижного состава виду перевозок, возможности выполнения контроля за движением, обеспечение координированного движения автотранспорта предприятия на вновь открываемом маршруте с движением транспорта АТП на существующих маршрутах, расположение промежуточных и конечных остановочных пунктов маршрутов в достаточно крупных грузообразующих местах, с целью минимизации порожних пробегов автотранспорта.

Составление маршрутов движения автомобилейважная и сложная задача. Выбор оптимального варианта, дающего наилучшие возможности для повышения производительности, скорости доставки грузов и снижению себестоимости перевозок в конкретных условиях работы подвижного состава, производится с помощью математических методов и компьютерных средств. Приближенное решение получают составлением грузопотоков и расположением погрузочно-разгрузочных пунктов на карте местности, ориентируясь на максимальное уменьшение нулевых и холостых пробегов, снижения времени простоя подвижного состава и повышения использования его грузоподъемности.

Маршруты движения составляются на основе матрицы оптимального распределения, которая строится на основании поступивших заявок на перевозку грузов, в соответствии с которыми данный вид груза можно перевозить одним и тем же подвижным составом.

Внедрение автоматизированных систем логистики в АТП позволяет решить проблему выбора маршрута и интенсивности перевозки. С помощью таких систем диспетчер АТП может быстро рассчитать оптимальные рейсы и маршруты на основе поступивших заявок на доставку грузов, электронной карты территории, описывающую транспортную сеть, адресов доставки и складов. При этом рассчитанные маршруты могут быть оптимизированы по разным параметрам, но чаще всего используются такие критерии, как минимальный пробег всех автомобилей и максимальная загрузка каждого автомобиля. При расчете маршрутов диспетчер может автоматически учитывать несколько десятков количественных и качественных параметров, ограничений и особенностей, имеющихся в заявках и отражающих характеристики транспортных средств и транспортной сети: вес груза и грузоподъемность транспортного средства, допустимый период времени доставки груза в каждую точку, время разгрузки в каждой точке, ограничения по пробегу, длительности и количеству пунктов в одном рейсе, приоритетное использование собственного транспорта по сравнению с арендованным, наличие у конкретных автомобилей пропуска в городские районы с ограниченным доступом и т. п.

Самая известная в России система автоматизированного планирования маршрутовсистема ANTOR Logistic Master, которая позволяет формировать рейсы минимальные по пробегу и максимальные по загрузке транспортных средств.

В настоящее время в транспортной отрасли возникают новые требования, ставятся новые уникальные задачи. Моделирование маршрутов требует переосмысления методов и подходов к решению, а также применения новейших достижений в области информационных технологий. Современный подход к задаче моделирования маршрутов предполагает:

— интеллектизацию алгоритмов решения и широкое применение эвристических методов;

— усложнение задачи путем перехода от классической схемы однокритериальной оптимизации к востребованному ныне методу многокритериальной оптимизации решения;

— применение современных компьютерных средств и средств связи для решения проблем управления на транспорте в режиме реального времени.

8. Обозримые пути дальнейшего развития транспортной логистики Пути дальнейшего развития логистики в России определяются прежде всего Концепцией социально-экономического развития страны на период до 2020 года, стратегией развития транспорта до 2030 года. Обозначенные в этих документах проблемы и задачи должны решаться с использованием логистических подходов и с применением самых новейших технологий, технических и программных средств, компьютерных систем управления.

Транспортная логистика все более тесно интегрируется с информационной системой логистики. Тем самым происходит внедрение информационно-компьютерной поддержки современных логистических технологий в транспортном процессе. Благодаря оперативному использованию информации удается ускорить транспортировку за счет согласованности всех звеньев транспортной цепочки.

В сфере транспорта основные направления дальнейшего практического применения и развития логистики связаны с радиочастотной технологией идентификации, использованием спутниковых навигационных систем, с сетью Интернет.

Радиочастотная технология идентификации грузов и носителей известна более тридцати лет, но лишь сравнительно недавно эта технология стала более широко использоваться в транспортной логистике. Способствовало этому и распространение спутниковых технологий.

Спутниковые технологииэто создание и эксплуатация спутниковых систем связи (ССС), спутниковых радионавигационных систем (СРНС) и диспетчерских систем коммерческого управления транспортом (ДСКУТ).

Спутниковые системы связи (ССС и СРНС) для нашей страны в условиях больших расстояний и малой плотности населения приобретают особое значение с точки зрения эффективной логистики. Они позволяют получать объективные данные о положении в пространстве и времени любых транспортных единиц. При применении спутниковых радионавигационных систем GPS или ГЛОНАСС транспортные компании могут контролировать перемещение грузов их клиентов на очень значительных расстояниях (за тысячи километров) и предоставлять клиентам такую возможность, например, на Web-сайте в режиме реального времени.

Спутниковые системы управления транспортом, прежде всего автомобильным, приобрели особое значение в условиях обострения конкуренции среди грузоперевозчиков, нарастания общих объемов перемещаемых грузов, требований к точности соблюдения времени доставки, наличию неопределенности в пропускной способности транспортных коммуникаций, в должном обеспечении безопасности движения транспортных средств.

Так, спутниковая система ДСКУТ для автомобильного транспорта «Евтелтракс» обеспечивает высоконадежную и удобную двухстороннюю связь диспетчера со всеми своими водителями в любой точке местонахождения в любое время суток, а также постоянное наблюдение за их движением по карте автодорог на экране компьютера и телеметрический контроль состояния груза.

Системы спутникового мониторинга позволяют сократить транспортные издержки предприятий не менее чем на 10−15% за счет практически полного пресечения «левых» рейсов, хищений топлива, снижения эксплуатационных расходов на содержание автотранспорта, увеличения срока его полезного использования.

Отличительной особенностью нынешнего периода развития практической транспортной логистики является активация деятельности интерактивных Интернетслужб. Функциональная и структурная сложность современных транспортнологистических сетей обусловливают особые требования к объемам, качеству и скорости передачи и обработки информации. Эти требования могут удовлетворяться путем внедрения электронного документооборота на локальном и глобальном уровнях, а также за счет существенного расширения специализированного информационно-организационного сервиса в сети Интернет.

За последнее время структура логистического пространства существенным образом изменилась: если раньше на сайтах преобладала рекламная информация, то теперь, нередко в интерактивном режиме, представлены организационные, справочные, проектные услуги. В сети представлены интерактивные планировщики маршрутов перевозки, специализированные службы по проектированию логистических цепей и каналов, информационно-аналитические центры и базы бинеспартнеров, службы поиска, продажи и аренды транспортной техники, виртуальные экспедиторские службы, правовые консультации.

Сегодня уже можно говорить о возможности широкого формирования виртуальных логистических центров с функциями электронного маркетинга, консалтинга и фрахта. Последующая их интеграция с информационными службами транспортных ассоциаций позволит в конечном итоге сформировать в сети Интернет единое транспортнологистическое информационное пространство.

Заключение

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока осуществляется с помощью различных транспортных средств. Транспорт участвует во множестве технологических процессов, выполняя задачи логистической системы и существует как достаточно самостоятельная транспортная область логистики, требующая многоаспектной согласованности между участниками транспортного процесса.

В современной России ощутимо возросла роль автомобильного транспорта, так как его технико-эксплуатационные свойства наиболее полно ориентированы на рыночные отношения. Количество частных компаний и предприятий автотранспорта за последние годы значительно увеличилось, возросла их конкуренция на рынке транспортных услуг. Обеспечить устойчивую позицию на рынке и свою конкурентноспособность автотранспортному предприятию можно лишь за счет внедрения новых технологий в транспортный процесс, отвечающих международным стандартам, и на основе логистического подхода к организации перевозок грузов. Только при таких условиях автотранспортное предприятие (и вообще любое предприятие транспортной сферы) может успешно реализовать намеченную коммерческую цель. В заключение хочу также отметить, что в настоящее время на рынке транспортных услуг появилась новая форма организации автотранспортных перевозокавтотранспортные логистические предприятия, миссия которых заключается в предоставлении заказчику необходимого набора логистических и других услуг. Другими словами провайдеры освобождают заказчиков от выполнения несвойственных им функций. Возможно, это будет перспективный и востребованный вид предоставления транспортных услуг по перевозке грузов.

1.Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ.

2. Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 (в редакции от 02.11.2013) «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010;2020 годы)» .

3. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» .

4. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2600-р «Об утверждении государственной программы «Развитие транспортной системы» .

5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом (с изменениями от 30.12.2011 постановление № 1208 и от 09.01.2014 постановление № 12).

6.Логистика: учебник / Под ред. Б. А. Аникина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 368 с.

7. Гаджинский А. М. Логистика: учебник / А. М. Гаджинский. — М.: Дашков и К, 2010. — 484 с.

8. Неруш Ю. М. Логистика: учебник для вузов / Ю. М. Неруш. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. — 520 с.

9. Интернетресурсы:

— учебно-электронные пособия МЭФИ: «Коммерческая логистика» ,

" Транспортное обеспечение коммерческой деятельности" .

— www.consultant.ru

— www.ruslogistic.ru

— www.bibliofond.ru

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой