Стратегическое управление развитием ОАО «Газпром»: концепция и ключевые факторы успеха бизнеса
В диссертации уточнены функции единого оператора с подразделением их на две основные группы: организации и контроля. Наделение ООО «Газкомплектимпэкс» полномочиями единого логистического оператора предполагает передачу в его ведение баз производственно-технического обслуживания и комплектации (ПТОиК), принадлежащих дочерним компаниям ОАО «Газпром». В диссертации проанализировано несколько… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Концепция иерархической системы управления бизнес-структурами в транзитивной экономике
- 1. 1. Особенности трансформации контрагентов российского рынка
- 1. 2. Цели и задачи макроэкономического регулирования бизнеспроцессов
- 1. 3. Функции иерархического управления бизнесом на макроуровне
- Глава II. Методологические основы корпоративного управления развитием российского бизнеса
- 2. 1. Сущностная характеристика субъектов корпоративного сектора национальной экономики
- 2. 2. Исследование специфики и перспектив хозяйствования отечественных корпораций
- 2. 3. Результаты трансформации хозяйственного механизма
- Глава III. Стратегия ускорения макроэкономического развития корпоративных структур
- 3. 1. Стратегические предпосылки оптимизации корпоративного бизнеса. go
- 3. 2. Стратегия и приоритеты государственного управления инвестициями в корпоративном секторе национального хозяйства
- 3. 3. Оценка рациональности подходов к регулированию корпоративного поведения
- Глава IV. Тенденции и факторы динамичного развития ОАО «Газпром»
- 4. 1. Вектор развития социально-экономической значимости ОАО
- Газпром"
- 4. 2. Кардинальные проблемы действующей системы материально-технического обеспечения ОАО «Газпром»
- 4. 3. Управление бизнес-процессами в цепях поставок
- Глава V. Развитие логистического менеджмента как ключевой фактор успеха бизнеса ОАО «Газпром»
- 5. 1. Система информационного обеспечения логистики в бизнесе
- 5. 2. Риск-менеджмент деловой активности корпорации
- 5. 3. Повышение креативности корпоративных отношений
- 5. 4. Стратегические альянсы как ключевой фактор успеха корпоративной логистики
- 5. 5. Комплексная система управления цепями поставок в ОАО «Газпром»
Стратегическое управление развитием ОАО «Газпром»: концепция и ключевые факторы успеха бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
диссертации. К числу важнейших проблем развития отечественной экономики относятся вопросы управления крупными хозяйствующими субъектами, ориентированного на конечный макроэкономический результат. Повышение эффективности управления интегрированным корпоративным бизнесом сегодня очень актуально для России. Масштабность и значимость этих проблем определяются основополагающей ролью субъектов корпоративного сектора в национальном хозяйстве, ускорении темпов его экономического роста и удвоении ВВП. Особую значимость имеет корпорация ОАО «Газпр.ом», неуклонно увеличивающая производство газа и занимающая ключевое место в экономике России. Более того, уже в настоящее время ОАО «Газпром» является (по сути превзошедшим категорию транснациональной корпорации) краеугольным элементом мирового рынка энергии, а с вводом трансконтинентальных газовых магистралей через Балтийское и Чёрное моря и на Дальний Восток будет играть доминирующую роль в масштабах всемирной экономики.
Эффективное функционирование интегрированных корпоративных структур — важнейшее условие и первоочередная задача преодоления социально-экономических сложностей и динамичного развития российского промышленного комплекса. Объединенные единой целью, производственными и финансовыми связями, рационально использующие преимущества кооперации, интегрированные хозяйственные структуры способны вывести российскую экономику в число наиболее развитых стран мира. Вот почему так важно системное исследование процессов ведения бизнеса ОАО «Газпром»: сильные и слабые стороны, достижения и упущения, вызовы и угрозы, резервы стратегического развития.
Иерархическая система управления крупными бизнес — группами постоянно уточняется. Корректируются макроэкономические подходы. Особую актуальность приобретают вопросы рационализации стратегии корпоративного управления развитием промышленного холдинга с одновременным обеспечением необходимой самостоятельности дочерних обществ на основе современных технологий управления.
Формирование благоприятного экономического климата для эффективного функционирования субъектов корпоративного сектора, с одной стороны, предполагает развитие макроэкономических — законодательных, финансово-кредитных, налоговых и прочих элементов внешней среды, в которой действуют крупные компании, с другой, — требует принципиального улучшения деятельности самих корпоративных структур. Значительные резервы повышения креативности крупного бизнеса могут быть мобилизованы с использованием менеджмента цепями поставок.
Целый ряд проблем в этой области решить еще только предстоит. К их числу относятся вопросы рационализации межфирменных и внутрикорпоративных интеграционных отношений, стандартизации бизнес-процессов, совершенствования информационно-аналитического блока деловой активности корпораций и минимизации рисков в цепях поставок.
Углубленной научной проработки требуют проблемы формирования благоприятных макроэкономических условий для динамичного инновационно-ориентированного развития корпоративных структур на основе современных инструментов государственного регулирования крупного бизнеса.
Значительное влияние факторов неопределенности и хозяйственного риска, а также недостаточная проработанность методологических основ развития корпоративного сектора в России обусловили актуальность темы диссертации и определили её цель.
Целью исследования является разработка концептуальных организационно-экономических положений, методологических основ и научно-практических рекомендаций, обеспечивающих повышение эффективности функционирования корпоративных структур на основе иерархической системы управления их бизнес-процессами с использованием.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
— исследование теоретических аспектов формирования, функционирования и реструктуризации субъектов корпоративного сектора с уточнением их места, роли и приоритетов развития в национальной экономике Россиианализ действенности системы управления интегрированными корпоративными структурами с учетом специфики регулирования деятельности холдинговых образований и оценкой возможностей логистического менеджмента в оптимизации ресурсообеспечения корпораций применительно к ОАО «Газпром» и его дочерних структур;
— определение состава и вероятности рисков, возникающих в области корпоративной деловой активности в промышленном производстве с разработкой предложений по рационализации форм и методов управления хозяйственными рисками интегрированных бизнес-систем;
— оценка целесообразности использования зарубежной практики управления интегрированными хозяйственными структурами в деятельности отечественных субъектов корпоративного сектора промышленностиобоснование путей развития внутрикорпоративных механизмов регулирования бизнеса во взаимоувязке с повышением эффективности инструментов макроэкономического управления корпорациямиподготовка научно-методических рекомендаций по развитию стратегических альянсов для уменьшения рисков и повышения устойчивости корпоративных структур.
Предметом исследования выступает совокупность разноуровневых институционально-экономических инструментов управления корпорациями в ходе реализации ими бизнес-процессов в цепях поставок.
Объектом исследования являются звенья корпоративного сектора национальной экономики России, в особенности ОАО «Газпром» и его дочерние структуры, во взаимодействии с бизнес-партнерами и органами макроэкономического регулирования.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные работы в области управления крупным промышленным производством, логистики, маркетинга, трансформации институционально-экономического механизма, риск-менеджмента, развития интеграционных процессов в бизнесе, макроэкономического регулирования деятельности корпораций. Использовались труды российских и зарубежных ученых, специальная инструктивная, методическая и справочная литература, материалы периодической печати и Интернет-ресурсы. Использовались методы факторного анализа, SWOTи PEST-исследования, кластер-анализа и экспертных оценок. Исследование выполнялось с учетом директивных документов по проблемам управления промышленностью, включая законодательство РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, документы ряда министерств и ведомств.
Информационной базой работы послужили данные Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Росстата РФ, Российского Союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты РФматериалы, отражающие результаты деловой активности различных корпоративных образований, в особенности ОАО «Газпром» и его дочерние структуры.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теории и методологии создания рациональной системы управления корпорациями для формирования их конкурентных преимуществ на макроуровне на основе разработки взаимоувязанных научно-методических и практических рекомендаций по модернизации институционально-экономических методов креативной консолидации бизнес-процессов в цепях поставок:
1. Обоснована иерархия кардинальных проблем стратегического развития газового сектора промышленного комплекса России в условиях ускорения темпов экономического роста и глобализации мирохозяйственных связей, которая адекватно и репрезентативно представляет один из ведущих корпоративных секторов национальной экономики.
2. Разработаны концептуальные основы модернизации процессно-ориентированного управления бизнесом. в интегрированных корпоративных структурах по доминирующим направлениям — макроэкономического регулирования, внутрифирменного менеджмента и межфирменного партнёрства, включающие:
— макроэкономическое регулирование прав и ответственности корпораций перед национальной экономикой с целью гибкой их адаптации к изменениям во внешней среде с учётом вступления России в ВТО. В газовом, нефтяном, металлургическим и других секторах российской экономики, где функционируют корпорации, к функциям макроэкономического регулирования относятся: поддержание макроэкономического и структурного равновесияопределение стратегических целей и средств развитияформирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климатарешение и последовательное развитие социальных задач;
— консолидацию управления бизнес-процессами на основе инсорсинга. Автором доказано, что укрепление вертикали в системе управления цепями поставок в увязке со «сквозной» системой менеджмента повышают надёжность и качество материалодвижения от поставщиков к потребителям;
— развитие межфирменного партнёрства с независимыми от корпорации рыночными структурами в формате инстасинга. Например, на основе создания «коммандитных товариществ», с целью активизации участия малого и среднего бизнеса в развитии корпораций.
3. Доказаны преимущества и направления дальнейшего развития корпорации ОАО «Газпром» в организационно-правовой форме холдинга. Скорректирована методология комплексного формирования иерархии стратегических целей и приоритетов трансформации корпорации в транснациональную с приобретением газовых месторождений и развитием доставки газа зарубежным конечным потребителям, включая поглощение (или приобретение в составе альянса) транспортной инфраструктуры и мощностей по переработке российского газа в странах-членах ВТО.
4. Обоснованы пути модернизации управления корпорацией ОАО «Газпром» на основе Кодекса корпоративного поведения с целью успешного и динамичного преодоления входных барьеров на зарубежных рынках газа, включающие:
— создание общественных палат (фондов) в поддержку ОАО «Газпром» в странах-импортерах продукции и услуг корпорации с участием представителей органов государственного и муниципального управления и общественных организаций (в особенности «зелёных») этих стран;
— моральное и материальное стимулирование палат и миноритарных акционеров;
— обязательная транспарентность всей деятельности корпорации через СМИ этих стран;
— активное участие в улучшении социальной составляющей комфортного существования населения этих стран.
5. Представлена целостная и непротиворечивая система комплексной оценки рисков деловой активности в газопромышленном комплексе России с учётом возможного негативного влияния внешних и внутренних факторов, в том числе в части ресурсообеспечения (срыв сроков поставок материально-технических ресурсов — МТР, снижение их качества, замедление оборачиваемости МТР и др.). Предложены пути уменьшения рисков с использованием современных инновационных технологий менеджмента цепей поставок и риск-менеджмента;
6. Разработано научно-методическое обеспечение по развитию внутрикорпоративных инструментов целевого повышения эффективности бизнеса применительно к корпорации ОАО «Газпром»:
— методика креативного развития сценарного подхода успешной результативности достижения как собственных, так и социально-экономических целей развития России;
— комплекс корпоративных стандартов на системы менеджмента качества «СТО Газпром серии 9000" — комплексная методика квалификационного отбора поставщиков (подрядчиков).
7. Разработаны для стратегического развития единого оператора логистической системы ОАО «Газпром» научно-практические рекомендации по: механизму управления запасами, принципам формирования единой информационной системы в цепи поставок, укреплению межфирменных альянсов ОАО «Газпром» в промышленном комплексе России с учётом реализации логистических услуг как российскими, так и зарубежными провайдерами.
8. Разработано методическое обеспечение формирования комплекса стратегических приоритетов активизации инвестиционного процесса в корпоративном секторе национальной экономики, включающее следующие принципиальные составляющие:
— обоснование опережающего роста инвестиционной деятельности на ЕврАзийском экономическом пространстве, а также в странах — членах СНГ, Шанхайской организации сотрудничества и Организации стран азиатско-тихоокеанского региона;
— необходимость получения инвестиционного кредита для реализации строительства трансконтинентальных газотранспортных сетей и подземных газохранилищ, а также использования высоких технологий;
— создание институционально-экономического механизма развития и активизации государственно-частного партнёрства.
9. Разработана методика создания системы информационного обеспечения логистического менеджмента в корпорации ОАО «Газпром», ориентированная на управление информационными потоками путём модуляции их направлений, скорости передачи и приёма данных с учётом пропускной способности логистических центров и складских комплексов, с учётом реинжиниринга всего комплекса бизнес-процессов «закупки-производство-продажи».
Практическая значимость и апробация результатов исследования. Использование концептуальных положений, методологических основ и научно-практических рекомендаций диссертации будет способствовать успешному стратегическому развитию ОАО «Газпром» и другим субъектам российского корпоративного сектора с усилением его креативной роли в национальной экономике и завоеванием ведущих позиций на внешнем рынке.
Разработанные методические материалы были использованы в практике ОАО «Газпром» по управлению цепями поставок по всей иерархической вертикали корпорации. Результаты диссертации отражены в опубликованных автором материалах, а также докладывались и обсуждались на международных и всероссийских конференциях и научно-практических совещаниях, в т. ч. проводившихся Российской экономической академией им. Г. В. Плеханова и Академией народного хозяйства при Правительстве РФ, Министерством промышленности и энергетики РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, ОАО «Газпром».
Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы органами федерального и регионального управления при разработке программных материалов, внутрироссийских нормативно-правовых актов, регулирующих корпоративную сферу, а также при подготовке межправительственных соглашений, определяющих условия позиционирования и продвижения отечественной корпоративной продукции и услуг на мировой рынок. Представленные разработки могут найти применение в крупных промышленных компаниях при разработке стратегии их развития, формировании внутрикорпоративных и внешних экономических связей, модернизации вертикальной интеграции, прогнозировании рыночных позиций с учётом возможных рисков. Материалы диссертации могут использоваться также в учебном процессе и исследованиях по проблемам менеджмента в цепях поставок и корпоративного управления.
Публикации. По теме диссертации опубликовано две монографии общим объёмом 26,5 п.л. и 14 статей общим объёмом 4,7 п.л., в которых отражены основные результаты исследования, в том числе 5 работ общим объёмом 1,8 п.л. из перечня изданий, рекомендуемых ВАК.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы и предложения.
1. Проблема эффективного управления корпоративным сектором национального хозяйства крайне актуальна и важна для России, прежде всего потому, что в отечественной экономике доля крупных хозяйственных субъектов — концернов и конгломератов существенно превышает долю малого и среднего бизнеса, что объясняется рядом объективных исторических факторов.
Корпоративная интеграция — это эффективное средство обеспечения стабильности хозяйствования и усиления контроля над рынком. Горизонтальная интеграция характерна для предприятий, производящих схожую продукцию. Она нацелена на увеличение серийности производства и углубление специализации участников объединения с целью снижения производственных издержек. Вертикальная интеграция имеет целью гарантировать поставки и сбыт продукции для предприятий, связанных последовательностью стадий производства. Смешанные (конгломератные) объединения нацелены на снижение хозяйственных рисков путем диверсификации деятельности. Корпоративная интеграция создает большие возможности для логистической оптимизации бизнес-процессов, а соответственно для минимизации широкого круга издержек и убытков.
Ключевой задачей корпораций является обеспечение между различными входящими в их состав сферами деятельности синергии, или усиления взаимного действия. При этом основной стратегической задачей является задача оптимизационной координации функционирования всех звеньев корпоративной системы с сохранением рационального уровня их хозяйственной самостоятельности. Среди принципов формирования корпораций нужно выделить: кооперацию, концентрацию и централизацию.
2. Состояние корпоративного сектора в значительной мере определяется эффективностью его макроэкономической поддержки, методы которой на различных этапах развития национального хозяйства соответствующим образом трансформируются. Недостаточно креативен подход, предполагающий подразделение форм макроэкономического регулирования бизнеса на заведомо эффективные и неэффективные. Корректнее характеризовать эффективность этих форм с позиций адекватности конкретным социально-экономическим обстоятельствам.
Макроэкономическое регулирование корпоративного бизнеса предполагает решение следующих принципиальных вопросов: формирование и развитие каких корпоративных структур следует поддерживать государства? В какой степени и почему это необходимо, т. е. какими должны быть цели, объекты и границы макроэкономического воздействия? Каковы должны быть методы макроэкономического регулирования крупного бизнеса? В диссертации проведена систематизация целей, участников и инструментов макроэкономического регулирования корпоративного бизнеса, а также выполнена оценка эффективности используемых методов государственного воздействия и обоснованы рекомендации по их развитию.
3. Дополнительные возможности, открываемые использованием корпоративных подходов, могут быть систематизированы по следующим группам:
— повышение экономичности хозяйствования и снижение логистических затрат за счет оптимизации направлений деятельности и организационной структуры в рамках объединенной крупной производственно-хозяйственной единицы;
— рост конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности в результате усиления позиций логистически объединенных предприятий во взаимоотношениях с поставщиками, покупателями, кредиторами и инвесторами;
— минимизация риска хозяйственной деятельности путем распределения его среди партнеров по объединению;
— укрепление положения на рынке за счет ограничения конкуренции между предприятиями, существовавшей до их объединения (при соблюдении требований антимонопольного законодательства);
— повышение устойчивости на основе консолидации усилий в сферах обеспечения производственной деятельности (информационно-аналитической, логистической, маркетинговой, исследовательской, лоббистской, обучения персонала и др.).
4. Основными целями крупных российских промышленных компаний на современном этапе развития национальной экономики являются: аккумулирование денежных средств, определение эффективных направлений размещения инвестиционных ресурсов, регулирование производства и реализации продукции. Практика последних лет показала, что в целях стабилизации хозяйственной деятельности и улучшения финансового состояния предприятий целесообразно развитие вертикально-интегрированных холдинговых структур, охватывающих максимальное число этапов хозяйствования.
Используемые при вертикальной интеграции подходы к организации корпоративного управления предполагают стратегическое развитие холдинга и дочерних структур должно осуществляться в соответствии с едиными стратегическими планами и целями, определенными на основе программно-целевых методов управления и специальной логистической и маркетинговой политики. В ходе развития вертикально-интегрированной структуры осуществляется переход к единому бизнес-плану. При этом в качестве условий эффективного управления холдингом можно выделить следующие: четкое разграничение сфер управленияобеспечение доли материнской компании в уставном капитале дочерних фирмлогистическую оптимизацию товарных и финансовых потоковпроведение единой кадровой политики.
5. Возможности и резервы динамичного развития внутрикорпоративной структуры управления наглядно подтверждаются примером ОАО «Газпром», проводящего постоянную работу по оптимизации системы управления дочерними компаниями. В корпорации ОАО «Газпром» дочерние общества четко разделяются по сферам бизнеса — разведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка, материально-техническое обеспечение, сбыт, с передачей непрофильных видов деятельности в специализированные звенья корпорации. В результате повышается хозяйственная прозрачность деятельности дочерних структур, усиливается их управляемость в рамках вертикальной интеграции, возрастает результативность логистизации бизнеса.
Основными звеньями действующей логистической сети ОАО «Газпром» являются: администрация ОАО «Газпром» (профильные департаменты, Департамент инвестиций и строительства, Финансово-экономический департамент) — дочерние общества ОАО «Газпром" — ООО «Газкомплектимпэкс" — поставщики материально-технических ресурсовтранспортно-экспедиционные компаниидругие участники логистической сети (таможенные органы, страховые компании и т. д.).
Администрация ОАО «Газпром», дочерние общества и ООО «Газкомплектимпэкс» являются внутренними звеньями логистической сети, а партнеры и контрагенты — внешними звеньями. Действующая логистическая сеть, характеризуется четырьмя основными процессами: планирование поставок МТРосуществление поставокуправление запасамиосуществление контроля за процессом материально-технического снабжения, в том числе хранение МТР на складах.
Существующему процессу осуществления поставок предшествует согласование плана поставок МТР между ОАО «Газпром», дочерними обществами и ООО «Газкомплектимпэкс», При этом, начиная с процесса поиска возможных поставщиков до выбора оптимальных схем транспортировки МТР, функции ООО «Газкомплектимпэкс» и дочерних обществ дублируются.
Предпосылкой этой ситуации является то, что на уровне ОАО «Газпром» установлена возможность осуществления части поставок МТР по прямым договорам между дочерними обществами и поставщиками. Действие данных факторов одновременно приводит к увеличению запасов МТР на складах и замораживанию части оборотных средств как дочерних обществ, так и корпорации ОАО «Газпром» в целом. Для исключения влияния негативных факторов необходимо в рамках ОАО «Газпром» четко разграничить функции между участниками процесса материально-технического снабжения и закрепить строгую ответственность за возложенные функции.
6. Основными принципами, на которых должно строиться корпоративное управление в вертикально-интегрированной компании являются: сильные дочерние общества — сильный холдингединство стратегии и корпоративных целейюридическая самостоятельность дочерних обществэффективная централизация и децентрализация, оптимальная интеграция взаимосвязеймаксимальная эффективность при минимальных затратахсоздание центров развитияполная вертикальная прозрачность.
С этих методологических позиций в диссертации определен блок вопросов, в решении которых холдинг способен оказать содействие дочерним предприятиям на более высоком уровне. К их числу относятся: защита интересов акционерных обществ в отношениях с конкурентами и недобросовестными партнерамистратегическое планирование и разработка бизнес-планов на очередной годформирование планов финансового оздоровленияпроработка необходимых вопросов в Правительстве РФ и других властных структурахреализация инвестиционных проектов, аналитическое и юридическое сопровождение.
7. Хозяйственная деятельность холдинговых компаний должна быть направлена на решение таких взаимосвязанных задач, как обеспечение выживания компании в условиях сложной конъюнктуры рынка, получение максимально возможной прибыли и создание условий для роста стоимости компании.
К постоянным проблемам хозяйствования относится поиск потребителей, а также выбор партнеров-поставщиков. Эта задача особенно актуальна для структур, взаимодействующих с большим числом бизнес-партнеров. В полной мере это относится к ООО «Газкомллектимпэкс». В диссертации предложена методология установления бизнес-связей с поставщиками (подрядчиками) для ОАО «Газпром», базирующаяся на принципах их квалификационного отбора.
Ключевыми звеньями системы управления результативностью выбора бизнес-партнеров являются регламент взаимодействия с поставщиками и подрядчиками, критерии отбора, а также база данных потенциальных партнеров, прошедших квалификационный отбор в соответствии с регламентом.
В целях реализации единого подхода к качеству закупаемой продукции, совершенствования взаимоотношений с поставщиками, повышения эффективности деятельности в ОАО «Газпром» была принята и реализуется концепция разработки комплекса корпоративных стандартов на системы менеджмента качества «СТО Газпром серии 9000», подготавливаемых с учетом стандартов ИСО серии 9000 и содержащих дополнительные корпоративные требования ОАО «Газпром» к системам менеджмента качества внутренних и внешних поставщиков. В ходе разработки стандарты прошли независимую экспертизу в авторитетных международных и российских компаниях, а также согласование в дочерних обществах и подразделениях администрации ОАО «Газпром». Стандарты получили положительные заключения. Подобная разработка в ОАО «Газпром» осуществляется впервые и полностью соответствует существующей международной практике. В диссертации предложена поэтапная схема внедрения комплекса этих стандартов.
В качестве одного из основных критериев оценки производителей и поставщиков продукции при проведении конкурсов и заключении договоров на поставку рассматривается наличие у них сертифицированной по стандартам «СТО Газпром серии 9000» системы менеджмента качества как объективного свидетельства способности предприятий обеспечивать производство и поставки продукции требуемого со стороны ОАО «Газпром» качества.
Структуризация системы управления качеством в корпорации ОАО «Газпром» показывает, что ООО «Газкомплектимпэкс» как дочернее общество, являющееся централизованным поставщиком материально-технических ресурсов для газовой отрасли, наиболее эффективно может осуществить проведение работ по внедрению комплекса стандартов и оценке систем менеджмента качества на предприятиях-поставщиках МТР.
8. Вертикально-интегрированная структура, являющаяся системой взаимосвязанных акционерных обществ, опирающихся на головную холдинг-компанию, дает возможность логистически оптимизировать решение многих задач. Практика нефтегазовых корпоративных структур показывает, что в числе этих задач такие, как:
— осуществление логистического контроля деятельности всей системы и каждого звена в отдельности1 в целях снижения их издержек и повышения прибыльности;
— совершенствование структуры управления и логистизация работ на всех уровнях;
— проведение централизованного информационного обеспечения и принятие стратегических решений под руководством единого центра;
— перелив капитала между предприятиями холдинга в общих интересах и консолидация финансовой отчетности в рамках всей системы;
— обеспечение сбалансированной политики эмиссии акций и выпуска облигаций акционерных обществ, входящих в компанию;
— логистическая оптимизация ресурсообеспечения;
— расширение рынков сбыта, в том числе через экспорт;
— проведение эффективной кадровой политики, включая меры по развитию обучения, стимулирования, организации и контроля.
В качестве одной из важнейших задач обеспечения эффективного хозяйствования в газовой отрасли должен быть выделен логистический подход к управлению закупками (снабжением звеньев корпорации), предполагающий скоординированное. регулирование материальных, финансовых и информационных потоков в целях минимизации затрат на продвижение материально-технических ресурсов от их изготовителя до объектов газовой отрасли и обеспечения максимально возможной синхронизации поставок с процессами строительства и эксплуатации этих объектов. Материально-техническое обеспечение базируется на принципах интеграционной логистики, включающей: закупочную логистику, менеджмент материалов, физическое распределение и управление цепью поставок.
Логистическая консолидация товарных потоков в рамках вертикально-интегрированных компаний может осуществляться на основе заключения договоров на поставку сырья и материалов, их переработку и реализацию со всеми дочерними предприятиями при непосредственном координирующем участии самого холдинга.
Заключение
таких договоров должно происходить на основе согласованных бизнес-планов и производственных контрактов между дочерними фирмами и материнской компанией.
В целях оптимизации поставок МТР и устранения дублирования снабженческих операций в ОАО «Газпром» в диссертации предложено формирование единого оператора логистической системы корпорации на базе развития функций ООО «Газкомплектимпэкс» и создания единой логистической информационной системы.
В диссертации уточнены функции единого оператора с подразделением их на две основные группы: организации и контроля. Наделение ООО «Газкомплектимпэкс» полномочиями единого логистического оператора предполагает передачу в его ведение баз производственно-технического обслуживания и комплектации (ПТОиК), принадлежащих дочерним компаниям ОАО «Газпром». В диссертации проанализировано несколько альтернативных схем подобной передачи. На примере перевода из таких дочерних обществ как ООО «Ямбурггазодобыча» и ООО «Надымгазпром» непрофильных для них ПТОиК в ООО «Газкомплектимпэкс» в диссертации проведена детальная оценка эффективности (изменения затрат и прибыли) различных вариантов (моделей) реструктуризации ОАО «Газпром» путем выделения из газодобывающих и газотранспортных дочерних обществ вспомогательных видов деятельности с концентрацией их в специализированных структурах корпорации. Сделан вывод, что для осуществления эффективной передачи баз ПТОиК в ведение ООО «Газкомплектимпэкс» необходимо: проведение технико-экономического обоснования передачи баз для хранения МТР в состав ООО «Газкомплектимпэкс» и выполнение независимой оценки передаваемых объектовопределение конкретных схем передачи объектов баз дочерними обществами и источников финансирования реализации этих схемпроведение инвентаризации основных средств и прочих ресурсов баз хранения МТР, заключение договоров на передачу баз и регистрация прав, вытекающих из этих договоров.
9. Ключевой проблемой успешного бизнеса является формирование единого информационного пространства логистики корпорации. Основной целью создания информационной системы является синхронизация ритмов и потоков, происходящих в логистической сети. Современная логистика немыслима без активного использования информационных технологий.
Внедрение единой логистической информационной системы в рамках ОАО «Газпром» позволит: для ООО «Газкомплектимпэкс»: эффективно управлять МТР на складах дочерних обществ ОАО «Газпром» с использованием системы норм и нормативовперераспределять временно не используемые МТР со склада одного дочернего общества на склады другого или выставлять МТР на торгиболее эффективно использовать процедуру отбора поставщиков и подрядчиков с учетом требований стандарта системы менеджмента качества корпорации ОАО «Газпром" — для Департамента инвестиций и строительства: более эффективно использовать процедуру планирования инвестиций и закупок с обеспечением поставок качественных МТР в установленный срок и по обоснованной ценедля Финансово-экономического департамента: обеспечить более четкий контроль за уровнем оборачиваемости и ликвидности текущих активов, а также высвобождение денежных средств от реализации низколиквидных активов и снижения уровня закупок МТР за счет перераспределения имеющихся МТР между дочерними обществами ОАО «Газпром».
10. Одним из важных элементов стратегической логистики является разработка интегрированной системы управления запасами, которая предполагает развитие функций определения, контроля, регулирование запасов в складской сети — от поставщиков МТР до конечных потребителей. При этом интеграция заключается в оценке и контроле общих затрат на управление запасами в логистической системе с помощью адекватной информационной системы и системы корпоративного финансового учета.
Решение задач управления запасами достигается в процессах стратегического и оперативного планирования, контроля и регулирования определенного набора параметров, связанных с запасами. Эффективная стратегия управления запасами предполагает признание целесообразности содержания запасов, но в оптимальном размере. Критерии оптимальности выбираются с учетом цели функционирования логистической системы. В качестве критериев оптимальности могут использоваться: минимум логистических издержекминимальное время выполнения заказовмаксимальная надежность поставки и т. д.
Предлагаемая в диссертации модель управления запасами подразумевает, что филиалы будут выпблнять роль централизованного склада в определенном регионе деятельности ОАО «Газпром», где сосредоточены производственные объекты нескольких дочерних обществ. Филиалы будут обеспечивать хранение МТР на собственных складах, что позволит оптимизировать запасы ресурсов дочерних обществ и поможет постоянно снижать уровень запасов без потери качества обслуживания производства. Концентрация запасов в одном месте создает возможность маневра и резко сокращает общую потребность в запасах интегрированной логистической системы, позволяя сократить не только страховые, но и текущие запасы.
Передача баз ПТОиК в ООО «Газкомплектимпэкс» и передача ему функций по хранению МТР позволит дочерним обществам: высвободить дополнительные финансовые средствасократить расходы на содержание специально оборудованных помещенийсократить затраты на оплату труда специального персоналаснизить риск порчи или хищения МТР.
Использование предложенного в диссертации подхода позволяет сократить объем необходимых запасов путем применения основного графика поставок для обеспечения более близкого соответствия между поставками материалов и спросом на них. При этом обоснованный страховой запас, разумеется, должен существовать на случай непредвиденных ситуаций. Очевидно, что чем выше будет обеспечена степень соответствия между поставками и спросом, тем меньший запас потребуется.
11. Деловая активность корпоративных структур осуществляется в условиях значительного риска и неопределенности. В диссертации проведено исследование состава и условий возникновения различных рисков.
Основными рисками в системе материально-технического снабжения корпорации являются: срывы поставок МТРснижение качества поставляемых МТР и качества логистического сервисаувеличение стоимости МТР и транспортно-заготовительских расходовснижение оборачиваемости МТР.
Одним из наиболее опасных рисков в систёме материально-технического снабжения является риск срыва поставок МТР. Принимая во внимание разбросанность действующих производственных объектов корпорации ОАО «Газпром», отдаленность большого количества объектов от развитой инфраструктуры и недостатки транспортного обеспечения в перспективных районах деятельности необходимо уделить особое внимание упоминавшейся процедуре конкурсного отбора поставщиков и подрядчиков, в том числе транспортно-экспедиторских компаний, осуществляющих доставку МТР до конечного потребителя (производственные объекты). При проведении тендеров на поставку МТР необходимо проводить тщательную оценку возможностей экспедитора, который будет выполнять поставку МТР из пункта отправки в пункт назначения по критериям отбора «надежность» и «сроки поставок», что приведет к снижению риска срывов поставок. При условии отказа от поставок по прямым договорам необходимо обеспечить безусловное исполнение ООО «Газкомплектимпэкс» обязательств по срокам поставок МТР.
Значимым риском является возможное снижение качества поставляемых МТР и качества логистического сервиса. Так как газовая отрасль связана с эксплуатацией объектов повышенной опасности, качество МТР и качество логистического сервиса имеют первостепенное значение. В целях обеспечения требуемого качества продукции, производимой предприятиями-изготовителями в интересах ОАО «Газпром», а также защиты от поставки МТР ненадлежащего качества, в том числе контрафактной продукции, повышения надежности и безопасности функционирования производственных объектов корпорации необходимо развитие системы контроля качества и приемки МТР для ОАО «Газпром» на предприятиях-изготовителях. При этом для организации эффективного контроля качества и приемки МТР, поставляемых для ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций необходимо систематическое развитие методов работы централизованного поставщика — ООО «Газкомплектимпэкс». Номенклатура МТР, подлежащих контролю качества и приемке, по мнению автора, ежегодно должна разрабатываться и уточняться централизованным поставщиком и производственными департаментами ОАО «Газпром». Требования по обязательному проведению контроля качества и приемки МТР должны устанавливаться централизованным поставщиком в договорах на поставку продукции.
Риск увеличения стоимости МТР и транспортно-заготовительских расходов также возможно снизить на базе формирования и модернизации представленной выше системы конкурсного отбора поставщиков и подрядчиков. Для устранения риска увеличения стоимости МТР и транспортно-заготовительских расходов необходимо развивать систему взаимодействия мультимодальными центрами федерального значения, что приведет к снижению транспортных, складских, погрузочно-разгрузочных расходов при транспортировке грузов. Развитие многопланового взаимодействия с мультимодальными транспортными узлами федерального значения позволит достигнуть и сокращения сроков поставок.
Риск снижения оборачиваемости МТР, кроме прочего, связан, с передачей баз ПТОиК от дочерних обществ в ведение ООО «Газкомплектимпэкс», в результате чего может возникнуть ситуация, когда заказанные дочерними обществами МТР не будут ими востребованы по различным причинам, в том числе из-за некачественно проведенной заявочной компании. Для снижения этого риска, по мнению автора, ООО «Газкомплектимпэкс» необходимо принимать активное участие в течение всего процесса заявочной компании и осуществлять поставки МТР только для выполнения работ, предусмотренных в планах дочерних обществ, утвержденных ОАО «Газпром», и при наличии гарантийных писем дочерних обществ.
В диссертации предложен методологический подход к управлению риском, предполагающий следующую этапность: определение целей риск-менеджмента (снижение вероятности потерь и повышение устойчивостиувеличение доходов в расчете на удачный выход из рисковой ситуации) — выявление возможных последствий хозяйствования в рисковой ситуацииотклонений от желаемого результата с оценкой состава и уровня риска (величины и вероятности отклонений) — принятие решения о направлениях хозяйственного поведения в условиях риска — выбор стратегии управления риском (уход от рискауменьшение вероятности и масштабов негативных последствий за счет мобилизации резервов прочности и повышения адаптации к рискупередача, перевод риска) — разработка методов реализации принятого решения и их применение с обеспечением контроля за уровнем рискаанализ результатов управления риском и коррекция выбранных целей и применяемых методов риск-менеджмента.
12. Одним из эффективных путей минимизации рисков на основе их рационального распределения между бизнес-партнерами может служить формирование стратегических альянсов, являющихся межфирменными коалициями, создаваемыми для достижения долгосрочных целей на основе взаимовыгодных скоординированных отношений.
Подобная консолидация, повышающая устойчивость корпоративных структур в условиях риска, обеспечивает партнерам доступ к новым ресурсам и оптимизацию использования собственного потенциала путем эффективного комбинирования его с ресурсами партнеров. В диссертации проведена классификация альянсов и выявлены условия их стабильности, определены методические подходы к выбору целесообразных партнеров и обоснованы предложения по развитию механизма формирования и функционирования альянсов.
При выборе партнеров по стратегическому альянсу и последующем взаимодействии для достижения синергетического эффекта от сотрудничества следует учитывать ряд обстоятельств. Потенциальный партнер должен занимать сильные конкурентоспособные позиции, обладая возможностями адекватного вклада в альянс. Партнеры должны иметь совместимые цели и получать взаимные выгоды. Партнерство не должно приносить односторонние выгоды, а тем более ущемлять интересы одних за счет других. Партнеры должны действовать на принципах оправданного взаимного доверия. При этом им следует сохранять конфиденциальность доверительности своих отношений в контактах с не входящими в альянс хозяйствующими субъектами. В руководстве стратегического альянса необходим мозговой центр, чтобы определять направления развития, формулировать приоритеты и находить ресурсы для обеспечения стабильности.
13. В рамках оптимизации существующей логистической стратегии корпорации ОАО «Газпром» перспективным видится выход ООО «Газкомплектимпэкс» на свободный рынок логистических услуг, т. е. возможность обеспечения МТР предприятий других отраслей экономики, функционирующих в регионах деятельности ОАО «Газпром» (предприятия нефтяной промышленности, предприятия строительного комплекса, независимые производители газа и др.). Выход на свободный рынок позволит приносить дополнительные доходы, однако он возможен при условии обязательного усиления существующих в настоящий момент конкурентных преимуществ ООО «Газкомплектимпэкс», которыми являются:
— обеспечение большого количество клиентов (дочерние общества ОАО «Газпром») материально-техническими ресурсами по среднерыночным ценам;
— высокий уровень качества услуг, имеющих большую ценность в процессе материально-технического снабжения;
— разветвленная сеть логистических комплексов и сеть поставщиков, которые заинтересованы в сотрудничестве с широко известной компанией и извлекают из этого дополнительные маркетинговые возможности, а также имеют гарантированные крупные объемы сбыта своей продукции;
— высококвалифицированные кадры.
Развитие вертикально-интегрированных корпораций, объединенных единым механизмом планирования, финансирования, координации и контроля, при необходимом уровне самостоятельности дочерних обществ определяет особую значимость вопросов корпоративного управления, с учетом того, что через производственные корпорации осуществляется государственное регулирование промышленного комплекса страны, в т. ч.: управление федеральной собственностью в конкретном промышленном секторе (газовом, нефтяном и др.) — обеспечение рационального использования природных ресурсовразработка нормативно-технических актов, норм и правиллицензирование видов деятельностипроведение налоговой, таможенной, кредитной и ценовой политики.
Наряду со специфическими и внутриотраслевыми проблемами для интегрированных корпоративных нефтегазовых структур характерны многие сложности, с которыми сталкиваются сегодня другие субъекты отечественного корпоративного сектора. В этой связи используемые ими концепции и ключевые факторы успеха при реализации бизнес-процессов представляются весьма полезными, а направленные на их развитие научно-практические рекомендации настоящего исследования, безусловно востребованы достаточно широким кругом крупных промышленных структур.
Список литературы
- Абалкин Л.И. Логика экономического роста. М., 2002.
- Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России. 3-е изд. — М.: Дело, 2005.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М., Изд-во «Центр экономики и маркетинга», 1996.
- Албегова И.М., Емцов Р. Г., Холопов A.B. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку, / Под общ. ред. проф. Сидоровича А. М. -М.: Дело и сервис, 1998.
- Анисимов А. Феномен крупной корпорации, или какой рынок нам нужен. // Российский экономический журнал. 1992, № 8.
- Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М., Экономика, 1989.
- Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика. 1996.
- Белоусов А.Р. Уроки посткризисного роста (1999−2001). // Вопросы статистики. № 6, 2002, с. 15−27.
- Бернар И., Колли Ж. К. Толковый экономический и финансовый словарь. В 2-х т. М.: Межд. отн., 1994.
- Бобина М. Стратегические межфирменные альянсы. // Вопросы экономики, № 4, 2002, с. 96−100.
- Боумен К. Основы стратегического менеджмента. Пер. с англ. М., ЮНИТИ, 1997.
- Бочаров В.В. Инвестиции. СПб: Питер, 2003.
- Бузгалин A.B. Закономерности переходной экономики: теория и методология. / Вопросы экономики, № 2, 1995, с. 40−50.
- Булатов А. Россия в мировом инвестиционном процессе. (I Вопросы экономики, № 1, 2004.
- Буров A.C. Конъюнктура мировых рынков товаров и услуг. Учебное пособие. -М.: Издательство «Экзамен», 2005, 160 с.
- Вершигора Е.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М., 1998.
- Винслав Ю., Германова И. Холдинговые отношения и правообеспечение их становления в России и СНГ (вариант содержания модельного закона о холдингах и комментарии к нему). / Российский экономический журнал, 2001, № 4, с. 19−32.
- Виссена X. Менеджмент в подразделениях фирмы. М.: ИНФРА-М, 1996.
- Гаджинский А.М. Логистика. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.
- Газпром. Корпоративный журнал ОАО «Газпром», №№ за 2004−2007 годы.
- Глазьев С. Устойчивый рост требует инвестиций. // Финансист, № 5−6, 1999.
- Глазьев С.Ю. Проблемы прогнозирования макроэкономической динамики. // Российский экономический журнал, 2001, № 4, с. 84−106.
- Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: ИД «Дашков и К0», 2001.
- Головачев В., Жуков А. Какой ценой добиваться роста? // Труд, 10.12.1999 г., № 233, с. 3.
- Голубев В.А. Конкурсные закупки: ключи эффективности. // Логистика, 2005, № 1.
- Голубев В.А. Не отрываясь от традиций. // Российское предпринимательство, 2005, № 4.
- Голубев В.А. Централизовать управление снабжением газовой отрасль. // Современное управление, 2005, № 10.
- Голубев В.А. Информационное обеспечение логистического хозяйствования коммерческих структур. В сб. трудов Института экономики РАН «Стратегические вопросы социально-экономического развития страны». М.: 2005.
- Голубев В.А. Электронная торговля: эйфория закончилась начинается реальность. // Экономические стратегии, 2005, №№ 5−6.
- Голубев В.А. Я верю друзья, караваны сырья . // Российское предпринимательство, 2005, № 8.
- Голубев В.А. Поставщик монополиста. // Металлоснабжение и сбыт, 2004, №№ 7−8 (69).
- Голубев В.А. Логистические подходы к управлению потоковыми процессами в современном бизнесе. В сб. «Современные аспекты экономики». СПб., 2006, № 1.
- Голубев В.А. Логистические принципы управления корпоративными структурами в условиях риска. М. Изд-во Рос. экон. акад., 2006.
- Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. В 2-х томах. М&bdquo- МНИИПУ, 1996.
- Гончаров В., Цуканов И. Рынок не стихия: он тоже живет по правилам. // Российская газета. 1998. 21 окт.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. М.: Проспект, 1997.
- Гулейкова Н. Полный комплект. // Газпром, 2004, № 7−8, с. 32−34.
- Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы. М.: ИНФРА-М, 1998.
- Даленин A.C. Инновационное инвестирование в управлении российской экономикой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Гос. ун-та экономики и финансов 1999.
- Джек У.Дункан. Основополагающие идеи в менеджменте. Пер. с англ. М., Дело, 1996.
- Дойль П. Маркетинг менеджмент и стратегии. 3-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2002.
- Долгопятова Т. Модели и механизмы корпоративного контроля в российской промышленности (опыт эмпирического исследования). И Вопросы экономики, 2001, № 5, с. 40−50.
- Друкер П. Управление, нацеленное на результате. Пер. с англ. М., Технологическая школа бизнеса, 1994 г.
- Дынкин А., Соколов А. Интегрированные бизнес-группы в российской экономике. // Вопросы экономики, 2002, № 4, с. 78−95.
- Елизаветин М. Иностранные инвестиции в России: к вопросу о структуре. // Инвестиции в России, № 12, 2003.
- Забелин П. В. Основы корпоративного управления концернами. М.: «Издательство ПРИОР», 1998.
- Зайцев Б.Ф., Агурбаш Н. Г., Ковалева H.H., Малютина O.A. Механизм создания российских региональных финансово-промышленных групп. М.: 2000. — 160 с.
- Иванова Т.Г. Деятельность финансово-промышленных групп в 2000 году. // Вопросы статистики, 2001, № 13, с. 11−14.
- Иеннекес Ж. Менеджмент в условиях рыночной экономики. Теория и практика. М., 1992.
- Калин А. Национальные особенности корпоративного развития. // Экономика и жизнь. 1998, № 19, с. 6.
- Капелюшников Р. Собственность и контроль в российской промышленности: некоторые итоги опроса российских предприятий. Рынок ценных бумаг, 2001, № 20.
- Карнаухов С.Б. Логистические системы в экономике России. М.: ООО «Фирма «Благовест-В «, 2002. — 216 с.
- Карнаухов С. Б. Концепции логистики (системный анализ). М.: Изд-во Рос. экон. академии, 2003 — 162 с.
- Карпова C.B. Международный маркетинг. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2005.
- Кодекс корпоративного поведения. Материалы для общественной дискуссии. -М.: ФКЦБ, 2001.5659