АТП на 250 автомобилей МАЗ-533605 и 200 легковых автомобилей ВАЗ 21-15
Исходными данными для технологического расчёта являются: списочное количество подвижного состава Аи; среднесуточный пробег единицы подвижного состава 1Сс, км; время в наряде Тн, ч; число дней работы подвижного состава в году ДРАБГ; категория условий эксплуатации Ку. э; климатический район Кл.р.; количество подвижного состава, фактический пробег которого не превысил нормативного до списания… Читать ещё >
АТП на 250 автомобилей МАЗ-533605 и 200 легковых автомобилей ВАЗ 21-15 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Расчётно-пояснительная записка к курсовому проекту на тему:
АТП на 250 автомобилей МАЗ-533 605 и 200 легковых автомобилей ВАЗ 21−15
1 Технологический расчёт
1.1 Исходные данные
1.2 Корректировка нормативов ресурсного пробега (или пробега до КР) и периодичности ТО
1.3 Расчёт коэффициента технической готовности
1.4 Расчёт годовых пробегов подвижного состава и производственной программы ТО
1.5 Корректирование нормативных значений трудоемкости ЕО, ТО и TP
1.6 Расчет годовых объемов работ ЕО, ТО и TP
1.7 Распределение годовых объемов работ ЕО, ТО и TP по их видам
1.8 Расчет численности производственных рабочих
1.9 Расчет объема вспомогательных работ и численности вспомогательных рабочих
1.10 Расчет количества механизированных постов ЕО для туалетной мойки подвижного состава
1.11 Расчет количества постов ЕО, ТО и ТР
1.11.1 Общая численность постов ЕО, ТО, TP и ожидания
1.12 Расчет площадей зон ЕО, ТО, TP и производственных участков
1.12.1 Расчет площадей зон ЕО, ТО, TP и ожидания
1.12.2 Расчет площадей производственных участков
1.13 Расчет площадей складов, вспомогательных и технических помещений
2 Планировка производственного корпуса АТП
3 Технологический проект производственной зоны
4 Технико-экономическая оценка проекта Заключение Список использованной литературы
Автомобильный транспорт играет существенную роль в транспортном комплексе страны, регулярно обслуживая почти 3 млн. предприятий и организаций всех форм собственности, крестьянских и фермерских хозяйств и предпринимателей, а также население страны. Согласно оценкам, вклад автомобильного транспорта в перевозки грузов составляет 75−77%. Согласно данным Министерства транспорта Российской Федерации, численность субъектов, осуществляющих автотранспортную деятельность, превысила 370 тыс., из них 61% - предприятия и 39% - физические лица. Особенности и преимущества автомобильного транспорта, предопределяющие достаточно высокие темпы развития, связаны с мобильностью и гибкостью доставки грузов «от двери до двери», «точно в срок» и соблюдение при необходимости"1 расписания. Главной задачей автомобильного транспорта является полное, качественное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках при возможно минимальных затратах материальных и трудовых ресурсов. Решение этой задачи требует преимущественного развития автомобильного транспорта общего пользования, повышения грузои пассажирооборота, укрепления материально-технической базы и концентрации транспортных средств на крупных автотранспортных предприятиях, улучшения технического обслуживания (ТО) и ремонта подвижного состава. Существенный рост объемов автомобильных перевозок в народном хозяйстве страны предопределяет опережающие темпы развития автомобильного транспорта по сравнению с другими его видами. При этом следует иметь в виду, что из всех видов транспорта автомобильный является самым трудоемким и фондоемким, а издержки народного хозяйства по автомобильное транспорту превышают издержки по всем другим видам транспорта, вместе взятым. Трудовые и материальные затраты на поддержание подвижного; состава в технически исправном состоянии значительны и в несколько раз превышают затраты на его изготовление. Удельные соотношения затрат на поддержание парка транспортных средств в исправном состоянии при техническом обслуживании — 25%, текущем ремонте автомобилей — 50%, капитальном ремонте автомобилей -12%. Столь высокие затраты на ТО и TP связаны с отставанием производственно-технической базы (ПТБ) автомобильного транспорта по темпам роста парка подвижного состава. Следует иметь в виду, что создание развитой ПТБ требует привлечения больших капиталовложений.
Наряду с развитием общественного автомобильного транспорта с каждым годом растет число автомобилей индивидуального пользования. Увеличение парка легковых автомобилей значительно опережает рост ПТБ, которая пока не полностью обеспечивает потребность в услугах по ТО и ремонту. Поэтому поддержание парка этих автомобилей в технически исправном состоянии требует дальнейшего совершенствования и развития производственно-технической базы — станций технического обслуживания (СТО), автозаправочных станций (АЗС), стоянок и других предприятий.
Развитие ПТБ предприятий автомобильного транспорта неразрывно связано со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий. Расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих, а также строительство новых предприятий, отвечающих современным прогрессивным и рациональным технологическим, строительным и другим требованиям, при соблюдении максимальной эффективности капитальных вложений требует знания комплекса вопросов, связанных с проектированием предприятий автомобильного транспорта. В основе проектирования АТП лежат проектные решения по технологии и организации производства ТО и TP, разрабатываемые при технологическом проектировании предприятия. При этом под технологическим проектированием предприятия понимается процесс, включающий:
— выбор и обоснование исходных данных для расчета производственной программы;
— расчет программы, объемов производства и численности производственного персонала;
— выбор и обоснование метода организации ТО и TP;
— расчет числа постов и линий для ТО и постов TP подвижного состава;
— определение потребности в технологическом оборудовании и расчет уровня механизации производственных процессов;
— расчет площадей производственных, складских и вспомогательных помещений;
— выбор, обоснование и разработку объемно-планировочного решения зон, участков и предприятия в целом;
— разработку генерального плана;
— технико-экономическую оценку разработанного технологического проектного решения.
Задачей технологического расчёта АТП является определение необходимых данных (численность рабочих, постов и площадей) для разработки планировочного решения производственного корпуса АТП и организации технологического процесса ТО и TP подвижного состава.
Результаты технологического проектирования служат основой для разработки других частей проекта (строительной, сантехнической, электротехнической и пр.) и во многом определяют качество проекта в целом
1. Технологический расчет АТП
1.1 Исходные данные
Исходными данными для технологического расчёта являются: списочное количество подвижного состава Аи; среднесуточный пробег единицы подвижного состава 1Сс, км; время в наряде Тн, ч; число дней работы подвижного состава в году ДРАБГ; категория условий эксплуатации Ку.э; климатический район Кл.р.; количество подвижного состава, фактический пробег которого не превысил нормативного до списания ресурсного) или до капитального ремонта Аи'; то же, после достижения ресурса или пробега до КР Аи"; пробег подвижного состава с начала эксплуатации в долях х от ресурсного пробега Lp или пробега до КР Lk; для подвижного состава, пробег которого не превысил нормативного до списания или пробега до КР xLj' и для подвижного состава, пробег которого превысил нормативный до списания или КР xL" .
Исходные данные для расчета оформляются в форме таблицы 1
Таблица 1 Исходные данные.
Подвижной состав (марка модель) | шт | км | ч | шт | |||||||
МАЗ-533 605 ВАЗ- 2115 | П П | Умерен. Умерен. | ; ; | ; ; | ; ; | ||||||
1.2 Корректировка нормативов ресурсного пробега (или пробега до КР) и периодичности ТО
Корректировка пробегов LP и Lk подвижного состава осуществляется по формулам
где , — соответственно нормативный пробег до списания (ресурсный) и до КР, км; К1 К2, К3 — коэффициенты, соответственно учитывающие категорию условий эксплуатации, модификацию грузового подвижного состава и организацию его работы, климатические условия, 0,8 — коэффициент, учитывающий снижение норматива межремонтного пробега автомобилей, прошедших КР. Корректировка периодичности ТО-1 и ТО-2 осуществляется по формуле:
где Li — скорректированная периодичность i-ro вида обслуживания, км; - нормативная периодичность i-ro вида обслуживания, км.
Исходные нормативы пробегов, коэффициенты и результаты корректирования нормативов оформляются в виде таблицы 2.
Исходные нормативы пробегов, коэффициенты и результаты корректирования нормативов оформляются в виде таблицы 2.
Таблица 2 — Нормативы ресурсного пробега (или до КР) и периодичности ТО
Подвижной состав | ||||||||||
МАЗ-533 605 | 0,9 | |||||||||
ВАЗ- 2115 | 0,9 | |||||||||
1.3 Расчёт коэффициента технической готовности
Если для подвижного состава предусматривается выполнение КР, то расчётный коэффициент технической готовности
ат = 1 / (1 + (/1000-К4'+(Д'к+Дт)/Lк-Кк), (1.4)
где Дто-тр — удельная норма простоя подвижного состава в днях на 1000 км пробега; К4'-коэффициент, учитывающий пробег автомобиля с начала эксплуатации; Д’к — нормативный простой автомобиля в КР на авторемонтном предприятии в днях; Дт — число дней на транспортировку автомобиля из АТП на авторемонтное предприятие и обратно; Кк — коэффициент, учитывающий долю подвижного состава, отправляемого в КР от их расчётного количества, Кк =0,3…0,6; Lk — скорректированный нормативный пробег подвижного состава до Кр, км.
Для подвижного состава (одной модели), имеющего различные пробеги с начала эксплуатации, в выражении 1.4 подставляется среднее значение коэффициента КД определённое предварительно.
Если все автомобили достигли нормативного пробега Lk и направляются в КР, Кк =1, и, наоборот, если автомобили достигли Lk и продолжают эксплуатироваться, Кк =0. Доля подвижного состава, направляемого в КР, устанавливается по отчётным данным АТП.
Значение ат и составляющих для его расчёта приводятся в форме таблицы 3.
Таблица 3 Коэффициент технологической готовности .
Подвижной состав | км | дни/1000 км | км | дни | дни | ||||
МАЗ 533 605 | 0,48 | ; | ; | ; | 0,90 840 302 | ||||
ВАЗ 2114 | 0,18 | ; | ; | ; | 0,9 635 768 | ||||
1.4 Расчёт годовых пробегов подвижного состава и производственной программы ТО
Годовой пробег единицы подвижного состава определяется
км (1.5)
а годовой пробег группы подвижного состава -;
км (1.6)
В данном методе расчёта простой подвижного состава по организационным причинам не учитывается. Поэтому при расчёте годового пробега используется не коэффициент выпуска автомобилей, а коэффициент технической готовности.
Годовое число обслуживании выполняемых ежедневно при возврате подвижного состава с линии и выпуске на линию, определяется из выражения
= (1.7)
Годовое число обслуживании выполняемых перед ТО и TP,
(1.8)
где NTo-1.г, NTo-2.г — соответственно годовое количество ТО-1 и ТО-2; 1,6 1 коэффициент, учитывающий проведение ЕО при ТР.
Суммарное годовое количество технических обслуживании можно определить по выражениям
(1.9)
(1.10)
Суточная производственная программа по видам обслуживании
(1−11)
Где — суммарное годовое количество обслуживании i-ro вида; - годовое число рабочих дней рассматриваемой зоны обслуживания.
Суточная производственная программа является критерием выбора метода организации ТО (на универсальных постах или линиях).
Исходные данные и результаты расчета годовой производственной программы ТО представлены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4 — Годовые пробеги подвижного состава и годовая производственная программа ТО
Подвижной состав | км | км | |||||
МАЗ 533 605 | |||||||
ВАЗ 2114 | |||||||
Таблица № 5: Суточная производственная программа.
Подвижной сотав | |||||||||
МАЗ-533 605 | |||||||||
ВАЗ-2115 | |||||||||
1.5 Корректирование нормативных значений трудоемкости ЕО, ТО и TP
Скорректированные нормативные трудоемкости в чел.-ч ЕОс (tEOC), EOT), ТО-1() и TO-2(t2) для подвижного состава данного АТП:
(1−12)
(1.13)
(1.14)
(1.15)
где, , — нормативные трудоемкости соответственно ЕОс, ТО-1, ТО-2, чел.-ч; К2, К4 коэффициенты, учитывающие соответственно, модификацию подвижного состава и количество технологически совместимых групп автомобилей.
Корректирование удельной трудоемкости текущего ремонта производится так
(1.16)
где — скорректированная удельная трудоемкость текущего ремонт", чел. ч/1000 км; - нормативная удельная трудоемкость TP, чел.-ч/1000 км; К1, К3, К5- коэффициенты, учитывающие соответственно категорию условий эксплуатации, климатический район и условия хранения. Нормативные трудоемкости ЕО, ТО и TP, коэффициенты корректирования и скорректированные нормативные трудоемкости ЕО, ТО и TP оформляются в виде таблицы 6. Для подвижного состава, имеющего различные пробеги с начала эксплуатации, определяется среднее значение коэффициента К4
Подвижной состав | Вид технического воздействия | Нормативные трудоемкости ЕО, ТО (чел.-ч) и TP (чел.-ч/1000км) | Коэффициенты корректирования | Скорректированные значения трудоемкости ЕО, ТО (чел.-ч) и TP (чел.-ч/1000км) | ||||||
к, | к2 | К3 | К4 | К5 | ||||||
MA3−533 605 | ЕОс | 0,4 | 0,4 | |||||||
ВАЗ-2115 | 0,2 | 0,2 | ||||||||
MA3−533 605 | ЕОт | 0,2 | 0,2 | |||||||
ВАЗ-2115 | 0,1 | 0,1 | ||||||||
MA3−533 605 | ТО-1 | 7,5 | 7,5 | |||||||
ВАЗ-2115 | 2,6 | 2,6 | ||||||||
MA3−533 605 | ТО-2 | 24,0 | 24,0 | |||||||
ВАЗ-2115 | 10,5 | 10,5 | ||||||||
MA3−533 605 | TP | 5,5 | 1,1 | 0,9 | 5,445 | |||||
ВАЗ-2115 | 1,8 | 1,1 | 0,9 | 1,782 | ||||||
1.6 Расчет годовых объемов работ ЕО, ТО и TP
Годовой объем работ ЕО и ТО можно определить по выражению
(1.17)
где TicГ — годовой объем работ i-ro вида обслуживания, чел.-ч; -суммарное годовое количество обслуживании i-ro вида; - трудоемкость i-гo вида обслуживания, чел.-ч.
Годовой объем работ по TP определяется по выражению
(1.18)
Результаты расчета представлены в форме таблицы 7.
Таблица 7 — Годовые объемы работ ЕО, ТО и TP, чел.-ч
Подвижной состав | ТЕОс, | ТЕОт.г | ТтО-1.г | ТтО-2.Г | ТтР.г | |
MA3−533 605 | ||||||
ВАЗ-2115 | ||||||
1.7 Распределение годовых объемов работ ЕО, ТО и ТР по их видам
Данное распределение приводится в форме таблицы 8, основываясь на рекомендациях ОНТП.
Таблица 8 — Распределение годовых объемов работ ЕО, ТО и TP по их видам
Вид технических воздействий и работ | Годовой объем работ по видам подвижного состава | Всего по видам работ, чел.-ч | ||||
MA3−533 605 | ВАЗ-2115 | |||||
% | Чел.-ч | % | чел.-ч | |||
ЕОс (ежедневные): | ||||||
уборочные | 2938,8 | 6817,8 | ||||
моечные | 2493,6 | 1763,3 | 4256,9 | |||
заправочные | 1410,6 | 5289,6 | ||||
контрольно-диагностические | 4433,1 | 1528,1 | 5961,2 | |||
ремонтные (мелкие неисправности) | 13 022,3 | 4114,2 | 17 136,5 | |||
Итого | ||||||
ЕОт (перед ТО и TP): | ||||||
уборочные | 510,4 | 254,4 | 764,8 | |||
моечные по двигателю и шасси | 765,6 | 169,6 | 935,2 | |||
Итого | ||||||
ТО-1: | ||||||
общее диагностирование (Д-1) | 2272,5 | 15,0 | 802,2 | 3074,7 | ||
крепежные, регулировочные, | 20 452,5 | 85,0 | 4545,8 | 24 998,3 | ||
смазочные и др. | ||||||
Итого | ||||||
ТО-2: | ||||||
углубленное диагностирование (Д-2) | 2294,4 | 12,0 | 748,4 | 3042,8 | ||
крепежные, регулировочные, | 20 649,6 | 88,0 | 5488,6 | 26 138,2 | ||
смазочные и др. | ||||||
Итого | ||||||
TP (постовые работы): | ||||||
общее диагностирование (Д-1) | ||||||
углубленное диагностирование (Д-2) | ||||||
регулировочные, разборочносборочные | 27 721,4 | 7258,7 | 34 980,1 | |||
сварочные | 3168,2 | 879,8 | ||||
жестяницкие | 2376,1 | 439,9 | ||||
окрасочные | 4752,3 | 1759,7 | ||||
Итого по постам | 10 778,1 | 50 380,1 | ||||
TP (участковые работы): | 14 256,7 | |||||
агрегатные | 3519,4 | 17 776,1 | ||||
слесарно-механические | 7920,4 | 2199,6 | ||||
электротехнические | 3960,2 | 1319,7 | 5279,9 | |||
аккумуляторные | 1584,1 | 439,9 | ||||
ремонт приборов системы питания | 3168,2 | 659,9 | 3828,1 | |||
шиномонтажные | ||||||
вулканизационные | ||||||
кузнечно-рессорные | 2376,1 | 439,9 | ||||
медницкие | 1584,1 | 439,9 | ||||
сварочные жестяницкие арматурные обойные | 439,9 439,9 439,9 439.9 | 1231,9 1231,9 1231,9 1231,9 | ||||
Итого по участкам Всего по ТP | 11 217.9 | 50 819,9 | ||||
Технологически необходимое (явочное) число рабочих Рт и штатное Рщ I определяются по выражениям
(1.19)
(1.20)
где Tiг — годовой объем работ по зоне ЕО, ТО, TP или участку, чел.-ч;
Фт — годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе, ч; Фш — годовой фонд времени штатного рабочего, ч.
Годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе определяется следующим образом
) (1.21)
где 8 — продолжительность смены, ч; Дк. г Дв, Дп - соответственно количество календарных дней в году, количество выходных дней в году, количество праздничных дней в году. Для производств с нормальными : условиями труда Фт=2070 ч, с вредными условиями труда Фг=1830 ч. Годовой фонд времени штатного рабочего определяется так
Фш=Фт-8(ДогДул),(1.22)
где Дот, Дш — соответственно количество дней отпуска, число дней невыхода на работу по уважительным причинам. Для маляров Фш =1610 ч, для других Фш = 1820 ч.
Результаты расчета численности производственных рабочих приводятся в форме таблицы. При этом в качестве контроля полученных результатов расчета целесообразно сопоставить общее число производственных рабочих с нормативным показателем.
При небольших объемах работ расчетная численность рабочих может быть меньше 1. В этих случаях целесообразно совмещение родственных профессий рабочих, а следовательно, объединение соответствующих работ и участков. К таким работам относятся, например кузнечно-рессорные, жестяницкие, сварочные и медницко-радиаторные работы, электротехнические и карбюраторные, шиномонтажные и вулканизационные, агрегатные и слесарно-механические работы.
При объединении соответствующих работ в графах «Принятое» Рт и Рш отмечают общей скобкой. Результаты расчётов помещены в таблицу 9.
Таблица № 9 Численность производственных рабочих.
Виды технических воздействий и работ | Tir | Рт | Рш | ||||||
расчет | приня | в том числе | расчет | при | |||||
ное | тое | по сменам | ное | нятое | |||||
1-я | 2-я | 3-я | |||||||
ЕОс | |||||||||
уборочные | 6817,8 | 3,29 | 3,75 | ||||||
моечные | 4256,9 | 2,06 | 2,33 | ||||||
заправочные | 5289,6 | 2,56 | 2,91 | ||||||
контрольно-диагностические | 5961,2 | 2,88 | 3,28 | ||||||
ремонтные (мелкие неисправности) | 17 136,5 | 8,28 | 9,42 | ||||||
Итого | 19,06 | 21,68 | |||||||
ЕОт уборочные моечные по двигателю и | 764,8 935,2 | 0,37 0,45 | (1) | 0,42 0,51 | (1) | ||||
шасси | |||||||||
Итого | 0,82 | 0,93 | |||||||
д-1 при ТО-1 при TP | 3074,7 1012 | 1,48 0,49 | 1 1 | 1,69 0,56 | 1 1 | ||||
Итого | 4086,7 | 1,97 | 2,25 | ||||||
Д-2 при ТО-2 при TP | 3042,8 1012 | 1,47 0,49 | 1 1 | 1,67 0,56 | 2 1 | ||||
Итого | 4054,8 | 1,96 | 2,23 | ||||||
ТО-1 | 24 998,3 | 12,08 | 13,74 | ||||||
ТО-2 | 26 138,2 | 12,63 | 14,36 | ||||||
TP (постовые работы): регулировочные, разборочно-сборочные сварочные жестяницкие окрасочные TP (участковые работы): агрегатные слесарно-механические электротехнические аккумуляторные ремонт приборов системы | 34 980,1 4048 2816 6512 17 776,1 10 120 5279,9 2024 3828,1 | 16,9 1,96 1,36 3,15 8,59 4,89 2,55 0,98 1,85 | 2 1 3 9 5 3 1 2 | 19,22 2,22 5 4,04 9,68 5.56 2.9 1,11 2.10 | 2 2 4 10 6 3 1 2 | ||||
питания шиномонтажные | 0,49 | О) | 0,56 | ||||||
вулканизационные кузнечно-рессорные медницкие сварочные жестяницкие арматурные обойные | 1012 2816 2024 1231,9 1231,9 1231,9 1231,9 | 0,49 1,36 0,98 0,59 0,59 0,59 0,59 | 1 1 1 1 1 1 | 0,56 1,55 ш 0,68 0,68 0,68 0,68 | 1 2 1 1 1 1 1 | ||||
Итого | 150 312,3 | 72,61 | |||||||
Всего | 96,43 | ||||||||
1.9 Расчет объема вспомогательных работ и численности вспомогательных рабочих
К вспомогательным работам относятся работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, оснастки и инструмента различных зон и участков, содержание инженерного оборудования, сетей и коммуникаций, обслуживание компрессорного оборудования. Объем вспомогательных работ обычно составляет 20…30% от общего объема работ по ТО и TP подвижного состава (при числе штатных производственных рабочих до 50 — 30%, от 100 до 125 — 25% и свыше 260 — 20%).
При небольшом объеме работ (до 10 000 чел.-ч в год) часть вспомогательных работ может выполняться на соответствующих производственных участках. В этом случае годовой объем работ участка следует увеличить на величину выполняемых на нем вспомогательных работ.
Таблица 10 — Объем вспомогательных работ и численность вспомогательных рабочих
Вид вспомогательных работ | Объем | Численность | |
вспомогательных | вспомогатель | ||
работ, чел.-ч | ных рабочих | ||
Электротехнические | 9903,38 | ||
механические | 3961,35 | ||
слесарные | 6338,16 | ||
кузнечные | 792,27 | 1 1 | |
сварочные | 1584,54 | ||
жестяницкие | 1584,54 | ||
медницкие | 396,14 | _ | |
трубопроводные («слесарные) | 8714,97 | ||
ремонтно-строительные и деревообрабатьшающие | 6338,16 | ||
Итого: | 39 613,5 | ||
1.10 Расчет количества механизированных постов ЕОс для туалетной мойки подвижного состава
Количество механизированных постов для туалетной мойки, включая сушку и обтирку подвижного состава, определяется так
(2.23)
где — суточная производственная программа ЕОс, 0,7 - коэффициент «пикового» возврата подвижного состава с линии; ТВоз — время «пикового» возврата подвижного состава в течение суток, ч; Ny — производительность механизированной установки, автомобилей в час. Для грузового автопарка Ny = 15."20 авт/ч, для легкового Ny = 30…40 авт/ч, для автобусного Ny= 30… 50 авт/ч.
Исходные данные и результаты расчета представляются в форме таблицы Таблица 11 — Количество моечных постов ЕОс
Подвижной состав | NЕОс. с | Коэффициент «пикового» возврата | ТВоз, ч | Nу, авт/ч | ХЕОС* | ||
расчетное | принятое | ||||||
MA3−533 605 | 0,7 | 1,87 | |||||
ВАЗ-2115 | 0,7 | 0,77 | > 1 — , | ||||
1.11 Расчет количества постов ЕО, ТО и TP
Количество постов ЕОс по видам работ, кроме моечных, ЕОт, Д-1, Д-2,ТО-1. ТО-2 и TP определяется из выражения
(2.24)
где — годовой объем работ соответствующего вида технического воздействия, чел.-ч; - коэффициент неравномерности загрузки постов, =1,05… 1.35; Драб. г — число рабочих дней постов в году;: Тсм -продолжительность смены, ч; С — число смен; РСР - среднее число рабочих, одновременно работающих на посту, чел; г/ - коэффициент использования рабочего времени поста,= 0,6…0,9
Количество постов ЕО, ТО и TP определяется отдельно по каждому виду работ: уборочные ЕОс, дозаправочные ЕОс, контрольнодиагностические ЕОс, работы по устранению неисправностей ЕОс, уборочные ЕОт, моечные ЕОт, работы Д-1, Д-2, ТО-1, ТО-2, регулировочные и разборочно-сборочные работы TP, сварочно-жестяницкие, окрасочные и деревообрабатывающие Расчет числа постов ЕОс по видам работ зависит от принятой организации работ. Например, если уборочные, дозаправочные, контрольнодиагностические работы и работы по устранению неисправностей выполняются в период возврата подвижного состава с линии, то в формуле 2.24 Тем =Т воз и С = 1, а в числитель вводится коэффициент «пикового» возврата подвижного состава. При таком варианте организации работ перемещение подвижного состава с поста на пост и на место хранения осуществляется самим водителем, т. е. без участия водителей-перегонщиков Если одна часть перечисленных работ выполняется в период возврата подвижного состава с линии, а другая — перед выходом его на линию, то общая продолжительность работ может составлять 7 или 8 ч при С = 1.
Работы ЕОт выполняются, как правило, в одну смену перед постановкой подвижного состава в ТО или ТР.
Работы ТО-1, ТО-2, Д-1 и Д-2 могут проводиться в одну или две смены в зависимости от производственной программы и объема работ.
Работа разборочно-сборочных постов TP, как правило, организуется в несколько смен с неравномерным распределением объема работ по сменам. В этом случае расчет числа постов TP производится для наиболее загруженной смены, в которую обычно выполняется 50…60% общего объема разборочно-сборочных работ.
Для учета такой неравномерности в числитель формулы расчета количества постов (2.24) необходимо ввести соответствующий коэффициент (0,5,.0,6), а число смен принять С = 1. Работа других постов TP может быть сорганизована в одну или две смены.
Таблица 12 — Количество постов ЕО, ТО и TP
Уборочные работы ЕОС | ||||||||||
МАЗ- 533 605 | 1,2 | 0,75 | 1,27 | |||||||
ВАЗ 2115 | 2938,8 | 1,2 | 1. | 0,75 | 0,96 | L | ||||
1 д | Итого: 2 топливозаправочные работы ЕОс | |||||||||
МАЗ- 533 605 | 1,2 | и | 0,75 | 2,54 | ||||||
ВАЗ 2115 | 1410,6 | 1,2 | 0,75 | 0,92 | ||||||
Итого: 3 Контрольно-диагностические работы ЕОс | ||||||||||
МАЗ- 533 605 | 4433,1 | 1,2 | 1,5 | 0,75 | 1,94 | |||||
ВАЗ 2115 | 1528,1 | 1,2 | 0,75 | 0,67 | ||||||
Исходные данные и результаты расчета количества постов ЕО, ТО и TP по видам работ приводятся в форме таблицы.
Работы ЕОС по устранению неисправностей
МАЗ-533 605 | 13 022,3 | 1,2 | 1,5 | 0,75 | 5,69 | |||||
ВАЗ-2115 | 4114,2 | 1,2 | 0,75 | 2,70 | ||||||
Итого: 7
Уборочные работы ЕОТ
МАЗ-533 605 | 1,2 | 0,75 | 0,2 | (1) | ||||||
ВАЗ-2115 | 1,2 | 0,75 | 0,1 | |||||||
Итого: 1
Моечные работы двигателя и шасси работы ЕОТ
МАЗ-533 605 | 1,2 | 0,75 | 0,2 | (1) | ||||||
ВАЗ-2115 | 1,2 | 0,75 | 0,1 | |||||||
Итого:1
Общее диагностирование (Д-1)
МАЗ-533 605 | 1,2 | 0,75 | 0,2 | (1) | ||||||
ВАЗ-2115 | 1,2 | 0,75 | 0,1 | |||||||
Итого:1
ТО-1 крепежные, регулировочные, смазочные и др.
МАЗ-533 605 | 1,2 | 0,75 | 0,2 | (1) | ||||||
ВАЗ-2115 | 1,2 | 0,75 | 0,1 | |||||||
Итого:1
ТО-2 Углубленное диагностирование
МАЗ-533 605 | 1,2 | 0,75 | 0,2 | (1) | ||||||
ВАЗ-2115 | 1,2 | 0,75 | 0,1 | |||||||
Итого:1
ТО-2 крепежные, регулировочные, смазочные и др.
МАЗ-533 605 | 1,2 | 0,75 | 0,2 | (1) | ||||||
ВАЗ-2115 | 1,2 | 0,75 | 0,1 | |||||||
Итого:1
ТР (Постовые работы) (Д-1)
МАЗ-533 605 | 1,2 | 0,75 | 0,2 | (1) | ||||||
ВАЗ-2115 | 1,2 | 0,75 | 0,1 | |||||||
Итого:1
ТР (Постовые работы) (Д-2)
МАЗ-533 605 | 1,2 | 0,75 | 0,2 | (1) | ||||||
ВАЗ-2115 | 1,2 | 0,75 | 0,1 | |||||||
Итого:1
Регулировочные разборочно-сборочные работы.
МАЗ-533 605 | 1,2 | 0,75 | 0,2 | (1) | ||||||
ВАЗ-2115 | 1,2 | 0,75 | 0,1 | |||||||
Итого:1
Сварочно-жестяницкие работы.
МАЗ-533 605 | 1,2 | 0,75 | 0,2 | (1) | ||||||
ВАЗ-2115 | 1,2 | 0,75 | 0,1 | |||||||
Итого:1
Окрасочные.
МАЗ-533 605 | 1,2 | 0,75 | 0,2 | (1) | ||||||
ВАЗ-2115 | 1,2 | 0,75 | 0,1 | |||||||
Итого:1
1.11.1 Общая численность постов ЕО, ТО, ТР и ожидания
Для разработки планировочного решения производственного корпуса на основе принятого в результате расчета числа рабочих постов (отдельно для одиночных автомобилей и прицепного состава) производится их предварительная корректировка. Корректировка проводится с учетом специализации поста по видам работ, типа поста (тупиковый, проездной), возможности проведения ТО и TP автомобилей и прицепного состава без расцепки (автопоездов), возможности выполнения отдельных работ комплекса ЕОс и ЕОт на других постах и т. п. Общая численность постов ЕО, ТО, TP, ожидания и их корректировка представляются в форме таблицы, как показано на примере для АТП грузовых автомобилей. При этом следует иметь в виду, что каждая поточная линия для выполнения моечных работ принимается за один рабочий пост, рабочий пост для выполнения ТО или TP автопоезда принимается за два рабочих поста, рабочий пост для диагностирования автопоездов, оборудованный одним стендом, принимается за один пост.
Таблица 13 — Сводная таблица постов ЕО, ТО и ожидания
Посты по видам работ | Принятое X | Принятая специализа | ||
по | для | ция и размещение | ||
результатам | разработки | постов, организация | ||
расчета | планировки | работ | ||
ЕОсмоечные | 2 специализированных | |||
проездных поста меха | ||||
низированной мойки | ||||
уборочные и дозаправочные | 5 специализированных | |||
проездных постов | ||||
контрольно-диагностические | 2 специализированных | |||
проездных поста | ||||
ремонтные (мелкие неисправности) | 7 специализированных | |||
тупиковых постов | ||||
ЕОт: уборочные и моечные | ; | работы выполняются hi | ||
постах мойки и уборки | ||||
ЕОс | ||||
Д-1 | 1 специализированный | |||
тупиковый пост | ||||
Д-2 | 2 специализированных | |||
тупиковых поста | ||||
ТО-1 | 8 специализированных | |||
тупиковых постов | ||||
ТО-2 | 8 специализированных | |||
тупиковых постов | ||||
TP: | 12 специализированны: | |||
разборочно-сборочные | ||||
проездных поста | ||||
сварочно-жестяницкие | 3 специализированных | |||
тупиковых поста | ||||
окрасочные | 2 специализированных | |||
тупиковых поста | ||||
Итого: | ||||
Посты ожидания: | ||||
перед линиями моечных работ и ТО | ||||
Итого: | ||||
1.12 Расчет площадей зон ЕО, ТО, TP и производственных участков
1.12.1 Расчет площадей зон ЕО, ТО, TP и ожидания
Площадь зон определяется следующим образом
(2.25)
где — площадь подвижного состава по габаритным размерам в плане, м2; - число постов; Кп — коэффициент плотноста расстановки постов.
Исходные данные и результаты расчета приводятся в форме таблицы.
Таблица 14 — Площадь зон ЕО, ТО, TP и ожидания
Наименование зон | шш | Хм | Кп | 17 Л Fau иг | |
ЕОс и ЕОт | |||||
Д-1иД-2 | |||||
ТО-1 | |||||
ТО-2 | |||||
Регулировочные | |||||
Сварочно-жестяннцкие | |||||
Окрасочные | |||||
Посты ожидания | 5 1 | ||||
Итого: 5035
1.12.2 Расчет площадей производственных участков
Площадь производственных участков определяется
(2.26)
где — площадь на одного работающего, м2; - то же на каждого последующего работающего, м2; Рт — число технологически необходимых рабочих в наиболее загруженной смене.
Исходные данные и результаты расчета приводятся в форме таблицы Таблица 15. Площадь производственных участков
Участки | Рт | fi | Щ | fy.m* | |
дгрегатный (с учётом мойки агрегатов) слесарномеханические электротехнические | 134+108+36+24+18=320″ | ||||
аккумуляторные | |||||
ремонт приборов системы питания | |||||
шиномонтажные | |||||
вулканизационные | |||||
кузнечно-рессорные | |||||
сварочные | |||||
жестяницкие | |||||
медницкие | |||||
арматурные | |||||
Обойные | |||||
Для АТП с числом автомобилей от 250 до 400 площадь помещений для мойки агрегатов и деталей принимается равной 72… 108 м, кислотной — 18…36 м, зарядной-12…24 м2 и аппаратной — 15… 18 м2.
1.13 Расчет площадей складов, вспомогательных и технических помещений
Площадь складов рассчитывается по формуле
(2.27)
где аи - списочное число технологически совместимого подвижного состава; fyc — -удельная площадь данного вида склада на 10 единиц подвижного состава, м2; - коэффициенты, соответственно учитывающие среднесуточный пробег единицы подвижного состава, его тип, высоту складирования и категорию условий эксплуатации.
Площадь складов определяется отдельно по каждому виду хранимых изделий и материалов. В АТП подлежат хранению: запасные части и эксплуатационные материалы, лакокрасочные материалы, инструменты, кислород и ацетилен в баллонах, пиломатериалы, металл, металлолом и ценный утиль (размещаются на территории АТП), шины, подлежащие списанию автомобили (размещаются на территории АТП).
Кроме того, по этим же нормативам определяется площадь участков комплектации и подготовки производства.
Исходные данные и результаты расчета приводятся в форме таблицы.
Таблица 16 — Площадь складов.
Подвижной состав | ли, шт | fyc>m | Коэффициенты корректирования | fc&m | ||||||
к,с | w | к3с | к? | " ш | Расчетная | принятая | ||||
Запасные части и эксплуатационные материалы | ||||||||||
МАЗ- 533 605 | 1,3 | 1,05 | 136,5 | |||||||
ВАЗ-2115 | 0,7 | 1,05 | 29,4 | |||||||
Итого: 166 Двигатели, агрегаты и узлы | ||||||||||
МАЗ- 533 605 | 2,5 | 1,3 | 1,05 | 85,3 | ||||||
ВАЗ-2115 | 1,5 | 0,7 | 1,05 | 22,05 | ||||||
Смазочные мате | Итого: 107 риалы | |||||||||
МАЗ- 533 605 | 1,6 | 1,3 | 1,05 | 54,6 | ||||||
ВАЗ-2115 | 1,5 | 0,7 | 1,05 | 22,05 | ||||||
Итого: 77 Лакокрасочные материалы | ||||||||||
МАЗ- 533 605 | 0,5 | 1,3 | 1,05 | 17,06 | ||||||
ВАЗ-2115 | 0,4 | 0,7 | 1,05 | 5,88 | ||||||
Инст | Итого: 23 элементы | |||||||||
МАЗ- 533 605 | 0,15 | 1,3 | 1,05 | 5,12 | ||||||
ВАЗ-2115 | 0,1 | 0,7 | 1,05 | 1,47 | ||||||
Итого: Металл, металлолом, ценный утиль | ||||||||||
МАЗ- 533 605 | 0,25 | 1,3 | 1,05 | 8,53 | ||||||
ВАЗ-2115 | 0,2 | 0,7 | 1,05 | 2,94 | ||||||
Автомобильный шины | ||||||||||
МАЗ- 533 605 | 2,4 | 1,3 | 1,05 | 81,9 | 82Г | |||||
ВАЗ-2115 | 1,6 | 0,7 | 1,05 | 23,52 | ||||||
Итого: Подлежащие списанию автомобили, | агрегаты | |||||||||
МАЗ- 533 605 | 1,3 | 1,05 | 204,75 | |||||||
ВАЗ-2115 | 0,7 | 1,05 | 58,8 | |||||||
Итого: Участок комплектации и подготовки производства | ||||||||||
МАЗ- 533 605 | 0,8 | 1,3 | i, 05; | 27,3 | ||||||
ВАЗ-2115 | 0,4 | 0,7 | 1,05 * | 5,88 | ||||||
Итого: | ||||||||||
Всего: | ||||||||||
Площади вспомогательных и технических помещений в КП принимаются соответственно в размере 3 и 5..6% (5% для АТП грузовых автомобилей и автобусов и 6% для АТП легковых автомобилей) от общей производственно-складской площади, согласно распределению ТЭПов по элементам 11ТБ. На основе анализа практического опыта определена примерная структура и сделано распределение этих площадей.
Таблица 17 — Вспомогательные помещения
Помещение | Площадь, м | |||
участок ОГМ с кладовой | 115,5 | |||
компрессорная | ||||
Таблица 18 — Технические помещения
Помещение | Площадь, м | |||
насосная мойки подвижного состава | 38.5 | |||
трансформаторная | ||||
тепловой пункт | ||||
электрощитовая | ||||
насосная пожаротушения | 38,5 | |||
отдел управления производством и комната мастеров | 38,5 | |||
Для разработки планировочного решения результаты расчета различных площадей производственно-складских площадей сводятся воедино и представляются в форме таблицы.
Таблица № 19 Общая производственно-складская площадь.
Наименование помещений | % | Площадь, м | |
Зоны ЕО, ТО и TP (с учетом площади постов ожидания) Производственные участки Склады Вспомогательные помещения Технические помещения | 6 11,7 5.57 2,8 | 5035 585 795 192,5 192,5 | |
Итого | |||
2. Планировка производственного корпуса АТП
В результате проведенного технологического расчета целесообразно принять размеры здания в плане 114*60 метров, сетку колонн 12 метров; пролеты 12, 30, 30, 30 и 12 метров, высоту помещений от пола до низа несущих конструкций покрытий 7,2 метра.
Подъемно-транспортное оборудование — кран подвесной электрический грузоподъемностью 5 тонн.
В планировке отражены все производственные участки, складские и Вспомогательные помещения, которые указаны в технологическом расчете.
Зоны ТО, TP, Д-1 и Д-2 расположены в общем помещении для удобства перемещения машин с поста на пост. Расстановка постов выполнена с учетом нормативов расстояний между постами и учитывает ширину проезда для удобного перемещения машин по помещению.
3. Технологический проект производственной зоны
Рассмотрим расположение в плане производственного корпуса электротехнического участка. Технологическое оборудование на участке расставлено в соответствии с нормируемым расстоянием между этим оборудованием, а его ведомость указана на чертеже.
Технологический процесс организован следующим образом: очистка и внешний осмотр деталей и узлов — мойка, сушка — проверка — ремонт или замена узлов и деталей (заменяемый узел или деталь поступает со склада запасных частей или находится на данном участке; не подлежащий ремонту узел или деталь отправляют на склад металла, металлолома и утиля) — сборка — испытание. технический обслуживание ремонт подвижной
4. Технико-экономическая оценка проекта
Для оценки технического уровня разработанного в КП проектного решения АТП используются следующие основные технико-экономические показатели (ТЭП): численность производственных рабочих — Р; число рабочих постов — X; площадь производственно-складских помещений — Sп.
Нормативные значения показателей для условия проектируемого АТП определяются по выражениям где Рудэт, ХУдЭТ — соответственно число производственных рабочих и рабочих постов на 1 автомобиль для эталонных условий; - площадь производственно-складских помещений для эталонных условий на 1 автомобиль, м; Аи — списочное количество подвижного состава (одного типа); Ki К2 К3К4К5К6 — коэффициенты, учитывающие соответственно списочное число технологически совместимого состава, тип подвижного состава, наличие прицепного состава к грузовым автомобилям, среднесуточный пробег единицы подвижного состава, категорию условий эксплуатации и климатический район. Исходные данные и результаты расчета основных нормативных ТЭПов приводятся в форме таблицы.
Оценка технического уровня разработанного проектного решения производится путем сопоставления основных нормативных ТЭПов и показателей, полученных в результате технологического расчета и разработки планировочного решения производственного корпуса (количество постов и площади помещений). Результаты оценки можно представить в виде таблиц.
X | МАЗ- 533 605 | 0,10 | 1,07 | 1,05 | 0,96 | 1,07 | 0,12 | ||||||
ВАЗ- 2115 | 0,08 | 1,14 | 1,00 | 0,96 | 1,07 | 0,09 | |||||||
Sп | МАЗ- 533 605 | 19,00 | 1,06 | 1,05 | 0,9 | 1,07 | 20,36 | 5091,14 | 6924,7 | ||||
ВАЗ- 2115 | 8,50 | 1,12 | 1,00 | 0,9 | 1,07 | 9,17 | 1833,6 | ||||||
Таблица 21. Оценка основных результатов проекта.
Показа тели | Значения показателей, полученных в результате | Расхождение ТЭП с результатами, % | ||||
технологиче ского расчета | разработки планировки | расчета нормативных ТЭП | технологического расчета,% | планировки производственного корпуса | ||
Р | — 10 | — 10 | ||||
X | ||||||
Sп | 6924,7 | — 1,8 | — 1,8 | |||
Заключение
В данной курсовой работе произведено технологическое проектирование автомобильного предприятия. В парке данного предприятия 2 марки автомобилей: 250 грузовых автомобилей МАЗ — 533 605 и 200 легковых автомобилей ВАЗ-2115. В процессе проектирования на основании исходных данных произведён технологический расчёт АТП, определены численность рабочих, количество постов ЕО, ТО, TP и их площадь для разработки планировочного решения производственного корпуса АТП и организации технологического процесса ТО и TP подвижного состава.
В курсовой работе произведены расчёты годовых пробегов подвижного состава и производственной программы ТО, корректирование нормативных значений трудоёмкости ЕО, ТО и TP, распределение годовых объёмов работ ЕО, ТО и TP по их видам, численности производственных и вспомогательных рабочих. Определена структура АТП: количество постов ЕО, ТО, TP и ожидания, производственных участков, складов, вспомогательных и технических помещений. Осуществлена планировка Производственного корпуса и дана технико-экономическая оценка проекта.
Все результаты расчётов сведены в таблицы.
Близость значений ТЭПов с результатами технологического расчёта подтверждает правильность последних. Значения показателей (численности Производственных рабочих, числа рабочих постов и площадей производственно-складских помещений), полученные в результате разработки планировки производственного корпуса, не имеют отклонения более чем на 10% от нормативных ТЭПов для данного АТП, что свидетельствует о прогрессивности разработанного проектного решения.
При выполнении курсовой работы получены определённые навыки по практическому применению теоретических знаний в области технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта.
1. Техническое проектирование предприятий автомобильного транспорта. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта под редакцией проф. Дедманидзе О. Н. — ФГОУ ВПО МГАУ имени В. П. Горячкина 2012 -77с.
2. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта — М. Транспорт, 2008 — 78с.