Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Договорное ценообразование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цена — важнейшая экономическая категория, имеющая большую теоретическую и практическую значимость. Природу и сущность цены как экономической категории нельзя понять без рассмотрения субстанции, величины стоимости и ценности (полезности) товара. Количественным выражением стоимости выступают затраты труда на производство каждого конкретного продукта. Цена дает ответ на вопрос: сколько затрачено… Читать ещё >

Договорное ценообразование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Договорное ценообразование

  • Введение
  • 1. Исходные данные для расчета договорной цены
  • 2. Характеристика товара (услуги), на который (которую) устанавливается договорная цена
  • 3. Сетевой график формирования договорной цены
  • 4. Анализ структуры базовой цены
  • 5. Определение полезного эффекта
  • 6. Обоснование и расчет верхнего и нижнего пределов цены
  • 7. Расчет распределяемого эффекта и коэффициентов распределения
  • 8. Расчет договорной цены
  • 8. Построение графа формирования договорной цены
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Цена — важнейшая экономическая категория, имеющая большую теоретическую и практическую значимость. Природу и сущность цены как экономической категории нельзя понять без рассмотрения субстанции, величины стоимости и ценности (полезности) товара. Количественным выражением стоимости выступают затраты труда на производство каждого конкретного продукта. Цена дает ответ на вопрос: сколько затрачено труда, сырья, материалов, топлива, энергии, транспортных и других расходов на производство и реализацию? С какой производительностью и эффективностью функционирует труд и в конечном итоге каковы совокупность издержек производства, обращения продукции и какова прибыль? достаточна ли она для расширенного, устойчивого развития воспроизводства.

Ценообразование представляет собой процесс формирования и обоснования цен, их уровней, структуры и динамики. Уровень цены — абсолютное, количественное ее выражение; структура цены — удельный вес ее элементов; динамика цены — изменение ее уровня во времени.

В рыночных условиях требуется всестороннее обоснование цен, без этого практически невозможна успешная деятельность любого предприятия, независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности. От правильности установления цен во многом зависит рентабельность предприятия, его конкурентоспособность, объем продаж и другие показатели хозяйственной деятельности. Цена как экономическая категория является сложным интегралом современной экономики, и важно правильно понимать ее природу, экономическую сущность и содержание. В этом состоит актуальность данного курсового проекта.

В ходе выполнения курсового проекта планируется выполнить следующие задачи:

исследуется взаимосвязь важнейших составляющих договорной цены (себестоимость продукции, прибыль, ценность для потребителя, экономический эффект);

анализируются статьи затрат на производство и реализацию продукции;

разрабатываются последовательность (в виде алгоритма) формирования договорной цены;

рассчитываются нижний (затратный) и верхний (конъюнктурный) уровни цены;

определяется экономия затрат при использовании различных видов сырья;

аргументируется квалифицированный подход к распределению эффекта между поставщиком и потребителем продукции;

разрабатывается граф формирования договорной цены.

договорное ценообразование цена товар

1. Исходные данные для расчета договорной цены

№№ п/п

Наименование показателей

Условные обозначения

Величина показателя

Стоимость сырья (технологических дров), руб. /т

С01

Стоимость материалов (этилацетат, топливо), руб. /т

С02

160,3

Энергетические затраты, руб. /т

С03

97,4

Заработная плата, руб. /т

С04

35,25

Начисления на заработную плату, %

С05

38,5

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, руб. /т

С06

51,2

Цеховые расходы, руб. /т

С07

26,3

Общепроизводственные расходы, руб. /т

С08

32,25

Коммерческие расходы, руб. /т

С09

8,9

Прибыль, руб. /т

П0

101,2

Налог на добавленную стоимость, %

НДС0

Транспортные расходы на перевозку сероуглерода, руб. /т

З0

60,44

Расход древесного угля на 1 т сероуглерода, т

У0

0,4

Расход лигнинового угля на 1 т сероуглерода, т

У1

0,35

Транспортные расходы на перевозку лигнинового угля, руб. /т

З1

60,44

Снижение себестоимости 1 т сероуглерода (без учета стоимости углесодержащего сырья), руб.

16,5

Коэффициент соразмерности текущих и единовременных затрат

Е

0,15

Снижение фондоемкости в производстве сероуглерода, руб. /т

62,3

Повышение цены на сероуглерод в связи с повышением его качества, руб. /т

Стоимость 1 га земельных ресурсов, руб.

Цз

Затраты на рекультивацию 1 га земли, руб.

Зр

Площадь отчуждаемых земель для размещения 1 т лигнина, га

S

0,21

Расход лигнина на 1 т лигнинового угля, т

Ул

8,2

Экономия за счет улучшения условий труда на 1 т лигнинового угля, руб.

Эут

6,3

Экономия за счет увеличения фонда рабочего времени на 1 тонну лигнинового угля, руб.

Эрв

5,6

Стоимость сырья (лигнина), руб. /т

С11

128,3

Стоимость материалов (топливо, связующие), руб. /т

С12

182,2

Энергетические затраты, руб. /т

С13

120,15

Заработная плата, руб. /т

С14

59,2

Начисления на заработную плату, %

С15

38,5

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, руб. /т

С16

80,4

Цеховые расходы, руб. /т

С17

32,2

Общепроизводственные расходы, руб. /т

С18

35,2

Коммерческие расходы, руб. /т

С19

9,3

Нормативная рентабельность, %

Р

Налог на добавленную стоимость, руб. /т

НДС1

98,49

Среднегодовая заработная плата работающих в производстве лигнинового угля, руб.

ЗПу

Среднегодовая заработная плата работающих в производстве сероуглерода, руб.

ЗПс

2. Характеристика товара (услуги), на который (которую) устанавливается договорная цена

В качестве традиционного вида товара в данном примере выступает древесный уголь — углеродосодержащий материал, используемый в производстве сероуглерода. Поставщиком древесного угля сероуглеродному заводу служит сухоперегонный лесохимический комбинат.

Древесный уголь — микропористый высокоуглеродистый продукт, образующийся при пиролизе древесины без доступа воздуха. Применяется в производстве кристаллического кремния, сероуглерода, чёрных и цветных металлов, активного угля и т. д., а также как топливо в быту. Новым углеродосодержащим материалом в производстве сероуглерода выступает лигниновый гранулированный уголь, полученный из многотоннажного отхода гидролизной промышленности — лигнина. Изготовителем лигнинового угля является биохимический завод.

Договаривающимся сторонам (сероуглеродному и биохимическому заводам) требуется договорится о контрактной цене на новый углесодержащий материал.

3. Сетевой график формирования договорной цены

4. Анализ структуры базовой цены

Исходные данные для расчета:

С01 — стоимость сырья (технологических дров), руб. /т;

С02 — стоимость материалов (этилацетат, топливо), руб. /т;

С03 — энергетические затраты, руб. /т;

С04 — заработная плата, руб. /т;

С05 — отчисления от зарплаты, руб. /т;

С06 — расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, руб. /т;

С07 — цеховые расходы, руб. /т;

С08 — общепроизводственные расходы, руб. /т;

С09 — коммерческие расходы, руб. /т;

П01 — прибыль, руб. /т;

П02 — налог на добавленную стоимость, руб. /т;

П03 — транспортные расходы на 1 т древесного угля, руб. /т;

Функциональный показатель:

Цб — цена на древесный уголь, руб. /т:

Цб = С01 + С02 + С03 + С04 + С05 + С06 + С07 + С08 + С09 + П0 + НДС0 + З0;

С05 = 35,25 0,385 = 13,57 руб. /т.

НДС0 = (С01 + С02 + С03 + С04 + С05 + С06 + С07 + С08 + С09 + П0) 0,18;

НДС0 = 145,15 руб. /т.

Цб = 280 + 160,3 + 97,4 + 35,25 + 13,57 + 51,2 + 26,3 + 32,25 + 8,9 +101,2 +145,15 + 60,44

Цб = 1011,96 руб. /т.

Цена на древесный уголь составляет 1011,96 руб. /т.

5. Определение полезного эффекта

Исходные данные для расчета:

З0 — Транспортные расходы на перевозку древесного угля, руб. /т;

З1 — то же для лигнинового угля, руб.;

У0 — расходы древесного угля на 1 т сероуглерода, т;

У1 — то же для лигнинового угля, т;

?С — Снижение себестоимости 1 т сероуглерода (без учета стоимости углесодержащего сырья), руб.;

?Ф — Снижение фондоемкости в производстве сероуглерода, руб. /т;

Е — Снижение себестоимости 1 т сероуглерода (без учета стоимости углесодержащего сырья), руб.;

?Ц — Повышение цены на сероуглерод в связи с повышением его качества, руб. /т;

Цз — Стоимость 1 га земельных ресурсов, руб.;

S — Площадь отчуждаемых земель для размещения 1 т лигнина, га;

Ул — Расход лигнина на 1 т лигнинового угля, т;

Эут — Экономия за счет улучшения условий труда на 1 т лигнинового угля, руб.;

Эрв — то же за счет увеличения фонда рабочего времени, руб.

Промежуточные показатели:

Эт - экономия транспортных расходов, руб. /т:

Эт = З0У0/ У1 - З1;

Эт = 60,44 0,4/0,35 — 60,44;

Эт = 8,63 руб. /т

Эм - экономия углесодержащего сырья, руб. /т:

Эм = Цб (У0/ У1 - 1);

Эм = 1011,96 (0,4/0,35 — 1);

Эм = 144,57 руб. /т.

Эз - экономия текущих и единовременных затрат в производстве сероуглерода, руб. /т:

Эз = (?С + Е? Ф) /У1;

Эз = (16,5 + 0,15 62,3) /0,35;

Эз = 73,84 руб. /т.

Эк - экономия от повышения качества сероуглерода, руб. /т:

Эк = ?Ц/ У1;

Эк = 0 руб. /т.

Ээ - экономия экологических затрат, руб. /т:

Ээ = (Цз + Зр) S Ул;

Ээ = (3300 + 9850) 0,21 8,2;

Ээ = 22,64 руб. /т.

Эс - экономия социальных затрат, руб. /т:

Эс = Эут + Эрв;

Эс = 6,3 + 5,6;

Эс = 11,9 руб. /т.

Функциональный показатель:

Эп - полезный эффект на 1 т лигнинового угля, руб.:

Эп = Эт + Эм + Эз + Эк + Ээ + Эс;

Эп = 8,63 +145,57 + 73,84 + 0 + 22,64 + 11,9;

Эп = 262,58 руб.

6. Обоснование и расчет верхнего и нижнего пределов цены

Исходные данные для расчета:

С11 - стоимость сырья (гидролизного лигнина), руб. /т;

С12 - стоимость материалов (топливо, связующие), руб. /т;

С13 - энергетические затраты, руб. /т;

С14 - заработная плата, руб. /т;

С15 - отчисления от заработной платы, руб. /т;

С16 - расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, руб. /т;

С17 — цеховые расходы, руб. /т;

С18 - общепроизводственные расходы, руб. /т;

С19 - коммерческие расходы, руб. /т;

Р — нормативная рентабельность, %;

НДС1 — налог на добавленную стоимость, руб. /т.

Промежуточные показатели:

С1 - нормативная себестоимость 1 т. лигнинового угля, руб.:

С1 = С11 + С12 + С13 + С14 + С15 + С16 + С17 + С18 + С19;

С1 = 128,3 + 182,2 + 120,15 + 59,2 + 22,79 + 80,4 + 32,2 +35,2 + 9,3;

С1 = 669,74 руб.

П1 - нормативная прибыль, руб. /т:

П1 = С1 Р/100;

П1 = 669,74 13/100;

П1 = 87,07 руб. /т.

Функциональные показатели:

Цmin - нижний предел цены на лигниновый уголь, руб. /т:

Цmin = С1 + П1 + НДС1 + З1;

Цmin = 669,74 + 87,07 + 98,49 + 60,44;

Цmin = 915,74 руб. /т.

Цmax — верхний предел цены на лигниновый уголь, руб. /т:

Цmax = Цб + Эп;

Цmax = 1011,96 + 262,58;

Цmax = 1274,54 руб. /т.

7. Расчет распределяемого эффекта и коэффициентов распределения

Исходные данные для расчета:

ЗПу — среднегодовая зарплата работающих в производстве лигнинового угля, руб.;

ЗПс - то же в производстве сероводорода, руб.

Функциональные показатели:

Эр - распределительный эффект, руб. /т:

Эр = Цmax - Цmin;

Эр = 1274,54 — 915,74;

Эр = 358,8 руб. /т.

Кр - коэффициент распределения:

Кр = ЗПу / (ЗПу + ЗПс);

Кр = 12 300/ (12 300 + 11 800);

Кр = 0,51.

Цд - договорная цена за 1 т лигнинового угля, руб. /т:

Цд = Цmin + Эр Кр;

Цд = 915,74 + 358,8 0,51;

Цд = 1098,73 руб. /т.

8. Расчет договорной цены

Таблица 1

Промежуточная и функциональная информация

Исходная, промежуточная и функциональная информация

Условное обозначение

Наименование показателя

Шифр формулы

Расчет формулы

Числовое значение показателя

Условное обозначение

Наименование показателей

Шифр блока

Цб

Оптовая цена реализации 1 тонны древесного угля франко-потребитель

Цб = С01 + С01 + С01 + С01 + С01 + С01 +

С01 + С01 + С01 + П0 + НДС0 + З0

1011,96 руб. /т

С01

Стоимость сырья (технологических дров)

С02

Стоимость материалов (этилацетат, топливо)

С03

Энергетические затраты

С04

Заработная плата

С05

Начисления на заработную плату

С06

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования

С07

Цеховые расходы

С08

Общепроизводственные расходы

С09

Коммерческие расходы

П0

Прибыль

НДС0

Налог на добавленную стоимость

З0

Транспортные расходы на перевозку сероуглерода

Эт

Экономия транспортных расходов

Эт = З0

У0/ У1 — З1

8,63 руб. /т

У0

Расход древесного угля на 1 т сероуглерода

У1

Расход лигнинового угля на 1 т сероуглерода, т

З0

Транспортные расходы на перевозку сероуглерода

З1

Транспортные расходы на перевозку лигнинового угля

Эм

Экономия углесодержащего сырья

Эм = Цб (У0/ У1 — 1)

145,57 руб. /т

Цб

Оптовая цена реализации 1 тонны древесного угля франко-потребитель

У0

Расход древесного угля на 1 т сероуглерода

У1

Расход лигнинового угля на 1 т сероуглерода

Эз

Экономия текущих и единовременных затрат в производстве сероуглерода

Эз = (?С + Е? Ф) /У1

73,84 руб. /т

Снижение себестоимости 1 т сероуглерода (без учета стоимости углесодержащего сырья)

Е

Коэффициент соразмерности текущих и единовременных затрат

Снижение фондоемкости в производстве сероуглерода

У1

Расход лигнинового угля на 1 т сероуглерода

Эк

Экономия от повышения качества сероуглерода

Эк = ?Ц/ У1

0 руб. /т

Повышение цены на сероуглерод в связи с повышением его качества

У1

Расход лигнинового угля на 1 т сероуглерода

Ээ

Экономия экологических затрат

Ээ = (Цз + Зр)

S Ул

16,97 руб. /т

Цз

Повышение цены на сероуглерод в связи с повышением его качества

Зр

Стоимость 1 га земельных ресурсов

S

Затраты на рекультивацию 1 га земли

Ул

Площадь отчуждаемых земель для размещения 1 т лигнина

Эс

Экономия социальных затрат

Эс = Эут + Эрв

11,9 руб. /т

Эут

Экономия за счет улучшения условий труда на 1 т лигнинового угля

Эрв

То же за счет увеличения фонда рабочего времени

Эп

Полезный эффект на 1 т лигнинового угля

Эп = Эт + Эм + Эз + Эк + Ээ + Эс

262,58 руб.

Эт

Экономия транспортных расходов

Эм

Экономия углесодержащего сырья

Эз

Экономия текущих и единовременных затрат в производстве сероуглерода

Эк

Экономия от повышения качества сероуглерода

Ээ

Экономия экологических затрат

Эс

Экономия социальных затрат

Цmax

Верхний предел цены на лигниновый уголь

Цmax = Цб + Эп

1273,54 руб. /т

Цб

Оптовая цена реализации 1 тонны древесного угля франко-потребитель

Эп

Полезный эффект на 1 т лигнинового угля

С1

Нормативная себестоимость 1 т лигнинового угля

С1 = С11 + С12 + С13 + С14 + С15 + С16 + С17 + С18 + С19

669,74 руб.

С11

Стоимость сырья (лигнина), руб. /т

С12

Стоимость материалов (топливо, связующие), руб. /т

С13

Энергетические затраты, руб. /т

С14

Заработная плата, руб. /т

С15

Начисления на заработную плату, %

С16

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, руб. /т

С17

Цеховые расходы, руб. /т

С18

Общепроизводственные расходы, руб. /т

С19

Коммерческие расходы, руб. /т

П1

Нормативная прибыль

П1 = С1 Р/100

87,07 руб. /т

С1

Нормативная себестоимость 1 т лигнинового угля

Р

Нормативная рентабельность

Цmin

Нижний предел цены за лигниновый уголь

Цmin = С1 + П1 + НДС1 + З1

915,74 руб. /т

С1

Нормативная себестоимость 1 т лигнинового угля

П1

Нормативная прибыль

НДС1

Налог на добавленную стоимость

З1

Транспортные расходы на перевозку лигнинового угля

Эр

Распределительный эффект

Эр = Цmax - Цmin

358,8 руб. /т

Цmax

Верхний предел цены на лигниновый уголь

Цmin

Нижний предел цены за лигниновый уголь

Кр

Коэффициент распределения цен

Кр = ЗПу / (ЗПу + ЗПс)

0,51

ЗПу

Среднегодовая заработная плата работающих в производстве лигнинового угля

ЗПс

Среднегодовая заработная плата работающих в производстве сероуглерода

Цд

Договорная цена за 1 т лигнинового угля

Цд = Цmin + Эр Кр

1098,73 руб.

Цmin

Нижний предел цены за лигниновый уголь

Эр

Распределительный эффект

Кр

Коэффициент распределения цен

8. Построение графа формирования договорной цены

Рисунок 1. Граф формирования договорной цены

Заключение

В действующих условиях хозяйствования каждое предприятие самостоятельно устанавливает цену на свой товар. На данный момент существует два подхода к рыночному ценообразованию: установление индивидуальных цен и установление единых цен. Первая формируется на договорной основе в результате переговоров между покупателем и продавцом, обеспечивающих согласование интересов сторон. Вторая характеризуется тем, что все покупатели приобретают товар по одинаковой цене. Внедрение единых цен для всех потребителей связано, как правило, с особенностями рынка конкретного товара или с технической сложностью и крупными издержками при дифференциации цен. Единые цены важны тогда, когда предприниматель предлагает рынку стандартизированный продукт, обычно серийного производства. В данном случае необходимо, чтобы массовый потребитель был осведомлен о цене на товар, сравнивал ее с ценой конкурирующих товаров и имел возможность принимать решение о покупке.

Цена является важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для государств с низким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса это характерно. В последнее время получили широкое развитие и другие, неценовые факторы конкуренции. Цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

В настоящее время у российских фирм часто встречаются следующие ошибки в ценообразовании: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цена используется без связи с другими элементами маркетинга; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка. Данные недостатки вызваны, во многом, наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек, плохих знаний российских руководителей маркетинга.

В ходе выполнения данного курсового проекта были выполнены поставленные цели, рассмотрена сущность и методы формирования ценового ценообразования на примере обоснования цены на модернизированные товар (лигниновый уголь) по сравнению с базовым товаром (древесный уголь).

1. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер. — М.: Ростинтэр, 2010. — 704 с.

2. Маркетинг: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под общ. ред. Г. Л. Багиева. — Спб.: Питер, 2006. — 716 с.

3. Методические рекомендации и задания для выполнения курсового проекта на тему «Договорное ценообразование» по дисциплине «Ценообразование» для студентов экономических специальностей / К. Л. Михайлов. — М. — Архангельск: Юпитер, 2011. — 32 с.

4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцев Е. Б. Современный экономический словарь. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 480 с.

5. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под ред. В. Е. Есипова. — Спб. Издательство «Питер», 2010

6. Экономика предприятия: учебник / под ред. проф.О. И. Волкова. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 520 с.

7. Экономика производственного бизнеса: Учеб. пособие. — М. — Архангельск: Юпитер, 2014. — 416 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой